Тесты. Как различное отношение ночлежников к Настиному рассказу отражает основной конфликт пьесы? В каких произведениях русской классики изображены «книжные» героини и в чем их можно сопоставить с горьковской Настей? ЕГЭ по литературе Какое различное отно

Отличительное своеобразие пьесы в том, что большая часть персонажей не играет роли в развитии драматургической интриги Костылёвы - Наташа - Пепел.

При желании можно было бы смоделировать такую драматургическую ситуацию, в которой все персонажи стали бы активными участниками главной сюжетной линии.

Герои пьесы объединены не столько действием, сколько, поначалу, местом проживания и образом жизни. Все они - ночлежники, хотя и разного социального происхождения.

Социальные различия принципиально важны для самих персонажей и составляют предмет их разговоров, но для автора важнее аспект филосовский, и он умело сводит к минимуму социальные противоречия между своими персонажами.

Человек в мире пьесы оказывается лишним, выкинутым за порог жизни. Бубнов Насте: "Ты везде лишняя... Да и все люди на земле - лишние".

Персонажей можно поделить на две группы: "волков" и "овец", вызывающих у читателя симпатию и антипатию; "верующих" и "неверующих";работников и нахлебников. Но эти различия важны автору скорее для того, чтобы индивидуализировать каждое действующее лицо. Это всего лишь разные вариации одной главной темы - Темы "правды": для одних правда есть отталкивающая реальность их жизни, для других - мечта о лучшей участи.

В первом действии "выпадает" из общего ансамбля действующих лиц образ Луки. В нём единственном нет озлобленности и агрессивности. Лука иначе относится к людям, чем обитатели ночлежки, иначе разговаривает с ними. Для Луки убеждение, что все - люди, все - равны, есть исходное. Для него каждый индивид - источник особого качества, неведомого миру.

Лука - не столько герой, сколько "католизатор" тех внутренних духовных процессов, которые едва теплились в наимение безнадёжных обитателях ночлежки. С его появлением в душе каждого из таких персонажей возникает огонёк надежды на возможность вырваться "со дна".

Ни одному из героев не удаётся воплотить свою пробудившуюся мечту в жизнь. В финале пьесы усиливается трагическое напряжение. И вновь каждый персонаж вносит свою лепту в выстраивание общего главного мотива. С приходом Луки Клещ и Татарин оттаивают. Клещ даром чинит гармонь Алёшке.

В нём родился проблеск любви к людям, а с ним - и радость от собственного существования. Красота свободной жизни "на дне". Отрезвляет сообщение о смерти Актёра. Оно заставляет ночлежников вновь задуматься: а может ли существовать правда без мечты? Способен ли человек встать с колен, если его мечта растоптана окружающими его людьми, растоптана "злой" правдой? Можно ли полюбить героев этой пьесы и если да, то за что? Когда мы читаем или смотрим пьесу, многие обитатели костылёвской начлежки вызывают у нас сочувствие и даже симпатию. Их жалко, и кажется, что без доброй жалости им не выжить. Хотя кроме жалости нужно собственное волевое усилие. Действие пьесы “На дне” происходит в мрачном, полутемном подвале, похожем на пещеру, со сводчатым, низким потолком, который давит на людей своей каменной тяжестью, где темно, нет простора и трудно дышать. Убога и обстановка в этом подвале: вместо стульев - грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам - нары. Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Герои пьесы живут в нищете, грязи и бедности. В сыром подвале ютятся люди, выброшенные из жизни в силу условий, царящих в обществе. И в этой давящей, мрачной и бесперспективной обстановке собрались воры, шулеры, нищие, голодные, калеки, униженные и оскорбленные, выброшенные из жизни. Герои различны по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные: бывший аристократ Барон, спившийся Актер, бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, падшая женщина Настя, вор Васька. У них нет ничего все отнято, потеряно, стерто и затоптано в грязь. Здесь собрались люди самого различного характера и социального положения. Каждый из них наделен своими, индивидуальными чертами. Рабочий Клещ, живущий надеждой на возвращение к честному труду. Пепел, жаждущий правильной жизни. Актер, поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, Настя, страстно рвущаяся к настоящей, большой любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас. Люди, живущие в этом подвале - трагические жертвы уродливых и жестоких порядков, при котором человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование. Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и те многие черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел автора. В немногих словах рисуется трагизм жизненной судьбы Анны. “Не помню, когда я сыта была, - говорит она. - Над каждым куском хлеба тряслась.… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть…Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…” Рабочий Клещ говорит о безысходности своей доле: “Работы нет … силы нет.… Вот, правда! Пристанища, пристанищу нету! Издыхать надо. … Вот, правда!” Пестрая галерея персонажей - это жертвы капиталистического порядка даже здесь, на самом дне жизни, обессиленные и обездоленные вконец, они служат объектом эксплуатации, даже здесь хозяева, мещане-собственники, не останавливались ни перед каким преступлением и пытаются выжать из них несколько грошей. Все действующие лица резко разделяются на две основные группы: босяки-ночлежники и хозяева ночлежки, мелкие собственники, мещане. Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из “хозяев жизни”. Лицемерный и трусливый он стремится елейно-религиозными речами прикрыть свои хищнические вожделения. Столь же отвратительна и его жена Василиса своей безнравственностью. Она обладает такой же жадностью, жестокостью собственницей-мещанкой, пробивающейся к своему благополучию любой ценой. Здесь действуют свои неумолимые волчьи законы.

Хозяевам-мещанам, потерявшим все человеческое, противопоставлены босяки-ночлежники. Состав ночлежников пестрый: они пришли на “дно” разными путями, прожили каждый свою жизнь, они различны и по характеру, по убеждениям, и по силе желания вырваться из подвала. Но какими бы они ни были, они стоят по своим нравственным качествам неизмеримо выше хозяев ночлежки.

Здесь свои “короли” и подвластные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники. Законы общества преследуют человека от рождения до смерти, от царских чертогов до вонючей ночлежки. Только у последних все гораздо обнаженнее, а отношения более дикие. И в этом обвинение строю и обществу! Жизнь здесь для нормального человека хуже каторги. Она толкает людей на преступления, черствость, бесчеловечность. Судьбы всех этих людей и само существование “дна” доказывает неправомерность капиталистического строя и служит разоблачением и грозным обвинением буржуазного мира.

В течение действий со сцены слышится ругань, происходят драки, герои говорят о своих несчастьях и о несчастьях других людей - в пьесе показаны самые страшные стороны жизни. Но, несмотря на это, атмосфера пьесы, настроение, которое она вызывает у зрителей, и с каким они уходят из театра, - оптимистичны. Зритель и человек видят среди этих отбросов общества людей изуродованных, но с чувством собственного достоинства, способных жить иной жизнью.

Горький со всей решительностью вскрывает в пьесе бессилие босяков, их непригодность для дела переустройства России. Каждый из ночлежки живет надеждами, но сделать что-нибудь, изменить свое плачевное положение не может в силу трагического стечения обстоятельств.

“К восстанию ради свободы труда они органически неспособны”, - говорил Горький позднее о героях пьесы. Более того, участие в восстании людей, подобных обитателям ночлежки, было бы дискредитацией самой идеи социалистического труда, а не анархический разгул отчаявшихся и разуверившихся в жизни людей.

В пьесе “На дне” с большой силой и непревзойденностью художественным мастерством показаны те ужасные условия жизни, которые толкают на “дно” ее, в “яму”. И тогда человек перестает быть человеком. Да разве ж это люди обитают в омерзительной ночлежке Костылева? Они утратили все человеческое, потеряли даже облик человека, превратились в жалких, никому не нужных существователей.

Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватило твердости или умения бороться с судьбой, желания трудиться, преодолевать трудности. Но виноваты и социальные условия. Это бала эпоха быстрого обогащения одних и обнищания других, эпоха, когда рушились остатки вековых устоев. В каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем.

С самого начала пьесы, многое звучит как спор Горького с самим собой, со своей прежней идеализации босяков. В костылевской ночлежке свобода оказывается призрачной: опустившись на “дно”, люди не ушли от жизни, она настигает их. И прежнее горьковское желание - рассмотреть в босяках, люмпенах, людей, отторгнутых от нормальной человеческой жизни, прежде всего хорошее - также отступает на второй план. Эти люди жестоки друг к другу, жизнь сделала их такими. И эта жестокость проявляется, прежде всего, в том, с какой настойчивостью они разрушают иллюзии других людей, например, Насти, умирающей Анны, Клеща с его надеждой выбраться из ночлежки, начать новую жизнь, Барона, все достояние которого составляют воспоминания о былом величии рода и которому Настя бросает в ожесточении реплики: “Врешь, не было этого!”.

Обитатели “дна“ выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе.

Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит “дно”, неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель.

А ведь это люди, которые знали и другую жизнь. И поэтому полна страстных мечтаний Наташа, думает о светлых чувствах Настя, верит в свою мечту больной и опустившийся Актер. У них только и осталось в жизни, что вера. “У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы нет!” - с горечью восклицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обида человека, выброшенного за борт жизни. У них отняли все, у этих забытых людей, но не смогли отнять веры в лучшее. Этим качеством с избытком обладал сам Горький, наделял он им и своих героев.

Как раз­лич­ное от­но­ше­ние ноч­леж­ни­ков к На­сти­но­му рас­ска­зу от­ра­жа­ет ос­нов­ной кон­фликт пьесы?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

«Пустырь» — засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. В глубине его — высокий кирпичный брандмауер. Он закрывает небо. Около него — кусты бузины. Направо — темная, бревенчатая стена какой-то надворной постройки: сарая или конюшни. А налево — серая, покрытая остатками штукатурки стена того дома, в котором помещается ночлежка Костылевых. Она стоит наискось, так что ее задний угол выходит почти на средину пустыря. Между ею и красной стеной — узкий проход. В серой стене два окна: одно — в уровень с землей, другое — аршина на два выше и ближе к брандмауеру. У этой стены лежат розвальни кверху полозьями и обрубок бревна, длиною аршина в четыре. Направо у стены — куча старых досок, брусьев. Вечер, заходит солнце, освещая брандмауер красноватым светом. Ранняя весна, недавно стаял снег. Черные сучья бузины еще без почек. На бревне сидят рядом Наташа и Настя. На дровнях — Лука и Барон. Клещ лежит на куче дерева у правой стены. В окне у земли — рожа Бубнова.

Настя (закрыв глаза и качая головой в такт словам, певуче рассказывает) . Вот приходит он ночью в сад, в беседку, как мы уговорились... а уж я его давно жду и дрожу от страха и горя. Он тоже дрожит весь и — белый, как мел, а в руках у него леворверт...

Наташа (грызет семечки) . Ишь! Видно, правду говорят, что студенты — отчаянные...

Настя. И говорит он мне страшным голосом: «Драгоценная моя любовь...»

Бубнов. Хо-хо! Драгоценная?

Барон. Погоди! Не любо — не слушай, а врать не мешай... Дальше!

Настя. «Ненаглядная, говорит, моя любовь! Родители, говорит, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой... и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни...» А леворверт у него — агромадный и заряжен десятью пулями... «Прощай, говорит, любезная подруга моего сердца! — решился я бесповоротно... жить без тебя — никак не могу». И отвечала я ему: «Незабвенный друг мой... Рауль...»

Бубнов (удивленный) . Чего-о? Как? Краул?

Барон (хохочет) . Настька! Да ведь... ведь прошлый раз — Гастон был!

Настя (вскакивая) . Молчите... несчастные! Ах... бродячие собаки! Разве... разве вы можете понимать... любовь? Настоящую любовь? А у меня — была она... настоящая! (Барону.) Ты! Ничтожный!.. Образованный ты человек... говоришь — лежа кофей пил...

Лука. А вы — погоди-ите! Вы — не мешайте! Уважьте человеку... не в слове — дело, а — почему слово говорится? — вот чем дело! Рассказывай, девушка, ничего!

Бубнов. Раскрашивай, ворона, перья... валяй!

Наташа. Не слушай их... что они? Они — из зависти это... про себя им сказать нечего...

Настя (снова садится) . Не хочу больше! Не буду говорить... Коли они не верят... коли смеются... (Вдруг, прерывая речь, молчит несколько секунд и, вновь закрыв глаза, продолжает горячо и громко, помахивая рукой в такт речи и точно вслушиваясь в отдаленную музыку.) И вот — отвечаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе невозможно жить на свете... потому как люблю я тебя безумно и буду любить, пока сердце бьется во груди моей! Но, говорю, не лишай себя молодой твоей жизни... как нужна она дорогим твоим родителям, для которых ты — вся их радость... Брось меня! Пусть лучше я пропаду... от тоски по тебе, жизнь моя... я — одна... я — таковская! Пускай уж я... погибаю, — все равно! Я — никуда не гожусь... и нет мне ничего... нет ничего...» (Закрывает лицо руками и беззвучно плачет.)

Наташа (отвертываясь в сторону, негромко) . Не плачь... не надо!

Лука, улыбаясь, гладит голову Насти.

М. Горький «На дне»

Укажите жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся пьеса М. Горь­ко­го «На дне».

Пояснение.

Пьеса М. Горь­ко­го «На дне» от­но­сит­ся в жанру драмы. Дадим определение.

Драма — ли­те­ра­тур­ный (драматический), сце­ни­че­ский и ки­не­ма­то­гра­фи­че­ский жанр. По­лу­чил осо­бое рас­про­стра­не­ние в ли­те­ра­ту­ре XVIII-XXI веков, по­сте­пен­но вы­тес­нив дру­гой жанр дра­ма­тур­гии - трагедию, про­ти­во­по­ста­вив ему пре­иму­ще­ствен­но бы­то­вую сю­же­ти­ку и более при­бли­жен­ную к обы­ден­ной ре­аль­но­сти стилистику.

Ответ: драма.

Гость 12.02.2015 00:47

Если я не ошибаюсь, Драма это род литературы, а жанр - Пьеса

Татьяна Стаценко

Всё верно, в пояснении правильно всё разъяснено.

Юлия Худякова 18.12.2016 22:35

Ответ социально-философская драма будет верным?

Татьяна Стаценко

Чаще обращайтесь к кодификатору: в нём нет такого деления.

Назовите ли­те­ра­тур­ное направление, рас­цвет ко­то­ро­го при­шел­ся на вто­рую по­ло­ви­ну XIX века и прин­ци­пы ко­то­ро­го нашли свое во­пло­ще­ние в горь­ков­ской пьесе.

Пояснение.

В горь­ков­ской пьесе нашли свое во­пло­ще­ние прин­ци­пы реализма. Дадим определение.

Реализм — прав­ди­вое изоб­ра­же­ние ре­аль­ной действительности. Во вся­ком про­из­ве­де­нии изящ­ной сло­вес­но­сти мы раз­ли­ча­ем два не­об­хо­ди­мых элемента: объ­ек­тив­ный - вос­про­из­ве­де­ние явлений, дан­ных по­ми­мо художника, и субъ­ек­тив­ный - нечто, вло­жен­ное в про­из­ве­де­ние ху­дож­ни­ком от себя. Оста­нав­ли­ва­ясь на срав­ни­тель­ной оцен­ке этих двух элементов, тео­рия в раз­лич­ные эпохи придаёт боль­шее зна­че­ние то одному, то дру­го­му из них (в связи с ходом раз­ви­тия искусства, и с иными обстоятельствами). От­сю­да два про­ти­во­по­лож­ных на­прав­ле­ния в теории; одно - ре­а­лизм - ста­вит перед ис­кус­ством за­да­чу вер­но­го вос­про­из­ве­де­ния действительности; дру­гое - иде­а­лизм - видит на­зна­че­ние ис­кус­ства в «пополнении действительности», в со­зда­нии новых форм. Причём ис­ход­ным пунк­том слу­жат не столь­ко на­лич­ные факты, сколь­ко иде­аль­ные представления.

Ответ: реализм.

Ответ: Реализм

Начало фраг­мен­та пред­став­ля­ет собой раз­вер­ну­тое ав­тор­ское описание, вос­со­зда­ю­щее обстановку, в ко­то­рой про­ис­хо­дит действие. Как на­зы­ва­ют­ся по­доб­ные за­ме­ча­ния или по­яс­не­ния ав­то­ра ха­рак­те­ри­зу­ю­щие про­ис­хо­дя­щее на сцене или ком­мен­ти­ру­ю­щие дей­ствия персонажей?

Пояснение.

Такие за­ме­ча­ния или по­яс­не­ния ав­то­ра на­зы­ва­ют­ся ремарками. Дадим определение.

Ремарка — ука­за­ние ав­то­ра в тек­сте дра­ма­ти­че­ско­го про­из­ве­де­ния на по­ве­де­ние героев: их жесты, мимику, интонации, тип речи и паузы, об­ста­нов­ку действия, смыс­ло­вое под­чер­ки­ва­ние тех или иных высказываний.

Наташа (грызет семечки). Ишь! Видно, прав­ду говорят, что сту­ден­ты - отчаянные...

Ответ: ремарка.

Ответ: ремарка|ремарки

В при­ве­ден­ном фраг­мен­те раз­ви­тие дей­ствия про­ис­хо­дит бла­го­да­ря че­ре­до­ва­нию ре­плик дей­ству­ю­щих лиц. Ука­жи­те термин, ко­то­рым обо­зна­ча­ет­ся такая форма ху­до­же­ствен­ной речи.

Пояснение.

Такая форма об­ще­ния на­зы­ва­ет­ся диалогом. Дадим определение.

Диалог - раз­го­вор между двумя или не­сколь­ки­ми ли­ца­ми в ху­до­же­ствен­ном произведении. В дра­ма­тур­ги­че­ском про­из­ве­де­нии диа­лог дей­ству­ю­щих лиц - одно из ос­нов­ных ху­до­же­ствен­ных средств для со­зда­ния образа, характера.

Ответ: диалог.

Ответ: диалог|полилог

В дан­ной сцене про­ти­во­по­став­ле­ны «мечтания» Насти и обстановка, в ко­то­рой зву­чит ее рассказ. Как на­зы­ва­ет­ся прием, ос­но­ван­ный на рез­ком про­ти­во­по­став­ле­нии пред­ме­тов или явлений?

Пояснение.

Такой прием на­зы­ва­ет­ся антитеза. Дадим определение.

Антитеза - сти­ли­сти­че­ский прием, ос­но­ван­ный на рез­ком про­ти­во­по­став­ле­нии по­ня­тий и образов, чаще всего ос­но­вы­ва­ет­ся на упо­треб­ле­нии антонимов.

Пустырь - за­со­рен­ное раз­ным хла­мом и за­рос­шее бу­рья­ном дво­ро­вое место. «…» А на­ле­во - серая, по­кры­тая остат­ка­ми штукатурки стена того дома, в ко­то­ром по­ме­ща­ет­ся ноч­леж­ка Костылевых. «…»Направо у стены - куча ста­рых досок, брусьев.

И вот - от­ве­чаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе не­воз­мож­но жить на свете... по­то­му как люблю я тебя безум­но и буду любить, пока серд­це бьет­ся во груди моей! Но, говорю, не лишай себя мо­ло­дой твоей жизни... как нужна она до­ро­гим твоим родителям, для ко­то­рых ты - вся их радость... Брось меня! Пусть лучше я пропаду... от тоски по тебе, жизнь моя... я - одна... я - таковская! Пус­кай уж я... погибаю, - все равно! Я - ни­ку­да не гожусь... и нет мне ничего... нет ничего...»

Убогая об­ста­нов­ка и про­ти­во­по­став­ле­на неж­но­му рас­ска­зу Насти.

Ответ: антитеза или контраст.

Ответ: антитеза|контраст

lidana dronenko 08.12.2016 18:57

почему антитеза, а не контраст, по сути же одно и тоже???

Татьяна Стаценко

Верно, ответ добавлен.

Как на­зы­ва­ет­ся зна­чи­мая подробность, яв­ля­ю­ща­я­ся сред­ством вы­ра­же­ния ав­тор­ско­го от­но­ше­ния к изоб­ра­жа­е­мо­му (например, семечки, ко­то­рые гры­зет Наташа, слу­шая На­сти­ну историю)?

Пояснение.

Такая по­дроб­ность на­зы­ва­ет­ся де­таль или ху­до­же­ствен­ная деталь. Дадим определение.

Художественная де­таль - особо значимый, вы­де­лен­ный эле­мент ху­до­же­ствен­но­го образа, вы­ра­зи­тель­ная по­дроб­ность в произведении, не­су­щая зна­чи­тель­ную смыс­ло­вую и идейно-эмоциональную нагрузку.

Ответ: деталь.

Ответ: деталь|детальхудожественная|художественнаядеталь

8. Как различное отношение ночлежников к Настиному рассказу отражает основной конфликт пьесы?

В данном отрывке герои высказывают противоречивое отношение к проблеме спасительной лжи, которую М. Горький формулировал как ассиметричный вопрос "истина или сострадание?".

Лука понимает, что, воображая себя героиней бульварных романов, Настя ощущает себя более счастливой, и потому поддерживает мечтания девушки о любви, искренне предлагает ей утешение: "Лука, улыбаясь, гладит голову Насти". Наташа, сострадательная и мечтающая об иной жизни подобно Насте, принимает позицию Луки и также поддерживает девушку.

Противоположное мнение высказывают Бубнов и Барон. Циник и скептик Бубнов безжалостно разоблачает беспочвенные мечты Насти, Барон смеется над её надеждами: "Настька! Да ведь... ведь прошлый раз - Гастон был!".


Эти герои иллюстрируют неприятие позиции Луки, противостояние идее о живительности утешительной лжи.

9. В каких произведениях русской классики изображены "книжные" героини и в чем их можно сопоставить с горьковской Настей?

Образ "книжной" героини находит свое отражение во многих произведениях отечественной литературы. Например, в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" Софья Фамусова увлекается чтением французских романов и мечтает о большой, красивой любви, как и Настя. Однако Софья все же живет в настоящем мире и выбирает на роль романтического воздыхателя реального человека, Молчалина, в то время как Настя обречена существовать в нищете и унижении, искренне любя лишь в мечтах. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Другая героиня, Татьяна Ларина из романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" тоже в молодости много читает, живет в вымышленном мире книжных образов. Даже поведение Татьяны, написанное ею письмо напоминают классические сюжеты французских романов. Однако, если Насте так и не удается выбраться с социального дна, устроить собственную жизнь, то повзрослевшая Татьяна становится роскошной представительницей высшего света Москвы и живет, сохраняя верность истинной чести, а не романным мечтам.

Полезный материал по теме:

  1. В каких произведениях русской классики изображены «книжные» героини и в чем их можно сопоставить с горьковской Настей?
  2. В каких произведениях русской классики герои обращаются к воспоминаниям о прошлом и в чём этих героев можно сопоставить с персонажами пьесы «На дне»?
  3. В каких произведениях русской классики описывается сватовство героя и в чем соответствующие эпизоды можно сопоставить с приведенным фрагментом пьесы Гоголя «Женитьба»?
  4. В каких произведениях русской классики отображён конфликт между героем и обществом и в чём эти произведения можно сопоставить с грибоедовским «Горем от ума»?
  5. В каких произведениях русской классики изображается конфликт поколений и в чем их споры можно сопоставить с подобными конфликтами, изображенными в «Войне и мире» Л.Н. Толстого?