"Роль воспитателя в процессе проведения музыкальных занятий". Консультация «Роль воспитателя на музыкальных занятиях в группах раннего возраста Роль воспитателя на музыкальном занятии

Роль воспитателя на музыкальных занятиях

Музыкальные занятия – это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. На музыкальных занятиях используются разные виды деятельности:

Слушание. Основной вид музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном два вида музыки: вокальная, инструментальная. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Старшие дети слушают инструментальную музыку. Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней(характер), дать некоторые названия(танец, марш, колыбельная), познакомит со средствами выразительности(темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Слушая неоднократно произведения, дети постепенно запоминают его, у детей развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения.

Пение и песенное творчество – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения. В процессе разучивания песенного репертуара у детей развивается: память, мышление, воображение. На первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, лает собачка, поет птичка). В дальнейшем расширяется диапазон. Усовершенствуются навыки певческого дыхания, звукоизвлечения.

Музыкально – ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы, упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, художественно – творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок, танцевальных движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передавать сходство с персонажами. В старших группах нужно добиваться от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно, развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирования песен.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого). В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов.

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов: Вводная часть.(движения в различных построениях: колонны, шеренги, звенья, парами, по кругу, ходьба, бег, танцевальные шаги, поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг).

Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

Слушание музыки.

Пение и песенное творчество.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах.

Танец.

Игра.

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, следовательно, он не может оставаться в стороне от музыкально- педагогического процесса. Если все музыкальное воспитание сводится к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, так как он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе « движение», музыкальный руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем. Ведущую роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя!

Часто воспитатель допускает следующие ошибки на занятиях: Воспитатель сидит с безучастным видом. Воспитатель перебивает исполнение. Дают словесные указания наравне с музыкальным руководителем (хотя двух центров внимания быть не может).

Нарушает ход занятий (входит и выходит из зала).

Активность воспитателя зависит от трех факторов:

От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при прослушивании музыкального произведения.

От программного материала: в зависимости новый или пройденный материал.

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей: Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). Воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости: движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и. При обучении детей музыкально – ритмических движений(особенно в младших группах) воспитатель участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости показывать то или иное движение, напоминая построение или давая отдельные указания в пляске, игре. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал. Воспитатель повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет вместе с детьми.

Таким образом, чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, так как организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении зависит от тесного рабочего взаимодействия всего педагогического коллектива.


Роль воспитателя на музыкальных занятиях

Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии.

В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала.

Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия:если в плане занятия намечено знакомство с новой песней, спеть ее может воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз исполняет песню музыкальный руководитель, повторно – воспитатель. Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем как дети воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами.

При проведении музыкально-ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз.руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений, однако это ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям.

Чего хотелось бы избежать на занятиях:

1. Воспитатель сидит с безучастным видом

2. Воспитатель перебивает исполнение

3. Дают словесные указания наравне с муз.руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)

4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

Активность воспитателя зависит от трех факторов

1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании

3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал

Роль воспитателя, чередование его активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач.

Слушание музыки:

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

1. Не участвует во время быстрых опросных упражнений;

2. В распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;

3. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;

4. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;

5. При совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;

6 Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном

пении (исключение - пение с детьми раннего и младшего возраста);

Музыкально-ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;

2. Дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение -

упражнения на развитие творческой активности детей);

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;

4. Корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца

или пляски;

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре;

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Роль воспитателя в процессе музыкального

Воспитания детей дошкольного возраста

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии - с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать - мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе... Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности.

Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги - «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

Педагогу-воспитателю необходимо:

Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

Разучивать движения с отстающими детьми.

Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках,деревянных ложках и др.).

Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально- ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.

Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.

На музыкальном занятии

Роль воспитателя, чередование его активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач:

Слушание музыки:

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

1. Не участвует во время быстрых опросных упражнений;

2. В распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;

3. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;

4. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;

5. При совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;

6. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном
пении (исключение - пение с детьми раннего и младшего возраста);

Музыкально-ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;

2. Дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение -
упражнения на развитие творческой активности детей);

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;

4. Корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца
или пляски;

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре;

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Роль воспитателя на музыкальной непосредственной

Деятельности и на праздниках

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребенок, вам все интересно, и вы вместе с детьми весело поете песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идет педагогический процесс, который необходимо контролировать.

Самым наглядным примером заинтересованного воспитателя в нашем детском саду является Зоя Викторовна Жуковская. Она всегда принимает участие в занятии с большой долей оптимизма и интереса. Мы можем запланировать открытое музыкальное занятие с ее группой с целью продемонстрировать действия воспитателя на занятии.

А теперь от эстетики перейдем к организационным вопросам, касающимся музыкального занятия. Для кого-то я приведу прописные истины, но в нашем коллективе много начинающих педагогов, которые еще не знакомы со спецификой музыкальных занятий.

Итак:

На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.

Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.

На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.

Воспитатель с собой приносит тетрадь с твердой обложкой на спирали и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения танцев, рекомендации и т.д.

Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.

Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.

Следить за правильным выполнением детьми движений.

Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.

В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

А сейчас пришло время поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 8 Марта и выпускной бал в подготовительной к школе группе.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

Итак:

1. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.

2. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.

3. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д.

5. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.

6. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.

7. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.

8. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.

9. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.

10. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).

11. Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).

И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!

Воспитатель и музыкальный руководитель:

вопросы сотрудничества и сотворчества

Профессиональные задачи музыкального руководителя ДОУ

Задачи музыкального воспитания дошкольников, решаемые воспитателем

1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе.

2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду.

3. Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий.

4. Организация педагогических совещаний

1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, танцевальные движения, следить за выполнением заданий.

2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

3. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей. Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей

Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ.

Задачи мониторинга

1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальностью дошкольника.

3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса

детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе музыкальном.

4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие

дошкольника

1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности.

2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ.

3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии.

4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском

саду педагогических условий

на музыкальное воспитание

и развитие дошкольника

Задачи педагогического проектирования образовательного процесса

Ознакомление с музыкальным репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога.

Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя.

Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания и развития.Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учрежден

Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста.

Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов.

Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности.

Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДОУ

Задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды ДОУ

Задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентности

Екатерина Полежаева
Роль воспитателя на музыкальных занятиях

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания , выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов . А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных : от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального , но и общего эстетического развития дошкольников.

Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки , педагоги - «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки .

Нам, музыкальным руководителям , хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия . Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии , ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя .

Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия .

Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей .

На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей :

Умственное : дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т. е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.

Нравственное - волевое : воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведенияорганизационных моментах, воспитывается умение слушать , петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности

Физическое : в танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

Эстетическое : чтобы уметь слушать и понимать музыку , нужно ее чувствовать, познавать прекрасное.

Певческие навыки : чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов :

Вводная часть : движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу, ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.) . Движения под музыку создают бодрое , веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

Слушание музыки

Пение и песенное творчество

Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю , т. к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений . Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя .

В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки , пению, музыкально -ритмическим движениям, игре на ДМИ.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия . Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре , пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии .

В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима . Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем , исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей , за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно.

Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами. При проведении музыкально -ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними , показывает плясовые и имитационные фигуры. В старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях , активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал.

Педагогу-воспитателю необходимо :

1. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях .

2. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара , показывать образцы точного выполнения движений.

3. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя .

4. Разучивать движения с отстающими детьми.

5. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

6. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

7. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.) .

8. Осуществлять музыкальное развитие детей , используя все разделы работы : пение, слушание музыки , музыкально -ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры .

9. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

10. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях , прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

11. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

12. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

13. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

14. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов .

15. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов , кукольных спектаклей.

16. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам .

17. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Роль воспитателя на музыкальном занятии .

Роль воспитателя , чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач .

Слушание музыки :

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение , выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение :

1. В распевании не участвует

2. При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, правильную артикуляцию движения, высоту звуков.

3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах» .

5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)

Музыкально -ритмические движения и игры :

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей) .

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.

4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия .

Чем активнее воспитатель делает эту работу , тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях , в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т. е. «топтание на месте» .

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним . Чем меньше подготовлен воспитатель , тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях :

Воспитатель сидит с безучастным видом.

Воспитатель перебивает исполнение.

Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала) .

Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях , но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей , интересов, способностей.

Умения, полученные на занятиях , обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку . Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием .

Праздники и развлечения

А сейчас пришло время поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 23 февраля, 8 Марта и выпускной бал в подготовительной к школе группе.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль , свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя , потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

Итак : на праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.

Перед утренником, так же как и перед музыкальным занятием зал должен проветриваться, а помощник воспитателя должен провести влажную уборку. В группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу : украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т . д.

Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей : постараться каждому найти какую-либо роль или стихотворение . Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.

На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям . Перед утренником ведущий должен разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.

Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Ведущий должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.

На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь ведущего уместная шутка, вопрос к детям, к воспитателям , гостям (например : Вы не видели как наши малыши пляшут с платочками?»).

Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют детей.

Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети н успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др .). В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений) .

Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.

Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.

По окончании праздника необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник! После угощения - поблагодарить гостя (взрослый персонаж, попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).

Воспитатель , не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Он поет и танцует вместе с детьми. Воспитатель так же должен хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы (подготавливает атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевает детей, при необходимости поправляет костюмы).

Костюмы для праздника берутся воспитателями заранее , чтобы была возможность все проверить : постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если родителям поручается сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, родители должны принести их заранее, чтобы воспитатели могли проверить их , иначе на празднике может случиться, что резинки на шапочках петрушек - порвутся, атрибуты сломаются и т. п.

Родители тоже могут принять участие в подготовке праздников : помочь в украшении помещения, оформления стенной газеты, изготовлении костюмов, в исполнении небольших ролей или чтении стихов, исполнении музыкальных номеров со своими детьми.

Объявление о празднике вешается заранее, чтобы родители точно знали когда и во сколько утренник.

Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на пед. совещании, где обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные ошибки.

Перед утренниками – воспитатели должны помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место) .

И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!

Елена Морева
Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках

Методическая разработка по теме :

«РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ »

Взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных при проведении музыкальных занятий и праздников . Очень хорошо,если бы воспиталель был заинтересован ,увлечён тем,что происходит на музыкальном занятии . Для детей воспитатель пример для подражания, ребенок будет постоянно ориентироваться на него.

Очень многое тут зависит от самого музыкального руководителя . Он должен объяснить воспитателю , что тот является его помощником, участником занятия , ему нередко нужно будет играть роль ,например, сказочного героя, животного (используя игрушки, маски) . Воспитатель ни в коем случае не должен быть просто наблюдателем на музыкальном занятии .

Именно воспитатель должен следить ,чтобы дети на занятия приходили в чешках , девочки – желательно в юбочках или платьях.

- Воспитатель должен приводить детей на занятие за две-три минуты до начала, построить их как это было заранее оговорено.

- Воспитатель вместе с детьми выполняет упражнения, движения танцев, исполняет песни,следя за правильной артикуляцией, посадкой.

В свободной деятельности в группе ежедневно закреплять материал, полученный на занятии .

Праздник в детском саду – это большая работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада : воспитатели , специалисты, кастелянша, повара, администрация…

Успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы всего коллектива детского сада.

1. На праздник дети одеваются нарядно или по рекомендации музыкального руководителя .

2. Воспитателям обязательно необходимо провести беседу с родителями о правилах посещения праздника (быть нарядными, иметь сменную обувь, отключить звук телефонов)

3. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей : постараться каждому найти какую-либо роль , стихотворение.

4. Воспитатель разучивает с детьми стихи, роли, сценки.

5. На празднике должны присутствовать обо воспитателя .

6. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике .

7. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними (до старшей группы) .

8. Воспитатели вместе с музыкальным руководителем украшают зал к празднику и убирают после своего утренника все атрибуты.

Праздник – это показатель работы всего коллектива детского сада и именно от организации его работы музыкальным руководителем ,зависит,каков он будет.