Термин искусство многозначен чаще всего он употребляется. Искусство его виды многозначность термина два основных значения

Задания 1 части проверяют следующие умения:

  • характеризовать на основе смоделированных социальных ситуаций социальные объекты,
  • осуществлять поиск социальной информации,

Задания 2 части – требуют анализа представленной информации, объяснение связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументация самостоятельных оценочных суждений, объяснений, выводов.

  • При выполнении заданий данной модели проверяется умение применять гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Основные вопросы, рассматриваемые в заданиях:

1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

2. Понятие истины, её критерии.

3. Системное строение общества: элементы и подсистемы.

4. Основные институты общества.

5. Искусство, как форма духовного производства

6. Роль науки в современном обществе.

7. Религия и её роль в современном обществе.

Специфика заданий:

Работа составлена на основе контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и включает задания, проверяющие основные навыки, которые должны быть сформированы у выпускников старшей школы. Проверяются знания по отдельному блоку «Человек и общество».

Проверяемые навыки и умения

задания

Система оценивания

Определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий

Задание 1

1б.

Понимать основные понятия курса, их существенные признаки;

Задание 2

1б.

понимать основные понятия курса, их существенные признаки;

Задание 3

1б.

умение характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

Задание 4

2б.

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия,

Задание 5.

2б.

уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук.

Задание 6

2б.

понимать основные понятия курса, их существенные признаки;

Задание 7

2б.

уметь объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов;

Задание 8

2б.

определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий;

Задание 9

2б.

умение применять гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Задание 10

3б.

уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук.

Задание 11

3б.

Общее количество баллов

1-11

Отметка по 5-бальной шкале

ответы

Задания 1 части

итого

1 вариант

наука

11212

5146

2 вариант

искусство

21211

3716

Задания 2 части

1 вариант

2 вариант

Задание 10.

Задание 10.

В правильном ответе могут быть названы следующие элементы:

1) тип культуры – элитарная культура;

2) признаки, например:

– оригинальность формы и (или) содержания;

– использование нарочито субъективной, индивидуально-

творческой интерпретации обычного и привычного;

– отсутствие ярко выраженного коммерческого характера.

(Могут быть названы другие признаки.)

1.Правильно назван тип культуры, указаны три признака, не

упомянутых в условии задачи- 3б.

2. Правильно назван тип культуры, указаны два признака, не

упомянутых в условии задачи - 2б

3. Правильно назван тип культуры, указан один признак, не

упомянутый в условии задачи- 1б

4. Правильно назван только тип культуры.

ИЛИ Тип культуры не назван (назван неверно) независимо от

наличия других элементов ответа.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не

соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный - 0б

Максимальный балл 3

1) тип – информационное (постиндустриальное общество);

2) три черты, допустим:

– информация (знания) становится ведущим фактором

производства;

– развиваются наукоёмкие производства и средства

коммуникации;

– растёт удельный вес «среднего класса»;

– созданы необходимые условия для непрерывного образования.

(Могут быть названы другие черты.)

Правильно указан тип, названы три черты – 3б

Правильно указан тип, названы две черты- 2б

Правильно указан тип, названа одна черта

ИЛИ Правильно указан только тип- 1б

Тип не указан / указан неверно независимо от наличия других

элементов ответа.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие

требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный - 0б

Максимальный балл 3

Задание 11.

Задание 11.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: это присущий только человеку способ взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о видах деятельности, опирающейся на знания курса, например:

Основными видами деятельности являются игровая, трудовая, учебная. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о структуре деятельности.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого вида деятельности. Например, особенностью игровой деятельности является действия в воображаемой обстановке.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любой из элементов структуры деятельности.)

Максимальный балл 3

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: система взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к обществу и природе, себе самому; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о типах (видах) мировоззрения, опирающейся на знания курса, например: Различают обыденное (житейское), религиозное, научное мировоззрение. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух или более типах (видах) мировоззрения.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса сущность одного из этих типов, например: Религиозное мировоззрение человека опирается на веру в существование сверхъестественных сил и возможность общения с ними. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса сущность одного из этих типов).

Максимальный балл 3

Итоговая диагностическая работа по теме «Человек и общество» 10 класс

1 вариант

Задание 1. Вставьте пропущенный термин

Задание 2.

цифру , под которой оно указано.

  1. игра ; 2) общение ; 3) деятельность ; 4) труд ; 5) познание .

Задание 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой формы познания.

1) ощущение ; 2) восприятие ; 3) представление ; 4) суждение ; 5) наблюдение ; 6) эксперимент .

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры , под которыми они указаны.

Задание 4. Выберите верные суждения о видах знания и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Научное знание отличается высокой степенью обобщения и абстрагирования.

2) Художественное знание открывает законы мироустройства, базируется на доказательности информации.

3) Ненаучное знание характеризуется глубоким осмыслением фактов и проникновением в природу изучаемого объекта.

4) Обыденное (практическое) знание формируется на основе жизненного опыта.

5) К ненаучным видам знания относится религиозное, житейское и художественное.

Задания 5. Установите соответствие между методами и уровнями научного знания, которые эти методы иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

А) эксперимент 1) эмпирический уровень

Б) описание 2) теоретический уровень

В) выдвижение гипотез

Г) наблюдение

Д) формулирование законов

Задание 6.

В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры , под

которыми они указаны.

1)Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.

2) Большинство населения занято в сфере услуг.

3) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.

4) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

5) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

Задание 7.

В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образования? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) увеличение количества учебных предметов

2) сокращение времени изучения естественных наук

3) ориентация на интересы и склонности ученика

4) применение технологий, сберегающих здоровье

5) уделение особого внимания нравственному воспитанию

6)компьютеризация образовательного процесса

Задание 8.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Многие исследователи считали, что в социуме должны иметь место такие же жёсткие, как и в природе, независимые от воли людей причинно- следственные ________(А). Предполагалось, что их выявление выступает главной задачей научного обществознания, поскольку это позволит прогнозировать дальнейшее развитие ________(Б). Но этот подход упрощал многомерную картину ________(В) жизни, оставляя в стороне сознательно- волевую составляющую ________(Г) людей. В XX в. стало формироваться представление о законах-тенденциях, отражающих некоторые объективные процессы общественной жизни».

Список терминов:

1) общество

2) специфика

3) природная

4) социальная

5) связь

6) деятельность

7) закон

Задание 9.

Ларисе 17 лет. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Рост Ларисы ниже среднего.

2) Лариса – честный человек.

3) У Ларисы светлые волосы и зелёные глаза.

4) Лариса добрая и отзывчивая.

5) Лариса – внешне привлекательная девушка.

Задание 10.

Известный театральный режиссёр поставил спектакль по пьесе классика русской литературы. Главные роли исполняли популярные артисты. Для усиления драматического характера некоторых сцен использовались спецэффекты. Однако понять и оценить спектакль по достоинству смогли только критики и зрители, знакомые с тенденциями современного театрального искусства. К какому типу культуры может быть отнесена эта театральная постановка? Укажите любые три признака данного типа культуры, не упомянутых в условии задачи.

Задание 11.

Итоговая диагностическая работа по теме «Человек и общество» 10 класс

2 вариант

Задание 1. Вставьте пропущенный термин

Задание 2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру , под которой оно указано.

1) социальный прогресс ; 2) общественное развитие ; 3) регресс общества ; 4) реформа ; 5) революция .

Задание 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются социальными качествами человека.

1) Порядочность ; 2) сообразительность ; 3) законопослушность ; 4) трудолюбие ; 5) начитанность ; 6) рост .

Найдите два термина, относящихся к биологическим качествам человека, и запишите цифры,

под которыми они указаны.

Задание 4. Выберите верные суждения о различных формах духовной культуры и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Ислам, иудаизм и христианство являются национальными религиями.

2) Наука характеризуется системностью и стремлением к максимальной объективности.

3) Массовая и элитарная формы культуры подвержены взаимному влиянию.

4) Образование обеспечивает передачу из поколения в поколение накопленных людьми духовных богатств.

5) Произведения массовой культуры предъявляют высокие требования к общекультурному уровню потребителя.

Задание 5.

Установите соответствие между характеристиками и видами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Задание 6.

В стране Z постоянно растёт удельный вес городского населения. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Важнейшими ценностями признаны предприимчивость, трудолюбие, образование и готовность к новациям.

2) Происходит становление сословной социальной структуры.

3) Религия играет значительную роль в общественной жизни.

4) Трудовая мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены.

5) Производство приобрело интенсивный характер.

Задание 7.

Ученица 11 класса Кира готовится к экзаменам. Найдите в приведённом ниже списке методы, которые позволят Кире успешно сдать экзамены, и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) получение высокого балла

2) чтение учебников, справочной литературы

3) решение задач

4) проведение экзамена

5) консультации учителей

Задание 8.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Термин "искусство" многозначен. Чаще всего он употребляется в двух значениях: 1) мастерство, __________(А), ловкость, сноровка, основанные на знании дела; 2) специфический вид духовно-практического __________(Б) и эстетического отношения к действительности. Именно во втором значении искусство входит в содержание духовной культуры __________(В). Искусство отражает мир в __________(Г), в которых реальность переплетается с вымыслом».

Список терминов:

1) общество

2) потребность

3) умение

4) практический смысл

5) материальная культура

6) художественный образ

7) освоение

Задание 9. Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обособление от природы

2) постоянные изменения

3) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов

4) способность к самоорганизации и саморазвитию

5) выделение из материального мира

6) возможность деградации отдельных элементов

Задание 10.

В стране Z доминирует стремление к гармонизации отношений общества и природы. В экономике на первый план выдвигается сфера услуг, происходит индивидуализация производства и потребления. Какой тип общества развивается в стране Z? Назовите любые три черты, соответствующие обществу данного типа, не указанные в условии задачи.

Задание 11.


Как и все объёмные понятия, термин «искусство» многозначен. В широком смысле искусство – это форма общественного сознания, способ освоения духовного мира ; в этой трактовке к искусству относят театр, живопись, танец, архитектуру, дизайн, поэзию, музыку. В узком смысле под искусством понимают умелое, мастерское обращение с какими-либо объектами – с окружающими людьми, с персоналом (для менеджера), с избирателями (для политика), со спортивными снарядами (для спортсменов), в приготовлении пищи (для кулинаров), в передаче образа актёром.

Понятие искусства тесно связано с категориями «красота» и «талант». Соприкосновение с искусством приводит к эмоциональному возбуждению, сопереживанию, духовному очищению (или, говоря словами Аристотеля, катарсису ). Почему человек занимается искусством, в чём движущие силы создания прекрасного – на эти вопросы и сейчас нет однозначного ответа. Есть лишь различные теории, которые заключаются в следующем:

— игровая теория основывается на том положении, что игра – внекультурный феномен, она свойственна человеку и животным. В процессе игры формируются навыки и умения, проявляются таланты индивидов в процессе творческого самовыражения;

— трудовая теория говорит о том, что в процессе развития общества и под воздействием разделения труда в областях материального и духовного производства у людей появляются новые потребности, которые удовлетворяются работниками искусства;

— теологическая теория происхождения искусства подразумевает факт божественного вложения в сознание человека тяги к искусству. Индивиду и обществу необходима не только пища телесная, но и духовная; этим человек отличается от животных, делает его возвышенным, эстетичным, гармонично развитым.

Посредством искусства человек познаёт окружающую действительность, но делает это не так, как с помощью науки. Рациональное знание уходит в искусстве на второй план, высвобождая место субъективным ощущениям, фантазии, эмоциям, позитивному или негативному отношению. Художественное познание при созерцании предметов искусства (картин, скульптур, кинофильмов и проч.) может быть наглядным, смысловым и образным. Проходя сквозь призму индивидуального опыта, восприятия, характера человека, художественный образ или смысл становится частью личности, памяти, поведенческих детерминант. В этом смысле художественный образ является одним из главных элементов образования и воспитания личности, частью мировосприятия и ценностей человека. Искусство, тем самым, обращено не к рациональному изучению, а к переживанию – в мире художественных образов человек должен жить подобно тому, как он живёт реально, эстетически наслаждаясь им, но сознавая его умозрительность, ограниченность рамками мыслительных конструкций.

Наслаждаясь образцами искусства, человек получает обильный опыт «проживания чужих жизней», значительно раздвигающий границы повседневной жизни. Литературные персонажи и киногерои, театральные образы и памятники историческим личностям, полотна великих художников и сочинения выдающихся композиторов, певцы и эстрадные исполнители – все они становятся составной частью нашего кругозора, знаний, мировосприятия, взаимоотношений с другими людьми, идентификации себя с каким-либо народом.

Искусство в современной хозяйственной системе необходимо также рассматривать как часть общественного производства. В сфере искусства ныне хотят работать всё более многочисленные группы молодёжи и взрослых, так как в вокале, танцах, живописи, литературе, театре, дизайне, художественном и анимационном кино, компьютерных играх можно максимально полно выразить свои творческие порывы, талант, способности, мечты. В этом смысле искусство является антиподом рутинному труду , где не требуется инициатива, фантазия, креатив. Искусство как производственная и культурная сфера базируется на определённой инфраструктуре (театрах и кинотеатрах, филармониях, цирках, выставочных залах и т.п.) и рынках труда (режиссёров, сценаристов, драматургов, искусствоведов и проч.).

В искусстве принято классифицировать те или иные жанровые направления по определённым градациям – барокко, авангард, классицизм, символизм и проч. Таким образом стилистические характеристики и приёмы объединяются в укрупнённые группы.

Современное искусство не стоит на месте. Все его жанры и направления непрерывно развиваются, порождая иногда непонимание, неприятие и прямое отторжение. Впоследствии неприятие и эпатаж сменяются привыканием, переоценкой, включением данных предметов искусства в список классических и общепринятых.

Искусство - особая форма освоения мира, основу которой составляет эстетическое отношение человека к действительности(греч. аеsteticos - чувствующий, чувственный).

Универсальный характер эстетического отношения человека к действительности несомненен.

Эстетические переживания - атрибутивная характеристика специфически человеческого способа бытия в мире.

Однако в большинстве ее видов и форм эстетический аспект является второстепенным, подчиненным (материальное производство, наука, право, спорт и т. д.).

Только в искусстве эстетическое обладает самодовлеющим статусом, приобретает основное и самостоятельное значение.

Термин «искусство» употребляется чаще всего в двух основных значениях:

1) мастерство, умение, сноровка в любой форме практической деятельности;

2) особая форма человеческой деятельности, ориентированная на создание художественных произведений (художественное творчество), в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

Отмеченная сфера художественного творчества, исторически развиваясь, образует особую подсистему культуры - художественную культуру , функционирующую по имманентным законам и обладающую рядом специфических особенностей.

Искусство в отличие от других форм духовной деятельности ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека.

Чувственно-наглядный характер произведений искусства в совокупности с особым арсеналом выразительных и изобразительных средств обеспечивает ему колоссальную силу воздействия на человека, его убеждения и ценностные ориентации.

На первый план в искусстве выступает субъект и субъективность художника, его свобода, собственное видение и переживание мира. Поэтому подлинное искусство демократично, гуманистично и антиавторитарно по своей сути.

Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности, закономерностей художественного творчества занимается особая философская наука - эстетика (понятие введено в XVIII в. А.Баумгартеном ).



Философско-эстетические взгляды развивались Аристотелем , И. Кантом и другими философами.

Как философия искусства эстетика впечатляюще представлена в творчестве Г. Гегеля .

Среди отечественных исследователей искусства широко известны А. Герцен, В. Белинский, Н. Бердяев, Л. Гумилев, А. Лосев, Д. Лихачев, Э. Ильенков и другие.

Историки полагают, что искусство восходит к эпохе верхнего палеолита и насчитывает 300–400 веков своей эволюции.

В современной философской литературе отсутствует единая точка зрения на проблему происхождения искусства.

Имеют место религиозные, игровые, эротические, подражательные, трудовые и некоторые другие гипотезы, объясняющие его генезис.

Искусство реализует задачи культурного самоопределения личности и социальных общностей, трансляции художественного опыта человечества, организации эстетического отношения человека к миру, а в конечном итоге - воспроизводства человека как универсального и целостного существа.

Функции искусства:

· познавательная;

· воспитательная;

· аксиологическая;

· коммуникативная;

· эстетическая.

9.3.3. Религия как форма духовной культуры

Религия (от лат. rеligiо - «благочестие», «набожность», «святыня») - мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющее воздействие на мироздание и жизнь человека.

Философское осмысление данного феномена культуры предполагает постановку и развернутую интерпретацию следующих задач :

· определение сущности религии и места в системе мировоззрения;

· выявление социальных и психологических аспектов религии, ее онтологического и гносеологического статуса;

· экспликация нравственного смысла религии и ее роли в жизни общества, в духовной эволюции человека и человечества и др.

Религиозное отношение человека к миру носит универсальный характер.

Оно возникает на основе стремления человека обрести непосредственную связь с Абсолютом, а религия осмысливает и в различных версиях интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта.

Поэтому религия - универсальный феномен, ее содержание выступает предметом индивидуальной веры и мировоззренческой парадигмой, принятой в результате свободного выбора, а религиозное сознание отличается образностью и обращено главным образом к эмоционально-чувственной сфере человека.

В истории философской мысли сложилось несколько концепций, объясняющих происхождение и сущность религии:

· по мнению И. Канта , религия представляет собой познание наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некой чужой воли), а как существенных законов любой свободной воли;

· для Гегеля религия - самосознание абсолютного духа или знание божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом;

· как превращенную форму отражения человеческого бытия рассматривал религию Л. Фейербах ;

· Ф. Энгельс трактовал ее как фантастическое отражение внешних обстоятельств, господствующих над людьми в их реальной жизни;

· по мнению Э. Дюркгейма , религия - это идеологический механизм, обеспечивающий целостность общества посредством сакрализации базовых социальных связей;

· 3. Фрейд считал религию коллективным неврозом, массовой иллюзией, коренящейся в комплексе Эдипа;

· У. Джемс полагал религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное.

Религия - системное социокультурное образование, включающее религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.

Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня - религиозную идеологию и религиозную психологию. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная философия, богословские концепции отдельных сфер общества (экономики, политики, права и т. д.).

Религиозный культ - совокупность символических действий, связанных с практическим и духовным обращением к Богу.

Религиозные организации - это объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и культа.

Основным типом религиозной организации является церковь - религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи со светскими социальными институтами.

Религия - явление многоплановое и многозначное. Выполняя мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интегрирующую функции, она порождена особыми закономерностями социальной динамики. Социальные процессы определят в конечном итоге и ее судьбу.

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................ 3

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ........................................................... 4

1.1. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия

и их взаимосвязь.......................................................................................... 4

в философии и науке.................................................................................... 5

1.3. Системно-структурная и динамическая организация бытия.

Движение и развитие как атрибуты бытия................................................. 6

1.4. Принцип глобального эволюционизма......................................... 7

1.5. Пространственно-временная структура бытия. Пространство

и время в неживой и живой природе.......................................................... 9

ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ.................................................... 11

2.1. Понятие природы в философии и науке...................................... 11

2.2. Природа как саморазвивающаяся система: физико-космоло-

гическая и биогеохимическая стратегии научного исследования природы........ 13

2.3. Природа как среда обитания. Естественная и искусственная

среда обитания........................................................................................... 14

2.4. Биосфера и закономерности ее существования........................... 15

2.5. Коэволюционный императив и экологические ценности совре-

менной цивилизации. Проблема устойчивого развития системы

«общество-природа»................................................................................. 16

ТЕМА 3. ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ........................... 18

3.1. Исторические формы диалектики................................................ 18

3.2. Диалектика и метафизика в истории философии......................... 20

3.3. Материалистическая диалектика как система принципов,

3.4. Значение диалектики в познании и медицинской практике........ 27

Искусство как структурный элемент человеческой культуры является ее универсальным языком, языком всеобщим, функционирующим во всем социальном времени и во всем социальном пространстве.

А. Н. Илиади утверждал, что достаточно представить хотя бы один из бесчисленных шедевров искусства, чтобы уяснить, какую актуальную значимость сохраняют они для современности, поскольку являются прежде всего памятниками (часто единственными), которые в подчеркнуто эмоциональной форме свидетельствуют о жизнедеятельности прошлых эпох, о социальных процессах и событиях из жизни тех поколений, при которых они были созданы. Поэтому по ним во всей возможной многогранности и воссоздается потомками культура прошлых эпох в единстве ее материальной и духовной сторон. Даже тогда, когда от этой эпохи сохранились свидетельства историков и научные трактаты, политические и религиозные доктрины, кодексы нравственности и морали, объединить все это в целостность, изоморфную к жизнедеятельности, казалось бы, безвозвратно прошедшей эпохи, может искусство и только искусство. Происходит это потому, что искусство доносит до нас не просто сведения о фактах истории, событиях и научных открытиях. Шедевры искусства несут через века значение и смысл жизни, каким он представлялся человеку той эпохи не только в общеродовом плане, но и в личностном переживании значимости, и в смысле своей жизнедеятельности, своей борьбы за надежды и идеал, из чего выкристаллизовываются в конечном счете мысли, чаяния, переживания и борьба за будущее или против него тех или иных людей, сословий, классов, народов, государств.

«Значимость искусства как универсального языка человеческой культуры, - делал справедливый вывод А. Н. Илиади, - закреплена в художественно-образной структуре его конструкций, делающих его в наиболее полной степени из всех языковых систем, известных человечеству (естественных языков, языков науки), доступными для воспитания человечества в целом, причем не только вне этнических или государственных границ данной эпохи, но и в последующие века. Тем самым устанавливается своеобразный диалог между различными поколениями, актуализирующий опыт протекшей жизнедеятельности и создающий возможность дальнейшего “рывка” в социальное будущее с плацдарма этого актуализированного опыта» .

Таким образом, искусство как универсальный язык культуры есть, с одной стороны, воспроизведение этой культуры в ее специфических системах, т. е. воспроизведение конкретно-исторического образа жизни людей различных эпох и этнических регионов, а с другой - утверждение и развитие отражаемого образа жизни, отражаемой культуры. Это сложный механизм диалектики культуры и искусства, образа жизни и его художественной равнодействующей.

Искусство, являясь универсальным языком культуры, особой знаковой системой, использует различные знаки. Но знаки именно художественные.

Знак художественный - термин, обозначающий реальность не в чисто предметном бытии искусства, а скорее в его функционировании.

В силу этого исходной становится не проблема знака как такового, а проблема вычленения знакового многообразия, проявляющегося прежде всего в социальном бытии - потреблении, восприятии искусства. Элемент художественной формы, будь то мелодический оборот, архитектурная деталь или обособленно рассматриваемое изображение отдельного предмета в живописи, имеет четыре свойства знака:

  • 1) он обладает значением;
  • 2) информирует нас о чем-то отличном от пего;
  • 3) употребляется для передачи информации (хотя и не обычной, а окрашенной эмоционально-эстетическим отношением автора к репрезентируемому);
  • 4) функционирует в знаковой ситуации (пока произведение не воспринято нами, оно не существует для нас как явление искусства). Поэтому такой элемент как будто бы можно назвать художественным знаком.

Но еще четыре свойства отличают этот художественный знак от обычного. Каждое средство в искусстве весьма многозначно, в то время как знак единичен и устойчив по значению. Многозначность каждого из выразительных средств искусства имеет двоякую природу. Его различные значения зависят, с одной стороны, от ситуации и контекста, в которых оно применено (Е. Басин называет такую полисемию «речевой»), а с другой - от его истолкования воспринимающими индивидами («языковая полисемия»). Оба вида полисемии не являются целиком произвольными. Как пишет Басин, произведения искусства всегда воспринимаются не только глазом индивида, но и через него глазами «общественного субъекта» - общества. Вот почему «языковое» значение произведений искусства во многом определяется обществом и относительно не зависит от индивида. Таким образом, в искусстве, помимо «речевого» значения и «речевой» полисемии имеется языковое значение - относительно устойчивое социальное и общезначимое". Тем не менее многозначность выразительных средств искусства остается неоспоримым фактом. Как в музыке, так и в живописи, да

и в любом виде искусства, знак не может быть однозначным. Содержание (значение, которое вкладывает в него автор) прочитывается адресатом не всегда полностью адекватно. Иногда содержание это может быть даже более полным, нежели задумывал сам автор. Часто же содержание, которое извлекает воспринимающий, уже того, которое имел в виду художник. Специфика музыки заключена в том, что большое значение при восприятии имеет исполнение. Хорошо известны случаи, когда первое исполнение решало судьбу произведения. И даже тогда, когда мы смотрим лишь нотный текст, мы невольно выступаем в качестве интерпретатора. (Впрочем, и при восприятии живописного холста мы являемся определенным образом его интерпретатором.) Не случайно для композитора так важно исполнение его произведений. Второе отличие художественного знака состоит в том, что он не может быть выделен из данного контекста и без изменений использован в другом контексте, как это характерно для обычного знака. Наконец, самые главные отличия - это большая самостоятельная роль формы художественного знака и ее иное соотношение с содержанием, чем у обычных знаков. У них в большинстве случаев материальная форма произвольна по отношению к значению. В искусстве же даже при небольшом изменении формы изменяется и содержание. Нам не безразлично, например, в каком регистре, каким инструментом, в каком темпе исполняется та или иная мелодия, не говоря уже об изменении в ней хотя бы одного-двух звуков. Точно так же без ущерба для содержания нельзя переставить слова в стихах, изменив тем самым ритм, или заменить какое-либо слово сто синонимом. Одна из причин невозможности получить полное представление о живописном полотне по репродукции заключается в изменении, даже при высоком уровне техники, всех элементов формы, цвета, фактуры и т. д. Вот почему понятие «знак художественный» может применяться лишь как метафорическое.

Поскольку нас интересует характер соответствия художественных знаков формам реальных предметов, из всех существующих многочисленных классификаций знаков мы берем ту, которая основана на разделении знаков по их типу соотношения с денотатами (ее впервые предложил Ч. Пирс). И хотя сегодня семиотика далеко ушла от теории Пирса и часто весьма критична по отношению к ней, такого рода классификация знаков может помочь во многом объяснить специфику художественных знаков. С этой точки зрения знаки делятся на три группы:

  • 1) знаки-изображения (иконические знаки);
  • 2) знаки-признаки (симптомы, индексы, индикаторы);
  • 3) условные знаки (знаки-символы).

По аналогии с этим и среди художественных знаков можно выделить три основных типа: художественные изображения, которые будут близки классическим знакам-изображениям, художественные «выразительные приемы» (включая интонационные знаки) и художественные «символические средства». Термин «символ» многозначен и в разных сферах имеет различный смысл. Поэтому следует учитывать, что здесь он употребляется лишь в одном из многих смыслов, а именно как обозначение элементов художественной формы, которые аналогичны условному знаку и которые должны быть сопоставлены с типами знаков вне искусства. Однако, прежде чем провести такое сопоставление, надо сделать существенную оговорку. Следует подчеркнуть исключительную приблизительность, условность предложенного разделения художественных знаков, вытекающую из многозначности и многофункциональности каждого из них. Конкретное художественное средство, примененное в том или ином произведении искусства, характеризуется одновременно и с изобразительной, и с выразительной, и с символической (условно-знаковой) сторон. Художественное изображение и художественное символическое средство одновременно всегда являются в какой-то мере и выразительными приемами, поскольку эмоциональная выразительность есть неотъемлемое, обязательное качество всякого искусства и «пропитывает» собою насквозь всю ткань художественного произведения. Выразительный прием и символическое средство зачастую (хотя и не всегда, не во всех видах искусства) обладают хотя бы некоторыми признаками изображения. Наконец, изображения и выразительные приемы обязательно содержат черты условности, что сближает их с символическими средствами. Поэтому точнее говорить о совместном существовании трех типов художественных знаков.

По отношению к языку искусства и понятие знаковой системы может быть применено лишь частично.

Художественный язык имеет три свойства знаковой системы: связь существующих «знаков» и введение новых на основе правил, зависимость значения «знака» от его места в системе. Но другие свойства обычной знаковой системы ему не присущи. «Словарь» средств, применяемых в данном виде искусства, невозможно составить по нескольким причинам, и в частности, из-за того, что художник почти не использует уже готовые средства, созданные другими, а создает новые средства по образцу существовавших ранее. Следовательно, язык каждого вида искусства - это набор не готовых «знаков» («слов»), а лишь определенных типовых форм, от которых отталкивается автор при создании собственного языка, состоящего во многом из новых оригинальных элементов. При отсутствии таких элементов творчество художника воспринимается как банальное по языку, эпигонское, не имеющее самостоятельной ценности, хотя не раз возникали проекты создания словаря художественного языка, например, музыки на основе привязки его к естественному языку.

Еще одно отличие художественного языка от знаковой системы состоит в невозможности перевода созданных на его основе текстов на другой художественный язык. Здесь имеются в виду не общеизвестные случаи создания новых, самостоятельных произведений в одном виде искусства на основе образов другого вида (программное музыкальное произведение на сюжет стихотворения или картины, театральная инсценировка или киноэкранизация романа и т. п.), а именно переводы, целиком равнозначные оригиналу, способные его заменить.

Высказанное положение не опровергается общеизвестным фактом существования полноценных переводов с одного языка на другой в литературе. Дело в том, что при переводе прозы художественный язык (как система образных средств) вообще не меняется; иным становится лишь материал (вербальный язык). В поэзии же перевод становится уже видом самостоятельного творчества, так как при переходе к другому вербальному языку часть образных средств оригинала неизбежно видоизменяется. Впрочем, это относится и ко многим прозаическим произведениям, отмеченным высокой степенью поэтичности.

В разных видах искусства разные знаки могут иметь сходное содержание, и, наоборот, сходные знаки могут выражать разное содержание: искусство живописи и музыки - разные знаковые системы. Н. Н. Пу- нин по этому поводу писал:

То, что сказано однажды и именно данным языком, невозможно повторить, переведя на другой язык, - это закон для всего художественного творчества 1 .

Об этом же говорит и М. М. Бахтин. Правда, связывая невозможность перевода с одного языка искусства на другой с проблемой текста, Бахтин пишет:

За каждым текстом стоит система языка. В тексте ей соответствует все повторенное и воспроизведенное и повторимое и воспроизводимое, все, что может быть дано вне данного текста (данность). Но одновременно

Искусство, его виды Многозначность термина. Два основных значения: 1) мастерство, умение, развитые опытом и знанием; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире - эстетически-выразительных форм.

Этимология ст. -слав. искоусъ - опыт, церк. -слав. искусьство греч. τέχνη - мастерство, умение, ремесло Сегодня используются англ. Art и нем. Kunst, близкие к своему латинскому эквиваленту - Аrs, который может быть также переведен как «мастерство» или «ремесло»

Определение искусства Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в творческом отражении, воспроизведении действительности в художественных образах.

Искусство – часть культуры. Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Это отличающее эпоху и создающее ее как целостность определенное внутреннее единство форм мышления, единство стилистики, запечатленное в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни.

Виды искусства Это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

Три группы Пространственные или пластические виды искусств: изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография. II. Временные или динамические виды искусств: музыка, литература. III. Пространственно-временные (синтетические, зрелищные): хореография, театр, кино. I.

МУЗЫКА В КУЛЬТУРЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ПЕРИОДИЗАЦИЯ Каменный век: 2 млн. л. до н. э. – палеолит 10 000 до н. э. – мезолит 5 000 до н. э. - неолит Бронзовый век 2700 до н. э. Железный век между 1 500 и 1400 до н. э. ХРОНОГРАФ 2, 5 млн. лет – возраст самых древних археологических находок. 35 -10 тысячелетия до н. э. - эпоха верхнего палеолита, период возникновения искусства.

Основные черты первобытного искусства Ритуально-магическая сущность; Коллективность деятельности; Практицизм (прикладной характер); Синкретизм – изначальное единство, слитность, нерасчлененность того, что впоследствии распадается на самостоятельные сферы искусства: музыку, поэзию, театр, танец, живопись, скульптуру, начатки архитектуры, декоративно-прикладные художества; Мифологичность.

Пещерные росписи - главный жанр изобразительного искусства первобытных людей. Петрогли фы - высеченные изображения на каменной основе (от др. -греч. πέτρος - камень и γλυφή - резьба). 1864 год - первые пещерные росписи, обнаруженные французским палеонтологом Ф. Гарригу. Самые известные сегодня пещеры – Ляско (Франция), Альтамира (Испания).

Мегалиты Мегали ты (от греч. μέγας - большой, λίθος - камень) - доисторические сооружения из больших каменных блоков, соединённых без применения цемента или известкового раствора. Термин был предложен в 1849 году английским исследователем А. Хербертом в книге «Cyclops Christianus»

Виды мегалитов менгир (одиночный вертикально стоящий камень до 20 м высотой) кромлех - группа менгиров, образующая круг или полукруг дольмен - сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней (похоже на ворота) и др.

Основные достижения Архитектура Строительство храмов (Шумер), пирамид и храмовых комплексов (Египет). 1792 -1750 до н. э. – годы правления Хаммурапи, строительство зиккурата Этеменанки, известного как Вавилонская башня.

Зиккурат Культовое здание в Шумере (башня), состоявшее из 3 х ступеней – платформ в соответствии с тремя главными божествами – Анну (бог неба), Энлиль (владыка воздуха и земли, сын Анну), Энки (владыка мировых вод, мудрости и хранитель человеческих судеб). Наверху находился небольшой храм – жилище бога, к которому подняться можно было по специальным лестницам. Длительный подъем ассоциировался с идеей бесконечного пути в небо. Окраска платформ символична: нижняя – черный цвет – подземное царство, средняя – обожженный кирпич – земная жизнь, верхняя – белого и красного цвета – небо. Храмик бога – синего цвета.

Египет Древнее Царство (2800 -2250 до н. э.) – строительство пирамид Новое Царство (ок. 1580 - ок. 1070) - строительство огромных храмовых комплексов.

Особенности изобразительного канона в рельефе Композиционная организация сцен на основе упорядоченности, например, при изображении шествия фигуры располагаются одна за другой, через одинаковые интервалы, с повторяющимися жестами

Особенности изобразительного канона в рельефе Разномасштабность фигур (например, фараон – самая крупная фигура); Изображение человека: голова и ноги в профиль, а торс и глаз – в фас; вся фигура обрисовывалась единой линией; То, что находится дальше, изображается выше;

7 в. до н. э. - ассирийский царь Ашшурбанапал основал в своем дворце Ниневия крупнейшую из известных библиотек, Среди записей, датируемых 26 в. до н. э. , уже есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны. Найденные клинописные архивы донесли до нас около 150 памятников шумерской литературы, среди которых есть мифы, эпические сказания, обрядовые песни, гимны в честь царей, сборники басен, поговорок, споры-диалоги и назидания.

Эпос о Гильгамеше Самым древним и значительным памятником шумерской литературы является Эпос о Гильгамеше («Сказание о Гильгамеше» - «О все видавшем»). История открытия эпоса в 70 -х годах 19 века связана с именем Джорджа Смита, сотрудника Британского музея, который среди обширных археологических материалов, присылаемых в Лондон из Месопотамии, обнаружил клинописные фрагменты сказания о Потопе. Доклад об этом открытии, сделанный в конце 1872 в Библейском археологическом обществе, произвел сенсацию.

Египет Появление письменности в период Раннего Царства (ок. 3000 -2800 до н. э) – иероглифы; в иероглифы начале третьего тысячелетия до нашей эры из папируса (травянистое растение) стали делать писчий материал.

Литература Расцвет литературы приходится на период Среднего царства. Существовали различные жанры: сказки, поучения, мифы, повести (например, «История Синухета» - автобиографическая повесть), гимны в честь богов, поэзия. «Книга мертвых»

«Книга мертвых» «Книгой мертвых» назывались древнеегипетские религиозные тексты, которые помещались в захоронения, чтобы оградить покойника и напутствовать его в загробной жизни. «Книга мертвых» составлялась, начиная с периода Нового царства (16 в. до н. э.) и до конца истории Древнего Египта. Богато иллюстрированные тексты писались на листах папируса и вкладывались в пелены мумий.

ВЕДЫ Веды (санскр. веда, букв. - знание) - памятники древнеиндийской литературы (кон. 2 -го - нач. 1 -го тыс. до н. э.) на древнеиндийском (ведийском) языке. Веды, или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), теологические трактаты (брахманы и упанишады). Веды - источник сведений по социальноэкономической и культурной истории древнейшей Индии.

Ведическая литература «Ригведа» (веда гимнов) - собрание преимущественно Ригведа религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы. Оформился к 10 в. до н. э. Это э. наиболее древняя и значительная из вед, ценный источник для изучения древнеиндийской истории и мифологии. Состоит из 10 книг, объединивших 1028 гимнов. «Махабхарата» - старшая из двух великих эпопей Махабхарата древней Индии. Время, к которому восходят основные ее сказания, время ее «героического века» - рубеж II и I тыс. до н. э. , эпоха межплеменных войн и образования первых государств в долине Ганга. Процесс циклизации этих сказаний и сложения целого эпопеи завершается, по-видимому, к середине I тыс. до н. э. (не позднее IV в. до н. э. , во всяком случае), письменная же фиксация «Махабхараты» может быть отнесена к III - IV вв. н. э.

Театр - Мистерии В период Среднего царства большое развитие получили мистерии, выросшие на основе обрядов в честь бога Осириса. Согласно мифу, бог плодородия Осирис был когда-то царем Египта и научил египтян возделывать землю и сажать сады. Он был убит своим ревнивым и завистливым братом Сетом. Сын Осириса Гор вызвал Сета на поединок и победил его. После этого он воскресил Осириса, дав ему проглотить вырванное у Сета око. Он не остался на земле, а стал править миром мертвых. По одной из версий, Осириса оживила Исида.

Исида -сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога.

Постановки мистерий (по сведениям Геродота) осуществлялись в 16 -ти городах Египта. Участники действа лепили изваяние Осириса, рядом с которым стояли Исида и его сестра Нефтида в траурной одежде и с распущенными волосами. В своих причитаниях они умоляли Осириса вернуться к жизни. Осирис возрождался в процессе обрядов (поисков, оплакивания, погребения, «великого боя»).

Музыка входила в качестве важнейшей составляющей во все три пласта искусства древних культур, которые можно выделить в соответствии с их назначением: Фольклор (от анг. Folk-lore – народная мудрость) – народное песенно-поэтическое творчество с элементами театрализации и хореографии; Храмовое искусство – культовое, богослужебное, выросшее из ритуальных действ; Дворцовое – светское искусство; его функции – гедонистическая (доставлять удовольствие) и церемониальная.

Музыкальные инструменты Наиболее часто встречаются изображения арфы, арфы поэтому ее можно считать самым популярным и почитаемым музыкальным инструментом. Из письменных источников известно, что в Шумере и Вавилоне почитали флейту. Звук этого флейту инструмента, по мнению шумерцев, был способен возвращать к жизни умерших. Повидимому, это было связано с самим способом звукоизвлечения – дыханием, которое считалось признаком жизни. На ежегодных праздниках в честь Таммуза – вечно воскрешающего бога – звучали флейты, олицетворяя воскресение. На одной из глиняных табличек было написано: «В дни Таммуза играйте мне на лазоревой флейте…»

Музыкальные инструменты В различных музеях мира хранятся древние египетские музыкальные инструменты: арфа (число струн от 6 до 22), деревянные флейты и барабаны (во Флоренции и Лувре), набл (струнный инструмент с длинным грифом – в Берлине). Большинство исследователей склоняются к тому, что древнеегипетская музыка была одноголосной.

Музыка в Индии Музыка в Древней Индии составляла триединство пения, танца и инструментальной музыки. Широкое развитие получила ритуальная музыка. Считается, что индийская музыка была одноголосной.

Музыкальные инструменты Индии Инструменты, использовавшиеся в практике, весьма разнообразны – это барабаны, колокольчики, бубенцы, гонги, раковины; основной ударный инструмент – табла (напоминает маленькие литавры). Среди других инструментов популярностью пользовались флейта, саранга (смычковый струнный инструмент с кожаной верхней декой, где были струны играющие – 3 или 4 и резонирующие – от 11 до 41), ситар (семиструнный щипковый), вина (царица ситар инструментов, семиструнный щипковый инструмент с двумя тыквенными резонаторами под грифом).