Нравственные искания болконского кратко. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского по роману Л.Н


"Война и мир" - роман-эпопея великого русского писателя Л. Н. Толстого. Это произведение сплетает воедино большое количество сюжетных линий, с участием самых различных персонажей, которые по мере продвижения сюжета вынуждены принимать трудные решения и преодолевать испытания, что им приготовил автор. На протяжении всего романа, главные его герои меняются порой даже такой степени, что того человека, с которым мы знакомимся в начале произведения нельзя узнать в том, кого мы видим в финале. Именно таким персонажем является Андрей Болконский.

Л. Н. Толстой знакомит читателей с этим героям в самом начале произведения, на светском вечере в салоне Анны Павловны Шерер. Андрей сразу показывают свое отношение к подобным мероприятиям и к людям, что всегда их посещают. Болконскому здесь скучно, ему неприятно находиться среди этих людей, тем самым герой сразу дает понять, что он отличается от всех, кто его окружает.

После встречи Андрея с его давним другом Пьером и разговора между ними, мы узнаем, что Болконский уже не любит свою беременную жену, что он перестал верить в любовь и жалеет, что вообще женился.

"Никогда не женись" - говорил он другу.

Андрей унаследовал серьезность, дисциплину и многие другие качества у своего отца. Помимо всего, он не верил в бога, а единственным его кумиром являлся Наполеон, и Болконский, идущий на поводу у своей гордыни, стремился к военной славе не меньшей, чем у французского императора.

Когда Андрей попал в армию и стал адъютантом при Кутузове он предлагал свои корректировки стратегии, которая была для него очень важна. Адъютант просился на передовую, рвался в бой, в надежде получить лакомый кусок военной славы. Такая возможность ему представилась в Аустерлицком сражении, но кто бы мог подумать, что оно станет первым моментом в романе, который заставит героя раз и навсегда сойти со своего прежнего жизненного пути.

Под Аустерлицем Андрей воспользовавшись представившейся возможностью, совершает подвиг, когда он взял знамя повел за собой солдат. После герой был тяжело ранен и остался лежать, смотря на небо, вечное, бесконечное небо. Все что происходит вокруг теперь кажется Андрею незначительным в сравнении с небом, и даже подошедший к раненому Наполеон уже не был важен Болконскому. Герой изменился, перестал искать славы, так же он осознал, что между ним и небом, что-то происходило, что-то за гранью его понимания, и этого он отрицать не мог.

Через некоторое время Андрей принимается искать новую цель своего существования. Сначала он начинает принимать участие в реформаторстве Сперанского, но вскоре разочаровывается и в этом начинании. Тогда Андрей решил посвятить себя своему поместью в Лысых Горах, своей семье, ребенку, оставшемуся без матери (та погибла при родах). Болконский начал "жить для себя".

В своих рассуждениях герой сравнивает себя со старым, покрытым болячками, растопырившим свои кривые ветви дубом, который встретился по дороге, Болконский считает, что жизнь, как таковая уже кончена. Но прибывая в гостях у Ростовых, он влюбляется в юную Наташу, и в отличие от того, как это было с его уже умершей женой, полюбил по настоящему. Теперь герой любил и был любимым, Андрей понял, что его жизнь не окончена, а когда Болконский вновь встречает свой дуб, то сразу его и не узнает, дерево расцвело, покрылось листвой, пробудившись ото сна.

Во время подготовки к Бородинскому сражению, при разговоре с Пьером Андрей показывает, что осознал роль рядового солдата на войне, его важность, которую герой теперь ставит выше стратегии.

Болконский снова был ранен, но на этот раз он понимает, что смерть неизбежна. Герой победив свою гордыню, вопреки своим принципам, прощает всех на кого он когда-либо держал обиду. Болконский теперь не боялся смерти, а смирился со всем, Андрей считал, что его душа не угасает, а становится единой с силой, пронизывающий все живое, становятся единой силой, на которой держится весь мир, единой с Богом.

Обновлено: 2018-10-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

План урока № 21
по предмету «Русская литература»
Тема программы: Л.Н.Толстой.
Тема урока: Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского.
Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока:
Обучающая: проследить, как формируется характер любимого героя Толстого; выявить авторское отношение к герою и определить свой взгляд на героя и его поступки; заглянуть в сложный мир его душевных переживаний.
Развивающая: обеспечить условия для развития умения анализировать художественные тексты, выделять главное, доказывать и опровергать, определять и объяснять причину, сравнивать, строить аналогии, систематизировать, отбирать материал по теме урока.
Воспитательная: создать условия для воспитания хорошего читателя, который может видеть глубину художественного текста, чтобы восприятие настоящей литературы вызывало эстетическое наслаждение.
помочь учащимся проследить, как формируется характер героя; развивать умение
анализировать художественной текст, выделять главное, сравнивать; воспитывать
нравственные качества.
Материально-техническое оснащение урока: портрет Л.Н.Толстого, текст романа «Война и мир».
Ход урока
Организационная часть:
1.1. доклад дежурного;
1.2. проверка готовности учащихся к уроку.
2. Целевая установка и мотивация, стимулирование деятельности учащихся:
2.1. тема и цели урока;
2.2. преподаватель обращает внимание на актуальность и значимость изучаемого материала.
Формирование теоретических знаний.
3.1. Слово учителя.
Семья Болконских.
Первый раз мы сталкиваемся с семьёй Болконских в полном составе в конце первой части первого тома, когда все в Лысых горах ожидают приезда князя Андрея с женою.
Князь Николай Андреевич Болконский привлекает и Толстого и читателя своей незаурядностью. «Старик с зоркими умными глазами», «с блеском умных и молодых глаз», «внушающий чувство почтительности и даже страха», «был резок и неизменно требователен». Друг Кутузова, он ещё в молодости получил генерал-аншефа. И опальный, он не переставал интересоваться политикой. Его энергичный ум требовал выхода. Николай Андреевич, почитая только две людские добродетели: «деятельность и ум», «постоянно был занят то написанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками...». «Он сам занимался воспитанием своей дочери». Недаром у Андрея настоятельная требовательность общаться с отцом, ум которого он ценит, аналитическими способностями которого он не перестаёт удивляться: «Как мог этот старый человек, сидя много лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такою тонкостью знать и обсуждать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов.» Гордый и непреклонный, князь просит сына: «записки...государю передать после...моей смерти» А для Академии он подготовил премию тому, кто напишет историю «суворовских войн». Николай Андреевич сердцем видит переживания сына и помогает ему в трудном разговоре об оставляемой жене и будущем ребёнке. И назначенный старым князем год для испытания чувств Андрея и Наташи - это тоже попытка максимально оградить от случайностей и бед чувства сына: «Был сын, которого жалко было отдавать девчонке».
Воспитанием и обучением детей старый князь занимался сам, не доверяя и не перепоручая этого никому. Его можно назвать деспотом, наблюдая, как он обращается с дочерью, но это объясняется его фразой: «А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, я не хочу». Источником людских пороков он считает праздность и суеверие. А главным условием деятельности - порядок. Отец, гордящийся умом сына, знает, что между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов, мыслей... Он понимает, как богат духовный мир его детей. Во многом Андрей Болконский повторяет жизнь своего отца, заставляя старого князя гордиться своим сыном.
3.2. Беседа
Поиски Андрея Болконского.
Сначала князь Андрей стремиться найти смысл и содержание жизни в военной деятельности, славе и героическом подвиге:
1. служба в армии. Т.1,ч.1,гл.5 Для чего идёт на войну князь Андрей? (Андрей Болконский уходит на войну, чтобы разорвать «заколдованный» круг «гостиных сплетен, балов, тщеславия, ничтожества», чтобы добиться своего Тулона, в котором он видел смысл жизни. Воинский подвиг, который выведет его из ряда неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе - таково было первоначальное представление князя Андрея о природе подвига).
2. Резкий разговор с Жерковым о долге и чести русского офицера. Т 1,ч.2, гл.3 Почему князь Андрей был возмущён поступком Жеркова? («Мы - или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху или печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела»).
3. Мечты князя Андрея о славе и подвиге. Т 1,ч 2. гл 12; Т 1,ч. 3, гл. 12 Какие мечты будоражат князя Андрея? Для чего он хочет совершить подвиг?
Найдя кумира в Наполеоне, князь Андрей обособляет себя от других людей. Его мечта о славе героя соответствует духу русской культуры того времени, когда герой мыслит себя непременно на пьедестале. Князь Андрей хочет заслужить славу подвигом, настоящим делом. Такая целеустремлённость может заполнить собою всю жизнь. Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом», то есть каждый должен стремиться достичь в своём деле совершенства. Князь Андрей хочет выдвинуться в жизни, чтобы проявить свои силы, да и о почестях тоже думает. Тщеславие, свойственное светскому обществу, его тоже задевает. Несмотря на то, что князь Андрей думает о славе, он симпатичен читателю, так как он хочет добиться славы честно. В мечтах о славе проявляется его отвращение к бессмысленной и бессодержательной жизни. Он ищет смысл жизни.
Он очень молод. Мечтательность свойственна молодым. Когда человек мужает, находит своё призвание, всё суетное отступает. Чем мудрее человек, тем меньше тщеславия в его мечте.
Подвиг, совершённый под Аустерлицем князем Андреем - его звёздный час. Сбылась его мечта, как когда-то Наполеон на Тулонском мосту, князь Андрей со знаменем в руках повёл за собой солдат. Это. конечно, славный подвиг, достойный родовой чести Болконских, чести русского офицера. Но для Толстого важна внутренняя сущность, самый тип подвига. Ведь и Наполеон обладает безусловной личной храбростью, и он способен пойти впереди войска. Эта внутренняя сущность подвига Болконского и является причиною того, что этот подвиг не поэтизируется в романе. Это, конечно, никак нельзя понимать как осуждение воинской доблести Андрея Болконского. Нет, его подвиг вносит ещё один штрих в его портрет рыцаря, безупречного солдата, настоящего человека с высокими и строгими категориями жизни, возвышающегося над всей окружающей его оправой высокопоставленных карьеристов.
4. Храбрость и мужество, проявленные князем Андреем в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях. Т 1. ч. 2, гл. 20, 21
Вспомните, к каким мыслям пришёл князь Андрей после Аустерлица? (Разочарование в стремлении к славе, к подвигу, крушение наполеоновского культа – таков итог его поисков в конце тома II).
Почему совершённый подвиг принёс князю Андрею разочарование? Какие выводы о подвиге и о героях он делает?
Участие в Шенграбенском сражении заставляет князя Андрея иначе смотреть на вещи. Со спокойным мужеством находится он на самых опасных участках боя. Но встреча с Тушиным до боя и на его батарее, а затем после боя в избе у Багратиона заставила его увидеть настоящий героизм и воинский подвиг в ином свете. Тушин, которому обязаны успехом дня не только не требовал для себя «славы и любви людской», но даже не умел постоять за себя перед несправедливым обвинением начальства, а подвиг вообще остался невознаграждённым. Он ещё не отказался от своего представления о подвиге, но всё пережитое за день заставило его задуматься.
Исподволь готовит Толстой тот переворот в душе князя Андрея, который произошёл па Аустерлицком поле. Возвышенные мечты столкнулись в ходе военных действий с реальной действительностью и бытом войны.
Аустерлиц стал эпохой позора и разочарований не только для всей России, но и для отдельных героев. С ощущением великого разочарования в Наполеоне, бывшем раньше его героем, лежит на поле боя раненый князь Андрей. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком, «с безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом». Правда, ранение принесло князю Андрею не только разочарование в тщетности и ничтожности подвигов во имя личной славы, но и открытие нового мира, нового смысла жизни. Неизмеримо высокое, вечное небо, синеющая бесконечность открыли в нём новый строй мыслей, и он желал бы, чтобы люди «помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь».
И в этом образе неба, который сопровождает князя в романе Толстого, являясь как бы его лейтмотивом, есть величие, идеальность, есть бесконечность стремления, и есть отрешённость, холодность. Небо - абсолютное, вечное, справедливое, князь Андрей ищет в жизни справедливость и совершенство. Но они должны быть прямо даны в явлениях жизни, не скрыты за относительным и случайным. Жизнь не должна быть запутана, она должна являть совпадение, торжество, слитность закона и формы, идеала и реальности - таково к ней требование князя Андрея. Навсегда не переходим для него разрыв - совершенство и несовершенство действительного, «небо» и земная реальность отношений людей. Он видит небо, глядя поверх человеческой жизни. Этот разрыв - трагическая тема образа Андрея Болконского.
Перед нами характерное для Толстого изображение природы: она олицетворяет высшие нравственные начала, то лучшее, что есть в жизни людей. Писатель воспроизводит не столько зрительный образ неба, сколько то впечатление, тот строй мыслей, который оно вызывает. Картина природы включается во внутренний монолог князя Андрея: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал...,не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнан его наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба.» В этих мыслях князя Андрея отражён общий итог -ощущение разочарования в жизни в результате осознания своих ошибок. Гак по-новому открылась для князя Андрея жизнь. Он понял суетность своих честолюбивых мечтаний, понял, что в жизни есть нечто гораздо более значительное и вечное, чем война и слава Наполеона. Это нечто - естественная жизнь природы и человека. Небо Аустерлица становится для князя Андрея символом нового, высокого понимания жизни, раскрывшихся перед ним «бесконечных и светлых горизонтов». Этот символ проходит через всю его жизнь.
5. Настроение князя Андрея в период глубокого душевного кризиса.
Вернувшись домой, князь Андрей застаёт свою жену при смерти. В её лице было отражено страдание и немой укор мужу: почему ты покинул меня в тот момент, когда больше всего нужен? Разочарование в службе в армии, смерть жены ввергают князя Андрея в глубокий душевный кризис. Всё своё время он решил посвятить воспитанию сына и усовершенствованию хозяйства.
Т 2.ч.3. гл 1 Чем занимается князь Андрей дома?
Разочарование в стремлении к славе, к подвигу, крушение наполеоновского культа -таков итог служения в армии. Дальнейшие события - появление ребёнка, смерть жены - потрясли князя Андрея. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, он приходит к выводу, что жизнь в её простых проявлениях, жизнь для себя и своих близких -то единственное, что ему остаётся.
Когда князь Андрей, странно размягчённый, вернулся домой, с непривычно ласковыми словами, готовый к миру, на него обрушилось горе - смерть жены. И то, что он чувствовал себя виноватым перед ней, усугубило его кризис, заставило замкнуться, уйти в себя. Переживания сделали его скептиком. Пьера, навестившего его к Богучарове, поразил его «потухший мёртвый взгляд». «Жить для себя, избегая только этих двух зол (угрызений совести и болезни). - вот вся моя мудрость теперь». - говорит князь Андрей Пьеру. В споре князя Андрея с Пьером звучит одна важная мысль: нравственное самоусовершенствование в то время - это идеал материально обеспеченных людей, не понимающих, что такое тяжесть труда и тяжесть жизни.
6. Постепенное пробуждение героя от нравственного кризиса. Что помогло князю Андрею справиться с душевным кризисом? Как он решил реализовать свои возможности?
Толстой показывает, как медленно возвращается его герой к жизни, к людям, к новым поискам. Первая веха на этом пути возрождения - встреча с Пьером и разговор с ним на пароме. В пылу спора с другом Болконский говорит несправедливые слова, высказывает крайние суждения. Но для себя он делает правильный вывод. «Надо жить, надо любить, надо верить» - эти слова Пьера глубоко запали в душу князя Андрея. Ожил его потухший взгляд и стал «лучистым, детским, нежным». Именно сейчас «в первый раз после Аустерлица он увидел то высокое, вечное небо, которое он видел, лёжа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нём, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе... Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя по внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Первое, что он сделал для людей, - преобразования в деревне, облегчившие участь его крестьян.
Природа возродила князя Андрея к жизни, заставила его жить, обновила, он понял смысл жизни, её цель. Ход мыслей князя Андрея меняет величие, вечность и бесконечность природы. У Толстого одним из признаков настоящего человека является способность чувствовать и любить природу. Для всех положительных героев романа всегда открывается их «небо», которое открывается им почти всегда в момент кризисов, на переломах в жизни, когда природа помогает человеку выйти из тупика. Природа помогает человеку найти своё место в жизни, жить общей жизнью. Не случайно Толстой считает: «Самая чистая радость - радость природы». Писатель говорит о природе, одухотворяя её, наделяя человеческими чертами. Глядя на дуб, князь Андрей видит не ветви, не кору, не наросты на ней, а руки и пальцы, старые болячки. При первой встрече дуб представляется ему живым существом, «старым, сердитым и презрительным уродом», который наделён способностью думать, упорствовать, хмуриться и презирать весёлую семью «улыбающихся берёз». Князь Андрей приписывает дубу свои мысли и чувства и, думая о нём, употребляет местоимения «мы», «наша»... Жизненные силы, которые возродил дуб, проснулись и в душе Болконского. Он остро ощущает радость бытия, видит возможность приносить пользу людям, возможность счастья и любви. И он решает: «.. .надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь...чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе.»
7. Выдающийся ум, широкий кругозор государственного деятеля. Отпечаток трудовоговоспитания, данного отцом. Стремление к полезной общественной деятельности. Участие в законодательной деятельности М.М.Сперанского и разочарование в ней. Т 2,ч.З, гл.18 Почему князь Андрей разочаровался в государственной службе?
Снова возникают честолюбивые мечты. Князь Андрей намерен принять участие в преобразованиях, которые в то время замышлялись в высших сферах. В петербургский период жизни Болконского Толстой рисует реальных исторических деятелей, с которыми князь Андрей сталкивается, - это Аракчеев и Сперанский. Князь Андрей занимался составлением новых военных проектов и был начальником отделения комиссии составления законов, работая над отделом «права лиц», но он вскоре увидел, что эта работа праздная. Начав общественную работу увлечённо, разочаровался в своей общественной деятельности, потому что не видел её глубокого смысла. Разочаровался князь Андрей и в самом Сперанском. Страстное желание «найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился», привлекло его к этому деятелю, но потом он увидел, что тот вовсе не соответствует его идеалу. Только та деятельность удовлетворяет героя, в которой он найдёт совмещение интересов для себя и для других... А пока он ошибается, вечно борется, потому что «спокойствие -душевная подлость». В его поисках, разочарованиях и надеждах отразилась важная грань «настоящей жизни» по Толстому.
8. Взаимоотношения Андрея Болконского и Наташи Ростовой. Т2, ч.З.гл 16, 19, 22 Что привлекло искушённого в общении князя Андрея в Наташе Ростовой?
Обаяние любви создаёт её нравственная чистота. Князя Андрея привлекла в Наташе её поэтичность, её полнота жизни, непосредственность. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Её пение доставляет князю Андрею наслаждение, его поражает Наташина чуткость, умение угадывать чужое настроение, понимать всё с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, почувствовав его внутреннюю силу, благородство. Слова князя Андрея: «Весь мир разделён для меня на две половины: одна - она, и там всё счастье, надежда, свет; другая половина – всё, где её нет, там всё уныло и темнота...» и Наташины: «...но такого со мной никогда не бывало» - убеждают в силе и серьёзности их чувств.
Любовь занимает в жизни Андрея Болконского важное место, помогая понять и полюбить жизнь, найти своё место в ней. Настоящее чувство лишь то, которое свободно от расчётов, глубоко и искренне. Перед князем Андреем открылась «жизнь, вся жизнь со всеми её радостями». Ему кажется, что в любви он нашёл подлинное счастье.
Почему же герой не нашёл своё счастье? Во-первых, мир разрушает война, она не даёт возможности спокойно и светло жить. Во-вторых, автор приводит героя к внутреннему кризису потому, что у Андрея Болконского нет внутреннего единения с народом, у него свои цели, направленные на себя.
Наташа как бы приближает князя к земной жизни, но Толстой сразу же даёт почувствовать читателю, что они не предназначены друг для друга, что простое счастье не для Болконского. Счастье оказалось кратковременным, и, чем светлее оно было, тем трагичнее ощущает он разрыв с Наташей. Ему кажется теперь, «как будто тот бесконечный, удаляющийся свод неба, стоявший прежде перед ним, вдруг превратился в низкий определенный, давивший его свод, в котором всё было ясно, но ничего не было вечного и таинственного». Жизнь представляется ему жестокой, ненужной, нелепой.
9. Разрыв князя Андрея со светским обществом и сближение с народом в периодОтечественной войны 1812 года. Т 3, ч. 2. гл. 5, 25 За что солдаты любили своего командира? Как меняется отношение к войне князя Андрея?
Поворотным окажется в жизни Андрея Болконского 1812 год. Во время Отечественнойвойны князь почувствует и поймёт законность существования интересов других людей. Это понимание проявится в его видении причин успеха в войне, которые, как он считает, определяют не численность войска и его расположение, не количество пушек, а то чувство, которое будет в каждом солдате. Так изменяется представления Андрея Болконского о движущих силах истории.
События 1812 года явились наиболее знаменательной эпохой в жизни Болконского. Его личное горе отступило на задний план перед всенародными бедствиями. Защита родины от врага становится высочайшей целью его жизни, и князь Андрей возвращается в армию. «Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили». Он уже не стремится попасть в высшие сферы, где, как он думал раньше, решаются судьбы родины, и остаётся среди простых и самых нужных на войне людей - солдат и офицеров действующей армии. Мечты о личной славе больше не волнуют его.
Жить, помогая и сочувствуя людям, понимать их, слить свою жизнь с их простой и естественной жизнью - вот тот новый идеал, который пробудился в душе князя Андрея в дни суровых для родины испытаний. В разговоре его с Пьером накануне Бородинского сражения особенно отчётливо ощущается единство помыслов Болконского и сражающегося народа. Выражая своё отношение к событиям, он говорит: «И так же думает Тимохин и вся Армия». Жизнь князя Андрея завершается его единением с пародом, с теми, кто борется за родную землю.
10. Душевное состояние князя Андрея после ранения под Бородином. Почему князь Андрей не смог избежать ранения? Как близкая смерть изменила героя?
Толстой - художник неизменно следует высокой правде искусства. Смерть князя Андрея -событие само по себе потрясающее - описано просто и безыскусственно. Ни одной фальшивой ноты, пи одного художественно не оправданного слова или жеста, во всём предельный такт и чувство меры. Для князя Андрея смерть - новый, завершающий этап духовного развития. Он принимает её просто и мудро. Его спокойствие передаётся близким людям: «Они обе видели, как он глубже и глубже, медленно и спокойно, опускался от них куда-то туда, и обе знали, что это так должно быть и что это хорошо». Смерть - таинство. И писатель надевает покров молчания на это событие.
11. Андрей Болконский - лучший представитель передовой части дворянского общества начала 19 века. В эпилоге романа много места уделено Николеньке Болконскому, в котором продолжает жить жаждущая правды душа его отца. Это обаятельный образ ребёнка, полного светлых мечтаний, страстно стремящегося к правде и добру. Знакомясь с Николенькой, мы словно опять встречаемся с князем Андреем, с тем лучшим, что было в нём и что унаследовано его сыном.
Так, заканчивая «Войну и мир», писатель возвращается к образу Андрея Болконского, как бы приобщая его к той деятельности, которая ждёт его сына. «Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен...» - мечтает Николенька.
Анализ работы группы за урок:
4.1.подведение итогов урока
Жизненный путь Андрея Болконского свидетельствует о поисках преодоления личного и общественного разлада, о стремлении к разумной и гармоничной жизни. Любовно рисуя близких ему героев, Толстой обнажает их внутреннюю жизнь, диалектику их души, так как писателя прежде всего интересует путь духовного развития человека, путь, ведущий к нравственному идеалу. На страницах романа постоянно звучит внутренний монолог, то есть воспроизводится поток сокровенных мыслей и чувств героя, чаще всего противоречивых и всегда сложных.
Духовная красота любимых героев Толстого проявляется в этом непрерывном внутреннем борении мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Жизненный путь их - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру.
Итак, подводя итоги нашей работы, посмотрим, какой была дорога жизни Андреи Болконского:
Презрение к обществу _ армия _ Шенграбенское сражение _ Аустерлиц, ранение _ Лысые Горы, кризис _ поездка в Отрадное, преодоление _ Петербург, служба у Сперанского _ знакомство с Наташей _ разрыв отношений _ армия _ ранение _ смерть.
4.2. выставление отметок.
Домашнее задание
Образ Пьера Безухова.

«Ах, Мари, Мари, он слишком хорош, он не может, не может жить, потому что…»

Знакомство с князем Андреем происходит в салоне Шерер: «В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. Князь Андрей был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женою. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее».

Дальше мы узнаем из разговора его с Пьером, что он разочарован в своей женитьбе, так как потерял свободу, которая нужна ему для достижения цели; в обществе, говоря, что гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - это тот заколдованный круг, из которого он не может выйти; в женщинах, говоря, что они эгоистичны, тщеславны, глупы и ничтожны во всём. Андрей Болконский поэтому меняет свою жизнь - поступает на службу в штаб главнокомандующего. Он мечтает завоевать «свой Тулон». Но в реальности оказалось, что дела в армии выглядят не так, как представлялось Андрею. Он разочарован. Князь по - новому оценивает все происходящее. Во время Аустерлица его тяжело ранят. Лежа на земле, ничего не замечая кроме бесконечного неба, которое произвело на него неизгладимое впечатление, понимает, что Наполеон - это такой же человек, как и все. «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба». Князь больше не верит, что исход сражения может зависеть от действий одного лица, от планов и диспозиций. Андрей Болконский понимает первый раз простую правду жизни: любовь человека к дому, семье, природе.

Поэтому он возвращается к семье, но там его ждёт новое потрясение - смерть жены Лизы. Это только обостряет возникавший не раз перед ним вопрос: так в чем же смысл существования? Сначала он сосредотачивает все внимание на воспитании сына. Ему кажется, что человек должен жить только для себя, а сын, сестра, отец - это продолжение его самого, и князь Андрей на время погружается в узкий и замкнутый домашний мирок.

Но его деятельная натура требует приложения сил, и он начинает заниматься хозяйством: имение в триста душ было перечислено им в вольные хлебопашцы (это был один из первых примеров в России), то есть крестьяне были освобождены от крепостной зависимости, в других имениях он заменил барщину оброком. В Богучарово выписана бабка для помощи роженицам, а священнику платилось жалование за то, что он обучал грамоте крестьянских и дворовых детей.

Это, пожалуй, первый в русской литературе герой, столь исполненный сознания важности и ответственности своих намерений, дел и стремлений, жаждущий деяний масштабных, общезначимых. Отсюда его неприятие светского общества, мертвого, неподлинного, скованного церемониями, обрядами. Он же ищет такую сферу деятельности, которая несла бы в себе решение проблем и его личного существования и главнейших общенациональных проблем. Это заставляет его писать записку о перестройке армии, свидетелем поражения которой он оказался под Аустерлицем, принять участие в разработке новых законов под руководством Сперанского. Князь Андрей уже готов вложить в работу по законодательным преобразованиям всю свою волю, энергию, блестящий ум. Но довольно скоро он почувствовал глубокий отрыв реформаторской и бюрократической деятельности Сперанского от живых запросов и нужд народных. Так, работая над разделом «Права лиц», он попытался мысленно приложить эти права к богучаровским мужикам, и «ему стало удивительно, как он мог так долго заниматься такой праздной работой».

Окончательно князь Андрей освобождается от своих иллюзий и разочаровывается в Сперанском, увидев его в домашней обстановке, где особенно четко выявилась искусственность поведения, бессодержательность и мертвенность его пустых разговоров, которые касались «ежели не самого служебного мира, то лиц служебных».

Путь нравственно-духовного формирования князя Андрея сложен и тернист.д.о Бородина - это утраты, несбывшиеся надежды, отказ от своих идеалов и верований. Разочарование в деятельности Сперанского по силе не меньше, чем осознание мнимости величия всеобщего кумира - Наполеона.

Обманом окажется и любовь к Наташе, как будто бы открывшая перед князем Андреем возможность счастья и гармонического существования. И не случайно ни в одном из набросков к роману, ни в его первоначальных вариантов Толстой не соединяет судьбы князя Андрея и Наташи. Это противоречило бы художественной идее романа. Лишь после всего пережитого придут к нему мир и любовь.

Война 1812 года застает князя Андрея в момент наивысшего душевного кризиса, но именно всенародная беда, обрушившаяся на Россию, выводит его из этого состояния. Участие в Отечественной войне 1812 года и явилось для князя Андрея истинной формой бытия, к которому он так долго и трудно шел. Война эта открывает перед князем Андреем возможность войти в стихию общенародной жизни. Он впервые осознает влияние солдатской массы на военные действия, исход которой решает ее дух, ее поведение и настроение.

И он становится ближе к солдатам, то есть к народу. Навсегда отказавшись от карьеры придворного, не пожелав быть штабным офицером, он уходит в полк, где, по нынешним его понятиям, только и можно приносить пользу своей отчизне. Отныне всем своим поведением он доказывает, что хотя желание славы и побуждает к подвигу, но истинным примером мужества в бою чаще бывает поведение воинов, которое внешне отнюдь не выглядит героическим. Настоящий подвиг суть тот, что совершается без мысли о собственной славе, о себе, а во имя «других», просто, скромно, жертвенно, подобно подвигу капитана Тушина.

Да, ему надо было пережить нашествие Наполеона, смерть отца, получить смертельное ранение, увидеть истекающего кровью Анатоля Курагина, которому только что отняли ногу, князь Андрей «вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями».

Вот это-то новое, открывшееся ему чувство и заставляет его, наконец, понять свою вину перед Наташей и ощутить всю силу не только собственной любви к ней, но и ее любовь к нему, ее страдания.

Тяжело раненный, лежа в Мытищах в крестьянской избе, «он живо представил себе Наташу не так, как он представлял себе ее прежде, с одною ее прелестью, радостной для себя; но в первый раз представил себе ее душу. И он понял ее чувства, ее страданья, стыд, раскаянье. Он теперь в первый раз понял всю жестокость своего отказа, видел жестокость своего разрыва с нею.

И так же как старый князь, умирая в доме, куда вот-вот должен вступить враг, перед лицом беды и смерти впервые говорит дочери нежные слова: «Спасибо тебе… дочь, дружок… за все, за все… прости… спасибо… прости… спасибо!. . - И слезы текли из его глаз…», так же князь Андрей в минуту душевного высшего напряжения, понимая, что жизнь его кончается, когда Наташа приходит ночью к нему в Мытищах, говорит ей такие слова, которые до этого никогда бы сказать не смог: «Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде…»

Цель:

Ход урока

I

1. Пьер Безухов

По-моему, самое главное в Пьере — доброта. Потому он и умеет понять любого человека. Когда Пьер встречается с княжной Марьей, он и ее понимает. Он вообще ко всем добр, даже к тому французскому офицеру, которого он спас, к Рамбалю.)

II , ч. V

  • Да, это истинная доброта и человечность. Вспомним ещё эпизод дуэли между Пьером и Долоховым. Зачитайте эту сцену (т. II, ч. I, гл. 5 со слов «Ну, начинайте! — сказал Долохов...») Хотел ли Пьер этой дуэли?

(Нет, не хотел.)

  • А Долохов?

Пьер не может видеть чужого страдания, чужой беды, даже если их испытывает человек, которого он не любит, который перед ним виноват. Он способен осуждать самого себя, а это может далеко не каждый. Кажется, и в этом проявляется милая, свойственная Пьеру неловкость. Если подходить строго, эта черта - недостаток, так судят о ней окружающие, а вот лиши Толстой своего героя этой неловкости, житейской непрактичности - и пропало бы его обаяние. Так часто недостатки людей бывают продолжением их достоинств. Не случайно князь Андрей сказал о своём друге: «Это самый смешной и рассеянный человек на свете, но самое золотое сердце». Расскажите, каковы пути правды, по которым прошёл Пьер.

Просмотр содержимого документа
«Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова»

Урок 21.

Нравственные искания

Андрея Болконского и Пьера Безухова

Цель: провести синтез и углубление знаний обучающихся по образам Пьера Безухова и Андрея Болконского.

Ход урока

I . Беседа с элементами диспута

1. Пьер Безухов

    Скажите, кто из героев романа вам больше всего понравился?

    Сегодня мы поговорим только о Пьере и князе Андрее. Почему вам понравился Пьер Безухов?

(Он не такой, как другие светские... Вот он появляется в салоне А. П. Шерер. Хозяйка салона даже пугается его искреннего, правдивого взгляда. Мне нравится его простота, понимание других людей и сочувствие им. Когда Пьер попадает в плен, то запросто разговаривает с солдатами, находит с ними общий язык.

По-моему, самое главное в Пьере - доброта. Потому он и умеет понять любого человека. Когда Пьер встречается с княжной Марьей, он и ее понимает. Он вообще ко всем добр, даже к тому французскому офицеру, которого он спас, к Рамбалю.)

    А может быть, Пьер просто понимает, что из-за убийства французского офицера могут быть неприятности...

(Нет, Пьеру вообще не свойственно рассчитывать, что получится в результате какого-то поступка, он просто не мог допустить, что бы убили человека.)

    А в чём еще вы видите доброту Пьера?

(Он спас ребёнка во время пожара, заступился за женщину, раз давал деньги всем, кто просил. Сумел понять Наташу после её разрыва с князем Андреем. Сумел её утешить, хотя сначала шёл к ней с чувством обиды за друга, князя Андрея. (Зачитать отрывок т. II , ч. V , гл.22 со слов «Было морозно и ясно…».)

    Да, это истинная доброта и человечность. Вспомним ещё эпизод дуэли между Пьером и Долоховым. Зачитайте эту сцену (т. II, ч. I, гл. 5 со слов «Ну, начинайте! - сказал Долохов...») Хотел ли Пьер этой дуэли?

(Нет, не хотел.)

    А Долохов?

(Долохову было всё равно. Он гусар, привык к дуэлям. Хотя Денисов не хотел кровопролития, ему было страшно и за Долохова, и за Пьера.)

    Как Пьер переживает ранение Долохова? Ведь он впервые стрелял в человека.

(Ему грустно, тоскливо. И, наверное, не только потому, что он ранил Долохова, а и оттого, что жизнь вообще нелепа, если, не желая убивать, можно вдруг убить.)

Пьер не может видеть чужого страдания, чужой беды, даже если их испытывает человек, которого он не любит, который перед ним виноват. Он способен осуждать самого себя, а это может далеко не каждый. Кажется, и в этом проявляется милая, свойственная Пьеру неловкость. Если подходить строго, эта черта – недостаток, так судят о ней окружающие, а вот лиши Толстой своего героя этой неловкости, житейской непрактичности – и пропало бы его обаяние. Так часто недостатки людей бывают продолжением их достоинств. Не случайно князь Андрей сказал о своём друге: «Это самый смешной и рассеянный человек на свете, но самое золотое сердце». Расскажите, каковы пути правды, по которым прошёл Пьер.

Эти поиски были главными в жизни героя. В конце романа мы видим, что именно Пьер предстаёт перед нами как организатор тайного политического общества «Независимых, свободных людей». Он обвиняет царя в бездействии, резко критикует существующий строй, возмущается реакцией и аракчеевщиной.

2. Князь Андрей

    Чем привлекает вас Андрей Болконский?

(Он умный, понимает жизнь, разбирается в политике. А самое главное, не карьерист, не трус, не ищет «уютного местечка»)

    Снова вспомним начало романа. Князь Андрей появляется в салоне А.П. Шерер и ещё не зная его, мы уже можем о нём сказать нечто важное. Что же именно?

(Ему не по себе в светском обществе.)

    А какими деталями Толстой это подчёркивает?

(У князя Андрея скучающий вид. Он смотрит на всех прищурившись. Его красивое лицо портит гримаса. Когда его сзади трогает Пьер, князь Андрей досадливо морщится, потому что не знает, что это Пьер.)

    Мы узнаём, что князь Андрей может быть совсем другим с теми, кого любит... Когда Пьер его спросил, зачем он идёт на войну, которую нельзя назвать справедливой... Что отвечает ему князь Андрей?

(Зачитывается отрывок «Для чего? Я не знаю. Так надо… – Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, не по мне».)

    Какой вывод мы можем сделать?

(Князь Андрей не удовлетворён пустой светской жизнью, он хочет чего-то большего, он мечтает о славе (зачитать отрывок т. I , ч.III, гл.12 «Ночь была туманная»).

    А как вы думаете, слава – это и есть то самое главное, что необходимо человеку?

(Наверное, нет. Ведь слава – только для себя. Князь Андрей хочет заслужить славу подвигом, настоящим делом. Такая целеустремлённость может заполнить собою всю жизнь. Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом».)

Но ведь хотеть быть генералом можно по-разному. Один продвигается по службе благодаря своим силам и способностям, и видит конечную цель в том, чтобы полнее реализовать себя. Ну, а если глубже вникнуть в высказывание Суворова, то его надо понимать так: каждый должен стремиться достичь в своём деле совершенства.

    А для чего хочет выдвинуться в жизни князь Андрей?

(Чтобы проявить свои силы, да и о почестях он тоже думает. Тщеславие, свойственное светскому обществу, его тоже задевает. Несмотря на то, что князь Андрей думает о славе, он нам симпатичен, так как он хочет добиться славы честно. В мечтах о славе проявляется его отвращение к бессмысленной и бессодержательной жизни. Он ищет смысл жизни.)

Он очень молод. Мечтательность свойственна молодым. В этом нет ничего дурного. Когда же человек мужает, находит своё признание, всё суетное отступает.

    Чем мудрее человек, тем меньше тщеславия в его мечте. Когда князь Андрей это понял?

(После Аустерлицкого сражения. Его мечты о славе показались ему ничтожными, а Наполеон – мелким, хотя и он когда-то мечтал о «своем Тулоне».)

Болконский после войны 1805-1807 гг. возвращается домой, живет в своем имении. Его душевное состояние тяжелое.

    Мечты о славе больше не занимают: к чему стремиться? Скажите, Борис Друбецкой или Берг могут страдать из-за того, что у них нет цели в жизни?

(Конечно, нет. Они мелкие люди, а князь Андрей – человек глубокий. Он страдает от отсутствия смысла жизни. Решает заняться общественными делами, участвует в работе комиссии по составлению новых законов, но потом понимает, что они оторваны от жизни. Он идёт на войну. Перед Бородинским сражением чувства его переполнены, ведь он участвует в общем патриотическом деле. Но и тут его постигает разочарование.)

    К каким выводам о жизни приходит князь Андрей?

(Он понимает, что жить нужно для добра. Быть добрым вообще, понимать и любить людей – это хорошо, однако, такому человеку нужно активное выражение этой любви.)

    Смерть обрывает искания князя Андрея. Но если бы он не умер и его поиски продолжались, к чему бы они привели Болконского?

(Пьер высказывает мысль, что если бы князь Андрей был жив, то он был бы с декабристами.)

    А почему князь Андрей не простил Наташу?

(Он по характеру человек жёсткий, постоянный в своих принципах. Он не смог принять Наташу слабой, растерянной, ошибающейся, мечущейся.)

    Почему же Пьер простил Наташу?

(Он добрее. Возможно, он её пожалел.)

    Когда же князь Андрей простил Наташу?

(Уже раненный, лёжа в избе, он понял, как был жесток. Болконский переосмысливает свою жизнь. Впервые он думает не о себе, а об её боли и страдании. Ему многое пришлось перенести, он становится мягче, добрее, мудрее.)

    Что сближает князя Андрея и Пьера, несмотря на разницу в их характерах?

(Их сближает многое. Это передовые люди своего времени. Они не живут пустой светской жизнью. У них есть цель, притом, цель большая. Они хотят быть полезными в своей деятельности.)

II. Демонстрация фрагмента видеофильма «Война и мир»

Эпизоды «Аустерлицкое сражение», «Бородинское сражение», «Ранение князя Андрея».

III. Запись ОСК «Андрей Болконский»

Вромане-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» на­считывается свыше пятисот действующих лиц. Госу­дарственные деятели и незаметные участники войны, аристократы и простые крестьяне, лучшие люди сво­его времени и его позор - стяжатели и карьеристы - показаны на страницах романа. Описывая в своем ро­мане жизнь множества людей, Толстой, тем не менее, не воспринимал их как безликую массу: все его герои романа - живые люди, причем настолько, что, читая книгу, мы слышим их голоса, проникаем в их внут­ренний мир. Великий писатель сумел отобразить не­повторимость, своеобразие каждого человека, пока­зал читателю духовные искания героев, их размыш­ления о смысле жизни, наделил каждый персонаж непростой судьбой.

С первых же страниц романа перед читателем пред­стают главные его герои - князь Андрей Болконский и его друг Пьер Безухов. Оба они еще не определили своей роли в жизни, не нашли того дела, которому хо­тели бы отдать все силы. По мере развития событий мы видим, насколько различны их жизненные пути.

Князь Андрей разочарован в светской жизни, не принесла ему счастья и женитьба на маленькой кня­гине. Единственное его стремление, без которого он не видит смысла жить,- слава. Он завидует Наполеону, мечтая о своем «Тулоне», «Аркольском мосте». Ради осуществления своей мечты он готов пожертвовать са­мым дорогим: «...Я ничего не люблю, как только сла­ву, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ни­что мне не страшно». В момент ранения князя на Аустерлицком поле рушатся все его честолюбивые планы, но это уже не имеет значения: один, покину­тый всеми среди поля, он вдруг увидел небо - его ве­личавое спокойствие и торжественность воспринялись князем Андреем как противопоставление люд­ской суетности, незначительности их эгоистичных помыслов. «Да! все пустое, все обман, кроме этого бес­конечного неба». И именно здесь происходит развен­чание его кумира - Наполеона, который казался ему теперь «столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило... между его душой и этим высоким, бесконечным небом...».

После битвы при Аустерлице князь Андрей решил больше никогда не служить на военной службе. Он возвращается домой «с измененным, странно смяг­ченным, но тревожным выражением лица». Тяже­лым грузом ложится на его плечи смерть жены, все свои помыслы он решает сосредоточить на воспита­нии сына, убеждая себя, что «это одно» ему и осталось в жизни. Князь Андрей переживает душевный кри­зис, теперь он осуждает свои ложные стремления к славе и по-другому смотрит на жизнь. С особенной вы­разительностью Толстой показывает состояние князя Андрея и его мысли, описывая его поездку в рязан­ские имения. Дорога шла через лес, где все уже зазе­ленело, и только дуб «старым, сердитым и презри­тельным уродом стоял между улыбающимися береза­ми. Только он один не хотел... видеть ни весны, ни солнца». Этот старый дуб вызвал в князе Андрее це­лый рой грустных и безнадежных мыслей. Жизнь кончена. Пусть другие поддаются на ее обман. А он бу­дет тихо доживать последние дни, не делая зла другим и ничем не тревожась. Эти мысли он пытается от­крыть Пьеру Безухову. Однако Пьер придерживается противоположной точки зрения, доказывая Андрею, что полное удовлетворение может принести лишь жизнь, посвященная другим людям. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой на­чалась хотя во внешности и та же самая, но во внут­реннем мире его новая жизнь».

Меняет жизнь князя Андрея и встреча с Наташей Ростовой, благодаря которой на него снизошло чувст­во радости и обновления, понимание того, что в 31 год жизнь еще не кончена. И, возвращаясь домой, князь Болконский вновь проезжает мимо старого дуба, но видит его уже другими глазами: «Ни корявых паль­цев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ниче­го не было видно». В это время князь осуждает свою эгоистическую жизнь, оторванность от других людей. «Надо... чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!». Таким образом, он переходит сначала к общению с людьми своего круга, а затем обращается и к общенациональной жизни народа.

Наташа вернула князя Андрея к жизни, со всеми ее радостями и волнениями. Под влиянием не испытан­ного им ранее чувства преобразился его внутренний мир. «Я не могу не любить света...»,- говорит Пьеру князь Андрей, признаваясь в своем счастье. Раскры­вая их отношения, писатель показывает нам лучшие стороны души князя. Но чем сильнее чувство любви, тем сильнее боль от ее утраты. Потеряв Наташу, князь Болконский уже боится вспоминать небо Ау­стерлица, мысли, раскрытые перед ним «бесконечны­ми и светлыми горизонтами». Теперь он поглощен су­губо земными, практическими интересами. Очеред­ная потеря вновь надломила его.

Нравственные искания князя Андрея проходят че­рез взлеты и падения, светлые и темные стороны жиз­ни. Но только так можно постигнуть истинный ее смысл.