Презентация е в ковалевой шинель гоголя. Презентация на тему Н

Николай Васильевич Гоголь Повесть «Шинель»

Несмотря на то что «Шинель» вышла почти одновременно с центральным произведением Гоголя «Мертвые души» (1842), она не осталась в тени. Повесть произвела сильнейшее впечатление на современников. Белинский, по-видимому прочитавший «Шинель» еще в рукописи, сказал, что это «одно из глубочайших созданий Гоголя». Известна крылатая фраза: «Все мы вышли из гоголевской "Шинели"». Эту фразу записал французский литератор Мелькиор де Вогюэ со слов одного русского писателя. К сожалению, Вогюэ не сообщил, кто был его собеседником. Скорее всего, Достоевский, но высказывалось предположение, что это мог сказать и Тургенев. Так или иначе, фраза афористически точно характеризует влияние Гоголя на русскую литературу, осваивавшую тему «маленького человека», углублявшую свой гуманистический пафос.

Тема. Проблематика. Конфликт В «Шинели» поднимается тема «маленького человека» - одна из постоянных в русской литературе. Первым затрагивает эту тему Пушкин. Его маленькие люди - это Самсон ВыринСтанционный смотритель»). Евгений («Медный всадник»). Как и Пушкин, Гоголь раскрывает в самом прозаическом персонаже способность к любви, самоотречению, самоотверженной защите своего идеала.

В повести «Шинель» Гоголь ставит социальные и нравственно-философские проблемы. С одной стороны, писатель выступает с резкой критикой того общества, которое превращает человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто « натрунились и наострились вдоволь» над «вечными титулярными советниками», над теми, у кого жалование не превышает четырехсот рублей в год. Но с другой стороны, гораздо более существенно обращение Гоголя ко всему человечеству со страстным призывом обратить внимание на «маленьких людей», которые живут рядом с нами. Ведь Акакий Акакиевич заболел и умер не только и не столько потому, что у него украли шинель. Причиной его смерти стало и то, что он не нашел поддержки и сочувствия у людей.

Конфликт маленького человека с миром вызывается тем, что у него отнимают его единственное достояние. Станционный смотритель теряет дочь. Евгений - возлюбленную. Акакий Акакиевич - шинель. Гоголь ужесточает конфликт: для Акакия Акакиевича целью и смыслом жизни становится вещь. Однако автор не только снижает, но и возвышает своего героя.

Акакий Акакиевич Башмачкин Портрет Акакия Акакиевича рисуется Гоголем подчеркнуто незавершенным, недовоплощенным, иллюзорным; целостность Акакия Акакиевича должна быть впоследствии восстановлена с помощью шинели. Рождение Акакия Акакиевича выстраивает модель алогичного и грандиозно-космического гоголевского мира, где действуют не реальные время и пространство, а поэтическая вечность и человек перед лицом Рока. Вместе с тем это рождение является мистическим зеркалом смерти Акакия Акакиевича: только что родившая Акакия Акакиевича мать именуется Гоголем «покойницей» и «старухой», сам Акакий Акакиевич «сделал такую гримасу», будто предчувствовал, что будет «вечным титулярным советником»; крещение Акакия Акакиевича, происходящее сразу же после рождения и дома, а не в церкви, скорее напоминает отпевание покойника, нежели крестины младенца; отец Акакия Акакиевича тоже оказывается как бы вечным покойником («Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий»).

Ключом к образу Акакия Акакиевича является скрытое гоголевское противопоставление «внешнего» и «внутреннего» человека. «Внешний» - косноязычный, невзрачный, глуповатый переписчик, не способный даже «переменить кое-где глаголы из первого лица в третье», хлебающий с мухами свои щи, «вовсе не замечая их вкуса», покорно терпящий издевательства чиновников, сыплющих «на голову ему бумажки, называя это снегом». «Внутренний» человек как будто говорит нетленное: «Я брат твой». В мире вечном Акакий Акакиевич - аскет-подвижник, «молчальник» и мученик; уединившись от соблазнов и греховных страстей, он осуществляет миссию личного спасения, на нем как будто лежит знак избранничества. В мире букв Акакий Акакиевич обретает счастье, наслаждение, гармонию, здесь он полностью доволен своим жребием, ибо осуществляет служение Богу: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?»

Акакий Акакиевич Башмачкин

Петербургский северный мороз становится дьявольским соблазном, какой Акакий Акакиевич не в силах преодолеть (старая шинель, издевательски называемая чиновниками капотом, прохудилась). Портной Петрович, наотрез отказываясь подновлять старую шинель Акакия Акакиевича, выступает в роли демона-искусителя. Новенькая шинель, в которую облачается Акакий Акакиевич, символически означает как евангельскую «ризу спасения», «светлые одежды», так и женскую ипостась его личности, восполняющую его неполноту: шинель - «вечная идея», «подруга жизни», «светлый гость». Аскета и затворника Акакия Акакиевича охватывает любовный пыл и греховная горячка. Впрочем, шинель оказывается любовницей на одну ночь, заставляя Акакия Акакиевича совершить ряд непоправимых роковых ошибок, выталкивая его из блаженного состояния замкнутого счастья в тревожный внешний мир, в круг чиновников и ночной улицы. Акакий Акакиевич, таким образом, предает в себе «внутреннего» человека, предпочтя «внешнего», суетного, подверженного людским страстям и порочным наклонностям.

Работа с текстом

Пагубная мысль о теплой шинели и ее приобретение резко меняют весь образ жизни и характер Акакия Акакиевича. Он едва не допускает ошибки во время переписывания. Ломая свои привычки, соглашается пойти на вечеринку к чиновнику. В Акакии Акакиевиче, больше того, просыпается ловелас, устремляющийся в погоню за дамой, «у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения». Акакий Акакиевич пьет шампанское, объедается «винегретом, холодной телятиной, паштетом, кондитерскими пирожками». Он изменяет даже любимому делу, и расплата за измену своему поприщу не замедлила его настигнуть: грабители «сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал». Акакий Акакиевич теряет всю свою тихую кротость, совершает несвойственные его характеру поступки, он требует от мира понимания и помощи, активно наступает, добивается своего.

Работа с текстом

По совету чиновников Акакий Акакиевич отправляется к «значительному лицу». Столкновение с генералом происходит как раз тогда, когда Акакий Акакиевич перестает быть «внутренним» человеком. Сразу после угрожающего вопля «значительного лица» Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения». Уходя из жизни, Башмачкин бунтует: он « сквернохульничал,произнося страшные слова», следовавшие «непосредственно за словом "ваше превосходительство"». После смерти Акакий Акакиевич меняется со «значительным лицом» местами и в свою очередь осуществляет Страшный Суд, где нет места рангам и званиям, и генерал и титулярный советник одинаково держат ответ перед Высшим Судией. Акакий Акакиевич является по ночам зловещим призраком-мертвецом «в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели». Успокоился и исчез призрак Акакия Акакиевича только тогда, когда ему под руку попалось «значительное лицо», справедливость как будто восторжествовала, Акакий Акакиевич словно осуществил грозное Божье наказание, облекся в генеральскую шинель.

Фантастический финал произведения - утопическое осуществление идеи справедливости. Вместо покорного Акакия Акакиевича появляется грозный мститель, вместо грозного «значительного лица» - лицо подобревшее и смягченное. Но на самом деле этот финал неутешителен: возникает ощущение богооставленности мира. Бессмертная душа охвачена жаждой мщения и вынуждена сама же это мщение и творить.

P.S. Знаменитый маленький человек Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой. Точно про него известно только, что он - маленький. Не добрый, не умный, не благородный, Башмачкин всего лишь представитель человечества. Самый что ни на есть рядовой представитель, биологическая особь. И любить, и жалеть его можно только за то, что он тоже человек, «брат твой», как учит автор. В этом «тоже» заключалось открытие, которое пылкие поклонники и последователи Гоголя часто трактовали превратно. Они решили, что Башмачкин хороший. Что любить его надо за то, что он жертва. Что в нем можно открыть массу достоинств, которые Гоголь забыл или не успел вложить в Башмачкина. Но сам Гоголь не был уверен, что маленький человек - герой безусловно положительный. Поэтому он и не удовлетворился «Шинелью», а взялся за Чичикова…

Вопросы и задания к повести «Шинель» (1) 1. Докажите, что повествование в повести ведется от лица рассказчика, который не совпадает с автором. В чем смысл изменения отношения повествователя к Акакию Акакиевичу на протяжении повести? 2. Подтвердите примерами мысль о том, что главный герой повести лишен "лица" от рождения (имя, фамилия, портрет, возраст, речь и т. д.). 3. Докажите, что образ Акакия Акакиевича "живет" в двух измерениях: в обезличенной действительности и в бесконечной и вечной Вселенной. Почему именно попытка героя обрести свое "лицо" приводит его к гибели?

Тест 1. « Кривой глаз и рябизна по всему лицу»- это о ком: а) об Акакии Акакиевиче; б) о Петровиче; в) о « значительном лице». 2. Имя Акакий Акакиевич получил: а) по святцам; б) кума настояла; в) матушка дала. 3. Имя «значительного лица»: а) Григорий Петрович; б) Иван Иванович Ерошкин; в) не то Иван Абрамович, не то Степан Варламович.

4. Акакий Акакиевич: а) положительный герой; б) отрицательный герой; в) противоречивый характер. 5. Пейзаж: а) играет важную роль; б) не играет особой роли; в) его здесь нет. 6. Шинель: а) художественная деталь; б) символ; в) образ.

7. Повесть «Шинель»: а) фантастическая; б) жизнеподобная; в) романтическая. 8. Акакий Акакиевич: а) синонимичен пушкинскому « маленькому человеку»; б) это другой вид; в) его нельзя отнести к маленьким людям. 9. Главный вывод автора: а) «маленький человек» достоин уважения; б) он продукт бесчеловечного государства; в) он сам виноват в своей «малости».

Вопросы и задания к повести «Шинель» (2) 1. Однажды Гоголю рассказали историю о том, что один чиновник страстно хотел иметь ружьё. Необычайной экономией и усиленными трудами скопил немалую по тем временам сумму в 200 рублей. Именно столько стоило лепажевское ружьё (Лепаж был искуснейшим оружейником того времени), предмет зависти каждого охотника. Ружьё, бережно положенное на носу лодочки, исчезло. Очевидно, его стянуло в воду густым камышом, сквозь который пришлось плыть. Поиски были тщетны. Ружьё, из которого не было сделано ни одного выстрела, навеки похоронено на дне Финского залива. Чиновник слёг от горячки (деталь, сохранённая в повести). Сослуживцы пожалели его и в складчину купили ему новое ружьё. Почему Гоголь ружьё заменил шинелью и переосмыслил финал повести? 2. Почему автор так подробно описывает, как собирались деньги на шинель, как покупалось сукно, подкладка, воротник, как она шилась? 3. Расскажите о портном Петровиче и месте этого персонажа в повести. 4. Как изменяется герой, увлечённый мечтой о шинели? 5. Как относится Гоголь к своему герою и когда это отношение начинает меняться? 6. Смешон или жалок Башмачкин? (Обоснуйте с цитатами из произведения.)

1 2 Подбери цитаты из повести «Шинель»

Урок литературы в 9 классе.

Провела: Плескачева Н.В.,

учитель русского языка и литературы.

МКОУ «Кисловская СШ»

Быковского района

Волгоградской области.

Тема: «Человек, Лицо, Вещь » (По мотивам повести «Шинель»)

Цели и задачи урока:

- познакомить с повестью Н. В. Гоголя “Шинель”;

- определить тему, идею,

Раскрыть художественное новаторство Гоголя в развитии темы «маленького человека».

- проследить раскрытие темы “маленького человека” в русской литературе;

- учить анализу текста;

Работа с литературоведческими понятиями “портрет”, “деталь” и др.

Развитие навыков монологической речи;

Развитие навыков работы с критической литературой;

Воспитание любви и уважения к личности человека.

Эпиграфы :

    «Он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья»

А. Н. Некрасов

2. «Когда люди совершенно ограблены… они ищут спасенья у потусторонней силы!»

М. А. Булгаков

3. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»

Ф. М. Достоевский

Оборудование : компьютер, проектор, презентация к уроку

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

II. Актуализация знаний.

Учитель. Тема нашего урока «Человек, Лицо, Вещь» (По мотивам повести «Шинель»). Слайд 1

Назвать цели урока.

Эпиграфы. Слайд 2

В начале урока я хочу, чтобы вы посмотрели небольшой ролик по повести Н. В. Гоголя «Шинель» и еще раз вспомнили сюжет и героев, с которыми знакомились, читая гоголевское произведение. Слайд – ролик 3

Слайд 4

Какова история создания повести? Послушайте, что говорят об этом современники Н. В. Гоголя.

Однажды при Гоголе был рассказан анекдот, который его вдохновил на создание повести “Шинель”. Он звучал так: жил один бедный чиновник, но страстный охотник. Он долго копил на ружье, о котором мечтал. Его мечта сбылась, но он его потерял, плывя по Финскому заливу. Вернувшись домой, от расстройства он умер.

ІІІ. Проверка домашнего задания. Слайд 5

Цель : выявить знания учащихся по сюжету повести.

    Чин гоголевского чиновника? (Вечный титулярный советник)

    Кто это? Догадайтесь по описанию:

а) «Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалованья или около того» (Мороз)

б) «И долго потом среди самых веселых минут, представлялся ему (?) низенький чиновник с лысиной на лбу, со своими проникающими словами» (Один молодой человек)

в) «Сначала его называли просто Григорий и был крепостным человеком у какого – то барина…» (Петрович).

3. Восстановите предложение.

«Мало сказать: он служил ревностно, нет… (он служил с любовью)

Слайд 6 - «Притча о человеке»

ІV. Слово учителя .

В жаркий летний день древние афиняне увидели на площади Демосфена с горящим фонарем в руках.

Ты что ищешь?- спросили они.

Я ищу человека, - отвечал Демосфен и продолжил свой путь. Через время афиняне опять обратились к Демосфену:

Так что же ты ищешь, Демосфен?

Я ищу человека...

Кого: его, меня..?

Я ищу Че-ло-ве-ка!

- Так что же это значит – быть Человеком?

- Чем человек отличен от вещи?

На эти и другие вопросы нам поможет ответить Н. В. Гоголь и его повесть «Шинель»

- Так о чем же эта повесть? (О «маленьком человеке», человеке не просто униженном, - убитом)

Слайд 7

Что означает термин «маленький человек» и когда мы встречались с ним?

(Когда изучали А. С. Пушкина. С. Вырин – «Станционный смотритель»).

Слайд 8.

Задание: По ходу изучения темы запишите определения: «маленький человек», человек, индивидуальность, личность, лицо, вещь.

Слайд 9 - Тема замысла

Что лежит в основе писательского замысла?

(В основе замысла Н. В. Гоголя лежит конфликт между "маленьким человеком" и обществом, конфликт, ведущий к бунту, к восстанию смиренного. Повесть "Шинель" описывает не только случай из жизни героя. Перед нами предстает вся жизнь человека: мы присутствуем при его рождении, наречении именем, узнаем, как он служил, почему ему необходима была шинель и, наконец, как он умер. У ее истоков стояли Карамзин и Пушкин, Гоголь и Достоевский. В своих произведениях: «Бедная Лиза», «Станционный смотритель», «Шинель» и «Бедные люди» - они раскрывали читателям внутренний мир простого человека, его чувства и переживания..)

Чем вызван конфликт «маленького человека» с обществом? (Тем, что у него отнимают его единственное достояние: Самсон Вырин теряет дочь, Евгений – возлюбленную, Акакий Акакиевич – шинель)

С темой мы определились, а какова идея повести?

Слайд 10 – Идея

(Гоголь показал не только жизнь «маленького человека», но и его протест против несправедливости жизни. Пусть этот бунт робкий, почти фантастический, но герой выступает за свои права, против основ существующего порядка)

Повесть Гоголя небольшая, но многозначная.

Слайд 11.

Возьмем первую проблему – государство и человек.

Слайд 12

Представлено ли в повести государство? Кем или чем?

Слайд 13

(Чиновниками, и самим Петербургом, как столицей государства)

V. Работа с учебником.

Слайд 14 - учебник

Задание : Откройте учебник на странице 263, Прочитайте вступительную статью

Слайд 15

Найдите и зачитайте описание столичного города в повести «Шинель».

Каким мы видим Петербург?

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит.

Стр. 270, 281, 282, 284

Слайд 16

Петербург показан контрастно: город богатых и бедных

Чем подчеркивается богатство и величие столицы?

(Богатой архитектурой, витринами магазинов, где выставлены вещи, одеждой прохожих -вещи)

А чем заняты чиновники разного уровня?

(Они заняты своими делишками, все они на одно лицо!)

Слайд 17 . Вывод.

Описание столицы подчеркивает контрастность состояние государства; рассказ о разного уровня чиновниках выражает горькую мысль писателя о никчемности и пошлости государственной власти – все заняты своими делишками, никто не думает ни о порядке, ни о гражданах. По мнению Гоголя, все на одно лицо.

VІ. Работа с повестью.

Слайд 18.

Учитель. Рассмотрим вторую проблему – Человек.

Задание: найдите портрет Акакия Акакиевича – «маленького человека», зачитайте.

Кого мы видим в этом описании? (Чиновника)

А чего нет у этого чиновника? (Лица, неповторимого человеческого лица)

Можно назвать его личностью?

Что мы понимаем под личностью?

Докажите, что чиновник есть, а неповторимого человеческого лица нет, как нет личности?

(Внутренние монологи Акакия Акакиевича, потеря права на собственное имя)

Что самое страшное в повести? Сцена ограбления? Финал? (Нет. Самое странное - название)

Почему повесть названа «Шинель», а не ограбление человека, например?

Слайд 19 - Вывод

Вещь заменила человека, а как следствие этого исчез и портрет героя.

Только ли у Акакия Акакиевича нет лица?

(Нет, лица нет у Петровича, и у значительного лица, у чиновников)

Учитель. Вспомните табакерку Петровича. Какой – то генерал с заклеенным лицом. Белая бумажка вместо лица.

Почему?

(Мундир заменил личность, Чин затмил человека.)

Что же делать человеку в этом мире?

Слайд 20

Их несколько. Первый – достаточно призрачный: вопреки всему стать другим, остаться человеком, а значит личностью.

Кто из героев повести почувствовал жалость к Акакию Акакиевичу, услышав его жалобный голос, и что испытал? Стр. 267 (Молодой человек, испытавший самое настоящее потрясение. И услышал звенящие слова: «Я брат твой»)

Второй – можно повторить путь главного героя и стать …никем, легко заменимым колесиком и винтиком огромного бюрократического механизма.

Зачитайте строки, доказывающие, что Акакий Акакиевич всего лишь винтик – стр 292

Вывод: Акакий Акакиевич не состоялся как личность, не стал значительным лицом.

А ведь это тоже путь предлагаемый Гоголем, - стать значительным.

Учитель. Ребята, подумайте, а кого поразила эта болезнь - стать значительным?

(Оказывается, все герои подвержены ей. Петрович стр 279)

Значительное лицо, который «был в душе добрый человек, хорош с товарищами. Услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку». Стр. 288

А главный герой? Он разве не повержен этой болезни? Даже для него автор не делает исключения!

Вспомните, о какой шинели мечтает Акакий Акакиевич? Гоголь подчеркивает, что шинель для Акакия Акакиевича стала чем – то большим, чем деталь одежды.

Ощутил ли Башмачкин свою значительность и благодаря чему?

(Да, один раз в жизни, и благодаря шинели, а не благодаря своим достоинствам)

Скажите, стремление к значительности было естественным для Акакия Акакиевича?

(Для него – нет, для других – да)

Давайте докажем.

(На вечеринке ему неуютно, по дороге домой он чувствует себя не лучшим образом, нелепая попытка найти защиту у значительного лица)

Слайд 21- Визит к «значительному лицу»

А мог ли разговор со значительным лицом сложиться иначе?

(Да, не будь у него в приемной третьего лица, перед которым надо сыграть роль крупного начальника)

Слайд 22 – ролик

Жизнь быстро все расставляет по своим местам: потеря шинели, болезнь, смерть. И врач советует заказать сосновый гроб, так как дубовый дорог для Акакия Акакиевича.

Слайд 23

Вывод: Холодный Петербург встретил и проводил Акакия Акакиевича Башмачкина по одежке. Ценность человека определяется по формальным признакам, по внешним данным – одежде, чину, дому, но иначе быть и не может: такова суть государственного устройства.

Может ли быть иначе? (Нет. Такова сущность государственного устройства)

Какой горький вывод об Акакии Акакиевиче делает гоголь? Зачитайте отрывок. (стр 292)

Что утверждает? (Нет ничего ценнее человека! Горько то, что гибнет само звание человека, когда людей делят на «значительных» и «маленьких»

Изменилось ли что – то в Петербурге, в государстве после смерти Акакия Акакиевича?

Поднимается ли Акакий Акакиевич до протеста против власти?

(Нет, он искал и нашел свою шинель)

Задание. А теперь посмотрите на экран.

Слайд 24

I . Маленький человек: Самсон Вырин, Евгений, Акакий Акакиевич Башмачкин

II . Маленький человек: Самсон Вырин,

Евгений

Акакий Акакиевич Башмачкин

Какая запись вам кажется правильной?

I. Все одного качества, в одном ряду.

I I . Все «маленькие люди», но разных видов.

Какие видовые особенности каждого вы отметили бы?

(Вырин – внешняя бедность и высокая духовная нравственность в христианском смысле.

Евгений - внешняя бедность, но внутренняя цельность: мечта о человеческом счастье

Акакий Акакиевич – внешняя бедность, но и внутренняя нищета, духовное убожество, не человек, а «существо хуже мухи»).

Учитель. Подведите итог, соотнеся с темой урока.

Слайд 25 – итог

Своей повестью Гоголь хотел сказать, что это страшно, когда ценность человека определяется по формальным признакам: мундир, чин, дом… но страшно и то, что в мире с такими ценностями человек не может оставаться человеком, значит и личностью. Это значит он теряет неповторимое человеческое лицо.

Неужели все так безнадежно? Есть ли в повести какое – нибудь положительное начало?

Слайд 26. - Гоголь

Да, оно в повествователе.

Слайд 27

Обратите внимание на первый эпиграф, на слова Некрасова «Он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья». Вот оно положительное начало: позиция повествователя. его горькая ирония, неприятие такого государства, таких чиновников, таких людей.

Слайд 28 - Рефлексия

Почему же вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели»?

Слайд 29 – вывод

«Шинелью» Н. В. Гоголь положил во всей мировой литературе начало защите «маленького человека» от несправедливости господствующего общества. Гоголевское направление в искусстве стали называть натуральной школой. Повесть «Шинель» положила начало этому направлению

Слайд 30

Задание на дом: Ответьте на вопрос письменно.

В чем, по вашему мнению, проявились традиции и новаторство Гоголя в создании образа «маленького человека»

Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Шинель».


Цели урока:

  • познакомить с повестью Н. В. Гоголя “Шинель”;
  • проследить раскрытие темы “маленького человека” в русской литературе;
  • учить анализу текста;
  • работа с литературоведческими понятиями “портрет”, “деталь” и др.
  • развитие навыков монологической речи;
  • воспитание любви и уважения к личности человека.

надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно

напоминал бы стуком, что есть несчастные…

А. П. Чехов


История создания повести «ШИНЕЛЬ»

  • В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Первый набросок повести имел название “Повесть о чиновнике, крадущем шинели”. В этом наброске просматривались анекдотические мотивы, комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя, и повесть печатается, завершая цикл “Петербургских повестей. ” Место действия – Петербург - выбран не случайно.

  • Почему местом действия выбран Петербург?

Главный герой – чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин. Можно ли его назвать «маленьким человеком»?

В каком произведении главный герой – «маленький человек»?

  • «Маленький человек» в литературе - это обозначение довольно разнородных героев, объединных тем, что они занимают одно из низших мест социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединенная с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью). Поэтому «Маленький человек» часто выступает в оппозиции к другому персонажу, человеку высокопоставленному, «значительному лицу» (по словоупотреблению, принятому в русской литературе под влиянием «Шинели», 1842, Н.В.Гоголя), а развитие сюжета строится главным образом как история обиды, оскорбления, несчастья.

Словарная работа

  • Ревностно - старательно
  • Фавориты - любимцы
  • Департамент - часть или отдел государственного учреждения
  • Швейцарская - комната служителей у дверей
  • Посибаритствовал на постели - понежился
  • Ваньки - легковой извозчик; обычно крестьянин, приехавший на заработки в город
  • Будочник - низший полицейский чин
  • Алебарда - пешее оружие на длинном древке
  • Частный - пристав, чин полиции, которому доверена часть города
  • Чухонка - петербургское прозвище пригородных финнов

В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»


  • Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?
  • - Каков быт Акакия Акакиевича? Как живет этот человек?
  • - Каково отношение к нему сослуживцев?
  • - Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека?
  • - Посмотрите, что попытались показать иллюстраторы? Подберите строчки из текста.

  • Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение:

АКАКИЙ - смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный

  • - Как вы думаете, почему именно такое имя дал своему герою писатель?
  • - Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали ему?
  • Прочитайте сцену разговора с Петровичем. А каково авторское отношение к герою?
  • Башмачкин - несчастный или посмешище?

  • Появление шинели приоткрывает душевный мир героя.
  • -Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?
  • - Прочтите эпизод, изображенный иллюстраторами.
  • - Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.
  • - Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи героя в то время, когда он впервые надел шинель.

  • - Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?
  • -Являются ли эти перемены коренными, постоянными или только внешними, временными? Почему?

  • - Достоин ли Башмачкин человеческого звания или он полное ничтожество?
  • - Где кульминация повести?
  • - Что происходит с Акакием Акакиевичем?
  • Потрясение, буря эмоций, чувств, но Гоголь не дает прямой речи персонажа – только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни.

  • - Как отнесся будочник к словам Башмачкина?
  • - В чем заключается особый драматизм этой ситуации?
  • -Какие чувства вызывает в данный момент Акакий Акакиевич?

  • - К кому обращается Акакий Акакиевич?
  • -Посмотрите на иллюстрацию. Что удалось изобразить иллюстраторам?
  • - Давайте прочитаем сцену встречи со значительным лицом, стараясь верно передать интонацию.
  • - Каким же вы увидели чиновника?
  • - Почему у него даже нет имени, только средний род-лицо?

  • - Давайте вспомним финал повести и подумаем, почему именно так заканчивается повесть? Зачем Гоголю нужна смерть героя и его «фантастическая жизнь после смерти»?
  • - За что наказывается значительное лицо?
  • - Как вы понимаете авторскую позицию?
  • - О чем же это произведение?
  • Несмотря на отсутствие любовной линии, это произведение о любви к человеку , о необходимости видеть в каждом Божье творение.
  • -Башмачкин – несчастный или посмешище?
  • - Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока (слова Чехова). Зачем же нужно это напоминание?

Домашнее задание

  • Башмачкин – несчастный или посмешище? Поразмышляйте над этим вопросом (письменно).
  • «История одного города», страницы 3 – 14 учебника читать, пересказывать.


Повесть "Шинель": план событий

  • Начало истории: описание Акакия Акакиевича
  • Новая шинель и ее кража
  • Обращение в полицию
  • Визит к "значительному лицу"
  • Болезнь и смерть Акакия Акакиевича
  • Привидение Акакия Акакиевича
  • Месть Акакия Акакиевича генералу





Старая шинель и поход к портному

Однажды Акакий Акакиевич обнаруживает, что его старая шинель нуждается в ремонте. Он идет к знакомому портному Петровичу в надежде починить шинель. Но портной Петрович сообщает, что шинель не подлежит ремонту. Портной советует Акакию Акакиевичу сшить новую шинель за 150 рублей. Но годовое жалование Акакия 400 руб.

Акакий Акакиевич растраивается окончательно и делает ещё одну попытку: приходит к Петровичу и вновь пытается уговорить его перешить шинель. Петрович отказывается, потому что шинель была вся насквозь гнилая.


Акакий Акакиевич копит на шинель

Чтобы накопить на новую шинель, Акакий Акакиевич вынужден жестко экономить. С каждого истраченного рубля откладывал по грошу в маленький ящичек, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а идя по мостовой, наступал на цыпочки « дабы не истереть подошвы »…. Ещё он приходя домой, сразу снимал бельё, чтобы не изнашивалось, и сидел ветхом халате. Можно сказать он жил мечтой о новой шинели. Собрав нужную сумму он вместе с портным закупает необходимые ткани и материалы для шинели.


Новая шинель и ее кража

На службе один из сослуживцев приглашает Акакия Акакиевича на свои именины. Возвращаясь с именин, Акакий Акакиевич идет по темным улицам. В темноте появляются грабители.



Обращение в полицию

После ограбления Акакий Акакиевич обращается в полицию, к частному приставу. Но полиции нет дела до этой кражи.


Визит к "значительному лицу"

По совету сослуживца Акакий Акакиевич отправляется к одному "значительному лицу" - генералу. Важный генерал отказывается помочь Акакию Акакиевичу. Он кричит на него за то, что тот вообще к нему пришел.


Болезнь и смерть Акакия Акакиевича

Акакий Акакиевич идет от генерала домой в своей старенькой шинели. Он простужается и заболевает. Вскоре он умирает.


Привидение Акакия Акакиевича

После смерти Акакия Акакиевича в Петербурге появляется странное привидение. Это привидение похоже на Акакия Акакиевича. И оно срывает шинели с прохожих.


Месть Акакия Акакиевича

Однажды привидение Акакия Акакиевича отбирает шинель у того самого генерала, который отказался ему помочь и обругал. Отобрав шинель у генерала, привидение Акакия Акакиевича исчезает и больше не появляется в городе.