Мавзолей че гевары санта клара. Экс-агент цру утверждает, что мавзолей че гевары на кубе пустует

Галикарнасский мавзолей — надгробный памятник карийского правителя Мавсола. Он был сооружён в середине IV века до н. э. по приказу его супруги Артемисии III в Галикарнасе, современном Бодруме, (Турция), одно из античных чудес света. Как сооружение он являлся сложным сочетанием династического памятника Гекатомнидов, героона и усыпальницы Мавсола.

Сооружение Мавзолея началось ещё до погибели Мавсола в 359 г. до н. э. и, согласно сообщениям античных авторов, управлялось его женой Артемисией. Для проектирования Мавзолея она пригласила греческих архитекторов Сатира и Пифея, и наиболее прославленных скульпторов того времени — Леохара, Скопаса (работы которого украшали также и второй Храм Артемиды в Эфесе), Бриаксида и Тимофея.

Архитектура Мавзолея необычна для греческой архитектуры того времени: если классические эллинские храмы в плане прямоугольны и их высота не превышает длины фасада, то Мавзолей в плане почти квадратен, и его высота значительно превышала сторону основания. Скульптурное убранство включало три скульптурных фриза и по меньшей мере 330 статуй (скульптурные группы на ступенях цоколя, гигантские статуи представителей династии в проемах колоннады, колесница на вершине пирамиды, акротерии). Композиция и оформление Мавзолея были направлены на демонстрацию легитимности и преемственности власти Гекатомнидов в сложных политических условиях Карии IV в. до н. э.

Галикарнас находился на берегу моря, в опоясанной горами полукруглой котловине. На почти прямой линии побережья располагалась гавань, куда прибывало множество кораблей из разных уголков Средиземноморья и Причерноморья. Недалеко от гавани раскинулась рыночная площадь, где торговали товарами, привезенными из разных стран. Далее, в сторону гор, стояли жилые дома. Главная улица Галикарнаса полого поднималась вверх. Гробница Мавсола возвышалась посередине главной улицы. Выше ее на склоне горы стоял храм бога войны Ареса. Справа на склоне горы находилось святилище Афродиты и Гермеса.

Мавзолей простоял 19 веков. В XIII веке он рухнул от сильного землетрясения, а в 1522 г. остатки Мавзолея были разобраны рыцарями-иоаннитами на строительство крепости св. Петра. В 1846 году развалины исследовала экспедиция Британского музея под руководством Чарльза Томаса Ньютона. По итогам исследований было составлено несколько вариантов реконструкции первоначального облика.

  • Адрес: Санта-Клара, Куба
  • Телефон: +53 42 205878
  • Открытие: 1997 г.
  • Архитекторы: Хорхе Као Кампос, Бланка Эрнандес, Жозе Рамон Линарес
  • Скульпторы: Жозе де Лазаро Бенкомо, Жозе Деллара
  • Время работы: ежедневно 08:00-21:00

История мавзолея Че Гевары

Строительство мемориального комплекса началось в 1982 г. и завершилось в 1987 г., через 20 лет после убийства команданте и его соратников в Боливии. Официальное открытие мавзолея Че Гевары прошло в декабре 1988 г. в присутствии лидера Кубы. Фидель Кастро лично зажег пламя вечного огня.

В 1995 г. было рассекречено место захоронения повстанцев в , после чего начались кропотливые поисковые работы. Только в 1997 г. в братской могиле были найдены и идентифицированы останки легендарного Че и еще 29 революционеров. 17 октября того же года они с почестями были перезахоронены на территории мавзолея.


Архитектура

Для строительства мемориала была выбрана вершина холма, откуда он хорошо просматривается с разных частей города. Мавзолей можно узнать по памятнику Че Геваре, являющемуся центром архитектурной композиции, и четырем стелам, украшенным барельефами со сценами сражений. Помимо архитекторов и скульпторов, над созданием мемориального комплекса трудились опытные ремесленники и 500 тыс. кубинских волонтеров. Недалеко от мавзолея Че Гевары в Санта-Кларе находится скульптурная композиция, посвященная эпизоду с захватом бронепоезда. Сражение произошло в ходе битвы за освобождение города.


На фото мавзолея Че Гевары видно, что бронзовая статуя команданте высотой 7 м стоит на гранитном пьедестале высотой 15 м. Итоговая высота мемориала составляет 22 м. На нем отражено множество деталей, рассказывающих о жизни Че:

  1. Статуя повернута на 190 градусов в сторону Боливии и указывает на место гибели революционера.
  2. Че Гевара изображен в потертой кожаной куртке с опущенным в руке автоматом. Именно в таком образе он представлен на многих документальных фотографиях.
  3. Фасады памятника покрыты барельефами, демонстрирующими страницы из жизни легендарного революционера.
  4. На одной из стел мемориала высечены слова Че Гевары, на другой он изображен вместе с Фиделем Кастро. Еще один барельеф изображает его как министра промышленности. На удлиненной стеле воспроизведено прощальное письме к Фиделю Кастро, цитаты из которого разошлись по революционным песням.
  5. Рядом с мемориалом установлены огромные щиты с известной цитатой команданте «Всегда до победы!».

Под мавзолей Че Гевары на Кубе была выделена большая площадь, на которой, помимо него, размещается

Кроме архитектурных элементов комплекса, о которых мы рассказали выше, мемориальный памятник содержит мавзолей и музей, повествующий о жизни и деятельности легенды Кубы. Они построены под памятником выдающемуся кубинцу. Склеп стилизован под лагерь партизан в джунглях Боливии: там темновато, прохладно, как в пещере. Здесь горит вечный огонь в честь погибших.

На одной из стел звездочками отмечен доблестный путь героя кубинской нации.

В музее Че Гевары много фотографий, по которым раскрывается Че, как человек и как революционер. Здесь хранится знаменитый берет со звездочкой, диплом врача Че, ингалятор (революционер был астматиком), набор стоматолога (им коменданте лечил своих друзей-партизан) и немало оружия: автоматы, винтовки, пистолеты.

Если вы не увлекаетесь историей, если Че Гевара – не ваш идол и объект поклонения, то музей вас не впечатлит. Но удивитесь обязательно масштабности мемориального комплекса, его размаху.

В сувенирной лавке, открытой на территории комплекса, немало материалов о кубинской революции, о Че Геваре и Фиделе, много книг, повествующих о разных эпизодах жизни знаменитых кубинцев.

Делать снимки, включать видеокамеру можно только на территории комплекса. Посещение музея и мавзолея с фото/видео техникой и с сумками запрещено.

В жаркие дни не лишней в вашей ручной клади будет вода, чтобы утолить жажду.

Комплекс занимает приличную территорию, поэтому обувь у вас должна быть разношенная и удобная. Головной убор обязателен в жаркий сезон.

В самом Санта-Кларе есть что посмотреть. Музей декоративного искусства (находится во дворце 18 века). В нем собрана ценная коллекция красивейшей мебели, скульптур и живописи, предметов интерьера.

Еще в городе посетите кафедральный храм Санта-Клара-де-Асис, построенный в 1923 году в неоготическом стиле.

Театралы могут заглянуть в театр «La Caridad» - символ неоклассического стиля архитектуры Кубы. Построено здание в 1884 году. Это национальный памятник страны. Стены театра помнят голос Энрико Карузо, который выступал здесь.

Королевские пальмы и цветы украшают не только мемориальный комплекс Че Гевары, но и центральный парк города - сквер имени Леонсио Видаль. Это выдающаяся личность Кубы. Видаль погиб в период второй гражданской войны, борясь за независимость острова.

Возможна и прогулка по парку с заходом в церковь Св. Кармен.

Увидите в городе и знаменитый бронепоезд: его атаковали повстанцы в 1959 году во главе с Че.

В городе находится одна из лучших на острове табачных фабрик. Напротив нее открыт «Табачный дом», в котором можно купить изысканный табак и отличные сигары. Выпускаются на фабрике табачные изделия: «Montecristos», «Partagas», «Romeo y Julieta».

Здесь же продается качественный ром и кофе. Проблема с подарками и сувенирами будет решена.

Планируйте заблаговременно свой отдых, знакомьтесь с информацией о странах на нашем сайте и тогда ваше путешествие будет лишено неприятных сюрпризов.

Свежий обзор

Вообще считается, что Шарджа — это такой не очень крутой эмират. Ну по сравнению с Дубаи. Но видимо за последнее время Шарджа очень подтянулась в плане строительства новых красивых небоскребов.

Ну и опять же — мы, к тому моменту как катались по Шардже, еще не были в Дубаи и поэтому нам Шарджа показалась вполне даже крутой в плане развития. Я видел достаточно многоэтажных городов — это и , и , и даже новая , но по плотности небоскребов Шарджа выигрывает. Может быть по этому параметру с ней сравнится , но в Урумчи небоскребы достаточно простенькие — по архитектуре похожи на одноцветные коробки, не все, но многие. А тут все разное, модерновое, уникальное.

Писать особо не о чем. Поэтому в основном, просто фотографии, основная масса которых сделана из движущейся машины, поэтому с бликами.

Случайные записи

Замок Гибихенштайн был построен в период раннего средневековья, между 900 и 1000 годами. В то время он имел очень важное стратегическое значение не только для магдебургских епископов, резиденцией которых являлся до тех пор, пока не был построен замок , но и играл важную роль во всей имперской политике. Первое письменное упоминание относится к 961 году. Выстроен на высокой скале над рекой Заале, примерно 90 метров над уровнем моря, на месте, где когда-то проходила главная римская дорога. В период с 1445 по 1464 годы у подножия замковой скалы был построен еще Нижний замок, который был предназначен выполнять роль укрепленного подворья. Со времени перенесения епископской резиденции в Морицбург, так называемый Верхний замок стал приходить в упадок. А после Тридцатилетней войны, когда он был захвачен шведами и предан пожару, в котором погибли почти все постройки, его вообще забросили и никогда не восстанавливали. В 1921 году замок передали в городскую собственность. Но даже в таком руинированном виде он очень живописен.

Этот обзор про Обзор будет большой, и возможно не самый интересный, но думается довольно красивый. И будет он про зелень и цветочки.

Балканы вообще и Болгария в частности вообще довольно зеленая местность. И пасторальные виды тут шикарные. Но в городе Обзор зелень в основном в парках, хотя огороды тут тоже есть, как можно будет увидеть в середине этого отчета. А в конце немного о дикой природе внутри и вокруг города.

На въезде в город со стороны Варны разбита шикарная клумба, которую на ходу рассмотреть очень сложно. А вот пешком выясняется, что там цветами написано "Обзор", причем каким-то стилизованным славянским шрифтом.

Tri-City Park расположен в городке Плаценсия, граничит с Фуллертоном и городком Бреа. Все эти населенные пункты входят в округ Orange County, что на юге Калифорнии. За все то время, что мы пробыли здесь, мы так и не разобрались, где кончается один город и начинается другой. Да и, наверное, это не так важно. Они не очень-то отличаются архитектурой и история у них примерно одинаковая, и парки в доступной близости. В этот мы тоже отправились пешком.

После описания отеля, как и обещал, расскажу, про пляж и море. У нашего отеля, как и понятно из названия — был свой собственный пляж. Ну немножко не собственный, а один огромный на три или четыре отеля. Но шезлонги и зонтики бесплатные, море и песок чистые. Открывается пляж в 9 утра. Закрывается в 6 вечера.

Солнце в мае уже довольно суровое. Обгораешь довольно быстро. Но море еще приятное — теплое, но не горячее. В общем купаться — хорошо. Медуз кстати тоже не было — уж не знаю, когда у них там сезон.

В этом году 1 сентября выпало на воскресенье, добавив еще один день к каникулам. Вот мы и решили как-то по особому отметить этот день с внуками. Утром, после завтрака я предложила поехать в горы: на Медео или на Коктюбе. Но к моему удивлению получила категорический отказ в два голоса. Полина мотивировала отказ тем, что у нее нет кофточки, а в горах холодно. Я сказала, что найду ей что-нибудь теплое. Но она заявила чисто по женски, что в чем попало она не поедет. Максим просто молчал и смотре в монитор компьютера. Я была просто в шоке, вспоминала свое детство, когда любая прогулка с родителями, которая сулила какое-то развлечение, или хотя бы мороженое, была праздником для нас. Дааа уж, слишком много развлечений у нынешних детей. Не сказать, что я обиделась, но какой-то осадок в душе остался. Пошла было на кухню, ставить курицу в духовку, как, наконец-то, Максим изрек:"Вообще-то можно и поехать". Дело, правда, было к обеду, на улице тепло и можно идти без кофточки, поэтому и Полина быстро согласилась. Пока никто не передумал, мы за пять минут собрались. Далеко ехать уже не имело смысла и мы двинули на Коктюбе.

Летом этого года мы с мужем совершили еще один вояж — в Грузию. Оказывается он с детства мечтал там побывать и тщательно скрывал это, лежа на диване и смотря передачи по телеку про путешествия. Я, правда, вполне его понимаю, когда по долгу службы приходится кочевать по бескрайним просторам Казахстана, жить не всегда в комфортных условиях, вернее, всегда в некомфортных условиях, да еще к тому же выполнять работу. Вернувшись домой и растянувшись на диване, не очень хочется собирать чемоданы, куда-то ехать, чтобы посмотреть на древние руины или диковинные места. Мы и здесь видели многое, чего, возможно, не видели те, которые путешествуют по заграницам. Но когда выходишь на пенсию, появляется свободное время и совсем другие мысли, вспоминаешь о своих детских мечтах. И если сегодня ты их не воплотишь в реальность, то завтра можешь и не успеть, время работает уже не на нас.

Наконец, весной 1949 года наступил день, когда были убраны последние леса. Создатели архитектурного ансамбля ещё раз обошли и внимательно осмотрели всё сооружение. Все недостатки, подмеченные ими, были исправлены за тот короткий срок, который оставался до дня официальной сдачи. В состав приёмной комиссии наряду с советскими архитекторами и деятелями изобразительного искусства входило несколько руководящих товарищей из СВАГ.

У нас осталось несколько дней до отъезда домой и мы уже достаточно посмотрели городов, городков и даже деревень. Но остался еще один, значительный для Саксонии-Ангальт, город — Галле (мне так привычнее, ну я училась еще "до исторического материализма", вернее, при нем, когда всю топонимику на картах писали у нас в русской транскрипции. А училась я на географическом факультете, и эту топонимику, или как у нас она называлась — номенклатура карты, мы сдавали еженедельно и с пристрастием. Так что, для меня до сих пор эти объкты значатся как Галле и Гарц и точка).

Проект комплекса был разработан архитекторами Хорхе Као Кампосом, Бланка Эрнадесом и Жозе Рамоном Линаресом, вместе со скульпторами Жозе де Лазаро Бенкомо и Жозе Делларой. Комплекс строился силами пятисот тысяч кубинских волонтёров, в сотрудничестве с опытными ремесленниками.

В архитектуре комплекса отображены многие аспекты из жизни Че Гевары, содержащие символическое значение. Например, 7-метровая бронзовая статуя Че на 15-метровом гранитном пьедестале ориентирована на 190 градусов, указывая на место гибели Че Гевары. Итоговая высота памятника составляет 22 метра. Че Гевара одет в потёртую кожаную куртку и держит в опущенной руке автомат. На постаменте надпись «Hasta la victoria siempre». Памятник окружён барельефами, воспроизводящими славные страницы биографии знаменитого революционера. На левой кубической стеле высечены слова Че: «Одна вещь, которую я узнал в Гватемале при Арбенсе, состоит в том, что если я стану революционным доктором, или просто революционером, прежде всего должна быть революция». На большой стеле изображён Че с Фиделем и Камило Сьенфуэгосом в горах Сьерра-Маэстра . Другой барельеф показывает Че как министра промышленности, осуществляющего свою обычную работу. На ещё одной части рельефной композиции изображены учителя с учениками и пионеры, салютующие «Мы будем как Че». Удлинённая стела воспроизводит полный текст его прощального письма к Фиделю Кастро с разошедшимся позже на песни финалом: «Вперед, к победе! Родина или смерть!». . Рядом расположена вторая кубическая стела.

    Che Guevara"s Mausoleum 02.jpg

    Статуя Че Гевары в анфас,

    Che Guevara"s Mausoleum 03.jpg

    в профиль

    MausoleChe 04.JPG

    Надпись на постаменте статуи

    MausoleChe 02.JPG

    Общий вид удлинённой стелы

    Che Guevara"s Mausoleum 09.jpg

    Изображение Че

    MausoleChe 03.JPG

    Письмо Че к Фиделю

    Изречение Че о Гватемале при Арбенсе на кубической стеле

    Che Guevara - Grab in Santa Clara, Kuba.jpg

    Большая стела

    Che Guevara"s Mausoleum 10.jpg

    Большая стела сбоку

    MausoleChe 01.JPG

    Надпись на фасаде большой стелы

    Che Guevara"s Mausoleum 06.jpg

    Фрагменты

    Che Guevara"s Mausoleum 07.jpg

    оформления фасада

Комплекс представляет собой большую площадь, на которой находится стела с памятником Че Геваре, под ним мавзолей и музей, напротив памятника расположены большие щиты с цитатами Фиделя Кастро и девизом Че: «Всегда до победы!».

    Propaganda a Cuba 08.jpg

    Левый щит

    Mausoleum of Che Guevara.jpg

    Панорама от щитов

    Propaganda a Cuba 09.jpg

    Правый щит

Музей представляет собой огромное собрание фотографий и исторических документов того времени, личные вещи знаменитого революционера, а также забальзамированные кисти рук Че. Особое место занимает прощальное письмо Эрнесто к Фиделю Кастро .

Рядом находится ещё один скульптурный комплекс - «Атака на бронепоезд», посвящённый эпизоду битвы за Санта-Клару , когда Че Гевара использовал тракторы сельскохозяйственного факультета местного университета, чтобы поднять железнодорожные рельсы. Благодаря этому, бронепоезд, вывозивший войска с холма Капиро, сошёл с рельсов, и находившиеся в нём офицеры запросили перемирия. Обе композиции выполнены известным кубинским художником Хосе Деллара.

    Tren del Che.JPG

    Атака на бронепоезд

    Trenblindado.jpg

    Один из тракторов, использовавшихся Че Геварой

    Tren blindado-Santa Clara (Cuba)-Che Guevara-Flikr-emeryjl-388610245 (CC-BY).jpg

    Бронепоезд войск Батисты

    Tren Blindado memorial in Santa Clara (inside park).jpg

    Художественное изображение столкновения бронепоезда

Торжественное открытие комплекса с участием Рауля Кастро состоялось 28 декабря 1988 года .

Погребение

В ноябре 1995 года отставной боливийский генерал Марио Варгас , некогда участник боев с отрядом Че Гевары, свидетель казни и захоронения, раскрыл место захоронения группы Че, под взлётно-посадочной полосой около Вальегранде в Боливии . Правительство Кубы обратилось к президенту Боливии Гонсало Санчесу де Лосаде с просьбой провести раскопки, и два года с помощью техники, археологов и антропологов разрывали взлетно-посадочные полосы расширившегося за 30 лет аэродрома. Ломали наземные постройки, копали вслепую, но планомерно и методично, и через полтора года нашли несколько трупов, у одного из которых отсутствовали кисти рук. Экспертиза подтвердила, что это останки Че Гевары.

Имя Прозвище Страна Причина, место и дата смерти
1 Эрнесто Рафаэль Гевара Линч де ла Серна Че, Рамон, Фернандо Куба Куба
2 Карлос Коэльо Тума Куба Куба погиб в бою в Рио-Пирае 26 июня 1967 года
3 Альберто Фернандес Монтес-де-Ока Пачо Куба Куба
4 Орландо Пантоха Тамайо Оло Куба Куба погиб в бою в Кебрада-дель-Юро 8 октября 1967 года
5 Рене Мартинес Тамайо Артуро Куба Куба погиб в бою в Кебрада-дель-Юро 8 октября 1967 года
6 Хуан Пабло Наварро-Левано Чанг Эль Чино Перу Перу схвачен и казнен в Ла-Игере 9 октября 1967 года
7 Симеон Куба Сарабия Вилли Боливия Боливия схвачен и казнен в Ла-Игере 9 октября 1967 года
8 Хайди Тамара Бунке Бидер Таня Аргентина Аргентина , ГДР ГДР погибла в бою в Вадо-дель-Есо 31 августа 1967 года
9 Мануэль Эрнандес Осорио Мигель Куба Куба
10 Марио Гутьеррес Ардайя Хулио Боливия Боливия погиб в бою в Кебрада-де-Батане 26 сентября 1967 года
11 Роберто Передо Лейге Коко Боливия Боливия погиб в бою в Кебрада-де-Батане 26 сентября 1967 года
12 Анисето Рейнага Кордилло Анисето Боливия Боливия погиб в бою в Кебрада-дель-Юро 8 октября 1967 года
13 Франциско Хуанца Флорес Паблито Боливия Боливия
14 Гарван Эдильверто Лусио Идальго Юстас Перу Перу погиб в бою в Лос-Каджонесе 12 октября 1967 года
15 Хайме Арана Камперо Чапако Боливия Боливия погиб в бою в Лос-Каджонесе 12 октября 1967 года
16 Октавио де-ла-Консепсьон Педрайя Моро Куба Куба погиб в бою в Лос-Каджонесе 12 октября 1967 года
17 Хулио Сесар Мендес Корне Нато Боливия Боливия застрелен партизанами из сочувствия после тяжелого ранения в Матарале 15 ноября 1967 года

Третье погребение из 7 тел состоялось 8 октября 1999 года :

18 Аполинар Агирре Киспе Поло Боливия Боливия
19 Фредди Маймура Уртадо Эрнесто Боливия Боливия схвачен и казнен в Вадо-дель-Есо 31 августа 1967 года
20 Густаво Манчин Хоэд де Бече Алехандро Боливия Боливия погиб в бою в Вадо-дель-Есо 31 августа 1967 года
21 Израиль Рейес Сайас Браулио Куба Куба погиб в бою в Вадо-дель-Есо 31 августа 1967 года
22 Хуан Виталио Акуна Нуньес Хоакин Куба Куба погиб в бою в Вадо-дель-Есо 31 августа 1967 года
23 Мойзес Гевара Родригес Моисей Боливия Боливия погиб в бою в Вадо-дель-Есо 31 августа 1967 года
24 Вальтер Аренцибиа Айяла Абель Боливия Боливия погиб в бою в Вадо-дель-Есо 31 августа 1967 года

Заключительное погребение из 6 тел состоялось 8 октября 2000 года , в результате чего общее число погребённых партизан составило 30 человек:

25 Элизео Рейес Родригес Роландо Куба Куба погиб в бою в Эль-Мезоне 25 апреля 1967 года
26 Антонио Санчес Диас Маркос Куба Куба погиб в бою в Пенья-Колораде 2 июня 1967 года
27 Серапио Акино Тудела Серафин Боливия Боливия погиб в бою в Игуире 9 июля 1967 года
28 Кондори Касилдо Варга Виктор Боливия Боливия
29 Хосе Мария Мартинес Тамайо Папи Куба Куба погиб в бою в Рио-Росите 30 июля 1967 года
30 Реституто Хосе Кабрера Флорес Эль Негро Перу Перу схвачен и казнен в Рио-Палмарито 4 сентября 1967 года

Вопросы к погребённым останкам

24 марта 2007 года бывший агент ЦРУ США 71-летний Густаво Вильольдо выступил в газете «Майами Геральд » с утверждением, что прах Че Гевары до сих пор покоится в Боливии, а не в мавзолее. По его словам, в 1967 году он участвовал в совместной операции боливийских спецслужб и ЦРУ по разгрому партизанской группы, которую возглавлял Че после того, как уехал с Кубы «продолжать революцию в Латинской Америке». Вильольдо говорит, «что не присутствовал при его смерти», однако он был одним из пяти сотрудников ЦРУ, кому было поручено тайно захоронить тела Че Гевары и ещё двух партизан его группы в окрестностях боливийского города Вальегранде:

Именно мне выпало забрать тело Че из госпитального морга и доставить его к месту захоронения. Все происходило ночью. Мы быстро выкопали яму и сложили в неё погибших партизан. Но прежде чем опустить в неё Че, я отрезал у него прядь волос. Потом тщательно сориентировался по карте и пометил на ней могилу. Так вот, когда спустя 30 лет после этих событий, в 1997 году, я прочел, что представители кубинского правительства перевезли останки Че в специально возведенный мавзолей в Санта-Кларе, то понял, что власти Гаваны либо ошиблись, либо сознательно ввели мир в заблуждение.
В 1997 году тело Че Гевары было идентифицировано среди останков семи человек, а затем был проведён повторный анализ в местном госпитале. Однако, по мнению Вильольдо, «такого не может быть. Мертвым не дано размножаться - в братской могиле, где до сих пор покоится Че, кроме него, должны быть останки только двух человек, но никак не шести. Кроме того, мы похоронили его совсем в другом месте, где ни аэродрома, ни взлетно-посадочной полосы не было и близко. Место захоронения, помеченное на моей карте, абсолютно не совпадает с координатами современного аэропорта Вальегранде. В любом случае, прядь волос Че до сих пор находится у меня и я настаиваю на проведении экспертизы ДНК и сравнении результатов с анализами того, кто сейчас покоится в мавзолее Санта-Клары». И как подчеркнул бывший агент ЦРУ, он выступил со своим разоблачением «не ради денег, а во имя истины» .

Напишите отзыв о статье "Мавзолей Че Гевары"

Примечания

Ссылки

Видео

Отрывок, характеризующий Мавзолей Че Гевары

13 го июня, в два часа ночи, государь, призвав к себе Балашева и прочтя ему свое письмо к Наполеону, приказал ему отвезти это письмо и лично передать французскому императору. Отправляя Балашева, государь вновь повторил ему слова о том, что он не помирится до тех пор, пока останется хотя один вооруженный неприятель на русской земле, и приказал непременно передать эти слова Наполеону. Государь не написал этих слов в письме, потому что он чувствовал с своим тактом, что слова эти неудобны для передачи в ту минуту, когда делается последняя попытка примирения; но он непременно приказал Балашеву передать их лично Наполеону.
Выехав в ночь с 13 го на 14 е июня, Балашев, сопутствуемый трубачом и двумя казаками, к рассвету приехал в деревню Рыконты, на французские аванпосты по сю сторону Немана. Он был остановлен французскими кавалерийскими часовыми.
Французский гусарский унтер офицер, в малиновом мундире и мохнатой шапке, крикнул на подъезжавшего Балашева, приказывая ему остановиться. Балашев не тотчас остановился, а продолжал шагом подвигаться по дороге.
Унтер офицер, нахмурившись и проворчав какое то ругательство, надвинулся грудью лошади на Балашева, взялся за саблю и грубо крикнул на русского генерала, спрашивая его: глух ли он, что не слышит того, что ему говорят. Балашев назвал себя. Унтер офицер послал солдата к офицеру.
Не обращая на Балашева внимания, унтер офицер стал говорить с товарищами о своем полковом деле и не глядел на русского генерала.
Необычайно странно было Балашеву, после близости к высшей власти и могуществу, после разговора три часа тому назад с государем и вообще привыкшему по своей службе к почестям, видеть тут, на русской земле, это враждебное и главное – непочтительное отношение к себе грубой силы.
Солнце только начинало подниматься из за туч; в воздухе было свежо и росисто. По дороге из деревни выгоняли стадо. В полях один за одним, как пузырьки в воде, вспырскивали с чувыканьем жаворонки.
Балашев оглядывался вокруг себя, ожидая приезда офицера из деревни. Русские казаки, и трубач, и французские гусары молча изредка глядели друг на друга.
Французский гусарский полковник, видимо, только что с постели, выехал из деревни на красивой сытой серой лошади, сопутствуемый двумя гусарами. На офицере, на солдатах и на их лошадях был вид довольства и щегольства.
Это было то первое время кампании, когда войска еще находились в исправности, почти равной смотровой, мирной деятельности, только с оттенком нарядной воинственности в одежде и с нравственным оттенком того веселья и предприимчивости, которые всегда сопутствуют началам кампаний.
Французский полковник с трудом удерживал зевоту, но был учтив и, видимо, понимал все значение Балашева. Он провел его мимо своих солдат за цепь и сообщил, что желание его быть представленну императору будет, вероятно, тотчас же исполнено, так как императорская квартира, сколько он знает, находится недалеко.
Они проехали деревню Рыконты, мимо французских гусарских коновязей, часовых и солдат, отдававших честь своему полковнику и с любопытством осматривавших русский мундир, и выехали на другую сторону села. По словам полковника, в двух километрах был начальник дивизии, который примет Балашева и проводит его по назначению.
Солнце уже поднялось и весело блестело на яркой зелени.
Только что они выехали за корчму на гору, как навстречу им из под горы показалась кучка всадников, впереди которой на вороной лошади с блестящею на солнце сбруей ехал высокий ростом человек в шляпе с перьями и черными, завитыми по плечи волосами, в красной мантии и с длинными ногами, выпяченными вперед, как ездят французы. Человек этот поехал галопом навстречу Балашеву, блестя и развеваясь на ярком июньском солнце своими перьями, каменьями и золотыми галунами.
Балашев уже был на расстоянии двух лошадей от скачущего ему навстречу с торжественно театральным лицом всадника в браслетах, перьях, ожерельях и золоте, когда Юльнер, французский полковник, почтительно прошептал: «Le roi de Naples». [Король Неаполитанский.] Действительно, это был Мюрат, называемый теперь неаполитанским королем. Хотя и было совершенно непонятно, почему он был неаполитанский король, но его называли так, и он сам был убежден в этом и потому имел более торжественный и важный вид, чем прежде. Он так был уверен в том, что он действительно неаполитанский король, что, когда накануне отъезда из Неаполя, во время его прогулки с женою по улицам Неаполя, несколько итальянцев прокричали ему: «Viva il re!», [Да здравствует король! (итал.) ] он с грустной улыбкой повернулся к супруге и сказал: «Les malheureux, ils ne savent pas que je les quitte demain! [Несчастные, они не знают, что я их завтра покидаю!]
Но несмотря на то, что он твердо верил в то, что он был неаполитанский король, и что он сожалел о горести своих покидаемых им подданных, в последнее время, после того как ему ведено было опять поступить на службу, и особенно после свидания с Наполеоном в Данциге, когда августейший шурин сказал ему: «Je vous ai fait Roi pour regner a maniere, mais pas a la votre», [Я вас сделал королем для того, чтобы царствовать не по своему, а по моему.] – он весело принялся за знакомое ему дело и, как разъевшийся, но не зажиревший, годный на службу конь, почуяв себя в упряжке, заиграл в оглоблях и, разрядившись как можно пестрее и дороже, веселый и довольный, скакал, сам не зная куда и зачем, по дорогам Польши.
Увидав русского генерала, он по королевски, торжественно, откинул назад голову с завитыми по плечи волосами и вопросительно поглядел на французского полковника. Полковник почтительно передал его величеству значение Балашева, фамилию которого он не мог выговорить.
– De Bal macheve! – сказал король (своей решительностью превозмогая трудность, представлявшуюся полковнику), – charme de faire votre connaissance, general, [очень приятно познакомиться с вами, генерал] – прибавил он с королевски милостивым жестом. Как только король начал говорить громко и быстро, все королевское достоинство мгновенно оставило его, и он, сам не замечая, перешел в свойственный ему тон добродушной фамильярности. Он положил свою руку на холку лошади Балашева.
– Eh, bien, general, tout est a la guerre, a ce qu"il parait, [Ну что ж, генерал, дело, кажется, идет к войне,] – сказал он, как будто сожалея об обстоятельстве, о котором он не мог судить.
– Sire, – отвечал Балашев. – l"Empereur mon maitre ne desire point la guerre, et comme Votre Majeste le voit, – говорил Балашев, во всех падежах употребляя Votre Majeste, [Государь император русский не желает ее, как ваше величество изволите видеть… ваше величество.] с неизбежной аффектацией учащения титула, обращаясь к лицу, для которого титул этот еще новость.
Лицо Мюрата сияло глупым довольством в то время, как он слушал monsieur de Balachoff. Но royaute oblige: [королевское звание имеет свои обязанности:] он чувствовал необходимость переговорить с посланником Александра о государственных делах, как король и союзник. Он слез с лошади и, взяв под руку Балашева и отойдя на несколько шагов от почтительно дожидавшейся свиты, стал ходить с ним взад и вперед, стараясь говорить значительно. Он упомянул о том, что император Наполеон оскорблен требованиями вывода войск из Пруссии, в особенности теперь, когда это требование сделалось всем известно и когда этим оскорблено достоинство Франции. Балашев сказал, что в требовании этом нет ничего оскорбительного, потому что… Мюрат перебил его:
– Так вы считаете зачинщиком не императора Александра? – сказал он неожиданно с добродушно глупой улыбкой.
Балашев сказал, почему он действительно полагал, что начинателем войны был Наполеон.
– Eh, mon cher general, – опять перебил его Мюрат, – je desire de tout mon c?ur que les Empereurs s"arrangent entre eux, et que la guerre commencee malgre moi se termine le plutot possible, [Ах, любезный генерал, я желаю от всей души, чтобы императоры покончили дело между собою и чтобы война, начатая против моей воли, окончилась как можно скорее.] – сказал он тоном разговора слуг, которые желают остаться добрыми приятелями, несмотря на ссору между господами. И он перешел к расспросам о великом князе, о его здоровье и о воспоминаниях весело и забавно проведенного с ним времени в Неаполе. Потом, как будто вдруг вспомнив о своем королевском достоинстве, Мюрат торжественно выпрямился, стал в ту же позу, в которой он стоял на коронации, и, помахивая правой рукой, сказал: – Je ne vous retiens plus, general; je souhaite le succes de vorte mission, [Я вас не задерживаю более, генерал; желаю успеха вашему посольству,] – и, развеваясь красной шитой мантией и перьями и блестя драгоценностями, он пошел к свите, почтительно ожидавшей его.
Балашев поехал дальше, по словам Мюрата предполагая весьма скоро быть представленным самому Наполеону. Но вместо скорой встречи с Наполеоном, часовые пехотного корпуса Даву опять так же задержали его у следующего селения, как и в передовой цепи, и вызванный адъютант командира корпуса проводил его в деревню к маршалу Даву.

Даву был Аракчеев императора Наполеона – Аракчеев не трус, но столь же исправный, жестокий и не умеющий выражать свою преданность иначе как жестокостью.
В механизме государственного организма нужны эти люди, как нужны волки в организме природы, и они всегда есть, всегда являются и держатся, как ни несообразно кажется их присутствие и близость к главе правительства. Только этой необходимостью можно объяснить то, как мог жестокий, лично выдиравший усы гренадерам и не могший по слабости нерв переносить опасность, необразованный, непридворный Аракчеев держаться в такой силе при рыцарски благородном и нежном характере Александра.
Балашев застал маршала Даву в сарае крестьянскои избы, сидящего на бочонке и занятого письменными работами (он поверял счеты). Адъютант стоял подле него. Возможно было найти лучшее помещение, но маршал Даву был один из тех людей, которые нарочно ставят себя в самые мрачные условия жизни, для того чтобы иметь право быть мрачными. Они для того же всегда поспешно и упорно заняты. «Где тут думать о счастливой стороне человеческой жизни, когда, вы видите, я на бочке сижу в грязном сарае и работаю», – говорило выражение его лица. Главное удовольствие и потребность этих людей состоит в том, чтобы, встретив оживление жизни, бросить этому оживлению в глаза спою мрачную, упорную деятельность. Это удовольствие доставил себе Даву, когда к нему ввели Балашева. Он еще более углубился в свою работу, когда вошел русский генерал, и, взглянув через очки на оживленное, под впечатлением прекрасного утра и беседы с Мюратом, лицо Балашева, не встал, не пошевелился даже, а еще больше нахмурился и злобно усмехнулся.
Заметив на лице Балашева произведенное этим приемом неприятное впечатление, Даву поднял голову и холодно спросил, что ему нужно.
Предполагая, что такой прием мог быть сделан ему только потому, что Даву не знает, что он генерал адъютант императора Александра и даже представитель его перед Наполеоном, Балашев поспешил сообщить свое звание и назначение. В противность ожидания его, Даву, выслушав Балашева, стал еще суровее и грубее.
– Где же ваш пакет? – сказал он. – Donnez le moi, ije l"enverrai a l"Empereur. [Дайте мне его, я пошлю императору.]
Балашев сказал, что он имеет приказание лично передать пакет самому императору.
– Приказания вашего императора исполняются в вашей армии, а здесь, – сказал Даву, – вы должны делать то, что вам говорят.
И как будто для того чтобы еще больше дать почувствовать русскому генералу его зависимость от грубой силы, Даву послал адъютанта за дежурным.
Балашев вынул пакет, заключавший письмо государя, и положил его на стол (стол, состоявший из двери, на которой торчали оторванные петли, положенной на два бочонка). Даву взял конверт и прочел надпись.
– Вы совершенно вправе оказывать или не оказывать мне уважение, – сказал Балашев. – Но позвольте вам заметить, что я имею честь носить звание генерал адъютанта его величества…
Даву взглянул на него молча, и некоторое волнение и смущение, выразившиеся на лице Балашева, видимо, доставили ему удовольствие.
– Вам будет оказано должное, – сказал он и, положив конверт в карман, вышел из сарая.
Через минуту вошел адъютант маршала господин де Кастре и провел Балашева в приготовленное для него помещение.
Балашев обедал в этот день с маршалом в том же сарае, на той же доске на бочках.
На другой день Даву выехал рано утром и, пригласив к себе Балашева, внушительно сказал ему, что он просит его оставаться здесь, подвигаться вместе с багажами, ежели они будут иметь на то приказания, и не разговаривать ни с кем, кроме как с господином де Кастро.
После четырехдневного уединения, скуки, сознания подвластности и ничтожества, особенно ощутительного после той среды могущества, в которой он так недавно находился, после нескольких переходов вместе с багажами маршала, с французскими войсками, занимавшими всю местность, Балашев привезен был в Вильну, занятую теперь французами, в ту же заставу, на которой он выехал четыре дня тому назад.
На другой день императорский камергер, monsieur de Turenne, приехал к Балашеву и передал ему желание императора Наполеона удостоить его аудиенции.
Четыре дня тому назад у того дома, к которому подвезли Балашева, стояли Преображенского полка часовые, теперь же стояли два французских гренадера в раскрытых на груди синих мундирах и в мохнатых шапках, конвой гусаров и улан и блестящая свита адъютантов, пажей и генералов, ожидавших выхода Наполеона вокруг стоявшей у крыльца верховой лошади и его мамелюка Рустава. Наполеон принимал Балашева в том самом доме в Вильве, из которого отправлял его Александр.

Несмотря на привычку Балашева к придворной торжественности, роскошь и пышность двора императора Наполеона поразили его.
Граф Тюрен ввел его в большую приемную, где дожидалось много генералов, камергеров и польских магнатов, из которых многих Балашев видал при дворе русского императора. Дюрок сказал, что император Наполеон примет русского генерала перед своей прогулкой.
После нескольких минут ожидания дежурный камергер вышел в большую приемную и, учтиво поклонившись Балашеву, пригласил его идти за собой.
Балашев вошел в маленькую приемную, из которой была одна дверь в кабинет, в тот самый кабинет, из которого отправлял его русский император. Балашев простоял один минуты две, ожидая. За дверью послышались поспешные шаги. Быстро отворились обе половинки двери, камергер, отворивший, почтительно остановился, ожидая, все затихло, и из кабинета зазвучали другие, твердые, решительные шаги: это был Наполеон. Он только что окончил свой туалет для верховой езды. Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах. Короткие волоса его, очевидно, только что были причесаны, но одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба. Белая пухлая шея его резко выступала из за черного воротника мундира; от него пахло одеколоном. На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного императорского приветствия.