Биография виктора гюго. Биография гюго Кто такой гюго

×

Виктор Мари Гюго - французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841).

Отец писателя, Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго (фр.)русск. (1773-1828), стал генералом наполеоновской армии, его мать Софи Требюше (1772-1821) - дочь судовладельца, была роялисткой-вольтерьянкой.

Раннее детство Гюго протекает в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803-1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж.

Путешествия оставили глубокое впечатление в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание. В 1813 году мать Гюго, Софи Требюше, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.

С 1814 по 1818 учится в лицее «Людовика Великого». В 14 лет начинает творческую деятельность. Пишет свои неопубликованные трагедии: «Yrtatine» и «Athelie ou les scandinaves», драму «Louis de Castro», переводит Вергилия, в 15 лет уже получает почётный отзыв на конкурсе Академии за стихотворение «Les avantages des études», в 1819 - две премии на конкурсе «Jeux Floraux» за поэмы «Верденские девы» (Vierges de Verdun) и оду «На восстановление статуи Генриха IV» (Rétablissement de la statue de Henri III), положившие начало его «Легенде веков»; затем печатает ультрароялистическую сатиру «Телеграф», впервые обратившую на него внимание читателей. В 1819-1821 издаёт Le Conservateur littéraire (франц.), литературнoe приложение к роялистическому католическому журналу Le Conservateur (франц.). Заполняя сам под различными псевдонимами своё издание, Гюго опубликовал там «Оду на смерть герцога Беррийского», надолго установившую за ним репутацию монархиста.

В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше (франц.) (1803 - 1868), в этом браке родилось пятеро детей:

Леопольд (1823-1823)

Леопольдина (франц.), (1824-1843)

Шарль (франц.), (1826-1871)

Франсуа-Виктор (франц.), (1828-1873)

Адель (1830-1915).

В 1823 году был опубликован роман Виктора Гюго «Ган Исландец» (Han d"Islande), получивший сдержанный приём.Хорошо аргументированная критика Шарля Нодье привела к встрече и дальнейшей дружбе между ним и Виктором Гюго. Вскоре после этого прошло собрание в библиотеке Арсенала, - колыбели романтизма, - которое оказало большое влияние на развитие творчества Виктора Гюго. Их дружба продлится до 1827-1830 годов, когда Шарль Нодье станет всё более критично высказываться по поводу произведений Виктора Гюго. Примерно в этот период Гюго возобновляет отношения со своим отцом и пишет поэмы «Ода моему отцу» (Odes à mon père) и «После битвы» (Après la bataille). Его отец скончался в 1828 году.

Семья Гюго часто устраивает в своем доме приёмы и устанавливает дружеские отношения с Сент-Бёвом, Ламартином, Мериме, Мюссе, Делакруа. С 1826 по 1837 год семья часто проживает в Шато де Рош (франц.), в Бьевре (франц.), поместье Бертьена л"Эне (франц.), редактора Joual des débats. Там Гюго встречается с Берлиозом, Листом, Шатобрианом, Джакомо Мейербером; составляет сборники поэм «Восточные мотивы» (Les Orientales, 1829) и «Осенние листья» (Les Feuilles d’automne, 1831). В 1829 году выходит «Последний день приговорённого к смерти» (Deier Jour d"un condamné), в 1834 - «Клод Ге» (Claude Gueux). В этих двух коротких романах Гюго выражает своё отрицательное отношение к смертной казни. Роман «Собор Парижской Богоматери» был опубликован в 1831 году.

Виктор Мари Гюго (фр. Victor Marie Hugo). Родился 26 февраля 1802 года в Безансоне - умер 22 мая 1885 года в Париже. Французский писатель, поэт, драматург, глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841).

Виктор Гюго был младшим из трёх братьев (старшие - Абель, (1798-1865) и Евгений, (1800-1837)). Отец писателя, Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго (1773-1828), стал генералом наполеоновской армии, его мать Софи Требюше (1772-1821) - дочь нантского судовладельца, была роялисткой-вольтерьянкой.

Раннее детство Гюго протекает в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803-1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж. Путешествия оставили глубокое впечатление в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание.

В 1813 году мать Гюго, Софи Требюше, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.

С 1814 по 1818 год учился в Лицее Людовика Великого. В 14 лет начал творческую деятельность. Пишет свои неопубликованные трагедии: «Yrtatine», которую посвящает своей матери, и «Athelie ou les scandinaves», драму «Louis de Castro», переводит Вергилия, в 15 лет уже получает почётный отзыв на конкурсе Академии за стихотворение «Les avantages des études», в 1819 - две премии на конкурсе «Jeux Floraux» за поэмы «Верденские девы» (Vierges de Verdun) и оду «На восстановление статуи Генриха IV» (Rétablissement de la statue de Henri III), положившие начало его «Легенде веков»; затем печатает ультрароялистическую сатиру «Телеграф», впервые обратившую на него внимание читателей. В 1819-1821 издаёт Le Conservateur littéraire, литературнoe приложение к роялистическому католическому журналу Le Conservateur. Заполняя сам под различными псевдонимами своё издание, Гюго опубликовал там «Оду на смерть герцога Беррийского», надолго установившую за ним репутацию монархиста.

В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше (1803-1868), в этом браке родилось пятеро детей:

Леопольд (1823-1823)
Леопольдина, (1824-1843)
Шарль, (1826-1871)
Франсуа-Виктор, (1828-1873)
Адель (1830-1915).

В 1823 году был опубликован роман Виктора Гюго «Ган Исландец» (Han d’Islande), получивший сдержанный приём. Хорошо аргументированная критика Шарля Нодье привела к встрече и дальнейшей дружбе между ним и Виктором Гюго. Вскоре после этого прошло собрание в библиотеке Арсенала, - колыбели романтизма, - которое оказало большое влияние на развитие творчества Виктора Гюго. Их дружба продлится с 1827 по 1830 годов, когда Шарль Нодье станет всё более критично высказываться по поводу произведений Виктора Гюго. Примерно в этот период Гюго возобновляет отношения со своим отцом и пишет поэмы «Ода моему отцу» (Odes à mon père, 1823), «Два острова» (1825) и «После битвы» (Après la bataille). Его отец скончался в 1828 году.

Пьеса Гюго «Кромвель» (Cromwell), написанная специально для великого актёра французской революции Франсуа-Жозефа Тальма и опубликованная в 1827 году, вызвала бурные споры. В предисловии к драме автор отвергает условности классицизма, особенно единство места и времени, и закладывает основы романтической драмы.

Семья Гюго часто устраивает в своем доме приёмы и устанавливает дружеские отношения с Сент-Бёвом, Ламартином, Мериме, Мюссе, Делакруа. С 1826 по 1837 год семья часто проживает в Шато де Рош, в Бьевре, поместье Бертьена л"Эне, редактора Journal des débats. Там Гюго встречается с Берлиозом, Листом, Шатобрианом, Джакомо Мейербером; составляет сборники поэм «Восточные мотивы» (Les Orientales, 1829) и «Осенние листья» (Les Feuilles d’automne, 1831). Тема «Восточных мотивах» - Греческая война за независимость, где Гюго выступает в поддержку родины Гомера. В 1829 году выходит «Последний день приговорённого к смерти» (Dernier Jour d’un condamné), в 1834 - «Клод Ге» (Claude Gueux). В этих двух коротких романах Гюго выражает своё отрицательное отношение к смертной казни. Роман «Собор Парижской Богоматери» был опубликован в 1831 году.

С 1830 по 1843 год Виктор Гюго работает почти только для театра, тем не менее, он публикует в это время несколько сборников поэтических произведений: «Осенние листья» (Les Feuilles d’automne, 1831), «Песни сумерек» (Les Chants du crépuscule, 1835), «Внутренние голоса» (Les Voix intérieures, 1837), «Лучи и тени» (Les Rayons et les Ombres, 1840). В «Песнях сумерек» Виктор Гюго возвеличивает с великим восхищением Июльскую революцию 1830 года.

Уже в 1828 году он поставил свою раннюю пьесу «Эми Робсарт». 1829 - это год создания пьесы «Эрнани» (первая постановка в 1830 году), которая стала поводом литературных баталий между представителями старого и нового искусства.

Ярым защитником всего нового в драматургии выступил Теофиль Готье, c воодушевлением воспринявший это романтическое произведение. Эти споры остались в истории литературы под названием «битва за „Эрнани“». «Марион Делорм», запрещённая в 1829 году, была поставлена в театре «Порт-Сен-Мартен»; «Король забавляется» - в «Комеди Франсэз» в 1832 году (снята с репертуара и запрещена сразу же после премьеры, возобновлена только спустя 50 лет); эта пьеса была также запрещена, что побудило Виктора Гюго написать следующее предисловие к первоначальному изданию 1832 года, которое начиналось так: "Появление этой драмы на сцене театра дало основание неслыханным действиям со стороны правительства.

На следующий день после первого представления автор получил записку от мсье Жуслена де ла Саля, директора сцены в «Театр-Франсе». Вот её точное содержание: «Сейчас десять часов тридцать минут, и я получил распоряжение остановить представление пьесы „Король забавляется“. Мне передал это распоряжение мсье Тэлор от лица министра». Это было 23 ноября. Тремя днями позже - 26 ноября Виктор Гюго обратился с письмом к главному редактору газеты «Le National», в котором говорилось: «Мсье, меня предупредили, что часть благородной учащейся молодежи и художников собирается сегодня вечером или завтра явиться в театр и требовать показа драмы „Король забавляется“, а также протестовать против неслыханного акта произвола, из-за которого пьеса была закрыта. Я надеюсь, мсье, что есть другие средства наказать эти незаконные действия, и я их употреблю. Позвольте мне воспользоваться вашей газетой для поддержки друзей свободы, искусства и мысли, и не допустить жестоких выступлений, которые могут привести к бунту, столь желаемому правительством в течение долгого времени. С глубоким уважением, Виктор Гюго. 26 ноября 1832 года».

В 1841 году Гюго избран во Французскую академию, в 1845 году получил звание пэра. В 1848 году избран в Национальное собрание. Гюго был противником государственного переворота 1851 года и после провозглашения Наполеона III императором находился в изгнании. В 1870 году вернулся во Францию, а в 1876 году был избран сенатором.

Как и на многих молодых писателей его эпохи, на Гюго большое влияние оказал , известная фигура в литературном течении романтизма и выдающаяся фигура Франции начала XIX века. В молодости Гюго решил быть «Шатобрианом или никем», и что его жизнь должна соответствовать жизни его предшественника. Как и Шатобриан, Гюго будет содействовать развитию романтизма, будет иметь весомое место в политике как лидер республиканизма, и будет сослан в ссылку благодаря своим политическим позициям.

Рано зародившаяся страсть и красноречие первых работ Гюго принесли ему успех и славу на ранних годах его жизни. Его первый поэтический сборник «Оды и разные стихи» (Odes et poésies diverses) был опубликован в 1822 году, когда Гюго было только 20 лет. Королём Людовиком XVIII было пожаловано ежегодное денежное содержание для писателя. Хотя стихами Гюго восхищались из-за их спонтанного пыла и беглости, за этим собранием сочинений последовало собрание «Оды и баллады» - Odes et Ballades, написанное в 1826 году, через четыре года после первого триумфа. Odes et Ballades представило Гюго как великолепного поэта, настоящего мастера лирики и песни.

Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы «Последний день приговорённого к смерти» была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя, что продолжилось в его последующих работах. Повесть Le Dernier jour d’un condamné (Последний день приговорённого к смерти) оказала большое влияние на таких писателей как , и . Claude Gueux, короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834 и впоследствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости Отверженные. Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Notre-Dame de Paris (Собор Парижской Богоматери), который был опубликован в 1831 году и быстро переведён на многие языки по всей Европе. Одним из эффектов романа было привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.

Гюго умер 22 мая 1885 года в возрасте 83 лет от пневмонии. Церемония похорон продолжалась десять дней. В его похоронах участвовало около миллиона человек. После пышных национальных похорон его прах был помещён в Пантеоне.

Поэзия Виктора Гюго:

Оды и поэтические опыты (Odes et poésies diverses, 1822)
Оды (Odes, 1823)
Новые оды (Nouvelles Odes, 1824)
Оды и баллады (Odes et Ballades, 1826)
Восточные мотивы (Les Orientales, 1829)
Осенние листья (Les Feuilles d’automne, 1831)
Песни сумерек (Les Chants du crépuscule, 1835)
Внутренние голоса (Les Voix intérieures, 1837)
Лучи и тени (Les Rayons et les ombres, 1840)
Возмездие (Les Châtiments, 1853)
Созерцания (Les Contemplations, 1856)
Песни улиц и лесов (Les Chansons des rues et des bois, 1865)
Грозный год (L’Année terrible, 1872)
Искусство быть дедом (L’Art d"être grand-père, 1877)
Папа (Le Pape, 1878)
Революция (L"Âne, 1880)
Четыре ветра духа (Les Quatres vents de l’esprit, 1881)
Легенда веков (La Légende des siècles, 1859, 1877, 1883)
Конец Сатаны (La fin de Satan, 1886)
Бог (Dieu, 1891)
Все струны лиры (Toute la lyre, 1888, 1893)
Мрачные годы (Les années funestes, 1898)
Последний сноп (Dernière Gerbe, 1902, 1941)
Океан (Océan. Tas de pierres, 1942)

Драматургия Виктора Гюго:

Инес де Кастро (Inez de Castro, 1819/1820)
Кромвель (Cromwell, 1827)
Эми Робсарт (Amy Robsart, 1828, опубликована 1889)
Марион Делорм (Marion de Lorme, 1829)
Эрнани (Hernani, 1829)
Король забавляется (Le roi s’amuse, 1832)
Лукреция Борджиа (Lucrèce Borgia, 1833)
Мария Тюдор (Marie Tudor, 1833)
Анджело, тиран Падуанский (Angelo, tyran de Padoue, 1835)
Рюи Блаз (Ruy Blas, 1838)
Бургграфы (Les Burgraves, 1843)
Торквемада (Torquemada, 1882)
Свободный театр. Малые пьесы и фрагменты (Théâtre en liberté, 1886).

Романы Виктора Гюго:

Ган Исландец (Han d’Islande, 1823)
Бюг-Жаргаль (Bug-Jargal, 1826)
Последний день приговорённого к смерти (Le Dernier jour d’un condamné, 1829)
Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831)
Клод Гё (Claude Gueux, 1834)
Отверженные (Les Misérables, 1862)
Труженики моря (Les Travailleurs de la Mer, 1866)
Человек, который смеётся (L’Homme qui rit, 1869)
Девяносто третий год (Quatrevingt-treize, 1874).

Публицистика и эссе Виктора Гюго:

Виктор Гюго – французский писатель, поэт, драматург, политик, иллюстратор и мемуарист. Является одной из ключевых фигур французского романтизма.

Наиболее известными романами в Гюго являются «Отверженные», «Собор Парижской Богоматери» и «Человек, который смеётся».

Предлагаем вашему вниманию краткую биографию Виктора Гюго ().

Биография Гюго

Виктор Мари Гюго родился 26 февраля 1802 г. в городе Безансоне на востоке . Он рос в богатой семье, жившей в трехэтажном особняке.

Его отец, Леопольд Сигисбер Гюго, был генералом в армии . Мать, Софи Требюше, являлась дочерью судовладельца.

Кроме Виктора, в семье Гюго родилось еще два мальчика.

Детство и юность

В детстве будущий писатель был очень слабым и болезненным ребенком. В связи с тем, что отец был военнослужащим, семейству приходилось часто менять место жительства.

Виктор Гюго в юности

За время переездов им удалось пожить на Корсике, в Италии, и разных французских городах. Все эти путешествия оставили в душе маленького Виктора яркие впечатления.

Вскоре между родителями Виктора Гюго начали возникать частые скандалы, вызванные политическими разногласиями.

Софи была ярой сторонницей Бурбонов, в то время как Леопольд оставался преданным Наполеону Бонапарту.

Со временем жена начала изменять мужу с генералом Лагори. Супруги стали все реже общаться и в итоге решили вообще расстаться.

Виктор остался жить с матерью, а два его брата Абель и Эжен – с отцом.

Интересен факт, что позже Софи неоднократно пыталась наладить отношения с бывшим супругом, однако тот не простил ей прежних обид.

Творческая биография Гюго

В ранние годы биографии Виктору Гюго нравились точные , однако наибольший интерес у него вызывала .

В детстве он прочел множество классических произведений, а также увлекался древней и современной поэзией.

В скором времени, учась в Лицее Людовика Великого, он сочинил несколько стихотворений. Одновременно с этим он писал пьесы, по мотивам которых потом делали разные школьные постановки.

Когда Гюго исполнилось 14 лет, он начал переводить труды древнеримского поэта Вергилия. Однако позже юноша решил сжечь переводы, поскольку считал, что они были далеки от совершенства.

В 1819 г. им были написаны поэмы «Введенские девы» и «На восстановление статуи Генриха 4», за которые Гюго удостоился сразу 2-х премий на конкурсе «Jeux Floraux».

Судьи были поражены тем, насколько «взрослыми» были произведения начинающего писателя.

В 17-летнем возрасте Виктор совместно с братом Абелем начинает издавать журнал «Литературный консерватор». Спустя 2 года он публикует сборник «Оды», принесший ему определенную популярность в обществе.

Многие критики пророчили молодому и талантливому поэту большое будущее.


Виктор Гюго в 1853 году

Произведения Гюго

Свои произведения Гюго писал в стиле романтизма. В них он особое внимание уделял разным политическим и социальным вопросам, что в корне отличалось от романтизма , отдававшего предпочтение человеческим качествам.

В 1829 г. из-под пера Виктора Гюго вышел роман «Последний день приговоренного к смерти», в котором он выступал за отмену смертной казни.

После этого выходит другое серьезное произведение в биографии Гюго ­– «Человек, который смеется». В нем он осуждает разные формы насилия, исходящие от представителей действующей власти.

«Собор Парижской Богоматери»

В 1831 г. Гюго представил свой первый исторический роман – «Собор Парижской Богоматери». В нем прослеживалось влияние известного английского писателя .

В своем романе Виктор Гюго затрагивал разные политические вопросы, а также выступал за восстановление культурных памятников. Именно поэтому парижский собор, который планировали снести, стал главным местом развития событий.

«Отверженные»

В 1862 г. в свет вышел один из самых знаковых романов в его биографии – «Отверженные», который до сих пор считается мировой классикой.

По мотивам данной книги был снят не один фильм.

В этом произведении Гюго поднимал такие серьезные социальные вопросы, как нищета, голод, безнравственность, а также критиковал представителей властной элиты.

Тонкие психологические наблюдения и яркие образы героев на фоне исторических событий – вот отличительная особенность писательского стиля Гюго.

«Человек, который смеётся»

Затем, в середине 1860-х, Гюго пишет еще один из ключевых в своей биографии романов – «Человек, который смеётся».

Основной сюжетной линией романа является трагедия ребенка, оказавшегося выброшенным за пределы нормальной человеческой жизни и ставшего абсолютным изгоем по причине страшного уродства, причиненного ему в глубоком детстве.

Личная жизнь

Первой супругой в биографии Виктора Гюго была Адель Фуше. В этом браке у них родилось пятеро детей. Их семейную жизнь было сложно назвать счастливой. Жена пренебрежительно относилась к мужу и часто ему изменяла.

Интересно, что Адель не прочла ни одного произведения своего гениального супруга. Любое прикосновение Виктора раздражало ее, в результате чего Фуше часто отказывала ему в исполнении супружеского долга.


Виктор Гюго и его жена Адель

В скором времени писатель влюбляется в Жульетту, которая была фавориткой князя Анатолия Демидова.

Девушка одевалась в роскошные наряды и ни в чем не испытывала недостатка. Познакомившись с Гюго, она бросила своего покровителя и начала встречаться с известным литератором.

Интересен факт, что Виктор отличался крайний скупостью. Он выдавал Жульетте небольшие суммы денег, контролируя все ее расходы.

В итоге его возлюбленная стала похожа на крестьянку. Девушка не могла себе ничего позволить и ходила в очень скромных нарядах.

Вскоре постаревшая Жульетта перестала интересовать Гюго, поэтому он все чаще начал прибегать к услугам девушек легкого поведения.

Биографы писателя утверждают, что в его доме даже была отдельная комната, в которой он принимал проституток.

Смерть

Виктор Гюго умер от пневмонии 22 мая 1885 года в возрасте 83 лет. Интересен факт, что похоронная церемония проходила на протяжении 10 дней.

Проводить великого французского писателя в последний путь пришло около миллиона человек.

Прах Виктора Гюго покоится в парижском Пантеоне.

Фото Виктора Гюго

Если вам понравилась краткая биография Гюго – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Не обязательно быть большим любителем литературы, чтобы знать, кто такой Виктор Гюго. Биография и творчество его, однако, многим из нас знакомы лишь в общих чертах. А между тем без которого невозможно представить себе французскую литературу 19 века. Виктор Гюго, краткая биография и творчество которого представлены в этой статье, - один из самых выдающихся романтиков Франции, теоретик и вождь романтизма в своей стране. Его творчество поражает разнообразием и многогранностью. И поэт, и драматург, и прозаик, и литературный критик, и публицист - все это Виктор Гюго. Интересная биография его предлагается вашему вниманию.

Происхождение и детство Виктора

Годы жизни интересующего нас автора - 1802-1885. В Безансоне 26 февраля 1802 г. на свет появился Виктор Гюго. Краткая биография его, таким образом, начинается этой датой. Отец его был мастером столярного цеха. В годы правления Наполеона он дослужился до генерала. Мать мальчика, напротив, ненавидела Бонапарта и была рьяной роялисткой. Известно, что семья Гюго нередко переезжала с места на место. Виктор с родителями некоторое время жил в Испании. Семья распалась в Мадриде после падения Наполеона. В этом городе отец Виктора был губернатором. После развода мальчика воспитывала мать.

Первые произведения

Поэтический талант Виктора проснулся рано. Еще в подростковом возрасте стал писать Биография его отмечена ранним признанием созданных им поэм и од. Они были замечены еще в 1815-16 годах. В эти годы Виктор отличился на конкурсах, проводимых Тулузской академией. Позднее его творчество получило признание и королевского правительства. В 1822 году появился первый поэтический сборник Виктора Гюго "Оды и разные стихотворения". Он был создан в стиле классицизма.

Развитие романтизма в творчестве Гюго

Следует сказать, что Виктор Гюго довольно рано изменил классицизму. Едва только Гюго вышел из стадии ученичества, он начал постепенно переходить на позицию романтиков, сначала несмело, а через некоторое время уже решительно. Однако в прозаических жанрах Гюго с самого начала придерживался романтизма. "Ган Исландец", первый его роман, созданный в 1821-22 гг., является доказательством этого. Виктор Гюго создал свой второй роман в 1826 году. Произведение называется "Бюг Жаргаль". Оно стало свидетельством дальнейшего утверждения на позициях романтизма такого автора, как Виктор Гюго. Биография его дальнейших лет отмечена развитием в данном направлении. В произведении "Бюг Жаргаль" Виктор описал восстание негров-рабов.

"Оды и баллады"

Реформа Гюго в области поэтического стиля состояла в попытке заменить языком человеческих чувств господство разума в стихотворениях классицизма. Гюго решил отказаться от украшений, являющихся заимствованиями из мифологии античности. Примерно в это же время он обратился и к балладе, считавшейся романтическим жанром, весьма популярным в те годы. Сборник Гюго "Оды и баллады" появился в 1826 г. Само название книги говорит о ее переходном характере. Ода, которая является образцовым жанром поэзии классицизма, объединяется в ней с балладой, свойственной романтической традиции.

Первые драматические произведения Гюго

Романтики в конце 1820-х годов начали уделять большое внимание театру, остававшемуся в то время под властью господствовавшего классицизма. Виктор Гюго с этой целью написал в 1827 году свою первую драму "Кромвель". В этом романтико-историческом произведении говорится о в 17 веке. Кромвель, ее вождь, показан сильной личностью. Однако ему свойственны моральные противоречия, в отличие от цельных персонажей, созданных в рамках классицизма. Кромвель, свергнув короля, хочет изменить революции и сделаться монархом. Не только само произведение, но и предисловие к этой драме приобрело большую известность. Виктор Гюго в нем попытался связать с ходом истории развитие мировой литературы, чтобы показать, что торжество романтизма обусловлено исторически. Он представил целую программу нового направления.

"Ориенталии"

В это время многогранная Виктора достигает небывалой интенсивности. Сборник "Ориенталии", появившийся в 1829 году, стал особенно значимым событием. Это первый законченный сборник романтической поэзии, создавший Гюго репутацию выдающегося лирика.

Следует сказать, что творчеству Гюго в целом свойственно редкое разнообразие жанров. Одинаково успешно выступал и в прозе, и в поэзии, и в драматургии Виктор Гюго. Биография его, однако, свидетельствует о том, что он был в первую очередь поэтом.

Новые драмы

Что касается драмы этого автора, ее идейное содержание восходит к битве идеологий конца 1820-х годов, а также к произошедшей в 1830 году Июльской революции. Романтическая драма Виктора перекликалась с социально-политической проблематикой. Она отстаивала передовые устремления и идеалы автора.

В основу драм Гюго, созданных в 1829-39 гг. (кроме "Лукреции Борджа" 1833 года), было положено столкновение простолюдинов с монархией и феодальной аристократией ("Марион Делорм", "Мария Тодор", "Король развлекается", "Рюи Блаз" и др.).

"Собор Парижской Богоматери" (Виктор Гюго)

Биография дальнейших лет интересующего нас автора отмечена появлением множества новых произведений. Вторая половина 1820-х годов в истории литературы Франции - время господства такого жанра, как исторический роман. Произведение Виктора созданное в 1831 году, является одним из высочайших достижений этого жанра. В романе нашла отражение история Франции. В произведении имеется и актуальная проблематика, связанная с положением в стране в годы написания книги.

Произведения конца 1820-1840-х годов

Конец 1820-начало 1830-х годов - время необычайной творческой активности даже для такого плодовитого автора, как Виктор Гюго. Краткая биография его этого времени, а также периода изгнания (с 1851 по 1870 год) отмечена созданием множества различных произведений. Гюго разрабатывал романтическую драматургию, творил в прозе и в поэзии. В 1830-е и в начале 1840-х годов Гюго создал 4 поэтических сборника. В 1836 году появились "Осенние листья", в 1837 - "Песни сумерек", в 1841 - "Лучи и тень" и "Внутренние голоса". А в 1856 году вышел двухтомный сборник "Созерцания", относящийся уже к периоду изгнания.

Период изгнания

Виктор Гюго решил покинуть Францию после того, как в 1848 году произошла Февральская революция, вслед за которой стал диктатором. Гюго отправился в изгнание. Виктор поселился на острове, находящемся в проливе Ла-Манш. Для того чтобы перед всем миром обличить политического авантюриста Луи Бонапарта и его преступный режим, уже в первый год изгнания он создал книгу "Наполеон Малый". В 1877-78 годах появилось произведение "История одного преступления", которое является обличительной хроникой государственного переворота, состоявшегося в 1851 году.

Мировоззрение Виктора Гюго окончательно сформировалось именно в годы изгнания. Здесь, на острове Джерси, он создал в 1853 году сборник "Карты", считающийся лучшим в политической поэзии Гюго. На первый взгляд, это некий калейдоскоп карикатурных портретов и сцен из жизни. Однако в сборнике есть своя смысловая линия, а также высокий уровень эмоционального напряжения. Они объединяют разнородный материал в завершенное и упорядоченное произведение.

Виктор Гюго активно выступал и в прозаических жанрах во время пребывания на острове Джерси. Он создал три романа. В 1862 году появились "Отверженные", в 1866 - "Труженики моря", а в 1869 - Главной темой всех этих произведений является тема народа.

Общественно-политическая деятельность

Следует сказать, что Виктор прославился не только как поэт и писатель, но и как общественно-политический деятель. Он активно стремился изменить ход событий в жизни своей страны. В 1872 году Виктор Гюго создал сборник под названием "Грозный год". Это своего рода поэтическая хроника трагических событий 1870-71 гг., когда Франция участвовала во Франко-прусской войне.

Последние годы жизни

До последних лет жизни не угасала активность этого автора. В последний период его творчества появляются следующие поэтические сборники и поэмы: в 1877 - "Искусство быть дедушкой", в 1878 - "Папа", в 1880 - "Осел", в 1888-83 - "Все струны лиры" и др.

Писатель скончался в 1885 году, 22 мая. Общественность Франции восприняла его смерть как национальную трагедию. Проводы Виктора Гюго в последний путь стали грандиозной манифестацией. В ней участвовали тысячи людей.

Прочно вошли во французскую и мировую литературу произведения, которые создал Виктор Гюго. Биография, краткое содержание его творений, интересные факты об этом авторе - все это известно многим нашим современникам. Неудивительно, ведь Виктор Гюго сегодня является признанным классиком.


Имя: Виктор Гюго (Victor Hugo)

Возраст: 83 года

Место рождения: Безансон, Франция

Место смерти: Париж, Франция

Деятельность: французский писатель

Семейное положение: был разведен

Виктор Гюго - биография

Писатель – романтик, покоривший не только французских, но и советских читателей. Необычный слог, граничащий с простотой изложения понятен всем, человек интересной судьбы Виктор Гюго известен многим.

Детство, семья Виктора Гюго

Полностью имя известного французского поэта, прозаика и драматурга звучит, как Виктор Мари Гюго. В семье кроме него было два брата, Виктор был самым младшим. Родился очень маленьким и часто болел. Жили Гюго богато, имели трёхэтажный дом. Глава семьи был родом из крестьян, но сумел добиться много в своей жизни. В его биографическом послужном списке наблюдается огромный скачок, он дослужился до чина генерала в армии Наполеона. Мать была по тем временам дочерью знатного судовладельца.


С детства будущему писателю знакомы Марсель и Корсика, Эльба и Италия, Мадрид и Париж. Эти путешествия сформировали мировоззрение мальчика как романтика. Вся биография маленького путешественника подвигла его на описание тех мест, которые навсегда пленили своей красотой и изяществом, простотой и невероятным трудолюбием местных жителей. В каждом месте, где, по долгу службы отца, останавливалась семья, мальчик находил свои прелести жизни.

Хотя к детям в семье относились с большой любовью, мать и отец часто ссорились из-за своих несхожих политических взглядов. Родители разошлись по причине новой влюблённости матери, сына женщина забрала и уехала на постоянное местожительство в Париж. В этом городе Виктор Гюго получил образование. В четырнадцатилетнем возрасте он уже начинает зарабатывать деньги своей писательской деятельностью.

Взрослая жизнь писателя

Резкий поворот в личной жизни родителей повлиял на дальнейшую биографию Виктора Мари. По желанию отца, Виктор должен был поступить в Политехнический институт. Действительно, мальчик показывал хорошие способности в области точных наук. Но Виктор предпочёл литературу, и вскоре убедил всех в правильности своего выбора. Когда Гюго проходил обучение в Лицее, он часто сочинял пьесы для импровизированного школьного театра. Костюмы делали сами из бумаги и картона, а сцену сооружали, сдвинув столы. Почётный отзыв за стихотворение, две премии за поэмы – это его первые награды за сочинительский труд.


Один из романов «Ган Исландец» был встречен читательской аудиторией довольно сдержанно. А критик Шарль Нодье дал молодому литератору несколько дельных советов. Виктор стал активно общаться со своим отцом и посвящает ему несколько своих сочинений. Гюго дружен с Мериме и Мюссе. В последующих произведениях у писателя звучат политические нотки, он, не боясь осуждения, выказывает своё негативное отношение к смертной казни.

Почти тринадцать лет автор вплотную работает с театром, он пишет драматические произведения и выступает за новое в искусстве и литературе, чем вызывает массу споров вокруг своего имени. Гюго, не стесняясь, входит в переписку с высшими кругами, занимает несколько значимых постов во Французской академии и Национальном собрании. Почти двадцать лет находится в изгнании по указу императора Наполеона III.

Взгляды Гюго

Писатель активно пропагандирует романтизм в литературе, он республиканец в политике. Первые работы уже принесли славу Гюго в 20 лет, для писателя выделяют писательское жалование. Его мастерство оценивается достаточно высоко, он становится мастером лирики и песни. Некоторые работы послужили отправной точкой для таких писателей, как Ч.Диккенс и Ф.М.Достоевский .

"Собор Парижской Богоматери"

Роман «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго стал настоящим шедевром в мировой литературе, его переводили на многие языки. В Париж стремились туристы, стали возрождать старые здания, проявлять к ним должное уважение.

Виктор Гюго - биография личной жизни

Знаменитый писатель был постоянен не только в своих взглядах, но и в личной жизни. Он женился один раз, потому что нашёл в лице Адель Фуше свою единственную любовь. Это был счастливый брак, в котором родилось пятеро детей. Супруга не читала произведений писателя и не разделяла восторга почитателей его таланта. Есть сведения, что жена Гюго изменяла ему с его же другом.


Зато сам Виктор хранил верность жене, хотя некоторые источники утверждают, что Гюго был знаменит не только как великий писатель, но и своей любвеобильностью. К сожалению, не всё шло гладко с рождением продолжателей рода Гюго. Первый ребёнок умер ещё в младенческом возрасте. Остальные дети, кроме последней дочери Адель, не пережили своего знаменитого отца. Потерю детей Виктор переживал очень сильно.

Болезнь, последние годы писателя

Гюго заболел воспалением лёгких. Его можно было вылечить, будь он не в преклонном возрасте. В 83 года организм уже ослаблен и неадекватно реагирует на медикаменты и усилия врачей. Похороны были очень пышными, проститься с великим автором «Собора Парижской богоматери» пришло почти миллион человек, целых 10 дней длилось прощание с писателем. Правительство разрешило эту церемонию, не стало препятствовать этой процедуре, так как понимало, насколько был популярен писатель среди французского населения.