Монашеские и духовно-рыцарские ордена западной европы периода средневековья. Католические монашеские ордена

В католицизме важные позиции занимает монашество, организованное в конгрегации и братства. Сегодня насчитывается около 140 монашеских орденов , деятельностью кᴏᴛᴏᴩых руководит ватиканская конгрегация по делам освященной жизни и обществ апостольской жизни. В наибольшей степени влиятельными монашескими орденами будут ордена доминиканцев, францисканцев и иезуитов. Отметим, что каждый из них имеет ϲʙᴏю специфику и ϲʙᴏю историю развития.

Бенедиктинцы

Основатель бенедиктинского монастыря - Бенедикт Нурсийский (480-547) стал основоположником первого монашеского устава. Стоит заметить, что он организовал в 530 г. монастырь в Монте Кассино , в кᴏᴛᴏᴩом установил строгие порядки. Этот устав стал основой, примером для монахов других монастырей.
Стоит отметить, что основным правилом стала общинная жизнь вдали от мирской суеты. Монастыри строили в отдаленных местах, подальше от влияния мира. Первоначально не существовало центральной организации, каждый монастырь обладал самостоятельностью. Монастыри стали центрами просвещения и подготовки кадров. Бенедиктинцы занимались миссионерской деятельностью на славянских землях и в Прибалтике. Сегодня орден бенедиктинцев объединяет свыше 10 тыс. монахов и 20 тыс. монахинь.

Монашеские ордена появились в 910 г., после того как аббат Обо из монастыря Клюни предпринял реформу монашеской организации. Стоит заметить, что он предложил объединить множество монастырей, выполняющих единые задачи, в ордена, кᴏᴛᴏᴩые должны подчиняться центральной власти. Целью такого объединения был возврат к строгому соблюдению правил, лишение монастырей автономии и подчинение папе, минуя епископов, независимость церкви от светской власти.

Кармелиты

Основатель - Бертольд Калабрийский , глава крестоносцев. Орден основан в 1155 г. после победоносного Крестового похода. Название получил по месту расположения — у подножия горы Кармель в Палестине. После того как крестоносцы потерпели поражение, в XIII в. орден переселился в Западную Европу. В XVI в. орден кармелитов разделился на несколько течений. В Испании возник женский орден босоногих кармелиток , а затем и мужской. К особенностям ордена относится затворнический образ жизни, существование на милостыню. Монахи-кармелиты занимаются в основном миссионерской деятельностью, воспитанием и образованием детей и юношества.

Картезианцы

Возник монастырь в 1084 г. в провинции Шартрез (лат. -Cartusia ) Официально был утвержден в 1176 г. Существует женская ветвь ордена, кᴏᴛᴏᴩая была образована в 1234 г.
Стоит отметить, что особенностью монастыря будет наличие крупной земельной собственности.
Стоит отметить, что основной источник богатства — производство и продажа ликера «Шартрез».

Цистерцианцы

Впервые появились в 1098 г. в пустынной местности Сито (Cito ) С XIV в. действуют женские монастыри. В 1115 г. орден был реформирован Бернаром Клервоским и получил название бернардинский. Монахи ордена активно участвовали в Крестовых походах, поддерживали папу в его борьбе со светскими властями.

Францисканцы

Монастырь организовал Франциск Ассизский в 1207-1209 гг. в Италии близ Ассизи. Франциск Ассизский выступал против стяжательства папских иерархов, против раздачи папой должностей ϲʙᴏим родственникам, против симонии (покупки и продажи церковных должностей) Проповедовал благотворность нищеты, отказ от всякой собственности, сочувствие беднякам, жизнерадостное поданныеческое отношение к природе. Его мистика была пронизана любовью к людям. Эти идеи стали очень популярны и за короткое время получили признание в других странах Европы. Франциск Ассизский создал «Орден меньших братьев» - религиозно-нравственную общину. Минориты — «наименьшие из всех людей» — жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа, занимались благотворительностью.

Отречение от собственности вызвало подозрение у папы. Сначала Франциску Ассизскому запретили проповедовать, затем в 1210 г. разрешили, но потребовали отказаться от призыва к нищете. Франциск не подчинился. После его смерти произошел раскол ордена. Крайние последователи Франциска фратинелли (братцы) были объявлены еретиками, многие сожжены.
Стоит отметить, что оставшиеся умеренные последователи стали опорой папы. В 1525 г. из францисканцев выделились капуцины (остроконечные капюшоны) для противодействия Реформации. С 1619 г. капуцины стали самостоятельным орденом.

Доминиканцы

Орден основал в 1216 г. испанец Доминик де Гусман. Целью ордена стала борьба с ересью альбигойцев , распространившейся во Франции, Германии и Италии. Альбигойцы выступали против католической церкви, препятствовавшей развитию городов. Против альбигойцев был объявлен крестовый поход, закончившийся поражением еретиков. Доминиканцы боролись также с ересью катаров и других оппозиционных католической церкви течений, проявляя при ϶ᴛᴏм особую жестокость и бескомпромиссность.

Доминиканцы дают обет бедности, воздержания и послушания, им запрещено есть мясо. Требование нищеты распространяется только на индивидуумов, а не на конгрегации. Эмблемой ордена будет собака с зажженным факелом в зубах. Стоит заметить, что они сами называют себя «псами Господними» (лат. -domini canes ) В 1232 г. им было предоставлено руководство инквизицией. Стоит заметить, что они становятся цензорами католической правоверности. В ϲʙᴏей деятельности доминиканцы использовали пытки, казни, тюрьмы. Отказались от физического труда в пользу преподавательского и научного. Из рядов ордена вышли видные католические богословы, в их числе Фома Аквинский, а также несколько пап.

Рыцарские братства

Духовно-рыцарские ордена начали возникать на территории Палестины, завоеванной в ходе первого Крестового похода для защиты завоеванных земель. Рыцари приносили три монашеских обета: целомудрия, бедности и послушания. В отличие от обычных монахов члены орденов должны были сражаться за веру с оружием в руках. Стоит заметить, что они подчинялись только папе и орденским властям — капитулу и великим магистрам.

Госпитальеры

Около 1070 г. в Иерусалиме был построен странноприимный дом (hospitalis ) для раненых и больных пилигримов. Дому дали имя св. Иоанна Милостивого, Александрийского патриарха. Вскоре монахи, ухаживавшие за ранеными, сами стали участвовать в боевых действиях. В 1113 г. папа утвердил орденский устав, согласно кᴏᴛᴏᴩому госпитальеры, или иоанниты, были призваны воевать с неверными. После завоевания Палестины мусульманами в 1309 г. иоанниты овладели островом Родос, а затем, когда в 1522 г. его захватили османы, перебрались на остров Мальту, после чего орден получил название Мальтийского. Отличием ордена стал красный плащ с белым крестом.

Храмовники или тамплиеры

Орден храмовников или тамплиеров возник в начале XII в. Стоит заметить, что он был назван по расположению его резиденции вблизи Храма царя Соломона. Отличием ордена стал белый плащ с красным крестом. Орден накопил значительные денежные средства. После падения Иерусалима орден переселился на Кипр, затем во Францию. Король Филипп IV Красивый, стремясь завладеть богатствами ордена, обвинил тамплиеров в манихействе (синтез зороастризма и христианства) В 1310 г. рыцари были сожжены, имущество перешло к королю, а орден упразднен.

Отметим, что тевтонский орден

В XII в. 1190 г. немецкие крестоносцы создали в Палестине военно-монашеский орден, основанный на базе госпиталя святой девы Марии — Отметим, что тевтонский орден — по названию германского племени. В начале XIII в. он был переведен в Прибалтику, где развернул военную активность в Пруссии. Орден осуществлял политику феодально-католической экспансии в Прибалтике и северо-западных русских княжествах. Отличием тевтонцев стал белый плащ с черным крестом.

Иезуиты

Название произошло от лат.SocietasJesu — «общество Иисуса». Орден образован в 1534 г., папой утвержден в 1540 г.
Стоит отметить, что основатель — испанский баск, дворянин, бывший храбрый офицер, искалеченный в боях, Игнатий Лойола (1491-1556) Цель ордена — борьба с Реформацией, распространение католичества, беспрекословное подчинение папе. Стоит сказать, для иезуитов характерно строго иерархическое устройство во главе с генералом, подчиненным папе. Орден занимается всемирной миссионерской деятельностью.

1. литургия - важнейшая служба. Местом совершения литургии является храм, построенный обычно в форме базилики или латинского креста. Боновые нефы часто превращаются в капеллы с отдельными алтарями. В отличии от православных храмов, католические не обязательно ориентированы на восток.

Престол сооружается на фундаменте, в основание которого кладутся мощи какого-нибудт святого. Над алтарём помещается главный храмовый образ. На алтаре - табернакль (хранилище для гостий - пресных лепёшек для причастия), распятие, чаша лоя причастия, патена - блюдце для гостий, корпорал - салфетка, на которую ставят чашу и патену.

Месса состояит из литургии слова (аналог древней литургии оглашенных (в православии - тоже есть), то есть на которую пускали и членов общины, не принявших крещения), во время которой читается писание, произновится проповедь, по воскресным и праздничным дням поётся символ веры; и евхаристиаческой литургии (аналог литургии верных, то есть только для крещёных), на которой читают евхаристические молитвы и причащаются. Чтение молитв и песнопения обычно сопровождаются органом.

До второго ватиканского собора богослужение велось только на латыни. Но собор разрешил богослужение на национальных языках и использование национальных музыкальных инструментов.

Верующие во время мессы сидят, поднимаясь при чтении Евангелия и при принесении Святых даров.

Исповедь совершается в специальных кабинках, окошки в которых для анонимности закрываются решётками и занавесками

2. Облачение священников.

Повседневная - сутана - длинное одеяние со стоячим воротничком. У священников - черная, у епископов - фиолетовая. у кардиналов - красная, у папы - белая.

На мессу поверх сутаны надевается альба - белая, длинная, иногда кружевная рубашка. Пояс в виде шнурка (в пасять о верёвках, которыми был связан Иисус). Стола - лента на шею (в православии - епитрахиль) - символизирует власть священника. поверх - орнат - безрукавная бархатная или парчовая накидка (символизирует груз евангельского учения). Для совершения процессий модет надеваться комжа - рубашка до колен, и плувиал - плащ от дождя. Биретта - 4угольная шапочка. Епископы (и Папы после Павла 6ого (1963-1978) носят особый головной убор - митру)

3. Культ святых.

Святые - люди, которые за свою веру были наделены способностью творить чудеса. Вначале - было поклонение останкаммучеников, пострадавших во время гонений на христиан. В 4-5 веке возникла идея, что жизнь, полная самоотречения, равна мученичеству. (таких святых называют исповедниками)

Есть двухступенчатая процедура приобщения к лику святых. 1 - беатификация, то есть признание блаженным (утверждается папской конгрегацией). 2 - канонизация, то есть признание святым (утверждается папой)

С почетанием святых связаны паломничества, почитание мощей.

В ранней церкви святые соединялись с местными языческими культами. Отсюда появилось почтиание святых как помошников в каких-то делах или покровителей определённых ремёсел. Св. иосиф - покровитель плотников, св. Екатерина - колесных мастеров. Почитались целители (Св. Себастьян - от чумы, св. Антоний - от гангрены). Были покровители стран и городов. (св. Георгий - Англии, св. Вацлав - чехии). Всего больше 3000 святых, но общецерковных - только 58.

4. Литургический год - годовой круг праздников в честь Иисуса, Богородицы и святых. У него есть условное начало - первое воскресенье после адвента (30 ноября - день ап. Адрея). Каждый праздник предполагает особое богослужение.

Монашество, зародившееся в Египте в III веке, находило многочисленных последователей и на Западе, наиболее известен св. Мартин Турский. В 5 веке появляются отдельные монастыри во Франции и в Италии, но монашества как системы ещё не было (на Востоке была).

В VI веке был создан старейший монашеский орден Запада - бенедиктинцы, деятельность которого связана с именем св. Бенедикта Нурсийского. Устав бенедиктинского ордена послужил основой для уставов более поздних монашеских орденов и конгрегаций, например, камальдулов или цистерцианцев. Девиз - ora et labora - молись и трудись. Но потом они поняли, что ученая деятельность - тоже работа. Бенедиктинские аббатства внесли важнейший вклад в культуру и экономику Средневековья, при них создавались библиотеки, скриптории, художественные мастерские.

Потом появился августинский орден, в котором священники принимали монашество.

То есть самого начало существовало 2 ордена с разными уставами, поэтому появилась возможность создавать новые ордена (в православии устав - один).

Известен бенедиктинский монастырь в Клюни, в котором пытались восстановить «изначальный устав» в его строгости + реформировать церковь (против симонии, женатых священников, чтобы Папу избирали церковные лица...)

Во время первых крестовых походов стали возникать духовно-рыцарские ордена, призванные помогать паломникам и защищать святые места. Наиболее значительные ордена: иоаннитов (госпитальеров, сер. XI в. 1259 г. папа Александр IV официально утвердил форму одежды иоанитов – черная ряса и черный плат с капюшоном с изображенным на них широколапчатым («мальтийским») белым крестом.). Тамплиеров(1118), тевтонский(12 в защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи.).

Рыцари, как и монахи, давали обеты целомудрия и послушания.

Все они после взятия Акры в 1221 году были вынуждены вернуться в европу. Тамплиеры были уничтожены (обвинены в ересях и пр. и признались под пыткой). Гоапитальеры отступили на Родос, а потом на Мальту. Тевтонцы обосновались в Германии и Прибалтике.

В XIII веке в Католической церкви было основано большое количество новых монашеских орденов, получивших название нищенствующих. Они выделяются из старых орднов методом устрожения устава. Бенидиктинцы жили за счёт своего труда. Августинцы - за счёт церкви. А нищенствующие отказались от любой собственности и посвятили себя политве и проповеди. Францисканцы и доминиканцы проповедовали в миру, не стремясь к затворнической жизни, характерной для более ранних орденов. Впервые при этих орденах были созданы общины мирян-терциариев.

Францисканцы - от св. Фарнациска, который отказался от свей собственности и стал проповедовать. Был канонизирован в 1228 году. Орден начался с общины в 12 человек (как апостолов).

доминиканцы сыграли большую роль в борьбе Католической церкви с новыми еретическими движениями - катарами, которую начал ещё основатель Св.Доминик. Были инквизиторами и преподавателями.

Иезуиты монашеский орден был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утверждён Павлом III в 1540. Членов ордена, известных как «иезуиты», начиная со времён протестантской Реформации, называли «пехотинцами Римского папы» отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счёте, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность.

А с определенного времени и у некоторых протестантов - сообщество монашествующих, члены которого соблюдают общий устав монастыря и приносят торжественные обеты (в отличие от монашеской конгрегации , в которой приносятся лишь простые обеты). В зависимости от специфики различаются:

  • Ордены регулярных каноников
  • Ордены регулярных клириков

В Восточных католических церквах также существуют монашеские ордены, называемые по-славянски чинами (василиане - Чин святого Василия Великого, и т. п.).

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Монашеский орден" в других словарях:

    Религиозная организация в католицизме. Главное отличие ордена от других религиозных организаций наличие особого устава, утвержденного папой римским. Монашеские ордена бывают как мужские, так и женские. Они могут называться орденами, братствами,… … Религиозные термины

    У этого термина существуют и другие значения, см. Капуцины. Орден Братьев Меньших Капуцинов (лат. … Википедия

    Капуцины (итал. cappuccino, от cappuccio ≈ капюшон), католический монашеский орден, основанный как ответвление ордена францисканцев в 1525 в Италии. Название получил по остроконечному капюшону, пришитому к рясе из грубого сукна, которую носят К.… …

    Доминиканцы (позднелат. dominicani или fratres praedicatores ‒ братья проповедники), католический «нищенствующий» монашеский орден; основан в 1215 испанским монахом Домиником (активным участником подавления движения альбигойцев) для борьбы с… … Большая советская энциклопедия

    - (от соб. им.). Имел до 2 тыс. монастырей в разных странах. Ныне представляет собою воспитательно благотворительные учреждение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    - (Ordo sanctae Clarae) наряду с миноритами и терциариями считается вторым орденом св. Франциска. Основательницей и первой настоятельницей ордена была благочестивая Clara Sciffi (1193 1253), родом из Ассизи. Она покинула отцовский дом, чтобы… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    католический монашеский орден - доминиканцы (католический орден). францисканцы. минориты. капуцины. кордельеры. госпитальеры. тамплиеры. иезуиты. цистерцианцы. августинцы. бенедиктинцы. мавристы. кармелиты. | урсулинки … Идеографический словарь русского языка

    Доминиканцы (монашеский орден) - ДОМИНИКАНЦЫ, члены нищенствующего ордена, основан в 1215 испанским монахом Домиником. В 1232 папство передало в ведение доминиканцев инквизицию. После основания ордена иезуитов (16 в.) значение доминиканцев уменьшилось. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Орден Пресвятой Девы Марии Испанской … Википедия

    Орден иезуитов - Общество Иисуса (Societas Iesu), или Орден иезуитов это монашеский орден Римско католической церкви, основанный Игнатием Лойолой (1491 1556) и утвержденный Папой Римским Павлом III в 1540 году. В орден принимались люди здоровые, с хорошими… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Идущий , Игорь Колосов. За мальчиком Дини, лечащим любые недуги, охотятся воины Правителя и могущественный монашеский Орден Талхов. Лишь Совет Ордена – его верхушка – знает о Пророчествеи о том, что до Великой… электронная книга

ОРДЕНА МОНАШЕСКИЕ - ин-сти-ту-ты мо-на-ше-ст-вую-щих в Рим-ско-ка-то-лической церк-ви.

Ордена монашеские объ-е-ди-ня-ют мо-на-хов, при-нёс-ших веч-ные, или «тор-же-ст-вен-ные», мо-на-ше-ские обе-ты (це-ло-муд-рия, по-слу-ша-ния и бед-но-сти), в от-ли-чие от других форм ка-то-лического мо-на-ше-ст-ва (кон-гре-га-ции ре-ли-ги-оз-ные, се-ку-ляр-ные ин-сти-ту-ты, об-ще-ст-ва апо-столь-ской жиз-ни), пре-ду-смат-ри-ваю-щих при-не-се-ние вре-мен-ных, или «про-стых», обе-тов. Для Орденов монашеских ха-рак-тер-на осо-бая струк-ту-ра, пред-став-ляю-щая со-бой объ-е-ди-не-ния об-щин (мо-на-сты-рей , при-ора-тов, бо-га-де-лен и т. п.), чле-ны ко-то-рых свя-за-ны об-щим ус-та-вом, ут-вер-ждён-ным па-пой Рим-ским , под-чи-ня-ют-ся че-рез сво-их глав (су-пер-ио-ров), ми-нуя дио-цезаль-ных епи-ско-пов, не-по-сред-ст-вен-но Свя-то-му Пре-сто-лу. Ордена монашеские от-ли-ча-ют-ся осо-бен-но-стя-ми в бо-го-слу-же-нии и ду-хов-ной тра-ди-ции. Чле-ны Орденов монашеских име-ют осо-бый от-ли-чи-тель-ный ха-бит (одея-ние).

В современной ка-то-лической Церк-ви, по-ми-мо Орденов монашеских в уз-ком смыс-ле, дей-ст-вую-щих на ос-но-ве древ-них мо-на-ше-ских ус-та-вов [бе-не-дик-тин-цы и вы-де-лив-шие-ся из них ор-де-на, а так-же уни-ат-ские (смотри Уни-ат-ст-во) ор-де-на ан-то-ни-ан, ва-си-ли-ан и мхи-та-ри-стов], в по-ня-тие Орденов монашеских в ши-ро-ком смыс-ле (хо-тя и не-точ-ном с точ-ки зре-ния като-лического ка-но-ни-че-ско-го пра-ва) мо-гут вклю-чать-ся так-же ор-де-на ре-гу-ляр-ных ка-но-ни-ков (ав-гу-стин-цы, пре-мон-ст-ран-ты и другие; смотри так-же Ка-но-ник), ни-щен-ст-вую-щие ор-де-на (до-ми-ни-кан-цы, фран-ци-скан-цы, ав-гу-стин-цы-эре-ми-ты, кар-ме-ли-ты и др.) и ор-де-на ре-гу-ляр-ных кли-ри-ков (ие-зуи-ты и др.). В сред-ние ве-ка су-ще-ст-во-ва-ли и другие раз-но-вид-но-сти Орденов монашеских, например ду-хов-но-ры-цар-ские ор-де-на (ио-ан-ни-ты, там-плие-ры, Тев-тон-ский ор-ден и др.), чле-ны ко-то-рых, по-ми-мо при-не-се-ния обыч-ных мо-на-ше-ских обе-тов, обя-зы-ва-лись так-же с ору-жи-ем в ру-ках за-щи-щать хри-сти-ан-ст-во. Ти-по-ло-ги-че-ски эти Ордена монашеские от-но-сят-ся к ре-гу-ляр-ным ка-но-ни-кам (Тев-тон-ский ор-ден) ли-бо к ни-щен-ст-вую-щим ор-де-нам (напр., ио-ан-ни-ты).

Пер-вая по-пыт-ка соз-да-ния осо-бой мо-на-ше-ской ор-га-ни-за-ции, объ-е-ди-няю-щей отдельные мо-на-сты-ри, от-но-сит-ся к началу IX века - ре-фор-ма Бе-не-дик-та Ани-ан-ско-го, стре-мив-ше-го-ся соз-дать сеть мо-на-сты-рей, объ-еди-нён-ных иде-ей чис-то-ты ис-пол-не-ния ус-та-ва преподобного Бе-не-дик-та Нур-сий-ско-го. Цен-тром этой мо-на-ше-ской ор-га-ни-за-ции ста-ло аб-бат-ст-во Ин-ден (близ Ахе-на, ос-но-ва-но в 814 или 817 году), соз-дан-ное императором Лю-до-ви-ком Бла-го-чес-ти-вым для Бе-не-дик-та Ани-ан-ско-го, а гла-вой - сам Бе-не-дикт. В 817 году он со-звал в Ахе-не со-бор аб-ба-тов, на ко-то-ром ре-ша-лись су-гу-бо мо-на-стыр-ские во-про-сы, без пря-мо-го уча-стия епи-ско-па-та. Ре-фор-ма Бе-не-дик-та Ани-ан-ско-го ещё не под-ра-зу-ме-ва-ла изъ-я-тия мо-на-сты-рей из юрис-дик-ции ме-ст-ных епи-ско-пов, а гла-вен-ст-во Бе-не-дик-та ба-зи-ро-ва-лось на его лич-ном ав-то-ри-те-те и под-держ-ке им-пе-ра-то-ра и не име-ло юри-ди-че-ски за-кре-п-лён-ных ос-нов. По-доб-ные ре-фор-мы про-во-ди-лись в X веке в Ло-та-рин-гии Гер-хар-дом Бронь-ским и Ио-ан-ном из Гор-це, так-же соз-дав-ши-ми объ-е-ди-не-ния ре-фор-ми-ро-ван-ных ими мо-на-сты-рей. Эти дви-же-ния не име-ли даль-ней-ше-го раз-ви-тия и при-хо-ди-ли в упа-док со смер-тью их вдох-но-ви-те-лей. Ос-но-вой бе-не-дик-тин-ско-го ор-де-на ста-ла ре-фор-ма бур-гунд-ско-го аб-бат-ст-ва Клю-ни, по-лу-чив-ше-го (в 909 или 910 году) пап-скую эк-земп-цию (пря-мое под-чи-не-ние Ри-му). Все при-сое-ди-няв-шие-ся к Клю-ний-ской ре-фор-ме мо-на-сты-ри так-же вы-во-ди-лись из юрис-дик-ции ме-ст-ных епи-ско-пов, а их на-стоя-те-ли под-чи-ня-лись аб-ба-ту Клю-ни и че-рез не-го - па-пе. Аб-бат Клю-ни был гла-вой все-го сло-жив-ше-го-ся во-круг Клю-ни объ-е-ди-не-ния мо-на-сты-рей. Од-на-ко при-сое-ди-няв-шие-ся к Клю-ни мо-на-сты-ри, ко-ли-че-ст-во ко-то-рых не-ук-лон-но рос-ло с рас-про-стра-не-ни-ем ре-фор-мы за пре-де-лы Фран-ции и Бур-гун-дии, име-ли свои обы-чаи (consuetu-di-nes), от-лич-ные от тра-ди-ций Клю-ни. По-пыт-ки рим-ских пап в XIII-XIV веках соз-дать цен-тра-ли-зо-ван-ный ор-ден бе-не-дик-тин-цев фак-ти-че-ски не при-нес-ли ус-пе-ха и при-ве-ли к рас-па-ду бе-не-дик-тин-цев (XV-XVII веках) на ряд внутренних под-раз-де-ле-ний - кон-гре-га-ций, от-ли-чаю-щих-ся уст-рой-ст-вом (по-жиз-нен-ная или вре-мен-ная долж-ность аб-ба-та) и ду-хов-ной на-прав-лен-но-стью (ак-цент на мо-лит-ву или учё-ные за-ня-тия).

Од-но-вре-мен-но на-чи-ная с XI века от бе-не-дик-тин-цев на-чал от-де-лять-ся ряд Орденов монашеских, чле-ны ко-то-рых стре-ми-лись к боль-ше-му ас-ке-тиз-му и стро-го-му при-ме-не-нию бе-не-дик-тин-ско-го ус-та-ва. Так, в 1-й половине XI века в Ита-лии в рам-ках бе-не-дик-тин-ской тра-ди-ции сло-жил-ся ор-ден ка-маль-ду-лов (ка-маль-ду-лен-ских эре-ми-тов), тя-го-тев-ших к от-шель-ническому и за-твор-ническому об-ра-зу жиз-ни, - в про-ти-во-вес клю-ний-ским об-ще-жи-тель-ным бе-не-дик-тин-цам с их идеа-лом об-ще-ст-вен-ной мо-лит-вы. Ор-ден ка-маль-ду-лов был ос-но-ван святым Ро-му-аль-дом (умер в 1027 году) и по-лу-чил раз-ви-тие бла-го-да-ря Пет-ру Да-миа-ни. Его цен-тром ста-ло аб-бат-ст-во Фон-те-Авел-ла-на близ Ра-вен-ны. Сход-ные идеа-лы ис-по-ве-до-ва-ли и чле-ны ор-де-на кар-ту-зи-ан-цев, сло-жив-ше-го-ся в конца XI - первой 1-й половины XII веков.

Во 2-й половине XI века от бе-не-дик-тин-цев от-де-лил-ся ор-ден цис-тер-ци-ан-цев, по-лу-чив-ший на-зва-ние от аб-бат-ст-ва Си-то [лат. Цис-тер-ци-ум (Cistercium)] в Шам-па-ни, став-ше-го их пер-вой оби-те-лью. Осо-бое рас-про-стра-не-ние ор-ден по-лу-чил в середине XII века бла-го-да-ря дея-тель-но-сти Бер-нар-да Клер-во-ско-го. Цис-тер-ци-ан-цы вы-сту-па-ли за воз-ро-ж-де-ние су-ти бе-не-дик-тин-ско-го ус-та-ва, ко-то-рую они ви-де-ли в фи-зическом тру-де мо-на-хов и их со-ци-аль-ном слу-же-нии и мис-сио-нер-ст-ве. Ор-ден по-лу-чил стро-гую струк-ту-ру внутреннего управ-ле-ния. В Но-вое вре-мя от цис-тер-ци-ан-цев от-де-ли-лись ор-де-на фель-ян-тин-цев (1577, уп-разд-нён в конце XVIII века) и трап-пи-стов (1664), от-личав-шие-ся тре-бо-ва-ни-ем бо-лее стро-го-го ас-ке-тиз-ма.

К XVIII веку в основном сло-жи-лись так-же ор-га-ни-за-ции восточно-ка-то-лических (уни-ат-ских) мо-на-хов: мхи-та-ри-стов (ар-мя-не-униа-ты), ва-си-ли-ан (униа-ты греческого об-ря-да) и ан-то-ни-ан (ма-ро-ни-ты).

Боль-шин-ст-во Орденов монашеских име-ют и жен-скую ли-нию, ав-то-ном-ную, но на-хо-дя-щую-ся в оп-ре-де-лён-ной юри-дической за-ви-си-мо-сти от муж-ской.

К Орденам монашеским в уз-ком смыс-ле близ-ко при-мы-ка-ют ре-гу-ляр-ные ка-но-ни-ки, ос-но-вой жиз-ни для ко-то-рых слу-жит ус-тав блаженного Ав-гу-сти-на. Тра-ди-ция кли-ри-ков, ве-ду-щих мо-на-ше-ский об-раз жиз-ни, вос-хо-дит к IV веку. В 816 году бы-ла сде-ла-на по-пыт-ка объ-е-ди-нить в по-до-бия мо-на-стыр-ских об-щин ка-пи-ту-лы со-бор-ных церк-вей. Эта ини-циа-ти-ва при-нес-ла пер-вые пло-ды в конце XI века. К это-му вре-ме-ни от-но-сит-ся воз-ник-но-ве-ние ор-де-на ре-гу-ляр-ных ка-но-ни-ков- ав-гу-стин-цев. Уже в XII веке сре-ди ав-гу-стин-цев поя-ви-лись различные кон-гре-га-ции (ка-но-ни-ки аб-бат-ст-ва Сен-Вик-тор в Па-ри-же; смотри Сен-вик-тор-ская шко-ла) и ме-ст-ные ка-пи-ту-лы. Ав-гу-стин-цы не име-ли един-ст-ва управ-ле-ния, и толь-ко на ме-ст-ном уров-не оно осу-ще-ст-в-ля-лось со-б-ра-ни-ем ка-питу-лов. В про-ти-во-по-лож-ность им пре-мон-ст-ран-ты (ор-ден ос-но-ван святым Нор-бер-том Ксан-тен-ским в 1-й половине XII века в Северной Фран-ции) за-им-ст-во-ва-ли у цис-тер-ци-ан-цев стро-гую сис-те-му цен-тра-ли-зов. кол-ле-ги-аль-но-го управ-ле-ния.

К XIII веку от-но-сит-ся рас-цвет ни-щен-ст-вую-щих ор-де-нов (они от-ка-зы-ва-лись от вся-кой соб-ст-вен-но-сти и су-ще-ст-во-ва-ли толь-ко за счёт ми-ло-сты-ни): до-ми-ни-кан-цев (ос-но-ван в 1-й четверти XIII века), фран-ци-скан-цев (ут-верж-дён в 1209 году), сер-ви-тов (1233), ав-гу-стин-цев-эре-ми-тов (воз-ник в 1244 году, ут-верж-дён в 1256 году), три-ни-та-ри-ев (1198) и др. Ни-щен-ст-вую-щие ор-де-на име-ют 3 вет-ви: мо-на-ше-ские (муж-ская и жен-ская) и ми-рян, ве-ду-щих ас-ке-тическую жизнь, так называемых тер-циа-ри-ев («тре-тий ор-ден»). Наи-бо-лее чёт-ко эта струк-ту-ра про-сле-жи-ва-ет-ся у до-ми-ни-кан-цев. У фран-ци-скан-цев бы-ст-ро про-изош-ло раз-де-ле-ние (окон-ча-тель-но за-кре-п-ле-но в 1517 году) на кон-вен-туа-лов, до-пус-кав-ших смяг-че-ние тре-бо-ва-ний ор-ден-ско-го ус-та-ва, и об-сер-ван-тов, на-стаи-вав-ших на их стро-гом со-блю-де-нии. Ор-ден кар-ме-ли-тов воз-ник в XII веке в Па-ле-сти-не как ор-га-ни-за-ция эре-ми-тов (от-шель-ни-ков), од-на-ко позд-нее был ре-фор-ми-ро-ван как ни-щен-ст-вую-щий ор-ден (1247), хо-тя и с ак-цен-том на стро-гом уда-ле-нии от ми-ра и со-зер-цательной жиз-ни, в про-ти-во-вес другим ни-щен-ст-вую-щим ор-де-нам, ко-то-рые ак-тив-но за-ни-ма-лись про-по-ве-дью хри-сти-ан-ст-ва и пас-тыр-ской дея-тель-но-стью. Чле-ны ор-де-на три-ни-та-ри-ев по-свя-ти-ли се-бя в пер-вую оче-редь по-пе-че-нию над хри-стиа-на-ми, на-хо-дя-щи-ми-ся в пле-ну у ино-вер-цев. Сход-ную цель пре-сле-до-ва-ли и чле-ны брат-ст-ва мер-се-да-ри-ев.

Ор-де-на ре-гу-ляр-ных кли-ри-ков на-ча-ли воз-ни-кать в эпо-ху Контр-ре-фор-ма-ции (пер-вый из них - ор-ден теа-тин-цев, 1524; наи-бо-лее из-вест-ный - ие-зуи-ты). Их чле-ны, не свя-зан-ные, в от-ли-чие от мо-на-хов, обя-зан-но-стью пре-бы-вать в за-тво-ре и со-вер-шать об-щин-ную ли-тур-гию ча-сов, по-свя-ти-ли се-бя пас-тыр-ской дея-тель-но-сти, об-ра-зо-ва-нию и де-лам ми-ло-сер-дия.

Ду-хов-но-ры-цар-ские ор-де-на, воз-ник-шие в XI-XIII веках в Па-ле-сти-не, При-бал-ти-ке и на Пи-ре-ней-ском полуострове, сыг-ра-ли важ-ную роль в со-бы-ти-ях кре-сто-вых по-хо-дов и Ре-кон-ки-сты. Од-на-ко к Но-во-му вре-ме-ни все они бы-ли ли-бо уп-разд-не-ны (там-плие-ры), ли-бо пре-вра-ти-лись в кор-по-ра-ции свет-ской ари-сто-кра-тии (испанские и пор-тугальские ор-де-на), ли-бо пе-ре-клю-чи-лись на бла-го-тво-рительную дея-тель-ность (ио-ан-ни-ты, Тев-тон-ский ор-ден).

С раз-ви-ти-ем Ре-фор-ма-ции со-кра-ти-лась дея-тель-ность Орденов монашеских в Северной Ев-ро-пе, од-на-ко бла-го-да-ря Ве-ли-ким гео-гра-фи-че-ским от-кры-ти-ям Ордена монашеские рас-про-стра-ни-лись в других рай-онах ми-ра, пре-ж-де все-го в Аме-ри-ке, где они ста-ли основной си-лой хри-сти-ан-ской мис-сии. За-мет-ную роль как в мис-сио-нер-ской дея-тель-но-сти, так и в про-ти-во-стоя-нии Ре-фор-ма-ции иг-ра-ли ие-зуи-ты, а так-же ни-щен-ст-вую-щие ор-де-на до-ми-ни-кан-цев и фран-ци-скан-цев. По-доб-ная ак-тив-ность в XVIII веке при-ве-ла Ордена монашеские к кон-флик-там с пра-ви-тель-ст-ва-ми многих го-су-дарств, в ре-зуль-та-те че-го ряд ор-де-нов был уп-разд-нён (не-ко-то-рые воз-ро-ди-лись в XIX веке). В эпо-ху Про-све-ще-ния и в XIX веке чле-ны Орденов монашеских ста-ли уде-лять всё боль-шее вни-ма-ние учё-ным за-ня-ти-ям и пуб-ли-ка-ции древ-них хри-сти-ан-ских па-мят-ни-ков (например, мав-ри-сты), со-ци-аль-ной ра-бо-те, соз-да-нию различных бла-го-тво-рительных уч-ре-ж-де-ний. Ре-фор-ма ка-но-нического пра-ва (1983), ли-к-ви-ди-ро-вав ряд фор-маль-ных осо-бен-но-стей, ха-рак-тер-ных для Орденов монашеских, сбли-зи-ла их с другими ви-да-ми ре-лигиозных ин-сти-ту-тов Рим-ско-ка-то-лической церк-ви.

Дополнительная литература:

Кар-са-вин Л.П. Мо-на-ше-ст-во в сред-ние ве-ка. СПб., 1912. М., 1992;

Dizionario degli istituti di perfezione / Ed. G. Pellicia, G. Rocca. Roma, 1974-2003. Vol. 1-10;

Leyser H. Her-mits and the new monasticism: a study of reli-gious communities in Western Europe 1000-1150. L., 1984;

Dall’ere-mo al cenobio... Mil., 1987;

Lesegretain C. Les grands ordres re-li-gieux: hier et aujord’hui. P., 1990;

Джор-дан Омэнн О.Р. Хри-сти-ан-ская ду-хов-ность в ка-то-ли-че-ской тра-ди-ции. Рим; Люб-лин, 1994;

Lawrence C.H. The friars: the impact of the early mendicant movement on Western society. L., 1994.