Акварельные краски их состав и изготовление. Акварель и ее свойства

Акварель (фр. аquarelle - водянистая; итал. acquarello) - живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварельные краски наносятся, как правило на бумагу, которую часто предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка.

Акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи; еще в 1829 году Монтабер в упоминает о ней лишь вскользь, как об искусстве, не заслуживающем серьезного внимания. Однако, несмотря на ее позднее возникновение, она в короткое время сделала такие успехи, что может соперничать с живописью масляными красками. Акварель только тогда стала сильною и эффектною живописью, когда для нее начали употреблять прозрачные краски, с ретушью теней. Живопись водяными красками, но густыми и непрозрачными (живопись, гуашью) существовала гораздо ранее прозрачной акварели.

Акварель - один из поэтичных видов живописи. Лирическую, полную зарисовку или новеллу часто называют акварелью. С ней сравнивают и музыкальное сочинение, чарующее нежными прозрачными мелодиями. Акварелью можно передать безмятежную синеву небес, кружева облаков, пелену тумана. Она позволяет запечатлеть кратковременные явления природы.

Но акварели доступны и произведения капитальные, графические и живописные, камерные, монументальные, пейзажи и натюрморты, портреты и сложные композиции.

Лист белой зернистой бумаги, коробочка с красками, мягкая, послушная кисть, вода в небольшом сосуде - вот и все > акварелиста. Плюс к этому - зоркий глаз, твердая рука, знание материалов и владение техникой этого вида живописи.

Можно писать по сырой или сухой бумаге сразу, в полную силу цвета. Можно работать в многослойной технике, постепенно уточняя цветовое состояние, каждую частность. Можно избрать смешанную технику: идти от общего к детали или, напротив, от детали к общему, целому. Но в любом случае нельзя или почти нельзя исправить испорченное место: акварель не выносит малейшей затертости, замученности, неясности. Прозрачность и блеск придает ей бумага, которая должна быть белой и чистой. Белила акварелисту, как правило, не нужны.

Еще в конце 15 века выдающийся мастер немецкого возрождения А. Дьер создал много великолепных акварелей. Это были пейзажи, изображения животных и растений.

Но в полной мере акварель утвердилась в странах Европы сравнительно недавно - в конце 17 - начале 18 века одними из первых ее оценили английские живописцы, в 19 веке особенно прославился своими акварелями У. Тернер, певец лондонских туманов и пенистых волн, сумрачных скал и солнечного света.

В России позапрошлого века было немало выдающихся акварелистов. К. П. Брюллов доводил листы с жанровыми сценками, портретами и пейзажами до филигранной завершенности. А. А. Иванов писал просто и легко, соединяя живой безупречный рисунок с чистыми сочными красками.

П. А. Федотов, И. Н. Крамской, Н. А. Ярошенко, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. А. Серов, М. А. Врубель, В. И. Суриков. каждый из них внес богатейший вклад в русскую акварельную школу.

Нередко художники используют акварель в сочетании с другими материалами: гуашью, темперой, углем. Но в этом случае теряются главные ее качества - насыщенность, прозрачность, светоносность, т. е. именно то, что отличает акварель от любой другой техники.

Гуммиарабик (от лат. gummi - камедь и arabicus - аравийский) - вязкая прозрачная жидкость, выделяемая некоторыми видами акаций. Относится к группе растительных веществ (коллоидов), хорошо растворимых в воде. По своему составу гуммиарабик не является химически чистым веществом. Это смесь сложных органических соединений, состоящих большей частью из глюкозидо-гуммикислот (например, арабиновой кислоты и ее кальциевых, магниевых и калиевых солей). Применяется в производстве акварельных красок как клеящее вещество. После высыхания образует прозрачную, хрупкую пленку, не склонную к растрескиванию и не гигроскопичную.

Мед - смесь равных количеств фруктозы и глюкозы с примесью воды (16 - 18%), воска и небольшого количества белковых веществ.

Патока - продукт, получаемый осахариванием (гидролизом) крахмала (главным образом картофельного и маисового) разбавленными кислотами с последующим фильтрованием и увариванием сиропа до нужной консистенции.

Глицерин - густая сиропообразная жидкость, смешивающаяся с водой в любых соотношениях. Глицерин принадлежит к группе трехатомных спиртов. Весьма гигроскопичен и вводится в связующее акварельных красок для сохранения их в полусухом состоянии.

Пигменты (от лат. pigmentum - краска), в химии - окрашенные химические соединения, применяемые в виде тонких порошков для крашения пластмасс, резины, химических волокон, изготовления красок. Подразделяются на органические и неорганические.

Теоретическая часть.

Состав и свойства красок.

Акварельные краски приготовляются на водорастворимых связующих веществах, главным образом на клеях растительного происхождения, поэтому они называются водяными красками. Краски для акварельной живописи должны обладать следующими качествами.

Большой прозрачностью, ибо вся красота красочного тона при нанесении тонким слоем заключается в этом свойстве. Хорошо браться влажной кисточкой и легко размываться. Красочный слой должен легко смываться водой с поверхности бумаги или грунта.

Акварельная краска, разжиженная водой, должна ровно ложиться на бумагу и не образовывать пятен и точек. При действии прямых солнечных лучей краска должна быть светостойкой и не изменять цвета. После высыхания давать прочный, не трескающийся слой. Не проникать на обратную сторону бумаги.

Главные составные части акварельной краски - краситель и вода, но есть и другие обязательные компоненты. Прежде всего, такие вещества, которые скрепляют краску с бумагой, например гуммиарабик или древесные клеи - вещества с повышенной липкостью. Далее, нужны вязкие вещества, они помешают краске растекаться по бумаге, заставят ее лечь ровным слоем; хороши для этого мед, патока, глицерин. И последняя добавка - антисептик и дезинфицирующее вещество. Ведь мы имеем дело с веществами растительного происхождения, а их надо защищать от действия микроорганизмов(плесневелых грибков, которые обязательно захотят питаться нашими красками).

Производство красок.

Акварельные краски выпускаются в фарфоровых чашечках и тюбиках. Техника производства этих видов красок не имеет принципиального различия и в основном проходит следующие стадии обработки:

1) смешение связующего с пигментом;

2) перетир смеси;

3) подсушка до вязкой консистенции;

4) наполнение краской чашечек или тюбиков;

5) упаковка.

Для смешения пигментов со связующим веществом применяются обычно механические смесители с опрокидывающимся кузовом. Для небольших количеств чаще всего замесы приготовляются вручную в металлических эмалированных бачках при помощи деревянных лопаток. В смеситель загружается связующее вещество и вводится небольшими порциями пигмент в сухом виде или водной пастой.

При перетире на краскотерочной машине пигмент тщательно смешивается со связующим веществом в однородную красочную пасту.

Перетертая краска поступает на подсушку с целью удаления излишней влаги и получения густой пасты для фасовки в чашечки или тубы.

Подсушка пасты ведется в специальных сушильных камерах или на гранитных плитах при температуре 35 - 40° С.

После удаления части воды сгустившаяся паста раскатывается в ленты толщиной в 1 см, разрезается на отдельные квадратные кусочки размером по площади кюветки и укладывается в чашечку.

Сверху краска закладывается листочком целлофана и, наконец, обертывается фольгой и бумагой с этикеткой. При выпуске акварельных красок в тубах, наполнение туб пастой производится автоматически тубонабивочными машинами.

Особенности акварельных красок.

Акварельная живопись прозрачна, чиста и ярка по тону, что трудно достигнуть посредством лессировок масляными красками. В акварели легче достигнуть тончайших оттенков и переходов. Акварельные краски употребляются также в подмалевке для масляной живописи.

Оттенок акварельных красок при высыхании изменяется - светлеет. Изменение это происходит от испарения воды, в связи с этим промежутки между частицами пигмента в накраске заполняются воздухом, краски значительно более отражают свет. Разница показателей преломления воздуха и воды вызывает изменение цвета высохшей и свежей накраски.

Сильное разбавление красок водой при тонком нанесении на бумагу уменьшает количество связующего вещества, и краска теряет в тоне и становится менее прочной. При нанесении нескольких слоев акварельной краски на одно место получается перенасыщение связующим веществом, и появляются пятна.

При покрытии картин, исполненных акварелью, очень важно, чтобы все краски более или менее равномерно и в достаточном количестве были насыщены связующим веществом.

Если отдельные части красочного слоя содержат недостаточное количество клея, то лак, проникая в красочный слой, создает для пигмента иную среду, не сходную в оптическом отношении с клеем, и сильно изменит ее в цвете. Когда же краски содержат достаточное количество связующего, то при покрытии лаком восстановится их интенсивность и первоначальный блеск.

Практическая часть.

В старых книгах часто встречаются названия экзотических красителей: красный сандал, кверцитрон, кармин, сепия, кампешевое дерево. Некоторые из этих красителей применяют и поныне, но в очень небольших количествах, главным образом для приготовления художественных красок. Ведь природные красители с такими красивыми названиями получают из растений и животных, а это дорого и сложно. Зато натуральные красящие вещества очень ярки, прочны, светостойки.

Любопытно было бы проверить. Но каким образом? Кампешевое дерево растет в Южной Америке, сандал - в Южной Азии, сепию добывают из каракатиц, кармин - из кошенили (крошечных насекомых).

И все же получить природные красители даже в домашних условиях, даже в средней полосе нашей страны вполне возможно! И в привычных для нас растениях есть красящие вещества, пусть даже не такие и не такие стойкие. Наши предки часто ими пользовались. Мы тоже попробовали извлечь красители из растений, а потом на их основе изготовили акварельные краски.

Все красители готовились одним и тем же способом: измельчением растений или каких-либо их частей и получением концентрированных отваров путем долгого кипячения в воде.

Очень важное замечание: для опытов мы брали только те растения, которые разрешено собирать, и ни в коем случае не использовали растения, взятые под охрану.

Опыт 1. Получение красного красителя.

Мы получили его из стебля зверобоя (отвар подкислили столовым уксусом). Можно также использовать ольховую кору, которую необходимо положить в воду на несколько дней, а потом приготовить отвар. Красный краситель можно извлечь также из корней конского щавеля, но в этом случае необходимо прибавить к готовому отвару немного алюминиевых квасцов - иначе цвет будет тусклым.

Опыт 2. Получение синего красителя

Этот цвет получили из корней девясила (он, как зверобой, относится к лекарственным травам). Для этого корни сначала подержали (2-3 часа) в нашатырном спирте - водном растворе аммиака. Так же синий краситель можно добыть также из цветов живокости и корней птичьей гречишки.

Опыт 3. Получение желтого и коричневого красителя

При отваре сухой кожуры репчатого лука получили коричневый краситель разных оттенков, от почти желтого до темно - коричневого (результат зависит от времени кипячения). Другой источник такого красителя - сухая кора жостера.

Опыт 4. Получение черного красителя

Черный пигмент получают из отвара ягод и корней воронца. Но мы получили его другим, более простым способом: добавили железный купорос к одному из полученных ранее отваров. Почти все наши отвары содержат дубильные вещества типа танина. И в присутствии солей двухвалентного железа они становятся черными.

После того, как мы запаслись достаточным количеством густых разноцветных отваров, приступили к изготовлению акварельных красок. Вместо гуммиарабика в качестве клеящего вещества мы использовали вишневую камедь, натеки на стволах, которые можно собирать прямо с деревьев. Правда, такой клей в воде растворяется с трудом, но для ускорения процесса мы добавили немного кислоты.

Для краски каждого цвета приготовили 5-7 мл клеевого раствора примерно 50%-ной концентрации. Смешали его с равным количеством меда, добавили немного глицерина. В качестве антисептика использовали 5%-ный раствор фенола (карболовую кислоту). Этого вещества нужно очень мало, буквально несколько капель.

Все компоненты будущей краски смешали. Основа краски готова, нет только самого важного - красителя. Добавляли его в последнюю очередь в виде густого отвара, взяв его примерно столько же, сколько у нас получилось основы для краски.

Вот, собственно и вся процедура. Краска у нас получилась не твердая, какую продают в магазинах. Однако художники пользуются похожими по консистенции полужидкими акварельными красками в тюбиках.

Лёгкие, как бы воздушные, цветовые линии, кажущаяся полупрозрачность композиции - такой эффект достигается при использовании техники акварель.

Для приготовления акварельных красок можно применять минеральные, анилиновые и растительные краски. Анилиновые краски редко применяются, так как, впитываясь в бумагу, они прокрашивают ее насквозь, вследствие чего их нельзя отмыть с рисунка и ослабить тон. Не смываются они также с кисти.

В наше время изготовляется несколько видов акварельных красок: 1) твердые краски, имеющие вид плиток различной формы, 2) мягкие краски, заключаемые в фаянсовые чашечки, 3) медовые краски, продающиеся, подобно темпере и масляным краскам, в оловянных тюбиках, и 4) гуашь - жидкие краски, заключенные в стеклянные банки.

Связующим веществом всех лучших видов акварельных кра­сок служит растительный клей: гумми-арабик, декстрин, трагант и плодовый клей (вишневый); кроме того, мед, глицерин, са­хар-леденец, воск и некоторые смолы, преимущественно смолы - бальзамы. Назначение последних состоит в том, чтобы при­давать краскам способность не так легко размываться по высы­хании, в чем, безусловно, нуждаются те из них, которые содер­жат в своем составе слишком большое количество меда, глице­рина и т. п.

В более дешевые сорта акварельных красок, а также кра­сок, предназначаемых не для живописи, а для чертежей и т. п., входят в качестве связующего вещества также обыкновенный столярный клей, рыбий клей и картофельная патока.

Ввиду малой устойчивости главнейших связующих веществ акварели неоднократно делались попытки заменить их другими, обладающими большей прочностью; до сих пор, однако, ничего заслуживающего внимания не было предложено. К такого рода нововведениям нужно отнести и два вида акварели: «акварель, фиксируемую огнем», и «акварель на саркоколе». Связующим веществом красок в данном случае служат воск и смоло-камеди. Обе названные техники мало похожи на акварель и, как видим, успеха не имели.

Вся красота и сила акварели заключается в ее прозрачных красках, и потому естественно, что она нуждается в особом кра­сочном материале, который или по своей природе уже наиболее отвечал бы запросам акварели, или же становился таковым по­сле известной обработки. Так как даже непрозрачные по своей сущности краски при тонком измельчении получают известную степень прозрачности, то одним из важнейших условий при выделке акварельных красок является наиболее тонкое их раз­мельчение.

Ни один из способов живописи не нуждается в таких тонко размельченных красках, как акварель; вот почему и приготов­ление хороших акварельных красок ручным способом - дело нелегкое.

Но кроме тонкого измельчения красок при выделке акварели необходимо соблюдение и другого, не менее важного условия - краски должны быть составлены таким образом, чтобы поро­шок их при самом обильном разжижении акварели водою «ви­сел» в связующем веществе и не выпадал из него. Только при этом условии «висения» и постепенного оседания на бумагу ве­щества краски получается равномерная ее раскладка; в против­ном же случае краска распределяется неровно, образуя точки, пятна и т. п.

Приготовление хороших акварельных красок достигается, таким образом, наиболее тонким размельчением их и составле­нием отвечающего делу связующего вещества.

Чтобы дать некоторое понятие о составе различных видов акварельных красок, ниже приводится в общих чертах их опи­сание.

Твердые плиточные краски

В старину приготовлялись исключительно твердые аква­рельные краски, в настоящее время твердые краски предназна­чаются главным образом для чертежных работ, для выполнения проектов, планов и т. п.; у немцев они носят название «Tushfar­ben». Высший сорт красок этого вида служит, впрочем, и для живописных целей; таковы, например, краски для живописи миниатюр. Наиболее дешевый сорт красок предназначается для школ и детей.

Твердые акварельные краски вырабатываются обыкновенно в различных сортах (feine, extrafeine и т. д.), причем как подбор красочного материала, так и состав связующего вещества их всецело зависит от сорта красок. Здесь чаще применяются де­шевые связующие вещества: животный клей, растворяющийся в холодной воде, и картофельная патока, но пользуются также и гумми-арабиком, трагантом, медом и пр.

Чтобы приготовить твердые акварельные краски, готовят связующее вещество для них в трех видах. Главнейшим из них является раствор гумми-арабика в соединении с сахаром-леден­цом (в пропорции 2 ч. гумми на 1 ч. сахара); кроме того, со­ставляется раствор чистого леденца в воде и, наконец, раствор декстрина. Делают это на том основании, что некоторые из кра­сок, например бистр, кармин и гумми-гут, не требуют вовсе гумми-арабика, а для связи их достаточно одного леденца; хро­мовые краски, в том числе и изумрудная зелень, в связи с гум­ми-арабиком с течением времени становятся совершенно нерас­творимыми в воде, и потому для их приготовления употре­бляется декстрин. Количественное отношение между порошком краски и связующим веществом должно быть таково, чтобы проба изготовленной краски возможно меньше изменялась при высыхании. Это отношение достигается лучше всего опытным путем. Краски в тончайшем порошке размешиваются со связующим веществом, и затем тесто их просушивается настолько, что­бы можно было формовать его с помощью металлической формы.

Краски в плитках, таблетках и пр. не должны быть ни хруп­кими, ни мягкими. Большое содержание гумми-арабика в крас­ках делает их очень хрупкими; хрупкость эта исчезает, если краски содержат, кроме гумми-арабика, достаточное количество сахара. В том случае, когда связующее вещество красок состоит главным образом из животного клея, краски при некотором от­сырении мнутся в руках.

Китайская тушь

Encre de Chine. Tusche. Indian inc. China inc.

Эта популярная краска в продажу поступает в готовом ви­де, т. е. в соединении со связующим веществом. Приготовление ее - специальность Китая - родины краски, где она фабри­куется с незапамятных времен. Уже давно, впрочем, она фабри­куется и в Европе.

Настоящая китайская тушь добывается, по свидетельству одних лиц, из сажи, получаемой при сгорании кунжутного мас­ла, в которую вмешиваются сок коры неизвестного нам дерева, а также имбирный сок и вытяжка неизвестных нам растений. Сюда же прибавляется и животный клей, и вся смесь аромати­зируется камфарой или мускусом. По другим сообщениям, ки­тайская тушь выделывается из сажи, получаемой из масла сосновых деревьев.

Из сказанного видно, что тушь в Китае производится раз­личными способами и из различных материалов, почему и каче­ства продукта весьма разнообразны.

В Европе в настоящее время получается тушь хороших качеств, готовящаяся из сажи по различным рецептам.

Одно из важнейших условий приготовления хорошей краски заключается в тончайшем измельчении сажи. Если углерод, из которого состоит сажа, при помощи механической или химиче­ской обработки обратить в коллоидальное состояние, то величи­на крупинок его будет меньше, нежели длина световой волны. В этом виде он проявляет наибольшую красящую силу и при­обретает красно-коричневый оттенок. Приготовленная таким образом тушь способна проникать в поры бумаги, и после высы­хания уже не смывается водою. В Китае тушь измельчается механическим путем. В Европе же для этой цели применяются химические способы, благодаря которым можно получать более дешевый коллоидальный углерод.

В Европе в последнее время готовят тушь главным образом в жидком состоянии, причем связующим веществом ее является раствор шеллака в буре, который при высыхании нерастворим водою. Тушь эту англичане именуют инком; у французов и немцев она идет под названием жидкой китайской туши.

Тушь продается в плитках и столбиках, а также в жидком виде - во флаконах. Хорошей тушью считается та, которая на бумаге дает черный тон с приятным, слегка буроватым, как бы металлическим оттенком, в изломе однородна и стекловидна, легко растворяется в воде, не образуя в ней осадка, скоро сох­нет и не смывается с бумаги при высыхании, причем края маз­ков ее не растекаются.

Мягкие краски

Couleurs moites.

Для приготовления мягких красок, которые значительно лег­че разводятся водою, нежели твердые краски, главнейшим основным материалом для связующего вещества служат те же гумми-арабик и декстрин, к которым присоединяется значитель­ное количество меда (на 1 ч. гумми до 1 ч. меда). Мед вводит­ся в некристаллизующихся своих частях, т. е. в виде левулозы. Кроме меда, или вместо него, применяется и глицерин.

Связующее вещество мягких акварельных красок составляется таким образом: сперва очищается мед, смешивающийся для этого с водою, которой берется в четыре раза по весу больше, нежели меда; образующуюся при этом пену снимают с меда, и затем выпаривают воду, обращая медовый раствор в сиропооб­разную жидкость. Обработанный таким образом мед смеши­вается с раствором гумми-траганта, который берется в количе­стве 1 / 3 всего объема меда.

Медовые краски

Название красок уже указывает на то, что они должны со­держать в составе своего связующего вещества мед. Последний действительно составляет большую часть его; гумми-арабик же - меньшую часть. Но, кроме меда, сюда же входит и гли­церин, которым заменяют некоторое количество меда, а при же­лании удешевить краски мед заменяется картофельной патокой, которая не кристаллизуется.

Краски с большим содержанием меда и подобных ему ве­ществ должны были бы по высыхании легко растворяться во­дою и даже расплываться в сыром воздухе. Во избежание этого в раствор гумми-арабика и меда вводят копайский бальзам, а также воск или мастику, растворенные в эфирных маслах. Смолы и воск составляют с раствором гумми-арабика и меда эмульсию; медовая акварель, таким образом, очень близка по типу состава своего связующего вещества гумми-арабиковой темпере.

Копайский бальзам, воск и пр. вводятся в связующее веще­ство акварели таким образом: нагревают в фарфоровой чашке 4 части копайского бальзама и кладут в него 1 часть смолы мастики и 1 / 4 части отбеленного воска. Держат эту смесь на огне до тех пор, пока все совершенно в ней не растворится. В полученный раствор вливается затем 5 частей густого раствора гумми-арабика, и все перемешивается до тех пор, пока не полу­чится однообразная масса, напоминающая белую мазь и пред­ставляющая собой эмульсию.

Гуашь

Состав этих акварельных красок, заключенных в стеклянные баночки, приближается к медовым краскам, но они жидки и со­держат больше воды, чем медовые.

Связующее вещество гуаши может быть тождественным с акварельными, но может представлять собой и эмульсию. В по­следнем случае гуашь будет иметь темперный характер, но краски ее будут высветляться при высыхании значительно силь­нее, чем то наблюдается в темпере.

Под именем «гуаши для декоративной живописи» (gouaches pour la décoration artistique) фирма Лефрана выпустила в прода­жу краски для живописи панно, макетов и тому подобных де­коративных работ. О связующем веществе этих красок сведе­ний не имеется. Большая часть ассортимента их состоит из красок, по-видимому, каменноугольного происхождения.

Потребность в такого рода красках у художников несомнен­на, так как обыкновенные акварельные и гуашные краски для названных выше целей совершенно непригодны.

Связующее вещество декоративной гуаши может быть раз­нообразно, во всяком случае, оно должно быть дешевле гумми­арабика. Здесь может быть применим обыкновенный столярный клеи, у которого особой обработкой отнимается способность студениться, или тот же клей в смеси с растительным клеем. Наиболее лучшим связующим веществом подобной гуаши будет пшеничный крахмал, обработанный щелочью.

Пшеничный крахмал является, как известно, одним из наи­более ценных видов крахмала. Состав его более сло­жен, нежели состав картофельного крахмала, и клей, полученный из него, обладает хорошей связующей способно­стью, которая при известных условиях сохраняется продол­жительное время. Таким образом, клей, полученный из одного пшеничного крахмала, может уже служить хорошим связующим веществом для декоративной гуаши. Он не темнит краски по­добно декстрину и гумми-арабику, вследствие чего они приобре­тают бархатную матовость, чего не дают другие связующие вещества.

Рецептура связующего вещества из крахмала будет такова:

Воды к нему..................... 1300 - 1350 г.

Приготовленные на этом связующем веществе краски ровно и хорошо ложатся - раскладываются на бумагу, грунтованный картон, холст и всякую матовую поверхность, причем сильно светлеют, приобретая легкий и звучный тон.

Красочный материал для декоративной гуаши может быть весьма разнообразным: здесь пригодны и минеральные краски и краски-лаки, не изменяющиеся от слабых щелочей. Для красок же, страдающих от щелочей, связующее вещество подвергается нейтрализации посредством соляной кислоты, которая вводится в связующее вещество тотчас же по окончании его приготов­ления малыми порциями при постоянном помешивании. Для консервирования клея в этом случае добавляется в него на 100 частей крахмала 3,5 части формалина.

Для плакатов и тому подобной живописи, кроме мине­ральных красок, можно применять краски искусственные, орга­нического происхождения, обладающие большой звучностью, ка­ковы: литоль, пара-красная, гераниум-лак, зеленая виридин, фиолетовые, синие, желтые лаки, малахитовая зелень и т. п. При желании придать большую крепость связующему веще­ству декоративной гуаши можно ввести в раствор крахмального клея столярный клей. Рецептура при этом изменится таким об­разом:

Пшеничного крахмала.................... 100 г.

Воды к нему.................................... 1400 г.

Едкого натра....................................... 7,2 г.

Клея столярного................................. 10 г.

При чистом столярном клее не требуется особой дезинфекции, в противном случае пользуются фенолом.

Видео урок рисования акварелью "Город в лучах солнца" Базовый видео урок рисования акварелью "Город в лучах солнца". Художник-преподаватель: Татьяна Викторова Татьяна – художник-акварелист, по образованию дизайнер интерьера, но нашла себя именно в изобразительном искусстве. Рисует с 2014 года, а с 2016 г проводит мастер-классы в своем городе. Считает себя на половину самоучкой, потому что мир современной акварели очень далек от классического представления и многое изучалось самостоятельно. В этом видео уроке рисования акварелью Татьяна рассмотрит довольно сложное построение улицы – перспективу с двумя точками схода, а также расскажет и покажет, как нарисовать городской пейзаж в теплом колорите. ✔ Построение перспективы улицы с одной точкой схода ✔ Тональные взаимоотношения предметов друг с другом ✔ Принцип работы над сюжетами с контрастным сочетанием цветов ✔ Как включать в городские пейзажи людей и машины ✔ Как рисовать отражение города ✔ Построение перспективы улицы с двумя точками схода. ✔ Тональные взаимоотношения предметов друг с другом ✔ Различие подбора оттенков для «теплого» и «холодного» колорита работы ✔ Как нарисовать свет акварелью ✔ Вопрос детализации архитектуры и работы в целом ✔ Как включать в городские пейзажи людей и машины ✔ Как включать в работу цветовые акценты Итогом видео урока станет акварельная работа с солнечным городом! Это финальная работа курса, которая объединяет все, что мы изучили на предыдущих занятиях. Продолжительность видео урока: 1 час 40 минут Для комфортного обучения убедитесь, что у вас есть следующие художественные материалы: ✔ АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ Акварельные краски любого производителя. В уроке Татьяна использует следующие цвета: - Белые Ночи, № 321 Железоокисная светло-красная - Van Gogh, № 568 Фиолетовый - Белые Ночи, № 209 Неаполитанская желтая - Белые Ночи, № 304 Кадмий оранжевый - Белые Ночи, № 319 Карминовая - Белые Ночи, № 513 Голубая - Белые Ночи, № 357 Венецианская красная - Белые Ночи, № 524 Индантреновый синий - Гуашевые белила, титановые (P.W.6) Белые ночи «Мастер-класс» (Или другой фирмы) ✔ КИСТИ - Кисть синтетика Escoda «Perla», круглая, №8 (Замена: синтетика любой фирмы, круглая, размер № 6-10) - Кисть белка Art Secret, круглая, №2 (Замена: белка или имитация любой фирмы, круглая, размер № 8-10) - Флейц для смачивания бумаги Pinax, коза, №40 (Замена: любая другая флейцевая кисть) ✔ БУМАГА ДЛЯ АКВАРЕЛИ, ФОРМАТ А4 Вы можете использовать любую бумагу для акварели плотностью не менее 200 г/м2, которая хорошо держит воду. В этом видео уроке Татьяна использует для эскиза бумагу фирмы Kroyter, формата А4 (Замена: ватман или любая другая плотная бумага), а для финальной работы хлопковую бумагу «Lanaquarelle», формат А4 (Замена:100% хлопковая бумага любого производителя, фактура grain fin, плотность 300 г/м2. Например, Arches или Fabriano Artistico) ✔ ПЛАНШЕТ ✔ БУМАЖНЫЙ СКТОЧ ✔ КАРАНДАШ И ЛАСТИК ✔ СТАКАН ВОДЫ ✔ ТРЯПКА ИЛИ БУМАЖНОЕ ПОЛОТЕНЦЕ ✔ ПАЛИТРА ИЛИ БЕЛАЯ ТАРЕЛКА Начинающий. Видео урок рисования акварелью будет интересен ученикам с нулевыми и начальными навыками. Все видео уроки от АртПрофессора Викторова Татьяна вы можете найти на ее персональной странице ниже. Хотите научиться рисовать акварелью? С нами это просто! Получайте огромное удовольствие и учитесь рисовать у мастеров своего дела!

Видео урок рисования акварелью "Пасмурный Лондон" Базовый видео урок рисования акварелью "Пасмурный Лондон". Художник-преподаватель: Татьяна Викторова Татьяна – художник-акварелист, по образованию дизайнер интерьера, но нашла себя именно в изобразительном искусстве. Рисует с 2014 года, а с 2016 г проводит мастер-классы в своем городе. Считает себя на половину самоучкой, потому что мир современной акварели очень далек от классического представления и многое изучалось самостоятельно. В этом видео уроке рисования акварелью Татьяна расскажет, как нарисовать городскую улицу в перспективе, а также как работать с цветом. ✔ Построение перспективы улицы с одной точкой схода ✔ Тональные взаимоотношения предметов друг с другом ✔ Принцип работы над сюжетами с контрастным сочетанием цветов ✔ Как включать в городские пейзажи людей и машины ✔ Как рисовать отражение города ✔ Как рисовать акварелью ✔ Как выстраивать перспективу в своих картинах ✔ Как подбирать цвета для картины акварелью ✔ Как рисовать городской пейзаж акварелью Итогом видео урока станет работа с изображением пасмурного Лондона! К 3 уроку курса мы уже многое знаем про построение и цвет и ничего не должно остановить вас от рисования акварельных городов. Продолжительность видео урока: 1 час 23 минуты Для комфортного обучения убедитесь, что у вас есть следующие художественные материалы: ✔ АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ Акварельные краски любого производителя. В уроке Татьяна использует следующие цвета: - Белые Ночи, № 209 Неаполитанская желтая - Белые Ночи, № 304 Кадмий оранжевый - Белые Ночи, № 357 Венецианская красная - Белые Ночи, № 319 Карминовая - Van Gogh, № 568 Фиолетовый - Белые Ночи, № 513 Голубая - Белые Ночи, № 524 Индантреновый синий - Белые Ночи, № 727 Оливковая - Гуашевые белила, титановые (P.W.6) Белые ночи «Мастер-класс» (Или другой фирмы) ✔ КИСТИ - Кисть синтетика Escoda «Perla», круглая, №8 (Замена: синтетика любой фирмы, круглая, размер № 6-10) - Кисть белка микс Pinax «Poseidon», круглая, №8 (Замена: белка или имитация любой фирмы, круглая, размер № 8-10) - Флейц для смачивания бумаги Pinax, коза, №40 (Замена: любая другая флейцевая кисть) ✔ БУМАГА ДЛЯ АКВАРЕЛИ, ФОРМАТ А4 Вы можете использовать любую бумагу для акварели плотностью не менее 200 г/м2, которая хорошо держит воду. В этом видео уроке Татьяна использует для эскиза бумагу фирмы Kroyter, формата А4 (Замена: ватман или любая другая плотная бумага), а для финальной работы бумагу Fabriano «Blocco per artisti», формат А4 (Замена:100% хлопковая бумага любого производителя, фактура grain fin, плотность 300 г/м2. Например, Arches или Fabriano Artistico) ✔ ПЛАНШЕТ ✔ БУМАЖНЫЙ СКТОЧ ✔ КАРАНДАШ И ЛАСТИК ✔ СТАКАН ВОДЫ ✔ ТРЯПКА ИЛИ БУМАЖНОЕ ПОЛОТЕНЦЕ ✔ ПАЛИТРА ИЛИ БЕЛАЯ ТАРЕЛКА Начинающий. Видео урок рисования акварелью будет интересен ученикам с нулевыми и начальными навыками. Все видео уроки от АртПрофессора Викторова Татьяна вы можете найти на ее персональной странице ниже. Хотите научиться рисовать акварелью? С нами это просто! Получайте огромное удовольствие и учитесь рисовать у мастеров своего дела!

Введение

Восприятие акварели часто связывалось с представлением о каком-то очень простом и даже несерьезном способе живописи, подходящем скорее для начального этапа обучения, предваряющем обучение масляной технике. Акварельная техника не вызывала у профессионалов должного серьезного отношения. И сегодня такое устоявшееся мнение не является редкостью. Современные художники стали обращать пристальное внимание на развитие акварельной техники, предприняты первые шаги возрождения классической акварели.. Проблема данного исследования заключена в том, что методы, технологии и приемы акварельной техники недостаточно глубоко изучены. На сегодняшний день в педагогических и художественных учебных заведениях накопился большой методический опыт обучения акварели. Его необходимо изучать, подвергать научному анализу, делать достоянием педагогической и художественной общественности. Таким образом, исследование художественно-выразительных особенностей акварели как средства живописи и графики, анализ методического опыта акварельной живописи и ведущих художников акварелистов, определение наиболее эффективных методических и технических приемов в акварели - все это актуальные проблемы теории и методики обучения будущих художников акварелистов. Акварель незаменима в преподавании изобразительного искусства в различных формах образования детей, ибо среди художественных материалов для школьников выделяется своей доступностью, не требует сложных специальных приспособлений. Но для того, чтобы обучать этой "доступной" технике, педагог должен сам уверенно владеть навыками письма акварелью, однако подготовка учителей в этой области является недостаточной. Поэтому в высшей педагогической школе искусству акварели должно быть уделено более серьезное внимание. В настоящее время в курсе живописи она часто играет второстепенную роль, становится предварительным этапом к освоению масляной живописи. Важнейшей и вечно актуальной проблемой изобразительного искусства является воспитание зрителя. Чтобы воспринять и оценить достоинства произведения, выполненного акварелью, зритель должен быть знаком с ее возможностями, проникнуться уважением к ней как средству художественного отражения мира

Суть акварели и ее свойства

акварель краски живопись пейзаж

АКВАРЕЛЬ (aquarelle)

Суть акварели в отражённом бумагой свете, проходящем через прозрачные слои красок.

Техника акварели проста. Надо всего лишь уметь соотносить количества воды и краски на кисти и бумаге одновременно.

Техника акварели легка: за искусством не видно труда. Путь к этой лёгкости лежит через десятки килограммов изведённых листов (акварель не переносит поправок), через соблазны использования белил и иных химических арсеналов (акварель не нуждается в макияже).

Всякий художник может работать акварелью, но не каждый может написать акварель

Каждая акварель неповторима: залогом тому соавторство Воды.

Константин Кузема

Акварель (образовано от латинского слова aqua - вода) - клеевые водорастворимые краски. Живопись, выполненная этими красками, тоже носит название акварель. В этой статье рассматриваются особенности, свойства и ее состав акварели.

Особенность акварели - исключительная прозрачность цвета. Отталкиваясь от данного свойства можно выстроить и остальные. К производным свойствам акварели относятся изменение оттенков путем нанесения высохших слоев краски поверх предыдущих. Таким же образом увеличивается и насыщенность цвета, если используется один и тот же красящий состав. Иными словами, можно наложить краску так, чтобы просвечивала бумага, можно наложить цвет на цвет, чтобы просвечивал нижележащий слой, образуя новый цветовой оттенок. Это достигается чистотой применяемых материалов, а так же высокой дисперсностью пигментов.

В отличие от гуаши, акварель не предназначена для пастозного нанесения, так как весь смысл теряется. Свойства акварели диктуют нам правила, основное из которых - применение большого количества воды, ведь даже название акварели происхотит от слова "вода". Още одно отличие - сложно обойтись тремя основными цветами. Поэтому выпуск акварели всегда "многоцветный" (от 16 цветов и более). При механическом смешении цветов свойства акварели значительно теряются, снижается прозрачность и чистота.

Контейнеры с акварелью всегда небольшого объема, в отличие от гуаши, так как, опять же, требуют большего количества воды при использовании, в то время как гуашь можно использовать и без воды, если краски свежие.

Выпускают акварель в тюбиках (полужидкая акварель), в пластмассовых тюбиках (мягкая акварель).

Работу с акварелью чаще всего ведут кистями из волоса белки больших номеров (кисти от 4 номера), а вот доработку деталей выполняют кистями младших номеров. Обязательным условием для кисти при работе с акварелью - способность удерживать большой запас влаги и иметь тонкий каплевидный кончик. Опытные мастера-художники могут выполнить качественную работу одним пятым или даже седьмым номером, вплоть до мелких деталей.

Состав акварели:

пигменты (тонкодисперсные порошки),

связующее - гуммиарабик, декстрин, вишневая или терновая камедь,

пластификатор (глицерин или инвертированный сахар),

поверхностно активное вещество - бычья желчь - позволяет легко разносить краску по бумаге, препятствует скатыванию краски в капли, антисептик - фенол, предохраняет краску от плесени.

Акварельные краски:

Художественные (для живописных работ).

Акварельная краска состоит из пигмента и водорастворимого клея (связующего). В качестве связующего в акварели используют гуммиарабик, но в дешевых красках его могут заменять декстрином, вишневым клеем и др. Дополнительно, при производстве акварельной краски, добавляют пластификатор (глицерин, мед, патока) для эластичности пленки, консерванты (антисептики) от плесени и смачиватель (бычья желчь) для равномерного нанесения на поверхность.

ВИДЫ АКВАРЕЛЬНЫХ КРАСОК

Полутвердые в кюветах

Это сухая краска, изначально залитая в жидком виде в прямоугольники небольшого размера, которые расфасованы в наборы или продаются поштучно. Стандартный объем кюветы примерно 2,5 мл, но также продаются и “половинки” (half-pans), которые удобны для зарисовок вне дома.Чаще всего, такими акварельными красками работают на небольших форматах (трудно "вытащить" нужный объем краски из сухих кюветок).

Внутренняя сторона крышки набора чаще всего используется в качестве палитры. Если коробка пластиковая - краска может въедаться, а в металлические с эмалью - нет.

    (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ЛЕНИНГРАД, ЛАДОГА)
  • Краски акварельные TALENS ARTCREATION

Мягкие в тюбиках

Практически - жидкая краска. Самое главное отличие ее свойств от акварели в кюветах – насыщенный цвет и яркость. Хорошо подходит для заливок и больших форматов, в том числе и с точки зрения экономии. Как правило, во время работы акварель выдавливают из туб в пустые кюветы, которые лежат в коробке-палитре. Когда работа заканчивается, излишки краски так и остаются в кюветах. Коробка-палитра закрывается. Даже если краски немного подсохнут, их сбрызгивают водой и они опять готовы к употреблению. Самая популярная кисть для работы краской из тубы на больших форматах - мягкий флейц.

Жидкая “акварель”

Не является акварелью по своему составу. В первую очередь потому, что она сделана не из пигментов, а из красителей. Правильнее было бы называть ее неводостойкими чернилами, обладающими свойствами, присущими акварели. Хорошо подходит для иллюстраций и скетчей.

Кратко можно выделить следующие вспомогательные средства:

  • Связующие для акварели и гуаши
Которые позволяют самостоятельно сделать краски, используя пигмент и связующее.
  • Разбавители для акварельных красок
Для уменьшения поверхностного натяжения воды, что позволяет наносить краску более равномерно, исключая сгущение краски или изменения ее цвета.
  • Средства для маскирования
Маскирование – временно скрытие элементов, на которые не должна попасть краска.
  • Добавки для эффектов поверхности
Различные пасты и гели для увеличения пастозности краски и создания декоративных рельефов, увеличения глянца или блеска, для создания эффекта металлик и многие другие.
  • Грунт для акварели

Таким грунтом можно загрунтовать любые поверхности (холст, дерево, бумагу), после чего на них можно работать акварельными красками.

БУМАГА ДЛЯ АКВАРЕЛЬНЫХ КРАСОК


Считается, что в акварельной живописи первоочередным является качество бумаги. Даже качественная краска на плохой бумаге не сможет продемонстрировать все красоту своих оттенков и прекрасные свойства. Для акварельной бумаги первостепенное значение состав и проклейка. Проклейка обеспечивает акварельную бумагу минимальной впитываемостью, прочностью при работе во влажном состоянии.

Вдохновляющие акварельные работы Юлии Барминовой