Чем знаменит древнегреческий город троя краткое содержание. Где на современной карте мира находилась троя

Крупным очагом культуры в III-II тысячелетиях до н. э. была Троя. Город Троя находился на северо-западном побережье Малой Азии в 25-30 км от устья Босфора Фракийского.

Холм (современный Гиссарлык), на котором была расположена Троя (Илион), возвышался над равниной реки Скамандр, с юга и востока ограниченной горами.

История Трои тесно связана с историей соседних малоазийских народов. Примерно в XII в. до н. э. цветущее поселение троянцев было разрушено; греческая традиция считала эту гибель делом ахейцев: басилеи Микен и других центров Греции того времени фигурируют в древнегреческих преданиях о Троянском походе как руководители греческого войска, осаждавшего Трою. Сведения об этом событии сохранили гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея». В середине XIX в. представители так называемого критического направления в изучении гомеровских поэм высказывали сомнения и в существовании Трои.

Лишь раскопки археолога-дилетанта Генриха Шли-мана в Трое доказали ее существование. Пользуясь указаниями, содержавшимися в гомеровских поэмах, Шлиман стал раскапывать холм Гиссарлык и открыл то место, где стояла Троя. Правда, Шлиман ошибся в определении слоя, относящегося к гомеровской Трое, так как вел раскопки без соблюдения основных требований археологической методики.

В результате он датировал временем, отраженным в поэмах Гомера, предметы, относящиеся к более ранней эпохе, материал разновременных поселений был перепутан, а стены гомеровской Трои были даже срыты. Последующие раскопки установили наличие многих городских слоев, числом не менее девяти, относящихся к периоду от III тысячелетия до н. э. вплоть до первых веков н. э.

Самое древнее поселение на холме Гиссарлык относится к началу III тысячелетия до н. э. Жители его находились еще на стадии родового строя. Они занимались земледелием и скотоводством, чему особенно способствовало плодородие окружающей территории. Орудия делали из камня и полировали; можно лишь предположительно говорить об употреблении меди. Около 2800 г. до н. э. здесь появляются сосуды, привозимые с Кикладских островов.

Во второй половине III тысячелетия над развалинами первого поселка, погибшего, кажется, от пожара, возникло более богатое, укрепленное мощными стенами поселение - Троя II. Обитатели этого города употребляли бронзу и драгоценные металлы - серебро и золото. Это была эпоха разложения первобытнообщинного строя. Богатства знати достигали значительных размеров. Примером может служить знаменитый клад, найденный в Трое, произвольно названный Шлиманом кладом Приама.

Он состоял из серебряных слитков, сосудов из меди, серебра и золота, оружия из бронзы и камня, тончайшей работы золотых украшений (диадемы, браслеты, серьги и т. д.), посуды и др. Число мелких золотых вещей превышало 8 тысяч. Особенно примечательны большие полированные топоры из яшмы и нефрита, очень красивой формы, украшенные необыкновенно изящными узорами.

И в других кладах этой эпохи были найдены многочисленные высокохудожественные изделия из золота, серебра, бронзы. Изобилие кладов свидетельствует о том, что ремесла, связанные с обработкой металла, уже выделились в самостоятельную отрасль производства. Быстрому развитию металлургии благоприятствовало богатство полезными ископаемыми Малой Азии (там добывались в древности медь, олово, серебро, золото). Развитие производства создавало условия для оживленного обмена. Торговля, судя по имеющимся данным, велась не только с ближайшими соседями, но и с населением восточной части Эгейского бассейна.

Единичные находки троянских вещей на Кипре и в Египте допускают предположение о существовавших в то время сношениях Трои и с этими странами. Раскопки последних десятилетий во Фракии, Македонии и материковой Греции (в Арголиде) показали, что общение населения Троады с этими областями было уже довольно интенсивным. Сношения были не только торговые, но и культурные - черты сходства обнаружены и в керамике, и в некоторых ритуальных обрядах (например, в обряде погребения).

Материалы, касающиеся внешних связей Трои второй половины III тысячелетия до н. э., решительным образом опровергают теорию Эд. Мейера о том, что в конце III тысячелетия до н. э. Троя была центром единой «культуры бронзы», распространившейся по всей Малой Азии. Можно говорить лишь о близких, родственных культурах обитавших там племен, находившихся на сходных ступенях общественного развития.

Многочисленные клады, найденные в Трое, свидетельствуют также об опасностях, которым подвергалась Троя во второй половине III тысячелетия. Имущественное расслоение и накопление богатств было главной причиной усиления межплеменных войн.

Для народов, находящихся на стадии разложения родового строя, приобретение богатств представляется уже одной из важнейших жизненных целей. Грабеж чужих богатств кажется им более легким и более почетным, чем упорный труд.

В ту эпоху Троя была обнесена толстыми стенами, достигавшими высоты 3 м, с несколькими башнями и воротами. Все укрепление, занимавшее сравнительно небольшое пространство (от 175 до 190 м в поперечнике), по-видимому, было резиденцией басилея и местной знати. Как свидетельствуют раскопки, наиболее ценные предметы хранились именно в этом, самом защищенном и укрепленном пункте, Троады.

Описываемое нами поселение погибло в пламени пожара в конце III тысячелетия до н. э. Интересно отметить, что время гибели этого богатого центра совпадает с периодом усиления хеттов, обитавших во внутренней части Малой Азии.

В период от XXI до XVIII в. до н. э. над развалинами разрушений крепости последовательно возникали и, по-видимому, разрушались неприятелем три сменивших друг друга поселения. Самое раннее из них (Троя III) имело мощные стены, достигавшие 12 м в ширину. Четвертое поселение погибло от пожара. Культура обитателей этих поселений была менее яркой, чем жителей Трои II. Однако экономические связи с соседями, в частности с жителями островов Эгейского моря, продолжали постепенно развиваться.

Древнее поселение в у побережья Эгейского моря. Эту достопримечательность воспевал в своей «Илиаде» еще Гомер. Наибольшую известность Трое принесла Троянская война. Этот древнегреческий город входит в по версии нашего сайта.

Многих туристов интересует этот археологический участок современной Турции. Для того, чтобы попасть в Трою, нужно сначала доехать до Чанакалле. Оттуда ежечасно отправляются автобусы в Трою. Дорога займет около получаса. В свою очередь, в Чанакалле можно приехать на автобусах из Измира или Стамбула. В обоих случаях, расстояние около 320 км.

Раскопками Трои первым заинтересовался немецкий археолог Генрих Шлиман во второй половине XIX века. Именно под его руководством были найдены руины девяти городов вокруг холма Гиссарлык. Более того, были найдены множество древних артефактов и одна очень древняя крепость. Многолетнюю работу Шлимана продолжил один из его коллег, который раскопал обширный участок, относящийся к микенской эпохе. На этом участке до сих пор ведутся раскопки.

Сегодня в Трое мало что может привлечь взор путешественника. Однако атмосфера величайшей сказки мира неизменно витает в этом городе. В настоящий момент полностью завершена реставрация знаменитого Троянского коня. Эта достопримечательность расположена на панорамной площадке.

Фото достопримечательности: Троя

О Троянской войне все мы наслышаны благодаря гомеровской «Илиаде». Кем же были жители Трои и какие народы могут являться их потомками?

Турки и греки

Предполагается, что древняя Троя (у Гомера – Илион) находилась на севере современной Турции, на берегах Эгейского моря, в районе входа в пролив Дарданеллы.

Жители Трои звались на самом деле не троянцами, а тевкрами. Упоминание народа tjkr встречается еще в источниках времен египетского фараона Рамсеса III. Также о них говорили Эсхил и Вергилий.

Согласно историку Страбону племя тевкров изначально обитало на Крите, откуда переселилось в Троаду (Трою). После падения Трои тевкры переместились на Кипр и в Палестину.

Сегодня в регионе, где когда-то располагалась Троя, живут как турки, так и греки. Поэтому, скорее всего, именно среди них можно встретить потомков троянцев.

Этруски

Ряд исследователей полагают, что догреческие надписи, встречающиеся на Кипре (так называемые этеокипрские надписи) и обнаруживающие грамматическое и

лексическое сходство с этрусским языком, принадлежат именно тевкрам. Почти все античные авторы говорят о малоазиатском происхождении этрусков, что вполне согласуется с «троянской» версией.

Правда, известный специалист по этрускам Р. Бекес считал, что они являлись не потомками троянцев, а всего лишь их ближайшими соседями.

Римляне

Легенды гласят, что римляне вели свой род от Энея, бежавшего из горевшей Трои. Об этом говорится и в «Истории от основания города» Тита Ливия, и в «Энеиде» Вергилия. О троянском происхождении римлян упоминает и Тацит. Сам Юлий Цезарь объявлял, что ведет свой род от Аскания – сына Энея.

Правда, существует путаница с датами. Считается, что Рим был основан в 753 году до нашей эры, а Троянская война состоялась в XIII-XII веках до нашей эры, то есть примерно на 400 лет раньше основания Рима.

Франки

Первыми франкскими королями были представители династии Меровингов. Необходимо было создать какую-то легенду, подтверждающую их право на власть, и тогда они придумали себе предка по имени Франкус или Франсион, который якобы был сыном Гектора – предводителя троянских воинов.

Впервые Франкус (Francus) упоминается в 660 году со ссылкой на «Хронику» римского историка Евсевия Кесарийского. Оттуда сведения перешли в «Историю франков» Григория Турского, события в которой ведут свой отсчет, начиная с IV века.

Как гласит предание, Франкус с товарищами бежал из Трои во время пожара и после долгих скитаний построил на Дунае город Sycambria. Позднее он воздвиг на Рейне еще один город – Dispargum. Впоследствии потомки Франкуса переселились на земли Галлии и стали называть себя франками в честь первого вождя.

Город Париж будто бы получил свое название в честь спровоцировавшего Троянскую войну царевича Париса, приходившегося дальним родственником Франкусу. Именно он стал основателем города на Сене. Также, если верить данной версии, многие европейские города были заложены троянскими героями: среди них Тулуза, Лондон, Барселона, Берн, Кельн.

Германцы и бритты

Германские племена считали своей прародительницей Троану – дочь троянского царя Приама. Как гласят скандинавские саги, один из ее потомков был правителем Фракии – страны, расположенной на европейском берегу Геллеспонта. Ему со своим народом удалось покорить земли Скандинавии и Ютландии (Дании), а затем заселить всю северную часть Западной Европы. Одно из обитавших там племен – бритты - дало название Британии, территорию которой заселило в VII веке до нашей эры. Выходцев из Трои отличались от коренного населения белой кожей, высоким ростом, светлыми глазами и белокурыми или рыжими волосами.

Русские

Теоретически троянцы могли мигрировать не только на Запад или Восток, но и на Север. Вероятнее всего, в район устья Итиля (так тогда звалась река Волга) и на побережье Днепра. В частности, они могли стать жителями Хазарского каганата, а после его падения расселиться дальше по славянским землям, смешиваясь с местным населением, а затем и с балтами. Не исключено, что легендарные варяги Рюрик, Синеус и Трувор, призванные на Русь княжить, как раз вели свой род от троянцев. Да и в «Слове о полку Игореве» несколько раз упоминается прилагательное «трояни» («трояня»), образованное, возможно, от имени собственного Троян.

Кстати, Иван Грозный, как известно, утверждал, что Рюриковичи происходят от первых римских императоров. Может, на это были основания?

Пусть в пользу этой версии говорят всего лишь косвенные факты, но почему бы не пофантазировать о том, что и мы, русские, можем являться потомками древних троянцев?

В Тёмные века (XI-IX вв. до н. э.), наступившие , по дорогам Греции странствовали бродячие певцы. Их приглашали в дома и дворцы, угощали за столом рядом с хозяевами, а после трапе зы гости собирались послушать истории о богах и героях. Певцы декламировали стихи-гекзаметры и подыгрывали себе на лире. Самым известным из них был Гомер. Его принято считать автором двух эпических поэм - «Илиады» (об осаде Трои) и «Одиссеи» (о возвращении из похода царя греческого острова Итака Одиссея), при этом многие литературоведы сходятся во мнении, что сами поэмы создавались не одно столетие и несут на себе следы разных эпох. Ещё в древности о Гомере почти ничего не было известно. Говорили, будто бы он происходил с острова Хиос и был слепым. спорят за право называться его родиной. Учёные считают, что Гомер жил примерно в 850-750 гг. до н. э. К этому времени поэмы сложились уже как цельные литературные произведения.

Гомер рассказал, как город Троя был разрушен ахейцами после многолетней осады. Причиной войны послужило похищение троянским царевичем Парисом жены спартанского царя Минелая Елены. Случилось так, что три богини - Гера, Афина и Афродита - обратились к юноше с вопросом, кто из них самая прекрасная. Афродита пообещала царевичу любовь самой красивой женщины в мире, если он назовет её. Парис признал Афродиту прекраснейшей, и Гера и Афина затаили на него злобу.

Самая красивая женщина жила в Спарте. Она была так прекрасна, что все греческие цари хотели взять её в жёны. Елена выбрала Менелая, брата Агамемнона, царя Микен. По совету Одиссея все прежние женихи Елены поклялись помочь Менелаю, если кто-либо попытается отнять у него жену. Через некоторое время Парис по делам торговли отправился в Спарту. Там он встретил Елену и загорелся страстью, а Афродита помогла ему завладеть сердцем царицы. Влюблённые бежали в Трою под защиту отца Париса, царя Приама. Помня о клятве, микенские цари под предводительством Агамемнона собрались в поход. Среди них был и самый храбрый Ахилл, и самый хитрый Одиссей. Троя представляла собой мощную крепость, и штурмовать её оказалось нелегко. Десять лет ахейское войско простояло под стенами города, так и не добившись победы. Обороной руководил старший сын Приама Гектор, храбрый воин, поль-зовавшийся любовью сограждан.

Наконец, Одиссей придумал хитрость. построили огромного деревянного коня, в брюхе которого спрятались воины. Коня оставили у стен города, а сами демонстративно отплыли на кораблях домой. Троянцы поверили, что враг ушёл, и затащили коня в город, радуясь такому необычному трофею. Ночью воины, прятавшиеся внутри коня, выбрались наружу, открыли городские ворота и впустили в Трою своих товарищей, которые, как оказалось, незаметно вернулись к стенам города. Троя пала. Ахейцы уничтожили почти всех мужчин, а женщин и детей увели в рабство.

Современные учёные считают, что Троянская война произошла в 1240-1230 гг. до н. э. Её реальной причиной могло послужить торговое соперничество между Троей и союзом микенских царей. В древности греки верили в правдивость мифов о Троянской войне. И действительно, если изъять из «Илиады» и «Одиссеи» деяния богов, то поэмы выглядят как подробные исторические хроники.

Гомер даже передаёт длинный список кораблей, отправившихся в поход против Трои. Иначе смотрели на дело историки XVIII-XIX вв., для них «Илиада» и «Одиссея» были литературными произведениями, сюжет которых вымышлен от начала до конца.

Это предвзятое мнение смогли перевернуть только раскопки немецкого археолога любителя Генриха Шлимана. Он был убеждён в том, что персонажи Гомера - реальные исторические лица. С детства Шлиман глубоко переживал трагедию Трои и мечтал найти этот загадочный город. Сын пастора, он долгие годы занимался предпринимательством, пока в один прекрасный день не скопил достаточно денег, чтобы начать раскопки. В 1871 г. Шлиман отправился на северо-запад полуострова Малая Азия, в местность, которая в древности называлась Троада, где, по указаниям Гомера, располагалась Троя. Греки ещё называли её Илионом, откуда и произошло название поэмы - «Илиада». В XIX в. эти земли принадлежали Османской империи. Договорившись с турецким правительством, Шлиман приступил к раскопкам на холме Гиссарлык, географическое положение которого соответствовало описанию Гомера. Удача улыбнулась ему. Холм скрывал развалины не одного, а девяти городов, сменявших друг друга на протяжении двадцати веков.

Шлиман провёл несколько экспедиций на Гиссарлык. Решающей оказалась четвёртая. Гомеровской Троей археолог посчитал поселение, расположенное во втором слое снизу. Для того чтобы добраться до него, Шлиману пришлось «снести» остатки по крайней мере ещё семи городов, хранивших много ценных находок. Во втором слое Шлиман обнаружил Скейские ворота, башню, сидя на которой Елена показывала Приаму греческих полководцев, .

Открытия Шлимана потрясли научный мир. Не оставалось сомнений в том, что Гомер поведал о ре ально происходившей войне. Однако продолжение раскопок профессиональными исследователями дали неожиданный результат: город, который Шлиман принял за Трою, старше Троянской войны на тысячу лет. Саму же Трою, если, конечно, это была она, Шлиман «сбросил» вместе с семью верхними слоями. Утверждение археолога любителя, будто он «смотрел в лицо Агамемнону», тоже оказалось ошибочным. В могилах покоились люди, жившие за несколько столетий до Троянской войны.

Но самое главное - находки показали, что , далека от хорошо знакомой по «Илиаде» и «Одиссее» греческой архаики. Она древнее, гораздо выше по уровню раз-вития и намного богаче. Гомер писал свои поэмы через пять-шесть веков после гибели микенского мира. Он не мог себе даже вообразить дворцов с водопроводами и фресками, в которых трудились тысячи невольни-ков. Он показывает быт людей таким, каким он стал в его время, после нашествия варваров-дорийцев.

Цари у Гомера живут немногим лучше, чем простые люди. Их деревянные дома, окружённые частоколом, имеют земляной пол, потолок покрыт сажей. У порога дворца Одиссея благоухает навозная куча, на которой лежит его любимый пёс Аргус. Женихи Пенелопы во время пиров сами закалывают и свежуют животных. Царь сказочно богатого народа феаков Алкиной имеет «пятьдесят рукодельниц невольных», которые мелят муку, и пятьдесят ткачих. Его дочь Навсекая с подругами сама стирает бельё на берегу моря. Пенелопа прядёт и ткёт со служанками. Быт гомеровских героев патриархален и прост. Отец Одиссея Лаэрт сам обрабатывал мотыгой землю, а царевич Парис пас стада в горах, где и повстречал трёх спорящих богинь...

Вокруг раскопок Трои до сих пор не утихают споры. Тот ли город нашёл Шлиман? Благодаря обнаружению и прочтению документов из архива хеттских царей известно, что этот народ торговал с Троей и Илионом. знали их как два разных города в Малой Азии и называли Труиса и Вилуса. Как бы то ни было, в результате раскопок торопливого и не слишком внимательного любителя мир впервые познакомился с микенской культурой. Эта цивилизация затмила своим блеском и богатством всё, что до того было известно о ранней истории Греции.

Одной из самых значимых достопримечательностей можно назвать Трою. Город Троя (по-турецки — Трува), стал известен во всем мире благодаря эпосам древнегреческого писателя Гомера и множеству легенд и мифов. Город Троя знаменит тем, что тут примерно в 1200 году до нашей эры проходила Троянская война.

Троянская война и Троянский конь

Троянский конь — современный крупноразмерный макет

Согласно «Илиаде» Гомера, правитель Трои, царь Приам вел войну с греками из-за похищенной Елены. Елена была женой Менелая, правителя греческого города Спарта, но она сбежала с Парисом, царевичем Трои. Поскольку Парис отказался вернуть Елену, завязалась война, которая длилась 10 лет. В другой поэме Гомера «Одиссея», он рассказывает о том, как Троя была разрушена. Троянская война произошла между коалицией ахейских племен и троянцами и знаменита тем, что ахейцы (древные греки) взяли Трою с помощью военной хитрости. Греки соорудили огромного деревянного коня и оставили его перед воротами Трои, а сами уплыли. Спрятанные в коне сидели воины, а на боку коня была надпись «Этот дар оставили богине Афине». Жители города позволили ввезти огромную статую внутрь стен, а сидевшие в ней греческие воины вышли наружу и захватили город. Троя упоминается так же и в «Энеиде» Вергилия.

Выражение «Троянский конь» теперь означает подарок, приносящий вред. Именно отсюда появилось и название вредоносных комютерных программ — «троянские кони» или просто «троянцы».

Где находится Троя сегодня?


Воспетая Гомером и Вергилием, Троя была открыта в северо-западной части современной Турции, у входа из Эгейского моря в пролив Дарданеллы (Геллеспонт). Сегодня деревняя Троя лежит приблизительно в 30 км к югу от города Чанаккале . А расстояние от до Трои 430 км (5 часов на автобусе). В продолжении многих тысячелетий через земли, где находилась Троя , проходили дороги с запада на восток и с севера на юг, а сегодня , среди полей засаженных перцем, кукурузой и помидорами, Троя выглядит более чем скромно.


Долгое время Троя оставалась городом-легендой — до тех пор, пока руины древнего поселения не обнаружил немецкий археолог Генрих Шлиман в 1870 году. Во время раскопок стало понятно, что для древнего мира этот город имел большое значение. Основная часть раскопок Трои находится на холме Гиссарлык, где для туристов заботливо были обустроены тропинки и дороги. Символом города стал знаменитый Троянский конь, макет которого находится на входе комплекса. Единственное, что вообще напоминает о легендарном городе — символ Трои — деревянный конь, расположен при входе на территорию Национального парка. Любой желающий может зайти внутрь и посмотреть на необычный способ завоевания города, который когда-то придумал Одиссей. Был ли на самом деле конь? Это можно узнать в музее раскопок. На входе недалеко от коня стоит музей раскопок, где показаны этапы нахождения города, первые найденные артефакты и модель города, какой он был при «жизни». Помимо модели здесь есть целый альбом с набросками функционирующего города. В местных ларьках его копии продаются как сувениры.

Что посмотреть в Трое


Западная стена Трои — въездная рампа

Рядом с маленьким музеем при входе находится сад, в котором располагаются настоящие глиняные горшки «Pithos» из Трои, а также водопроводные трубы и изображение системы водоснабжения города. Самой главной достопримечательностью древнего города, конечно, являются руины. Многие строения дошли до нас весьма в плохом виде, и чтобы понять, где что находится, понадобится помощь гида. В древнем мире Троя была известна как Илион, и на протяжении жизни города его много раз атаковали и крушили. Сейчас сложно понять, булыжник находится перед вами или кусок жилого дома. Фрагментов зданий немного, но археологи и художники смогли воссоздать почти все строения на бумаге.


Самыми интересными строениями считаются башни и стеновые укрепления возле алтаря храма Афины. Почему? Потому что тогда получается, что все, о чем писал Гомер в «Илиаде», правда. Недалеко от города располагаются новые раскопки, предположительно города Александрия, который находится недалеко от жилой деревни Гюльпынар. В городе Александрия уже найдены остатки храма Аполлона. В скором времени планируют присоединить город к комплексу руин Трои и открыть музей творчества Гомера. Из раскопок этого города будет понятнее то, что писал Гомер, ведь многие события «Илиады» происходили и здесь.

Мифы и легенды о Троянской войне

Суд Париса


Суд Париса — Картина Питера Пауля Рубенса (1638 г.)

Мифы рассказывают, что богиня раздора Эрида не была приглашена на свадьбу нимфы Фетиды с Пелеем. После чего она решила отомстить, явилась на пир незваной и бросила на стол золотое яблоко, на котором было написано: «Прекраснейшей». Три богини — Афродита, Гера и Афина — тут же затеяли спор, кому оно должно достаться, и на роль судьи пригласили троянского царевича Париса. Гера обещала сделать его повелителем всей Азии, Афина посулила красоту, мудрость и победы во всех битвах, а Афродита - любовь самой прекрасной женщины — Елены, жены царя СпартыМенелая. Парис отдал яблоко Афродите. А потом похитил Елену и увез ее в Трою.

Похищение Елены


Похищение Елены Парисом — Картина Г. Гамильтона, 1784 г.

После похищения Елены, греческие цари, союзники Менелая, по его зову собрали армию из 10 тыс. воинов и флот из 1178 кораблей и пошли походом на Трою. Главнокомандующим стал царь Микен Агамемнон. Осада Трои, у которой было немало союзников, длилась десять лет. В сражениях погибли греческий герой Ахилл, троянский царевич Гектор и многие другие. Наконец хитроумный царь Итаки Одиссей предложил план захвата города. Греки соорудили пустотелого деревянного коня и, оставив его на берегу, сделали вид, что отплыли. Троянцы возликовали и втащили коня, в котором спрятались греческие воины. Ночью греки вылезли и открыли ворота своим соратникам, которые на самом деле находились за ближайшим мысом. Троя была разрушена и сожжена. Менелай вернул Елену и увез ее на родину.