Котильон и другие танцы. Значение слова котильон Пирамида к списку фигур

КОТИЛЬОН

КОТИЛЬОН

(фр. cotillon , от ср.-в.-лат. cotta , cottus - длинное верхнее платье). Старинный танец, состоявший из нескольких различных фигур, по выбору танцующих. В наше время: кадриль с перемежающими легкими танцами и разнообразнейшими фигурами.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

КОТИЛЬОН

танец времен Людовика XIV ; состоит из нескольких фигур, выбор которых зависит от танцующих. Сперва танцует одна пара, а другие повторяют то же самое.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

КОТИЛЬОН

танец, вошедший в моду во Франции при Людовике XIV ; его танцуют и теперь; состоит обыкновенно из кадрили, между фигурами которой вставляются другие танцы.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

КОТИЛЬОН

франц. cotillon , от древн.-франц. cota , пров. cota , cot , ит. cotta ; средневек.-лат. cotta , cottus , длинное верхнее платье. Род танца, исполняемого четырьмя или восемью лицами.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Котильо́н

(фр. cotillon) своеобразный танец-игра французского происхождения, получивший в середине 19 в. широкое распространение на европейских балах в форме сюиты из нескольких самостоятельных бальных танцев и и(гр.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Котильон

котильона, м. [фр. cotillon ] (истор.). Кадриль, перемежающаяся разными др. танцами.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Котильон

(льё ), а, м. (фр. cotillon).
Своеобразный танец-игра, получивший широкое распространение в середине 19 в.; разновидность кадрили .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КОТИЛЬОН" в других словарях:

    - (фр. cotillon) бальный танец французского происхождения. Первоначально так называлась нижняя юбка. В 1775 году это название закрепилось за танцем, во время которого были видны нижние юбки. Котильон близок контрдансу. Особое… … Википедия

    котильон - а, м. cotillon m. 1. Старинный танец, состоявший из нескольких фигур, близкий к вальсу в быстром темпе; позже кадриль, между фигурами которой вставляются другие танцы: мазурка, вальс, полька. БАС 1. Танец времен Людовика XIV; состоит из… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Кадриль Словарь русских синонимов. котильон сущ., кол во синонимов: 2 кадриль (5) танец … Словарь синонимов

    - (франц. cotillon) бальный танец французского происхождения. Объединяет вальс, мазурку, польку и др … Большой Энциклопедический словарь

    КОТИЛЬОН, котильона, муж. (франц. cotillon) (ист.). Кадриль, перемежающаяся разными др. танцами. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - [льё ], а, муж. Старинный французский танец игра, в к ром танцующие повторяют вслед за первой парой фигуры из разных танцев (вальса, мазурки, польки, кадрили). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    котильон - котильон. Произносится [котильён] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    А; м. [франц. cotillon] Старинный танец кадриль, фигуры которой перемежаются вальсом, полькой и другими танцами; музыка к этому танцу. Повторять фигуры котильона вслед за первой парой. Оркестр заиграл к. * * * котильон (франц. cotillon), бальный… … Энциклопедический словарь

    котильон - КОТИЛЬОН, а, м Старинный французский, парный танец, представляющий собой игру, в которой танцующие повторяют вслед за первой парой фигуры из других танцев (вальса, мазурки, польки и т.д.). Дети на уроках хореографии разучивают старинный… … Толковый словарь русских существительных

    - (франц. cotillon) бальный танец французского происхождения, близок Контрдансу. Известен с 18 в. Особое распространение получил с середине 19 в. в странах Европы, в том числе в России. К. объединял несколько самостоятельных танцев (вальс,… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Котильон. Вклад в сексуальную символику , Робитсек Альфред. Работа Альфреда Робитсека`Котильон. Вклад в сексуальную символику` отдельной книгой была издана на немецком языке в 1925 г. в`Internationaler Psychoanalytischer Verlag`. В данном тексте…

В очередной раз столкнувшись с подменой понятий, когда под словом "котильон" понимается 1-2 игры между танцами на балу, захотел написать обо всем по порядку.

18 век:
Впервые слово "котильон" встретилось мне в начале 18 века, в книге Feuillet - 4 requeil de dances de bal pour l"Annee 1706.
Это был вполне конкретный танец на 4-х человек Le Cotillon, с пометкой "Branle" - первый известный мне "котильон" и последний "бранль".

В середине 18 века "котильонами" стали называть контрдансы, в которых 4 пары становились в каре: пара напротив другой пары, слева и справа еще по паре, все смотрим в центр. Как я понимаю, насмотревшись на популярность контрдансов в Англии, французы решили подготовить свой собственный ответ.

В России, судя по всему "contredance francaise" не особенно прижились, но слово "котильон" было известно, в том числе, благодаря Компану, и его "краткому танцовальному словарю", перевод которого вышел в 1790 году: Cotillons. Котильон. Так называется один контр-данс. Котильон пляшут от четырех до осьми человек, где каждое лицо представляет свою ролю попеременно.

19 век:
В Россию приходит Французская кадриль. Но прежде я хочу привести еще одну цитату, на этот раз - Петровского, 1825 год: "Потому что котильон принадлежит к вальсу, или даже составляет незнаю какой то вальс, за нужное здесь почитаю не только напомнить о нем, но и описать. Клио, не поладив с шумливым Момом покрыла происхождение Котильона непроницаемым мраком неивестности, но на перекор Музе забавный Момус возжег в людях живейшую страсть к лбимцу своему, и с того времени до нынешнего котильон кружится и окружается тысячью самых жарких его приверженцев. "

А в 1828 году выходит книжка "Собрание фигур для котильона, числом 224, составленные из употреблявшихся прежде и вновь сделанных туров", Спб

И в этой вот книжке в качестве "фигур вводных", публикуется несколько кадрилей, в том числе французская.

В общем, мой вывод такой:
- в конце 18 века Россия познакомилась с контрдансами французскими, они же котильоны. Слово стало обозначать танец в каре, на любое число пар (Если у нас живые музыканты, и мы хотим танцевать, и нас набирается 12 пар, а человек, который помнит все фигуры и умеет громко кричать только один, то что же нам делать?)
- Потом пришла Французская кадриль, и стала популярной и модной... но 5-6 всем известных фигур быстро надоедают, и надо бы придумать что-то еще.
- Поэтому мы вставляем дополнительные туры после 4-й фигуры и перед финалом. И в этом определенный прикол, потому что никто не знает, что это будет.
- называем эти фигуры котильонами, потому что это ведь и правда котильоны.
- фантазия безгранична, и в какой-то из вечеров парень или девушка соображают, что вот эта кадриль, это же аккурат тот самый хоровод, в котором у них крестьяне ходят, и "Ванюшка, играй!", проходит гоголем, и зовет партнера напротив на вальс, и кружат его в центре обалдевших остальных, а потом вытаскивают кого-то еще.
- Девушкам это особенно нравится, потому что они могут выбирать кавалеров сами - и это становится главной фишкой.
- и "котильон" моментально становится модным развлечением по всей стране, и кадриль то ждут уже ради него.
- потом кто-то вдруг понимает - а зачем нам кадриль вообще? Круг галопом в начале, круг в конце, а в середине - "панеслаааась!".

И еще один момент. В конце 18 века в Россию пришла мазурка. Вот она сразу пришла как набор туров-игр. Мазурку всегда танцевали сильно не все, и логично, что можно взять идеи из мазурки, и делать все как в мазурке, только не мазуркой. а например, вальсом - чем плохо?

В итоге котильон стал представлять собой набор туров из вальса, галопа, мазурки и польки, замешанных на играх, перемене партнеров, контрдансных фигурах и т.п.

В общем, когда европейцы обратили внимание на Россию, откуда что взялось в этом миксе - понять было сложно. Поэтому это все безобразие окрестили "котильон а ля рюс" и успокоились. А про мазурку написали, что "это то же самое, что котильон а ля рюс, только на шагах мазурки".

20 век.
В Советском Союзе про котильон не забыли, однако, превратили его в "танцевальные игры-забавы", используя отдельные туры, конечно, идеологически выдержанные в духе времени и решений "-цатого съезда". Современные "котильоны с цветком" стилистически как раз продолжают эту традицию, в то время как настоящий котильон, продолжавшийся по нескольку часов, успешно забыт. Ну, или почти забыт.

21 век.
Никто не забыт и ничто не забыто:)

[франц. Cotillon – букв. «нижняя юбка»]

Французский бальный танец XVIII-XIX веков. Музыкальный размер и темп переменные. Первоначально состоял из одной фигуры. К началу XIX столетия превратился в большой танец, состоящий из нескольких танцевальных частей. К примеру, в Котильон могут входить фигуры , и любых других танцев, а также бальные игры.

Ах, эти балы XIX века! С каждым последующим номером бальной программы атмосфера праздника постепенно меняется, двигаясь от церемониальной торжественности к свободной танцевальной игре. В конец бала предусмотрительно ставится самая большая игра – танец Котильон. Он представляет собой действие шаловливое и непринуждённое. Даже название у него по-французски пикантное. Он назван так из-за присутствия фигур, позволяющих дамам похвастаться вторым слоем юбок, не менее украшенным, чем первый [франц. Cotillon – букв. «нижняя юбка»].

Котильон представляет, безусловно, наиболее веселую и оживленную часть бала. Своим разнообразием он делает танцы неутомительными, оживлет непредвиденными комбинациями. Посредством розыгрышей он ставит иногда кавалера в тупик каким-нибудь неожиданным разочарованием или обманом.

В Котильоне раздают различные ордена и всевозможные сюрпризы, которые остаются у гостей, как воспоминание. На вещицах обычно обозначают дату и имя, кем она была поднесена. Таким образом, эти мелкие сюрпризы служат воспоминанием о приятно проведённом времени.

В XIX веке Котильон был любимейшим из бальных танцев. Он давал танцующим много предлогов для разговоров, для ухаживаний и даже для объяснения в любви. Многие и ездили на бал только для того, чтобы любезно пообщаться в Котильоне.

Особую прелесть Котильона составляло то, что не нужно было делать официальное приглашение на танец. Большинство фигур выдумывалось с целью соединить кавалеров и дам в пары совершенно случайным и неожиданным образом. Наподобие такого:

«Одна форма Котильона состоит из выбора дам, которые раздают подарки кавалерам, как-то: ордена, хлопушки, шапки, маски и проч.; все эти предметы раскладываются на столе или же красиво накалываются на подушку. Способ раздачи различный; он должен быть прав и элегантен; например, дам просят в один конец зала, а кавалеров – в другой, распорядитель выбирает шесть дам и шесть кавалеров, которых просят к столу, где расположены сюрпризы. Дамы выбирают мужские, а кавалеры дамские ордена и сюрпризы, и каждый даёт тому лицу, с которым желал бы танцевать. Таким образом все пары танцуют по очереди пока все получат по сюрпризу».

Тихомиров А. Д. «Самоучитель модных бальных и характерных танцев», М., 1901, с.119.

Примеры туров и фигур Котильона:

БЕСЕДКА

Фигура Котильона. Четыре пары выходят на середину зала и, взявшись за руки, образуют круг лицом вовне. Следующие четыре пары образуют внешний круг лицом вовнутрь. Кавалеры первого и второго кругов, стоящие визави, подают друг другу руки и образуют «беседку». Дамы визави из первого и второго кругов берутся за руки и бегут влево по кругу. По сигналу распорядителя кавалеры опускают руки и дамы останавливаются. Вновь составленные пары продолжают дальнейший танец.

БИТВА ЦВЕТОВ

Фигура Котильона. Через середину зала протягивается занавес из тонкой папиросной бумаги. Кавалеры выстраиваются по одну сторону занавеса, дамы – по другую сторону. По сигналу дирижёра начинается «битва», которая заключается в том, что участники танца перебрасывают друг в друга букетики цветов через занавес. Сильно бросать можно только, пока цел занавес.

ВЕНКИ

Тур Котильона. Дамы получают разноцветные венки с золотистыми цветами, а кавалеры – жезлы. Кавалеры становятся в ряд напротив дам. По знаку дирижёра дамы бросают венки в кавалеров, а те стараются поймать венки избранных ими дам. Пары составляются по одинаковому цвету венка и жезла.

ВОЕННЫЙ ТУР

Тур Котильона. Дамы получают бомбы-хлопушки, а кавалеры – флаги. Те и другие становятся на расстоянии около двух метров друг от друга. По команде дирижёра начинается «война». Взяв в левую руку конец нитки, прикреплённой к бомбе, дамы правой рукой бросают свои бомбы в избранного кавалера. Бомбы разрываются над головами и обсыпают танцующих конфетти. Но вот «военная хитрость» – дама танцует не с тем, кого обсыпала конфетти, а с кавалером, у которого на флаге тот же значок, что у неё на бомбочке.

ВОЙНА В МИРНОЕ ВРЕМЯ

Тур Котильона. Дирижёр раздаёт всем участникам снежки, наполненные мелко изрезанной бумагой и различными сюрпризами: шапками, куклами, китайскими фигурами и т. п. Дамы становятся по одну сторону зала, кавалеры по другую. По команде дирижёра начинается «война»: дамы бросают снежки в кавалеров, а кавалеры в дам. Снежки лопаются, рассыпаются, из середины выпадают сюрпризы. В конце концов, заключается мир, дамы и кавалеры берут свои сюрпризы, распределяются по парам и начинают танцевать.

ЖЕЗЛ С ЛЕНТАМИ

Тур Котильона. В середину зала вносится жезл с лентами. Концы лент с прикреплёнными к ним кольцами свободно свисают вниз. Противоположные концы лент, также с кольцами, спрятаны – видны только кольца. Кавалеры берутся за нижние кольца. Дамы берут верхние кольца и вытягивают их. Дамы заранее не могут знать, с кем им предстоит танцевать, так как пары составляются по одинаковому цвету лент.

ЖЕЗЛЫС ЛЕНТАМИ

Тур Котильона. Два жезла с разноцветными лентами вносятся в два конца зала. Дамы выбирают ленты на своём жезле, кавалеры – на своём. Те и другие, танцуя, приближаются к середине зала, где и составляются пары, согласно одинаковых цветов лент.

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ ТУР

Тур Котильона. Дамы получают красивые бумажные ленты и надевают их через плечо. Кавалеров же дирижёр приглашает в другую комнату, где им раздаются головные уборы разных народов: французские кепи, русские картузы, турецкие чалмы, мексиканские сомбреро и т. д. По приглашению дирижёра кавалеры с шумом входят в бальный зал и направляются к дамам, разговаривая каждый на «своём» наречии. Должно получиться полное смешение языков. После таких интересных разговоров, кавалеры выбирают себе дам по национальным картинкам на их лентах и танцуют с ними.

ИСПАНСКИЙ ТУР

Тур Котильона. Дирижёр приглашает дам исполнить Шен по одну сторону зала, а кавалеров – по другую. Затем дамам раздаются тамбурины, а кавалерам вручаются кастаньеты. Составляются пары по одинаковым значкам на инструментах и все танцуют Падеспань, Венгерку или Бальный Чардаш. Во время танца, при помощи полученных инструментов, отбивается такт.

ИСПЫТАНИЕ СЕРДЦА

Тур Котильона. Для этого тура готовятся конверты в виде большого сердца. В каждый из них вкладывается по два маленьких сердца синего цвета. Конверты раздаются дамам, которые выбирают себе по два кавалера и приглашают их взять свои сердца. Потом дама ведёт кавалеров в середину зала, где находится «Кладезь познания добра и зла». Кладезь представляет собой изящную вазу с водой, подкисленной уксусом. Каждый кавалер опускает взятое им сердце в воду. Одно из сердец краснеет, а другое каким было. Тот кавалер, у кого сердце покраснело, танцует с дамой, а другой отправляется на своё место.

КАРНАВАЛ

Тур Котильона. Перед самым окончанием бала дамам раздаются конфетти в больших трубках, а кавалерам небольшие звонкие трещотки. Под звуки заключительного марша начинается всеобщее движение по залу: кавалеры вращают трещотки, дамы обсыпают их конфетти, и всякий танцует, кто с кем пожелает.

КОНФЕТТИ И СЕРПАНТИН

Фигура Котильона. Неожиданно в середине какого-нибудь тура дирижёр бросает через зал первую ленту серпантина. Тут же вступают в «бой» остальные участники танца. Они осыпают друг друга конфетти и серпантином до тех пор, пока не кончатся «боеприпасы». Чем больше «стрельбы», тем веселее и оживлённее будет танец.

КОНЦЕРТ ЛЯГУШЕК

Тур Котильона. На середине зала расстилается большой лист зелёной бумаги, изображающий пруд. Несколько кавалеров надевают на себя сплошные маски, изображающие лягушечьи головы. Они садятся в «пруд» и начинают квакать изо всех сил. Чтобы прекратить этот ужасный концерт к «пруду» приближаются дамы с удочками в руках. Им необходимо крючком на конце удочки зацепить кавалера за воротник, вытянуть его и, затем, протанцевать тур танца. Только после этого кавалер снимает с себя «лягушечью голову» и дама, наконец, узнаёт, с кем она танцевала.

ЛАУН-ТЕННИС

Тур Котильона. Дамам раздают миниатюрные цветные мячики и лаун-теннис веера. Кавалеры становятся по возможности дальше. По знаку дирижёра дамы отбивают мячики в сторону кавалеров. Тот, кто успеет поймать мячик, ловит даму с веером того же цвета. Далее они танцуют в паре.

ЛОВЛЯ ПЛАТКОВ

Тур Котильона. Четыре пары делают один тур Вальса или Мазурки вокруг зала и останавливаются на середине. Кавалеры встают спиною к центру, заключая внутри круга своих дам. Дамы держат в руках приготовленные разноцветные платки. Затем кавалеры начинают вращать круг в левую сторону, а дамы подкидывают платки кверху. Кавалер наудачу ловят платки и таким образом составляются новые пары.

МУФТА

Тур Котильона. Дирижёр держит в руках очень красивую большую муфту. С одной стороны подходят дамы, с другой стороны – кавалеры, и берут друг друга за руки внутри муфты, не зная, кто с кем. Когда муфта раскрывается, становится ясно, кто с кем танцует. Дирижёр может вложить свою руку со стороны дам. Тогда кавалер, выбравший его руку, не участвует в этом туре.

ОРДЕНА

Тур Котильона. Дамы встают в большой круг. Им предлагают на выбор знаки отличия. Для этого на красивой бархатной подушке в круг вносятся различные котильонные ордена, звёзды, крестики и медали. Выбранными знаками дамы награждают тех кавалеров, с которыми они хотят танцевать. Этот тур вызывает ажиотаж и забавное любопытство танцующих.

ОХОТА НА КАВАЛЕРОВ

Тур Котильона. Кавалеры образуют большой круг и становятся спиной к дамам, которые находятся внутри круга. У дам в руках цветные шарфы и колпаки. Шарфы дамы надевают через плечо, а колпаки держат в правой руке. По сигналу дирижёра кавалеры быстро вертятся вправо или влево, а дамы надевают бумажные колпаки на тех кавалеров, с кем они желают танцевать.

ОЧКИ И ЛОРНЕТЫ

Тур Котильона. Дамы, участвующие в этом туре, получают лорнеты с разноцветными стёклами, а кавалеры – такие же очки. Стёкла одинакового цвета танцуют вместе. Ещё забавнее, когда часть кавалеров получает вместо очков разноцветные монокли. С непривычки монокли выпадают из глаз и весело катятся по полу.

ПЛАТОК

Фигура Котильона. После исполнения Вальса или Променада дама завязывает узелок на одном из четырёх углов платка. Она подносит этот платок к четырём кавалерам. Тот кавалер, который возьмёт узелок, танцует с дамой до её места.

РАЗОЧАРОВАННЫЕ КАВАЛЕРЫ

Тур Котильона. В зал выносится большая овальная коробка, изображающая пруд. С двух сторон коробки свисают шнурки: с одной стороны определённое количество красных – для дам, с другой стороны вдвое больше синих – для кавалеров. По сигналу дирижёра участники быстро тянуть за шнурки. Коробка неожиданно разваливается и у каждого в руках оказывается рыбка. По номерам на рыбках составляются пары для танца. Кавалеры, которым досталась рыбка без номера, удаляются на свои места.

СЧАСТЛИВАЯ ПОДКОВА

Тур Котильона. В зал выносят большую подкову, в которую пропущены ленты разных цветов. С одной стороны подковы становятся дамы, с другой стороны – кавалеры. По знаку дирижёра участники быстро вытягивают ленты и те, которые соединены друг с другом, танцуют вместе.

ТАИНСТВЕННАЯ СТЕНА

Тур Котильона. Дирижёр и его помощник держат большой лист бумаги, изображающий стену. На «стене» нарисованы различные фигуры комического характера с прорезанными отверстиями для глаз и рта. Кроме того, на месте, где должна быть правая рука, прорезано отверстие для руки. Кавалеры подходят к стене с противоположной стороны, просовывают руку и прикладывают лицо к отверстиям. Затем дамы подходят и за руку выдергивают понравившихся им «персонажей». Таким образом, составляются пары для танца.

ТАМБУРИН

Тур Котильона. В зал заносят большой бумажный тамбурин, из которого выступают концы лент. За концы лент предлагают взяться участникам: за розовые ленты – дамам, за голубые – кавалерам. По команде дирижёра все тянут ленты и тамбурин разрывается. Оказывается, что розовые и голубые ленты связаны попарно. Таким образом, пары готовы для танца.

ТЕЛЕФОН

Тур Котильона. Дирижёр приглашает дам встать по одну сторону зала, а кавалеров по другую. Затем раздают телефонные аппараты: дамам – золотые, кавалерам – серебряные. Телефоны соединены попарно шёлковыми шнурами. Когда узел, соединяющий все телефоны, развязывается, то дамы и кавалеры расходятся в разные стороны, пока не будут натянуты шнуры. Таким образом, один тихо говорит, а другой слушает и наоборот. На это даётся несколько минут. Затем начинается танец.

ТУР ПЕРЧАТОК

Тур Котильона. От танцевального распорядителя дамы получают по перчатке с правой руки, а кавалеры – с левой. Пары составляются согласно цвету перчаток.

УЖЕНЬЕ

Тур Котильона. Дирижёр с помощью ассистента устраивает «озеро» с рыбками-кавалерами за бумажной стеной. Дамы выстраиваются возле «озера» с удочками в руках. В то время как дамы перебрасывают через стену удочки, кавалеры должны успеть схватить крючки, привязанные к лескам, и прикрепить к ним рыбок. Дамы вытягивают рыбок и по соответствию их названий получают в пару кавалера.

ЯПОНСКИЙ ЗОНТ

Тур Котильона. В зале раскрывается большой зонт в японском стиле. С него свисают разноцветные ленты с прикреплёнными значками. Дамы берутся за концы лент. К ним подходят кавалеры для приглашения на танец. Пара составляется, если значок на флажке кавалера совпадёт со значком на ленте дамы. Когда все пары находят друг друга, начинается танец.

Мы на предстоящих мероприятиях осмелимся погрешить против исторической истины и несколько модифицировать котильоны для нашего бала, чтобы сделать их как можно более веселыми. Ниже вы можете посмотреть на описание котильонов, которые могут встретиться на нашем балу или на танцевальных вечерах. Обратите внимание, что все котильоны мы танцуем на вальсовых шагах.

Ваша Эльфирида Вайсгербер

Котильон-выбор

Котильон - это танец-игра. Случайный выбор партнера является одной из его наиболее веселых особенностей. Тем не менее, в некоторых котильонах ничего кроме этого выбора нет. Именно они и попали в эту группу.


Фиалки

Дама кавалера-распорядителя раздает кавалерам цветы фиалок. Те преподносят цветы дамам с одновременным приглашением к танцу. Получив такое приглашение, отказать нельзя.


Роза

К даме подходят два кавалера. Дама одному вручает розу и танцует с другим. К кавалеру подходят еще две дамы и теперь выбор совершает он.


Тур де дам (Les dames ensambles)

Дамы танцуют в парах друг в другом. Кавалеры в тройках догоняют дам, окружают их и дамы избирают себе партнеров. Оставшиеся собираются в новые тройки и т. д.


Один из трех

После тура кавалер приглашает еще двух кавалеров. Они составляют круг вокруг дамы. Дама выбирает одного, два других танцуют в паре.


Поэты

После тура вальса к даме подходят еще три кавалера. Она говорит простое предложение. Кавалеры отвечают в рифму. Дама танцует с автором лучшего экспромта.


Тур с воздушными шарами

Каждая дама после тура вальса зовет еще двух кавалеров (итого 4) и кидает в воздух шарик. Танцует с поймавшим, который держит шарик левой рукой вверх.


Ленты

Кавалер-распорядитель держит в руке ленты по количеству танцующих пар. Кавалеры (слева) и дамы (справа) берутся за ленту, после чего кавалер-распорядитель отпускает ленты, и те, кто держатся за одну ленту танцуют в паре.

Котильон-построение

В эту группу выделены котильоны, в которых нужно совершать те или иные фигуры в процессе танца


Мост

Пары строятся в колонны. Начинают вторые. Проходят между первыми - останавливаются. 3-е между первыми - останавливаются, и т. д. пока пары не кончатся. Тогда первые проходят сквозь всех и идут далее танцевать. Затем вторые, третьи и т. д.


Знак - 8

Пара танцует вокруг стульев по восьмерке, как можно ровнее. Выбранный судья решает, кто победил.


Платок

Кавалеры на вытянутых левых руках держат ленту и пары по очереди под ней вальсируют.

Котильон-игра

Самая веселая разновидность котильонов. Музыка в большинстве случаев лишь сопровождает игру.


Волк

Аналог игры «Коршун»: все дамы встают в колонну, держась за талии друг друга. Кавалер пытается поймать последнюю дамы, и первая ему мешает.


Скачки через платок

Пары становятся в 2 линии: в одну дамы, в другую кавалеры. 1-ая пара берет за 2 конца платок и проносит его над головой дам. Затем заставляет кавалеров прыгать через него. Дойдя до своих мест, отдают платок следующей паре, а сами отходят в сторону. Когда платок дойдет до последней пары - общий вальс.


Поле битвы

Начинают танец - кавалеры с шариками в правых руках. Кто кому шарик лопнет - тот у того отвоюет даму на тур вальса и т. д.


В мышевловке

Одна пара в середине, пять образуют круг, увеличенный платками (их держат внутри пары). Центральная пара танцует и пытается схватить платок. Ей мешают это сделать. Если схватила - пары меняются местами.


Кошка и мышка

Облагороженный вариант народной игры. Все пары кроме одной образуют круг. Дама первой пары - «мышка» находится внутри круга. Кавалер - «кошка» - снаружи. Круг:
1. кружится
2. подыгрывает мышке

И кошка, и мышка могут выбегать внутрь и наружу (если у кошки это получится). Кошка должна поймать мышку или за определенное время, или после определенного количества раз выхода в круг (2-3). Если поймал - оба становятся в круг, если нет - кавалер из круга изгоняется, а дама становится в общий круг.


Сороки

Дамы сидят, а кавалеры, положив правую руку на плечо впереди идущего, а левой держа носок поднятой ноги, цепочкой между стульями скачут.


Преследователи

Первая пара танцует. У кавалера на плече прикреплен бант. Две пары в танце преследуют и пытаются бант сорвать. Все постепенно побывают в игре.

Предполагается, что некоторые котильоны мы будем исполнять на танцевальных вечерах (в первый и третий день игры), а не на балу, чтобы не наскучить публике. Кроме того, поскольку мы все вместе танцуем довольно давно, то у вех жителей Эйнрехта есть свои вкусы и предпочтения.

Поскольку опросные сервисы все удивительно убоги, а руки у меня кривые, то головсовалки здесь не будет. Но если кто-то имеет какие-то возражения или дополнения (очень хочет или не хочет, чтобы какой-то конкретный танец присутствовал), то напишите их в комментариях, пожалуйста.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова котильон

котильон в словаре кроссвордиста

котильон

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

котильон

котильона, м. (фр. cotillon) (истор.). Кадриль, перемежающаяся разными др. танцами.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

котильон

[лье], -а, м. Старинный французский танец-игра, в к-ром танцующие повторяют вслед за первой парой фигуры из разных танцев (вальса, мазурки, польки, кадрили).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

котильон

    Кадриль, фигуры которой перемежаются вальсом, полькой и другими танцами.

    Музыка к такому танцу.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

котильон

КОТИЛЬОН (франц. cotillon) бальный танец французского происхождения. Объединяет вальс, мазурку, польку и др.

Котильон

(франц. cotillon), бальный танец французского происхождения, близок контрдансу. Известен с 18 в. Особое распространение получил с середине 19 в. в странах Европы, в том числе в России. К. объединял несколько самостоятельных танцев (вальс, мазурка, полька). Исполнялся всеми участниками в конце бала. Разнообразие К. зависело от ведущей пары ≈ кавалер-кондуктор давал сигнал оркестру, громко называя фигуры, следил за согласованностью движения пар.

Лит.: Ивановский Н. П., Бальный танец XVI≈XIX вв., Л. ≈ М., 1948.

Википедия

Котильон

В неформальном церемониале, приглашение «на котильон» считалось сигналом окончательного выбора кавалером своей дамы.

Примеры употребления слова котильон в литературе.

Тогдашние танцы 1820 года состояли из экосеза, попурри, котильона -он же был самый продолжительный, очаровательный для влюбленного, как и мазурка.

И не кадриль они плясали, Не новомодный котильон , Что привезли к нам из Версаля, Не танцы нынешних времен, А те затейливые танцы, Что знали старые шотландцы: Взлетали, топнув каблуком, Вертелись по полу волчком.

Обычные же балы были довольно схожи: мазурка, котильон , полонез, плюс посещение буфета, карточная игра в соседнем помещении.

Он невольно помог мне решиться на то, на что иначе у меня, пожалуй, не хватило бы мужества: изящно откланяться, пока котильон еще не кончился и китайские фонарики еще бросали лестный розовый свет на мой здоровый румянец.

Какая-то дама заикнулась было о Симпсоне, но на нее зашикали, - г-н Симпсон был весьма странным дирижером котильона , он позволял себе фантастические и коварные выходки: когда в одном из салонов его неосторожно попросили дирижировать котильоном, он, как рассказывали впоследствии, заставил дам прыгать через стулья, а самой любимой его фигурой было обводить всех танцующих на четвереньках вокруг комнаты.

Но ей пришлось остановиться в дверях: фигура котильона загородила ход.

Бесцветная улыбка осветила ее восковое лицо, и, приподняв свою длинную хламиду волшебницы, чтобы идти быстрее, она пошла за братом, расстроив по дороге фигуру котильона , спрашивая у встречных лакеев, где хозяин.

Она вошла в большую гостиную, пробилась сквозь толпу, занятую сложной фигурой котильона , и даже не заметила, какое удивление вызвала ее меховая шубка.

Каждый вечер тот же примерно ужин и бегство с котильона в четыре часа утра под предлогом утреннего манежа.

Мюсси отказывался дирижировать котильоном , старался казаться старше своих лет, перестал говорить о любви к Рене и холодно раскланивался с ней при встречах.

Большая голова лося в конце зала начала раскачиваться, ведерко для вина и нарядная ваза - настольное украшение-двигались в котильоне с массивными подносами.

Вот внизу, расталкивая толпу, появились бегущие, как в котильоне , растрепанные девчонки и молодые люди с испитыми лицами, в похабных пиджачках.

Вспомни наши светские котильоны , когда танцоры надевают ослиные головы, свиные рыла и еще многое другое и вертятся не менее глупо, чем этот почтенный макололо, но несравненно менее ловко.

Мне было очень весело, хоть я и танцевала котильон с несносным дипломатом Ст - , который к природной своей глупости присоединил еще рассеянность, вывезенную им из Мадрита.