Кто такой тургенев. Иван тургенев

Классик русской литературы, гений и тихий революционер - Иван Сергеевич Тургенев - значительно повлиял на развитие культуры и мысли в нашей стране. Его и учили не одно поколение молодежи нашей страны. Хотя немногие сегодня знают, что повлияло на становление мировоззрения писателя, как он жил, творил, а также где родился Тургенев.

Ранее детство

Исследование творчества любого писателя принято начинать с изучения его детства, первых впечатлений, а также окружения, которое тем или иным образом влияло на него. Несведущие люди, особенно школьники, путают, где родился Тургенев, в каком городе, называя его родиной усадьбу матери. На самом деле русский классик хоть и провел там большую часть своего детства, появился на свет все же в г. Орле.

Исследователи творчества прославленного писателя XIX века отмечают, что все детские впечатления русского классика впоследствии отразились в его произведениях. То время и место, где родился Тургенев, стали определяющими факторами его отношения к существующей власти.

Отражение детских воспоминаний в литературе

Иван Сергеевич происходил из древнего дворянского рода, его отец - утонченный, благородный, любимец женщин и общества - резко контрастировал с властной и деспотичной матерью Варварой Петровной, урожденной Лутовиновой. Позже все воспоминания о том, где родился Иван Сергеевич Тургенев, рос и воспитывался, войдут в некоторые сюжеты его произведений. А образы матери и бабушки станут прототипами властных и бессердечных помещиц из цикла «Записки охотника».

Местность, где родился Тургенев, была богата истинно русскими традициями и древними обычаями. Иван Сергеевич с удовольствием слушал рассказы крепостных своей матери, проникался их мечтами и страданиями. Именно здесь, в родовой усадьбе, писатель понял, что такое рабство, и люто возненавидел это явление. Детские впечатления сформировали непреклонную позицию писателя, всю жизнь он выступал за свободу каждого человека, вне зависимости от его происхождения.

Самый яркий образ тургеневского творчества - это увядающая старая усадьба, которая олицетворяла упадок дворянства, измельчание душ и поступков интеллигенции. Все эти мысли были навеяны именно обстановкой родового гнезда.

Усадьба Спасское-Лутовиново

Когда возникает вопрос о том, где родился Тургенев, все сразу вспоминают картинку из школьного учебника. проникающие сквозь листву лучи заходящего солнца и старый дом с белыми колоннами. Не все вспомнят, как называется усадьба, где родился Тургенев, а между тем здешняя обстановка очень сильно повлияла на творчество писателя, можно сказать, что здесь рождалась русская литературная классика.

Здесь, в вынужденном изгнании, были написаны повести «Постоялый двор» и неопубликованный труд «Два поколения», очерк «О соловьях», а также знаменитый роман о неудавшемся революционере «Рудин». Здесь царили тишина и природное благолепие, все это располагало к творчеству и самокритике. Неудивительно, что классик всегда возвращался именно сюда после долгих путешествий по странам Европы.

Тургенев не только на словах был противником рабства, после того как он дал свободу своим крепостным (многие из которых остались на службе уже в качестве свободных людей), писатель организовал в поместье школу для ребятишек и некое подобие дома для престарелых. До конца жизни Иван Сергеевич придерживался европейских традиций уважения свобод каждого человека.

Ссылка

После смерти матери писатель уступил большую часть своего наследства брату Николаю, но оставил себе единственное место, где был счастлив, - родовую усадьбу Спасское-Лутовиново. Именно сюда его сослал Николай I в надежде образумить строптивого литератора. Но наказание не удалось, Иван Сергеевич отпустил всех своих крепостных и продолжил писать неугодные двору книги.

Туда, где родился и где был заточен по указу императора, часто приезжали другие гении русской литературы. Для поддержки товарища в Спасское-Лутовиново в разное время наведывались Николай Некрасов, Афанасий Фет и Лев Толстой. После каждой поездки за границу Тургенев возвращается именно сюда, в родовое поместье. Здесь он пишет «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» и «Накануне», и ни одно серьезное филологическое исследование этих произведений невозможно без соотнесения событий романов с историей усадьбы Спасское-Лутовиново.

Музей Тургенева

Сегодня в России множество заброшенных и разрушенных дворянских поместий. Многие из них были уничтожены еще в период Гражданской войны, некоторые национализированы или снесены, а какие-то просто разрушились от времени и отсутствия ремонта.

История усадьбы, где родился Иван Тургенев, также довольно трагична. Дом несколько раз горел, имущество было конфисковано, а знаменитые аллеи заросли дремучей травой. Но благодаря ценителям русской классической литературы еще в советское время поместье было отреставрировано по оставшимся рисункам и чертежам. Постепенно привели в порядок и приусадебный участок, и сегодня здесь открыт музей имени Ивана Сергеевича Тургенева, мирового классика и знаменитого гения русской литературы.

Иван Сергеевич Тургенев - известный русский писатель, поэт, переводчик, член Петербургской Академии наук (1860).

Город Орёл

Литография. 1850-е г.г.

«1818 г. 28 октября, в понедельник, родился сын Иван, ростом 12 вершков, в Орле, в своем доме, в 12 часов утра» - такую запись сделала в своей памятной книжке Варвара Петровна Тургенева.
Иван Сергеевич был ее вторым сыном. Первый - Николай - родился двумя годами раньше, а в 1821 году в семье Тургеневых появился еще один мальчик - Сергей.

Родители
Трудно представить себе более непохожих людей, чем родители будущего писателя.
Мать - Варвара Петровна, урожденная Лутовинова,- женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие.
Варваре Петровне было уже тридцать лет, когда она познакомилась с молодым офицером Сергеем Николаевичем Тургеневым. Он происходил из старинного дворянского рода, который, однако, к тому времени уже оскудел. От былого богатства осталось лишь небольшое имение. Сергей Николаевич был красив, изящен, умен. И не удивительно, что на Варвару Петровну он произвел неотразимое впе¬чатление, и она дала понять, что если Сергей Николаевич посватается, то отказа не последует.
Молодой офицер раздумывал недолго. И хотя невеста была на шесть лет старше его и привлекательностью не отличалась, однако громадные угодья и тысячи крепостных душ, которыми она владела, определили решение Сергея Николаевича.
В начале 1816 года состоялось бракосочетание, и молодые поселились в Орле.
Своего мужа Варвара Петровна боготворила и побаивалась. Она предоставила ему полную свободу и ни в чем не ограничивала. Сергей Николаевич жил так, как ему хотелось, не обременяя себя заботами о семье и хозяйстве. В 1821 году он вышел в отставку и вместе с семьей переехал в имение жены Спасское-Лутовиново, в семидесяти верстах от Орла.

Детство будущего писателя прошло в Спасском-Лутовинове близ города Мценска Орловской губернии. С этим родовым имением его матери Варвары Петровны, суровой и властной женщины, связано многое в творчестве Тургенева. В описанных им поместьях и усадьбах неизменно проглядывают черты его родимого «гнезда». Тургенев считал себя многим обязанным Орловщине, её природе и жителям.

Имение Тургеневых Спасское-Лутовиново располагалось в березовой роще на пологом холме. Вокруг просторного двухэтажного господского дома с колоннами, к которому примыкали полукруглые галереи, был разбит громадный парк с липовыми аллеями, фруктовыми садами и цветниками.

Годы учения
Воспитанием детей в раннем возрасте занималась преимущественно Варвара Петровна. Порывы заботливости, внимания и нежности сменялись приступами ожесточения и мелкого тиранства. По ее приказу детей наказывали за малейшие проступки, а иногда и без всякой причины. «Мне нечем помянуть моего детства,- говорил много лет спустя Тургенев.- Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся, как огня. Меня наказывали за всякий пустяк - одним словом, муштровали, как рекрута».
В доме Тургеневых была довольно большая библиотека. В огромных шкафах хранились произведения античных писателей и поэтов, сочинения французских энциклопедистов: Вольтера, Руссо, Монтескье, романы В. Скотта, де Сталь, Шатобриана; произведения русских литераторов: Ломоносова, Сумарокова, Карамзина, Дмитриева, Жуковского, а также книги по истории, естествознанию, ботанике. Вскоре библиотека стала для Тургенева самым любимым местом в доме, где он порой проводил целые дни. В немалой степени интерес к литературе у мальчика поддерживала мать, которая довольно много читала и хорошо знала французскую литературу и русскую поэзию конца XVIII - начала XIX века.
В начале 1827 года семья Тургеневых переехала в Москву: пора было готовить детей к поступлению в учебные заведения. Сначала Николая и Ивана поместили в частный пансион Винтеркеллера, а затем в пансион Краузе, названный позднее Лазаревским институтом восточных языков. Здесь братья проучились недолго - всего несколько месяцев.
Дальнейшее их образование было поручено домашним учителям. С ними они изучали русскую словесность, историю, географию, математику, иностранные языки - немецкий, французский, английский, - рисование. Русскую историю преподавал поэт И. П. Клюшников, а русскому языку учил Д. Н. Дубенский, известный исследователь «Слова о полку Игореве».

Университетские годы. 1833-1837.
Тургеневу не было еще и пятнадцати лет, когда он, успешно сдав вступительные экзамены, стал студентом словесного отделения Московского университета.
Московский университет в то время был основным центром передовой русской мысли. Среди молодых людей, пришедших в университет в конце 1820-х и в начале 1830-х годов, свято хранилась память о декабристах, с оружием в руках выступивших против самодержавия. Студенты внимательно следили за событиями, происходившими тогда в России и в Европе. Тургенев позднее говорил, что именно в эти годы у него стали складываться «весьма свободные, чуть не республиканские убеждения».
Конечно, цельного и последовательного мировоззрения Тургенев в те годы еще не выработал. Ему едва минуло шестнадцать лет. Это был период роста, период поисков и сомнений.
В Московском университете Тургенев проучился всего один год. После того как его старший брат Николай поступил в гвардейскую артиллерию, расквартированную в Петербурге, отец решил, что братьям не следует разлучаться, и поэтому летом 1834 года Тургенев подал прошение о переводе на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета.
Не успела семья Тургеневых обосноваться в столице, как неожиданно умер Сергей Николаевич. Смерть отца глубоко потрясла Тургенева и заставила его впервые серьезно задуматься о жизни и смерти, о месте человека в вечном движении природы. Мысли и переживания юноши нашли свое отражение в целом ряде лирических стихотворений, а также в драматической поэме «Стено» (1834). Первые литературные опыты Тургенева создавались под сильнейшим воздействием господствовавшего тогда в литературе романтизма, и прежде всего поэзии Байрона. Герой Тургенева - пылкий, страстный, полный восторженных стремлений человек, который не желает мириться с окружающим его миром зла, но и не может найти применения своим силам и в конце концов трагически погибает. Позднее Тургенев весьма скептически отзывался об этой поэме, называя ее «нелепым произведением, в котором с детской неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду».
Однако нельзя не отметить, что в поэме «Стено» нашли свое отражение размышления юного поэта о смысле жизни и о назначении в ней человека, то есть вопросы, разрешить которые пытались многие великие поэты того времени: Гете, Шиллер, Байрон.
После Московского столичный университет показался Тургеневу бесцветным. Здесь все было по-другому: не было той атмосферы дружбы и товарищества, к которой он привык, не чувствовалось стремления к живому общению и спорам, мало кто интересовался вопросами общественной жизни. Да и состав студентов был иной. Среди них было много юношей из аристократических семей, которые мало интересовались наукой.
Преподавание в Петербургском университете велось по довольно широкой программе. Но серьезных знаний студенты не получали. Интересных преподавателей не было. Ближе других оказался Тургеневу лишь профессор русской литературы Петр Александрович Плетнев.
В период учебы в университете у Тургенева проявился глубокий интерес к музыке и театру. Он часто бывал на концертах, в оперном и драматическом театрах.
Окончив университет, Тургенев решил продолжить свое образование и в мае 1838 года отправился в Берлин.

Учеба за границей. 1838-1940.
После Петербурга Берлин показался Тургеневу городом чопорным и немного скучным. «Что прикажете сказать о городе,- писал он,- где встают в шесть часов утра, обедают в два и ложатся спать раньше куриц, о городе, где в десять часов вечера одни меланхолические и нагруженные пивом сторожа скитаются по пустынным улицам...»
Но в университетских аудиториях Берлинского университета было всегда многолюдно. На лекции собирались не только студенты, но и вольнослушатели - офицеры, чиновники, стремившиеся приобщиться к науке.
Уже первые занятия в Берлинском университете обнаружили у Тургенева пробелы в его образовании. Позднее он писал: «Я занимался философией, древними языками, историей и с особенным рвением изучал Гегеля..., а на дому принужден был зубрить латинскую грамматику и греческую, которые знал плохо. И я был не из худших кандидатов».
Тургенев усердно постигал премудрости немецкой философии, а в свободное время посещал театры и концерты. Музыка и театр стали для него истинной потребностью. Он слушал оперы Моцарта и Глюка, симфонии Бетховена, смотрел драмы Шекспира и Шиллера.
Живя за границей, Тургенев не переставал думать о своей родине, о своем народе, о его настоящем и будущем.
Уже тогда, в 1840 году, Тургенев верил в великое предназначение своего народа, в его силу и стойкость.
Наконец слушание курса лекций в Берлинском университете закончилось, и в мае 1841 года Тургенев вернулся в Россию и самым серьезным образом стал готовить себя к научной деятельности. Он мечтал стать профессором философии.

Возвращение в Россию. Служба.
Увлечение философскими науками - одна из характерных черт общественного движения в России конца 1830-х и начала 1840-х годов. Передовые люди того времени пытались с помощью абстрактных философских категорий объяснить окружающий мир и противоречия русской действительности, найти ответы на волновавшие их злободневные вопросы современности.
Однако планы Тургенева изменились. Он разочаровался в идеалистической философии и оставил надежду с ее помощью разрешить волновавшие его вопросы. К тому же Тургенев пришел к выводу, что наука - не его призвание.
В начале 1842 года Иван Сергеевич подал прошение на имя министра внутренних дел о зачислении его на службу и вскоре был принят чиновником особых поручений в канцелярию под начальство В. И. Даля, известного писателя и этнографа. Однако служил Тургенев не долго и в мае 1845 года вышел в отставку.
Пребывание на государственной службе дало ему возможность собрать большой жизненный материал, связанный в первую очередь с трагическим положением крестьян и с губительной властью крепостного права, поскольку в канцелярии, где служил Тургенев, часто рассматривались дела о наказаниях крепостных, о всякого рода злоупотреблениях чиновников и т. п. Именно в это время у Тургенева выработалось резко отрицательное отношение к бюрократическим порядкам, господствующим в государственных учреждениях, к черствости и эгоизму петербургских чиновников. И вообще петербургская жизнь произвела на Тургенева гнетущее впечатление.

Творчество И. С. Тургенева.
Первым произведением И. С. Тургенева можно считать драматическую поэму «Стено» (1834), которую он написал пятистопным ямбом, будучи студентом, а в 1836 году показал своему университетскому преподавателю П. А. Плетневу.
Первой публикацией в печати стала небольшая рецензия на книгу А. Н. Муравьева «Путешествие по святым местам русским» (1836). Много лет спустя Тургенев так объяснял появление этого своего первого печатного произведения: «Мне тогда только что минуло семнадцать лет, я был студентом С.-Петербургского университета; родственники мои, ввиду обеспечения моей будущей карьеры, отрекомендовали меня Сербиновичу, тогдашнему издателю «Журнала Министерства просвещения». Сербинович, которого я видел всего один раз, желая, вероятно, испытать мои способности, вручил мне... книгу Муравьева с тем, чтобы я разобрал ее; я написал нечто по ее поводу - и вот теперь, чуть не через сорок лет, я узнаю, что это «нечто» удостоилось тиснения».
Первые его произведения были поэтическими. Его стихотворения, начиная с конца 1830-х годов, стали появляться в журналах «Современник» и «Отечественные записки». В них отчетливо слышались мотивы господствовавшего тогда романтического направления, отзвуки поэзии Жуковского, Козлова, Бенедиктова. Большинство стихов - это элегические раздумья о любви, о бесцельно прожитой молодости. Они, как правило, были пронизаны мотивами грусти, печали, тоски. Сам Тургенев позднее весьма скептически относился к своим стихотворениям и поэмам, написанным в это время, и никогда не включал их в собрания сочинений. «Я чувствую положительную, чуть не физическую антипатию к своим стихотворениям...- писал он в 1874 году,- дорого бы дал, чтобы их вообще не существовало на свете».
Тургенев был несправедлив, столь сурово отозвавшись о своих поэтических опытах. Среди них можно найти немало талантливо написанных стихотворений, многие из которых получили высокую оценку читателей и критики: «Баллада», «Опять один, один...», «Весенний вечер», «Утро туманное, утро седое...» и другие. Некоторые из них позднее были положены на музыку и стали популярными романсами.
Началом своей литературной деятельности Тургенев считал 1843 год, когда в печати появилась его поэма «Параша», открывшая собой целый ряд произведений, посвященных развенчанию романтического героя. «Параша» встретила весьма сочувственный отзыв Белинского, увидевшего в молодом авторе «необыкновенный поэтический талант», «верную наблюдательность, глубокую мысль», «сына нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его».
Первое прозаическое произведение И. С. Тургенева – очерк «Хорь и Калиныч» (1847), опубликованный в журнале «Современник» и открывший целый цикл произведений под общим названием «Записки охотника» (1847-1852). «Записки охотника» создавались Тургеневым на рубеже сороковых и начала пятидесятых годов и появлялись в печати в виде отдельных рассказов и очерков. В 1852 году они были объединены писателем в книгу, ставшую крупным событием в русской общественной и литературной жизни. По словам М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Записки охотника» «положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды».
«Записки охотника» - это книга о народной жизни в эпоху господства крепостного права. Как живые встают со страниц «Записок охотника» образы крестьян, отличающихся острым практическим умом, глубоким пониманием жизни, трезвым взглядом на окружающий мир, способные чувствовать и понимать прекрасное, откликаться на чужое горе и страдания. Таким народ в русской литературе до Тургенева никто не изображал. И не случайно, прочитав первый очерк из «Записок охотника - «Хорь и Калиныч», «Белинский заметил, что Тургенев «зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил».
Большую часть «Записок охотника» Тургенев написал во Франции.

Произведения И. С. Тургенева
Рассказы: сборник рассказов «Записки охотника» (1847-1852), «Муму» (1852), «Рассказ отца Алексея» (1877) и др.;
Повести: «Ася» (1858), «Первая любовь» (1860), «Вешние воды» (1872) и др.;
Романы: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867), «Новь» (1877);
Пьесы: «Завтрак у предводителя» (1846), «Где тонко, там и рвется» (1847), «Холостяк» (1849), «Провинциалка» (1850), «Месяц в деревне» (1854) и др.;
Поэзия: драматическая поэма «Стено» (1834), стихотворения (1834-1849), поэма «Параша» (1843) и др., литературно-философские «Стихотворения в прозе» (1882);
Переводы Байрона Д., Гёте И., Уитмена У., Флобера Г.
А также критика, публицистика, мемуары и переписка.

Любовь через всю жизнь
Со знаменитой французской певицей Полиной Виардо Тургенев познакомился еще в 1843 году, в Петербурге, куда она приехала с гастролями. Певица много и успешно выступала, Тургенев посещал все ее выступления, всем о ней рассказывал, всюду ее превозносил, и быстро отделился от толпы ее бесчисленных поклонников. Их отношения развивались и вскоре достигли апогея. Лето 1848 года (как и предыдущее, как и последующее) он провел в Куртавенеле, в имении Полины.
Любовь к Полине Виардо оставалась и счастьем, и мукой Тургенева до последних его дней: Виардо была замужем, с мужем разводиться не собиралась, но и Тургенева не гнала. Он чувствовал себя на привязи. но порвать эту нить был не в силах. На тридцать с лишним лет писатель, по сути, превратился в члена семьи Виардо. Мужа Полины (человека, судя по всему, ангельского терпения), Луи Виардо, он пережил всего на три месяца.

Журнал «Современник»
Белинский и его единомышленники давно мечтали иметь свой печатный орган. Эта мечта осуществилась только в 1846 году, когда Некрасову и Панаеву удалось приобрести в аренду журнал «Современник», основанный в свое время А. С. Пушкиным и после его смерти издававшийся П. А. Плетневым. Тургенев принял самое непосредственное участие в организации нового журнала. По словам П. В. Анненкова, Тургенев был «душой всего плана, устроителем его... Некрасов советовался с ним каждодневно; журнал наполнялся его трудами».
В январе 1847 года первый номер обновленного «Современника» вышел в свет. Тургенев опубликовал в нем несколько произведений: цикл стихотворений, рецензию на трагедию Н. В. Кукольника «Генерал-поручик Паткуль...», «Современные заметки» (совместно с Некрасовым). Но подлинным украшением первой книжки журнала явился очерк «Хорь и Калиныч», открывший целый цикл произведений под общим названием «Записки охотника».

Признание на Западе
Начиная с 60-х годов имя Тургенева становится широко известным на Западе. Со многими западноевропейскими писателями Тургенев поддерживал тесные дружеские отношения. Он хорошо был знаком с П. Мериме, Ж. Санд, Г. Флобером, Э. Золя, А. Додэ, Ги де Мопассаном, близко знал многих деятелей английской и немецкой культуры. Все они считали Тургенева выдающимся художником-реалистом и не только высоко ценили его произведения, но и учились у него. Обращаясь к Тургеневу, Ж. Санд говорила: «Учитель! - Все мы должны пройти вашу школу!»
Почти всю жизнь Тургенев провёл в Европе, лишь наездами бывая в России. Он был заметной фигурой в литературной жизни Запада. Тесно общался со многими французскими писателями, а в 1878 г. даже председательствовал (совместно с Виктором Гюго) на Международном литературном конгрессе в Париже. Не случайно именно с Тургенева началось всемирное признание русской литературы.
Величайшей заслугой Тургенева было то, что он явился активным пропагандистом русской литературы и культуры на Западе: сам переводил произведения русских писателей на французский и немецкий языки, редактировал переводы русских авторов, всячески содействовал изданию сочинений своих соотечественников в разных странах Западной Европы, знакомил западноевропейскую публику с произведениями русских композиторов и художников. Об этой стороне своей деятельности Тургенев не без гордости говорил: «Считаю великим счастьем своей жизни, что я несколько приблизил свое отечество к восприятию европейской публики».

Связь с Россией
Почти ежегодно весной или летом Тургенев при­езжал в Россию. Каж­дый его приезд становился целым событием. Писатель всюду был желанным гостем. Его приглашали выступать на всякого рода литературных и благотворитель­ных вечерах, на дружеских встречах.
Вместе с тем Иван Сергеевич до конца жизни сохранял «барские» повадки коренного русского дворянина. Сам внешний облик выдавал его происхождение обитателям европейских курортов, несмотря на безукоризненное владение иностранными языками. В лучших страницах его прозы много от тишины усадебного быта помещичьей России. Едва ли у кого из писателей - современников Тургенева так чист и правилен русский язык, способный, как говаривал он сам, «совершать чудеса в умелых руках». Тургенев нередко писал свои романы «на злобу дня».
Последний раз Тургенев побывал на родине в мае 1881 года. Друзьям он неоднократно «высказывал свою решимость вернуться в Россию и там поселиться». Однако эта мечта не осуществилась. В начале 1882 года Тургенев тяжело заболел, и о переезде уже не могло быть речи. Но все его мысли были на родине, в России. О ней думал он, прикованный к постели тяжелым недугом, о ее будущем, о славе русской литературы.
Не­задолго до смерти он высказал пожелание быть похоронен­ным в Петербурге, на Волковом кладбище, рядом с Белин­ским.
Последняя воля писателя была выполнена

«Стихотворения в прозе».
«Стихотворения в прозе» справедливо считаются за­ключительным аккордом литературной деятельности писа­теля. В них нашли отражение почти все темы и мотивы его творчества, как бы вновь перечувствованные Тургеневым на склоне лет. Сам он считал «Стихотворения в прозе» лишь эскизами своих будущих произведений.
Тургенев назвал свои лирические миниатюры «Selenia» («Старческое»), но редактор «Вестника Европы» Стасю-левич заменил его другим, оставшимся навсегда,- «Сти­хотворения в прозе». В письмах Тургенев иногда называл их «Зигзагами», тем самым подчеркивая контрастность тем и мотивов, образов и интонаций, необычность жанра. Пи­сатель опасался, что «река времени в своем течении» «унесет эти легонькие листки». Но «Стихотворения в прозе» встретили самый радушный прием и навсегда вошли в зо­лотой фонд нашей литературы. Недаром «тканью из солнца, радуги и алмазов, женских слез и благородства мужской мысли» назвал их П. В. Анненков, выразив общее мнение читающей публики.
«Стихотворения в прозе» - это удивительный сплав по­эзии и прозы в некое единство, позволяющее вместить «целый мир» в зерно небольших размышлений, названных автором «последними вздохами... старика». Но «вздохи» эти донесли до наших дней неисчерпаемость жизненной энергии писателя.

Памятники И. С. Тургеневу

Иван Тургенев (1818-1883) - всемирно известный русский писатель-прозаик поэт, драматург, критик, мемуарист и переводчик XIX века, признанный классиком мировой литературы. Его перу принадлежит множество выдающихся произведений, ставших литературной классикой, чтение которых обязательно для школьной и вузовской программ обучения.

Родом Иван Сергеевич Тургенев из города Орла, где он родился 9 ноября 1818 года в дворянской семье в родовом поместье его матери. Сергей Николаевич, отец - отставной гусар, служивший до рождения сына в кирасирском полку, Варвара Петровна, мать — представительница старинного дворянского семейства. Кроме Ивана в семье был еще один старший сын Николай, детство маленьких Тургеневых проходило под неусыпным присмотром многочисленной челяди и под влиянием довольно тяжелого и несгибаемого нрава их матери. Хотя матушка и отличалась особой властностью и суровость нрава, она слыла женщиной довольно образованной и просвещенной, именно она заинтересовала своих детей наукой и художественной литературой.

Поначалу мальчики обучались на дому, после переезда семьи в столицу они продолжили свое обучение у тамошних учителей. Затем следует новый виток судьбы семьи Тургеневых — поездка и последующая жизнь за границей, где Иван Тургенев живет и воспитывается в нескольких престижных пансионатах. По приезду на родину (1833 год), в пятнадцатилетнем возрасте он поступает на факультет словесности Московского государственного университета. После того как старший сын Николай становится гвардейским кавалеристом, семья переезжает в Санкт-Петербург и младший Иван становится студентом философского факультета местного университета. В 1834 году из под пера Тургенева появляются первые поэтические строки, пропитанные духом романтизма (модного в то время направления). Поэтическая лирика по достоинству была оценена его учителем и наставником Петром Плетневым (близким другом А. С. Пушкина).

После окончания Петербургского университета в 1837 году Тургенев уезжает для продолжения своего обучения за границу, там он посещает лекции и семинары в Берлинском университете, параллельно путешествуя по Европе. Вернувшись в Москву и удачно сдав магистерские экзамены, Тургенев надеется стать профессором Московского университета, однако вследствие упразднения кафедр философии во всех университетах России, этому желанию не суждено сбыться. В то время Тургенев все больше увлекается литературой, публикуются его несколько стихотворений в газете «Отечественные записки», весна 1843 года — время появления его первой небольшой книжки, где была напечатана поэма «Параша».

В 1843 году по настоянию матери он становится чиновником в «особенной канцелярии» при министерстве внутренних дел и служит там на протяжении двух лет, затем выходит в отставку. Властная и амбициозная мать, недовольная, тем что сын не оправдал её надежд как в карьерном так и в личном плане (не нашел себе достойную партию, и даже имел незаконнорожденную дочь Пелагею от связи с белошвейкой), отказывается от его содержания и Тургеневу приходится жить впроголодь и влезать в долги.

Знакомство со знаменитым критиком Белинским повернуло творчество Тургенева в сторону реализма, и он начинает писать стихотворные и иронично-нравоописательные поэмы, критические статьи и рассказы.

В 1847 году Тургенев приносит в журнал «Современник» рассказ «Хорь и Калиныч» который Некрасов печатает с подзаголовком «Из записок охотника», так начинается настоящая литературная деятельность Тургенева. В 1847 году он из-за любви к певице Полине Виардо (с ней он познакомился в 1843 году в Петербурге, куда она приезжала на гастроли) надолго уезжает из России и живет сначала в Германии, затем во Франции. Во время жизни за границей было написано несколько драматических пьес: «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне», «Провинциалка».

В 1850 году писатель возвращается в Москву, работает критиком в журнале «Современник», в 1852 году выпускает книгу своих очерков под названием «Записки охотника». Тогда же впечатленный смертью Николая Васильевича Гоголя, пишет и публикует некролог, официально запрещенной царской цезурой. Затем следует арест на один месяц, высылка в родовое имение без права покидать пределы Орловской губернии, запрет выезда за границу (до 1856 года). Во время ссылки были написаны повесть «Муму», «Постоялый двор», «Дневник лишнего человека», «Яков Пасынков», «Переписка», роман «Рудин» (1855 год).

После окончания запрета на выезд за границу, Тургенев уезжает из страны и два года живет в Европе. В 1858 году он возвращается на Родину и публикует свою повесть «Ася», вокруг неё среди критиков сразу же разгораются жаркие диспуты и споры. Затем появляется на свет роман «Дворянское гнездо» (1859), 1860 год - «Накануне». После этого происходит разрыв Тургенева с такими радикально настроенными писателями как Некрасов и Добролюбов, ссора с Львом Толстым и даже вызовом последнего на дуэль, который в итоге закончился миром. Февраль 1862 — печать романа «Отцы и дети», в котором автор показал трагизм нарастающего конфликта поколений в условиях набирающего обороты социального кризиса.

С 1863 года по 1883 года Тургенев живет сначала с семьей Виардо в Баден-Бадене, затем в Париже, не переставая интересоваться происходящими событиями в России и выступая своеобразным посредником между западноевропейскими и российскими литераторами. За время жизни за границей были дополнены «Записки охотника», написаны повести «Часы», «Пунин и Бабурин», самый крупный по объему из всех его романов «Новь».

Вместе с Виктором Гюго Тургенева избрали сопредседателем Первого международного конгресса писателей, проходившего в Париже в 1878 году, в 1879 году происходит избрание писателя почетным доктором старейшего университета Англии — Оксфорда. На склоне лет Тургеневский не перестает заниматься литературной деятельностью, и за несколько месяцев до его смерти в свет выходят «Стихотворения в прозе», прозаические фрагменты и миниатюры отличающиеся высокой степенью лиричности.

Умирает Тургенев в августе 1883 года от тяжелой болезни во французском Буживале (пригород Парижа). В соответствии с последней волей покойного, записанной в его завещании, его тело было перевезено в Россию и похоронено на петербургском кладбище Волково.

Иван Тургенев фотография

Что видит он в своем дому –

Родители пример ему!

По форме незатейливый, а по сути очень мудрый стишок из трех строк выражает мысль, о том, что главную науку жизни ребенок проходит в семье.

Обратите внимание: в стишке упор делается не на то, что ребенок слышит «в своем дому», не на то, что родители внушают ему, а на то, что он сам видит. Но что именно из того, что он видит, учит его и воспитывает? То, как мы на его глазах относимся друг к другу? Сколько работаем и во имя чего? Что читаем? А вдруг ни то, ни другое, ни третье, а что-то совсем иное?!. Растя ребенка, родители изо всех сил выкладываются. А он, бывает, вырастает совсем не таким, о каком они мечтали. Почему? Как это могло случиться? На такого рода трудные и горькие вопросы есть универсальный ответ: «пути Господни неисповедимы!..» Но все же на одном примере попробуем разобраться: почему в некоей семье в некое время ребенок вырос таким, каким он, казалось бы, не должен был вырасти? Речь пойдет о великом русском писателе Иване Сергеевиче Тургеневе, кстати, авторе знаменитого романа под названием «Отцы и дети» – как раз и посвященного преемственности поколений.

О детстве самого писателя. нам кое-что известно. Например, то, что родителями Тургенева были богатые Мценского уезда Орловской губернии, убежденные и крутые на расправу крепостники. (Не ждите, что обнаружены новые материалы, опровергающие этот факт – нет их!) Но задавались ли мы когда-нибудь вопросом: отчего же у таких родителей сын вырастает убежденным антикрепостником, человеком по натуре добрым, мягкосердечным? (Был даже случай, когда юный Тургенев взялся за ружье, чтобы не дать в обиду крестьянку-рукодельницу из своего села.) Ответ как будто сам напрашивается: нагляделся на ужасы и мерзости крепостного владения душами – вот и возненавидел. Да, это ответ, но уж больно простой. Ведь в то же самое время в соседних поместьях Мценского уезда помещичьи сынки с младых ногтей пинали и мордовали прислугу, а заступив во владение поместьем, разнуздывали себя почище своих родителей, творя с людьми то, что сейчас называют беспределом. Что же, они и Иван Тургенев были не из одного теста? Другим воздухом дышали, не по одним учебникам учились?..

Чтобы понять, что сделало Тургенева в духовном отношении прямой противоположностью своих родителей, надо бы поближе с ними познакомиться. Во-первых, с матушкой, Варварой Петровной. Колоритная фигура! С одной стороны, свободно говорит и пишет по-французски, читает Вольтера и Руссо, дружит с великим поэтом В. Жуковским, любит театр, обожает разводить цветы...

С другой – за исчезновение лишь одного тюльпана из сада отдает приказ перепороть всех садовников поголовно... Надышаться не может на своих сыновей, в особенности на среднего, Ивана (уж не зная, как и выразить свою нежность к нему, иногда называет его... «моя любимая Ванечка»!), не жалеет ни сил, ни средств, чтобы дать им хорошее образование. В то же время в доме Тургеневых детей частенько секут! «Редкий день проходил без розог, – вспоминал Иван Сергеевич, – когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявляла: «Тебе об этом лучше знать, догадайся».

Лучшие дня

Когда сын, учась в Москве или за границей, долго не пишет домой писем, мать грозит ему за это... выпороть кого-нибудь из прислуги. И вот уж с ней-то, прислугой, она не церемонится. Свободолюбивые Вольтер и Руссо ничуть не мешают ей сослать неугодившую горничную в глухую дальнюю деревню, заставлять крепостного художника тысячу раз рисовать одно и то же, наводить ужас на старост и крестьян во время поездок по своим владениям...

«Мне нечем помянуть своего детства, – с грустью признается Иван Сергеевич. – Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня...»

Не оставим без внимания и отца писателя – Сергея Николаевича. Он ведет себя более уравновешенно, менее жестоко и привередливо, чем Варвара Петровна. Но рука у него тоже тяжелая. Может, к примеру, чем-то не понравившегося ему домашнего учителя сбросить прямо в лестничный пролет. И к детям он относится без излишних сантиментов, не принимает почти никакого участия в их воспитании. Но, как известно, «отсутствие воспитания – тоже воспитание».

«Странное влияние имел на меня отец... – пишет Тургенев в одной из своих повестей, в которую вложил много личного. – Он... никогда не оскорблял меня, он уважал мою свободу – он даже был, если так можно выразиться, вежлив со мною... только он не допускал меня к себе. Я любил его, я любовался им, он казался мне образцом мужчины, и, Боже мой, как бы я страстно к нему привязался, если бы я постоянно не чувствовал его отклоняющие руки!..» От себя добавим: Сергей Николаевич далек от детей еще и потому, что редко их видит.

В доме всем балом правит Варвара Петровна. Она-то и занимается воспитанием своих чад, она-то и преподает «любимой Ванечке» наглядные уроки своеволия...

Да, но как тогда быть с тем, что «ребенок учится тому, что видит он в своем дому» и что «родители пример ему»? По всем правилам генетики и семейной педагогики у отца – холодного эгоиста и матери с деспотическим характером должно было вырасти нравственное чудовище. Но мы-то знаем: вырос большой писатель, человек большой души... Нет, что ни говори, а родители Тургеневы – пример своему сыну, впечатляющий пример того, как не надо обращаться с людьми. Ведь ребенок учится и тому, что ненавидит «в своем дому»!

Слава Богу, предусмотрен и такой вариант преемственности поколений: дети растут, что называется, в прямо противоположном направлении от своих отцов... В чем юному Тургеневу больше, чем его однолеткам из помещичьих семей, повезло, так это в том, что его родители, при всем своем эгоизме и жестокости, оба люди умные, хорошо образованные. И, что немаловажно, по-своему интересные, неординарные, как бы сотканные из вопиющих противоречий. Одна Варвара Петровна чего стоит! Писателю же (а им Иван Сергеевич, несомненно, родился) обязательно нужно что-то сверх нормы, что-то из ряда вон выходящее. В этом смысле родители Тургенева своей колоритностью сослужат для талантливого сына хорошую службу: вдохновят его на создание незабываемо правдоподобных типов того времени...

Конечно, ребенок «в своем дому» видит не только плохое. Он учится (и гораздо охотнее!) на хороших примерах. Любил ли Иван Тургенев своих родителей? Замирая от робости и страха – да, любил. И, наверное, за что-то обоих жалел. Ведь если хорошенько вникнуть в жизнь каждого из них – не позавидуешь...У Вареньки Лутовиновой (ее девичья фамилия) рано умирает отец, а отчим достается такой грубый и своевольный (чуете?), что она, не снеся издевательств над собой, убегает из дома. Под защиту и опеку ее берет родной дядя. Но он тоже человек с фокусами: держит племянницу почти завсегда взаперти. Возможно, боится, как бы она до замужества не лишилась невинности. Но, думается, его опасения напрасны: Варенька, выражаясь деликатно, не блещет красотой... Однако, когда дядя умрет, она, его наследница, в один день станет богатейшей помещицей Орловской губернии...

Пробил ее час! Варвара Петровна теперь берет от жизни все – и даже больше. На ее глаза попадается сын помещика-соседа, поручик кавалергард Сергей Николаевич Тургенев. Всем хорош мужчина: красив, статен, неглуп, моложе ее на шесть лет. Но – беден. Однако для богачки Лутовиновой последнее не имеет никакого значения. И когда поручик делает ей предложение, она, вне себя от счастья, принимает его...

Не впервые заключается союз богатства с красотой и молодостью. Не впервые он становится непрочным. Махнув рукой на военную карьеру, Сергей Николаевич предается охоте, кутежам (как правило, на стороне), карточной игре, заводит один роман за другим. Варвара Петровна обо всем знает (услужливых по этой части людей всегда больше, чем нужно), но она терпит: до такой степени дорожит и любит своего мужа-красавца. И свою, как говорят в этих случаях, нерастраченную нежность обращает в изощренные издевательства над людьми...

Обо всем, что мать пережила и перечувствовала за свою жизнь, Иван Сергеевич узнает лишь после ее смерти. Прочитав дневники Варвары Петровны, он воскликнет: «Какая женщина!.. Да простит ей Бог все... Но какая жизнь!» Он уже и в детстве, наблюдая за поведением родителей, многое видит и о многом догадывается. Так устроен любой и, в особенности одаренный ребенок: еще не имея больших знаний и прочного жизненного опыта, он пользуется тем, чем заботливая и мудрая природа наделяет его щедро, пожалуй, даже щедрее, чем взрослого человека, – интуицией. Это она помогает «неразумным» детям делать правильные, порой поразительно правильные умозаключения. Это благодаря ей ребенок видит «в своем дому» лучше всего как раз то, что взрослые от него тщательно скрывают. Вот почему можно сказать: не где-нибудь, а именно в своем доме, сколь богатом, столь же несчастливом, будущий писатель Иван Тургенев поймет, как непостижимо сложна жизнь и какую пропасть тайн хранит в себе любая человеческая душа...

Когда ребенок матери боится «как огня», когда он постоянно натыкается на «отклоняющие руки» отца, где ему искать любви и понимания, без которых жизнь не жизнь? Он идет туда, куда шли всегда и идут сегодня дети, не получившие душевного тепла дома, – «на улицу». В русских поместьях «улицей» является двор, а его обитатели называются дворовыми. Это – няньки, гувернеры, буфетчики, мальчики на посылках (была и такая должность), конюхи, лесники и т.д. Они, может, и не говорят по-французски, не читали Вольтера и Руссо. Но у них столько природного ума, чтобы понять: у барчука Ивана жизнь, как и у них, не сахар. И им хватает доброты, чтобы хоть как-то приласкать его. Один из них, рискуя быть выпоротым, помогает барчуку вскрыть шкаф со старинными книгами, другой берет его с собой на охоту, третий уводит в глубь знаменитого спасско-лутовиновского парка и вместе с ним вдохновенно читает стихи, рассказы...

Вот с какой любовью и трепетом Иван Сергеевич, сам говоривший, что его биография – в его произведениях, описывает в одной из своих повестей дорогие его сердцу эпизоды детства: «...И вот удалось нам уйти незамеченными, вот мы сидим уже рядком, вот уже и книга раскрывается, издавая резкий, для меня тогда неизъяснимо приятный запах плесени и старья!.. Раздаются... первые звуки чтения! Все вокруг исчезает... нет, не исчезает, а становится далеким, заволакивается дымкой, оставляя за собой одно лишь впечатление чего-то дружелюбного и покровительственного! Эти деревья, эти зеленые листья, эти высокие травы заслоняют, укрывают нас от всего остального мира, никто не знает, где мы, что мы – а с нами поэзия, мы проникаемся, мы упиваемся ею, у нас происходит важное, великое, тайное дело...»

Тесное общение с людьми низшего, как тогда говорили, класса во многом предопределит Тургенева как писателя. Это ведь он приведет в отечественную литературу мужика из русской глубинки – хозяйственного, мастеровитого, с известной долей хитрецы и плутовства. Народность его произведений нет нужды доказывать: в них действует, говорит, страдает многоликий русский народ. Многих писателей признают лишь после их смерти. Тургеневым зачитывались еще при его жизни, и в числе других зачитывался простой люд – тот самый, перед которым он преклонялся всю жизнь...

От других выдающихся писателей России Тургенев кроме прочего отличается тем, что у него описания природы занимают много-много страниц. Современному читателю, приученному к прозе с динамичным (порой чересчур) повествованием, иногда становится невтерпеж. Но если вчитаться – это чудесные и неповторимые, как сама русская природа, описания! Такое ощущение, что Тургенев, когда писал, видел прямо перед собой таинственную глубь русского леса, щурился от серебряного света осеннего солнца, слышал утренний переклик сладкоголосых птиц. А он и в самом деле все это видел и слышал, даже когда жил вдали от Спасского – в Москве, Риме, Лондоне, Париже... Русская природа – его второй дом, его вторая мать, она тоже – его биография. Много ее в произведениях Тургенева потому, что тогда ее вообще было много, и много в его жизни, в частности.

Благодаря родителям Иван Сергеевич еще малышом повидал свет (семья много месяцев путешествовала по странам Европы), получил блестящее образование в России и за рубежом, долгое время, пока искал свое призвание, жил на деньги, высылаемые матерью. (Отец Тургенева довольно рано умер.) Познакомившись с Тургеневым, Достоевский написал о нем: «Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, 25 лет. Я не знаю, в чем природа отказала ему». Словом, трудное детство, деспотические порядки в доме, судя по всему, внешне на нем не отразились. Что касается его характера, душевной гармонии... Скорее всего, сильная, властная натура матери была одной из причин того, что при всей своей красоте и талантливости Иван Сергеевич был часто робок и нерешителен, особенно в отношениях с женщинами. Личная жизнь у него вышла какой-то нескладной: после нескольких более или менее серьезных увлечений он отдал свое сердце певице Виардо, а так как она была замужней женщиной, то он пошел на странное сосуществование с этой семьей, живя с ней под одной крышей долгие годы. Словно неся в себе ослабленные бациллы материнской гордыни и нетерпимости, Иван Сергеевич легко раним, обидчив, часто ссорится с друзьями (Некрасовым, Гончаровым, Герценом, Толстым и т.д.), но, верно, часто первым же протягивает руку примирения. Словно в упрек равнодушию покойного отца, он, как только может, заботится о своей внебрачной дочери Полине (ее матери он выплачивает пожизненную пенсию), но девочка с малых лет не может вспомнить, что по-русски означает слово «хлеб», и ни в чем не оправдывает, как Тургенев ни старается, чаяний своего отца...

От других выдающихся русских писателей Тургенев кроме прочего отличается еще и своим ростом. Он был таким высоким, что где бы он ни появлялся, виден был, точно колокольня, отовсюду. Великан и бородач, с мягким, почти детским голосом, дружелюбный по характеру, хлебосол, он, подолгу живя за границей, будучи и там очень известным человеком, в немалой степени способствовал распространению на Западе легенды о «русском медведе». Но уж очень это был необычный «медведь»: писал блистательную прозу и благоуханные белые стихи, прекрасно знал философию, филологию, в Германии говорил по-немецки, в Италии – по-итальянски, по-французски – во Франции, по-испански с любимой женщиной, испанкой Виардо...

Так кому же Россия и мир обязаны этому чуду физического и интеллектуального совершенства, многосторонней талантливости и душевного богатства? Неужто выведем за скобки его матушку Варвару Петровну и батюшку Сергея Николаевича? Сделаем вид, что не им, а кому-то другому он обязан своей красотой и выдающимся ростом, великим трудолюбием и аристократически тонкой культурой?..

Варвара Петровна неспроста числила сына Ивана в любимчиках – ей не откажешь в проницательности. «Я вас обоих люблю страстно, но – различно, – пишет она «любимой Ванечке», слегка противопоставляя его Николаю, своему старшему сыну. – Ты мне особенно болен... (Как великолепно выражались в старину!). Ежели я могу объяснить примером. Ежели бы мне сжали руку – больно, а ежели бы мне наступили на мозоль – нестерпимо». Она раньше многих литературных критиков поняла, что ее сын отмечен высоким даром писательства. (Проявляя тонкий литературный вкус, она пишет сыну, что его первая напечатанная поэма «пахнет земляникой».) К концу жизни Варвара Петровна сильно меняется, становится более терпимой, в присутствии сына Ивана старается сделать что-то доброе, милосердное. Что ж, по этому поводу можно сказать, что преемственность поколений – это дорога с двусторонним движением: приходит время, когда родители чему-то учатся у своих детей...

  1. Беллетрист и драматург
  2. От «Дыма» к «Стихам в прозе»

И ван Тургенев был одним из самых значимых русских писателей XIX века. Созданная им художественная система изменила поэтику романа как в России, так и за рубежом. Его произведения восхваляли и жестко критиковали, а Тургенев всю жизнь искал в них путь, который привел бы Россию к благополучию и процветанию.

«Поэт, талант, аристократ, красавец»

Семья Ивана Тургенева происходила из старинного рода тульских дворян. Его отец, Сергей Тургенев, служил в кавалергардском полку и вел весьма расточительный образ жизни. Для поправки финансового положения он вынужден был жениться на немолодой (по меркам того времени), но очень состоятельной помещице Варваре Лутовиновой. Брак стал для них обоих несчастливым, их отношения не складывались. Их второй сын, Иван, родился спустя два года после свадьбы, в 1818 году, в Орле. Мать записала в своем дневнике: «…в понедельник родился сын Иван, ростом 12 вершков [примерно 53 сантиметра]» . Всего детей в семье Тургеневых было трое: Николай, Иван и Сергей.

До девяти лет Тургенев жил в имении Спасское-Лутовиново в Орловской области. У его матери был непростой и противоречивый характер: ее искренняя и сердечная забота о детях сочеталась с суровым деспотизмом, Варвара Тургенева нередко била сыновей. Однако она приглашала к детям лучших французских и немецких гувернеров, говорила с сыновьями исключительно по-французски, но при этом оставалась поклонницей русской литературы и читала Николая Карамзина , Василия Жуковского , Александра Пушкина и Николая Гоголя .

В 1827 году Тургеневы переехали в Москву, чтобы дети смогли получить лучшее образование. Спустя три года Сергей Тургенев ушел из семьи.

Когда Ивану Тургеневу было 15 лет, он поступил на словесный факультет Московского университета . Тогда же будущий писатель впервые влюбился в княжну Екатерину Шаховскую. Шаховская обменивалась с ним письмами, но ответила взаимностью отцу Тургенева и тем самым разбила его сердце. Позже эта история стала основой повести Тургенева «Первая любовь».

Через год Сергей Тургенев скончался, и Варвара с детьми переехала в Петербург, где Тургенев поступил в Петербургский университет на философский факультет. Тогда он серьезно увлекся лирикой и написал первое произведение - драматическую поэму «Стенo». Тургенев отзывался о ней так: «Совершенно нелепое произведение, в котором с бешеною неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду» . Всего за годы учебы Тургенев написал около сотни стихотворений и несколько поэм. Некоторые его стихи опубликовал журнал «Современник» .

После учебы 20-летний Тургенев отправился в Европу, чтобы продолжить образование. Он изучал античных классиков, римскую и греческую литературу, путешествовал по Франции, Голландии, Италии. Европейский уклад жизни поразил Тургенева: он пришел к выводу, что Россия должна избавиться от некультурности, лени, невежества, следуя за западными странами.

Неизвестный художник. Иван Тургенев в возрасте 12 лет. 1830. Государственный литературный музей

Эжен Луи Лами. Портрет Ивана Тургенева. 1844. Государственный литературный музей

Кирилл Горбунков. Иван Тургенев в молодости. 1838. Государственный литературный музей

В 1840-х годах Тургенев вернулся на родину, получил степень магистра греческой и латинской филологии в Петербургском университете, даже написал диссертацию - однако защищать ее не стал. Интерес к научной деятельности вытеснило желание писать. Именно в это время Тургенев познакомился с Николаем Гоголем, Сергеем Аксаковым, Алексеем Хомяковым, Федором Достоевским , Афанасием Фетом и многими другими литераторами.

«На днях возвратился из Парижа поэт Тургенев. Что за человек! Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет, - я не знаю, в чем природа отказала ему?»

Федор Достоевский, из письма к брату

Когда Тургенев вернулся в Спасское-Лутовиново, у него случился роман с крестьянкой Авдотьей Ивановой, который закончился беременностью девушки. Тургенев хотел жениться, но его мать со скандалом выслала Авдотью в Москву, где та родила дочь Пелагею. Родители Авдотьи Ивановой поспешно выдали ее замуж, а Пелагею Тургенев признал только через несколько лет.

В 1843 году под инициалами Т. Л. (Тургенев-Лутовинов) вышла поэма Тургенева «Параша». Ее очень высоко оценил Виссарион Белинский , и с этого момента их знакомство переросло в крепкую дружбу - Тургенев даже стал крестным сына критика.

«Этот человек необыкновенно умный... Отрадно встретить человека, самобытное и характерное мнение которого, сшибаясь с твоим, извлекает искры».

Виссарион Белинский

В том же году Тургенев познакомился с Полиной Виардо. Об истинном характере их отношений до сих пор спорят исследователи творчества Тургенева. Они познакомились в Санкт-Петербурге, когда певица приехала в город с гастролями. Тургенев часто путешествовал вместе с Полиной и ее мужем, искусствоведом Луи Виардо, по Европе, гостил в их парижском доме. В семье Виардо воспитывалась его внебрачная дочь Пелагея.

Беллетрист и драматург

В конце 1840-х годов Тургенев много писал для театра. Его пьесы «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне» и «Провинциалка» были весьма популярны у публики и тепло принимались критиками.

В 1847 году в журнале «Современник» вышел рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч», созданный под впечатлением от охотничьих путешествий писателя. Немного позже там же были опубликованы рассказы из сборника «Записки охотника» . Сам сборник вышел в свет в 1852 году. Тургенев называл его своей «Аннибаловой клятвой» - обещанием бороться до конца с врагом, которого он ненавидел с детства - с крепостным правом.

«Записки охотника» отмечены такой мощью таланта, которая благотворно действует на меня; понимание природы часто представляется вам как откровение».

Федор Тютчев

Это было одно из первых произведений, открыто говоривших о бедах и вреде крепостничества. Цензора, допустившего «Записки охотника» к печати, по личному распоряжению Николая I уволили со службы с лишением пенсии, а сам сборник запретили переиздавать. Цензоры объяснили это тем, что Тургенев хоть и поэтизировал крепостных, преступно преувеличил их страдания от помещичьего гнета.

В 1856 году в печать вышел первый крупный роман писателя - «Рудин», написанный всего за семь недель. Имя героя романа стало нарицательным для людей, у которых слово не согласуется с делом. Спустя три года Тургенев опубликовал роман «Дворянское гнездо» , который оказался невероятно популярен в России: каждый образованный человек считал своим долгом его прочитать.

«Знание русской жизни, и притом знание не книжное, а опытное, вынесенное из действительности, очищенное и осмысленное силою таланта и размышления, оказывается во всех произведениях Тургенева…»

Дмитрий Писарев

С 1860 по 1861 год в «Русском вестнике» публиковались отрывки романа «Отцы и дети» . Роман был написан на «злобу дня» и исследовал общественные настроения того времени - в основном взгляды нигилистически настроенной молодежи. Русский философ и публицист Николай Страхов писал о нем: «В «Отцах и детях» он показал явственнее, чем во всех других случаях, что поэзия, оставаясь поэзиею... может деятельно служить обществу...»

Роман был отлично принят критиками, впрочем, не получив поддержки либералов. В это время осложнились отношения Тургенева со многими друзьями. Например, с Александром Герценом : Тургенев сотрудничал с его газетой «Колокол». Герцен видел будущее России в крестьянском социализме, считая, что буржуазная Европа изжила себя, а Тургенев отстаивал идею об усилении культурных связей России и Запада.

Острая критика обрушилась на Тургенева после выхода его романа «Дым». Это был роман-памфлет, который одинаково остро высмеивал и консервативную российскую аристократию, и революционно настроенных либералов. По словам автора, его ругали все: «и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку - особенно сбоку».

От «Дыма» к «Стихам в прозе»

Алексей Никитин. Портрет Ивана Тургенева. 1859. Государственный литературный музей

Осип Браз. Портрет Марии Савиной. 1900. Государственный литературный музей

Тимофей Нефф. Портрет Полины Виардо. 1842. Государственный литературный музей

После 1871 года Тургенев жил в Париже, изредка возвращаясь в Россию. Он активно участвовал в культурной жизни Западной Европы, пропагандировал русскую литературу за рубежом. Тургенев общался и переписывался с Чарльзом Диккенсом, Жорж Санд, Виктором Гюго, Проспером Мериме, Ги де Мопассаном, Гюставом Флобером.

Во второй половине 1870-х годов Тургенев опубликовал свой самый масштабный роман «Новь», в котором резко сатирически и критически изобразил членов революционного движения 1870-х годов.

«Оба романа [«Дым» и «Новь»] только выявили его все возрастающее отчуждение от России, первый своей бессильной горечью, второй - недостаточной информированностью и отсутствием всякого чувства реальности в изображении могучего движения семидесятых годов».

Дмитрий Святополк-Мирский

Этот роман, как и «Дым», не был принят коллегами Тургенева. Например, Михаил Салтыков-Щедрин писал, что «Новь» была услугой самодержавию. При этом популярность ранних повестей и романов Тургенева не уменьшилась.

Последние годы жизни писателя стали его триумфом как в России, так и за рубежом. Тогда появился цикл лирических миниатюр «Стихотворения в прозе» . Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня» , а завершал ее «Русский язык» - знаменитый гимн о вере в великое предназначение своей страны: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Этот сборник стал прощанием Тургенева с жизнью и искусством.

В это же время Тургенев встретил свою последнюю любовь - актрису Александринского театра Марию Савину. Ей было 25 лет, когда она сыграла роль Верочки в пьесе Тургенева «Месяц в деревне». Увидев ее на сцене, Тургенев был поражен и открыто признался девушке в чувствах. Мария считала Тургенева скорее другом и наставником, и их брак так и не состоялся.

В последние годы Тургенев тяжело болел. Парижские врачи ставили ему диагноз грудная жаба и межреберная невралгия. Скончался Тургенев 3 сентября 1883 года в Буживале под Парижем, где прошли пышные прощания. Похоронили писателя в Петербурге на Волковском кладбище. Смерть писателя стала потрясением для его поклонников - и процессия из людей, пришедших проститься с Тургеневым, протянулась на несколько километров.