Формирование правильной осанки.

Формирование правильной осанки у детей в значительной степени зависит от окружающей среды. В обязанности родителей, а также сотрудников дошкольных и школьных учреждений входит следить за правильным положением детей при стоянии, сидении и ходьбе, а также использовать упражнения, развивающие, главным образом, мышцы спины, ног и живота. Это нужно для того, чтобы у ребёнка развивался естественный мышечный корсет.

О позвоночнике и его изменениях

Позвоночник (позвоночный столб) является основной частью осевого скелета человека и состоит из 33–34 позвонков, которые соединены между собой хрящами, связками и суставами.

В утробе матери детский позвоночник выглядит как равномерная дуга. При появлении ребёнка на свет, его позвоночник выпрямляется и приобретает вид практически прямой линии. Именно с момента рождения начинает формироваться осанка. При наличии навыка удерживания головы в поднятом состоянии, в шейном отделе позвоночника малыша постепенно возникает изгиб вперёд, так называемый, шейный лордоз . Если пришло время, когда ребёнок уже умеет сидеть, в грудном отделе его позвоночника также формируется изгиб, только обращённый назад (кифоз). А если ребёнок начинает ходить, в поясничном отделе со временем образуется изгиб с выпуклостью, которая обращена вперёд. Это поясничный лордоз. Именно поэтому важно следить за дальнейшим правильным формированием детской осанки.

Об осанке и её нарушениях

Осанкой называют способность человека держать своё тело в разнообразных положениях. Она бывает правильной и неправильной.

Осанка считается правильной, если непринуждённо стоящий человек, находясь в привычной для него позе, не делает лишних активных напряжений и держит голову и корпус прямо. Кроме этого, он имеет лёгкую походку, слегка опущенные и отведённые назад плечи, направленную вперёд грудь, подтянутый живот и ноги, разогнутые в коленях.

При неправильной осанке человек не умеет правильно держать своё тело, поэтому, как правило, сутулится, стоит и передвигается на полусогнутых ногах, опустив плечи и голову, а также выставив вперёд живот. При такой осанке нару
шается нормальное функционирование внутренних органов.

Различные нарушения осанки, будь то сутулость, лордоз, кифоз или сколиоз (боковое искривление позвоночника) – довольно часто встречаются у детей дошкольного и школьного возрастов. В основном, это дети либо физически ослабленные, либо страдающие какой-либо хронической болезнью, либо уже переболевшие тяжёлыми заболеваниями в раннем детстве.

Профилактика нарушений осанки

Профилактика любых нарушений, связанных с осанкой, должна быть комплексной и основываться на представленных ниже принципах.

  1. Правильное питание.

Непрерывно развивающийся организм ребёнка на протяжении всего роста нуждается в полезных питательных веществах. Питание должно быть полноценным и разнообразным, так как от этого зависит, насколько правильным будет развитие мышц и костей.

  1. Двигательная активность.

Очень важны для здоровья детской осанки занятия
физическими упражнениями, различными видами спорта (в особенности, ходьба на лыжах и плавание), гимнастикой, а также туризм, активные игры на свежем воздухе и др. Следует учитывать, что при физическом развитии не следует заставлять ребёнка совершать резких и быстрых нагрузок.

  1. Правильный режим дня.

Во избежание проблем с осанкой необходимо не только организовать правильный режим дня (время прогулок, сна, бодрствования, питания и др.), но и строго соблюдать его, не делая никаких исключений, например, по выходным.

  1. Удобная детская комната.

4.1. Комната должна иметь качественное освещение. Дополнительной настольной лампой должен быть оборудован детский письменный стол.

4.2. Высота стола должна соответствовать росту ребёнка. Существуют также особые парты, которые предназначены для коррекции осанки школьника.

4.3. Стул должен повторять изгибы тела. Правда, вместо такого ортопедического стула можно подкладывать за спину на уровне поясничного отдела тряпичный валик в дополнение обычному ровному стулу. Высота стула в идеале должна быть равна высоте голени. Используйте подставку для ног, если они не достают до пола.

4.4. Ребёнок должен сидеть так, чтобы спина его опиралась на спинку стула, а голова слегка наклонялась вперёд, а между телом и столом легко проходила ладонь ребром. При усаживании нельзя подгибать ноги под себя, так как это может привести к искривлению позвоночника и нарушению кровообращения.

4.5. В детской кровати должен быть ровный и твёрдый матрац. Благодаря такому матрацу масса тела ребёнка распределяется равномерно, а мышцы максимально расслабляются после вертикального положения туловища за весь день. Не допускайте того, чтобы ребёнок спал на мягкой поверхности. Это провоцирует формирование неправильных изгибов позвоночника во время сна. Кроме этого, мягкий матрац стимулирует согревание межпозвоночных дисков, в связи с которым нарушается терморегуляция. Что касается детской подушки, она должна быть плоской и располагаться исключительно под головой, а не под плечами.

  1. Грамотная коррекция обуви.

Правильный, точный и своевременный подбор детской обуви позволяет родителям избежать и даже устранить многие проблемы, такие как функциональное укорочение конечности, возникшее из-за нарушений осанки или компенсация дефектов стоп (косолапость и плоскостопие ).

  1. Равномерное распределение нагрузок.

Известно, что чаще всего именно в школьном возрасте, когда у детей наблюдается стремительный рост костной и мышечной массы, они, к сожалению, приобретают искривление позвоночника. Происходит это по причине того, что в таком возрасте позвоночник ребёнка не приспособлен к большим нагрузкам. Родители должны стараться не перегружать ребёнка при ношении им ранца, рюкзака или портфеля. Помните, что по стандарту вес, который разрешено поднимать ребёнку, составляет 10% от общей массы тела.

Спинка у школьного ранца должна быть ровной и твёрдой, ширина его не должна быть больше ширины плеч. Также ранец не должен висеть ниже пояса, а ремни на нём должны быть мягкими и широкими, регулироваться по длине. Недопустимо в течение длительного времени ношение тяжёлых сумок на одном из плеч, что особенно актуально для девочек. В этом случае искривление позвоночника для них может стать неизбежной проблемой.

Что касается правильного переноса тяжестей, известно, что наклониться, взять тяжесть и поднять её – это огромная нагрузка на позвоночник и так делать нельзя. Правильным было бы сначала присесть с ровной спиной, затем взять, прижать к груди, подняться и отнести. И в качестве совета родителям: даже если вы сами не следуете этому правилу, научите ему вашего ребёнка.

Формирование правильной осанки

Стимулировать рост и развивать мышцы ребёнка можно смело начинать с момента его рождения. Так их рост и сила будут быстрее развиваться и преумножаться. Для грудных детей отличным помощником в этом является массаж (по назначению врача).

Малышу в возрасте 2-3 месяцев можно приступать делать упражнения на тренировку мышечных групп, отвечающих за удерживание тела в правильном положении. Для этого достаточным будет при помощи ладоней поднять ребёнка, переведя из положения «лёжа» в положение «вверх», после чего недолго подержать его на весу. В этой позиции мышцы и суставы малыша будут двигаться, тренируя при этом все мышечные группы.

После 1,5 лет в игровой форме с ребёнком можно начинать заниматься гимнастикой. Вместе вы можете «колоть дрова», «по-кошачьи» выгибать спину, «качать воду», ходить по нарисованной линии, словно по канату, кататься по полу, проходить полосу препятствий и т.п. Можно попросить ребёнка изобразить птичку: лечь на живот, «раскинуть крылья» (развести руки в стороны) и подержаться за щиколотки приподнятых ног.

Осанка ребёнка формируется до периода полового созревания. Всё это время необходимо следить за её формированием. Если у ребёнка уже возникло определённое нарушение, до наступления этого периода оно может быть исправлено. Ребёнок при этом должен регулярно посещать врача-ортопеда, находясь у него на диспансерном учёте и проходить все доступные виды лечения. Это может быть лечебная физкультура, плавание, массаж, физиотерапия, мануальная терапия, а также хирургическое лечение (по показаниям).

Полезные упражнения

Для формирования правильной осанки у детей, а также профилактики её нарушений в процессе занятий утренней гимнастикой, физической культурой и во время физкультминуток в домашних условиях и, главным образом, в дошкольных и школьных учреждениях можно использовать различные полезные упражнения. Ниже приведены примеры таких упражнений.


Заключение

Дорогие родители, напоминать и говорить ребёнку «Сядь прямо» или «Не сутулься» конечно, нужно, но этого всё же недостаточно. Начинайте беспокоиться о здоровье своих малышей ещё «с пелёнок» и обязательно найдите время для занятий с ними. Важным моментом в формировании правильной осанки ребёнка является личный пример. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, держите спину ровно и будьте здоровы!

Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Основными факторами, влияющими на осанку, являются положение и форма позвоночника, положение таза, сила мускулатуры.

Правильная осанка – это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне, лопатки не выступают, расположены симметрично, живот подтянут, ноги в коленях не согнуты при стоянии, пятки вместе, голова держится прямо. Естественные изгибы позвоночника позволяют поддерживать нормальную позу. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведет к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения и ведут к образованию сколиоза, кифоза и остеохондроза.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект – вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгиба позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперед плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки, свисающий живот. Нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская и плоско-вогнутая спина, круглая и кругло-вогнутая спина, а так же боковые искажения (сколиоз) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловко, стесняются принимать участие в играх со сверстниками. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

Своевременное правильное питание;

Свежий воздух;

Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

Оптимальная освещенность;

Привычка правильно переносить тяжелые предметы;

Расслаблять мышцы тела;

Следить за собственной походкой.

Двигательные координации, физиологические изгибы позвоночника, своды стопы ребенка формируются в процессе его развития постепенно. Большую роль в этих процессах играют базовые факторы развития, сенсомоторные координации, окружающая среда ребенка. Именно эти факторы являются определяющими в развитии осанки ребенка, стопы, двигательного стереотипа. Среди базовых факторов развития выделяют:

Модально-специфические – связанные с органами чувств(тактильные, слуховые, зрительные, вестибулярные, обонятельные, вкусовые стимулы);

Кинестетический, кинетический, пространственный(пространство мира, схема тела);

Произвольной регуляции;

Энергетического обеспечения;

Межполушарного взаимодействия.

Осанка ребенка формируется с момента рождения до 9-10 лет. Именно в этот период жизни необходимо создавать условия для формирования правильной осанки и оптимального двигательного стереотипа. Уже к концу первого года жизни у ребенка образуется 4 естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный – выпуклостью вперед, грудной и крестцово-копчиковый – выпуклостью назад.

Передвижение ребенок начинает, пользуясь для опоры всеми конечностями. Верхние конечности у него не имеют хватательной функции, она вырабатывается позднее. У новорожденного постепенно выпрямляется тотальный кифоз. В лежачем положении дугообразное искривление позвоночника под действием силы тяжести головы на шейный отдел позвоночника, и нижних конечностей – на поясничный отдел сглаживается. Когда увеличивается сила мышц шеи, ребенок начинает поднимать голову и садится. В сидячем положении увеличивается поясничный кифоз, явление это нормальное. Брюшные мышцы у грудного ребенка очень слабые, поэтому в вертикальном положении живот под действием силы тяжести выпячивается и появляется небольшой поясничный лордоз. В первый период хождения осанка у ребенка следующая: выступающий живот, намечается поясничный лордоз, прямая верхняя часть туловища, иногда небольшой грудной кифоз, небольшая контрактура бедер, колени слегка согнуты.

Переходный тип осанки у детей держится почти весь дошкольный период. Выпячивание живота уменьшается, но не исчезает, поясничный лордоз становится более заметным. Ребра, благодаря тяге брюшных мышц, наклоняются вперед, поэтому грудная клетка несколько уплощается, а плечи округляются, но остаются на своем месте сзади и не перемещаются вперед. Колени выпрямляются в вертикальном положении, но во время хождения остаются немного согнутыми.

В раннем детстве и младшем школьном возрасте у детей часто встречаются нарушения осанки, которые могут привести к серьезным расстройствам нормальной деятельности организма, а в запущенных случаях – к потере работоспособности и ранней инвалидности.

Варианты нарушения осанки.

Круглая спина – увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза. Для компенсации отклонения центра тяжести от средней линии ребенок стоит с согнутыми в коленных суставах ногами. При круглой спине грудь западает, плечи, шея и голова наклоняются вперед, живот выдвинут вперед, ягодицы уплощены, лопатки крыловидные.

Кругло-вогнутая спина – все изгибы позвоночника увеличены, увеличен угол наклона таза. Голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает. Это наиболее часто встречающее нарушение осанки в старшем дошкольном возрасте – более 60 %. Эта форма осанки определяется наличием у детей верхнего и нижнего перекрестного синдрома, т.е. мышцы, склонные к укорочению – укорочены, мышцы, склонные к торможению – расслаблены.

Плоская спина – уплощение поясничного лордоза, наклон таза уменьшен. Грудной кифоз выражен плохо, грудная клетка смещена вперед. Лопатки крыловидные.

Плоско-вогнутая спина – уменьшение грудного кифоза при нормальном или слегка увеличенном поясничном лордозе. Грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены.

К специальным задачам в дошкольном возрасте при формировании правильной осанки относятся:

Отработка базовых факторов развития;

Формирование правильной осанки и образов правильных движений (оптимального двигательного стереотипа);

Стимуляция деятельности органов и систем, улучшение физического развития;

Улучшение координации движений;

Улучшение и нормализация эмоционального состояния, воспитание социально-уверенного поведения ребенка;

Активизация обменных процессов;

Повышение неспецифической сопротивляемости детского организма;

Растяжение и укрепление мышц передней поверхности тела и укрепление мышц брюшного пресса, с одновременной коррекцией изгиба поясничного отдела позвоночника (ПОП);

Укрепление мышц, отвечающих за постановку лопаток и направленное укрепление мышц-разгибателей спины с одновременной коррекцией грудного отдела позвоночника (ГОП);

Укрепление мышц рук и ног с акцентом на развитие свода стопы.

Все эти задачи объединяет одна, без решения которой невозможно добиться положительного результата – это воспитание рефлекса правильной осанки, сознательного желания стать здоровым, красивым, сильным.

Выработка и закрепление навыка правильной осанки происходит во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, при которых обязательно сохраняется правильное положение тела; упражнений в равновесии и координации, предусматривающих развитие сенсомоторных связей центральной нервной системы. 5 – 6 летний ребенок уже должен уметь сочетать работу правой и левой рук, рук и ног, уметь производить движения с сопротивлением, работать на преодолении тяжести своего тела, координировать работу передней и задней половин тела. Многие дети теряют способность двигаться, если закроют глаза. Часто большие затруднения возникают при пересечении средней линии тела, сочетание поворотов головы и движений глаз, поворотов тела и движений рук и глаз.

А ведь именно эти виды координации лежат в основе таких жизненно-важных локомоций, как ползание, ходьба, бег. И все это неизбежно переходит в трудности при обучении письму и чтению, где необходимые движения руки, глаз, головы также связаны с пересечением средней линии тела.

Итогом сенсомоторного развития является:

1.Координация работы правой и левой половины тела (латеральность ).

2. Согласованность работы верхней и нижней половин тела (центрация ).

3. Согласованность работы передней и задней частей тела (фокус ).

Любое отставание в развитии данных координаций влияет не только на формирование осанки ребенка, на его здоровье, но и на его способность к адаптации в окружающей среде, работоспособность, успешность, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию неуверенности в себе, трудностям в обучении. Наличие даже одного из перечисленных отклонений уже может служить причиной формирования неправильной осанки. В приложении приведены тесты на степень развития сенсо- и психомоторных координаций.(см. стр.)

Коррекционно-развивающие упражнения без предметов

В первый месяц занятий следует начинать работу с детьми с ходьбы, ползания, лазания . Именно эти формы движения являются основой сенсомоторного развития, они помогут детям восстановить утраченные способности координировать свои движения, работу тела совместно с деятельностью органов чувств, зрения, слуха и нервной системы. Рассмотрим примеры.

Ходьба:

1) без задания – 16 шагов;

2) на носках, руки в стороны – 8 шагов;

3) на пятках, руки за голову – 8 шагов;

4) на внешней стороне стопы, руки на пояс – 8 шагов;

5) перешагивая через модули – 8 шагов.

Методические рекомендации. Дети выполняют обычную ходьбу в колонне по одному. При выполнении ходьбы на носках колени не сгибать, шаги небольшие, руки точно в сторону, голову не опускать, смотреть прямо. При выполнении ходьбы на пятках не топать, ногу ставить мягко, руки за голову, локти развести, смотреть прямо, таз не отставлять. При перешагивании через модули, высоко поднимать бедро, оттягивая носок.

Комментарий . Необходимо регулярно повторять разные виды ходьбы, которые помогают устранять недостатки такие как: чрезмерное напряжение плечей, недостаточно выпрямленное туловище, некоординированная работа рук и ног, шарканье ногами. Кроме этого, ходьба способствует укреплению мышц стопы, что предотвращает развитие плоскостопия, формирует правильную осанку.

Ходьба босиком, по жесткой поверхности, по матам, по камушкам или пуговицам, по канату, по резиновым массажным коврикам, перешагивая через предметы, по гимнастической скамейке, полусферам, модулям и т.д. эффективно развивает рефлекс походки. Ходьба нормализует деятельность сердечно -сосудистой системы, желудочно-кишечной и эндокринной систем. Формируется зрительная система и увеличивается двигательный опыт.

Ползание:

Ползание на четвереньках:

1) ползание вперед, назад, зигзагом;

2) ползание гетеролатерально (правая рука - левая нога).

Ползание лежа на животе :

1) «ящерка»;

2) лежа на спине, отталкиваясь согнутыми ногами от пола;

3) перекат, способом «бревнышко».

Методические рекомендации. Обратить внимание на правильное выполнение ползания. Движение, стоя на коленях, вперед выполняется разноименными рукой и ногой, с поворотом головы в сторону движущейся руки. То же самое при выполнении ползания назад. Часто, выполняя ползание по-пластунски, дети используют только руки, переставляя их и подтягиваясь, или еще включают в работу одну ногу. Задача педагога – контролировать перекрестную работу рук и ног с одновременным поворотом головы в сторону впередистоящей руки.

Комментарий. Это упражнение относится к обязательным и этапным. Если ребенок не может выполнить это упражнение, то более сложные координированные упражнения, бег и др. будут неэффективными и проблематичными. Ползание положительно влияет на формирование правильной осанки. Это упражнение способствует улучшению межполушарного взаимодействия, координации движений, способности ориентироваться в пространстве. Рекомендуется выполнять ползание по гимнастической скамейке; по наклонной поверхности; по камушкам, резиновым массажным коврикам; в упоре, стоя на коленях, в упоре на предплечьях, по-пластунски, «змейкой» и т.д. Рекомендуется включать ползание в каждое занятие, как в виде отдельного упражнения, так и в ходе игры, эстафеты.

Лазанье: по стремянке, гимнастической стенке.

И.п. – стоя на полу, держась за рейку на высоте груди: присесть на вытянутые руки, вернуться в и.п.

Передвижение боковым шагом по рейке с переходом на др. секции стенки.

Комбинация вертикального лазания с кратковременными висами.

Методические рекомендации. Обратить внимание на то, как ребенок делает захват рейки руками (большой палец снизу рейки, остальные сверху) и как правильно ставит на рейку ноги (серединой стопы). Ребенок влезает вверх до определенной высоты, перехватывая руками следующую рейку, а потом переставляя ноги. Слезает обратным движением – сначала переставляет обе ноги на одну рейку, а потом перехватывает руками рейку.

Комментарий. Этот вид упражнений рассчитан на преодоление боязни высоты, овладение сложной координацией движений. Служит коррекционным упражнением в плане формирования осанки. Дети пользуются преимущественно приставным шагом, со временем все чаще выносят вперед разные руку и ногу – вырабатывается попеременный шаг. Задействована работа всего мышечного корсета.

Бег:

1) легкий бег на носках;

2) бег «змейкой» с переходом на ходьбу;

3) бег с преодолением препятствия.

Комментарий . Бег по сравнению с ходьбой является более сложной координированной работой. Относительно быстрая смена направления движения формирует координацию работы правого и левого полушарий. Бег развивает у детей выносливость, скоростные качества, легкость, непринужденность движений.

Так же в работе с детьми используют упражнения на развитие симметричной мышечной силы.

Основная стойка (о.с.) – стоя, стопы параллельно друг другу, руки вдоль туловища.

Методические рекомендации . Тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги; мышцы бедер напряжены, коленная чашечка поднята; брюшной пресс в тонусе, живот слегка втянут; ягодичные мышцы напряжены; плечи развернуты и опущены; голова приподнята, смотреть вперед-вверх.

Комментарий . Удерживать основную стойку от 15 до 30 секунд. Основной стойке следует специально обучать детей, т.к. умение правильно стоять в дальнейшем может выработать рефлекс правильной осанки.

Массаж биологически активных точек.

Массаж активизирует биоэнергетические зоны, «разогревает» организм, подготавливает органы и системы к последующей физической нагрузке. Выполнять его следует перед началом занятия, в подготовительной части урока. И.п. при массаже – «поза ученика» (сед на пятках), подогнув пальцы. Уже сама поза является рабочей, т.к. растягивает мышцы голени, стопы, передней поверхности бедра.

Ладони: растирать сильно круговыми движениями.

Щеки: растирать круговыми движениями ладоней от носа к ушам.

Лоб: растирать ладонью, каждой поочередно.

Уши: растирать ушную раковину круговыми движениями большого и указательного пальцев.

Волосистая часть головы: растирать пальцами обеих рук круговыми движениями спереди назад.

Пальцы рук: обхватить один палец правой руки ладонью левой (как бы зажав его в кулак) и массировать каждый палец, сильно растирая его по всей длине.

Комментарий . Это положение способствует растягиванию передней поверхности голени и мышц-разгибателей стопы (профилактика плоскостопия). Делая массаж, дети стимулируют зоны на руках и стопах, необходимые для развития рефлексов правильной походки.

Упражнения для мышц шеи. Направлены на зрительно-моторную координацию, на укрепление и растяжение мышц шеи, на выравнивание мышечной тяги шейно-грудного отдела. Это наклоны головы вперед, назад, вправо, влево; повороты головы направо, налево; полукруги головы. Все наклоны делаются на выдохе.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения тонизируют мышцы плечевого пояса, улучшается подвижность суставов плеч, лопаток, ключиц, прорабатывается грудной отдел позвоночника. При выполнении упражнений необходимо следить за осанкой, голову не опускать, не сутулиться, мышцы живота подтянуть. Это круговые движения плечами всеми руками.

Упражнения для мышц тела . Работа направлена на укрепление мышц спины, поясничного отдела, выравнивание мышечной тяги правой и левой половин тела, снятие мышечных напряжений. Это упражнение «кошечка проснулась» встать на колени, выгнуть спину и снова лечь на живот; стоя на четвереньках, скользить стопой и голенью по полу, делая как бы выпад.

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки

1. Встать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками, локтями. Сохраняя правильное положение, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в и.п.

2. Принять правильную осанку у стены, приподняться на носки, удержаться в этом положении 3-4 минуты.

3. То же самое, но без стены.

4. Встать к стене, принять правильное положение, поднять руки в стороны - вверх, опустится в и.п.

5. Принять правильную осанку у стены, присесть, разводя колени врозь и сохраняя положение головы и позвоночного столба. Медленно встать в и.п.

6. То же самое, но без стены.

7. Встать к стене, принять правильное положение. Поочередно поднимать ноги вперед, не сгибая в колене, не отрывая таза, плеч, головы от стены.

8. И.п. – стоя, руку на живот. Вдох – надуть живот – выдох. Медленно.

9. Ходьба с мешочком на голове.

10. Лежа на спине – приподнять голову – проверить правильность расположения тела.

11. Лежа на спине, принять правильную позу, закрыть глаза – расслабить все мышцы – стать как «тряпичная кукла». Открыть глаза, принять правильную позу.

Эти упражнения можно давать в любой части урока и как контрольные между упражнениями на укрепление мышечного корсета.

Работа с большим гимнастическим (ортопедическим) мячом.

Одним из самых эффективных средств развития и коррекции осанки для детей дошкольного возраста являются занятия на больших мячах. Занятия с мячами имеют свои особенности. Во-первых, это нестабильная опора, заставляет включать в работу те или иные группы мышц. Работа на подвижном, постоянно «желающим его уронить» мяче, усложняется тем, что ребенок вынужден балансировать, играя с мячом, пытаясь на нем удержаться. Немаловажную роль здесь играет и эмоциональный компонент – мяч это игрушка, он партнер, он красив и, главное, неподвижен, т.е. взаимодействует с ребенком.

Упр. 1 . И.п. – сидя на мяче, ноги на полу. Движения тазом вперед-назад, вправо-влево. Темп медленный.

Комментарий . Упражнение направлено на укрепление мышц таза, способствует формированию поясничного лордоза, укрепляет мышцы живота, снимает блок с мышц ПОП (поясничный отдел позвоночника).

Упр. 2. И.п. – стоя на коленях, мяч перед собой, руки прямые лежат на мяче. Лечь грудью на мяч, руки поставить на пол перед мячом. Выполнить перекат на живот – затем вернуться в и.п.

Осанка - это умение человека держать свое тело в различных положениях, привычная поза непринужденно стоящего человека.

При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, живот подобран, голова поднята, взгляд устремлен вперед.

При любой работе, любом виде спорта необходимо уметь держать свое тело. Правильная осанка, сочетающаяся с координированными, слаженными и ловкими движениями, делает человека сильным, красивым.

Что может быть прекраснее балета? Не отрываясь можно любоваться художественной гимнастикой и фигурным катанием. А ведь эту красоту создают не только отточенные движения исполнителей, но и их умение держать свое тело. И при тяжелых видах труда умение правильно держать свое тело помогает человеку быть сильным. Как свободны движения у доменщика и лесоруба, у ткачихи и токаря! А сколько поэтических строк в русской литературе посвящено косарям!

Человек, не умеющий держать свое тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Но странное дело - некоторые молодые люди считают именно такую осанку и расхлябанную походку красивыми. А ведь это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанке затруднена деятельность всех внутренних органов и в первую очередь легких и сердца, сокращен объем дыхательных движений, уменьшена жизненная емкость легких. Это значит, что снижена доставка кислорода к тканям и органам.

Как же формируется осанка? Можно ли предотвратить образование плохой осанки и как это сделать?

На характер осанки человека большое влияние оказывает позвоночник, так как он является основным костным стержнем и связующим звеном всех частей скелета. Позвоночник обеспечивает вертикальное положение тела, удерживает его в равновесии, поддерживает тяжесть головы и верхней части туловища. Он представляет собой стержень, состоящий из отдельных позвонков (рис. 1). Это обеспечивает ему большую подвижность. Наиболее подвижен позвоночник в шейном и поясничном отделах; стоя на месте, можно легко повернуть голову и туловище в ту или другую сторону. В грудном отделе подвижность позвоночника очень незначительна.

Рис. 1. Позвоночник человека.
1 - вид сбоку;
2 - вид спереди,
а - 7 шейных позвонков;
6 - 12 грудных позвонков;
е - 5 поясничных позвонков;
г - 5 крестцовых позвонков;
д - копчиковые позвонки.

Позвоночник имеет четыре изгиба, из которых два обращены выпуклостью вперед (шейный и поясничный) и два выпуклостью назад (грудной и крестцовый). Появляются они в раннем детском возрасте в связи с возникновением у ребенка умения держать голову, а затем сидеть и стоять. Окончательно изгибы позвоночника сформировываются к 6-7 годам, а закрепляются - к 18-20 годам.

В раннем детстве позвоночник в основном состоит из хряща, постепенно заменяющегося костной тканью. Верхние и нижние поверхности тел позвонков окостеневают к 15-16 годам, завершается окостенение в более позднем возрасте (после 20 лет). У мальчиков, начиная с 13 лет, позвоночник быстро растет в длину, у девочек рост позвоночника более медленный. В этом возрасте мальчики обгоняют девочек в росте.

В вертикальном положении позвоночник удерживается с помощью мышц, которые его окружают (мышцы спины, брюшного пресса и др.). Наиболее сильной мышцей, разгибающей и выпрямляющей позвоночник, является длинная мышца спины, которая тянется на всем протяжении позвоночного столба от костей черепа до крестца. Эти мышцы образуют естественный «мышечный корсет». Он-то и удерживает позвоночник в вертикальном положении и обеспечивает правильную осанку. Поэтому развитие мускулатуры играет большую роль в формировании правильной осанки. При этом основную роль играет не сила мышц, а равномерное развитие их и правильное распределение мышечной тяги на позвоночник.

По природе своей строение человеческого тела в основном симметрично. Следовательно, мышцы левой и правой половины тела должны быть развиты одинаково. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга сгибателей уравновешивается тягой разгибателей, то корпус и голова находятся в прямом, красивом положении.

Любопытно отметить, что нередко у людей, занимающихся тяжелым физическим трудом, - у грузчиков, молотобойцев, а также у спортсменов-тяжелоатлетов - штангистов, борцов и т. д. - осанка плохая из-за чрезмерного развития отдельных групп мышц. И наоборот, у спортсменов, занимающихся таким видом спорта, который способствует равномерному развитию всех мышечных групп (гимнасты, легкоатлеты), наблюдается хорошая осанка.

Итак, наиболее частой причиной нарушений осанки является либо слабость мышц туловища, либо неравномерность их развития. А у детей школьного возраста в силу возрастных особенностей мышцы туловища развиты еще недостаточно, у них отсутствует крепкий естественный «мышечный корсет». При неблагоприятных условиях, о которых речь пойдет ниже, это становится причиной нарушения осанки. К тому же в школьном возрасте развитие скелета еще не завершено, позвоночник гибок и податлив. Первоначально возникающее нарушение осанки может перейти в искривление позвоночника.

Инструкция

Прежде всего, чтобы сформировать правильную осанку , научитесь следить за ней и не позволяйте себе сутулиться или как-нибудь иначе нарушать ее! В противном случае любые усилия по ее формированию будут бесполезны.

Проверьте стулья и кресла, на которых вам приходится находиться долгое время, к примеру, на рабочем месте или около компьютера. Мебель должна быть с удобной высокой спинкой, желательно анатомической формы. Исключите излишне мягкую мебель - она расслабляет мышцы спины, что приводит к искажению осанки.

Количество и время упражнений, а так же их последовательность подбираются самостоятельно, в зависимости от физической формы и состояния . Так же формированию правильной осанки способствуют занятия плаванием.

Если же у вас уже есть нарушения осанки, боли или же, если вам сложно держать , сформировать правильную осанку вам помогут специальные бандажи и корсеты. Бандажи изготавливаются из трикотажных ремней и резинок. Применяются они для помощи в формировании осанки и разгрузки мышц спины, особенно плечевого пояса. Они практически незаметны под одеждой и могут использоваться в течение всего дня.

Корсеты применяются для исправления дефектов осанки. Использовать их желательно только по , иначе вы можете нанести еще больший вред при неправильном их использовании.

Видео по теме

Люди с красивой и правильной осанкой всегда привлекают к себе внимание. А сейчас это довольно редкое зрелище. Глядя на таких людей, невольно выпрямляешься, и хочется быть таким же. Мечтать о красивой фигуре без красивой осанки просто бессмысленно! Выработать правильную осанку никогда не поздно. Главное в этом деле - желание и упорство.

Инструкция

Оцените свою осанку . Для этого нужно прислониться спиной к стене и расслабиться. При правильной осанке должны коснуться стены затылок, лопатки, ягодицы ног. Если обнаружились недостатки, то следует заняться выработкой правильной осанки.

Делайте специальные упражнения. Именно с помощью развития определенных мышц человек с легкостью будет удерживать свое тело в правильном положении. Не сразу заниматься по несколько часов в день. Достаточно будет 10-15 минут. Регулярные занятия постепенно войдут в привычку. Результат порадует вас очень скоро!

Упражнение 1. Ношение книги . Простейшее и эффективное упражнение. Нужно просто положить книгу себе на голову и походить по квартире. При ходьбе на улице просто представьте, что вы идете дома с книгой.

Упражнение 2. Сидя на полу для мышц шеи. Сядьте и обнимите колени руками. Спина должна быть прямая. Нужно запрокидывать голову назад, вытягивая шею. Затем сядьте по-турецки и обхватите носки или колени руками. Поворачивайте голову влево и вправо. Упражнения делаются по 10 раз.

Упражнение 3. Для выпрямления спины. Нужно лечь на живот, а руки согнуть в под прямым углом. Поднимать корпус вместе с руками. Повторить 10-20 раз. Затем лечь на спину и согнуть ноги в коленях, а руки развести в стороны. Поднимать грудную клетку, опираясь на затылок и руки.

Оборудуйте свое рабочее место правильной мебелью. При сидении за столом его уровень должен быть на уровне согнутых в локтях . Стул должен регулироваться по высоте. Монитор компьютера прямо перед вами. Работать нужно с прямой спиной, а шея не должна быть опущенной.

Занимайтесь формированием своей правильной осанки! Это под силу каждому!

Обратите внимание

Осанка формируется с детства, поэтому во избежание проблем у своих детей, уделяйте этому вопросу как можно больше внимания.

Правильная осанка и легкая походка – признак успешного и уверенного в себе человека. Формирование правильной осанки начинается с детства. Если ребенок малоподвижен и часто сутулится, то у него может развиться сколиоз, шейный лордоз и грудной кифоз. Сформировать правильную осанку можно при помощи физических упражнений и постоянного самоконтроля.

Инструкция

Чтобы понять, какой должна быть правильная осанка, встаньте около стены. Прижмите к стене голову, плечи, ягодицы и голени. Плечи отведите немного назад и вниз. Грудь расправьте. Живот втяните. Копчик направьте вниз. Подбородок слегка приподнимите вверх. Запомните положение тела и отойдите от стены. Постарайтесь сохранить принятое положение тела. Походите в течение 2-3 минут по комнате, сохраняя правильную осанку . Для достижения большего эффекта положите на голову книгу. Каждый раз, когда вы будете отклоняться от нужного положения тела, книга будет соскальзывать.

Подойдите к стене и прижмитесь к ней, как в первом упражнении. Несколько раз присядьте и выпрямитесь. Сохраняйте спину прямой и прижатой к стене. Затем поднимите руки вперед, разведите в стороны, вытяните вверх и опустите вниз. Не отрывайте лопатки и ягодицы от стены. Повторите упражнение несколько раз.

Одна из причин нарушения осанки – слабый мышечный корсет. Упражнения для брюшного пресса и спины помогут вам укрепить мышечный корсет и сформировать правильную осанку . Лягте на спину, согните ноги в коленях. Руки за головой, локти разведены в стороны. Выполняйте подъемы туловища вверх на выдохе. На вдохе – возврат в и.п. Повторите 16-32 раза.

И.п. – лежа на спине, ноги прямые. Поднимите правую ногу вверх и плавно опустите. Повторите левой ногой. Сделайте по 8-16 подъемов каждой ногой. Потом одновременно поднимите обе ноги и медленно опустите. Выполните не менее 8 повторов.

Лягте на живот. Руки вытяните вперед. Поднимите вверх правую ногу и левую руку, задержитесь на 2-3 секунды и опустите. Поднимите вверх левую ногу и правую руку. Чередуйте подъемы ног и рук по 16-32 раза. Выполните это же упражнение с одновременным подъемом ног и рук вверх. Старайтесь опускаться вниз плавно, беззвучно.

В завершение тренировки потянитесь. Это поможет снять мышечное напряжение. Встаньте, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вниз до касания руками пола. Постарайтесь расслабиться в положении наклона. Постойте так 2-3 минуты, расслабленно покачайтесь вверх-вниз и из стороны в сторону. Плавно выпрямитесь. Подойдите к стене и ещё раз примите правильную осанку . Контролируйте осанку в течение дня.

Видео по теме

Осанкой называют привычную для человека манеру ходить или стоять. При правильной осанке голова и туловище должны находиться на одной вертикальной линии. При этом лопатки не выпирают, а плечи находятся на одном уровне. Для того чтобы не испортить осанку, необходимо соблюдать несколько несложных правил.

Инструкция

Если вы большую часть дня проводите сидя за компьютером, то позаботьтесь о максимальном удобстве рабочего кресла. Оно обязательно должно иметь подлокотники, которые не позволят вашим плечам «провисать». Работая, не забывайте время от времени вставать и , напрягая все мышцы. Небольшую подушечку или свернутое в рулон полотенце подкладывайте под поясницу. Это обеспечит естественный изгиб позвоночника и поможет избежать нарушения осанки.

Для с крупной особенно важно правильно подобрать бюстгальтер. Лучше всего, если это будет модель со скрещенными на спине бретелями. В этом случае грудь получит опору. Пореже носите обувь на каблуке - это напрягает поясницу и не способствует сохранению осанки.

Постарайтесь постоянно голову прямо, слегка приподнятой. Подбородок не задирайте к небу. Для того чтобы выровнять плечи, приподнимите их, отведите назад и опустите. Грудь при этом не выпячивайте вперед. Точно также следите за тем, чтобы не выступал . Во время постарайтесь не двигать головой, держите ее ровно.

Ежедневно выполняйте несколько несложных положений для профилактики нарушения осанки. В положении стоя отведите плечи назад и постарайтесь свести вместе . Замрите на 10 секунд и после этого вернитесь в исходное положение. Повторите 3-4 раза.

Встаньте на четвереньки, выгните дугой спину и втяните живот. Голова должна быть опущена. Смотрите на свои ноги. Досчитайте до 10 и прогните спину. Опять считайте до 10 и снова выгибайте спину дугой. Начинайте с 3 – 4 повторов и постепенно доведите до 8.

Видео по теме

Легкая, динамичная походка, правильная и хорошая осанка всегда привлекают к себе внимание. Если человек сутулится, то он выглядит не только старше, но и чувствует себя соответственно. А при подтянутой осанке всему корпусу тела придается дополнительная активность и динамизм, что положительно влияет на общее самочувствие и настроение.

Вам понадобится

  • - корсет для поддержания осанки

Инструкция

Выполняйте специальные упражнения. В ходе упражнений для головы и шеи они практически должны оставаться неподвижными.
Положите ладони на лоб, затем плавно и медленно выдвигайте голову вперед, но руками создавайте сопротивление такой же силы в направлении назад. Усиливайте слегка сопротивление, но старайтесь не превышать максимальной силы напряжения мышц вполовину. В этом состоянии задержитесь на 3-5 секунд, после расслабьтесь. Положите руки сзади, сцепив пальцы на затылочной части головы и медленно отводите голову назад, оказывая одновременно сопротивление этому движению при помощи рук. Удерживайте это напряжение в течение 3-5 секунд. Затем опустите руки и расслабьтесь. Эти упражнения выполняйте два или три раза в неделю. Производя каждое движение, старайтесь поддерживать вертикальное положение.

Упражнения для мышц спины и живота выполняются, сидя на . Выпрямитесь, части ног и ягодицы должны находиться непосредственно по центру сиденья, спина не должна касаться спинки кресла, после – расслабьтесь. Повторяйте эти движения с задержкой на 5 секунд. Проделывайте эти упражнения на протяжении всего дня, когда у вас выдается свободное время.

Найдите при сидении наилучшую индивидуальную позу для себя. Для этого сначала сбалансируйте положение шеи: закройте глаза, наклоняйте плавно голову влево и вправо, затем вернитесь в исходную позицию. Сделайте легкие наклоны головы вперед и назад, и после возвратитесь в ту точку, которая, по вашим ощущениям, является центральной в этой позиции. Проделайте подобное упражнение для сбалансированного положения торса. И повторите это упражнение, для бедер и ягодиц. Разверните плечи и опустите вниз обе лопатки. В таком положении вам нужно

Приветствую всех любителей здорового образа жизни и спорта !

Тема сегодняшней статьи посвящена детям , точнее формированию правильной осанки у наших детей . Не всегда мы –родители уделяем внимание физическому развитию ребенка , стремясь в первую очередь развить умственные способности . А ведь правильная осанка залог здорового организма и отсутствие проблем в будущем . Ведь округлый позвоночник , сутулая спина приведет к заболеваниям во взрослой жизни .

Остеохондроз , пяточные шпоры , варикозное расширение - вен —вот не полный перечень будущих заболеваний . Для правильной работы органов дыхания , нормализации неровной системы и кровообращения необходимо нам в дошкольном возрасте ребенка обязательно уделить должное внимание по формированию правильной осанки у детей . Согласитесь , приятно смотреть на идущего по улице мужчину или женщину , которые уверенно держат свое тело , не сутулятся и не горбятся .

Как самим установить правильная осанка у ребенка или нет

Осанка – привычное положение тела стоящего человека без лишних мышечных напряжений . Правильная осанка залог телесной красоты и здоровья . Если вы хотите проверить осанку своего ребенка , то проведите несколько манипуляций . Для этого разденьте ребенка до пояса , возьмите измерительную ленту портного измерьте длину от седьмого шейного позвонка (выступает со стороны спины ) до нижнего угла левой и правой лопатки поочередно . Если измерения совпадают , то осанка у ребенка правильная .
Установление правильной осанки по плечевому индексу . Для этого измерительной лентой установите ширину плеч впереди и со спины (плечевая дуга ). Затем по формуле (ширина плеч /плечевая дуга ) умножаем на 100 %= плечевой индекс . Результат в пределах 100 —90 % у ребенка правильная осанка , если меньше , это нарушение осанки .

Формирование правильной осанки у детей зависит от физического воспитания особенно дошкольного возраста . В школе наши дети проводят значительное время , поэтому лучше предупредить возникновения неправильного положения тела , чем проводить занятия по исправлению . Главное дайте возможность ребенку больше двигаться , выберите вместе с ним . Дома обязательно проветривайте комнату где живет малыш , при подготовке к школе правильно подберите стол и стул для выполнений уроков . Я не говорю о садиках , где обязательно должны проводиться физкультурно —оздоровительные мероприятия , если вы считаете , что таких занятий недостаточно . Приобретите мяч , гимнастическую палку , и вместе с ребенком выполняйте физические упражнения . Обязательно исключите варианты приема пищи ребенком , лежа , сидя перед телевизором , разукрашивание или рисование и чтение лежа на диване . Отсюда может сформироваться сутулая спина и осанка будет неправильная .

Причины способствующие формированию неправильной осанки детей

  • недостаточно физически развиты мышц спины , живота , шеи , груди . Такое ослабленное физическое состояние мышц способствует выработке ходьбы с опущенной головой . При положении сидя . у ребенка опущены плечи вперед , согнута спина .
  • несоответствующая росту ребенка мебель .
  • неудобная и тяжелая одежда и обувь . Тело ребенка только начинает формироваться , поэтому неправильно подобранная одежда и обувь усугубить положение осанки .
  • однообразные движения . Ношение в одной и той же руке предметов , при езде на малыш отталкивается одной и той —же ногой .
  • нерациональный режим питания
  • недостаточный сон
  • частые болезни , особенно острыми респираторными заболеваниями , ухудшающие физическое развитие организма и тела ребенка .

Рекомендации для формирования правильной осанки детей

# постель самое любимое место для ребенка . Кровать должна быть больше роста на 20 —25 см . Приучите спать мальчика или девочку не на мягкой большой подушке , а жестком матрасе и небольшой подушке . Постарайтесь исключить во время сна положение ребенка , если он спит калачиком . В таком положении сдавливается грудная клетка затрудняется дыхание и может привести к искривлению позвоночника , лучшее положение сон на спине .
# для сформирования правильной осанки у детей необходимо выполнять физические упражнения . Сюда можно отнести и занятия плаванием . Это позволит укрепить мышцы тела и равномерно распределит нагрузку на конечности .
# возьмите за практику менять руки , когда водите ребенка за руку . При движении малыш держится одной рукой за вашу , это может развить боковое искривление позвоночника , что приведет к асимметрии плечевого пояса .
# положение тела за столом . Смотрите как сидит ваш мальчик или девочка . Локти находиться на столе плечи на одном уровне , расстояние между краем стола и грудью ребенка составляет 10см , ноги расположены таким образом , ложилась на обе ягодицы равномерно . Для правильного формирования осанки у детей не допускайте изменения положения ног за столом (нога под ногой , заводили ногу за ножки стула )
# следите за походкой ребенка . Взгляд направлен вперед , ноги не шаркают по тротуару , плечи расправлены , спина ровная . Не позволяйте детям стоять опершись на одну ногу , лучшее положение немного расставив ноги , ложиться на обе конечности .

И самое любимое для меня это выполнение физических упражнений . Это укрепит здоровье малыша , приучит его к спорту и отлично и правильно сформирует его осанку .

Какие упражнения нужно выполнять для формирования правильной осанки у детей

В домашних условиях достаточно будет присутствие ребенка и стены вашей квартиры .
1.) Поставьте ребенка у стены , чтобы он касался затылком , спиной ягодицами , пятками и попросите поднять руки через стороны вверх и за голову , затем поднимая руки вверх подняться на носочки . Сделайте вместе 5 повторений в медленном темпе .
2.) Ноги на ширине плеч , руки в боки начинаем прогибаться вперед при этом руки отводим назад . Это как птичка готовиться к полету , вернулись повторили 5 —6 раз .
3.) Стоя у стены начинаем попеременно опускать тело вправо , влево . При этом одной рукой тянемся вниз , а вторую ставим на поясницу . Также 5 повторений .
4.) Встаем посередине комнаты , руки в стороны и начинаем поворачиваться в вправо —влево , вправо —влево .
5.) Теперь в подмогу подойдет небольшой коврик . Вместе с ребенком встаём на четвереньки , и начинаем поднимать противоположные руку и ногу вверх . при этом взгляд направлен вперед . Выполняя вместе такие упражнения у вашего чадо не возникнет усталости и не пропадет интерес выполнять физические упражнения . Проделайте 5 повторений на каждую ногу .
6.) Для выполнения следующим упражнением для формирования правильной осанки нам понадобиться гимнастическая палка . Необходимо принять положение лежа на спину и завести палку за спину , удерживая ее руками попросите малыша прогнуться . Если ему тяжело , то можно применить следующее упражнение для осанки .
7.) Положение на коленях , опершись на руки начинаем прогибать спину вверх и вниз , напоминая малышу движение волн в океане . Проделайте 5 повторений .
8.) Попросите малыша лечь на спину взявшись руками за палку . Начинаете медленно поднимать тело и каждую ногу вверх , насколько возможно . Не получается ничего страшного , главное движение .
9.) Вновь на спине , ножки подняты и согнуты в коленях . Попеременно начинаем поворачивать таз вправо , влево постараться коснуться коленями коврика .
10.) Попросите ребенка встать на палку и пусть он начнет движение ногами двигая ее вперед —назад . Отличное упражнение для профилактики плоскостопия .

Теперь вы знаете от чего зависит осанка и как сформировать ее правильно , на что нужно обратить внимание дабы избежать затруднений для ваших детей в будущем . Формирование правильной осанке у детей очень важная задача в первую очередь для вас , уважаемые родители . Поделитесь этими новостями с друзьями в соц . сетях и присылайте свои