Истории любви: Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Как жить - история любви галины вишневской и мстислава ростроповича Галина вишневская и мстислав ростропович история любви

Они стали мужем и женой через четыре дня после знакомства и душа в душу прожили долгую и счастливую жизнь. Любовь гениального виолончелиста, интеллигентнейшего человека, трепетного возлюбленного, заботливого мужа и отца Мстислава Ростроповича и звезды мировой оперной сцены, первой красавицы Галины Вишневской была такой светлой и прекрасной, что ее, наверное, хватило бы не на одну, а на десять жизней.


Впервые они увидели друг друга в ресторане «Метрополь». Восходящая звезда Большого театра и молодой виолончелист были в числе гостей на приеме иностранной делегации. Мстислав Леопольдович вспоминал: «Поднимаю я глаза, а ко мне с лестницы снисходит богиня… Я даже дар речи потерял. И в ту же минуту решил, что эта женщина будет моей».

Когда Вишневская собралась уходить, Ростропович настойчиво предложил проводить ее. «Между прочим, я замужем!» - предупредила его Вишневская. «Между прочим, это мы еще посмотрим!» - ответил он ей. Потом был фестиваль «Пражская весна», где и произошло все самое главное. Там Вишневская, наконец, его разглядела: «Худущий, в очках, очень характерное интеллигентное лицо, молодой, но уже лысеет, элегантный, - вспоминала она. - Как потом выяснилось, узнав, что я лечу в Прагу, он взял с собой все свои пиджаки и галстуки и менял их утром и вечером, надеясь произвести впечатление».


На ужине в пражском ресторане Ростропович заметил, что его дама «более всего налегала на соленые огурцы». Готовясь к решающему разговору, виолончелист пробрался в комнату певицы и поставил в ее шкаф хрустальную вазу, наполнил ее огромным количеством ландышей и… солеными огурцами. Ко всему этому приложил пояснительную записочку: дескать, не знаю, как вы отнесетесь к такому букету, и поэтому я, чтобы гарантировать успех предприятия, решил добавить к нему соленый огурец, вы их так любите!..

Вспоминает Галина Вишневская: «В ход шло все что только можно, - до последней копейки своих суточных он бросил мне под ноги. В буквальном смысле слова. В один из дней мы пошли гулять в сад в верхней Праге. И вдруг - высокая стена. Ростропович говорит: “Давайте перелезем через забор”. Я в ответ: “Вы что, с ума сошли? Я, примадонна Большого театра, через забор?”. А он - мне: “Я сейчас вас подсажу, потом перепрыгну и вас там поймаю”. Ростропович меня подсадил, перемахнул через стену и кричит: “Давайте сюда!” - “Посмотрите, какие лужи тут! Дождь же только что прошел!”. Тогда он снимает с себя светлый плащ и бросает на землю. И я по этому плащу прошлась. Он кинулся меня завоевывать. И он меня завоевал».

«Каждый раз, когда я смотрю на Галю, я снова женюсь на ней»

Роман развивался стремительно. Через четыре дня они вернулись в Москву, и Ростропович поставил вопрос ребром: «Или ты сейчас же придешь жить ко мне - или ты меня не любишь, и все между нами кончено». А у Вишневской - 10-летний надежный брак, верный и заботливый муж Марк Ильич Рубин, директор Ленинградского театра оперетты. Они через многое прошли вместе - он не спал день и ночь, пытаясь достать лекарство, которое помогло спасти ее от туберкулеза, их единственный сын умер вскоре после рождения.

Ситуация складывалась непростая, и тогда она просто убежала. Отправила мужа за клубникой, а сама покидала в чемоданчик халат, тапочки, что попало и - бегом. «А куда бежать? Я даже адреса не знаю, - вспоминала Галина Павловна. - Звоню Славе из коридора: “Слава! Я иду к тебе!”. Он кричит: “Я тебя жду!”. А я ему ору: “Не знаю, куда ехать!”. Он диктует: улица Немировича-Данченко, дом такой-то. Я по лестнице вниз бегу, как сумасшедшая, ноги подкашиваются, не знаю, как я себе голову не разбила. Села и кричу: “Улица Немировича-Данченко!” А таксист уставился на меня и говорит: “Да вы пешком дойдете - это рядом, вон там, за углом”. А я кричу: “Я не знаю, вы меня везите, пожалуйста, я вам заплачу!”».

И вот машина подъехала к дому Ростроповича. Вишневскую встретила его сестра Вероника. Сам он пошел в магазин. Поднялись в квартиру, открывают дверь, а там - мама, Софья Николаевна, стоит в ночной рубашке, с вечным «Беломором» в углу рта, седая коса до колена, одна рука ее уже в халате, другая никак в рукав попасть не может от волнения... Сын три минуты назад объявил: «Сейчас приедет моя жена!».

«Села она так неловко на стул, - рассказывала Галина Павловна, - а я села на свой чемодан. И все вдруг расплакались, заревели. В голос заголосили!!! Тут открывается дверь - входит Ростропович. Из авоськи у него торчат какие-то рыбьи хвосты и бутылки шампанского. Орет: “Ну, вот и познакомились!”».

Когда Ростропович регистрировал в районном загсе по месту прописки Вишневской свой брак, регистраторша сразу узнала знаменитую солистку Большого театра и поинтересовалась, за кого же она выходит замуж. Увидев довольно-таки невзрачного жениха, регистраторша сочувственно улыбнулась Вишневской, а с трудом прочитав фамилию «Ро... стро... по... вич», сказала ему: «Ну, товарищ, у вас сейчас есть последняя возможность сменить свою фамилию». Мстислав Леопольдович вежливо поблагодарил ее за участие, но фамилию менять отказался.


«Без меня не рожать!»

«Когда я сообщила Славе, что у нас будет ребенок, счастью его не было предела. Он немедленно схватил томик сонетов Шекспира и с упоением стал мне их читать, чтобы я, не теряя ни минуты, прониклась прекрасным и стала создавать в себе что-то столь же возвышенное и прекрасное. С тех пор эта книга лежала на ночном столике, и как соловей над соловьихой поет по ночам, когда она высиживает птенцов, так и мой муж всегда перед сном читал мне прекрасные сонеты».

«Подошло время разрешаться от бремени. Слава в это время был на гастролях в Англии. И он просил, настаивал, требовал, умолял, чтобы я непременно дождалась его. “Без меня не рожать!” - кричал он мне в телефонную трубку. И, что самое смешное, требовал этого и от остальных представительниц “бабьего царства” - от матери и сестры, словно они могли по щучьему велению остановить схватки, начнись они у меня.

И я дождалась! Вечером 17 марта он вернулся домой, окрыленный успехом гастролей, счастливый и гордый тем, что домашнее бабье царство выполнило все его приказы: жена, еле шевелясь, сидит в кресле в ожидании своего повелителя. И вот как у фокусника из волшебного ящика появляются всевозможные чудеса, так и из Славиного чемодана полетели на меня фантастические шелка, шали, духи и еще какие-то невероятно красивые вещи, которые я не успевала и рассмотреть, и, наконец, вывалилась оттуда роскошная шуба и упала мне на колени. Я только ахала и от изумления не могла произнести ни слова, а сияющий Слава ходил вокруг и объяснял:

- Вот это пойдет к твоим глазам... Из этого ты закажи концертное платье. А вот эту материю только я увидел, мне стало ясно, что это специально для тебя. Вот видишь, как хорошо, что дождалась меня, - я всегда бываю прав. Теперь у тебя будет хорошее настроение и тебе легче будет рожать. Как только станет очень больно, ты вспомни про какое-нибудь красивое платье, и все пройдет.

Его просто распирало от гордости и удовольствия, что он такой замечательный, такой богатый муж, что смог преподнести мне такие красивые вещи, каких нет ни у одной артистки театра. А я-то знала, что мой “богатый” муж и, как уже тогда писали английские газеты, “гениальный Ростропович”, чтобы иметь возможность купить для меня все эти подарки, наверняка за две недели гастролей ни разу не пообедал, потому что получал за концерт 80 фунтов, а остальные деньги... сдавал в советское посольство».


18 марта 1956 года родилась их первая дочь. Галина Павловна вспоминает: «Я хотела назвать ее Екатериной, но получила от Славы жалобную записку. “Умоляю тебя не делать этого. Мы не можем назвать ее Екатериной по серьезным техническим причинам - ведь я буквы “р” не выговариваю, и она еще будет меня дразнить. Давай назовем ее Ольгой». А через два года на свет появилась и вторая девочка, которую назвали Еленой.


Классик домостроя

«Отцом он был необыкновенно нежным и заботливым, и вместе с тем - очень строгим. Доходило до трагикомедий: Слава очень много гастролировал, и я все пыталась его урезонить, объясняла, как он нужен своим подрастающим дочерям. “Да, ты права!” - соглашался он… и начиналось стихийное занятие музыкой. Он звал девочек. У Лены глаза заранее были на мокром месте - так, на всякий случай. А вот Оля была его коллегой-виолончелисткой, очень бойкой девочкой, всегда готовой дать отпор. Вся тройка торжественно исчезала в кабинете, а через четверть часа оттуда уже неслись крики, вылетал Ростропович, хватающийся за сердце, и следом за ним ревущие дети.

Он обожал своих дочерей, ревновал их и, чтобы к ним на даче не лазили мальчики через забор, посадил вокруг него кустарник с большими шипами. Занимался он столь важным вопросом со всей серьезностью, и даже консультировался у специалистов, пока, наконец, не нашел надежный сорт, чтобы, как он мне объяснил, все кавалеры клочки своих штанов на шипах оставляли.

Он совершенно не мог видеть джинсы на девочках: не нравилось, что зады им обтягивают, соблазняют мальчишек; и мне выговаривал, зачем привезла их из-за границы. И вот, приехав как-то после дневного спектакля на дачу, я застала там полный мрак и траур. По земле стелился густой черный дым, на открытой веранде нашего деревянного дома догорал костер. На полу лежала кучка пепла, а над нею стояли трое - торжественный Слава и зареванные Ольга и Лена. Горстка пепла - вот все, что осталось от джинсов. И все-таки, несмотря на всю его строгость, девочки боготворили отца».

Четыре дня

Впереди у них было счастливое, но очень тяжелое время: дружба с опальным Солженицыным, лишение гражданства СССР, скитания, успех и востребованность на мировой музыкальной сцене, прилет Мстислава Леопольдовича в Москву во время августовского путча 1991 года, возвращение в уже новую Россию.


Ростропович никогда не боялся показать свое отношение к власти. Однажды после триумфальных гастролей в Соединенных Штатах его пригласили в советское посольство и объяснили, что львиную долю гонорара он должен сдать в посольство. Ростропович возражать не стал, он только попросил своего импресарио купить на весь гонорар фарфоровую вазу и вечером доставить ее в посольство, где был назначен прием. Доставили немыслимой красоты вазу, Ростропович взял ее, полюбовался и... разжал руки. Ваза, ударившись о мраморный пол, разлетелась на кусочки. Подобрав один из них и аккуратно завернув в носовой платок, он сказал послу: «Это - мое, а остальное - ваше».

Другой случай - Мстислав Леопольдович всегда хотел, чтобы на гастролях его сопровождала жена. Однако Министерство культуры ему в этой просьбе неизменно отказывало. Тогда друзья посоветовали написать ходатайство: мол, ввиду моего плохого здоровья прошу разрешить, чтобы меня в поездке сопровождала жена. Ростропович письмо написал: «Ввиду моего безукоризненного здоровья прошу, чтоб меня в зарубежной поездке сопровождала жена Галина Вишневская».

…Золотую свадьбу звездная чета праздновала в том самом ресторане «Метрополь», где Вячеслав Леопольдович впервые увидел свою богиню. Ростропович показывал гостям чек на 40 долларов, который ему вручил журнал «Ридерз дайджест». Корреспондент, когда брал у него интервью, спросил: «Правда, что вы женились на Вишневской через четыре дня после того, как впервые ее увидели? Что вы думаете по этому поводу?». Ростропович ответил: «Я очень жалею, что потерял эти четыре дня».


Биография

Мстислав Ростропович родился в семье профессиональных музыкантов - виолончелиста Леопольда Ростроповича, сына пианиста и композитора Витольда Ростроповича, и пианистки Софьи Федотовой в Баку, куда семья переехала из Оренбурга по приглашению азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова. Ростропович начал заниматься музыкой в раннем детстве с родителями. В 1932-1937 годах учился в Москве в Музыкальном техникуме имени Мусоргского. В 1941 году его семья была эвакуирована в город Чкалов, где Мстислав учился в музыкальном училище, в котором преподавал его отец. В 16 лет он поступил в Московскую консерваторию, где изучал виолончель у Семёна Козолупова и композицию у С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича.

Получил известность как виолончелист в 1945 году, выиграв золотую медаль Третьего Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве. Наряду с 18-летним Ростроповичем, выдержавшим труднейшее состязание и одержавшим свою первую победу, первую премию на конкурсе музыкантов-исполнителей получил и уже имевший к тому времени известность пианист Святослав Рихтер.

В 1947 году выиграл 1-ю премию на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге (см. Награды и звания).

Могила М. Ростроповича на Новодевичьем Кладбище

Благодаря международным контрактам и турам Ростропович стал известен на Западе. В его исполнении прозвучал фактически весь репертуар виолончельной музыки, и впоследствии многие произведения были написаны специально для него. Им были исполнены впервые 117 произведений для виолончели и даны 70 оркестровых премьер. Как камерный музыкант выступал в ансамбле со Святославом Рихтером, в трио с Эмилем Гилельсом и Леонидом Коганом, в качестве пианиста в ансамбле с женой Галиной Вишневской.

По его собственному признанию, на формирование его личности огромное влияние оказали три композитора: Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Бенджамин Бриттен.

В 1955 году, спустя четыре дня после знакомства на фестивале «Пражская весна» с известной оперной певицей Г. П. Вишневской, фактически стали мужем и женой. После возвращения из Праги Вишневская решительно рассталась со своим прежним супругом, директором Ленинградского Театра оперетты М. И. Рубиным и связала жизнь с «человеком из оркестра». Вместе Ростропович и Вишневская прожили 52 года. Семья обосновалась в квартире «Дома композиторов» в Газетном переулке. Вскоре родились две дочери - Ольга и Елена. По воспоминаниям дочерей, отец был очень строгим, педантичным родителем, постоянно занимавшимся их воспитанием.

Начиная с 1969 года Ростропович и его семья поддерживали А. И. Солженицына, разрешив ему жить на своей даче под Москвой, и написав открытое письмо Брежневу в его защиту. За этим последовала отмена концертов и туров, остановка записей.

В 1974 году получил выездную визу и выехал с женой и детьми за границу на длительный срок, что было оформлено как командировка Министерства культуры СССР. В 1978 году они были лишены советского гражданства. Газета «Известия» от 16.03.1978 писала:

Выехавшие в зарубежные поездки М. Л. Ростропович и Г. П. Вишневская, не проявляя желания возвратиться в Советский Союз, вели антипатриотическую деятельность, порочили советский общественный строй, звание гражданина СССР. Они систематически оказывали материальную помощь подрывным антисоветским центрам и другим враждебным Советскому Союзу организациям за рубежом. В 1976-1977 годах они дали, например, несколько концертов, денежные сборы от которых пошли в пользу белоэмигрантских организаций. <…> Учитывая, что Ростропович и Вишневская систематически совершают действия, наносящие ущерб престижу Союза ССР и несовместимые с принадлежностью к советскому гражданству, Президиум Верховного Совета СССР постановил на основании ст. 7 Закона СССР от 19 августа 1938 года «О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик» за действия, порочащие звание гражданина СССР, лишить гражданства СССР М. Л. Ростроповича и Г. П. Вишневскую.

Гражданство СССР было возвращено Ростроповичу и Вишневской в 1990 году.

Дирижер Национального симфонического оркестра США, 1993 год.

С 1974 года стал одним из ведущих дирижёров Запада. В течение 17 сезонов он был бессменным дирижёром и художественным руководителем Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, вошедшего под его руководством в число лучших оркестров Америки, регулярным гостем Берлинской филармонии, Бостонского симфонического оркестра, Лондонского симфонического оркестра и Лондонской филармонии.

Последними записями Ростроповича были Концерт для виолончели с оркестром № 2 Шнитке и «Возвращение в Россию» - документальный фильм о поездке в Москву вместе с Национальным симфоническим оркестром в 1990 году.

В течение 26 лет преподавал в Московской консерватории, семь лет был педагогом Ленинградской консерватории. С 1959 по 1974 годы Ростропович - профессор, а с 1993 года - почетный профессор Московской консерватории.

Ростропович известен и своей благотворительной деятельностью: он был президентом Благотворительного фонда Вишневской-Ростроповича, оказывающего помощь российским детским лечебным учреждениям, а также одним из попечителей школы имени А. М. Горчакова, возрождаемой в духе и традициях Царскосельского лицея.

Летом 2006 года Мстислав Леопольдович тяжело заболел: в феврале и в апреле 2007 года он перенёс две операции в связи со злокачественной опухолью печени. Скончался в клинике в Москве 27 апреля 2007 года. Прощание с Ростроповичем состоялось 28 апреля в Большом зале Московской консерватории. Отпевание прошло в Храме Христа Спасителя. Похоронен Ростропович в Москве, на Новодевичьем кладбище.

27 марта легендарному музыканту исполнилось бы 90 лет. Его дочь Елена вместе с «Антенной» рассматривает редкие фото из своего архива.

Папа родился в Баку. Мой дедушка Леопольд был талантливым виолончелистом, получил работу педагога в Баку и отправился туда из Оренбурга. С ним поехала и бабушка, на тот момент уже беременная папой, с дочкой Вероникой. Не знаю, кому пришла эта невероятная идея, но когда папе было месяца полтора-два, его сфотографировали в футляре виолончели. На снимке он своей маленькой ручкой трогает струны, а смычок прикасается к его тельцу. Дедушка никогда не навязывал сыну никакого инструмента, и папа с детства учился играть на рояле (его мама была отличной пианисткой). А в 10 лет начал заниматься виолончелью. Причем сам просил отца, чтобы тот давал ему уроки. С этого все и началось. В 13 лет папа сыграл свой первый концерт Сен-Санса с оркестром. Дед умер рано, отцу не исполнилось и 14, но он начал подрабатывать – преподавал студентам. А в 16 поступил в московскую консерваторию в класс С. Козолупова. Ему легко давалась учеба, со второго курса он сразу перешел на пятый и окончил консерваторию в 18 лет с золотой медалью.

Мстислав Ростропович и Галина Вишневская

Фото Getty Images

Папе и маме, видно, судьбой было написано встретиться. Они оба жили в Москве, оба уже были знамениты, и их отправили на фестиваль в Чехословакию «Пражская весна». Тогда они ничего не знали друг о друге. У папы не было времени ходить на концерты, а для мамы виолончелист – это музыкант в оркестровой яме. В первый день в Праге папа завтракал в гостинице с другом, ресторан находился в фойе напротив лестницы. И тут он увидел на этой лестнице сначала очень красивые женские стройные ноги, потом появилась величественная потрясающая фигура. Папа даже немного испугался: вдруг сейчас предстанет не соответствующее этой стати лицо, но, увидев очаровательное лицо мамы, даже поперхнулся круассаном. С этого момента он начал за ней ухаживать и в течение трех дней ходил за мамой. Он забыл про музыку, про все на свете – остроумно шутил, переодевался в день по несколько раз, чтобы она заметила его старания. Он хотел ее сбить с ног. И сбил… Мама вспоминала, что папа без конца преподносил ей сюрпризы – цветы и даже соленые огурцы, которые она любила. На третий день мама сдалась. Официально они поженились уже в Москве. Но 15 мая папа и мама отмечали как свою свадьбу. Корреспондент «Ридер дайджест» как-то спросил у папы, не сожалеет ли он о том, что поженился на третий день знакомства со своей будущей супругой. «Я очень сожалею, что потерял три дня», – ответил отец. И за эту остроумную фразу он получил 20 долларов, этот чек до сих пор хранится у нас. Через много лет они специально приезжали в Прагу, чтобы пройти по тем местам, где родилась их любовь.

У родителей была настоящая любовь, которую я в жизни никогда не видела и, наверное, уже не увижу. Они были очень разные и прекрасно дополняли друг друга. Если бы они были не на одном уровне, то у кого-то из них мог возникнуть комплекс неполноценности. Но так как они в своих сферах достигли вершин, то между ними существовала полная гармония. Они все время советовались между собой, никогда ничего не решали в одиночку. За исключением, пожалуй, одного случая. Папа сам предложил Александру Исаевичу Солженицыну пожить у нас дома. И мама приняла его решение. Да, бывали споры; если их нет – это не семья. Но на моей памяти у нас не происходило скандалов с хлопаньем дверей, криками, бранью… Мама говорила, что они столько лет вместе только потому, что часто расстаются. И это правильно. Не надо ни к чему привыкать: привыкнешь – перестанешь ценить. Мама с осторожностью восприняла момент, когда папа начал работать дирижером в Большом театре. Нет, она любила быть с ним на одной сцене, когда он аккомпанировал ей или дирижировал. Но в театре ведь всегда сплетни. А отец был очень открытым, у него кругом друзья, и всех он приводил домой. А маме хотелось соблюдать дистанцию с людьми.

Мстислав Ростропович в футляре виолончели (2 или 3 месяца)

Фото: личный архив семьи Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской

- …В детстве мной и сестрой занимались бабушка. У родителей не было времени сидеть и разучивать с нами какие-то пьески. Да это было и не нужно, с нами занимались замечательные педагоги.

Учась в школе, не знаю как моя сестра Ольга, а я не ощущала никакого груза, что нам, мол, надо как-то соответствовать родителям, их слава не давила на нас. Мы ходили на их концерты. Я боготворила маму, любовалась ею на сцене. Она ведь была не только певицей, но и актрисой необыкновенной. Каждый раз, когда сидела в зале, я рыдала и думала: может, сейчас все поменяется в сюжете и у Татьяны все сложится с Евгением Онегиным, и Лиза не прыгнет в канавку, и Чио-Чио-Сан не сделает себе харакири. В школе к нам относились хорошо, но никто нам не ставил пятерки за то, что у нас такие родители. В Центральной музыкальной школе мы учились с Митей Шостаковичем, там у многих наших одноклассников тоже были знаменитые родители.

Праздники – Новый год, 8 Марта и дни рождения – мы отмечали дома, иногда на даче в Жуковке. Если встречали Новый год на даче, то он состоял из трех частей: сначала стол с закусками у нас, потом у Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (он жил на соседней даче) основное меню, а на десерт все отправлялись в дом академика-физика Николая Антоновича Доллежаля. Но нас, детей, не брали. Зато нас ждали подарки под елкой и под подушкой, и это для нас всего было сюрпризом, который мы тоже очень ценили.

Отдыхали мы в основном на даче. Родители ведь все время работали. Помню, однажды, в 60-х выезжали на море в югославский Дубровник. Папа не умел плавать, он только барахтался у берега, а мама загорала на берегу.

После того как папа написал открытое письмо в защиту Солженицына, который в это время жил у нас на даче, начался их бойкот, моим родителям не давали возможности выступать, особенно отцу. В 1974 году, когда было принято решение об отъезде на два года, папа первым из нашей семьи уехал из страны, а мы позже, потому что мне не было 16 и я не могла получить загранпаспорт. Мы с Ольгой были в восторге, в школу ведь ходить не надо. Увидим мир, а потом приедем и окончим учебу. Мы ехали без каких-либо вещей; что смогли, положили в чемодан – и все.

Мстислав Ростропович с дочками

У папы на нашей таможне отняли все награды и премии. Папа возражал: «Какое право имеете у меня их отбирать, я же их заслужил! Это же мои награды!» «Это, гражданин Ростропович, – отвечал таможенник, – награды не ваши, а государственные». «А как же международные премии?» «А они не из латуни, а из золота, а это – ценные металлы, которые вы хотите вывезти за границу!» – отвечали ему. Мама, стоявшая рядом, достала какую-то рубашку, завернула в нее все награды и сказала: «Не волнуйся, все равно ты их получишь. Езжай спокойно». Так оно и вышло. Мама была феноменальной женщиной, она никого не боялась, она ведь из Кронштадта и пережила блокаду в Ленинграде. Характер железный. И она спасла отца. Она видела, как методично психологически уничтожают отца в стране. Ему без конца внушают, что он плохой музыкант, что его никто не хочет слушать, что он никому не нужен. И он мучился от этого. Когда ему сказали, что он не будет дирижировать в оперетте «Летучая мышь», то мама твердо решила: «Мы уезжаем».

В 16 лет я начала аккомпанировать отцу и выступать с ним в сольных концертах. Вначале было очень страшно выходить на самые лучшие сцены мира, потому что я чувствовала большую ответственность, играя с таким музыкантом, как отец. И я понимала, что я его дочь и не имела права играть не на должном уровне. Я много занималась. Окончила экстерном Джульярдскую школу в Нью-Йорке. Затем занималась 2 года у великого пианиста Рудольфа Серкина. Я семь лет аккомпанировала папе, и это незабываемые ощущения – находиться на одной сцене и играть с таким гениальным музыкантом на лучших площадках мира.

Папа часто сравнивал любовь к музыке с верой в Бога. Он был религиозным человеком, и с возрастом его вера только усиливалась. Всегда соблюдал строгий пост и, несмотря ни на что, молился каждое утро и вечер. Ездил на гастроли со своими иконками и молитвенником, со временем странички в нем уже начали распадаться. У него даже аудиенция была с римским папой Павлом VI, который ему сказал: «У вас осталась единственная проблема. Вы сейчас находитесь на середине лестницы вашей жизни, поэтому, каждый раз, когда вы должны принять важное решение, вы должны подумать, это будет шаг вверх или шаг вниз». Невероятно мудрые слова, они стали девизом и моей жизни.

Ростропович с римским папой Павлом VI

Фото личный архив семьи Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской

Когда родителей лишили гражданства (нам с Ольгой его оставили), они поняли, что никогда больше не вернутся на родину. И они задумались, в какой стране смогут ощутить себя как дома. Папа к этому времени стал главным дирижером Национального симфонического оркестра в Вашингтоне и нашел место вблизи русского монастыря в четырех с половиной часах от Нью-Йорка. Он приехал туда, увидел много русских, храм красивый, почувствовал аромат нашего хлеба, который выпекали там. Конечно, ему место понравилось. И он начал строительство, а маме, чтобы сделать сюрприз, не сказал ни слова. Единственным человеком, знавшим о его затее, была я, мы с мужем уже жили в Нью-Йорке. Года через полтора дом был готов. И он подарил его маме в 1982 году к окончанию ее певческой карьеры. Дом стоял на огромной территории, по которой бегали олени. Он детально готовился к приезду мамы: заказал все ее кремы и косметику, которые были в нашей французской квартире, и расставил все эти баночки и коробочки в ее новой комнате.

Мы тщательно разработали план встречи мамы. Предполагалось, что она с отцом приедет к семи вечера. А мы, как только они подъедут, включим рождественские лампочки во всех окнах одновременно, а потом, как они войдут в дом, поставим на полную мощь диск с записью музыки из «Ромео и Джульетты». И вот папа первым вышел из машины, мама следом за ним, смотрит, а его нет, куда-то исчез. Было темно, и отец нагнулся, чтобы под светом фар прочитать поэму, посвященную маме, которую сам сочинил и записал на туалетной бумаге, потому что другой не нашел. Папа назвал это имение «Галино» и добился, чтобы на американских картах появилось название населенного пункта с русским именем – это название поместье носит и до сих пор, уже находясь в собственности других людей.

Папа был импульсивным человеком и принимал решение в секунду. Когда начали рушить Берлинскую стену, отец решил, что должен туда поехать. Он прилетел в Германию, подъехал к стене, нашел какое-то место, выпросил у пограничника стул и сыграл Сарабанду и Буре из Сюиты Баха. Он это сделал не ради пиара. Для папы эта стена была символом двух разных жизней – одна на Западе, а другая – в Союзе. И когда стена рухнула, эти две его жизни соединились и появилась надежда, что он сможет когда-нибудь вернуться в свою страны, так же как и многие другие люди с похожей судьбой. Кстати, мои дети очень гордятся, что фотография их дедушки, который играет на виолончели у обломков Берлинской стены, находится на обложке их французского учебника по истории и географии.

Сегодня имя Мстислава Ростроповича - это имя одного из величайших академических музыкантов XX века. Он не только обладал уникальным исполнительским талантом, но и был принципиальным человеком, выступившим против политики тоталитарной системы СССР. За это Ростропович был выслан из страны. На западе он сделал карьеру мирового масштаба, после чего вернулся на родину, когда коммунизм уже пал.

Детство

Будущий дирижер и виолончелист Мстислав Ростропович родился 1927 года в Баку. Его родители и деды были музыкантами, поэтому будущее ребенка определилось еще до того, как он появился на свет. В 1932-1937 гг. Ростропович учился в школе имени Гнесиных в Москве. Это было одно из самых лучших музыкальных образовательных учреждений страны.

С наступлением войны в столице началась массовая эвакуация мирного населения. Попал в нее и 14-летний Ростропович. Биография дирижера оказалась связана с городом Чкаловым (Оренбургом). В эвакуации умер отец Мстислава, и подросток стал фактическим главой семьи. В возрасте пятнадцати лет он начал преподавать в местном музыкальном училище и таким образом кормил родственников.

Тогда же появились первые самостоятельные произведения, которые написал Ростропович. Биография начинающего композитора ознаменовалась созданием поэмы для виолончели, фортепианного концерта и прелюдии для фортепиано. В годы войны музыкант стал гастролирующим артистом. Он выступал вместе с оркестром Малого театра, исполняя произведения Чайковского. Также Ростропович давал концерты в воинских частях, госпиталях, райцентрах и колхозах.

Образование

В 16 лет одаренный исполнитель поступил в столичную Московскую консерваторию, где он стал учиться искусству игры на виолончели и композиторским навыкам. Его преподавателем оказался Семен Козолупов. Он сразу заметил тот потенциал, который скрывал в себе Ростропович. Биография музыканта могла пойти иначе, если бы он не оказался во внимательных и требовательных руках Козолупова.

В консерватории Ростропович познакомился с Шостаковичем и показал ему партитуру собственного фортепианного концерта, а также для наглядности исполнил его. Дмитрий Дмитриевич оценил старания молодого ученика и предложил ему заниматься индивидуально для усовершенствования композиторских умений.

Однако в дальнейшем Ростропович так и не стал сочинять собственную музыку. Причина была проста. Когда он впервые услышал восьмую симфонию Шостаковича, произведшую на него колоссальное впечатление, виолончелист решил махнуть рукой на свое композиторское будущее, поняв, что он все равно никогда не достигнет уровня мэтра. Возможно, это и было юношеским преувеличением, но свое решение Ростропович принял. Время показало, что он сделал правильный выбор, так как весь мир запомнил его как уникального и неподражаемого исполнителя.

Преподаватель

В 1945 году проходил очередной Всесоюзный конкурс молодых музыкантов. I премию на нем получил Мстислав Ростропович. Биография виолончелиста ознаменовалась первой наградой, хотя в течение жизни он получил их еще великое множество. Этот успех позволил студенту второго курса сразу перейти на пятый. В 1950 году молодой исполнитель победил на конкурсе имени Гануша Вигана, проходившем в Праге.

На тот момент он уже окончил консерваторию и аспирантуру. Ростропович быстро стал ярким и завидным преподавателем. 26 лет он работал в Московской консерватории и еще 7 лет - в Ленинграде. За три десятилетия Мстислав Ростропович выучил множество профессионалов мирового уровня. Среди них были Наталья Шаховская, Наталия Гутман, Иосиф Фейгельсон, Сергей Ролдугин, Давид Герингас, Марис Виллеруш, Иван Монигетти и т. д. Многие из этих воспитанников позже сами стали профессорами самых престижных музыкальных академий по всему миру.

Творчество Ростроповича

Чем запомнился как исполнитель Мстислав Ростропович? Музыкант выступал с огромным репертуаром произведений. Его творчество можно разделить на две группы. Во-первых, Ростропович был виолончелистом (ансамблистом и солистом), а во-вторых - симфоническим и оперным дирижером. Его талант был признан повсеместно - около 60 лучших композиторов мира написали произведения специально для Мстислава Леопольдовича. Он первым исполнил больше сотни виолончельных произведений и дал еще порядка 70 премьер с оркестром. В качестве дирижера Ростропович дебютировал в 1957 году, когда под его чутким руководством в Большом театре с аншлагом прошел «Евгений Онегин» Чайковского. Это был оглушительный успех.

В советский период своей карьеры виолончелист Ростропович гастролировал по всему СССР. Также он выступал как камерный музыкант в ансамбле с Давидом Ойстрахом и Женой исполнителя стала оперная певица Галина Вишневская. Ростропович часто выступал вместе с ней на одной сцене, аккомпанируя своей супруге. В 1951 году дирижер получил в 1965-м - Ленинскую, а в 1966-м стал

Защита Солженицына

Мстислав Ростропович, личная жизнь которого была связана со множеством друзей, не боялся защищать их перед тоталитарным государством, даже если ему приходилось рисковать своим положением. В 1969 году композитор приютил на своей даче опального писателя Александра Солженицына. К тому времени осталась в прошлом и брежневская власть начала травить автора «Одного дня Ивана Денисовича» и других популярных лагерных произведений.

Музыкант не только укрыл у себя Солженицына, но и написал в защиту него открытое письмо, которое послал в главную советскую газету «Правда». После этого виолончелист Ростропович столкнулся с множеством проблем. Власти не давали ему выступать с крупными оркестрами и не позволяли гастролировать за рубежом. Пресса стала игнорировать виолончелиста. Фактически он стал для советского государства маргиналом и непримиримым врагом.

Жизнь в США

В 1974 году Мстислав Ростропович и его супруга Галина Вишневская были высланы из СССР. В 1978-м их лишили советского гражданства. Вся история опалы великого музыканта началась с открытого письма в «Правду». Уже после падения коммунизма и возвращения в демократическую Россию Ростропович в одном из интервью сказал, что считает тот жест в защиту Солженицына лучшим поступком в своей жизни, так как именно он примирил дирижера с собственной совестью.

После выезда из Советского Союза музыкант со своей семьей в основном жил в США. Он был отцом двух дочерей. Ольга и Елена Ростропович родились в 50-е годы и покинули родину детьми. В 1977-1994 гг. дирижер руководил Вашингтонским национальным симфоническим оркестром. Раз в четыре года этот коллектив играл на церемонии инаугурации президента США. Также Ростропович регулярно выступал на праздничных концертах, посвященным Дню независимости 4 июля. Кроме того, он гастролировал по всему миру. По приглашению он выступал с главными оркестрами Франции, Великобритании, Германии, Австрии, Японии и т. д.

Мировая звезда

Свое 60-летие Ростропович встретил в Вашингтоне. В 1987 году по случаю этой даты в американской столице прошел Первый всемирный конгресс виолончелистов. Тогда же Рональд Рейган вручил дирижеру высшую государственную награду - медаль Свободы. Ростроповича навестила даже королева Великобритании Елизавета II.

Музыкант был по характеру человеком экстравертным и жизнелюбивым. За годы головокружительной славы за рубежом он обзавелся колоссальным количеством высокопоставленных друзей и приятелей. На его юбилеи съезжался весь мировой музыкальный бомонд. Друзьями Ростроповича были Пикассо, Шагал, Дали, Галич и Бродский. В 1994 году, когда дирижер объявил об окончании сотрудничества с Вашингтонским национальным симфоническим оркестром, он провел грандиозный гала-концерт. Благодарственные письма Ростроповичу отправили все американские президенты, с которыми он познакомился на своем «посту»: Картер, Рейган, Буш-старший и Клинтон.

Музыкант и гражданин

На Западе Ростропович стал известен не только как непревзойденный музыкант, но и как борец за права человека. Он часто выступал с концертами в особенно проблемных регионах мира. Например, в 1989 году маэстро сыграл одну из виолончельных сюит Баха у Берлинской стены. В 1974-м он стал обладателем награды, присужденной ему Лигой прав человека.

Тем временем обстановка в мире менялась. В СССР к власти пришло новое руководство, вставшее на путь реформ. В 1990 году Михаил Горбачев отменил постановление, по которому Ростроповича и Вишневскую лишили гражданства, наград и почетных званий. Однако музыкант захотел остаться «гражданином мира». Он не принял обратно советское гражданство, а позже и российское. В 1991 году, когда на последнем вздохе советской системы реакционеры устроили путч ГКЧП, Ростропович специально из Парижа прилетел в Москву и присоединился к толпе, защищавшей Белый дом.

Продолжение карьеры

В девяностые и нулевые года исполнитель продолжал активно гастролировать. Виолончель Ростроповича звучала в крупнейших городах мира. Как дирижер он выступал с «Пиковой дамой» в Сан-Франциско, с «Царской невестой» - в Монте-Карло, с «Леди Макбет» - в Мюнхене. Музыкант вновь начал давать концерты в России. В 1996 году он выступил в Большом театре с «Хованщиной».

Ростропович часто записывал концерты для радио. В 2003 году он получил свою очередную премию «Грэмми». На этот раз она была почетной - за «жизнь в записях» и «экстраординарную карьеру». Всего Мстислав Леопольдович становился лауреатом премии «Грэмми» пять раз. На протяжении всей его карьеры критики отмечали артистизм, эмоциональность, вдохновенность и филигранную красоту игры маэстро.

Фонд и фестиваль Ростроповича

В качестве преподавателя дирижер в 2004 году открыл школу в Валенсии, где учили высшему музыкальному мастерству. Организаторские способности виолончелиста проявлялись в его кипучей деятельности и создании новых фестивалей. Такие мероприятия позволяли открывать для всего мира новые молодые имена талантливых исполнителей. Сегодня в память о великом музыканте каждый год проходит фестиваль Ростроповича.

Дирижер стал президентом собственного фонда. Его средства шли на помощь одаренным студентам. Благодаря ему в России появились новые стипендии и гранты для детей-музыкантов. Сегодня музыкальный фонд покойного отца возглавляет Ольга Мстиславовна Ростропович.

Помощь медицине

Как благотворитель Ростропович стал известен еще и своими проектами по помощи лечебным учреждениям России. Этой деятельностью занимался и занимается «Благотворительный фонд Вишневской-Ростроповича». Сегодня его возглавляет дочь исполнителя Елена Ростропович.

В 2000 году организация начала реализовывать программу по вакцинации детей против гепатита B. На тот момент это было первое подобное начинание после распада СССР.

Смерть

В 2006 году в средствах массовой информации появилась информация об ухудшении здоровья Мстислава Леопольдовича. Музыкант перенес операцию, проведенную в швейцарской Женеве. В декабре дирижера госпитализировали после возвращения в Москву из Воронежа.

В больнице он провел три месяца. Вскоре после выписки в марте маэстро отметил 80-летний юбилей. Его заслуженно поздравили самые знаменитые коллеги по музыкальному цеху, политики, общественные деятели и старые друзья. Само празднование прошло в Московском Кремле. Вскоре состояние Ростроповича вновь ухудшилось. 27 апреля 2007 года он скончался. После смерти легенды в Москве каждый год проходит музыкальный фестиваль Ростроповича.

Признание

Ростропович был членом Академии искусств Франции, Академии наук и искусств США, музыки Англии и т. д. В более чем 50 университетах музыкант стал профессором, а еще в десятках городов по всему миру - почетным гражданином. Франция наградила его орденами Почетного легиона, а Японская ассоциация искусств отметила творчество дирижера Императорской премией. Британские власти сделали Ростроповича почетным рыцарем.

В США музыкант получил Президентскую медаль, в Швеции - орден «Полярная звезда». Всего в его копилке были государственные награды из 29 стран. Накануне 80-летия Ростропович получил российский орден «За заслуги перед Отечеством» I степени.

Они стали мужем и женой через четыре дня после знакомства и душа в душу прожили долгую и счастливую жизнь. Любовь гениального виолончелиста, интеллигентнейшего человека, трепетного возлюбленного, заботливого мужа и отца Мстислава Ростроповича и звезды мировой оперной сцены, первой красавицы Галины Вишневской была такой светлой и прекрасной, что ее, наверное, хватило бы не на одну, а на десять жизней.

Впервые они увидели друг друга в ресторане «Метрополь». Восходящая звезда Большого театра и молодой виолончелист были в числе гостей на приеме иностранной делегации. Мстислав Леопольдович вспоминал: «Поднимаю я глаза, а ко мне с лестницы снисходит богиня… Я даже дар речи потерял. И в ту же минуту решил, что эта женщина будет моей».

Когда Вишневская собралась уходить, Ростропович настойчиво предложил проводить ее. «Между прочим, я замужем!» - предупредила его Вишневская. «Между прочим, это мы еще посмотрим!» - ответил он ей. Потом был фестиваль «Пражская весна», где и произошло все самое главное. Там Вишневская, наконец, его разглядела: «Худущий, в очках, очень характерное интеллигентное лицо, молодой, но уже лысеет, элегантный, - вспоминала она. - Как потом выяснилось, узнав, что я лечу в Прагу, он взял с собой все свои пиджаки и и менял их утром и вечером, надеясь произвести впечатление».

На ужине в пражском ресторане Ростропович заметил, что его дама «более всего налегала на соленые огурцы». Готовясь к решающему разговору, виолончелист пробрался в комнату певицы и поставил в ее шкаф хрустальную вазу, наполнил ее огромным количеством ландышей и… солеными огурцами. Ко всему этому приложил пояснительную записочку: дескать, не знаю, как вы отнесетесь к такому букету, и поэтому я, чтобы гарантировать успех предприятия, решил добавить к нему соленый огурец, вы их так любите!..

Вспоминает Галина Вишневская: «В ход шло все что только можно, - до последней копейки своих суточных он бросил мне под ноги. В буквальном смысле слова. В один из дней мы пошли гулять в сад в верхней Праге. И вдруг - высокая стена. Ростропович говорит: “Давайте перелезем через забор”. Я в ответ: “Вы что, с ума сошли? Я, примадонна Большого театра, через забор?”. А он - мне: “Я сейчас вас подсажу, потом перепрыгну и вас там поймаю”. Ростропович меня подсадил, перемахнул через стену и кричит: “Давайте сюда!” - “Посмотрите, какие лужи тут! Дождь же только что прошел!”. Тогда он снимает с себя светлый плащ и бросает на землю. И я по этому плащу прошлась. Он кинулся меня завоевывать. И он меня завоевал».

«Каждый раз, когда я смотрю на Галю, я снова женюсь на ней»

Роман развивался стремительно. Через четыре дня они вернулись в Москву, и Ростропович поставил вопрос ребром: «Или ты сейчас же придешь жить ко мне - или ты меня не любишь, и все между нами кончено». А у Вишневской - 10-летний надежный брак, верный и заботливый муж Марк Ильич Рубин, директор Ленинградского театра оперетты. Они через многое прошли вместе - он не спал день и ночь, пытаясь достать лекарство, которое помогло спасти ее от туберкулеза, их единственный сын умер вскоре после рождения.

Ситуация складывалась непростая, и тогда она просто убежала. Отправила мужа за , а сама покидала в чемоданчик халат, тапочки, что попало и - бегом. «А куда бежать? Я даже адреса не знаю, - вспоминала Галина Павловна. - Звоню Славе из коридора: “Слава! Я иду к тебе!”. Он кричит: “Я тебя жду!”. А я ему ору: “Не знаю, куда ехать!”. Он диктует: улица Немировича-Данченко, дом такой-то. Я по лестнице вниз бегу, как сумасшедшая, ноги подкашиваются, не знаю, как я себе голову не разбила. Села и кричу: “Улица Немировича-Данченко!” А таксист уставился на меня и говорит: “Да вы пешком дойдете - это рядом, вон там, за углом”. А я кричу: “Я не знаю, вы меня везите, пожалуйста, я вам заплачу!”».

И вот машина подъехала к дому Ростроповича. Вишневскую встретила его сестра Вероника. Сам он пошел в магазин. Поднялись в квартиру, открывают дверь, а там - мама, Софья Николаевна, стоит в ночной , с вечным «Беломором» в углу рта, седая коса до колена, одна рука ее уже в халате, другая никак в рукав попасть не может от волнения... Сын три минуты назад объявил: «Сейчас приедет моя жена!».

«Села она так неловко на стул, - рассказывала Галина Павловна, - а я села на свой . И все вдруг расплакались, заревели. В голос заголосили!!! Тут открывается дверь - входит Ростропович. Из авоськи у него торчат какие-то рыбьи хвосты и бутылки шампанского. Орет: “Ну, вот и познакомились!”».

Когда Ростропович регистрировал в районном загсе по месту прописки Вишневской свой брак, регистраторша сразу узнала знаменитую солистку Большого театра и поинтересовалась, за кого же она выходит замуж. Увидев довольно-таки невзрачного жениха, регистраторша сочувственно улыбнулась Вишневской, а с трудом прочитав фамилию «Ро... стро... по... вич», сказала ему: «Ну, товарищ, у вас сейчас есть последняя возможность сменить свою фамилию». Мстислав Леопольдович вежливо поблагодарил ее за участие, но фамилию менять отказался.

«Без меня не рожать!»

«Когда я сообщила Славе, что у нас будет ребенок, счастью его не было предела. Он немедленно схватил томик сонетов Шекспира и с упоением стал мне их читать, чтобы я, не теряя ни минуты, прониклась прекрасным и стала создавать в себе что-то столь же возвышенное и прекрасное. С тех пор эта книга лежала на ночном столике, и как соловей над соловьихой поет по ночам, когда она высиживает птенцов, так и мой муж всегда перед сном читал мне прекрасные сонеты».

«Подошло время разрешаться от бремени. Слава в это время был на гастролях в Англии. И он просил, настаивал, требовал, умолял, чтобы я непременно дождалась его. “Без меня не рожать!” - кричал он мне в телефонную трубку. И, что самое смешное, требовал этого и от остальных представительниц “бабьего царства” - от матери и сестры, словно они могли по щучьему велению остановить схватки, начнись они у меня.

И я дождалась! Вечером 17 марта он вернулся домой, окрыленный успехом гастролей, счастливый и гордый тем, что домашнее бабье царство выполнило все его приказы: жена, еле шевелясь, сидит в кресле в ожидании своего повелителя. И вот как у фокусника из волшебного ящика появляются всевозможные чудеса, так и из Славиного чемодана полетели на меня фантастические шелка, шали, духи и еще какие-то невероятно красивые вещи, которые я не успевала и рассмотреть, и, наконец, вывалилась оттуда роскошная шуба и упала мне на колени. Я только ахала и от изумления не могла произнести ни слова, а сияющий Слава ходил вокруг и объяснял:

Вот это пойдет к твоим глазам... Из этого ты закажи концертное платье. А вот эту материю только я увидел, мне стало ясно, что это специально для тебя. Вот видишь, как хорошо, что дождалась меня, - я всегда бываю прав. Теперь у тебя будет хорошее настроение и тебе легче будет рожать. Как только станет очень больно, ты вспомни про какое-нибудь красивое платье, и все пройдет.

Его просто распирало от гордости и удовольствия, что он такой замечательный, такой богатый муж, что смог преподнести мне такие красивые вещи, каких нет ни у одной артистки театра. А я-то знала, что мой “богатый” муж и, как уже тогда писали английские газеты, “гениальный Ростропович”, чтобы иметь возможность купить для меня все эти подарки, наверняка за две недели гастролей ни разу не пообедал, потому что получал за концерт 80 фунтов, а остальные деньги... сдавал в советское посольство».

18 марта 1956 года родилась их первая дочь. Галина Павловна вспоминает: «Я хотела назвать ее Екатериной, но получила от Славы жалобную записку. “Умоляю тебя не делать этого. Мы не можем назвать ее Екатериной по серьезным техническим причинам - ведь я буквы “р” не выговариваю, и она еще будет меня дразнить. Давай назовем ее Ольгой». А через два года на свет появилась и вторая девочка, которую назвали Еленой.

Классик домостроя

«Отцом он был необыкновенно нежным и заботливым, и вместе с тем - очень строгим. Доходило до трагикомедий: Слава очень много гастролировал, и я все пыталась его урезонить, объясняла, как он нужен своим подрастающим дочерям. “Да, ты права!” - соглашался он… и начиналось стихийное занятие музыкой. Он звал девочек. У Лены глаза заранее были на мокром месте - так, на всякий случай. А вот Оля была его коллегой-виолончелисткой, очень бойкой девочкой, всегда готовой дать отпор. Вся тройка торжественно исчезала в кабинете, а через четверть часа оттуда уже неслись крики, вылетал Ростропович, хватающийся за сердце, и следом за ним ревущие дети.

Он обожал своих дочерей, ревновал их и, чтобы к ним на даче не лазили мальчики через забор, посадил вокруг него кустарник с большими шипами. Занимался он столь важным вопросом со всей серьезностью, и даже консультировался у специалистов, пока, наконец, не нашел надежный сорт, чтобы, как он мне объяснил, все кавалеры клочки своих штанов на шипах оставляли.

Он совершенно не мог видеть джинсы на девочках: не нравилось, что зады им обтягивают, соблазняют мальчишек; и мне выговаривал, зачем привезла их из-за границы. И вот, приехав как-то после дневного спектакля на дачу, я застала там полный мрак и траур. По земле стелился густой черный дым, на открытой веранде нашего деревянного дома догорал костер. На полу лежала кучка пепла, а над нею стояли трое - торжественный Слава и зареванные Ольга и Лена. Горстка пепла - вот все, что осталось от джинсов. И все-таки, несмотря на всю его строгость, девочки боготворили отца».

Четыре дня

Впереди у них было счастливое, но очень тяжелое время: дружба с опальным Солженицыным, лишение гражданства СССР, скитания, успех и востребованность на мировой музыкальной сцене, прилет Мстислава Леопольдовича в Москву во время августовского путча 1991 года, возвращение в уже новую Россию.

Ростропович никогда не боялся показать свое отношение к власти. Однажды после триумфальных гастролей в Соединенных Штатах его пригласили в советское посольство и объяснили, что львиную долю гонорара он должен сдать в посольство. Ростропович возражать не стал, он только попросил своего импресарио купить на весь гонорар фарфоровую вазу и вечером доставить ее в посольство, где был назначен прием. Доставили немыслимой красоты вазу, Ростропович взял ее, полюбовался и... разжал руки. Ваза, ударившись о мраморный пол, разлетелась на кусочки. Подобрав один из них и аккуратно завернув в носовой платок, он сказал послу: «Это - мое, а остальное - ваше».

Другой случай - Мстислав Леопольдович всегда хотел, чтобы на гастролях его сопровождала жена. Однако Министерство культуры ему в этой просьбе неизменно отказывало. Тогда друзья посоветовали написать ходатайство: мол, ввиду моего плохого здоровья прошу разрешить, чтобы меня в поездке сопровождала жена. Ростропович письмо написал: «Ввиду моего безукоризненного здоровья прошу, чтоб меня в зарубежной поездке сопровождала жена Галина Вишневская».

…Золотую свадьбу звездная чета праздновала в том самом ресторане «Метрополь», где Вячеслав Леопольдович впервые увидел свою богиню. Ростропович показывал гостям чек на 40 долларов, который ему вручил журнал «Ридерз дайджест». Корреспондент, когда брал у него интервью, спросил: «Правда, что вы женились на Вишневской через четыре дня после того, как впервые ее увидели? Что вы думаете по этому поводу?». Ростропович ответил: «Я очень жалею, что потерял эти четыре дня».

Считается, что любовь с первого взгляда не бывает долгой. Вспыхнула, погорела и погасла. Но история любви примадонны Галины Вишневской и гениального виолончелиста Мстислава Ростроповича убеждает, что настоящая любовь с первого взгляда все-таки существует и, освященная браком, может длиться всю жизнь.

Ландыши, огурцы и светлый плащ

Их первая встреча произошла в ресторане «Метрополь». Восходящая звезда Большого театра Галина Вишневская и молодой виолончелист Мстислав Ростропович были среди гостей на приёме иностранной делегации.

«Поднимаю я глаза, а ко мне с лестницы снисходит богиня… Я даже дар речи потерял. И в ту же минуту решил, что эта женщина будет моей» , — вспоминал через много лет Мстислав Леопольдович.


В конце вечера Ростропович весьма настойчиво предложил проводить певицу. «Между прочим, я замужем! », — заявила Вишневская. «Между прочим, это мы еще посмотрим!» , — парировал Ростропович.

А потом был фестиваль «Пражская весна». Ростропович, узнав, что в делегации будет и Вишневская, взял с собой все свои галстуки и пиджаки, менял их вечером и утром в надежде произвести впечатление на даму сердца.

На ужине Ростропович заметил, что Галина неравнодушна к солёным огурцам. Виолончелист пробрался к ней в комнату с огромным букетом ландышей и дополнил их солёными огурцами.

В записке, оставленной на столе, Ростропович написал: «Не знаю, как вы отнесетесь к такому букету, и поэтому я, чтобы гарантировать успех предприятия, решил добавить к нему соленый огурец, вы их так любите» .

А окончательно музыканту удалось покорить Вишневскую, когда он бросил на землю свой светлый плащ, чтобы она после дождя прошла по дорожке в Пражском саду. И она прошла, а он её завоевал.

Непростое решение

Их роман развивался стремительно. После возвращения из Праги через 4 дня Ростропович поставил перед Галиной вопрос ребром: «Или ты сейчас же придешь жить ко мне - или ты меня не любишь, и все между нами кончено».

У Вишневской к тому времени за спиной было 10 лет надёжного брака, заботливый и верный муж — директор Ленинградского театра оперетты Марк Ильич Рубин. Он спас её от туберкулёза, он похоронили своего маленького сына. Ситуация была непростая. И Вишневская, отправив мужа в магазин, бросила в чемодан тапки и халат и убежала.

Когда Галина приехала к своему избраннику, оказалось, что дома только сестра и мама, сам он ушёл в магазин пару минут назад, сообщив, что сейчас придёт его жена.

Мама Ростроповича как-то неловко села на стул, Вишневская – на чемодан, и они обе разревелись. А тут и Мстислав Леопольдович пришёл. В авоське шампанское, рыба. Новоявленный супруг: «Ну вот и познакомились!»

Любовь длиною в жизнь

Они прожили вместе 52 года, до смерти Ростроповича. Вырастили двоих дочерей, дружили с опальными Солженицыным и Бродским, были лишены советского гражданства, пережили скитания, колоссальный успех на мировой музыкальной сцене.

Во время августовского путча 1991 году Мстислав Леопольдович был у Белого дома. Они вернулись из изгнания уже в новую Россию.

В середине 1990-х маэстро давал интервью корреспонденту «Ридерз Дайджест». У него спросили «А это правда, что вы женились на женщине через четыре дня после знакомства?» «Правда», — ответил Ростропович. «А что вы думаете по этому поводу теперь?» , — не унимался журналист. «Думаю, что потерял четыре дня!» , — ответил Мстислав Леопольдович.

Ранее Сенсум сообщал про Мстислава Ростроповича: вынужденная иммиграция выдающегося виолончелиста, пианиста и дирижера