Понятие «искусство». Виды и жанры искусства

Как и все объёмные понятия, термин «искусство» многозначен. В широком смысле искусство – это форма общественного сознания, способ освоения духовного мира ; в этой трактовке к искусству относят театр, живопись, танец, архитектуру, дизайн, поэзию, музыку. В узком смысле под искусством понимают умелое, мастерское обращение с какими-либо объектами – с окружающими людьми, с персоналом (для менеджера), с избирателями (для политика), со спортивными снарядами (для спортсменов), в приготовлении пищи (для кулинаров), в передаче образа актёром.

Понятие искусства тесно связано с категориями «красота» и «талант». Соприкосновение с искусством приводит к эмоциональному возбуждению, сопереживанию, духовному очищению (или, говоря словами Аристотеля, катарсису ). Почему человек занимается искусством, в чём движущие силы создания прекрасного – на эти вопросы и сейчас нет однозначного ответа. Есть лишь различные теории, которые заключаются в следующем:

— игровая теория основывается на том положении, что игра – внекультурный феномен, она свойственна человеку и животным. В процессе игры формируются навыки и умения, проявляются таланты индивидов в процессе творческого самовыражения;

— трудовая теория говорит о том, что в процессе развития общества и под воздействием разделения труда в областях материального и духовного производства у людей появляются новые потребности, которые удовлетворяются работниками искусства;

— теологическая теория происхождения искусства подразумевает факт божественного вложения в сознание человека тяги к искусству. Индивиду и обществу необходима не только пища телесная, но и духовная; этим человек отличается от животных, делает его возвышенным, эстетичным, гармонично развитым.

Посредством искусства человек познаёт окружающую действительность, но делает это не так, как с помощью науки. Рациональное знание уходит в искусстве на второй план, высвобождая место субъективным ощущениям, фантазии, эмоциям, позитивному или негативному отношению. Художественное познание при созерцании предметов искусства (картин, скульптур, кинофильмов и проч.) может быть наглядным, смысловым и образным. Проходя сквозь призму индивидуального опыта, восприятия, характера человека, художественный образ или смысл становится частью личности, памяти, поведенческих детерминант. В этом смысле художественный образ является одним из главных элементов образования и воспитания личности, частью мировосприятия и ценностей человека. Искусство, тем самым, обращено не к рациональному изучению, а к переживанию – в мире художественных образов человек должен жить подобно тому, как он живёт реально, эстетически наслаждаясь им, но сознавая его умозрительность, ограниченность рамками мыслительных конструкций.

Наслаждаясь образцами искусства, человек получает обильный опыт «проживания чужих жизней», значительно раздвигающий границы повседневной жизни. Литературные персонажи и киногерои, театральные образы и памятники историческим личностям, полотна великих художников и сочинения выдающихся композиторов, певцы и эстрадные исполнители – все они становятся составной частью нашего кругозора, знаний, мировосприятия, взаимоотношений с другими людьми, идентификации себя с каким-либо народом.

Искусство в современной хозяйственной системе необходимо также рассматривать как часть общественного производства. В сфере искусства ныне хотят работать всё более многочисленные группы молодёжи и взрослых, так как в вокале, танцах, живописи, литературе, театре, дизайне, художественном и анимационном кино, компьютерных играх можно максимально полно выразить свои творческие порывы, талант, способности, мечты. В этом смысле искусство является антиподом рутинному труду , где не требуется инициатива, фантазия, креатив. Искусство как производственная и культурная сфера базируется на определённой инфраструктуре (театрах и кинотеатрах, филармониях, цирках, выставочных залах и т.п.) и рынках труда (режиссёров, сценаристов, драматургов, искусствоведов и проч.).

В искусстве принято классифицировать те или иные жанровые направления по определённым градациям – барокко, авангард, классицизм, символизм и проч. Таким образом стилистические характеристики и приёмы объединяются в укрупнённые группы.

Современное искусство не стоит на месте. Все его жанры и направления непрерывно развиваются, порождая иногда непонимание, неприятие и прямое отторжение. Впоследствии неприятие и эпатаж сменяются привыканием, переоценкой, включением данных предметов искусства в список классических и общепринятых.

Искумсство (лат. eхperimentum -- опыт, проба) -- образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Искусство (наряду с наукой) -- один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира. Понятие искусства крайне широко -- оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм. В масштабах всего общества, искусство -- особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат -- художественное произведение. В наиболее общем смысле искусством называют мастерство (словацк. Umenie), продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Энциклопедия Британника дает следующее определение: «Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающими». Таким образом, критерием искусства является способность вызывать отклик у других людей. БСЭ определяет искусство как одну из форм общественного сознания, важнейшую составляющую человеческой культуры. Определение и оценка искусства как явления -- предмет непрекращающихся дискуссий. В эпоху романтизма традиционное понимание искусства как мастерства любого сорта уступило видению его как «особенности человеческого разума наряду с религией и наукой». В XX в. в понимании эстетического наметились три основных подхода: реалистический, согласно которому эстетические качества объекта присущи ему имманентно и не зависят от наблюдателя, объективистский, который также считает эстетические свойства объекта имманентными, но в некоторой степени зависимыми от наблюдателя, и релятивистский, в соответствии с которым эстетические свойства объекта зависят только от того, что в нём видит наблюдатель, и разные люди могут усматривать разные эстетические качества одного и того же объекта. С последней точки зрения объект может быть охарактеризован в зависимости от намерений его творца (или отсутствия каких-либо намерений), для какой бы функции он ни был предназначен. Например, кубок, который в быту может быть использован как контейнер, может считаться произведением искусства, если был создан только для нанесения орнамента, а изображение может оказаться ремесленной поделкой, если его производят на конвейере.

В своем первом и наиболее широком смысле термин «искусство» (art, англ.) остается близким к своему латинскому эквиваленту (ars), который может быть также переведен как «мастерство» или «ремесло», а также к индоевропейскому корню «составление» или «составлять». В этом смысле искусством может быть названо все, что было создано в процессе обдуманного составления некой композиции. Существуют некоторые примеры, иллюстрирующие широкий смысл данного термина: «искусственный», «военное искусство», «артиллерия», «артефакт». Многие другие широко употребляемые слова имеют аналогичную этимологию. Художник Ма Линь, образец живописи эпохи Сун, около 1250 г. 24,8 Ч 25,2 см. искусство античность познание

До XIX века изящными искусствами называли способности художника или артиста выразить свой талант, пробудить в аудитории эстетические чувства и вовлечь в созерцание «изящных» вещей.

Термин искусство может употребляться в разных смыслах: процесс использования таланта, произведение одаренного мастера, потребление произведений искусства аудиторией, а также изучение искусства (искусствоведение). «Изящные искусства» -- это набор дисциплин (искусств), продуцирующих произведения искусства (объекты), созданные одаренными мастерами (искусство как деятельность) и вызывающие отклик, настроение, передающие символику и иную информацию публике (искусство как потребление). Произведениями искусства называют преднамеренную талантливую интерпретацию неограниченного множества концепций и идей с целью передать их окружающим. Они могут быть созданы специально для указанной цели или представлены изображениями и объектами. Искусство стимулирует мысли, чувства, представления и идеи через ощущения. Оно выражает идеи, принимает самые разные формы и служит многим разным целям. Искусство -- это умение, которое способно вызвать восхищение. Искусство, вызывающее своей гармоничностью положительные эмоции и ментальное удовлетворение способно также вызвать ответный созидательный отклик воспринимающего, воодушевление, стимул и стремление творить в положительном ключе. Так отозвался об искусстве художник Валерий Рыбаков, член Профессионального союза художников: "Искусство может разрушать и лечить человеческую душу, растлевать и воспитывать. И только светлое искусство способно спасти человечество: оно исцеляет душевные раны, дает надежду на будущее, несет в мир любовь и счастье".

Искусство как структурный элемент человеческой культуры является ее универсальным языком, языком всеобщим, функционирующим во всем социальном времени и во всем социальном пространстве.

А. Н. Илиади утверждал, что достаточно представить хотя бы один из бесчисленных шедевров искусства, чтобы уяснить, какую актуальную значимость сохраняют они для современности, поскольку являются прежде всего памятниками (часто единственными), которые в подчеркнуто эмоциональной форме свидетельствуют о жизнедеятельности прошлых эпох, о социальных процессах и событиях из жизни тех поколений, при которых они были созданы. Поэтому по ним во всей возможной многогранности и воссоздается потомками культура прошлых эпох в единстве ее материальной и духовной сторон. Даже тогда, когда от этой эпохи сохранились свидетельства историков и научные трактаты, политические и религиозные доктрины, кодексы нравственности и морали, объединить все это в целостность, изоморфную к жизнедеятельности, казалось бы, безвозвратно прошедшей эпохи, может искусство и только искусство. Происходит это потому, что искусство доносит до нас не просто сведения о фактах истории, событиях и научных открытиях. Шедевры искусства несут через века значение и смысл жизни, каким он представлялся человеку той эпохи не только в общеродовом плане, но и в личностном переживании значимости, и в смысле своей жизнедеятельности, своей борьбы за надежды и идеал, из чего выкристаллизовываются в конечном счете мысли, чаяния, переживания и борьба за будущее или против него тех или иных людей, сословий, классов, народов, государств.

«Значимость искусства как универсального языка человеческой культуры, - делал справедливый вывод А. Н. Илиади, - закреплена в художественно-образной структуре его конструкций, делающих его в наиболее полной степени из всех языковых систем, известных человечеству (естественных языков, языков науки), доступными для воспитания человечества в целом, причем не только вне этнических или государственных границ данной эпохи, но и в последующие века. Тем самым устанавливается своеобразный диалог между различными поколениями, актуализирующий опыт протекшей жизнедеятельности и создающий возможность дальнейшего “рывка” в социальное будущее с плацдарма этого актуализированного опыта» .

Таким образом, искусство как универсальный язык культуры есть, с одной стороны, воспроизведение этой культуры в ее специфических системах, т. е. воспроизведение конкретно-исторического образа жизни людей различных эпох и этнических регионов, а с другой - утверждение и развитие отражаемого образа жизни, отражаемой культуры. Это сложный механизм диалектики культуры и искусства, образа жизни и его художественной равнодействующей.

Искусство, являясь универсальным языком культуры, особой знаковой системой, использует различные знаки. Но знаки именно художественные.

Знак художественный - термин, обозначающий реальность не в чисто предметном бытии искусства, а скорее в его функционировании.

В силу этого исходной становится не проблема знака как такового, а проблема вычленения знакового многообразия, проявляющегося прежде всего в социальном бытии - потреблении, восприятии искусства. Элемент художественной формы, будь то мелодический оборот, архитектурная деталь или обособленно рассматриваемое изображение отдельного предмета в живописи, имеет четыре свойства знака:

  • 1) он обладает значением;
  • 2) информирует нас о чем-то отличном от пего;
  • 3) употребляется для передачи информации (хотя и не обычной, а окрашенной эмоционально-эстетическим отношением автора к репрезентируемому);
  • 4) функционирует в знаковой ситуации (пока произведение не воспринято нами, оно не существует для нас как явление искусства). Поэтому такой элемент как будто бы можно назвать художественным знаком.

Но еще четыре свойства отличают этот художественный знак от обычного. Каждое средство в искусстве весьма многозначно, в то время как знак единичен и устойчив по значению. Многозначность каждого из выразительных средств искусства имеет двоякую природу. Его различные значения зависят, с одной стороны, от ситуации и контекста, в которых оно применено (Е. Басин называет такую полисемию «речевой»), а с другой - от его истолкования воспринимающими индивидами («языковая полисемия»). Оба вида полисемии не являются целиком произвольными. Как пишет Басин, произведения искусства всегда воспринимаются не только глазом индивида, но и через него глазами «общественного субъекта» - общества. Вот почему «языковое» значение произведений искусства во многом определяется обществом и относительно не зависит от индивида. Таким образом, в искусстве, помимо «речевого» значения и «речевой» полисемии имеется языковое значение - относительно устойчивое социальное и общезначимое". Тем не менее многозначность выразительных средств искусства остается неоспоримым фактом. Как в музыке, так и в живописи, да

и в любом виде искусства, знак не может быть однозначным. Содержание (значение, которое вкладывает в него автор) прочитывается адресатом не всегда полностью адекватно. Иногда содержание это может быть даже более полным, нежели задумывал сам автор. Часто же содержание, которое извлекает воспринимающий, уже того, которое имел в виду художник. Специфика музыки заключена в том, что большое значение при восприятии имеет исполнение. Хорошо известны случаи, когда первое исполнение решало судьбу произведения. И даже тогда, когда мы смотрим лишь нотный текст, мы невольно выступаем в качестве интерпретатора. (Впрочем, и при восприятии живописного холста мы являемся определенным образом его интерпретатором.) Не случайно для композитора так важно исполнение его произведений. Второе отличие художественного знака состоит в том, что он не может быть выделен из данного контекста и без изменений использован в другом контексте, как это характерно для обычного знака. Наконец, самые главные отличия - это большая самостоятельная роль формы художественного знака и ее иное соотношение с содержанием, чем у обычных знаков. У них в большинстве случаев материальная форма произвольна по отношению к значению. В искусстве же даже при небольшом изменении формы изменяется и содержание. Нам не безразлично, например, в каком регистре, каким инструментом, в каком темпе исполняется та или иная мелодия, не говоря уже об изменении в ней хотя бы одного-двух звуков. Точно так же без ущерба для содержания нельзя переставить слова в стихах, изменив тем самым ритм, или заменить какое-либо слово сто синонимом. Одна из причин невозможности получить полное представление о живописном полотне по репродукции заключается в изменении, даже при высоком уровне техники, всех элементов формы, цвета, фактуры и т. д. Вот почему понятие «знак художественный» может применяться лишь как метафорическое.

Поскольку нас интересует характер соответствия художественных знаков формам реальных предметов, из всех существующих многочисленных классификаций знаков мы берем ту, которая основана на разделении знаков по их типу соотношения с денотатами (ее впервые предложил Ч. Пирс). И хотя сегодня семиотика далеко ушла от теории Пирса и часто весьма критична по отношению к ней, такого рода классификация знаков может помочь во многом объяснить специфику художественных знаков. С этой точки зрения знаки делятся на три группы:

  • 1) знаки-изображения (иконические знаки);
  • 2) знаки-признаки (симптомы, индексы, индикаторы);
  • 3) условные знаки (знаки-символы).

По аналогии с этим и среди художественных знаков можно выделить три основных типа: художественные изображения, которые будут близки классическим знакам-изображениям, художественные «выразительные приемы» (включая интонационные знаки) и художественные «символические средства». Термин «символ» многозначен и в разных сферах имеет различный смысл. Поэтому следует учитывать, что здесь он употребляется лишь в одном из многих смыслов, а именно как обозначение элементов художественной формы, которые аналогичны условному знаку и которые должны быть сопоставлены с типами знаков вне искусства. Однако, прежде чем провести такое сопоставление, надо сделать существенную оговорку. Следует подчеркнуть исключительную приблизительность, условность предложенного разделения художественных знаков, вытекающую из многозначности и многофункциональности каждого из них. Конкретное художественное средство, примененное в том или ином произведении искусства, характеризуется одновременно и с изобразительной, и с выразительной, и с символической (условно-знаковой) сторон. Художественное изображение и художественное символическое средство одновременно всегда являются в какой-то мере и выразительными приемами, поскольку эмоциональная выразительность есть неотъемлемое, обязательное качество всякого искусства и «пропитывает» собою насквозь всю ткань художественного произведения. Выразительный прием и символическое средство зачастую (хотя и не всегда, не во всех видах искусства) обладают хотя бы некоторыми признаками изображения. Наконец, изображения и выразительные приемы обязательно содержат черты условности, что сближает их с символическими средствами. Поэтому точнее говорить о совместном существовании трех типов художественных знаков.

По отношению к языку искусства и понятие знаковой системы может быть применено лишь частично.

Художественный язык имеет три свойства знаковой системы: связь существующих «знаков» и введение новых на основе правил, зависимость значения «знака» от его места в системе. Но другие свойства обычной знаковой системы ему не присущи. «Словарь» средств, применяемых в данном виде искусства, невозможно составить по нескольким причинам, и в частности, из-за того, что художник почти не использует уже готовые средства, созданные другими, а создает новые средства по образцу существовавших ранее. Следовательно, язык каждого вида искусства - это набор не готовых «знаков» («слов»), а лишь определенных типовых форм, от которых отталкивается автор при создании собственного языка, состоящего во многом из новых оригинальных элементов. При отсутствии таких элементов творчество художника воспринимается как банальное по языку, эпигонское, не имеющее самостоятельной ценности, хотя не раз возникали проекты создания словаря художественного языка, например, музыки на основе привязки его к естественному языку.

Еще одно отличие художественного языка от знаковой системы состоит в невозможности перевода созданных на его основе текстов на другой художественный язык. Здесь имеются в виду не общеизвестные случаи создания новых, самостоятельных произведений в одном виде искусства на основе образов другого вида (программное музыкальное произведение на сюжет стихотворения или картины, театральная инсценировка или киноэкранизация романа и т. п.), а именно переводы, целиком равнозначные оригиналу, способные его заменить.

Высказанное положение не опровергается общеизвестным фактом существования полноценных переводов с одного языка на другой в литературе. Дело в том, что при переводе прозы художественный язык (как система образных средств) вообще не меняется; иным становится лишь материал (вербальный язык). В поэзии же перевод становится уже видом самостоятельного творчества, так как при переходе к другому вербальному языку часть образных средств оригинала неизбежно видоизменяется. Впрочем, это относится и ко многим прозаическим произведениям, отмеченным высокой степенью поэтичности.

В разных видах искусства разные знаки могут иметь сходное содержание, и, наоборот, сходные знаки могут выражать разное содержание: искусство живописи и музыки - разные знаковые системы. Н. Н. Пу- нин по этому поводу писал:

То, что сказано однажды и именно данным языком, невозможно повторить, переведя на другой язык, - это закон для всего художественного творчества 1 .

Об этом же говорит и М. М. Бахтин. Правда, связывая невозможность перевода с одного языка искусства на другой с проблемой текста, Бахтин пишет:

За каждым текстом стоит система языка. В тексте ей соответствует все повторенное и воспроизведенное и повторимое и воспроизводимое, все, что может быть дано вне данного текста (данность). Но одновременно

Рациональный уровень морального сознания включает в себя совокупность нравственных норм, принципов, идеалов, а также моральных ценностей и оценок.

Нравственные нормы - наиболее простой вид морального требования, выступающий в виде предписания или запрещения какой-либо формы поведения и выражающий императивный (повелительный) характер морали. Именно нравственные нормы являются основными регуляторами поведения людей, ориентирами, по которым сверяются их поступки. Соответствие или несоответствие поступка нравственной норме позволяет сделать вывод о правильном или неправильном поведении. К числу таких норм можно отнести известные библейские заповеди: не убий, не укради и др.

Нравственных норм, регулирующих поведение людей, огромное множество. Человеку трудно усвоить их, если он не будет опираться на принципы морали. Нравственный принцип - это обобщенное выражение нравственных требований, охватывающих все поведение человека в определенной сфере нравственных отношений. Среди основных принципов морали выделяется так называемое "золотое правило нравственности": поступай всегда так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Нельзя представить мораль без таких принципов, как гуманизм и справедливость.

Особое место в морали занимают ценности и оценки. В самом общем смысле моральная ценность - это нравственное значение того или иного явления (поступка, отношения, требования), а определение ценности называется оценкой. Нормы и принципы морали показывают, как нужно поступать, ценности ориентируют на то, как лучше поступать, а оценка определяет нравственное значение поступка.

Среди ценностей морали выделяются добро и благо, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни. В качестве моральных ценностей могут выступать как требования к поведению, так и само поведение. Нравственно ценным является как категория долга, так и следование долгу, например, при исполнении служебных обязанностей.

Среди всех нравственных ценностей человек выбирает для себя наиболее значимые, на которые он ориентируется, к достижению которых стремится. Стремление к достижению тех или иных моральных ценностей получило название ценностной ориентации.

Наиболее общий элемент нравственного сознания - нравственный идеал. Его можно определить как синтез моральных норм, принципов и оценок, как распространенные в данном обществе представления о морально совершенной личности и ее поведении. Нравственный идеал, в отличие от норм и принципов, - явление в значительной мере гипотетическое, нацеленное в будущее.

Функции морали

Роль морали в общественной жизни раскрывается через ее функции. Среди функций морали обычно выделяют регулятивную, оценочно-ориентирующую, познавательную, воспитательную и др.

1. Регулятивная функция раскрывает основное содержание и предназначение морали. Хотя в обществе существуют и другие социальные регуляторы (политика, право, административные установления), моральное регулирование не может быть подменено ни одним из них. Напротив, именно мораль пронизывает всю регулятивную деятельность, осуществляемую в обществе.

2. Оценочно-ориентирующая функция направляет поведение людей на установление отношений, основанных на принципах добра, справедливости и гуманизма.

3. Познавательная функция свидетельствует о том, что мораль, с одной стороны, возникает как результат познания людьми социальной действительности, как осознание общественной потребности, а с другой - овладевая нормами и принципами морали, каждый человек глубже узнает общество и окружающих его людей, приобретает знания и навыки общения.

4. Воспитательная функция состоит в том, что мораль учит человека соблюдать определенные правила совместной жизни, формирует личность, заботящуюся не только о собственном благополучии, но и об интересах окружающих его людей.

6.4. Религия и ее роль в жизни общества. Мировые религии

В сфере духовной культуры религии принадлежит особое место.

Под религией понимают взгляды и представления людей, а также соответствующую деятельность, основанные на вере в сверхъестественные, прежде всего в неприродные, стоящие над миром существа.

В развитых религиях таким сверхъестественным существом является Бог.

Для религиозного мировоззрения характерно удвоение мира на мир земной, посюсторонний и небесный, потусторонний, а также признание бессмертия души. Религия предполагает наличие таинственной (мистической) связи между человеком и Богом или другими сверхъестественными силами, поклонение этим силам, возможность общения с ними человека.

Корни религии

Возникновение и существование религии обусловлено целым рядом причин и условий, совокупность которых принято называть корнями религии. Среди них выделяют социальные, психологические, гносеологические корни.

Социальные корни религии связаны с тем, что человек является частью природы и общества, он подчиняется объективным законам их развития. Эти законы не в полной мере познаны людьми, а потому многие природные и общественные явления для них непонятны и необъяснимы. Они делают человека несвободным, бессильным перед лицом объективных условий жизни. Пытаясь противостоять этим условиям, люди находят им объяснение и убежище в религии. Социальные корни, в свою очередь, являются основой для появления психологических корней религии. Будучи не в силах объяснить и преодолеть различные явления природной и социальной действительности (смерть и болезни близких людей, социальную несправедливость и т.п.), человек начинает испытывать страх, страдание, отчаяние и другие негативные психические состояния, выход из которых он находит в религии.

Возникновению и существованию религии во многом способствуют способность человека к воображению, возможность сознания абстрагироваться, замещать реальные предметы идеальными образами. Это таит в себе опасность отрыва этих образов от реальных вещей, наделение их несуществующими в действительности свойствами и качествами, что и является гносеологическими корнями религии.

Структура религии

В структуру религии обычно включают религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.

Религиозное сознание -это совокупность представлений, взглядов, идей, настроений, эмоций, в которых выражается отношение человека и общества к реальному существованию сверхъестественного, потустороннего мира.

Ему присущи вера, чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение отражения реальной действительности с иллюзиями, сильная эмоциональность, специальная религиозная лексика.

Помимо религиозного сознания всем религиям присущ культ - система утвердившихся ритуалов, обрядов, внешняя форма проявления веры. К культу относят, например, крестное знамение, поклоны, крестный ход, крещение, молитвы, богослужение, религиозные праздники и т.п.

Ранним формам религии были присущи такие проявления культа, как ритуальные пляски вокруг изображений животных, заклинание духов, жертвоприношения. Средствами культа являются церковная утварь, крест, икона, священные книги и т.п.

Организационными формами религии являются церковь и секты.

Церковь представляет собой религиозную организацию духовенства и верующих, основанную на общности верования и религиозного культа. Секты - это отколовшиеся от церкви религиозные общины, сохранившие основы верования, присущие той или иной церкви, но отличающиеся от нее некоторыми особенностями религиозного учения и культа.

Формы религии

Возникновение религии относят к периоду относительно высокой ступени развития первобытного общества (40-50 тыс. лет назад). Ранними формами религии являются тотемизм, магия, фетишизм, анимизм, шаманство, культ предков и др.

В настоящее время существует множество различного рода религиозных верований и церковных организаций. Это связано с тем, что хотя вера в сверхъестественное является признаком всех религий, понимание этого сверхъестественного и формы поклонения ему у разных людей и народов могут существенно различаться. Помимо сохраняющихся в ряде мест ранних религиозных форм исповедуются национальные религии (иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и др.) и мировые религии. Особое место занимают мировые религии, имеющие своих приверженцев по всему свету, независимо от государственных границ и политических режимов. К числу последних относятся буддизм, христианство и ислам с их многочисленными ответвлениями, церквями и сектами.

Буддизм

Первая по времени появления мировая религия - буддизм. Он возник в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э. и получил свое название от имени его основателя Будды, то есть "просветленного", "пробужденного", которому открылся путь спасения человечества. В настоящее время наибольшее распространение буддизм имеет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Буддийские общины существуют и во многих других странах, в том числе в России (Бурятия, Калмыкия, Тува). В ряде государств (Бирма, Камбоджа, Таиланд) буддизм является государственной религией, а в некоторых странах (Япония) он сочетается с национальными религиями (синтоизмом).

Основной идеей буддизма является учение о "четырех благородных истинах":

  • 1) во всякой жизни существуют страдания;
  • 2) причина страданий - в эгоистических желаниях человека;
  • 3) освободиться от страданий можно, лишь освободившись от этих эгоистических желаний;
  • 4) к этому освобождению ведет "благородный срединный восьмеричный путь", то есть путь, состоящий из восьми ступеней (шагов). Пройдя этот путь, человек достигает нирваны - высшего просветления духа, абсолютного покоя.

Как и всякая религия, буддизм значительное внимание уделяет моральным требованиям, которые основываются на принципе ненасилия. Буддизм проповедует воздержание от причинения вреда или боли и любовь ко всему живому.

Особенность буддийского культа - медитация, которая фактически заменяет собой молитву. Медитация направлена на приведение человека в состояние углубленной сосредоточенности, отрешенности от внешнего мира и единения с миром духовным.

Христианство

Христианство имеет двухтысячелетнюю историю и в настоящее время является самой распространенной на земле религией. Оно получило свое название от имени Иисуса Христа, ее основателя и предмета поклонения, принявшего мученическую смерть ради искупления первородного греха и счастья человечества. Учение Иисуса Христа легло в основание христианской догматики, которая включает в себя идею о триединой сущности Бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух), идею о греховности человека как причине всех его несчастий, учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния, проповедь любви к ближнему, смирения и прощения. Христианство опирается на веру в потусторонний мир и второе пришествие Христа для вершения Страшного суда над грешниками и воздаяния праведникам. Нравственные позиции христианства выражены в известных заповедях, изложенных в Нагорной проповеди Христа.

В ходе своего развития в XI в. христианство разделилось на западное (католицизм) и восточное (православие). В XV в. в католицизме возникло протестантское направление. Протестантизм - это общее название различных вероучений, возникших в ходе Реформации как протест против римско-католической церкви (лютеранство, кальвинизм). Основной тезис протестантизма, выдвинутый Мартином Лютером, состоит в "спасении верой", которая не требует посредничества церкви и духовенства.

В настоящее время христианство существует в виде этих трех ветвей (православия, католицизма и протестантизма). Православие исповедуется в основном славянскими народами, католицизм и протестантизм наиболее распространены в Европе и Америке.

Ислам

Ислам (мусульманство) возник в VII в. среди аравийских арабских племен и в настоящее время насчитывает около миллиарда своих приверженцев преимущественно в странах Азии и Африки. Основателем ислама считается пророк Мухаммед, который воспринял Слово Аллаха и понес его людям. Это Слово стало Кораном - священной книгой мусульман.

Ислам в переводе на русский язык означает "покорность". Человек как существо слабое должен уповать на Аллаха, надеяться на его помощь и поддержку. Ислам требует от мусульман строгого выполнения пяти основных обязанностей ("столпов ислама"): верить в то, что "нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его"; пять раз в день совершать молитву; соблюдать пост (уразу); давать милостыню, в том числе раз в году делиться доходами в пользу бедных (закят); совершить паломничество в Мекку хотя бы раз в жизни. Иногда к этим пяти "столпам" добавляют шестой - джихад, или газават, то есть священную войну с неверными.

Отличительной особенностью ислама можно считать шариат, в котором переплетаются правовые, религиозные, нравственные нормы, а также устанавливаются меры наказания за их нарушение и который регулирует поведение человека во всех сферах его жизни.

Функции религии

Роль религии в обществе определяется выполняемыми ею функциями, к числу которых можно отнести мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интеграционную, культурную, воспитательную.

1. Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека и его место в мире, на мир в целом и причины его существования.

2. Компенсаторная функция проявляется в том, что религия восполняет недостаток знаний людей о мире, снимает социальное и душевное напряжение, возмещает недостаток душевности в светском общении религиозным общением.

3. Коммуникативная функция религии выражается в обмене информацией верующих друг с другом, в их общении между собой, а также с Богом и служителями церкви.

4. Интеграционная функция имеет двойственный характер: с одной стороны, религия сближает людей, объединяет их, с другой - разъединяет, примером чему являются религиозные войны, социальные конфликты на почве религиозных разногласий.

5. Культурная функция состоит в том, что религия хранит в себе культурный опыт человечества, передает его из поколения в поколение, сама является частью культуры человеческого общества.

6. Обладая большим нравственным потенциалом, религия проповедует положительные нравственные ценности, призывает к достойному поведению, реализуя тем самым воспитательную функцию.

6.5. Искусство и его виды

Термин "искусство" многозначен. Чаще всего он употребляется в двух значениях:

  • 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, основанные на знании дела;
  • 2) специфический вид духовно-практического освоения и эстетического отношения к действительности.

Именно во втором значении искусство входит в содержание духовной культуры общества.

Искусство отражает мир в художественных образах, в которых реальность переплетается с вымыслом. Эта образность необходима для того, чтобы:

  • выразить обобщенное, важное, близкое для массы людей в личностной форме;
  • расширить, углубить жизненный опыт отдельного человека миром, созданным воображением художника.
  • воздействовать на чувства и эмоции людей, заставляя их сопереживать и выражать свое отношение к содержанию художественного образа.

Искусство позволяет человеку раскрыть свои возможности, которые он не может реализовать в реальной жизни, помогает ему интеллектуально обогащаться, приобщаться к духовному опыту человечества.

Функции искусства

Многообразие форм эстетического освоения действительности порождает многообразие функций искусства, к которым можно отнести познавательную, информационно-коммуникативную, ценностно-ориентирующую, воспитательную, эстетическую.

1. Сущность познавательной функции состоит в том, что искусство дает человеку знания о мире и о самом человеке. Но если наука познает мир посредством достижения истины, мораль отражает мир через категории добра и зла, то искусство обогащает человека знаниями в художественно-образной форме. Оно учит видеть мир сквозь призму образности, давая человеку возможность самому перевести эти образы в рациональную форму. Искусство не имеет целью давать людям какие-либо специальные знания, как, например, наука. Оно не стремится выявлять закономерности или решать материально-практические проблемы. Как и наука, искусство стремится выявить общее, но в отличие от науки оно представляет это общее не в виде обобщенных абстракций, а в виде конкретных чувственно-наглядных образов.

2. Искусство весьма информативно. Оно служит для обобщения индивидуального опыта и выражения его через иные формы индивидуального. Эти формы принимают вид произведений литературы, кино, живописи, музыки, театра и т.п. В произведениях искусства воплощаются культурно-исторические, национальные, религиозные и другие особенности той или иной эпохи, того или иного народа, а также особенности мастерства и мировосприятия самого творца произведения. Посредством этих творений не только передается информация об отраженном в них мире, но и устанавливаются коммуникативные связи между автором и зрителем или читателем, а также между самими почитателями искусства, поскольку оно заставляет людей обмениваться мнениями, выражать свои позиции, высказывать отношение к произведениям искусства. Все это составляет содержание информационно-коммуникативной функции искусства.

3. Ценностно-ориентирующая функция искусства проявляется двояко: с одной стороны, сами произведения искусства являются культурными ценностями, приобретают для людей особую значимость; с другой стороны, то содержание, которое несет искусство, ориентирует людей в системе общественных ценностей, дает возможность выбрать для себя жизненные ориентиры.

4. Близкой по содержанию к ценностно-ориентирующей функции является функция воспитательная. Искусство всегда предполагает воздействие на мировоззрение и поведение людей. Посредством своего произведения художник стремится передать зрителю, слушателю, читателю близкие ему нормы и ценности общественной жизни. Истинное искусство несет высокий гуманистический заряд, ориентирует на достижение идеала. Но этот идеал не сводится к "положительному герою-идеалу", он является эстетическим идеалом, который призван вызывать у людей добрые чувства, желания и поступки, несмотря на то, что автор может обращаться при этом и к отрицательным образам, и к сатире.

5. Эстетической функции искусства уже древние придавали первостепенное значение. Она состоит в способности искусства формировать эстетические вкусы, способности и потребности человека, пробуждать его творческое начало, доставлять удовольствие и наслаждение от созерцания прекрасного.

Структура искусства

Структура искусства отличается множественностью проявлений, гибкостью, изменчивостью. В искусстве принято выделять виды (живопись, архитектура, скульптура, литература, музыка, театр, кино и другие), роды (например, эпический и лирический), жанры (например, повесть, роман, поэма в литературе; сюита, оратория, симфония в музыке; портрет, пейзаж, натюрморт в живописи; готика, барокко, классицизм в архитектуре).

Чаще всего, говоря о структурных элементах искусства, имеют в виду его виды. Деление искусства на различные виды обусловлено как многообразием сфер действительности, охватываемых художественным творчеством, так и многообразием форм выражения творцом своего эстетического видения мира. Границы между отдельными видами искусства не абсолютны, нередко они сочетаются или взаимопроникают. Так, театр органично сочетает драматургию, музыку, танец, театральную живопись.

Существующая система видов искусства исторически изменчива. Расширение границ художественного творчества приводит к появлению новых видов. Например, в XX в. возникли такие виды искусства, как кино, фотография, формируется телеискусство. Это привело к тому, что среди ученых до настоящего времени нет единого мнения о том, какие направления художественного творчества можно считать его видами. Помимо литературы, скульптуры, архитектуры, театра, живописи, музыки, хореографии и прикладного искусства, которые традиционно считались основными видами искусства, и вновь возникших - фотографии, кино и телевидения, некоторые специалисты относят к видам искусства, например, искусство городского планирования, гастрономическое искусство, парикмахерское искусство. Но такое расширение границ искусства вряд ли оправдано и, скорее, относится к пониманию искусства в широком смысле как высокого уровня мастерства.

Каждая историческая эпоха выдвигает на первый план те виды искусства, которые в большей мере способны отразить дух времени, особенности культуры данного исторического периода (например, живопись и архитектура в эпоху Возрождения, кино и телевидение в настоящее время).

Вопросы для повторения

  • 1. Чем духовная жизнь общества отличается от материальной?
  • 2. Что составляет содержание духовной сферы общества?
  • 3. Назовите основные элементы духовной сферы общества.
  • 4. Какое из определений культуры вам импонирует больше? Почему?
  • 5. Чем материальная культура отличается от духовной?
  • 6. Что понимается под видами культуры? Назовите новые виды культуры.
  • 7. В чем специфика морали и ее значение в жизни общества и каждого человека?
  • 8. Какое место в структуре морали занимают моральные ценности и нормы? Приведите примеры моральных ценностей и норм.
  • 9. Проведите сравнительный анализ моральных и правовых норм.
  • 10. Каковы причины возникновения и существования религии?
  • 11. Почему буддизм, христианство и ислам называются мировыми религиями? В чем их сходство и различие?
  • 12. Почему религия занимает важное место в общественной жизни?
  • 13. Чем эстетическое познание мира отличается от обыденного и научного познания?

Понятие искусства

Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:

  • в узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира;
  • в широком высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

— особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами , т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — .

Искусство как самостоятельная и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в , быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.

Функции искусства

Искусство выполняет ряд общественных функций.

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

  • эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
  • социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
  • компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
  • гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
  • познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
  • прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
  • воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Познавательная функция

Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах.

Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается . Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.

Воспитательная функция

Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.

И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.

Эстетическая функция

Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция.

Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

Гедонистическая функция

Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функции искусства.

Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу.

Произведения искусства , являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколение в поколение, достоянием эстетической общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова. Каждый человек — это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он должен освоить то, что оставило ему прошлое поколение, творчески осмыслить его духовный опыт, понять его мысли, чувства, радости и страдания, взлеты и падения и передать все это потомкам. Только так движется история, и в этом движении огромная рать принадлежит искусству, выражающему сложность и богатство духовного мира человека.

Виды искусства

Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,

современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д.

Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:

  • по количеству использованных средств — простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);
  • по соотношению произведения искусства и реальности — изобразительные, изображающие действительность, копируя се, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);
  • по отношению к пространству и времени — пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино);
  • по времени возникновения — традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;
  • по степени применимости в быту — прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.