Как научиться петь в домашних условиях? Правила и упражнения для самостоятельного обучения пению в домашних условиях. Могут ли занятия вокалом для начинающих быть бесплатными

В детстве вы пели перед зеркалом в расческу или мамин флакон с лаком для волос, и ни один семейный праздник не обходился без ваших импровизированных концертов? Мы тоже!

Но жизнь продолжается, профессия получена, карьера идет в гору, а желание петь без страха и стеснения так и остается желанием. Так можно ли научиться петь после 30 или лучшее время уже миновало?

Окончательной зрелости вокальные данные человека достигают к 30 годам. Голосовые связки теряют эластичность, кровоснабжение ухудшается. Регулярные тренировки этому препятствуют. Здоровый образ жизни и хорошая физическая форма также замедляют старение голоса.

Как вы понимаете, пение после 30 не только возможно, но и необходимо тем, кто хочет сохранить здоровье и продлить молодость. Занятия пением снижают давление, нормализуют дыхание и увеличивают объем легких. А еще:

  1. Снижают раздражительность, помогают справиться с тревожностью.
  2. Улучшают качество сна.
  3. Стимулируют работу сердечно-сосудистой системы.
  4. Приводят в тонус мышцы лица.
  5. Укрепляют осанку.

На самом деле, для обучения вокалу возраст не так важен. Прийти на первое занятие можно и в 20, и в 30, и в 60 лет. Главное — преодолеть страх перед новой деятельностью и больше уверенности в себе. Только так вы сможете достичь хороших результатов и получить массу удовольствия.

Голос и слух есть у всех. Другой вопрос - как хорошо они развиты. Постановка певческого голоса — процесс, который, конечно, должен протекать под присмотром преподавателя — он укажет на ошибки и будет полностью контролировать процесс обучения. Дело за малым: найдите подходящую школу и запишитесь на пробный урок. Если поймете: это то, чего вам так давно не хватало — тогда все в ваших руках.

Например, у наших друзей из школы музыки Guitardo обучаются студенты от 4 до 80 лет. Более 5 000 студентов за три года — это о чем-то говорит!


Несколько советов перед тем, как отправиться на первый пробный урок в музыкальную школу

1.Подумайте над стилем музыки, в котором вы хотите развиваться как вокалист, распишите план действий, изучите все, что поможет вам улучшить навыки.

2.Слушайте хороших вокалистов и музыку, которая вам по-настоящему нравится.

3.Займитесь спортом, не игнорируйте физические нагрузки. Вы должны идеально чувствовать свое тело. Постарайтесь отказаться от вредных привычек.

4.Не забывайте про отдых, хорошо питайтесь, следите за своим здоровьем, занимайтесь саморазвитием, живите в кайф.

5.Найдите свой собственный стиль и образ.

С чего начнется обучение?

Преподаватель проанализирует ваше пение. Это профессиональная экспертиза, самому ее сделать сложно. Конечно, в дальнейшем нужно будет научиться оценивать свое пение, но в начале обучения лучше обратиться за помощью к профессионалу.

Вокал для взрослых начинается с теории — вас познакомят с терминологией, с тем, как развивать диапазон голоса, правильно дышать, развивать слух и отрабатывать артикуляцию. С учетом ваших музыкальных предпочтений и возможностей голоса преподаватель подберет учебный материал.

Для развития и поддержания качества звучания голоса необходимо усиленно работать. Думаете, талант — единственная составляющая хорошего вокала? Это заблуждение. Пение похоже на спорт, где 1% таланта дополняется 99% труда, силы воли и упорства. Достаточно веры в себя и большого желания, а остальное — за вашими усилиями и работой преподавателя.

Сколько нужно учиться?

На освоение вокальной базы, как правило, уходит 2-3 месяца.

Каким должен быть график занятий?

Необходимый минимум — 2 раза в неделю по 60-90 минут.

Главное начать заниматься, поборов свои страхи и сомнения, и тогда у вас все получится. Получайте удовольствие от занятий и помните, что добиваются значительных результатов те, кто готов к большой работе и кто понимает, что нужно приложить немало усилий, чтобы в итоге осуществить большую мечту.

Естественно одной единой цифры для всех нет! И более того, для каждого человека пик развития голоса индивидуальный, а значит и период жизни, в котором следует начинать учиться петь, для каждого тоже индивидуален! Самым главным условием для начала освоения вокального ремесла является зрелость организма, а точнее голосового аппарата. В среднем этот возраст наступает у девушек в 19 лет, а у юношей в 21. И в общем эти цифры касаются большинства людей, но есть и исключения.

Мутация голоса

Думаю, Я должен сказать, что петь можно начинать не раньше того момента, когда произошла половая зрелость. Так же прошу обратить Ваше внимание, на то, что женский организм тоже перестраивается и голос у девушек тоже мутирует, вопреки мнению многих начинающих вокалистов. Дело в том, что у женщин в период половой зрелости строение гортани мутирует не так явно, как у юношей, у девушек не вырастает кадык, и гортань соответственно не искривляется. Так или иначе, женский голос тоже изменяется, ткани организма становятся крепче и связки могут немного потерять в эластичности, но заметно приобрести в мощности звучания.

Предмутационный возраст

Лично Я считаю, что заниматься с маленькими детьми вокалом бессмысленно, так же считаю, неправильным отдавать их в руки вокалиста-педагога, потому что таким поступком, можно надолго отбить у ребёнка желание заниматься музыкой и, конечно же, отбить любовь к искусству непосредственно. Ребёнок, должен сам проявлять рвение и интерес к музыке , а пытаться вырастить из маленького ребёнка звезду вокала лишь по прихоти родителей или потому что родители в своё время не смогли стать певцами это эгоистично. Я понимаю, что многие родители действительно хотят приучить ребёнка к искусству с самых ранних лет из самых высоких побуждений, для того, что бы ребёнок был всесторонне развит, разбирался в искусстве, был более интеллигентен и т.д. Причиной подобному поведению являются вполне естественные страхи родителей того, что потом, когда ребёнок вырастет, его палкой нельзя будет загнать в музыкальную школу, и с какой-то стороны здесь родители правы.

Само собой, чем меньше ребёнок, тем способнее его мозг , тем быстрее он запоминает новую информацию, а значит и быстро учится. Но дело опять-таки в любви к музыке, которая потеряется у ребёнка раньше в музыкальной школе, чем например, в спортивной секции.

В любом случае, если ребёнка и отдавать в музыкальную школу, то точно не на вокал , в противном случае голос можно испортить в детском возрасте, даже если голос и не испортится, то после мутации, вокалиста в этом ребёнке придется воспитывать заново.

А вот если отдать ребёнка в музыкальную школу учиться играть, например, на фортепиано, а после мутации голоса заниматься с ним пением, то такой вокалист будет ко всему ещё и образованным и подкованным в теоретических музыкальных предметах, что даст ему большое преимущество над вокалистами не имеющими вокального образования.

Конечно, истории ведомы такие случаи , когда ребёнка отдавали на воспитание музыке с ранних лет, и он становился востребованным и признанным музыкантом, например Паганини, Моцарт, но это лишь единичные случаи, статистика говорит о том, что это не всегда полезно.

Занятия вокалом в предмутационный период должны проходить в очень щадящем режиме или исключены вообще, в сам мутационный период занятия должны быть исключены у всех мальчиков и занятия у девочек должны быть в очень щадящем режиме без пропевания крайних нот диапазона и в очень скромной динамике.

После того, как мутация голоса прошла успешно следует дать вокалисту привыкнуть к новым свойствам своего голосового аппарата, а значит, в зависимости от самочувствия певца надо стараться не нагружать голос каждый раз, когда есть ощущение, что голос ещё не готов к трудностям.

Пение в зрелом возрасте

Я думаю, что петь никогда не поздно , и тем более полезно в любом возрасте. Конечно, человек 20-30 лет соображает заметно быстрее чем в 40-50, но и это не может быть помехой, если человек хочет научиться петь, то он сможет это осуществить в любом возрасте. Тяжело, конечно заставить, например, себя дышать не так, как дышалось, например 30-40 лет, многие мышцы и сухожилия могут частично атрофироваться, и участки головного мозга тому не исключение. Как это не прискорбно. Но действительно, нейроны мозга понемногу отмирают за ненадобностью, но и это, на мой взгляд, не помеха для человека желающего добиться успеха, пусть и в зрелом возрасте.

Главное помните:

Дорогу осилит идущий. Не сдавайтесь, и дорога сама возникнет под ногами.

Зачем человеку музыка?

Зачем человеку музыка? У каждого из нас музыка занимает разное — у кого то большое и главное, а у кого то маленькое и не всегда заметное, но СВОЕ место!
Музыка в нашей жизни есть всегда — мы ходим с друзьями «оторваться» в караоке, слушаем радио в машине, выезжаем на природу и обязательно ищем в своей компании друга с гитарой) Мы смотрим фильмы и скачиваем саундтреки, чтобы быть «в теме».

Всегда, когда мы хотим сделать момент незабываемым, мы ставим музыку, замечали?

Зачем она нужна нам? Так или иначе, это ещё один язык на котором мы учимся говорить, ещё не понимая слов своего родного языка. Мама поёт колыбельную и мы начинаем «мурлыкать» ей в ответ, еще не понимая её слов, но улавливая интонацию любви, добра и заботы. И вот и оно — наше первое музыкальное интонирование) Язык музыкальных интонаций огромен, гораздо больше словарного запаса. Не зря говорят: «Музыка начинается там, где уже не хватает слов для выражения своих мыслей и чувств».

Самым богатым и красочным инструментом является тот, который мы каждый день носим с собой. По этому описанию можно понять, что это вряд ли фортепиано или контрабас) Догадались? Если нет, скажу ещё, что это и самый чувствительный инструмент — он достаточно долго настраивается и сильно капризничает, если мы относится к нему небрежно. Он даже может пропасть на какое-то время совсем, сделав нас абсолютно беззащитными и безмолвными..

Именно он — главный соединитель нас и внешнего мира. С помощью голоса мы можем не только говорить, шептать, кричать, но и Петь! предлагаю разобраться зачем нам это нужно и нужно ли вообще? и так.. Зачем нам петь или 7 причин заняться вокалом!

1. Нестандартное, творческое мышление

Голос является одним из важных инструментов и способов развития личности. Почему детей в раннем возрасте всегда стараются отвести заниматься музыкой? Не для того, чтобы они стали великими музыкантами, а для того, чтобы они стали успешными в других областях. Музыкальное развитие очень сильно развивает мозговую активность и дарит человеку способность мыслить «неординарно» или как говорят во всем мире «Out of the box» — «не так как все». Не секрет, что Билл Гейтс в своей компании Microsoft дал указание - приоритет при приёме на работу отдавать людям с музыкальным образованием.

2. Повышение уверенности в себе

Главный способ преодоления страха - шаг к нему навстречу, выход из зоны комфорта. Вы боитесь выступать публично? Вы не умеете громко говорить и выступать с докладами? И вот уже несколько лет боитесь провести презентацию своих идей начальнику? Есть единственный способ - заставьте себя делать что то еще более сложное, чем это. Говорить перед людьми страшно и сложно, петь - еще сложнее! Научитесь петь! И вы раскрепоститесь. Разговор с трибуны, после пения со сцены, станет обычным делом.

Также правильное дыхание напрямую влияет на интенсивность чувства страха. Заметьте - когда мы волнуемся наше дыхание поверхностное, короткое. Когда мы спокойны - все ровно наоборот. Умение управлять дыханием и заставлять организм дышать глубоко и спокойно подавляет паническое чувство страха.

Все говорят, что вам медведь на уши наступил?! На оба?) Уверенность в себе зашкалит, когда вы начнете заниматься тем, чем все были уверенны - вы заниматься не сможете. И сможете! И получите первые результаты! Уже давно доказано, что Гениальность = труд + время.

3. Освобождение от скованности

Природа наградила КАЖДОГО человека свободным ровным разговорным голосом. Из которого можно «воспитать» красивый вокальный тембр. Все дети лет до 4-5 кричат одинаково громко, звонко и пронзительно, громко говорят, красиво смеются. Однако вырастая, в связи с многочисленными факторами жизни, стрессами и волнениями мы теряем способность расслабления. И голос, как инструмент внутри нас, становится зажатым как и мы сами. Поэтому расслабив и «освободив» голос от напряженности, весь наш организм становится более раскрепощенным и расслабленным.

4. Воспитание силы воли и выносливости

Занятия вокалом требуют систематичности и регулярности. А это воспитывает в вас силу воли и постоянство. И выносливость! Вокал — это почти разновидность спорта по регулярности тренировок. Это работа мышц живота, диафрагмы, межреберных и других мышц. Так что регулярные занятия вокалом могут избавить вас от необходимости качать пресс)

5. Вы станете здоровее!

Главной задачей вокалиста является необходимость научиться правильно дышать. А дыхание — это жизнь. Мы можем не есть несколько недель, не пить несколько дней, но не дышать даже несколько минут мы не в состоянии. От того, как мы дышим, наше здоровье зависит больше, чем от нашего питания. Врачи утверждают, что в жизни обычный человек задействует только верхнюю часть легких, занимающую менее 20% всего объема!

А ведь легкие отвечают за обменные процессы, отсюда масса заболеваний. Состояние нашей кожи тоже очень сильно зависит от состояния наших легких. Если газообмен в легких нарушен, часть их функций перекладывается на кожу. Поэтому кожа обветривается, покрывается морщинами, прыщиками и имеет ряд других проблем.

Качественное обогащение тканей кислородом, по мнению медиков Университета Reebok в Дюссельдорфе (Германия), способно затормозить процессы старения и помочь вашему организму дольше оставаться молодым и сильным. Также глубокое дыхание увеличивает процесс жиросжигания.

Петь любят все. Маленькие дети с удовольствием придумывают «песни» на ходу или подхватывают мотив, не особо задумываясь о попадании в мелодию. Взрослые чаще всего стесняются, боясь показать отсутствие талантов в этой области, и напрасно: пение очень полезно для здоровья.

Источник: depositphotos.com

О том, что занятия вокалом положительно влияют на организм, врачи догадывались еще в античные времена. В последние десятилетия большинство таких предположений получило научное подтверждение. Сегодня мы решили рассказать читателям о пользе пения.

Оздоровление печени

Воздействие пения на печень и другие внутренние органы связано с вибрацией, которую создают звуковые волны. Экспериментально установлено, что лишь пятая часть данных волн направлена наружу, а 80% колебаний проникает внутрь тела и стимулирует работу органов брюшной полости. При пении у человека интенсивно поднимается и опускается диафрагма, и эти движения способствуют своеобразному массажу печени, желчного пузыря и кишечника. В результате усиливается отток желчи, оптимизируется пищеварение, снижается вероятность развития застойных процессов, активизируется выведение токсинов из организма.

Защита от стресса

В Древнем Египте с помощью хорового пения лечили бессонницу и нервное возбуждение. Музыка и сегодня помогает врачам, работающим с пациентами, которые страдают психическими расстройствами, эмоциональной нестабильностью, мигренью, неврозами, депрессией и фобиями. Пением полезно заниматься при коррекции заикания и других нарушений речи.

Когда человек поет, его мозг усиленно продуцирует эндорфины, называемые гормонами радости. Пение повышает жизненный тонус, усиливает способность к концентрации внимания, увеличивает физическую и интеллектуальную активность.

Лечение болезней дыхания

Систематические занятия вокалом тренируют диафрагму и мышцы, ответственные за движение ребер при дыхании, оптимизируют процесс вентиляции легких. Правильное пение требует быстрого вдоха и медленного, постепенного выдоха. При этом увеличивается концентрация углекислого газа в крови, что способствует активизации иммунной системы. Человек становится более устойчивым к сезонным простудным заболеваниям.

В последнее время врачи заинтересовались использованием пения для лечения таких недугов, как хронический бронхит, пневмония и бронхиальная астма.

Повышение тонуса и продление жизни

Среди оперных певцов не случайно очень много долгожителей: первое, чему учат будущего исполнителя – правильное дыхание и самоконтроль. Без этого человек не может выдержать многочасовое напряжение, связанное с участием в классическом спектакле.

В результате певцы овладевают навыками регулировки вдоха и выдоха, правильной работы диафрагмы, у них увеличивается активный объем легких, укрепляется сердечная мышца. Подобных результатов можно достичь и при любительском пении; важно только грамотно подойти к вопросу постановки голоса.

Если бы однажды мне довелось проводить рейтинг вопросов-рекордсменов, то могу сказать с уверенностью, что одно из призовых мест точно занял бы вопрос о том, как надо заниматься вокалом дома. Ученики разного возраста, разных стран и национальностей, занимающиеся с педагогом или же самостоятельно по учебным пособиям неизменно озадачиваются вопросом о том, сколько надо заниматься вокалом дома, как, в каких пропорциях, иной раз прося чуть ли не поминутного плана для каждого упражнения.

Вопрос вполне резонный, так как, столкнувшись с грудой различных вокальных упражнений, подчас очень трудно определиться с тем, как это все дозировать для себя с пользой.

Поэтому, не беря на себя обязательства составить универсальный поминутный распорядок самостоятельных занятий для каждого вокалиста, постараюсь внести ясность в общие принципы такового.

Во-первых, самостоятельное домашнее занятие состоит из следующих основных частей:
- обязательный «разогрев» голосовых связок,
- работа над репертуаром,
- пропевание стилистических упражнений (создание джазовой импровизации, работа над пассажами runs и тембровыми приемами в музыке поп, рок и соул, работа над мелизматикой в академическом вокале и т.п.),
- обязательное «охлаждение» голосовых связок в конце занятия.

«Разогрев» голосовых связок - это приведение их из жесткого состояния в рабочее путем достижения эластичности. Эластичные связки хорошо растягиваются, позволяя брать самые разные ноты вашего диапазона, при этом хорошо смыкаясь и не пропуская воздух. В технологию разогрева обязательно входит fry, упражнения на компрессию голосовых связок, а также упражнения «стретчингового» типа, примерами которых являются знаменитые базовые упражнения Сета Риггса. Близкая мне американская методика EVT (Voice Craft) предлагает свои «фирменные» на растяжку, называемые «Сиреной».

Суть в том, что они должны быть звуковыми, или если еще точнее, «шумовыми», то есть имитирующими не певческие звуки, а механические, звуки животных и т.п. Этому есть свое обоснование.

Во-первых, голосовым связкам совершенно безразлично, какую гласную вы поете, стробоскопия ясно показывает, что при пропевании различных гласных они смыкаются одинаково. Различия наступают на уровне артикуляционного аппарата, в связи с их произношением (см. статью ), и зависят от типа гласной (широкая-узкая), от положения языка вокалиста, его нёба и т.д. Недаром для разных языков существуют разные «сложные» гласные.

То, что, скажем, американцу хорошо (например, «нэй-нэй-нэй» по Сэту Риггсу) - для русского «смерть» или зажим. Но задачей разогрева голоса является именно устранение зажимов и создание благоприятных условий для работы голосовых связок, и дополнительный стресс в виде артикуляции гласных для вокалиста совсем ни к чему. Так что упражнения должны быть комфортными, помогающими, помимо растяжки голосовых связок, расслаблять лицевые мышцы и активизировать дыхание.

Распеваться надо от удобных нот к краям вашего диапазона вверх и вниз, постепенно, не форсируя процесс. В перерыве между упражнениями хорошо пить воду комнатной температуры, помогающую смачивать голосовые связки. Помните, что излишняя сухость воздуха плохо влияет на них, а наши помещения, особенно в зимний период, в отопительный сезон часто имеют эту особенность. Кроме того, почти никто из нас не выпивает рекомендованный врачами минимум воды, отсюда некоторая степень обезвоженности наблюдается почти у каждого. Но что допустимо для обыкновенного человека - не допустимо для вокалиста.

Я не эксперт академического вокала, не обладаю достаточной компетенцией для того, чтобы рассуждать на тему о нужности и пользе классических вокализов на гласные звуки и слоги. Но могу с уверенностью заявить, что для современного вокалиста их пропевание, в лучшем случае, бесполезно.

Есть смысл не распеваться на гласные звуки, а использовать их уже после разогревающей распевки, для отработки различных вокальных приемов: речевой позиции, twang, фальцета и т.п., или же отработки разных позиций частей голосового аппарата (гортани, языка, мягкого нёба и т.д.). Используются гласные также и для развития дыхательной выносливости при выполнении специализированной тренировки.

В любом случае, подобные упражнения выглядят либо как последовательность звуков, например гаммы, пропеваемой в восходящем движении в речевой позиции, и в нисходящем - на приеме twang и т.п., либо как пение на одной ноте. К мелодическим вокализам, столь любимым в вокальной академической практике, подобные упражнения никакого отношения не имеют. Таким образом, любой академический вокализ может быть успешно заменен пропеванием любимой песни в неэкстремальном диапазоне, эффект будет точно таким же.

А вообще, надо всегда следовать принципу нужности упражнения, его направленности на конкретную цель: общую или частную. Ведь очень часто педагог говорит: «Разогреем голос - споем вокализик!», или же сам не отдавая себе отчет о сути данного явления (в худшем случае), или не сочтя нужным объяснить смысл предлагаемого своему студенту.

Поэтому очень многие вокалисты и правда уверены в том, что голос разогревается подобно охлажденным на морозе ступням или ладоням: достаточно потопать, потереть их друг об друга, и все в порядке. Но как следует из написанного выше, «разогрев» - это метафора, образное понятие, и к температуре голосовых связок не имеет никакого отношения.

Возьмите себе за правило вникать в суть упражнений и не делать ничего бесполезного. Ради этого не грех задать преподавателю вопрос, на что именно направлено конкретное.

Сколько же нужно разогревать голос, напрямую зависит от времени суток, в котором вы начали заниматься, а также от вашего индивидуального состояния.

Так, если вы занимаетесь утром, что совершенно не противопоказано, вопреки утверждениям многих педагогов, что «ну ни в коем случае», то вам потребуется больше времени на разогрев голоса.

Ведь это логично, не все вокалисты имеют возможность заниматься днем: как раз очень часто день начинается с домашних занятий (или же с занятий с педагогом), после чего вокалист идет на студию, на конкурс, концерт или же преподавать. Что же теперь, не заниматься? Излишне говорить, что вокалист должен быть отдохнувшим и выспавшимся, поэтому никто не говорит о занятиях в 5 или 6 утра... Физическая форма и общее самочувствие являются главным и единственным условием возможности или невозможности тренировок.

Мне же часто приходилось слышать мнение, что до полудня - ни-ни, даже и думать не стоит о вокале, так как можно сорвать голос. Давайте разберемся, в чем тут дело.

Да, часто во второй половине дня голос действительно звучит лучше, чем с утра, но связано это не с временнЫм отрезком, а с тем фактом, что за прошедшие полдня вы уже успели переговорить с некоторым количеством людей. Разговор - это тоже гимнастика, в той или иной степени он также способствует приведению связок в эластичное состояние. Таким образом, чем меньше промежуток времени между вашим сном и занятием (а ведь многие вокалисты могут проснуться и в час дня после ночного концерта) - тем дольше потребуется разогревать голос.

Так что если вы занимаетесь с утра или же немного времени прошло после сна, то разогревать голос надо не менее получаса. Тут очень важен ваш собственный слух, поскольку вы должны уметь слышать эластичность связок. Когда они начинают хорошо растягиваться и смыкаться на всем протяжении вашего рабочего диапазона, без сипа, шипения и побочных шумов (естественно, речь идет о здоровых голосовых связках) – цель достигнута, и можно переходить к следующему этапу, работе над репертуаром.

Работа над репертуаром - занятие довольно креативное, тут каждый использует свою методику. Ясно одно, нет смысла гонять одно и то же произведение по 10 раз подряд с начала до конца. Впрочем, этот принцип действует для любого музыканта, не только вокалиста.

Следует спеть песню один раз, можно даже без аккомпанемента, и выявить недостатки или сложные места, а затем отрабатывать их отдельно. Вот здесь часто и есть смысл поработать над гласными в контексте всего слова, а потом и целой фразы песни. Вообще, работа над фрагментами песни является отличным упражнением, к тому же не оторванным от практики. Ведь часто те же гласные в упражнениях могут звучать прекрасно, а потом, уже в песне, в другом контексте, на другой высоте, в сочетании с другими согласными совершенно не получаться. Именно работа с репертуаром различной сложности дает полное представление о тех «подводных камнях», с которыми рано или поздно придется столкнуться вокалисту.

Грамотный вокальный педагог не выбирает репертуар наобум, или же только в соответствии с пожеланием студента, а создает определенный базовый репертуар, включающий наиболее часто встречающиеся технические проблемы. Работая над сложными фразами песни, неплохо пользоваться зеркалом, которое часто помогает выявить основную проблему - неправильное положение языка. Ведь непроизносимость некоторых гласных связана именно с данным фактором.

Да и вообще, пожалуй, после не поставленного дыхания и вокального зажима язык является злейшим врагом вокалиста, наравне, разве что, с челюстью. Особенно если говорить о носителях такого твердого языка, как русский. Работа с репертуаром временем никак не ограничена: делать это можно до тех пор, пока не появится определенный результат, то есть улучшение или полное исчезновение технической проблемы.

Хорошо делать небольшие паузы в работе, помогающие как отдохнуть организму в целом, так и избежать адаптации уха к разучиваемому фрагменту, которое после n-ного повторения начнет (ухо) отказываться улавливать разницу. Занятие стоит немедленно прекратить в случае усталости и/или возникновения неприятных ощущений в горле! После отработки сложных фрагментов и по окончании данного этапа есть смысл спеть песню от начала до конца, так сказать «концертный вариант» с аккомпанементом или базой.

Разучивание новой песни - процесс еще более индивидуальный, и у каждого существует свой алгоритм действий: кому-то удобнее учить все вместе, кому-то сначала мелодию, кому-то текст… Советовать, а тем более навязывать точный план не имеет смысла.

Я, например, сначала внимательно вчитываюсь в текст, проясняя для себя все непонятные моменты, если текст на иностранном для меня языке (учитывая, что два являются родными).

Непонимание текста, пусть даже фрагментарное, сильно влияет как на запоминание мелодии, так и на техничность исполнения. Но это моя индивидуальная особенность, знаю немало вокалистов, прекрасно исполняющих песни, о смысле которых догадываются лишь отдаленно. Более того, мой способ значительно проигрывает по количеству затраченного на заучивание времени.

Будучи музыкантом, не могу удержаться и от того, чтобы не «снять» под копирку и весь аккомпанемент песни, что тоже съедает определенное количество времени, но как плюс дает впоследствии бОльшую свободу для вокальной стилевой импровизации, равно как и развивает с точки зрения композиции.

Таким образом, единственной моей обязательной рекомендацией при разучивании песни является заучивание текста наизусть. Желательно выучить его сразу, чтобы впоследствии заглядывание в листок не отвлекало вас от собственно техники, музыки, и не влияло на вашу осанку.

На третьем этапе занятий есть смысл поработать над конкретными особенностями стиля, в котором вы практикуете, тем более, что это плавно вытекает из работы с репертуаром. Можно работать как с отдельными сложными фразами из песни (но уже с точки зрения стилистической, а не технической), так и попеть специальные упражнения на мелодические и тембровые приемы. У академического вокалиста это будут пассажи со сложной мелизматикой, у джазового - скорей интеллектуальная работа над продумыванием «заготовок» для импровизации; у поп/соул - отработка четкости в пассажах runs, и тембровой специфики.

И тут на вопрос о времени можно ответить аналогично второму разделу: работать надо столько, на сколько хватит терпения, желательно до появления слышимого минимального результата, но не до «первой крови».

Для обоих разделов действует правило: количество затраченного на разогрев голоса времени обратно пропорционально количеству времени, затраченного на репертуар и стилистику. Объясняется это очень просто: хорошо смыкающиеся и эластичные голосовые связки с бОльшей легкостью выполняют и «усваивают» все технические и стилистические сложности.

Это не означает, однако, что разогревать голос надо час или два, когда на пение чего-то другого уже не останется ни физических, ни моральных сил. Оптимальное время «разогрева» колеблется от 15 до 40 минут в каждой конкретной ситуации, для конкретного вокалиста и в соответствии с уровнем его профессионализма.

Завершает музыкальное занятие «охлаждение голосовых связок», что, опять же, не означает съесть мороженое или хватить холодного пивка. Суть состоит в том, чтобы вернуть голосовые связки из певческого в разговорный режим. В процессе занятий они достигли пика своей эластичности, и часто, начиная говорить после концерта или занятий, вокалист как будто продолжает петь. Потому и упражнения на «охлаждение» голоса должны выполняться в обратном порядке: от напряженных нот вашего диапазона - к средним, удобным или разговорным. Сами же упражнения, в основном, такие же, как и на «разогрев», среди которых особенно эффективны звуковые на «м», «н» и fry.

Выводя среднее арифметическое занятий: 30 минут «разогрев», 10 минут «охлаждение» и разумные час – час двадцать на репертуар и стилистику, получается 2 часа. Естественно, занятия новичка будут меньше, учитывая нетренированность не только голосового, но и дыхательного аппарата, в силу чего он просто физически вряд ли выдержит 2 часа.

Что касается профессионала, то и тут время может очень варьироваться в сторону увеличения, в силу более богатого (количественно и качественно) репертуара. Ну и еще, если нет возможности заниматься много и регулярно, то лучше заниматься мало, но регулярно, чем редко и помногу.

А вообще, чаще всего вопрос о времени занятий возникает почему-то у тех, кто ими не особенно увлечен. Так, будучи ребенком и занимаясь из-под маминой «палки» фортепиано (теперь я чрезвычайно благодарна той «палке»), я сразу же интересовалась, сколько мне надо отсидеть, и ставила на видное место часы. Теперь, занимаясь вокалом, я точно также ставлю на фортепиано часы, но уже с другой целью: чтобы увлекшись занятием никуда не опоздать, и не дать семье «помереть голодной смертью».