Скульптура льва, фасадный декор. История и этнология

Осада Кале

Основная статья: Осада Кале

Роден работал над группой из шести фигур с 1884 по 1888 годы. По тем временам роденовское исполнение памятника казалось крайне спорным. Заказчики ожидали скульптуру в виде одной фигуры, символизировавшей Юсташа де Сен-Пьера. Кроме того до Родена памятники запечатлевали героические победы и с постамента господствовали над зрителями. Роден же настоял на отказе от постамента , дабы фигуры находились на одном уровне со зрителями (хотя они выполнены несколько больше человеческого роста).

Впервые памятник был представлен публике в 1889 году и был встречен почти всеобщим восхищением. Ещё несколько лет прошло, прежде чем он был установлен в Кале: церемония открытия состоялась в 1895 году. Однако по настоянию городских властей он был установлен на традиционном пьедестале и с оградой. Воля скульптора, согласно которой «Граждане Кале» должны были быть размещены на земле, была исполнена только после его смерти, в 1924 году .

В продолжение XX века копии роденовской скульптурной группы появились во многих городах мира, включая Париж и Лондон .

Драматическое звучание всей сцены в целом, её противоречивая эмоциональная атмосфера, ощущение духовной напряженности героев, лаконичная и в то же время глубокая характеристика каждого из них рождаются благодаря беспокойному дробному ритму композиции, резким контрастам статичных фигур и фигур, полных динамики, противопоставлению весомости масс экспрессии поз и жестов.

Примечания

Литература

  • Bernard Champigneulle Rodin. - London: Thames and Hudson, 1999. - 285 p. - ISBN 0500200610
  • Magali Domain, Les Six Bourgeois de Calais , La Voix du Nord, 2001
  • Jean-Marie Moeglin, Les Bourgeois de Calais, essai sur un mythe historique , Albin Michel, 2002

Координаты : 51°29′51″ с. ш. 0°07′29.5″ з. д.  /  51.4975° с. ш. 0.124861° з. д. (G) (O) 51.4975 , -0.124861


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Граждане Кале" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кале (значения). Город Кале Calais 300px Флаг Герб … Википедия

    Кале - (Calais)Calais, конечный пункт ж. д. паромного сообщения через пролив Ла Манш, в департаменте Па де Кале на С. З. Франции; 75840 жителей (1990). В 1347г. после длительной осады К. был захвачен английским королем Эдуардом III. От разрушения город… … Страны мира. Словарь

    Запрос «Роден» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Франсуа Огюст Рене Роден François Auguste René Rodin … Википедия

    - (rodin) Огюст (1840, Париж – 1917, Медон, Франция), французский скульптор. Работал в 1857 58 гг. каменотёсом у А. Каррье Беллеза, затем начал заниматься скульптурой. Первое значительное произведение Родена «Человек со сломанным носом» (1864),… … Художественная энциклопедия

    - (Rodin) (1840 1917), французский скульптор. Смелость пластических исканий, жизненность образов, энергичную живописную лепку, текучесть формы (роднящие творчество Родена с импрессионизмом) сочетал с драматизмом замысла, стремлением к философским… … Энциклопедический словарь

    - (Rodin) Рене Франсуа Огюст (12.11.1840, Париж, 17.11.1917, Мёдон, близ Парижа), французский скульптор. Сын мелкого чиновника. Учился в Париже в Школе рисования и математики (в 1854 57) и у А. Л. Бари в Музее естественной истории (1864). В …

    - (Kaiser) (1878 1945), немецкий драматург экспрессионист. Драмы: историческая («Граждане Кале», 1914), социально критическая («Газ», 1918 1920), мистико романтическая («Дважды Оливер», 1926), антимилитаристская («Солдат Танака», 1940). Комедии. *… … Энциклопедический словарь

    Один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Обращенный в основном к прошлому, И. ж. включает также изображения недавних событий,… … Большая советская энциклопедия

Кале - маленький городок на севере Франции со славным прошлым. Когда-то он был важнейшим портом, открывавшим морской путь в страну, и часто становился жертвой завоевателей.
Спустя пять с половиной веков, в 1884 году муниципалитет города Кале решил поставить памятник в честь Эсташа де Сен-Пьера, пожертвовавшего собой во имя осажденного города. Без объявления конкурса было принято решение передать заказ известному французскому скульптору Огюсту Родену.

Скульптор взялся за работу с энтузиазмом. Он перечитал «Большие французские хроники» Фруассара, в которых скупо рассказывалось об этом героическом подвиге. Роден решил показать всех героев драматического события, а не одного Эсташа де Сен-Пьера, как того хотел муниципалитет, предупредивший, что работа будет вознаграждена только за одну фигуру.
Перед взором скульптора вставали картины прошлого: бургомистр велит звонить в колокола, толпа на рыночной площади слушает грозное послание. Объявились герои-избранники, которые выстраивались в печальную процессию. Роден делал фигуры каждого из шести персонажей то обнаженными, то одетыми, прежде чем нашлось решение. Ученик Родена, скульптор Эмиль-Антуан Бурдель впоследствии писал: «На «Гражданах Кале» лежит заметная печать теней и света готики; однако некоторые фигуры напоминают нам суровых апостолов флорентийца Донателло, другие, более жесткие и одновременно более человечные, походят на тех святых, что воздевают руки в темных порталах наших соборов XV и XVI веков». Действительно, экспрессия образов Родена была навеяна пластикой поздне-готической эпохи, произведениями Донателло и Вероккио. В какой-то степени ему помогли разработки этого сюжета у художников-романтиков, увлеченных историей своей страны. Но главным было, конечно, желание создать памятник нового типа, который не был бы похож на известные монументы предшествующих эпох, а соответствовал бы новому времени.
Роден воплотил в каждом образе величие высокой трагедии, народную драму. Индивидуальность персонажей не столько в различии типов лиц и фигур, сколько в особом поведении, жестикуляции, мимике, каждый по-своему переживает случившееся. Богатая гамма оттенков чувств создает глубокое впечатление правдивости художника. В перспективе минувших столетий за скупыми словами хроникера он увидел величие человеческих поступков, сложность характеров.
Видимо, первоначально скульптор задумал показать все шесть фигур шествующими друг за другом, процессию мучеников, которых связала вместе одна судьба. Этйм замыслом были определены некоторые особенности построения художественной формы: каждая фигура оказывалась выразительной в силуэте.

Процессия бронзовых фигур должна была разместиться на маленькой площади старинного рынка Кале, на месте, откуда более пяти столетий назад Эсташ де Сен-Пьер повел сограждан в унизительный плен. Роден отказался от традиционной формы пьедестала, который, как он боялся, отделил бы статуи от окружающей среды. Он хотел, чтобы фигуры стояли вровень с мостовой, чтобы современный житель, стоя рядом с монументом, понял «связь между степенью героизма и местом, которое занимает в группе каждый из граждан». Он заканчивал свою мысль так: «…теперешние обыватели, ежедневно сталкиваясь с ними, сознавали бы острее, традиционную солидарность, связывающую их с этими героями». Но проект не был принят.
Тогда он предлагает другой вариант - построить на берегу моря высокую башню из тесаного камня и водрузить на ее вершину композицию из шести фигур. Ансамбль статуй должен был быть сгруппирован уже по-иному. И хотя от этого замысла также пришлось отказаться, схема нового расположения фигур осталась: рядом друг с другом, в два ряда. Первые уже словно тронулись в скорбный путь, другие еще собираются, прощаясь с близкими, в горестных размышлениях. Благодаря такому решению усилилось эмоциональное звучание памятника, вместо направленного движения возобладало некое «стояние на месте», полное тревожных и горьких раздумий. Шесть героев словно стоят среди провожающей толпы, уже отделились от нее, но еще невольно прислушиваются к возбужденным голосам.
В этом варианте нет такой точки зрения на группу, откуда можно было бы одним взглядом охватить все фигуры. Обретя общее пространство, герои оказались в большей степени обособлены друг от друга, чем раньше. Однако контрастное сопоставление разных характеров усилило психологическую выразительность каждой позы, жеста. Родилось новое качество - психологизм в трактовке образов.

Стойко и гордо выступает словно еще больше постаревший Эсташ де Сен-Пьер, он помещен в центре композиции. Рядом с ним фигура сильного мужчины с ключами от города в руках. Широкие складки одеяния еще больше усиливают впечатление мощи тела. Лицо героя полно скорби, его угнетает мысль об унижении. Этим двум образам противостоят другие. Здесь и персонаж, в отчаянии стиснувший голову руками, и другой, прикрывающий глаза; и мужчина, который словно вопрошает «за что?»; и юноша, получивший, со слов одного-художественного критика, прозвище «прохожий». Не все герои показаны бесстрашными, но таким образом Роден полнее раскрывает человеческий смысл их подвига, ибо в конечном счете они оказались в числе тех, кто жертвует собой ради других. Это мгновение, когда рождается великое.
Образы композиции проникнуты идеями мужества и гражданской отваги. Это своеобразный пример подвига, запечатленный в бронзе. Патетичность и величие языка пластики, поиски характерного и обобщенного решительно и мощно выразили лучшие устремления эпохи.
Известный поэт Райнер Мария Рильке, близко знавший Родена, писал о «Гражданах Кале»: «…так Роден даровал каждому из этих людей жизнь в последнем жесте Жизни». Действительно, таков итог художественного решения, к которому постепенно пришел скульптор, подлинный художник-новатор.
Работа над памятником завершилась к 1886 году. Девять лет спустя памятник установили на площади города Кале перед зданием ратуши. Бронзовые фигуры были все-таки размещены на невысоком пьедестале, который Роден в сердцах назвал «неуклюжим и бессмысленным».
«Граждане города Кале» Огюста Родена - одно из самых известных произведений пластики прошлого века. Во многих столицах мира находятся повторения или копии прославленных статуй, воспевающих благородство подвига, совершенного во имя своих сограждан.

Уменьшенные копии его знаменитой скульптурной группы «Укротители коней» как нельзя лучше впишутся в (городской квартиры).

Сегодня мы будем знакомиться с работами другого великого мастера пластики, чье имя ассоциируется, прежде всего, со скульптурой «Мыслитель». Речь пойдет об Огюсте Родене (1840-1917). Работы мастера являются «пограничными» между классицизмом (в данное понятие мы включаем различные направления этого стиля) и модерном. Надо сказать, что помимо знаменитого «Мыслителя» Роден создал множество скульптур, среди которых «Человек со сломанным носом», «Юность», «Мать и дитя», «Венера и Амур», «Бронзовый век», «Три тени», «Материнская нежность», «Иоанн Креститель» и многие другие. Но мы уделим внимание другим работам мастера. В нашей встрече снова примет самое непосредственное участие научная работа Сергея Анатольевича Мусского «100 великих скульпторов», а также «Википедия».

Мы уже не раз говорили о том, что далеко не все домовладельцы хотят устанавливать , характер которых отражает непременно идиллию. Среди обладателей индивидуального жилья с дворцовым (классицистическим) стилем, а также со стилем «модерн», есть и те, кому ближе по духу . Такой скульптурой (вернее, скульптурной группой) является творение Родена «Граждане Кале» . Скажем несколько слов о том, что стоит за этим произведением. Согласно «Википедии», «после одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. Осада продолжалась почти год. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Наконец, когда голод принудил горожан к началу переговоров о сдаче, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь предать их казни в назидание остальным. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Его примеру последовали и другие. По требованию короля добровольцы должны были вынести навстречу ему ключи от Кале нагими, с повязанными вокруг шеи верёвками. Это требование было исполнено. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям, и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение».

Как мы видим, не все так трагично, хотя «сюжет» полон драматизма. Роден решил увековечить данное событие в скульптурной группе. «Этот монумент, - продолжает источник, - должен был выразить обуревавшие французов эмоции — и горечь поражения, и упоение героической жертвенностью сограждан…

Роден работал над группой из шести фигур с 1884 по 1888 годы. По тем временам роденовское исполнение памятника казалось крайне спорным. Заказчики ожидали скульптуру в виде одной фигуры, символизировавшей Юсташа де Сен-Пьера. Кроме того до Родена памятники запечатлевали героические победы и с постамента господствовали над зрителями. Роден же настоял на отказе от постамента, дабы фигуры находились на одном уровне со зрителями (хотя они выполнены несколько больше человеческого роста)».

Этот прием впоследствии использовали и другие скульпторы. Что же касается размещения копии «Граждане Кале» в интерьере загородного дома, здесь, прежде всего, следует определиться с ее размерами, а затем найти «точку», где будет находиться скульптурная группа. В решении таких вопросов не обойтись без опытного дизайнера.

С. А. Мусский в своем научном труде приводит слова великого Рильке, который сказал о Родене и его творении следующее: «В его мозгу всплывали жесты, жесты отказа от всего сущего, жесты прощания, жесты отрешения, жесты, жесты и жесты. Он собирал их, запоминал, отбирал. Сотни героев толпились в его воображении, и он сделал из них шесть.

Он вылепил их нагими, каждого по отдельности, во всей красноречивой выразительности дрожащих от холода и волнения тел, во всём величии принятого ими решения.

Он создал фигуру старика с бессильно повисшими, угловатыми руками и наделил его тяжёлой, шаркающей поступью, извечной походкой стариков, и выражением усталости на лице. Он создал человека, несущего ключ. В нём, в этом человеке, запасов жизни хватило бы ещё на долгие годы, но теперь все они втиснуты в эти внезапно нагрянувшие последние часы. Его губы сжаты, его руки впились в ключ. Он гордился своей силой, и вот теперь она зря перекипает в нём».

Скульптуры и скульптурные группы такого характера, как уже было сказано ранее, желают видеть в своем доме далеко не все домовладельцы. Для тех же, кто сделал свой выбор в пользу этого произведения (и творений, подобных «Гражданам Кале»), скажем, что, как правило, устанавливают копию не в главном помещении жилища, а в комнате, служащей неким филиалом музея, где размещаются картины и скульптуры. При наличии больших площадей в доме хозяева могут себе позволить иметь такую комнату. Она, по своему определению, не является жилой.

В продолжение описания произведения Родена добавим, что, согласно Рильке, скульптор «создал человека, охватившего обеими руками поникшую голову словно бы для того, чтобы собраться с мыслями, чтобы ещё одно мгновение остаться наедине с собой… Роден вдохнул в каждого из идущих на смерть мужчин жизнь, наделив их последними в этой жизни жестами».

Мы уже знаем, что изображенные в пластической форме мужчины остались живы, но это обстоятельство не помешало Родену передать трагизм ситуации.

Скульптура, о которой пойдет речь далее, может украсить не только дворцовый интерьер. Это произведение по-своему уникально, так как передает не настроение эпохи, а настроение самого человека. Наверняка многие догадались, что темой нашего следующего разговора станет .

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: help-rus-student, 7kanal, fotki.yandex, artyx, artprojekt

14 век. Идет Столетняя война. Войска английского короля уже несколько месяцев безуспешно осаждают французский город Кале.

Наконец, англичане предлагают выдать им шесть самых именитых и богатых горожан, и только на этих условиях они согласны помиловать город и его жителей. Первым вызывается пойти на смерть Эсташ де Сен-Пьер, состоятельный и знатный человек.

История создания памятника

Через 500 лет мэрия Кале решила установить памятник своему героическому земляку, и в 1885г. обратились к Родену, тогда уже известному скульптору.

Мастера заинтересовала тема, особенно, когда он прочитал, что Сен-Пьер был не одинок, вместе с ним на смерть пошли еще пять человек. Почему же памятник решили ставить только одному?
Роден приступил к работе. Его задача была сложна. Как передать в камне психологическое состояние и величие духа людей, идущих на смерть ради родного города?

Скульптор решил обойтись без постамента, чтобы исполненная почти в натуральную величину группа не возвышалась над окружающими, и герои совершали свой крестный путь так, как оно было в жизни. Роден стремился максимально обнажить фигуры. Тело, которое выражает движения души, уже давно занимало мастера. И еще его интересовала тесная взаимосвязь фигур. Скульптура (ваяние) – вид изобразительного искусства, в котором произведения имеют объемную форму. Работы выполняются из твердых (камень, металл, дерево, кость) или пластичных (глина, воск) материалов. Внутренним взором Роден видел их всех: двух братьев, из которых один, прощаясь, поднимает согнутую в локте руку; юношу, полного тоски и отчаяния; сурового в своей решимости горожанина, чьи руки сжимают ключи от города. И старика Сен-Пьера, чей дух по-прежнему неукротим, склонившего голову перед судьбой.

Уже через полгода после начала работы Роден отправил готовый эскиз в Кале. Для его обсуждения собрались все знатные горожане. Они были обижены и возмущены. Им не нравилась идея.

Им не нравилась композиция из шести фигур. Им не нравился художественный язык Родена. Им вообще ничего не нравилось. Кроме того, против мастера и его проекта выступили некоторые парижские газеты.

Но Роден категорически отказался что-либо менять. Он всегда считал, что настоящее искусство требует смелости. К счастью, его идею поддержал мэр Кале. Однако сопротивление горожан не было сломлено. Начался спор из-за постамента. Кроме того, вдруг выяснилось, что у города нет средств на изготовление шести бронзовых фигур. Более того, нет денег даже на их установку.

Роден был согласен на любую сумму, которую мэрия Кале может заплатить. Но «отцов города» не устроило и это.

Долгий путь домой

Проходит год за годом. В углу старой конюшни «Граждане Кале» дожидаются решения своей участи. На защиту творения Родена встают многие известные французские художники, литераторы и общественные деятели. Конфликт приобретает общенациональный характер.

Через 5 лет после завершения работы проводят лотерею, цель которой – собрать деньги на отливку и установку памятника. Билет стоит всего 1 франк. Можно выиграть часы, мыло, даже домашние туфли. Наконец деньги собраны. «Граждане Кале» отправляются в родной город.

Скульптура сразу стала знаменитой. О ней писали статьи и книги, люди из всех уголков Франции приезжали, чтобы ее увидеть. В мае 1924г., уже после смерти художника, композицию установили на очень низком постаменте там, где хотел Роден – в центре площади перед старой ратушей.

«Граждане Кале»

Среди людей и машин они словно ожившее видение из прошлого. Смотришь на их угловатые жесты, тяжелую поступь, на лица, в которых гнев, волнение и самоотречение – они рядом с нами. Объединенные общей волей, во имя долга, тяжко страдая, идут они среди нас.

Немного об авторе

Огюст Роден (1840-1917) – великий французский скульптор конца 19 – начала 20 века, один из создателей современных принципов ваяния. Его творчество – это синтез реализма, романтизма, импрессионизма и символизма. Мальчик родился в семье мелкого чиновника. Учился он хорошо, увлекался литературой и искусством. Рисовал с раннего детства. Хотя юношеские наброски и этюды говорят о большой одаренности Родена, его трижды отказывались принять в Высшую художественную школу. Чем только не пришлось ему заниматься ради заработка! Отливщик, копировщик, декоратор, помощник скульптора… Он накапливал знания и умения, а вечерами рисовал с натуры.

В 1870г. за 120 франков в год Роден арендовал старую конюшню и устроил там мастерскую. Уже тогда скульптор считал, что никогда не следует бояться выразить то, что чувствуешь, даже если это противоречит мнению большинства.
От тех времен осталась только одна работа, знаменитый «Человек со сломанным носом». Это уже был подлинный Роден , по подходу, по принципам исполнения, по выразительности.

Одна за другой появились его замечательные произведения: «Бронзовый век», «Идущий человек», статуя Иоанна Крестителя, «Призыв к оружию» . Но добиться официального признания мастеру никак не удавалось.
Только через два года Роден получил свой первый казенный заказ: исполнение главных дверей для парижского Музея декоративных искусств. Прошло еще несколько лет.

Скульптор в расцвете творческих сил. Уже созданы бессмертные «Три тени», «Кариатида», «Ева» , знаменитый «Мыслитель» . Поступает заказ от мэрии города Кале…

Чтобы увидеть бессмертный шедевр Родена, не обязательно ехать в Кале. В самом центре Парижа сегодня находится музей знаменитого скульптора. Каждая из хранящихся здесь статуй – выдающееся произведение искусства, единственное в своем роде.

В одном из уголков сада, по которому в последние годы жизни любил гулять художник, тебя встречает знакомая группа. «Граждане Кале» , отлитые из бронзы на деньги Родена, идут прямо к тебе по дорожке среди деревьев. Они трогают душу и запоминаются надолго.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на

Старинная французская хроника повествует, что в пору Столетней войны, в XIV веке, город Кале был осажден войсками английского короля Эдуарда III и терпел голод и жестокие лишения. Изнуренные и отчаявшиеся жители готовы были просить милости у противника, но тот поставил бессердечное условие: шесть самых уважаемых горожан должны были явиться к нему и предаться его воле; и эти шесть жителей Кале - так требовал надменный враг - обязаны были выйти из города и предстать перед королем в одних холщовых рубахах, с обнаженными головами, с вервием вокруг шеи и с ключами от городских ворот в руках.

Франсуа Огюст Рене Роден (1840-1917) Граждане Кале. 1884-1888 Les Bourgeois de Calais Кале

Французский летописец рассказывает далее, что бургомистр мессир Жан де Вьенн, получив это уведомление, приказал колокольным звоном созвать граждан на рыночной площади. Услышав из его уст о требовании англичан, собрание долго молчало, пока шестеро не вызвались добровольно пойти на верную смерть. Возгласы и стенания пронеслись в толпе. Один из шестерых, Эсташ де Сен-Пьер, был самый большой богач в городе, другой - Жан д"Эр - жил в почете и достатке и имел двух красивых молоденьких дочерей. Третий и четвертый - Жан и Пьер де Виссаны - были родными братьями, тоже из числа состоятельных горожан.

Франсуа Огюст Рене Роден (1840-1917) Граждане Кале. 1884-1888 Les Bourgeois de Calais Кале

Неудивительно, что рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции. Описанные события происходили незадолго до героической эпопеи Жанны д"Арк и были связаны с ходом той же войны французского народа против вторгшихся во Францию иноземных войск. Героями подвига были представители городской буржуазии. Это обстоятельство было особенно существенным для прославления и увековечения эпизода в Кале. В конце XIX века буржуазия неохотно вспоминала о великих героях своего революционного прошлого - Маратах, Дантонах, Робеспьерах. Тем большим ореолом окружала она память людей, которые, пусть в очень давние времена, могли представить ее носителем общегражданских добродетелей, образом готовности к самопожертвованию и любви к родине.

Франсуа Огюст Рене Роден (1840-1917) Граждане Кале. 1884-1888 Les Bourgeois de Calais Кале

Мысль о том, чтобы ознаменовать подвиг шестерых граждан установкой памятника на главной городской площади, исходила от муниципалитета Кале. Имелось в виду воздвигнуть статую, скорее, аллегорического характера, призванную напоминать о давнем событии, происшедшем в городе.

Огюст Роден, получив в 1884 году этот заказ, создал группу из шести фигур. Он отверг идею «собирательного» или символического изображения, обратившись к подлинной картине события и к его реальным действующим лицам. «Граждане Кале» оказались новым типом многофигурного монумента, новым не только в своем композиционном построении, но и в самом понимании монументального образа.

Франсуа Огюст Рене Роден (1840-1917) Граждане Кале. 1884-1888 Les Bourgeois de Calais Кале

Роден работал над своими «Гражданами Кале» в период, когда во французской скульптуре почти безраздельно господствовал «салон» - приглаженное и бездумное искусство, питавшееся академическими пережитками некогда живого классицизма. Памятник патриотизму и гражданскому самопожертвованию был в этих условиях событием редким и знаменательным. Тема патриотического подвига требовала монументального воплощения, давно забытого в прозаических буднях Третьей республики и ее официального искусства.

Франсуа Огюст Рене Роден (1840-1917) Граждане Кале. 1884-1888 Les Bourgeois de Calais Кале

Роден предложил решение столь же необычное, как необычно было само понятие гражданской героики в эту пору малых дел.

Шесть фигур, изваянных после долгих поисков подготовительных этюдов, представляют собой редкий в истории монументальной скульптуры опыт пластического истолкования подвига как драмы человеческих характеров.

Бородатый человек устремил тяжелый пристальный взгляд в землю. Он ступает тяжелой поступью. Он как будто не видит ничего вокруг себя. Среди шести человек, так неожиданно связанных друг с другом судьбой, он остается наедине с собой. Его решимость непоколебима, но все же он вопрошает - судьбу? небо? -вернее всего, самого себя о смысле или бессмыслице происходящего, о близкой смерти без всякой вины, о невозможности изменить этот роковой ход вещей.

Франсуа Огюст Рене Роден (1840-1917) Граждане Кале. 1884-1888 Фрагмент

Франсуа Огюст Рене Роден (1840-1917) Граждане Кале. 1884-1888 Фрагмент

Другой человеческий тип, другой характер и иная драма представлены фигурой более молодого горожанина, охватившего обеими руками голову. Глубокое и горькое раздумье, почти отчаяние выражает этот жест при первом взгляде на фигуру. Всматриваясь в склоненное лицо, прикрытое с обеих сторон обнаженными руками, можно прочесть и иное: не страх человека за свою личную участь, а горькую тревогу, охватившую все его существо в эти минуты поражения.

Франсуа Огюст Рене Роден (1840-1917) Граждане Кале. 1884-1888 Фрагмент

Несколько иной психологический оттенок запечатлен в фигуре человека, прижавшего кисть руки ко лбу и глазам, как бы защищаясь от того неизбежного и страшного, что грозит ему и всем. Лаконичный, в высокой степени жизненный жест говорит о столкновении между верой в жизнь и неизбежностью бессмысленной гибели, между чувством самосохранения и долгом самопожертвования - столкновении, которое в этой фигуре передано, быть может, наиболее скупыми средствами.

Франсуа Огюст Рене Роден (1840-1917) Граждане Кале. 1884-1888 Фрагмент

Франсуа Огюст Рене Роден (1840-1917) Граждане Кале. 1884-1888 Фрагмент

В высшей степени четко охарактеризован четвертый герой - круглоголовый средних лет мужчина с ключом от города в руке. Его упрямая голова поднята, он смотрит прямо перед собой, рука крепко сжимает огромный ключ - символ сдачи на милость победителя. На этом человеке такая же широкая и длинная рубаха, как и на всех остальных, такое же вервие вокруг шеи, но он носит эту одежду пленника как священническую сутану, а позорная петля как будто составляет часть одеяния священнослужителя.

Франсуа Огюст Рене Роден (1840-1917) Граждане Кале. 1884-1888 Фрагмент

В отличие от двух соседних фигур - человека с бородой и того, кто охватил руками голову,- этот горожанин изображен неподвижным, как бы застывшим, перед тем как сделать решительный шаг. Покатый лоб, слегка выдвинутая нижняя челюсть, крепко сжатые губы, нос с горбинкой - крупные черты грубоватого бритого лица говорят об упрямой воле, может быть, фанатизме. Большие кисти рук крепко сжимают тяжелый ключ - вещественный знак переживаемой трагедии, и в этот простой и, казалось бы, пассивный жест вложено наибольшее напряжение, подчеркнутое спокойной неподвижностью фигуры.

Франсуа Огюст Рене Роден (1840-1917) Граждане Кале. 1884-1888 Фрагмент

Психологической антитезой этой статуе служит соседняя с ней фигура человека с поднятой кверху правой рукой. Если другие прячут свой протест глубоко внутрь, уходят со своим гневом и отчаянием в самих себя, то этот горожанин несет свою протестующую мысль и волю миру, больше, чем миру, - высшим силам, управляющим миром. Воздетая к небу в вопрошающем и укоряющем жесте рука -вызов этим высшим силам, требование ответа за беззаконие и несправедливость, обрушившиеся на безвинных людей, на их жизнь, на их жен и детей, на родной город, на родную землю.

Франсуа Огюст Рене Роден (1840-1917) Граждане Кале. 1884-1888 Фрагмент

Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру. Здесь, в первый и последний раз, мысль человека не ограничивается земным кругом, а прорывается ввысь, обращаясь к божеству, притом не с мольбой и даже не с призывом к вмешательству, а с гневным укором. В этом жесте читается и недоуменный вопрос, и горькое разочарование - неверие в самую возможность божественной справедливости, самое существование высшей правды. Об этом же говорит рот, полуоткрытый в горестном изгибе, и взгляд вниз, как будто спорящий с жестом руки. Этот жест - наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода, итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях.

Франсуа Огюст Рене Роден (1840-1917) Граждане Кале. 1884-1888 Фрагмент

Рядом с этим человеком, лицом к остальным пяти, с левого края группы, стоит человек со строгим благородным лицом, с длинными волосами, с руками, опущенными вдоль тела и раскрытыми в жесте вопроса и сомнения. Если предыдущий персонаж, тот, который поднял руку, адресуется помимо неба к кому-нибудь из своих сотоварищей, то именно к этом своему соседу. Не он ли является тем первым, кто откликнулся на слова бургомистра и теперь обращается к сотоварищам, разделяющим его призыв и его участь, с безмолвным подтверждением неизбежности принятого решения?

Франсуа Огюст Рене Роден (1840-1917) Граждане Кале. 1884-1888 Фрагмент

Трагическое в «Гражданах Кале» выходит далеко за сюжетные рамки рассказа о подвиге французских патриотов XIV века. Внутренний мир людей феодального средневековья наделен чертами роденовской современности, противоречиями и сомнениями, свойственными скорее, человеку конца XIX столетия. Вместе с трагедией долга и самопожертвования герои Родена переживают и иную трагедию - трагедию одиночества, непреодолимого даже в момент, когда, казалось бы, над всем личным доминирует общественное. И хотя все шестеро, составляющие эту трагическую группу, объединены единой волей и их поведение продиктовано одним и тем же категорическим велением общественного долга, каждый из них остается погруженным в свой наглухо замкнутый душевный мир. Жертвуя своими жизнями, люди Родена остаются и в эти минуты высокого морального подъема «наедине с собой».

Индивидуализм, пытавшийся в разных формах представить себя в качестве философской основы художественного творчества, наложил свою печать на искания Родена. Именно в этом смысле можно говорить о воздействии декаданса конца XIX века на его творчество.

Группа лишена общего цоколя или пьедестала - все фигуры по замыслу скульптора должны были стоять непосредственно на земле, вырастать из нее. Замысел скульптора в этой части был нарушен при установке памятника на месте в 1895 году: по требованию муниципалитета Кале и вопреки возражениям Родена фигуры были подняты на специально сооруженный высокий постамент. Кусок городской площади - место давнего происшествия - является ареной скульптурного действия.

Отсутствует и какой-либо общий архитектурный фон монумента, вроде того пилона, перед которым выступают в поход добровольцы рюдовской «Марсельезы». Фоном для «Граждан Кале» служит только воздух, только свободное пространство, читаемое в просветах между фигурами, в прорывах, образуемых движениями рук, поворотами голов, одеяниями. Этот «фон» обволакивает каждую фигуру, заставляя зрителя пристально вглядываться не столько в группу как целое, сколько в каждое изваяние в отдельности.

Весьма поучительно продолжить сравнение скульптурной группы Родена с «Марсельезой» Рюда - скульптурной группой арки Триумфа на площади Звезды в Париже. Это сравнение тем более уместно, что оба произведения, отделенные промежутком в пятьдесят лет, близки друг другу по своей теме; к тому же в обоих случаях эта тема выражена скульптурной композицией из одного и того же числа фигур.

Судьба рюдовских добровольцев ясна - ведь она показана тут же: это она, крылатая Свобода, ведет их в поход, воодушевляет, призывает к борьбе ради общей цели. Судьба шестерых граждан Кале - темный, нависший над ними приговор; эта судьба требует жертвы ради жертвы, она бессмысленно жестока, как самая прихоть феодального владыки, берущего заложников у беззащитного города.

Оттого так открыты и ясны взоры добровольцев, выступающих в поход, так уверен их шаг, так приподнято-размерен ритм этого шествия, так оцепенело статичны, внутренне скованны фигуры граждан города Кале, идущих в стан врага.

Франсуа Огюст Рене Роден (1840-1917) Граждане Кале. 1884-1888 Les Bourgeois de Calais Кале

Скульптор расставляет эти фигуры уже не компактным сплоченным отрядом, проходящим перед зрителем, а в виде нестройной группы отдельно стоящих статуй. Эта группа не имеет своего фронтального фасада, она требует многих точек обозрения. Больше того, композиция группы вообще не позволяет одновременно видеть все шесть статуй; по крайней мере одна из них оказывается заслоненной соседней фигурой.

Франсуа Огюст Рене Роден (1840-1917) Граждане Кале. 1884-1888 Les Bourgeois de Calais

Потому-то не существует такого фотоснимка роденовского монумента, который показывал бы всех шестерых героев. С каждой новой точки выступают новые соотношения фигур, разнообразные просветы между ними. Этот прерывистый силуэт и столь же прерывистый ритм усиливают впечатление противоречивой сложности происходящего.

Д.Е.АРКИН. Образы архитектуры и образы скульптуры. 1990