Как различное отношение ночлежников к Настиному рассказу отражает основной конфликт пьесы? В каких произведениях русской классики изображены «книжные» героини и в чем их можно сопоставить с горьковской Настей? ЕГЭ по литературе. Тесты Какое различное отно
В основе пьесы «На дне» любовная интрига, укладывающаяся в два любовных треугольника «Пепел — Василиса-Наташа», «Пепел-Василиса-Костылев». Ее развитие приводит к тому, что Пепел убивает Костылева и оказывается в тюрьме, Наташа, покалеченная Василисой, попадает в больницу, а Василиса становится полновластной хозяйкой ночлежки.
Но своеобразие пьесы в том, что не любовный является определяющим. Большинство героев не причастны к развитию любовного сюжета, да и он сам занимает как бы вторичное положение по отношению к тому, что изображает Горький.
На первое место здесь выступает социальный конфликт между хозяевами жизни, Костылевыми, и обитателями ночлежки. А еще шире между российской действительностью и судьбами людей, которые оказались выброшенными из активной жизни на дно.
Социальный конфликт произведения был воспринят современниками как призыв к революции, к кардинальному изменению жизни. Именно конфликт пьесы делал ее революционной — это столкновение между действительностью и жизнью людей ночлежки. Но самое интересное в том, что и теперь пьеса не потеряла своего современного (общечеловеческого) звучания, просто у современного зрителя и читателя сменились акценты.
Образная система пьесы в решении конфликта «На дне»
Обитатели ночлежки — представители два жизни, бродяги, которые выброшены обществом на дно и которые обществу не нужны.
Горький показывает, что люди оказываются на дне разными путями:
- Сатин — после тюрьмы,
- Актер спился,
- Клещ из-за болезни жены,
- Барон разорился,
- Пепел потому, что он потомственный вор.
Причины, приведшие людей к такому состоянию, не утратили своей актуальности. Таким образом, причины конфликта этих людей и действительности различны.
По-разному относятся обитатели ночлежки к своему положению, к тому, что сама действительность такова, что выталкивает их на дно и держит там. Одни примирились с действительностью:
- Бубнов
(«Человек — вещь, ты везде лишняя… да и все люди лишние…»),
(«Надо жить — по закону»),
- Наташа (мечты заменяют реальную жизнь),
- Барон (жизнь заменена воспоминаниями о прошлом).
Другие тяжело переживают свое состояние, надеются или мечтают изменить ее (Наташа, Пепел, Актер).
Но ни первые, ни вторые не знают, как можно вырваться отсюда. Современное прочтение пьесы позволяет сказать, что отношение человека к своему положению определяет его отношение к действительности.
Поэтому очень важна третья группа героев — Сатин и Лука,- именно они как бы знают, что надо делать. Смысл образов Сатина и Луки и в том, что здесь образуется еще
один конфликт — конфликт между истиной и состраданием, между правдой и ложью во спасение.
Гуманитарная составляющая конфликта пьесы Горького
Лука — один из центральных персонажей, с его появлением в ночлежке начинаются внутренние изменения. По мнению автора, этот персонаж — скорее отрицательный
(«изуверство добродетели», «лукавый старец»).
Лука жалеет человека: он утешает умирающую Анну, он говорит Пеплу о замечательной жизни в Сибири, где можно часть все сначала, он говорит Актеру о лечебницах, где можно вылечиться от алкоголизма. Сам Горький уверен, что
«не жалеть человека надо». Писатель считает, что «жалость унижает человека».
Однако именно Лука действует на людей, именно он заставляет их по-новому взглянуть на свое положение. Именно он до последней минуты остается у постели умирающей Анны. Следовательно, довольно однозначное отношение автора к персонажу не делает образ Луки однозначным, а задает его многомерность.
Сатин выделяется среди других и своим отношением к жизни и своими высказываниями о ней. Его монологи о человеке и правде — кредо Горького. Неоднозначен образ этого героя. Его можно рассмотреть, как человека, провоцирующего, например, Пепла на убийство Костылева. Человека, который сознательно отказывается что-либо делать, монологи которого входят в противоречие с его поведением. Но можно рассмотреть его позицию с точки зрения философии стоиков: он сознательно отказывается от работы на это общество, которое вышвырнуло его на обочину жизни, он презирает его
(» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?… Человек — выше! Человек выше сытости!»).
Таким образом, и Сатин не однозначен в произведении.
Конфликт пьесы «На дне» между состраданием и правдой формально разрешен в пользу правды: утешения Луки не сделали жизнь обитателей ночлежки лучше (кончает жизнь самоубийством Актер, Пепел попадает в тюрьму, Наташа — в больницу, сам Лука исчезает). Человек должен знать правду о себе, говорит Горький, тогда он может изменить эту жизнь. Но вопрос, поставленный писателем, остается вопросом, так как образы героев не дают однозначного решения, поэтому пьеса и не потеряла своей актуальности.
Конфликт же между обитателями ночлежки и действительностью тоже неоднозначно решен. С одной стороны, как уже говорилось, само отношение людей определяет их состояние, их жизненный путь. С другой стороны, хозяева жизни (Костылев и Василиса) — это тот тип эксплуататоров, которые чужды человечности, их помыслы направлены на наживу, им выгоден существующий строй. В образах Костылевых Горький осуждает существующий строй. Недаром современники принимают пьесу как призыв к изменению существующего строя. Таким образом, по Горькому, надо изменить жизнь — тогда изменится человек. Разрешение конфликта между обитателями ночлежки и действительностью вынесено автором за пределы произведения.
Необычный для своего времени сюжет (жизнь ночлежки) и общечеловеческий конфликт в пьесе «На дне» при однозначной и определенной позиции автора дают неоднозначную трактовку произведения и делают его актуальным для любого времени.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесьМатериалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)
8. Как различное отношение ночлежников к Настиному рассказу отражает основной конфликт пьесы?
В данном отрывке герои высказывают противоречивое отношение к проблеме спасительной лжи, которую М. Горький формулировал как ассиметричный вопрос "истина или сострадание?".
Лука понимает, что, воображая себя героиней бульварных романов, Настя ощущает себя более счастливой, и потому поддерживает мечтания девушки о любви, искренне предлагает ей утешение: "Лука, улыбаясь, гладит голову Насти". Наташа, сострадательная и мечтающая об иной жизни подобно Насте, принимает позицию Луки и также поддерживает девушку.
Противоположное мнение высказывают Бубнов и Барон. Циник и скептик Бубнов безжалостно разоблачает беспочвенные мечты Насти, Барон смеется над её надеждами: "Настька! Да ведь... ведь прошлый раз - Гастон был!".
Эти герои иллюстрируют неприятие позиции Луки, противостояние идее о живительности утешительной лжи.
9. В каких произведениях русской классики изображены "книжные" героини и в чем их можно сопоставить с горьковской Настей?
Образ "книжной" героини находит свое отражение во многих произведениях отечественной литературы. Например, в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" Софья Фамусова увлекается чтением французских романов и мечтает о большой, красивой любви, как и Настя. Однако Софья все же живет в настоящем мире и выбирает на роль романтического воздыхателя реального человека, Молчалина, в то время как Настя обречена существовать в нищете и унижении, искренне любя лишь в мечтах.
Другая героиня, Татьяна Ларина из романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" тоже в молодости много читает, живет в вымышленном мире книжных образов. Даже поведение Татьяны, написанное ею письмо напоминают классические сюжеты французских романов. Однако, если Насте так и не удается выбраться с социального дна, устроить собственную жизнь, то повзрослевшая Татьяна становится роскошной представительницей высшего света Москвы и живет, сохраняя верность истинной чести, а не романным мечтам.
Обновлено: 2018-08-09
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Полезный материал по теме
- В каких произведениях русской классики изображены «книжные» героини и в чем их можно сопоставить с горьковской Настей?
8. Как различное отношение ночлежников к Настиному рассказу отражает основной конфликт пьесы?
В данном отрывке герои высказывают противоречивое отношение к проблеме спасительной лжи, которую М. Горький формулировал как ассиметричный вопрос "истина или сострадание?".
Лука понимает, что, воображая себя героиней бульварных романов, Настя ощущает себя более счастливой, и потому поддерживает мечтания девушки о любви, искренне предлагает ей утешение: "Лука, улыбаясь, гладит голову Насти". Наташа, сострадательная и мечтающая об иной жизни подобно Насте, принимает позицию Луки и также поддерживает девушку.
Противоположное мнение высказывают Бубнов и Барон. Циник и скептик Бубнов безжалостно разоблачает беспочвенные мечты Насти, Барон смеется над её надеждами: "Настька! Да ведь... ведь прошлый раз - Гастон был!".
Эти герои иллюстрируют неприятие позиции Луки, противостояние идее о живительности утешительной лжи.
9. В каких произведениях русской классики изображены "книжные" героини и в чем их можно сопоставить с горьковской Настей?
Образ "книжной" героини находит свое отражение во многих произведениях отечественной литературы. Например, в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" Софья Фамусова увлекается чтением французских романов и мечтает о большой, красивой любви, как и Настя. Однако Софья все же живет в настоящем мире и выбирает на роль романтического воздыхателя реального человека, Молчалина, в то время как Настя обречена существовать в нищете и унижении, искренне любя лишь в мечтах. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Другая героиня, Татьяна Ларина из романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" тоже в молодости много читает, живет в вымышленном мире книжных образов. Даже поведение Татьяны, написанное ею письмо напоминают классические сюжеты французских романов. Однако, если Насте так и не удается выбраться с социального дна, устроить собственную жизнь, то повзрослевшая Татьяна становится роскошной представительницей высшего света Москвы и живет, сохраняя верность истинной чести, а не романным мечтам.
Полезный материал по теме:
- В каких произведениях русской классики изображены «книжные» героини и в чем их можно сопоставить с горьковской Настей?
- В каких произведениях русской классики герои обращаются к воспоминаниям о прошлом и в чём этих героев можно сопоставить с персонажами пьесы «На дне»?
- В каких произведениях русской классики описывается сватовство героя и в чем соответствующие эпизоды можно сопоставить с приведенным фрагментом пьесы Гоголя «Женитьба»?
- В каких произведениях русской классики отображён конфликт между героем и обществом и в чём эти произведения можно сопоставить с грибоедовским «Горем от ума»?
- В каких произведениях русской классики изображается конфликт поколений и в чем их споры можно сопоставить с подобными конфликтами, изображенными в «Войне и мире» Л.Н. Толстого?
Часть 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1, С2.
«Пустырь» — засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. В глубине его — высокий кирпичный брандмауер. Он закрывает небо. около него — кусты бузины. Направо — тёмная, бревенчатая стена какой-то надворной постройки: сарая или конюшни. А налево — серая, покрытая остатками штукатурки стена того дома, в котором помещается ночлежка Костылёвых. Она стоит наискось, так что её задний угол выходит почта на средину пустыря. Между ею и красной стеной — узкий проход. В серой стене два окна: одно — в уровень с землёй, другое — аршина на два выше и ближе к брандмауеру. У этой стены лежат розвальни кверху полозьями и обрубок бревна, длиною аршина в четыре. Направо у стены — куча старых досок, брусьев. Вечер, заходит солнце, освещая брандмауер красноватым светом. Ранняя весна, недавно стаял снег. Чёрные сучья бузины ещё без почек. На бревне сидят рядом Наташа и Настя. На дровнях — Лука и Барон. Клещ лежит на куче дерева у правой стены. В окне у земли — рожа Бубнова.
Настя (закрыв глаза и качая головой в такт словам, певуче рассказывает).
Вот приходит он ночью в сад, в беседку, как мы уговорились… а уж я его давно жду и дрожу от страха и горя. Он тоже дрожит весь и — белый, как мел, а в руках у него леворверт…
Наташа (грызёт семечки).
Ишь! Видно, правду говорят, что студенты — отчаянные…
Настя. И говорит от мне страшным голосом: «Драгоценная моя любовь…»
Бубнов. Хо-хо! Драгоценная?
Барон. Погоди! Не любо — не слушай, а врать не мешай… Дальше!
Настя. «Ненаглядная, говорит, моя любовь! Родители, говорит, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой… и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни…» А леворверт у него — агромадный и заряжен десятью пулями… «Прощай, говорит, любезная подруга моего сердца! — решился я бесповоротно… жить без тебя — никак не могу». И отвечала я ему: «Незабвенный друг мой… Рауль…»
Бубнов (удивлённый).
Чего-о? Как? Краул?
Барон (хохочет).
Настька! Да ведь… ведь прошлый раз — Гастон был!
Настя (вскакивая).
Молчите… несчастные! Ах… бродячие собаки! Разве… разве вы можете понимать… любовь? Нестоящую любовь? А у меня — была она… настоящая! (Барону.)
Ты! Ничтожный!.. Образованный ты человек… говоришь — лёжа кофей пил…
Лука. А вы — погоди-ите! Вы — не мешайте! Уважьте человеку… не в слове — дело, а — почему слово говорится? — вот в чём дело! Рассказывайте, девушка, ничего!
Бубнов. Раскрашивай, ворона, перья… валяй!
Барон. Ну — дальше!
Наташа. Не слушай их… что они? Они — из зависти это… про себя им сказать нечего…
Настя (снова садится).
Не хочу больше! Не буду говорить… Коли они не верят… коли смеются… (Вдруг, прерывая речь, молчит несколько секунд и, вновь закрыв глаза, продолжает горячо и громко, помахивая рукой в такт речи и точно вслушиваясь в отдалённую музыку.) И вот — отвечаю я ему: «радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе невозможно жить на свете… потому как люблю я тебя безумно и буду любить, пока сердце бьётся во груди моей! Но, говорю, не лишай себя молодой твоей жизни… как нужна она дорогим твоим родителям, для которых ты — вся их радость… Брось меня! Путь лучше я пропаду … от тоски по тебе, жизнь моя… я — одна… я — таковская! Пуская уж я… погибаю, — всё равно! Я — никуда не гожусь… и нет мне ничего… нет ничего…» (Закрывает лицо руками и беззвучно плачет.)
Наташа (отвёртываясь в сторону, негромко).
Не плачь… не надо!
Лука, улыбаясь, гладит голову Насти.
М. Горький, «На дне»
При выполнении заданий В1-В2 ответ необходимо дать в виде слова, или сочетания слов, или последовательности цифр.
В1. Укажите жанр, к которому относится пьеса М. Горького «На дне».
В2. Установите соответствие между тремя персонажами пьесы «На дне» и родом их занятий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ
А) Бубнов
Б) Клещ
В) Лука
РОД ЗАНЯТИЙ
1) рабочий
2) странник
3) картузник
4) артист
В3. Начало фрагмента представляет собой развёрнутое авторское описание, воссоздающее обстановку, в которой происходит действие. Как называются подобные замечания или пояснения автора, характеризующие происходящее на сцене или комментирующие действия персонажей?
В4. В приведённом фрагменте развитие действия происходит благодаря чередованию реплик действующих лиц. Укажите термин, которым обозначается такая форма художественной речи.
В5. В данной сцене противопоставлены «мечтания» Насти и обстановка, в которой звучит её рассказ. Как называется приём, основанный на резком противопоставлении предметов или явлений?
В6. Как называется значимая подробность, являющаяся средством выражения авторского отношения к изображаемому (например, семечки, которые грызёт Наташа, слушая Настину историю)?
В7. Реплики персонажей, их реакция на происходящее передают внутреннее состояние героев, их душевные движения. Как называется изображение внутренней жизни человека в художественном произведении?
Для выполнения задания С1-С2 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С1. Как различное отношение ночлежников к Настиному рассказу отражает основной конфликт пьесы?
С2. В каких произведениях русской классики изображены «книжные» героини и в чём их можно сопоставить с горьковской Настей?
Часть 2
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; С3-С4.
Тучки небесные, вечные странники,
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
М. Ю. Лермонтов, 1840
При выполнении заданий В8-В12 ответ необходимо дать в виде слова, или сочетания слов, или последовательности цифр.
В8. Называя тучи «вечными странниками», поэт наделяет явление природы человеческими свойствами. Укажите название соответствующего приёма.
В9. Вторая строфа стихотворения содержит «безответные» вопросы. Как они называются?
В10. Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.
В11. Укажите стилистический приём, основанный на сочетании одинаковых согласных звуков в строке и усиливающий звуковую выразительность стиха («С милого севера в сторону южную»).
В12. Укажите трёхсложный размер, которым написано стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи» (без указания количества стоп).
Для выполнения задания С3-С4 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С3. Что даёт основание отнести стихотворение «Тучи» к жанру элегии?
С4. Какие произведения русских поэтов, отображающие связь между внутренним миром человека и природой, созвучны лермонтовским «Тучам»?
Часть 3
Для выполнения заданий части 3 выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 400 слов), опираясь на конкретный литературный материал и позицию автора произведения вне зависимости от того, насколько она совпадает с высказанными вами в работе собственными выводами и наблюдениями.
С5.1. Почему так трагически завершилась дружба Онегина и Ленского в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?
С5.2. Что придаёт сатирическим произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина современное звучание?
С5.3. Как в лирике А. А. Блока отобразилось прошлое и настоящее России?
Как различное отношение ночлежников к Настиному рассказу отражает основной конфликт пьесы?
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
«Пустырь» — засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. В глубине его — высокий кирпичный брандмауер. Он закрывает небо. Около него — кусты бузины. Направо — темная, бревенчатая стена какой-то надворной постройки: сарая или конюшни. А налево — серая, покрытая остатками штукатурки стена того дома, в котором помещается ночлежка Костылевых. Она стоит наискось, так что ее задний угол выходит почти на средину пустыря. Между ею и красной стеной — узкий проход. В серой стене два окна: одно — в уровень с землей, другое — аршина на два выше и ближе к брандмауеру. У этой стены лежат розвальни кверху полозьями и обрубок бревна, длиною аршина в четыре. Направо у стены — куча старых досок, брусьев. Вечер, заходит солнце, освещая брандмауер красноватым светом. Ранняя весна, недавно стаял снег. Черные сучья бузины еще без почек. На бревне сидят рядом Наташа и Настя. На дровнях — Лука и Барон. Клещ лежит на куче дерева у правой стены. В окне у земли — рожа Бубнова.
Настя (закрыв глаза и качая головой в такт словам, певуче рассказывает) . Вот приходит он ночью в сад, в беседку, как мы уговорились... а уж я его давно жду и дрожу от страха и горя. Он тоже дрожит весь и — белый, как мел, а в руках у него леворверт...
Наташа (грызет семечки) . Ишь! Видно, правду говорят, что студенты — отчаянные...
Настя. И говорит он мне страшным голосом: «Драгоценная моя любовь...»
Бубнов. Хо-хо! Драгоценная?
Барон. Погоди! Не любо — не слушай, а врать не мешай... Дальше!
Настя. «Ненаглядная, говорит, моя любовь! Родители, говорит, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой... и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни...» А леворверт у него — агромадный и заряжен десятью пулями... «Прощай, говорит, любезная подруга моего сердца! — решился я бесповоротно... жить без тебя — никак не могу». И отвечала я ему: «Незабвенный друг мой... Рауль...»
Бубнов (удивленный) . Чего-о? Как? Краул?
Барон (хохочет) . Настька! Да ведь... ведь прошлый раз — Гастон был!
Настя (вскакивая) . Молчите... несчастные! Ах... бродячие собаки! Разве... разве вы можете понимать... любовь? Настоящую любовь? А у меня — была она... настоящая! (Барону.) Ты! Ничтожный!.. Образованный ты человек... говоришь — лежа кофей пил...
Лука. А вы — погоди-ите! Вы — не мешайте! Уважьте человеку... не в слове — дело, а — почему слово говорится? — вот чем дело! Рассказывай, девушка, ничего!
Бубнов. Раскрашивай, ворона, перья... валяй!
Наташа. Не слушай их... что они? Они — из зависти это... про себя им сказать нечего...
Настя (снова садится) . Не хочу больше! Не буду говорить... Коли они не верят... коли смеются... (Вдруг, прерывая речь, молчит несколько секунд и, вновь закрыв глаза, продолжает горячо и громко, помахивая рукой в такт речи и точно вслушиваясь в отдаленную музыку.) И вот — отвечаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе невозможно жить на свете... потому как люблю я тебя безумно и буду любить, пока сердце бьется во груди моей! Но, говорю, не лишай себя молодой твоей жизни... как нужна она дорогим твоим родителям, для которых ты — вся их радость... Брось меня! Пусть лучше я пропаду... от тоски по тебе, жизнь моя... я — одна... я — таковская! Пускай уж я... погибаю, — все равно! Я — никуда не гожусь... и нет мне ничего... нет ничего...» (Закрывает лицо руками и беззвучно плачет.)
Наташа (отвертываясь в сторону, негромко) . Не плачь... не надо!
Лука, улыбаясь, гладит голову Насти.
М. Горький «На дне»
Укажите жанр, к которому относится пьеса М. Горького «На дне».
Пояснение.
Пьеса М. Горького «На дне» относится в жанру драмы. Дадим определение.
Драма — литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII-XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии - трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику.
Ответ: драма.
Гость
12.02.2015 00:47
Если я не ошибаюсь, Драма это род литературы, а жанр - Пьеса
Татьяна Стаценко
Всё верно, в пояснении правильно всё разъяснено.
Юлия Худякова
18.12.2016 22:35
Ответ социально-философская драма будет верным?
Татьяна Стаценко
Чаще обращайтесь к кодификатору: в нём нет такого деления.
Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину XIX века и принципы которого нашли свое воплощение в горьковской пьесе.
Пояснение.
В горьковской пьесе нашли свое воплощение принципы реализма. Дадим определение.
Реализм — правдивое изображение реальной действительности. Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный - воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный - нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи придаёт большее значение то одному, то другому из них (в связи с ходом развития искусства, и с иными обстоятельствами). Отсюда два противоположных направления в теории; одно - реализм - ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое - идеализм - видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм. Причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько идеальные представления.
Ответ: реализм.
Ответ: Реализм
Начало фрагмента представляет собой развернутое авторское описание, воссоздающее обстановку, в которой происходит действие. Как называются подобные замечания или пояснения автора характеризующие происходящее на сцене или комментирующие действия персонажей?
Пояснение.
Такие замечания или пояснения автора называются ремарками. Дадим определение.
Ремарка — указание автора в тексте драматического произведения на поведение героев: их жесты, мимику, интонации, тип речи и паузы, обстановку действия, смысловое подчеркивание тех или иных высказываний.
Наташа (грызет семечки). Ишь! Видно, правду говорят, что студенты - отчаянные...
Ответ: ремарка.
Ответ: ремарка|ремарки
В приведенном фрагменте развитие действия происходит благодаря чередованию реплик действующих лиц. Укажите термин, которым обозначается такая форма художественной речи.
Пояснение.
Такая форма общения называется диалогом. Дадим определение.
Диалог - разговор между двумя или несколькими лицами в художественном произведении. В драматургическом произведении диалог действующих лиц - одно из основных художественных средств для создания образа, характера.
Ответ: диалог.
Ответ: диалог|полилог
В данной сцене противопоставлены «мечтания» Насти и обстановка, в которой звучит ее рассказ. Как называется прием, основанный на резком противопоставлении предметов или явлений?
Пояснение.
Такой прием называется антитеза. Дадим определение.
Антитеза - стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов.
Пустырь - засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. «…» А налево - серая, покрытая остатками штукатурки стена того дома, в котором помещается ночлежка Костылевых. «…»Направо у стены - куча старых досок, брусьев.
И вот - отвечаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе невозможно жить на свете... потому как люблю я тебя безумно и буду любить, пока сердце бьется во груди моей! Но, говорю, не лишай себя молодой твоей жизни... как нужна она дорогим твоим родителям, для которых ты - вся их радость... Брось меня! Пусть лучше я пропаду... от тоски по тебе, жизнь моя... я - одна... я - таковская! Пускай уж я... погибаю, - все равно! Я - никуда не гожусь... и нет мне ничего... нет ничего...»
Убогая обстановка и противопоставлена нежному рассказу Насти.
Ответ: антитеза или контраст.
Ответ: антитеза|контраст
lidana dronenko
08.12.2016 18:57
почему антитеза, а не контраст, по сути же одно и тоже???
Татьяна Стаценко
Верно, ответ добавлен.
Как называется значимая подробность, являющаяся средством выражения авторского отношения к изображаемому (например, семечки, которые грызет Наташа, слушая Настину историю)?
Пояснение.
Такая подробность называется деталь или художественная деталь. Дадим определение.
Художественная деталь - особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.
Ответ: деталь.
Ответ: деталь|детальхудожественная|художественнаядеталь