Интервью с известным белорусским композитором. "Человек со смартфоном не умнее далекого предка"


Вячеслав Кузнецов
Не Моцарт

23 марта в одном из концертных залов БГАМ прошел концерт, посвященный творчеству Вячеслава Кузнецова. Вячеслав – лауреат Президентской премии, профессор БГАМ, один из ведущих композиторов Беларуси. Мероприятие организовали два человека – Александр Хумала и Наталья Ганул, за что им сразу же большое спасибо.

"В произведениях, написанных Вячеславом для исполнения хором, невероятным образом переплетены и фольклорная, и философская тематики, присутствует обращение к аутентичным джазовым мотивам, интерпретации своеобразной поэзии Велимира Хлебникова, осмысление живописи Пабло Пикассо", – взахлеб рассказывала ведущая. "Сегодня будет представлена разнообразная палитра музыки Вячеслава Кузнецова", – заключила она, а слушатели замерли в ожидании.

Вечер начался со "Сьпеваў даўнейшых ліцьвінаў" – композиций, написанных на стихи Яна Чечета, знаменитого польскоязычного белорусского поэта и фольклориста. Его тексты в переводе Владимира Мархеля господину Кузнецову принес в далеком 1996-м Виктор Скоробогатов. Вячеслав влюбился сразу! Таким образом, на свет появились одни из самых удачных произведений композитора – настолько точно Вячеслав сумел передать колорит эпохи Средневековья, а хористы – с блеском воспроизвести задуманное. Сурово и проникновенно исполняли композиции XIII-XVI веков молодые люди из ансамбля БАХАЎСКІ ГУРТОК. Гордо и с чувством собственного ("рыцарского") достоинства разом тянули ноты хористы, да так, будто гром гремит (завтра – в бой!). Казалось, что эти храбрые и непоколебимые "рыцари" братской дружиной стоят на защите какого-нибудь замка – не меньше! Гимны князьям перемежались с одами прекрасным дамам. Романтизм хлещет мощной струей, смывает на своем пути всяческие предрассудки, заставляет окунуться в атмосферу Хроник. Хор, несомненно, справляется со своей задачей: мы ему верим. Удивительно артистичный дирижер Александр Хумала то становился на цыпочки, то подавал секретные знаки хористам, которые были всецело подчинены лихим взмахам его импульсивных рук. Дети с гвоздиками высыпали на сцену, а благородные рыцари уже давно нашли себе занятие: пододвигат стулья для следующих исполнителей.

Приходской хор мальчиков и юношей СЫМОНКІ существует под эгидой костела Святых Симеона и Елены. Он образовался в 1999 году, в день святого Симеона. СЫМОНКІ – лауреат конкурса духовной музыки "Магутны Божа" 2006 года. Дирижер хора – Елена Абрамович. Мальчики (с удивительными ангельскими лицами) и серьезные юноши исполнили пять белорусских кантов. На смену подоспел хор девочек ЭДЕЛЬВЕЙС, который уже четыре года существует на базе хорового коллектива Дворца молодежи под руководством Екатерины Игнатьевой. В 2006 году в польском городе Ланах на фестивале духовной музыки она была названа лучшим дирижером, а ЭДЕЛЬВЕЙС удостоился гран-при. Коллектив изрядно попутешествовал по Австрии, Польше, городам Беларуси, а на нашем концерте исполнял очень красивые, истинно девичьи композиции – "калыханкі". Программа хора девочек удивительным образом контрастировала с программой ансамбля БАХАЎСКІ ГУРТОК: женщины занимаются детьми, мужчины их обороняют. Эта несложная мысль была представлена Вячеславом Кузнецовым в музыкальном ключе как нельзя лучше. Во время этого трогательного выступления ("баінькі", "шэранькі каточак") добрая половина зала, состоящая из женщин, оживилась и с тех пор беспрестанно улыбалась с подлинно материнским умилением. Далее последовал детский образцовый хор СШ N 145 под названием РАНІЦА. Выбежали ребятишки в разноцветных колготах и с разными прическами (ах, помнится, как серчают воспитательницы: "Чтобы у всех на выступлениях все одинаковое было!"), сумбурные и взбалмошные, с прекрасной, очень правильно подобранной программой – взгляд композитора Вячеслава Кузнецова на детские игры. Школьники старательно изображали непосредственность в движениях, живенько поворачивались друг к другу, наклонялись и всячески вертелись – инсценировка оказалась как нельзя кстати. Дирижер всего этого праздника жизни – Светлана Герасимович, которая, кстати сказать, уже на протяжении почти пяти лет является педагогом Александра Хумалы, организатора самого концерта, по дирижированию. Студентам БГПУ досталась совсем иная тематика: философская лирика Максима Богдановича, а точнее, сам "его лирический нерв", как позволила себе выразиться ведущая. Под руководством Юлии Михалевич они тягуче и, как и следовало ожидать, немного меланхолично исполнили программу "Два хора" ("Плакала лета" и "Усё, што згінула даўно"). Завершал вечер и радовал профессионализмом православный хор РАДЗІВІЛЫ под руководством прекрасной Ольги Янум, которая во всей своей неотразимой увлеченности просто завораживала.

После концерта состоялся разговор с одним из организаторов сего действа. Александр Хумала – молодой, бескрайне инициативный и пышущий заразным энтузиазмом музыкант, дипломант международного конкурса, студент пятого курса БГАМ – охотно поделился своими мыслями.

– Расскажите о самом концерте. В чем его идея, в чем главный посыл и в чем уникальность...
– Вообще, хоровая музыка у нас, конечно, существует. Делаются концерты, существуют фестивали... Уникальность этого концерта в том, что еще ни разу не было такого, когда один композитор собирал вокруг себя различные хоровые коллективы. Выступали как известные хоры, так и совершенно неизвестные: например, хор из БГПУ существует всего второй год, а подготовил очень сильную программу! Важно также отметить, что в концерте принимали участие совершенно различные по составу и фактуре коллективы: и детские, и взрослые, и смешанные. Разные по содержанию и направленности – католические, православные, ученические, детские, профессиональные и любительские!

– Концерт был посвящен творчеству Вячеслава Кузнецова...
– Имя Вячеслава Кузнецова очень известное в наших кругах, но чтобы в его честь устраивать концерт – такого не было. Я считаю, это мероприятие очень важно еще и потому, что было представлено творчество композитора, который СЕЙЧАС живет. Осознание того, что с нами работает композитор, которого признают, который творит... И не самым худшим образом! Знаете, проблема в том, что мы привыкли сравнивать. Я не спорю: Бетховен – это Бетховен! Но Кузнецов свою нишу занял, и на это нельзя закрывать глаза. Задача наших исполнителей – поддержать нашу музыку. Хорошо известны вопиющие случаи, когда, например, Баха забывали на сто лет... Так повелось, что человеку надо сначала умереть, чтобы потом его признали. То же самое с Пикассо – при жизни он голодал! Этим концертом мы хотели подчеркнуть значимость того, что делают наши композиторы СЕЙЧАС, в наше время. Грубо говоря, не дожидаться их смерти, чтобы их принять... Кузнецов же один из самых ярких белорусских композиторов, он идет в первых рядах современной белорусской музыки. Его творчество разнохарактерно и разнопланово: у него много авангардной, камерной, симфонической, экспериментальной музыки. Достаточно сказать, что у него уже состоялось три мировых премьеры: в 2007 году в Японии был поставлен его "Ритуал", а также премьеры в Швейцарии и Германии. У нас недавно была премьера его балета "Макбет", год назад поставили его оперу "Записки сумасшедшего"... Да, Кузнецов звучит. Но все же не так часто, как хотелось бы: те же хроники, исполненные на концерте хором БАХАЎСКІ ГУРТОК, были написаны аж в 1996 году, а исполнены – лишь единожды, в 1998-м, хором УНІЯ под руководством Кирилла Насаева. Сами же хроники совершенно уникальны! В них описываются события XIII-XVI веков – то самое время становления белорусского народа. Эти времена возникновения ВКЛ, витовты, ягайлы, радзивилы... понимаете? Жанр хроники у нас ни разу не был воплощен в музыкальном замысле! Обычно это документальное кино, монографии и прочее... И, как ни странно, единственный, кто писал в жанре хроники – это Прокофьев, с его "Войной и миром"! Музыкальное осмысление Вячеслава Кузнецова поэтизированной хроники Яна Чечёта чрезвычайно важно как обращение к яркому национальному колориту, ведь самосознание народов формируется за счет корней, и только. Горько осознавать, что мы теряем наши корни, наши исторические корни! По накалу эти произведения можно сравнить с "Александром Невским" Прокофьева – там также раскрывается исторический этап определенного времени. Кузнецов обратился к той проблематике, чтобы создать нечто не фольклорное, я подчеркиваю, а глубоко национальное. У него есть и фольклорные циклы (та же кантата "Вяселле"), но это совсем другое! Вячеслав представляет музыку народа, который имеет очень большие исторические корни – музыку белорусского народа.

– С какими трудностями пришлось (и пришлось ли) столкнуться в организации концерта?
– Была одна, особо сложная проблема. Хоровая музыка уникальна тем, что хор – это не один человек. Как, например, организовывая концерт инструментальной музыки, договариваешься с каждым отдельным музыкантом – и все готово! Хор же – это целый коллектив, у которого есть руководитель. И этот руководитель непременно должен заинтересовать и увлечь весь коллектив! Знаете, чтобы устроить этот концерт, вот все это, что я сейчас "лью" на вас – я "лил" на всех сторожей, чиновников, на всех руководителей и дирижеров. Задача дирижеров и руководителей в свою очередь – увлечь коллектив. Любой может возразить: "А мне это не нравится!" Речь идет о том, что они таки сумели увлечь! Знаете, эти люди были увлечены! Вот, например, хор РАДЗІВІЛЫ на днях отправляется в турне по Германии, а тут им предлагают готовиться к нашему концерту. Их руководитель Ольга Янум рассказывала, что сначала они отнеслись с большим недоверием к идее концерта, а потом – с таким энтузиазмом работали! Помните, как они пели? Прекрасно! Изначально есть некая предвзятость, да, но важно, что наша молодежь увлекаема! На этом концерте было достаточно много людей – народ даже стоял! Хотя реклама была минимальная: за день до концерта афиша на Интернет-портале tut.by. Одна девочка с ярко-зелеными волосами, которая прочла рекламу в Интернете, подошла ко мне после концерта и взяла мой телефон, чтобы потом взять запись концерта...

– Востребованы ли наши композиторы?..
– У слушателя композиторы наши, увы, не востребованы. Мы все привыкли оценивать с точки зрения "нравится – не нравится". И пока будет идти эта странная гонка – с расцветом нашей культуры ничего не получится. Сейчас для нас важно, чтобы нас не оценивали, а ценили. Ценили то, что "растет" и является лицом нашей страны и нашего народа. Мы должны наконец перестать сравнивать нашу культуру с другими и обратиться к корням. Мы, понятное дело, должны выезжать, учиться у других, но обязательно возвращаться и превозносить СВОЕ лицо! Как нельзя сравнивать банан с апельсином – так нельзя сравнивать нашу культуру с какой бы то ни было другой. Я глубоко убежден, что возрождение нации возможно только за счет возрождения культуры. И не физкультуры, а культуры!

"Ну это же не Моцарт!", – восклицает, разворачивается и поспешно удаляется восвояси большинство. Но стоит лишь присмотреться – и замечаешь, как расцветает баснословная красота...
После концерта я подошла к виновнику торжества Вячеславу Кузнецову и спросила, как ему понравился концерт, доволен ли он... "Да, я всем доволен! Я получил огромное удовольствие от такого замечательного исполнения!". Вячеслав просто сиял.

Мария ГРУДЬКО

Владимир Иванович Кузнецов родился 20 июня 1920 года в г. Пермь. С 5 лет начал осваивать гармошку “русского строя” (диатоническую). Эту гармошку купил старший брат, который, уехав учиться в институт в Свердловск, оставил её в родительском доме. И вот, когда маленький Владимир научился играть, его стали приглашать на вечеринки, пирушки, свадьбы, чтобы он играл народную музыку. В детстве в Перми он часто ходил на каток кататься на коньках. На катке звучала музыка с граммофонных пластинок, и эта эстрадная музыка ему очень нравилась.

В 1932 году, в 12 лет он уже исполнял «Турецкий марш» В.А. Моцарта и увертюру к опере Ж. Бизе “Кармен”. Все произведения он подбирал на слух, иногда даже приходилось менять оригинальные тональности из-за ограниченного диапазона инструмента. В 1932 году в Свердловске проходила Олимпиада детской художественной самодеятельности. Владимиру, отправившемуся туда со своей гармошечкой для участия, пришлось несколько раз кланяться после успешного выступления. Он стал лауреатом, а в награду оргкомитет Олимпиады исполнил его заветное желание, - ему купили новый инструмент. Брат был радиолюбителем, он сам смастерил магнитофон и проигрыватель, так что дома постоянно звучали записи с различных пластинок.
В то время Владимир частенько сиживал на воротах и играл на улице, собирались прохожие и слушали его. Однажды проезжала цирковая группа и пригласила его работать с ними. Владимир отыграл с ними несколько выступлений-концертов. Неподалеку от места выступлений был расположен рынок и карусели с музыкальным сопровождением - игрой баянистов. Юный музыкант с большим удовольствием ходил слушать их.

До поступления в училище его часто приглашали на вечера танцев, где звучали зарубежные новомодные танцы: па де катр, падеспань, вальс-бостон, фокстрот. Владимир очень хотел учиться профессиональной игре на баяне. В 16 лет, после окончания семилетки, отец привез его поступать в музыкально-педагогический техникум в Пермь. Оказалось, что набор уже состоялся, но, после настоятельных просьб, чтобы мальчика приняли, его прослушали, узнали о победе в конкурсе (олимпиаде), и решение было принято мгновенно - зачислить немедленно!

Во время учебы Владимира на 2 курсе музыкального училища, в Пермь приехал на гастроли ансамбль песни и пляски РСФСР. Был объявлен конкурс на замещение вакантной должности. К тому времени Владимир уже работал в рабочем клубе. В 1939 году его приняли в ансамбль, и он уехал в составе этого коллектива гастролировать в Ярославль. В 1940 году ансамбль переехал в Ленинград.
В том же году в Ленинграде проходила призывная комиссия, на которую был вызван и В. Кузнецов. Один из членов комиссии, начальник школы младших авиаспециалистов, был баянистом и, узнав, что Кузнецов отличный баянист, взял его к себе в Ораниенбаум. Однажды во время поездки для приобретения аккордеона, в Таллинне Владимир повстречался со своим знакомым из ансамбля песни и пляски РСФСР, который сообщил ему, что производится набор баянистов в новый ансамбль под руководством И.О. Дунаевского. Мысль о работе в этом ансамбле не покидала Владимира. Вот что об этом эпизоде вспоминает сам Владимир Иванович: “Однажды, находясь на воинской службе, я уехал в самоволку в Ленинград, но в вагоне электрички, надо же такому случиться, мне повстречался начальник солдатского клуба, где я числился художественным руководителем. Был длинный разговор о том, что надо срочно возвращаться на службу, что это нарушение и т.д. Я сказал, что все понял и тотчас же вернусь, но желание добраться до ансамбля в Ленинград было сильнее. Я вышел из электрички, подождал следующего поезда и все-таки отправился в Ленинград. Приехал я на площадь Труда, где базировался Центральный ансамбль Военно-Морского Флота (или, как его тогда называли, “Ансамбль пяти морей”), там меня прослушали и зачислили в штат”.

После начала войны ансамбль перебазировался в Москву. 1 апреля 1942 года по Ладожскому озеру коллектив эвакуировали на Большую землю, две недели изможденные добирались до Москвы. Незадолго до эвакуации был организован концерт в Смольном перед партийным руководством города. Перед концертом артистов подкармливали кашей, но во время концерта люди падали в обморок, и именно по этой причине и было принято решение эвакуировать ансамбль. С переездом в Москву началось восстановление здоровья и концертной деятельности.
Во время войны образовывались концертные бригады, которые выезжали на места боев, флотские корабли и в береговые части с концертными программами. Владимир Кузнецов работал с такими артистами, как Николай Трофимов, Павел Нечепоренко, Ольга Нестерова, Бен Бенцианов. В 1944 году в Москве состоялась съемка одного из киноконцертов, в котором В. Кузнецов аккомпанировал Ивану Козловскому, исполнившему песню “Вдоль по улице метелица метет”. На одном из смотров ансамблей флотов, проходившем во время войны состоялось знакомство с известным баянистом Юрием Казаковым.
В 1944 году ансамбль расформировали. Владимира Кузнецова и баяниста Бориса Петрова переправили в ансамбль Балтийского Флота в Ленинград, на ту же площадь Труда. Ансамбль был частью большого образования - Театра Балтийского Флота, состоявшего из драматического театра, джаза и ансамбля (хор, оркестр, танцевальная группа). В 1944 году в Ленинграде Владимир Кузнецов женился - его супругой стала секретарь ансамбля. Вскоре ансамбль перебазировался в Таллинн, затем Балтийск (Калининград) и, наконец, в Клайпеду. В Балтийске Кузнецов был назначен руководителем оркес-тра. Военный период биографии В.И. Кузнецова был отмечен несколькими военными наградами, в том числе и орденом Красной Звезды, которого музыкант был удостоен за активную концертную деятельность на кораблях и базах Северного флота. Тем самым мирный труд музыканта был приравнен к героическому подвигу солдата.
1948 году В. Кузнецов демобилизовался и вернулся в Ленинград. В том же году его приняли в штат на Ленинградское радио. После войны в ДК имени Первой пятилетки были устроены вечера танцев, где Владимир Кузнецов играл в дуэте с Борисом Петровым. В Мраморном зале ДК имени С.М. Кирова выступал джаз-оркестр Ильи Лозовского, Владимир Кузнецов был приглашен играть джазовые композиции в перерывах между выступлениями оркестра. В 1948 году образовался дуэт баянистов Владимир Кузнецов - Иван Тихонов, который озвучивал программы на радио, концерты в прямом эфире. В репертуар дуэта вошли собственные обработки русских и других народных песен и танцев, переложения русской и зарубежной классики. Параллельно Кузнецов работал в оркестре русских народных инструментов имени В.В. Андреева и в молодежном оркестре Ильи Жака.

В 50-е годы образовалась артель “Пластмасс”, выпускавшая грампластинки (музыкальный руководитель - Анатолий Бадхен). Владимира Кузнецова стали приглашать на записи. Он записывался в качестве аккомпаниатора с Галиной Вишневской, Иосифом Давидом (тромбон), с сольными композициями, с ансамблем Ильи Жака. Параллельно производилась запись на пластинки в Доме Радио, в основном соло и дуэты с И. Тихоновым, В. Тиховым, Т. Стрелковой. В 1951 году начали организовываться первые поездки советских артистов в Финляндию. Как-то в одной группе оказались Владимир Кузнецов и Борис Тихонов (известный баянист из Москвы), играли в разделенных группах, но в одном концерте играли дуэтом Фантазию о Москве и Карело-финскую польку . В одной из поездок в Данию В. Кузнецов аккомпанировал известной исполнительнице песен Ольге Воронец . В 1954 году состоялась гастрольная поездка дуэта В. Кузнецов - И. Тихонов в Швецию и Норвегию с большой группой артистов со всего СССР, после которой в 1955 музыкантам предложили перейти на работу из Радио в Ленгосэстраду. После десятилетней совместной работы в 1958 году музыканты разошлись. С 60-х годов началась активная концертная гастрольная деятельность в разных составах, которая продолжалась до выхода В. Кузнецова на пенсию в 1980 году. С 80-х годов Владимир Иванович Кузнецов активно продолжает участвовать в концертной жизни. Он - постоянный участник международных Фестивалей музыки для баяна-аккордеона, проводящихся в разных городах (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Вильнюс, Пермь и др.), благодарная петербургская публика с теплотой вспоминает также и юбилейные концерты музыканта. В 1996 году Владимиру Ивановичу Кузнецову было присвоено звание - Заслуженный артист Российской Федерации.

Жизнь профессионального музыканта, артиста богата различными событиями, впечатлениями, встречами. В.И. Кузнецов за свою творческую жизнь встречался со многими известными и популярными артистами, музыкантами, людьми искусства и просто интересными личностями (Лидия Русланова , Владимир Трошин, Валентина Левко, Борис Чирков, Антонина Сметанина, Василий Сталин, и многие другие). Подобные встречи всегда обогащают внутренний мир артиста, расширяют его творческий потенциал, способствуют кристаллизации таланта и подвигают к проявлению творческого отношения к созданию новых произведений искусства. В.И. Кузнецов - автор множества популярных песен, композиций, обработок для баяна, для дуэтов и ансамблей, существенно расширивших баянный репертуар и продемонстрировавших новизну подхода к баяну как музыкальному инструменту.

17 июня 2010 года, начало 19:00 Концертный зал Белорусской государственной академии музыки (ул. Интернациональная, 30)

Musica marginale

Концерт хоровых премьер

Исполнители: заслуженный коллектив Республики Беларусь, Академический хор Белтелерадиокомпании (художественный руководитель и главный дирижер Ольга Янум ).

Солисты: К. Липай, О. Михайлов, О. Ковалевский. Дирижеры: А. Саврицкий, О. Янум.

Музыковед – Н. Ганул.

Прозвучат сочинения на тексты В. Шекспира и А. де Сент-Экзюпери, Ф. Достоевского, И. Анненского, А. Белого, В. Ходасевича, а также Г.-Ф. Гегеля, Ф. Ницше, Мао Цзэдуна и др.

Вход свободный.

Вячеслав Владимирович Кузнецов родился в Вене (Австрия) 15 июня 1955 г. Композицию изучал в 1978–1985 гг. в Белорусской государственной консерватории под руководством Е.А. Глебова. Член Белорусского союза композиторов с 1985 г., с 1987 г. – секретарь правления.

Участник международных дней музыки в Амстердаме (1989), участник и организатор I, II, III фестивалей современной музыки в Минске (1991, 1993, 1995), участник 39-го международного фестиваля «Варшавская осень» (Варшава, 1996), член жюри международного конкурса «Форум молодых» (Киев, 1996) и Республиканского конкурса оркестровых и хоровых коллективов (2001). Лауреат 1 премии Республиканского хорового конкурса (1990), лауреат 1 премии камерных конкурсов Белорусского союза композиторов (1993, 1995), Специальной премии Президента Республики Беларусь (2000), лауреат Государственной премии (2002).

В настоящее время – профессор, заведующий кафедрой инструментовки Белорусской государственной академии музыки.

Среди сочинений: 3 оперы («Записки сумасшедшего» по Н. Гоголю, «Приглашение на казнь» по В. Набокову, «Гумберт Гумберт» по В. Набокову), 5 балетов, 4 симфонии, 5 концертов, камерная, хоровая, прикладная музыка, музыка для детей.

Сравнивать современную культуру с эталоном — классиками XIX века — некорректно. Общество поменялось кардинальным образом: заметны не книги, фильмы, спектакли, а только скандалы вокруг них. Нет скандала — вроде бы нет и творца, будь он хоть семидесяти семи пядей во лбу. Вот и получается: классики среди нас люди-невидимки. «Минск-новости» поговорили с композитором Вячеславом Кузнецовым, чей балет «Анастасия» в октябре этого года поставит Национальный театр оперы и балета Беларуси.

Родом из Вены

— Вячеслав Владимирович, заглянув в справочник, мы узнали, что ваша малая родина — столица вальсов и тортов Вена. Это как?

— Белорусский композитор с русской фамилией родом из Австрии — да, так получилось (смеется). Отец прошел войну и остался в венском гарнизоне. Но вскоре после моего рождения советские войска были выведены из Австрии. Так что первые детские воспоминания исключительно про город Барановичи. Я себя чувствую белорусом. Мне очень близок именно белорусский фольклор. Есть ощущение, что корни предков уходят в Великое княжество Литовское. Кстати, девичья фамилия матери Зарецкая.

— Ваш первый музыкальный инструмент?

— Фортепиано. Как и все мальчишки, я очень любил футбол, но… Моя мама, видимо, что-то почувствовала, раз взяла за руку и отвела в музыкальную школу. По первой профессии я пианист.

— В каком возрасте приехали в Минск?

— Призывником: служил в Уручье. Приезжал прослушиваться в консерваторию. На композиторское поприще меня благословил сам Анатолий Васильевич (композитор Анатолий Богатырев — основатель белорусской национальной композиторской школы. — Прим. автора). Очень тепло принял, выслушал. С этого момента Минск стал моим городом. Знаю его наизусть.

Четыре оперы и восемь балетов


— Вы пишете музыку почти полвека. Пишете на заказ? Или повинуетесь некой внутренней потребности?

— Балеты и оперы сочиняются не в один месяц и даже не в один год. Это надо понимать… У меня восемь балетов, и все заказные. Кроме первого — «Двенадцать стульев». Я сочинил его еще студентом консерватории (Вячеслав Кузнецов изучал композицию под руководством народного артиста СССР композитора Евгения Глебова. — Прим. автора). Судьбы у них разные. Балеты «Двенадцать стульев», «Суламифь» и «Клеопатра» до сцены не добрались. «Полонез» был поставлен нашим хореографическим училищем, показан в Минске в филармонии и на театральной сцене. Балет «Клеофас» в концертном исполнении звучал в Вильнюсе, Варшаве, Париже. Все хорошо сложилось у «Макбета», который поставила Наталья Фурман, — десять сезонов шел в Большом театре Беларуси.

Когда театр заинтересован в том, чтобы на его сцене появилось значимое произведение, он собирает команду единомышленников. Так произошло с балетом «Витовт». В конце нулевых сложилась крепкая творческая группа: Алексей Дударев, Владимир Рылатко, Юрий Троян, Вячеслав Волич, Эрнст Гейдебрехт. Пригласили меня. Работа шла несколько лет. Я приносил в театр написанные фрагменты, выяснял творческие позиции, ведь чем дальше заходит процесс создания спектакля, тем труднее потом переделывать музыку, особенно партитуру. «Витовта» я писал с удовольствием, как будто вынимал из души то, что накапливалось всю жизнь. Постановку возили в Москву и Вильнюс, везде были аншлаги.

Опер у меня четыре: «Записки сумасшедшего», «Приглашение на казнь», «Гумберт Гумберт» и «Голова профессора Доуэля». Большой театр Беларуси поставил только «Записки сумасшедшего». Сейчас она уже не идет.

— Вы выбираете в качестве литературной основы Гоголя, Хармса, Набокова… Много читаете?

— Люблю шелест страниц. И читаю, видимо, не так, как другие. Для меня текст либо музыкален, либо нет. Музыка слов — это не метафора. Кантату «Тихие песни» я писал на стихи Максима Богдановича. Богданович зазвучал во мне сразу. В литературе он стоит особняком, его ни с кем не сравнишь, это уникум. Нечто похожее произошло с Яном Чечотом. В своих «Песнях о древних литвинах» Чечот зарифмовал историю ВКЛ. На основе «Песен…» я написал кантату для мужского хора и ударных инструментов. А идею мне подал Виктор Скоробогатов, руководитель «Белорусской капеллы».

— На чтение время есть. А на остальное? Ходите ли в театры?

— Хожу, причем особую привязанность испытываю к Купаловскому. Был случай: лет шесть назад меня включили в комиссию по театральным премиям, и я с большим удовольствием обошел минские сцены, все посмотрел. Особый трепет вызвал Белорусский государственный театр кукол. В студенчестве я заведовал там музыкальной частью. Уже 30 лет идет «Красная Шапочка» с моей музыкой.

Анастасия — не кукла


Сцена из балета «Витовт». Фото: bolshoibelarus.by

— Удача с «Витовтом» подтолкнула Большой на создание еще одного национального балета. Это вновь эпоха Великого княжества Литовского.

— Только веком позже, ближе к нам, и история другая. Долго думали и остановились на княгине Анастасии Слуцкой, которая после смерти мужа возглавила борьбу с нашествием татар. Женщина яркая, волевая, отважная. Такой личности в нашем балете еще не было. Мы покажем ее в движении — девочка, девушка, замужняя дама, вдова, воительница, пленная… Она для нас абсолютно живой человек. Это не кукла.

— Чем завершается у вас история Анастасии?

— Многоточием. Никакого пафосного финала — только легкая грусть от расставания с героиней. Мы стремимся к тому, чтобы у зрителя проснулась генетическая память, чтобы он почувствовал ностальгию по тем временам.

— Вячеслав Владимирович, а какие музыкальные средства, инструменты вы выбираете, чтобы создать историчность и национальный колорит?

— Конечно, самое простое — поставить цимбалы, найти дударя, сделать видеопроекцию с летящим аистом. Это чисто внешний эффект, лобовое решение. Я к ним не прибегаю. В симфоническом оркестре играет добрая сотня превосходных музыкантов. Богатейшая звуковая палитра! Мастерство композитора как раз в том и состоит, чтобы использовать эти возможности. Чтобы у зрителя возникла иллюзия присутствия в Слуцке XVI века.

— Иллюзия?

— Кто абсолютно точно знает, что было 500 лет назад? Что ели, как одевались в жизни, а не для парадного портрета? А вот чувства, эмоции, духовные потребности представить и передать можно, потому что человек по своей сути мало изменился. Если у него появился смартфон, это не значит, что он умнее своего далекого предка. Наоборот, предок умнее хотя бы потому, что у него было больше времени для обдумывания жизненных процессов.

— Есть ли опасность получить дубль «Витовта»?

— Скажу так: тень опасности витает. Но «Анастасия» будет другим спектаклем. Во-первых, у нашей творческой группы сложилось очень нежное, трепетное отношение к героине, и это создаст иное настроение, чем в «Витовте». Во-вторых, в «Анастасии» должна мощно прозвучать восточная тема: стук копыт татарской конницы, полет стрел… Сойдутся Запад и Восток, столкнутся мужская и женская стихии. Так задумано.

Кузнецов Иван Иванович (1919-1956), родился в Тимонаве Белградской области. Закончил Белорусскую государственную консерваторию по классу композиции профессоров М.И. Аладова и В.А. Белого (1953).

Заслуженный деятель искусств Беларуси (1967). Член Союза Композиторов Беларуси (1956).

Наследие белорусского композитора И. Кузнецова довольно богатое. Главное место в нем занимают вокальные и вокально-инструментальные произведения. Его сочинениям присущи теплота и эмоциональность, четкость, лирическая и жанрово-бытовая образность.

В своем искусстве Кузнецов ориентировался на крестьянский и городской фольклор. Его произведения отличаются песенным тематизмом, своеобразной ритмикой, различными приемами имитационной полифонии.

Творческий путь композитора был непростым. После окончания Волуйского педагогического училища работал директором школы в Казахстане. В 1939 году был призван в армию, участвовал в боях с белофинами и был тяжело ранен. Лечился в Ленинграде, там же поступил в музыкальное училище имени М.А. Римского-Корсакова. Занятия прервала Великая Отечественная война. И. Кузнецов был эвакуирован в Волгоградскую область, где работал до 1946 года. Потом учился в Гомельском музыкальном училище и Белорусской государственной консерватории.

В числе ранних произведений композитора - романсы и инструментальная музыка. Но основные его творческие достижения были связаны с жанрами хоровой песни и кантаты, в которых он обращался к творчеству белорусских поэтов, особенно А. Дзержинского, с которым сотрудничал многие годы. В музыке И. Кузнецова находят отражение характерные для искусства 50-ых годов темы дружбы народов, борьбы за мир, что определяли настрой нашего общества в послевоенный период.

В конце 50-ых, в результате поездки композитора в Казахстан, появились произведения, где воплощается тема освоения целинных земель: хоры "Широки поля степные" и "Земля Казахстана цветет", кантата "Поля степные".

Вокальные произведения, написанные композитором в 60-ые, имеют лиричную окраску. Многие из их раскрывают тему Родины ("Родина", "Беларусь", "Беларусь - радзімая старонка", "Живі, Беларусь!"). Глубиной чувств, поэтичностью содержания манят песни "Я выйду за аколіцу", "Ходзяць песні над ракою".

Новые стороны творческой индивидуальности И. Кузнецова раскрываются в жанрово-бытовых и шуточных песнях: "На вечарынцы", "Скрыпка і бубен", "Бабка", "Гусак" и др. Для них характерны танцевальные ритмы, колоритность музыкальных средств и красок, юмор.

В 70-ые годы внимание композитора сосредоточено на жанрах инструментальной музыки, связанной с народными инструментами - баяном и дудкой. Пьесы для ансамбля дударей представляют собой яркие жанровые зарисовки и имеют песенно-танцевальную основу.

Творческая деятельность И. Кузнецова сочеталась с общественной: он руководил коллективами художественной самодеятельности, консультировал самодеятельных композиторов, некоторое время возглавлял музыкальную редакцию Белдзяржвыдата, являлся заместителем председателя правления СК Беларуси.