Павел II. Иоанн Павел II

Иоанн Павел II вернул Ватикану политическое могущество, активно сотрудничал с Рейганом, восстановил Украинскую Грекокатолическую церковь, болел за «Барселону» и модернизировал богослужение.

Славянский Папа

Иоанн Павел II стал первым папой неитальянского происхождения за последние 455 лет (до него иностранным папой стал Адриан VI, родом из Голландии). Он был младшим сыном в семье польского поручика. Судьба не подарила ему счастливое детство: когда ему было 8 лет, в 1928 году умерла мать, за ней практически сразу последовал старший брат, а в 1941 погиб отец. «В 20 лет я уже потерял всех, кого любил», - вспоминал об этом впоследствии сам Иоанн Павел II. «Тяжелое детство» сыграло впоследствии свою роль в будущем политическом курсе Папы.

После принятия сана в 1978 году вся деятельность Папы будет направлена на борьбу с «коммунистами», возвращение Польши под лоно католической церкви, и распространения влияния Святого Престола на Украину и Беларусь. Ватикан в лице Иоанна-Павла II поставил перед собой задачу добиться восстановления своего международного политического веса за счет укрепления позиций в странах Восточной Европы. В 1985 году в своей статье в журнале «Трайелог», Збигнев Бжезинский в связи с этим укажет: «Я считаю, что все, что делает папа Иоанн Павел II, имеет первостепенное историческое значение. Необходимо покончить с расколом Европы и вернуть великую и бессмертную Россию в лоно христианского сообщества и рыночной экономики».

Покушение «Серых волков»

Жизнь Иоанна Павла II не раз была под угрозой. Спустя всего несколько лет после восшествия на престол, 13 мая 1981 он был тяжело ранен в результате покушения на площади Святого Петра. Член турецкой ультраправой группировки «Серые волки» Мехмет Али Агджа, попавший в Италию после побега из турецкой тюрьмы, ранил понтифика в живот и был арестован на месте.

Тайна покушения на Папу до сих пор не раскрыта, поскольку виновник каждый раз дает новые, невероятные показания. Согласно первой официальной версии, за покушением стояли только «Серые волки», а причина – третье пророчество Фатимы, обнародованное лишь в 2000 году. Итальянский журнал IL Folgio приводит отрывки очередной «исповеди» Али: «Ваше Святейшество, я знаю третью тайну Фатимы... Мне о ней рассказали в Иране...». По мнению Агджи, иранцы интерпретировали третий секрет Фатимы, в том смысле, что смерть Папы приведет к падению Ватикана, после чего ислам восторжествует во всем мире.
Это была не единственная версия покушения, со слов Али. В 1984 году он дал показания, согласно которым итальянская прокуратура предъявила обвинения трем гражданам Болгарии и трем гражданам Турции. Пошли слухи о причастности к покушению КГБ СССР, которым была не выгодна антикоммунистическая политика Папы. Сегодня эта версия особенно распространилась в Польше.

Местные историки, ссылаясь на дневники главы резидентуры КГБ в Варшаве генерала Виталия Павлова, называют виновником Юрия Андропова. Исследователь Джордж Вейгел в своей биографии Иоанна Павла II приводит диалог этих двух генералов: «Андропов задал Павлову прямой вопрос: «Как вы могли допустить, чтобы Папой был избран гражданин социалистической страны»? А тот ответил: «Товарищ председатель должен спрашивать об этом, скорее в Риме, чем в Варшаве»». Сам Виталий писал, что он знал и передал в центральное управление КГБ все оперативные материалы польского МВД и Службы безопасности на Папу Римского. Итальянский прокурор Фердинандо Импозимато, ведший дело о покушении, прокомментировал данные расследования следующим образом: «Покушение стало результатом деятельности советских спецслужб при участии функционеров из Болгарии, группировки «Серые волки, а также, к сожалению, при сотрудничестве с кем-то из Польши».
Тем не менее, виновник преступления не вычислен до сих пор. Али Агджи, тем временем, выдает все новые удивительные версии событий. После освобождения, он заявил, что покушение заказал глава правительства Ватикана кардинал Аугустино Казероли».

Геополитик

Иоанн Павел II остался в истории как человек, которой политизировал Ватикан. Ему предписывают союз с Вашингтоном, в особенности с Рональдом Рейганом против стран социалистического блока. По словам исследователя Э. Лебека: «в первые годы правления Рейгана можно было наблюдать появление убежденных католиков на самых высоких постах, чего прежде в истории Соединенных Штатов никогда не было». Другой исследователь, Ольга Четверикова утверждает – Папа использовал обострение «холодной войны» в своих собственных целях – восстановление политического влияния за счет Восточной Европы. Геополитические интересы Ватикана и Вашингтона совпадали. Обе силы представляли сплоченный противовес коммунизму: Ватикан - идейный, а Вашингтон - военно-политический.

7 июня 1982 года на встрече между Иоанном Павлом и Рейганом было заключено соглашение о проведении тайной совместной кампании в Польше в целях разрушения «Коммунистической империи», получившее название «Священный союз». Оно было обнародовано журналистом Карлом Бурнштайном в журнале «Таймс». Вскоре после этого, Рейган объявил «крестовый поход» против «империи зла». В отношении Польши славянский папа и американский президент тоже достигли согласия. В ход пошел независимый профсоюз «Солидарности», отличавшийся своей антикоммунистической деятельностью и пропагандой. Битва за Польшу велась 8 лет. В апреле 1989 года активист Лех Валенса и представители польского правительства подписали, наконец, Соглашение о политических и экономических реформах, а Польская католическая церковь получила статус, не имеющих аналога в других восточноевропейских странах: ей была возвращена конфискованная собственность, дано разрешение создавать собственные учебные заведения.

В июне того же года представители «Солидарности» одержали победу на парламентских выборах, а через год Лех Валенса стал президентам, взяв курс на уничтожение всех признаков социалистической системы даже на уровне символов. Выборе в Польше 1989 году, выигранные «Солидарностью» запустили цепную реакцию, которая привела к падению коммунистических режимов в других социалистических странах и в конечном счете к падению Берлинской стены.

Прозетилизм

Участие Ватикана в революции «Солидарности» призвано было «духовно» узаконить происходящую в восточноевропейских странах смену власти. При этом у Папы были свои мотивы. По мнению сербского историка Драгоша Калаича, Папу сподвигло на это состояние всеобщего упадка католичества на Западе. Он полагал, что: «последние очаги, хранящие пламень католической веры, достойно горят лишь в странах Восточной Европы, прежде всего в Польше и Хорватии». От союза с Вашингтоном Иоанн-Павел ожидал «обогащения новыми стадами с Востока». При нем начинается активное усиление католических обществ в Украине, которые, в конце концов, вышли «из подполья» и возродили свою легальную структуру – Украинскую Грекокатолическую церковь.

Синод 1980 года, когда украинские католики опубликовали декларацию, объявляющую страдание Церкви «при атеистическом коммунистическом режиме», по времени совпал с началом оппозиционных преступлений «Солидарности». Неоднозначность ситуации придавало и польское происхождения Папы. В тот раз Иоанн-Павел пошел на уступки московскому патриархату и не дал зеленый свет начавшимся выступлениям, но в условиях «Перестройки» все изменилось. Видя потенциал возрождения Грекокатолической церкви, понтифик резко изменил свою политику в отношении украинских униатов, предпочтя ренессанс униатства в Галиции конструктивному развитию православно-католических отношений.
В 1993 году якобы в уступку православным Ватикан выступает с предложением нового соглашения: «Униатизм как метод объединения в прошлом и поиск полного единства в настоящем». В документе, который получил название Бламандская уния отразилась двойственная политика Папы, с одной стороны – это союз с православием и распространение «христианской Европы от Атлантики до Уральских гор», с другой, по мнению исследователей, узаконивание униатских общин как католическое сообщество, что придало им большие права на свою деятельность, сделав их новым плацдармом для продвижения Ватикана на Восток.

Революционер

Иоанн Павел II стал революционером Ватикана. «Иоанн Павел II был большим проповедником обновленческой церкви и разрушителем Католической Церкви», - заявлял в своем интервью епископ Ричард Уильямсон. Откуда такое мнение о человеке, которого объявляют святым. Все дело во II Ватиканском соборе 1962-1965 года, который создал «новый порядок» католичества, так называемый «католический модернизм», иными словами, обмирщение церкви. Одной из самых известных последствий Собора, по словам католиков, стала богослужебная реформа 1969 года. Отныне традиционная «намоленная» католическая месса полностью преображалась.

Латынь запрещалась, богослужение переводилось на местные языки. Священник теперь стоял лицом к слушателям, а не к алтарю, как было принято ранее, когда священник как-бы становился во главе своей паствы. Объявлялся минимализм в церковном облачении. В храмах убирались иконы. Одним словом, католичество стало напоминать протестантизм. Но особенно ударили по престижу католических служб «новые веяния», например, мессы под гитару в ритмах рок-н-рола. В итоге, большинство священнослужителей стали жаловаться на утрату сакрального молитвенного характера богослужения. Вместо привлечения новых людей, храмы по всей Европе стали пустеть.

Помимо изменения порядка богослужения, Иоанн Павел прославился и своими извинениями «за все грехи католической церкви», в том числе за жестокость инквизиции, суд над Галилеем и многое другое. При нем церковь приняла теорию Дарвина, и даже назначила покровителя интернета – Исидора Севильского.
При всех своих новациях, Иоанн Павел II слыл большим консерватором. Он решительно осуждал популярную у католиков Латинской Америки «теологию освобождения», выступал против абортов, и контрацепции, а главное против сексуальных меньшинств и гомосексуальных браков. Несмотря на это, во время его главенства Ватикан начали сотрясать постоянные скандалы, связанные с содомией.

Футбольный фанат

Мода на футбол проникла даже в Ватикан. Так, Иоанн Павел II прославился как Папа-фанат. До принятия сана, он сам нередко играл, после предпочитал не публично болеть за любимую «Барселону» и «Лацио», что не помешало ему благословить мадридский «Реал» на победу в Лиге чемпионов. Тем не менее, самих матчей он предпочитал избегать, и лишь раз засветился на стадионе во время игры между национальной командой Италии и сборной легионеров, выступавших за итальянские клубы.

Папа Opus Dei

«Папа Opus Dei» - еще одно из «имен» Иоанна Павла II в католической истории. Некоторые исследователи, в том числе и Ольга Четверикова считают, что именно этот орден помог Каролю прийти к власти, который, в свою очередь, вывел его из-под юрисдикции епархиального руководства и позволил ему играть доминирующую роль в Ватикане. Сегодня Opus Dei, подобно иезуитам, называют «церковью внутри церкви». Официально, Opus Dei («Дело Божие»), который в нашумевшем «Коде да Винчи» предстает широкой аудитории в лучших традициях религиозной секты, – это христианская организация, которая занимается миссионерской деятельностью.

Тем не менее, за ними прочно закрепилась репутация «новой ересью», из-за сетевого устройства организации, сочетающей жесткую структуру управления, централизованное иерархическое устройство и железную внутреннюю дисциплину. Нередко их обвиняют в франкизме и слишком жесткой покаянной дисциплине вплоть до самобичевания. Влиянием Opus Dei объясняют курс Иоанна Павла II на синтез духовной и мирской жизни, который провозгласил II Второй Ватиканский собор. В том числе, Opus Dei обвиняют в агрессивной политике Иоанна Павла II по отношению к Восточной Европе, ведь после орден стал активно распространяться в Польше, Украине и даже России.

Иоанн Павел II

Иоанн Павел II в начале понтификата.
Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/

Иоанн Павел II (Кароль Войтыла), 1978.10.16 - 02.04.2005

Иоанн Павел II, Папа Римский
Ioannes Paulus Secundus
Мирское имя: Кароль Юзеф Войтыла
Происхождение: Вадовице (Польша)
Годы жизни: 18 мая 1920 - 2 апреля 2005
Годы понтификата: 16 октября 1978 - 2 апреля 2005
Отец: Кароль Войтыла - старший
Мать: Эмилия Качоровска

Кароль Юзеф Войтыла родился в городе Вадовице, в южной Польше, в семье бывшего офицера австрийской армии. Он был младшим из двух детей Кароля Войтылы-старшего и Эмилии Качоровской, которая умерла, когда будущему папе было всего девять лет. Не достигнув 20-летнего возраста, Кароль Войтыла-младший остался круглым сиротой. Кароль успешно учился. Окончив лицей в 1938, накануне Второй мировой войны он поступил на философский факультет Ягеллонского университета в Кракове. Тогда же Кароль стал членом театрального кружка "Студия 38". Во время немецкой оккупации, чтобы избежать угона в Германию, он оставил учёбу и работал в каменоломне близ Кракова, а потом перешёл на химический завод. В 1942 Кароль Войтыла записался на общеобразовательные курсы подпольной Краковской духовной семинарии. Тогда же он стал одним из инициаторов действовавшего подпольно "Рапсодического театра". В 1944 архиепископ Краковский кардинал Стефан Сапега по соображениям безопасности перевёл Войтылу вместе с другими "нелегальными" семинаристами на работу в епархиальное управление в архиепископском дворце, где Кароль остался до конца войны. Ещё в юности он стал полиглотом и достаточно бегло разговаривал на девяти языках - на родном польском, словацком, русском, итальянском, французском, испанском, португальском, немецком и английском. А также, разумеется, знал латынь.

1 ноября 1946 Кароль Войтыла был рукоположен в священники и через несколько дней отправился в Рим для продолжения богословского образования. В 1948 в папском университете "Ангеликум" он защитил докторскую диссертацию по произведениям испанского мистика XVI века, реформатора ордена кармелитов, св. Иоанна Креста. Затем вернулся в Польшу, где его назначили помощником настоятеля прихода в Неговице, близ Гдова. Академический сенат Ягеллонского университета в Кракове признал действительным полученный Войтылой в Риме диплом и удостоил его докторского звания. В 1953 Войтыла защитил на богословском факультете Ягеллонского университета в Кракове диссертацию о возможности обосновать христианскую этику, исходя из этической системы немецкого философа Макса Шелера. Позднее Кароль Войтыла стал профессором этики и нравственного богословия в Краковской духовной семинарии и на богословском факультете Люблинского университета. 4 июля 1958 по назначению папы Пия XII отец Войтыла стал викарным епископом Краковского архиепископства и 28 сентября 1958 был рукоположен в сан епископа. Между 1962 и 1964 годами он принимал участие во всех четырёх сессиях Второго Ватиканского Собора, созванного папой Иоанном XXIII , являясь одним из самых молодых его участников. Благодаря этой работе спустя год он был рукоположен в сан архиепископа, митрополита Краковского. 28 июня 1967 папа Павел VI сделал его кардиналом. В августе 1978, после смерти Павла VI , Кароль Войтыла участвовал в конклаве, избравшем папу Иоанна Павла I , однако тот скончался всего через 33 дня после избрания. В октябре состоялся ещё один конклав. Его участники оказались расколоты на сторонников двух претендентов-итальянцев - Джузеппе Сири, архиепископа Генуи, известного своими консервативными взглядами, и более либерального Джованни Бенелли, архиепископа Флоренции. В конечном итоге Войтыла стал компромиссным кандидатом и был избран папой. При восшествии на престол Войтыла принял имя своего предшественника и стал Иоанном Павлом II. Он стал первым папой-поляком и первым неитальянцем с 1523 г.

Как и его предшественник, Иоанн Павел II попытался упростить свою должность, лишив её многих королевских атрибутов. В частности, говоря о себе, он использовал местоимение "я" вместо "мы", как это принято у царствующих особ. Папа отказался от церемонии коронации, проведя вместо нее простую инаугурацию. Он не носил папскую тиару и всегда стремился подчеркнуть роль, которая обозначена в титуле папы, Servus Servorum Dei (раб рабов Божьих).

16 октября 1978 в католическом мире случилось беспрецедентное событие — впервые в истории новым папой был избран славянин, представитель коммунистической Польши, Кароль Войтыла. Как поговаривали в то время, кандидатура польского кардинала совершенно случайно была выдвинута на конклаве — кардиналы все никак не могли избрать папу, попросту не хватало нужных голосов. Могли ли они представить, что неприметный и скромный кандидат наберет большинство голосов и будет воздвигнут наместником Бога на земле? Поляк был загадкой для многих, ведь еще никогда на должности папы римского не было столь разностороннего человека: писателя, поэта, философа, драматурга, актера и спортсмена — жизнь Яна Павла II была необычной и увлекательной.

Несчастливое детство будущего понтифика

264-ый папа римский Кароль Войтыла родился 18 мая 1920 в верующей польской семье из города Вадовице . Его отец был военным, а мать учительницей — от родителей Кароль унаследовал любовь к Богу и высокоморальное воспитание. Детство будущего понтифика нельзя назвать счастливым — он рано узнал что такое смерть близких ему людей. Когда Каролю исполнилось 8 лет умерла его мать, а через несколько лет его брат Эдмунд , который работая врачом, заразился от больных скарлатиной и скончался в 1932 году.

Несмотря на такие потрясения Кароль тянулся к знаниям и находил в них отраду. От чувства одиночества, которое заполнило молодого парня после смерти близких, он спасался занимаясь в театральной секции. Игра на сцене, аплодисменты публики и взаимодействие актеров поселили в душе молодого Войтылы мечту стать актером. Воодушевленный классическими произведениями драматургии Кароль пишет пьесу «Король-дух». Наряду с этим, он не забывает об учебе: прилежно учится и проявляет большие способности к изучению языков.

Путь к Богу

Накануне Второй мировой войны Кароль Войтыла, получив среднее образование, вместе с отцом переехал жить в Краков. Здесь жизнь бурлила совершено по-другому и творческому, смышленому парню было где применить свои таланты. Он поступает в Ягеллонский университет, где обучается на факультете полонистики и одновременно активно занимается в актерском кружке «Студия 38». Во время одного из выступлений Кароля заметил архиепископ Кракова Стефан Сапега. После представления он подошел к юноше и сказал слова, которые на всю жизнь отложатся в памяти Войтылы и окажут большое воздействие на его дальнейшую жизнь: «Такой талант должен служить Богу».

С приходом фашистских оккупантов жизнь будущего папы римского резко изменилась. Его отцу прекращают выплачивать пенсию и для того, чтобы обеспечить себя и отца Кароль устраиваться работать в каменоломню, а позже идет работать на химический завод, параллельно проходя обучение на богословском факультете подпольного университета. В это время он не только усердно трудится, но и, как настоящий патриот, призывает рабочих не поддаваться власти фашистов.

В 1940 году Войтылу касается большое потрясение, которое сильно изменило его жизнь — отец 20-летнего Кароля умирает от сердечного приступа. В этот момент будущий понтифик невероятно остро почувствовал свое одиночество. » К двадцати годам я потерял всех кого любил», — скажет он позже в одной из своих книг. Именно смерть отца стала главным толчком, который сподвиг его не только принять Бога, а и понять, что его смысл жизни — служба Всевышнему.

Карьера священнослужителя

В 1942 году Кароль Войтыла пришел к архиепископу Кракова и сказал, что хотел бы стать священником. Говорят, что Стефан Сапега, по какой-то причине, трижды отказывал в этом Каролю , считая его неготовым и лишь на третий одобрил желание молодого поляка служить церкви. Войтыла записался на курсы подпольной духовной семинарии, а закончив ее и, будучи рукоположенным в священники, в 1946 году был отправлен в Рим для обучения богословию . Умный, отверженный и рассудительный, он показал себя в лучшем свете, а благодаря кропотливой работе над сочинениями мистика Иоанна Креста польский священник был удостоен звания доктора богословия .

С 1948 года начинается стремительна карьера Кароля Войтылы. Он начинает службу богу с небольшого пасторского прихода в маленьком селе Негович , вскоре переведен в Краков, где занимается преподаванием в Ягеллонском университете, позже — вспомогательным епископом Краковского архиепископства, а в 1958 году становится епископом.

Кароль Войтыла был удостоен звания кардинала в 1967 году и сразу же включился в важную для католической церкви работу. Будучи одним из самых молодых участников Второго Ватиканского собора, польский кардинал принимает активное участие в разработке и принятии важных церковных документов. Венцом его деятельности было избрание в 1978 году папой римским. Это было неожиданное и непредсказуемое событие, последствием которого стало появление одной из наиболее могущественных персон ХХ века.

Папа римский без тиары и коронации

Приняв имя своего предшественника, Кароль Войтыла становится Яном Павлом II. На этом сходство нового папы с предыдущим заканчиваются, как и схожесть с другими понтификами. Новый глава Ватикана видит свое правление в активной реформаторской деятельности и эти перемены в первую очередь коснулись порядков и традиций святого престола. Так, Ян Павел II отказался от традиционной коронации на пост — была проведена обычная инаугурация, понтифик отказался носить тиару, а говоря о своей персоне, никогда не употреблял «я», а не царственное «мы». Всеми своими действиями польский папа хотел подчеркнуть девиз всей своей жизни, который заключался в фразе «Я раб рабов Божьих».

Политика Ян Павла II была направлена на поднятие престижа католической церкви, прекращение разрозненности и вражды представителей различных религий и истребление коммунизма, как антигуманного явления, ущемляющего права человека. Понтифик продолжал вести активный образ жизни: он занимался лыжным и водным спортом, путешествовал по миру, встречался с могущественными политиками и общественными деятелями.

В первый же год своего папства Ян Павел II посетил Польшу. Земляки приняли понтифика с большим воодушевлением и гордостью за свою землю, на которой родился такой выдающийся человек. Этот приезд сплотил расслоенное общество, напомнил об аутентичности и величии польского народа, дал силы бороться за демократическую страну, в которой будут учитываться интересы каждого. Папа поддерживал деятельность организации «Солидарность», которая подняла народ на бунт против коммунизма. Многие историки и политические деятели говорят о том, что заслуга в провале режима Яна Павла II огромная — именно его приезд поспособствовал тому, что поляки действовали сплоченно и организовано.

Сплочение человечества и борьба за мир

Деятельность папы польского происхождения была поистине беспрецедентной: он первый из понтификов вошел в синагогу, провел мессу в мусульманской стране и в знак примирения между религиями сказал, что мусульмане «старшие братья христиан». Кроме этого, Ян Павел II провел встречу и установил взаимопонимание с африканскими племенами, приверженцами культа вуду , Далай Ламой, английской королевой Елизаветой II, лидерами СССР, в частности, с Михаилом Горбачевым , представителями лютеранской церкви.

Впервые в истории человечества понтифик извинился за злодеяния католической церкви, действия инквизиции, бесчинства рыцарей Крестовых походов и Тевтонского ордена. Кароль Войтыла, будучи папой римским, реабилитировал своего земляка Николая Коперника и Галилео Галилея, частично признал учение Дарвина и поцеловал Коран. Но вместе с тем он был ярым противником абортов и гомосексуализма, однополых браков и женщин-священнослужителей.

С 58 до 85 лет длилось правление Яна Павла II, изменившего мир, показавшего, что все нации и религии могут мирно существовать на одной планете и взаимодействовать, получая общее благо. Папа не раз навещал страны, в которых шли войны и пытался всячески помочь решению конфликта: и словом и делом. Он всегда придерживался единой линии поведения и не шел на поводу у политиков — Кароль Войтыла никогда не искал личной выгоды и не совершал корыстных поступков, он лишь служил Богу и человечеству, чем заслужил огромную популярность верующих всего мира. Подобное положение дел было костью в горле многих политиков, что привело к покушению на понтифика в 1981 году.

Покушение на главу Ватикана

13 мая в 5 часов вечера автомобиль папы римского двигался через восторженную толпу верующих, простых зевак и туристов к собору Св. Петра. Все ждали речи великого понтифика, но по традиции автомобиль должен был сделать три почетных круга, во время которых Войтыла приветствовал толпу. В долю секунды раздался громкий выстрел и тело папы упало на руки личного секретаря, сидящего рядом в авто. На животе Яна Павла II кровоточила рана и его было немедленно отправлено в клинику «Джамелли «, а человека, выстрелившего в папу из толпы паломников, задержали в мгновение ока.

Мехмет Али Агджа , а именно так звали стрелка, оказался представителем турецкой ультраправой группировки, которая была известна в Европе под названием «Серые волки». Будучи беглецом турецкой тюрьмы и спасаясь от правосудия, Мехмет случайно оказался в Италии, где и осуществил преступление, целью которого было убить папу. Кто был заказчиком так достоверно и неизвестно: была создана специальная комиссия, которая расследовала детали покушения. Выдвигались различные версии кто же желал смерти понтифика от итальянских политиков и кардиналов до советских спецслужб, действующих по указаниям руководства СССР.

К счастью, цель Мехмета Али Агджи не была достигнута и после длительной операции и всех возможных и невозможных усилий итальянских медиков, понтифик выжил. Пуля не повредила жизненно важных органов, став лишь причиной сильного кровотечения, которое было вовремя остановлено. Позже папа римский скажет, что сама Матерь Божья отвела от него пулю и спасла жизнь, а постоянная молитва, которую Войтыла читал пока был в сознании, помогли быстро восстановиться.

Что же касаемо убийцы, то Папа ни на секунду не обозлился и даже не держал обиды на Агджу . Более того, в 1983 году он навестил заключенного, которого приговорили к пожизненному заключению. Войтыла долго разговаривал с Мехметом наедине, а когда вышел то сказал лишь: «Мы разговаривали как братья, которые полностью доверяю и не держат обиды друг на друга». Суть разговора понтифика и преступника так и осталась тайной, которая осталась между ними. Известно только одно — после рокового разговора по настоянию папы мера пресечения для Агджи была изменена и он был передан турецким властям. Жизнь преступника круто изменилась — он стал глубоко верующим человеком.

Завершение великой эпохи правления

В 90-е здоровье Кароля Войтылы значительно ухудшается. У него обнаруживают опухоль кишечника, которую успешно удаляют, но вскоре глава Ватикана оступился в душе и сломал шейку бедра. В это же время начинают говорить о том, что понтифик страдает болезнью Паркинсона , но Ватикан всячески отрицал эту информацию. Несмотря на многочисленные недомогания Ян Павел II не покидает своих дел и ведет активную международную деятельность. Когда же ему исполнилось 75 лет, то он собрал совет кардиналов, для того чтобы выяснить не должен ли он в этом возрасте уходить в отставку. Проведя целое расследование и изучение жизни предшественников, Войтыла принял решение, что уходить папа римский должен, когда его заберет Господь Бог.

30 марта 2005 года Ян Павел II в последний раз вышел на балкон для того, чтобы поприветствовать верующих, но это ему не удалось. Папа римский скончался 2 апреля, а возле его резиденции собралось бесчисленное количество людей, которые молились об облегчении страданий понтифика. Прощание с главой Ватикана было одной из самых масштабных церемоний века: 300 тыс. человек присутствовало на литургии, более 4 млн. верующих проводили выдающегося папу в последний путь, весь мир наблюдал за церемонией с экранов телевизоров.

Возведение в лик святых

После смерти понтифика разгораются различные споры о его жизни, ведь становится известной многолетняя переписка Кароля Войтылы с полькой Анной-Терезой Тыменецкой . В общении папы римского и писателя-философа не было ничего крамольного, но вездесущие папарацци пытаются читать между строк, дабы уличить главу Ватикана в любви к женщине — никому не верилось, что 32-летняя переписка могла производиться в рамках дружбы. Раздуть скандал не удалось — добродетельный папа искренне дружил с полькой, они вместе писали книгу и обсуждали философские проблемы, а в молодости, будучи другом семьи Тыменецкой , Войтыла вместе супругами занимался лыжным спортом.

Несмотря на попытки уличить папу Яна Павла II, опорочить его благодетельность не удалось, и в 2014 году он был причислен к лику святых. Этому поспособствовали совершенные понтификом чудеса, которые были документально зафиксированы и произведены при свидетелях. Благодаря молитве Войтылы две женщины излечились от тяжелых болезней, которые не поддавались лечению.

Целая эпоха ушла с уходом в иной мир Яна Павла II: посвятив жизнь служению Богу он, прежде всего, служил человечеству, пытался на собственном примере показать, что все мы братья и сестры на этой планете и можем прощать ошибки друг друга, помогать и поддерживать, проявлять добро и милосердие. На протяжении всей жизни глава католиков не забывал о своей родине — он до последнего вдоха оставался поляком до мозга костей и проявлял свой патриотизм в делах.

Вслед за папой-поэтом-гуманистом папский престол занял племянник Евгения IV кардинал Пьетро Барбо, взявший имя Павла II (1464-1471); это был снова папа-антигуманист. Новый папа был подлинным венецианцем: он любил помпу, был ловким дипломатом, но подозрительным по натуре, суровым, расчетливым человеком. При принятии окончательного решения на конклаве в одинаковой мере сыграли роль два момента: обещание Пьетро Барбо начать крестовый поход против турок и обещание созвать вселенский собор.


При Павле II, который был, можно сказать, недосягаемым (очень редко проводил слушания советников и высших священнослужителей), папское достоинство обрело внешнюю помпезность Ренессанса. Павел II любил красоту, но не признавал в ней человеческого начала, однако сам был в восторге от собственной красоты. Вообще говоря, внешняя помпа стала в этот период органической частью католического культа. На место духовной, религиозной жизни, на место веры, идущей из самой глубины души, пришла внешняя помпезность церковных обрядов. У этой помпы сложились и популистские разновидности.



Для широких народных масс отнюдь не гуманисты, а по-прежнему церковь означала культуру, праздничность, развлечения. Возможности для этого предоставляли становившиеся все более красочными и щедрыми праздники церковного года. Кстати, именно в соответствии с распоряжением Павла II, изданным в 1470 году, Святой год полагалось отмечать раз в 25 лет.


Для правления Павла II характерны произвол и оттеснение на задний план кардинальской коллегии, влияние которой все возрастало. Усиливающаяся власть кардинальской консистории, разумеется, противоречила папскому абсолютизму. Папа урезал сказочные доходы кардиналов, расходы курии, преследовал симонию. Эти реформаторские распоряжения ограничивали меценатскую деятельность папы и кардиналов, что, в свою очередь, сделало римских гуманистов, художников и мастеров искусства обедневшими скитальцами. Нападки гуманистов на сурового и деспотичного папу поощрялись кардиналами. Вождь гуманистов Бартоломео Платина уже угрожал созывом вселенского собора. Папа ответил на это тем, что приказал арестовать Платину и содержать в Замке Святого Ангела. Тут надо иметь в виду, что Платина в своем труде по истории папства, над которым он в то время работал, представил Павла II варваром, врагом культуры и искусств. Позднее Павел II приказал освободить его, а Сикст IV назначил Платину префектом Ватиканской библиотеки.


Павел II стремился к внутреннему укреплению Церковного государства, сознавая, что, только опираясь на единое государство, папы смогут воспрепятствовать аннексии его со стороны французов или австрийских и испанских Габсбургов. Папа Павел сознавал также, что совместный поход против турок уже невозможен. Поэтому он видел свою задачу в помощи христианским государствам, которые вели с турками борьбу не на жизнь, а на смерть, причем не только в моральной, но и материальной - деньгами. Исходя из этого, он действительно поддержал значительными суммами Венгрию, Венецию и Албанию. При Павле II возник новый конфликт: между Чехией и папством. Чешский национальный король Иржи Подебрад (1458-1471) благоприятно относился к умеренному гусизму; за это папа в 1466 году отлучил его от церкви. В династической войне между венгерским королем Матьяшом и чешским королем папа стал на сторону Венгрии.


В 1464 г. в бенедиктинском монастыре в Субиако была создана первая на территории Италии типография. В 1467 г. Павел II приказал перевезти ее в Ватикан. Папа был коллекционером-нумизматом, он собирал также драгоценные камни. Его коллекции обогатили собрания Ватиканского музея.


Действуя в духе папского абсолютизма, Павел II последовательно уклонялся от созыва вселенского собора (собора реформ). На изменение этой его позиции не смог повлиять даже личный визит императора Фридриха III в 1468 году в Рим. Папа Павел ясно видел, что в это время собор реформ мог бы окончиться лишь поражением папского примата.


Старания папских легатов на международной арене не принесли решения конфликтов с Францией, Венецианской республикой и Флоренцией. Перспектива организации совместного крестового похода против турок отдалялась с каждым годом.

Источники:

Папы: каталог Ковальского

Первое чудо Иоанна Павла II было признано . Специальная медицинская комиссия изучила случай французской монахини, которая молила папу о заступничестве после его смерти и исцелилась от болезни Паркинсона без явных медицинских причин.

Вторым чудом было официально признано необъяснимое исцеление в мае 2011 года смертельно больной женщины из Коста-Рики. Она получила серьезное повреждение головного мозга, однако после молитв Иоанну Павлу II смогла выздороветь.

В нескольких городах мира Иоанну Павлу II. Самая высокая в мире статуя понтифику высотой 14 метров появилась в польском городе Ченстохова в апреле 2013 года. До этого крупнейшим памятником ему считалась 12-метровая статуя в Чили.

Памятник папе Римскому Иоанну Павлу II работы российского скульптора Зураба Церетели был открыт у собора Парижской Богоматери в Париже (Франция).

В октябре 2011 года ему был установлен памятник во дворике Российской государственной библиотеки иностранной литературы им. Рудомино в Москве.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников