Бартрам н от игрушки к детскому театру. Бартрам николай дмитриевич

Сегодня мы расскажем вам о знаменитом коллекционере игрушки Николае Дмитриевиче Бартраме.

Бартрам Николай Дмитриевич (1873-1931)

Н.Д. Бартрам – художник, историк искусства, собиратель игрушек, детских портретов, предметов быта, основатель Музея игрушки.

Николай Дмитриевич родился 24 августа 1873 г. в деревне Семеновка Льговского уезда Курской губернии в семье художника. Начальное образование получил дома. Затем (1889-1891 гг.) учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но по состоянию здоровья не смог закончить его. Вернулся в родную усадьбу, где жил до 1903 г. Здесь в 1893 г. он создал учебную мастерскую игрушечно-столярного производства, которой руководил десять лет. Создание этой мастерской было вызвано стремлением Николая Дмитриевича поддержать угасавшие народные художественные промыслы. В то время создаются и другие мастерские такого рода, в их числе знаменитые Абрамцевская и Талашкинская.

В Семеновской мастерской по рисункам и под руководством Николая Дмитриевича было создано множество игрушек, воскрешавших мир Древней Руси, предметно воплощавших в себе образы русского фольклора: Аника-воин, волчок, щелкушки, боярин и др.

Увлекшись игрушками, Бартрам стал изучать историю их производства в России и за рубежом. Тогда же он начал собирать личную коллекцию игрушек и разнообразных предметов старины.

В поисках игрушек Николай Дмитриевич объездил всю Курскую губернию. Вместе с игрушками он привозил старинные головные женские уборы, шелковые платки, затканные золотыми цветами, шелковые сарафаны с телогреями, набойки, тканые пояса, вышивки, пряничные доски и сами пряники в форме коней, рыб, петухов, глиняные поливные свистульки в виде баранов, коней, уточек, предметы быта.

Позже он стал регулярно объезжать ведущие центры кустарных промыслов в Московской, Владимирской, Нижегородской губерниях. Домой он всегда возвращался с богатым «уловом». Его интересовали куколки-«скелетки» (самая дешевая разновидность кукол), куколки-«талии» (изящные стройные куколки с подчеркнуто узкой талией), куколки-барышни, фигурки матросов, кучеров, игрушечная мебель, тележки, сани.

В 1900-1903 гг. Н.Д. Бартрам совершил несколько продолжительных поездок за границу, чтобы познакомиться с игрушечной промышленностью и музейными коллекциями. Бартрам побывал в Париже, Берлине, Нюрнберге, а также во многих городах Тюрингии, Саксонии, Швейцарии, старинных центрах изготовления игрушек. Из-за границы он привозил полные чемоданы современных и старинных кукол, всадников, воинов, зверей, игровых наборов, кубиков, книг, настольных печатных игр.

В 1904 г., когда Н.Д. Бартрам окончательно поселился в Москве, у него уже была значительная коллекция. Вот как вспоминает гостиную у этого дома в Калошином переулке на Арбате дочь Николая Дмитриевича, А.Н. Изергина: «Деревянная, неполированная, с геометрической резьбой мебель из Семеновской мастерской, тахта, обшитая домотканным сукном, на ней подушки из набойки и китайки; на стенах лубки: «Бабелина – героиня Греции», «Как мыши кота хоронили», «Лестница жизни» и др.; висячие витрина и шкаф с игрушками: сергиевскими, богородскими, вятскими, городецкими, немецкими, японскими и многими другими. Они притягивали нас, детей, как все необычное, сказочное.

На резной висящей полке стоял большой поливной зелено-синий кувшин из Скопина, необычной формы, с носом не то птицы, не то зверя».

В Москве с 1906-го по 1917 г. Бартрам заведовал художественной частью Кустарного музея. При этом музее им была создана мастерская по производству игрушек. Здесь по его эскизам с отменным умением и искусством делали кукол с фарфоровыми головками, наряженных в народные костюмы разных губерний России и в одежду по образцам XVI-XVII вв.

Тогда же пришло увлечение архитектурной игрушкой. Николай Дмитриевич совершил «экспедиции» по улицам старой Москвы, фотографировал барские особняки, церкви, соборы. Сам делал архитектурные обмеры. Собранные материалы легли в основу новых оригинальных игрушек «Красные ворота», «Сухарева башня», «Сторожевая башня», «Уголок старой Москвы».

Деятельность Бартрама в Кустарном музее получила широкую общественную поддержку. На страницах журнала «Аполлон» художник и коллекционер игрушек Александр Бенуа писал: «Теперь в Москве затеяли спасти производство народных игрушек, ибо, действительно, оно падает, вымирает, теснимое фабричной дешевкой… Бартрам, стоящий во главе этого дела, такой прелестный фанатик идеи, такой труженик, такой знаток, такой художник, ему уже удалось столько сделать, что я не могу не желать ему и дальнейших успехов».

В собрание Бартрама входили игрушки из всевозможных материалов, самых замысловатых конструкций, для любого возраста. Причем тут были представлены игры и игрушки из многих стран мира.

Отечественный раздел включал, кроме того, множество самых разнообразных предметов старины, составляя тот «вещевой фон», на котором игрушки смотрелись особенно органично, «по-домашнему». Тут были предметы детской мебели, одежда, посуда, ученические принадлежности, школьные наглядные пособия, книги, альбомы. Все это вместе взятое позволяло ярко и привлекательно воссоздавать мир детства. Этой цели служили и многочисленные портреты детей кисти художников XVIII-XIX вв., бесподобная «детская» картинная галерея.

В собрании Н.Д. Бартрама были представлены русский народный костюм, бытовая утварь, коллекция вееров, игральных карт. Особое место занимала коллекция нэцкэ – произведений японской миниатюрной декоративно-прикладной пластики из дерева, камня, слоновой кости и других материалов.

Мысль о создании Музея игрушки целиком овладела Бартрамом после 1910 г. Он вынашивал проект музея, разрабатывал его во всех деталях.

В 1918 г. в Москве открылся Музей игрушки. К этой цели Николай Дмитриевич упорно шел не один год. Первая экспозиция разместилась в четырех комнатах его квартиры (Смоленский бульвар, д.8). Выделялись следующие разделы: народная игрушка, игрушки кукольного театра, обучающие игры, занимательные книги. Постепенно музей пополнялся поступлениями из национализированных магазинов, складов, фабрик, особняков, усадеб. Многие ценные вещи были привезены из царской резиденции в Ливадии.

В 1924 г. музею выделили один из красивейших особняков Москвы – усадьбу Хрущевых-Селезневых на Пречистенке (ныне там размещается Государственный музей А.С. Пушкина). Превосходная коллекция, занимательная экспозиция, новаторские приемы работы с детьми (экспозицию дозволялось трогать руками) – все это послужило причиной неслыханной популярности бартрамовского музея. По посещаемости он, не столь уж большой, уступал разве что Третьяковской галерее. Во главе этого удивительно живого и привлекательного музея Н.Д. Бартрам оставался до самой смерти.

Н.Д. Бартрам прекрасно понимал историческую и культурную ценность собранных им вещей. Он стремился сделать эти предметы достоянием общественности. Этой идее целиком отвечало создание общедоступного музея, а также пожертвование личных коллекций в другие собрания и музеи. Всю принадлежавшую ему коллекцию головных уборов Н.Д. Бартрам передал Археологической комиссии Курской губернии. Незадолго до смерти Николай Дмитриевич принес в дар Музею игрушки основную часть своей коллекции. Коллекцию нэцкэ он подарил на память дочери Анастасии.

Вы можете себе представить, чтобы в послереволюционной голодной и холодной Москве человек, экономя даже на собственном питании, создавал Музей игрушки? Звали этого энтузиаста, пытавшегося на деле доказать, что все лучшее должно принадлежать детям, Николай Дмитриевич Бартрам. К этому времени он уже был известным художником, историком декоративно-прикладного искусства, автором нескольких книг. А коллекционирование игрушек, предметов прикладного искусства и народного быта превратилось для него из увлечения в дело всей жизни. Именно благодаря ему мы теперь можем увидеть, какими игрушками развлекались дети и 100, и 300, и 500 лет назад.


Николай Дмитриевич родился в семье художника-акварелиста Дмитрия Эрнестовича Бартрама 24 августа 1873 г. в небольшой деревне Семеновка Льговского уезда Курской губернии. Николай был четвертым ребенком в семье. Став взрослым, он так и остался в душе ребенком, но ребенком-коллекционером. Отец маленького Николая был по профессии художник и любил мастерить собственными руками различные вещицы. В кабинете отца стоял верстак и токарный станок, на стене висела полка с инструментами. Однажды этими инструментами отец Коли соорудил для детей четырехколесную коляску со спинкой, расписанной цветами. С ранних лет отец привил мальчику любовь к искусству. В детстве Николай любил сидеть в мастерской, наблюдая, как под резцом в руках отца рождаются новые деревянные игрушки или покрываются затейливой акварельной вязью листы плотной бумаги. Он и сам рано научился владеть столярными инструментами и неплохо рисовать.

Учился Николай дома под пристальным присмотром матери, а когда подошло время определяться с будущей профессией, не раздумывая выбрал Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но из-за слабого здоровья смог проучиться в нем только два года. В 1891 году пришлось вернуться в родную усадьбу. Деревенский воздух, мед, парное молоко и целебные травы смогли сделать то, что не удавалось столичным докторам. Николай заметно окреп и в 1893 году, чтобы не сидеть без дела, создал учебную мастерскую игрушечно-столярного производства. Этой мастерской он руководил десять лет, поддерживая и развивая народные художественные промыслы, готовя мастеров декоративно-прикладного искусства.

В этот период Николай познакомился с почетным академиком Петербургской Академии наук Иваном Егоровичем Забелиным, оказавшим на него большое влияние. Создатель и руководитель Российского Исторического музея, Забелин был увлечен российской стариной. Свою страсть к прошлому, к памятникам старины, представленным бесхитростными предметами народного творчества, он и привил начинающему художнику.

Стоит отметить, что Николаю везло на хороших людей. Знакомство с удивительной женщиной, профессором-этнографом Верой Николаевной Харузиной помогло ему лучше понять глубинные культурные процессы, развивающиеся в народной среде, увидеть в обыденных предметах обихода самобытное искусство российских народов.

Увлекшись игрушками, Бартрам стал изучать историю их производства в России и за рубежом. Тогда же он начал собирать личную коллекцию игрушек и разнообразных предметов старины.

В поисках игрушек Николай Дмитриевич объездил всю Курскую губернию. Вместе с игрушками он привозил старинные головные женские уборы, шелковые платки, затканные золотыми цветами, шелковые сарафаны с телогреями, набойки, тканые пояса, вышивки, пряничные доски и сами пряники в форме коней, рыб, петухов, глиняные поливные свистульки в виде баранов, коней, уточек, предметы быта.

Позже он стал регулярно объезжать ведущие центры кустарных промыслов в Московской, Владимирской, Нижегородской губерниях. Домой он всегда возвращался с богатым «уловом». Его интересовали куколки-«скелетки» (самая дешевая разновидность кукол), куколки-«талии» (изящные стройные куколки с подчеркнуто узкой талией), куколки-барышни, фигурки матросов, кучеров, игрушечная мебель, тележки, сани.

В 1900-1903 гг. Н.Д. Бартрам совершил несколько продолжительных поездок за границу, чтобы познакомиться с игрушечной промышленностью и музейными коллекциями. Бартрам побывал в Париже, Берлине, Нюрнберге, а также во многих городах Тюрингии, Саксонии, Швейцарии, старинных центрах изготовления игрушек. Из-за границы он привозил полные чемоданы современных и старинных кукол, всадников, воинов, зверей, игровых наборов, кубиков, книг, настольных печатных игр.

В 1904 г., когда Н.Д. Бартрам окончательно поселился в Москве, у него уже была значительная коллекция. Вот как вспоминает гостиную у этого дома в Калошином переулке на Арбате дочь Николая Дмитриевича, А.Н. Изергина: «Деревянная, неполированная, с геометрической резьбой мебель из Семеновской мастерской, тахта, обшитая домотканным сукном, на ней подушки из набойки и китайки; на стенах лубки: «Бабелина - героиня Греции», «Как мыши кота хоронили», «Лестница жизни» и др.; висячие витрина и шкаф с игрушками: сергиевскими, богородскими, вятскими, городецкими, немецкими, японскими и многими другими. Они притягивали нас, детей, как все необычное, сказочное.

На резной висящей полке стоял большой поливной зелено-синий кувшин из Скопина, необычной формы, с носом не то птицы, не то зверя».

В Москве с 1906-го по 1917 г. Бартрам заведовал художественной частью Кустарного музея. При этом музее им была создана мастерская по производству игрушек. Здесь по его эскизам с отменным умением и искусством делали кукол с фарфоровыми головками, наряженных в народные костюмы разных губерний России и в одежду по образцам XVI-XVII вв.

Тогда же пришло увлечение архитектурной игрушкой. Николай Дмитриевич совершил «экспедиции» по улицам старой Москвы, фотографировал барские особняки, церкви, соборы. Сам делал архитектурные обмеры. Собранные материалы легли в основу новых оригинальных игрушек «Красные ворота», «Сухарева башня», «Сторожевая башня», «Уголок старой Москвы».

Деятельность Бартрама в Кустарном музее получила широкую общественную поддержку. На страницах журнала «Аполлон» художник и коллекционер игрушек Александр Бенуа писал: «Теперь в Москве затеяли спасти производство народных игрушек, ибо, действительно, оно падает, вымирает, теснимое фабричной дешевкой… Бартрам, стоящий во главе этого дела, такой прелестный фанатик идеи, такой труженик, такой знаток, такой художник, ему уже удалось столько сделать, что я не могу не желать ему и дальнейших успехов».

Интересно, что кроме игрушек и предметов декоративно-прикладного искусства Николай Дмитриевич собрал прекрасную коллекцию детской мебели, посуды, школьных принадлежностей и учебников, детских книг и альбомов. Особый интерес и немалую ценность представляло его собрание детских портретов кисти российских и зарубежных художников XVIII-XIX веков. Востоковедов же удивляла полнота и разнообразие его коллекции нэцкэ - японской миниатюрной скульптуры.



Бартрам давно вынашивал идею создания специального музея игрушки. Дочь Николая Дмитриевича вспоминала: «Знаешь, - говорил он, - ведь каждая игрушка - это зеркало жизни человеческой... Если все имеющиеся у меня игрушки систематизировать, можно даже из них создать экспозицию небольшого Музея игрушки. Вот будет здорово! Будут приходить детишки, можно будет вести за ними наблюдения, поставить научную работу!».

В 1918 г. в Москве открылся Музей игрушки. Первая экспозиция разместилась в четырех комнатах его квартиры (Смоленский бульвар, д.8). Выделялись следующие разделы: народная игрушка, игрушки кукольного театра, обучающие игры, занимательные книги. Постепенно музей пополнялся поступлениями из национализированных магазинов, складов, фабрик, особняков, усадеб. Многие ценные вещи были привезены из царской резиденции в Ливадии.

Отечественный раздел включал, кроме того, множество самых разнообразных предметов старины, составляя тот «вещевой фон», на котором игрушки смотрелись особенно органично, «по-домашнему». Тут были предметы детской мебели, одежда, посуда, ученические принадлежности, школьные наглядные пособия, книги, альбомы. Все это вместе взятое позволяло ярко и привлекательно воссоздавать мир детства. Этой цели служили и многочисленные портреты детей кисти художников XVIII-XIX вв., бесподобная «детская» картинная галерея.

В собрании Н.Д. Бартрама были представлены русский народный костюм, бытовая утварь, коллекция вееров, игральных карт. Особое место занимала коллекция нэцкэ - произведений японской миниатюрной декоративно-прикладной пластики из дерева, камня, слоновой кости и других материалов.

В 1924 г. музею выделили один из красивейших особняков Москвы - усадьбу Хрущевых-Селезневых на Пречистенке (ныне там размещается Государственный музей А.С. Пушкина). Превосходная коллекция, занимательная экспозиция, новаторские приемы работы с детьми (экспозицию дозволялось трогать руками) - все это послужило причиной неслыханной популярности бартрамовского музея. По посещаемости он, не столь уж большой, уступал разве что Третьяковской галерее. Во главе этого удивительно живого и привлекательного музея Н.Д. Бартрам оставался до самой смерти. Н. Д. Бартрам оставался истинной душой музея. Это безошибочно угадывали дети, давая по-детски точное и очень любовное определение Николаю Дмитриевичу— «Дядя Музей».

Н.Д. Бартрам прекрасно понимал историческую и культурную ценность собранных им вещей. Он стремился сделать эти предметы достоянием общественности. Этой идее целиком отвечало создание общедоступного музея, а также пожертвование личных коллекций в другие собрания и музеи. Всю принадлежавшую ему коллекцию головных уборов Н.Д. Бартрам передал Археологической комиссии Курской губернии. Незадолго до смерти Николай Дмитриевич принес в дар Музею игрушки основную часть своей коллекции. Коллекцию нэцкэ он подарил на память дочери Анастасии.



Скончался Николай Дмитриевич Бартрам 16 июля 1931 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище. А созданный им музей жив и поныне, но уже давно его «убрали» подальше от детей в подмосковный Сергиев Посад. Хорошо, хоть не закрыли и не разбазарили коллекции, которые и теперь сохраняют и по мере сил пополняют новые энтузиасты, продолжающие считать, что лозунг «Все лучшее - детям» должен действовать и в наше время.

Вы можете себе представить, чтобы в послереволюционной голодной и холодной Москве человек, экономя даже на собственном питании, создавал Музей игрушки? Звали этого энтузиаста, пытавшегося на деле доказать, что все лучшее должно принадлежать детям, Николай Дмитриевич Бартрам. К этому времени он уже был известным художником, историком декоративно-прикладного искусства, автором нескольких книг. А коллекционирование игрушек, предметов прикладного искусства и народного быта превратилось для него из увлечения в дело всей жизни. Именно благодаря ему мы теперь можем увидеть, какими игрушками развлекались дети и 100, и 300, и 500 лет назад...


Бартрам Николай Дмитриевич (1873 -1931) - художник, искусствовед, коллекционер, основатель первого в России Музея игрушки. Николай Дмитриевич родился в семье художника-акварелиста Дмитрия Эрнестовича Бартрама 24 августа 1873 г. в небольшой деревне Семеновка Льговского уезда Курской губернии. В детстве Николай любил сидеть в мастерской, наблюдая, как под резцом в руках отца рождаются новые деревянные игрушки. Он и сам рано научился владеть столярными инструментами и неплохо рисовать.

Учился Николай дома, затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но из-за слабого здоровья смог проучиться в нем только два года. В 1891 году пришлось вернуться в родную усадьбу. Постепенно окрепнув в 1893 году, чтобы не сидеть без дела, он создал учебную мастерскую игрушечно-столярного производства. Этой мастерской он руководил десять лет, поддерживая и развивая народные художественные промыслы, готовя мастеров декоративно-прикладного искусства.

В этот период Николай познакомился с почетным академиком Петербургской Академии наук Иваном Егоровичем Забелиным, руководителем Российского Исторического музея, оказавшим на него большое влияние.

В своей мастерской Николай стал воссоздавать не только народные предметы бытового назначения, но и старинные детские игрушки. Он стал изучать их историю и особенности производства, начал собирать коллекцию игрушек, а вместе с ними и разнообразные предметы российской старины.

Поиск игрушек и предметов народного быта захватил Николая, он стал с увлечением ездить по России, посещать центры кустарных промыслов. Коллекция быстро пополнялась, в ней появились и старинные крестьянские одежды из различных губерний России, и изделия гончаров - от примитивных глиняных свистулек до поливных статуэток, и пряничные доски. Но с особым интересом сказывались увлечения детства - он собирал деревянные резные игрушки. Вскоре его коллекция игрушек стала лучшей в России.

Бартрама заинтересовала и промышленность, занимающаяся изготовлением игрушек. Чтобы лучше познакомиться с ней, он совершил в 1900-1903 годах несколько длительных поездок заграницу. Николай побывал во Франции, Швейцарии, Германии.
В 1904 году Н.Д. Бартрам окончательно перебрался в Москву. Его дом быстро превратился в своеобразный музей.


Николай Дмитриевич и службу нашел в Москве родственную своим увлечениям. Преподавал в Учебных мастерских кустарного дела. В 1907-17 годах служил в Кустарно-промышленном музее московского губернского земства (ныне Музей народного искусства), где основал и возглавил отдел образцов. У Николая Дмитриевича появилось новое увлечение - архитектурная игрушка. По рисункам, гравюрам, чертежам и собственным замерам исторических построек в мастерской стали изготавливать игрушки-макеты, воспроизводившие старинные здания, соборы, крепостные башни и даже небольшие уголки старой Москвы.


Подвижническая деятельность Бартрама вызвала широкий о бщественный интерес. Интересно, что кроме игрушек и предметов декоративно-прикладного искусства Николай Дмитриевич собрал прекрасную коллекцию детской мебели, посуды, школьных принадлежностей и учебников, детских книг и альбомов. Особый интерес и немалую ценность представляло его собрание детских портретов кисти российских и зарубежных художников XVIII-XIX веков. Востоковедов же удивляла полнота и разнообразие его коллекции нэцкэ - японской миниатюрной скульптуры.

Бартрам давно вынашивал идею создания специального музея игрушки.


И такой музей был создан в 1918 г. в Москве. Первоначально он занимал несколько комнат в особнячке на Смоленском бульваре (до наших дней это здание не сохранилось). Музей быстро пополнялся, игрушки поступали из старых дворянских усадеб и царских резиденций, национализированных фабрик и магазинов, реквизируемых квартир «врагов революции» и от простых граждан. Места стало катастрофически не хватать, и в 1924 году Музею игрушки выделили один из красивейших московских особняков - бывшую усадьбу Хрущевых-Селезневых, что на Пречистенке (в наше время в ней размещается Государственный музей А.С. Пушкина).

Музей пользовался большой популярностью, по посещаемости его превосходила только Третьяковка. Это был настоящий мир детства, игрушки здесь можно было трогать и брать в руки. Музеем Бартрам руководил до самой смерти. В музей он безвозмездно передал и большую часть своей коллекции.

Скончался Николай Дмитриевич Бартрам 16 июля 1931 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище. А созданный им Музей игрушки жив и поныне в Сергиевом Посаде.

Фрагмент фильма "Приключения Болвашки", снятого в 1927 году
с участием Николая Бартрама.

МУЗЕЙ ИГРУШКИ В СЕРГИЕВОМ ПОСАДЕ

Музей игрушки РАО располагается в Сергиевом Посаде (до 1991г. - Загорск) с 1931 г.

Бартрам Николай Дмитриевич начал собирать свою коллекцию в начале 1910-х. Первоначально Музей игрушки начал формироваться ещё в квартире самого художника и коллекционера на Садовом кольце (Зубовский бульвар, дом 15, квартира 13 — адрес Н. Д. Бартрама на его визитной карточке). Основан же музей был в 1918 году там же на Садовом кольце, но уже на Смоленском бульваре, в доме № 8.

Музей игрушки был открыт для публики 17 октября 1918 г. в доме № 8 по Смоленскому бульвару. Одноэтажный с мезонином особняк, благодаря идее размещения в нём музея, был сохранён. До революции он принадлежал вдове крупнейшего химика-технолога, управляющего несколькими российскими текстильными мануфактурами, почётного гражданина Москвы, члена Государственного Совета Михаила Л. Лосева, Евдокии Ивановне Лосевой, урождённой Чижовой, ставшей второй супругой художника. Площади в 250 квадратных метров, из которых 200 метров отводилось под экспозицию, было вполне достаточно, чтобы представить первоначальные музейные коллекции, постоянно пополняемые благодаря энергии и определённой предприимчивости его основателя.

Официально основанный 17 октября 1918 года музей всё же был открыт для посетителей только в 1921 году, а через три года, в 1925 году переехал в новое помещение на Кропоткинской улице (ныне Пречистенка) — усадьбу Хрущёвых-Селезнёвых, дом 12/2. Сегодня это здание занимает Литературный музей А. С. Пушкина. Здесь Музей игрушки был открыт 5 января и расширил свои площади до 5 залов и 600 квадратных метров, занятых под экспозиции.

Широкий охват детского быта позволил Музею игрушки участвовать на многих выставках. В марте-апреле 1922 года он открыл свою выставочную деятельность, приняв участие на Всероссийской Художественно-промышленной выставке, устроенной Академией художественных наук в её Научно-показательном отделе. Осенью 1925 года и зимой 1926 года в стенах музея были организованы просмотры всех кукольных театров Москвы, а в марте-апреле следующего 1927 года работала выставка кукольных театров, во время которой проходили кукольные спектакли. В мастерской при музее продолжили свою деятельность курсы художественной игрушки, ежегодно готовившие 300 мастеров-специалистов этого вида художественного творчества.

Превосходная коллекция, занимательная экспозиция, новаторские приёмы работы с детьми — всё это послужило причиной неслыханной популярности музея. По посещаемости Музей игрушки превосходила лишь Третьяковская галерея. Во главе Музея игрушки Н. Д. Бартрам оставался до самой своей смерти в 1931 году.

В 1931 году Музей игрушки был переведён из Москвы в подмосковный Загорск. С 1980 года по сегодняшний день Музей игрушки находится в старинном особняке бывшего коммерческого училища над Келарским прудом. Располагается музей в одном из красивейших уголков Сергиева Посада, напротив - Троице-Сергиева лавра. Этот краснокирпичный дом, выстроенный в стиле историзма, и сегодня, без преувеличения, является важной городской достопримечательностью .































«Я ни разу в своей жизни не встречал человека, который бы обладал такой бездной вкуса,
такой неисчерпаемой творческой инициативой и доскональным знанием ремесел» Серов В.А.

фотограф Иохансон Роберт (1877-1959)

Начало «Музею игрушки» было положено коллекцией, собранной Бартрамом в своей квартире на Садовом кольце (Зубовский бульвар, д.15, кв.13 — адрес на его визитной карточке).

Зимой 1918 года москвичи, озабоченные добыванием дров и куска хлеба, с недоумением смотрели на трех чудаков, перевозивших на санях огромные зеркальные витрины. Это были Бартрам и его друзья, мастера-игрушечники Чушкин и Овешков. И тут сделаю отступление: .

Как известно, за любым великим мужчиной всегда стоит великая женщина. И не видать бы нам «Музея игрушки» как своих ушей, если бы не Евдокия Ивановна Лосева (Россия, 1880-1936), живописец, вторая жена Николая Дмитриевича.


Серов Валентин Александрович (Россия, 1865-1911) «Портрет Евдокии Ивановны Лосевой» 1903
портрет приобретен Государственной Третьяковской галереей в 1946 году у дочери Евдокии Ивановны - Марины.

Евдокия Ивановна Лосева (в девичестве Чижова) была замужем за Лосевым Михаилом Лукичем (1851-1912) , крупнейшим химиком-технологом, управляющим несколькими российскими текстильными мануфактурами, почётным гражданином Москвы, членом Государственного Совета, владельцем приобретенного имения в Московской губернии и дома в Москве (в 1909 году оценен в 48 тыс. руб). В семье росло трое детей.

Когда и где она познакомилась с Николаем Дмитриевичем Бартрамом - история умалчивает, но известно, что с 1905 года она уже сотрудничала с ним.

Так вот. Той зимой, 1918 года витрины перевозились из квартиры Николая Дмитриевича в дом № 8 по Смоленскому бульвару, в одноэтажный с мезонином особняк (сейчас на месте изящного старинного особняка Лосевых 17-этажный панельный жилой дом), принадлежавший до революции - та-да-да-дам! - Евдокии Ивановне Лосевой, ставшей второй женой Николая Дмитриевича Бартрама (законной или гражданской, неизвестно).

Площади особняка в 250 квадратных метров, из которых 200 метров отводилось под экспозицию, было вполне достаточно, чтобы представить первоначальные музейные коллекции, постоянно пополняемые.

А пополнялась она активно игрушками, конфискованными из игрушечных магазинов, привезенными из царских дворцов, дворянских и купеческих особняков, фондов общественных организаций; старинными реликвиями, хранившимися в семьях. «Игрушки буквально ломились в дверь музея», - пишет в своих воспоминаниях дочь Бартрама А. Н. Изергина.

От этого начального этапа биографии музея остались вещественные приметы: воспоминания участников событий тех далеких лет, редкие фотографии, первая музейная афиша, выполненная известным художником И. С. Ефимовым. Фраза, написанная на ней «Дети, идите в свой музей!» навсегда осталась девизом.

С 1921 года Евдокия Ивановна организатор и сотрудник наравне с Бартрамом Московского музея игрушки (с 1930 в Загорске). Работала в области декоративно-прикладного искусства. Она проводила экскурсии с иностранными посетителями и готовила к изданию путеводитель по музею, слыла образованным и одаренным человеком, собрала неплохую коллекцию живописи, часть которой была передана ею в 1920 годы в Государственный Русский музей.
Евдокия Ивановна была ученицей Валентина Серова. Она оставила единственный живописный портрет Николая Дмитриевича.


Ну, а дальше всем всё известно.
В 1925 году музей переехал в новое просторное здание - дом Хрущевых-Селезневых на Пречистенке (ныне Литературный музей им. А. С. Пушкина). В том же году Бартрам представлял свое искусство и свой музей на Международной выставке декоративных искусств и современной художественной промышленности в Париже. Диплом, полученный там, - свидетельство большого успеха художника и музейщика.

Здание усадьбы Хрущевых-Селезневых на Пречистенке (фото 1926 года)

Расширялись экспозиции, устраивались новые выставки; музей завоевывал все большую популярность среди столичных зрителей. Еще в 1922 году Московский техникум кустарной промышленности организовал при музее отдел художественной игрушки. В новом же здании начали работать курсы художественной игрушки, а в 1929 году открылась производственная мастерская, которой до конца своей жизни руководил Бартрам. Здесь по эскизам художников создавались игрушки, которые продавались здесь же в музейном киоске.

Но над музеем сгущались тучи. Так называемая «разгрузочная комиссия», «очищавшая» столицу от «лишних» организаций, к таковым отнесла и уникальный детский музей. Впрочем, с ним поступили еще гуманно: не уничтожили, а лишь перевели в 1931 году в Загорск.

С 1980 года по сегодняшний день Музей игрушки находится в старинном особняке бывшего коммерческого училища над Келарским прудом.

Оправиться после этого перемещения музей смог лишь в 1980-е годы. Подумать только, полвека практически вычеркнуто из жизни... Грустный каламбур: «перемещенное лицо» - «перемещенный музей». А еще более определенное - «репрессированный музей». Исчезли инвентарные книги времени Бартрама, поредели архив и библиотека...
__________________

в 1933 году вышла книга выдающегося актёра и режиссёра Николая Михайловича М. Церетелли "Русская крестьянская игрушка", Её редактором был А. В. Луначарский. Издательство считало работу Н. М. Церетелли слабой, так как она в основном имела описательный характер; Луначарский же, напротив, больше всего ценил в ней иллюстративный и описательный материал, собранный автором. Чтобы содействовать выпуску книги, он написал к ней предисловие .
В книге Николай Михайлович использовал несколько работ Бартрама (содержание книги , несколько разворотов)

Вы можете себе представить, чтобы в послереволюционной голодной и холодной Москве человек, экономя даже на собственном питании, создавал Музей игрушки? Звали этого энтузиаста, пытавшегося на деле доказать, что все лучшее должно принадлежать детям, Николай Дмитриевич Бартрам. К этому времени он уже был известным художником, историком декоративно-прикладного искусства, автором нескольких книг. А коллекционирование игрушек, предметов прикладного искусства и народного быта превратилось для него из увлечения в дело всей жизни. Именно благодаря ему мы теперь можем увидеть, какими игрушками развлекались дети и 100, и 300, и 500 лет назад...


Бартрам Николай Дмитриевич (1873 -1931) - художник, искусствовед, коллекционер, основатель первого в России Музея игрушки. Николай Дмитриевич родился в семье художника-акварелиста Дмитрия Эрнестовича Бартрама 24 августа 1873 г. в небольшой деревне Семеновка Льговского уезда Курской губернии. В детстве Николай любил сидеть в мастерской, наблюдая, как под резцом в руках отца рождаются новые деревянные игрушки. Он и сам рано научился владеть столярными инструментами и неплохо рисовать.

Учился Николай дома, затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но из-за слабого здоровья смог проучиться в нем только два года. В 1891 году пришлось вернуться в родную усадьбу. Постепенно окрепнув в 1893 году, чтобы не сидеть без дела, он создал учебную мастерскую игрушечно-столярного производства. Этой мастерской он руководил десять лет, поддерживая и развивая народные художественные промыслы, готовя мастеров декоративно-прикладного искусства.

В этот период Николай познакомился с почетным академиком Петербургской Академии наук Иваном Егоровичем Забелиным, руководителем Российского Исторического музея, оказавшим на него большое влияние.

В своей мастерской Николай стал воссоздавать не только народные предметы бытового назначения, но и старинные детские игрушки. Он стал изучать их историю и особенности производства, начал собирать коллекцию игрушек, а вместе с ними и разнообразные предметы российской старины.

Поиск игрушек и предметов народного быта захватил Николая, он стал с увлечением ездить по России, посещать центры кустарных промыслов. Коллекция быстро пополнялась, в ней появились и старинные крестьянские одежды из различных губерний России, и изделия гончаров - от примитивных глиняных свистулек до поливных статуэток, и пряничные доски. Но с особым интересом сказывались увлечения детства - он собирал деревянные резные игрушки. Вскоре его коллекция игрушек стала лучшей в России.

Бартрама заинтересовала и промышленность, занимающаяся изготовлением игрушек. Чтобы лучше познакомиться с ней, он совершил в 1900-1903 годах несколько длительных поездок заграницу. Николай побывал во Франции, Швейцарии, Германии.
В 1904 году Н.Д. Бартрам окончательно перебрался в Москву. Его дом быстро превратился в своеобразный музей.


Николай Дмитриевич и службу нашел в Москве родственную своим увлечениям. Преподавал в Учебных мастерских кустарного дела. В 1907-17 годах служил в Кустарно-промышленном музее московского губернского земства (ныне Музей народного искусства), где основал и возглавил отдел образцов. У Николая Дмитриевича появилось новое увлечение - архитектурная игрушка. По рисункам, гравюрам, чертежам и собственным замерам исторических построек в мастерской стали изготавливать игрушки-макеты, воспроизводившие старинные здания, соборы, крепостные башни и даже небольшие уголки старой Москвы.


Подвижническая деятельность Бартрама вызвала широкий о бщественный интерес. Интересно, что кроме игрушек и предметов декоративно-прикладного искусства Николай Дмитриевич собрал прекрасную коллекцию детской мебели, посуды, школьных принадлежностей и учебников, детских книг и альбомов. Особый интерес и немалую ценность представляло его собрание детских портретов кисти российских и зарубежных художников XVIII-XIX веков. Востоковедов же удивляла полнота и разнообразие его коллекции нэцкэ - японской миниатюрной скульптуры.

Бартрам давно вынашивал идею создания специального музея игрушки.


И такой музей был создан в 1918 г. в Москве. Первоначально он занимал несколько комнат в особнячке на Смоленском бульваре (до наших дней это здание не сохранилось). Музей быстро пополнялся, игрушки поступали из старых дворянских усадеб и царских резиденций, национализированных фабрик и магазинов, реквизируемых квартир «врагов революции» и от простых граждан. Места стало катастрофически не хватать, и в 1924 году Музею игрушки выделили один из красивейших московских особняков - бывшую усадьбу Хрущевых-Селезневых, что на Пречистенке (в наше время в ней размещается Государственный музей А.С. Пушкина).

Музей пользовался большой популярностью, по посещаемости его превосходила только Третьяковка. Это был настоящий мир детства, игрушки здесь можно было трогать и брать в руки. Музеем Бартрам руководил до самой смерти. В музей он безвозмездно передал и большую часть своей коллекции.

Скончался Николай Дмитриевич Бартрам 16 июля 1931 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище. А созданный им Музей игрушки жив и поныне в Сергиевом Посаде.

Фрагмент фильма "Приключения Болвашки", снятого в 1927 году
с участием Николая Бартрама.

МУЗЕЙ ИГРУШКИ В СЕРГИЕВОМ ПОСАДЕ

Музей игрушки РАО располагается в Сергиевом Посаде (до 1991г. - Загорск) с 1931 г.

Бартрам Николай Дмитриевич начал собирать свою коллекцию в начале 1910-х. Первоначально Музей игрушки начал формироваться ещё в квартире самого художника и коллекционера на Садовом кольце (Зубовский бульвар, дом 15, квартира 13 — адрес Н. Д. Бартрама на его визитной карточке). Основан же музей был в 1918 году там же на Садовом кольце, но уже на Смоленском бульваре, в доме № 8.

Музей игрушки был открыт для публики 17 октября 1918 г. в доме № 8 по Смоленскому бульвару. Одноэтажный с мезонином особняк, благодаря идее размещения в нём музея, был сохранён. До революции он принадлежал вдове крупнейшего химика-технолога, управляющего несколькими российскими текстильными мануфактурами, почётного гражданина Москвы, члена Государственного Совета Михаила Л. Лосева, Евдокии Ивановне Лосевой, урождённой Чижовой, ставшей второй супругой художника. Площади в 250 квадратных метров, из которых 200 метров отводилось под экспозицию, было вполне достаточно, чтобы представить первоначальные музейные коллекции, постоянно пополняемые благодаря энергии и определённой предприимчивости его основателя.

Официально основанный 17 октября 1918 года музей всё же был открыт для посетителей только в 1921 году, а через три года, в 1925 году переехал в новое помещение на Кропоткинской улице (ныне Пречистенка) — усадьбу Хрущёвых-Селезнёвых, дом 12/2. Сегодня это здание занимает Литературный музей А. С. Пушкина. Здесь Музей игрушки был открыт 5 января и расширил свои площади до 5 залов и 600 квадратных метров, занятых под экспозиции.

Широкий охват детского быта позволил Музею игрушки участвовать на многих выставках. В марте-апреле 1922 года он открыл свою выставочную деятельность, приняв участие на Всероссийской Художественно-промышленной выставке, устроенной Академией художественных наук в её Научно-показательном отделе. Осенью 1925 года и зимой 1926 года в стенах музея были организованы просмотры всех кукольных театров Москвы, а в марте-апреле следующего 1927 года работала выставка кукольных театров, во время которой проходили кукольные спектакли. В мастерской при музее продолжили свою деятельность курсы художественной игрушки, ежегодно готовившие 300 мастеров-специалистов этого вида художественного творчества.

Превосходная коллекция, занимательная экспозиция, новаторские приёмы работы с детьми — всё это послужило причиной неслыханной популярности музея. По посещаемости Музей игрушки превосходила лишь Третьяковская галерея. Во главе Музея игрушки Н. Д. Бартрам оставался до самой своей смерти в 1931 году.

В 1931 году Музей игрушки был переведён из Москвы в подмосковный Загорск. С 1980 года по сегодняшний день Музей игрушки находится в старинном особняке бывшего коммерческого училища над Келарским прудом. Располагается музей в одном из красивейших уголков Сергиева Посада, напротив - Троице-Сергиева лавра. Этот краснокирпичный дом, выстроенный в стиле историзма, и сегодня, без преувеличения, является важной городской достопримечательностью .