Из чего состоит храм (Православная церковь). Что есть что в церкви? Архитектурно-историческая шпаргалка

Проход к алтарю - это символическая улица града Небесного. Поэтому пол в церквях выкладывается полированными мраморными плитами, узорчатой плиткой или мозаикой, формирующей геометрические узоры.

Сначала прихожане входят в притвор . Название «притвор» (от «притворять», «приделывать», «пристраивать») дано этой части храма по той причине, что в какой-то момент к двухчастным древним храмам в России стали дополнительно пристраивать третью. Также эту часть называют трапезная, так как в дни больших церковных праздников или поминовения усопших в ней устраивались обеды для нищих.

По христианским правилам, притвор должен быть отделен от средней части храма стеной с тремя вратами. При этом средние врата оформляют спускающимися и сужающимися арками как знак того, что «тесны врата и узок путь верующих в жизнь вечную». Но сейчас это правило соблюдается редко.

Когда притворов не существовало, кающиеся стояли на паперти. Сейчас в притворе могут находиться грешники и некрещеные, а также обычно ставят свечной ящик - прилавок для продажи свечей и заказа треб.

Средняя часть храма, «корабль» , символизирует все земное пространство, освященное Богом. Она простирается до алтаря - возвышенного жертвенника (от alta aru), так как традиционно древние народы ставили свои жертвенники и храмы на возвышенностях, как бы приближая их к небу. Также алтарь символизирует и первый храм - Сионскую горницу.

Средняя часть отделена от алтаря иконостасом. Вдоль него проходит солея - небольшое возвышение в продолжение алтарного. Солею еще называют внешним престолом (в отличие от внутреннего, скрытого в алтарной части). Это возвышение может иметь несколько ступеней, и это символически показывает, что алтарь не оканчивается иконостасом, а выходит из-под него к людям, показывая, что для молящихся в средней части храма совершается то же, что совершается в алтаре.

В центре солеи находится небольшой полукруглый выступ. Это амвон (от греческого «восхожу»), с которого священник произносит проповедь. Амвон таким образом символизирует одновременно гору, с которой проповедовал Христос, и камень, с которого Ангел возвестил женам о Воскресении Христа. Это подчеркивается еще и тем, что на престоле внутри алтаря совершается таинство претворения хлеба и вина в тело и кровь Христовы, а на амвоне совершается таинство причащения верующих.

По бокам солеи устраивают огороженные места для певцов и чтецов - клиросы (от названия певчих-священников «клирошане», то есть из числа клира). В церкви устраивают два клироса, так как некоторые церковные песнопения поются попеременно на два хора. Певцы и чтецы в церкви символизируют Ангелов, воспевающих хвалу Богу. А в некоторых храмах для певцов устраивают хоры - балкон или лоджию.

Рядом с клиросами ставятся хоругви - иконы, написанные на материи и прикрепленные к длинным древкам. По сути это знамена, символизирующие победу христианства над язычниками. Хоругви используют во время крестных ходов.

В средней части кафедральных соборов также находится помост для епископа или архиерейский амвон - возвышенная квадратная площадка, на которой архиерей облачается и совершает некоторые части богослужений. Так символически изображается пребывание Сына Божия во плоти среди людей.

В центре храма постоянно стоит аналой (или налой) - высокий четырехгранный столик (подставка) со скошенной доской сверху. Аналой используется во время исповеди, венчания и многих других служб. Во все остальное время на аналое лежит икона святого или праздника, празднуемого в данный день.

Нередко в храме можно увидеть образ Голгофы - большой деревянный крест с распятым Христом. Нижний конец креста крепится на подставке в виде каменной горки с изображением черепа и костей прародителя Адама. По правую сторону от распятия ставится образ Богоматери, по левую сторону - образ Иоанна Богослова или Марии Магдалины. По своим размерам Голгофа может достигать роста человека.

А у северной стены обычно ставится стол с кануном (каноном) - мраморной или металлической доской со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Рядом с ним служатся панихиды по усопшим.

В некоторых церквях можно увидеть раку - архитектурно оформленную часть здания или ларец, посвященную какому-либо событию, лицу, или содержащую Святые мощи.

Для освещения храма, помимо оконных проемов, используют только паникадило (большой светильник со множеством ламп) и поликандила (светильники меньших размеров), а у большинства икон в храме зажигают лампады - наполненные маслом светильники. Первые лампады использовались христианами для освещения темных пещер, в которых они, опасаясь гонений, совершали богослужения. Символическое значение лампады - вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму неверия.


ВВЕДЕНИЕ

Профессиональные спортивные клубы часто включают пункты об ответственности за поведение своих игроков вне поля. Таким образом, они могут штрафовать, садить на скамейку запасных и даже увольнять игроков, пятнающих репутацию клуба своим безнравственным поведением (например, устраивая пьяные дебоши).

В 1980х годах компания IBM имела очень строгий дресс-код для своих торговых представителей: темный костюм, белая рубашка, темный галстук. Компания хотела, чтобы IBM ассоциировалась с профессионализмом у всех своих клиентов.

Эти два примера подчеркивают важность того, как наши публичные заявления и репутация соотносятся с тем, как мы в реальности живем. Если репутация важна в мире бизнеса и спорта, то она тем более важна для совместной жизни церкви и жизней отдельных христиан. Соответствует ли наша жизнь тому, что мы проповедуем?

Иаков предупреждает нас, что «если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иакова 1:26).

Другими словами, если вы заявляете о своей вере в Христа, но в вашей жизни нет коренных изменений, то стоит серьезно задуматься о подлинности такой веры. Иоанн говорит: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди» (1 Иоанна 2:3). То, как мы живем, имеет значение. В этой статье мы посвятим внимание тому, как мы живем, будучи членами поместной церкви.

ЧТО ТАКОЕ «ЗАВЕТ ЦЕРКВИ»?

Завет церкви можно описать пятью разными способами.

  • Завет церкви – это обещание. Обещание Богу, поместной церкви и себе.
  • Завет церкви – это свод того, как мы договорились жить. Если наше вероисповедание – это хороший свод того, во что мы верим, то наш завет церкви – это свод того, как мы договариваемся жить. А еще важнее – это свод того, как Бог повелевает нам жить. Завет не включает абсолютно каждое повеление Библии, но дает хорошее обобщение того, что значит жить как последователь Христа.
  • Завет церкви – это знак посвященности. Посвященности Богу, Его церкви и личной святости.
  • Завет церкви – это заявление о нравственности. Историк Чарльз Де Виз писал: «Завет церкви – это ряд письменных обетов, основанных на Библии, которые члены церкви добровольно дают Богу и друг другу. Эти обеты отражают основные моральные и духовные обязательства и практику их веры» (Заветы баптистских церквей, стр.8). По сути завет церкви подразумевает, что членство включает в себя взаимную подотчетность христиан друг другу в различных аспектах жизни в согласии с их общим пониманием Писания.
  • Завет церкви – это библейский стандарт. Завет церкви полезен в случаях церковной дисциплины. Как члены церкви, мы побуждаем друг друга к жизни в святости и увещеваем братьев и сестер, упорствующих в грехе.

ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ ЗАВЕТЫ?

Уяснив, что такое завет церкви, давайте разберемся, откуда он пришел. Библия не дает поместной церкви прямого повеления иметь письменный завет. Мы видим примеры заветов между Богом и человеком, а также между людьми, как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Моисей передает завет от Бога народу Израиля. Так же поступают и Ездра с Неемией. В НЗ мы читаем, что «Христос есть ходатай нового завета», который Он заключил через Свою смерть и воскресение. Главным образом, заветы церкви исходят из понимания того, что поместные церкви должны состоять из рожденных свыше членов. Мы называем это возрожденным членством в церкви.

В 16 веке вследствие Реформации мужчины и женщины начали покидать Римскую Католическую церковь из-за важности вновь открытой доктрины спасения лишь через веру в Христа. Крещение и членство перестали быть необходимыми для спасения. Членство в церкви перестало быть гражданским долгом и частью воспитания. Они стали тем, чем должны были быть – откликом веры на истины Евангелия. Через веру мы получаем самые удивительные призвания: быть детьми живого Бога, послами Христа, царским священством. Мы становимся носителями Божьего имени среди народов мира. Послушайте Божьи слова об этом: «И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их» (Иез. 36:23). Мы призваны быть живым свидетельством Божьей святости!

В противовес библейской картине я хочу дать вам 2 примера того, как современные церкви пренебрегают защитой возрожденного членства. Первый – это когда церкви, движимые благим желанием позаботиться о детях своих членов, соглашаются крестить детей и подростков, в которых очень сложно различить подлинность новой жизни. Зачастую, из-за благого желания угодить родителям, дети проходят крещение в «одностороннем порядке» — без возможности для церкви увидеть плод Духа в их жизни. Обычным явлением бывает и то, что крещенные дети не становятся членами церкви. Получается, что с одной стороны церковь через крещение заявляет, что они представители Христа на земле, а с другой – не дает им ответственности перед другими членами церкви.

Точно так же, без злого умысла, мы можем поступать и со взрослыми. Мы обещаем им изменения в жизни, улучшения на работе и в браке, если только они «примут Иисуса в свое сердце». Кто не захочет такого быстрого и безболезненного бартера? Человек повторяет «молитву покаяния» и его с радостью крестят и принимают в членство церкви без должного разъяснения Евангелия и проявления плодов покаяния и веры в Христа. В обоих случаях мы побуждаем людей к уверенности в собственном спасении без видимого основания, проявленного в измененной жизни. Таким образом, мы не только не оказываем им духовного блага, но более того, способствуем духовному самообману – тому, что дьявол желает каждому из нас.

Церковь призвана жить и поступать по-другому. Когда человек соглашается с заветом церкви, он соглашается быть подотчетным всем другим членам своей церкви. В то же самое время, он соглашается заботиться и держать в подотчетности этих же людей. Быть подотчетным означает то же самое, что и «быть ответственным за кого-то» . Завет церкви, не предполагающий такой ответственности, становится бесполезным документом.

ПИСАНИЕ ПОДЧЕРКИВАЕТ НАШУ НУЖДУ В ПОДОТЧЕТНОСТИ

  • Прочитайте Мф. 18:15-17 – У нас нет разрешения на грех. Более того, если мы пребываем в грехе, то рискуем подтвердить то, что никогда не имели новой жизни от Бога. Матфея 18 дает нам инструкцию того, как поступать с нераскаянным грешником.
  • Прочитайте 1 Кор. 5. Если бы община в Коринфе позволила этому мужчине оставаться членом церкви, то он сам и наблюдающий мир могли бы думать, что человеком может быть христианином и одновременно предаваться сексуальному разврату. Более незрелые члены церкви также бы пострадали, а репутация церкви была бы утрачена.

В церкви всегда будет грех, потому что все мы согрешаем. Сейчас мы говорим о том, как поступать с людьми, чьи жизни характеризуются грехом. С людьми, которые выбирают грех вместо Бога и Его Слова и которые оправдывают свой грех вместо того, чтобы покаяться и просить Бога о прощении. Цель подотчетности – это не осуждение неверующих людей, у церкви никогда не было такой задачи. Цель подотчетности – это защитить самих себя от заблуждений касательно собственного духовного состояния и защитить свидетельство церкви перед миром от тех, кто устами исповедует Христа, но сам живет, как неверующий. Мы хотим восстановить таких людей к истинным отношениям с Богом и семейному общению с Его церковью.

Что в таком случае нам следует ожидать от нашего завета церкви? Во-первых, он должен быть библейским, то есть исходить из Писания. Во-вторых, в центре внимания должна быть вся община верующих, то есть завет должен быть совместным, а не частным. И, наконец, лучше, чтобы завет был довольно коротким.

ЧТО ГОВОРИТ НАШ ЗАВЕТ ЦЕРКВИ?

Для большей ясности мы разделили завет нашей церкви (баптистской церкви на Капитолийском холме – Capitol Hill Baptist church) на 3 части: введение, обеты и благословение.

Введение

Не стоит бегло просматривать введение, чтобы побыстрее добраться до центральной части завета. Введение содержит богатый смысл. Приведу вам 3 примера:

a . Во-первых, завет должен заключаться христианами. Мы взяли слова Иисуса из вступительных стихов Евангелия от Марка и начали свой завет с того, что он заключается теми, кто «покаялся и верит» в Господа Иисуса Христа.

b . Во-вторых, завет должен заключаться крещенными христианами. Завет церкви должен заключаться теми, кто был крещен «по исповеданию веры». Другими словами, теми, кто был крещен как верующий.

c . В-третьих, завет может выполняться лишь с Божьей помощью – «уповая на Его милосердную помощь». Всякая способность исполнять завет нашей церкви дана нам Святым Духом, ничто не исходит от нас самих. Это означает то, что мы всё можем в Иисусе Христе, а также то, что нет ни единой причины для собственной гордости. Вся слава и честь воздается одному лишь Богу.

Обеты

a . Мы будем трудиться и молиться за единство Духа в союзе мира. Мы должны молиться, чтобы Божий мир пребывал во всей церкви. Мы должны молиться, чтобы Святой Дух направлял нас единым строем, будь то на воскресном богослужении или на собрании членов. Единство – это хрупкая вещь.

b . Мы будем идти вместе, имея братскую любовь, и преданно увещевать друг друга, если возникнет такая необходимость . Разделяем ли мы бремя друг друга? Проявляем ли мы внимание друг ко другу? Увещеваем ли мы друг друга, когда видим грех? Побуждаем ли друг друга к святости? Делаем ли мы все это для людей, которые не похожи на нас? Недостаточно заботиться лишь о людях вашей национальности, культуры и социального статуса. Проверьте, насколько культура вашей церкви соответствует библейскому видению о поместной церкви.

c . Мы не будем оставлять совместного собрания. Христиане не собираются вместе просто для того, чтобы получить благословение. Мы собираемся вместе для того, чтобы прославить Бога, получая назидание из Библии, молясь и служа вместе, вместе воздавая хвалу Господу. Через всё это невеста Христа готовится к встрече со своим женихом. Мы не собираемся для простого удовлетворения наших нужд и потребностей и не являемся стационарным собранием Билли Грэмма для благовестия. Постоянное посещение собраний церкви жизненно важно, потому что является первым шагом для отношений подотчетности. Если вы перестаете посещать церковь регулярно (по причине переезда, болезни, либо просто решили присоединиться к другой церкви), то СКАЖИТЕ КОМУ-ТО ОБ ЭТОМ. . . лучше всего — пастору. Непосещение – это либо дверь ко греху, либо отражение греха в жизни.

d . Мы не будем оставлять обычая молиться за себя и за других. Мы должны лично молиться, чтобы Бог взращивал нас во Христе. Мы должны молиться, чтобы Он укреплял нас для Его труда. Мы должны молиться за Его водительство. Мы должны молиться, чтобы Бог работал в других членах церкви. Для этой цели в нашей церкви есть справочник членов, доступных для всех членов церкви. Мы призываем членов нашей церкви молиться за людей, по одной странице справочника каждый день.

e . Мы постараемся воспитать тех, кто доверен нашему попечению, в учении и наставлении Господа … Это относится к нашим детям, а также к братьям и сестрам, за которых вы молитесь. Мы заключаем совместный завет для того, чтобы быть частью жизней друг друга. Ученичество и духовное наставничество должны быть нашей ежедневной целью.

f . Являя пример чистоты и любви, достигать спасения наших родных и друзей. Часть нашей жизни должна включать благовестие нашим родственникам и друзьям. Проповедь Евангелия настолько важна, что мы включаем ее в свой завет для того, чтобы вдохновлять друг друга в свидетельстве о нашей вере.

g . Мы будем радоваться друг за друга. Иногда мы чувствуем себя лучше, когда у наших друзей что-то не получается. Это плохо и неправильно. В мире зависти, ревности и жадности мы призваны радоваться счастью других и прославлять Бога за это. Возможно, это один из самых сложных для исполнения обетов. Без Божьей благодати мы не сможем этого сделать из-за собственного эгоизма и гордости.

h . Будем нести бремена и скорби друг друга. Бог не создал нас для того, чтобы проходить испытания в одиночку. Обетование в Галатам 6 говорит, что Бог заботится о нас через других братьев и сестер. Одно из самых сильных свидетельств этому миру – это то, как христиане верно служат друг другу.

i . Мы мире, отвергая нечестие и мирские похоти. Мы заключаем завет друг с другом, потому что нуждаемся в помощи в нашем хождении с Богом.

j . Мы будем совместно трудиться для продолжения верного евангельского служения в этой церкви. Каждый член играет важную роль в поддержании церкви через молитву, приверженность библейскому учению, финансовую и другую поддержку.

k . Распространение Евангелия среди всех народов. Один из самых очевидных способов достижения этой цели – это личное благовестие неверующим людям. Мы все призваны к этому Писанием, что также отражается и в нашем завете. Я думаю, что наш завет призывает к содействию этой миссии и другим способом. Бог показывает, кем Он является, через церковь. По благодати Господа мы несем совместное свидетельство Божьей святости и любви. Поэтому через то, как мы служим вместе и любим друг друга Бог являет истины о Себе заблудшему миру. В Иоанна 13:34 мы видим план благовестия Иисуса: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Поймите суть: мы не просто кучка людей, которые собираются в одном месте. Бог желает, чтобы мы были одним телом! Церковь становится явлением Его славы и инструментом благовестия.

l . Переехав в другую местность, мы как можно скорее присоединимся к другой церкви. Членство не означает особой ностальгии по вашей первой церкви. Членство подразумевает объединение с группой христиан в том месте, куда Бога вас физически поместил. Если вы переезжаете в другой город, вам обязательно следует перенести ваше членство в новую церковь. Мы все жаждем встречи со своими христианскими друзьями из других городов и стран, но до этой встречи мы будем посвящать себя служению Царству через свои поместные церкви.

Благословение. Эти слова вам знакомы – мы заканчиваем ими каждое богослужение. Они взяты из 2 Кор. 13:14. Мы народ, который имеет благодать Иисуса Христа, спасительную любовь нашего Небесного Отца, единение с Его Сыном и единство со всей Божьей семьей через Святого Духа.

Заключение.

В заключение, еще два комментария о завете церкви. Во-первых, наш завет должен быть вызовом . Во-вторых, наш завет должен служить утешением .

a.Наш завет церкви является вызовом просто потому, что иногда бывает сложно жить благочестивой жизнью. Также он является вызовом потому, что каждый член церкви несет ответственность за жизни других верующих. Подотчетность – это «дорога с двусторонним движением». Это серьезная ответственность. Не та ответственность, которую мы чувствуем за близких друзей, но ответственность, которая исходит из наших слов перед лицом Бога: «Я люблю тебя и буду ободрять тебя в твоем духовном росте». Это по истине серьезный вызов.

b. Этот завет не просто наш вызов друг другу становиться более зрелыми христианами. Наш завет также дает утешение. Утешение от знания того, что о вас заботятся и молятся – несовершенным образом, но верно. Утешение от того, что, присоединившись к церкви и заключив завет с другими верующими, у вас теперь есть братья и сестры, которые подадут руку, когда вы падаете. У вас есть братья и сестры, которые будут бежать марафон веры вместе с вами, молясь о вас и служа вам. Братья и сестры, которые заботятся о вашем духовном состоянии и, если вы нарушаете свой завет последователя Христа, то они будут увещевать вас возвратиться. Если вы будете упорствовать в грехе, они сделают всё, что смогут, чтобы вы не пребывали в самообмане и осознали всю тяжесть греха. Это то идеальное видение, к которому мы стремимся.

c. “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою”.

_____________________________________________________________________

Завет баптистской церкви на Капитолийском Холме

Согласно упованию нашему в то, что мы были приведены Божественной благодатью к покаянию и вере в Господа Иисуса Христа, и, отдавши себя Ему, а также крестившись по исповеданию веры нашей во имя Отца и Сына и Святого Духа, мы ныне уповаем на Его милосердную помощь, в знак чего торжественно и радостно обновляем наш завет друг с другом.

Мы будем трудиться и молиться за единство Духа в союзе мира.

Мы будем идти вместе, имея братскую любовь, как прилично членам Церкви Христовой, на деле являя сердечную заботу и предупредительность в отношениях, и преданно увещевать друг друга, если возникнет такая необходимость.

Мы не будем оставлять совместного собрания, а также обычая молиться за себя и за других.

Мы постараемся воспитать тех, кто доверен нашему попечению, в учении и наставлении Господа, и, являя пример чистоты и любви, достигать спасения наших родных и друзей .

Мы будем радоваться друг за друга и стремиться с нежностью и состраданием нести бремена и скорби друг друга.

Посредством Божественной помощи мы будем стремиться жить надлежащим образом в мире, отвергая нечестие и мирские похоти, помня, что как мы были добровольно погребены в крещении и воскрешены из символической могилы, так теперь на нас возложена особая ответственность жить обновленной и святой жизнью.

Мы будем совместно трудиться для продолжения верного евангельского служения в этой церкви, поддерживая ее поклонение, таинства, дисциплину и учение. Мы будем доброохотно и регулярно жертвовать на поддержку служения, издержки церкви, помощь бедным и распространение Евангелия среди всех народов.

Переехав в другую местность, мы как можно скорее присоединимся к любой другой общине, в которой сможем придерживаться духа этого завета и принципов Священного Писания.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа да пребудет со всеми нами. Аминь .

Место молитвы, община, народ божий… – у слова Церковь множество значений. Как же произошло слово Церковь? В каждом языке – своя история. Например, вы знаете, что в лютеровском переводе Библии на немецкий язык нет слова «Церковь»? Немецкое слово Die Kirche там отсутствует. Когда речь шла о храме, Лютер использовал слово Tempel, а в остальных случаях – слово Gemeine, что значит по-немецки «община», «приход».

В чем причина этого очень странного обстоятельства? Дело в том, что отвергнув Римо-католическую церковь и не признавая Православной Церкви, Лютер все новозаветные утверждения о Церкви как столпе и утверждении истины, о ее непоколебимости и т.д. стал относить лишь к сообществу мирян, в котором, по сути, нет иерархии и священноначалия.

Впрочем, это лютеровское нововведение в немецком все равно не удержалось, и слово Die Kirche осталось вполне употребительным как обозначение Церкви. Между прочим, именно этому немецкому слову родственно древнеславянское цркы и русское слово «церковь». Их общий предок – греческое слово το κυριακόν (kyriakon). Так греки IV и V вв. обозначали церковь в смысле здания или храма. Образованное от греческого слова «Господь» (К ύριος ), дословно оно значило «Дом Господа». Кстати, многие народы стали называть Церковь словом, которое обозначало место богослужения. Так румынское слово «Церковь» biserica образовалось из basilica. А у венгров слово egyhäza (церковь) означает дом, здание. Или польское kos’ciol, от латинского castellum (крепость, стены), тоже указывает на здание или архитектуру церкви.

Но собственно в Новом Завете для Церкви как Божиего народа и тела Христова используется другое древнегреческое слово (которое на немецкий и переводится как Die Kirche). При этом оно находится в интересной смысловой перекличке с греческим словом, обозначавшим язычников.

Люди по-разному относятся к храмам. Одни приходят в них регулярно, другие совсем не заглядывают, а третьи прибегают в тех случаях, когда случилось несчастье, а надежда остается только на Бога.

Но независимо от того, ходим мы в храм или нет, для каждого из нас это сооружение является священным и выступает своего рода связующей нитью между нами и Господом.

В понятие «храм» заложено праславянское слово «chormъ» , что означает «дом вообще». В древние времена в таком строении собирались жители поселения для поклонения божествам и проведения сакральных обрядов. У праславянских народов (индоевропейцев) храм считался общим домом, куда мог прийти каждый человек для совершения ритуалов.

В последующем, когда славяне отделились от индоевропейской группы и начали исповедовать христианство, храмом стали называть культовое строение для собрания верующих.

В современное время под храмом понимают религиозное здание для совершения богослужений. В каждой религии оно имеет свои отличия. Например, среди православных храм – это сооружение, в котором стоит алтарь и проводится освящение вина и хлеба. Иудеи признают только один храм – Иерусалимский, который когда-то возвышался на Храмовой горе в Иерусалиме.


Сегодня на его месте находится мусульманское святилище Купол Скалы, поэтому фактически в иудаизме храмов не существует, поскольку синагоги к таковым не относятся. В исламе тоже нет храмов, так как их заменяет мечеть, а вот в индуизме храмом называют строение, в котором располагается мурти – священная статуя или изображение Бога.

Для христиан храм выступает своего рода частицей неба на земле, местом особого пребывания Господа, где можно с ним пообщаться, вознести молитвы и попросить милостей. В храм люди приходят по наитию, непреодолимому желанию или для того, чтобы принять участие в церковных службах в честь празднований или в дни скорби. При входе в культовое строение нужно перекреститься и прочитать особую молитву, а внутри – найти свободное место и совершить три поклона.

Если в данный момент нет богослужений, можно подойти к центральной иконе, приложиться к ней губами и произнести молитву. Также в храме принято ставить свечи за здравие живых и упокой душ мертвых.

Для заупокойных свечей предусмотрен специальный канонник, над которым находится малое распятие. В храме нужно причащаться и .


Чтобы получить благословение батюшки, следует подойти к нему и сложить ладони в виде креста, а затем поцеловать правую руку священника.

Храм – это священное место, где не приветствуется богохульство и злословие. При посещении культового строения нельзя громко разговаривать, пожимать руку знакомым и помещать руки в карманы.

Не рекомендуется ходить из одного конца здания в другой перед священником, ведущим службу или читающим молитвы. Приходить в храм нужно в скромных одеждах. Девушкам нельзя надевать мини-юбку, слишком открытые блузки, шорты или брюки. Замужние женщины должны входить в храм только с покрытой головой.

Запрещается приводить в священное место домашних животных, а, находясь возле храма, нельзя курить и распивать спиртные напитки.

Хотя в большинстве случаев церковь и храм выступают синонимами, замещать эти понятия одно на другое можно не всегда. Назначение храма – это предоставление прихожанину места, где он может помолиться и побыть наедине с Богом.

Церковь не только создает благоприятные условия для молитвы, но и занимается воспитанием верующих, их наставлением на путь истинный. В архитектурном отношении храмом считается здание с тремя и более куполами, тогда как в церкви куполов менее трех, а иногда нет вовсе.

Кроме этого, в храме может находиться несколько престолов для проведения литургий, а в церкви – всего один.

Главное отличие собора от храма – его статус. Собором принято называть главенствующее культовое сооружение города или здание, играющее важную роль в жизни прихожан. В населенном пункте может быть несколько храмов, но не все они являются соборами.


По архитектуре собор выделяется большей монументальностью, особенным внутренним оформлением. Литургии в нем проходят каждый день, причем читает их епископ либо другое высшее духовное лицо, в храме же литургии могут идти как ежедневно, так и только по воскресеньям.

Что такое Церковь? Определение этого понятия довольно сложное. Ведь Церковь – это не просто храм, это сообщество христиан. Подробнее об этом в нашей статье.

Что такое Церковь?

Некоторые думают, что это какая-то ассоциация, организация, благотворительное общество, некая правильная идеология, обладающая экономическим преимуществом и располагающая большим состоянием. Немало таких, кто считает Церковь экономической организацией, прибыльным предприятием, обманывающим невежественных и беспомощных людей. Другие опять-таки думают, что в Церкви можно пообщаться, завести новые знакомства, друзей, найти работу, что в этом месте можно наспех удовлетворить свои духовные потребности или исполнить свой религиозный долг, чтобы избавиться от пробуждающихся время от времени вопросов совести.

Церковь – это материнское объятие, Тело живого Христа, собрание народа Божьего в его единстве. Сущностью Православной Церкви не является сложное богословие для немногих, благообразная философия, бесплодная этика, жестокая и бесчеловечная нравственность, состоящая сплошь из обязательств и запретов. Православие есть истина, свобода, любовь, искупление, умилостивление, спасение и радость. Обычно мы говорим о деятельности Церкви, не затрагивая самой ее сути.
Церковь богодарована, она основана на крови Христа и мучеников. Ее основание прочно, она не боится всякого рода сильных подземных бурь, а смело идет против ветра, врагов и преследователей. Хозяином Церкви, как говорил Святогорец отец Тихон, является Святой Дух, утверждающий институт Церкви. Святой Дух постоянно бодрствует, возносится, вдохновляет, благовестит, охраняет и укрепляет верующих, духовенство и весь благочестивый народ. Кроткие и страстные молитвы верующих соединяют землю с небом и не дают человеку разочароваться, впасть в уныние, заболеть душой и ослабнуть.

Молитва не может быть частным, одиноким делом. Никоим образом! Молящийся человек соединяется со Христом и со всеми членами Церкви. Она не позволяет ему пребывать в изнурительном одиночестве. Это проявляется лучше всего во время богослужения и в сознательном участии верующего в Таинствах Церкви. Церковная проповедь – не пропаганда идей, не плод ораторского искусства или охоты за призраками, не нападение на неверующих. Проповедь Церкви рождается из безмолвия, молитвы, учения, поиска, страданий и любви к обездоленным и страждущим.

В Церкви никто не самовольничает, не импровизирует, не разобщает, а тем более не строит из себя исправителя или адвоката. Единство, согласие, благость, хорошая исповедь имеют первостепенное значение. Церковь борется за спасение всех. Ее основная миссия – не сосредоточить вокруг себя как можно большее количество фанатичных поклонников, а созвать любимых чад, объединенных святой любовью и святым смирением.

Выступая в защиту Православия, мы не можем ненавидеть кого-либо. Христианская любовь всегда бескорыстно жертвенна, она не имеет ничего общего с лицемерными улыбками, дипломатическими уловками, недопустимыми отступлениями, двоедушными объятиями, притворной лестью и фальшивой вежливостью. Христианская любовь идет рука об руку с истиной.
Подлинной церковной нравственностью обладает тот, кто безгранично любит Бога и своего ближнего. Все остальное – благочестивое позерство. Пришло время увидеть сущность Церкви, чтобы почувствовать ее освободительную благодать, задуматься над ее бездонным Таинством, чтобы в конце встретиться с Самим Христом.