Подвиг горожан кале. История и этнология

И видела там "Граждан Кале", теперь встретилась с ними в Лондоне на Площади Парламента.

Этот шедевр Родена можно увидеть в трёх городах - в Кале, Париже и Лондоне, и каждый экземпляр является авторским.

Скульптурная композиция из бронзы, созданная в 1908 году, была передана британцам в дар от Фонда искусств (The Art Fund), который приобрел ее в 1911 году за 2,4 тысячи фунтов стерлингов. Через два года Роден приезжал в Лондон, чтобы обсудить место расположения скульптуры. В 1915 году "Граждане Кале" были установлены перед Вестминстерским дворцом.

В начале Столетней войны англичане весьма успешно продвигались вглубь Франции. Но попытка взять ключевую крепость Кале провалилась – город оказал упорное сопротивление. Англичане начали осаду, которая длилась почти год. Наконец стало ясно, что французам не продержаться: в городе закончились все запасы пищи – жители съели даже крыс. В ходе переговоров о сдаче крепости англичане выдвинули ультиматум: город не будет разрушен и жителей пощадят, если шесть самых именитых граждан Кале, босые, с обнаженными головами, с петлями на шеях, не передадут им ключи от города. Этих шестерых казнят, но больше жертв не будет.

Колокол на Ратушной площади созвал жителей на общее собрание. Бургомистр огласил требование англичан, и тогда самый знатный житель города Эсташ де Сен-Пьер первым сделал шаг вперед. За ним последовали Жан д’Эр, братья Жан и Пьер де Виссан, Андрьед Андр и Жан ди Фиенн – богатые и уважаемые горожане. Они сделали все так, как требовал противник – надели на шеи петли и вышли за городские ворота, неся ключи.

Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Ниспадающие одеяния подчеркивают монументальность памятника, в то время, как обнаженные фрагменты выражают идею жертвенности и подчеркивают трагизм сюжета. Герои идут, босые, по неровной земле навстречу гибели, каждый из них думает о своем, но вся группа объединена единым порывом и общим пафосом спасения и прощания. Выражения лиц и жесты каждого несут богатство смыслов, дополняя друг друга и создавая общее настроение.

Роден хотел, чтобы памятник был установлен на очень низком постаменте и не был огражден, чтобы зрители могли общаться с произведением с близкого расстояния. В этом и был художественный замысел мастера: он хотел максимально приблизить фигуры к зрителю, создать ощущение близости и реальности происходящего. Подойдя к памятнику, любой человек мог бы внимательно рассмотреть как всю композицию в целом, так и отдельные фрагменты. Полное представление о произведении можно получить, только обойдя его кругом. Очень низкий постамент, и не более, чем двухметровые фигуры позволили бы зрителям вглядеться в лица изображенных, буквально заглянуть им в глаза.

Граждане Кале, босые, с обнаженными головами, с петлями на шеях, стояли перед английским королем Эдуардом III. Он уже отдал приказ казнить их. И тогда его беременная жена, королева Филиппа, потрясенная мужеством шестерых героев, бросилась перед королем на колени. Она умоляла мужа пощадить приговоренных, во имя их еще не рожденного ребенка. Эдуард III не смог отказать любимой жене. Гражданам Кале оставили жизнь и отпустили на свободу.

Полностью статью об этом памятнике можно прочитать

Осада Кале

Основная статья: Осада Кале

Роден работал над группой из шести фигур с 1884 по 1888 годы. По тем временам роденовское исполнение памятника казалось крайне спорным. Заказчики ожидали скульптуру в виде одной фигуры, символизировавшей Юсташа де Сен-Пьера. Кроме того до Родена памятники запечатлевали героические победы и с постамента господствовали над зрителями. Роден же настоял на отказе от постамента , дабы фигуры находились на одном уровне со зрителями (хотя они выполнены несколько больше человеческого роста).

Впервые памятник был представлен публике в 1889 году и был встречен почти всеобщим восхищением. Ещё несколько лет прошло, прежде чем он был установлен в Кале: церемония открытия состоялась в 1895 году. Однако по настоянию городских властей он был установлен на традиционном пьедестале и с оградой. Воля скульптора, согласно которой «Граждане Кале» должны были быть размещены на земле, была исполнена только после его смерти, в 1924 году .

В продолжение XX века копии роденовской скульптурной группы появились во многих городах мира, включая Париж и Лондон .

Драматическое звучание всей сцены в целом, её противоречивая эмоциональная атмосфера, ощущение духовной напряженности героев, лаконичная и в то же время глубокая характеристика каждого из них рождаются благодаря беспокойному дробному ритму композиции, резким контрастам статичных фигур и фигур, полных динамики, противопоставлению весомости масс экспрессии поз и жестов.

Примечания

Литература

  • Bernard Champigneulle Rodin. - London: Thames and Hudson, 1999. - 285 p. - ISBN 0500200610
  • Magali Domain, Les Six Bourgeois de Calais , La Voix du Nord, 2001
  • Jean-Marie Moeglin, Les Bourgeois de Calais, essai sur un mythe historique , Albin Michel, 2002

Координаты : 51°29′51″ с. ш. 0°07′29.5″ з. д.  /  51.4975° с. ш. 0.124861° з. д. (G) (O) 51.4975 , -0.124861


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Граждане Кале" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кале (значения). Город Кале Calais 300px Флаг Герб … Википедия

    Кале - (Calais)Calais, конечный пункт ж. д. паромного сообщения через пролив Ла Манш, в департаменте Па де Кале на С. З. Франции; 75840 жителей (1990). В 1347г. после длительной осады К. был захвачен английским королем Эдуардом III. От разрушения город… … Страны мира. Словарь

    Запрос «Роден» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Франсуа Огюст Рене Роден François Auguste René Rodin … Википедия

    - (rodin) Огюст (1840, Париж – 1917, Медон, Франция), французский скульптор. Работал в 1857 58 гг. каменотёсом у А. Каррье Беллеза, затем начал заниматься скульптурой. Первое значительное произведение Родена «Человек со сломанным носом» (1864),… … Художественная энциклопедия

    - (Rodin) (1840 1917), французский скульптор. Смелость пластических исканий, жизненность образов, энергичную живописную лепку, текучесть формы (роднящие творчество Родена с импрессионизмом) сочетал с драматизмом замысла, стремлением к философским… … Энциклопедический словарь

    - (Rodin) Рене Франсуа Огюст (12.11.1840, Париж, 17.11.1917, Мёдон, близ Парижа), французский скульптор. Сын мелкого чиновника. Учился в Париже в Школе рисования и математики (в 1854 57) и у А. Л. Бари в Музее естественной истории (1864). В …

    - (Kaiser) (1878 1945), немецкий драматург экспрессионист. Драмы: историческая («Граждане Кале», 1914), социально критическая («Газ», 1918 1920), мистико романтическая («Дважды Оливер», 1926), антимилитаристская («Солдат Танака», 1940). Комедии. *… … Энциклопедический словарь

    Один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Обращенный в основном к прошлому, И. ж. включает также изображения недавних событий,… … Большая советская энциклопедия

Всем известно имя великого французского скульптора Огюста Родена. При упоминании его сразу встают перед глазами «Мыслитель», «Ева», «Вечная весна», «Поцелуй». Особое место в его творчестве занимает скульптурная группа «Граждане Кале».


Нет больше той любви, чем если
кто положит душу свою за други своя.
Ин. 15,13

Что чувствует человек, который ради жизни других людей добровольно идет на смерть? Что происходит в душе героя, когда он совершает подвиг? На эти вопросы ответил Огюст Роден (1840-1917), создав скульптурную группу «Граждане Кале», — и тем самым совершил революцию в монументальной скульптуре.

Устоявшаяся ко второй половине XIX века традиция требовала от произведений этого жанра прежде всего величия. Герой (как правило, один) должен был возвышаться над зрителями и вызывать чувство гордости и восхищения. Памятник не предполагал изображения душевных переживаний запечатленного. Именно в таком традиционном ключе муниципалитет французского города Кале решил увековечить память Эсташа де Сен-Пьера, одного из героев Столетней войны. Шел 1845 год. За выполнение заказа взялся известный в то время скульптор Давид Анжерский, но дело не было завершено. Анжерский умер, ни его ученики, ни другие скульпторы не сумели довести задумку до конца, тем более что и у города возникли проблемы с финансами. Проект замер почти на сорок лет.

К тому времени, когда у муниципалитета города Кале родилась идея создания памятника, Огюсту Родену было всего пять лет от роду. Он был сыном простого служащего, учился сперва в церковной школе, затем - в средней. Мальчик рано обнаружил художественные пристрастия, и родители поощряли его интерес к искусству. Огюст часто ходил в Лувр. Знакомясь с шедеврами, он учился у мастеров прошлого. Мальчик хотел заниматься живописью, но препятствием стала бедность. Краски и холсты стоили дорого, зато бумага и карандаш были доступны скудным финансам Родена. Поэтому он сосредоточился на рисунке, делая бесконечные копии с шедевров, набивая руку. После окончания средней школы Роден трижды пытался поступить в Высшую художественную школу Парижа, и трижды его не принимали! Однако Огюст обладал поразительным упорством и терпением. Он ощущал в себе силы, поэтому был уверен в своем предназначении.

Когда Родену было 22 года, случилось несчастье. Любимая младшая сестра, монахиня, с которой Роден был очень близок, умерла. Горе подкосило Огюста. Он удалился в монастырь. Здесь он создал свою первую серьезную вещь: бюст основателя монастыря отца Эмара. Занятие творчеством вернуло юношу к жизни, он возвратился в мир и начал свой путь скульптора.

Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции. Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада»… Четко определился стержень его творчества - философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. По сути, он выражал мысль об ответственности человека за все, что творится в мире, - то, что потом нашло свое воплощение в философии экзистенциализма. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. История, которую он узнал, поразила его.

В начале Столетней войны англичане весьма успешно продвигались вглубь Франции. Но попытка взять ключевую крепость Кале провалилась - город оказал упорное сопротивление. Англичане начали осаду, которая длилась почти год. Наконец стало ясно, что французам не продержаться: в городе закончились все запасы пищи - жители съели даже крыс. В ходе переговоров о сдаче крепости англичане выдвинули ультиматум: город не будет разрушен и жителей пощадят, если шесть самых именитых граждан Кале, босые, с обнаженными головами, с петлями на шеях, передадут им ключи от города. Этих шестерых казнят, но больше жертв не будет.

Колокол на Ратушной площади созвал жителей на общее собрание. Бургомистр огласил требование англичан, и тогда самый знатный житель города, Эсташ де Сен-Пьер, первым сделал шаг вперед. За ним последовали Жан д’Эр, братья Жан и Пьер де Виссан, Андрьед Андр и Жан ди Фиенн - богатые и уважаемые горожане. Они сделали все так, как требовал противник - надели на шеи петли и вышли за городские ворота, неся ключи.

Мысль о том, что памятник должен быть посвящен не только Эсташу де Сен-Пьеру, но всем шестерым героям, стала ясна Родену сразу. Это был сюжет, в котором можно было показать то, что так волновало художника - человека в высшем проявлении его сущности. Шесть героев, шесть личностей, каждый со своим характером, и то, что объединяет их всех - долг, самопожертвование, сознание скорой гибели. Показать момент прощания - с людьми, с городом, с жизнью - со всеми нюансами чувств, в движении фигур, единым ансамблем, было очень интересной задачей. Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре. Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. Тогда Роден, воодушевленный идеей именно групповой композиции, согласился на гонорар, полагавшийся за единичную фигуру.

Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. Роден предложил свой проект, и он принципиально отличался от всего, что было раньше в монументальной скульптуре. Все четыре года, в которые Огюст Роден работал над произведением, он вел борьбу с заказчиком за право реализовать свой замысел. Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». Членам муниципалитета хотелось бы видеть их изящно одетыми, в гордой позе - как и полагается памятнику. Роден же изобразил почти всех персонажей полуобнаженными, с опущенными головами, к тому же размер фигур не превышал двух метров.

В искусстве скульптуры обнаженное тело является одним из важнейших выразителей внутреннего мира личности. Напряжение мышц, динамика жестов - все это зеркало, в котором отражается душа. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. В нем можно четче, чем в женском, выразить идею силы, показать человека, берущего на себя тяготы ответственности за жизнь и смерть, за все, что происходит в мире. «Бронзовый век», «Мыслитель» - произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Они показывают человека в его развитии - от первых шагов взрослости, когда в нем еще только пробуждаются силы, к размышлениям зрелой личности, в полной мере осознающей противоречивость бытия.

«Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни - в момент осознания неизбежности гибели. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Ниспадающие одеяния подчеркивают монументальность памятника, в то время как обнаженные фрагменты выражают идею жертвенности и подчеркивают трагизм сюжета. Герои идут, босые, по неровной земле навстречу гибели, каждый из них думает о своем, но вся группа объединена единым порывом и общим пафосом спасения и прощания. Выражения лиц и жесты каждого несут богатство смыслов, дополняя друг друга и создавая общее настроение.

Роден хотел, чтобы памятник был установлен на очень низком постаменте и не был огражден, чтобы зрители могли общаться с произведением с близкого расстояния. В этом и был художественный замысел мастера: он хотел максимально приблизить фигуры к зрителю, создать ощущение близости и реальности происходящего. Подойдя к памятнику, любой человек мог бы внимательно рассмотреть как всю композицию в целом, так и отдельные фрагменты. Полное представление о произведении можно получить, только обойдя его кругом. Очень низкий постамент и не более чем двухметровые фигуры позволили бы зрителям вглядеться в лица изображенных, буквально заглянуть им в глаза.

Однако власти города ни в какую не соглашались с этим требованием художника…

Когда Роден завершил работу над произведением, возникла еще одна проблема - у города не было денег на отливку памятника в бронзе. Впору было опустить руки, но Роден умел ждать. Ждать пришлось более пяти лет. Томящиеся в конюшне (в мастерской не было места) «Граждане Кале» взбудоражили общественное мнение. Все, кто видел произведение, испытывали потрясение… Наконец была объявлена общенациональная лотерея в пользу памятника; кроме того, министерство искусства выделило дотацию, и средства на отливку были собраны.

Открытие памятника состоялось 3 июня 1895 года при большом стечении народа и стало одним из важнейших культурных событий Франции тех лет. Родену пришлось уступить муниципальным властям, настоявшим на высоком постаменте и ограждении. Кроме того, он уступил им и в вопросе о месте установки памятника - вместо Ратушной площади его поставили на площади Ришелье. По большому счету, это стало не столь важным на фоне главного: композиция была, наконец, представлена на всеобщее обозрение.

Эффект превзошел все ожидания. Даже на высоком постаменте, за оградой, «Граждане Кале» поражали своей человечностью и воспринимались как свои, родные и близкие люди, из любви жертвующие собой. Это был памятник, воспевающий силу человеческого духа, трагичный и трогательный одновременно. Он проникал в самое сердце, вызывая в душах катарсис.

Когда началась Первая мировая война, композицию спрятали, и потом, следуя желанию скульптора, поставили ее на низком постаменте на площади перед старой ратушей, где она находится и сейчас.

«Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Это произведение - результат глубоких размышлений мастера о природе подвига и самопожертвования. За время работы над композицией скульптор так сроднился со своими героями, что уже не представлял себе жизни без них. Поэтому он отлил экземпляр памятника на свои средства и установил его во дворе своей парижской мастерской. Сейчас здесь Музей Родена. Еще один авторский экземпляр был отлит по просьбе и на средства английского правительства и установлен в центре Лондона. Англичане просили мастера об этом небезосновательно. Чтобы понять - почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года.

Граждане Кале, босые, с обнаженными головами, с петлями на шеях, стояли перед английским королем Эдуардом III. Он уже отдал приказ казнить их. И тогда его беременная жена, королева Филиппа, потрясенная мужеством шестерых героев, бросилась перед королем на колени. Она умоляла мужа пощадить приговоренных, во имя их еще не рожденного ребенка. Эдуард III не смог отказать любимой жене. Гражданам Кале оставили жизнь и отпустили на свободу.

Таким образом, теперь шедевром Родена можно любоваться в трех городах - в Кале, Париже и Лондоне, и каждый экземпляр является авторским.

Кроме того, были отлиты отдельные фрагменты композиции, их можно видеть в музеях разных стран. Есть они и в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.

Как горожане Кале пожертвовали собой, чтобы спасти город

Осада крепостей и городов в Средневековье было очень сложной задачей. Причем как для тех, кто сидел в осаде, так и для тех, кто оборонялся. Невесело было всем, вопрос был только в том, кто кого пересидит.
4 сентября 1346 года, после разгрома французской армии у Креси, англичане под командованием короля Эдуарда III начали осаду порта и города Кале. Так как город был удобным портом, он просто позарез был нужен Эдуарду, чтобы продолжать войну во Франции. Кале был окружен двойным крепостным рвом, а также крепкие стены, построенные около 100 лет назад. Кроме основных стен, на северо-западе города имелась цитадель со своим рвом и дополнительными укреплениями. Город был заманчивой целью, но очевидно, что его осада была непростой задачей. Но англичане даже не представляли себе, насколько непростой.
После того, как Кале был осажден и англичане оценили по достоинству городские стены, Эдуард запросил дополнительную подмогу из Англии и Фландрии. Французский король Филипп VI после того, как его армия понесла огромные потери при Креси, больше не рвался встречаться с армией англичан в правильном сражении, да и сил у него не было. В итоге линии снабжения английской армии остались не перерезанной. Но и Эдуард не смог помешать помощи, которую в Кале подвозили с моря.
В ноябре к городу притащили пушки, построили катапульты, собрали штурмовые лестницы. Но все труды оказались напрасными, городские стены пробить не получилось. Эдуард отчаялся взять город штурмом и в феврале 1347 года перешел к правильной осаде, заодно привлек и флот, заблокировав город как с суши, так и с моря. Только один французский конвой смог пробиться в город.
Но французский король тоже продолжал держаться поблизости, так что расслаблять англичанам было некогда. Весной обе армии получили дополнительные подкрепления, но французы так и не смогли потеснить английскую армию, находящуюся на удачной позиции между болотами.
К июню удалось почти полностью прервать снабжение Кале пищей и пресной водой. Для того, чтобы сохранить возможность оборонять город, из него изгнали 500 детей и стариков, чтобы оставшиеся взрослые мужчины и женщины смогли выжить и продолжать оборону.
По поводу изгнанных есть разные мнения. Французская версия говорит о том, что англичане не пропустили изгнанников и те умерли у крепостных стен от голода. Но есть и другие сведения - фламандский летописец Жан Ле Бель писал, что Эдуард III проявил благородство и был милосерден к изгнанным - не только пропустил их, но и дал каждому по небольшой денежной сумме.
1 августа, исчерпав все силы обороняться и продержавшись больше года, город зажег сигнальные огни, сообщая о готовности сдаться. Эдуард согласился, при условии, что ключи от города принесут 6 самых знатных горожан, которых казнят за неподчинение.
Собирался ли он на самом деле казнить горожан или нет - спорный вопрос. В Средние века сдачи крепостей часто проходили в форме театральных представлений. Тем более, что Эдуард на полном серьезе считал себя французским королем и имел на это достаточно веские права. А следовательно вполне мог казнить тех, кто сопротивлялся ему, но не казнил. Как считается, из-за того, что его жена очень сильно, чуть ли не упав на колени, попросила не убивать горожан. Само собой, такие вещи продумываются заранее, так что скорее всего, это был хорошо срежиссированный спектакль.
Тем более, что следом большинство горожан изгнали из Кале, так как те, кто мог открыть ворота французскому королю в крепости были не нужны. А Кале станет важной английской крепостью на долгое время, вплоть до 1558 года, пока ее не отвоют обратно. Отсюда будут отправляться многие рейды англичан в Столетнюю войну, а еще - обеспечиваться торговля с Фландрией. Кале будет настолько важен для Англии, что пост коменданта этого города будет поручаться только самым важным и на самом деле прославившимся сановникам.

Уменьшенные копии его знаменитой скульптурной группы «Укротители коней» как нельзя лучше впишутся в (городской квартиры).

Сегодня мы будем знакомиться с работами другого великого мастера пластики, чье имя ассоциируется, прежде всего, со скульптурой «Мыслитель». Речь пойдет об Огюсте Родене (1840-1917). Работы мастера являются «пограничными» между классицизмом (в данное понятие мы включаем различные направления этого стиля) и модерном. Надо сказать, что помимо знаменитого «Мыслителя» Роден создал множество скульптур, среди которых «Человек со сломанным носом», «Юность», «Мать и дитя», «Венера и Амур», «Бронзовый век», «Три тени», «Материнская нежность», «Иоанн Креститель» и многие другие. Но мы уделим внимание другим работам мастера. В нашей встрече снова примет самое непосредственное участие научная работа Сергея Анатольевича Мусского «100 великих скульпторов», а также «Википедия».

Мы уже не раз говорили о том, что далеко не все домовладельцы хотят устанавливать , характер которых отражает непременно идиллию. Среди обладателей индивидуального жилья с дворцовым (классицистическим) стилем, а также со стилем «модерн», есть и те, кому ближе по духу . Такой скульптурой (вернее, скульптурной группой) является творение Родена «Граждане Кале» . Скажем несколько слов о том, что стоит за этим произведением. Согласно «Википедии», «после одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. Осада продолжалась почти год. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Наконец, когда голод принудил горожан к началу переговоров о сдаче, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь предать их казни в назидание остальным. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Его примеру последовали и другие. По требованию короля добровольцы должны были вынести навстречу ему ключи от Кале нагими, с повязанными вокруг шеи верёвками. Это требование было исполнено. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям, и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение».

Как мы видим, не все так трагично, хотя «сюжет» полон драматизма. Роден решил увековечить данное событие в скульптурной группе. «Этот монумент, - продолжает источник, - должен был выразить обуревавшие французов эмоции — и горечь поражения, и упоение героической жертвенностью сограждан…

Роден работал над группой из шести фигур с 1884 по 1888 годы. По тем временам роденовское исполнение памятника казалось крайне спорным. Заказчики ожидали скульптуру в виде одной фигуры, символизировавшей Юсташа де Сен-Пьера. Кроме того до Родена памятники запечатлевали героические победы и с постамента господствовали над зрителями. Роден же настоял на отказе от постамента, дабы фигуры находились на одном уровне со зрителями (хотя они выполнены несколько больше человеческого роста)».

Этот прием впоследствии использовали и другие скульпторы. Что же касается размещения копии «Граждане Кале» в интерьере загородного дома, здесь, прежде всего, следует определиться с ее размерами, а затем найти «точку», где будет находиться скульптурная группа. В решении таких вопросов не обойтись без опытного дизайнера.

С. А. Мусский в своем научном труде приводит слова великого Рильке, который сказал о Родене и его творении следующее: «В его мозгу всплывали жесты, жесты отказа от всего сущего, жесты прощания, жесты отрешения, жесты, жесты и жесты. Он собирал их, запоминал, отбирал. Сотни героев толпились в его воображении, и он сделал из них шесть.

Он вылепил их нагими, каждого по отдельности, во всей красноречивой выразительности дрожащих от холода и волнения тел, во всём величии принятого ими решения.

Он создал фигуру старика с бессильно повисшими, угловатыми руками и наделил его тяжёлой, шаркающей поступью, извечной походкой стариков, и выражением усталости на лице. Он создал человека, несущего ключ. В нём, в этом человеке, запасов жизни хватило бы ещё на долгие годы, но теперь все они втиснуты в эти внезапно нагрянувшие последние часы. Его губы сжаты, его руки впились в ключ. Он гордился своей силой, и вот теперь она зря перекипает в нём».

Скульптуры и скульптурные группы такого характера, как уже было сказано ранее, желают видеть в своем доме далеко не все домовладельцы. Для тех же, кто сделал свой выбор в пользу этого произведения (и творений, подобных «Гражданам Кале»), скажем, что, как правило, устанавливают копию не в главном помещении жилища, а в комнате, служащей неким филиалом музея, где размещаются картины и скульптуры. При наличии больших площадей в доме хозяева могут себе позволить иметь такую комнату. Она, по своему определению, не является жилой.

В продолжение описания произведения Родена добавим, что, согласно Рильке, скульптор «создал человека, охватившего обеими руками поникшую голову словно бы для того, чтобы собраться с мыслями, чтобы ещё одно мгновение остаться наедине с собой… Роден вдохнул в каждого из идущих на смерть мужчин жизнь, наделив их последними в этой жизни жестами».

Мы уже знаем, что изображенные в пластической форме мужчины остались живы, но это обстоятельство не помешало Родену передать трагизм ситуации.

Скульптура, о которой пойдет речь далее, может украсить не только дворцовый интерьер. Это произведение по-своему уникально, так как передает не настроение эпохи, а настроение самого человека. Наверняка многие догадались, что темой нашего следующего разговора станет .

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: help-rus-student, 7kanal, fotki.yandex, artyx, artprojekt