Рихард вагнер годы жизни. Рихард вагнер - биография, информация, личная жизнь

Творчество Рихарда Вагнера стало символом перелома в музыкальных традициях Европы XIX века. Он совершил смелые открытия, не боясь осуждения и полагаясь лишь на собственную безупречную музыкальную интуицию. Вагнеру выдалась непростая судьба, но, возможно, именно те тягостные испытания, которые пришлись на его долю, и послужили толчком для революционных изменений не только оперных, но и симфонических жанров. Великий реформатор, оказавший значимое влияние стал единственным музыкантом за всю историю, который удостоился чести иметь собственный театр, а фестиваль его имени по сей день собирает только лучших представителей музыкального искусства.

Краткую биографию Рихарда Вагнера и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография

Вильгельм Рихард Вагнер родился 22 октября 1813 года, став младшим сыном в многодетной семье полицейского чиновника, в немецком городе Лейпциге. Отец семейства неожиданно умер от тифа, так и не увидев своего шестимесячного наследника. Чуть позже мать Вагнера снова вышла замуж, и отчимом маленького Рихарда стал Людвиг Гейер. Он занимался живописью, играл в театре и всячески поддерживал любые творческие начинания приемных детей, став им, по сути, настоящим отцом. Меньше чем через год Гейера пригласили служить в королевском театре, и семья перебралась в Дрезден, где Рихард начал своё образование под фамилией отчима. Когда мальчику было 14 лет, Людвиг скоропостижно умер. Мать была вынуждена вернуться в родной Лейпциг.


Вдохновленный творчеством Бетховена , Рихард начинает заниматься музыкой в школе при церкви святого Фомы, где его когда-то крестили. За довольно короткий срок молодой человек проявляет настоящий талант и начинает пробовать свои силы в композиторском искусстве, причем довольно успешно: в период с 1828 по 1832 год он создаёт сонаты, фортепианные пьесы, в том числе увертюру Фауст, произведения для оркестра, симфонию. Многие из этих произведений вскоре были исполнены на концертах, на тот момент Вагнеру не было ещё и 20 лет.


Согласно биографии Вагнера в 1833 году он покидает родной город, отправившись по приглашению брата в Вюрцбург. Затем три годаРихард живёт в Магдебурге, посещает Кёнигсберг, на два года останавливается в Риге. Созданные в это время первые оперы не получили высоких оценок, но Вагнер не останавливается на достигнутом, и следующая опера, «Риенци, последний трибун», становится вполне успешной.

Композиторская деятельность не приносила достойного дохода, и вскоре Вагнер погряз в долгах, от которых решил скрыться в Париже. Туда он тайно перебрался вместе со своей супругой, актрисой Минной Планер. Однако и в этом городе Рихард не нашел признания и финансового благополучия, несмотря на то, что не гнушался даже такой низкооплачиваемой и рутинной работы, как переписывание нот. Но талант и удивительная работоспособность вскоре дали свои плоды: Вагнер доводит до совершенства произведения «Риенци» и «Фауст». Первая из них даже имеет определенный успех в Дрезденском театре в 1842 году. В этот период жизненные перипетии заставляют его серьезно пересмотреть свои взгляды на жизнь и творчество. Всего через год в том же зале проходит премьера «Летучего голландца», в постановке которой сам автор принимает живое участие, а затем – «Тангейзера». Кажется, Вагнер наконец-то нашел своё пристанище в Дрездене: он много пишет, посвящает время композиции, из-под его пера выходит множество произведений в различных жанрах.

Поток творческого самосовершенствования был прерван революцией в Германии 1848 года. Вагнер решил не оставаться в стороне от столь судьбоносных событий и горячо поддерживал революционеров. Но когда оппоненты заняли Дрезден, музыкант все же покинул город, подаривший ему настоящее признание.


Дирижер-реформатор и его личная жизнь


Биография Вагнера гласит, что следующее 10-летие он прожил в Швейцарии. В это время Рихард пребывал в состоянии некой растерянности, поиска новых жизненных и творческих ориентиров. Снова дали о себе знать финансовые трудности, просветами в череде которых являлись лишь единичные постановки и дирижирование на симфонических концертах. Ни литературные, ни музыкальные достижения Вагнера не находили отклика в сердцах тех, от кого могла зависеть их дальнейшая судьба, и уже привычно отправлялись автором «в стол».

Но была в тот период и другая причина столь длительного кризиса в жизни композитора - Матильда Везендонк. Она была супругой богатого мецената Отто Везендонка, который, в свою очередь, был почитателем таланта Вагнера и его другом. Именно близкие отношения с мужем Матильды стали препятствием к воссоединению двух любящих сердец: их чувства судя по всему, были чисто платоническими, что стимулировало бурный поток творческих свершений Вагнера. Благодаря сильным эмоциям и переживаниям мир музыки пополнился операми «Золото Рейна», «Валькирия», «Тристан и Изольда », а также несколькими стихотворениями Матильды, положенными Рихардом на музыку. К слову, сам музыкант на тот момент был официально женат.

Минна (Вильгельмина) Планер вошла в жизнь Вагнера в 1834 году. Она примадонна Магдебургского театра, старше Вагнера на три года. Через полтора года после первой встречи они поженились, и их брак продлился 30 лет. Однако количество проведенных вместе лет отнюдь не равно их качеству. У Минны и Рихарда очень скоро выявились абсолютно разные жизненные цели и стремления: ей хотелось домашней тишины и постоянства, его же все время тянуло на приключения. Роман Вагнера с Матильдой окончательно разрушил брак, а когда стала очевидной бесперспективность отношений с замужней дамой, начался новый виток в личной жизни музыканта.

Новым чувством Вагнер воспылал к дочери Ференца Листа Казиме, которая на тот момент была замужем и имела двоих детей. Вскоре она оставила семью ради главной любви своей жизни, и в 1870 году они с Рихардом поженились. Этот брак подарил Вагнеру троих детей, младшим из которых стал сын Зигфрид - долгожданный и любимый наследник. А Казима стала не только хозяйственной супругой, но и правой рукой Вагнера в делах творческих, а также самой преданной его поклонницей.

Байройтский театр


Когда Вагнер только задумывался о перестройке оперного жанра под собственные амбиции, он отчетливо понимал, что для достойного исполнения «Кольца нибелунга» ему понадобится оперный зал, значительно отличающийся от всех существующих на тот момент в мире. С тех пор его главной мечтой становится собственный театр, где он мог бы реализовать все задуманное.

В 1871 году Рихард с женой Казимой прибывают в баварский город Байройт. Осмотрев имеющийся там один из самых больших театров, он все же приходит к выводу, что и здесь не все соответствует требованиям для постановки главного произведения его жизни. И вдруг Вагнеру поступает неожиданное и судьбоносное предложение: глава города выделяет землю под новый театр, а местный банкир соглашается частично финансировать строительство.

Байройтский театр Вагнера принял первых зрителей в августе 1876 года, когда состоялась премьера его монументальной оперы «Кольцо нибелунга». Внутреннее убранство театра настолько же отличается от общепринятых представлений, насколько новая опера Вагнера разрушает классические каноны. Здесь нет привычных неоклассических элементов декора в виде порталов, колонн, вычурных барельефов, и даже традиционной огромной люстры, так что зрительный зал выглядит довольно аскетично. Главная идея Вагнера заключалась в том, чтобы создать театр, где ничто не будет отвлекать зрителя от оперного искусства.


Решая вопрос об изменении роли оркестра в новой опере, Вагнер также изменил местонахождение музыкантов. Оркестровая яма в его театре располагается практически под сценой, а направляет звуковую волну огромная конструкция в форме ракушки. Таким образом, музыка сначала доходит до актеров на сцене, а потом уже вместе с вокалом отправляется в зал.

После смерти Вагнера Казима взяла на себя организацию ежегодного музыкального фестиваля в Байройте, который по сей день остается одним из самых престижных в мире классической музыки.


Последние годы жизни

Получив в распоряжение собственный оперный театр, Вагнер почти никогда уже не выезжал из Байройта. Он проживал на вилле, построенной специально для него, купался в лучах славы, наслаждаясь покровительством местных знатных богачей.

Последним написанным произведением стала опера «Парсифаль», над которой Вагнер трудился в течение пяти лет. Премьера прошла с оглушительным успехом, и через несколько месяцев Рихард отправился на отдых в Венецию. Там он проходил курс поддерживающих процедур от болезни легких. Вагнер скончался неожиданно, 13 февраля 1883 года. Тело композитора перевезли в Баварию и похоронили в поместье, где он провел последние годы жизни, с осознанием того, что достиг всего, о чем когда-то грезил.



Интересные факты

  • Существует мнение, что Людвиг Гейер был настоящим отцом Вагнера. Артист был близким другом семьи в течение нескольких лет. Один из исследователей биографии Вагнера обратил внимание на то, что сам Рихард однажды усмотрел сходство между своим сыном и отчимом. Официальных подтверждений этой версии нет, однако доподлинно известно, что Вагнер был сильно привязан к Гейеру и во всем стремился подражать ему.
  • В церкви Святого Фомы, где был крещен и начал своё музыкальное образование Вагнер, в течение четверти века служил кантором Иоганн Себастьян Бах .
  • Первый камень в здание будущего Вагнеровского театра был заложен в день рождения музыканта, 22 мая 1872 года.
  • Цикл из 4 опер «Кольцо нибелунга» имеет общую продолжительность исполнения около 15 часов.
  • Байройтский театр работает по назначению всего 4 недели в году - с июля по август, во время Вагнеровского фестиваля. Все остальное время его можно осмотреть на экскурсии, но насладиться уникальной акустикой нельзя.
  • Вагнер был ярым антисемитом, вследствие чего некоторые его статьи сегодня признаны экстремистскими и запрещены к публикации.
  • Когда перед премьерой «Парсифаля» Вагнер узнал, что король выбрал в качестве дирижёра Германа Леви, бывшего евреем, композитор пытался всеми силами нарушить планы монарха, и даже требовал, чтобы Герман крестился, но тот категорически отказался.
  • Всю свою жизнь Вагнер панически боялся «чертовой дюжины» – числа 13. Он родился в 13 году, а количество букв в его имени, написанном латинскими буквами, равняется также 13. Он категорически запрещал назначать премьеры своих опер на 13-е число. По странному стечению обстоятельств, умер маэстро именно 13 февраля.


  • Из биографии Вагнера мы узнаём, что в период проживания в Париже композитор был настолько беден, что решился пойти на унизительную для него должность хориста. Однако во время прослушивания выяснилось, что у музыканта совершенно нет голоса, и его певческих способностей не хватит даже для хора.
  • Во время выступлений Вагнера в Британии, многих ценителей искусства раздражало, что он дирижирует произведения Бетховена наизусть. Это посчитали пренебрежением к великому композитору и сделали Рихарду замечание. На следующем выступлении перед дирижёром стояла партитура, а после его стали хвалить и указывать на то, что оркестр звучал намного лучше. На самом деле Вагнер установил на пюпитре совсем другую партитуру, да к тому же вверх ногами, а дирижировал, как привык – по памяти.
  • Вагнер всегда создавал либретто для своих опер самостоятельно, и никогда не соглашался на предложения других авторов использовать их тексты. Очередному поэту Вагнер отказал, сообщив, что его произведение займёт место в его библиотеке из предложенных ранее либретто под номером 2985.


  • Талант Вагнера долгое время оставался непризнанным в родной ему Германии. Однажды в Вене один из зрителей осмелился задать композитору вопрос, не кажется ли ему его музыка слишком громкой. «Это все для того, чтобы меня услышали в Германии!» - сложив руки рупором, громко заявил Вагнер.
  • Для премьеры оперы «Валькирия» в Вене требовались непременно вороные кони, которые должны были появиться на сцене. Все дрессированные животные, способные на такое выступление, оказались серыми. Вагнер негодовал и грозил отменить премьеру. Тогда один из дипломатов предложил нестандартное решение - покрасить коней в черный цвет. Представление прошло с успехом, а Вагнер душевно благодарил находчивого дипломата.

Новая опера

Одной из главных заслуг Вагнера в мире классической музыки считается его реформация жанра оперы , создание так называемой музыкальной драмы. Ранние творения Вагнера еще насквозь пропитаны подражанием гениям романтизма, однако в скором времени он задумывается о том, что нынешние формы и методы выражения неспособны в полной мере раскрыть всего, что он хотел бы передать в самом монументальном своем произведении – тетралогии «Кольцо нибелунга ». И Вагнер берется за неслыханную работу - он практически полностью перестраивает форму и структуру оперных произведений.

Четко разграниченные ранее арии, ансамбли и хоры под рукой Вагнера превратились в длинные, распевные монологи и диалоги героев, более приближенные к разговорной речи, не имеющие определенных точек «начала» и «конца». Они как бы переплетались между собой, выстраивая абсолютно новую нить повествования, непрерывно поддерживаемую оркестром. Оркестр также получил новую функцию в вагнеровской опере: он не просто сопровождал вокальные партии персонажей, а представлял собой дополнительный способ выражения эмоций, обозначения сюжетных линий и героев. Каждому новому действию, персонажу или явлению Вагнер присваивал собственный лейтмотив. В итоге по ходу представления лейтмотивы становились узнаваемыми, перемешивались и сочетались друг с другом, но неизменно помогали зрителю точнее проникнуть в смысл происходящего на сцене.

Значение Вагнера в истории мировой музыки

Нововведения Вагнера в жанре оперы поддержал такой знаменитый его современник, как Ференц Лист, ставший к тому же тестем Рихарда. Веймарская школа музыки, созданная Листом, по сей день является главным оплотом культа Вагнера. Многие молодые дарования, обучавшиеся там, перенимали стремление усилить способы выразительности, доступные музыканту. Множество имен прославленных композиторов стоит в списке тех, кто подражал Вагнеру и вдохновлялся его творчеством.

Однако, как и любое великое свершение, реформа Вагнера помимо сторонников обрела и ярых противников, общее имя которых - «антивагнеровцы». Такие представители этого движения, как Брамс и Ганслик утверждали, что музыка - искусство вполне самодостаточное, и не нуждается в дополнительных средствах выразительности. Тем не менее творения Вагнера признаны высшим этапом развития романтизма в Европе и в то же время - основой для последующих модернистских течений в музыке. Нововведения, примененные Вагнером, на сегодняшний день стали привычными элементами оперы.

Музыка Вагнера в фильмах


Произведение Фильм
Золото Рейна «Чужой: Завет» (2017)
Валькирия «Гранд Тур» (2017)
Сериал «Теория большого взрыва»
Тангейзер «Когти» (2016)
Лоэнгрин «Ледниковый период: Курс на столкновение» (2016)
Тристан и Изольда «Альтамира» (2016)
Тангейзер «Доверие» (2016)
Летучий голландец «Гонки» (2016)
Тристан и Изольда «Помнить» (2015)
Золото Рейна «99 домов» (2014)
Тангейзер «Личный космос» (2014)
Парсифаль «Пузырь» (2013)
«К чуду» (2012)
Лоэнгрин «Трансформеры 3» (2011)
Летучий голландец «Форпост» (2008)
Золото Рейна «Новый мир» (2005)

Личность Рихарда Вагнера вызывает весьма неоднозначные реакции у каждого, кто хоть немного знаком с его биографией и убеждениями. Он не отличался порядочностью, заводя романы с женами уважаемых вельмож, а Казиму и вовсе увел у своего близкого друга. Проект театра Вагнер «позаимствовал» у одного мюнхенского архитектора, и не посчитал нужным даже спросить его согласия на воплощение. Вагнер обладал крайне скандальными политическими взглядами, был ярым антисемитом, а также пытался влиять на государственные дела короля Баварии. Однако то, что сделал Вагнер для мировой классической музыки, невозможно не заметить и оставить «за бортом».

Видео: смотреть фильм о Рихарде Вагнере

"Музыка - это женщина, - констатировал Рихард Вагнер (Richard Wagner) в своем теоретическом труде "Опера и драма". - Сила зачатия должна быть привнесена в оперу". Не при феминистски настроенных современниках и современницах будь сказано: лишь "оплодотворенная мыслью творца" музыка может "породить настоящую, жизненную мелодию".

Искусство и жизнь были для Вагнера неотделимы. И не удивительно, что не только героиням опер Вагнера, но и его реальным подругам приходилось отдавать себя служению "творящей энергии". Женщины в творчестве и в жизни Вагнера - три года назад на эту тему был проведен даже специальный научный симпозиум.

Образ сестры

Контекст

Контекст

"Женское начало", или "женские прототипы", как выражается биограф композитора Йоахим Кёлер (Joachim Köhler), автор книги "Последний титан", были обильно представлены в жизни Вагнера с самого ее начала. Говоря иными словами, Вагнер вырос среди женщин и на протяжении всей своей жизни предпочитал женское общество мужской дружбе.

У него было пять сестер, старшая из которых, Йоханна Розалия (Johanna Rosalie Wagner), сделала для его воспитания куда больше, чем мать Йоханна Розина (Johanna Rosina Wagner-Geyer). Популярная актриса, она поддерживала Рихарда в его намерении стать музыкантом, наставляла его на путь истинный и осталась в его сердце "ангелом", чью кончину (Розалия умерла при родах первого ребенка в 1837 году) Вагнер горько оплакивал. Есть все основания предполагать, что именно образ сестры воскресает в светлых фигурах Эльзы или Элизабет.

Минна, жена

Примерно с 15 лет (и до последних лет своей жизни) Вагнер регулярно влюбляется. По большей части в актрис или певиц. Первый серьезный роман свел его с примадонной театральной труппы из Магдебурга Вильгельминой, или Минной Планер (Wilhelmine Planer), которой не случайно было доверено амплуа "первой любовницы". Их знакомство состоялось в курортном городе Бад-Лаухштедт в 1834 году. Рихарду было 22, Минне - "уже" 25 лет.

Полтора года спустя они поженились в Кенигсберге. Брак был, по выражению биографов, "обоюдным недоразумением": "опытная" Минна искала стабильности, влюбленный Вагнер жаждал приключений. Тем не менее, брак продлился 30 лет, в течение которых Минне удавалось, несмотря ни на что, сохранять положение "главной женщины" в жизни Рихарда Вагнера.

Если в прежние десятилетия "вагнероведы" придерживались позиции самого Вагнера, отпиравшегося от брака с Минной как от "ошибки юности", то сегодня первая жена, так сказать, реабилитирована. Известно, что Вагнер интенсивно обсуждал с женой творческие планы, в частности, вместе с ней была разработана изначальная концепция оперы "Парсифаль".

Матильда, муза

Матильда Везендонк (Mathilde Wesendonck), жена поклонника Вагнера и мецената Отто Везендонка (Otto Wesendonck), считается "большой любовью" в жизни Вагнера. Роман с замужней дамой и женой друга носил, по всей видимости, платонический характер, что сделало его особенно эмоционально напряженным - и продуктивным в творческом плане.

На всплеске творческой энергии возникают "Золото Рейна" и "Валькирия" (эта опера посвящена Матильде Везендонк). "Любовный треугольник" с Везендонками в большой степени служит источником вдохновения для "Тристана и Изольды". Наконец, пять стихотворений Матильды, положенные на музыку влюбленным композитором, образуют вокальный цикл "Wesendonck Lieder", одно из самых экспрессивных объяснений в любви в истории музыки.

Козима, хозяйка на Зеленом холме

Роман с Матильдой Везендонк, так или иначе не имевший перспективы, привел к окончательному разрыву с Минной. Именно в этот непростой момент Рихард Вагнер встречается с женщиной, сыгравшей центральную роль в его жизни: Козимой (Cosima Wagner), дочерью графини Мари д"Агу и друга Вагнера Ференца Листа.

Роману не помешало то, что Козима была на момент встречи с Вагнером замужней дамой и матерью двух дочерей, а также то, что ее супругом был опять-таки друг Вагнера и пропагандист его творчества, дирижер Ганс фон Бюлов (Hans von Bülow). Бюлов ограничился комментарием: "Как человек Вагнер низок, но как творец - велик". Козима и Рихард Вагнер поженились в 1870 году, в браке родилось трое детей Вагнера: дочери Изольда и Ева и долгожданный сын и наследник Зигфрид.

Именно Козиме, преданной жене, восторженной поклоннице и рачительной хозяйке в одном лице, мы в большой степени обязаны реализацией идеи фестиваля в Байройте. Она же возглавила фестиваль после смерти Вагнера в 1883 году, превратив его в культовое событие мирового масштаба. Но это другая история.

Немецкий композитор Рихард Вагнер - личность неоднозначная. С одной стороны, его политические взгляды противоречат принципам гуманизма (и это еще мягко сказано). Его творчеством (не только музыкой, но и философскими статьями) вдохновлялись идеологи фашистской Германии, превратившие Вагнера в символ нации. С другой стороны, вклад композитора в развитие музыки грандиозен.

Он изменил принципы оперного искусства, введя в оперу сквозное драматическое действие и бесконечную мелодию. Его наследие вдохновляет современных композиторов, продолжает жить в рок-музыке, тяжелом металле и литературе.

Детство и юность

Родился Вильгельм Рихард Вагнер 22 мая 1813 года в Лейпциге – городе, на тот момент принадлежавшем Рейнскому Союзу. Мать Йоханна Розина произвела на свет девять детей. Отец Карл Фридрих Вагнер, полицейский писарь, умер от тифа 23 ноября 1813 года. Уже с этого момента начинаются споры биографов композитора: часть из них считает, что отцом Рихарда был его отчим, Людвиг Гейер.


Замуж за актера Гейера многодетная вдова вышла через три месяца после смерти супруга. Как бы то ни было, этот талантливый человек повлиял на выбор карьеры пасынка. Вторую по значимости роль в судьбе брата сыграла старшая сестра, Йоханна Розалия. Популярная актриса поддерживала Рихарда в намерении стать музыкантом.

До 13 лет Рихард учился в школе Святого Фомы – старейшем гуманитарном училище города. В 15 лет юноша понял, что его знаний недостаточно для написания музыки (а тяга уже возникла), и с 1828 года начал обучаться теории музыки у Теодора Вайнлига, кантора церкви Святого Фомы. В 1831 году продолжил обучение в университете Лейпцига.

Музыка

Как многим знаменитостям, Вагнеру нередко приписывают чужие произведения. Например, в сочетании с его именем в сети упоминается «Реквием по мечте». На самом деле, саундтрек к одноименному фильму написал Клинт Мэнселл в 2000 году. Хотя не исключено, что Мэнселл вдохновлялся вагнеровской композицией «Путь в Вальхаллу» из оперы «Гибель богов»


С именем классика связывают и зловещее «Танго смерти». Согласно легенде, во время массового уничтожения евреев в фашистских лагерях звучала музыка Вагнера. В действительности доподлинно неизвестно, что играли лагерные оркестры. Но маловероятно, что это были его композиции. Вагнер творил с размахом и для исполнения его произведений нужен большой симфонический оркестр.

В XIX веке вагнеровская музыка была настолько революционной, что для постановки «Кольца Нибелунга» по проекту композитора построили Байройтский оперный театр. Акустические эффекты концертного зала тщательно продумывались. Например, оркестровая яма была прикрыта козырьком, чтобы музыка не заглушала голоса певцов.

Вагнер написал 13 опер, из них 8 стали классикой, а также несколько менее масштабных музыкальных произведений, включая либретто к операм, а также 16 томов статей, писем и мемуаров. Оперы Вагнера отличаются длиной, пафосом и эпичностью.

Оперы «Феи», «Запрет любви», «Риенци» относятся к раннему периоду творчества композитора. Первым зрелым произведением стал «Летучий голландец» - эпический рассказ о корабле-призраке. «Тангейзер» рассказывает печальную историю любви менестреля и языческой богини. «Лоэнгрин» - опера о рыцаре-лебеде и неразумной девушке. Здесь уже во весь голос заявляет о себе гений.

«Тристан и Изольда» - рекордсмен по продолжительности отдельных номеров. Любовный дуэт героев во втором акте длится 40 минут, монолог раненого Тристана в третьем акте - 45 минут. Для исполнения вагнеровских композиций оперных певцов пришлось обучать заново. Так зародилась новая оперная школа.


Историю о Кольце Власти Вагнер сочинил за сотню лет до Дж.Р.Р. Толкина. «Золото Рейна» открывает цикл «Кольцо Нибелунга». Вторая опера цикла, «Валькирия», содержит «визитную карточку» Вагнера - сцену «Полёт валькирий». «Зигфрид» - самая позитивная опера в цикле: герой убивает дракона и обретает любовь.

Все завершает «Гибель богов», состоящая из лейтмотивов предыдущих опер цикла, включает знаменитый «Траурный марш на смерть Зигфрида», который впоследствии исполнили на похоронах композитора.

Личная жизнь

Несмотря на то, что Рихард был невысок ростом (166 см) и некрасив, большую часть жизни беден, не обладал титулами или званиями – он всегда привлекал женщин. Множество любовных интрижек с артистками и поклонницами остались никому не известны, но три женщины навечно вписаны в биографию гения.


Минна Планер, первая жена. Закулисное увлечение двадцатилетнего дирижера красивой артисткой увенчалось браком в ноябре 1836 года. Молодая жена была на четыре года старше мужа, опытнее в житейских делах и более прагматична. Семья переезжала из Кенигсберга в Ригу, оттуда – в Петербург, Митаву и Париж. На новом месте Минне удавалось быстро свить уютное гнездышко и обеспечить мужу надежный тыл для творчества.

С годами это давалось ей труднее. После краха революции в 1849 году Вагнеры бежали в Веймар к , а оттуда в Швейцарию. В Цюрихе Рихард встретил новую музу: Матильду Везендонк. Двадцатилетняя красавица и ее муж Отто были горячими поклонниками творчества композитора. Богатый коммерсант Везендонк организовывал концерты Вагнера и подарил тому «тихое убежище» – домик рядом с собственной виллой.


В этом «убежище» написаны «Зигфрид» и «Тристан». Матильда была объектом этой страстной песни любви и ценила ее по достоинству. Муза композитора тоже сочиняла музыку и писала стихи и прозу. Потомкам остались письма Вагнера к Матильде, опубликованные после ее смерти. Доподлинно неизвестно, были ли Рихард и его покровительница любовниками, но большинство биографов так считают.

Любовь к Козиме фон Бюлов настигла Вагнера в 1864 году, в период внезапного благополучия. Юный король Баварский Людвиг II, влюбленный в творчество Вагнера (а по мнению некоторых историков – в самого Рихарда), пригласил его ко двору, в блестящий Мюнхен. И не только расплатился с кредиторами, но и щедро раскрыл казну для финансирования вагнеровских проектов.


Вагнер приглашает в оркестр дирижера Ханса фон Бюлов, счастливо женатого отца двоих детей. Его супруга Козима, внебрачная дочь Ференца Листа, старинного друга Вагнера, становится личным секретарем композитора. И, разумеется, музой и возлюбленной. Вспыхнувшая между Рихардом и Козимой страсть недолго остается тайной для обманутого мужа.

Но вместо Ханса сцену ревности придворному капельмейстеру устроил король, дело запахло скандалом. Ситуацию усугубило то, что на Вагнера тратились колоссальные средства государственной казны, а в Баварии господствовала католическая мораль. Прелюбодеи были с позором изгнаны в Швейцарию.


Развод в те времена был настолько сложным делом, что чета фон Бюлов смогла его получить лишь спустя семь лет. За эти годы Козима родила от Рихарда дочерей Изольду и Еву и сына Зигфрида (рождение мальчика совпало с завершением одноименной оперы). Умерла от сердечной болезни Мина Вагнер, а Людвиг внезапно сменил гнев на милость и попросил Вагнера вернуться ко двору.

В 1870 году Козима и Рихард обвенчались. С этого момента жизнь музы состоит из служения кумиру. Супруги вместе строят театр в Байройте и работают над первой постановкой «Кольца Нибелунга». Премьера состоялась в 1876 году с 13 по 17 августа, навсегда изменив представление европейцев об оперном искусстве.

Смерть

В 1882 Вагнер по настоянию врачей переезжает в Венецию, где умирает в 1883 году от сердечного приступа. Бывшая с мужем до последнего вздоха Козима берет на себя хлопоты о перевозе тела в Байройт и похоронах. Она же организовала и возглавила ежегодный фестиваль в Байройте, посвятив его памяти мужа.


Кроме ежегодного Вагнеровского фестиваля, ставшего культовым мероприятием в мире музыки, остался ещё один интересный памятник гению. Это Нойшванштайн – сказочный замок в горах Баварии, «Лебединый замок», построенный Людвигом II Баварским в память о гениальном друге. Интерьер помещений отражает восхищение короля операми Вагнера.

Произведения

  • 1834 – «Феи»
  • 1836 – «Запрет любви»
  • 1840 – «Риенци, последний из трибунов»
  • 1840 – «Фауст» (увертюра)
  • 1841 – «Летучий голландец»
  • 1845 – «Тангейзер»
  • 1848 – «Лоэнгрин»
  • 1854-1874 - «Кольцо Нибелунга»
  • 1859 – «Тристан и Изольда»
  • 1868 – «Нюрнбернские мейстензингеры»
  • 1882 – «Парсифаль»
Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Вагнера Рихарда

ВАГНЕР Рихард (1813-1883), немецкий композитор, дирижер, музыкальный писатель. Реформатор оперного искусства. В опере-драме осуществил синтез философско-поэтического и музыкального начал. В произведениях это нашло выражение в развитой системе лейтмотивов, вокально-симфоническом стиле мышления. Новатор в области гармонии и оркестровки. Большинство музыкальных драм основано на мифологических сюжетах (собственные либретто). Оперы: «Риенци» (1840), «Летучий голландец» (1841), «Тангейзер» (1845), «Лоэнгрин» (1848), «Тристан и Изольда» (1859), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1867), «Парсифаль» (1882); тетралогия «Кольцо нибелунга» - «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов» (1854-1874). Публицистические и музыкально-эстетические работы: «Искусство и революция», «Художественное произведение будущего» (1848), «Опера и драма» (1851).

ВАГНЕР (Wagner) Рихард (полное имя Вильгельм Рихард) (22 мая 1813, Лейпциг - 13 февраля 1883, Венеция), немецкий композитор.

Начало карьеры
Родился в семье полицейского чиновника, его отец умер через несколько месяцев после рождения будущего композитора. В августе 1814 мать Вагнера вышла замуж за художника, актера и поэта Л. Гайера (Geyer) (возможно, именно он был настоящим отцом будущего композитора). Вагнер посещал школу в Дрездене, затем в Лейпциге. В 15 лет он написал свою первую театральную пьесу, а в 16 начал сочинять музыку. В 1831 поступил в Лейпцигский университет и тогда же начал заниматься теорией музыки под руководством К. Т. Вайнлига, кантора церкви св. Фомы. Год спустя созданная Вагнером симфония была с успехом исполнена в главном концертном зале Лейпцига Гевандхаузе. В 1833 Вагнер получил место театрального хормейстера в Вюрцбурге и сочинил оперу «Феи» (по пьесе К. Гоцци «Женщина-змея»), которая при его жизни не звучала. Отныне и до конца жизни Вагнер сам писал либретто своих опер [некоторые специалисты оценивают литературные достоинства его текстов не слишком высоко, тогда как другие (в том числе Б. Шоу) причисляют их к вершинам немецкой поэзии].

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Дирижер-реформатор
В 1835 Вагнер написал свою вторую оперу - «Запрет любви» (по комедии Шекспира «Мера за меру»). В следующем году она была поставлена в Магдебурге. К тому времени Вагнер уже успел дебютировать как дирижер (выступал с небольшой оперной труппой, которая вскоре обанкротилась). В 1836 он женился на певице Минне Планер и вместе с ней обосновался в Кенигсберге, где ему была предоставлена должность музикдиректора городского театра. В 1837 он занял аналогичную должность в Риге и начал писать свою третью оперу - «Риенци» (по роману английского писателя Э. Булвер-Литтона). В Риге Вагнер развернул активную дирижерскую деятельность, исполняя преимущественно музыку Бетховена. Вагнер произвел подлинную революцию в искусстве дирижирования. Для достижения более полного контакта с оркестром он отказался от обычая дирижировать, стоя лицом к публике, и повернулся лицом к оркестру. Он также осуществил разделение функций правой и левой рук, доныне сохраняющее свое значение: правая рука (в которой дирижер держит палочку) занята преимущественно обозначением темпа и ритма, тогда как левая указывает вступления инструментов, а также динамические и фразировочные нюансы.

Новая опера
В 1839 Вагнер и его жена, спасаясь от кредиторов, перебрались из Риги в Лондон, а оттуда в Париж. Здесь Вагнер сблизился с , . Источником его заработков была поденная работа для издательств и театров; параллельно он сочинял слова и музыку оперы по мотивам легенды о корабле-призраке («летучем голландце»). Тем не менее в 1842 его «Риенци» - образец «большой оперы» во французском духе - был принят к постановке в Дрездене. Ее премьера прошла с большим успехом. Сюжет оперы (о римском патриоте и «последнем трибуне» 14 в.) отразил политические интересы и идеалы самого Вагнера, состоявшего в группировке интеллектуалов-анархистов «Молодая Германия». Опера «Летучий голландец», поставленная в 1843, была воспринята сдержаннее. Между тем, она свидетельствует о значительно возросшем мастерстве Вагнера как музыканта-драматурга. Начиная с «Летучего голландца», Вагнер постепенно отходит от традиционной для оперы 18-19 вв. номерной структуры. Центральная для оперы тема искупления женской любовью становится сквозным сюжетом всего творчества Вагнера, а до некоторой степени и всей жизни. Эта тема с незаурядной силой разработана и в двух следующих произведениях Вагнера, операх «Тангейзер» (1845) и «Лоэнгрин» (1848), которые также основаны на старинных сказаниях и еще более радикально порывают с номерной структурой. Роль основного носителя музыкального содержания принимает на себя оркестр; относительно завершенные отрывки и целые сцены переходят друг в друга плавно, без отчетливо выраженных формальных цезур, а в сольных вокальных партиях преобладает гибкий и свободный ариозный стиль.

Политика и музыка. «Кольцо нибелунга»
Охваченный революционным пылом, Вагнер принял участие в дрезденском антиправительственном мятеже и после его поражения (1849) бежал сначала в Веймар (к ), а затем, через Париж, в Швейцарию. Будучи объявлен государственным преступником, он 13 лет не пересекал границы Германии. В 1850-51 написал антисемитский памфлет «Еврейство в музыке», направленный отчасти против его бывшего покровителя , и работу «Опера и драма», обобщившую его идеи касательно музыкального театра. Тогда же он начал работать над словами и музыкой цикла опер по древним скандинавским сагам и средневековому германскому эпосу. К 1853 текст этого цикла (будущей тетралогии «Кольцо нибелунга») был отпечатан и прочитан друзьям, к числу которых принадлежали меценат Отто Везендонк и его жена, разносторонне одаренная Матильда. Пять ее стихотворений послужили основой песен Вагнера для голоса и фортепиано, а драматическая история запретных отношений Вагнера с женой друга нашла свое отражение в музыкальной драме «Тристан и Изольда», задуманной в 1854 и завершенной пять лет спустя, когда уже была написана половина тетралогии.

Возвращение в Германию
В 1858 Вагнер поссорился с Матильдой Везендонк и покинул Швейцарию, а в 1860 воссоединился с женой в Париже. В 1861 в Парижской опере был поставлен «Тангейзер». Несмотря на то, что Вагнер переработал оперу в соответствии со вкусами французской публики (в частности, дописал большую балетную сцену вакханалии в начале первого акта), произведение было жестоко освистано, причем скандал на премьере имел политическую подоплеку. В 1862 Вагнер получил полную амнистию и право на беспрепятственный въезд в Германию и тогда же окончательно разошелся со своей больной и бездетной женой (умерла в 1866). В 1863 он с успехом дирижировал в Вене, России, других европейских странах (дирижерский репертуар Вагнера включал оркестровые отрывки из его собственных опер и симфонии Бетховена), а в следующем году по приглашению юного короля Баварии Людвига II поселился близ Мюнхена. Король, преклонявшийся перед Вагнером, оказал ему щедрую денежную помощь.

«Тристан и Изольда»
Из-за придворных интриг пребывание Вагнера в Баварии оказалось недолгим. Атмосфера вокруг Вагнера особенно накалилась после того, как стало известно о его романе с Козимой фон Бюлов - дочерью Листа и женой его ученика, музыкального руководителя Королевской оперы Х. фон Бюлова, который, впрочем, не изменил своего отношения к Вагнеру и в 1865 провел в Мюнхене премьеру «Тристана и Изольды». Музыка «Тристана» с неслыханной выразительной силой воспроизводит все оттенки любовной страсти. При этом огромная партитура (свыше четырех часов музыки) выполнена удивительно экономными средствами. Основным мелодическим элементом служит четырехзвучный восходящий хроматический мотив (с него начинается вступление к опере и им же завершается ее последняя сцена - «Смерть Изольды»), а в гармонии преобладает принцип эллипсиса, то есть постоянно откладываемого разрешения диссонанса (так называемая «бесконечная мелодия»). Тем самым воссоздается атмосфера непреодолимого и страстного томления. Концепция оперы основана на идее единства любви и смерти и отражает приверженность Вагнера к философии А. Шопенгауэра.

«Нюрнбергские майстерзингеры»
В совершенно ином духе выдержаны посвященные Людвигу II «Нюрнбергские майстерзингеры» - история о победе нового, свободного и возвышенного искусства над ограниченным педантизмом консерваторов. Хотя действие «Майстерзингеров» разворачивается в Нюрнберге середины 16 в., центральная коллизия оперы имеет отчетливый автобиографический подтекст. Если в «Тристане» господствует стихия напряженной хроматики, то в «Майстерзингерах» - полнокровная, мощная диатоника; существенную роль играет контрапункт. Персонажи оперы - не мифологические фигуры (как в остальных зрелых операх Вагнера), а люди из плоти и крови, представляющие разные слои общества. Опера изобилует народными и бытовыми сценами и содержит ряд относительно законченных песен, хоров, танцев, ансамблей. Один из центральных героев, Ганс Закс (Сакс)- реальное историческое лицо, ремесленник, поэт и музыкант (майстерзингер, то есть «мастер пения»), - представлен в опере как носитель исконных немецких ценностей. Венчающий оперу финальный монолог Закса - настоящий манифест немецкого национализма.

Новый театр в Байрейте
Премьера «Майстерзингеров» (под управлением ) состоялась в Мюнхене в 1868. К этому времени Вагнер уже свыше двух лет жил в Трибшене близ Люцерна. Козима переехала к нему в 1866. К моменту оформления законного брака (1870) у них уже было двое детей (младшая дочь родилась позднее). Между тем в Мюнхене по настоянию Людвига II были поставлены первые две оперы все еще не оконченного «Кольца нибелунга» - «Золото Рейна» и «Валькирия». Вагнер сознавал, что для постановки всего цикла ему необходим особый театр, построенный по специальному проекту, учитывающему требования «совокупного произведения искусства» (музыкальной драмы, объединяющей музыку, поэзию, сценографию, сценическое движение и др.). В 1872 он торжественно заложил здание нового театра в Байрейте (к северо-востоку от Нюрнберга) и энергично взялся за добывание средств на его постройку. В 1874, когда предприятие оказалось на грани провала, король в очередной раз помог Вагнеру. В том же году Вагнер завершил последнюю оперу цикла, «Закат богов».
Открытие байрейтского фестивального театра состоялось летом 1876 постановкой всего «Кольца нибелунга» под управлением Ганса Рихтера. Вся тетралогия длится около 18 часов (самое длинное музыкальное произведение в истории). «Золото Рейна» не делится на акты и выполняет функцию «вступительного вечера», тогда как остальные три оперы - «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов» - содержат по три акта каждая (в «Гибели богов» есть еще и пролог, что уподобляет структуру этой оперы структуре тетралогии в целом). Огромная конструкция поддерживается в высшей степени детализированной системой коротких музыкальных тем - так называемых лейтмотивов - каждая из которых несет символический смысл, указывая на определенного персонажа, обозначая то или иное понятие, предмет и т. п. При этом лейтмотивы - не просто условные знаки, но и объекты активного симфонического развития; их сочетания служат прояснению подтекстов, не выраженных непосредственно в либретто (аналогичная система приемов действует также в «Тристане» и «Майстерзингерах»). Воплощенный в «Кольце» древний миф не сводится к истории борьбы богов, людей и карликов за власть над миром, олицетворяемую золотым кольцом нибелунга (карлика) Альбериха. Как и всякий подлинный миф, он содержит глубочайшие прозрения, связанные со всеми сторонами человеческого бытия. Одни комментаторы считают «Кольцо» прообразом современных наук о человеке (психоанализа З. Фрейда, аналитической психологии К. Г. Юнга, структурной антропологии К. Леви-Стросса), другие - идеологической основой социализма или фашизма, третьи - притчей об индустриальном обществе и т. д., однако ни одна частная интерпретация не исчерпывает всего многообразия его содержания.

Последние годы
Художественный триумф Вагнера на первом байрейтском фестивале обернулся финансовой катастрофой. В 1877, надеясь возместить понесенные потери, Вагнер дирижировал концертами в Лондоне. Позднее в том же году он приступил к сочинению оперы («торжественной сценической мистерии») «Парсифаль» по мотивам эпического романа немецкого средневекового поэта-рыцаря В. фон Эшенбаха. Большую часть 1880 Вагнер провел в Италии. Вскоре «Парсифаль» был завершен, и на последних в жизни Вагнера байрейтских торжествах 1882 состоялась его премьера под управлением Германа Леви. В «Парсифале» Вагнер вновь разрабатывает тему искупления, выдвигая на первый план христианские мотивы причастия и самоотречения. В конце 1882 Вагнер выехал в Венецию, где вскоре умер от сердечного приступа. Похоронен в Байрейте.

Непреходящее значение Вагнера
Степень влияния Вагнера на современников и потомков невозможно переоценить. Он обогатил гармонический и мелодический язык музыки, открыл новые сферы музыкальной выразительности и неслыханные оркестровые и вокальные краски, ввел в обиход новые методы развития музыкальных идей. Личность и творчество Вагнера вызывали обожание или ненависть (или оба эти чувства вместе - как в случае Фридриха Ницше); но даже самые убежденные противники Вагнера не отрицали его величия.
Сын Вагнера Зигфрид (1869-1930) - композитор (автор нескольких сказочных опер), дирижер, оперный режиссер. На его рождение Вагнер сочинил свое единственное произведение для камерного оркестра - обаятельную «Зигфрид-идиллию», основанную на темах из оперы «Зигфрид». Немногие сохранившиеся записи Зигфрида Вагнера (с байрейтских спектаклей) свидетельствуют о его высоком дирижерском мастерстве.Сыновья Зигфрида, внуки Вагнера, Виланд (1917-1966) и Вольфганг (р. 1919), - видные оперные режиссеры.

Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 г., в Лейпциге, в небольшой чиновничьей семье. Поступив в школу святого Фомы в 1828 г., он начал свое музыкальное образование. Его первым учителем стал церковный кантор Т. Вайнлиг.

В 1831 г. Вагнер стал студентом лейпцигского университета.

Творческий путь

Период 1833-1842 был самым беспокойным и одновременно плодотворным. Постоянно испытывая острую нужду в деньгах, Вагнер поступил на должность театрального хормейстера в Вюрцбурге.

Он работал хормейстером и дирижером в норвежском, парижском и лондонском театрах. Во время путешествия по Европе, создал увертюру “Фауст”. Также в это время была написана опера “Летучий голландец”.

Заслуженную славу он получил в 1842 г., когда состоялась дрезденская премьера его оперы “Риенци, последний из трибунов”. В 1843 г. он поступил на должность капельмейстера при дворе саксонского монарха.

В 1849 г. принял непосредственное участие в майском восстании. Во время революционных действий познакомился с одним из основоположников анархии, М. А. Бакуниным. Когда восстание потерпело поражение, Вагнер бежал в Швейцарию. Там было создано либретто тетралогии “Кольцо Нибелунга”.

Там же, в Цюрихе, была написана опера “Тристан и Изольда”.

Влияние Вагнера

Реформа оперы оказала гигантское влияние на музыку как в Европе, так и в России. Вагнер основывался на музыкальном романтизме, одновременно закладывая основание для модернистских течений.

Главным пропагандистом Вагнера в России был его близкий друг, А. Н.Серов . Кроме того, творчество выдающегося немецкого композитора во многом повлияло на Н. А. Римского-Корсакова. “Вагнеровские нотки” четко прослеживаются в творчестве А. Г. Рубинштейна и А. Н. Скрябина.

Последние годы жизни и смерть

В 1864 г. Вагнер сблизился с баварским монархом, Людвигом II. Монарх оплатил многие долги композитора и оказывал ему всестороннюю поддержку.

Перебравшись в Мюнхен, Вагнер дописал “Кольца Нибелунгов” и создал комическую оперу “Нюрнбергские мейстерзингеры”.

Премьера оперы “Кольцо Нибелунгов” состоялась в 1876 г. Спустя 6 лет состоялась громкая премьера мистерии “Парсифаль”.

В 1882 г. состояние здоровья немецкого композитора резко ухудшилось и он отправился в Венецию. Музыкант ушел из жизни в 1883 г., от сердечного приступа. Рихард Вагнер был похоронен в Байройте.

Другие варианты биографии

  • Изучая краткую биографию Рихарда Вагнера, следует знать, что он сочувствовал идеям антисемитизма. Немногим позже в нацистской Германии был создан практически культ личности композитора.
  • Работая над своими операми, Вагнер одевался в костюмы, которые соответствовали интересующей его эпохе. По его словам, так он лучше “чувствовал время”.
  • По его собственному признанию, он рассматривал музыку как доступный метод выражения своих философских идей. Вагнер сочувствовал многим идеям Шопегнауэра , что нашло отражение в его своеобразном творчестве.
  • Рихард Вагнер дважды вступал в официальный брак. Имел много внебрачных связей. Громкий, скандальный роман с К.фон Бюлов, которая была внебрачной дочерью композитора Ф. Листа, потряс европейское общество. Она и стала второй супругой Вагнера.
  • Композитор был известен своим “полным погружением” в творчество. Это привело к тому, что во время исполнения второго акта оперы “Тристан и Изольда” в мюнхенской опере, дирижирующего Вагнера поразил сердечный приступ.