Что такое музыкальный диалог. Музыкальные диалоги в зеленых тонах лета

Музыка

Как бы мы ни относились к своим способностям, все мы музыкальны. Представьте себе, что чувствует ребенок в утробе матери. Девять месяцев ребенок слышит ритм биения маминого сердца, ее дыхание, голос и интонации, фразы, которые она произносит, ощущает ритмичные движения ее тела. Он слышит, как на ритмичные звуки сердцебиения накладываются беспорядочные шумы, которые сопровождают пищеварение (и его расстройства!), и шум от тока крови по сосудам. Новорожденный прекрасно знаком с ритмом, темпом, паузами и фразами. У мамы в животе он уже «танцевал» под музыку, доносившуюся до него извне, и можно сказать, что артистические способности к танцам и музыке основаны на опыте, который ребенок получил в утробе матери.

Значение этого опыта для вас и малыша в том, что у вас есть общий для вас обоих музыкальный язык. Многие люди не решаются обратиться к музыке, считают, что у них нет музыкального слуха, просто не знают, что с ней делать. Вероятно, вы никогда не рассматривали музыку с такой «базовой» точки зрения, но я надеюсь, что теперь вы не сомневаетесь в своих музыкальных способностях.

Музыку можно использовать для развлечения ребенка – включать ему аудиокассеты или радио. Но гораздо больше пользы принесет «живая» музыка – песенки и простые мелодии – то, что вы сами внесете в совместные игры и чем обогатите общение с младенцем. Если вы знаете песни и потешки – используйте их, если вы не помните ни одной – выучите их по аудиозаписям. Почему бы вам не сочинить свою собственную «специальную» песенку? Всего-то и надо, что придумать куплет из коротких строк и простой мотив, либо положить свои слова на известную мелодию. Сочините песенки для разных случаев, например «купальную» или «одевальную».

Песенки придут к вам на помощь, когда вы не знаете, что сказать. Они помогут малышу легче усваивать ваши слова, предложения, обороты речи. Песня может стать для малыша ориентиром, который подскажет ему предстоящие события. Ребенок со зрительными нарушениями всегда сможет определить, где вы находитесь, если, занимаясь делами, вы мурлычете песенку.

Отвечать на звуки, которые произносит ваш ребенок, очень важно для развития у него навыков коммуникации и речи, и об этом говорится и в других главах. Может быть, вам станет проще повторять любые звуки вашего малыша, если вы будете считать их музыкой, а не словами. Слушайте ритм звуков, которые произносит ребенок, или наблюдайте за ритмом его движений. Вы можете взять их за основу для игры – повторяйте эти ритмы вслед за малышом и ждите ответа. Можно отбивать ритм ладонями, выстукивать его на теле ребенка или простучать ритм по стульчику, на котором сидит малыш, чтобы он почувствовал колебания. Даже ребенок с нарушениями слуха может воспринимать вибрацию, и, значит, он будет получать удовольствие от игры с ритмом. Если возможности малыша позволяют – положите его на клиновидную подушку и дайте ему постучать чем-нибудь, хотя бы ложкой, по перевернутой вверх дном пластиковой миске, – специальные инструменты вовсе не обязательны.



Насыпьте в пластиковую бутылку или в воздушный шарик, прежде чем надуть его, песок, чечевицу или фасоль – вы получите инструменты с разным звучанием. Привяжите к шелковому шарфу крышки от бутылок или листики хрустящей бумаги и дайте малышу поиграть. Когда ребенок издаст звук, возвратите ему звук своим голосом или с помощью какого-нибудь «инструмента» – так у вас возникнет диалог. Даже если малыш отвечает медленно или плохо чувствует ритм, то возникновение диалога – это самый большой успех вашей общей игры.

Музыкальная терапия

Музыкальная терапия – особый интерактивный метод помощи взрослым и детям с различными видами нарушений, при котором используются музыкальные инструменты и другое оборудование. Суть метода – совместное музицирование. Терапевт использует звуки, которые издает ребенок, его ритмы, а также звуки, которые он извлекает с помощью инструментов, и на этой основе строит свое взаимодействие и отношения с малышом. Музыкальный терапевт – всегда прекрасный музыкант, поэтому он использует все звуки ребенка в качестве элементов музыки. Он отвечает малышу пропетой мелодией или играет в ответ на музыкальном инструменте (например, на пианино, кларнете или скрипке), или наигрывает мелодию на простых игрушечных инструментах.



Любой сигнал ребенка (например, стереотипные звуки или движения) музыкальный терапевт воспринимает как намеренный и значимый. В итоге сам малыш меняет отношение к этим сигналам. Например, начинает использовать их с целью получить ответ. Звук приобретает значение навыка общения – бесполезное действие превращается в полезное. В процессе нормального развития ребенка происходит то же самое. Малыш, который повторяет «па-па-па-па», сначала не имеет в виду «папа». За него «говорят» окружающие, именно они приписывают лепету ребенка определенный смысл. Подобным же образом стереотипным действиям (звукам и движениям, которые озвучены музыкальными инструментами) присваивают значение музыкальной фразы.

Музыкальный диалог, который происходит между ребенком и терапевтом, может оказаться самым длительным и искусным взаимодействием, на которое вообще способен ребенок. Двигательные нарушения и проблемы с речью часто препятствуют обычному каждодневному общению с окружающими. Музыкальная терапия для такого ребенка служит мостиком из мира одиночества.

Ребенок непосредственно влияет на музыку, которую исполняет музыкальный терапевт, – в ответ на любой его сигнал терапевт изменяет мелодию, подстраивая ее под ребенка. Так малыш осознает, что звуки, которые производит терапевт, обращены именно к нему. Это дает ему ощущение собственной значимости. Такой опыт нередко крайне значим для ребенка и стимулирует его развитие наиболее эффективно. Дети получают огромное удовольствие от самого процесса создания музыки, поэтому на занятиях музыкальной терапией мотивация для каждого ребенка очень сильная, это не зависит от того, предпочитает ли он быть только слушателем или принимает более активное участие в занятиях.

Музыка может помочь ребенку «организовать» движения, музыкальный терапевт может учить малыша координировать свои движения (например, когда необходимо стучать в барабан). С другой стороны, музыка обладает эмоциональным воздействием. Она высвобождает чувства ребенка, которые он иногда не может высказать иначе, позволяет ему выразить разочарование, уныние или радость. Она дарит ему возможность почувствовать себя понятым, излить таящиеся в нем чувства, разделить их с другими. Характерные для малыша сочетания звуков открывают музыкальному терапевту окно в его внутренний мир. Терапевт может говорить с ребенком о его чувствах и, в зависимости от ситуации, облекать эти чувства в слова или снова в музыку.

Если музыкальная терапия вас привлекает и вы хотите попробовать ее для вашего ребенка, узнайте о ней в школе или медицинском учреждении. Вы также можете связаться с Ассоциацией музыкальных терапевтов (Association of Professional Music Therapists) (см. Приложение V). Подобные организации существуют во многих странах.

Глава 13 Игра

Диалог

Музыкальный (от греч. dialogos - разговор, беседа) - тип музыкального изложения, воспроизводящий черты разговорного Д. 1) Вокальный Д. возник в процессе муз. воплощения текстов, содержащих элементы разговорного Д. При этом реплики поручались как солистам, так и частям хора. Находит применение в нек-рых формах католич. церк. пения - в респонсории, антифоне. В 16-17 вв. в Италии и Германии получил распространение как самостоят. род музыки. В формировании Д. видная роль принадлежит ср.-век. литургич. драме, музыке композиторов нидерл. школы, широко применявших деление хора на части, мотетам и мадригалам, итал. диалогич. лаудам. В Италии наряду с духовными Д. создавались и светские; в Германии преобладали духовные Д., тесно связанные с протестантизмом и воплощавшиеся чаще всего в форме малого духовного концерта (Geistliches Concert). Образцы таких Д. создали С. Шейдт, А. Хаммершмидт ("Dialogi oder Gesprдche zwischen Gott und einer glдubigen Seelen" - "Диалоги или разговоры между богом и верующей душой"). Эти Д. имели большое значение для развития оратории и кантаты. Вок. Д. находит применение и в опере. В нек-рых видах комич. опер и в оперетте используется только речевой (словесный) Д. В итал. операх 18 в. Д. оформлялся в виде т. н. сухого речитатива. 2) Инструментальный Д. - подобие вок. диалога. Индивидуальный характер реплик определяется в нём своеобразием их тематической и тембровой стороны. Издавна использовался в инструментальной музыке; широко представлен во франц. орг. музыке 16-18 вв., в музыке венских классиков (как в изложении тем, так и в их разработке). Известны и целые инстр. пьесы, строящиеся в виде Д., напр. 2-я часть 4-го концерта для фп. с орк. Л. Бетховена, 2-я, заключит. часть ("Контрасты") фантазии для фп. с оркестром П. И. Чайковского. Швейц. комп. Ж. Бине написан цикл пьес для влч. и фп. под назв. "Диалоги" (1937).
Литература : Кrоуеr Th., Dialog und Echo in der aten Chormusik, "JbP", XVI, 1909.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Диалог" в других словарях:

    - (греч. dialogos первоначальное значение разговор между двумя лицами) словесный обмен между двумя, тремя и больше собеседниками. Возможность, к рую открывает такое сопоставление в разговоре нескольких лиц, уже издавна заставляла писателей… … Литературная энциклопедия

    диалог - а, м. dialogue <лат. dialogus <гр. dialogos. 1. Литературный жанр в форме беседы двух или более персонажей. Сл. 18. Феодорит в первом диалозе.. сия сказует. Соб. 42. // Сл. 18 6 124. Посылается до вас диалогус на французском языке, который … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Форма речи, разговор, в к ром дух целого возникает и прокладывает себе дорогу сквозь различия реплик. Д. может быть формой развития поэтич. замысла (особенно в драме, где он противостоит монологу и массовой сцене); формой обучения: тогда… … Энциклопедия культурологии

    - (франц. dialogue, от греч. dialogos). Разговор между двумя или несколькими лицами: форма изложения драмат. произведений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИАЛОГ разговор двух сторон, двух лиц. Также… … Словарь иностранных слов русского языка

    Диалог - ДИАЛОГ. Диалогом в широком смысле называют всякое собеседование; в частности обмен мыслями («Диалог» Платона). Драматический диалог обмен драматическими репликами имеет особое содержание. Слово в драме действенно. Каждая сцена в драме есть… … Словарь литературных терминов

    - – Ассоциация экономистов России и Германии (dialog e.V. – Vereinigung deutscher und russischer Ökonomen) … Википедия

    - – Ассоциация экономистов России и Германии (dialog e.V. – Vereinigung deutscher und russischer Ökonomen) Тип Общественное объединение Год основания … Википедия

    диалог - (от греч. dialogos) попеременный обмен репликами (в широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания) двух и более людей. В психологии исследования Д., связанные с анализом социальных механизмов психики, начались в ХХ в … Большая психологическая энциклопедия

    См … Словарь синонимов

    Диалог - Диалог ♦ Dialogue Разговор двух или больше собеседников, озабоченных поиском одной и той же истины. Таким образом, диалог – вид беседы, отмеченной стремлением к универсальному, а не единичному (в отличие от исповеди) или частному (как в… … Философский словарь Спонвиля

    См. Философский диалог. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДИАЛОГ … Философская энциклопедия

Включи свою внутреннюю музыку. Музыкальная терапия и психодрама Морено Джозеф Дж.

Музыкальный диалог

Музыкальный диалог

Возможности музыкального диалога подобны возможностям музыкального обмена ролями. Если диалог между протагонистом и вспомогательным «я» кажется слишком безжизненным и представляет собой преимущественно словесную форму, без эмоционального переживания ситуации или же просто по какой-либо причине становится непродуктивным, то директор может попросить протагониста выбрать музыкальный инструмент и выразить себя при помощи этого средства. Это может быть одностороннее музыкальное выражение, когда протагонист общается с помощью музыки, а вспомогательное «я» отвечает вербально, или это может быть полностью музыкальный диалог.

Протагониста могут попросить обратиться к вспомогательному «я» при помощи единственной музыкальной фразы, а после этого уже вербально(см. рисунок 8).

Рис. 8. Музыкальный диалог: «Протагониста просят обратиться к вспомогательному «я» при помощи единственной музыкальной фразы»

В каждом из этих упражнений одинаковый смысл: музыкальное выражение на простых инструментах направлено на устранение чересчур интеллектуального взаимодействия и помощь протагонисту выражать свои чувства более непосредственным образом. В то же время музыкальная экспрессия может стать хорошим средством для дальнейшей подготовки протагониста к другому уровню вербального выражения, позволяя ему, в сущности, создать свой музыкальный дубль.

Я замечал во многих сессиях, что когда посреди непродуктивного диалога протагониста просят перестать высказываться, выбрать музыкальный инструмент и при помощи музыки обратиться к молчащему вспомогательному «я», а затем вернуться к вербальному диалогу, то в таком случае качество последующего диалога трансформируется в положительном направлении. Переключение на музыкальное выражение часто запускает более глубокий уровень коммуникации и помогает реализовать более глубокие связи. Музыкальный диалог также очень полезен, если протагонист не может говорить или в результате какой-либо эмоциональной травмы, или при временной неспособности вербализовать чувства в конкретной ситуации.

Из книги Преобразующие диалоги автора Флемминг Фанч

Диалог Диалог - это широкое общение для определения того, что происходит. Общение двухстороннее: и фасилитатор, и клиент работают над тем, чтобы выяснить, в чем же дело. Они оба воспринимают и продвигаются ближе к пониманию обсуждаемой темы.Диалог - это взаимное общение с

Из книги Нить Ариадны, или Путешествие по лабиринтам психики автора Зуева Елена

Диалог – Я думаю, что долг детей – выполнить долг перед родителями…– Повернуть реку вспять?.. Невозможно… Естественный ход жизни, так же как и течение реки, предусматривает движение в одном направлении – от родителей к детям. Иначе происходит нарушение естественного

Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

Музыкальный танк Продолжая разговор про управление толпой, рассмотрим такой интересный факт. Толпой, оказывается, можно управлять с помощью музыки. Причем для разных видов толпы музыка должна быть разной. К примеру, известно, что панику провоцируют звуки высокой частоты

Из книги Включи свою внутреннюю музыку. Музыкальная терапия и психодрама автора Морено Джозеф Дж.

Музыкальный шеринг Групповой шеринг при завершении психодраматического действия часто бывает одним из самых важных компонентов любой сессии. Он дает возможность всем членам психодраматической группы, включая тех, кто, возможно, не принимал активного участия в сессии,

автора Стивенс Джон

Диалог рук Закройте глаза и не открывайте, пока я не попрошу сделать этого. Сядьте поудобнее, так, чтобы можно было использовать обе руки. Войдите в контакт со своими физическими ощущениями. (…) Переключите свое внимание от внешнего мира и сознавайте тело. (…) Отмечайте,

Из книги Сознавание: исследуем, экперементируем, упражняемся автора Стивенс Джон

Диалог рук Поддерживайте контакт глаз со своим партнером и не разговаривайте. (…) Вытяните свои руки на уровне лица и соприкоснитесь с руками партнера. (…) Фокусируйте внимание на руках, когда продолжаете смотреть друг на друга, и используйте свои руки для взаимодействия

Из книги Сознавание: исследуем, экперементируем, упражняемся автора Стивенс Джон

Диалог «Да» - «Нет» Я хочу, чтобы вы провели следующие четыре минуты, общаясь только с помощью слов «да» и «нет». Смотрите друг на друга, когда произносите эти слова, чтобы общаться с помощью изменения тона голоса, скорости, громкости, интонации и т.п. Сознавайте, что вы

Из книги Сознавание: исследуем, экперементируем, упражняемся автора Стивенс Джон

Звуковой диалог Встаньте свободно, лицом к своему партнеру, примерно в полутора метрах от него. (…) Закройте глаза и максимально «отпустите» свое тело. (…) Сознавайте свои плечи, жи-" вот, грудь и, обнаружив где-либо напряжение, попробуйте расслабиться и избавиться от него

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

Диалог Все это хорошо знакомо каждому, я только напомню. Вот беседуют две дамы, всей душой переживающие то, что они с таким тщанием из жизни вычерпывают:– Я слышала, что у вас чуть не случилось несчастье! – Да-да. Лодка перевернулась, и дети чуть не погибли. Если бы вы знали,

Из книги Как общаться с пользой и получать от этого удовольствие автора Гуммессон Элизабет

34. Ваш внутренний диалог Все зависит от вас. Ваш внутренний диалог и ваши представления о том, как должно строиться общение с окружающими, определяют направление вашего движения. Если вы считаете себя неудачником, вы будете вести себя соответственно. Если вы мыслите

Из книги Боевой гимн матери-тигрицы автора Чуа Эми

Из книги Средство от болезней автора Гусев Вячеслав

1.4. Диалог Как происходит терапия в диалоге? Клиент встречается с терапевтом. Терапевт в ответ на дисгармонию клиента чувствует дискомфорт в собственной душе. Дальше оставаясь во встрече с клиентом, терапевт говорит и делает что-то, что позволяет ему самому прийти в

Из книги Блестящее выступление. Как стать успешным оратором автора Седнев Андрей

Диалог Какой ваш самый любимый фильм? Всем нам нравится смотреть фильмы, потому что за полтора часа можно прожить жизнь другого человека.Представьте себе фильм, в котором нет спецэффектов и компьютерной графики. Может ли такое кино быть интересным? Да.Что если мы

Из книги Как побороть застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

Откровенный диалог Составьте список всех людей, которые повергают вас в состояние застенчивости или отвергают вас. Поставьте друг напротив друга два стула. Сядьте на один стул и вообразите, что на другом сидит номер первый из вашего списка.Обращаясь к нему, выскажите все,

Из книги Дудлинг для творческих людей [Научитесь мыслить иначе] автора Браун Санни

Из книги Играем по науке. 50 удивительных открытий, которые вы сделаете вместе с ребенком автора Галлахер Шон

Методическая разработка занятия

«Музыкальный диалог»

Цель занятия: Познакомить детей с понятием «диалог»; способствовать раскрытию творческого потенциала ребенка в процессе самостоятельной музыкальной деятельности.

Ход занятия:

Начинается занятие с музыкального приветствия.

Педагог: «Здравствуйте, ребята» (поступенное движение мелодии вверх);

Дети: «Здравствуйте» (движение мелодии по мажорному трезвучию вниз).

Педагог : Ребята! Вы знаете такое слово – диалог? (ответы детей). Диалог – это греческое слово и переводится как «речь двух», т.е. разговор двух людей. Мы используем диалог, когда общаемся с кем-то. В музыке тоже бывают диалоги, только музыкальные. Вот мы приветствовали друг друга, а это уже музыкальный диалог.

Послушайте, какой шутливый диалог сочинил композитор Д.Б. Кабалевский.

Звучит «Игра в гостей» в исполнении педагога:

- Здрасте, здрасте, мы вас ждем!

Промочило нас дождем!

- Ожидали мы гостей !

Мы промокли до костей!

- Где ваш зонтик?

Потеряли!

- Где калоши?

Кот унес!

- Где перчатки?

Скушал пес!

- Это, гости, не беда, заезжайте в ворота, поднимайтесь на порог, к нам на яблочный пирог!

Педагог: Какое настроен ие музыки? (ответы детей) Конечно это веселая шутливая игра. Но, в начале игры хозяева – радушные, приветливые, а гости промокшие и поэтому раздраженные и капризные. Но в конечном итоге все персонажи игры – веселые, шутливые и озорные.

Педагог: Диалоги бывают музыкальные. Послушайте пьесу «Упрямый братишка » композитора Д.Б. Кабалевского. Послушайте, и скажите сколько здесь героев (два). Две мелодических линии,

Они разные по характеру?(контрастны?) (да)

Чем же они отличаются? (Один – уговаривает, другой- упрямится)

А чем заканчивается диалог? Удалось уговорить или нет?

Нет. (музыка звучит очень напряженно « Нет! Нет! Нет!» (диссонанс)

Давайте придумаем диалог взрослого человека и упрямого малыша. (ответы детей).

Диалоги бывают не только музыкальные, но и игровые:

Представьте себе, как старый, уставший барабан сердится на своих племянников – маленьких барабанчиков.

Ритмическая игра «Барабан и барабанчики»:

Так шуметь стыдно вам!»

Барабанчики (их много): «Дядя – барабан!, Мы так стучали,

Что перебудили целый свет!

Где –то пять рублей мы потеряли –

Не купить теперь конфет!»

Барабан: «Бам, БАМ, стыдно вам! Я конфет сам вам дам!»

-Педагог: Ребята! Даже по одному ритму игры можно определить, где большой барабан, а где маленькие барабанчики. Ведь большой барабан звучит неторопливо, размеренно, а маленькие – быстро и суетливо.

Давайте, разучим игру с помощью хлопков.

Импровизация:

Ребята! А как называется человек, который сочиняет музыку? (композитор)

Каких композиторов вы знаете?

А сейчас я вам предлагаю побывать в роли композиторов, т. е. самим сочинить песенки- диалоги.

Детям предлагается пофантазировать и придумать мелодии на заданные тексты - диалоги:

- «Ножки, ножки, где вы были?

По дорожке в сад ходили».

- «Кто копытом бьет, цок, цок?

Это резвый мой конек!»

- «Где обедал воробей?

В зоопарке, у зверей!

- «Гуси, гуси, где ваш дом?

Возле речки, под мостом»

Здравствуй, поезд, как дела?

Мчусь я быстро, как стрела»

Поезд, поезд, ты куда?

Еду в села, города.

Поезд, поезд, что везешь?

Письма, бревна, соль и рожь!

Зайчик, зайчик, что ты грустный?

Не найду кочан капустный.

А какой? Вот такой!

Круглый, белый и крутой!

Киска, где была?

Молочко пила!

Признанный метр современной музыки был одним из тех, кто обеспечил искомому диалогу качественный перевод: в частности, по его рекомендации на фестивале появилось Парижское струнное трио, оставившее самые лучшие впечатления у заинтересованной публики. В репертуаре французов были Бетховен и Шенберг, Альбер Руссель и сам Денисов, представленный своим опусом почти тридцатилетней давности. Но если французская и русская культура, таким образом, предстали давними собеседниками, то другие диалоги подчас возникали прямо на фестивале -- что и может служить характеристикой его удачи. Как мы уже писали, ансамбль старинной музыки "Венская академия" объединился с подобным ансамблем молодых музыкантов Московской консерватории, чтобы сыграть Баха. Вначале, как нам стало известно, руководителя венцев Мартина Хазельбека пришлось уговаривать на этот союз -- теперь же он сам полон планов продолжать сотрудничество (с той оговоркой, что духовики все же будут австрийские). Подобные ситуации более естественны для фестивалей джаза или импровизационной музыки, но не для сцен, где звучит Шуберт. Тем не менее давний воспитанник консерватории и лауреат конкурса Чайковского пианист Данг Тхай Шон нашел новых партнеров непосредственно в Москве, чтобы отметить наступление лета чудесным квинтетом "Форель".

Совместное выступление Ивана Монигетти и Владимира Мищука теперь уже можно расценивать как диалог между Швейцарией и Россией. Но, радуясь международному взаимопониманию, заметим, что с внутрироссийским проблемы как раз остаются. Мало кто знал в Москве санкт-петербургский ансамбль Musica Petropolitana; те же, кто услышал его на фестивале "Диалог", склонен начинать свой список впечатлений именно с этого концерта. Играющий, как и "Венская академия", музыку барокко, петербургский ансамбль отличается в традиционно русскую сторону: в нем больше цветут индивидуальности. По части же виртуозного мастерства любой участник ансамбля может поспорить с именитыми венцами. Возможно, Musica Petropolitana, хорошо известная фестивальным агентам в Европе, таится от отечественных любителей старинной музыки по весьма прозаической причине -- не играет бесплатно.

Красной строкой прошло через многие программы фестиваля имя Назара Кожухаря. Молодой скрипач, в недавнем прошлом протеже Алексея Любимова и Наталии Гутман, он теперь легко вписывается в самые опытные компании и самый широкий репертуар, но в той же степени дорожит ролью лидера, объединяющего энтузиастов на поприще новой музыки: будь то малоизвестная старая или абсолютно свежая. Корреспондент убедился в этом воочию, побывав на концерте русской музыки XX века в Рахманиновском зале консерватории, где Кожухарь начал с новатора первой половины века Николая Рославца и закончил минималистом наших дней Павлом Кармановым. Путь этот можно условно определить как "историю новой простоты в России". Ансамблевое сочинение Карманова "...ariations" на текущий момент является последним пунктом на этом пути: еще не успел остыть его компьютер, поломавшийся в момент вывода партий на принтер. Цивилизованный подход композитора к процессу сочинения вполне гармонирует с его эстетической ориентацией на постиндустриальные образцы американского минимализма. Приправив их тембрами (струнные, блок-флейта, гобой, клавесин) и интонациями барочной музыки, автор счастливо удержался от культурологических рефлексий. Музыке уютно и хорошо в себе самой: она пластична, доступна неискушенному восприятию, действует свежо и оздоровляюще, как зеленый цвет маек, в которые композитор обязал облачиться своих музыкантов. Сложнее обстояло дело со Скрипичной сонатой Дениса Савельева: как ни приятно было слушать современную музыку, написанную откровенно бетховенским языком, неяркое сочинение не спасли ни сопутствующие музыке декларации математичности метода сочинения, ни исполнение. Скажем прямо, широта вкусов и артистический темперамент не уберегли Назара Кожухаря от заметных сбоев по части интонации и технической отделки -- особенно не повезло пьесе Арво Пярта Fratres, которая никак пока не дается нашим музыкантам. В итоге лучшим номером концерта осталась Первая соната Прокофьева, сыгранная скрипачом и его партнером, пианистом Юрием Мартыновым отменно -- по агогике, акцентам и перепадам чувств.

Подводя итоги, скажем, что фестиваль "Диалог" смог найти некую середину между концептуальной расплывчатостью (не позволяющую считать фестивалями, скажем, такие образования, как "Русская зима") и узкой специализированностью, между внемузыкальной шумихой, нередко сопровождающей концерты звезд, и унылой незамеченностью. Это качество счастливой неопределенности, которое можно поставить фестивалю Московской консерватории в упрек, вероятно, и позволит ему примирить свои надежды с реальностью и стать ежегодным событием московской музыкальной весны.