Грусть будет длиться вечно на английском. «Печаль будет длиться вечно

  • Грусть и разочарование ещё больше, чем распущенность, вредят нам, счастливым обладателям надорванных сердец.
  • Живопись все равно, что слишком дорогая любовница: с ней ничего не сделаешь без денег, а денег вечно не хватает.
  • В конце концов, человек живет на свете не ради удовольствия, и вовсе не обязательно, чтобы тебе было лучше, чем другим.
  • Что такое рисование? Это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь.
  • Наша земная жизнь похожа на поездку по железной дороге. Едешь быстро и не видишь ни того, что впереди, ни - главное - локомотива.
  • Пусть я получаю удары, нередко совершаю ошибки, часто бываю не прав – все это не так страшно, потому что в основном я все таки прав.
  • Лучше обладать горячим сердцем, даже если это стоит нам лишних ошибок, чем быть ограниченным и чрезмерно осторожным.
  • Только опыт и незаметный каждодневный труд делают художника зрелым и дают возможность создать что-то более верное и законченное.
  • Если даже мне удастся в жизни поднять голову чуть повыше, я все равно буду делать то же самое - пить с первым встречным и тут же его писать.
  • Самое важное – это не уклоняться от своего долга и не идти ни на какие компромиссы там, где речь заходит о нем. Долг есть нечто абсолютное.
  • Христос прожил чистую жизнь и был величайшим из художников, ибо пренебрег и мрамором, и глиной, и красками, а работал над живой плотью.
  • Читая книги, равно как и смотря картины, нельзя ни сомневаться, ни колебаться: надо быть уверенным в себе и находить прекрасным то, что прекрасно.
  • Я думаю, что чем больше человек любит, тем сильнее он хочет действовать: любовь, остающуюся только чувством, я никогда не назову подлинной любовью.
  • Как много в искусстве прекрасного! Кто помнит все, что видел, тот никогда не останется без пищи для размышлений, никогда не будет по настоящему одинок.
  • Нам было бы гораздо полезнее не устраивать грандиозных выставок, а обратиться к народу и трудиться во имя того, чтобы в каждом доме висели картины или репродукции.
  • Лучше говорить меньше, но выбирать такие слова, в которых много смысла, чем произносить длинные, но пустые речи, которые столь же бесполезны, сколь легко произносятся.
  • Человеку нужно лишь неизменно любить то, что достойно любви, а не расточать свое чувство на предметы незначительные, недостойные и ничтожные, и он будет становиться все сильнее и проницательнее.
  • На мой взгляд,я часто,хотя и не каждый день,бываю сказочно богат - не деньгами, а тем, что нахожу в своей работе нечто такое,чему могу посвятить душу и сердце, что вдохновляет меня и придает смысл моей жизни.
  • И не надо принимать слишком близко к сердцу свои недостатки, ибо тот, у кого их нет, все же страдает одним - отсутствием недостатков; тот же, кто полагает, что достиг совершенной мудрости, хорошо сделает, если поглупеет снова.
  • Христос - единственный из философов, магов и т.д., кто утверждал как главную истину вечность жизни, бесконечность времени, небытие смерти, ясность духа и самопожертвование как необходимое условие и оправдание существования.
  • Любопытно все-таки, до чего плохо в материальном отношении живется всем художникам - поэтам, музыкантам, живописцам, даже самым удачливым... Все это поднимает вечный вопрос: вся ли человеческая жизнь открыта нам? А вдруг нам известна лишь та ее половина, которая заканчивается смертью.
  • Кто страдает желудком, у того нет свободы воли.
  • Лучше жить в свое удовольствие, чем кончать с собой.
  • Равнодушие к живописи - явление всеобщее и непреходящее.
  • Трудно познать самого себя. Однако написать самого себя не легче.
  • Одиночество достаточно большое несчастье, нечто вроде тюрьмы.
  • Я перестаю бояться безумия, когда вижу вблизи тех, кто поражен им.
  • Люди на юге хорошие, даже у священника вид порядочного человека.
  • Я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины рассудка.
  • Изучать и анализировать общество - это побольше, чем читать ему мораль.
  • Разве мы не ищем скорее напряженности мысли, чем уравновешенности мазка?
  • Единственное счастье, ощутимое материальное счастье – быть всегда молодым.
  • Стимул, искра огня, которая нам нужна, - это любовь, и не обязательно любовь духовная.
  • Книга – это не только все произведения литературы, но также совесть, разум и искусство.
  • Говорить за нас должны наши полотна. Мы создали их, и они существуют, и это самое главное.
  • Кто же из людей нормален? Быть может, вышибалы публичных домов - они ведь всегда правы?
  • То, чему учишься на личном опыте, дается не так быстро, но зато глубже запечатлевается в мозгу.
  • Моя любовь не соткана из лунного света и роз, а бывает иногда прозаичной, как утро в понедельник.
  • В жизни всегда полезно выглядеть немножко дураком: мне ведь нужно выиграть время,чтобы учиться.
  • Я всё больше прихожу к убеждению, что о Боге нельзя судить по созданному им миру: это лишь неудачный этюд.
  • Искусство долго, а жизнь коротка, и нам надо набраться терпения, если мы хотим подороже продать свою шкуру.

Тело ужасно болело. Несомненно, это больно, когда в тебя стреляют. Но сейчас болело сильнее. Болело так сильно, что хотелось умереть прямо сейчас, на месте. Невыносимая боль разливалась по телу, и Винсент уже не разделял её на моральную и физическую. Он осел на кровать. Напротив него в гостиничном номере с пистолетом в руке стоял Гоген. Его любимый Поль, его родной и добрый друг, единственный луч света в его жизни. - Анри... - только и прохрипел Винсент. Слова тут были не особо и нужны. Поль покачал головой. - Прощай, Винсент... - он развернулся и медленно пошёл к выходу, оставив художника на кровати с пулевым ранением. Ван Гог, естественно, не мог видеть, как по щекам Гогена горячими ручьями лились слёзы. Сомкнув зубы, чтобы не закричать от раздирающей сердце боли, он прокручивал все моменты своей жизни, начиная от рождения. Но ничего не привлекало его внимание, не оставляло такого следа в памяти, как время, прожитое с Полем в Арле. Долгое время он находился в поисках себя, долгое время страдал от пожирающего его душу одиночества. Оно убивало его день за днём. Винсент пытался высказать всё душевное состояние в письмах к брату. Тот в свою очередь изо всех сил старался помочь. Но ни один человек не был нужен ему так сильно, как Гоген. И вот, он наконец-то приехал в Арль. Ван Гог с тех пор так и не смог забыть те тёплые воспоминания. Каждый день с тех пор для него был наполнен жизнью. Он стал по-новому видеть мир, словно кто-то открыл ему глаза. Этим кем-то, как в последствии понял Винсент, был Анри. Золотые пшеничные поля, могучие кипарисы, бескрайние океаны лаванды, россыпь бриллиантовых звёзд на небе - и только один Поль сиял ярче них и согревал душу лучше, чем палящее солнце Арля. Винсент открыл глаза и увидел над собой обеспокоенного Раву. Он настойчиво расспрашивал его о том, что случилось. - Я, я стрелял в себя из пистолета... Не говори брату, прошу, он не должен приезжать. Вообще ничего не говори, это не его дело. Он не поможет, он тут ни при чём, Раву... Дальше всё было как в тумане: сначала пришёл врач, но после долгих и мучительных попыток так и не смог вытащить пулю. Затем приехал Тео. О, как же он был обеспокоен, он места себе не находил! Сидел у кровати брата, не вставая и не отрывая от него взгляда ни на минуту. Он даже пытался ещё раз вызвать врача, но тот лишь разводил руками. Время для Винсента тянулось бесконечно долго. Время от времени он то приходил в сознание и всё извинялся перед Тео, то снова впадал в беспамятство и видел перед собой лишь ярко-желтые поля подсолнухов, ясное небо Арля и такие знакомые, такие любимые глаза своего единственного настоящего друга. Сердце ужасно болело, в голове не укладывалась мысль о том, что Поль и правда это сделал. Но Винсент не винил его. Он винил лишь себя. Во всём, что было в его жизни, он теперь винил только себя. Для него больше не существовало никого, кто действительно что-то значил в его такой недолгой и такой ужасно трагичной и несчастной жизни. Были лишь эти до боли знакомые глаза Гогена и бескрайние просторы Арля. - Прощай, Анри. Печаль будет длиться вечно... - прошептал великий художник перед смертью. Это были последние слова умирающей истории. Но и Тео, и семья Раву сочли эти слова за приступ беспамятства. Гоген впоследствии так и не смог смириться с содеянным и пытался покончить с собой, в надежде, что там, на том свете, они с Винсентом снова обретут покой на бескрайних Арльских землях.


Винсент Ван Гог: "Печаль будет длиться вечно"



30 марта 1853 года, 160 лет назад, родился художник-постимпрессионист Винсент Ван Гог

Автопортрет, 1889 год.

Винсент Ван Гог прожил 37 лет, из которых писал только последние десять. Унылое детство, юность, посвященная службе в арт-дилерской фирме собственного дяди,- работа, не приносившая ни достатка, ни удовольствия. Потом внезапный порыв к христианству в форме евангельского служения ближнему, испугавший его родню своей крайностью.

Только после этого он обратился к живописи, затем, после нескольких лет первых опытов, уехал во Францию. Хрестоматийная богемная жизнь, безденежье, абсент, беспутство, прогрессирующее сумасшествие, суицид. И посмертная слава, настигшая его уже в начале ХХ века

Домашние отзывались о Винсенте как о своенравном, трудном и нудном ребенке. Вне семьи, напротив, он был тихим и задумчивым. Сам художник о своем детстве говорил так: "Мое детство было мрачным, холодным и пустым…"

Ван Гог в возрасте 18 лет.

В 1869-1876 годах Винсент работал в фирмe Goupil & Cie, благодаря чему познакомился с произведениями искусства. Он начал разбираться в живописи и ценить ее. Позже, движимый состраданием к людям, он решил стать священником. Однако к 80-м годам он увлекся искусством

Картина "Едоки картофеля" (1885 год).


"В ней я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду", - говорил художник о своей картине

«Башмаки» 1886

В 1880-х Ван Гог обратился к искусству. В тот период он увлеченно рисовал шахтеров, крестьян, ремесленников. Картины были написаны в темной гамме, что было следствием болезненного восприятия людских страданий и подавленности. Картина «Башмаки» (1886 год). Один его друг вспоминал, как Ван Гог купил эти башмаки:

    "На блошином рынке он купил пару старых, больших, неуклюжих башмаков - башмаков какого-то работяги - но чистых и заново начищенных. Как-то днем, когда шел сильный дождь, он надел их и направился на прогулку вдоль старой городской стены. И вот, залепленные грязью, они стали гораздо более интересными"

"Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик""

В 1886-1888 Ван Гог жил в Париже, изучал живопись. В этот период палитра Ван Гога стала светлой. "Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик" (1887). Художник жил в этой квартире с братом Тео. Брат говорил о квартире так: "Самое замечательное в нашей квартире это то, что прямо из окон открывается исключительный вид на весь город и на холмы Медон, Ст. Клауд и другие, а также на небо, которое кажется таким же огромным, как если бы залезть на дюны. С постоянно меняющимся небом вид из окна представляется сюжетом для великого множества работ, и кто бы это не увидел, согласился бы со мной в том, что об этом можно слагать стихи"

"Кресло Гогена"

В 1888 году Ван Гог переехал в Арль. Его картины теперь это, то сияющие солнечными красками пейзажи, то зловещие, напоминающих ночной кошмар образы. Картина "Кресло Гонена" (1888). Поль Гоген был другом Ван Гога. Этот картиной художник хотел показать, что именно такие пустые стулья часто служат персонификацией владельцев

"Звездная ночь"

"Звездная ночь" написана в 1889 году. Ван Гог хотел изобразить звездную ночь как пример силы воображения, которое может создать более удивительную природу, чем та, которую мы можем воспринять при взгляде на реальный мир. После окончания работы над картиной он написал брату Тео:

    "Я по-прежнему нуждаюсь в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звезды"

"Красные виноградники" 1888

Картина написана во время жизни Ван Гога в городке Арль на юге Франции. В ноябре 1888 года он писал своему брату Тео:

    "Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье! Мы видели совершенно красный виноградник - красный, как красное вино. Издали он казался желтым, над ним - зеленое небо, вокруг - фиолетовая после дождя земля, кое-где на ней - желтые отблески заката"

"Пшеничное поле с воронами"

За неделю до смерти Винсент Ван Гог завершил работу над своей последней картиной "Пшеничное поле с воронами" (1890). Злоупотребление абсентом и напряженная работа художника привели к расстройству психики. Он проходил лечение в нескольких клиниках для душевнобольных. 27 июля 1890 года Ван Гог вышел на прогулку с материалами для рисования, выстрелил в себя из пистолета в область сердца. Умер он 29 июля от потери крови. По словам близких, последними словами художника были: "La tristesse durera toujours" ("Печаль будет длиться вечно")

"Портрет доктора Гаше", 1890.

Картина была написана художником незадолго до его смерти. Доктор Поль Гаше следил за здоровьем Ван Гога. На картине он изображен с веточкой наперстянки (из которой готовил лекарства). Полотно было продано на аукционе Christie’s 15 мая 1990 года за $82,5 млн, в результате чего это произведение возглавляло список самых дорогих картин на протяжении следующих 15 лет.

"Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой"

Был продан в конце 1990-х годов за $80-90 млн. Когда художник и друг Ван Гога Поль Гоген гостил в Арле (юг Франции), между ними произошла ссора, из-за творческих разногласий. Разгневанный Ван Гог швырнул в голову друга стакан, из-за чего Гонен пригрозил отъездом. Расстроенный Ван Гог в припадке отрезал себе ухо

Обзор выставки к 165-летию со дня рождения художника В. Ван Гога.

Ван Гог Винсент (Van Gogh, Vincent) (1853–1890), голландский художник. Родился 30 марта 1853 в Гроот Зюндерт (Нидерланды) в семье кальвинистского священника. Три дяди Винсента занимались торговлей произведениями искусства. По их примеру и под их влиянием в 1869 он поступил в компанию «Гупиль», продававшую картины, и работал в ее отделениях в Гааге, Лондоне и Париже, пока в 1876 не был уволен за некомпетентность. В 1877 Ван Гог приехал в Амстердам изучать богословие, но, провалившись на экзамене, поступил в миссионерскую школу в Брюсселе и стал проповедником в Боринаже, шахтерском районе Бельгии. В это время он начал рисовать. Зиму 1880–1881 Ван Гог провел в Брюсселе, где изучал анатомию и перспективу. Тем временем его младший брат Тео поступил в отделение компании «Гупиль» в Париже. От него Винсент получал не только скромное содержание, но также и моральную поддержку, несмотря на их частые расхождения во взглядах.

В конце 1881 после ссоры с отцом, Ван Гог поселился в Гааге. Некоторое время он учился у известного пейзажиста Антона Мауве. Эксцентричное поведение Ван Гога, усугублявшееся застенчивостью, оттолкнуло от него тех, кто хотел ему помочь. Он жил с женщиной по имени Кристина, происходившей из низших слоев общества, и часто изображал ее на картинах. Когда она ушла от него, художник в конце 1883 вернулся к родителям, которые жили тогда в Нюэнене. В работах нюэненского периода (1883–1885) начинает проявляться своеобразие творческой манеры Ван Гога. Мастер пишет темными красками, сюжеты его работ однообразны, в них чувствуется симпатия к крестьянам и сострадание к их тяжелой жизни. Первая большая картина, созданная в нюэненский период, – Едоки картофеля (1885, Амстердам, фонд Ван Гога), – изображает крестьян за ужином.

Зимой 1885–1886 Ван Гог отправился в Антверпен. Там он посещал занятия в Академии художеств. Художник вел полунищенское и полуголодное существование. В феврале 1886, в состоянии физического и духовного истощения, он уехал из Антверпена к брату в Париж. Здесь Ван Гог поступил в мастерскую художника-академиста Фернана Кормона, однако гораздо важнее для него было знакомство с живописью импрессионистов. Он встречался со многими молодыми художниками, в том числе с Тулуз-Лотреком, Эмилем Бернаром, Полем Гогеном и Жоржем Сера. Они научили его ценить японскую гравюру; ее линейный рисунок, плоскостность и отсутствие моделировки оказали большое воздействие на формирование новой живописной манеры Ван Гога. Ненадолго он увлекся дивизионистской техникой Сера, но строгая и методичная манера живописи не соответствовала его темпераменту.

После двух лет, проведенных в Париже, Ван Гог, не выдержав сильного эмоционального напряжения, в феврале 1888 уехал в Арль. В этом южнофранцузском городе он нашел обилие сельских сюжетов, которые так любил писать. Летом 1888 художник создал некоторые из своих наиболее спокойных произведений: Почтальон Рулен (Бостон, Музей изящных искусств), Дом в Арле (Амстердам, фонд Ван Гога) и Спальня художника в Арле (Чикаго, Художественный институт), а также несколько натюрмортов с подсолнухами. Вдохновленный образами японской гравюры и яркими работами импрессионистов, он написал картину, которая по праву считается одним из лучших его произведений: Ночное кафе (картинная галерея Йельского университета).

Ван Гог жил в полном одиночестве, питался только хлебом и кофе и много пил. В этих обстоятельствах визит Поля Гогена в октябре 1888, которого Ван Гог ждал с нетерпением, закончился трагическим конфликтом. Эстетическая философия Гогена была неприемлема для Ван Гога; их споры становились все напряженнее и ожесточеннее. 24 декабря Ван Гог, потеряв способность контролировать себя, набросился на Гогена, а затем отрезал себе ухо. В мае 1889 он добровольно поселился в психиатрической лечебнице в Сен-Реми. В течение следующего года его рассудок временами прояснялся, и тогда он бросался писать; но эти периоды сменялись депрессией и бездеятельностью. В это время он написал знаменитые пейзажи с кипарисами и оливами, натюрморты с цветами и копировал по репродукциям картины своих любимых художников Милле и Делакруа.

В мае 1890 Ван Гог почувствовал себя лучше, покинул приют и, вернувшись на север, поселился в Овер-сюр-Уаз у доктора Поля Гаше, интересовавшегося искусством и психиатрией. В Овере художник написал свои последние работы – два портрета доктора Гаше (Париж, музей Д"Орсе, и Нью-Йорк, коллекция Зигфрида Крамарски). Последние картины Ван Гога – виды пшеничных полей под жарким тревожным небом, в которых он пытался выразить «грусть и крайнее одиночество». Умер Ван Гог 27 июля 1890.

В искусстве Ван Гога доминирует всепоглощающая потребность самовыражения. В своих лучших произведениях он выступает как первый и наиболее яркий экспрессионист. Его страдания и борьба с судьбой отражены в яркой прозе нескольких сот писем, адресованных в основном брату.

Жизнь, смерть и творчество Винсента Ван Гога изучены достаточно хорошо. О великом голландце написаны десятки книг и монографий, защищены сотни диссертации и снято несколько фильмов. Несмотря на это, исследователи постоянно находят новые факты из жизни художника. Недавно исследователи поставили под сомнение каноническую версию о самоубийстве гения и выдвинули свою версию.

Исследователи биографии Ван Гога Стивен Найфи (Steven Naifeh) и Грегори Уайт Смит (Gregory White Smith), считают, что художник не покончил жизнь самоубийством, а стал жертвой несчастного случая. К такому выводу ученые пришли после того, как провели масштабную поисковую работу и изучили множество документов и воспоминаний очевидцев и друзей художника.

Грегори Уайт Смит и Стиве Найфи

Свою работу Найфи и Уайт Смит оформили в виде книги, получившей название «Ван Гог. Жизнь». Работа над новой биографией нидерландского художника заняла более 10 лет, несмотря на то, что ученым активно помогали 20 исследователей и переводчиков.

В Овер-сюр-Уаз бережно хранят память о художнике

Известно, что смерть настигла Ван Гога в гостинице небольшого города Овер-сюр-Уаз, расположенного в 30 км от Парижа. Считалось, что 27 июля 1890 года художник отправился на прогулку по живописным окрестностям, в ходе которой выстрелил себе в область сердца. Пуля не достигла цели и прошла ниже, поэтому ранение оказалось хоть и тяжелым, но не привело к немедленной смерти.

Винсент Ван Гог «Пшеничное поле со жнецом и солнцем». Сен-Реми, сентябрь 1889

Раненный Ван Гог вернулся в свой номер, куда владелец гостиницы вызвал врача. На следующий день в Овер-сюр-Уаз приехал Тео, брат художника, на руках которого тот скончался 29 июля 1890 года, в 1.30 ночи, спустя 29 часов после рокового выстрела. Последними словами, которые произнес Ван Гог, была фраза «La tristesse durera toujours» (Печаль будет длиться вечно).

Овер-сюр-Уаз. Таверна «Раву» на втором этаже которого скончался великий голландец

Но согласно исследованиям Стивен Найфи, Ван Гог отправился на прогулку по пшеничным полям на окраинах Овер-сюр-Уаз вовсе не для того, чтобы свести счеты с жизнью.

«Люди, которые были с ним знакомы, считали, что его случайно убила пара местных подростков, но он решил их защитить и взял вину на себя».

Так считает Найфи, ссылаясь на многочисленные упоминания этой странной истории очевидцами. Было ли у художника оружие? Вероятнее всего было, так как Винсент однажды приобрел револьвер для отпугивания стай птиц, часто мешавших ему рисовать с натуры на природе. Но при этом никто не может с уверенностью сказать, брал ли Ван Гог оружие с собой в тот день.

Крошечная каморка, в которой провел последние дни Винсент Ван Гог, в 1890 году и сейчас

Впервые версию о неосторожном убийстве выдвинул еще в 1930 году Джон Ренвальд, известный исследователь биографии живописца. Ренвальд посетил город Овер-сюр-Уаз и поговорил с несколькими жителями, которые еще помнили трагический случай.

Также Джон смог получить доступ к медицинским записям доктора, осматривавшего раненого в его номере. Согласно описанию раны, пуля вошла в брюшную полость в верхней части по траектории, близкой к касательной, что совсем не характерно для случаев, когда человек стреляет в себя сам.


Могилы Винсента и его брата Тео, пережившего художника всего на полгода

Стивен Найфи в книге выдвигает очень убедительную версию происшедшего, в которой виновниками смерти гения стали его юные знакомые.

«Было известно, что эти двое подростков в то время дня часто ходили выпивать с Винсентом. У одного из них был ковбойский костюм и неисправный пистолет, с которым он играл в ковбоя».

Ученый считает, что неосторожное обращение с оружием, еще и неисправным, привело к непроизвольному выстрелу, которым и был смертельно ранен в живот Ван Гог. Вряд ли подростки хотели смерти своего старшего друга - скорее всего, произошло убийство по неосторожности. Благородный художник, не желая ломать жизнь юношам, взял вину на себя, а парням велел помалкивать.