История создания романа петр 1 толстого. "Петр Первый" (Толстой): анализ романа, образ Петра, система персонажей

Май 23 2012


Алексей Толстой пишет роман «Петр Первый», руководствуясь личным желанием. Автор отправляется в поход за чувством историзма, желая понять логику исторических переходов. Толстой хотел подойти к современности с ее глубокого тыла. Именно эпоха Петра позволяла выявить множество аналогий по сравнению с 1917 годом.

Россия всю свою историю прошла эволюционно и, в первую очередь, революционно. Первый случай, когда страна пережила революцию – это эпоха Петра. Это была революция сверху, но все ее признаки представлены налицо: насильственная смена формации.

Толстой обращался к эпохе Петра и в прежние годы (рассказы «На дыбе», «День Петра») и показывал это время как самое большое несчастье России.

Теперь он хочет показать и понять логику великих исторических переворотов, при каких условиях эти перевороты могут происходить. В начале романа социальный срез общества подчеркнут в духе марксизма. При появлении Петра боярское сословие отодвинуло купечество, дворянство (Василий Волков доведен до нищеты) и простого мужика. Произошло окостенение всей социальной жизни страны, ее губит застой.

Не зря роман начинается с семейства Бровкиных и беднейших крестьян. Иван Бровкин – сподвижник Петра, промышленник, фабрикант, как и его дети. Петр открывает дорогу людям по уму и деловитости. Феодально-боярская система находится в состоянии кризиса: борьба за власть Нарышкиных и Милославских, сословный эгоизм стрельцов. Реформы канцлера Василия Голицына, человека гуманного и мягкого, проваливаются. Он хотел угодить всем, но такие люди для истории не годятся.

Толстой пишет роман в двух ипостасях: 1) Петр – исторический герой, воплощение государственных доблестей, но при этом он неизбежная жертва государственной политики; 2) Петр – грязный убийца, хуже Ивана Грозного. Толстой пытался преодолеть обе устойчивые традиции, так как в правителе было и то, и другое.

Обаяние Петра проявляется в его воле, умении смотреть далеко вперед, в деловой активности. Он строитель государства и прогрессивных форм жизни. Отталкивающее в Петре – жуткое варварство, крайние формы жестокости (сцены казни).

Петр Первый у Толстого – это и просто человек, имеющий определенные слабости. Например, в сцене приема Петра Софьей он все время меняется. Робость, доверчивость, фамильярность, доверчивость и, в то же время, лицо свирепого убийцы, когда неутомимой ненавистью наливаются глаза при воспоминании о казнях, горящих кострах, о трупах стрельцов на кремлевских стенах.

Главное, что для себя понял Алексей Толстой петровской эпохе – исторический переворот является историческим судом над пережитками старины. Те, кто притесняют, сами оказываются притесняемыми. Рабы, восстав, сами начинают мстить. Революции без насилия не бывает. Новое всегда идет методом проб и ошибок, старые формы быта рушатся, а новые еще не определились. Происходит переплетение комического и трагического. Стороннего человека поражают нелепости новых форм жизни (Боярин Буйносов оглаживает бороду, забыв, что ее уже нет).

У Толстого получился роман необычайно живой, полнокровный, охватывающий почти все стороны и противоречия петровской эпохи, не идеализирующий Петра и его сподвижников, богатый народными типами и характерами.

P.S. Всем любителям рыбалки рано или поздно приходится решать вопрос с мотором для лодки — по ссылке найдете информацию про подвесной лодочный мотор Suzuki df2,5S который там же и сможете купить.

Алексей Толстой

Петр Первый

Роман

Книга первая

Глава первая

1

Санька соскочила с печи, задом ударила в забухшую дверь. За Санькой быстро слезли Яшка, Гаврилка и Артамошка: вдруг все захотели пить, — вскочили в темные сени вслед за облаком пара и дыма из прокисшей избы. Чуть голубоватый свет брезжил в окошечко сквозь снег. Студено. Обледенела кадка с водой, обледенел деревянный ковшик. Чада прыгали с ноги на ногу, — все были босы, у Саньки голова повязана платком, Гаврилка и Артамошка в одних рубашках до пупка. — Дверь, оглашенные! — закричала мать из избы. Мать стояла у печи. На шестке ярко загорелись лучины. Материно морщинистое лицо осветилось огнем. Страшнее всего блеснули из-под рваного плата исплаканные глаза, — как на иконе. Санька отчего-то забоялась, захлопнула дверь изо всей силы. Потом зачерпнула пахучую воду, хлебнула, укусила льдинку и дала напиться братикам. Прошептала: — Озябли? А то на двор сбегаем, посмотрим, — батя коня запрягает... На дворе отец запрягал в сани. Падал тихий снежок, небо было снежное, на высоком тыну сидели галки, и здесь не так студено, как в сенях. На бате, Иване Артемьиче, — так звала его мать, а люди и сам он себя на людях — Ивашкой, по прозвищу Бровкиным, — высокий колпак надвинут на сердитые брови. Рыжая борода не чесана с самого Покрова... Рукавицы торчали за пазухой сермяжного кафтана, подпоясанного низко лыком, лапти зло визжали по навозному снегу: у бати со сбруей не ладилось... Гнилая была сбруя, одни узлы. С досады он кричал на вороную лошаденку, такую же, как батя, коротконогую, с раздутым пузом. — Балуй, нечистый дух! Чада справили у крыльца малую надобность и жались на обледенелом пороге, хотя мороз и прохватывал. Артамошка, самый маленький, едва выговорил: — Ничаво, на печке отогреемся... Иван Артемьич запряг и стал поить коня из бадьи. Конь пил долго, раздувая косматые бока: — «Что ж, кормите впроголодь, уж попью вдоволь...» Батя надел рукавицы, взял из саней, из-под соломы, кнут. — Бегите в избу, я вас! — крикнул он чадам. Упал боком на сани и, раскатившись за воротами, рысцой поехал мимо осыпанных снегом высоких елей на усадьбу сына дворянского Волкова. — Ой, студено, люто, — сказала Санька. Чада кинулись в темную избу, полезли на печь, стучали зубами. Под черным потолком клубился теплый, сухой дым, уходил в волоковое окошечко над дверью: избу топили по-черному. Мать творила тесто. Двор все-таки был зажиточный: — конь, корова, четыре курицы. Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий. Падали со светца в воду, шипели угольки лучины. Санька натянула на себя, на братиков бараний тулуп и под тулупом опять начала шептать про разные страсти: про тех, не будь помянуты, кто по ночам шуршит в подпольи... — Давеча, лопни мои глаза, вот напужалась... У порога — сор, а на сору — веник... Я гляжу с печки, — с нами крестная сила! Из-под веника — лохматый, с кошачьими усами... — Ой, ой, ой, — боялись под тулупом маленькие.

К концу XVII в. после смерти государя Федора Алексеевича в России начинается борьба за власть. Бунтуют стрельцы, подстрекаемые царевной Софьей и её любовником, честолюбивым князем Василием Голицыным. Стало в Москве два царя - малолетние Иван Алексеевич и Петр Алексеевич, а выше их - правительница Софья. «И все пошло по-старому. Ничего не случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов, раскинутых по необъятной земле, кисли столетние сумерки - нищета, холопство, бездолье».

В те же годы в деревне, на землях дворянина Василия Волкова, живёт крестьянская семья Бровкиных. Старший, Ивашка Бровкин, берет с собой в Москву сына Алешку; в столице, испугавшись наказания за пропавшую упряжь, Алеша сбегает и, познакомившись с ровесником Алексашкой Меншиковым, начинает самостоятельную жизнь, пристраивается торговать пирогами. Однажды Алексашка Меншиков удит рыбу на Яузе возле Лосиного острова и встречает мальчика в зелёном нерусском кафтане. Алексашка показывает царю Петру (а это именно он) фокус, без крови прокалывает иглой щеку. Они тут же расстаются, не зная, что встретятся вновь и уже не расстанутся до смерти...

В Преображенском, где живут подрастающий Петр и его мать Наталья Кирилловна, тихо и скучно. Молодой царь томится и находит отдушину в Немецкой слободе, где знакомится с живущими в России иноземцами и среди них - с обаятельным капитаном Францем Лефортом (в услужении у которого к тому времени находится Алексашка Меншиков) и, кроме того, влюбляется в Анхен, дочь зажиточного виноторговца Монса. Чтобы остепенить Петрушу, мать Наталья Кирилловна женит его на Евдокии Лопухиной. В Преображенском Петр весь отдаётся учениям с потешным войском, прообразом будущей российской армии. Капитан Федор Зоммер и другие иностранцы всячески поддерживают его начинания. Алексашку царь забирает к себе постельничим, и ловкий, проворный и вороватый Алексашка становится влиятельным посредником между царём и иноземцами. Он устраивает своего приятеля Алешу Бровкина в «потешное» войско барабанщиком, помогает ему и впредь. Случайно встретив в Москве своего отца, Алеша даёт ему денег. С этого малого капитала у хозяйственного мужика Ивана Бровкина дела сразу идут в гору, он выкупается из крепостной зависимости, становится купцом, его - через Алексашку и Алешу - знает сам царь. Дочь Бровкина Саньку Петр выдаёт за Василия Волкова, бывшего господина Бровкиных. Это уже предвестие больших перемен в государстве («Отныне знатность по годности считать» - будущий девиз царя Петра). Начинается новый стрелецкий бунт в пользу Софьи, но Петр с семьёй и приближёнными уходит из Преображенского под защиту стен Троицкого монастыря. Мятеж угасает, стрелецких главарей страшно пытают и казнят, Василия Голицына отправляют с семьёй в вечную ссылку в Каргополь, Софью запирают в Новодевичьем монастыре. Петр отдаётся разгулу, а его беременная жена Евдокия, мучась ревностью, занимается ворожбой, пытаясь извести проклятую разлучницу Монсиху. У Петра рождается наследник - Алексей Петрович, умирает мать Наталья Кирилловна, но трещина между Петром и Евдокией не исчезает.

Среди иностранцев про Петра ходят разные слухи, на него возлагают большие надежды. «Россия - золотое дно - лежала под вековой тиной... Если не новый царь поднимет жизнь, то кто же?» Франц Лефорт становится нужен Петру, как умная мать ребёнку. Петр начинает поход на Крым (предыдущий - Василия Голицына - закончился позорной неудачей); а часть армии идёт войной на турецкую крепость Азов. И этот поход кончился бесславно, но идёт время, Петр проводит свои реформы, трудно рождается новый, XVIII век. От непомерных тягот народ начинает разбойничать или уходит в леса к раскольникам, но и там их настигают государевы слуги, и люди сжигают себя в избах или церквях, чтобы не попасть в антихристовы руки. «Западная зараза неудержимо проникла в дремотное бытие... Боярство и поместное дворянство, духовенство и стрельцы страшились перемены (новые дела, новые люди), ненавидели быстроту и жестокость всего нововводимого... Но те, безродные, расторопные, кто хотел перемен, кто заворожённо тянулся к Европе... - эти говорили, что в молодом царе не ошиблись». Петр начинает строить в Воронеже корабли, и с помощью флота Азов все-таки взят, но это приводит к столкновению с могущественной Турецкой империей. Приходится искать союзников в Европе, и царь (под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова) едет с посольством в Кенигсберг, в Берлин, а потом в желанную его сердцу Голландию, в Англию. Там он живёт как простой мастеровой, овладевая необходимыми ремёслами. В его отсутствие в России начинается брожение: царь, дескать, умер, иностранцы подменили царя. Неукротимая Софья вновь подстрекает стрельцов к мятежу, но и этот бунт подавлен, а по возвращении Петра в Москву начинаются пытки и казни. «Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь». Царицу Евдокию Федоровну отправляют в Суздаль, в монастырь, а её место занимает беззаконная «кукуйская царица» Анна Монс; её дом так на Москве и называют - царицын дворец. Умирает Франц Лефорт, но дело его живёт. В Воронеже закладываются все новые корабли, и вот уже целая флотилия плывёт в Крым, потом на Босфор, и турки ничего не могут поделать с новой, неизвестно откуда взявшейся морской силой России. Богач Иван Артемьич Бровкин занимается поставками в армию, у него большой дом, многие именитые купцы у него в приказчиках, сын Яков - на флоте, сын Гаврила - в Голландии, младший, получивший отменное образование Артамон - при отце. Александра, Санька, ныне знатная дама и грезит о Париже. А Алексей Бровкин влюбляется в царевну Наталью Алексеевну, сестру Петра, да и она к нему неравнодушна.

В 1700 г. молодой и храбрый шведский король Карл XII разбивает под Нарвой русские войска; у него сильнейшая армия, и уже кружится голова в предчувствии славы второго Цезаря. Карл занимает Лифляндию и Польшу, хочет броситься за Петром в глубь Московии, но генералы его отговаривают. А Петр мечется между Москвой, Новгородом и Воронежем, заново воссоздавая армию; строятся корабли, отливаются (из монастырских колоколов) новые пушки. Дворянская иррегулярная армия ненадёжна, теперь на её место набирают всех желающих, а от кабалы и мужицкой неволи желающих много. Под командованием Бориса Петровича Шереметева русские войска овладевают крепостью Мариенбург; среди пленных и солдат генерал-фельдмаршал замечает хорошенькую девушку с соломой в волосах («...видимо, в обозе уже пристраивались валять её под телегами...») и берет её экономкой, но влиятельный Александр Меншиков забирает красавицу Катерину себе. Когда Петр узнает об измене Анны Монс с саксонским посланником Кенгисеком, Меншиков подсовывает ему Катерину, которая приходится царю по сердцу (это будущая царица Екатерина I). «Конфузия под Нарвой пошла нам на великую пользу, - говорит Петр. - От битья железо крепнет, человек мужает». Он начинает осаду Нарвы, её защитник генерал Горн не желает сдавать город, что приводит к бессмысленным страданиям его жителей. Нарва взята яростным штурмом, в гуще боя виден бесстрашный Меншиков со шпагой. Генерал Горн сдаётся. Но: «Не будет тебе чести от меня, - слышит он от Петра. - Отведите его в тюрьму, пешком, через весь город, дабы увидел печальное дело рук своих...»

Пересказал

Алексей Толстой. Роман "Петр Первый" (1929-1945)

М. Горький назвал книгу А. Н. Толстого "первым в нашей литературе настоящим историческим романом". Оценка Горького верна, если под "нашей литературой" понимать литературу социалистического реализма. Образ Петра I сопровождал Толстого на протяжении всего его творческого пути. Но прежде чем взглянуть на петровскую эпоху марксистски, писатель неоднократно обращался к этой теме, разрабатывая ее в русле другой, очень сильной традиции. Она восходила к "Истории государства Российского" Η. М. Карамзина, стала центральным пунктом в полемике славянофилов и западников и возродилась в творчестве русских символистов А. Белого, Д. С. Мережковского. В свете этой концепции Петр I предстает злым гением России, царем- антихристом, который всю страну "вздернул на дыбу", чтобы возвести над болотной бездной призрачный город, обреченный на гибель. Именно таким изобразил своего героя А. Н. Толстой в рассказе "День Петра" (1918).

Незадолго до возвращения на Родину Толстой опубликовал открытое письмо, в котором утверждал, что совесть зовет его ехать в Россию "и хоть гвоздик свой собственный, но вколотить в истрепанный бурями русский корабль. По примеру Петра". Однако в первом после возвращения в Россию обращении к петровской теме – в пьесе "На дыбе" – Толстой придерживается своих прежних взглядов: фигура царя-антихриста вызывает ненависть на

рода, соратники ему изменяют. Вторая редакция пьесы под названием "Петр Первый" существенно отличалась в оценках личности Петра и его преобразований. Автор комментировал радикальную смену концепции так: "В первом варианте “Петр” сильно попахивал Мережковским. Сейчас я изображаю его как огромную фигуру, выдвинутую эпохой. Новая пьеса полна оптимизма, старая – сверху и донизу насыщена пессимизмом" .

Из окончательной редакции 1938 г. для усиления этой оптимистической тональности исключены сцены допроса царевича Алексея и другие, свидетельствующие о варварстве и жестокости Петра. Если пьеса "На дыбе" заканчивалась страшной картиной наводнения, то переделанный вариант – сценой военного триумфа и знаменательными словами Петра: "...“Не напрасны были наши труды, и поколениям нашим надлежит славу и богатство отечества нашего беречь и множить! Виват!” (Пушки, трубы, крики)". Очевидно, что столь радикальное изменение концепции личности и деятельности Петра в творчестве Толстого вызвано утверждавшейся мифологемой державной власти, через жестокие испытания ведущей страну к могуществу и благосостоянию. Для этого писателю пришлось не только отказаться от всего, сделанного в петровской теме за 10 лет "не по-марксистски", но и игнорировать оценку А. С. Пушкина, отметившего в деятельности Петра глубокие противоречия:

"Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые – нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или по крайней мере для будущего, – вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика" ("История Петра I").

Писателю надо было исключить из использованного в работе над романом и обширный исторический материал (мемуары современников Петра, письма и дневники частных лиц, официальные документы и исследования ученых), все, противоречившее создаваемому образу прогрессивного преобразователя. Толстой оставил без внимания "Курс русской истории" известнейшего русского историографа В. О. Ключевского, который считал, что Петр "строил правомерный порядок на общем бесправии, и потому в его правомерном государстве рядом с властью и законом не оказалось всеоживляющего элемента, свободного лица, гражданина" .

Самым важным своим достижением А. Н. Толстой считал новое решение проблемы "личность и эпоха" . Он был убежден, что только марксистский подход объясняет связь личности и истории: личность вырастает, как дерево на плодородной почве, но затем двигает события эпохи. Такой тип героя, безусловно, является характерным для советского исторического романа, краеугольным камнем социалистического реализма – положительным героем. Главные сто черты – ясность и прямота, с которой он видит цель и к ней устремляется.

Начиная с первых строк романа (описания крестьянского двора Бровкиных), Толстой использует различные художественные средства для утверждения идеи исторической необходимости реформ. Он отмечает пар и дым прокисшей избы, гнилую сбрую лошаденки с раздутым брюхом, босых на снегу ребятишек. Но самый сильный акцент этого великолепно написанного пролога – то, как "страшнее всего блеснули из-под рваного плата исплаканные глаза, – как на иконе", глаза матери... Толстой редко строит описание с точки зрения рассказчика: чаще мы видим мир глазами его героев. Писатель остается верен себе и на этот раз. Картина, описываемая в начале первой главы, передается через восприятие ребенка, вероятнее всего Саньки Бровкиной, что позволяет внести оптимистическую ноту (дети радостно принимают окружающий их мир, как бы убог он ни был), а также подготовить дальнейшее развитие этой сюжетной линии – превращение дочери захудалого крестьянина в жену мелкопоместного дворянина, приближенного к себе Петром, а затем – в "московскую Венеру", усвоившую не только этикет и политес, но и европейское образование.

Что может быть убедительнее возникающей сюжетной рифмы: "Эту боярыню Волкову семь лет назад Санькой звали, сопли рваным подолом вытирала"; "Это был портрет боярыни Волковой несказанной красоты и несказанного соблазна <...> Венус, чистая Венус! Вот и знатно, что из-за нее кавалеры на шпагах дерутся и есть убитые..."

Утренний колорит первой сцены романа развивает тот же мотив ожидания перемен. От крестьянского двора рассказчик переходит к описанию убогого житья мелкопоместного дворянина Волкова, к сцене воинского смотра в Москве, где нищие дворяне готовы все отдать, чтобы добыть требуемое воинское снаряжение. Расширяющаяся перспектива приводит в Преображенский дворец, где "в низкой, жарко натопленной избе" умирал царь Федор Алексеевич и решался вопрос, кого же "кричать на царство".

Историческую необходимость реформ Петра Толстой в первой книге романа подтверждает в авторских отступлениях:

"Мужик с поротой задницей ковырял кое-как постылую землю. Посадский человек от нестерпимых даней и поборов выл на холодном дворе. Стонало мелкое купечество, худел мелкопоместный дворянин... Кряхтели даже бояре и именитые купцы. Что за Россия, заклятая страна, – когда же ты с места сдвинешься?"

Подтверждение тому, что Петр призван решать задачи, выдвинутые самой историей, еще до его воцарения, Толстой находит в исторических фактах и человеческих судьбах. Одна лишь историческая деталь: постройка при царе Алексее Михайловиче корабля "Орел", который так и сгнил, стоя на Волге, – говорит о многом. Или судьба князя Василия Голицына, выступившего на стороне стрельцов и Софьи: в размышлениях и прожектах этого образованного вельможи предвосхищаются многие реформы Петра, например учеба дворянских недорослей в Европе, развитие наук и искусств, образование народа и благоустройство столицы. А в трактате "О гражданском житии или поправлении всех дел, яко надлежит обще народу" он намного превосходит Петра-реформатора, предлагая освобождение крестьян от крепостного права, равно вредного и для крестьян, и для помещиков. Этот просвещенный мыслитель оказался в стане врагов Петра, потому что был не способен к активным, решительным действиям.

Идея исторической необходимости деяний Петра подтверждается сюжетными линиями семейства Бровкиных и – от обратного – бояр Буйносовых. Трагедия ожесточенного врага Петра, царевны Софьи – сильной и волевой личности, только на троне получавшей возможность самореализации ("Обречена девка, царская дочь, на вечное девство, черную скуфью... Из светлицы одна дверь – в монастырь"), зеркально отражает взлет "птенцов гнезда Петрова" (Меншикова, Бровкиных, Ягужинского), в процессе петровских преобразований проявляющих самые замечательные человеческие качества и таланты.

Историческая концепция Толстого охватывает все аспекты взаимоотношений личности и эпохи. Окружив героя системой "зеркал" – от закосневших в старом житье бояр до венценосных собратьев, королей Карла и Августа, – он показывает важность личностного начала: "Эпохе нужен был человек, его искали..." Основой сюжетного движения становится динамика образа Петра: превращение "волчонка", нескладного подростка, "длинного, вымазанного в грязи и пороховой копоти, беспокойного вьюноши" в большого государственного деятеля, гениального реформатора.

Проблема соотношения личности и народных масс в романе. А. Н. Толстого неоднократно упрекали в том, что образы Петра и его окружения заслонили образ народа, а тема угнетенного крестьянства отодвинута на дальний план. Разумеется, не количеством страниц и персонажей измеряется художественная сила изображения народа. Петр в романе Толстого, не размышляя, жертвует бесчисленными народными жизнями, казнит стрелецкую смуту, посылает солдат на штурм неприступного Азова и заставляет строить новый город среди невских болот. Но никто не умел так, как он, уважать талант и мастерство, никто не тянулся так сильно к знаниям, никто не брался первым с ожесточением и энтузиазмом за самую трудную работу.

Упреки критиков были напрасны: антагонизм царя и народа отображен Толстым в многочисленных массовых сценах, где безымянные герои ропщут на царя за разорение, собираются в разбойничьи шайки, уходят на вольный Дон. Те же из них, кого взгляд художника выделяет из народной массы: атаман мятежников Овдоким, кузнец Кузьма Жемов, клейменый каторжник Федька Умойся Грязью – уже не уходят из повествования, и их судьбы, намеченные точным пунктиром, становятся символом народной судьбы. Так в финале второй книги романа Федька Умойся Грязью, клейменый, закованный в кандалы, вбивает сваи в основание новой крепости Питербург.

Другое дело, что Толстой нигде не выходит за пределы, установленные государственной "легендой о власти",

исключая из сюжета противоречащие ей важные исторические события (в частности, в романе не нашло отражения самое крупное крестьянское восстание под предводительством Кондратия Булавина (1707–1709), охватившее Дон, Левобережную и Слободскую Украину, Среднее Поволжье). Можно предположить, что изменение первоначального замысла – довести роман до смерти Петра I, реставрации боярской знати, кратковременного царствования Петра 11 и появления истинного "птенца" петровской эпохи, русского гения Ломоносова, – связано не только с нежеланием писателя показать персонажей романа стариками, но и со стремлением сохранить принцип "исторического оптимизма", триумфа вождя-созидателя. А намеченное продолжение сюжета неизбежно предполагало изображение краха дела Петра после его смерти. Снова последовала "фигура умолчания": "вхождение в историю через современность, воспринимаемую марксистски", требовало утверждения Великого вождя как символа великой державы.

Особенности изображения исторической эпохи. В процессе работы над "Петром Первым" А. Н. Толстой разработал собственную теорию исторического романа , в заметках, статьях и высказываниях определил основные принципы его поэтики.

"В каждом произведении, в том числе – в историческом романе, в исторической повести – мы ценим прежде всего фантазию автора, восстанавливающего по обрывкам документов, дошедших до нас, живую картину эпохи и осмысливающего эту эпоху" .

Роман убедительно показывает мастерство писателя в воссоздании "живой картины эпохи". Его отличает сложная система образов, включающая исторические лица и вымышленные персонажи из всех слоев общества. Рассказывая историю их жизни, автор переносит действие из царского дворца, Грановитой палаты или Успенского собора в Немецкую слободу, боярскую усадьбу или курную крестьянскую избу, редуты военного лагеря или пыточный застенок. Необозримо широко географическое пространство романа – от северных болот до южных степей и дальше, в иноземные Германию, Польшу, Голландию, Турцию.

Толстой был наделен редким, но для исторического писателя необходимым даром пластического изображения , мастерством словесной живописи. Подробности одежды, бытового окружения выписаны очень тщательно. Помимо передачи колорита эпохи, вещественности окружающего мира, это умение видеть "все пятна на камзоле Петра" служило задаче топкой психологической характеристики героев. Голландское платье Петра, короткие бархатные штаны с лентами и башмачки князя Василия Голицына становились предметными символами характера, точно так же, как новый бараний полушубок, крытый синим сукном, опредмечивал превращение нищего холопа Ивашки в именитого купца Ивана Лртемьича. Эти же функции выполняют и все детали быта и интерьера, использованные писателем.

Способы создания характеров в романе. Русский классический роман к XX в. выработал целую систему приемов, помогающих создавать достоверные образы персонажей. Помимо самораскрытия героя в сюжете, активно использовались портретная характеристика, внутренний монолог, развернутая авторская характеристика. Из всего многообразия художественных средств А. Н. Толстой выбрал лишь несколько, но владение ими довел до совершенства. Герой Толстого прежде всего раскрывается в сюжете, причем вместо авторской характеристики используется восприятие одного персонажа разными действующими лицами; вместо подробного описания внешнего облика в тексте повествования разбросаны отдельные повторяющиеся детали облика, из которых складывается динамичный, психологически убедительный портрет героя. Таков психологический портрет Петра I: долговязый, как жердь; неуклюжий, будто одетый не по росту, с журавлиными ногами, тонкими и худыми, с косолапыми ступнями, но с взглядом надменным, гордым, бешеным.

Другим художественным открытием Толстого стало использование жеста персонажа как психологической характеристики: "Я всегда ищу движения, чтобы мои персонажи говорили о себе языком жестов", – отмечал писатель. По мнению исследователей, у Толстого жест персонажа – последовательно фиксируемые мимика и движения – заменяют внутренние монологи и самоанализ героя, а также авторские характеристики. Поэтика жеста в разговоре Петра с матерью о женитьбе, в сцене похорон Лефорта, в эпи

зоде стрелецкой казни кинематографически выразительна и с блестящим лаконизмом передает сложное душевное состояние героя.

Язык и стиль романа. Причина долгой жизни в литературе и безусловная художественная удача А. Н. Толстого кроется и в форме повествования: в книге не чувствуется всезнающий автор из XX в., а все описания даются в стиле современников исторических событий. Толстой неоднократно писал и говорил о том значении, которое имели для создания им народно-разговорного языка эпохи в романе "пыточные акты" XVII в., собранные профессором Н. Я. Новомбергским в книге "Слово и Дело Государевы". Очевидно, что официальные документы петровской эпохи существенно отличались от разговорной русской речи этого периода. Перед дьяком в застенке стояла задача передать слова допрашиваемого с возможной точностью, с соблюдением особенностей речи: "В их записях – алмазы литературной русской речи", – писал Толстой. Не менее важны были для овладения живым языком эпохи знакомство с сочинениями протопопа Аввакума и отличное знание народных говоров, вынесенное из детских лет, проведенных в заволжской деревне.

Другое важное отличие стиля повествования в романе – максимальное сближение языка рассказчика с языком персонажей, когда авторское слово часто переходит в несобственно-прямую речь. Так достигается художественный эффект живой достоверности: эпоха сама рассказывает о себе голосами разных людей, современников.

Следует признать, что в рамках марксистской концепции истории, утверждающей закономерность и прогрессивность исторического процесса, ведущую роль народных масс и отвечающей требованиям эпохи активной личности, в условиях становления мифологемы державной власти А. II. Толстой действительно создал лучший советский исторический роман.

  • Цит. по: Литературный Ленинград. 1934. 26 нояб.
  • Ключевский В. О. Соч.: в 8 т. М., 1958. Т. 4. С. 356.
  • Толстой А. Н. Переписка: в 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 277-278.

Люди должны знать историю своей страны, чтобы в будущем знать, как поступать в том или ином случае. Алексей Толстой, вдохновившись эпохой Петра 1, решил показать нам все тонкости и трудности петровской эпохи. Как известно, он вложил в работу почти 10 лет своей жизни и потратил множество часов, чтобы изучить в точности эпоху преобразований и изменений в нашей стране.

Алексея Николаевича Толстого очень интересовала судьба императора Петра 1, более двадцати лет писатель изучал биографию и исторические факты из жизни правителя. Этот случай можно назвать одним из тех, когда творчество автора, в попытках передать характер эпохи и личности, граничит с научной исторической литературой.

Изначально произведение задумывалось как роман-эпопея, который бы позволил при своем объеме показать все позиции и смену мыслей человека советского. Писателю это в полной мере удалось, ведь через образ Петра проглядывает личность покровителя и почитателя Толстого – И. В. Сталина. В своем романе Толстой хотел показать ценность преобразований того времени, он описывает, как мудрость правителя определяет дальнейшее развитие государства. Но читателю совсем нетрудно уловить связь между тем временем и новой советской эпохой, где народу также нелегко измениться к лучшему, где люди не хотят принимать необходимость перемен. В такой ситуации стране нужен жестокий, но сильный и дальновидный руководитель, которого автор видел и в Петре Первом, и в генеральном секретаре партии КПСС.

Жанр, направление

“Петр Первый” — исторический роман, включает в себя элементы романа становления и героического повествования. Также можно найти черты биографического романа.

Суть

В первой книге перед нами предстает Петр-преобразователь. Личность, еще до конца сформировавшаяся, но стремившаяся к становлению на истинный и правильный путь. Автор показывает нам царя как человека, близкого к своему народу, способного понять все проблемы и постараться найти их решение.

  1. Первый том показывает нам еще совсем маленького Петра, напуганного грядущими трудностями правления. С этого момента начинается наше знакомство со становлением будущего царя, способного изменить судьбу своей страны. Мы можем наблюдать как маленький правитель учится справляться с дворцовыми интригами, предательствами, переживает первые неудачи, учится исправлять свои ошибки и решать сложные, даже, казалось бы, неразрешимые проблемы.
  2. Во втором томе мы видим Петра уже подросшего, способного наравне с простым народом трудиться на благо процветания страны. Прошло уже много времени, молодой правитель готовится к первым преобразованиям и подписаниям законов. Петр заботится о воем народе, стараясь не допускать произвола со стороны бояр. Так, страница за страницей, у нас на глазах происходит становление царя, из маленького напуганного мальчишки в зрелого мудрого правителя.
  3. В третьем томе перед нами предстает уже состоявшийся как личность человек, царь, мужчина. Вот уже стоит на берегу Невы Петербург, прекращены многолетние войны. Как и Петр, страна встает на новый путь, изменений и улучшений. Третий том является финалом и показателем положительных последствий реформ, происходит культурный подъем жизни людей, растет и военная мощь государства.
  4. Главные герои

  • Петр Алексеевич — царь России. Писатель постарался раскрыть образ правителя многогранно и полноценно, показав как положительные, так и некоторые отрицательные качества Петра. Монарх предстает перед нами в разном свете, начиная с молодых лет, заканчивая пиком успешных реформ состоявшейся исторической личности. Герой отличается трудолюбием, целеустремленностью, дальновидностью и силой воли.
  • Александр Данилович Меншиков — соратник Петра, готовый на все ради правителя, ему Петр доверял полностью, считал своей правой рукой. Меньшиков сбежал из семьи, будучи совсем молодым, выживал как мог, перебивался с копейки на копейку. Благодаря своему уму, попал во дворец, где работал постельничим. Когда же Петр понял истинную ценность этого человека, тот стал правой рукой государя. Он отличался умом, деловитостью и способностью усваивать новые веяния.
  • Франц Лефорт — наставник Петра, его друг, помогавший раскрыть потенциал царя. Франц предстает перед нами уже зрелым мужчиной, можно сказать, что он был главным по всем делам иностранцев в России. Лефорт служил советником Петра по военным вопросам, по социальным и экономическим делам, подсказывал, как лучше поступить во время дворцовой борьбы с Софьей.
  • Есть и другие герои романа, которые не менее важны для сюжета, но описать каждого нет возможности, у нас же не статья-эпопея. Но если Вам кого-то не хватило, смело пишите об это в комментариях, добавим.

    Темы и проблемы

  1. Основная тема — патриотизм . Автор показывает, что наша земля богата различными природными залежами, но они растрачиваются впустую. Таким образом, в нашей стране есть потенциал, но он либо не используется, либо используется неправильно. Это может изменить только сильный и волевой человек, по мнению писателя. Каждый из нас ради своей родины, ради своего будущего должен стать таким человеком.
  2. Главная проблема – власть и ее влияние на личность . Петру пришлось столкнуться с родственными интригами, родные люди готовы были избавиться от него, лишь бы занять престол. Тяга к власти выбивает из человека все самое хорошее, оставляя на месте души выжженное поле.
  3. Проблема социальной несправедливости . Петр поставил себя на место обычного работника и понял, как тяжела жизнь народа под гнетом боярского произвола. Поэтому он так ополчился против знати, которая своей алчностью тянула страну назад, изнуряя крестьянина и живя за его счет.
  4. Социальная проблематика также включает в себя и вопрос о готовности народа к переменам. Новаторам очень трудно менять мир, они постоянно сталкиваются с непониманием и агрессией тех, кто привык жить по старинке.
  5. Главная мысль

    Основная идея романа заключается в том, что большой стране нужен дальновидный, целеустремленный и решительный лидер, который силой своей воли направит страну вперед. Без сильной и твердой руки невозможно эффективное управление. Без нее элита никогда не согласится менять хоть что-либо, ведь ей и так хорошо живется, а народ из страха перемен или невежества будет плавно погружаться в застой. Таким образом, настоящий лидер – это жесткий и непреклонный человек, который обязан идти на жертвы, чтобы творить историю.

    С этим посылом можно не согласиться, он очень спорный. Автор, который вернулся из эмиграции и (благодаря протекции Горького) устроился при враждебном ему режиме, мог выполнять политический заказ, смысл которого в том, чтобы оправдать жестокую диктатуру Сталина, прикрывая репрессии исторической необходимостью.

    Чему учит?

    Изменения, приносящие пользу, нужны всегда. Жизнь не может стоять на месте, особенно в таком большом государстве, как наша страна. Но хоть сколько-нибудь значимые преобразования не могут свершиться сами собой, без нашей готовности к ним. Книга учит людей брать ответственность за будущее страны в свои руки и смотреть в будущее.

    Нередко сами люди тормозят прогресс, и их действительно приходится подталкивать сверху, таково прямое назначение правительства. Но и сам человек должен идти навстречу позитивным переменам, должен развиваться и адаптироваться в современности, а не стоять на месте и упираться в то, что уже есть. Тогда и подталкивать никого не придется.

    Критика

    Современники высоко оценили произведение «Петр Первый» и сожалели, что автор не закончил его до конца. Например, Корней Чуковский писал, что перед смертью воображение автора стало граничить с ясновидением. Судя по его воспоминаниям, Толстой планировал написать историческую литературную эпопею, посвященную эпохе дворцовых переворотов и правлению Ивана Грозного. Все это было бы продолжением истории, уже написанной им.

    И. Эренбург указывал на то, что работа Толстого была похожа на творчество Достоевского. Сам автор не знал, что сделают герои, они оживали в его голове и делали то, что сами считали нужным. Никогда эти писатели не знали, чем кончится та или иная книга.

    В. Инбер вспоминал, что Толстой был удивительно цельной натурой и героя выбрал себе под стать. Он также любил Россию, как и первый ее император.

    Ю. Олеша отмечал подлинность прозы коллеги по перу. Он часто представлял то, что написано в романе, и строки оживали в его голове. Текст мастерки описывал все то, что хотел сказать литератор.

    В. Лидин говорил, что в Толстом он ценит, прежде всего, народность. Его царь – как будто человек из народа, живущий интересами простых людей. Автор виртуозно передал русский дух, уделив внимание живой русской речи, которая украшает текст и передает тончайшие оттенки смыслов.

    Л. Коган описывал подробности бесед с писателем, тот считал, что переломным моментом в русской истории является полтавская битва, именно там царь и народ соединились в едином порыве.

    Г. Уланова полагала, что Толстой жил в душах своих героев, как будто бы сам переживал их эмоции, будто бы видел историю своими глазами.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!