Как играть на жестяной флейте. Ирландские народные музыкальние инструменты — Ветер Воды - фолк-рок группа, живая музыка языческой Руси и средневековой Европы Low whistle как изобретение Бернарда Овертона

Tin whistle FAQ

Я хочу купить вистл. Какой мне брать для начала?
Бери одну из недорогих моделей (каких именно читай ниже) в тональности сопрано ре (D).
Тональность ре означает что при всех закрытых дырках вистл дает в качестве своей самой нижней ноты ноту ре, а первые семь нот ре-шного вистла образуют ре-мажорную гамму. Это одна из самых распространенных тональностей в ирландской музыке, и если ты не планируешь в ближайшее время играть в коллективе, этой одной тональности тебе хватит очень надолго. Записи самоучителей и видео-уроков также практически всегда записываются на ре-шных вистлах.
Диапазон сопрано - это небольшие дудочки около 30см в длину, ищи именно такие. Бывают также здоровые дудки в тональности тенор ре, это лоувистл, и если у тебя нет опыта игры на духовых инструментах, покупать его в качестве первого инструмента я не советую, хотя в принципе начинать играть можно и на них, просто это сложнее.
Что касается производителей и моделей - тебе определенно понравятся Tony Dixon Traditional, Carey Parks (модели Ghost и Every) или Susato (Susato серии Kildare V я особенно рекомендую). Если совсем нет денег, можно взять Clarke Sweetone (не перепутай с Clare), это самый хороший вистл из тех, что можно достать за такие малые деньги. Из дешевых есть еще вистлы марок Generation, Feadog, Walton, Clare, Oak, но они тебе скорее всего не понравятся (ты конечно можешь нарваться на хороший вистл этих марок, но есть мнение, что проще выиграть в спортлото). Если ты не знаком с методами изготовления духовых инструментов и держишь флейту в руках в первый раз, исправить характеристики некачественного вистла в лучшую сторону ("твикнуть") ты скорее всего не сможешь.

Я хочу купить вистл / лоувистл. Где можно купить?
Если есть возможность, бери в оффлайне, так можно оценить качество инструмента перед покупкой. Если ты живешь в Москве или Питере - есть небольшой шанс найти высокие вистлы в обычных музыкальных магазинах. В Москве располагается основной офис интернет магазина ta-musica.ru которые торгуют различными этническими инструментами, в том числе вистлами и лоувистлами, в Новосибирске есть похожий интернет магазин dpshop.ru Данилы Панфилова. Если в данных двух магазинах того что тебе нужно нет, советую приобретать вистлы напрямую с официальных сайтов или напрямую у мастеров, избегай различных посредников типа алиэкспрессов и амазонов. Здесь ты найдешь множество ссылок на сайты зарубежных производителей: http://whistle.jeffleff.com/makers.html . В России тоже есть свои мастера. Александр Караваев изготавливает хорошие металлические настраиваемые вистлы и лоувистлы https://vk.com/whistles_workshop , Антон Платонов, помимо прочего, изготавливает хорошие пластиковые, пластико-металлические лоу-вистлы, деревянные высокие вистлы https://vk.com/antplatru .

Как выбрать вистл? На что обратить внимание при выборе?
Читай раздел Выбор вистла

Я хочу купить вистл, но не уверен в своих силах. Сложно ли научиться? Нужно ли иметь музыкальное образование? Где учат играть на вистле?
Сам по себе, вистл - очень простой инструмент, и овладеть им на базовом уровне может любой, даже ребенок. Поэтому играть на вистле легкие, известные мелодии может каждый. Однако не стоит забывать, что чаще всего вистл используют для игры ирландской народной музыки, а это очень глубокий и сложный жанр со множеством своих уникальных особенностей, в котором возможности и потенциал вистла раскрываются наиболее полно. Отсюда вытекает ответ на следующий ваш вопрос - в обычных российских музыкальных школах вы вряд ли сможете встретить преподавателя хорошо разбирающегося в нюансах ирландской народной музыки, не стоит думать, что традиционная игра на вистле ничем не отличается от, например, классической игры на блокфлейте. Конкретно традиционной игре на вистле, на серьезном уровне, обучают очень немногие музыканты-энтузиасты, проводя занятия индивидуально, часто по скайпу. Однако не стоит унывать - ирландскую музыку веками сочиняли и играли люди не имеющие никакого музыкального образования, а традиция её изучения практически целиком основана на восприятии музыки на слух и попытках повторить услышанное. Все что вам нужно - хороший инструмент, доступ к традиционной музыке (в наш цифровой век с этим проблем у вас не возникнет), базовые знания которые можно получить из книг-самоучителей и желание. Вистл - один из тех инструментов, которыми успешно можно овладеть самостоятельно. Подавляющий процент вистлеров научились играть своими силами, и вы тоже научитесь.

Насколько вистл громок?
Разные модели вистлов могут сильно различаться по громкости. Однако в целом, вистл это не столь громкий инструмент, так что проблем с соседями у вас скорее всего не будет, особенно если вы воздержитесь от игры ночью. Волынщикам и саксофонистам в этом плане заметно труднее. Если вы все же опасаетесь за спокойствие окружающих вас людей, присмотритесь к таким моделям как Clarke Sweetone или Tony Dixon Trad, это довольно тихие инструменты. Вистлы Susato напротив имеют репутацию громких (хотя тут есть нюансы, к примеру вистлы серии V звучат тише серии S). Если вы намерены выступать на сцене с коллективом, вам скорее всего придется использовать микрофон, иначе за некоторыми инструментами вас могут не услышать.

Можно ли начинать сразу с лоувистла?
Можно, но осторожно. Не бери сразу огромный лоу D, начни с лоу G. Будь аккуратен, прежде чем заказывать лоувистлы по интернету - узнай сперва расстояние между дырками и прикинь, подойдет ли он тебе. Сразу готовься к тому, что появятся проблемы с записями аудио-приложений к учебникам - они все записываются на ре-шных инструментах, так что если захочешь поиграть вместе с ними, придется менять их тональность в аудио-редакторах.

Какой рукой закрывать нижние три отверстия а какой верхние три?
На вистлах не имеет значения какой рукой ты будешь закрывать нижние три отверстия - левой или правой, однако если ты планируешь переходить на другие духовые, (ирландскую флейту, поперечную флейту, блокфлейту, волынку …), имей в виду - обычно эти инструменты делают для правшей, для левшей - только по отдельным заказам, поэтому лучше закрывай нижние отверстия правой рукой, а верхние - левой.

Требует ли вистл какого-то особого ухода?
Если ты вдруг откуда-то достал деревянный вистл, то да, нужно вытирать влагу после игры и время от времени пропитывать инструмент маслом, все как и в случае других деревянных духовых - погугли например как ухаживать за деревянной блокфлейтой, все то же самое справедливо и для деревянного вистла. Некоторые вистлы (например Clarke Original) имеют деревянный блок (fipple, фиппл), за состоянием которого лучше бы тоже следить. С другими материалами (металл, пластик) никакого особого, регулярного ухода не требуется, особенно если ты бережно относишься к инструменту - не оставляешь его где попало, моешь руки перед игрой, не играешь после еды / выкуренной сигареты. Вистлы из металла и пластика обычно просто промывают время от времени прохладной водой. Старайся не испытывать судьбу подвергая инструмент резким перепадам температур. Интересный факт - если обильно намочить изнутри свисток и тело вистла, то звучание инструмента улучшится на некоторое время. Не переусердствуй с этим, помни, что вода может размягчить клей удерживающий фиппл / свисток вистла на месте. Не опускай пластиковые вистлы в горячую воду, дешевый пластик может изменить свою форму. Деревянный инструмент вообще держи подальше от воды и насухо протирай скопившуюся влагу после игры.

Я купил вистл нестандартной тональности и не могу найти аппликатур под него.
Все вистлы имеют одинаковую аппликатуру, не важно что у тебя в руках - C-вистл, D-вистл, или E-лоувистл, играй так, будто у тебя в руках сопрано-ре-вистл. Единственная сложность может возникнуть при взятии ноты "натуральное До" для сопрано-ре-вистла и аналогичных в других тональностях. Данные ноты славятся тем, что аппликатуры для них могут сильно меняться от одной модели вистла к другой.

Чем различаются высокие вистлы и лоувистлы?
Размерами и как следствие диапазонами - высокие вистлы это сопрано и меццо-сопрано, они меньше, имеют более высокий, громкий звук, все диапазоны ниже - это лоувистлы, они больше, имеют более низкий, утробный звук. Лоувистлы любят использовать для игры более медленных мелодий, например эйров. Из-за больших расстояний между игровыми отверстиями, лоувистлы держат по-другому, так называемым волыночным хватом (“piper grip”) - при котором большинство дырок закрывают средними фалангами а не подушечками пальцев. Как правило, лоувистл имеет больший расход воздуха и в целом играть на них сложнее.

В каких случаях нужно играть C (натуральное До), а в каких - С# (До-диез)?
Если кратко - натуральное до обычно играют в мелодиях, написанных в тональности соль-мажор (один диез при скрипичном ключе на нотном стане). Более строго: натуральное до играют в мелодиях в ля-дорийском, соль-ионийском, ми-эолийском или ре-миксолидийском натуральных ладах. Мелодии в других натуральных ладах с большой долей вероятности окажутся в си-эолийском, ля-миксолидийском, ми-дорийском или ре-ионийском ладах и будут исполняться через до-диез. Если хочешь подробностей, читай раздел "Базовые сведения" в основной статье о вистле или любую книгу по теории музыки. О натуральных ладах в ирландской традиционной музыке хорошо расписано в книге Грея Ларсена "Основной курс по ирландской флейте и тинвистлу" .

Как проверить по тюнеру что вистл настроен правильно?
Если твой тюнер (устройство или специальная программка) не показывает ноты в явном виде, а лишь выдает частоты, то ты можешь воспользоваться таблицами частот, например из статьи википедии "Октавная система"
Нижняя октава вистла сопрано ре соответствует второй октаве, верхняя - третьей октаве. У лоувистлов диапазон смещен в первую-вторую октаву. Не беспокойся о небольших отклонениях (15-20 центов), это допустимо.
Кстати, зная частоты нот одной октавы, можно легко рассчитать частоты этих же нот в других октавах - для этого достаточно знать то, что значения частот удваиваются при переходе на октаву выше.

Я проверил по тюнеру и заметил, что мой вистл не строит, что можно сделать?
Если у тебя цельный вистл, может помочь только твик. Если у вистла подвижный снимаемый свисток, попробуй подвигать его вверх-вниз. Если у тебя вистл с пластиковым свистком, который закреплен и не снимается, но явно является отдельным от тела, можешь попробовать поместить вистл в теплую воду, размягчить клей и сдвинуть свисток. Используй этот способ на свой страх и риск. На строй вистла может оказывать влияние температура окружающей среды, что опять же можно компенсировать изменяя положение свистка.

Где я могу найти ноты для вистла?
Ноты для вистла принципиально ничем не отличаются от нот других духовых, той же блокфлейты, однако есть специальные сборники (вистлбуки, whistlebooks) мелодий (в основном ирландских народных) для вистла которые могут даже содержать аппликатурные схемы закрываемых дырок под каждой нотой для новичков. Советую не привыкать к этим схемам и осваивать чтение нот. Однако не переусердствуй и с этим - нотная запись народной музыки это не совсем тоже самое что нотная запись классических произведений, народные исполнители воспринимают нотную запись мелодии не как единственно верный вариант мелодии, а как некую основу, отправную точку, от которой можно отталкиваться и изменять произведение согласно своим предпочтениям (именно так возникают вариации народных мелодий). В нотной записи народной музыки редко записываются орнаменты, т.к. каждый музыкант играет их как сам захочет и где захочет (более того, нет даже устоявшихся нотных обозначений для катов, страйков, роллов и некоторых других орнаментов из-за их специфичности). Если есть возможность, научись читать abc-нотацию, народную музыку часто записывают и хранят в данном формате.


Используй передувание.

Что такое передувание?
Это усиление силы вдуваемой воздушной струи для игры нот верхней октавы.

При непрерывном наращивании силы вдуваемой струи, при переходе от ноты нижней октавы к ноте верхней, в середине перехода я слышу неприятный призвук.
Этим страдают многие бюджетные модели вистлов. Попробуй играть ноту верхней октавы с атакой, пропуская этот неприятный промежуток..

Что такое игра ноты с атакой?
Это артикуляционный прием, который позволяет более чисто играть начало ноты. Это легкое движение языком с которого начинается процесс вдувания воздушной струи в свисток, это движение получается например при произнесении шепотом слова “Ту”.
Аналогичный термин в английском языке - “Tonguing”

Как разучивать мелодии?
Также как и стихи - дели мелодию на небольшие фрагменты, заучивай каждый по отдельности а затем соединяй их в одну мелодию.

Купите вистл в местном музыкальном магазине или онлайн. Жестяные флейты продаются во всех возможных ключах. Самый распространенный вистл в «ре» играет октавы «ре» и «соль-мажор». Второй наиболее распространенный вистл в «до» играет октавы «до» и «фа-мажор». Самая низкая нота вистла, когда вы закрываете пальцами все отверстия, называется тональностью – на вистле «ре» тональность – нота «ре».

’’’Держите ваш вистл правильно. ’’" Вистл должен быть направлен вниз под углом 45 градусов. Ваша доминантная рука должна находиться внизу, а вторая рука сверху. Мизинцы в игре не используются, а выполняют поддерживающую роль или же используются в игре на самых больших (и низкооктавных вистлах). Большие пальцы поддерживают вистл снизу. Накройте отверстия вистла кончиками пальцев. Поместите наконечник вистла между губами – не зубами!

’’’Научитесь играть различные ноты. ’’’ Стандартный вистл берет две октавы. В случае с «ре»-вистлом это охватывает ноты от второй «ре» над средней «до» до четвертой «ре» над средней «до». Теоретически, с выдуванием особенного сильного потока воздуха возможно взять ноты выше, но на практике звук получается слишком громким и фальшивым. Как правило, каждый поднятый палец и открытое отверстие на вистле дает звук на ноту выше. Взгляните на табулатуру «ре»-вистла, приведенную ниже. Белые кружки обозначают открытое отверстие, черные – закрытое. Значок + под табулатурой означает вторую октаву.

’’’Сыграйте ноты на низкой октаве. Возьмите вистл и закройте пальцами все дырочки. (Не нужно прижимать пальцы с силой, просто убедитесь, что кончики пальцев полностью закрывают отверстие). Дуйте в вистл, поддерживая язык в позиции, как будто произносите «тууу». Получившийся звук – это и есть «тональность» (то есть нота «ре» на «ре»-вистле). Если вы дуете слишком слабо, нота выйдет слишком «разбавленной», если вы дуете слишком сильно – вистл сыграет во второй октаве или произведет резкий свистящий звук. Научитесь выдувать равномерный поток воздуха, чтобы производить приятный низкий звук правильной ноты. Убирайте палец за пальцем, таким образом перебирая все ноты в гамме, пока не доберетесь до ноты, при которой все дырочки на вистле открыты (до-диез). Чтобы поддерживать в руках вистл со всеми открытыми отверстиями, используйте мизинец доминантной руки.

Проиграйте ноты второй октавы. Снова закройте все отверстия пальцами и дуньте в вистл с удвоенной силой. Если вам не удается взять ноту второй октавы, попробуйте немного приоткрыть первое отверстие (самое близкое ко рту) – такая тактика поможет вам со всеми нотами второй октавы. Как и в первом уроке, одну за другой открывайте все дырочки на вистле, играя гамму во второй октаве до самой высокой ноты (до-диез). Чем выше ноты, тем сильнее вы должны будете дуть.

Научитесь играть мелодию! Если вы еще не умеете, научитесь играть музыку с листа по нотам.

  • Побольше практики! Отрабатывайте чистоту нот и плавные переходы между ними, а также специальные примочки к вашей игре:

    • Кат - Перед тем, как сыграть ноту, возьмите ноту повыше на долю секунды. Быстро уберите ваш палец с дырочки и поставьте его обратно, чтобы слушательское ухо даже не успело зарегистрировать тон.
    • Страйк - То же самое, что и «кат», только вместо ноты повыше вы берете ноту пониже.
    • Слайд между нотами - Позвольте своему пальцу соскользнуть с отверстия, чтобы плавно перейти на новую ноту.
    • Эффект Вибрато достигается вариациями потока воздуха. Чем быстрее вы дуете, тем выше тон, чем медленнее – тем ниже, и смена интенсивности позволит вам производить вибрирующий звук. Не дуйте слишком сильно, а иначе вы рискуете перейти во вторую октаву. Вибрато также можно сделать, открывая и закрывая вторую дырочку ото рта. К примеру, беря ноту A, быстро поднимайте и опускайте палец со второй верхней дырочки, чтобы получить вибрирующий звук.
  • Вистл Вистл

    История

    История инструмента теряется в веках, поскольку подобные флейты ведут своё происхождение с доисторических времён и встречаются практически у каждого народа на Земле.

    Собственно «tin» - то есть жестяной, whistle появился в 1843 году в Англии. Небогатый фермер Роберт Кларк (Robert Clarke) имел деревянный вистл и захотел сделать подобный, но из нового материала tinplate (луженая жесть), который тогда только появился. Новый инструмент получился настолько удачным, что Кларк решил начать свой бизнес. Вместе со своим сыном он путешествовал по Англии, возя с собой свои инструменты и материалы в ручной тележке. Останавливаясь в городах и деревнях, особенно на рынках, Кларк на глазах у населения сворачивал тин-вистлы из листка жести, получалась коническая трубочка, которая потом закрывалась с одного конца деревянной пробкой - получался свисток, затем в трубочке прорезались отверстия. Кларк тут же демонстрировал инструмент, играя на нём мелодии для зрителей. Дудочка стоила один пенни, от этого происходит ещё одно её название - penny-whistle . Иногда дудочки Кларка покупали ирландские моряки и другие люди с Зелёного острова, которые привозили их домой. Так тин-вистл попал в Ирландию.

    В Ирландии дудочка пришлась всем по душе, поскольку очень хорошо подходила для исполнения ирландской народной музыки. Производство Роберта Кларка дожило до наших дней, вистлы марки Clarke пользуются неизменной популярностью по всему миру, в особенности как инструмент для начинающих.

    Впоследствии тин-вистлы стали изготовлять из различных материалов, из металлических трубок, латунных, алюминиевых и т. д. Различных видов пластика и других материалов.

    Тин-вистл получил большое распространение по всему свету в 60-70-х годах XX века на волне возрождения интереса к народной музыке в Ирландии и за её пределами. Практически все известные фолк-группы использовали тин-вистл в своей деятельности. Появились новые фирмы и мастера-изготовители тин-вистлов.

    Применение

    Несмотря на кажущуюся примитивность устройства, тин-вистл - в контексте ирландской народной музыки - довольно изощренный инструмент, обладающий гораздо большими возможностями, чем кажется на первый взгляд. Техника исполнения на нём, вероятнее всего, сложилась под влиянием техники игры на ирландской волынке uilleann pipes , которая имеет давнюю традицию и довольно сложна. Многие ирландские музыканты прославились именно благодаря своей мастерской игре на вистле, например Мэри Бёргин (Mary Bergin) , записавшая в конце 70-х два альбома под названием Feadoga Stain 1 & 2 (Tin Whistles 1 & 2) , которые оказали и продолжают оказывать заметное влияние на вистлеров всего света.

    Известные исполнители-вистлеры:

    Современные вистлы

    В наши дни существует множество различных видов тин-вистлов. Это и дожившие до наших дней жестяные конические вистлы Clarke , и распространенные латунные с пластмассовым свистком Generation , доступные пластиковые вистлы Dixon и Susato и деревянные вистлы профессиональных изготовителей.

    Наиболее популярные производители:

    Вистл один из самых распространенных инструментов в мире, во многом благодаря своей доступности: дудочка начального уровня, вполне приемлемая по качеству, может стоить 5 $, инструменты профессионального уровня стоят от 100 $ до 700 $, но некоторые профессионалы предпочитают дешевые вистлы . Самые дорогие, как правило, деревянные мастеровые вистлы.

    Лоу-вистл


    Low-Whistle - лоу-вистл - низкая разновидность тин-вистла. Отличается более низкой настройкой и большим размером, а также большей требовательностью к дыханию и меньшей подвижностью. Имеет более глубокий и густой тембр. Поэтому лоу-вистл часто применяется для исполнения медленных мелодий. Изготовляется из металла, пластика или дерева.

    Наиболее распространенная тональность - D (ре первой октавы, на октаву ниже обычного тинвистла). Изготавливается в большинстве тональностей от G (соль первой октавы) до G (соль малой). Наиболее низкие тональности встречаются очень редко и иногда называются «басовыми».

    История

    Вероятно, продольные флейты, подобные лоу-вистлу, существовали ещё в XVI веке, этот факт остаётся спорным.

    Изобретателем лоу-вистла в его современном виде считается английский джазовый музыкант и изготовитель инструментов Бернард Овертон (Bernard Overton) , который в 1971 году сделал лоу-вистл для известного ирландского музыканта Финбара Фьюри (Finbar Furey) , который утратил свой бамбуковый вистл в процессе гастролей. Сделав два первых лоу-вистла, которые Фьюри активно использовал в выступлениях, Овертон начал получать заказы от других музыкантов.

    Начало массовой популярности лоу-вистла пришлось на 90-е годы XX века после известного танцевального шоу Риверданс (Riverdance) , в котором музыкант Дэйви Спилла́н (Davy Spillane) играл на этом инструменте.

    Напишите отзыв о статье "Вистл"

    Ссылки

    • (рус.)
    • (англ.)

    Примечания

    Отрывок, характеризующий Вистл

    – Oui, madame, [Да, сударыня,] – отвечал он, оглядываясь.
    – Вы не видали моего мужа?
    – Non, madame. [Нет, сударыня.] – Он улыбнулся совсем некстати.
    – Вы, кажется, недавно были в Париже? Я думаю, очень интересно.
    – Очень интересно..
    Графиня переглянулась с Анной Михайловной. Анна Михайловна поняла, что ее просят занять этого молодого человека, и, подсев к нему, начала говорить об отце; но так же, как и графине, он отвечал ей только односложными словами. Гости были все заняты между собой. Les Razoumovsky… ca a ete charmant… Vous etes bien bonne… La comtesse Apraksine… [Разумовские… Это было восхитительно… Вы очень добры… Графиня Апраксина…] слышалось со всех сторон. Графиня встала и пошла в залу.
    – Марья Дмитриевна? – послышался ее голос из залы.
    – Она самая, – послышался в ответ грубый женский голос, и вслед за тем вошла в комнату Марья Дмитриевна.
    Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. Марья Дмитриевна остановилась в дверях и, с высоты своего тучного тела, высоко держа свою с седыми буклями пятидесятилетнюю голову, оглядела гостей и, как бы засучиваясь, оправила неторопливо широкие рукава своего платья. Марья Дмитриевна всегда говорила по русски.
    – Имениннице дорогой с детками, – сказала она своим громким, густым, подавляющим все другие звуки голосом. – Ты что, старый греховодник, – обратилась она к графу, целовавшему ее руку, – чай, скучаешь в Москве? Собак гонять негде? Да что, батюшка, делать, вот как эти пташки подрастут… – Она указывала на девиц. – Хочешь – не хочешь, надо женихов искать.
    – Ну, что, казак мой? (Марья Дмитриевна казаком называла Наташу) – говорила она, лаская рукой Наташу, подходившую к ее руке без страха и весело. – Знаю, что зелье девка, а люблю.
    Она достала из огромного ридикюля яхонтовые сережки грушками и, отдав их именинно сиявшей и разрумянившейся Наташе, тотчас же отвернулась от нее и обратилась к Пьеру.
    – Э, э! любезный! поди ка сюда, – сказала она притворно тихим и тонким голосом. – Поди ка, любезный…
    И она грозно засучила рукава еще выше.
    Пьер подошел, наивно глядя на нее через очки.
    – Подойди, подойди, любезный! Я и отцу то твоему правду одна говорила, когда он в случае был, а тебе то и Бог велит.
    Она помолчала. Все молчали, ожидая того, что будет, и чувствуя, что было только предисловие.
    – Хорош, нечего сказать! хорош мальчик!… Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел.
    Она отвернулась и подала руку графу, который едва удерживался от смеха.
    – Ну, что ж, к столу, я чай, пора? – сказала Марья Дмитриевна.
    Впереди пошел граф с Марьей Дмитриевной; потом графиня, которую повел гусарский полковник, нужный человек, с которым Николай должен был догонять полк. Анна Михайловна – с Шиншиным. Берг подал руку Вере. Улыбающаяся Жюли Карагина пошла с Николаем к столу. За ними шли еще другие пары, протянувшиеся по всей зале, и сзади всех по одиночке дети, гувернеры и гувернантки. Официанты зашевелились, стулья загремели, на хорах заиграла музыка, и гости разместились. Звуки домашней музыки графа заменились звуками ножей и вилок, говора гостей, тихих шагов официантов.
    На одном конце стола во главе сидела графиня. Справа Марья Дмитриевна, слева Анна Михайловна и другие гостьи. На другом конце сидел граф, слева гусарский полковник, справа Шиншин и другие гости мужского пола. С одной стороны длинного стола молодежь постарше: Вера рядом с Бергом, Пьер рядом с Борисом; с другой стороны – дети, гувернеры и гувернантки. Граф из за хрусталя, бутылок и ваз с фруктами поглядывал на жену и ее высокий чепец с голубыми лентами и усердно подливал вина своим соседям, не забывая и себя. Графиня так же, из за ананасов, не забывая обязанности хозяйки, кидала значительные взгляды на мужа, которого лысина и лицо, казалось ей, своею краснотой резче отличались от седых волос. На дамском конце шло равномерное лепетанье; на мужском всё громче и громче слышались голоса, особенно гусарского полковника, который так много ел и пил, всё более и более краснея, что граф уже ставил его в пример другим гостям. Берг с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное. Борис называл новому своему приятелю Пьеру бывших за столом гостей и переглядывался с Наташей, сидевшей против него. Пьер мало говорил, оглядывал новые лица и много ел. Начиная от двух супов, из которых он выбрал a la tortue, [черепаховый,] и кулебяки и до рябчиков он не пропускал ни одного блюда и ни одного вина, которое дворецкий в завернутой салфеткою бутылке таинственно высовывал из за плеча соседа, приговаривая или «дрей мадера», или «венгерское», или «рейнвейн». Он подставлял первую попавшуюся из четырех хрустальных, с вензелем графа, рюмок, стоявших перед каждым прибором, и пил с удовольствием, всё с более и более приятным видом поглядывая на гостей. Наташа, сидевшая против него, глядела на Бориса, как глядят девочки тринадцати лет на мальчика, с которым они в первый раз только что поцеловались и в которого они влюблены. Этот самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему.
    Николай сидел далеко от Сони, подле Жюли Карагиной, и опять с той же невольной улыбкой что то говорил с ней. Соня улыбалась парадно, но, видимо, мучилась ревностью: то бледнела, то краснела и всеми силами прислушивалась к тому, что говорили между собою Николай и Жюли. Гувернантка беспокойно оглядывалась, как бы приготавливаясь к отпору, ежели бы кто вздумал обидеть детей. Гувернер немец старался запомнить вое роды кушаний, десертов и вин с тем, чтобы описать всё подробно в письме к домашним в Германию, и весьма обижался тем, что дворецкий, с завернутою в салфетку бутылкой, обносил его. Немец хмурился, старался показать вид, что он и не желал получить этого вина, но обижался потому, что никто не хотел понять, что вино нужно было ему не для того, чтобы утолить жажду, не из жадности, а из добросовестной любознательности.

    На мужском конце стола разговор всё более и более оживлялся. Полковник рассказал, что манифест об объявлении войны уже вышел в Петербурге и что экземпляр, который он сам видел, доставлен ныне курьером главнокомандующему.
    – И зачем нас нелегкая несет воевать с Бонапартом? – сказал Шиншин. – II a deja rabattu le caquet a l"Autriche. Je crains, que cette fois ce ne soit notre tour. [Он уже сбил спесь с Австрии. Боюсь, не пришел бы теперь наш черед.]
    Полковник был плотный, высокий и сангвинический немец, очевидно, служака и патриот. Он обиделся словами Шиншина.

    Инструмент, теперь известный среди ирландских музыкантов как , , или tinflute , имеет длинную родословную в исторической летописи народной музыки.

    Впервые подобные дудки были известны в Китае, около 5000 лет назад. В Европу их конструкция попала примерно в 11 веке. Самые старые сохранившиеся экземпляры — костяные вистлы 12-ого столетия, недавно обнаруженные при раскопках Высокой улицы в старом нормандском квартале Дублина.

    Различные типы свистковых флейт, которые были прародителями современного tinwhistle, часто упоминаются в историях и в законах, управляющих древним ирландским обществом. Существует рассказ, в котором Ailen , предводитель волшебного племени Tuatha de Danann , использует feadan , чтобы разбудить жителей дворца Верховного Короля в Tara , чтобы тот мог выполнить свою «Месть В Канун Ноября», проводимую ежегодно (остаётся только догадываться, что это за мероприятие) .

    Игроки на feadan также упоминаюся в повествовании о Короле Ирландии, найденном в Судебных Законах, датируемых третьим столетием нашей эры.

    В поэме 12-ого столетия упоминаются cuisleannach (исполнители) на cuisle или дудках) часто присутствующие на ярмарках ещё в дохристианский период. Однако сам поэт описывает их довольно неодобрительно (возможно, в силу лишь личной неприязни, или всё-таки из-за их игры) .

    Более одобрительное отношение к cuisle высказзывается переводчиком 12-ого столетия в Acallam na Senorach , сравнивающим этот инструмент с тембром и звуком голоса девушки.

    Одно из самых интересных упоминаний даёт поэма, найденная в древнем городе Teach Miodhchuarta . В ней содержатся описания королевских банкетов в Tara; cuisleannach отнесены в то же самое подразделение, что и кузнецы, изготовители доспехов, жонглеры, сапожники, рыбаки (короче, простой люд, ремесленники) , и названы их социальными соотечественниками.

    Благодаря исследованим ученых 19-ого столетия стало возможным некоторое понимание того, чем же были эти различные «музыкальные трубки», которые процветали в то время.

    Оба названия инструмента — feadan (также называемый feadog ) и cuisle (cuiseach ), относятся к «дудке, трубе, артерии, вене», которые делались из выгнутых стеблей растений типа тростника и других трав, (дополнительное значение feadan — «полая палка»).

    Изготовитель uilleann pipes (ирландских волынок) Патрик Эннеллай из Чикаго вспоминал, что, будучи мальчиком в Мейо, он часто делал музыкальные инструменты из соломы зрелого овса, просто удаляя сердцевину стебля, и затем формируя свисток и отверстия для пальцев перочинным ножом.

    Скорее всего, основные принципы устройства таких инструментов были обнаружены довольно рано многими людьми. Позже, когда технология обработки продвинулась вперёд, стали использоваться более долговечные материалы типа древесины и кости, а так же различные конструкции свистка, для извлечения звука в инструментах были изобретены язычки и трости.

    Высеченные на камнях рисунки 9-11 столетий показывают эти флейты прямыми, или иногда немного изогнутыми у основании. Они обладали узким коническим каналом, который расширялся к основанию, и имели длину примерно 14 или 24 дюйма.

    Изготавливаемые в настоящее время вистлы в тональности Bb (си-бемоль) (на два тона ниже «стандатной» тональности D) составляют 14.3/4 дюймов в длину, это предполагаемый, но это не досконально точный строй тогдашних feadog или cuisle .

    Гармонические и, возможно, «overblowed», т.е. «передутые» ноты, использовались, как и для подобных типов простых флейт во всем мире.

    Продольные представители семейства флейт, найденные сначала в средневековой Бретани и Ирландии, позже были также обнаружены в Сомерсете и Маунтутшире, Англия. Две, сделанные из кости оленя, дудки имели пять верхних отверстий; одна имела два нижних отверстия для больших пальцев, в то время как другая дудка имела только одно. Одна дудка обладала диапазоном в полторы октавы, вторая — две с половиной октавы. Эти инструменты были реставрированы до рабочего состояния, и обнаружилось, что они дают диатонический звукоряд (как современные ). Это свидетельствует о том, что в те времена на таких инструментах можно было играть несложные мелодии.

    Современный принадлежит к разновидности музыкальных инструментов, называющихся (в западной традиции) flageolets — флажолетами, известным примером которого является блокфлейта. Чтобы отличить эти инструменты по устройству от других флейт так же используется теермин «свистковая флейта» или «fipple-flute «. Хочется обратить внимание, что теперь flageolet»ом называется свистковая флейта, имеющая четыре верхних и два нижних отверстия, одно из которых — октавное.

    Fipple (свисток, фиппл) — устройство, сформированное маленьким блоком, обычно из дерева, закрывающим канал флейты с верхнего конца и формирующего воздушный канал, по корому воздух попадает на лезвие свистка; в некоторых случаях этот деревянный блок не изготавливается отдельно, а является неотъемлемой частью свистка.

    Fipples в средневековых костяных флейтах были сделаны из глины. Создавалось узкое пространство в виде щели между фипплом и внутренней стенкой инструмента.

    Воздушный поток, формируемый исполнителем, направляется этой системой на острый край дудки сразу за фипплом, таким образом производя звук. Этот тип флейты с продольным воздушным каналом стал известен в Европе в 11 столетии, и, согласно музыковедам, существует сегодня в различных формах во всем мире.

    В начале 19 века английский окончательно оформился как инструмент с шестью игровыми отверстиями. Некоторые всё же имели традиционное отверстие для большого пальца, однако техника передувания позволила с успехом обходиться и без него.

    История Роберта Кларка

    Роберт Кларк жил и работал на ферме в маленькой деревушке Кони Уэстон, что в Англии, простым чернорабочим. Он был талантливым музыкантом, и при всяком удобном случае неплохо играл на деревянном вистле. Может именно из-за этого, а может и по другой причине, но в 1843 году хозяин фермы обвинил его в недобропорядочности, и уволил беднягу.

    Роберту пришлось искать способ, как зарабатывать себе на хлеб, да ещё и содержать семью.

    Тогда он и заинтересовался возможностью изготовления вистла из металла, наподобие имевшегося у него деревянного. Почему из металла? А спросите современных изготовителей вистлов из дерева, почему они так дороги?:) Роберт узнал о существовании нового материала — «tinplate», то есть белой жести. Так называли стальные листы, покрытые оловом. Олово препятствовало коррозии стали, да и вообще улучшало эстетические свойства материала.

    Кларк отправился к знакомому кузнецу, и спросил, можно ли достать tinplate, и как сделать из жести дудочку «…как вот эта, деревянная»? Не видя в этом трудности, кузнец помог (а когда это ребята не помогали?) , и у Роберта получилась неплохой инструмент. Причем, настолько неплохой, что он решил начать бизнес по изготовлению !

    Его родная деревня не была местом, где можно было открыть настоящее дело. Поэтому Кларк, собрав инструменты и прочий скарб, погрузил всё это в тележку, и, вместе с сыном (кстати, тоже Робертом) отправился в Ланкашир, где, как ему сказали, «есть, где развернуться».

    Так шли они, толкая тележку перед собой от Кони Уэстон аж до самого Манчестера.

    Когда по пути встречались деревни и городишки, где был рынок, Кларк останавливался там и делал тин-вистлы, чтобы тут же продать. При всех он мастерил свои дудочки и тут же играл на них. Говорят, гудящий рынок замирал и слушал, как наш герой играет свою любимую мелодию «Danny Boy «.

    Иногда ему встречались ирландские чернорабочие, что строили железные дороги и каналы, и он продавал вистлы им — ведь просил Роберт немного, и практически каждый мог купить для себя этот незатейливый музыкальный инструмент. Так тин-вистлы попали в Ирландию, и скоро стали самым любимым ирландским народным инструментом.

    Достигнув Манчестера, Роберт Кларк организовал фабрику, и вскоре стал преуспевающим производителем. Позже он отстроил новую, настоящую фабрику, два

    дома, да ещё и церковь в близлежащей деревушке Нью-Мостон. К тому времени он был уже довольно богатым человеком…

    До сих пор The Clarke Tinwhistle Company производит вистлы, и до сих пор они доступны практически каждому. Вистл, возможно, один из самых недорогих и простых музыкальных инструментов. Свои первые вистлы Кларк называл «Meg», это викторианское слово означает монету в пол-пенни, — именно за это сумму можно было приобрести инструмент у Роберта.

    Теперешняя модель «Meg» выпускается в память о тех днях, и теперь это самый дешёвый (но далеко не самый худший) вистл в мире.

    Ты можешь купить себе такой, или даже первоначальный вариант — Clarke Original , и прикоснуться к истории Роберта Кларка — человека, делавшего инструменты для народа…

    Немного о

    Инструмент, называемый теперь (дословно: низкий свисток) является очень близким родственником обычному вистлу (я не буду употреблять выражение , которое иногда используется для более чёткого смыслового различения этих инструментов). Широкая популярность среди традиционных музыкантов современности заставляет внимательнее приглядеться к этому относительно молодому инструменту. Более богатый, сложный, глубокий и задумчивый звук позволяет делать интересные аранжировки произведений не только в жанре традиционного фолка, но и в производных от него стилях.

    Согласия относительно происхождения нет, выделяют три основных версии происхождения «низкого свистка».

    Low whistle как инструмент 17-го столетия

    Низкий вистл сначала называли «вертикальной флейтой» из-за его формы. Это — потомок блокфлейт, разработанных в течение 16-ого столетия. Первые имели конический канал и шесть игровых отверстий, заимствованных от ранних поперечных флейт. Они делались из дерева, и были ненастраиваемыми. В конце 17 века, когда металлообработка достигла нужного уровня, низкие вистлы начали изготавливать из латуни и никеля. Для этого, как правило, металл скатывали в трубку и спаивали, как конический вистл Кларка. Некоторые инструменты уже имели слайд для настройки. Эти вистлы использовались в течение всего 18 века, и были найдены в Ирландии, Великобритании, Канаде и Соединенных Штатах. Говорят, что повторное появление вертикальных металлических флейт в ирландской музыке произошло в 1970-х годах благодаря музыканту Finbar Furey . Также считается, что именно он ввёл термин ««.

    Low whistle как инструмент 20-ого столетия

    Низкий вистл — недавнее изобретение (возможно, не более 30 лет назад); и тому же, принят в ирландскую традицию ещё более недавно. Применение лоу-вистла в шоу «Riverdance» способствовало узнаваемости и популяризации инструмента, однако немногие музыканты нашли эту новинку пригодной к употреблению вместо традиционных флейты или обычного . Вообще говоря, чаще всего используют как инструмент «специальных эффектов» на нескольких отдельно взятых мелодиях. Хотя есть некоторые исполнители, играющие исключительно на низких вистлах. Многим кажется, что низкий вистл позволяет получить звук, подобный флейтовому, при этом без техусилий, что требует флейта. Это мнение не совсем верно, так как флейта всё же звучит неповторимо, да и не всегда так прост в игре, как . Можно с допущением сказать, что — что-то среднее между вистлом (по простоте игры) и флейтой (по богатству звука). Но это чисто моё мнение, перейдём к третьей, наиболее распространенной теории.

    Low whistle как изобретение Бернарда Овертона

    В конце шестидесятых одними из самых известых музыкантов, что задавали тон на английской фолк-сцене, были братья Эдди и Финбар Фьюри. Основным явлением был состав Финбара под названием «Одинокий лодочник». Сам Финбар играл в этой группе на индийской бамбуковой флейте в Ля-бемоле. В конце концов этот инструмент, в силу физического износа, дал трещину, и держался последние свои дни только благодаря липкой ленте и жевательной резинке. Однажды ночью Финбар случайно сел на свою несчастную флейту, доконав её окончательно.

    Необходимость в новом инструменте вынудила Финбара сделать заказ у английского мастера по имени Бернард Овертон. Он в то время занимался изготовлением поперечных флейт. Бернард взялся за создание опытного образца в тональности СОЛЬ… Когда инструмент был готов, он настолько понравился Финбару, что тот попросил Бернарда сделать для него ещё один, в тональности РЕ (ниже ровно на октаву). Это было рождением династии Overton

    Популярность Финбара Фьюри была высока, и на концертах многие спрашивали у него, где он взял этот новый инструмент. Так Бернард Овертон начал получать свои первые заказы, и вскоре уже оставил всю остальную работу, полностью занявшись изготовлением низких вистлов. В настоящее время лоу-вистлы Overton изготавливаются в более 20 различных тональностях, также производятся специальные модели (с дополнительнымим игровыми отверстиями и нестандартными характеристиками).

    Многие производители начали делать , в большей или меньшей степени копируя модели Overton . Однако мало кому удалось приблизиться к звуку «космической водосточной трубы», как иногда называют эту марку лоу-вистлов за узнаваемый звук.

    Несколько лет назад Бернард Овертон решил оставить изготовление вистлов, приняв решение, которые могло разрушить хрупкий рынок продажи мастеровых вистлов. Бернард продал права изготовления вистлов Overton двум людям — Колину Голди и Филу Харди.
    Колин Голди придерживаеся полностью ручной работы, и делает вистлы точно так же, как делал их Бернард Овертон. Его инструменты пользуются большим уважением и спросом благодаря безупречности и стабильности качества звука. К несчастью, в 2008 году Берднард ушёл из жизни, и, с августа 2009, по требованию семьи Бернарда Овертона, Колин Голди не называет больше свои вистлы «Overton» . Теперь он использует свою собственную фамилию«Goldie» , сохранив высочайшее качество и неповторимый звук инструментов. Фил Харди пошел по более коммерческому пути. Довольно быстро он разработал новую серию вистлов, основанную на дизайне Overton , но заводского, а не ручного изготовления. Теперь эти вистлы выпускаются под маркой «Chieftain» , и, благодаря массовому производству и хорошему соотношению цена/качество стали очень распространены. Фил Харди, одако, производит и более дорогие лоу-вистлы полностью ручного изготовления под маркой «Kerry Pro» .
    «Вот снова пиар!», скажете вы, но тут уж ничего не поделаешь… Много лет термины « » и «Overton » были практически синонимами, и я не знаю другой истории, которая могла бы более достойно расказать о рождении этого нового инструмента, одного из самых молодых инструментов на свете. Красивый инструмент — красивая история, так уж у нас заведено… :)

    Статья взята с сайта tinwhistle.breqwas.net

    Взялся сегодня вечером шить чехлы для своих вистлов. Вистл – такой инструмент, что способствует появлению в какой-то момент болезни, называемой вистломанией. Хочется попробовать все инструменты, которые только возможно заполучить. Не избежал и я этой заразы. Так вот, решил шить чехлы. Достал все вистлы, разложил. Потом стал на каждом что-то наигрывать. В очередной раз дошла до меня простая истина, - насколько же они все разные по звуку, характеру (в некоторых случаях даже - норову), энергии. Решил для каждого из них написать, так сказать, краткую характеристику.

    Clarke Sweetone D

    САМЫЙ ПЕРВЫЙ. Первый мой вистл. Ему четыре года, но, несмотря на то, что я точно знаю свои предпочтения в этой области, играю на нём до сих пор. Пластиковый свисток, коническое тело, свёрнутое и сваренное из полоски металла. Звучание первой октавы достаточно стабильное, даже местами плотное – несмотря на то, что стенки инструмента достаточно хлипкие. На передувании слегка визглив (особенно верхние Ля и Си).

    Чудесный инструмент, классика жанра – конический корпус, блок из твёрдого дерева (породу выяснить не смог). Обожаю его звук. Один из самых «ходовых» моих инструментов. Вот только чуть-чуть бы погромче звучал!.. Я его слегка апгрейдил – аккуратно достал блок, пропитал льняным маслом и установил обратно, уплотнив герметиком. После этого расход воздуха стал немного меньше, и не болит душа от того, что блок быстро испортится от влаги и конденсата.

    Инструмент, производящийся в мастерской Дэвида Шоу (Англия). По типу сходен Original, однако этот вистл более резко сужается к концу. Кроме того, его стенки более толстые и твёрдые, в результате чего вистл имеет более резкий и громкий звук. Капризен на второй октаве, однако это всего лишь дело привычки и потому особой проблемой не является. Очень темпераментный вистл. И расход воздуха достаточно большой. Я на нём обычно на улице играю.

    На сайте chiffandfipple.com даётся, на мой взгляд, исчерпывающая характеристика вистлов Generation: если вы их покупаете, будьте осторожны, вам точно попадётся одна из двух крайностей – либо самый лучший инструмент, который только можно себе представить, либо голимый хлам. Мне, похоже, попался именно голимый хлам. Чтобы как-то изменить ситуацию, было три недели секса с элементами извращений. Растачивались игровые отверстия, двигались свистки, затачивались (или, наоборот, затуплялись) лезвия, срезалась пластиковая бахрома внутри свистков… В результате теперь более-менее сносно звучат инструменты Bb, C и Eb. Люди! Решите приобретать Generation – будьте предельно внимательны!

    Настраиваемый вистл, классический диксоновский пластиковый свисток и алюминиевое цилиндрическое тело. Толстые стенки и общая массивность придают инструменту очень стабильный плотный звук, который можно при соответствующем дыхании сделать очень нежным.