Скульптор теребенев атланты. Значение теребенев александр иванович в краткой биографической энциклопедии

Прославленный русский скульптор Александр Теребенёв появился на свет в Петербурге 201 год назад - 21 января 1815 года.

Благодаря своему таланту, он смог привлечь к себе внимание царского двора, украсить Северную столицу своими творениями, но судьба заставила его погибать в одиночестве и нищете.

сайт рассказывает, как одаренный скульптор взошел на вершину профессии, откуда упал на самое дно жизни.

От Греции к естественному

В январе 1815 года в семье скульптора и карикатуриста Ивана Теребенёва в Петербурге появился сын Александр. Мальчик решил пойти по стопам отца. В 1824 году, желая развить природный дар, он поступил в Императорскую Академию художеств. Какое-то время здесь Александр Теребенёв провел в рисовальном классе, но затем избрал своей специальностью именно скульптуру. Ей он обучался у известного профессора Василия Демут-Малиновского, работавшего, в частности, над оформлением здания Главного Адмиралтейства.

Скульптура в академии в момент обучения молодого Теребенёва стала стремиться к изображению естественных, реальных форм, хотя до этого было принято подражать древней классической Греции. В то время скульптор делал успехи. В 1835 году Теребенёвым были получены награды за бюст с натуры книготорговца И.В. Оленина, являвшегося его дядей, а также медали за барельефы. За один из них - «Иоанн Креститель проповедует в пустыне о пришествии Спасителя», его оставили пенсионером в академии. Год спустя Теребенёв уже выставлялся на выставке художественных произведений.

Барельеф «Битва амазонок с центаврами», выполненный Теребенёвым, в зале кавалерийского караула Зимнего дворца на акварели Эдуарда Гау « Зал развода караула», (1864). Фото: Commons.wikimedia.org

Скульптора, делавшего головокружительную карьеру, ждала Европа. Теребенёву предложили выполнить работу на соискание большой золотой медали, что позволило бы отправить его за казенный счет в Италию. Поездка не состоялась, поскольку у Теребенёва была намечена свадьба с дочерью профессора Андрея Егорова Евдокией Алексеевной.

Награды перстнями

Несмотря на то, что скульптор не смог впитать в себя дух Старого света, его работы пользовались популярностью. После выхода из академии он исполнил горельеф Веры для здания Опекунского совета, а также вылепил барельеф четырех евангелистов для церкви в Петергофе.

Вскоре в Зимнем дворце произошел серьезный пожар. После него и пригодились дарования Теребенёва. Он выполнил две статуи, изображающие Мудрость и Правосудие - они расположились у парадной лестницы. Также его руке принадлежит барельеф, изображающий битву амазонок с центаврами, размещенный в кавалерийском зале, и ряд других фигур. После этого у скульптора появилось много заказов, ведь теперь он попал в число лучших.

Несостоявшаяся поездка в Италию была замещена командировкой в Крым. Здесь он в 1844 году руководил изысканиями пантикапейских древностей в Керчи. Теребенёв успел поработать на полуострове над бюстом керченского градоначальника Херхеулидзе, а затем, не закончив здесь же начатую статую Амфитриды, вернулся в столицу с древностями, многие из которых удачно реставрировал.

После поездки в Крым Теребенёву поручили сложнейшую задачу - для возведения Императорского музеума (Эрмитажа) требовалось создать десять огромных гранитных фигур атлантов для входа в музей со стороны Миллионной улицы. Уже только за глиняные модели скульптору дали звание академика. Замысел же Теребенёва был полностью осуществлен лишь к 1849 году.

Атланты Эрмитажа Фото: www.globallookpress.com / Уже за глиняную модель атлантов Теребенёву дали звания академика.

Глиняную модель было очень сложно исполнить в камне, тем более что русские резчики с такой работой до этого никогда не сталкивались. При этом лицо каждого из атлантов скульптор оканчивал сам.

Изучение классической скульптуры и превосходное знание анатомии помогло ему создать совершенные героические образы, являющиеся сегодня символом Петербурга. После окончания работ для Эрмитажа Теребенёву дали орден Анны 3-й степени и кроме причитавшейся ему платы ещё 17 тысяч рублей награды от императора Николая I. Затем скульптор сделал несколько подобных работ, какие были выполнены для Эрмитажа, и для прусского короля. Их отвез в Берлин сам Теребенёв, за что был награжден королем - автору достался бриллиантовый перстень.

Фигуры ангелов Теребенёва, изображающие Старый и Новый заветы в Придворном соборе Спаса Нерукотворного на акварели Эдуарда Гау «Собор в Зимнем Дворце», (1866). Фото: Commons.wikimedia.org

Одиночество и смерть

К 1850 году скульптор уже числился помощником главы второго отделения Эрмитажа, в позднее заведовал всеми скульптурными произведениями в императорских садах и дворцах. Выполнял Теребенёв, в числе прочих бюсты поэта Александра Пушкина из мрамора и российского актера Василия Каратыгина из бронзы.

Доходы скульптора в период расцвета были огромными - от заказов не было отбоя. Однако слишком вольно Александр Теребенёв обходился с деньгами. Он позволял себе роскошные обстановки в квартирах, собственные выезды, балы и званые обеды. Такая расточительность привела его к финансовому краху. Когда ему нужны были деньги, он продавал имущество, чтобы хоть как-то прожить до нового крупного заказа.

Хуже всего было Теребенёву из-за покинувшего его вдохновения. Заказы начали поступать всё реже и скульптор попросту разорился. К тому же его уволили из Эрмитажа, не дав дослужить до пенсии.

В 1858 году Александр Теребенёв заболел. Его сломила свирепствовавшая в то время черная оспа. Скульптор успел заразить жену, которая в итоге умерла. Сам Тербенёв лежал в Мариинской больнице, где справился на какое-то время со смертельным недугом.

Похороны скульптора организовал рабочий, трудившийся с ним при создании атлантов. Фото: www.globallookpress.com

Уход из жизни супруги Евдокии Алексеевны он пережить уже не смог. Он то и дело беспокоился о своём здоровье, но в итоге серьезно простудился весной 1859 года, попав в Обуховскую больницу, где пролежал до 31 июля 1859 года. Ко дню своей кончины он был нищ и совершенно забыт всеми.

Похороны были устроены за счет знакомого ему мраморщика, помогавшему Теребенёву во время работ в Эрмитаже. За гробом прославленного скульптора шли лишь пара товарищей.

Александр Иванович Теребенев родился 9 января 1815 г. в Петербурге. Его отцом был известный скульптор И. И. Теребенев. В том же году Иван Иванович скоропостижно скончался, оставив вдову с четырьмя малолетними детьми фактически без средств к существованию. Через девять лет вслед за двумя старшими братьями Александр был отдан в Воспитательное училище при Академии художеств, где сначала обучался в рисовальном классе. Но очень скоро его призванием стала скульптура. Способствовало этому и то, что учителем мальчика был В. И. Демут-Малиновский .

С 1832 г. Теребенев стал учиться в Академии. Он быстро обнаружил большие способности. Педагоги сразу отметили его блестящие успехи в скульптуре. Уже в первые годы обучения он получил две Малые серебряные медали за лепку с натуры. В 1835 г. молодого человека наградили двумя Большими серебряными медалями. В том же году он был удостоен Малой золотой медали за выполнение барельефа «Иоанн Креститель проповедует в пустыне о пришествии Спасителя». Малую золотую медаль ему вручили и за барельеф «Иосиф, рассказывающий в темнице о значении снов, виденных двумя царедворцами фараона».

В 1836 г. на выставке художественных произведений был выставлен барельеф Теребенева «Построение ковчега Ноем с сыновьями», который сразу обратил на себя всеобщее внимание и даже был приобретен Академией художеств. В этом же году молодой скульптор окончил курс Академии и, получив звание художника 14-го класса, был оставлен при ней пенсионером.

Достигнутые успехи позволяли Александру отправиться для продолжения образования за границу, но поездка в Италию не состоялась из-за женитьбы молодого человека на дочери профессора Академии А. Е. Егорова. Содержание семьи требовало денег, и Теребенев с головой окунулся в работу. Он принимал деятельное участие в оформлении интерьеров здания Опекунского совета и вылепил барельефы четырех евангелистов для городской церкви в Петергофе. Талант молодого скульптора был замечен, и его пригласили в Зимний дворец для восстановления интерьеров после пожара 1837 г. Так он создал две аллегорические статуи - «Мудрость» и «Правосудие» для парадной Иорданской лестницы, огромный барельеф, сюжетом которого стала битва амазонок с кентаврами, для Кавалерского зала, барельеф с изображением богинь Флоры и Гебы для покоев императрицы и две фигуры ангелов для дворцовой церкви. Для Галереи 1812 г. и Фельдмаршальского зала скульптор выполнил лепные украшения с изображением военных трофеев и лавровых венков.

Эти творения сразу поставили Теребенева в ряд известнейших скульпторов. На мастера посыпались заказы. Следующими его крупными работами стали два больших горельефа для здания Опекунского совета, горельеф с изображением Богородицы и св. Феоктиста для Юрьевского монастыря, выполненный по заказу графини А. А. Орловой-Чесменской, целый ряд произведений для Александровского сиротского дома и Екатерининского института.

В 1842 г. Теребенев отправился в Керчь, где почти два года руководил поисками пантикапейских древностей. Там он проявил себя и как талантливый скульптор-реставратор. Непосредственная работа с античными памятниками завершила окончательное формирование таланта мастера.

По возвращении в Петербург Теребенев сразу приступил к работе над созданием своего самого значительного произведения - десяти огромных фигур атлантов для портика здания Нового Эрмитажа, построенного по проекту архитектора Л. Кленце. В 1844 г. Строительная комиссия по возведению «Императорского музеума» (Эрмитажа) поручила скульптору выполнение этой сложнейшей задачи.

18 ноября 1845 г. за вылепленную из глины фигуру атланта Теребенев был удостоен звания академика. Но только через четыре года замысел скульптора начал воплощаться в камне. Для гигантских статуй был выбран сердобольский гранит, добываемый на берегах Онежского озера. Гранитные глыбы с большим трудом доставляли в Петербург, в специально устроенные мастерские на нижнем этаже Малого Эрмитажа. В течение года Теребенев обучал более сотни помощников - мастеровых, набранных им из каменотесов. Затем они принялись за выполнение гранитных фигур по отлитой из алебастра модели. «Каждому было назначено свое дело, к чему кто приучен был: кто отделывал низы, кто руки, кто торс, кто ноги», - писал позднее Теребенев. Лицо каждого атланта он делал сам. На трех из десяти статуй было выбито: «Александр Теребенев. 1849 г.» Поставленные на специальные пьедесталы возле колонн портика Эрмитажа, фигуры атлантов стали смысловым центром архитектурного сооружения.

Фигуры очень понравились императору Николаю I. За выполнение первой статуи скульптор получил от него бриллиантовый перстень. По окончании всех работ для Эрмитажа Теребеневу был пожалован орден Св. Анны III степени и значительная сумма сверх установленной платы. По велению императора такие же фигуры атлантов скульптор изготовил для подарка прусскому королю Фридриху Вильгельму. Мастер сам сопровождал статуи в Берлин, где также был награжден бриллиантовым перстнем.

В 1850 г. Теребенева назначили помощником начальника 2-го отделения Эрмитажа, а позднее он стал заведующим всеми скульптурными произведениями в императорских дворцах и парках. За время службы он создал скульптуру «Февраль» для фронтона здания Адмиралтейства. В этот же период он выполнил копию античной статуи «Атлет, снимающий ножом пот со своей руки».

В последующие годы Теребенев много трудился, однако превзойти самого себя после создания атлантов ему было не суждено. Монументальная фигура Прометея, которую начал создавать скульптор, так и осталась незавершенной.

Тем не менее Александр Иванович проявил себя и как талантливый создатель скульптурных портретов. В разное время он выполнил бюсты писателя и историка Н. М. Карамзина, графа Д. В. Хвостова, керченского градоначальника князя 3. С. Херхеулидзе, артиста В. М. Самойлова, графини С. А. Голенищевой-Кутузовой, трагика В. А. Каратыгина, А. С. Пушкина (это было первое скульптурное изображение поэта), императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны, а также многих других.

Выполнял мастер и надгробные памятники - пастору Муральду, генералу П. И. Кононову, герцогу М. Лейхтенбергскому и другим.

В период расцвета своей творческой деятельности скульптор получал многочисленные заказы, и его доходы были весьма значительны. Но он быстро проживал все, что зарабатывал, тратясь на богатую обстановку, званые обеды и балы. При нужде в деньгах он легко расставался с нажитым, продавая роскошную мебель и другое имущество и влезая в долги до получения следующего заказа. Так скульптор продал даже собственный дом. Вместе с тем Александр Иванович всегда работал на вдохновении и не имел склонности к усидчивому труду. С годами он перестал получать выгодные заказы и разорился. Усугубило положение скульптора и его увлечение алкоголем. Он был уволен из Эрмитажа без пенсии.

В 1858 г. Теребенев заболел оспой. Жена, ухаживавшая за ним, заразилась и умерла. Это окончательно подорвало силы Александра Ивановича. Весной 1859 г. он простудился и был положен в Обуховскую больницу, где умер 31 июля, в нищете и всеми забытый. После него не осталось средств даже на похороны. Их устроил за свой счет мраморщик Г. А. Балушкин - один из тех, кого Теребенев обучал во время работы над статуями атлантов. К могиле на Волковское кладбище за гробом скульптора шли только Балушкин и художник К. А. Ухтомский.

Среди художников, чье творчество было вдохновлено Отечественной войной 1812 года, одним из первых необходимо назвать Ивана Ивановича Теребенева.

Сыну скульптора-орнаменталиста с рождения предназначалось продолжать ремесло отца. В шесть лет он был отдан в Воспитательное училище при Академии художеств, где с первых же дней выделился среди учеников своим трудолюбием и одаренностью. Он проявил интерес и склонность к живописи, но академическое руководство определило его в скульптурный класс, где учеников было недостаточно - решение, характерное для казенной и официальной обстановки в Академии. Разносторонность дарования позволила молодому художнику успешно проявить себя и в скульптуре: в 1800 году Теребенев закончил обучение с золотой медалью, полученной за исполнение рельефа "Полтавская битва" на постаменте памятника Петру I скульптора Б. К. Растрелли перед Михайловским замком в Петербурге. Медаль позволяла остаться при Академии и рассчитывать на заграничную поездку и последующее профессорство, но Теребенев, человек с молодости независимый и самостоятельный, не терпевший тех, кто занят "ловлей рублей, крестов и чинов", предпочел неуверенное положение свободного художника, живущего уроками и частными заказами. В 1805 году он покинул Петербург, переехав в Тверь. Вероятно, этот шаг объяснялся интересом к русским древностям, национальному искусству и его истокам; интересом, ранее приведшим Теребенева в основанное сыном А. Н. Радищева "Вольное общество любителей словесности, наук и художеств", куда входили и друзья художника - поэты И. П. Пнин и Д. И. Языков, филолог А. Ф. Востоков, скульптор И. П. Мартос. В Твери молодой художник преподавал рисование в гимназии, работал над эскизами к картинам "Наталья - боярская дочь" и "Бедная Лиза", занимался поисками "редкостей к отечественной истории относящихся" и тревожился о том, что его знания и способности скульптора не находят применения в провинции. Да и сама провинциальная среда, необразованная, серая, равнодушная к прошлому и настоящему, разочаровала Теребенева, и скоро он вернулся в Петербург.

В столице Теребенев вновь обратился к ремеслу скульптора: среди его работ горельефные фигуры гениев для рафаэлевских лоджий Эрмитажа (не сохранившиеся до нашего времени), рельефы для дома, выстроенного архитектором Луиджи Руска для купца Ф. Ильина на Фонтанке - на протяженном фризе скульптор представил сцены поклонения Гермесу и встречу Аполлона и Афродиты. С заданием начинающий мастер справился столь успешно, что Руска, занятый перестройкой Аничкова дворца, пригласил его выполнить несколько рельефов для Белоколонного зала и Голубой гостиной. Сцены из истории Александра Македонского, а также "Суд Париса" и "Рождение Амура" демонстрируют свободное владение композицией и смелыми ракурсами - Теребенев становится зрелым мастером, готовым приступить к своей важнейшей скульптурной работе - лепным украшениям фасадов петербургского Адмиралтейства.

Для оформления Адмиралтейства, одного из лучших созданий русской архитектуры, привлечены были виднейшие мастера монументально-декоративного искусства: Теребенев работал совместно со скульпторами Ф. Ф. Щедриным, В. И. Демут-Малиновским, С. С. Пименовым. Строитель Адмиралтейства А. Д. Захаров не просто предусмотрел скульптуру в убранстве главного своего произведения: он тщательнейшим образом продумал всю тематику изображений и даже материалы, из которых их предстояло выполнить. Свою программу для декоративной скульптуры Адмиралтейства, отмеченную четкой логикой сюжетного развития и пластического решения, Захаров успел окончательно изложить всего за четыре дня до своей смерти в августе 1811 года; надзор за строгим исполнением замысла архитектора приняла на себя Академия художеств. Теребеневу принадлежат центральный горельеф "Восстановление флота в России", барельефы четырех фронтонов двенадцатиколонных портиков, членящих длинные фасады Адмиралтейства, и фигуры летящих Слав над главными воротами и арками боковых невских павильонов. Исполненные с великолепным мастерством, благородством и тонким чувством ансамбля, они доставили скульптору заслуженную известность.

Но подлинную славу Теребеневу принесла графика - сатирические листы и политические карикатуры на темы Отечественной войны 1812 года. Вторжение наполеоновских войск "пробудило, - по словам В. Г. Белинского, - дремавшие силы России и заставило ее увидеть в себе силы и средства, которые она дотоле сама в себе не подозревала". По многочисленным летучим листам того времени, автором большинства которых был Теребенев, можно воссоздать историю Отечественной войны. Подхватив традицию европейской политической сатиры, многие из них в свою очередь послужили образцами для английских антинаполеоновских карикатур. Однако главная их черта - близость к народной картинке - ив образном и цветовом решении, и в сочетании изображения и текста, автором которого был сам художник, вспомнивший свои стихотворные опыты времен "Вольного общества любителей словесности, наук и художеств". Эта близость к фольклору, продолжение традиций русского народного лубка, живость рисунка, передающего напряженное динамическое действие, умение выбрать острую драматическую ситуацию, служащую темой карикатуры, отличают самые удачные листы Теребенева. "Крушение всемирной монархии" показывает раса а дающуюся наполеоновскую империю; "Русский Сцевола" восхищает неустрашимостью и мужеством русского крестьянина; "Французский вороний суп", "Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России" повествуют о перипетиях замерзшей и растерянной армии, слывшей непобедимой, - здесь широчайший диапазон настроений и оценок - гнев, ненависть, издевка, смех. Лучшие и известнейшие карикатуры времен Отечественной войны, большая часть из которых принадлежала самому Теребеневу, вошли в подготовленную им к изданию азбуку "Подарок детям в память 1812 года", увидевшую свет уже после смерти художника.

Все графическое наследие Теребенева, отличающееся высокой художественностью и вкусом, возникло в течение всего нескольких лет - досадно ранняя смерть прервала его работу. Однако созданного оказалось достаточно, чтобы обеспечить Ивану Теребеневу почетное место в истории русского искусства. Пророческими оказались слова поэта А. Измайлова о том, что карикатуры Теребенева, эти "остроумные и единственные в своем роде произведения, дойдут, без сомнения, до потомков наших вместе с незабвенными происшествиями последней войны с Наполеоном".

Н.Борисовская

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.

03.04.2019

Теребенёв Иван Иванович (10.05.1780-16.01.1815), скульптор, график. Родился в С.-Петербурге. Окончил Академию художеств (1785-1800). Учился у М. И. Козловского. В силу обстоятельств военного времени не получил заграничной командировки и не захотел отбыть пенсионерский стаж в С.-Петербурге при Академии художеств. Уже с первых шагов самостоятельной деятельности Теребенев совершенно порвал с Академией, никогда не преподавал в ней и не имел никаких академических званий. В биографии Теребенева (как и некоторых его сверстников) можно проследить возникновение нового, еще небывалого в России типа «свободного художника», занятого только своим искусством, не ищущего знатных покровителей и не помышляющего о чиновничьей карьере. Как характерную черту этого нового художнического типа следует отметить широкие общекультурные интересы Теребенева, его близость к Вольному Обществу любителей словесности, наук и художеств, объединявшему представителей прогрессивной, гл. обр. разночинной, интеллигенции и сыгравшему заметную роль в развитии демократических тенденций русской культуры н. XIX в. В 1805-06 Теребенев преподавал рисование в тверской гимназии, а впоследствии жил на случайные заработки, получаемые преимущественно от частных заказов. Лишь в последние годы жизни он выполнял большой государственный заказ, связанный со скульптурным оформлением Адмиралтейства. Эта работа составляет лучшую и наиболее значительную часть наследия мастера.

Теребенев был прямым учеником замечательных монументалистов к. ХУШ в. Но их традиции подверглись в его творчестве решительной и сознательной перестройке.Интересует изготовление картонных упаковок на заказ ? Обратитесь в компанию Блик. Профессиональные специалисты выполнят работу максимально быстро и качественно.

Ученический барельеф «Полтавская битва» (бронза, 1800), исполненный Теребеневым под руководством Козловского, хорошо характеризует исходные позиции молодого скульптора. Этот барельеф, украшающий боковую сторону постамента растреллиевского памятника Петру, вполне оригинален по идейному замыслу и пластическому решению. В нем отчетливо проявляются характерные свойства дарования Теребенева - стремление к реалистической трактовке формы, подробная повествовательность в развитии темы, ясность и вместе с тем некоторая прозаичность художественного мышления. Скульптор преодолевает условный «историзм» академических композиций и почти не пользуется языком аллегорий. Содержанием его рельефа становится реальная картина полтавского боя, созданная под впечатлением от батальных гравюр ХУШ в. На первом плане представлена группа всадников во главе с Петром, в глубине видна шеренга наступающей русской конницы, на дальних планах изображены отдельные эпизоды сражения: русские отбивают у шведов полковое знамя, неприятельские солдаты уносят на носилках раненого Карла XII. Ни в позах главных персонажей, ни в одежде, ни в типах лиц нет и намека на стилизацию в духе античности. Существенную роль в замысле скульптора играют мотивы пейзажа, переданного с почти натуралистической тщательностью. И лишь неизбежной данью классицистическим увлечениям эпохи кажутся реющие в облаках крылатые фигуры Победы и Славы, готовой увенчать Петра лавровым венком.

И о скульптурах Нового Эрмитажа: (Маркантонио) и (Рафаэль Морген и Винкельман) . Останемся ещё ненадолго около Нового Эрмитажа. Точнее, около знаменитых АТЛАНТОВ , давно ставших одним из символов Санкт-Петербурга.

Вы помните, наверное, что Новый Эрмитаж был построен специально для хранения в нем коллекции живописи и скульптуры. И какая чёрная несправедливость: мало того, что в древности греки поставили держать знаменитого титана небесный свод, обратив его в скалу, так в Петербурге еще и вход в хранилище муз сторожить заставили! И служить покровителем города! Правда, не одного атланта, а целых десять близнецов. Но всё же, какую надо иметь терпелку. Ничуть не меньше, чем у собственного брата Прометея. А гости, каждый день сколько гостей! Из-за рубежа и вообще. Приходят, полюбуются, и хоть бы кто помог подержать небо. А студенты так вообще облюбовали портик Нового Эрмитажа, только и дело, что встречаются у атлантов. А молодожёны... Кто пустил много лет назад слух, что если жених с невестой по очереди подержатся за большой палец ноги каждого атланта, то брак их будет счастливым, а дети красавцами?! Вот того бы сюда на подмогу. А некоторые утверждают, что счастливым является большой палец ноги именно второго от Марсова поля атланта. И держаться за него может кто угодно, не только молодожены, вот и стекаются со всего света, счастья искать!

Ну, а если серьезно, то сделаны атланты из серого сердобольского гранита, добываемого у Онежского озера, в 1844-49 годах. Создатель их - скульптор АЛЕКСАНДР ТЕРЕБЕНЁВ , под руководством которого работало более 150 каменотёсов.

Сам Александр Иванович родился по одним источникам в 1812 г., по другим - в 1815. В любом случае, его отец Иван Теребенёв, известный скульптор и карикатурист, рано оставил жену вдовой, а четырех малых детей сиротами. Через несколько лет девятилетнего Александра взял под свой присмотр профессор Демут-Малиновский. У Теребенёва были блестящие дарования и талант скульптора, ему была открыта дорога для дальнейшего развития способностей, но он вынужден был отказаться от нее ради заработка денег - нужно было содержать семью. Впрочем, карьера его была блестящей и он получал множество заказов. За глиняную модель атланта он получил звание академика. Но выполнить работу в граните оказалось неимоверно сложно. Русские резчики никогда не сталкивались с подобной работой. Теребенёву пришлось учить их всех работе с гранитом практически от нуля. Каждому «было назначено свое дело к чему кто приучен был: кто отделывал низы, кто руки, кто торс, кто ноги». Лица атлантов Теребенёв оканчивал сам.

Фигуры получились мощные, героические. Спокойная уверенность, скрытая динамика. Титаны полны огромной внутренней силы. Каждый, кто зайдет под портик Нового Эрмитажа, чувствует это. Там совершенно другая атмосфера, чем в паре метров от здания. Ощущение, что даже воздух совсем иной.

Несмотря на превосходные заработки, Теребенёв, к сожалению, не умел распоряжаться деньгами. Он вел широкий образ жизни и проживал всё, что зарабатывал, иногда роскошествуя, а иногда впадая в крайнюю бедность и продавая всё, вплоть до жилья. В конце концов, вдохновение стало покидать его, заработки становились всё реже и он разорился. Из Эрмитажа его уволили, не дав дослужить до пенсии. В 1858 г. Теребенёв и его жена заболели черной оспой, жена умерла в больнице, и это подорвало его силы. Через год он умер от простуды в Обуховской больнице, в нищете, не оставалось денег даже на похороны. Один из учеников похоронил его за свой счёт. Такая вот невесёлая история.