Театр одеон в париже. Театр «Одеон» в Париже

Театр Одеон (Théâtre de l’Odéon) – один из трех театров, который носит почетное звание Театра Европы наряду с миланским Пикколо и московским Малым драматическим театром. На его сцене органически сочетаются классика и современность. Здесь можно увидеть новое прочтение пьес Шекспира, Мольера, Чехова и других классиков, познакомиться с новые именами европейской драматургии.

«Дитя» Французской Революции

Здание театра Одеон построено в эпоху просвещенного короля Людовика XVI как новое помещение для «Комеди Франсез». А на открытии 9 апреля 1782 года присутствовала его супруга, королева Мария-Антуанетта. И все спектакли проходили в присутствии представителей королевской семьи. Но сам театр Одеон родился во время Великой революции, дух которой живет в нем до сих пор. Он стал единственным в мире театром, где здание построили раньше, чем собрали новую труппу.
В бурные дни Директории подмостки театра были трибуной для революционных ораторов. Тогда же по политическим причинам раскололась труппа «Комеди Франсез»: актеры-революционеры во главе с Тальмой ушли в Театр Революции, а актеров-роялистов посадили под домашний арест. Именно они стали основой труппы нового театра – театра Одеон.

В июле 1830 года Одеон стал центром восстания революционной молодежи. Революционный дух театра снова проявился в преддверии революции 1948 года, когда на его сцене ставили антиправительственные пьесы, давали бесплатные спектакли для студентов и рабочих. И весной 1968 года его стены вновь укрыли бунтующую парижскую молодежь.

Экспериментальная лаборатория сценического искусства

Дух Великой французской революции присутствовал не только в политических взглядах актеров и режиссеров театра, но и в их подходе к актерскому искусству. В 1796 году на базе театра планировали создать институт, предназначенный для подготовки нового поколения драматических артистов и драматургов, в общем, давать дорогу всем талантам, которые могут украсить театр Франции.

В начале XIX века на сцене театра ставили современные драматические произведения и оперные спектакли. Именно тогда начала формироваться репертуарная политика труппы – основную его часть составляли пьесы современных писателей, а меньшую – произведения классиков и иностранных драматургов. Начиная с 1821 года, после постановки английской труппой пьес Шекспира в оригинале, в репертуар театра входят гастроли иностранных трупп, которые ставят спектакли на родном языке. И этот подход к составлению репертуара сохраняется до сих пор.


На сцене театра Одеон гениальный Фредерик Леметр ломал традиционные представления о классическом амплуа актера, играя роли всех жанров, дебютировала Сара Бернар. В 1885 году Пол Порель, человек-театр, поставил «Арлезианку» Альфонса Доде на музыку Жоржа Бизе под аккомпанемент оркестра Эдуарда Колонны. Тогда же стали проводить воскресные утренники с лекциями видных театральных критиков.

В начале ХХ века директор театра Андре Антуан открыл французскому зрителю Генрика Ибсена и Августа Стринберга, а Жан-Луи Барро в 1960-х годах – Эжена Ионеско, Семюэля Беккета, Жана Жене, Маргерит Дюрас и других. В 1920-х годах под руководством Фирмина Жемье обновился репертуар: кроме пьес на современные темы на сцене театра Одеон надолго утвердились пьесы Шекспира.

1 июля 1990 года театр Одеон становится штаб-квартирой Союза европейских театров, на сцене которой полгода идут собственные постановки, а оставшееся время – спектакли иностранных трупп. В нем уже несколько лет работают программы «Поколение Одеон» и «Подростки и территории», призванные пробудить интерес к театральному искусству у подрастающего поколения.

В каждом театральном сезоне зрителю представляют спектакли, объединенные одной темой. Постановки сезона 2015-16 объединила тема любви: «Иванов» и «Чайка» А. Чехова, «Тартюф» Мольера, «Ричард III» В. Шекспира, «Завтрак у Витгенштейна» Т. Берхарда и другие. В новом сезоне 2016-17 спектакли объединяет тема терпимости к представителям других народов, вероисповеданий, взглядов: «Дон Жуан» Мольера, «Вдруг летом прошлого года» Т. Уильямса, «2666» Р. Болано, «Сны и метаморфозы» по мотивам Овидия и Шекспира и другие постановки.
В 1995 году в задании театра открыта библиотека, специализирующаяся на театре. В ней хранятся документы, звуко- и видеозаписи. В театре постоянно проходят философские чтения неопубликованных текстов известных писателей.

Архитектурный символ эпохи Просвещения

В 1767 году директор зданий короля, маркиз де Мариньи, обратился к архитекторам Мари-Жозефу Пейру и Шарлю де Вайи с предложением разработать проект нового здания для труппы «Комеди Франсез». Одновременно с ними над другим проектом, который поддерживают артисты театра, работали архитекторы Денис-Клод Леген и Жан Дамун. При поддержке брата короля в 1778 году предпочтение отдается проекту Пейра и де Вайли, что вызвало бурные протесты труппы театра. Дошло до того, что Парламент пригрозил оставить артистов без привилегий и пенсий и создать новую труппу. Строительные работы начались в мае 1779 года. М.-Ж. Пейр занимался внешним обликом здания, а Ш. де Вайи – интерьерами.

Неоклассическое здание театра отличается строгостью своих кубических форм, а его монументальность напоминает величие памятников Античности. Квадратный вестибюль украшен тосканскими колоннами, а в фойе ведут две симметричные лестницы. Планировка зала была по тем временам революционной, поскольку впервые в партере были предусмотрены кресла для зрителей. В 1965 году художник Андре Массон расписал потолок зрительного зала фресками.

В фойе театра есть салон Roger Blin, который в 1967 году Жан-Луи Барро превратил в интимный театр для создания новых работ. Также здесь часто проходят встречи с деятелями культуры и литературные чтения неопубликованных текстов.

Вторая сцена театра Одеон расположена в ателье Бертье, которое изначально строилось как промышленное здание для хранения театрального реквизита, а в 2005 году официально стало вторым залом театра.

Театр Одеон – символ эпохи Просвещения и Французской Революции, ставший в конце ХХ века центром для совместной работы представителей европейского драматического искусства, которые не только стремятся оживить художественное наследие Европы, но и создают новые произведения.

Как добраться

Адрес: Place de l"Odéon, Paris 75006
Телефон: +33 1 44 85 40 40
Сайт: theatre-odeon.eu
Метро: Odéon
Поезд RER: Luxembourg
Обновлено: 23.08.2018

Театр «Одеон» в Париже - репертуар, стоимость билетов, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год во Францию
  • Горящие туры во Францию

Театр «Одеон» (фр. Théâtre de l’Odéon) - знаменитый парижский театр, один из шести национальных театров Франции. Его строительство велось с 1779 по 1782 гг. в парке при бывшем особняке Конде. Авторы проекта - архитекторы Шарль де Вайи и Мари-Жозеф Пейр, осуществили постройку в стиле классицизма, явно подражая зданию Комеди Франсэз. В то же время это было не просто подражание, а создание целого комплекса, к основному зданию примыкали крылья Мольера и Корнеля, были возведены аркады для экипажей и слуг.

Театр замечателен тем, что здесь в 1984 г. состоялась премьера великой пьесы Бомарше «Безумный день, или женитьба Фигаро».

Вообще королева, отпрыск династии Габсбургов, мечтала о классическом итальянском театре в городе, который был столицей ее новой родины. Казалось, что-то начало получаться, лучшие пьесы лучших авторов Франции попадали на подмостки театра, как, например, уже упомянутая нами пьеса Бомарше. Однако произошла революция, изящные искусства в это кровавое и неспокойное время перестали кого-либо волновать. Сама вдохновительница театра, королева Мария-Антуанетта, закончила жизнь на плахе вместе с супругом, королем Людовиком XVI. Театр закрыли, затем открыли вновь под не очень понятным, зато громким названием Театра Равенства. Впрочем, по Сеньке и шапка - никаких спектаклей в оплоте равенства не ставили, он служил политической трибуной. После ужасов якобинского террора, в более спокойные времена Консульства, его вновь переименовали.

С тех пор театр стал известен как «Одеон», от греческого «odium», что означает место для выступлений певцов и поэтов.

Театр вновь попал в распоряжение Комеди Франсэз, затем сгорел, после чего был восстановлен к 1808 г. уже попечениями Императрицы Франции. По-видимому, среди августейших женщин Франции покровительство «Одеону» стало хорошим тоном. Впрочем, театру было суждено еще раз сгореть и возродиться, а затем в нем дебютировала в 1866 великая Сара Бернар, одно присутствие которой делало любой театр привлекательным для публики.

В то время, когда театром руководил выдающийся деятель культуры Андре Антуан, в начале двадцатого века, в Одеоне была осуществлена настоящая техническая революция. В помещения провели электричество, переоборудовали механизмы сцены. Очередной крах, на этот раз финансовый, не замедлил наступить. Дороговизна постановок не компенсировалась полученной прибылью.

В бурные шестидесятые годы прошлого века театром руководил Жан Барро, который впервые поставил на парижской сцене пьесы Йонеско, Беккета, Жана Жене. Во время студенческих беспорядков 1968 театр дал приют взбунтовавшимся студентам. Руководитель «Одеона» за этот поступок лишился должности. Но сценарная политика театра осталась прежней. «Одеон» - настоящая творческая лаборатория, где оттачиваются приемы актерской игры, мастерство режиссеров и всех тех, от кого зависит успех спектакля. Лучшая аттестация для театра - то, что он любим знающей толк в театральном искусстве парижской публикой.

С 1990 г. «Одеону» присвоено имя Театра Единой Европы. Что ж, это - кредо театра. Насколько он соответствует заявленному - решать, конечно, публике, то есть нам с вами.

Координаты

Театр располагается в историческом центре Парижа, в его шестом округе, на левом берегу Сены, поблизости от Люксембургского сада, недалеко от станции метро «Одеон».

Стоимость билетов: от 8 до 60 EUR, в зависимости от категории мест.

Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Вдоль прилегающей к реке части 6-го округа, ограниченной улицей Сент- Андре-дез-Ар и улицей Жакоб, расположилась вереница книжных магазинов, коммерческих художественных салонов, антикварных магазинов, кафе и ресторанов.

Но стоит вам только заглянуть во внутренние дворики и боковые улочки, как вы увидите зелень, фонтаны и тихие местечки, удаленные от суматохи города.

Дома здесь высотой в 57 этажей, многие построены в XVII- XVIII веках, одни изысканные, другие чопорные, некоторые вздувшиеся или покосившиеся, но все покрашенные в разные оттенки серого, перламутрового или грязно-белого цвета. И чем дальше вы идете на запад, тем шикарнее становятся дома.

С этим районом связано чрезвычайно много исторических и культурных ассоциаций: на улице Гранд-Огюстен Пикассо писал свою «Гернику», на улице Мазарини начинал свою карьеру Мольер, в кафе Прокоп на улице Ансьен-Комеди вели идеологические споры Робеспьер и его соратники.

На улице Висконти умер Расин, рисовал свои картины Делакруа, здесь пытался начать печатное дело Бальзак. На параллельной улице Боз-Ар умер Оскар Уайльд, здесь же жили Коро и Ампер (давший имя единице измерения тока), по этой улице с омаром на поводке прогуливался безумный поэт Жерар де Нерваль.

О таких людях можно также узнать в Музее писем и рукописей , расположенном по адресу: улица Несле, 8, где постоянная экспозиция представляет старые письма и рукописи, принадлежащие перу известных людей, от Екатерины Медичи до Симоны де Бовуар.

Тут можно найти несколько писем военного времени, написанные Черчиллем, Рузвельтом и Эйзенхауэром, или увидеть небрежный почерк Эйнштейна. Есть также несколько миниатюрных писем, посланных на воздушном шаре во время осады Парижа в 1870 году. Однако если вы не умеете читать по-французски, вряд ли вам стоит покупать билет в этот музей.

Если вы захотите перекусить, можете зайти в одно из кафе и закусочных на площади и улице Сен-Андре-дез-Ар, но чтобы попасть в более привлекательное место, надо пройти дальше, на улицу Бюси, как раз по направлению к бульвару Сен-Жермен, где еще недавно был обычный уличный рынок, который сейчас совершенно преобразился.

Здесь осталось только несколько утренних прилавков, тогда как в магазинах внутри зданий продается гораздо больше продуктов – бакалейные товары, хлебобулочные изделия и изысканные деликатесы.

Продавец устриц поставляет сейчас свою продукцию для закусочной «Атлас», и даже в баре «Марше» собирается модная публика, хотя официанты по-прежнему одеты в аккуратные матерчатые кепочки и комбинезоны.

По дороге загляните в любопытный небольшой переулок слева Кур-дю-Коммерс-Сен-Андре, где Марат печатал свои воззвания; говорят, что именно здесь, на чердаке, доктор Гильотен совершенствовал свою «машину для отсекания головы», тренируясь на овечках, – знаменитую гильотину.

Рядом на улице Ансьен-Комеди находится кафе (ныне ресторан ) «Прокоп» – первая парижская кофейня, которая открылась еще в 1686 году; здесь бывали Вольтер и Робеспьер. Чуть подальше в небольших двориках просматривается часть крепостной стены Филиппа-Августа XII века.

В южной части переулок Кур-дю-Коммерс выходит на перекресток Одеон, известный своими кинотеатрами, а теперь еще и не слишком успешным магазином американской кофейной компании «Старбакс».

Магазин был открыт в начале 2004 года, одновременно с другим магазином той же торговой сети на авеню Опера, но это совершенно безобидное на первый взгляд предприятие было расценено в Париже как передовой отряд уже давно ожидаемого американского вторжения в парижскую культуру кафе и ресторанов.

Поднимаясь далее на юго-запад в сторону Сорбонны , вы окажетесь на улице Месье-ле-Пренс, вдоль которой тянутся ресторанчики с обычной или этнической кухней, среди которых лучшим считается бистро классического типа «Полидор».

В этой восточной части квартала Сен-Жермен вы непременно начнете ощущать силу притяжения университета , и это не случайно: этот район многие считают частью Латинского квартала . В университетских книжных магазинах, расположившихся рядом с Медицинской школой, помимо множества книг, вы увидите скелеты и инструменты для медицинских опытов, а окрестные рестораны покажутся вам относительно недорогими, поскольку они рассчитаны на небогатую студенческую клиентуру.

Парижский театр Одеон

Безусловно, главной достопримечательностью этой части квартала стал недавно отреставрированный театр Одеон с представительным дорическим фасадом, выходящим на красивую полукруглую площадь.

Здание было задумано как временное помещение для театра «Комеди Франсез», оно было последним проектом просвещенного короля Людовика XVI перед началом Французской революции и при этом отличалось весьма революционным новшеством: все места в нем были сидячими, а вместимость театра достигала неслыханного тогда уровня 1900 года.

Обычно театры зарождаются в виде маленькой группы энтузиастов, одержимых некой художественной идеей. Если она окажется жизненной, а у актеров хватит таланта, упорства и удачи – то труппа укрепится, постепенно обрастет реквизитом и, в конце концов, найдет себе подходящее помещение.

С театром Одеон в Париже (французское название Th??tre de l’Od?on), который сегодня носит гордое имя Театра Единой Европы, все было иначе. Здание театра было построено по указанию королевы Марии-Антуанетты. Она же открыла его в 1782 году.

Это был первый театр в Париже для представлений по канонам итальянского театра. Для здания выбрали площадку у Люксембургского дворца. Авторы проекта Мари-Жозеф Пейр и Шарль де Вайи построили не просто театр, а целый комплекс, к которому примыкали крылья Мольера и Корнеля, аркады для экипажей и слуг.

Но грянула Великая революция. Театр закрыли. Открылся он вновь, как театр Равенства, но служил политической трибуной. В 1796 году его вновь переименовали. С этого момента он стал известен, как Одеон, от греческого «odium». Так называли зал для выступления певцов и поэтов. Здание снова попало в распоряжение Французской Комедии, а затем сгорело. Вновь было восстановлено только к 1808 году, уже попечением Императрицы Франции.

Затем Наполеон передал театр парижскому Сенату. Еще раз он сгорел через десять лет, быстро был восстановлен и снова передан Французской комедии. После очередного закрытия и возрождения в 1866 году здесь дебютировала велика актриса Сара Бернар – одна из немногих женщин, сыгравших Гамлета.

В начале 20 века театром руководил выдающийся деятель театра Андре Антуан. Он осуществил настоящую техническую революцию. Одеон первым провел в свои помещения электричество. Полностью переоборудованы механизмы сцены. Постановки были очень дорогими, что и привело к очередному краху театра, теперь уже финансовому.

Театр Одеон находится в исторической части Парижа, неподалеку от . Это своего рода культурный центр французской столицы. Сначала 90-х годов прошлого века Одеон получил престижное звание «Театр Европы».

История создания

Одеон был построен в конце 18 века. Проект настолько понравился королеве Марии Антуанетте, что под него были выделены лучшие парижские земли. И действительно, открывший свои двери зрителям в 1778-ом, театр Одеон произвел огромное впечатление на всех, кто присутствовал в тот день на открытии. Так происходит и в наше время.

Театр имеет непростую историю: несколько раз он переименовался, в годы террора фактически выполнял роль политической трибуны, с которой выступали видные политические деятели. Пережил он и сильный пожар, после которого подвергся реконструкции. В 60-х годах прошлого века Одеон признан лучшим из 16-ти театров Франции. Статус же «Театр Европы» он получил в начале 90-х годов прошлого века.

Одеон примечателен еще и тем, что именно на его сцене состоялась премьера всемирно известной пьесы Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Кроме того, на сцене Одеона в середине 19 века был в полной мере раскрыт талант французской актрисы Сары Бернар. Одно только ее присутствие на сцене заряжало зрителей мощной энергетикой. Кажется, эти стены хранят ее до сих пор.

Особенности театра Одеон

Здание театра Одеон выполнено в строгом классическом стиле. Оно имеет два входа: Мольер и Корнель. Фасад театра украшен массивным бортом, опирающимся на восемь колонн. Над его входом развиваются флаги Евросоюза и Франции. Внутреннее же убранство театра восхищает богатством. Впрочем, дело не только в украшениях, но и в архитектуре. Зал имеет форму полукруга с многочисленными арками. Венчает эту роскошь крыша пирамидальной формы.

От остальных театров Франции театр Одеон отличают весьма внушительные размеры здания. Здесь не только проходят всемирно известные постановки, но и расположена самая крупная библиотека Парижа! В ее недрах можно отыскать в том числе звуковые и видеоматериалы, посвященные театру. Кроме того, в библиотеке регулярно проходят встречи, на которых ведутся философские дискуссии и читаются неизданные и малоизвестные литературные произведения.

Постановки этого театра интересны не только парижанам, но и туристам – и европейским, и русским. То, насколько это соответствует истине, вы сможете узнать, самостоятельно посетив театр Одеон. Ведь лучше один раз увидеть...

Как добраться?

Добраться до театра проще всего на метро, станция Odéon . 
|
|
|
|
|