Метод рисования монотипия. Использование нетрадиционной техники рисования «Монотипия» в работе с детьми дошкольного возраста

Мастер - класс "Монотипия как средство развития творческого воображения у детей".

Описание : данный материал будет полезен при организации работы с детьми на занятиях объединения дополнительного образования. Эта нетрадиционная техника - эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе. Монотипия – это уникальная техника печатания, которая сумела объединить в себе качества живописи, эстампа и рисунка. Ее суть заключается в нанесении красок на ровную поверхность и дальнейшем оттиске рисунка на бумагу или другую плоскую поверхность. Картины всегда получаются разными, в дальнейшем их можно оставить такими, как есть, или дорисовать всевозможные фрагменты, получая законченную работу.
Возраст - от 7 лет (при помощи взрослых) и старше.

Цель:
- научиться делать выразительные изображения в технике монотипии и при необходимости преобразовывать их для создания художественного образа.
Задачи:
- повышать общий эстетический и культурный уровень учащихся;

Формировать познавательный интерес к изобразительному творчеству;
- стимулировать творческую активность учащихся и педагогов.
Материалы и инструменты: плотная бумага, основа для нанесения краски (стекло с обработанной для безопасности кромкой, можно заменить пластиком), кисти, гуашь или акварель.

Пошаговый процесс рисования

1 этап.
Наносим краску на поверхность стекла.
Гуашь дает красивые разводы и почти не просвечивается. Акварель тоже прекрасно подходит для занятий творчеством с детьми (ее легко смывать). При наложении краски густым слоем без пробелов могут получиться довольно интересные результаты. Движения при этом должны быть свободными и раскрепощенными. Краски нужно наносить не сильно густо, но между ними не должно быть никаких просветов. Работа должна выполняться быстро, чтобы краска не высохла (быстрее всего сохнут красители на водной основе).

2 Этап. Накладываем на основу лист и проглаживаем.



3 этап. Со всей аккуратностью лист снимают со стекла – эффект должен получиться неожиданным. Оттиски делают разными способами: верхний лист бумаги нужно проглаживать с разной силой нажима; на основу можно наносить меньшее или большее количество краски; накладывая бумагу на стекло, его можно слегка сдвигать в разные стороны. Таким образом, монотипия выходит менее четкой, а границы между красками могут стереться. …И рассматриваем.


4 этап. Нужно учитывать, что стекло и пластик создают разные отпечатки, одни и те же усилия приведут к разным результатам. Отпечаток в чистом виде используют довольно редко: художники угадывают нужные формы и дорисовывают их с помощью кисти.


5 этап. Результат.


Желаю успеха! Уверяю,что попробовав хоть раз эту интересную технику, вы уже не сможете от нее отказаться. Вас ждут новые открытия на пути творчества!

Что вы делаете, когда испытываете беспокойство? Или тревогу? А пробовали применить арт-терапию? Говорят, очень помогает. Одним из видов такой психологической разрядки является монотипия. Причём применяется эта техника уже с детского сада. Конечно, не для снятия стресса (разве что воспитателем), а для развития творческого потенциала карапузов. Рассмотрим тонкости составления занятия по монотипии в детском образовательном учреждении.

В чём суть техники оттиска

В переводе с греческого монотипия обозначает рисунок одного отпечатка. На поверхность (гладкую, шершавую) наносится изображение, затем к картинке прикладывается лист бумаги, прижимается, аккуратно отделяется - рисунок в технике монотипии готов.

Монотипия зародилась случайно, и её распространению в России мы обязаны художнице начала ХХ века Елизавете Кругликовой, которая пролила краску на печатную доску, приложила бумагу, чтобы вытереть пятно, а когда подняла лист, то увидела интересный образ. Впоследствии она неоднократно пользовалась этим приёмом для создания своих картин.

В детском саду монотипия начинает применяться в работе с детьми 4–5 лет, то есть в средней группе. В этом возрасте ребята уже могут дополнять рисунки собственными образами, а не только повторять действия воспитателя. Полученные с помощью оттиска изображения можно оставлять в том виде, в котором они получились, а можно дорисовывать отдельные детали для более отчётливой картинки. Монотипия полезна для:

  • развития воображения;
  • расширения представлений об окружающем мире;
  • развития творческих способностей и фантазии;
  • воспитания самостоятельности в работе.

Особенности подготовительного этапа

От тщательности подготовки занятия воспитателем зависит реализация поставленных задач. Так что этапу планирования нужно уделить достаточно времени и усилий.

Краски и основа

Для монотипии можно использовать гуашь и акварель. Что касается последней, то её не стоит слишком сильно разводить водой, иначе изображение получится нечёткое. Акварель обладает неоспоримым преимуществом - она легко смывается, если, например, отпечаток немного расплылся. А вот из гуаши получаются очень красивые разводы.

В некоторых детских садах на занятиях изобразительным искусством используются акриловые краски. Но для монотипии они очень неудобны, так как быстро сохнут и практически не смываются.

Профессионалы используют для создания картин в технике монотипии масляные краски, но детям с ними работать сложно.

В качестве основы для рисунка (то есть самой «печатки») можно использовать:

  • плотные листы бумаги (например, плотности ватмана);
  • толстую глянцевую бумагу;
  • плёнку (ввиду сложности работы с этим видом материала, он используется редко и только на занятиях с детьми постарше);
  • пластмассовую доску;
  • стекло;
  • кафельную плитку.

Приёмы монотипии

Начало знакомства с техникой происходит с обучения создавать предметные изображения. Это значит, что лист бумаги складывается пополам, на одной части рисуем половину изображения и, пока оно не высохло, накрываем второй частью листа. Так получаются симметричные рисунки.

С детьми постарше можно применять пейзажную монотипию: на одной половине листа (или гладкой поверхности) рисуем пейзаж, совмещаем со второй частью и получаем цельный образ. Таким способом удобно рисовать, например, отражение леса в воде.

Следующий вариант создания оттиска на бумаге требует определённых навыков в работе. Нам потребуется пластмассовая доска. На неё наносится тёмная краска, затем ватной палочкой рисуется сюжет и прикладывается лист бумаги - получается отпечаток, похожий на рисунок, выполненный свечой.

Для тёмного фона можно использовать ватную палочку, которая просто вытрет контур, а для прорисовки узора на красках светлых тонов применяется кисточка с тёмной краской

Если для картинки используются светлые тона краски, то на доске рисуется образ красками потемнее, и используется кисточка, а не ватная палочка.

Ещё один необычный способ получить оттиск - смять лист бумаги и развернуть перед тем, как наносить на него краску. Так отпечаток получится более фактурным.

Видео: нетрадиционный вариант монотипии с нанесением красок на воду

Как можно дорисовывать картинку

Дополнить полученную картинку можно двумя способами:

  • поэтапно добавляя элементы и совмещая поверхности для получения оттиска;
  • дорисовывая уже готовую картинку.

Для создания ярких рисунков часто оттиск дорисовывается карандашами, восковыми мелками или даже фломастерами. Это позволяет сделать необходимые акценты в изображении. Кроме дополнения композиции обведением, можно использовать:

  • раскрашивание (заполняя цветом отдельные детали рисунка);
  • дорисовку (на готовый рисунок наносятся какие-то элементы, например, зверушки в лесу).

Схема составления и пример конспекта занятия

Чтобы создать на занятии ситуацию успеха, когда каждый малыш чувствует себя причастным к общему делу, получает удовольствие от работы, педагогу нужно очень подробно разработать конспект урока.

Задачи занятия по рисованию с применением монотипии:

  • продолжение знакомства с монотипией;
  • воспитание любви к природе;
  • развитие воображения;
  • прививание чувства коллективизма и взаимопомощи.

Не менее важно и рационально распределить время, отведённое на каждый из этапов работы над темой . Традиционно это три стадии освещения темы:

  • Вводная часть (до 5 минут). На этом этапе воспитатель использует разные приёмы для того, чтобы правильно мотивировать ребят на работу (чтение книг, декламация стихотворений, ролевые игры, инсценировки из изученных сказок и пр.).
  • Основная часть (до 20 минут). Этап, включающий работу над рисунком, а также «перерыв» на физкультминутку и пальчиковую гимнастику. Физкультминутка может быть заменена артикуляционной гимнастикой, особенно если до рисования у малышей были спортивные игры или прогулка.
  • Заключительный этап (до 5 минут). Это время отводится на похвалу малышей за работу, создание выставки готовых работ и рефлексию детей (в форме ответов на вопросы, например, «Понравилось ли мне занятие?», «Доволен ли я своей работой?», «Чей рисунок мне кажется самым удачным? Почему» и т.д.).

Поскольку монотипия не требует слишком много времени, основную часть можно урезать в пользу вводного и заключительного этапов. Но не более, чем на 6–7 минут.

Фрагмент конспекта по рисованию в средней группе «Волшебные бабочки», автор Юлия Голомазова

Ниже приведён фрагмент конспекта, который может быть использован в подготовке занятия с детьми в детском саду.

  1. Воспитатель достаёт из конверта картинки с изображением бабочек и
    размещает их на мольберте. Дети рассматривают их, выявляют сходства и отличия по цветам, форме, размеру, придумывают названия бабочкам. Воспитатель: «Я сейчас взмахну волшебной палочкой, и вы тоже превратитесь в бабочек и немного полетаете.»
  2. Физминутка: Спал цветок и вдруг проснулся,
    (туловище вправо, влево.)
    Больше спать не захотел,
    (туловище вперёд, назад.)
    Шевельнулся, потянулся,
    (руки вверх, потянуться.)
    Взвился вверх и полетел,
    (руки вверх, вправо, влево.)
    Солнце утром лишь проснётся,
    Бабочка кружится, вьётся.
    (покружиться)
  3. Воспитатель: «Бабочки отдохнули и им пора возвращаться обратно. Я
    взмахну волшебной палочкой, и вы снова превратитесь в детей. Ребята, а давайте попробуем с вами нарисовать сегодня бабочек! Но у нас будут не простые бабочки, а волшебные!
  4. Дети наносят краски по желанию на одну половину листов бумаги. Воспитатель: «Добавляйте больше воды, она нужна нам для того, чтобы наше чудо получилось.»
  5. -Хорошо, молодцы. А теперь согнём лист пополам и аккуратно погладим его ладошкой, разверните. Что же произошло? Рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа, благодаря чему Бабочка расправила
    крылья и вот-вот взлетит!

Примеры выполнения работ в технике монотипии в детском саду

Ниже приводятся несколько инструкций работ в технике монотипии.

«Бабочка»

Инструкция:

  1. Ребята, согните лист пополам, расположив его горизонтально.
  2. Мы будем рисовать на левой половинке листа. Итак, ближе к середине делаем толстую линию голубой краской.
  3. От этой линии располагаем пятна красного, оранжевого, жёлтого тонов, делая их как бы в форме крыла бабочки.
  4. Складываем лист по сгибу и проглаживаем рукой.
  5. Разворачиваем рисунок, дорисовываем усики.

Видео: бабочки в технике монотипии

«Зима»

Для этого рисунка потребуется лист-основа (или плитка) и ватная палочка.

Инструкция:

  1. Разводим синюю гуашь водой, обмакиваем кисть.
  2. На плитку наносим мазки краской, стараясь делать их как можно гуще.
  3. Ватной палочкой делаем хаотичные линии, вытирая краску.
  4. Прикладываем лист бумаги и прижимаем его к основе.
  5. Аккуратно снимаем лист. Рисунок готов.

«Летний день» (пейзажная монотипия)

Этот пример монотипии показывает, как создать отражение в воде.

Инструкция:

  1. Складываем лист пополам по вертикали.
  2. Рисуем в верхней части. Слева обозначаем ствол дерева, дорисовываем листочки.
  3. На заднем плане делаем штрихи зелёной краской - лес.
  4. Справа вверху рисуем горизонтальные штрихи-облака.
  5. Складываем лист по сгибу, прижимаем.
  6. Медленно снимаем верхний край. Картинка готова.

Фотогалерея: рисунки в технике монотипии

Благодаря монотипии дети учатся создавать симметричные изображения
Бабочек можно рисовать точками, используя пальчики или ватные палочки Рисунки в технике монотипии можно дополнять аппликацией, например, пингвинами, наблюдающими северное сияние Какие-то образы можно планировать заранее, а какие-то получаются уже после высыхания отпечатка Сложность рисунка бабочки зависит и от формы крыльев: она тем проще, тем младше дети

Монотипия - это быстрый способ получить красивый и необычный рисунок. С помощью этой техники рисования даже те дети, чьи изобразительные способности далеки от оценки «хорошо», смогут проявить свои таланты в создании художественных шедевров. Двух одинаковых рисунков, какой бы способ монотипии вы ни выбрали, быть не может, так что малыши учатся создавать уникальные арт-объекты. К тому же занятия в этой технике успокаивают, настраивают на позитивный лад.

Монотипия (от греческого «monos» - один, единый и «tupos» - отпечаток) - одна из простейших графических техник, истоки которой восходят к 17 столетию. Суть монотипии заключается в нанесении от руки красок на ровную и гладкую поверхность, с последующим оттиском на другую поверхность (на станке) или на бумагу, сложенную пополам. Полученный отпечаток всегда уникален, и создать две одинаковых работы невозможно. Далее полученные цветные или монохромные кляксы либо оставляют в первоначальном виде, либо продумывают подходящий образ и прорисовывают недостающие детали.

Сегодня монотипия является не только инструментом творчества, но так же педагогики и психологии, поскольку занятия подобным творчеством развивают детскую фантазию и пространственное мышление. Эта техника будет полезна для всей семьи – детям очень понравится работать с переливами цветов и угадывать, что получилось, - ну а взрослых она не может не очаровать своим многообразием, и заодно поможет лучше узнать себя.

Техника создания

Монотипия в плане техники очень проста, и её могут освоить даже дети дошкольного возраста – главное тут разбудить воображение ребёнка и обратить рисование в занимательную игру. При этом можно чередовать два задания: угадать, на что похожа клякса, и дорисовать недостающие детали (уши и хобот слона, молнии и дождь из тучи, кроны деревьев и многое другое), или сделать так, чтобы получилось что-то предсказуемое (к примеру, сложенный пополам лист из двух вертикальных пятен зеркально преобразует целую бабочку). И простор для деятельности ни чем не ограничен – потому как на самом деле трудно предугадать, что получится в результате: жёлтый лес или банановая гроздь, радуга или перепутанный клубок разноцветных ниток. Другими словами, всё как в песне: «сделать хотел грозу, а получил козу»…

Для работы стоит вооружиться красками (какими именно – поговорим далее) и гладкими поверхностями – это может быть водостойкая глянцевая бумага, или стекло (зеркальце) плюс обычная альбомная бумага. Рисунок наносится на стекло или одну половину глянцевой бумаги. Затем стекло прижимается к «мольберту», либо лист бумаги складывается пополам и плотно придавливается к поверхности. Скоро на бумаге расцветут причудливые узоры, которым сначала нужно дать немного подсохнуть (иначе, понятное дело, размажутся). Вы тем временем можете обсудить с нетерпеливым чадом, в кого будете превращать кляксу – в букет цветов или какого-нибудь зелёного гуся (если форма похожа, на цвет можно и закрыть глаза).

Контролировать процесс создания монотипий можно, но довольно условно. Всё, что подвластно здесь художнику – это выбор цвета, густоты разведения (и типа) краски, а так же время создания оттиска – можно прижимать рисунок надолго, а можно сразу убирать. Если родители надумают заняться этим сами - на более серьёзном уровне, им стоит знать, что профессиональная монотипия предполагает эффект лессировки. Слово происходит от немецкого «глазурь», и обозначает технику нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета – это позволяет получить глубокие переливчатые цвета, как на картинах Леонардо да Винчи.

Какие использовать краски?


Акварель – хорошо подходит для детского творчества (легко смывается!) Если класть краску густо, без белых пробелов на акварельную бумагу, получается очень любопытно.

Гуашь – тоже неплохой вариант. Она даёт очень красивые разводы и практически непрозрачна. Но у неё есть особенность: высыхая, она становится блёклой и непрезентабельной. Это происходит из-за того, что в основе гуаши лежит мел. Однако ситуацию можно исправить, разбавив нужное количество краски в отдельной ёмкости обычным молоком. В результате рисунки становятся «бархатными», без полутонов. А ещё жир, содержащийся в молоке, делает готовые рисунки практически водостойкими – нечаянные брызги воды не испортят «шедевр».

Тушь – только для умелых рук, которые знают, что делают. Серо-чёрные пятна с блёклыми разводами могут быть интересны художнику, но детям – вряд ли.

Масляные краски - оптимальный вариант для профессионалов. Но такое занятие явно не для детей – ведь стекло нужно будет предварительно мазать машинным маслом. Зато художникам эти краски позволяют делать несколько оттисков за один раз (все они тоже совершенно разные), и печатать даже на холсте.

Акрил – тоже материал «для взрослых». Он очень быстро сохнет, и при экспериментах с ним нужна «рабочая» одежда.

Монотипия в изобразительном искусстве


Изобретение техники монотипии приписывается Джованни Кастильоне (1607-1665), итальянскому художнику и гравёру. Правда, его монотипии смутно напоминали работы следующего поколения художников, но именно он догадался соединить кустарный труд со станком. Наиболее известными старыми мастерами этого направления считаются Уильям Блейк (1757-1828) и Эдгар Дега (1834-1917), ну а сегодня не пробовали себя в монотипии только ленивые. Кстати, на рубеже тысячелетий была установлена фрактальная природа многих монотипий, и в связи с этим в 2000 году ввели термин «фрактальная монотипия». Что это значит? На самом деле всё просто: примерно через минуту после создания оттиска в кляксе часто появляются дендритные образования (проще говоря, рисунок в виде дерева, которое бесконечно и пропорционально разветвляется). Это происходит из-за самоорганизации в пленке жидкости между поверхностью и бумагой. Фрактальные монотипии относят к классу стохастических фракталов, которые получены естественным способом – их так же окрестили «стохатипиями».

Монотипия в психологии


Яркий пример монотипий – пятна Роршаха, известный психодиагностический тест для исследования личности. Он был создан швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом в 1921 году, и состоит из десяти цветных и чёрно-белых монотипий. Человеку предлагают взглянуть на чернильные кляксы и по-своему их интерпретировать. В этом тесте не существует неправильных ответов – но на основе ответов психолог может довольно точно представить себе особенности душевной организации испытуемого. Изображённые на карточках фигуры на самом деле не отображают ничего конкретного – они лишь служат стимулами для свободных ассоциаций, то есть первых слов, идей или образов, которые приходят в голову. Вообще трактование теста довольно объёмное, но есть несколько простых де-факто. Например, если человек видит в бесформенной чернильной кляксе «правильную», симметричную фигуру – он умеет держать себя в руках, реально смотрит на вещи, правильно оценивает ситуации, и потому знаком с самокритикой. Хорошим знаком так же является видение в статичных кляксах неких динамичных событий, (например, бабочка летит, птицы разговаривают, женщины стирают бельё и так далее). Это означает, что человек обладает развитым воображением и непосредственностью. Ассоциации, вызванные этими пятнами красок, могут раскрыть глубоко скрытые желания человека - или глубинные фобии, которые являются причиной длительных неразрешимых личностных конфликтов. Если никогда не проходили этот тест – полюбопытствуйте!

Людмила Валерьевна Зымалева, художник-график,
член Профессионального Союза Художников, преподаватель худ.графа МПГУ,
учитель НОЧУ СОШ «Москвич»,
преподаватель творческой мастерской «Скоморохи»,
Москва.

Упасть и вздрогнуть, сникнуть, расцвести,
Сливовой веткой, росчерком узора…
Так с чем еще бы мне соотнести
Игру шелков в сознаньи фантазера?

Из стихотворения «Тающий мир» Л. Зымалевой

Многим знакома игра «На что похоже облако?» Ребята считают ее очень веселой – так интересно догадываться по очертанию, на что же действительно оно похоже, а взрослые полезной – ведь игра развивает внимательность, ассоциативное мышление, фантазию (яркий пример монотипий в психологии – пятна Роршаха). Вариаций этой игры множество: можно искать образы в трещинах стены или кусочках сосновой коры, имеющей причудливые формы. А можно самим создать основу, с которой не только интересно играть в «угадайку», но и которую легко можно превратить в удивительную творческую работу.
Сравнительно недавно «весь Интернет» обошла картинка с подписью «Крышка от банки рисует лучше, чем я» (см. фото).

То, что отпечаталось на крышке и явственно выглядело, как красивый горный пейзаж являлось случайно получившейся монтипией.

Моноти́пия (от моно… и греч. τυπος - отпечаток) - вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607-1665).
Техника эстампа монотипией заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей.

Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне (1616-1670)

Француз Эдгар Дега (1834-1917) соединил монотипию с темперой в работе «Концерт в кафе «Амбасадор».

Англичанин Уильям Блейк (1757-1828) создал на основе монотипии картину «Ньютон».

В России начала XX века технику монотипии активно практиковала Елизавета Сергеевна Кругликова. Её парижская мастерская была притягательным центром, где учились и работали М.А.Добров, К.Е.Костенко, М.Н.Волошин, И.С.Ефимов, Н.Я.Симонович-Ефимова, Л.В.Яковлев, В.П.Белкин. Прославленными мастерами стали также ее ученики-французы Моро и Дюнуайе де Сегонзак. После 1914 года Елизавета Кругликова жила в России, продолжая заниматься педагогической деятельностью. Увлеченность офортом и энтузиазм мастера передавались ее ученикам, многие из них стали работать в цветной гравюре и монотипии благодаря ее руководству.

Репродукция 185068 Танго в Луна парке 1914г — Кругликова Елизавета

Горят глаза, работа тоже горит: руки бывают иногда, как говориться, «по локоть в краске» (в защитной одежде это нестрашно), вслух звучат предположения, на что похоже, кто-то уже начал рассказ о получившемся герое или сюжете — это юные художники в школе «Москвич» знакомятся с монотипией!

Если рассказывать кратко о процессе изготовления монотипии , то метод выполнения весьма прост: краска наносится на любую гладкую или фактурную поверхность, затем поверх накладывается лист бумаги или иного материала и с помощью надавливания руками, или валиком происходит печатание, также может быть и наоборот: поверхность с краской может быть оттиснута на лист. В итоге на бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые зачастую напоминают очертания холмов и рек, гор, ветки деревьев, водоросли и многое другое.

Краска на печатную поверхность может наноситься как спонтанно (рекомендуется для занятий с детьми с целью развития фантазии), так и осознанно, когда взрослый или достаточно опытный юный художник частично представляет, какой результат он бы хотел получить.

Материалы для монотипии используются самые разнообразные:

  • Оттиски можно делать с разнообразных поверхностей: бумага, картон, пластик, пластины из разных металлов, кафельные плитки, стекло, фанера и пр.
  • Выбор краски тоже разнообразен: акварель, гуашь, темпера, акрил, масляные краски, офортные, типографские даже строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями, так и в чистом виде - в зависимости от задач.
  • Краска наносится на печатающую поверхность также различными инструментами: кисти, мастихин, даже рука художника.
  • Виды поверхностей, на которых будет сделан оттиск: различные виды бумаги, картон, фанера, холст, ткани и пр.
  • Для создания отпечатка используют нажатие рук, прокатывание валиком, для печати с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня - используется литографский печатный станок.

В процессе практики и экспериментирования с различными сочетаниями краски и поверхности для оттиска у художника появляется понимание того, для решения какой именно задачи подходит то или иное сочетание и появляются свои личные предпочтения.

Не менее, чем материалы, разнообразны и способы получения монотипии , вот некоторые из них, подходящие именно для занятий с дошкольниками:

Первый способ или «фрактальная монотипия»

На основу наносится краска, изобразительная поверхность придавливается к основе руками или валиком, снимается. Получается красочное пятно со множеством «узоров», которое интересно рассматривать, творческое осмысление которого мотивирует к созданию художественного образа. Этот способ достаточно трудно управляем, особенно, если используются водорастворимые краски: акварель, гуашь. Трудно заранее сказать, каким именно получится оттиск, таким образом этот способ как нельзя лучше подходит для занятий с дошкольниками, так как не требует особенной аккуратности и значительно развивает творческую фантазию. Подходит для занятий в больших группах.

Второй способ

Полноценный рисунок на тему (или детали рисунка) выполняется плотными красками (гуашь, акрил, темпера) красками на листе или картоне. Затем бережно накладывается бумага или картон, аккуратно прокатывается валиком. Получаются довольно точные копии основы, которые можно доделывать уже поверх монотипии. Подходит для занятий со старшими дошкольниками и школьниками, имеющими значительный опыт рисования.

Третий способ

В емкость (таз, фотографическая ванночка) наливается вода. Берутся типографские или масляные краски, в некоторых случаях акрил или темпера, наносятся на воду тонким слоем до создания плавающего на поверхности узора. Затем лист бумаги кладется на воду, как бы по дуге, сначала один, затем второй край и также снимается. Полученное изображение сушится и дорабатывается. Вариант с акрилом и темперой вполне подходит для занятий с детьми, тогда как масло не рекомендуется, не смотря на то, что именно с помощью масляных красок получаются самые качественные цветовые пленки на воде. Способ как довольно трудоемкий рекомендуется для занятий в небольших группах.

Четвертый способ

На пластик или стекло валиком накатывается плотный слой краски, по нему острым предметом (палочка, шпатель, карандаш и пр.) рисуется изображение. Затем накладывается лист и аккуратно прокатывается тем же валиком (руками при этом способе лучше не пытаться прижимать лист). Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу, уже видя, что с ней происходит. Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны. Подходит для занятий со старшими дошкольниками и школьниками, имеющими значительный опыт рисования.

И пятый способ. Симметричная монотипия.

Для занятий с дошкольниками я бы особо обратила внимание на метод выполнения симметричной монотипии, когда лист-основа складывается пополам и часть рисунка наноситься относительно линии сгиба. Такой способ подходит для занятий с маленькими детьми. Я со своими учениками традиционно выполняю монотипию «Бабочка» или «Стрекоза» на уроках-знакомствах, на первом занятии по моей авторской программе для дополнительного образования «Я и образ» в НОЧУ СОШ «Москвич» и АНО ДУТМ «Скоморохи». Когда ребенок видит, как половинка бабочки, нарисованной вдоль линии сгиба после печатания превратилась в полноценное изображение – причем крылышки покрыты тончайшими узорами – линиями, получающимися при оттиске, это сильно повышает его заинтересованность предметом, помогает быстрее войти в творческий коллектив. А также значительно повышает творческую самооценку ребенка: ведь получить симметричное изображение для дошкольника задача трудновыполнимая, а разнообразные объекты, та же бабочка, требуют именно такого умения, и тут на помощь приходит способ симметричной монотипии.

Я достаточно подробно рассказала о технических аспектах, но самый важный момент работы с монтипией – «угадайка», придумывание ребенком, на что же похоже получившееся изображение. Затем проговаривание этого вслух, обсуждение с педагогом и другими учениками, и только затем бережная дорисовка некоторых значимых деталей (опять же, значимые детали обсуждаются с окружающими), призванная подчеркнуть характерные особенности того, что видит юный художник в своей работе. В процессе этой деятельности происходит не только развитие фантазии и абстрактного мышления, но и способности отделять главное от второстепенного, стилизовать, понимать что означает «характер предмета/героя/явления». Таким образом, при создании монотипии происходит не только художественное, но более всестороннее развитие ребенка.

Как художник и как педагог я очень люблю монотипию, применяю ее в своей личной профессиональной художественной деятельности и на занятиях с учениками. Каждый раз создание монотипии – и для ребенка, и для взрослого захватывающий процесс, вдохновляющий не только на дальнейшее изобразительное творчество, но и на многое другое из творческой сферы, например на стихосложение:

Красота незаконченных линий
В ожерельях мерцающих пятен…
Цвет глубокий: фиалковый, синий
Притягателен и непонятен.

Ускользающий образ рождаться
Обречен между светом и тенью.
Вам пришлось без остатка отдаться
Этой силе, чье «Я» — вдохновенье.

Из стихотворения «Красота незаконченных линий… » Л. Зымалевой

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .

Еще интересно:

Посмотрите также.

Монотипия техника рисования – один из видов нетрадиционного творчества . Ее используют как дошкольники, так и художники-профессионалы. При чем, дети особенно любят этот вид искусства. Ведь это легко и весело, каждая работа уникальна, а создать ее очень просто. Техника не требуют специальных навыков и подготовки, зато дает возможность каждому выразить себя. Монотипия бабочка — легкий и красивый рисунок, который понравится и детям и взрослым.

Монотипия (Monotype)- это графическая техника рисования, название которой в переводе означает - «один отпечаток» . При работе рисунок наносится на ровную поверхность, а затем отпечатывается на чистом листе. Особенность техники в уникальности получаемых изображений. Сколько бы ни наносилась отпечатков, каждый новый будет неповторимым и уникальным.

После того как отпечаток перенесен на бумагу, его дополняют деталями и украшениями. Полученное пятно может стать чем угодно, и рыбой, и цветком, и облаком, крылом бабочки или пачкой балерины. Все зависит от того какими деталями его дополнить. Художник ограничен только своей фантазией.

Данная техника очень нравится маленьким детям, она не требует подготовки, прекрасно развивает фантазию и пространственное мышление. Также широк выбор красок: акварель, гуашь, акриловые, масляные или пальчиковые краски. Кстати, последние — совершенно безвредны, их можно использовать даже детям до двух лет.

Важно! В детском творчестве единственное ограничение – безопасность. Ни в коем случае нельзя использовать малышам токсичные краски и вредные растворители!

Польза монотипии для детей

Монотипия техника рисования очень простая, дети легко осваивают ее. В то же время она очень хорошо развивает цветовосприятие и воображение.

Всем известно, что маленькие дети любят пачкаться. Часто они с удовольствием измазывают себя и все вокруг. Вход идет все: пластилин, краски, варенье и т.д. Этот процесс доставляют им неимоверную радость, развивает воображение, успокаивает. Ребенок расслабляется, получает ощущение безопасности. А это, в свою очередь, помогает раскрытию талантов и лучших качеств.

Почему бы не использовать эту склонность малыша в созидательном русле? Монотипия – это именно тот вид творчества, который поможет в этом.

Что получает ребенок на занятиях:

  • Развитие воображения и творческих способностей.
  • Снятие эмоционального напряжения и стресса.
  • Радость и удовольствие.
  • Аннулирование страхов и тревог.
  • Развитие мелкой моторики.

Монотипия активно используется в арт-терапии при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Как проходит занятие монотипия бабочка, что потребуется?

Перед тем как приступить к работе обязательно следует показать малышу принципы данной техники. В качестве примера педагог делает показательный рисунок и на примере объясняет ребенку. как проходит работа. После чего следует позволить малышу погрузиться в творческий процесс, делать все на свое усмотрение.

Внимание! Рисование в технике монотипия не имеет жестких рамок и ограничений. Не стоит вмешиваться в процесс тогда, когда это не нужно.

Что понадобится для работы:

  1. Альбомная бумага или ватман
  2. В качестве дополнительных материалов можно использовать любые гладкие поверхности: картон, доска для рисования, стекло, пластик, сухие листья деревьев

Какие используют краски:

  • Гуашевые
  • Масляные
  • Акриловые
  • Пальчиковые

В качестве кистей подойдут:

  • Ватные палочки
  • Щетки
  • Губки
  • Кисти для рисования жесткие
  • Собственные пальчики.

Рисунок также можно украсить элементами декора. Для декорирования используют:

  • Пайетки
  • Глиттер (разноцветные блестки)
  • Мелкие стразы и бусинки
  • Яркие наклейки
  • Глиттерные ручки (разноцветные гелевые ручки с добавлением блесток)

Также понадобиться клей ПВА и стакан с водой.

Справка. Для монотипии лучше всего подойдет акриловая краска. Она наиболее яркая и не теряет цветовых свойств при создании отпечатков. Также подойдут гуашевые краски, это менее затратный вариант.

Урок рисования монотипия бабочка поэтапно

Этап № 1 Начало работы

  1. Дети с помощью педагога раскладывают принадлежности, преподаватель рассказывает малышам о предстоящей работе.
  2. Ведущий показывает на примере, как аккуратно согнуть лист бумаги и нарисовать крыло бабочки. Крыло рисуется с одной стороны листа, таким образом, чтобы тельце бабочки было на сгибе. Вторая половина листа остается чистой.
  3. Педагог предлагает ребенку повторить показанные действия.

Этап № 2 Побор цветовой гаммы, закрашивание

  1. Преподаватель может подсказать ребенку, какие цвета хорошо сочетаются между собой, а каких сочетаний лучше избегать.
  2. На собственном примере ведущий показывает, как можно закрасить крылышко.
  3. Следует обратить внимание на то, что краски нужно брать много и она должна быть довольно жидкой, чтобы хорошо получился отпечаток.

Этап № 3 Создание отпечатка

  1. Когда все крыло заполнено краской, лист быстро сворачивают и аккуратно похлопывают по нему ладошкой.
  2. При необходимости педагог помогает ребенку, сделать работу более аккуратно.
  3. Теперь можно развернуть лист и оценить работу. У бабочки — два крыла!

Этап № 4 Дорисовка деталей

  1. На данном этапе педагог и ребенок дорисовывают тельце бабочки и дополняют рисунок другими деталями (прожилки, пятнышки, узоры).
  2. Что бы работа получилась более яркой, дополнительные детали лучше нарисовать темным цветом. Должен создаваться контраст между отпечатком и дополнительными элементами. Преподавателю желательно объяснить ребенку этот нюанс.

В остальном лучший советчик — фантазия малыша.

Этап № 5 Декорирование

Дети особенно любят эту часть работы и предаются ей с особым энтузиазмом.

Как украсить бабочку:

  1. Аккуратно обмакните мокрую кисточку в клей ПВА и нарисуйте необходимую деталь, затем быстро посыпьте блестками (глиттером). Остатки аккуратно смахните, их можно использовать повторно.
  2. Пайетки приклеиваются по одной с помощью клея ПВА.
  3. Глиттерная ручка особенно удобна при декорировании, можно быстро прорисовать нужный элемент. При этом он будет ярким и блестящим. Обычно используют несколько ручек разных цветов.
  4. Для декорирования также подойдут небольшие наклейки, самоклеящиеся стразы и бусины.
  5. Лучше всего сочетать в работе несколько разных украшений.

По окончании занятия преподаватель обязательно должен поблагодарить детей за участие и похвалить за проделанную работу.

Монотипия техника рисования бабочки, видео

В видеоролике наглядно показано как нарисовать бабочку в технике монотипия

Галерея рисунков в технике монотипия

Ниже представленны рисунки сделанные в технике монотипия:

Заключение

Прелесть монотипии в ее необычности и простоте. Монотипия техника рисования всегда непредсказуема и несет в себе элемент чуда. Ни один рисунок не похож на другой, и никогда не известен результат. Именно за это монотипию так любят дети. Ведь здесь не надо ни учиться, ни стараться, требования минимальны, результаты – неповторимы, а удовольствие — гарантировано.

Статью прочитали: 7 515