Памятник мадонна кормящая младенца. «Мадонна Литта» на сенсационной выставке Леонардо да Винчи в Лондоне

Мама и новорожденный ребенок - один из самых популярных сюжетов в искусстве.

Ему уделяли особое внимание как популярные и всем известные художники (Леонардо да Винчи и Рафаэль Санти), так и мало знакомые широкой публике (Бартоломео Мурильо, ди Марковальдо и другие).

Дева Мария ди Марковальдо

Коппо ди Марковальдо считается основоположником сиенской школы изобразительного искусства. Его судьба достаточно интересна, поскольку в середине XIII в. он участвовал в одном из сражении на стороне флорентийских приверженцев Папы, по результатам которого художник был захвачен в плен. Но поскольку он был очень талантливым, то смог "купить" себе свободу, нарисовав очень красивый и достаточно реалистичный образ мадонны с младенцем, который затем передали Сиенской церкви. Данная мадонна получила название "Мадонна дель Бордоне".

Эта картина представляет зрителю Деву Марию, сидящую на троне, слегка приподнявшую одну ногу, чтобы младенцу было более кофмортно сидеть у нее на руках. Она трогательно держит его за ножку, а он тянется к ней рукой. У них уже есть какое-то заметное взаимодействие, чего не наблюдалось на более ранних картинах.

Голову Девы окружает еле видимый нимб. Стоит отметить невероятно выразительные глаза этой мадонны. Она смотрит на зрителя, будто заглядывая в его душу. Одежда ее представляет собой простую черную накидку, но для большей шикарности художник прорисовал драпировки золотым цветом. По сторонам, слева и справа, находятся ангелы, изображенные во весь рост (это традиция Флоренции). Обычно их рисовали одинаковыми, но эти, если присмотреться, не полностью идентичны друг другу: отличия - в их лицах.

От менее известных перейдем к более популярным и рассмотрим подробнее самые яркие картины на эту тематику.

"Мадонна Литта" Леонардо да Винчи

Одна из самых на которых изображена мадонна с младенцем - это картина "Мадонна Литта" ярчайшего Леонардо да Винчи. Сейчас ее можно увидеть среди шедевров, хранящихся в Эрмитаже.

Главное лицо на этом полотне - молодая женщина, которая держит на руках малыша и кормит его грудью. Как и во всех она выделяется более по сравнению с фоном, где зритель может наблюдать окна в форме арок, сквозь которые виднеется яркое голубое небо с пушистыми белыми облаками. Стоит отметить, что мадонна с младенцем прорисована очень четко, ее черты как будто выделены, как бы нарисованы под вспышкой фотоаппарата, по сравнению с несколько размазанным фоном - это также отличительные черты портретов той эпохи.

Мама с нежностью смотрит на ребенка. Некоторым кажется, что она слегка улыбается (популярная для картин художника "улыбка Леонардо"), на самом же деле, мадонна задумчива. Ребенок смотрит на зрителя, держа в одной из ручек птицу - маленького щегла.

Щегол на картине "Мадонна Литта"

Существуют различные версии того, почему птенец изображен на этой картине.

Птица как символ будущих страданий Христа, где красная головка щегла обозначает кровь, пролитую Сыном Божьим. По легенде, когда Христа вели на Голгофу, на него слетел щегол, вытащил из брови Иисуса колючку, и на него капнула кровь.

Щегленок, символизирующий душу, которая после смерти отлетает: это обозначение идет еще из античного язычества, но сохраняется и в христианской семиотике.

Апокрифическое евангелие от Фомы рассказывает немного другую историю: Иисус оживил умершего щегленка, просто взяв его в руки, поэтому и изображают на многих картинах этого птенца вместе с младенцем.

Мадонны Рафаэля Санти

Но есть и другая, не менее знаменитая мадонна с младенцем. Рафаэль Санти был тем, кто ее написал. Вернее сказать, у него достаточно много картин с таким сюжетом: это и всем известная и хранящаяся в Эрмитаже "Мадонна Конестабиле", и необыкновенная "Мадонна с вуалью", на которой изображены не только мать и ребенок, но и все Святое семейство.

Непосредственно картину с названием "Мадонна с младенцем" Рафаэль написал в 1503 г. Женщина на ней более утонченная и, несомненно, более юная, чем у да Винчи. Очевидно, что связь между матерью и ребенком более выражена. Они смотрят друг на друга с трогательной любовью и легкой задумчивостью, мама поддерживает малыша за спинку рукой. Это уже не та тревожная Дева, которую можно наблюдать на ранних картинах художника.

Вместе они читают книгу "Часослов" - символ авторитета церкви - в которой записаны тексты молитв, псалмов, церковных служб (ранее, кстати, именно по этой книге учились читать). По некоторым данным, "Часослов" открыт на той странице, которая соответствует девяти часам, а это время, когда Иисус был распят на кресте.

На фоне нарисован дымчатый пейзаж с церквушкей и деревьями. Кстати, этот пейзаж также можно назвать отличительной характеристикой произведений Санти на тему матери и ребенка. Почти на каждой картине Рафаэля присутствует достаточно подробно прорисованный пейзажный фон.

Нет смысла, определять, чья картина лучше: да Винчи или Рафаэля. Мадонна с младенцем у каждого из них смотрится оригинально и неповторимо.

Не только изобразительное искусство интересовала тема матери и ребенка, поэтому стоит рассмотреть и то, как она отражалась в других видах.

Мадонна с младенцем в скульптуре

Внимание любого ценителя искусства привлекает скульптура "Мадонна с младенцем", автором которой является известный мастер Микеланджело.

Этот шедевр по замыслу заказчиков должен был находится на высоте около девяти метров, таким образом, зрители смотрели бы на него снизу вверх, как на божество. Кстати, именно по этой причине взоры матери и ребенка направлены вниз.

Имеются сведения, что кардинал Пикколомини (первый заказчик) был недоволен эскизами, в первую очередь из-за того, что Иисус был нагим, поэтому их договор с Микеланджело был разорван. А скульптура, в конечно итоге, нашла своего владельца. Им стал де Мускрон - торговец из города Брюгге. Затем он передал ее церкви Богоматери, где она была помещена в темную нишу, прекрасно контрастировавшую с мраморно-белым цветом самой скульптуры.

На данный момент, дабы защитить власти города разместили его за пуленепробиваемым стеклом.

"Мадонна Дони" Микеланджело

Помимо того, что Микеланджело был отличным скульптором, он также являлся и замечательным художником. Хотя и не считал это каким-то достижением и совсем не гордился своим талантом.

Образы, нарисованные им, поражают зрителя невероятной пластичностью, кажется, что даже при рисовании он "лепит" фигуры, наделяя их объемом. Кроме того, на картине изображено все Святое семейство, что являлось редкостью для картин такого плана. Конечно, в полном смысле слова, Микеланджело - скульптор, а не художник. "Мадонна с младенцем" однако же является просто шедевром.

Итак, подведем итоги. Если говорить о самой известной картине, изображающей Деву Марию, то это шедевр Леонардо да Винчи "Мадонна с младенцем". Если же человек интересуется другими видами искусства, то самой яркой и запоминающейся, несомненно, является работа Микеланджело.

Леонардо да Винчи "Мадонна с младенцем" (Мадонна Литта), 1490 — 1491г, холст, темпера. 42x33 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Картина исполнена, очевидно, в Милане, куда художник переехал в 1482 г. Она относится к числу произведений, появление которых ознаменовало новый этап в ренессансном искусстве — утверждение стиля Высокого Возрождения. Прекрасная женщина, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности.

Композиция картины лаконична и уравновешенна. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы тончайшей светотенью. В проемах симметричных окон открывается бескрайний горный пейзаж, напоминая о гармонии и грандиозности мироздания. Сама же фигура Мадонны словно озарена светом, идущим откуда-то спереди. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий её образ.

Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребёнок держит щегла.

Яркая образность произведения раскрывается в мелких деталях, которые много рассказывают нам о матери и ребёнке. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. На женщине красная сорочка с узкой горловиной. В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Но правый разрез был торопливо разорван — верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Мать по настоянию ребёнка, изменила своё решение и отложила этот нелегкий момент.

Картина поступила в 1865 г. из миланского собрания герцога Антонио Литта, с именем которого связано ее название.
Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре.

До поступления в Эрмитаж в 1865 году «Мадонна Литта» находилась в фамильной коллекции герцога Антуана Литта в Mилане, отсюда и происходит ее название. Сохранность картины была такой плохой, что ее сразу пришлось переложить с дерева на холст. Эта уникальная технология, которая позволила спасти полотно, была придумана эрмитажным столяром Сидоровым, за что он получил серебряную медаль.

Вокруг одного из прекраснейших живописных изображений Богоматери с Младенцем не утихают споры. Подвергается сомнению авторство Леонардо, и хотя в его бумагах имеются эскизы к картине, некоторые считают ее плодом работы учеников маэстро (по крайней мере того, что касается одежды и интерьера; все же мало найдется людей, которые бы отвергали, что лицо Богоматери принадлежит кисти Леонардо). Доподлинно неизвестна и дата ее создания. Хотя картину принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи, но существуют и более поздние датировки, ко времени, когда Леонардо жил в Риме - на этот счет имеются свою гипотезы. Одну из них стоит рассказать.

Не так давно, точнее, в девяностые годы прошлого века, русский ученый и церковный археолог О. Г. Ульянов изучал фрески в катакомбах Святой Присциллы в Риме. Это место известно из древних источников как «госпожа катакомб», потому что там захоронено 7 первых римских пап, в том числе священномученик папа Марцеллин и его преемник папа Марцелл. По новейшим археологическим данным оно датируется II веком нашей эры.

Среди катакомбных фресок имеется изображение Девы Марии с Младенцем, являющееся, по всей видимости, древнейшим изображением Богоматери в мировой живописи. Русского ученого поразило ее совпадение с композицией «Мадонны Литта». Как у Леонардо, кормящийся Младенец оглядывается и смотрит на зрителя.

Катакомбы, случайно открытые в конце 15 века, стали излюбленным местом прогулок художников и мыслителей, живших в Риме. Леонардо приехал в Вечный город в 1513 году и прожил в нем три года. Безусловно, он, интересующийся всем, тем более всем необычным, просто не мог не спуститься в катакомбы, где увидел древнюю фреску, которая настолько его впечатлила, что он повторил ее в своей картине. То есть создание «Мадонны Литта» следует отнести ко времени между 1513 и 1517 годами. Впрочем, в этой гипотезе интересна не новая датировка, а сама возможность того духовного импульса, который передался от безвестного живописца II века к гению Возрождения.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 31.10.2016 14:13 Просмотров: 4085

Леонардо да Винчи – один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, пример «универсального человека».

Он был художником, скульптором, архитектором, учёным (анатомом, естествоиспытателем), изобретателем, писателем, музыкантом.
Полное его имя – Leonardo di ser Piero da Vinci , в переводе с итальянского языка это значит «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
В современном смысле Леонардо не имел фамилии – «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи».
Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Известны 19 живописных картин кисти Леонардо.

Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи
Искусствоведы не могут утверждать с уверенностью, что знаменитый портрет старика является автопортретом. Возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери».
Из огромного художественного и научного наследия Леонардо да Винчи (1452-1519) мы в данной статье рассмотрим только живописные изображения мадонн.

«Мадонна с гвоздикой» (1478)

Дерево, масло. 42х67 см. Старая пинакотека (Мюнхен)
Считается, что эта картина написана молодым Леонардо да Винчи в бытность его учеником в мастерской итальянского скульптора и живописца Верроккьо, одного из учителей Леонардо.

Описание картины

Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. Больше никакое чувство не отражено на её лице.
Её одеяние сочетается с причудливой горной цепью на заднем плане. Мадонна изображена приёмом сфумато . Этот приём разработал Леонардо да Винчи. Заключается он в том, что очертания фигур и предметов смягчаются окутывающим их воздухом (сфума́то (итал. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»).
Младенец Иисус, наоборот, изображён в энергичном движении. Своими неуклюжими ещё ручками он пытается схватить красную гвоздику, которую держит в своей грациозной руке его Мать. Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. Ему так хочется дотянуться до цветка!
Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен.

«Мадонна Бенуа» (или «Мадонна с цветком»), 1478-1480

Холст (переведена с дерева), масло. 48х31,5 см. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Эта картина также относится к ранним работам Леонардо. Её считают незавершённой. Название картины – не авторское. В 1914 г. Эрмитаж приобрёл её у Марии Александровны Бенуа, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа, русского архитектора и педагога. Картину Леонардо да Винчи ему подарил его тесть, состоятельный астраханский купец-рыботорговец.

Описание картины

Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. Именно свет из этого окна высвечивает фигуры на картине и оживляет её игрой светотени.
Художник изображает Мадонну как обычную молодую женщину, мать, с любовью смотрящей на своего ребёнка, который делает первые попытки освоения мира, рассматривая цветок. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. И причёсана она по моде тех лет.
На символичность картины указывает цветок крестоцвет . Это символ распятия. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка.
«Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. Под её влиянием выполнены другие работы известных художников, в том числе Рафаэля.
Но затем в течение столетий картина Леонардо считалась потерянной.

«Мадонна Литта» (1490-1491)

Холст, темпера. 42х33 см. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Литта – миланская аристократическая фамилия XVII-XIX вв. В частном собрании этого семейства картина находилась несколько столетий – отсюда её название. Первоначальное название картины – «Мадонна с младенцем». «Мадонна» была приобретена Эрмитажем в 1864 г.
Предполагают, что картина была написана в Милане, куда художник переехал в 1482 г.
Её появление ознаменовало новый этап в ренессансном искусстве – утверждение стиля Высокого Возрождения.
Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Париже в Лувре.

Рисунок в Лувре

Описание картины

Прекрасная молодая женщина, кормящая младенца, олицетворяет материнскую любовь как величайшую человеческую ценность.
Композиция картины проста и гармонична. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Гармония во взаимоотношениях персонажей картины подчёркивается горным пейзажем в симметричных окнах, вызывая чувство грандиозности мироздания.
Лицо Мадонны изображено в профиль с едва заметной улыбкой в уголках рта. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла.

«Мадонна в скалах»

Леонардо да Винчи создал две картины, схожие по композиции. Одна написана раньше, в настоящее время выставлена в Лувре (Париж). Другая (написана до 1508 г) экспонируется в Лондонской Национальной галерее.

«Мадонна в скалах» (1483-1486)

Дерево, переведённое на холст, масло. 199х122 см. Лувр (Париж)
Эта версия была создана для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. В XVIII в. её купил английский художник Гэвин Гамильтон и привёз в Англию. Далее она находилась в различных частных коллекциях, пока в 1880 г. её не купила Национальная галерея.
В 2005 г. при помощи инфракрасного исследования под этой картиной была обнаружена другая картина, поэтому некоторые исследователи считают, что изначально Леонардо планировал написать поклонение младенцу Иисусу.

«Мадонна в скалах». Лондонская Национальная галерея

Описание картин

На обеих полотнах изображена стоящая на коленях Дева Мария, держащая руку на голове маленького Иоанна Крестителя. Справа изображён младенец Иисус, которого придерживает ангел. Иисус поднял руку для благословения. Сцена взаимоотношения изображённых персонажей и пейзажный фон контрастируют: с одной стороны покой и нежность, с другой – тревожное чувство сурового пейзажа. Художник использует свой излюбленный приём (сфумато) для смягчения очертания лиц и предметов.

«Мадонна с веретеном» (около 1501)

Подлинник этой картины утерян. Но существуют три копии, две из которых в 1501 г. создал Леонардо да Винчи (или ученики его школы). Другая копия создана в 1510 г.

Национальная галерея Шотландии
Одна копия в настоящее время находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге, другая – в частной коллекции в Нью-Йорке.
Эта маленькая картина с изображением очень юной Мадонны с ребенком понравилась современникам Леонардо. Поэтому были созданы копии.

«Мадонна с веретеном» (1501)
Деревo, масло. 48,3 x 36,9 cм. Частная коллекция
Но вполне возможно, что это не копия, а новая версия, созданная в том же 1501 г., что и оригинал.

«Мадонна с веретеном» (1510)
Масло, холст на дереве, 50,2x36,4 cм. Частная коллекция (Нью-Йорк)
Высокое качество картины доказывает, что она исполнена в мастерской Леонардо да Винчи, возможно, под его наблюдением.

Описание картины

На картине изображена юная Дева Мария и младенец Христос, держащий веретено в виде распятия – символ одновременно домашнего очага и креста. В классической мифологии веретено символизировало человеческую судьбу.
Вся фигура Марии выражает любовь к ребенку. Кажется, что она хочет отвлечь ребенка от веретена. Но даже Мать не может предотвратить Распятие на кресте, которое Христу предназначено.
А ребенок всецело обращён к символу Его будущей Страсти и отворачивается от любящего взгляда Матери.

Входит в «высшую лигу» мировых музейных сокровищниц. В его коллекции - три миллиона экспонатов, а великолепное собрание, начатое еще Екатериной Великой, пополняется по сей день. Предлагаем короткий тур по Эрмитажу - и 10 картин, которые обязательно нужно посмотреть.

Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа)

Италия, 1478–1480 годы

Второе название происходит по фамилии владельцев картины. При каких обстоятельствах произведение великого Леонардо попало в Россию, до сих пор неизвестно. Существует легенда, что семейство Бенуа купило ее у бродячего цирка. Шедевр достался Марии Сапожниковой (после замужества - Бенуа) в наследство от отца. В 1914 году Эрмитаж приобрел у нее эту картину. Правда, после революции, в тяжелые 1920–30-е годы, правительство СССР чуть не продало ее министру финансов США, страстному коллекционеру Эндрю Меллону. Искусствоведам, выступавшим против этой продажи, повезло: сделка сорвалась.

Рафаэль. Мадонна с Младенцем (Мадонна Конестабиле)

Италия, около 1504 года

«Мадонна с Младенцем» - одно из ранних произведений Рафаэля. Александр II приобрел эту картину в Италии у графа Конестабиле для любимой жены Марии Александровны. В 1870 году этот подарок обошелся императору в 310 тысяч франков. Продажа работы Рафаэля возмутила местную общественность, однако у итальянского правительства не было средств, чтобы выкупить картину у владельца. Собственность императрицы сразу же была выставлена в здании Эрмитажа.

Тициан. Даная

Италия, около 1554 года

Полотно Тициана Екатерина II приобрела в 1772 году. Картина написана по мотивам мифа, в котором царю Акрисию предсказали, что он умрет от руки собственного внука, и чтобы избежать этого, он заточил свою дочь Данаю в темницу. Однако находчивый бог Зевс все же проник к ней в виде золотистого проливного дождя, после чего Даная родила сына Персея.

Екатерина II была просвещенным монархом, обладала прекрасным вкусом и отлично понимала, что именно надо приобретать для своей коллекции. В Эрмитаже есть еще несколько картин с подобным сюжетом. Например, «Даная» Фервилта и «Даная» Рембрандта.

Эль Греко (Доменикос Теотокопулос). Апостолы Петр и Павел

Испания, между 1587–1592 годом

Картину подарил музею в 1911 году Петр Дурново. За несколько лет до этого Дурново показывал ее на выставке императорского общества поощрения художеств. Тогда об Эль Греко, которого считали весьма посредственным художником, заговорили как о гении. В этом полотне живописец, который всегда был далек от европейского академизма, оказался особенно близок византийской иконописной традиции. Он постарался передать духовный мир и характеры апостолов. Павел (в красном) напорист, решителен и уверен в себе, а Петр, напротив, - сомневающийся и колеблющийся… Считается, что в образе Павла Эль Греко запечатлел самого себя. Но исследователи об этом до сих пор спорят.

Караваджо. Юноша с лютней

Италия, 1595–1596 годы

Караваджо - известный мастер барокко, перевернувший своим «погребным» светом сознание нескольких поколений европейских художников. В России хранится лишь одна его работа, которую художник написал еще в юные годы. Для картин Караваджо характерна некая драма, есть она и в «Лютнисте». В нотной тетради, изображенной на столе, записана популярная в то время мелодия мадригала Якова Аркадельта «Вы знаете, что я вас люблю». А треснувшая лютня в руках юноши - символ несчастной любви. Полотно приобрел Александр I в 1808 году.

Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы

Фландрия, середина 1620-х годов

Несмотря на название, считается, что это портрет дочери художника - Клары Серены, умершей в 12 лет. Картина создана уже после смерти девушки. Художник тонко выписал и пушистые волосы, и нежную кожу лица, и задумчивый взор, от которого невозможно отвести глаза. Перед зрителем возникает одухотворенный и поэтический образ.

Картину в коллекцию Эрмитажа приобрела Екатерина II в 1772 году.

Рембрандт ван Рейн. Возвращение блудного сына

Голландия, около 1668 года

Одну из самых известных и узнаваемых картин Рембрандта Екатерина II купила в 1766 году. Евангельская притча о блудном сыне волновала художника на протяжении всей его жизни: первые рисунки и офорты на этот сюжет он создал еще в 1630–40-е годы, а за написание картины взялся в 1660-е. Полотно Рембрандта стало вдохновением и для других творческих личностей. Композитор-авангардист Бенджамин Бриттен под впечатлением от этой работы написал оперу. А режиссер Андрей Тарковский процитировал «Возвращение блудного сына» в одной из заключительных сцен «Соляриса» .

Эдгар Дега. Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

Франция, 1875 год

Картина «Площадь Согласия» была перевезена в Россию после Второй мировой войны из Берлина - там она хранилась в частном собрании. Полотно интересно тем, что, с одной стороны, это портрет, а с другой - типичная для импрессионистов жанровая зарисовка из жизни города. Дега изобразил своего близкого друга, аристократа Людовика Лепика, вместе с двумя дочерьми. Многофигурный портрет до сих пор хранит в себе немало загадок. Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах картина была создана. Искусствоведы предполагают, что работа была написана в 1876 году и не на заказ. Другой подобной картины ни до, ни после художник не писал. Нуждаясь в деньгах, он продал все же полотно графу Лепику, и до конца XIX века о нем не знали. После падения Берлина в 1945 году шедевр в числе других «трофейных» произведений был отправлен в Советский Союз и оказался в Эрмитаже.

Анри Матисс. Танец

Франция, 1909–1910 годы

Картина была создана по заказу Сергея Щукина, известного русского коллекционера французской живописи XIX - начала XX века. Композиция написана на тему золотого века человечества, и потому на ней изображены не конкретные люди, а символические образы. Матисс вдохновлялся народными плясками , которые, как известно, хранят в себе ритуальность языческого действа. Неистовство древних вакханалий Матисс воплотил в сочетании чистых цветов - красного, синего и зеленого. Как символов Человека, Неба и Земли. Картина была передана в Эрмитаж из московского собрания Государственного музея нового западного искусства в 1948 году.

Василий Кандинский. Композиция VI

Германия, 1913 год

В Эрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Василия Кандинского . «Композиция VI» была создана в Мюнхене в мае 1913 года - за год до начала Первой мировой войны. Динамичная яркая картина написана свободными и размашистыми мазками. Первоначально Кандинский хотел назвать ее «Потоп»: в основу абстрактного полотна лег библейский сюжет. Однако позже художник отказался от этой идеи, чтобы название работы не мешало зрительскому восприятию. Полотно поступило в музей из Государственного музея нового западного искусства в 1948 году.

В материале использованы иллюстрации с официального сайта


Мадонны Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти

М а д о н н ы

Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти

Леонардо да Винчи - один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, пример «универсального человека».

Он был художником, скульптором, архитектором, учёным (анатомом, естествоиспытателем), изобретателем, писателем, музыкантом.
Полное его имя - Leonardo di ser Piero da Vinci , в переводе с итальянского языка это значит «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
В современном смысле Леонардо не имел фамилии - «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи».
Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник.

Мона Лиза — 1503-1506Леонардо да Винчи

Кто не знает «Джоконду» — знаменитый шедевр Леонардо да Винчи?! Лицо Джоконды знакомо всему миру, ее образ по-прежнему является наиболее часто репродуцируемым изображением. Однако, несмотря на свою популярность и растиражированность, «Джоконда» остается для нас загадкой.

Эта картина окутана тайной, и каждый раз, глядя на нее, мы испытываем удивительное чувство открытия чего-то нового, не изведанного ранее — подобно тому, как мы заново открываем для себя хорошо знакомый с лета пейзаж, увидев его однажды осенью погруженным в таинственную туманную дымку…

В свое время Вазари утверждал, что «Мона Лиза» (сокращение от «Мадонна Лиза») была написана с третьей жены флорентийского богача по имени Франческо ди Бартоломее дель Джиокондо, откуда и пошло второе название картины — «Джоконда».

Типичное для живописной манеры Леонардо да Винчи «сфумато» здесь подчеркивает таинственную силу природы, которую человек может только видеть, но постичь разумом не способен.

Этот конфликт между зримым и сущим порождает смутное ощущение беспокойства, усиливающееся беспомощностью перед природой и временем: человек не знает, куда ему идти, ибо его жизнь — как та извилистая дорога из мрачного пейзажа за спиной у Джоконды — выходит из ниоткуда и устремляется в никуда…

Леонардо волнует вопрос о месте человека в этом мире, и, похоже, один из возможных ответов он выражает в улыбке несравненной Моны Лизы: эта ироничная улыбка является знаком полного осознания кратковременности человеческого существования на земле и покорность Вечному порядку природы. В этом — мудрость Джоконды.

Как отмечал немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969), «Джоконда» «снимает напряжение между личностью и природой, а также стирает грани между жизнью и смертью».

Написанная в Италии, «Джоконда» навсегда осталась во Франции — наверное, в качестве своеобразного бонуса за проявленное по отношению к ее автору гостеприимство.

Леонардо да Винчи: Мадонна Литта

Литта - миланская аристократическая фамилия XVII-XIX вв. В частном собрании этого семейства картина находилась несколько столетий - отсюда её название. Первоначальное название картины - «Мадонна с младенцем». «Мадонна» была приобретена Эрмитажем в 1864 г.
Предполагают, что картина была написана в Милане, куда художник переехал в 1482 г.
Её появление ознаменовало новый этап в ренессансном искусстве - утверждение стиля Высокого Возрождения.
Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Париже в Лувре.

«Мадонна в скалах» (1483-1486) Дерево, переведённое на холст, масло. 199х122 см. Лувр (Париж)

Мадонна в гроте

«Мадонна в гроте» — первая из работ Леонардо да Винчи, относящихся к миланскому периоду его творчества. Изначально эта картина должна была украшать алтарь часовни братства Непорочного Зачатия в миланском соборе Сан Франческо Гранде и является прекрасным свидетельством непревзойденного мастерства Леонардо да Винчи в области светотеневой моделировки фигур и пространства.

Леонардо да Винчи: Дама с горностаем

Леонардо да Винчи: Мадонна Бенуа

Леонардо да Винчи: Джиневра де Бенчи

«Прекрасная Ферроньера» — женский портрет в Лувре, считающийся работой Леонардо да Винчи или его учеников.

«Мадонна с гвоздикой» — картина, которую многие искусствоведы приписывают молодому Леонардо да Винчи. Предположительно, создана Леонардо в бытность его учеником в мастерской Верроккьо. 1478-1480 гг.

В этой подборке собраны самые известные картины Рафаэля , посвященные образу Богоматери (Мадонны).

Вслед за своим учителем Перуджино художник Рафаэль Санти (1483-1520) создал развёрнутую галерею образов Марии с младенцем , которые отличаются большим разнообразием композиционных приёмов и психологических трактовок.

Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто . Идиллические образы не лишены скованности, суховатости, иератичности. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Для них свойственны сложные пейзажные фоны. На первый план выступают универсальные переживания материнства — чувство тревоги и одновременно гордости Марии за судьбу сына. Эта прелесть материнства — основной эмоциональный акцент в мадоннах, выполненных после переезда художника в Рим. Абсолютной вершиной считается « Сикстинская мадонна » (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги.

Мадонна с младенцем" (Madonna di Casa Santi) - первое обращение Рафаэля к образу, который станет главным в творчестве художника. Картина датируется 1498 годом. Художнику на момент написания картины было всего 15 лет. Сейчас картина находися в музее Рафаэля итальянского города Урбино.

"Мадонна Конестабиле" (Madonna Connestabile) написана в 1504 году и позднее названа по имени владельца картины графа Конестабиле. Картина была приобретена российским императором Александром II. Сейчас "Мадонна Конестабиле" находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург). "
Мадонна Конестабиле" считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию.

"Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском" (Madonna col Bambino tra i santi Girolamo e Francesco), 1499-1504 годы. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

"Малая Мадонна Коупера" (Piccola Madonna Cowper) написана в 1504-1505 годах. Картина была названа по имени её владельца лорда Коупера. Сейчас картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).

"Мадонна Терранува" (Madonna Terranuova) написана в 1504-1505 годах. Название картина получила по одному из владельцев - итальянскому герцогу Терранува. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

Картина Рафаэля "Святое семейство под пальмой" (Sacra Famiglia con palma) датирована 1506 годом. Как и на прошлой картине, здесь изображены Дева Мария, Иисус Христос и святой Иосиф (на этот раз с традиционной бородой). Картина находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.

"Мадонна в зелени" (Madonna del Belvedere) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится в Вене (Музей истории искусств). На картине Дева Мария держит младенца Христа, который хватает крест у Иоанна Крестителя.

"Мадонна Альдобрандини" (Madonna Aldobrandini) датирована 1510 годом. Картина названа по имени владельцев - семейства Альдобрандини. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

"Мадонна с канделябрами" (Madonna dei Candelabri) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом в окружении двух ангелов. Картина находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе (США).

"Сикстинская Мадонна" (Madonna Sistina) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Слева от Богоматери Папа Римский Сикст II, справа - святая Варвара. "Сикстинская Мадонна" находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (Германия).

"Мадонна в кресле" (Madonna della Seggiola) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом на руках и Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

Оригинал записи и комментарии на