Какой был рост ирины архиповой. Биография

Оперная певица (меццо-сопрано) Ирина Константиновна Архипова (в девичестве Ветошкина) родилась 2 января 1925 года в Москве. Ее отец Константин Ветошкин был крупным специалистом в области строительства, участвовал в возведении зданий Библиотеки имени Ленина и разработке проекта Дворца Советов. Мать прошла прослушивание в хор Большого театра, но ее муж не позволил ей там работать.

В детстве Ирина поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории по классу фортепиано, но из-за внезапной болезни не смогла учиться. Позже она поступила в школу имени Гнесиных.

В 1942 году, окончив в эвакуации в Ташкенте во время Великой Отечественной войны школу, Ирина поступила в Московский архитектурный институт (МАРХИ), который находился также в эвакуации в Ташкенте.

В 1955 году она одержала победу на международном конкурсе вокалистов на V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве.

В 1956-1988 годах Ирина Архипова была солисткой Большого театра.

Дебютировала в партии Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе. Впоследствии эта партия стала одной из лучших в репертуаре певицы и получила мировое признание.

За годы работы в Большом театре певица выступала в десятках репертуарных операх, исполняла партии Марфы в "Хованщине" и Марины Мнишек в "Борисе Годунове" Модеста Мусоргского, Любаши в "Царской невесте", Весны в "Снегурочке" и Любавы в "Садко" Николая Римского-Корсакова. В ее репертуаре были партии Полины и Графини в "Пиковой даме" и Любови в "Мазепе" Петра Чайковского, Амнерис в "Аиде", Ульрики в "Бале-маскараде", Азучены в "Трубадуре" и Эболи в "Дон Карлосе" Джузеппе Верди.

Певица много гастролировала за рубежом. Триумфальные выступления Архиповой прошли в Италии — в 1960 году в Неаполе (Кармен), в 1967 и 1973 годах в театре "Ла Скала" (Марфа и Марина Мнишек); в Германии в 1964 году (Амнерис); в США в 1966 году (концертное турне); в Великобритании в "Ковент Гардене" в 1975 и 1988 годах (Азучена и Ульрика). В 1997 году Архипова исполнила в "Метрополитен-опера" партию Филиппьевны в "Евгении Онегине" Чайковского.

Певица занималась разносторонней просветительской, педагогической и организационной работой. В 1966 году была приглашена в жюри Конкурса имени П.И. Чайковского, где с 1974 года (за исключением 1994 года) являлась бессменным председателем жюри в разделе "сольное пение". С 1967 года являлась бессменным председателем жюри Конкурса имени М. И. Глинки. Входила в состав жюри многих престижных конкурсов мира, среди которых "Вердиевские голоса" и Конкурс имени Марио дель Монако в Италии, Конкурс Королевы Елизаветы в Бельгии, Конкурс имени Марии Каллас в Греции, вокальные конкурсы в Париже и Мюнхене.

Организатор многочисленных концертов молодых певцов-лауреатов различных конкурсов в Москве, Санкт-Петербурге и других городах страны. В течение многих лет на базах российских театров проводила оперный фестиваль "Ирина Архипова представляет".

В 1974-2003 годах Архипова преподавала в Московской государственной консерватории, в 1984 году стала профессором.

Она была президентом Всесоюзного музыкального общества (ныне — Международный союз музыкальных деятелей).

Являлась действительным членом и вице-президентом Международной академии творчества и русской секции Международной академии наук.

Ирина Архипова была депутатом Верховного Совета СССР шестого созыва в 1962-1966 годах, народным депутатом СССР в 1989-1992 годах.

В 1993 году был организован Фонд Ирины Архиповой, который занимается поддержкой молодых исполнителей, организацией фестивалей.

Ирина Архипова написала книги: "Музы мои" (1992), "Музыка жизни" (1997), "Бренд по имени "Я" (2005).

Ирина Архипова занесена в российскую книгу рекордов как самая титулованная российская певица. В 1966 году ей было присвоено звание Народная артистка СССР. В 1984 году Архипова получила золотую звезду Героя Социалистического Труда. Она была лауреатом Ленинской премии (1978) и Государственной премии РФ (1996). Среди ее наград — три ордена Ленина (1971, 1976, 1984), орден Трудового Красного Знамени (1971), а также российские ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени (1999) и Святого апостола Андрея Первозванного (2005).Она была награждена орденами и медалями иностранных государств.

В 1993 году Русским биографическим институтом она была названа "Человеком года", а Международным биографическим центром Кэмбриджа — "Человеком столетия".

В 1996 году Архиповой был присужден Всемирный приз искусств (учрежденный корпорацией "Маришен арт менеджмент интернешнл") — "Бриллиантовая лира" и титул "Богиня искусств".

В 1999 году певице была присуждена российская оперная премия Casta diva.

В 1995 году Институт теоретической астрономии Российской Академии наук присвоил имя Архиповой малой планете № 4424.

11 февраля 2010 года Ирина Архипова скончалась на 86-м году жизни в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Ирина Архипова трижды была замужем . Первый брак был студенческим и быстро распался. Вторым мужем певицы был переводчик Юрий Волков.

Последним ее мужем был тенор Большого театра, народный артист СССР Владислав Пьявко . От первого брака у Архиповой был сын Андрей (1947-2006). Музыкальные традиции семьи продолжил внук певицы Андрей Архипов — приглашенный солист Большого театра (бас).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Оперная певица (меццо-сопрано) (в девичестве Ветошкина) родилась 2 января 1925 года в Москве. Ее отец Константин Ветошкин был крупным специалистом в области строительства, участвовал в возведении зданий Библиотеки имени Ленина и разработке проекта Дворца Советов. Мать прошла прослушивание в хор Большого театра, но ее муж не позволил ей там работать.

В детстве Ирина поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории по классу фортепиано, но из-за внезапной болезни не смогла учиться. Позже она поступила в школу имени Гнесиных.

В 1942 году, окончив в эвакуации в Ташкенте во время Великой Отечественной войны школу, Ирина поступила в Московский архитектурный институт (МАРХИ), который находился также в эвакуации в Ташкенте.

В эвакуации Ирина возобновила занятия музыкой и стала выступать с сольными номерами на концертах в институте.

В 1948 году окончила МАРХИ, работала в архитектурно-проектной мастерской "Военпроекта". В том же 1948 году, узнав, что в Московской консерватории открылось вечернее отделение, Архипова, продолжая работать архитектором, поступила на первый курс в класс народного артиста РСФСР Леонида Савранского. В 1953 году окончила Московскую государственную консерваторию.

В 1954-1956 годах - солистка Свердловского театра оперы и балета. В театре исполняла ведущий меццо-сопрановый репертуар.

В 1955 году она одержала победу на международном конкурсе вокалистов на V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве.

В 1956-1988 годах Ирина Архипова была солисткой Большого театра.

Дебютировала в партии Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе . Впоследствии эта партия стала одной из лучших в репертуаре певицы и получила мировое признание.

За годы работы в Большом театре певица выступала в десятках репертуарных операх, исполняла партии Марфы в "Хованщине" и Марины Мнишек в "Борисе Годунове" Модеста Мусоргского , Любаши в "Царской невесте", Весны в "Снегурочке" и Любавы в "Садко" Николая Римского-Корсакова . В ее репертуаре были партии Полины и Графини в "Пиковой даме" и Любови в "Мазепе" Петра Чайковского , Амнерис в "Аиде", Ульрики в "Бале-маскараде", Азучены в "Трубадуре" и Эболи в "Дон Карлосе" Джузеппе Верди .

Певица много гастролировала за рубежом. Триумфальные выступления Архиповой прошли в Италии - в 1960 году в Неаполе (Кармен), в 1967 и 1973 годах в театре "Ла Скала" (Марфа и Марина Мнишек); в Германии в 1964 году (Амнерис); в США в 1966 году (концертное турне); в Великобритании в "Ковент Гардене" в 1975 и 1988 годах (Азучена и Ульрика). В 1997 году Архипова исполнила в "Метрополитен-опера" партию Филиппьевны в "Евгении Онегине" Чайковского.

Певица занималась разносторонней просветительской, педагогической и организационной работой. В 1966 году была приглашена в жюри Конкурса имени П.И. Чайковского, где с 1974 года (за исключением 1994 года) являлась бессменным председателем жюри в разделе "сольное пение". С 1967 года являлась бессменным председателем жюри Конкурса имени М. И. Глинки. Входила в состав жюри многих престижных конкурсов мира, среди которых "Вердиевские голоса" и Конкурс имени Марио дель Монако в Италии, Конкурс Королевы Елизаветы в Бельгии, Конкурс имени Марии Каллас в Греции, вокальные конкурсы в Париже и Мюнхене.

Организатор многочисленных концертов молодых певцов-лауреатов различных конкурсов в Москве, Санкт-Петербурге и других городах страны. В течение многих лет на базах российских театров проводила оперный фестиваль "Ирина Архипова представляет".

В 1974-2003 годах Архипова преподавала в Московской государственной консерватории, в 1984 году стала профессором.

С 1986 года она была президентом Всесоюзного музыкального общества (ныне - Международный союз музыкальных деятелей).

Являлась действительным членом и вице-президентом Международной академии творчества и русской секции Международной академии наук.

Ирина Архипова была депутатом Верховного Совета СССР шестого созыва в 1962-1966 годах, народным депутатом СССР в 1989-1992 годах.

В 1993 году был организован Фонд Ирины Архиповой, который занимается поддержкой молодых исполнителей, организацией фестивалей.

Ирина Архипова написала книги: "Музы мои" (1992), "Музыка жизни" (1997), "Бренд по имени "Я" (2005).

Ирина Архипова занесена в российскую книгу рекордов как самая титулованная российская певица. В 1966 году ей было присвоено звание Народная артистка СССР. В 1984 году Архипова получила золотую звезду Героя Социалистического Труда. Она была лауреатом Ленинской премии (1978) и Государственной премии РФ (1996). Среди ее наград - три ордена Ленина (1971, 1976, 1984), орден Трудового Красного Знамени (1971), а также российские ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени (1999) и Святого апостола Андрея Первозванного (2005).Она была награждена орденами и медалями иностранных государств.

В 1993 году Русским биографическим институтом она была названа "Человеком года", а Международным биографическим центром Кэмбриджа - "Человеком столетия".

В 1996 году Архиповой был присужден Всемирный приз искусств (учрежденный корпорацией "Маришен арт менеджмент интернешнл") - "Бриллиантовая лира" и титул "Богиня искусств".

В 1999 году певице была присуждена российская оперная премия Casta diva.

В 1995 году Институт теоретической астрономии Российской Академии наук присвоил имя Архиповой малой планете № 4424.

11 февраля 2010 года Ирина Архипова скончалась на 86-м году жизни в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Ирина Архипова трижды была замужем. Первый брак был студенческим и быстро распался. Вторым мужем певицы был переводчик Юрий Волков.

Последним ее мужем был тенор Большого театра, народный артист СССР Владислав Пьявко . От первого брака у Архиповой был сын Андрей (1947-2006). Музыкальные традиции семьи продолжил внук певицы Андрей Архипов - приглашенный солист Большого театра (бас).

Вот лишь несколько выдержек из огромного числа статей, посвященных Архиповой:

«Голос Архиповой технически отточен до совершенства. Он поразительно ровно звучит от крайней низкой до самой верхней ноты. Идеальная вокальная позиция придает ему несравненный металлический блеск, который помогает даже фразам, спетым пианиссимо, нестись над бушующим оркестром» (финская газета «Кансануутисет», 1967).

«Монтсеррат Кабалье и Ирина Архипова - вне всякого конкурса! Они единственные и неповторимые в своем роде. Благодаря фестивалю в Оранже нам выпало счастье видеть в „Трубадуре“ сразу обеих великих богинь современной оперы, всегда встречающих восторженный прием публики» (французская газета «Комба», 1972).

Ирина Константиновна Архипова родилась 2 января 1925 года в Москве. Ирине не исполнилось еще и девяти лет, когда ее слух, память, чувство ритма открыли перед ней двери школы при Московской консерватории.

"Мне до сих пор вспоминается какая-то особая атмосфера, царившая в консерватории, даже люди, встретившиеся нам, были какие-то значительные, красивые, - вспоминает Архипова. - Нас принимала благородного вида дама с роскошной (как мне тогда представлялось) прической. На прослушивании, как и положено, меня попросили что-нибудь спеть, чтобы проверить мой музыкальный слух. Что я могла тогда спеть, я - дитя своего времени индустриализации и коллективизации? Я сказала, что буду петь «Песню о тракторах»! Потом меня попросили спеть что-нибудь другое, например знакомый отрывок из оперы. Я могла это сделать, поскольку знала некоторые из них: мама часто напевала популярные оперные арии или отрывки, которые передавали по радио. И я предложила: «Буду петь хор „Девицы-красавицы, душеньки-подруженьки“ из „Евгения Онегина“». Это мое предложение было встречено более благожелательно, чем «Песня о тракторах». Затем у меня проверяли чувство ритма, музыкальную память. Отвечала я и на другие вопросы.

Когда прослушивание закончилось, мы остались ждать результатов испытания. К нам вышла та красивая женщина-педагог, которая поразила меня своей пышной прической, и сказала папе, что я принята в школу. Потом она призналась папе, что когда он говорил о музыкальных способностях своей дочери, настаивая на прослушивании, то она приняла это за обычное родительское преувеличение и рада, что ошиблась, а папа оказался прав.

Мне сразу купили рояль «Шредер»… Но учиться в музыкальной школе при консерватории мне не пришлось. В тот день, на который был назначен мой первый урок с педагогом, я тяжело заболела - лежала с высокой температурой, простудившись (вместе с мамой и братом) в очереди в Колонный зал во время прощания с С.М. Кировым. И началось - больница, осложнения после скарлатины… О занятиях музыкой не могло быть и речи, после долгой болезни у меня едва хватило сил, чтобы наверстать пропущенное в обычной школе.

Но папа не оставлял своей мечты дать мне первоначальное музыкальное образование, и вопрос о занятиях музыкой возник снова. Поскольку по возрасту мне было поздно начинать занятия по фортепиано в музыкальной школе (туда принимали в возрасте шести-семи лет), папе посоветовали пригласить частного педагога, который бы «догнал» со мной школьную программу и подготовил меня к поступлению. Моим первым педагогом по фортепиано была Ольга Александровна Голубева, с которой я прозанималась более года. В то время вместе со мной у нее училась Рита Троицкая - будущая мама известной теперь певицы Натальи Троицкой. Впоследствии Рита стала профессиональной пианисткой.

Ольга Александровна посоветовала папе отвести меня не в консерваторскую школу, а к Гнесиным, где у меня было больше шансов быть принятой. Мы пошли с ним на Собачью площадку, где тогда размещались школа и училище Гнесиных…".

Елена Фабиановна Гнесина, послушав юную пианистку, направила ее в класс своей сестры. Отличная музыкальность, хорошие руки помогли «перескочить» из четвертого класса прямо в шестой.

"Впервые оценку своему голосу я узнала на уроке сольфеджио от педагога П.Г. Козлова. Мы пели задание, но кто-то из нашей группы при этом фальшивил. Чтобы проверить, кто же это делает, Павел Геннадьевич попросил каждого ученика спеть отдельно. Дошла очередь и до меня. От смущения и страха, что надо петь одной, я буквально съежилась. Хотя я спела интонационно чисто, но так волновалась, что голос звучал не по-детски, а почти по-взрослому. Педагог стал внимательно и заинтересованно прислушиваться. Мальчишки, тоже услышавшие в моем голосе что-то необычное, засмеялись: «Наконец-то нашли фальшивившего». Но Павел Геннадьевич резко прервал их веселье: «Напрасно смеетесь! Ведь у нее голос! Может быть, она будет знаменитой певицей».

Начавшаяся война помешала девочке закончить обучение. Поскольку отца Архиповой не призвали в армию, семья была эвакуирована в Ташкент. Там Ирина окончила школу и поступила в только что открывшийся в городе филиал Московского архитектурного института.

Она успешно окончила два курса и лишь в 1944 году вместе с семьей вернулась в Москву. Архипова продолжала активно участвовать в институтской самодеятельности, даже не помышляя о карьере певицы.

Певица вспоминает:

"В Московской консерватории студенты-старшекурсники имеют возможность пробовать себя в педагогике - заниматься по своей специальности со всеми желающими. В этот сектор студенческой практики меня уговорила пойти все та же неугомонная Киса Лебедева. Я «досталась» студентке-вокалистке Рае Лосевой, которая училась у профессора Н.И. Сперанского. У нее был очень хороший голос, но пока не было ясного представления о вокальной педагогике: в основном она пыталась мне все объяснять на примере своего голоса или тех произведений, которые исполняла сама. Но Рая относилась к нашим занятиям добросовестно, и поначалу все шло вроде бы нормально.

Однажды она привела меня к своему профессору, чтобы показать результаты работы со мной. Когда я начала петь, он вышел из другой комнаты, где тогда находился, и удивленно спросил: «Это кто поет?» Рая, растерявшись, не зная, что именно имел в виду Н.И. Сперанский, показала на меня: «Она поет». Профессор одобрил: «Хорошо». Тогда Рая с гордостью сообщила: «Это моя ученица». Но потом, когда надо было петь на экзамене, я не смогла ее порадовать. На занятиях она так много говорила о каких-то приемах, которые никак не согласовывались с привычным мне пением и были мне чужды, так непонятно говорила о дыхании, что я совсем запуталась. Я так волновалась, так была скованна на экзамене, что ничего не могла показать. После этого Рая Лосева сказала моей маме: «Что ж делать? Ира - музыкальная девочка, но петь она не может». Конечно, маме было неприятно услышать такое, а я вообще разуверилась в своих вокальных возможностях. Веру в себя возродила во мне Надежда Матвеевна Малышева. Именно с момента нашей встречи я отсчитываю свою биографию певицы. В вокальном кружке Архитектурного института я усвоила основные приемы правильной постановки голоса, именно там сформировался мой певческий аппарат. И именно Надежде Матвеевне я обязана тем, чего достигла".

Малышева и отвела девушку на прослушивание в Московскую консерваторию. Мнение консерваторских профессоров было единодушным: Архипова должна поступать на вокальное отделение. Оставив работу в проектной мастерской, она полностью отдается музыке.

Летом 1946 года после долгих колебаний Архипова подала заявление в консерваторию. Во время экзаменов на первом туре ее услышал известный педагог по вокалу С. Савранский. Он решил взять абитуриентку в свой класс. Под его руководством Архипова усовершенствовала певческую технику и уже на втором курсе дебютировала в спектакле Оперной студии. Она исполнила партию Лариной в опере Чайковского «Евгений Онегин». За ней последовала роль Весны в опере Римского-Корсакова «Снегурочка», после которой Архипову пригласили выступить на радио.

Архипова переходит на дневное отделение консерватории и начинает работать над дипломной программой. Ее выступление в Малом зале консерватории экзаменационная комиссия оценила высшим баллом. Архиповой предложили остаться в консерватории и рекомендовали для поступления в аспирантуру.

Однако в то время педагогическая карьера не привлекала Архипову. Она хотела быть певицей и по совету Савранского решает поступить в стажерскую группу Большого театра. Но ее ожидала неудача. Тогда молодая певица уехала в Свердловск, где была сразу же принята в труппу. Через две недели после приезда состоялся ее дебют. Архипова исполнила роль Любаши в опере Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста». Ее партнером был известный оперный певец Ю. Гуляев.

Вот как он вспоминает об этом времени:

"Первая же встреча с Ириной Архиповой стала для меня откровением. Это случилось в Свердловске. Я был еще студентом консерватории и выступал в небольших партиях на сцене Свердловского оперного театра как стажер. И вот неожиданно пронесся слух, в труппу приняли новую молодую, талантливую певицу, о которой уже говорили как о мастере. Ей сразу же предложили дебют - Любашу в «Царской невесте» Римского-Корсакова. Наверное, она очень волновалась… Позднее Ирина Константиновна рассказывала мне, что со страху отворачивалась от афиш, где впервые напечатано было: «Любаша - Архипова». И вот первая репетиция Ирины. Не было декораций, не было зрителей. На сцене стоял лишь стул. Но были оркестр и дирижер за пультом. И была Ирина - Любаша. Высокая, стройная, в скромной кофточке и юбочке, без сценического костюма, без грима. Начинающая певица…

Я находился за кулисами в пяти метрах от нее. Все было обыденно, по-рабочему, первая черновая репетиция. Дирижер показал вступление. И с первого же звука голоса певицы все преобразилось, ожило и заговорило. Она пела «Вот до чего я дожила, Григорий», и это был такой вздох, протяжный и щемящий, это была такая правда, что я обо всем забыл; это была исповедь и рассказ, было откровение обнаженного сердца, отравленного горечью и страданием. В ее строгости и внутренней сдержанности, в умении владеть красками голоса с помощью самых лаконичных средств жила абсолютная доверительность, которая волновала, потрясала и удивляла. Я верил ей во всем. Слово, звук, внешность - все заговорило богатым русским языком. Я забыл, что это опера, что это сцена, что это репетиция и через несколько дней будет спектакль. Это была сама жизнь. Это было похоже на то состояние, когда кажется, что человек оторвался от земли, такое вдохновение, когда сострадаешь и сопереживаешь саму истину. «Вот она, матушка Русь, как поет, как берет за сердце», - подумал я тогда…"

Работая в Свердловске, молодая певица расширяла свой оперный репертуар и совершенствовала вокальную и артистическую технику. Уже через год она стала лауреатом Международного конкурса вокалистов в Варшаве. Вернувшись оттуда, Архипова дебютировала в классической партии для меццо-сопрано в опере «Кармен». Именно эта партия стала поворотной точкой в ее биографии.

После исполнения роли Кармен Архипову пригласили в труппу Малого оперного театра в Ленинграде. Однако до Ленинграда она так и не добралась, поскольку одновременно получила приказ о переводе в труппу Большого театра. Ее заметил главный дирижер театра А. Мелик-Пашаев. Он работал над обновлением постановки оперы «Кармен» и нуждался в новой исполнительнице.

А 1 апреля 1956 года состоялся дебют певицы на сцене Большого театра в «Кармен». На сцене Большого театра Архипова проработала сорок лет и выступила практически во всех партиях классического репертуара.

В первые годы работы ее наставником был Мелик-Пашаев, а затем - известный оперный режиссер В. Небольсин. После триумфальной премьеры в Москве Архипову пригласили в Варшавскую оперу, и с этого времени начинается ее известность на мировой оперной сцене.

В 1959 году Архипова была партнершей известного певца Марио Дель Монако, приглашенного в Москву для исполнения роли Хозе. После спектакля известный артист в свою очередь пригласил Архипову участвовать в постановках этой оперы в Неаполе и Риме. Архипова стала первой русской певицей, вошедшей в зарубежные оперные труппы.

«Ирина Архипова, - говорил ее итальянский коллега, - именно такая Кармен, какой я вижу этот образ, яркая, сильная, цельная, далекая от какого-либо налета вульгарности и пошлости, человечная. У Ирины Архиповой есть и темперамент, и тонкая сценическая интуиция, и обаятельная внешность, и, конечно, отличный голос - меццо-сопрано широкого диапазона, которым она в совершенстве владеет. Она - замечательная партнерша. Ее содержательная, эмоциональная актерская игра, ее правдивая, выразительная передача всей глубины образа Кармен давали мне как исполнителю роли Хозе все, что было нужно для жизни моего героя на сцене. Она - по-настоящему большая актриса. Психологическая правда поведения и чувств ее героини, органически соединенная с музыкой и пением, проходя через ее индивидуальность, заполняет все ее существо».

В сезоне 1959/60 года вместе с Марио Дель Монако Архипова выступает в Неаполе, Риме и других городах. Она получила великолепные отзывы прессы:

«…Истинный триумф выпал на долю солистки московского Большого театра Ирины Архиповой, которая выступила в партии Кармен. Сильный, широкого диапазона, редкой красоты голос артистки, господствующий над оркестром, является у нее послушным инструментом; с его помощью певица сумела выразить целую гамму чувств, которыми наделил героиню своей оперы Бизе. Следует подчеркнуть совершенную дикцию и пластику слова, что особенно заметно в речитативах. Ничуть не ниже вокального мастерства Архиповой ее выдающийся актерский талант, отличающийся прекрасной вплоть до самых мелких деталей проработкой роли» (газета «Жиче Варшавы» от 12 декабря 1957 года).

«Об исполнительницах главной роли в изумительной опере Бизе у нас много восторженных воспоминаний, но, послушав последнюю Кармен, мы с уверенностью можем сказать, что ни одна из них не вызывала такого восхищения, как Архипова. Ее трактовка для нас, у кого опера в крови, показалась совершенно новой. Исключительно верную русскую Кармен в итальянской постановке, признаться, мы не ожидали увидеть. Ирина Архипова во вчерашнем спектакле открыла новые исполнительские горизонты для персонажа Мериме - Бизе» (газета «Иль Паэзе» от 15 января 1961).

В Италию Архипову направили не одну, а в сопровождении переводчика - преподавателя итальянского языка Ю. Волкова. Видимо, чиновники боялись, что Архипова останется в Италии. Через несколько месяцев Волков стал мужем Архиповой.

Как и другие певцы, Архипова нередко становилась жертвой закулисных интриг. Иногда певице просто отказывали в выезде под тем предлогом, что у нее слишком много приглашений из разных стран. Так однажды, когда на имя Архиповой пришло приглашение из Англии участвовать в постановке оперы «Трубадур» на сцене театра «Ковент-Гарден», Министерство культуры ответило, что Архипова занята, и предложило прислать другую певицу.

Не меньше сложностей вызывало и расширение репертуара. В частности, Архипова прославилась своим исполнением европейской духовной музыки. Однако она долго не могла включать в свой репертуар русскую духовную музыку. Лишь в конце 80-х годов ситуация изменилась. К счастью, и эти «привходящие обстоятельства» остались в далеком прошлом.

"Исполнительское творчество Архиповой невозможно вместить в рамки какого-либо амплуа. Круг ее интересов очень широк и многообразен, - пишет В.В. Тимохин. - Наряду с оперным театром огромное место в ее артистической жизни занимает концертная деятельность в самых различных ее аспектах: это и выступления с ансамблем скрипачей Большого театра, и участие в концертном исполнении оперных произведений, и такая сравнительно редкая в наши дни форма исполнительства, как Opernabend (вечер оперной музыки) с симфоническим оркестром, и концертные программы в сопровождении органа. А в канун 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне Ирина Архипова предстала перед слушателями как великолепная исполнительница советской песни, мастерски передав ее лирическую теплоту и высокую гражданственность.

Стилистическая и эмоциональная многогранность, свойственная искусству Архиповой, необыкновенно впечатляет. На сцене Большого театра она спела фактически весь репертуар, предназначенный для меццо-сопрано, - Марфу в «Хованщине», Марину Мнишек в «Борисе Годунове», Любаву в «Садко», Любашу в «Царской невесте», Любовь в «Мазепе», Кармен в опере Бизе, Азучену в «Трубадуре», Эболи в «Доне Карлосе». Для певицы, ведущей систематическую концертную деятельность, стало закономерным обращение к произведениям Баха и Генделя, Листа и Шуберта, Глинки и Даргомыжского, Мусоргского и Чайковского, Рахманинова и Прокофьева. Многие ли артисты имеют в своем активе романсы Метнера, Танеева, Шапорина или такое замечательное произведение Брамса, как «Рапсодия для меццо-сопрано» с мужским хором и симфоническим оркестром? Многие ли из любителей музыки были знакомы, скажем, с вокальными дуэтами Чайковского до того, как Ирина Архипова записала их на пластинку в ансамбле с солистами Большого театра Маквалой Касрашвили, а также с Владиславом Пашинским?"

Завершая свою книгу в 1996 году, Ирина Константиновна писала:

"…В промежутках между гастрольными поездками, которые являются непременным условием активной творческой жизни, записи очередной пластинки, вернее, компакт-диска, съемки передач на телевидении, пресс-конференции и интервью, представление певцов на концертах «Певческих биеннале. Москва - Санкт-Петербург», работа с учениками, работа в Международном союзе музыкальных деятелей… И еще работа над книгой, и еще… И…

Сама удивляюсь, как при всей своей прямо-таки сумасшедшей загруженности педагогическими, организационными, общественными и другими «невокальными» делами я еще и продолжаю петь. Совсем как по тому анекдоту про портного, которого избрали царем, а он не хочет бросать свое ремесло и еще немножечко шьет по ночам…

Ну вот! Опять телефонный звонок… «Что? Просят организовать мастер-класс? Когда?.. А выступить где надо?.. Как? Разве запись уже завтра?..»

Музыка жизни продолжает звучать… И это прекрасно".

1955 г. - I премия V Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве.
1959 г. - звание «Заслуженная артистка РСФСР».
1961 г. - звание «Народная артиста РСФСР».
1966 г. - звание «Народная артистка СССР».
1971 г. - орден Ленина.
1978 г. - Ленинская премия «за исполнение партий в операх „Трубадур“ и „Садко“, концертные программы последних лет».
1976 г. - орден Ленина.
1980 г. - орден Трудового Красного знамени.
1984 г. - звание «Герой социалистического труда».
1985 г. - орден Ленина.
1997 г. - Государственная премия России за цикл музыкальных фестивалей «Ирина Архипова представляет...»
1999 г. - Российская премия «Каста Дива» «за благородное служение опере».
2000 г. - орден «За заслуги перед Отечеством» II степени, премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства «за выдающийся вклад в художественную культуру Москвы и России», международная премия Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, орден Русской Православной Церкви Святой равноапостольной княгини Ольги II степени, орден Республики Молдова, орденские знаки «Крест Святого Михаила Тверского», «За милосердие и благотворительность».
2005 г. - орден Святого Андрея Первозванного.

Обладательница премии и медали имени С. Рахманинова, орденских знаков Святого Луки «за поддержку культуры Ярославской области» и «За заслуги перед культурой Польши», памятного знака «Золотой Аполлон» «за долголетнее подвижническое служение российскому музыкальному искусству», медали имени А. Пушкина, почетного звания"Мастер искусств/Maestru în artă" (Молдова), титулов «Человек столетия» (Международный биографический центр Кэмбриджа), «Богиня искусств» и многих других наград.

Имя Ирины Архиповой носит малая планета № 4424 (1995 г.).

Биография

«Архипова наделена глубокой и волнующей музыкальностью, она обладает бузепречной интонацией, чистой дикцией и очень хорошим итальянским произношением, для иностранки просто завидным. Голос удивительно свеж, подвижен, с широким диапазоном. Исполнительница покоряет живым, тонким и страстным темпераментом, проявляющимся и в звучании голоса, и в игре».
Из итальянской прессы

Родилась 2 января 1925 г. в Москве.
В 1948 г. окончила Московский архитектурный институт. В 1953 г. - Московскую государственную консерваторию (класс Леонида Савранского).
В 1954-56 гг. - солистка Свердловского театра оперы и балета.

В 1956-88 гг. - солистка Большого театра.

Репертуар

1956
Кармен («Кармен» Ж. Бизе)
Любаша Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
Амнерис («Аида» Дж. Верди)

1957
Шарлотта («Вертер» Ж. Массне)
Ниловна («Мать» Т. Хренникова)

1958
Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского)
Княгиня («Чародейка» П. Чайковского)
Дьячиха («Ее падчерица» Л. Яначека)

1959
Марфа («Хованщина» М. Мусоргского)
Хаят («Джалиль» Н. Жиганова)
Полина Пиковая дама» П. Чайковского)
Элен («Война и мир» С. Прокофьева)

1960
Клавдия («Повести о настоящем человеке» С. Прокофьева) - первая исполнительница

1962
Варвара Васильевна («Не только любовь» Р. Щедрина)
Мэг Педж («Фальстаф» Дж. Верди) -

1963
Эболи («Дон Карлос» Дж. Верди)

1965
Весна («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова)

1967
Любовь («Мазепа» П. Чайковского)
Комиссар («Оптимистическая трагедия» А. Холминова) - первая исполнительница в Большом театре

1974
Азучена («Трубадур» Дж. Верди)

1976
Любава («Садко» Н. Римского-Корсакова)

1977
Графиня («Октябрь» В. Мурадели)

1979
Фрикка («Золото Рейна» Р. Вагнера)

1983
Клитемнестра («Ифигения в Авлиде» К. В. Глюка) - первая исполнительница в Большом театре

Уже после официального ухода из труппы Большого исполнила на его сцене еще две партии - Ульрики («Бал-маскарад» Дж. Верди, 1989 г.) и Графини (
«Пиковая дама», 1990 г. ).

Много гастролировала за рубежом: в Австрии, Польше, ГДР, Финляндии, Италии, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, США, Японии, Франции, Канаде. Выступала на ведущих сценах мира: в Ла Скала, Королевской опере Ковент-Гарден, Метрополитен-опере, театре Колон и других.

В 1960-61 гг. по приглашению Марио дель Монако пела Кармен в Неаполе и Риме, где также выступила с концертом.
В 1963 г. гастролировала с сольными концертами в Японии.
В 1964 г. участвовала в гастролях Большого театра в Ла Скала (исполнила партии Марины Мнишек, Полины и Элен Безуховой), где позже приняла участие в постановках «Хованщины» и «Бориса Годунова».
В 1964 и 1969 гг. гастролировала в США, где выступила в Карнеги-холле в Нью-Йорке.
В 1970 г. получила приглашение спеть Амнерис в Опере Сан-Франциско, участвовала в гастролях Большого театра в Канаде (исполнила партии Марины Мнишек и Полины), затем спела Азучену в Риге и Нанси.
Участвовала в постановке оперы Г. Доницетти «Фаворитка» в Болонье. Спела Амнерис в Руане и Бордо, Азучену на Международном оперном фестивале в Оранже.

Совместно с пианистом Джоном Вустманом гастролировала в США и Европе, а также записала пластинку из произведений С. Рахманинова и цикла М. Мусоргского Песни и пляски смерти (пластинка получила Гран-при «Золотой Орфей» в Париже).

Преподавала в Московской консерватории.
Входила в состав жюри конкурсов имени Чайковского, имени Глинки, имени Марио дель Монако в Италии, имени Марии Каллас в Греции, имени Франсиско Виньяса в Испании, конкурса Королевы Елизаветы в Бельгии, «Вердиевские голоса» в Италии, а также конкурсов в Париже и Мюнхене.
Была председателем жюри конкурсов имени Чайковского, имени Глинки и имени Бюль-Бюля.

В 1986 г. стала Президентом Всесоюзного музыкального общества (ныне - Международный союз музыкальных деятелей).
Являлась действительным членом и вице-президентом Международной Академии творчества и русской секции Международной Академии наук.
Почетный доктор Национальной академии музыки Республики Молдова.
Автор книг: «Музы мои» (1992 г.), «Музыка жизни» (1997 г.), «Бренд по имени «Я» (2005 г.).

В 1993 г. был организован Фонд Ирины Архиповой, который занимается поддержской молодых исполнителей, организацией фестивалей (среди которых фестиваль «Ирина Архипова представляет...» в Челябинске, фестиваль в Якутске, фестиваль «Музыкальное лето Селигера» в г. Осташков Тверской области), конкурсов, выставок, мастер-классов, оперных постановок и концертных программ: «Российские певцы в мировой опере», «По страницам шедевров мировой оперы», «Русская камерная вокальная лирика - от Глинки до Свиридова», «Опера-новое поколение», «Владислав Пьявко и компания. Парад теноров».

Распечатать

11 февраля 2010 года, всего чуть более месяца назад отпраздновав свое 85-летие, скончалась великая русская певица Ирина Константиновна Архипова. В одной из зарубежных статей десятилетней давности, посвященных 75-летнему юбилею певицы, Архипова, наряду с Обуховой и Образцовой, названа в числе трех главных русских меццо-сопрано ХХ века. Конечно, любые оценки и сравнения весьма субъективны и условны, однако, думается, совершенно очевидно, что Архипова – это явление в мировой музыкальной культуре второй половины ушедшего столетия.

Самая титулованная певица Советского Союза и Российской Федерации, обладательница бесчисленных званий и наград, как отечественных, так и зарубежных, Архипова, несмотря на абсолютную заслуженность оных, запомнится, конечно, не этим. С нами навсегда – в памяти и в записях – останется запечатленным ее волшебный голос красивого, сочного, вечно молодого тембра, всегда скругленный, благородный звук, ее редкая вокальная культура и феноменальная техника.

В голосе Архиповой удивительным образом сочетаются широта русского распева, сердечность интонации, и европейский лоск, отточенная, рафинированная вокализация самой высокой пробы. К отечественным певцам почти никогда не принято применять термин бельканто – всегда мы находим некоторую «русопятость» большинства наших соотечественников, считаем их недотягивающими до высоких европейских стандартов – особенно это касается вокалистов прошлого, чья карьера развивалась преимущественно за железным занавесом, в условиях отрыва от европейских традиций. Но в отношении искусства Архиповой термин бельканто уместен как никогда – в ее голосе всегда была, с одной стороны, роскошная, пряная итальянскость, а с другой – необыкновенный контроль над собой, никогда не изменявшее ей чувство меры. Слушая Архипову, вы никогда не услышите пережима, вульгарной эмоции, распахнутых, без тайны, а оттого малоинтересных, слишком прямолинейных страстей. Именно этим отличалась уже молодая Архипова, именно это выделило ее из числа певиц Большого театра ее поколения с прекрасными голосами (например, Вероника Борисенко, Кира Леонова, Лариса Авдеева, Валентина Левко), но не такими совершенными. Не зря Архипова – архитектор по первой специальности: она сумела выстроить свой голос как гармоничный, прекрасный храм. Он – подобен античному Парфенону: конструкция без изъяна, совершенная в своей классической простоте, при том, что как и в Парфеноне, в нем нет ни одной скучной прямой линии, ни одной – без загадки, без потаенного смысла.

Жизненный и творческий путь Ирины Архиповой, приведший ее к вершинам мировой славы, хорошо известен. Вот его основные вехи. Московское детство с учебой в Гнесинке, эвакуация во время войны в Узбекистан, Архитектурный институт, работа на проектировании и строительстве ряда объектов в столице, в том числе нового комплекса зданий МГУ на Воробьевых горах, параллельно – вокальные занятия с Н. М. Малышевой, а позже – учеба в Московской консерватории, трудная дилемма выбора дальнейшего профессионального пути… И все-таки она выбрала пение. Первые два сезона в Свердловске, потом дебют в Большом и – звездный час молодой Архиповой – «Кармен» с Марио дель Монако в 1959-м. Великий тенор оценил незаурядный талант своей московской партнерши – через год она споет с ним свою Кармен в Риме и Неаполе, став первой певицей из СССР, выступившей на родине бельканто.

У нее была счастливая творческая судьба, причем не только на родине, в Большом театре, но и за рубежом, что сделать тогда было совсем непросто – Архипова принадлежит к первому поколению советских вокалистов (И. Петров, Г. Вишневская, З. Анджапаридзе, Т. Милашкина и др.), завоевывавших мир после десятилетий отсутствия практически всяких контактов. Звездных ролей и звездных спектаклей могло бы быть намного больше, и все же, она пела на всех главных мировых сценах – Марфу в «Хованщине» и Марину в «Борисе Годунове» в «Ла Скала» (1967 и 1973 годы соответственно), Нурис в опере П. Дюка «Ариана и Синяя Борода» в «Гранд-опера» (1975 г.), Азучену в «Трубадуре» и Ульрику в «Бале-маскараде» в «Ковент-Гардене» (1975 и 1988 гг.), и на излете своего творческого пути – няню Филиппьевну из «Евгения Онегина» в «Метрополитен». «Архипова – наконец-то!» восторженно приветствовала певицу «Нью-Йорк-таймс», одновременно порицая руководство театра за столь поздний дебют: шел 1996 год и Архиповой было уже за 70 (между тем, впервые в США Ирина Константиновна выступила аж в 1964 году). А еще были аргентинский «Колон», Опера Сан-Франциско, болонский театр «Комунале», античный амфитеатр в Оранже, где она делила триумф с Монсеррат Кабалье…

У нее была феноменально долгая карьера. Дебютировав достаточно поздно, в тридцать лет, она сумела сохранить молодым тембр своего голоса до восьмидесяти – и это было настоящим чудом! Последний раз мне довелось слушать Архипову в Большом театре в «Пиковой даме» в 2002-м: артистка была почти ровесницей своей героини, но, поразительное дело, голос звучал, летел в зал, его хватало на гигантскую чашу первой московской оперы, и в нем не было и намека на возраст, на какие-то дефекты или немощь. Ее долгая карьера не всем нравилась: известно (достаточно об этом почитать хотя бы у Анатолия Орфенова), что некоторых более молодых ее коллег раздражала прекрасная профессиональная форма певицы, давно перешагнувшей пенсионный возраст. Она не стала настаивать, драться за место, которое занимала по праву: спев в 1986-м свою последнюю премьеру (Любовь в «Мазепе» Чайковского), она вскоре ушла из Большого, чтобы, никому не мешая, еще не раз выходить на его сцену в качестве приглашенной звезды – а театр еще долго в ней нуждался.

Последний раз она вышла на великую и родную для себя сцену весной 2005-го, празднуя свое 80-летие и 50-летие творческой деятельности. В тот вечер она уже не пела – пели для нее: это было последнее значительное событие в старом Большом перед долгими годами реконструкции. Уходила эпоха…

К лучшим ролям Архиповой на московской сцене, бесспорно, принадлежат те, что созданы в русских национальных операх – Мусоргского (Марина и Марфа), Римского-Корсакова (Любаша, Любава, Весна), Чайковского (Полина, Графиня, Любовь, Иоанна). А еще она была страстной Эболи и неистовой Амнерис, величавой Клитемнестрой и загадочной Фриккой – разнообразный западный репертуар удавался ей ничуть не меньше, чем отечественный. «Нет такой музыки, которую не спела бы Ирина Архипова», — воскликнул как-то Евгений Светланов. И это правда: широта ее репертуара поражает, а того, что не удалось спеть на оперной сцене, она «добрала» в многочисленных концертах – симфонических и камерных.

Интерпретация ею романсов Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Рахманинова восхищает лирической тонкостью, проникновенностью исполнения, филигранным кружевом звукописи, и опять же – необыкновенно эстетичным чувством меры: она всегда точно знает, какую краску, какой нюанс дать на той или иной ноте, фразе, какие из них будут в самую пору.

Значение Ирины Архиповой не исчерпывается ее совершенным пением. Она была большим педагогом и большим организатором, воспитавшим и давшим путевку в жизнь многим современным русским певцам. Почти все из наших соотечественников, кто сегодня блистает на мировых сценах, включая самые громкие имена (Хворостовский, Бородина, Гулегина, Нетребко и пр.), прошли через руки Архиповой – именно она на конкурсах Глинки или Чайковского, жюри которых возглавляла много лет, отметила, поддержала молодые дарования, выросшие затем в больших артистов. Она была неустанна в поиске новых талантов и поддержке молодежи – надежды русской музыкальной культуры, для чего создала собственный фонд, который за почти двадцать лет своего существования дал огромное количество самых разнообразных концертов, представляя публике новые имена. Архипова объединяла людей – не зря, в конце 1980-х, когда все рушилось в нашей стране, именно она возглавила Международный союз музыкальных деятелей, всемерно сохраняя, укрепляя и развивая творческие контакты на просторах бывшего СССР. Продвижение молодых талантов и просветительство было основным смыслом жизни Архиповой в последние десятилетия, и на этом поприще ей удалось сделать очень много, что говорит о ней не только как о выдающейся артистке, но и как о незаурядной личности и гражданине, патриоте своей страны.