Конспект музыкального занятия для старших дошкольников «Увлекательный мир классической музыки» По пьесам П. И

Структура музыкального занятия для детей

Обучение ребенка музыке будет успешным, если педагогом был выбран правильный подход к построению музыкальных занятий. Если говорить коротко, то для дошкольников эффективными считаются занятия, в которых используются разные виды деятельности, применяется игровая методика. При правильном построении музыкальных занятий осуществляется систематическое и всестороннее развитие детей, направленное на достижение поставленных целей. При этом малышам интересно выполнять задачи педагога, они с удовольствием знакомятся с новым материалом, приобретая новые и полезные навыки, умения, знания.

Виды музыкальных занятий

Прежде чем начать занятия музыкой с ребенком, педагог должен определить вид этого занятия, что поможет подобрать дальнейшую структуру и последовательность работы.

Виды музыкальных занятий

Характеристика

Индивидуальная работа и работа с подгруппами Чаще применяется в занятиях с младшими дошкольниками, которым сложно работать большими группами. Длительность таких занятий - 5-10 минут, частота – 2 раза в неделю. Для эффективности индивидуальных занятий объединяют разные виды деятельности, используют игровые приемы, яркие наглядные атрибуты. Индивидуальные занятия могут понадобиться не только детям, которые отстают от своих сверстников: часто подобная работа направлена на развитие и совершенствование конкретных музыкальных способностей, на обучение игры на музыкальных инструментах. Работа с подгруппами уместна, когда несколько детей проявляют интерес к одному музыкальному виду деятельности.
Фронтальные занятия Охватывают все виды музыкальной деятельности, проводятся с детьми всей группы.
Доминантные занятия Доминантное занятие актуально для развития конкретной музыкальной способности, и заключается в доминировании одного из видов музыкальной деятельности:
  • восприятия музыки;
  • пения;
  • музыкально-ритмических движений;
  • игры на музыкальных инструментах;
  • детского музыкального творчества.
Тематическая работа Тематические занятия предусматривают использование всех видов музыкальной деятельности, объединенных общей темой. Различают 3 вида таких занятий: собственно тематическое (может проводиться вместо утренника), музыкально-тематическое, где тема занятия связана непосредственно с музыкой (например, «Динамика», «Тембр в музыке» и т.д.), и сюжетное, которое объединено единой темой и имеет общую сюжетную линию.
Комплексные занятия Содержат различные виды искусства и художественной деятельности, чаще бывают фронтальными, проводятся с группой детей. Целью комплексных занятий является:
  • познакомить детей со спецификой различных видов искусства;
  • акцентировать внимание на особенностях художественных средств разных видов искусства;
  • научить передавать свои мысли и настроения за счет разных видов деятельности.
Рекомендуемая частота таких занятий – раз в месяц.
Типовые занятия Как правило, на типовых занятиях используются различные виды музыкальной деятельности. На практике же выясняется, что во время занятий не используется какой-то один вид деятельности, например, игра на музыкальных инструментах. Если это явление имеет непостоянный характер, то нарушений в организации типового занятия нет – это норма.

Каким требованиям должно отвечать музыкальное занятие?

Хороший педагог, профессионал своего дела, составляя музыкальное занятие должен учитывать общепринятые требования:

  1. Физическую, умственную и эмоциональную нагрузку ребенка.
  2. Последовательность используемых видов музыкальной деятельности и репертуара.
  3. Связь развития музыкальных способностей, освоения навыков и знаний, разучивание музыкального репертуара.
  4. Возрастные особенности учеников, наличие и специфику отклонений в развитии.
  5. Соответствие занятий учебным задачам музыкального развития.

В большей степени эффективность музыкальных занятий зависит от:

  • учебного материала, его качества и содержания;
  • поставленных целей и задач;
  • особенностей ребенка (возрастных и индивидуальных);
  • методов, приемов обучения;
  • профессионализма педагога и его умения контактировать с ребенком.

Структура стандартного музыкального занятия

Стандартное занятие на развитие музыкальных способностей ребенка включает 4 основных направления:

  1. Слушание музыки.
  2. Ритмика.
  3. Развитие слуха.
  4. Развитие способностей к музицированию.

С каждым новым занятием материал должен усложняться и обогащаться новой информацией. Однако не стоит забывать о повторении уже пройденного материала. В каждом музыкальном занятии должна присутствовать новизна, сюрприз, элемент неожиданности. Педагог должен тщательно продумывать каждую секунду предстоящего занятия, тщательно готовиться к его проведению. В музыкальных занятиях приветствуется импровизация – она позволяет творчески подходить к решению поставленных задач, что очень полезно для развития познавательных процессов ребенка.

В музыкальном занятии должны использоваться разные методы музыкальной деятельности. В целом структура занятия может выглядеть так:

  1. Вводная часть занятия: музыкально-ритмические упражнения. Задача: настроить ребенка на занятие, развитие танцевальных навыков, разучивание простых танцевальных движений.
  2. Основная часть занятия:
    a) Слушание музыки. Задача: воспитывать в ребенке умение вслушиваться в мелодию и аккомпанемент, которые создают художественно-музыкальные образы, учить эмоционально реагировать на прослушиваемые произведения.
    b) Пение и подпевание. Задача: развивать певческие навыки ребенка, способствовать развитию музыкального слуха, учить петь чисто, не напрягая голос, правильно забирать и распределять дыхание во время пения.
    c) Музыкально-дидактические игры. Задача – познакомить ребенка с музыкальными инструментами, их особенностями и характеристиками; развивать познавательные процессы ребенка и музыкально-сенсорные способности.
  3. Заключительная часть занятия. Игра или пляска на выбор. Задача: вызывать у детей интерес к занятиям, желание заниматься музыкой; доставлять эмоциональное наслаждение от выполняемых действий, вызывать чувство радости.

Любое музыкальное занятие можно и нужно корректировать, подстраивать под необходимые цели и задачи, учитывая степень усвоения детьми изучаемого материала и их психоэмоционального состояния. И главное помнить, что музыкальное занятие должно обучать и развивать способности ребенка.

Что влияет на эффективность музыкального занятия?

Существует несколько правил, влияющих на успешность и эффективность музыкальных занятий с детьми.

  1. Педагог должен продумать занятие заранее, тщательно изучить его.
  2. Материал должен отвечать возрасту ребенка, быть последовательным.
  3. Занятия должны включать разные виды музыкальной деятельности.
  4. Наличие музыкально-педагогического оборудования на занятиях музыкой обязательно (музыкальные игрушки и инструменты, дидактические игры музыкального характера, звуковые и экранные пособия со специальным оборудованием, записи классической музыки, костюмы, атрибуты и многое другое).
  5. Важно использовать игровую методику обучения, моменты неожиданности.
  6. Занятия должны быть эмоционально насыщенными, веселыми и интересными.

Не менее важно, чтобы занятия проводились регулярно. Ребенка ничто не должно отвлекать, пока он занимается музыкой, поскольку несосредоточенность негативно влияет на восприятие и запоминание материала, а значит, занятие будет неэффективным, при этом драгоценное время будет потрачено впустую.

На чтение 11 мин. Просмотров 2.8k.

«Страна Добрых дел»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: учить детей определять эмоциональное состояние по внешним признакам (мимике); устанавливать связь между разными чувствами и причинами их вызывающими.

Задачи:

  • Закрепить знания и представления детей о характере музыки (веселый, грустный, злой); отражать настроение движениями, мимикой, и жестами; подводить детей к пониманию связи между характером музыки и средствами музыкальной выразительности.
  • Побуждать малышей к активным творческим проявлениям в задачах и музыкальных играх.
  • Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира средствами музыки.
  • Учить детей устанавливать связь голосотворческих движений с объемно — пространственным представлениям.
  • Развитие детского слухового внимания, речевого дыхания, чистоты интонирования; отработка четкой артикуляции, «открытие» звукового аппарата.
  • Совершенствовать певческие навыки.
  • Обогащать детей музыкальными впечатлениями.

Оборудование:

  • магнитофон, кассеты с детскими пьесами и пением птиц;
  • дидактическая кукла Бим – Бом,
  • музыкально – дидактическое пособие «Волшебная поляна» с тремя временами года (лето, осень, зима), фишки – карточки с изображением животных (птица, заяц, медведь, волк, еж);
  • волшебный мешочек, сердце, корзина с «угощениями» для зверей;
  • шумовые инструменты, молоточки – палочки.

Репертуар:

Языково – ритмическая упражнение «Прогулка» («Свободный марш», муз. В.Верховинца; «Под –пляски и высокий шаг», муз. В. Косенко; «Плавный танцевальный шаг», муз. Б. Лятошинского; «Бабочки», муз. С. Майкапара; «Октябрь», муз. П. Чайковского; «Элизе», муз. Л.Бетховена; «Зайчик», муз. Т. Ломової, «Зимние грьози», муз. П. Чайковского; «Зимушка — зима», муз. Д. Компанийца; «Наш сад», муз. В. Герчик.

Ход занятия.

(Дети заходят в зал, становятся в круг, здороваются музыкальным языком, то есть музыкальный руководитель поет: «Добрый день, малыши! Мальчики и девочки!»

Дети отвечают: «Добрый день!»

Музыкальный руководитель : «Всем гостям, добрый день!» (Добрый день!))

Музыкальный руководитель: Дети, вы любите делать добро людям? А почему? (Дети отвечают) Сегодня нас посетил знаменитый весельчак, добряк, волшебник – клоун Бим – Бом. Посмотрите, какой он красивый … (Дети рассматривают игрушку)
Понравился вам Бим – Бом? Давайте покажем друг другу, как клоун улыбается (широко, еще шире).

Артикуляционная гимнастика для ротика «Улыбка».

Молодцы.
Ребята, а как вы считаете, как Бим — Бом с нами поздоровается? (весело, улыбаясь, громко) Кто покажет? (Дети по одному приветствуются — поют или говорят): „Добрый день, малыши!, „Всем – всем, добрый день!” и т. п. Все остальные с той мимикой на лице отвечают: „Добрый день, Бим — Бом!”. Музыкальный руководитель делает вид, что Бим – Бом ему что-то говорит/)

Музыкальный руководитель: Биб — Бому очень понравились ваши поздравления. За ваши открытые сердца и добрые улыбки приглашает всех в Страну Добрых дел, чтобы познакомить вас с его обитателями. А готовы ли вы к необычным приключениям? Итак, в путь.

Языково – ритмическая игра «Прогулка» (разновидности ходьбы).

Музыкальный руководитель: Дети в путешествие идут,
По траве ступают
И веселую песенку
Все вместе поют (обычная ходьба).

Чтобы нам цветы не помять
Надо ноги поднимать (ходьба с высоким подниманием колен).

Между кустами осторожно
Змейкой шагаем (ходьба «змейкой»).
Идем легонько и тихо,
Мы не шумим (легкой бег в среднем темпе с переходом на ходу).

(Дети выполняют различные виды ходьбы; с окончанием музыки останавливаются. Музыкальный руководитель предлагает немножко отдохнуть.)

Музыкальный руководитель: Вижу, без помощи волшебника нам не обойтись. Дорога дальняя, а силы нам еще пригодятся для добрых дел. Чем же мы доберемся до Сказочной страны? (Дети предлагают разные виды транспорта. Бим – Бом будто что-то шепчет музыкальному руководителю.)

Музыкальный руководитель: Дети, Бим – Бом предлагает нам продолжить путешествие на самой настоящей телеге. Только где же мы его возьмем? (Бим – Бом дает волшебного мешочка)
Да, разумеется, у Бим – Бома в мешочке есть много волшебных молоточков, которые помогут быстро смастерить повозку.

Языково – ритмическая упражнение «Веселые молоточки».

(Дети сидят на стульях и молоточками передают ритм, который наносит музыкальный руководитель, одновременно произнося рифмованные строки.)

Дети и музыкальный руководитель:

Стучи, стучи, молоток,

Тук – тук, тук – тук — ток,

Стучи веселей. Бей точнее, молоток.
Этот и этот, и этот гвоздик

Тук – тук, тук – тук -ток,
Забивай покрепче.

Смастерили мы тележку.

Музыкальный руководитель: Хорошего тележки мы вместе смастерили, занимайте места:
Поэтому в дорогу отправляйтесь, все внимательно рассматривайте.

Упражнение на звукоподражание «Едем мы на коляске».

(Упражнение выполняется в умеренном темпе. Дети самостоятельно подбирают звуки окружающей среды (скрип телеги, шепот ветра, шорох листьев, пение птиц, бульканье ручейка).)

1.Едем мы на коляске
В гости к леска. (Скрипа – скрип, скрип – скрип)

2.Ветерок нас встречает, (Фу – фу – фу…)
С листьями в прятки он играет. (Ш – ш – ш…)

3.А веселии птички
Завели свои песни. (Фить – фить, чив – чив, тех – тех…)

4.На ветке белочка сидит,
Орешки съесть ей не терпится(Цок – цок – цок…)

5. Вот ручей течет, булькая,
Он убежать к реке хочет. (Брр –брр…)

6. Очень долго ехали,
Наконец мы приехали. Ух! (Все вместе.)

(Музыкальный руководитель открывает 1 страницу дидактического пособия «Волшебная поляна». Звучит фонограмма птичьего пения.)

Музыкальный руководитель: Ребята, куда же это тележка нас привез? Так, на волшебную поляну. Посмотрите как красиво. Хотя на дворе лютая зима, а здесь повсюду цветы и бабочки, все цветет.

Слушание пьесы С. Майкапара «Мотылек».

Дидактическая игра «Бабочки и цветы».

(Дидактическая игра: звучит музыка – бабочки летают, музыка останавливается — бабочки садятся на цветы. Дети движениями рук отражают начало и окончание инструментальной музыки.)

Музыкальный руководитель: Дети, эта пьеса по настроению? (легкая, подвижная, веселая.) Если музыка веселая, то и день должен быть «солнечным» (подсказывают дети). Поможем солнышку освободиться от тучки.

Дыхательное упражнение «Освободим солнышко от тучки».

(Упражнение проводится с целью улучшения у детей речевого дыхания и выработки целенаправленной воздушной струи. Дети дуют на тучку, снова повторно звучит пьеса «Бабочка» – выбранная ребенок самостоятельно перемещает на стенде тучку от солнышка, открывает его.)

Упражнение «Ученый кузнечик».

(Упражнение на развитие звуковысотного слуха, определение движения мелодии.)

Музыкальный руководитель: Ой, а это кто здесь прыгает по цветам? Покажись малышам!.. Да это же кузнечик разгулялся. Дети, этот конек ученый, прыгает по цветам, как ему указывают. Ну-ка, конек, прыгай до 3 – х цветки, а затем отсюда вниз.

А теперь к 5 –й цветка и снова вниз.

(Дети на склад «скок» сопровождают пение движениями рук. Музыкальный руководитель наигрывает мелодию на металлофон, выбранная ребенок сопровождает пение движением конька по цветам.)

(Меняется лицо Бим – Бома с веселого на грустное.)

Музыкальный руководитель: Дети, посмотрите на нашего Бим – Бома, он почему-то очень грустный, вот – вот заплачет. Дружище, что случилось, почему ты такой расстроенный? (делает вид будто тот что-то рассказывает).

Бим – Бом нашел в траве маленького птенца. Оно выпало из гнезда и зовет мамочку. (Слышны звуки минора.) Покажите мне голосом, как поет воробушек! (Дети выполняют упражнение и показывают рукой).

Музыкальный руководитель: Поможем воробушку снова попасть к гнездышка? Тогда возьмем птичку в ладошки и подкидывают ее вот так В Х (высоко и быстро с порогом „х”).

Упражнение «Помоги воробушку».

(Основным элементом упражнения является восходящая интонация с резким переходом из грудного «в» в фальцетный «в» регистр с характерным «переломом» голоса «х».)

(Звучит сначала взволнованная музыка. Музыкальный руководитель говорит, что не понимает что происходит, откуда взялся сильный ветер и разогнал всех бабочек, тучки закрыли солнышко. Звучит печальная музыка из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Октябрь».)

Языково – ритмическая упражнение «Песенка дождика».

(Упражнение направлено на развитие ритмического и мелодического слуха (чистоту интонирования), автома-тизацию звуков, освобождение нижней челюсти для свободной артикуляции.)

Музыкальный руководитель: Начался небольшой дождь. Не пугайтесь, дети! Давайте вместе с дождиком споем его песенку, вот такую (поет высоко на одном звука):
Те – те – те – те – те – те – да,
Песенку пою так!

Музыкальный руководитель: А дождь все не унимается, а наоборот становится еще сильнее и песенка его теперь такая (поет низко на одном звука):
Тук – тук – тук, Тук – тук – тук,
Слышно дождика нам звук.

(Песня дождика повторяется несколько раз, чтобы дети смогли зафиксировать в памяти высокое и низкое
положение звука.

Музыкальный руководитель предлагает детям показать еще языком песенку маленького и сильного дождика – выполнить высокие и низкие щелчки.)

Упражнение «Высокие и низкие клацающие звуки».

(Дети щелкают языком, изменяя форму рта

Музыкальный руководитель: Все, дождик перестал идти, не смог нас напугать. Обратите внимание, дети, как сменилась пора года. Странность, вместо лета пришла… (Дети отвечают).

(Меняется страница. Звучит повторно пьеса «Октябрь» Музыкальный руководитель предлагает детям изобразить при помощи шумовых инструментов из волшебного мешочка Бим — Бома шорох листьев, ветер, дождь…)

Игра на шумовых инструментах, «Элизе», муз. Л. В. Бетховен, в инструментальной обработке.

Музыкальный руководитель: Ой, посмотрите дети, за деревом кто-то спрятался, видимо какая-то зверушка. Помогите мне ее отыскать.

(Объяснить детям, что вот где – несколько карточек животных. После прослушанной музыки нужно выбрать ту карточку, о ком подсказывает музыка.)

Слушание пьесы «Зайчик» Т. Ломовой, из цикла «В лесу».

(Музыкальный руководитель обращает внимание детей на лицо Бим – Бома, оно испуганный. За елкой видно фигуру волка.)

Упражнение «Страшный зверь».

(Упражнение на установление связей между голосотворческими движениями и объемно – пространственным представлениям, на развитие речевого слуха, чистоты интонирования. Дети дают образную характеристику волку: весь серый, очень зол — В, большие страшные глаза — УО, страшные клыки — УОА.

(Когда волк исчезает, лицо Бим – Бома снова становится веселым.

Звучит фонограмма муз. П. И. Чайковского «Зимние грёзы». Меняется страница на «Зиму».)

Музыкальный руководитель: Что за невидаль, опять сменилась пора года. Вокруг бело – бело, а под ногами слышно как шуршит снег.

Упражнение «Артикуляция».

(Упражнение на развитие певческого дыхания, «открытие» артикуляционного аппарата. Упражнение состоит из сильной активной произношения согласных. Рот максимально открыт движениями челюсти вверх-вниз.

В таком положении производится бесшумный вдох ртом и использование движения конечностей рук. Руки поднимаются на уровень рта, конечности раскрываются так, чтобы пальцы были расставлены и напряжены, ладони развернуты вперед. Конечности работают вместе с произношением согласных(ш, с).

(Музыкальный руководитель предлагает детям согреться веселым танцем.)

Песня – танец Д. Компанийца «Зимушка – Зима».

Музыкальный руководитель: Посмотрите-ка, какой странный шатер. Ой, тише, малыши, это же берлогу. Медведь зимой спит и видит во сне мед и сладкие ягодки, он сосет лапу и «канючит» — очень просит, чтобы ему дали меда – «ням – ням – ням».

Упражнение «Канючим».

(Упражнение на развитие певческого дыхания, освобождение нижней челюсти для свободной артикуляции.
Исходное положение лицо расслаблено, рот чуть приоткрыт, глаза полусонные. Это необходимо для включения расслабленного регистра голоса, который не имеет фиксированной звуковисотності.)

Музыкальный руководитель: Как вы считаете, дети, все лесные звери зимой спят? (Нет.) Можете назвать тех зверей, которым нужна помощь зимой? (Дети отвечают.)

(Воспитатель оставляет корзину с гостинцами для зверей: мед – медведям, морковь – зайцам, капусту, сенце – оленям, лосям, зерно – птичкам, орешки – белки.)

Музыкальный руководитель: Ребята, Бим – Бом говорит, что вы молодцы, настоящие друзья, помогаете в трудную час, не забыли и о животных.
Это потому, Бим – Бом, что в нашем детсаду учат малышей никогда не оставлять друзей в беде, помогать друг другу. Мы все вместе – одна дружная семья и знаем, что такое добро. Предлагаю всем вместе спеть песню дружбы.

Песня В. Герчик «Наш сад».

Музыкальный руководитель: За хорошие поступки, на правах настоящего волшебника, Бим – Бом награждает вас почетным званием «Добрый волшебник». Становитесь вместе под его серебряный дождь. А еще Бим – Бом на память о сегодняшней встрече дарит вам вот это сердце, пусть оно всегда согревает всех своим теплом.

(Дети благодарят Бим –Бому за подарки, прощаются и уходят.)

Музыкальные занятия

Различные формы организации музыкальных занятий обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ею.

Особая роль в решении задач музыкально-эстетического воспитания детей принадлежит занятиям. Это специальная форма организации педагогического процесса. Они носят обязательный характер, осуществляются под руководством взрослых и предусматривают планомерный охват педагогическим воздействием всех детей группы. Все это позволяет строить эстетическое воспитание детей по программе.

Занятия - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры. Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей.

Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку на протяжении всего занятия должно быть в центре внимания педагога. При ее выполнении успешнее решаются и другие задачи - развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности в детском саду и семье. В пении, игре на музыкальных инструментах у детей развивает звуковысотный слух, в музыкально - ритмических движениях, пении, игре на музыкальных инструментах - чувство ритма.

Занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка.

На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое)

Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т.е. знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.

Нравственное - волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведенияорганизационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности

Физическое: В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познают прекрасное.

Певческие навыки: Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций

Виды музыкальной деятельности:

1. Слушание - основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Более старшие дети слушают инструментальную музыку («Клоуны», «Лошадка»). Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности (темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения

2. Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов муз. деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения. на первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, лает собачка, поет птичка)

3. Музыкально-ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок. Движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.

4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:

1. Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

2. Слушание музыки

3. Пение и песенное творчество -

4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах

Занятия объединяют детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Они оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях. Праздники, развлечения пройдут успешнее, интереснее, если выученные на занятиях песни, пляски, хороводы дети исполняются выразительно и непринужденно.

Виды музыкальной деятельности на занятии иногда могут иметь и другую последовательность. Начиная со средней группы вводится обучение игре на детских музыкальных инструментах.

На каждом занятии педагог должен осуществлять общевоспитательные задачи. Очень важно, чтобы от общения с музыкой ребенок испытывал радость, узнавал всякий раз что-то новое.

В обучении дошкольников используются разнообразные методы и приемы с учетом возраста детей, содержания занятий.

С новыми музыкально-дидактическими играми детей следует знакомить на занятии. Затем музыкальный руководитель использует их в индивидуальной работе с воспитанниками.

Отличительным является то, что ребят обучают сразу нескольким видам музыкальной деятельности, чего нет на занятиях по рисованию, лепке и т.д.

Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо умело переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъема, когда звучат произведения, различные по тематике, настроению.

Другая трудность - последовательность разучивания учебного материала: первоначальное знакомство, усвоение навыков в процессе обучения, повторение, закрепление, исполнение выученного. На одном занятии этапы разучивания того или иного произведения могут не совпадать. Например, из трех песен, над которыми ведется работа, одна усвоена хорошо и выразительно исполняется, другая прослушивается впервые, третья только разучивается.

На музыкальном занятии недопустимы формальное заучивание репертуара, многократные, однообразные повторения, натаскивание и муштра.

Обучение детей на занятиях должно подкрепляться разнообразными впечатлениями от музыки, получаемыми в других формах организации деятельности.

Следует всегда помнить, что одними усилиями музыкального руководителя на занятиях без поддержки воспитателей и родителей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей.

Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей; последовательного распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара; преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивании музыкального репертуара; вариативность и соответствии возрастным возможностям детей13.

Таким образом, музыкальное занятие в дошкольном образовательном учреждении является основной формой музыкального воспитания и развития дошкольников. На занятиях происходит процесс познания детьми музыкального искусства во всех его видах.

Музыкальное занятие в старшей или подготовительной группе детского сада на тему "Музыка и наше здоровье"

Захарова Ирина Александровна, музыкальный руководитель филиала МДОУ ДС №1 ДС №3 г. Белинского, Пензенской обл.
Описание работы. Конспект будет полезен музыкальным руководителям детского сада, воспитателям, учителям музыки в начальной школе. Здесь показан вариант преподнесения детям представления о том как музыка может влиять на здоровье человека (соответственно возрастным особенностям детей). Присутствуют проблемные ситуации, различные формы работы, пример "хорошей" и "плохой" музыки, использованы сказочные персонажи - Кот Базилио и Лиса Алиса. Занятие показывала на конкурсе "Воспитатель года" в 2016 году с детьми разновозрастной группы (старшая, подготовительная). Представлены фотографии и видео (любительские). Фильм для занятия (в конспекте проставлены минуты и секунды), мне показалось его удобнее использовать, чем презентацию. Надеюсь, мой опыт будет полезен.
Цель: формирование музыкального вкуса, представления о том, как музыка влияет на здоровье человека.
Задачи: эмоционально воспринимать музыку разного характера и высказываться о ней;
формировать умение с помощью пластических движений и художественного творчества передавать характер музыки;
развивать творческое мышление и воображение, познавательную активность, вокально - хоровые, коммуникативные навыки.

Ход занятия.

1.Вход. Под музыку дети змейкой вбегают в зал. (песня для входа "Тропинка -торопинка"(00:03)
Музыкальный руководитель: Ребята я очень рада, что веселая тропинка привела вас в музыкальный зал. Садитесь как вам удобно.
(Звучит фрагмент вступления "Вальса цветов" П.И.Чайковского (01:06)
Музыкальный руководитель: Ребята, что вы сейчас слышите? (музыку)
- Как вы считаете, для чего нужна человеку музыка? (ответы)
- Говорить сегодня мы будем не только о музыке. А вот о чём, вы узнаете, отгадав загадку.
Всем известно нам давно
Молоко коровье
Помогает укрепить
Детское …… (здоровье)
- Как вы считаете, может ли музыка как-то влиять на здоровье человека?
- Сегодня мы будем слушать и исполнять разную музыку, и я думаю мы найдём ответ на вопрос влияет ли музыка на наше здоровье, а если да, то как она это делает?
Сейчас давайте полюбуемся пейзажами, послушаем музыку и подумаем, какие чувства она передаёт.
2.Чайковский "Вальс цветов" – слушанье (фрагмент(01:32)
Музыкальный руководитель: Какое настроение передаёт эта музыка?
- Как называется эта музыка, кто из вас узнал?
- Кто написал эту музыку?
- Кто бы мог танцевать под эту музыку?

Музыкальный руководитель: Да. Это произведение написал известный русский композитор П.И.Чайковский и назвал его «Вальс цветов». Под эту музыку в волшебном танце кружатся сказочные герои – принц и принцесса в окружении прекрасных цветов. Давайте представим, что мы оказались в сказке, превратились в прекрасные цветы и танцуем вместе со всеми. Кто хочет, может украсить себя цветами. (дети одевают веночки и галстуки с цветами)
- Постарайтесь сами придумать движения соответствующие музыке. По хлопку меняем движение.
3. Пластическая импровизация под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» (03:11)


Музыкальный руководитель: Молодцы, вы очень красиво танцевали. Как вы думаете, какое действие эта музыка может оказать на здоровье человека? (она может укрепить здоровье)
- Почему вы так думаете? (она несёт добро, радость и счастье, от неё на душе хорошо. ещё танцевали, а танцевать полезно)
- Почему вы думаете, что танцевать полезно? (укрепляет осанку, развивает мышцы)
- Да, эта музыка дарит нам счастье и здоровье, давайте и мы с помощью музыки пожелаем всем здоровья и песней скажем – Добрый день!
4.Логоритмическая (коммуникативная) игра - распевание «Здравствуй!»
Здравствуй, небо голубое! (поднимают руки)
Здравствуй, солнце золотое! (смыкают сверху руки полукругом)
Здравствуй, вольный ветерок! (машут на себя)
Здравствуй, маленький дубок! (машут перед собой)
Мы живём в одном краю.(вытягивают вперёд)
Всех я вас приветствую! (поднимают руки вверх)


5.«Добрый день» сл. В.Суслова, муз. Я.Дубравина - исполнение (04:50)


Музыкальный руководитель: Как вы думаете, может эта песня помочь нам в какой-то ситуации? (если грустно, она может поднять настроение)
- Почему? (потому что характер музыки весёлый и радостный)
- Как эта песня может повлиять на наше здоровье?
- Почему она может укрепить здоровье (она дарит радость, хорошее настроение, пение укрепляет лёгкие, развивает дыхание, улучшает ручь)
- Да, если правильно петь, то это полезно для здоровья. А какие правила правильного пения вы знаете? (не кричать, правильно дышать, чётко проговаривать слова)
- Молодцы, вы всё правильно сказали. А теперь представьте, что вы оказались на лесной поляне, присели отдохнуть, закрыли глаза и услышали музыку.


6.Слушание Mariage d"Amour - Поль де Сенневиль - исп.Ричард Клайдерман. (фрагмент) (06:21)
Музыкальный руководитель: Музыка закончилась и вы открыли глаза.
А теперь подойдите к мольберту и с помощью цветных мелков передайте настроение музыки на бумаге.
Свободная изобразительная деятельность. (под музыку) (07:20)


Музыкальный руководитель: Почему вы выбрали такие краски? (музыка светлая нежная спокойная, поэтому краски светлые, нежные - жёлтый, розовый, голубой)
- Молодцы. Вы всё правильно сделали, и мне хочется сделать вам подарок. Здесь была музыкальная шкатулочка…. Где же она? Вы не видели, ребята?
(Музыка((08:51) Заходят Кот Базилио и Лиса Алиса. Ссорятся и толкаются)


Кот: Отдай, это я первый увидел!
Лиса: Зато я первая взяла!
Кот: Отдай, я ещё раз попробую открыть. Там золото может быть или драгоценности!
Лиса: Не дам, не дам. У тебя всё равно ключа нет.
Кот: а вот и есть, а вот и есть.
Музыкальный руководитель: Ой, ребята, кажется к нам гости. Здравствуйте, уважаемые, вы попали в детский сад. Так, что не ссорьтесь и не ругайтесь, пожалуйста.
Лиса: Ой, детки!
Кот: А она мне шкатулку не отдаёт. Я её первый увидел!
Лиса: Она мне самой нравится. Правда, ключика к ней нет. Ну, ничего, я своим ключом попробую (ковыряет в замке, звучит громкая, неприятная музыка (09:13) кот и лиса пугаются )


Музыкальный руководитель:(вынимает ключ, музыка перестаёт звучать) Да это же мой сундучок. Я его приготовила, чтобы ребятам сюрприз сделать, а вы его взяли без разрешения и посмотрите что наделали. И совсем не такая музыка должна звучать! Ребята, что вы можете сказать о музыке, которую сейчас услышали? (она грубая, резкая, неприятная, очень громкая)
- Что можно делать под эту музыку? (ссориться, драться, кривляться)
- Давайте с помощью мелков изобразим впечатления от этой музыки.
Свободная изобразительная деятельность
Лиса и Кот крутятся около детей.
Лиса: Желтенький возьмите
Кот: Голубенький лучше
Музыкальный руководитель: Ребята, расскажите Коту и Лисе почему вы выбрали такие цвета? (она неприятная, страшная, поэтому цвета тёмные)
- Эта шкатулочка - подарок для ребят. И открыть его правильно может только специальный ключик. Ребята какой ключик может открыть музыкальную шкатулочку (показываю три ключа. Дети выбирают скрипичный, открываю шкатулку)
- Посмотрите, ребята, что здесь? (музыкальные инструменты)


Лиса: Вы, ребята нас простите и играть с собой возьмите.
Кот: Без разрешения мы брать ничего не будем.
Вместе: Мы обещаем.
Музыкальный руководитель: Ну, что ж, если вы обещаете, мы с ребятами вас простим. Берите музыкальные инструменты. Посмотрим какую музыку принесёт эта волшебная шкатулочка. Музыка вам расскажет сказку, смотрите на экран и будьте внимательны.


7.Музицирование на детских музыкальных инструментах"Добрый мастер" (10:03)
Музыкальный руководитель: Какое настроение передала музыка? (ответы детей)
- Как она может влиять на наше здоровье? (укреплять, потому что приносит радость и веселье)
Лиса и Кот: Спасибо. Теперь мы поняли какую музыку полезно и нужно слушать. А теперь нам пора. До свиданья, дети. (уходят, музыка (12:44)
Музыкальный руководитель: Мы сегодня слушали разную музыку. Посмотрите на ваши рисунки. Какую музыку вам хочется слушать, ту которую вы изобразили светлыми, яркими красками или ту, которую изобразили тёмными? Почему?
- Какая музыка полезна для здоровья? (та, которую приятно слушать, которая приносит радость, светлую спокойную)
- Молодцы ребята. Мне очень приятно было с вами сегодня общаться. (звучит музыка, потом тише, потом громче)
8.Выход. Музыкальный руководитель: Слышите, ребята, весёлая тропинка вас зовёт в группу, а там ждёт приятный сюрприз (дети змейкой выбегают из зала)


Любительское видео занятия.

Видеопрезентация к занятию. Мне показалось её удобнее использовать, чем просто презентацию.

Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Бумажные приключения».
(Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»)

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Цель:

  • Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности, используя музыкально-дидактические игры;
  • расширение их музыкального кругозора.

Программные задачи:

Обучающие:

  1. Формировать умение ритмично двигаться и менять движения в соответствии с музыкой, с текстом песен.
  2. Формировать умение ритмично играть на музыкальных инструментах.

Развивающие:

  1. Развивать эмоциональную сферу ребёнка.
  2. Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений;
  3. Расширять музыкальный опыт детей.

Развивать:

  • певческие навыки;
  • чувство ритма;
  • коммуникативные навыки (сотрудничать, слушать и слышать, говорить).

Совершенствовать двигательную активность детей, координацию движений.

Воспитательные:

  1. Воспитывать устойчивый интерес к музыкальной деятельности.
  2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
  3. Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать атмосферу сотрудничества взрослых и детей.

Материал демонстрационный: Презентация.

Оборудование:

  • Ноутбук;
  • экран;
  • магнитная доска;
  • стол;
  • атрибуты для игр (карточки с графическим изображением ритмических рисунков — «ритмические загадки»);
  • музыкальные инструменты (дудочка, бубны по количеству детей);
  • корзина;
  • меховой «пушистик»;
  • инструменты для бумажного оркестра;
  • бумажная игрушка «Тюк-Тюк».

Музыкальный репертуар и программное содержание:

  1. Музыкально-дидактическая игра «Тропинка» — развивать слуховое внимание, чувство музыкального темпа (умеренный – быстрый темп, уметь передать его в движении – шаг, легкий бег), развивать выразительность движений, творческие способности («позы»).
  2. Игра «Я гуляю и пою» — создание доброжелательной атмосферы, развитие чувства ритма. Умения передать в движении простой ритмический рисунок (здра-вствуй, здра-вствуй, ЗДРАВСТВУЙ), снять психоэмоциональное напряжение у детей, развивать коммуникативные навыки.
  3. «Солнечный лучик» О. Замуруева — развивать певческие навыки; точно простучать, прохлопать ритм попевки, используя тактильные ощущения передать нежный, ласковый характер в пении.
  4. Музыкально- дидактическая игра «Наш цветочек растет, распускается» — развивать воображение детей, творческие способности, чувство метра и ритма.
  5. «Детская полька» А. Жилинского. – познакомить детей с ритмическим рисунком партий румбы и треугольника для игры в оркестре, используя звучащие жесты.
  6. Музыкально- дидактическая игра «Ритмические загадки» — развивать умение детей самостоятельно воспроизводить заданный ритмический рисунок.
  7. Музыкально — дидактическая игра «Беру, звеню, дарю» — развивать чувство музыкального темпа, сплоченность группы, умение дружно, слаженно действовать.
  8. «Игра с бубнами» муз. М.Красева — формировать умение ритмично двигаться и менять движения в соответствии с музыкой, доставить детям радость, удовольствие от игры.
  9. «Бумажный оркестр» — исполнять знакомое произведение, соблюдая общий темп, формировать танцевальное творчество (танцевальная импровизация с бумажными лентами).
  10. «Озорная полька» Н. Вересокиной — развивать чувство ритма, умение предавать через движения характер музыки, ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

Предварительная работа:

  • Разучивание игры «Тропинка»;
  • Разучивание песни «Солнечный лучик»;
  • Разучивание игры «Я гуляю и пою»;
  • Знакомство с ритмической игрой «Наш цветочек растет, распускается»;
  • Знакомство с игрой «Ритмические загадки»;
  • Разучивание Бумажного оркестра;
  • Знакомство с «Детской полькой»;
  • Разучивание игры «Беру, звеню, передаю»;
  • Знакомство с игрой «Игра с бубнами»;
  • Разучивание танца «Озорная полька».

Словарная работа:

  • Знакомство со словами: лось Аристотель, дятел Тюк-Тюк, сойка Аглая, контрабас, довольно бумажная местность;
  • закрепление: композитор Делиб, «Пиццикато»; партия инструментов, ритмические загадки.

Конспект музыкального занятия «Бумажные приключения»

Музыкальный руководитель: (музыкальный руководитель пропевает в ритме) Здрав-ствуй-те! У меня в руках волшебная дудочка. Я предлагаю отправиться вместе с ней в необычное путешествие, по волшебной тропинке. Отправляемся? Тогда вперед, и не забывайте придумывать интересные позы, когда дудочка перестанет играть!

Музыкально-дидактическая игра «Тропинка»

Педагог играет на дудочке, за ним «змейкой» идут дети, когда дудочка перестает играть, дети останавливаются и «замирают» на месте, придумывая разные интересные позы.

На экране слайд №1.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Прекрасно прошли по волшебной тропинке! Посмотрите, сколько гостей вам улыбается! Предлагаю улыбнуться им в ответ и поздороваться, смотрите как……(используя звучащие жесты, педагог показывает, как будем приветствовать гостей)

С гостями поздоровались, а сейчас будем здороваться друг с другом.

Игра «Я гуляю и пою»

Дети гуляют врассыпную, поют: Я гуляю, я гуляю, я гуляю и пою. И себе друзей-подружек обязательно найду! Находят себе пару, соединяют правые ладошки с хлопком: Здравствуй!

Соединяют левые ладошки с хлопком: Здравствуй!
Обнимают друг друга: Здравствуй!

Игра повторяется 3 раза, каждый раз дети играют в новых парах, на 4 раз музыкальный руководитель предлагает подойти к гостям и похлопать в ладошки в паре с гостями.

Дети садятся на стулья.

На экране слайд №2



Воспитатель: Кто это к нам в зал заглянул?

Музыкальный руководитель: кажется, я знаю! (Исполняется песня )

«Солнечный лучик»

Лучик солнца золотой заглянул в окошко,
Лучик солнца нас зовет поиграть немножко.
Ля-ля-ля…..(прохлопывается ритм звучащими жестами: « кулачки», «ладошки»)

Ушки нам пощекотал и погладил щечки,
И на носике поставил маленькие точки.
Ля-ля-ля….

Даже в глазки заглянул, ой, зажмурим глазки, (дети закрывают глаза, воспитатель проводит по ладошкам детей меховым «пушистиком»)
По ладошке пробежал, рассказал нам сказку. (на экране меняется слайд)

На экране слайд № 3 из м/ф «Бумажки»



Музыкальный руководитель: Начинается не просто сказка, а настоящие бумажные приключения! В одной, довольно бумажной местности, жили лось Аристотель и дятел по имени Тюк-Тюк.

Слайд №4


Однажды друзья решили посадить прекрасные цветы. Они взяли лопату, лейку и принялись за работу.

Слайд №5


Интересно, а какие цветочки вырастут у нас?

Музыкально-дидактическая игра «Наш цветочек растет, распускается»

Дети встают в круг, держатся за руки, идут в центр круга, поют:

1, 2, 3, 4, 5 – будем мы в игру играть. (Педагог выбирает ребенка — ведущего, он -«цветочек». Ведущий ребенок приседает, остальные дети из середины круга расходятся обратно в большой круг.)

Наш цветочек растет, распускается. («Цветочек» встает, изображая, как вырастает цветок, открывает руки-«лепестки».)
А цветочек наш, (дети, стоящие в кругу, шлепают по коленям)
называется… (дети, стоящие в кругу разводят обе руки в стороны)

Ребенок «Цветочек» придумывает себе название цветка и проговаривает его, озвучивая звучащими жестами.

Ро-маш-ка! (дети, стоящие в кругу повторяют за ведущим звучащие жесты в заданном ритме — «ритмическое эхо»)

Игра повторяется 2 раза, каждый раз с другим ведущим.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Посмотрим, что выросло у Аристотеля и Тюк-Тюка…

Слайд № 6


Дети называют цветы, которые выросли у Аристотеля и Тюк-Тюка.

Слайд №7


Поглядеть на прекрасную клумбу прилетела сойка Аглая.

Слайд №8


И между делом она сообщила, что именно сегодня Тюк-Тюку и Аристотелю необходимо отправиться на озеро рыбачить! Без улова они не останутся! Друзья поблагодарили сойку за хороший совет и отправились рыбачить!

Слайд №9


Рыбалка – очень увлекательное занятие, особенно, когда рыбалка бумажная.

А вот и улов.

Слайд №10


Правда, похоже на наши ритмические загадки? Какой звук обозначает большая рыбка? А маленькая? Приготовьте ладошки …Да-да ди-ди да! А сейчас будем хлопать, и шлепать под музыку!

«Детская полька» Жилинского

Звучит музыка польки. С ней дети познакомились на прошлом занятии. Под музыку дети прохлопывают ритмический рисунок, который изображен на слайде.

Музыкальный руководитель: Ребята, на следующем занятии этот ритмический рисунок мы будем исполнять уже на музыкальных инструментах. Это партия румбы и треугольника для игры в оркестре.

Когда рыбачишь, никогда не знаешь, какой улов тебя ожидает. Прямо загадка какая-то! А вот и наши ритмические загадки. Поиграем? Разгадаем?

Музыкально-дидактическая игра «Ритмические загадки»

Музыкальный руководитель выносит стол, на котором разложены карточки с изображением различных ритмов. Воспитатель приглашает ребенка; ребенок выбирает одну из предложенных карточек. Эту карточку – загадку крепят на магнитную доску. Ребенок отгадывает эту загадку, прохлопывая и проговаривая ритм. Музыкальный руководитель исправляет, если ритм был неверный. Воспитатель показывает на карточку — загадку указкой, ритм прохлопывают все дети. В игру играют 2-3 раза, каждый раз с другим ведущим- ребенком. Затем, ритмическую загадку отгадывают гости.

Слайд №11


Музыкальный руководитель: Что же происходит в довольно бумажной местности? (ответы детей)

Да, Тюк-Тюк повстречал грустную улитку.

Оказывается, она грустит оттого, что все время куда-то опаздывает.

Друзья подарили улитке бумажный автомобильчик, а Аристотель сыграл на своем контрабасе веселую музыку, и улитка больше не грустила!

Слайд №12


А я хочу вам предложить сыграть на бубнах — и хорошее настроение нам тоже обеспечено!

Музыкально-дидактическая игра «Беру, звеню, дарю»

Дети садятся на коленки по кругу на ковер. У музыкального руководителя в руках корзина с бубнами. На слово «Беру» музыкальный руководитель берет бубен из корзины. На слово «звеню» поднимает руку вверх, звенит бубном. На слово «передаю» кладет на ковер перед ребенком, который находится справа от него. Затем таким же образом достает из корзины второй бубен. Ребенок, у которого бубен уже есть, выполнят действия вместе с музыкальным руководителем. И так же передает его своему правому соседу. Постепенно темп ускоряется. Играют до тех пор, пока бубны не окажутся у всех сидящих детей в кругу.

Музыкальный руководитель: Теперь, когда бубны есть у всех, можно сыграть в нашу игру с бубнами!

Игра с бубнами

Воспитатель выбирает ведущего. У него бубен забирают. Звучит музыка I части. Дети свободно двигаются по музыкальному залу, играя каждый в свой бубен. На II часть музыки дети останавливаются и замирают в разных позах. Ведущий подходит к любому ребенку, на сильную долю ударяет по его бубну, затем идет к другому, и так далее, пока звучит музыка II части. Тот ребенок, на ком закончилась музыка II части, в чей бубен ударил ведущий, отдает свой бубен ведущему. Теперь он сам становится ведущим. Играют 3 раза, пока звучит музыка.

Музыкальный руководитель: Друзьям пришла в голову бумажная идея! Устроить в бумажном лесу бумажный праздник. А что для этого нужно?

Слайд №13



Конечно, бумажки! Можно сделать бумажные украшения, а можно инструменты для бумажного оркестра!

Слайд №14


«Бумажный оркестр» Делиб «Пиццикато»

Для оркестровки музыки используются нетрадиционные шумовые – в данном случае бумажные инструменты. Листы тонкой пергаментной бумаги, бумажные «султанчики», бумажные трубки, палочки с бумажными лентами для танцевальной импровизации девочек в лирической части «Пиццикато».

Музыкальный руководитель: К Аристотелю и Тюк-Тюку на праздник собрался весь бумажный народ!

Слайд № 15



Были бумажные угощения, пели бумажные песни, и даже танцевали бумажные танцы, когда Аристотель играл на контрабасе.

Слайд № 16


Мы с вами тоже не собираемся грустить, мальчики, приглашайте девочек на озорную польку!

«Озорная полька»

Полька исполняется в парах. В польке используется прием «ритмическое эхо»: сначала девочки исполняют ритмический рисунок с помощью звучащих жестов: хлопков, шлепков, притопов. Затем, то же выполняют мальчики.

Музыкальный руководитель: Все закончилось очень бумажно!

Слайд №17


Мне бы хотелось узнать, что вам понравилось больше всего, и в этом мне поможет Тюк-Тюк. (Музыкальный руководитель берет изготовленного из цветной бумаги Тюк-Тюка, и к кому на ладошку он опустится, тот ребенок отвечает. ) А что вызвало затруднения (ответы детей) , в какую игру вы бы поиграли еще (ответы детей) .

Тюк-Тюк полетит с вами, останется в вашей группе и будет напоминать о сегодняшней встрече. А сейчас попрощаемся друг с другом и нашими гостями (используя звучащие жесты, музыкальный руководитель пропевает в ритме «До сви-да-ни-я!», дети повторяют ).

Слайд №18