Денисов уральский алексей кузьмич. Денисов-Уральский Алексей Кузьмич: wiki: Факты о России

Алексей Козьмич Денисов-Уральский (1863 -1926гг.)

«Чем больше мы изучаем страну, в которой живем, чем больше мы к ней привязываемся, тем дороже она для нас становится. Но помимо нравственной привязанности к родной стране, изучение ее приносит великую и материальную пользу: нельзя жить в доме, не исследовав его во всех потребностях и не устроив его, сообразуясь со своими нуждам. Когда у нс имеется сой собственный хорошо устроенный угол, не чувствуется надобности засматриваться на чужой дом, нет желания перекочевывать с места на место, искать благоустройства у других хозяев и платить им за постой».

Будущий художник родился в Екатеринбурге 6 февраля 1863 года. Его дед, Осип Денисов, был горнозаводским крестьянином, всю жизнь имел дело с камнем. Отец, Козьма Осипович, трудился в шахтах Березовского завода и достиг больших успехов: он освоил редкое на Урале мастерство – «наборные» картины, «насыпные» иконы и горки из уральских самоцветов.

Будущий ювелир и камнерез был с детства приучен к делу: уже в пять лет отец научил его полировать камни мягких пород, а к девяти годам мальчик работал уже по 12-13 часов в сутки.

Тогда же проявилась и вторая страсть Денисова-Уральского – любовь к живописи. Отец брал его с собой в поездки за цветными камнями, но необработанные породы не увлекали мальчика, в природе они казались тусклыми и неживыми. А вот красота окружающей природы, рек и лесов вдохновляли.

После смерти отца в 1882 году, Алексей Денисов остался единственным мужчиной в семье. Он продолжал дело своих предков.


В 1887 году в Екатеринбурге открылась Сибирско-уральская научно-промышленная выставка, на которой выставлялись и насыпные картины Денисова-Уральского. Но именно на этой выставке он ощущает, как не хватает ему художественного образования, и художник решает отправиться в Петербург.

Но дела идут неблестяще, денег не хватает, Денисов живет впроголодь. «Отсутствие твердого заработка, каторжный труд, неуверенность в завтрашнем дне подрывают его силы. В начале 1896 года Денисов, больной, сильно подорвавший свое здоровье, возвращается домой в Екатеринбург»

Дома Денисов активно участвует в общественной жизни города. В 1896 году организуется Общество любителей изящных искусств, где Денисов дает уроки живописи и рисования. В этот же период создается одна из самых известных работ художника «Лесной пожар».

В 1889 и 1990 годах Денисов посещает Париж, затем Берлин и Мюнхен с целью усвоить опыт западноевропейской техники добычи и обработки камня .

Всю свою жизнь Денисов пытался пропагандировать родной Урал и богатства его недр: «Если вас интересует горное дело , вы найдете его там, если вы художник, вы найдете многое для живописи, если литератор, вы встретите любопытные типы и массу первобытного, бытового и этнографического материала, если вы коммерсант, то вы там найдете живое дело. Урал дает богатый материал как для ума и вообще для самой разнообразной деятельности».

В последний период жизни художника пронизан трагическими событиями: он теряет мать, а следом за ней молодого сына, который внезапно трагически погибает, а сам Денисов остается в Финляндии, не имея возможности выехать на родину.

Денисов-Уральский всю жизнь посвятил красотам своего родного края, боролся с хищническим истреблением богатств Урала, приветствовал открытие университета в г. Перми, которому подарил коллекцию минералов, камнерезные изделия, серию аллегорических скульптур воюющих государств (выставка 1916 г.). К сожалению, большая часть художественного наследия осталась за границей.

«К моменту Октябрьской революции Денисов владел изумрудными копями близ Екатеринбурга, а в Петербурге возглавлял Горнопромышленное агентство, которое поставляла камнерезные и ювелирные произведения двору его императорского величества. В центре Петербурга, на аристократической Морской, был у Денисова собственный магазин».

Основные даты жизни.

1863 или 1864 год, февраль – родился а. К. Денисов.

1882 – вместе с отцом участвует во Всероссийской художественно-промышленной выставке.

1883 – первая встреча с Маминым-Сибиряком.

1884 – получает от ремесленной управы Екатеринбурга звание мастера рельефного мастерства

1887 – камнерезные работы удостоены серебряной медали Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки

1887-1888 – поступает в школу Общества поощрения художеств в Петербурге. Получает награду на выставке в Копенгагене

1889 – устраивает первую местную художественную выставку в Екатеринбурге в музее Уральского общества любителей естествознания. Участвует в работе Всемирной выставки в Париже, где получает награду.

1895 – участвует в работе III выставки С.-Петербургского общества художников, Парижской выставке и во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Участвует в организации Общества любителей изящных искусств в Екатеринбурге, заведует художественным отделом.


1897 – принимает участие в выставке изделий из камня, организует новую художественную выставку в Екатеринбурге.

1897-1899 – участвует в весенних выставках Академии художеств. Выставляет «Лесной пожар».

1900 – открывает выставку «Урал в живописи» в Перми.

1902 – открывает I передвижную выставку «Урал и его богатства» в С. – Петергбурге.

1903 – принимает участие в работе I Всероссийского съезда деятелей по практике геологического и разведывательного дела в Петербурге

1904 – картина «Лесной пожар» получает Большую серебряную медаль

1907-1908 – участвует в XV и XVI выставках С.-Петербургского общества художеств.

1911 – открывает в Петербурге II передвижную выставку «Урал и его богатства». Подает докладную записку Господину Министру торговли и промышленности»

1912 – организует в Петербурге Общество для содействия развитию и улучшению кустарного и шлифованного промысла «Русские самоцветы». Разрабатывает законопроект о льготах для добычи драгоценных камней и в октябре передает их на рассмотрение съезда горнопромышленников в Екатеринбурге

1916 – в Петербурге на Морской открывает выставку работ из камня «Аллегорические фигуры воюющих держав»

1917 – обращается к Временному правительству с новым ходатайством о разработке цветных камней

1917 – оказался отрезанным от родины в связи с самоопределением Финляндии

1926 – умер на территории Финляндии

А. Денисов-уральский: «руководство к обзору картин Урала и его богатства», 1904г. «Четвертое дополнительное издание. – Москва.

Чарован Уралом. Жизнь и творчество -Уральского. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1978г. С. - 22

Денисов- «Урал и его богатства. Спб, 1911 г. С. 6

Ламя и камень. Жизнеописание и размышления о том, как жил и работал каменных дел мастер -Уральский. Екатеринбург. Издательский дом «Автограф», 2007г.

Ценитель красот родного Урала, Денисов всегда отличался реалистичность изображаемого на полотне. Он осознавал, что рядом с прекрасным таится и необузданная стихия, несущая разрушения.

Несколько своих работ художник посвятил неукротимой стихии огня, что в мгновения ока способна превратиться из блага в разрушительное зло. Эту силу и неукротимость и изобразил Денисов-Уральский в своей картине «Лесной пожар».

Если быть точным, то полотен с таким названием у художника существует несколько, но первая среди них была написана в 1897 году.

Здесь огненная стихия изображена на пике своей силы. Она несется вперед, уничтожая все на своем пути. Огонь, изображенный художником, вселяет страх и благоговение.

Денисов оживил свой огонь. Он превратил его в зверя, пожирающего сосны. Эти деревья великаны кажутся крошечными в сравнении с языками пламени. Такое пропорциональное соотношение предметов только усиливает эмоциональное напряжение картины.

Мастерство художника столь велико, что ему удалось передать движение огня: взмывающие к небу языки пламени готовы поглотить само солнце, дым окутывает все видимое пространство, а жар продолжает расползаться по земле маленькими неуловимыми змейками. Кажется, еще немного – и останется только огонь.

Картина сыграна на цветовом контрасте: оттенки оранжевого, красного и серого воплощают смерть и разрушения, но деревья и трава остаются зелеными. К ним еще не успел добраться огонь, и растения поражают насыщенность цветов. Кроны деревьев изображены изумрудными, а травы – бледно-зеленимы. Ведь они все еще полны жизни, которая ощущается благодаря выбранным художником краскам.

Сверкающий огонь и густые клубы дыма создают захватывающее своей реалистичность зрелище. Они в полной мере отображают силу и красоту лесного пожара, не умаляя ни первого, ни второго.

Денисов-Уральский Алексей Кузьмич

Денисов-Уральский Алексей Кузьмич (6 ноября 1863, Екатеринбург - 1926, поселок Усекирко, Финляндия) - живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства.

Биография

Родился в семье горного рабочего, художника-самоучки, чьи работы из самоцветов экспонировались на выставках в Москве, Петербурге, Вене. Учился камнерезному искусству у отца. В 1884 получил от ремесленной управы Екатеринбурга звание мастера рельефного мастерства. В 1880-х экспонировал свои работы из камня на Уральской и Казанской научно-технических выставках, Всемирной выставке в Париже (1889), международной выставке в Копенгагене.

В 1887 по совету писателя Д. Н. Мамина-Сибяряка приехал в Петербург, некоторое время посещал занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1887–1888). Начал заниматься живописью. В поездках по Уралу исполнил множество пейзажей, в которых запечатлел разнообразные природные явления, растительность и геологические особенности края. Картины Денисова-Уральского репродуцировались в различных петербургских журналах и на открытых письмах Общины св. Евгении.

Принимал участие в Весенних выставках в залах ИАХ (1898, 1899), выставках Общества русских акварелистов (1895, 1896, 1898, 1908, 1910), Санкт-Петербургского общества художников (1907–1908). Экспонировал свои работы на многих международных выставках; в 1897 за картину «Лесной пожар» был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Сент-Луисе. Провел персональные выставки в Екатеринбурге и Перми (1900–1901) и Петербурге (1902, 1911) под названием «Урал и его богатства».

Одновременно с живописью продолжал заниматься камнерезным искусством: выполнял чернильницы, пресс-папье, фигурки из самоцветов, «наборные картины» (макеты горного пейзажа из самоцветов на акварельном фоне) и «горки» (коллекции камней, соединенных в виде миниатюрных гротов). Создавал ювелирные украшения из золота, изумруда, рубина, жемчуга. В середине 1910-х выполнил из камня скульптурные карикатуры - аллегории стран - участниц Первой мировой войны, которые показал на специально устроенной выставке в Петербурге (1916).

Активно занимался общественной деятельностью. Выступал за развитие отечественной горной промышленности, бережное отношение к природным ресурсам Урала. В 1903 участвовал в I Всероссийском съезде деятелей геологического и разведывательного дела в Петербурге. В 1911 стал одним из инициаторов созыва в Екатеринбурге съезда горнопромышленников. В 1912 организовал в Петербурге общество содействия развитию и улучшению кустарного шлифовального производства «Русские самоцветы». В 1917 обращался к Временному правительству с проектом разработки цветных камней.

В конце 1910-х жил на даче в финском поселке Усекирко под Петербургом; в мае 1918 был отрезан от родины советско-финляндской границей и фактически оказался в эмиграции.

В последние годы создал серию картин, посвященных Уралу, и работал над рельефной лепной картиной «Уральский хребет с птичьего полета». В мае 1924 передал в дар Свердловску свое творческое наследие, состоящее из 400 полотен, и обширную коллекцию минералов и изделий из камня. Однако местонахождение большей части дара в настоящее время неизвестно.

Денисов-Уральский Алексей Кузьмич [февр. 1863, Екатеринбург – 1926, Уусикирко, Финляндия (ныне пос. Поляны Выборгского р-на Ленинградской области)], рос. Живописец, резчик по камню. Сын и ученик уральского камнерезчика Кузьмы Осиповича Денисова (?-1882); обучался в Рисовальной школе ОПХ в Санкт-Петербурге (до 1891). Один из организаторов Общества любителей изящных искусств в Екатеринбурге (1896), Общества содействия развитию и улучшению кустарного и шлифовального производства «Русские самоцветы» в Санкт-Петербурге (1912); был также владельцем разработок уральских камней и магазина камнерезных изделий в Санкт-Петербурге (до 1917). Посетил Париж (1889, 1910), также Берлин и Мюнхен. Долгие дружеские отношения связывали Денисова-Уральского с Д. Н. Маминым-Сибиряком. Живописные работы Денисова-Уральского – в традициях русского передвижничества; влияние А. И. Куинжди заметно в использовании эффектов необычного освещения. Писал преимущественно пейзажи Урала (свыше 400, около 1 тысячи этюдов), в том числе индустриальные. Наиболее известная картина – «Лесной пожар» (неоднократно повторена художником; серебряная медаль на Всемирной выставке 1904 в Сент-Луисе, США).

«Лесной пожар».
1897.

Много работал в традиционной уральской резьбе по камню: «наборные картины», «горки» (художественная экспозиция из камней), рельефные карты Урала, также чернильницы-«гроты», вазы, шкатулки, пасхальные яйца, статуэтки и пр. из полудрагоценных камней (яшма, малахит, горный хрусталь, лазурит, халцедон и др., с включением изумрудов и сапфиров). Большая часть резных работ Денисова-Уральского и собранная им коллекция минералов хранятся в Минералогическом музее Пермского университета.

Литература: Семенова С. Очарован Уралом. Жизнь и творчество А. К. Денисова-Уральского. Свердловск, 1978.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

ДЕНИСОВ-УРАЛЬСКИЙ АЛЕКСЕЙ КУЗЬМИЧ

(06(18).11.1863, Екат. - 1926, Усекирко, Финляндия), живописец, камнерез, ювелир. Род. в семье камнереза, где приобрел первые проф. навыки. В 1884 получил от Ремесленной управы Екат. звание мастера рельефного дела. В 1887-1888 учился в шк. Об-ва поощрения худ. в СПб. Результатом многочисл. поездок по У. явились пейзажи, передающие своеобразие природы края, его растительность и геол. особенности: "Озеро Конченевское" (1886), "Лесной пожар" (варианты - 1887, 1888, 1897; Большая серебряная медаль на выставке в Сент-Луисе, США, в 1904), "Окт. на У." (1894), "С Троицкой горы" (1896), "Утро на р. Чусовой" (1896), "Вершина Полюда" (1898), "Камень Узкий на р. Чусовой" (1909), "Камень Ветряной на р. Вишере" (1909), "Река Тискос" (1909). Выполнил работы из урал. самоцветов: "наборные картины", горки, пресс-папье, чернильницы, рельефные карты У., ювелирные украшения, сер. скульптурных карикатур "Аллегорические фигуры воюющих держав" (1914-1916). Произв. ДУ экспонировались на выставках: Казанской науч.-пром. (1890), Всерос. пром.-художеств. в Ниж. Новгороде (1896), Об-ва любителей изящных иск-в в Екат., Об-ва рус. акварелистов и др. Ряд персональных выставок ДУ состоялся в кон. 1890-1910-е в Екат., Перми и СПб. ДУ выступал ревнителем развития отеч. горн. промышленности и бережного отношения к природе У. В 1903 участвовал в I Всерос. съезде деятелей по практической геологии и разведывательному делу в СПб., в 1911 выступил инициатором созыва съезда горнопромышленников в Екат. В 1912 организовал в СПб. Об-во содействия развитию и улучшению кустарного и шлифовального промысла "Рус. самоцветы". В кон. 1910-х жил в пос. Усекирко близ СПб., на тер-рии, отошедшей после 1918 к Финляндии. В посл. гг. жизни ДУ написал цикл картин об У. Работал над рельефной картиной "Урал. хр. с птичьего полета". В 1924 сообщил УОЛЕ телеграммой, что передает родному г. 400 живописных полотен, собр. минералов и изделий из камня. Судьба большей ч. этого дара до наст. времени неизв. Произв. ДУ хранятся в ГРМ, в ЕМИИ, ПГХГ в Иркутском обл. художеств. музее, др. художеств. и геол. музеях и частных собр.

Соч.: О некоторых препятствиях в развитии добычи драгоценных камней // Труды I Всероссийского съезда деятелей по практической геологии и разведывательному делу. СПб., 1905; Кровь на камне // Аргус. 1916. 5.

Лит.: Павловский Б.В. А.К. Денисов-Уральский. Свердловск, 1953; Семенова С.В. Очарован Уралом. Свердловск, 1978.

Г.Б. Зайцев


Энциклопедия Екатеринбурга . EdwART . 2010 .

Смотреть что такое "ДЕНИСОВ-УРАЛЬСКИЙ АЛЕКСЕЙ КУЗЬМИЧ" в других словарях:

    Денисов-Уральский, Алексей Кузьмич - (06(18).11.1863, Екат. 1926, Усикирко (Финляндия) живописец, камнерез, ювелир. Род. в семье раб. Учился в школе Об ва поощрения художеств в С. Петерб. (1887 88). Писал пейзажи У.: Лесной пожар (1887 и 1888), Октябрь на У. (1894), Утро на реке… … Уральская историческая энциклопедия

    Содержание 1 1941 2 1942 3 1943 4 1946 4.1 Премии … Википедия

    Приложение к статье Медаль «За спасение погибавших» Содержание 1 Республика Башкортостан … Википедия

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия