Что такое обособленное деепричастие. Обособление деепричастий и деепричастных оборотов

1. Деепричастные обороты, как правило, обособляются, независимо от места расположения по отношению к глаголу-сказуемому.

Например: Тянутся к балкам, мотая головами , лошадиные косяки (Сер.); Не надевая фуражки , вышел на крыльцо (Шол.); Набуянившись за ночь , лес опустился и затих, поникнув мокрыми ветвями сосен (Вороб.); Откинувшись на удобную, мягкую спинку кресла в троллейбусе , Маргарита Николаевна ехала по Арбату (Булг.); Лиза, взглянув на Николая Всеволодовича , быстро подняла руку (Дост.); Потом [Анна] оттолкнулась палками и побежала сквозь заросли, оставляя за собой вихри снега (Пауст.).

Обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, имеют дополнительное значение предикативности, свойственное деепричастию как глагольной форме. Поэтому часто деепричастия и деепричастные обороты воспринимаются как добавочные сказуемые.

Например: Мы с товарищем вернулись в свое купе. Старушка, отложив книгу и порываясь что-то спросить , так и не спросила и стала смотреть в окно (Расп.) (сравните: Старушка отложила книгу и порывалась что-то спросить, но так и не спросила.. .).

Однако деепричастия и деепричастные обороты не всегда способны заменяться спрягаемыми формами глагола. Они обозначают разные признаки действия и могут быть заменены обособленными причастными оборотами с дополнительным обстоятельственным значением.

Например: Доктор, не умея говорить с плачущими женщинами , вздохнул и тихо зашагал по гостиной.– Доктор, не умевший говорить с плачущими женщинами , вздохнул и тихо зашагал по гостиной (Ч.).

Именно наличие обстоятельственного оттенка значения функционально сближает деепричастные и причастные обороты.

Многие деепричастия и деепричастные обороты, имеющие обстоятельственное значение, могут быть сопоставлены с придаточными частями сложноподчиненных предложений.

Например: Судя по его нерешительным движениям, по выражению угрюмого лица , которое было темно от вечерних сумерек, ему хотелось что-то сказать (Ч.) (сравните: Если судить по его нерешительным движениям... )

2. Деепричастный оборот, находящийся после сочинительного союза, подчинительного союза или союзного слова, отделяется от него запятой, несмотря на отсутствие выделительной интонации (интонационно союз включается в состав оборота).

Например: И Корней слегка повертывался на облучке и, следя задумчивым взглядом за мелькавшими подковами пристяжной , начинает говорить (Бун.); Князь говорил мне, что и он тоже будет работать и что, заработав денег , мы поедем морем до Батума (М. Г.); В кармане галифе Сергей нащупал крошки махорки и, осторожно стряхнув его содержимое в руку , завернул толстую неуклюжую цигарку (Вороб.).

В зависимости от контекста союз а может либо включаться в состав деепричастной конструкции, либо связывать члены основного предложения.

Например: Надо понять сущность перестройки-сознания, а поняв это , включиться в активную борьбу за нее. – Надо понять сущность перестройки сознания, а, поняв это , не довольствоваться лишь словесными призывами к ней.

3. При сочетании деепричастных конструкций знаки препинания расставляются так же, как и при однородных членах предложения.

Например: Он пошел, пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки, а правой тихо дергая свой бурый ус (М. Г.).

Если рядом стоящие деепричастные обороты относятся к разным глаголам-сказуемым и союз и не включается в их состав, то они выделяются как самостоятельные конструкции.

Например: Он стоял, прислонясь к груде цибиков чая , и, бесцельно поглядывая вокруг себя , барабанил пальцами по своей трости, как по флейте (М. Г.) (он стоял и барабанил ).

Деепричастные обороты, расположенные в разных частях предложения, оформляются самостоятельно.

Например: Сергей, постояв еще минуту , медленно направился к груде угля и, аккуратно подстелив полу шинели , сел на большой кусок антрацита (Вороб.) (Сергей направился... и сел ); Толкнув грудью дверь , Сергей прыгнул из дома и, не обращая внимания на рвавший тело сухой кустарник и хлеставшие по лицу ветки сосен , побежал, задыхаясь , вперед, в самую чащу леса (Вороб.) (Сергей прыгнул и побежал ); Вагоны, постукивая на стыках рельсов , лениво двинулись за паровозом и, лязгнув буферами , притихли вновь (Вороб.) (Вагоны двинулись и притихли ); Разметав , как летящая ведьма, дымные косы , ало озаренные из-под низу, несся вдали, пересекая шоссе , юго-восточный экспресс (Бун.) (Несся юго-восточный экспресс ).

4. Ограничительные частицы только, лишь, стоящие перед деепричастными конструкциями, включаются в их состав.

Например: Так и жила она без любви, только надеясь на нее .

То же при наличии сравнительных союзов, начинающих деепричастную конструкцию. Например: По темным лестницам... ходили двое, потом – трое... медля и задерживаясь повсюду, словно боясь приступить к делу (Фед.).

5. Одиночные деепричастия обособляются при сохранении глагольного значения. Условия их обособления те же, что и для деепричастных оборотов.

Например: Играли волны, и Шакро, сидевший на корме, то пропадал из моих глаз, проваливаясь вместе с кормой , то подымался высоко надо мной и, крича , почти падал на меня (М. Г.); Обаятельно лежать вверх лицом, следя , как разгораются звезды (М. Г.);Пришептывая, точно танцуя , явился дед (М. Г.); Сначала и на машине двигались со скоростью пешехода, то и дело царапали диффером и, пятясь , объезжали камни (Зал.); Заскрежетав , закрылись двери. Темнота наполнила вагон. Лишь луна, любопытствуя , заглядывала в окно (Вороб.); Привыкнув , глаза различили груду тел на цементном полу (Вороб.).

6. Одиночные деепричастия и деепричастные обороты не обособляются:

1) если деепричастие утратило глагольное значение .

Например: Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей (Бун.); Сергей долго лежал не шевелясь (Вороб.);

2) если деепричастие включается в устойчивый оборот: работать не покладая рук; бежать высунув язык; бежать сломя голову; слушать затаив дыхание; слушать развесив уши.

Например: В трудные дни он работал с нами рук не покладая (Ник.);

3) если деепричастие или деепричастный оборот оказывается среди однородных членов предложения наряду с другими частями речи.

Например: Он говорил шепотом и ни на кого не глядя ; Клим Самгин шагал по улице бодро и не уступая дорогу встречным людям (М. Г.);

4) если деепричастная конструкция выступает в качестве обстоятельства образа действия и тесно примыкает к глаголу-сказуемому (по функции сближается с наречием).

Например: Это упражнение делают сидя на стуле ; Это упражнение делают стоя . Сравните, однако, при усилении глагольности: Инженер, лежа , читал свое горное искусство (Фад.) (инженер лежал и читал ).

7. Одиночные деепричастия могут обособляться или не обособляться с учетом контекста.

Например, при приобретении значения уточнения деепричастие обособляется: Дети постоянно шумели, не умолкая (сравните: дети шумели не умолкая ).

Обособление или необособление деепричастия может зависеть от значения глагола-сказуемого (необособленное деепричастие можно заменить наречием).

Например: Шел не останавливаясь (шел безостановочно); Спросил, не останавливаясь (деепричастие обозначает второе действие – спросил, но не остановился для этого).

На обособление или необособление деепричастия влияет и место его расположения; сравните: По дорожке сада он шел не оглядываясь . – Не оглядываясь , он шел по дорожке сада.

8. Обособление или необособление деепричастия может зависеть от его вида. Так, деепричастия, заканчивающиеся на -а, -я, чаще выражают значения обстоятельства образа действия и потому не обособляются.

Например: Она вошла улыбаясь (сравните: Улыбаясь , она вошла в комнату; Она вошла, улыбаясь своим тайным мыслям ).

Деепричастия, заканчивающиеся на -в, -вши, передают другие оттенки обстоятельственных значений (причины, времени, уступки), которые способствуют обособлению.

Например: Она вскрикнула, испугавшись ; Испугавшись , она вскрикнула.

9. Обороты со словами несмотря на, невзирая на, смотря по, исходя из, начиная с, благодаря, спустя, выполняющими функцию производных предлогов и предложных сочетаний, обособляются или не обособляются по условиям контекста.

Обороты со словами несмотря на, невзирая на обособляются.

Например: Несмотря на непогоду , мы двинулись в путь; На собрании критиковали, невзирая на лица ; Сонного, как ветка, утонувшая в пруду сна, несла Нэй на руках великолепно спящего сына, раскидавшего, несмотря на малую величину свою , богатырские ноги и руки (Цв.); Несмотря на запрет врачей , я написал в Малеевке повесть «Колхиду» (Пауст.); Науку надо делать чистыми руками.

Оборот со словами несмотря на не обособляется только в случае тесной смысловой связи с глаголом, причем в постпозиции.

Например: Он это сделал несмотря на запрет врачей (сравните: Несмотря на запрет врачей , он это сделал ).

Обороты со словами начиная с, смотря по, спустя, выступающими в значении предлогов, не обособляются.

Например: Будем действовать смотря по обстоятельствам (сравните: действовать по обстоятельствам );Начиная со вторника погода резко изменилась (сравните: Со вторника погода резко изменилась ); Спустя несколько времени пришел Весовщиков (М.Г.).

Если же эти обороты имеют значение уточнения или присоединения, то они обособляются.

Например: Будем действовать умело и быстро, смотря по обстоятельствам ; На прошлой неделе, начиная со вторника , погода резко изменилась.

Оборот со словами исходя из может иметь два значения: при усилении глагольности, когда действие, обозначаемое им, соотносится с субъектом, он обособляется; при отсутствии такой связи – не обособляется.

Например: Оказывается, не только мы, обнаружившие вдруг потребность в новой науке – бионике, стремимся узнать, понять и выгоднейшим образом использовать свойства живой природы; это делали наши предки задолго до нас, исходя из своих знаний и потребностей (Чив.). Сравните: Он разработал проект дома, . – Проект разработан исходя из запланированной стоимости .

Оборот со словом благодаря обособляется или не обособляется в зависимости от степени распространенности и месторасположения.

Например: Благодаря дождям земля пропиталась влагой. – Земля, благодаря дождям , пропиталась влагой.

Обстоятельства, выраженные существительными и наречиями

1. Обстоятельства, выраженные существительными в формах косвенных падежей, могут обособляться для попутного пояснения или смыслового акцентирования.

Например: И Наташка, с болезненным удивлением , глядела на разряженный народ (Бун.); Я ходил, ходил по холодному и сырому песку, выбивая зубами трели в честь голода и холода, и вдруг, в тщетных поисках съестного , зайдя за один из ларей, – я увидел за ним скорченную на земле фигуру в жалком платье (М. Г.); Одно из пятен, в центре узора , очень походило на голову хозяйки кресла (М. Г.); Маленький, утопавший в зелени город, при взгляде на него сверху, производил странное впечатление... (М. Г.); Плоты плыли дальше, среди тьмы и молчания (М. Г.); Когда настал вечер, я, со зла на свои неудачи и на весь мир , решился на несколько рискованную штуку... (М. Г.); Ночью, против окрепшего ветра , отряд шел в порт на посадку (Плат.); За одиннадцать лет, при ежедневной езде , наверное, было пережито немало интересных приключений (Ч.).

Такие обстоятельства обычно несут дополнительную смысловую нагрузку и синонимичны глагольным конструкциям (сравните примеры: ...так как был зол на свои неудачи и на весь мир; ...так как ездил каждый день ).

2. Чаще всего пояснительно-обстоятельственные члены предложения имеют в своем составе производные предлоги и предложные сочетания (вопреки, ввиду, во избежание, вследствие, по случаю, по причине, при наличии, согласно с, в отличие от, в противоположность, в силу, за отсутствием, независимо от и др. ), проявляющие их конкретный обстоятельственный смысл и придающие им форму оборотов.

Например: Сгнивший, серо-голубой от времени балкон, с которого, за отсутствием ступенек , надо было спрыгивать, тонул в крапиве, бузине, бересклете (Бун.); Одиноко и ненужно, ввиду этого покоя , мирного звука жующих лошадей, ввиду пустынности , отпечатался в темноте и уже опять тишина (Сер.); Метелица молча, насмешливо уставился на него, выдерживая его взгляд, чуть пошевеливая атласными черными бровями и всем своим видом показывая, что, независимо от того , какие будут задавать ему вопросы и как будут заставлять отвечать его на них, он не скажет ничего такого, что могло бы удовлетворить спрашивающих (Фад.); Но, вопреки возможному , солнце вышло ярко-красное, и все в мире порозовело, покраснело (Сол.).

При небольшой распространенности таких членов предложения возможны варианты в их пунктуационном оформлении, диктуемые разным порядком слов.

Обороты с производными предлогами и предложными сочетаниями обязательно обособляются, если они располагаются между подлежащим и сказуемым : разрыв их непосредственной связи и способствует выделению оборотов. То же при разрыве естественной связи управляющего и управляемого слов. В других позициях, особенно в малораспространенных предложениях, такие обороты не осложняют предложение особыми выделительными интонациями и могут не обособляться (без специального на то задания).

Например: Во избежание утечки газа отключен кран. – Отключен, во избежание утечки газа , кран; Он сделал это в силу привычки . – Он, в силу привычки , сделал это; Согласно приказу группа расформирована. – Группа, согласно приказу , расформирована; За отсутствием состава преступления дело прекращено. – Дело, за отсутствием состава преступления , прекращено.

3. Обстоятельства, выраженные существительными, могут выделяться тире, если имеется потребность в особом акцентировании таких обстоятельств.

Например: При нашей последней встрече Олег попросил принести общую тетрадь с жесткими «корочками» – для конспектирования лежа (газ.); Оно [творческое воображение] создало науку и литературу. И – на большой глубине – во многом совпадают между собой творческое воображение хотя бы Гершеля, открывшего величественные законы звездного неба, и творческое воображение Гёте, создавшего «Фауста» (Пауст.); Бедные поэты – в зарницах, в бурях и громах – пели вдохновенные песни о прелести дружбы, благородных порывах, свободе и мужестве (Пауст.); Тотчас после рождения мальчика Дьяконов приказал Швальбе усыновить его и дать ему при крещении фамилию Копорский – по месту рождения мальчика в городе Копорье, вблизи Ораниенбаума (Пауст.).

4. В особых случаях для смыслового акцентирования могут обособляться некоторые обстоятельства, выраженные наречиями (с зависимыми словами или без них). Условия их выделения те же, что и обстоятельств, выраженных существительными в косвенных падежах.

Например: Он стоял предо мной, слушал и вдруг, молча, оскалив зубы и сощурив глаза , кошкой бросился на меня (М. Г.); Миша отложил книгу и, не сразу , тихо ответил (М. Г.); И вот, неожиданно для всех , я выдержал блистательно экзамен (Купр.).

Обычно при обособлении обстоятельств, выраженных наречиями, используются запятые, однако, как и в других случаях, в целях более сильного выделения обстоятельства, возможны тире.

Например: Парнишка смущенно, недоверчиво шмыгнул носом, но, поняв, что страшного ничего нет, а все, наоборот, выходит ужасно весело, сморщился так, что нос его вздернулся кверху, и тоже – совсем по-детски – залился озорно и тоненько (Фад.).

Обособление обстоятельств определяется, в первую оче­редь, общими условиями. Однако немалое значение имеют частные и дополнительные условия. С учетом различных условий можно выделить три группы обособленных обсто­ятельств:

1) деепричастия;

2) распространенные обстоятельст­ва;

3) уточняющие обстоятельства.

1. Обстоятельственная функция является основной для деепричастия . Различные взаимоотношения дееприча­стий с глаголом-сказуемым создают оттенки времени, усло­вия, уступки, причины, цели. Деепричастие, выполняя функ­цию обстоятельства, как правило, не утрачивает значения процесса, что является основой добавочного высказывания, элементарного сообщения. Эта особенность деепричастия как специфической глагольной формы сама по себе является усло­вием обособления, независимо от наличия пояснительных слов и от положения в тексте.

Например:

Мать остановилась, задыха­ясь, приложила руки к груди (М.Г.);

Вернувшись в гостини­цу, Лопатин лёг в постель, так и не поев в этот день (Сим.);

Зайцы, спасаясь от лыжников, путали сложные петли (Пауст.)

Единственной причиной необособления деепричастия слу­жит утрата глагольного значения действия. Она наблюдается, во-первых, во фразеологических единицах, имеющих застыв­шую форму деепричастного оборота, но обозначающих при­знак действия.

Например:

Своим делом он занимался спустя рукава, потому что больница всё ещё строилась (М.-С);

Мы сломя голову неслись по глубоким ухабам и выбоинам (А.С)

Во-вторых, не обособляются одиночные деепричастия со зна­чением качественной характеристики действия, близкие по семантике к качественным наречиям или предложно-падеж-ным формам существительного.

Задание :

Сравните:

Яков Артамонов шёл не торопясь, сунув руки в карманы (М. Г.) - шёл неторопли­во;

Мать бежала не оглядываясь и рыдала на бегу (Гл.) - бежала без оглядки;

Листва берёз висит не шелохнувшись (Пауст.) - висит неподвижно, без движения

Здесь наблюдается частичный контекстуальный переход деепричастий в на­речия.

2. Распространенные обстоятельства при необычном расположении относительно определяемого слова (как правило, глагола-сказуемого) обособляются. Это наблюдается в позиции перед сказуемым, в абсолютном начале или в конце предложения, а также в случае дистантного (разъе­диненного другими словами) расположения относительно главного члена предложения. Обособляются обстоятельства со значениями причины, условия, уступки, времени.

Например:

Вот мы свернули налево и кое-как, после многих хлопот , добрались до скудного приюта, состоявшего из двух саклей (Л.);

Паро­ход стал двигаться осторожнее, из боязни наткнуться на мель (Купр.);

Ольга Николаевна, при всём своём уме , иск­ренне верила в то, что после объяснения они станут друзьями (Ш.)

Для обособленных обстоятельств данной группы характерно употребление отвлеченных существи­тельных, которые служат ядром добавочного сообщения (см.: хлопоты, боязнь, ум). Показателями соответствующих об­стоятельственных значений служат предлоги (причинные от, из, за, из-за, ввиду, благодаря; условные при, в случае; уступительные вопреки, несмотря на, невзирая на; времен­ные по, после, перед, во время и др.).

3. Обособление уточняющих обстоятельств вызывается совершенно иными условиями, чем для рассмот­ренных ранее членов предложения. При наличии двух обсто­ятельств одного разряда, поясняющих одно и то же слово, по отношению друг к другу они не равноправны. Одно из них не­посредственно поясняет определяемое слово, а другое связано с этим словом через посредство первого обстоятельства и уточ­няет его значение.

Например:

Коврин приехал к Песоцким вечером, в десятом часу (Ч.) - обстоятельство времени в де­сятом часу поясняет, уточняет другое обстоятельство - вече­ром; в то же время оба они определяют глагол-сказуемое при­ехал (приехал вечером, приехал в десятом часу)

Отношение уточнения составляет основу добавочного высказывания, за­ключенного в обособленном обстоятельстве. Нужно подчерк­нуть, что само по себе наличие двух обстоятельств одинаково­го разряда не предопределяет обособления одного из них. Только значение уточнения, реализуемое говорящим намеренно, обусловливает обособление.

Например:

На дру­гой день, часу в первом , Литвинов отправился к Осининым (Т.) - в этом контексте два обстоятельства могли бы состав­лять единую обстоятельственную группу без отношений уточ­нения (на другой день часу в первом)

Уточнение обычно заключается в том, что обособленное об­стоятельство сужает, ограничивает объем понятия, обозначен­ного уточняемым членом.

Например:

Там, в вышине , уже светило летнее солнце (Пауст.);

Направо, прямо из-под колёс тележки , бежал вниз обрыв (В.);

Не особенно давно, весною прошлого года , один мой приятель показывал мне довольно дико­винную вещицу (Купр.)

Как правило, обособленные уточняю­щие обстоятельства имеют значение пространственное или временное.

1.3.2.2.7.4 «Обособленные дополнения»

Дополнение по своей сущности является второстепен­ным членом предложения, очень тесно связанным семантиче­ски с поясняемым глаголом, т. е. оно не обладает первым из общих условий обособления (возможность смыслового выде­ления). Те конструкции, которые в грамматике принято на­зывать обособленными дополнениями, представляют собой ограничительно-выделительные обороты с различными зна­чениями - объектным, субъектным или даже обстоятельст­венным.

Например:

Я купил всё, кроме тетради ;

Вернулись все, кро­ме Пети ;

Бываю здесь всегда, кроме субботы ;

Не бывал нигде, кроме Москвы

С дополнением эти конструкции сход­ны лишь по форме - существительное в форме косвенного падежа.

Условием обособления является ограничительно-выдели­тельное значение оборота, которое представляет собой основу добавочного высказывания.

Задание :

Сравните:

Прибежали все, включая со­седа . - Прибежали все, в том числе прибежал сосед

Ука­занное значение выражается с помощью предлогов кроме, по­мимо, вместо, включая, исключая, наряду с и др.

Например:

Русские литераторы-дворяне, за исключением всеведавшего Алек­сандра Пушкина , не обратили внимания на фольклор, край­не богатый драматическим материалом (М. Г.);

Кроме рек , в Мещорском крае много каналов (Пауст.)

Сравнительные обороты

Специфика этого вида обособленных конструкций проявляется как в значении, так и в оформлении; особыми являются и условия обособления их.

Сравнение, уподобление как специфическое значение обо­рота настолько сильно и ярко, что перекрывает, затемняет свойственные тем или иным членам предложения значения (признака, обстоятельства). Тем самым затрудняется отнесе­ние сравнительного оборота к определенному типу второстепенных членов предложения. Более целесообразно видеть в нем в первую очередь именно сравнительный оборот как осо­бое синтаксическое явление - оборот со значением признака предмета, признака действия и др.

Например:

Чёрные, как смола , тени легли на траву (А. Т.);

Даже в больших городах в это время становится тихо, как в поле (Пауст.)

Значение признака предмета или действия выражается благодаря уподоблению их (предмета, действия, состояния и пр.) другим по качеству, количеству и т. д. Значение сравнительного оборота зависит от того, с каким словом он связан. Но надо иметь в виду, что сравнительный оборот, как правило, соотнесен не с одним членом, а с двумя или с предикативной основой предложения вцелом (ср.: чёрные как смола - тени как смола; тихо как в поле - в больших городах как в поле ).

Наиболее яркими формальными показателями сравни­тельного оборота являются специальные служебные слова сравнительные союзы (как, будто, словно, как будто, точно идр.).

Например:

Сзади, точно исполинский костёр, горел лесной, склад (Купр.);

Травинки стелются по дну и постоянно шевелятся, как живые (Сол.);

Но вдруг обледенелые деревья вспыхивали жёлтым огнём, и часто, будто молотом по железной палубе, начинали бить зенитки (Пауст.)

При формах сравнительной степени качественных прилагатель­ных и наречий употребляется оборот с союзом чем; такой обо­рот выражает сопоставление.

Например:

Надо понять - изучение людей труднее, чем изучение книг, написанных о людях (М. Г.)

Кроме союзов, сравнительный оборот может оформляться с помощью предлогов, имеющих сравнительно-уподобитель­ное значение (вроде, наподобие, подобно идр.).

Обособление (выделение запятыми ) обстоятельств зависит, прежде всего, от способа их выражения.
А) Обстоятельства, выраженные деепричастиями

1. Обстоятельства, выраженные деепричастиями, как правило, обособляются независимо от места, которое они занимают по отношению к глаголу-сказуемому:

Например: Широко раскинув ноги, спит чумазый тракторист. Мария ужинала, расстелив скатерть на столе.

Если обстоятельство, выраженное деепричастием и деепричастным оборотом, стоит в середине предложения, то оно выделяется запятыми с двух сторон:

Например: И тут к речке, оставив свой трактор, подбежал Иван. Гусеница, вздрогнув, поджала лапки.

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, близки по значению к второстепенному сказуемому, но они никогда не бывают самостоятельными сказуемыми! Поэтому их можно заменить придаточными предложениями или самостоятельными сказуемыми.

Например: И тут к речке, оставив свой трактор, подбежал Иван. – Иван оставил свой трактор и подбежал к речке. Гусеница, вздрогнув, поджала лапки. – Гусеница вздрогнула и поджала лапки.

1) Ограничительные частицы только, лишь включаются внутрь обособленной конструкции и выделяются вместе с ней.

Вспыхнула искра, лишь на секунду осветив лицо женщины.

2) Деепричастие и деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза / союзного слова, отделяются от него запятой. Такой оборот можно оторвать от союза, переставить в другое место предложения или изъять из предложения.

Например: Она бросила карандаш и, откинувшись на спинку стула, стала смотреть в окно. – Она бросила карандаш и стала смотреть в окно;

3) Союз, союзное слово не разделяются запятой с деепричастием и деепричастным оборотом в том случае, если деепричастную конструкцию невозможно оторвать от союза, союзного слова, изъять из предложения без разрушения структуры самого предложения. Наиболее часто это наблюдается в отношении сочинительного союза "а".

Например: Он старался писать письма незаметно, а написав, куда-то прятал (невозможно: Он старался писать письма незаметно, а куда-то прятал); но: Он не назвал автора письма, а, прочитав, сунул его в карман. – Он не назвал автора письма, а сунул его в карман.

Два однородных деепричастия или деепричастных оборота, связанные одиночными сочинительными или разделительными союзами и, или, либо, запятой не разделяются.

Официантка сидела, обхватив стул руками и опершись на него головой.

Если союз связывает не два деепричастия, а другие конструкции (сказуемые, части сложного предложения и т.д.), то запятые ставятся в соответствии с правилами постановки знаков препинания при однородных членах, в сложносочинённом предложении и т.д.

Например: 1. Я взял конфету и, посмотрев, сунул её в карман. Одиночный союз и связывает сказуемые (взял и сунул) и запятая ставится после союза;
2. Он затормозил, о чем то задумавшись, и, резко обернувшись, позвал сторожа. Одиночный союз и связывает два сказуемых (остановился и позвал). Обстоятельства – деепричастные обороты относятся к разным сказуемым (затормозил, задумавшись о чём-то; позвал, резко обернувшись). Поэтому они с двух сторон отделены запятыми от других членов предложения.

2. Не обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, в следующих случаях:

Деепричастный оборот представляет собой фразеологизм:

Например: Он бежал очертя голову. Он работал спустя рукава;

Примечание. Наиболее часто в текстах не обособляются такие фразеологизмы: бежать сломя голову, работать засучив рукава, работать не покладая рук, сидеть сложа руки, работать как белка в колесе, слушать затаив дыхание, лежать плюя в потолок, метаться не помня себя, провести ночь не смыкая глаз, слушать развесив уши. Но если такой фразеологизм является вводным словом (по совести говоря, честно говоря, откровенно говоря, короче говоря, судя по всему), то он выделяется запятыми, например: Судя по всему, он и не собирался мне помогать; Короче говоря, нам придётся делать это самим.

Перед деепричастием стоит усилительная частица и (не союз!):

Можно прожить и не хвастая умом;

Деепричастие в современном русском языке никогда не бывает сказуемым, поэтому глагол и деепричастие не могут быть однородными членами!

Деепричастие входит в состав придаточного предложения и имеет в качестве зависимого союзное слово который. В этом случае запятая лишь отделяет главное предложение от придаточного, а между деепричастием и союзным словом который запятая не ставится:

Например: Перед вами стоят сложнейшие задачи, не решив которых мы не сможем выйти из затруднительного положения;

Деепричастный оборот включает в свой состав подлежащее.

В этом случае запятая лишь отделяет весь оборот от сказуемого, а подлежащее и деепричастие запятой не разделяются. Такие конструкции встречаются в стихотворных текстах XIX века:

Например: На ель сорока взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась...; Пример: Сорока, взгромоздясь на ель, собралась позавтракать;

Деепричастие выступает в качестве однородного члена с необособленным обстоятельством и связано с ним союзом и:

Например: Он шел быстро и не оглядываясь вокруг.

3. Не обособляются деепричастные конструкции и одиночные деепричастия, утратившие глагольное значение. Это наиболее сложные для пунктуационного разбора случаи. Они требуют особого внимания к значению деепричастия, к контексту, в котором используется деепричастие и др.

Не обособляются деепричастия и деепричастные обороты, которые окончательно утратили глагольное значение, перешли в разряд наречий или приобрели наречное значение в данном контексте:

Например: Он смотрел на нее не мигая (нельзя: смотрел и не мигал); Они ехали не спеша (нельзя: они ехали и не спешили); Автобус шёл не останавливаясь (нельзя: шёл и не останавливался); Она отвечала стоя (нельзя: она отвечала и сидела); Он ходил выпрямив спину (нельзя: он ходил и выпрямил).

Такие одиночные деепричастия, реже – деепричастные обороты обычно являются обстоятельствами образа действия (отвечают на вопросы как? каким образом?), сливаются со сказуемым в одно целое, не отделяются от сказуемого паузой и чаще всего стоят сразу после сказуемого:

Например: смотрел молча, смотрел улыбаясь, слушал нахмурясь, болтала не переставая, ходил согнувшись, шёл спотыкаясь, шёл прихрамывая,сидел нахохлившись, ходил наклонив голову, писал склонив голову, вошла не постучавшись, жили не прячась, тратил деньги не считая и.т.д

Часто такие деепричастия можно заменить наречиями, существительными с предлогами и без них.

Например: Он говорил об этом злясь. – Он говорил об этом со злобой;

Во всех таких употреблениях деепричастие указывает не на самостоятельное действие, а на образ действия, выраженного сказуемым.

Например, в предложении: Он ходил выпрямившись – действие одно (ходил), а бывшее деепричастие (выпрямившияь) указывает на образ действия – характерную позу при хождении.

Если же в данном контексте глагольное значение сохраняется, то одиночное деепричастие или деепричастный оборот обособляются. Обычно в этом случае при глаголе-сказуемом имеются другие обстоятельства; деепричастие же приобретает значение уточнения, пояснения и интонационно выделяется.

Например: Он шёл не останавливаясь. – Он торопливо шёл, не останавливаясь.

Усилению глагольности в деепричастиях может способствовать степень распространённости деепричастного оборота.

Например: Он сидел ожидая. – Он сидел, ожидая ответа.

Не обособляются бывшие деепричастия, которые утратили связь с глаголом и перешли в разряд служебных слов: начиная с (в значении «с такого-то времени»), исходя из (в значении «на основании»), смотря по (в значении «в соответствии»):

Например: Всё изменилось начиная с прошлого вторника; отчет составлен исходя из ваших данных;

Однако в других контекстах обороты могут обособляться:

Обособление обстоятельств

Оборот со словами начиная с обособляется, если носит характер уточнения, пояснения и не связан с понятием времени:

Например: Это подтверждает история многих стран, начиная с Англии и США;

Слово начиная в таких контекстах нельзя выбросить без ущерба для смысла предложения;

Оборот со словами исходя из обособляется, если по смыслу соотносится с производителем действия, который может «исходить из чего-то»:

Например: Мы составили отчет, исходя из ваших данных (мы исходили из ваших данных);

Оборот со словами смотря по обособляется, если имеет значение уточнения или присоединения:

Например: Приходилось действовать избирательно, смотря по обстоятельствам (уточнение, можно вставить «а именно»);смотря по времени года (присоединение).

Б) Обстоятельства, выраженные существительными

1. Всегда обособляются обстоятельства уступки, выраженные существительными с предлогами "несмотря на", "невзирая на". Такие обороты можно заменить на придаточные предложения уступки с союзом хотя.

Например: Несмотря на холодную весну, урожай выдался отличный. – Хотя весна была дождливой, урожай выдался отличный;

2. Могут обособляться обстоятельства:

Причины с предлогами и предложными сочетаниями такими как: благодаря,за отсутствием, вследствие, ввиду, за неимением, согласно, в силу, в связи с, по причине, по случаю и др. (можно заменить придаточным предложением с союзом так как).

Например: Петрович, согласно с мнением начальника, советовал воротиться. – Так как Петрович был согласен с мнением начальника, он советовал воротиться; Детям, по причине малолетства, не дали никакой работы. – Так как дети были маленькими, им не дали никакой работы;

Уступки с предлогами вопреки, при (можно заменить придаточным предложением с союзом хотя).

Например: Жизнь его, при всех его бедствиях, шла легче, нежели жизнь Антона. – Хотя положение было тяжёлым, жизнь его шла легче, нежели жизнь Антона;

Условия с предлогами и предложными сочетаниями при наличии, при отсутствии, в случае и.т.д (можно заменить придаточным предложением с союзом если).

Например: Заключенные, в случае отказа, решили объявить голодовку. – Если заключенным будет отказано, они решили объявить голодовку;

Цели с предлогами и предложными сочетаниями во избежание (можно заменить придаточным предложением с союзом чтобы).

Например: товар, во избежание порчи, перевезите почтой. – Чтобы избежать порчи, товар перевезите почтой;

Сравнения с союзом подобно.

Например: Иван Николаевич родился на севере России, подобно старшему брату Антону.

Однако обороты с такими предлогами и предложными сочетаниями могут и не обособляться.

Чаще обособляются обороты, которые располагаются между подлежащим и сказуемым:

Петрович, согласно с мнением начальника, советовал воротиться.

Кроме того, обособленные обороты обычно распространены, то есть содержат существительное с зависимыми словами:

Благодаря хорошей погоде и особенно праздничному дню, наша улица снова оживилась.

Как правило, не обособляются указанные обороты в конце предложения.

Например: Заключенные, по приказу смотрителя, направились в камеры. – заключенные пошли в камеры по приказу смотрителя.

В целом же обособление оборотов с указанными предлогами и предложными сочетаниями является факультативным.

3. Обстоятельства, выраженные именами существительными, без предлогов или с иными предлогами, обособляются только в том случае, если приобретают дополнительную смысловую нагрузку, имеют пояснительное значение или совмещают несколько обстоятельственных значений. Например:временное и причинное, временное и уступительное и.т.д.

Например: Вова, после полученного им решительного отказа, ушёл домой.

При этом обстоятельство совмещает значения времени и причины и отвечает на вопросы когда ушёл? и почему ушёл?. Оборот выражен существительным с зависимыми словами и расположен между подлежащим и сказуемым.

Обособленные обстоятельства, выраженные существительными, всегда выделяются интонационно. Тем не менее наличие паузы не всегда свидетельствует о наличии запятой. Так,обстоятельства, которые стоят в начале предложения выделяются интонационно.

Например: В Москве / я был в прошлом году; В прошлом году / я был в Москве.
Однако запятая после такого обстоятельства не ставится!
В) Обстоятельства, выраженные наречиями

Обстоятельства, выраженные наречиями (с зависимыми словами или без зависимых слов), обособляются только в случае, если автор хочет привлечь к ним внимание или если они имеют значение попутного замечания.

Например: Спустя некоторое время на улицу, неизвестно откуда, выбежал мальчик в белом костюме, с черной, как уголь, головой.

Цель : углубить понятия о синтаксической роли деепричастий и деепричастных оборотов, повторить морфологию глаголов и деепричастий, суффиксы деепричастий;
дальнейшее развитие навыка видеть в тексте предложения с обособленными определениями и приложениями, умение выделять их интонацией и знаками препинания;
повторение правописания не с причастием, -н - и -нн - в причастии, производных предлогов.

Ход урока.

1 . Обособить: (запись на доске)

  1. выделить из общего, создав особое от других положение;
  2. в грамматике: интонационно выделить какой-нибудь смысловой отрезок внутри предложения.

С.И.Ожегов

Мы продолжаем эту тему, закрепляя изученное об обособленных приложениях и определениях и подробнее останавливаясь на обособленных обстоятельствах, понимая важность интонационного и смыслового выделения данных оборотов и еще большую необходимость правильной постановки знаков препинания в предложении.

2. На доске проверяются фрагменты д/з (используются тестовые задания по русскому языку. Автор А.Б.Малюшкин, Москва 2007, издательство «Сфера»).

1) Первый ученик вносит в таблицу правильные ответы к тестам.

№ 1 2 3 4 5 6
Ответы 3 1 2 4 1 1

а) объясняется написание не с прилагательным и причастием,
б) делается разбор по составу слова связанными,
в) объясняется задание №3 и дается характеристика предложения №2

(повествовательное, невосклицательное, двусоставное, полное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством).

2) Второй ученик дает ответы на задания № 4,5,6,

а) объясняет написание -н-, -нн- во втором задании,
б) делает разбор слова по составу сохранился и разбор данного слова как части речи.

3. В это время происходит работа с классом.

а) Вспоминается общий характер обособления второстепенных членов, которые, как правило, обозначают какое-либо добавочное действие, какой-нибудь дополнительный признак.
б) Обособленные второстепенные члены свойственны прежде всего книжной речи. Они очень широко применяются в художественной литературе.
в) Ученики приводят примеры из текста домашнего задания: (знаки препинания и пропущенные буквы) проставляют ученики:

Текст .

1. На ковре сц шившись и выбрасывая ноги молча катались Паниковский и Балаганов.

2. Они побр ли по улицам блед ые разочарова ые отупевшие от горя. 3. Бендер шел позади всех опустив голову и машинально мурлыча. В глубине под навесом желтела «Антилопа». На трактирном крыльце сидел Козлевич. Сладостно отдуваясь он вытягивал из блюдечка горячий чай. Он блаженствовал.

Адам!- сказал великий комбинатор останавливаясь перед шофером. - У нас ничего не осталось. Мы нищие, Адам! Примите нас! Мы погибаем.
Козлевич встал. Командор униже ый и бедный стоял перед ним с непокрытой головой. Светлые польские глаза Адама Казимировича забл стели от слез. Он сошел со ступенек и поочередно обнял всех антилоповцев.
-Такси свободен!- сказал он глотая слезы жалости. - Прошу садиться.
Паниковский плакал закрыв лицо кулачками и шепча:
- Какое сердце! Честное, благородное сердце! Какое сердце!

Вопросы :

Указать все обособленные члены предложения, расставив знаки препинания.
Назвать произведение и его автора.
С какой целью И. Ильф и Е. Петров используют обособленные члены?
(Они помогают писателям в экономной форме подробно живописать предмет)
Объяснить правописание слов с пропущенными буквами.

4. Обратимся к текстам А.С Пушкина и М.Горького.

Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную...

б) М.Горький в повести «Детство» описывает бабушку:
«Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, приподнимающую меня...» Автор, используя обособленные члены предложения, подчеркивает главную мысль - бабушка для Алеши была самым чудесным человеком. Это она разбудила его, спрятанного в темноте, и вывела в свет.
Учащиеся на слух определяют обособленные члены предложения (кто больше успеет назвать их) и делают вывод о необходимости использования в текстах художественной литературы.

5. Возвращаемся к тексту И.Ильфа и Е.Петрова.

а) На доске делается схема к 3 предложению и дается его характеристика.
Определяется, что при одном сказуемом могут быть два деепричастных оборота, т.е. два обособленных обстоятельства.
Как в таком случае ставятся знаки препинания?
(В этом случае запятая между обособленными обстоятельствами, соединенными союзом и , не ставится).

б) Такие случаи следует отличать от предложений, в которых обособленные обстоятельства относятся к разным глаголам-сказуемым:
обращаем внимание на таблицу (она у каждого ученика на парте как раздаточный материал) пункт №3, читаем предложение.

Обособление обстоятельств

Обособляются

Не обособляются


1. До и после главного слова - глагола-сказуемого

а) выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами

б) выраженные существительными с предлогом

в) выраженные существительные с предлогами ввиду, вследствие, во избежание, вопреки, согласно, благодаря и др. при значительном распространении и интонационном выделении

а) представляющие собой устойчивые обороты

2. После глагола-сказуемого

а) одиночные деепричастия, имеющие значения наречия

б) тесно связанные со сказуемым

в) выраженное деепричастным оборотом и входящее в группу однородных членов с наречием

Различайте!

однородные члены - обособленные обстоятельства

однородные члены - сказуемое

Он тихонько переоделся, сменив рабочий костюм, и сев к столу, раскрыл какую-то книгу. (Н.О.)

Здесь у нас однородные члены-сказуемые. Следовательно, и знаки препинания будут стоять иначе. Обратим внимание на схему данного предложения в таблице.

  1. Почему перед союзом и стоит запятая?
  2. Почему ее нет во втором примере?

6. Продолжается работа с таблицей обособленных обстоятельств.

  1. Об обособлении каких обстоятельств мы еще не говорили?
    (Обстоятельства, выраженные существительным с предлогом. Левая колонка).
  2. Какими предлогами? (производными).
  3. Что такое производный предлог? (Самостоятельная часть речи, утрачивая свое лексическое и морфологическое значение переходит в служебную).
  4. Примеры (Кто быстрее приведет?).
  5. В чем разница в написании: в течение - в течении; навстречу - на встречу;
    насчет - на счет; в продолжение - в продолжении; вследствие - в следствии.

7. Работа по учебнику с. 145, прим. №2.

Какие еще предлоги могут использоваться при таком обособлении?

Выполняется упр. №333, с. 147.

8. Составить предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными существительным с предлогом, и использовать данные слова как самостоятельные
части речи:

  1. вариант - (в)следствии...
  2. вариант - благодаря.

9 . Всегда обособляется обстоятельство уступки с предлогом несмотря на.

Несмотря на все мои страдания, я никак не мог уснуть.

10. Обособление остальных обстоятельств зависит от стилистических задач.

Особенно часто обособляются обстоятельства причины (ввиду, благодаря, вследствие), условия (при наличии, при отсутствии), уступки (вопреки).

11 . После этого продолжаем работать с таблицей в разделе «Необособленные обстоятельства»

Каковы условия необособления данных обстоятельств?

а) Обстоятельство представляет собой устойчивый оборот, т.е. фразеологический оборот.

Находим примеры предложений и читаем их.

Назвать известные вам фразеологические обороты (какой ряд выполнит быстрее это задание).
(Слушать развеся уши; броситься очертя голову; отвечать не мудрствуя лукаво; кричать не помня себя; слушать разинув рот;...)
- Составить по одному предложению, используя любой фразеологический оборот, и записать так, как показано в таблице.

б) Одиночные деепричастия наречного значения или, как раньше называли, наречия.

Обратим внимание на их место в предложении.

(они стоят после сказуемого, отвечают на вопросы: как? каким образом? в каком положении?).

в) Работаем с примечанием учебника на с. 145 (вверху).

Назвать такие наречия.
(Сидя, лежа, стоя, молча, шутя, нехотя и т.д.)

Эти слова прочно перешли в наречия. При одиночном употреблении они не обособляются, их можно заменить наречиями-синонимами. Например, говорит не торопясь - медленно; отвечал нехотя - вяло.

Помощником здесь может быть интонация. Перед наречием и после него нет паузы, а после обособленного деепричастного оборота пауза соблюдается.
- Данное правило подтверждается на примере упражнения №326.

г) Отрабатывается третий случай из таблицы (б).

Это одиночные деепричастия, стоящие также после сказуемого в конце предложения и являющиеся обстоятельствами образа действия, к ним тоже можно подобрать синонимы. Смотрим примеры таблицы.
- Заменить наречие деепричастием и составить предложения:

  1. в. Молнии непрерывно сверкали (не переставая).
  2. в. Туча медленно надвигалась (не спеша).

12. Викторина.

Задание №1.

Объясните, почему не обособляются деепричастия в следующих предложениях:

а) Затем странный человек не торопясь обошел нижние палубы. (Кат.) б) Швейцар решил идти не спеша. (Пауст.) в) Повертелась лиса к курятника и ушла несолоно хлебавши.

а) одиночное деепричастие ближе к наречию, как бы сливается со сказуемым;
б) не спеша - наречие;
в) является фразеологизмом.

Задание №2.

Перестройте предложения так, чтобы обособленные обстоятельства стали необособленными:

1.. Стиснув зубы, они продолжали работать. 2. Низко опустив голову, она вышла из комнаты. 3. Он продолжал сидеть, твердо намереваясь закончить работу.

Задание №3.

Составьте по предложению с фразеологизмами, указав, какие их них обособляются:

Сломя голову, спустя рукава, держа курс на что-либо, не долго думая, принимая во внимание. (по рядам по одному примеру).

Задание №4.

Укажите ошибки в употреблении деепричастных оборотов: 1.Выехав в открытую степь, их застал буран. 2. Читая повесть, перед нами встает яркий образ предводителя народного восстания.

13 . Тестовые задания (прилагаются). Подводится итог усвоения нового материала на уроке. Ответы записываются учениками на доске. Для проверки происходит обмен тетрадями.

Тест.

1. Укажите неверные утверждения.

  1. Обособленные члены предложения выделяют­ся по смыслу при помощи интонации в уст-­
    ной речи и при помощи знаков препинания в письменной речи.
  2. Всегда обособляются определения, относящие­ся к личному местоимению.
  3. Всегда обособляются приложения с союзом как.
  4. Обособленные приложения могут выделяться при помощи тире.
  5. Всегда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом.
  6. Уточняющими могут быть только второстепен­ные члены предложения.

2. Найдите предложения с обособленными определениями (зна­ки препинания не расставлены).

  1. В небе ярко блестели небрежно насыпанные звезды.
  2. Ожил лес покрытый дымкой молодой зелени.
  3. Заросшая проселочная дорога жалась к реке.
  4. Весенней негой утомлен я впал в невольное забвенье.
  5. Утомленный штормом капитан спустился в свою каюту.
  6. Облачная и туманная мартовская ночь окутала землю.

3. В каком примере не нужно обособлять одиночное определение?

  1. Незримый ты мне был уж мил.
  2. За синими морями забытый он угасал один.
  3. Облетевший тополь серебрист и светел.
  4. Плачет бедная без устали она.

4. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки при обособлении приложений.

  1. Остров затянулся туманом - серой неподвиж­ной мглой.
  2. Из-за угла вышел Федька, наш молодой ре­жиссер.
  3. Капитан артиллерии, Максимов кладет телефонную трубку.
  4. Юрию, как уроженцу юга, было трудно при­выкнуть к климату Арктики.

5. Все знают Александра Блока, как гениального поэта.

  1. Найдите предложения, в которых неправильно обособлен деепричастный оборот.
  2. Мир осинам, что раскинув ветки, загляделись в розовую водь.
  3. Напившись чаю, перед рассветом я выходил на охоту.
  4. В окно весело играя, заглядывал юный солнечный луч.
  5. Вон, покинув звездный хоровод, на трубе сидит звезда-красавица.

6. Укажите предложение, в котором не нужно обособлять оди­ночное деепричастие (знаки препинания не расставлены).

  1. Прощаясь молодые люди раскланивались.
  2. Отец не оборачиваясь кивнул головой.
  3. Дядя смотрел на бабушку прищурясь.
  4. Мальчик вздрогнув уронил ложку.

7. Найдите предложение, в котором не нужно обособлять вы­деленное обстоятельство.

  1. Там на шахте угольной паренька приметили.
  2. На той стороне за рекой запевал соловей.
  3. Мы жили тогда в Мещерских лесах в деревне .
  4. Поворачиваются за солнцем в течение долго­го дня почти все цветы.

14 . Словарная работа.

Отрабатывается задание №11 (тесты) слово маневр (франц. - manouere, лат. - manuopera от manus «рука» и opera «дела».)
Маневрировать - ловко и хитро действовать, обходя неприятности; передвижение войск с целью нанести удар противнику.

15. Мини-диктант (распределить по столбикам) .

Расстеливши, расстилающаяся, рассчитавший, не рассчитав.
Какие правила орфографии являются общими для объяснения написания этих слов.

16 . Перестроить предложения так, чтобы в них были все возможные случаи обособления.

1 ряд. 2 ряд. 3 ряд.
Небольшой лесок Цвели фруктовые Собака испугалась
пересекала, петляла деревья и наполняли и громко залаяла.
между деревьями воздух пьянящим
тропинка. ароматом.

17 . Переделать предложение в сложное, заменив предлог несмотря на союзом несмотря на то что.

Несмотря на хорошую погоду, в тот день нам удалось пройти немного.
(В тот день, несмотря на то что погода была хорошая, нам удалось пройти немного).

18. Найти обособленные обстоятельства в стихотворении А. С. Пушкина.

Что можем наскоро стихами молвить ей?
Мне истина всего дороже.
Подумать не успев, скажу: ты всех милей.
Подумав, я скажу все то же.

19. Это интересно.

1. Вспомните строки из басни И.А Крылова «Рыбья пляска»: Тут, старосту лизнув Лев милостиво в грудь..., отправился в дальнейший путь. Это редкий случай, когда подлежащее заняло совершенно необычное для себя место - разместилось внутри деепричастного оборота.

2. По воле автора деепричастный оборот может быть отнесен и не к глаголу. Вот отрывок из стихотворения Леонида Мартынова: Рукава, острова... Это - дельта речная! Вот она какова, вечереть начиная! Однако это не норма, а свойство индивидуального авторского стиля.

3. Вдумайся в предложение! Он морщил лоб, не в силах понять написанное.
Ни под один известный вам вид обособления оно не подходит. Оказывается, это «осколок» деепричастного оборота будучи не в силах, в котором деепричастие играло лишь вспомогательную роль и потому исчезло без ущербы смыслу.

20 . Подводится итог урока.

  1. Что нового об обособлении обстоятельств вы узнали сегодня на уроке?
  2. Что вызвало затруднения?

На последующих уроках мы продолжим данную тему.