Просвещение. Образование, наука и техника в серебрянном веке в россии Образование серебряного века

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют «Серебряным веком». Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, увидевшем в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих «золотых» эпох, окончательно в литературный оборот это словосочетание вошло в 60-е годы прошлого столетия. «Серебряный век» занимает совершенно особое место в российской культуре. Это противоречивое время духовных поисков и блужданий, значительно обогатило все виды искусств и философию и породило целую плеяду выдающихся творческих личностей. На пороге нового века начали меняться глубинные основы жизни, порождая крушение старой картины мира. Традиционные регуляторы существования – религия, мораль, право – не справлялись со своими функциями, и зародился век модерна.

3 слайд

Описание слайда:

В 1897 г. проводилась Всероссийская перепись населения. Согласно переписи, в России средний уровень грамотности составлял 21,1%: у мужчин - 29,3%, у женщин - 13,1%, около 1% населения имели высшее и среднее образование. В средней школе, по отношению ко всему грамотному населению, обучалось всего 4%. На рубеже веков система образования по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты).

4 слайд

Описание слайда:

1905 г. министерство народного просвещения вынесло проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» на рассмотрение II Государственной думы, однако этот проект так и не получил силу закона. Но растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. В 1912 г. в России было 16 высших технических учебных заведений, помимо частных высших учебных заведений. В университет принимались лица обоего пола независимо от национальной принадлежности и политических взглядов. Поэтому количество студентов заметно выросло – с 14 тысяч в середине 90-х годов до 35,3 тысяч в 1907 г. Дальнейшее развитие получило и высшее женское образование, и юридически в 1911 г. было признано право женщин на высшее образование.

5 слайд

Описание слайда:

Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых – рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома – своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой.

6 слайд

Описание слайда:

Пример газеты в Серебрянном веке Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. В 1860-е годы издавалось 7 ежедневных газет и работало около 300 типографий. В 1890-е годы – 100 газет и примерно 1000 типографий. А в 1913 г. уже издавалось 1263 газет и журналов, а в городах насчитывалось примерно 2 тысячи книжных магазинов.

7 слайд

Описание слайда:

По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире после Германии и Японии. В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг. Крупнейшие книгоиздатели А. С. Суворин в Петербурге и И.Д. Сытин в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам: «дешевая библиотека» Суворина и «библиотека для самообразования» Сытина.

Процесс модернизации предусматривал не только коренные изменения в социально-экономической и политической сферах, но и существенное повышение грамотности, образовательного уровня населения. К чести правительства, эта потребность им учитывалась. Государственные расходы на народное образование с 1900 по 1915 г. увеличились более чем в 5 раз.

Основное внимание уделялось начальной школе. Правительство имело намерение ввести в стране всеобщее начальное образование. Однако школьная реформа проводилась непоследовательно. Сохранилось несколько типов начальной школы, наиболее распространенными были церковно-приходские (в 1905 г. их насчитывалось около 43 тыс.). Выросло число земских начальных училищ. В 1904 г. их было 20,7 тыс., а в 1914 г. - 28,2 тыс. В 1900 г. в начальных школах Министерства народного просвещения обучалось более 2,5 млн. учащихся, а в 1914 г. - уже около 6 млн.

Началась перестройка системы среднего образования. Росло число гимназий и реальных училищ. В гимназиях увеличивалось количество часов, отводимых на изучение предметов естественно-математического цикла. Выпускникам реальных училищ было дано право поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи экзамена по латинскому языку - на физико-математические факультеты университетов.

По инициативе предпринимателей создавались коммерческие 7-8-летние училища, которые давали общеобразовательную и специальную подготовку. В них, в отличие от гимназий и реальных училищ, было введено совместное обучение юношей и девушек. В 1913 г. в 250 коммерческих училищах, находившихся под покровительством торгово-промышленного капитала, обучалось 55 тыс. человек, в том числе 10 тыс. девушек. Возросло количество средних специальных учебных заведений: промышленных, технических, железнодорожных, горных, землемерных, сельскохозяйственных и др.

Расширилась сеть высших учебных заведений: новые технические вузы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове был открыт университет. Для обеспечения реформы начальной школы в Москве и Петербурге открывались педагогические институты, а также свыше 30 высших женских курсов, положивших начало массовому доступу женщин к высшему образованию. К 1914 г. насчитывалось около 100 высших учебных заведений, в которых обучалось примерно 130 тыс. человек. При этом свыше 60% студентов не принадлежали к дворянскому сословию.

Тем не менее, несмотря на успехи в деле образования, 3/4 населения страны оставалось неграмотным. Средняя и высшая школа из-за высокой платы за обучение была недоступна значительной части жителей России. На просвещение тратилось 43 коп. на душу населения, в то время как в Англии и Германии - около 4 руб., в США - 7 руб. (в пересчете на наши деньги).

Российское образование: Серебряный век (начало XX века)

Блистательную пору в развитии российской культуры на грани XIX - начала XX столетий Н. А. Бердяев именовал «русским ренессансом». Она названа «Серебряный век», в котором изысканная литература стала высшим достижением: И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, А. А. Блок,

О. Э. Мандельштам, 3. В. Гиппиус, Д. С. Мережковский, Б. Л. Пастернак,

А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, М. И. Цветаева, В. В. Маяковский и другие. В России «царица наук» - философия, во времена господства нигилизма ее вместе с этикой и эстетикой изгнали из общественной мысли. В конце XIX в. великое созвездие имен и идей в философии: В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Л. П. Карсавин, О. П. Флоренский,

С. Л. Франк, Г. П. Федотов, Н. О. Лосский и другие. Русское общество находилось в предчувствии надвигающегося разрушения, оно остро нуждалось в моральном нравственном обновлении. В. В. Зеньковский утверждал, что главной составляющей русской философии является «антропоцентризм»: «она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе; и путях, о смысле и целях истории» .

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - философ, поэт. Сын великого русского историка С. М. Соловьева. Читал лекции в Петербургском университете и на Высших женских курсах. Защитив докторскую диссертацию по своему груду «Критика отвлеченных начал» в 1880 г., однако, профессорскую кафедру не получил. В 1881 г. после лекции, в которой содержался публичный призыв к помилованию убийц императора Александра II и протеста против смертного приговора народовольцам, Соловьева вынудили оставить преподавание. Влияние трудов Соловьева не было однозначным и прямолинейным, однако появление в России философа столь высокого уровня не смогло не сказаться на концептуальных основах теории и практики образования, переживавшего серьезнейший аксиологический кризис в последние десятилетия XIX в. Соловьев определял философию как свободное исследование основ человеческого знания, бытия и деятельности, он писал об идеале нормального общества, определяемого «характером свободной общности или практического всеединства, в силу которого все составляют цель деятельности для каждого и каждый для всех» . Наиболее важным в антропологическом учении Соловьева стало знаменитое суждение: «Никакой человек, ни при каких условиях и ни по какой причине не может рассматриваться только как средство для каких бы то ни было посторонних целей» . Ученый редактировал философский отдел энциклопедии Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. В конце 1890-х гг. у него ухудшилось здоровье: атеросклероз, болезнь почек и общее истощение организма привели его к ранней кончине в имении его друзей братьев С. Н. и Е. Н. Трубецких в 1900 г. Соловьев похоронен на Новодевичьем кладбище.

Князь Сергей Николаевич Трубецкой (1862-1905) - философ. По окончании Московского университета в 1885 г. был оставлен при кафедре философии для подготовки к профессорскому званию, преподавал там же - приват-доцент с 1888 г., профессор - с 1900 г. Командирован в Германию с научными целями в 1903 г. Работал редактором журнала «Вопросы философии и психологии». Трубецкой - последователь философского направления В. С. Соловьева, с которым дружил на протяжении многих лет. Трубецкой последовательно боролся за автономию университетов. В качестве члена делегации земства и городских органов самоуправления князь произнес речь о необходимости реформ в присутствии Николая II в июне 1905 г. Трубецкой был избран ректором Московского университета в сентябре 1905 г. Автономия была принята: «...Университет одержал великую нравственную победу. Мы получили разом то, чего желали; мы победили силы реакции. Неужели бояться нам общества, нашей молодежи?

Ведь не останутся же они слепыми к торжеству светлого начала в Университете. Правда, все бушует вокруг, волны захлестывают; мы ждем, чтобы они успокоились... Будем верить в наше дело и нашу молодежь», - сказал

«Вехи» и российская интеллигенция. В 1909 г. Был опубликован сборник философских статей «Вехи», содержавших критику взглядов радикально настроенной интеллигенции. С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, II. Б. Струве и другие авторы статей призывали интеллигенцию «проверить самые основы своего традиционного мировоззрения, которые до сих пор слепо принимались на веру», здесь виден «низкий уровень философской культуры, отсутствие серьезных философских знаний и неспособность к серьезному философскому мышлению». Н. А. Бердяев отмечал, что интеллигенция «фанатически дорожила своим материализмом и атеизмом», и этим «исказила свою душу, умертвила в себе инстинкт истины». Другой грех - «космополитизм пустоты, отсутствие здорового национального чувства, препятствие выработке национального самосознания», - обнаружил недавний сторонник марксистского учения С. Н. Булгаков. «Мы были твердо уверены, что народ разнится от нас только степенью образованности и что, если бы не препятствия, которые ставит власть, мы бы давно уже перелили в него наше знание и стали бы единой плотью с ним. Что народная душа качественно другая - это нам и на ум не приходило», - писал М. О. Гершензон. Блистательного студента, его не оставили при университете для подготовки к профессорскому званию: помешало его вероисповедание. Впоследствии он занимался исследованием истории философии и культуры России. Не полностью разделяя взгляды большинства участников этого сборника, А. С. Изгоев считал, что «русская молодежь мало и плохо учится». Идейной формой русской интеллигенции является «отщепенство, ее отчуждение от государства и враждебность к нему» и «не деловитость в политике», - вынес свой приговор П. Б. Струве. Основой интеллигентского мышления является «сплетение в одно целое непримиримых начал нигилизма и морализма», поэтому «мы можем определить классического русского интеллигента как воинствующего монаха земного благополучия», - утверждал С. Л. Франк. «Символ веры русского интеллигента есть благо народа, удовлетворение нужд большинства... Служение этой цели есть для него высшая и вообще единственная обязанность человека, а что сверх того - то от лукавого. Именно потому, он не только просто отрицает или не приемлет иных ценностей - он даже прямо боится и ненавидит их», - заключал С. Л. Франк в статье «Этика нигилизма» . Сборник выдержал несколько изданий в течение одного года, его выводы не были поддержаны, авторы «Вех», не представляли господствующего в обществе мнения, вскоре появилось множество сборников и статей, защищавших интеллигенцию и обличающих «Вехи».

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) - публицист, эссеист и критик, служил учителем истории и географии гимназиях. В труде «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания» (1886) содержится критика отсутствия последовательности в университетском образовании. В сборнике «Сумерки просвещения» (1893) Розанов резко критикует современную школу и стиль воспитания. Розанов - один из основателей Религиозно-философский собраний 1901 - 1903 гг., преобразованных в Петербургское Религиознофилософское общество в 1907 г. Розанов - автор трудов «Семейный вопрос в России» (1905), «Уединенное» (1912), «Смертное» (1913), «Опавшие листья» (1913-1915), «Апокалипсис нашего времени» (1917). Розанов скончался в Сергиевом Посаде от болезней и нищеты в 1919 г.

Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова (1864-1918) - принцесса Гессен-Дармштадтская, сестра императрицы Александры Федоровны. Постоянно помогая бездомным, беспризорным, недужным и беднякам, великая княгиня покровительствовала Иверской общине в Замоскворечье, где готовили сестер милосердия. После гибели мужа вл. кн. Сергея Александровича 1905 г. Елизавета Федоровна посетила в тюрьме убийцу своего мужа И. Каляева и обратилась к Николаю II с прошением о помиловании, но царь отклонил прошение. Великая княгиня - устроительница Марфо- Мариинской обители сестер милосердия на Большой Ордынке 1907 г., приюта для девочек. Ее опекой и заботой пользовались сироты и бездомные, нищие и калеки, раненые и убогие. В Марфо-Мариинской обители воздвигли две церкви, часовню, бесплатную больницу, аптеку, амбулаторию, воскресную школу, приют для девочек-сирот и столовую, в которой ежедневно готовили свыше 300 обедов для неимущих. Пройдя обучение, все сестры посещать недужных и бедных, ухаживать за смертельно больными, оказывать помощь нуждающимся и бедным, многодетным семьям. После 1917 г. богоугодная деятельность была запрещена, Елизавета Федоровна арестована и казнена. Ее тело впоследствии было захоронено в храме Св. Марии Магдалины в Иерусалиме в 1921 г.

Выдающийся ученый естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - профессор Московского университета с 1898 по 1911 гг., он подал в отставку в знак протеста против нарушения министром просвещения автономии высшей школы. Последовательный борец за самоуправление высшей школы, ученый последовательно отстаивал доступное и демократическое образование. Образование должно способствовать формированию свободной личности, обладающей творческими качествами. Вернадский - один из организаторов и преподавателей университета А. Л. Шанявского. Вернадский - автор «Очерков по истории естествознания в России в XVIII столетии» (1914). Академик Петербургской академии наук (с 1912 г.), академик Российской академии наук (с 1917 г.). Основатель и первый президент Академии наук Украины (1918), ректор Симферопольского Таврического университета (1920), академик Академии наук СССР (с 1925 г.). Вернадский - автор теории о биосфере, живом веществе, организующем земную оболочку, и ноосфере - пространстве рациональной преобразующей деятельности человека. В 1960-х гг. идеи В. И. Вернадского получили отклик на Родине, в 1990-е гг. его груды, в частности «Биосфера» и «Научная мысль как планетное явление», были изданы в США и в Европейских странах.

Великий русский ученый, физиолог Иван Петрович Павлов (1849- 1936) создал науку о высшей нервной деятельности, основал российскую физиологическую школу. По окончании Петербургского университета (1875) и Медико-хирургической академии (1879), заведовал кафедрой физиологии (1896-1924). В Институте экспериментальной медицины, открытом в 1890 г. при материальной поддержке известного мецената принца А. П. Ольденбургского, Павлов руководил отделом физиологии (1890-1936). Павлов создал новый раздел науки - физиологию высшей нервной деятельности. Павлов снискал всемирную известность своими исследованиями физиологии кровообращения и пищеварения, а также учением о типах высшей нервной деятельности. В 1904 г. Павлов стал лауреатом Нобелевской премии в области медицины и физиологии «За работу по физиологии пищеварения». Павлов разработал учение о двух сигнальных системах: сенсорные сигналы взаимодействуют с речевыми. Учение Павлова нашло применение в том числе и в процессе обучения в связи с педагогическим процессом выработки навыков, развитием памяти, внимания. Он был избран академиком Петербургской академии наук в 1907 г. В ответ на приглашение Шведской академии наук переехать в Стокгольм в 1919-1920 гг., где планировали создать для него исследовательский институт, Павлов заявил, что из России не уедет. Правительство в конце 1920-х гг. построило для Павлова в Колтушах, под Ленинградом, Биологическую станцию, ставшую известной как «столица условных рефлексов». В 1925 г. Павлов возглавил Физиологическую лабораторию, преобразованную в Физиологический институт Российскую академию наук. Он был избран почетным членом 120 академий, университетов, научных обществ, включая академии Франции, Италии Германии, Англии, США. На 15-м Международном физиологическом конгрессе Павлов был признан «первым физиологом мира» в 1935 г.

Сергей Федорович Ольденбург (1863 - 1934) - востоковед, буддолог, индолог, археолог. По окончании Петербургского университета 1885 г. Ольденбург был оставлен там преподавать санскритскую словесность с 1889 г. В 1887-1889 гг. работал над буддийскими текстами в библиотеках Парижа, Лондона и Кембриджа. Не желая мириться с установленным министром авторитарным режимом высшей школы, Ольденбург покинул университет в 1899 г. Активный сторонник-пропагандист демократизации системы просвещения, автономии университетов и институтов, сторонник вольного образования, Ольденбург выступал за введение всеобщего бесплатного и обязательного обучения. Автор исследований по религии, культуре, словесности, искусству, этнографии народов Востока, Ольденбург возглавлял экспедиции в Центр Азию и Тибет. Ольденбург руководил экспедицией в Китайский Туркестан (1909-1910, 1914-1915). С. Ф. Ольденбург вместе с М. М. Ковалевским стал одним из организаторов Лиги образования в Петербурге. В качестве министра народного просвещения Временного правительства в 1917 г., Ольденбург планировал проведение реформы высшей школы, организации десятков университетов, реорганизации уже имеющихся учебных заведений. Идейный и научный руководитель Академии наук до 1929 г., Ольденбург старался сохранить научный корпус, ходатайствуя об освобождении арестованных и репрессированных ученых. В период так называемого «Академического дела» 1929 г. Ольденбурга сместили с поста непременного секретаря Академии. В период с 1930 по 1934 г. Ольденбург был директором Института востоковедения Академии наук СССР, созданного на базе Азиатского музея, Коллегии востоковедов, Института буддийской культуры и Туркологического кабинета.

  • Князев Е. А. Россия от реформ к революции (1861 - 1917). С. 303 ; Цит. по: Князев Е. А.Россия от реформ к революции (1861 - 1917). С. 260.
  • Там же.
  • Соловьев В. С. Нравственные основы общества // Вестник Европы. 1894. № 12. С. 807-808.
  • Трубецкая О. Н. Князь С. Н. Трубецкой (Воспоминания сестры). Нью-Йорк, 1957.С. 156-157.
  • Франк С. Л. Этика нигилизма // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М,1909. С. 183.

Введение……………………………………………………………..2

Архитектура………………………………………………………….3

Живопись……………………………………………………………..5

Образование…………………………………………………………10

Наука…………………………………………………………………13

Заключение…………………………………………………………..17

Список литературы………………………………………………….18

Введение

Серебряный век русской культуры оказался удивительно коротким. Он продолжался менее четверти века: 1900 - 1922 гг. Начальная дата совпадает с годом смерти русского религиозного философа и поэта В.С. Соловьева, а конечная - с годом высылки из уже Советской России большой группы философов и мыслителей. Краткость периода вовсе не умаляет его значимости. Напротив, с течением времени эта значимость даже возрастает. Она заключается в том, что русская культура - пусть не вся, а только часть ее - первой осознала пагубность развития, ценностными ориентирами которого выступают односторонний рационализм, безрелигиозность и бездуховность. Западный мир пришел к такому осознанию намного позже.

Серебряный век включает в себя, прежде всего два главных духовных явления: русское религиозное возрождение начала XX века, известное также под именем "богоискательства", и русский модернизм, охватывающий символизм и акмеизм. К нему принадлежат такие поэты, как М. Цветаева, С. Есенин и Б. Пастернак, не входившие в названные течения. К серебряному веку следует также отнести художественное объединение "Мир искусства" (1898 - 1924).

Архитектура «серебряного века»

Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX-XX вв. произвела подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа, такие как банки, магазины, фабрики, вокзалы. Появление новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции) и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля модерн!

В творчестве Ф.О. Шехтеля в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям – национально-романтическому, в русле неорусского стиля и рациональному. Наиболее полно черты модерна проявлены в архитектуре особняка Никитских ворот, где, отказавшись от традиционных схем, применен асимметричный принцип планировки. Уступчатая композиция, свободное развитие объемов в пространстве, асимметричные выступы эркеров, балконов и крылец, подчеркнуто выступающий карниз – все это демонстрирует присущий модерну принцип уподобления архитектурного сооружения органической форме.

В декоративной отделке особняка использовано такие характерные для модерна приемы, как цветные витражи и опоясывающий все здание мозаичный фриз с растительным орнаментом. Прихотливые извивы орнамента повторены в переплетениях оконных витражей, в рисунке балконных решеток и уличной ограды. Этот же мотив использован при отделке интерьера, например, в форме мраморных перил лестницы. Мебель и декоративные детали интерьеров здания составляют единое целое с общим замыслом сооружения – превратить бытовую среду в своего рода архитектурный спектакль, близкий атмосфере символических пьес.

С нарастанием рационалистических тенденций в ряде построек Шехтеля наметились черты конструктивизма – стиля, который оформится в 20-е годы.

В Москве новый стиль выразил себя особенно ярко, в частности в творчестве одного из создателей русского модерна Л.Н. Кекушева В неорусском стиле работали А.В. Щусев, В.М. Васнецов и др. В Петербурге же модерн испытал влияние монументального классицизма, в результате чего появился еще один стиль – неоклассицизм.
По целостности подхода и ансамблевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн – один из наиболее последовательных стилей.

Живопись «серебряного века»

Тенденции, которые определили развитие литературы «сере­бряного века», были характерны и для изобразительного искусства, составившего целую эпоху в русской и мировой культуре. На рубеже столетий расцветает творчество одного из крупнейших мастеров русской живописи Михаила Врубеля. Врубелевские образы - это образы-символы. Они не укладывается в рамки старых представле­ний. Художник - «гигант, мыслящий не бытовыми категориями ок­ружающей жизни, а «вечными» понятиями, он мечется в поисках ис­тины и красоты». Мечта Врубеля о красоте, которую так трудно было найти в окружающем его мире, который полон безысходных противоречий. Врубелевская фантазия, переносит нас в иные миры, где красота, однако, не освобождается от болезней века, - это воплощенные в красках и линиях чувства людей того времени, когда русское общество жаждало обновления и искало пути к нему.

В творчестве Врубеля фантазия соединилась с реальностью. Сюжеты некоторых его картин и панно откровенно фантастичны. Изображая Демона или сказочную Царевну Лебедь принцессу Грезу или Пана, он рисует своих героев в мире, словно созданном могучей силой мифа. Но даже тогда, когда предметом изображения оказывалась реальность, Врубель словно наделял природу способностью чувствовать и думать, а человеческие чувства безмерно усиливал в несколько раз. Художник добивался того, чтобы краски на его холстах сияли внутренним светом, светились, как драгоценные каменья.

Другой важнейший живописец рубежа столетий - Валентин Серов. Истоки его творчества - в 80-х годах XIX века. Он выступил продолжателем лучших традиций передвижников и в то же время смелым открывателем новых путей в искусстве. Замечательный ху­дожник, он был блестящим педагогом. Многие видные художники девятисотых годов нового века обязаны ему своим мастерством.
В первые годы своего творчества художник видит высшую сою цель художника в воплощении поэтического начала. Серов учился в малом видеть большое и значительное. В его замечательных портретах «Де­вочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» не столько кон­кретные образы, сколько символы юности, красоты, счастья, любви.

Позднее Серов стремился выразить представления о красоте человека в портретах творческих личностей, утверждая важную для русской художественной культуры идею: человек красив, когда он творец и художник (портреты К. А. Коровина, И. И. Левитана). По­ражает смелость В. Серова в характеристике его моделей, будь то пе­редовая интеллигенция или банкиры, великосветские дамы, высшие чиновники и члены царской фамилии.

Созданные в первое десятилетие нового века порт­реты В. Серова свидетельствуют о слиянии лучших традиций русской живо­писи и создании новых эстетических принципов. Таковы порт­реты М. А. Врубеля, Т. Н. Карсавиной, позднее - «изысканно стили­зованный» портрет В. О. Гиршман и прекрасный, выдержанный в духе модерна, портрет Иды Рубинштейн.

На стыке веков развивается творчество художников, ставших гордостью России: К. А. Коровина, А. П. Рябушкина, М. В. Нестеро­ва. Великолепные полотна на сюжеты древнейшей Руси принадле­жат Н. К. Рериху, искренне мечтавшему о новой роли искусства и на­деявшемуся на то, что «из порабощенного служащего искусство вновь может обратиться в первого двигателя жизни».

Богатством отличается и русская скульптура этого периода. Лучшие традиции реалистической скульптуры второй половины XIX века в своих произведениях (и среди них памятник первопечат­нику Ивану Федорову) воплотил С. М. Волнухин. Импрессионист­ское направление в скульптуре выразил П. Трубецкой. Гуманисти­ческим пафосом, а подчас и глубоким драматизмом отличается твор­чество А. С. Голубкиной и С. Т. Коненкова.

Но все эти процессы не могли разворачиваться вне социально­го контекста. Темы - Россия и свобода, интеллигенция и револю­ция - пронизывали и теорию, и практику русской художественной культуры этого периода. Художественная культура конца XIX - начала XX века характеризуется множеством платформ и направ­лений. Два жиз­ненных символа, два исторических понятия - «вчера» и «завтра» - явно доминировали над понятием «сегодня» и определяли собою границы, в ко­торых происходило противоборство различных идей и концепций.

Общая психологическая атмосфера послереволюционных лет вызвала у некоторых художников недоверие к жизни. Усиливается внимание к форме, реализуется новый эстетический идеал современного модернистского искусства. Развиваются ставшие известными всему миру школы русского авангарда, в осно­ве которых лежит творчество В. Е. Татлина, К. С. Малевича, В. В. Кан­динского.

Художники, участвующие в 1907 году в выставке под ярким символическим названием «Голубая роза», усиленно пропагандиро­вались журналом «Золотое руно» (Н. П. Крымов, П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, С. Ю. Судейкин, Н. Н. Сапунов и др.). Они были различ­ны по своим творческим стремлениям, но их объединяло влечение к выразительности, к созданию новой художественной формы, к обновлению живопис­ного языка. В крайних проявлениях это выливалось в культ «чистого искусства», в образы, порожденные подсознанием.

Возникновение в 1911 году и последующая деятельность ху­дожников «Бубнового валета» обнаруживает связь русских живо­писцев с судьбами общеевропейских художественных движений. В творчестве П. П. Кончаловского, И. И. Машкова и других «бубновалетовцев» с их формальными исканиями, стремлением строить фор­му при помощи цвета, а композицию и пространство на определенных ритмах находят выражение принципы, которые формировались в За­падной Европе. В это время ку­бизм во Франции пришел к «синтетической» стадии, перейдя от упрощения, схематизации и разложения формы к полно­му отрыву от изобразительности. Русским художникам, которых в раннем кубизме привлекало аналитическое отношение к предмету, эта тенденция была чуждой. Если у Кончаловского и Машкова про­сматривается явная эволюция к реалистическому мировосприятию, то тенденция художественного процесса других художников «Бубно­вого валета» имела иной смысл. В 1912 году молодые художники, от­делившись от «Бубнового валета», назвали свою группу «Ослиный хвост». Вызывающее название подчеркивает бунтарский характер выступлений, которые направлены против сложившихся норм художест­венного творчества. Русские художники: Н. Гончаров, К. Ма­левич, М. Шагал – продолжают поиски, дела­ют это энергично и целеустремленно. В дальнейшем их пути разошлись.
Ларионов, отказавшийся от изображения реальной действительности, пришел к так называемому лучизму. Малевич, Татлин, Кандинский встали на путь абстракционизма.

Исканиями художников «Голубой розы» и «Бубнового валета» не исчерпываются новые тенденции в искусстве первых десятиле­тий XX века. Особое место в этом искусстве принадлежит К. С. Пет­рову-Водкину. Его искусство расцветает в послеоктябрьское время, но уже в девятисотые годы он заявляет о творческой самобытности прекрасными полотнами «Играющие мальчики» и «Купание красно­го коня».

Образование «серебряного века»

Система образования в России рубежа XIX-XX вв. по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты). По данным 1813 г., грамотные среди подданных Российской империи (за исключением детей моложе 8 лет) составляли в среднем 38-39 %.

В значительной мере развитие народного образования было связано с деятельностью демократической общественности. Политика властей в этой области не представляется последовательной. Так, в 1905 г. министерство народного просвещения вынесло проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» на рассмотрение II Государственной думы, однако этот проект так и не получил силу закона.

Растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. В 1912 г. в России было 16 высших технических учебных заведений. К прежнему числу университетов прибавился только один, Саратовский (1909), но количество студентов заметно выросло - с 14 тысяч в сер. 90-х годов до 35,3 тысяч в 1907 г. Получили распространение частные высшие учебные заведения (Вольная высшая школа П.Ф. Лесгафта, Психоневрологический институт В.М. Бехтерева и др.). Университет Шанявского, работавший в 1908- 18 гг. на средства либерального деятеля народного образования А.Л. Шанявского (1837-1905) и дававший среднее и высшее образование, сыграл важную роль в демократизации высшего образования. В университет принимались лица обоего пола независимо от национальной принадлежности и политических взглядов.

Дальнейшее развитие в начале XX в. получило высшее женское образование.

В начале XX в. в России имелось уже около 30 высших женских учебных заведений (Женский педагогический институт в Петербурге, 1903; Высшие женские сельскохозяйственные курсы в Москве под руководством Д.Н. Прянишникова, 1908 и др.). Наконец, право женщин на высшее образование было признано юридически (1911).

Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждении для взрослых - рабочие курсы (например, Пречистенские в Москве, среди преподавателей которых были такие выдающиеся ученые, как физиолог И.М. Сеченов, историк В.И. Пичета и др.), просветительские рабочие общества и народные дома -своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой (Литовский народный дом графини С.В. Паниной в Петербурге).

Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. В начале XX в. выходило 125 легальных газет, в 1913- более 1000. В 1913г. издавалось 1263 журнала. Тираж массового литературно-художественного и научно-популярного «тонкого» журнала «Нива» (1894-1916) к 1900 г. вырос с 9 до 235 тыс. экземпляров. По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире (после Германии и Японии). В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг. Крупнейшие книгоиздатели А. С. Суворин (1835- 1912) в Петербурге и И.Д. Сытин (1851-1934) в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам («Дешевая библиотека» Суворина, «Библиотека для самообразования» Сытина). В 1989-1913 гг. в Петербурге работало книгоиздательское товарищество «Знание», которое с 1902 г. возглавлял М. Горький. С 1904 г. было выпущено 40 «Сборников товарищества "Знание"», включавших произведения выдающихся писателей-реалистов М. Горького, А.И. Куприна, И. А. Бунина и др.

Процесс просвещения был интенсивным и успешным, количество читающей публики постепенно возрастало. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1914г. в России насчитывалось около 76 тыс. различных общественных библиотек.Не менее важную роль в развитии культуры сыграл "иллюзион" - кино,

появившееся в Петербурге буквально через год после его изобретения во Франции. К 1914г. в России уже было 4000 кинотеатров, в которых шли не только зарубежные, но и отечественные картины. Потребность в них была настолько велика, что в период с 1908 по 1917 г. было снято более двух тысяч новых художественных фильмов.

Начало профессиональному кинематографу в России положил фильм "Стенька Разин и княжна" (1908 г., реж. В.Ф. Ромашков). В 1911-1913 гг. В.А. Старевич создал первые в мире объемные мультипликации. Широкую известность получили фильмы режиссеров Б.Ф. Бауэра, В.Р. Гардина, Протазанова и др.

Наука «серебряного века»

На рубеже XIX-XX вв. получили развитие новые области науки, в том числе воздухоплавание. Н.Е. Жуковский (1847-1921) - основоположник современной гидро- и аэродинамики. Он создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта и др. Великий русский ученый был профессором Московского университета и Высшего технического училища.

К.Э. Циолковский (1857-1935) разрабатывал теоретические основы воздухоплавания, аэро- и ракетодинамики. Ему принадлежат обширные исследования по теории и конструкции цельнометаллического дирижабля. В 1897г., построив простейшую аэродинамическую трубу, совместно с Жуковским проводил в ней исследования моделей дирижаблей и крыльев самолетов. В 1898г. Циолковский изобрел автопилот. Наконец, ученый, обосновывая возможность межпланетных перелетов, предложил жидкостно-реактивный двигатель - ракету («Исследование мировых пространств реактивными приборами», 1903).

Работы выдающегося русского физика П.Н. Лебедева (1866-1912) сыграли большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Главное достижение ученого заключается в открытии и измерении давления света на твердые тела и газы. Лебедев является также основоположником исследований в области ультразвука.

Научное значение трудов великого русского ученого физиолога И.П. Павлова (1849-1934) столь велико, что история физиологии делится на два больших этапа: допавловский и павловский. Ученый разработал и ввел в научную практику принципиально новые методы исследования (метод «хронического» опыта). Наиболее значительные исследования Павлова относятся к физиологии кровообращения, а за исследования в области физиологии пищеварения первому среди русских ученых Павлову была присуждена Нобелевская премия (1904). Десятилетия последующей работы по этим направлениям привели к созданию учения о высшей нервной деятельности. Еще один русский естествоиспытатель И. И. Мечников (1845-1916), вскоре стал Нобелевским лауреатом (1908) за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) заложены В.И. Вернадским (1863-1945). Значение ученого предвидения и ряда основополагающих научных проблем, поставленных ученым в начале века, становится ясным только теперь.

Гуманитарные науки испытывали большое влияние процессов, происходивших в естествознании. В философии получил широкое распространение идеализм.

Русская религиозная философия с ее поиском путей соединения материального и духовного, утверждением «нового» религиозного сознания явилась едва ли не самой важной областью не только науки, идейной борьбы, но и всей культуры.

Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен «серебряный век» русской культуры, были заложены В.С.Соловьевым (1853-1900). Сын знаменитого историка, выросший в «суровой и набожной атмосфере», царившей в семье (дед его был московским священником), в гимназические годы (от 14 до 18 лет) он пережил, по его словам, пору «теоретического отрицания», страстного увлечения материализмом, и от детской религиозности перешел к атеизму. В студенческие годы - сначала, в течение трех лет, на естественном, затем на историко-филологическом факультетах Московского университета (1889-73) и, наконец, в Московской духовной академии (1873-74) - Соловьев, много занимаясь философией, а также изучая религиозно-философскую литературу, пережил духовный перелом. Именно в это время начали складываться основы его будущей системы. Учение Соловьева питалось из нескольких корней: искание социальной

правды; богословский рационализм и стремление к новой форме христианского сознания; необычайно острое ощущение истории - не космоцентризм и не антропоцентризм, а историкоцентризм; идея Софии, и, наконец, идея Богочеловечества - узловой пункт его построений. Оно «есть самый полнозвучный аккорд, какой только когда-либо раздавался в истории философии» (С.Н. Булгаков). Его система - опыт синтеза религии, философии и науки. «Причем не христианская доктрина обогащается у него за счет философии, а наоборот, в философию он вносит христианские идеи и ими обогащает и оплодотворяет философскую мысль» (В. В. Зеньковский). Значение Соловьева чрезвычайно велико в истории русской философии. Обладая блестящим литературным талантом, он сделал философские проблемы доступными широким кругам русского общества, более того, он вывел русскую мысль на общечеловеческие просторы («Философские начала цельного знания», 1877; «Русская идея» на фр. яз., 1888, на рус.- 1909; «Оправдание добра», 1897; «Повесть об Антихристе», 1900 и др.).

Русский религиозно-философский Ренессанс, отмеченный целым созвездием блестящих мыслителей - Н.А. Бердяев (1874-1948), С.Н. Булгаков (1871-1944), Д.С. Мережковский (1865-1940), С.Н. Трубецкой (1862-1905) и Е.Н. Трубецкой (1863-1920), Г.П. Федотов (1886-1951), П.А. Флоренский (1882-1937), С.Л. Франк (1877-1950) и др.-во многом определил направление развития культуры, философии, этики не только России, но и на Западе, предвосхитив, в частности, экзистенциализм. Ученые-гуманитарии плодотворно работали в области экономики, истории, литературоведения (В.О. Ключевский, С.Ф.Платонов, В.И. Семевский, С.А. Венгеров, А.Н. Пыпин и др.). Одновременно делалась попытка с марксистских позиций рассмотреть проблемы философии, социологии, истории (Г. В. Плеханов, В.И. Ленин, М.Н. Покровский и др.).

Заключение

Серебряный век имел большое значение для развития не только русской, но и мировой культуры. Его деятели впервые выразили серьезное беспокойство по поводу того, что склады­вающееся соотношение между цивилизацией и культурой приобретает опасный характер, что сохранение и возрождение духовности является настоятельной необходимостью.

В России в начале века был настоящий культурный ренессанс. Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит. Какое веяние духа охватило русские души. Россия пережила расцвет поэзии и философии, пережила напряженные религиозные искания, мистические и оккультные настроения. В начале века велась трудная, часто мучительная, борьба людей ренессанса против суженности сознания традиционной интеллигенции, – борьба во имя свободы творчества и во имя духа. Речь шла об освобождении духовной культуры от гнета социального утилитаризма. Это было вместе с тем возвратом к творческим вершинам духовной культуры XIX в.

Кроме того, наконец, после долгих десятилетий и даже столетий отставания в области живописи Россия, накануне Октябрьской революции, догнала, а в некоторых направлениях и превзошла Европу. Впервые именно Россия стала определять мировую моду не только в живописи, но также в литературе и в музыке.

Список литературы

1. М.Г. Бархин. Архитектура и город. - М.: Наука, 1979 г.

2. Борисова Е.А, Стернин Г.Ю., Русский модерн, «Советский художник», М., 1990.

3. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 8-е изд.-М.: Академический проект; Трикста, 2008.

4. Неклюдинова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX века. М., 1991.

5. История русского и советского искусства, «Высшая школа», М., 1989.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт Маркетинга

Специальность: менеджмент организации

Форма обучения: очная

РЕФЕРАТ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Архитектура, живопись, наука и образование «серебряного века».

Выполнила:

Студентка 2 курса 1 группы

Павлова Д.А.

Проверила:

Третьякова Л.И.