За оскорбивший чувства верующих неснятый фильм «Матильда» вступились режиссеры. Скандал вокруг «Матильды»: почему общественные деятели требуют запретить к показу историческую киноленту Матильда оскорбление чувств верующих царский крест ютуб

26 октября на большой экран выйдет нашумевший фильм Алексея Учителя «Матильда». Хотя зрители еще не видели картину, многие уже ополчились против нее: бытует мнение, что фильм порочит образ императора Николая II. Накануне общероссийской премьеры «Матильду» показали журналистам. Корреспондент сайт посмотрел картину и попытался разобраться в том, чем она могла оскорбить чувства верующих.

Массовые протесты

На протяжении нескольких месяцев православные активисты во главе с депутатом Госдумы РФ Натальей Поклонской регулярно выступают против фильма Алексея Учителя «Матильда». В последнее время стало модно снимать фильмы и сериалы на историческую тему: о правлении Екатерины II, об искусстве эпохи «оттепели», о революции. Учитель же решил отойти от политики и снял кино о любви.

Картина рассказывает о любви последнего русского императора Николая II и известной балерины Матильды Кшесинской. Посмотрев трейлер, многие сочли, что это кино порочит память канонизированного императора: тем, что в фильме много постельных сцен, русского царя играет немецкий актер, да и вообще - не было у Николая никакого романа с балериной.

Тем не менее, факт остается фактом: у Николая II все-таки были отношения с Кшесинской. Это подтверждают многочисленные мемуары и архивные записи. Другое дело, что в прежние времена этого не стыдились: связь будущего царя и балерины длилась еще до женитьбы на Александре Федоровне, да и сам Николай своей симпатии не скрывал. Несмотря на это, православные активисты выходят на пикеты, молебны и молитвенные шествия против показа фильма. На деле же выяснилось, что все их усилия не стоят того: «Матильда» оказалась просто красивой сказкой про любовь - правда, с персонажами из реальной жизни.

Фильм «Матильда» - просто красивая сказка о любви. Фото: Кадр из фильма

Красивая сказка

Прежде всего, кино поражает своей красотой. Он напоминает волшебный диснеевский мультфильм: влюбленный будущий царь и балерина летают на воздушном шаре на фоне блистательных фонтанов Петергофа во время заката, встречаются в помещениях Мариинки и проводят свидания в залах Екатерининского дворца в Царском Селе. В перерывах между романтическими сценами - выступления балерин в Мариинском театре. Никакой политики - только любовь и балет.

Не стоит судить фильм строго: следует отнестись к нему как к волшебной сказке. Из реальной жизни взяты только сами персонажи, причем не все, и ключевые события - свадьба наследника престола и его коронация. Все остальное в большинстве своем - художественно приукрашенный вымысел. Если судить фильм строго, можно найти в нем множество исторических нестыковок и даже грубейших ошибок.

Так, например, в реальности Кшесинская не была вхожа в Екатерининский дворец, и если бы Николай появился с балериной на публике - вышел бы скандал. Данила Козловский играет и вовсе несуществующего персонажа - полубезумного поручика Воронцова, который с маниакальной страстью преследует Кшесинскую и даже бьет по лицу своего главного соперника - наследника престола. В картине важно совсем не это. Учитель не пытался пересказать историю: он показал красивую историю, лишь основанную на реальных событиях.

Без оскорбления чувств

Фильм длится 2 часа 10 минут, но это время пролетает незаметно. Происходящее на экране увлекает зрителя, хотя все и так знают, чем все закончится - Николай женится на Александре Федоровне и станет царем, а Кшесинская утешится, выйдя замуж за его двоюродного брата, Великого князя Андрея Владимировича.

"Матильду" снимали в Петербурге, Петергофе и Царском Селе. Фото: Кадр из фильма

«Матильда» едва ли может оскорбить чьи-то чувства, точно так же, как детские сказки не могут обидеть взрослого здравомыслящего человека. Все постельные сцены, которых в фильме не так много, сняты максимально корректно, без демонстрации бурной страсти и обнаженных тел. Актеры смотрятся на своих ролях гармонично.

По «Матильде» нельзя выучить историю, зато, посмотрев фильм, можно прикоснуться к романтичной тайне, которая удивит своим теплом и красотой.

год: 2017
страна: Россия
слоган: «Тайна дома Романовых»
режиссер: Алексей Учитель
сценарий: безграмотный и бездарный журналист Александр Александров
продюсер: Алексей Учитель, Александр Достман, Владимир Винокур
бюджет: $25 000 000
В главных ролях: Михалина Ольшанска, Ларс Айдингер, Луиза Вольфрам, Данила Козловский, Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш, Евгений Миронов

Как всем известно, современное российское кино можно смотреть только с вот таким лицом.


И поэтому когда вышел трейлер "Матильды", в котором фильм был назван "МАТИДЬДОЙ"...

Да еще и от автора артхаузной шизы про сталинизм "Край" - стало понятно, что нас ждет эпичнейший трэш. Однако тогда еще никто даже не догадывался, насколько же бурные события последует за сообщением о премьере. Пересказать все события, связанные с фильмом, сложно - тут и бурные протесты полоумной фанатички Поклонской, которая требовала запретить фильм за оскорбление чувств верующих; и внезапно возникшие в стране православные террористы, которые пытались взорвать кинотеатр в Екатеринбурге, сожгли машину адвоката режиссера, потом угрожали кинотеатрам на местах; и демонстрации против выпуска фильма; и лжедокументальный лжефильм "Ложь Матильды"; и даже Свет Русского Кинематографа Никита Михалков, не остался в стороне и фактически обвинил в поджогах кинотеатров Фонд Кино . И даже прошедший совершенно незамеченным на фоне этого скандал - ведь если бы не Поклонская, Учителю пришлось бы оправдываться за то, что фильм был снят на деньги , выведенные из подконтрольного «Газпромбанку» офшора в обмен на взятку управляющему делами президента с помощью приближенного ко двору шута Владимира Винокура, который формально был изначальным заказчиком картины, причем часть, как водится, разворовали - а как иначе, это же самый дорогой отечественный фильм, 25 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ: как тут без воровства? Более того, провал фильма в прокате изначально был запланирован в официальных документах, что ничуть не мешает авторам готовить сейчас четырехсерийную версию для Первого канала.

Но давайте ненадолго забудем все это и попытаемся сосредоточиться непосредственно на фильме. Ведь надо же узнать чего стоит этот скандал, равного которому не было со времен Утомленных солнцем-2. Ради этого я даже героически отыскал плохую экранку в сети - чтобы спасти души непосвященных. И я очень рекомендовал бы вывести этот пост в топ, потому что мне даже экранки хватило, чтобы понять, насколько все плохо. В ваших руках судьбы зрения и душевного здоровья тысяч человек!

ВНИМАНИЕ - ЭТОТ ОБЗОР ОСКОРБЛЯЕТ ЧУВСТВА ВЕРУЮЩИХ!

В начале нам показывают пролог. Как потом становится понятно, это очередной конец истории, поставленный перед ее началом. Церемония венчания Николая II Успенском соборе. Богатые палаты, толпы первых лиц государства, песнопения, все дела. В толпе стоит и Матильда Кшесинская. Вдруг она замечает идущего к ней офицера и в панике убегает. Тот за ней. Они мечутся по темным коридорам и закоулкам церкви, как персонажи Ассасин Крид, наконец, Матильда успевает захлопнуть дверцу и крикнуть из толпы певчих Николаю: "Ники! Я ваша навеки! " Ники, увидев ее, от шока тут же теряет сознание и падает, уронив корону. Корона замирает. Символи-и-и-и-изм...

МОНТАААААЖ! Театр. Красивые нежные балерины долго крутятся на камеру вокруг зеркал и прочих стекол, что что-то там символизирует. Завтеатром Иван Карлович в исполнении кудрявого Евгения Миронова долго расхваливает балерин какому-то важному князю. Тот особо впечатляется грудастой рыженькой итальянкой и знакомится с ней за винишком, отпуская комплименты про ее красоту. Если у вас появились пошлые подозрения, извращенцы, то... не зря - в следующей сцене Иван Карлович нагоняет идущую по коридору Кшесинскую и требует быстрей бежать на улицу сниматься в порнухе. На улице вся труппа балерин заполняет немаленькую лестницу театра и снимается на камеру, лыбясь как на обложках Хью Хефнера. А для кого это? - недовольно говорит Матильда. Зачем это? Мы же не публичный дом! Иван Карлович резонно говорит: Мы лучше публичного дома! Он не получает казенные субсидии.

Итак, с самого начала нам говорят, что государственный театр в России - это публичный дом с сутенерами-режиссерами. Охотно верю господину Учителю, ему лучше знать. Зато, как видите, там потаскухами были все, кроме Матильды - ведь ее за винишком с генералом не показали!

МОНТАААААЖ! Концэрт. В зале - все лучшие люди города, включая наследничка. Итальянка великолепно делает фуэте, и ей все аплодируют. Сразу после этого она обнимает идущую на сцену Матильду (зис - ис - МОНТААААЖ!!!) и исподтишка развязывает ей за спиной лямку, как злодей в мультиках про Тома и Джерри. Матильда, не заметив этого, начинает танцевать под красивейшую музыку и слоумо, выписывая блистательные пируэты - и так пока у нее не спадает лифчик лямка и не обнажается грудь!!! Зал в театре шоке. Зал в кинотеатре тоже в шоке. Поклонская негодует Учитель таки раскрыл тему!

Интересно, а не оскорбляет ли это чувства моралистов?

Все изумленно пялятся на грудь, в том числе святой наследничек, который особенно поражен - мол, голая сиська! Боже! Так вот как она выглядит! Иван Карлович требует занавеса, но его почему-то так и не дают. Козловский в зале, подпрыгнув, куда-то убегает. Слоумо выжимается до предела. Матильда сначала прикрывается рукой, а потом, решившись, показывает народу голую правду и долго танцует так, восхищая Николая...

Гиииипнотическая сииииила ЛЕБЕДЯ!!!

МОНТАААААЖ! После летних съемок наступила zima, где уже все укутано снегом. По путям едет нарисованный царский поезд, зачем-то увешанный государственными флагами. Кто сказал "клюква"? Клюква? Какая клюква?

В вагоне Александр III в исполнении непохожего на него Гармаша, из-за чего оператор тщательно скрывает его рост, говорит Ники, что вот, мол, хорошая пара была бы ему с Матильдой, а не с этой немкой. Да, батяня, как видите, чтит высокие традиции аристократического брака. Но наследник-кошкодавЪ настаивает на Аликсъ. Я либо женюсь, либо уйду от вас в монастырь, - говорит он в вагоне-ресторане с семьей. Но тут ВНЕЗАПНО!... поезд наезжает на застрявший посреди путей, как в плохих фильмах-катастрофах, автомобиль воз хвороста, который вез мужичок-с-ноготок! Ахтунг! Ахтунг! Аларм! И поезд пафосно и с шумом сходит с путей как в Думе-3!

Ничего удивительного. Мы же еще по "Краю" знаем, что у Учителя стоит... в смысле, фетиш на большие могучие паровозы. Не так круто, как фрейдистские поршни пароходов у Михалкова в "Солнечном ударе", но тоже пойдет.

Далее начинается беспрецедентная по истерии катавасия. Все выжившие орут, бегают в панике, Александр держит на себе крышу и визжит, чтобы семья спасалась! Подбегает какой-то силовик, как уверяют титры, начальник сыскной полиции Власов. Что он тогда с царем ездил, непонятно, правда. Зато его играет Особист из "Белого тигра", Пуришкевич из "Григорий Р." и Ротмистр из "Солнечного удара", а значит, актер отлично подходит на роль вечно орущего на всех мерзавца. Он бьет мужичка-с-ноготка по лицу, достает наган и карает... его раненую лошадь. Правда, благодаря мельтешащей камере и рваному монтажу, который делала газонокосилка, то, что пристрелили лошадь, а не мужичка, становится понятно только где-то с пятой прокрутки сцены. Все кричат, все визжат, все бегают у обломков под трагичную музыку, что-то мелькает в кадре, Александр, перестав визжать, пафосным басом говорит: "Спаси и сохрани!" Наконец, семья спасается, а императора вытаскивают казаки. Все, конец этой чрезвычайно нужной для сюжета сцены.

Мне давно интересно, чем руководствуются режиссеры, экранизируя реальные исторические события. Окей, Пучителю было лень объяснять, что поезд сошел с путей из-за превышения скорости и веса, и он заменил это на застрявшую хрен знает почему телегу. Но зачем менять октябрь под Харьковым на какую-то заснеженную зиму посреди еловой тайги? Для иностранной публики, фром Раша виз лав, мазефака?

МОНТАААААЖ! Снова лето! Неизвестный науке год. Публика собралась на ипподроме, где будет какая-то странная игра, но об этом после. Ники и Матильда в разных ложах улыбаются друг другу, пока на ипподроме, воплощая в жизнь необычайные фантазии режиссера, танцуют офицеры в балетных пачках, чтобы разогреть режиссера публику.

Да, а вы думали, у Учителя фетиш только на паровозы? Завидуй, Михалков, это тебе не юнкера на роликах! Одновременно на Матильду положил глаз князь Андрей, который говорит об этом Ники. Мнээээ... - равнодушно тянет тот - да, недурна. И чтобы Андрей его не обскакал, Ники идет приглашать даму к себе домой, в палатку. На ипподроме же тем временем творится просто какой-то ад режиссерской вакханалии, от которой бы и Михалков обалдел. Офицеры в коричневых масках Дарта Вейдера на укрытых белыми халатами ку-клус-клановцев лошадях скачут во весь опор через горящие шлагбаумы, чтобы добыть корону Российской Империи в каких-то там соревнованиях. Черт возьми, такого даже на Больших гонках не увидишь! Зачем надо было поджигать кинотеатры, Учитель и сам добавил огонька!

Цирк с горящими конями в вакууме!

После проезда горящие лошади валятся на песок и их откачивают пожарные. Но ни одно животное, кроме Данилы Козловского, не пострадало - Данилка же с горящей спиной, из-за чего пламя закрывает его ангельские крылья, бежит обратно к декорациям и таки достает корону! Он радостно снимает маску и орет от огня на спине в изумлении видит, что его идиал Матильда этого не видит, потому что походно-полевую балерину затащил в свою походно-полевую палатку Ники. Там Николай, как аристократъ, как человекъ пурiтанской эпохи конца девятнадцатаго века, какъ наследникъ престола, наконецъ, начинаетъ безъ словъ деловито расстегивать ей матроссъку. Во имя Луны-съ!

У гениев мысли сходятся...

Покажи... сиииииськи!

Но нет. Попялившись на корсет, страстоперец говорит, что хочет сделать ей подарок в виде колЪе - ведь на большее он не претендует. Однако, надев ожерелЪе, он тут же деловито тянется к шее балерутки. Губами. Причеми обеими. Матильда в ответ уходит от поцелуя, скромно садится на колени - того же Николая - и говорит ему, что он никогда не сможет ее забыть, а большей ей ничего и не надо - и уходит. Ники переводит дух и задумывается, не передернуть ли ему одному но тут Матильда с визгом возращается и прячется за ним. Врывается безумный князЪ Козловский, который в лютой княжеской злобе, аки ВикингЪ, истерично визжит и бьет наследника по его немецкому хлебалу за то, что тот украл его бабу. Видать, от хамства Рогнеды еще не отошел. Врывается охрана, хватает Козловского за княжеские патлы и уводит karatь.

Его проводят темными каменными казематами за кадр под свет факелов, где Власов цинично говорит ему: признаешься, что покушался на наследника - повесим, а токмо ревность - помилуем. Тупой Козловский говорит в ответ "Токмо ревность, а теперь отпустите!" что хотел убить Ники, и тогда Власову ничего не остается, как его pokaratь. Поэтому пока где-то красиво и в слоумо танцует Матильда, Козловского без всяких дурацких проволочек типа суда и прочей ерунды отводят на эшафот, натягивают пластиковый мешок и тут же спускают на веревке! Прощай, Данилка, ты был не нужен для этого фильма.

После концэрта Ники приходит в гримерку к своей пассии, которая не совсем одета - но, как вы понимаете, это не препятствие для дружеского разговора. Чтобы завязать беседу, наследникъ престола в шутку пытается крутить фуэте, и балерина ему со смехом помогает, дя чего берет его за его святые ноги (Поклонская в зале падает в обморок). Николай приглашает ночную балеринку к нему на бал и просит называть его просто - Ники. Но у вас же невеста, - щебечет та. У меня есть время подумать - отвечает тот, - до Рождества Нового года. А значит, клеить бабу после помолки - это для Николашки как бы несчитово. А что случилось с Данилой Козловским князем поручиком Воронцовым? - спрашивает та. Я его помиловал - отвечает царь. Да, помиловал. Поэтому Козловского Власов отдает какому-то типичному герою современных комиксов - злобному ученому-психотерапевту с немецким акцентом, который держит его в стеклянном аквариуме, чтобы ввести в транс. Власов говорит тоном агента Смита: первый раз в жизни я посмел не подчиниться, мистер Андерсон герр Фишель. Это для того, чтобы Фишель любой ценой узнал у Козловского, зачем он покушался на жизнь наследника, а заодно отыскал компромат на Матильду!

Потрясающе. Я ждал все, кроме плагиата "Человек-паук. Высокое напряжение"! Браво, Учибель!

После этого в фильме начинается концентрированная слащавая пошлость, напоминающая видео со съемки свадьбы Ксении Собчак с Николаем Басковым. Ники и Матильда под слоумо и музыку катаются на огроменном воздушном шаре с гербом на фоне фонтанов. Со смехом бегают друг за другом по дворцовым коридорам в цепях и латексных костюмах. А потом очень долго трахаются в слоумо в постели крупным планом как в "Девять с половиной недель", вызывая приступы эпилепсии от зависти у Поклонской. А говорят, Ники токмо Россию любил!

В самый неподходящий момент в спальню с радостью входит маман в исполнении заслуженной русской нашего кино Дапкунайте и застает у сыночка в постели чужую девушку - прям как в "Американском пироге" или типа того. Чтобы я видела ее только на сцене! - говорит она и уходит. Но Ники не лыком шит - одев себя и даму в латексные костюмы, он ее выводит в зал, где собрался абсолютно весь двор, включая царя на каталке. Царь, полюбовавшись шоком, говорит, что, мол, шок это по-нашему, а наследника надо поздравить - и все приветствуют наследника, который публично гуляет по бабам после помолвки. Боже, с историчностью этого кино может поспорить только "Утомленные солнцем-2"!

На прощание царь говорит сыну, что Россию надо держать вот так - и показывает ослабевший кулак. Очень умно - требовать дисциплины от человека, который даже любовную верность сдержать не может. После чего Дапкунайте под звуки оркестра уводит царя на каталке в темный коридор. Навсегда. Потому что это. СимволизируетЪ. После этого Николай выходит снова в залу с папкой в руках, а за ними бегут министры, обсуждая государственные дела. Наконец Николаю это надоедает и он просто сбегает от них, шепча за кадром - я не готов... Победоносцев только качает головой на это и говорит: неправильно мы тебя воспитывали - и представляет новое пианино для Аликс, ибо более важных у него в этом фильме, вестимо, нет. В следующей же сцене не-царь встречает под очередную сопливую мызку Аликс на вокзале, целуя ей щечки. Да, это Аликс. Что значит, непохожа? А по-вашему, тут в фильме есть хоть кто-то похожий на оригинал?

МОНТАААААЖ! Дапкунайте идет с Николаем и недовольно ему говорит - неважно, что ты хочешь, а что нет: жениться по любви не может ни один, ни один король! Так что она берет яйца Николая дело в свои руки. Театр же едет на коронацию в Москву, и Иван Карлович берет с собой... итальянку. А Кшесинская? А вам, голуба, - говорит ей Иван Карлович - недостает глубины образа. Матильда, конечно, в ярости, кто, кроме наследЪника, может оценивать что там у нее с глубиной? Тогда в действие вступает бородатый театральный анекдот, как баба доказала талант на экзамене, притворившись, что упала в обморок, и Иван Карлович недовольно обещает подумать. Радостная Матильда возвращается домой, но ВНЕЗАПНО застает там Власова, который активно жрет из ее холодильника с ее стола. Он обожрав сначала дом предлагает ей сделку - она отдает ему письма наследника, а он ее не будет трогать за всякие места не столь отдаленные. Матильдушка долго лежит в постели, раздумывая над этим предложением, а потом просит Ники застегнуть ей платье - она едет на коронацию, о которой Ники ей не сообщил! Как, мол, ты смеешь втайне от меня, твоей любовницы, жениться на своей невесте? Я собирался тебе сказать, - мнется наследник. Да, сказать о том, о чем знает вся страна. Я сделаю тебя своей невестой! - обещает Царь-тряпка. Подозреваю, что конец немного предсказуем - Матильда, скорее всего, не выйдет замуж на Ники. Посмотрим, буду ли я прав.

МОНТАААААЖ! Доктор Фишель, Ники и Аликс проводят сеанс спиритизма.

Ой, не так, это какой-то ужастик... А не САМЫЙ ДОРОГОЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ! Ну ладно, неважно. Аликс интересуется у духа погибших предков, стоит ли ей принимать православие. Возможно, верующие спросят, не оскорбительно, что этот совет православная царица спрашивает через посредство спиритиста, которых православная церковь считает сосудами дьявола?

Нет, все нормально, в жизни православные почему-то очень часто трахаются до свадьбы верят в экстрасенсов, и фанатичка Аликс не была исключением. Другое дело, что у нее вообще выбора не стояло - кто бы там принял на престол католичку? Балаган ВНЕЗАПНО разгоняет Дапкунайте, но все же Аликс укатывает с Фишелем, как прапорщик Полищук, на моцоцикле, чтобы позаниматься с ним... спиритизмом...

Хм, женщина на мотоцикле - не оскорбляет ли это чувства верующих?

Николай и Андрей играют в бильярд. Николаю нужны доказательства, что Матильда имеет основания на царский и польский трон, что показывает, что он окончательно сошел с катушек. Андрей соглашается, и он вместе с Матильдой рыщут по архивам ради этой игры престолов, пока бумаги не рушатся и дураки не падают друг на друга в интимной близости. Заметили, какое оригинальное кино, да? Они вдохновляются моментом и трахаются прямо на бумагах болтают о любви. Но Матильда наконец говорит, что ей не нужны царства земные, горы златые, чертоги изумрудные, берег турецкий и искать она ничего не будет. Фишель тем временем парит мозги Аликс, что у нее есть соперница и показывает ей глюки на стеклах (не спрашивайте). Чтобы остановить ее, он собирается врубить магию и потому ему нужна кровь Матильды. И если вы ждете сцен, где Аликс бегает за Матильдой с ножом и дурным голосом орет: "Отдай мне свою кровь" - то не волнуйтесь, про кровь фильм тут же забывает.

МОНТАААААЖ! Кшесинская отдыхает в особняке, в ванной, но тут звонит телефон, она выходит - и видит разгром. Да, кто-то обыскал всю ее квартиру, пока она торчала в ванной, и это ни хрена не похоже на "Индиана Джонс. Последний крестовый поход". В общем, Матильда обыска не слышала. В отличие от звонка телефона. Она хватает трубку и кричит, мол, Винни, Винни... тьфу ты - Ники, Ники! Помоги, спаси! Но на том конце провода на самом деле мрачная Дапкунайте, которая зловеще кладет трубку.

Аликс приходит домой к жениху, который разбирается с кинопроектором, подарком Вильгельма II на свадьбу, но тут зазвонил телефон, кто говорит? Слон. В балетных тапках. Николай вынужден пообещать встречу, делая вид, что это морской министр. Но Аликс все отлично понимает и начинает из ревности пародировать графа Дракулу Матильду.

Все это время Козловского держат в аквариуме, как осьминога, и допрашивают - но без толку. Даже не спрашивайте, как он там дышит и через какое место. Однако в какой-то момент торчащий в воде земноводный Козловский напрягает все свои совершенно не атрофированные от постоянного сидения мышцы, рвет путы на руках и выпрыгивает на прибежавшего из спальни Фишеля, как акула из воды!!!

"Новый остросюжетный боевик "Челюсти-18". В главной роли акулы - Данила Козловский"!

Пока опять где-то в напряжении танцует Матильда, пытаясь в духе Рокки побить мировой рекорд по фуэте, Акулина Козловский под нечеловечески высокую музыку успешно топит Фишеля и спасается. К упавшей от нечеловеческих же тренировок Кшесинской же приходит Аликс. Далее разыгрывается нескрываемая пародия на "Черного лебедя", немка, скаля зубы, угрожает польке за мужика. Поугрожав, Аликс под саспенсовую музыку бежит за консультацией к Фишелю и видит, как маньяк Козловский посадил его труп в свое кресло под воду, чтобы окончательно доказать плагиат "Человек-паука".

МОНТАААААЖ! Не сразу понятно, но Матильда хочет в Москву на коронацию. Снова врубается музыка, дерганный монтаж, Матильда бежит за Николаем через дождь, тот что-то неразборчиво орет, крупные планы на рожи участников, все дела. И тогда она едет в Лас-Вегас Москву сама. На машине с Раулем Дюком князем Андреем. Билеты на вокзале ей, видимо, почему-то не продают. Аликс же смотрит в окно поезда на собравшиеся толпы Простыхъ Русскихъ Людей, которые собрались, чтобы приветствовать будущую царскую чету на Ходынке. Среди них ненавязчиво светится и бородатый беглец Козловский, который добирается до Москвы без документов, как нелегальный мигрант.

МОНТАААААЖ! Николаша стреляет с балкона по воронам, а казаки из охраны бегают за ними с сачками - а вы думали, этот важнейший факт его жизни останется не отраженным? Зря, зря... Жаль, что не по кошкам, но и так сойдет. И одновременно он слушает Победоносцева об устройстве раздачи подарков на Ходынке. На самом деле же Николас не обращает на Победоносцева внимания, потому что пялится в бинокль, как Андрей и Матильда гуляют по реке на лодке. Даже не пересаживаясь ради этого с автомобиля!!!

Матильда рассказывает Андрею о том, сколько у нее, скромной благородной девы, было мужиков. А было их у нее не меньше, чем у всей Твери, и Андрей, которому далеко до поручика Ржевского, кричит: "Довольно!" Наконец он ее довозит до дворца Ники, баба срывается туда и обнимает свою любоффЪ. Пока их ищет Дапкунайте, двое этих аристократов-акробатов спускается винтовой лестницей в подпольный балетный зал, где Матильда будет с ним тайно жахаться жить. Но он еще мучается сомнениями - как можно отказаться от короны, от судьбы... Ты погубишь всех, кого любишь! - шепчет Матильда в ответ. Или я отрекусь от тебя! - кричит она и убегает под резко наступивший дождь. Аликс же, которая где-то в другой сцене, хандрит и у нее демонстративно льется густая венозная кровь от неудачного движения с заколкой. Матильда убегает к автомобилю и машет Ники Андреем, а наследник охреневает, от того, что ему больше не с кем строить свою любовь.

МОНТАААААЖ! Дапкунайте инструктирует сынка, что тот на коронации наденет Большую Императорскую корону, а Аликс настаивает на Шапке Мономаха. Наследнику этот бабский треп о шмотках надоедает, он истерично разбрасывает одеяния и убегает в злобе. Вот это я понимаю, Игра Престолов! Дапкунайте пытается его образумить - мол, если ты не согласишься, "они" (кто "они" - не говорит) тебя убьют, а твое счастье тут дело десятое. Так что Ники в очередной раз охреневает, а Аликс учит с немецким акцентом православные молитвы, чтобы стать руссЪкой.

МОНТАААААЖ! Николай показывает двору вертящуюся синема для пропаганды ее в России. И пока все пялятся на экран, заходят Матильда с Андреем.. Матильда отдает наследнику письма. Ники в шоке продолжает крутить кино, тут заходит Аликс и охреневает, увидев на экране медведя. Дапкунайте со смехом говорит - не надо бояться русского медведя, потрогайте его! Что? "Клюква"? Какая клюква? Где? И пока тупая Аликс лапает экран, Николаша все-таки догоняет Матильду и страстно ее целует в район шляпы. ВНЕЗАПНО сверху раздает шум и крик: "Ники!" НаследникЪ изумленно пялится вверх. Матильда тут же проявляет гнусную бабскую сущность: "Ты сам не знаешь, чего хочешь" - злобно пищит она и убегает. Оказывается, это всего лишь пришел какой-то генерал в костюме медведя (зис - ис - РАААШААААА!!!) и принес всем на подносе водки корону. Корона, как видите, тут вообще много не значит и с ней обращаются как с медным кубком на свадьбу - ставят призом в скачках, обсуждают как шляпу, приносят на банкеты...

То ли дело Матильда! Из-за нее тут агроменный скандалъ, мон шер - прямо на улице ее хватает гнусный Власов, запихивает в моторЪ и требует писем. А узнав, что их уже нет, говорит, что танцевать она на коронации все равно не будет. Тогда она идет на отчаянные меры - проникает в театр. И пока по СТРАШНО УДАЧНОМУ СОВПАДЕНИЮ генерал трахает в уборной балерину-итальянку, которой пора выступать, но обуревший генерал не боится проблем с наследником, Матильда занимает ее место, надевает маску и выбегает на сцену. Но - зря старалась, ее успел перехватить вездесущий Власов вместе с Иваном Карловичем. Однако у Карловича в последнюю минуту заговорила совесть и он дал бабе уйти - и Матька прорывается на сцену вместе с итальянкой! Оба лебедя, черный и белый, танцуют со светодиодами в платьяхЪ, мать их!

Были как на Руси шлюхи-балеруси, одна в черном, друга в белом, обе потаскуси!

На глазах пораженной публики Матильда таки выделывает фуэтэ-хуетэ, но вдруг оступается и падает в слоумо под шум в ушах звукорежиссера. Корону по сценарию принимает итальянка! Ники же после окончания концерта приходит на сцену, откуда убегают балерины - и плачется со своей любовью о жизни их несчастной. Баба показывает ему радостно 32 фуэте, которые раньше не могла показать, и ей аплодирует пришедшая Аликс.

МОНТАААААЖ! Николас идет через темные дворцовые коридоры в ночЪ, не слушая маман. Ему помогает ради Матильды Андрей, который отвозит Николая к балерине в ее поместье. Да, тут Матильда живет в дворце за городом, а не в каком-то особняке посреди Петербурга. Однако Матильду у нее дома уже схватил инфернальный психопат-ФредиКрюгер-Джокер-Человек-Паук Козловский, который пытается изображать сумасшедшего и требует поцелуя, для чего надевает на нее фату и радуется, что теперь они не расстанутся. По законам жанра, маньяка надо загасить подвернувшимися под руку ножницами или типа того - но нет, Козловский убегает со связанной им бабой на паром и увозит на нем к себе, куда-то в пещеру, скорее всего. Но Козловский еще не знает САМОГО СТРАШНОГО! Вездесущий Власов, откуда-то узнав про Козловского, тайком облил паром керосином и поджег с помощью бикфордова шнура. И вот паром горит посреди реки... Я так погляжу, этот фильм жжет не хуже, чем его противники?

На чем строился план Власова - непонятно. На том, что Козловский и Матильда не умеют плавать, что ли? В любом случае, паром горит не очень сильно, так что Козловский даже не собирается развязывать любовь всей жизни. К счастью, тут прилетает авто с Ники, и недоделанный царь престолов бросается в воду. Думаете, тупее быть не может? Ага, хрен там! Баба в борьбе с маньяком падает в озеро, а сам маньяк погибает, потому что паром ВЗРЫВАЕТСЯ!!! Ага. Как мой пукан от просмотра этой дичи. Не потому что паром на бензине - с пятого просмотра становится понятно, что к нему еще и динамит для надежности прикрепили. Да, это вам не на машине, набитой газовыми баллонами, подрывы делать - квалификация!

Матильда все-таки выживает (вот странно, я и ее смерти бы не удивился), ее с помощью магии монтажа спасает Власов и отвозит на берег на лодке. Но с условием - скрывать свое спасение до коронации. Ники тоскует дома, плачет и... признается в любви Аликс, забыв тут же о какой-то польке. Аплодисменты. Вот это я понимаю - Любовь Аристократа.

И вот настает Судный день. Николай и Алиса в праздничным костюмах в слоумо вышагивают на коронацию. А потом дома в том же слоумо, в стиле роликов про стриптиз, пафосно и гламурно срывают с себя одежду - но не трахаются, потому что кино высокодуховЪное - а тут же, без перехода, они уже идут к алтарю восходить на царствие. ЗИС! ИС! МОНТААААЖ!!! И пока они медленно, в этом долбанном слоумо, идут по лестнице, за кадром нам показывают довольно жалкую давку на Ходынке. Обращают внимание праздничные костюмы и добротные сапоги всех собравшихся - ну да, вестимо, какие могут быть босоногие нищие в лохмотьях в 1896 году?

О давке срочно сообщают Власову и тот спешно уходит прямо с церемонии. Но тут заходит Кшесинская и пафосно крестится по-православному на иконы. Матильда Кшесинская - у нас теперь еще и православная, да. Но далее - тот самый кусок из начала фильма.

Итак, наследник валяется без памяти на полу вместе с короной. Зал в шоке. Кинотеатр в шоке. Однако В СЛЕДУЮЩЕЙ ЖЕ СЦЕНЕ не-царь бежит по коридору из публики мимо озаренных светом лиц собравшихся к своей Любви и целует ее на фоне солнца, аки на провослабЪной иконе. В следующей сцене мы понимаем, что это были глюки от удара. Царь спокойно встает и с покер-фейсом надевает корону. Певчие голосят, делая вид, что ничего не случилось.

МОНТАААААЖ! Темная ночь. Только Власов и Ники... Нет, уже ЦАРЪ! - ходят по Ходынке. Власов оправдывается, что пришло людей больше, чем ожидалось, так что немножко холопов подавилось. Николай с яростью говорит - никаких братских могил, всех похоронить за мой счет, а семьям погибших дать по 500 рублей. И, взяв факел, восходит на праздничный помост, где под очень долго идущий салют становится на колени и безмолвно крестится. Да, вы можете сказать, что на самом деле давка была спустя четыре дня, причем тела просто растащили, чтобы не прерывать торжеств и работа продолжалась даже когда на Ходынке снова начались гуляния и парады с государем, а новоиспеченный царь ради соблюдения регламента даже не отменил визит на бал к французскому графу, и что хотя он обещал по тысяче каждой семье погибших, никто в итоге о этих деньгах никогда толком не слышал... Но этажехудоооожественноекино!

Вместе с Аликс царь потом еще креститЪся перед иконами и просит милости, чистоты и добра их дому. Я люблю тебя - говорит Аликс. Царь ничего не говорит, что интересно, а просто целует свою любовъ до гроба. Титры - семья жила долго и счастливо с детьми, пока не умерла вся в один день от массового расстрела. Конец.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для начала я хочу обратиться к многочисленным говнокритикам с ютуба, которые обещали лично мне, что фильм будет великолепной комедией идиотизма с нераскрытым потенциалом и ВГИКовскими канонами режиссуры. Вы, ублюдки поганые, взращенные на тупых говнокомиксах и супергеройских фильмах, даже не допетрили своими тупыми мозгами, НАСКОЛЬКО это плохо! Обозревайте очередного Бэтмана, обезьяны тупорылые!!!

А теперь к сути. Те деньги, что не разворовали, ушли не зря - в фильме красивые костюмы, декорации и реквизит. Это удалось хорошо. Хотя 25 миллионов в упор не видно. А вот все остальное - это шаблонная и тупая псевдоисторическая мелодрама пополам с отборным трэшем сериальных выкидышей и соответствующего уровня актерской игрой. Монархисты имели все основания паниковать и орать об их оскорблении. Действительно, фильм целиком и полностью отрицает не только православную легенду о святом браке двух морально и духовно чистых царей, но и вообще реальную историю и реальных лиц, чтобы заменить их на свой выдуманный сюжет. Матильда, царь, принцесса Алиса - всего лишь прототипы, от которых герои фильма уходят крайне далеко. В реальности Николай лишь некоторое время колебался между Алисой и Матильдой, с которой был знаком около четырех лет - в 1890-1894 гг., но большую часть этого периода он провел в других делах, а активную фазу их отношения занимали всего несколько месяцев. После этого царь образумился, охладел к ней, женился на Алисе и стал примерным семьянином, а Матильда закрутила роман с его братцами, высасывая деньги уже из них. Здесь же у нас прям-таки душераздирающая драма, трагедия судьбы империи, при которой наследник вынужден решать между любовью и долгом стране. Драма истории, по сравнению с которой судьба Эдуарда VIII лишь слабый анекдот, о да! Основной сюжет, атмосфера и герои - это полная калька со старых кинолент 1930-х типа "Королевы Кристины", "Кровавой императрицы" или руританских мелодрам. Проблематика та же самая - монарх, который оказывается в противоречии между долгом государству и личной любовью; та же стилистика с упором действия в дворцах, парках и монарших резиденциях, создающих одновременно чувство камерности и царской пышности.

Но даже те фильмы делались не так глупо и фантастично. "Матильда" - это праздник пошлости, глупости, трэша и бездарности. Оправдания, что художественный фильм не обязан быть историчным, перечеркиваются его ужасающе плохим качеством. Как в плохом любовном романе, роли здесь четко распределены на хорошие и плохие. Мучающийся своей двойственностью царь оказывается безликим ничтожестом и пустым местом, переходящая от истерики к невинности Матильда - назначенной жертвой противостояния, Аликс же - глупая, страшная, карикатурная немка; Власов - инфернальный злодей для создания конфликта; а Козловский это просто пятое колесо в телеге, которое совершенно не нужно в рамках основной идеи фильма. Окончательно возможность реальности этой истории, все это густо приправлено трэшем из современных боевиков и мелодрам и анахроничным поведением персонажей, взятым из убогих телесериалов - ведь никакой монарх в 19 веке, воспитанный в строжайших правилах феодального этикета, не посмел бы прилюдно ходить с любовницей, рвать ради нее с престолом и драться с соперниками как пьяный мужик. При топорности сценария с одновременной апологией Николая и без того плохо снятое, плохо смонтированное, абсурдно глупое кино окончательно рушится из-за противоречий, руша последние остатки логики. Почему царь симпатизирует чудовищно страшной Алисе и даже беспричинно влюбляется в нее под занавес? Где та самая Россия, из-за которой якобы мучается государь - не думайте, что можно влепить сцену Ходынки и заменить ею весь рост персонажей. ЗАЧЕМ - НУЖЕН - КОЗЛОВСКИЙ!!! В конечном счете, Матильда - это очередные выброшенные в трубу миллионы, отданные на попытку сделать очередное кино "как на Западе" при полном неумении это сделать. И если бы не переходящее все границы самодурство сумасшедших реакционеров нашей погружающейся в Среднековье державы, фильм бы вообще не стоил обсуждения.

С наступающей годовщиной столетия революции, самыми яркими событиями которой были скандал монархистов-фанатиков, пробуждение православного терроризма и убухивание денег на памятники жертвам репрессий.

Эта история началась в ноябре 2016-го, а скандалы вокруг нее не утихают и по сей день. Хоть по этой теме не высказался разве что ленивый, Caspart не отстает от тенденций и, собрав воедино главные факты и мнения о кинокартине, посвященной роману последнего царя Российской империи Николая II и балерины Матильдой Кшесинской , вместе с читателями пытается понять, есть ли здесь правые и виноватые.

Ноябрь 2016-го. Экс-прокурор республики Крым , а ныне депутат Госдумы Наталья Поклонская направляет запрос на проверку тогда еще не завершенного фильма «Матильда» генпрокурору России Юрию Чайке . Наталья объясняет природу своего обращения как некий сформировавшийся протест со стороны нескольких общественных организаций (в т.ч. «Царский крест») против проекта, являющегося «угрозой нац. безопасности». На самом деле Алексей Учитель , режиссер картины и один из самых уважаемых деятелей культуры нашего времени, всего лишь снял фильм о любви между балериной и наследником престола, ставшим последним императором Российской империи и причисленным к лику святых. По мнению Поклонской, кинокартина порочит имя Николая, искажая его образ, а история, взятая за основу фильма, не более чем миф. Режиссер от этой проверки только отмахнулся, назвав ее «маразмом», ведь фильм тогда даже не был доснят. После Учитель выступал с заявлением, что прокуратура проводила проверку, но никаких нарушений не выявила.

30 января этого года Наталья Поклонская подает запрос на вторую проверку, продолжая настаивать на своем. РИА новости цитирует ее: «Нельзя допустить, чтобы в прокат вышел фильм, являющийся сознательной антиисторической подделкой, направленной на дискредитацию, клевету и глумление над одним из самых почитаемых святых нашей Церкви - царя Страстотерпца Николая II и его семьи». В новом запросе Поклонская запрашивает дополнительную проверку сценария с привлечением историков и богословов, а также источников бюджетного финансирования.

В ответ на повторное обращение Поклонской, наконец, последовала ответная реакция от Алексея Учителя, который в свою очередь подал заявление в прокуратуру (прокуратура в данном деле, видимо, выступает в роли родителей повздорившей малышни). Он просил оградить съемочную группу от клеветнических нападок, и, что не маловажно, «угроз и противоправных действий лиц экстремистской направленности». Под эгидой Поклонской против кинокартины выступает множество религиозных общественных организаций, неоднократно угрожавших как съемочной команде, так и потенциальным зрителям.

Если вы подумали, что знаете, какой ответный шаг предприняла Наталья Поклонская, спешу обрадовать: заявление было отправлено (нет, не в прокуратуру) в управление МВД по борьбе с экстремизмом с просьбой проверить высказывания Алексея Учителя и его адвоката, Константина Добрынина , которые обвинили депутата Госдумы Поклонскую в провокации псевдорелигиозных организаций на экстремистскую деятельность. Подобные высказывания со стороны режиссера побудили члены движения «Христианское государство - святая Русь», рассылавшие письма с угрозами кинотеатрам, которые будут прокатывать «Матильду». Так что же здесь происходит?

О чем фильм Алексея Учителя?

Матильда Кшесинская - молодая балерина, познакомившаяся с царской семьей на своем выпускном балу Императорского театрального училища. Практически сразу после первой встречи между молодыми людьми, Кшесинской и наследником Николаем, возникло чувство. Однако романтические отношения начались лишь спустя некоторое время. Кшесинская отчетливо понимала, что брака между ними быть не может, и после помолвки Николая с Алисой Гессенской они больше не встречались. Об этом говорит история. Судя по трейлерам, фильм несколько разворачивает фокус на любовный треугольник самой Кшесинской (между ней, наследником Николаем и графом Воронцовым) и вынужденное смирение Николая с разбитым сердцем - посредством чрезмерно пафосных выражений: «Ты - царь. Ты имеешь право на все, кроме любви».

Почему Поклонской не все равно?

С ней все понятно. Поклонская - глубоко верующий человек, и о последнем русском императоре Николае II, причисленном вместе со своей семьей к лику святых, говорит всегда и везде. Окончательную ясность в картину внесло выступление депутата в эфире «Царьград ТВ», где Поклонская с благоговением в голосе рассказывала о «мироточащем» бюсте последнего императора.

После многочисленных запросов Поклонская сама заказывает экспертизу фильма. Итоги ее достаточно предсказуемы по своему содержанию, но невероятно впечатляющи по своей формулировке. Медуза коротко пересказывает содержание экспертизы, а мы лишь выведем заключение: фильм «Матильда» показывать нельзя, так как он совершенно точно, намеренно и предумышленно оскорбляет чувства верующих. В ответ на экспертизу совсем ошарашенный Учитель обращается в комитет по этике Госдумы, явно сомневаясь в правомочности действий Поклонской. Занавес.

Во время нешуточной борьбы между заявлениями в органы власти известные кинематографисты подписывают открытое письмо, в котором призывают к запрету цензуры не только на страницах Конституции.

Как реагирует правительство?

Первый замминистр культуры Владимир Аристархов заверил, что минкульт не будет учитывать экспертизу фильма «Матильда» при решении вопроса о выдаче прокатного удостоверения. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков выразил мнение большинства: «пытаться оценивать фильм, который еще не готов, ну по меньшей мере странно», выявляя озадаченность существованием экспертов, способных определять соответствие тому или иному каноническому образу. Председатель правительства Дмитрий Медведев также выразил непринятие преследований авторов, произведений искусства которых еще никто не видел.

Митрополит Волоколамский Иларион уже посмотрел фильм (не совсем готовый, но целиковый) и назвал его «апофеозом пошлости». РБК цитирует: «Это человек, который церковью канонизирован. У церкви особое отношение к этому человеку. В день его кончины, в день убийства царской семьи, в Екатеринбург съезжаются десятки тысяч людей и проходят крестным ходом. Они идут от места расстрела до места его предполагаемого захоронения. Пять часов идет этот крестный ход из 60, 70, 80 тыс. человек. Вы представляете, какова будет реакция православных верующих, когда выйдет вот этот фильм?», - сказал митрополит.

Казнить нельзя помиловать

Осилив эту историю (которая, несомненно, окончится еще не скоро), можно выдохнуть - большинство понимает, что скандал, у истоков которого стоит депутат Поклонская, фактически высосан из пальца. Она называет образ Николая, начертанный в «Матильде», мифом, но Ларс Айдингер (исполнитель роли наследника) раскрывает перед нами истинное символистское звучание персонажа: «Для тех, кто видит Николая святым, это не реальный, а мифологический персонаж. Если как художник ты имеешь дело с реальным человеком, надо показать драматизм его жизни, его соблазны и его ошибки. Я показал любовь Николая к двум женщинам - Матильде и Александре. Это история конфликта двух чувств: одно символизирует незыблемую традицию монархии, другое - стремление быть свободным человеком. Матильда - метафора анархии и свободы.»

Когда зарождалось искусство, вместе с ним появилось непреложное правило: искусство - вне политики и религии. Я не говорю о его абсолютной изоляции, или об отсутствии неразрывной связи между автором и временем, эпохой, политическими режимами и настроением общества. Полотно искусства создается именно благодаря таким связям. Однако искусство не может, не должно ущемляться столь дерзновенно, кощунственно, попросту глупо.

Тем не менее, онлайн-петицию о запрете проката «Матильды» подписали 13 тысяч человек. Не принимающих искусство в его первозданной чистоте, не осознающих, что мы постепенно и неотвратимо возвращаемся во времена цензуры, испытывая при этом мнимое чувство свободы. А ведь так еще опаснее.

Одно известно точно - общественный резонанс, созданный скандалом, выяснение отношений на государственном уровне для многих дадут пищу для размышлений, к сожалению - не самых радостных.

А в заключении - такие важные слова от Марины Разбежкиной, режиссера-документалиста. Цитирует «Медуза»: «Никто не имеет права указывать художнику, как ему снимать кино, писать музыку и создавать картину. Ни прокурор, ни главы государства, ни христианское сообщество, ни зрители или слушатели. Независимость художника - это его абсолютное право, которое имеет конституционные основания».

Маргарита Агаджанян

Проект «Матильда» появился еще в 2010 году по инициативе Фонда Владимира Винокура в поддержку культуры и искусства. Первые кадры фильма были обнародованы в 2015-м, однако пристальное внимание общественности к нему было привлечено лишь в ноябре 2016 года, когда депутат Госдумы и бывший генпрокурор Крыма Наталья Поклонская по просьбе общественного движения «Царский крест» обратилась к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с требованием проверить фильм на предмет оскорбления чувств верующих. В то же время на сайте Change.org была создана петиция за запрет фильма, собравшая почти 19 тысяч подписей.

В январе 2017 года Генпрокуратура отчиталась о проверке фильма и заявила, что ничего предосудительного в том ролике, который авторы фильма выложили в сеть, обнаружено не было. Поклонская направила генеральному прокурору новый запрос, на этот раз с предложением поручить проверку фильма экспертной комиссии. «Уважаемый Юрий Яковлевич, прошу организовать проведение тщательной проверки, в части проведения исследования утвержденного к съемкам сценария фильма «Матильда», а также провести проверку законности расходования бюджетных средств, выделенных Фондом кино на создание указанного фильма», - говорилось в запросе депутата. По словам Поклонской, за три месяца она получила больше 10 тысяч обращений от граждан с просьбой «решить проблему антироссийской и антирелигиозной провокации». Наибольшее возмущение обратившихся вызывал тот факт, кто картина посвящена роману канонизированного (пусть и посмертно) святого и «развратной женщины». По настоянию депутата комиссия была сформирована. В нее вошли юристы, культурологи, психологи и лингвисты.

Практически одновременно с этим в начале февраля некая общественная организация под названием «Христианское Государство – Святая Русь» разослала в российские кинотеатры письмо с требованием отказаться от показа фильма «Матильда». В тексте письма фильм назван «сатанинской грязью» а в случае выхода картины в прокат активисты пообещали, что «кинотеатры будут гореть, может, даже пострадают люди». Наталья Поклонская написала обращение в Главное управление по противодействию экстремизму МВД России - на этот раз с требованием проверить «Христианское государство» на экстремизм.

Решительность «христиан» насторожила Алексея Учителя, и режиссер сам обратился в Генпрокуратуру: в одном заявлении он попросил «оградить коллектив фильма, работников прокатных организаций от дальнейших угроз, иных противоправных действий лиц экстремистской направленности, как и от публично распространяемых клеветнических измышлений собственно госпожи Поклонской», в другом – проверить православную организацию на экстремизм после прозвучавших угроз в адрес создателей картины и будущих зрителей. В тот же день, когда об обращениях Учителя стало известно СМИ, на ситуацию отреагировали в Кремле. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил, что у министерства юстиции нет информации о регистрации движения «Христианское государство – Святая Русь» и фактически его представители действуют как анонимные экстремисты.

«Матильда»: что говорят эксперты?

17 апреля Наталья Поклонская опубликовала PDF-документ с итогами экспертизы. 39-страничный текст представлен комиссией, у которой уже есть опыт в подобных делах: те же самые специалисты ранее давали заключение по концерту Pussy Riot и опере «Тангейзер». В качестве материалов для экспертизы были использованы распечатка сценария и два трейлера фильма. Этого оказалось достаточно. Члены комиссии согласились с тем, что образ императора Николая II в фильме Учителя оскорбляет религиозные чувства и унижает человеческое достоинство православных христиан, причем сделано это преднамеренно, ибо создатели фильма должны быть в курсе «исторической правды». Авторы текста не стесняются в выражениях и пишут, например, что «усиливает негативный образ Николая II приписываемый ему выбор в пользу вызывающей отвращение, совершенно некрасивой (с точки зрения классических европейских и, в частности, русских представлений о женской красоте) по внешности и иным физическим данным Матильды Кшесинской (на известных ее фотографиях четко видны: выпирающие кривые зубы, вытянутая вперед форма лица, делающая ее внешне схожей с мышью или крысой, несуразная фигура) в противопоставлении с объективно обладающей яркой классической европейской красотой Александрой Федоровной».

Еще одно оскорбление, по мнению экспертов, создатели фильма нанесли верующим при выборе актеров. Роль последнего русского царя исполняет германский актер Ларс Айдингер, сыгравший в 2012 году «вульгарную порнографическую роль» печатника Амоса Кводфри в «порнографическом фильме» Гринуэя «Гольциус и Пеликанья компания». «Этим приемом создатели фильма «Матильда» избавляют себя от необходимости включать полностью порнографические сцены непосредственно в фильм «Матильда», фактически используя в этом фильме метонимическую отсылку к образам, содержащимся в вышеназванном порнографическом фильме с участием актера Ларса Айдингера», - говорят эксперты, как-то игнорируя тот факт, что в фильмографии Айдингера есть еще 50 ролей в кино и почти столько же - в театре.

Вердикт экспертов однозначен и неутешителен: «Фильм направлен на формирование вполне определенного - пейоративно и дисфорически денигративного (очерненного), девальвированного и литотизированного - ложного образа Российского Императора Николая II как неадекватного и нравственно растленного человека, не обладающего внутренними нравственными ограничениями, ставящего сиюминутные личные интересы сексуального удовлетворения в крайне сомнительных и социально-порицаемый с нравственной точки зрения обстоятельствах выше интересов Российского государства и репутации правящего Дома Романовых».

Александру Федоровну эксперты на основании двух трейлеров и сценария фильма определили как «психически неуравновешенную и неадекватную личность, нравственно порочную женщину, экзальтированную и погрязшую в вульгарных и социально-порицаемых оккультно-религиозных предрассудках и практиках, в том числе связанных с относимыми к религиозному сатанизму кровавыми ритуалами».

Чтобы донести свою точку зрения до атеистов и агностиков, авторы экспертизы приводят пример, предлагая представить, что кто-то обвиняет их родителей в педофилии и зоофилии - примерно так, по мнению экспертов, почувствует себя православный человек во время просмотра фильма «Матильда».

«Публичная демонстрация фильма «Матильда», учитывая намеренное применение его создателями приемов, посредством которых осуществляется грубейшее унижение человеческого достоинства верующих Русской Православной Церкви и крайне болезненное оскорбление их религиозных чувств, - совершенно недопустима», – заключают эксперты.

Будущее фильма «Матильда»

Наталья Поклонская 17 апреля передала результаты экспертизы в Генеральную прокуратуру РФ. Ответной реакции пока не последовало. Премьера фильма по-прежнему назначена на 6 октября, показ состоится в Мариинском театре. В российский и зарубежный прокат картина выйдет 26 октября.

Тем временем, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что находит странной попытку оценивать фильм, который еще не готов. С ним согласился министр культуры РФ Владимир Мединский. «Это вакханалия демократии. Как можно судить фильм, который никто еще не видел?» - ответил министр на вопрос журналистов о его мнении по поводу сложившейся ситуации.

Фильм о романе императора и балерины выйдет в прокат 26 октября 2017 года. Страсти вокруг картины, которую почти никто еще не посмотрел, не утихают уже год.


Как появился фильм


В апреле 2012 года на пресс-конференции в Москве режиссер Алексей Учитель впервые рассказал о планах съемки фильма «Матильда Кшесинская» о романе будущего императора Николая II и русской примы-балерины. На главную роль рассматривалась балерина Диана Вишнева, но в итоге ее сыграла польская актриса Михалина Ольшанска .

В остальных ролях:

Ларс Айдингер - цесаревич Николай Александрович

Луиза Вольфрам - принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская

Данила Козловский - граф Воронцов

Ингеборга Дапкунайте - императрица Мария Федоровна

Сергей Гармаш - император Александр III

Евгений Миронов - директор Императорских театров Иван Карлович

Сообщалось, что сценарий напишет американец Пол Шредер, но в результате автором выступил писатель, лауреат премий «Большая книга» и «Национальный бестселлер» Александр Терехов.

814,3 млн руб.

включая 280 млн руб. госсубсидий, составит общий бюджет ленты (какую часть в этой сумме составляют безвозвратные субсидии, не раскрывается).

В августе 2013 года попечительский совет Фонда кино включил «Матильду» в список проектов, которым должна быть оказана финансовая поддержка .

В июне 2014 года студия «Рок» Алексея Учителя начала съемки. Музыку для картины записал Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

С чего начался конфликт


В октябре 2016 года активисты общественного движения «Царский крест» обратились к депутату Наталье Поклонской с просьбой провести проверку фильма, в котором они усмотрели «антироссийскую и антирелигиозную провокацию» . Узнав об этом, Алексей Учитель заявил: «То, что они обращаются, это невозможно, потому что никто не видел ни одного кадра, фильм еще делается, он в работе».

2 ноября госпожа Поклонская направила генпрокурору России Юрию Чайке запрос о проверке фильма , пояснив, что к ней обратилось «приличное количество граждан - свыше сотни подписей собрали». По ее словам, граждане жалуются, что «данный фильм оскорбляет их религиозные чувства».

Как развивался заочный спор


За все время депутат Поклонская и режиссер Учитель едва перекинулись парой слов. Несмотря на это, их заочный спор активно развивался на страницах СМИ и в соцсетях.






«Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда. Нельзя допустить, чтобы в массовый прокат вышел фильм, являющийся сознательной антиисторической подделкой, направленной на дискредитацию, глумление и клевету над одними из самых почитаемых Святых нашей Церкви – Царя Страстотерпца Николая Второго и членов Его Семьи» (из запроса на имя генпрокурора Юрия Чайки)

«На самом деле там герои выпивают один бокал шампанского, нет никаких виселиц и никакого блуда. Как себе позволяют произносить такие глупости деятели, считающиеся государственными?» Кинокартина «никак не о любовной интрижке. Фильм о человеке, который мучительно выбирал между любовью и долгом… Ни в истории, ни в реальной жизни нет изначально святых: ими не рождаются, ими становятся» (в интервью «Ъ» 2 февраля 2017 года)

«Фильм оскверняет святыни, оскорбляет религиозные чувств верующих, разжигает рознь. Это позиция людей, которые ценят, уважают и берегут свое достоинство, нашу общую великую и красивую историю, которой нужно гордиться, а не попирать и коверкать с учетом личных фантазий, которая, как известно, у каждого своя»

«Я уже предлагал госпоже Поклонской хотя бы посмотреть фильм, но она отказалась. О чем тогда можно говорить, когда депутат, не видя картины, начинает кампанию, призывая людей подписывать какие-то петиции?» (в интервью «Ъ-FM» 9 августа 2017 года)

«Мы видим, как на наших глазах формируется под видом религиозной новая террористическая организация. Не имеющая отношения ни к российским традициям, ни к истинному православию. Их интересует лишь дестабилизация в обществе, насилие, война». Депутат «не скрывает, что поддерживает данные организации и обеспечивает им прикрытие» (4 сентября 2017 года в пресс-релизе, комментируя инцидент с попыткой поджога кинотеатра в Екатеринбурге)

«Обвинения меня в терроризме и иных смертных грехах не новость. На Украине среди прочих статей УК мне уже вменяется организация террористического акта». «Решительно осуждаю любое проявление насилия, тем более представляемое под видом экстремистской деятельности в религиозной сфере» (на своей странице в Facebook 5 и 11 сентября 2017 года)

Действующие лица






Хроника протестов


Весной 2017 года противники фильма перешли к активным действиям . Они выступали с призывами сжигать кинотеатры, нападали на офис Алексея Учителя, устраивали многотысячные акции протеста и крестные ходы, сожгли два автомобиля у офиса адвоката господина Учителя Константина Добрынина, разбросав там же листовки «За "Матильду" гореть». Как развивались события - в хронике «Ъ».


Мнения противников фильма


Противники фильма «Матильда» обвиняют его в оскорблении чувств верующих, напоминая о причислении императора Николая II к лику святых. С самыми жесткими заявлениями выступали активисты православных общественных движений и представители Русской православной церкви.





«Мы оцениваем фильм, исходя из общедоступных трейлеров, размещенных в интернете… В "Матильде" наш святой император предстает в образе блудника, а императрица Александра - колдуньи. Это ложь, оскорбляющая чувства верующих» (координатор православного общественного движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин).

«Он (фильм «Матильда» - “Ъ”) несет в себе как антироссийскую провокацию, так и угрозу национальной безопасности. Он является абсолютно лжеисторическим и кощунственным для православных верующих людей» (координатор общественного движения «Царский крест» Александр Порожняков).

«Что это - авторское видение? Нет - клевета на реальных людей… Неужели авторы не понимают, что все эти пошлые фальсификации неизбежно будут изобличены, фильму не помогут ни мастерски снятые зрелищные сцены, ни дорогие декорации и костюмы, ни зарубежные актеры» (викарий патриарха Кирилла, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)).

«Фильм “Матильда” должен быть непременно запрещен. Ведь если он будет показан, Россия погибнет. И это будет справедливо в божьих очах. Это будет не зло, а благо, потому что через это господь покажет своим наставлением, своим наказанием, чего никогда нельзя делать» (протиерей Всеволод Чаплин 2 июля 2017 года в обращении на своем YouTube-канале).

Выступления в поддержку фильма


Сторонники выхода фильма заявляют о недопущении цензуры и напоминают о закрепленном в Конституции разделении церкви и государства. Они призывают критиков для начала посмотреть картину, а потом уже делать выводы.





«Мы не хотим, чтобы наша культура попала под пресс новой цензуры, какие бы влиятельные силы ее ни инициировали. Мы хотим жить в светской демократической стране, где не только согласно Конституции, но и на деле цензура запрещена» (из открытого письма в поддержку Алексея Учителя, подписанного более 50 кинематографистами и опубликованного на портале «Медуза»).

«То, что происходит, этот как раз посягательство, в первую очередь, на законодательство, потому как по Конституции церковь отделена от государства, цензура не приемлема и так далее» (режиссер Виталий Манский в комментарии «Ъ-FM» 11 февраля 2017 года).

«Я не представляю, какие могут быть претензии к художественному кино у православной общественности. Разве можно, например, в Лувре подойти к любой картине с обнаженной натурой и говорить, что она оскорбляет чью-то нравственность? Почему всякий раз, когда художник пишет картину, или театральный режиссер ставит спектакль, должны думать о том, кто может оскорбиться?» (историк и журналист Николай Сванидзе в комментарии «Ъ-FM»).

«Судить о художественном произведении по трейлеру я, к сожалению, не обучен, в отличие от многих людей, которые только и ждут повода, чтобы возмутиться. Картина не может быть одобрена церковью. Но с какой стати, все фильмы, выходящие на экраны, должны получать одобрение РПЦ?» (режиссер, председатель «Киносоюза» Андрей Прошкин в комментарии «Ъ-FM» 11 февраля 2017 года).

Что говорят представители власти


Представители власти долго не комментировали заочный спор. Одним из первых высказался 15 июня 2017 года президент Владимир Путин, который заявил, что фильм пока никто не запрещает. Самым эмоциональным стал комментарий министра культуры Владимира Мединского. 13 сентября он упрекнул госпожу Поклонскую в разжигании и поддержании «гвалта» вокруг фильма «Матильда».(15 июня 2017 года во время «прямой линии»)

Министр культуры Владимир Мединский: «Не знаю, какими соображениями руководствуется уважаемая госпожа Поклонская, затевая и поддерживая этот гвалт. Может, и от чистого сердца… Вдвойне абсурдна позиция граждан, которые “фильм не видели, но гневно осуждают” - и даже бравируют этим. Лично я фильм видел… В нем нет ничего оскорбительного ни для памяти Николая II, ни для истории российской монархии» (из обращения, опубликованного на сайте Минкульта 13 сентября 2017 года) .

Спикер Госдумы Вячеслав Володин: «Я смотрел (“Матильду” - “Ъ”). Не комментирую…Депутат имеет право на свою позицию, все то, что не нарушает закон - это право депутата. А если депутат нарушает закон, тогда это уже прерогатива правоохранительных органов» (13 сентября 2017 года в комментарии ТАСС .

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский: «Я бы как сделал на месте или президента, или премьер-министра, или министра культуры, я бы сказал: “Граждане, прекратите обсуждать фильм: показывать - не показывать, снимать - не снимать. У нас полная свобода творчества, и я запрещаю всем обсуждать судьбу режиссера Учителя”» (6 сентября 2017 года в эфире «Эхо Москвы») .

Евгений Козичев, Артем Косенок, Михаил Малаев, Евгений Федуненко, Ольга Шкуренко