В м гаршин attalea princeps краткое содержание. В.М

Открытый урок на 1 категорию

Тема: «Вперед, к свету, к свободе, к небу!» (по сказке В.М.Гаршина «Attalea princeps»)
Эпиграф к уроку: «Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем»

Т.Уайлдер
Цель урока: формирование умений по осмысленному, аналитическому чтению, подробному и сжатому пересказу текста, умению находить ответы на заданные вопросы в тексте.
Задачи урока: Отработка навыков самостоятельного чтения

Развитие творческих способностей учащихся

Тренировка по нахождению языковых средств выразительности в тексте
На доске:


Сказочный герой

Название сказки

С какой трудностью столкнулся?

Помощники (люди или волшебные предметы)

Какое качество проявил герой, преодолевая трудности?

пальма

В.М. Гаршин "Attalea princeps"

Выживание в непривычных условиях, непонимание окружающих и их враждебность, одиночество, тоска по родине и воле, трудности в достижении поставленной цели

Маленькая ползучая травка, росшая у подножия пальмы

Умение отстаивать свои позиции, стойкость, мужество, целеустремлённость, свободолюбие, любовь к родине

Ход урока

1).Слово о писателе. (сообщение учащегося)

Всеволод Михайлович Гаршин – известный русский писатель 19 века. Вы знаете его самую известную сказку «Лягушка-путешественница»(1887) Известны также его сказки «То, чего не было», «Сказка о жабе и розе». Гаршин пишет статьи о живописи, очерки, стихи, стихотворения в прозе. Писатель участвовал в русско-турецкой войне, куда отправился добровольно. В бою он был ранен, был примером храбрости в атаках. Гаршин серьезно увлекается естественными науками, особенно ботаникой – наукой о жизни растений.

Прожил Гаршин всего 33 года. Он рано ушел из жизни, но в литературе остался одним из самых сердечных, человеколюбивых писателей.

Любовь к природе и стремление к независимости, свободолюбие отразились в его произведениях, и прежде всего в сказке «Attalea princeps».

Мы изучили на уроках виды сказок: народная сказка и литературная сказка

Что такое литературная сказка?


2). Составные части сказки:

Основной композиционный прием, использованный автором, - контраст.

Идея сказки – стремление к свободе.

Конфликт – столкновение разных жизненных позиций.

Кульминация – «И тогда пальма принялась расти. Росла, тратя все соки на то, чтобы вытянуться…»

Развязка – «Вернуться снова под крышу? Она должна была устоять. Директор приказал спилить ее. «Мертвая пальма, лежащая в грязи и полузасыпанная снегом».
3). А теперь обратимся к сказке «Attalea princeps».

На дом вам было дано задание подготовить сжатый пересказ эпизода, (работа по группам)

4). Давайте попробуем сформулировать вопросы, раскрывающие суть сказки. На заданные вопросы нужно обязательно найти и зачитать ответы в тексте.


Эпизоды

Вопросы

Ответы

1-й эпизод

1. Как выглядит оранжерея?

2. Как себя чувствуют

растения в ботаническом


Очень красивая большая оранжерея из железа и стекла, витые колонны, узорчатые арки. При ярком свете всё горело и переливалось, как драгоценный камень. Оранжерея - краса и гордость большого города.
Растения-заключённые. В оранжерее им тесно, душно: не хватает влаги и пищи. Отгороженные от внешнего мира, они мучительно переживали своё заточение.

Вывод, обобщение. Прекрасная оранжерея - темница (тюрьма) для её обитателей.

2-й эпизод

1. Что собой представляет директор оранжереи?

2. Как отнёсся к пальме приезжий гость (бразильянец)?



Учёный-ботаник. Всё время сидит в стеклянной будочке, работает с микроскопом. Не терпит беспорядка. Растения его интересуют только с научной точки зрения, другого имени королевской пальмы он не знает и знать не хочет. Он так же отгорожен от внешнего мира, как и его оранжерея.
Очень нежно и трогательно, назвал её по тому имени, которое было привычно для его страны (пальма-принцесса). Пальма напомнила ему родину: “её солнце и небо, её роскошные леса с чудными зверями и птицами…” Ему стало грустно, оттого что пальма растёт в неволе и не может сесть на пароход, как он, и уехать домой.

Вывод, обобщение.

Два персонажа - два характера. Директор - человек замкнутый, раб и слуга науки. Он добровольный узник своего дела - вся его жизнь регламентирована наукой. Бразильянец - человек открытый и душевный, сострадательный. Эти образы противопоставлены друг другу.


Мы рассмотрели только два эпизода, но вы уже успели заметить, что оба они построены на одном приёме - на контрасте (антитезе) . С одной стороны, прекрасный ботанический сад, с другой - заключённые-растения. И этот приём помогает писателю создать образ сада-темницы, сада-тюрьмы. Этот же приём во втором эпизоде противопоставил два мира: мир директора, ограниченный наукой, в котором нет места живой жизни, природе, и мир тонко чувствующего путешественника, открытого, душевного человека.
Еще один прием, используемый автором – аллегория – образ пальмы и ее соседи наделены человеческими свойствами.
5). Беседа по вопросам
1. Можно ли назвать эти эпизоды главными в сказке? Какую функцию они несут в тексте?
(Нет, они не являются главными. Они выполняют функцию прелюдии, являются экспозицией к развитию действия в рассказе).

(В этих эпизодах даны сведения об оранжерее, её обитателях - растениях, директоре и посетителе из Бразилии.).

Обратите внимание на описание оранжереи, автор использует много эпитетов , чтобы подчеркнуть красоту ее. Прочитайте описание. («Очень красива: стройные витые колонны, легкие узорчатые арки, переплетенные паутиной железных рам»).

Гаршин подчеркивает красоту оранжереи метафорой : «Когда заходило солнце, она вся горела, отблески играли и переливались, точно в огромном драгоценном камне».

И вот смотрите главный прием – антитеза – уже в следующем абзаце ярко показана картина, что происходит внутри этого «драгоценного камня»: «заключенные растения», «корни отнимали друг у друга влагу и пищу», «ветви гнули и ломали листья соседних деревьев», «гудел ветер», «растения слушали вой ветра». Олицетворение помогает нам представить, насколько ужасная жизнь была у этих растений.
2. Какой из пересказанных вами эпизодов является главным? Почему?

(Эпизод, раскрывающий мир обитателей оранжереи, их разговор с королевской пальмой.)


Прочитаем по ролям этот эпизод.
3. Каким мы увидели мир растений? Охарактеризуем каждого участника разговора, что они говорят о стремлении пальмы вырваться из оранжереи на свободу.
Саговая пальма - злобная, раздражённая, надменная, высокомерная. (Посмотрим, посмотрим, как тебе отрежут твою большую башку, чтобы ты не очень зазнавалась, гордячка»)
Пузатый кактус - румяный, свежий, сочный, довольный своей жизнью, бездушный.
Корица - прячется за спины других растений (“Я почти довольна своим положением, уверена, что меня никто не обдерёт”), спорщица.
Древовидный папоротник - в целом тоже доволен своим положением, но какой-то безликий, не стремящийся ни к чему. («многим может показаться раем и эта тюрьма после жалкого существования на воле»).

Толстая цикада со стволом, похожим на бочку – хорошо приспособилась к этой тюрьме («Вот если бы она сумела растолстеть как я. И чего тянется, все равно ничего не сделает»).
И среди них королевская пальма - одинокая, но гордая, свободолюбивая, бесстрашная

4. Почему обитатели оранжереи отрицательно отнеслись к предложению пальмы всем вместе вырваться на свободу? Почему её высокие стремления к свободе, свету назвали глупостью, вздором, нелепицей?


(Они испугались - страх всему виной. Испугались новой жизни, испугались света, воздуха. Жизнь в темнице лучше всякой свободы. Растения, объятые страхом, не могут выпутаться из прежних, устоявшихся норм жизни. Им непонятен даже сам мотив принцессы-пальмы - для чего ей эта свобода? Так возникает конфликт - противоречие.)
5. Какой конфликт изображён здесь?
(С одной стороны, гордая пальма, с другой - обитатели оранжереи. Реальность и мечта. Одно мнение и другое: оставить всё как есть или вырваться на свободу?)
6. Если перенести этот конфликт на общество, на людей, что мы увидим?
(Безразличие окружающего мира к отдельной личности, гордой и свободолюбивой.)
7. Кто поддержал принцессу-пальму в её стремлении к свободе?
(“Маленькая, презренная травка” - ничтожное существо, её даже не замечали, её мнение не брали в расчёт. Посмотрите, какие эпитеты использует Гаршин для описания травки: самая жалкая, презренная, бледненькая, сама о себе говорит: «Я ничтожная». Но, как оказалось, в маленьком существе скрывалась большая душа. Она не только поддержала пальму, но крепко обвила её, защищала её, придавала ей силы. И эта “презренная травка” оказалась настоящим другом. В её образе писатель воплотил черты бесстрашного друга, готового в любой момент прийти на помощь и, если понадобится, даже принять смерть вместе.)
8. Прав ли был директор, когда говорил, что пальма стремительно растёт, набирается сил из-за хорошего ухода за ней?
(Директор радовался быстрому росту пальмы и приписывал это своим научным достижениям, потому что “такие рослые экземпляры” южной пальмы “редко встречаются” и на воле. Значит, его научный подход к растениям даёт хороший результат, и он был чрезвычайно горд этим.)
9. Вы обратили внимание на то, что писатель награждает одним и тем же эпитетом и пальму, и директора, - оба они гордые. В чём проявляется гордость директора и гордость пальмы?
(Гордость - 1) чувство собственного достоинства - 2) чувство удовлетворения от чего-нибудь- 3) высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе).
10. Какое из этих значений мы применим к королевской пальме, какое - к директору?
(Гордость пальмы проявляется в чувстве собственного достоинства, она не меняет своего решения, своего стремления испытать счастье на свободе. Директор гордится своими научными достижениями, он высокомерно разговаривает с бразильцем, он ведёт себя так, как будто он всегда прав, он не допускает и тени сомнения. Как видим, гордость королевской пальмы и гордость директора не одно и то же.)
11. И, наконец, последний вопрос: почему так печально заканчивается сказка? И сказка ли это произведение?
Мы уже обратили внимание на то, что всё в этом произведение строится на противопоставлении, контрасте. Найдите эти контрастные линии .

Прекрасная оранжерея - растения-заключённые.

Образы директора и бразильца.

Обитатели сада - королевская пальма.

Гордость директора - гордость принцессы-пальмы.

Мечта и реальность
Эти миры несовместимы: директор не понимает посетителя-бразильца, не ведает, какие чувства у него роятся в душе; обитатели оранжереи, кроме маленькой травки, не понимают пальму - зачем она стремится вырваться на свободу? Всеобщее отчуждение, глухота, непонимание. Каково пальме или человеку в таком мире? Им грустно и тоскливо в этом мире, они обречены на одиночество. Сталкиваясь с миром бездушия, отчуждённости, всеобщей глухоты, они могут погибнуть. Что и случилось с королевской пальмой.
6).Вывод по уроку.

Какая же это сказка, скажете вы. Все сказки заканчиваются тем, что добро побеждает зло, все в итоге счастливы. А эта сказка совсем о другом - она о том, как одиноко человеку в мире, где нет места высоким идеалам и стремлениям. Значит, если это и сказка, то сказка философская, потому что она заставляет задуматься о месте человека в мире.

Кроме того, на уроке мы повторили следующие литературные термины и языковые средства выразительности:

Литературная сказка – сказка, созданная писателем.

Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения.

Конфликт – столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении

Кульминация – высшая точка напряжения в развитии действия произведения.

Развязка действия -

Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.

Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

Эпитет – художественное, образное определение.

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Олицетворение – наделение неодушевленному предмет качества или действия, присущие человеку.
7) Задание на дом. Написать сочинение-рассуждение на тему «В жизни по-разному можно жить». Вам нужно выразить свое отношение к поднятой проблеме, аргументировать его, опираясь на знание сказки.
В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.
А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям.

прекрасной пальме, томящейся в теплице. Она не может привыкнуть, как другие растения, к своей красивой тюрьме и тоскует по родному южному солнцу. Хотя Attalea догадывается, что серенькое пасмурное небо, которое она видит сквозь стекла теплицы, не может заменить ей солнечного неба родины, она решается начать борьбу за свое освобождение. Собратья пальмы по теплице, узнав о ее намерении, называют ее «гордячкой», а ее мечты о свободе — «глупостями».
Пальма выломала рамы теплицы и вырвалась на свободу, но стужа и ненастье чужого края погубили ее. Умирая, она восклицает: «Только-то!».
Конец рассказа некоторыми современниками Гаршина был воспринят как свидетельство скептического отношения его автора к революционной борьбе. На этом основании Салтыков-Щедрин не принял «Attalea princeps» в «Отечественные записки». Такой вывод, конечно, не совсем справедлив.
Основная мысль рассказа «Attalea princeps», очевидно, может быть выражена следующим образом: цель борьбы — свобода и сама борьба — прекрасны, результаты ее — пока что ничтожны. Но несмотря на это, бороться надо.

Все́волод Миха́йлович Га́ршин (2 (14) февраля 1855, имение Приятная Долина, Бахмутский уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя — 24 марта (5 апреля) 1888, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский писатель, поэт, художественный критик.

Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу , которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова. Сюжеты новелл Гаршина несложны, они построены всегда на одном основном мотиве, развёрнутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости. Отсутствие действия, сложных коллизий — характерно для Гаршина. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей
Драматизм действия заменён у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина.

Необходимо отметить глубокую реалистичность гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого — простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. «Жарко. Солнце жжёт. Раненый открывает глаза, видит — кусты, высокое небо» («Четыре дня»). Широкий охват социальных явлений не удавался Гаршину, как не удавалась и более спокойная жизнь писателю поколения, для которого основной потребностью было «претерпеть». Не большой внешний мир мог он изображать, а узкое «своё». И это определяло все особенности его художественной манеры.

«Своё» для поколения передовой интеллигенции 1870-х годов — это проклятые вопросы социальной неправды. Больная совесть кающегося дворянина, не находя действенного выхода, всегда била в одну точку: сознание ответственности за зло, царящее в области человеческих отношений, за угнетение человека человеком — основная тема Гаршина. Зло старого крепостного уклада и зло нарождающегося капиталистического строя одинаково наполняют болью страницы гаршинских рассказов. От сознания общественной несправедливости, от сознания ответственности за неё спасаются герои Гаршина, как и он сам это сделал, уходя на войну, чтобы там, если не помочь народу, то по крайней мере разделить с ним его тяжёлую участь…

В этом было временное спасение от мук совести, искупление кающегося дворянина («Все они шли на смерть спокойные и свободные от ответственности…» — «Воспоминания рядового Иванова»). Но это не было разрешением социальной проблемы. Выхода писатель не знал. И поэтому глубоким пессимизмом проникнуто все его творчество. Значение Гаршина в том, что он умел остро чувствовать и художественно воплощать социальное зло.

Урок по теме:

«Все могло бы быть иначе...» по сказке В.М.Гаршина «Attalea Princeps»

Чос Л.Н.

Тип урока: комбинированный, интегрированный.

Задачи.

Обучающие: познакомить учащихся с биографией В.М.Гаршина, идейно-смысловым и художественным анализом аллегорической сказки; продолжить обучение работе с источником знаний - книгой, справочной литературой; систематизировать и обобщить знания по теме урока.

Развивающие: создать условия для формирования умений сравнивать, обобщать, переносить знания в новые ситуации; развития устной речи, мышления, воображения, творческих способностей учащихся; развития определенных чувств и отношения к окружающей действительности, людям.

Воспитательные: создать условия для воспитания норм морали и нравственности через понимание смысла художественного произведения; воспитания личностных качеств, обеспечивающих успешность существо-вания и деятельности в коллективе (толерантности, принципиальности, чуткости, гуманности, тактичности, самообладания, требовательности, вежливости).

Основные виды деятельности: выразительное чтение эпизодов; устные ответы на вопросы учителя; работа с текстом; словарная работа; инсценировка эпизода сказки; групповая деятельность; игровые приемы, индивидуальные задания в ходе подготовки к уроку.

На уроке используются приемы проблемно-диалогического обучения, приемы технологии интерактивного обучения, технологии формирования правильного типа читательской деятельности, ИКТ.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока.

Ход урока

I. Ассоциативная разминка.

Добрый день, ребята! Начнем наш урок с ассоциативной разминки: я произношу слово, а вы - ассоциацию с ним. Что вы представляете, когда я произношу слова: Россия, школа, урок литературы, сказка, терпение?

II. Вход в учебную ситуацию.

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,

Потому что Я - это Я, а ТЫ - это ТЫ,

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь...

Как вы думаете, о чем эти строки?

О каких отношениях между людьми в них говорится?

Историческая справка.

На рубеже 18-19 веков жил во Франции некто Талейран Перигор, князь Беневентский. При дворе многих правителей он постоянно занимал пост министра иностранных дел. Это был человек, талантливейший во многих областях, но более всего он славился умением общаться с окружающими людьми, уважительным отношением к ним, умением считаться с чужим мнением, тем не менее, сохранять при этом свои собственные принципы. Многие исследователи считают, что именно ему мы обязаны появлению на свет понятия « толерантность».

Толерантность - это признание ценности другого человека, отличного от тебя. В русском языке «толерантность» объясняется как способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к чужим поступкам. В. И. Даль отмечал, что «толерантность» связана с такими качествами, как смирение, доброта, великодушие.

Сегодня на уроке мы будем говорить об удивительном писателе В.М.Гаршине, о его аллегорической сказке «Attalea princeps». Вдумчивый читатель верно и легко понимает автора, может оценить язык произведения, испытать радость от общения с героями книг. В проведении урока мне будут помогать биограф, научный консультант, «книжник», группа актеров. Сегодня на уроке мы будем формировать свой читательский вкус и умение понимать писателя. Урок носит странное название «Все могло быть иначе...» Чему хочет научить В.М. Гаршин нас своей сказкой? Как тема урока связана с понятием «толерантность»? Ответить на эти вопросы мы попытаемся вместе.

III. Слово о писателе (используются слайды презентации). Учитель:

Из 19 века смотрят на нас «страдальческие», «проникновенные» глаза Всеволода Михайловича Гаршина. Глубокая дума в этих прекрасных, печальных глазах. Жизнь Гаршина недолгая, всего 33 года. Творчество - небольшая книга рассказов, очерков и стихотворений, но это «томов многих потяжелее», ибо в ней (по словам Глеба Успенского) «исчерпано все содержание нашей жизни». Обратимся к биографии писателя.

Ученик-биограф (использует слайды презентации):

Маленький Сева с детства запомнил военные рассказы своего отца, русского офицера. В семье Гаршиных жил слуга - старый солдат Жуков, участник многих военных походов, и его рассказы очень любил слушать маленький Сева. Под их влиянием еще в четыре года он неоднократно собирался в дорогу. Он заказывал повару пирожки, увязывал в узелок вещички и являлся прощаться с домашними. Печальный, он шел проститься с матушкой, говорил ей: «Прощайте, мама, что же делать - все должны идти служить!» Когда же надо было прощаться с нянюшкой, та сразу же начинала причитать и плакать, Сева начинал плакать сам и соглашался отложить поход до утра.

Когда Севе было 5 лет, мать со старшими детьми уехала в Петербург, мальчик остался с отцом. «Жили мы то в деревне, то в городе. Никогда, кажется, я не перечитал такой массы книг, как в эти три года жизни с отцом, от пяти - до восьмилетнего возраста». Годы, проведенные с отцом, - это не только чтение книг, это и деревенская природа, степное раздолье, птицы и животные. Мальчик целыми днями бродил по окрестностям, собирал грибы, наблюдал за насекомыми, ящерицами, лягушками, изучал повадки зверей. Сева подрос, поступил в гимназию, он отличался в написании сочинений, очень любил естественные науки. О гимназических годах у Всеволода Михайловича сохранились «дружелюбные воспо-минания», и о своих учителях и воспитателях он всегда вспоминал с благодарностью. Товарищи в нем души не чаяли, и он сохранил с ними добрые отношения. К сожалению, В.М. Гаршин рано ушел из жизни. Нам он оставил несколько сказок: «Сказку о жабе и розе», «Лягушка-путешественница», «То, чего не было», «Attalea princeps».

I II . Анализ идейно-художественного содержания произведения.

1) Вопросы на выявление восприятия произведения. (На экран проецируется перечень разновидностей чувств и эмоций: сожаление; грусть, сострадание, печаль, растерянность, разочарование, страдание, надежда, тревога, недоверие, радость и т.д.).

Учитель: Человек на протяжении всей жизни испытывает множество разных чувств и эмоций.

Какие чувства возникли у вас после прочтения сказки?

Какое настроение было у вас, когда вы читали сказку?

Менялось ли оно во время прочтения?

Героиня сказки - гордая пальма с красивым именем Attal e a princeps. О ней B.M. Гаршин написал стихотворение, где есть следующие строки:

Прекрасная пальма высокой вершиной

В стеклянную крышу стучит,

Пробито стекло, изогнулось железо,

И путь на свободу открыт.

Учитель: Сказка в виде философской притчи написана в конце 19 века. Мы живем в 21 веке и имеем право прочитать ее по-своему. Но сначала заслушаем научного консультанта, потом вспомним литературоведческие понятия.

2) Научное сообщение о пальме. (Ученик в роли научного консультанта)

Атталея - род пальм с крупными перистыми листьями; существует около 20 видов атталеи. Произрастает она в тропических лесах Южной Америки. Из листьев бразильской атталеи добывают грубые волокна, из которых изготовляют веревки, канаты, щетки, циновки. Твердые семена пальмы применяются в токарном деле. Атталеи часто выращиваются в оранжереях. Оранжерея - застекленное помещение для выращивания и содержания теплолюбивых растений.

3) Сообщение литературоведа. Работа с информационным листком.

Ученик напоминает учащимся литературоведческие понятия, необхо-димые для понимания смысла произведения:

Аллегория - иносказательное изображение предмета, явления, чтобы показать его главные черты. Пример аллегории: волк - злой человек, лиса - хитрый человек и т.д. Притча - краткий поучительный рассказ. Философская сказка - это произведение, в котором автор размышляет о жизни вместе с читателем.

3) Работа по содержанию произведения .

Учитель:

Вспомним начало сказки. (Выразительное чтение первого эпизода от слов « В одном большом городе...» - до слов «...там листья бледнели, съеживались и увядали».)

Какой оранжерея предстает перед нами в начале сказки?

Учитель:

Чувство восхищения, появившееся у нас при красочном описании оранжереи, вдруг меняется грустно-мрачным настроением с началом следующего абзаца.

Почему интонация спокойная, повествовательная становится тревожной?

Двойственность оранжереи в том, что с одной стороны - это прекрасное строение, произведение искусства, а с другой - для растений это невыносимые условия жизни.

4) Моделирование прочитанного текста. (Участники – 5-6 человек).

Учитель:

Представьте, что вы растения, ваши руки - корни, сцепите руки между собой и постарайтесь изобразить следующий эпизод: «Корни переплелись между собою и отнимали друг у друга влагу и пищу».

Встаньте в круг. Поднимите ладони и надавите на ладони соседа. Ваши руки - ветви, ладони - листья. Попытайтесь показать следующий эпизод: «Ветви деревьев мешались с огромными листьями пальм, налегали на железные рамы...».

Скажите, какие чувства и эмоции испытали растения во время борьбы за влагу и пищу?

Учитель читает фрагмент произведения от слов «Но стекла вставляли очень скоро» до слов «...а на другой день он уже ехал на пароходе домой».

Как вы думаете, похожи ли друг на друга директор оранжереи и путешественник из Бразилии? Чем они не похожи?

Обобщение ответов учащихся:

Два человека - два характера, не похожие друг на друга. Человек науки, посвятивший свою жизнь растениям, гордился только внешними достоинствами подопечных, но был безразличен к их внутреннему миру. Путешественник - человек открытый, душевный, сострадающий, он почувствовал печаль пальмы-соотечественницы. Это литературный прием контраста - антитеза.

5) Инсценировка (мини-представление обитателей оранжереи - монологи от 1- лица).

Учитель:

Каковы же обитатели прекрасной оранжереи? Давайте послушаем беседу героев сказки. Один умный человек сказал: «Заговори, чтоб я понял, каков ты...»

Саговая пальма:

Скажите, скоро ли нас будут поливать? Я, право, кажется, засохну сегодня.

Пузатый кактус:

Меня удивляют ваши слова, соседушка. Неужели вам мало того огромного количества воды, которое на вас выливают каждый день? Посмотрите на меня: мне дают очень мало влаги, а я все-таки свеж и сочен.

Саговая пальма:

Мы не привыкли быть чересчур бережливыми. Мы не можем расти на такой сухой и дрянной почве, как какие-нибудь кактусы. Мы не привыкли жить как-нибудь. И, кроме всего этого, скажу вам еще, что вас не просят делать замечания.

Корица:

Что касается меня, то я почти довольна своим положением. Правда, здесь скучновато, но уж я, по крайней мере, уверена, что меня никто не обдерет.

Древовидный папоротник:

Но ведь не всех же нас обдирали. Конечно, многим может показаться раем и эта тюрьма после жалкого существования, которое они вели на воле.

Тут корица, забыв, что ее обдирали, оскорбилась и начала спорить. Некоторые растения вступились за нее, некоторые за папоротник, и началась горячая перебранка. Если бы они могли двигаться, то непременно бы подрались.

Att a lea princeps:

Зачем вы ссоритесь? Разве поможете себе этим? Вы только увеличиваете свое несчастье злобою и раздражением. Лучше оставьте ваши споры и подумайте о деле. Послушайте меня: растите выше и шире... И мы выйдем на свободу. Нужно только работать дружнее, и победа за нами.

Все растения:

Глупости! Вздор! Глупости! Несбыточная мечта! Вздор! Нелепость!

Учитель:

В сказке растения действуют, говорят, как люди, у них свои рассуждения, отношение к происходящему. Как называется такой литературный прием? (Олицетворение). Когда говорим о людях-героях произведения, то рассуждаем об их характерах. А есть ли характер у героев нашей сказки?

6) Работа по группам.

Задание: охарактеризуйте следующих героев.

Саговая пальма (злобная, раздра-жительная, завистливая, надменная, высокомерная.)

Кактус (всегда свежий, довольный жизнью, любующийся собой.)

Папоротник (рассудительный, он не доволен существующим порядком, но не стремится к изменениям, потому что пассивность - его основная черта.)

Корица (спорщица, предпочитает прятаться за спины других.)

Attalea princeps (свободолюбивая, целеустремленная, гордая.)

Маленькая травка (слабая, робкая, способная сопереживать, любить и жертвовать собой ради других.)

Учитель:

Ребята, вы охарактеризовали мир растений довольно точно. Подумайте, почему стремление пальмы выйти на свободу обитатели оранжереи назвали «вздором», «глупостью»?

Обитателей оранжереи объединила неприязнь к пальме. Она не такая, как все. Она не скандалит, не ссорится, она спокойна и целеустремленна.

Кто поддержал атталею на пути к мечте? Какие человеческие качества воплотил В.М. Гаршин в образе травки? Да, это была маленькая, беззащитная травка. Ее отличают от других душевность, готовность прийти на помощь, бесстрашие настоящего друга, самоотверженность и любовь.

Учитель:

О чем же мечтала мятежная пальма?

Как вы понимаете слова «она помнила свое родное небо»? Разве небо может быть чужим или родным?

(Ответы - размышления, учащиеся вспоминают свою малую родину и убеждаются, что так - « она помнила свое родное небо» - можно сказать.)

Произнесите слово «princeps». С каким словом оно созвучно?

Это слово несет определенную смысловую нагрузку. Пальма гордая, стойкая, целеустремленная, с высокими жизненными принципами, об этом свидетельствует вся ее жизнь в оранжерее. Сказка заканчивается печально. (Выразительное чтение последнего эпизода от слов «Только-то?-думала она до конца.)

По закону сказки ДОБРО должно победить ЗЛО. Но философская сказка учит нас принимать жизнь в любых проявлениях. Конфликт растений можно перенести на людей, общество. Что мы увидим? Безразличие окружающих к отдельной личности. Давайте поразмышляем над вопросом: а могло ли все быть иначе в жизни обитателей красивой оранжереи? Был ли другой выход у героини сказки? Как бы вы поступили на месте пальмы?

(Ответы учащихся. Суть ответов в том, что все могло бы быть иначе, если бы все обитатели оранжереи были толерантны по отношению друг к другу. Если бы ученый директор думал не только о прекрасных условиях обитания растений, но и любил, и понимал их.)

V. Проведение аналогий между содержание сказки и субъективным опытом учащихся .

Учитель:

Можете ли вы в своем жизненном опыте найти ситуации, похожие на историю с пальмой?

(Ответы учащихся).

Ребята, по стечению обстоятельств, вы оказались далеко от родного дома. Вы все разные и по национальности, и по характеру, и по жизненному опыту, и по многим личностным качествам. Вы живете в удивительном городе, в прекрасном благоустроенном центре реабилитации.

В течение 10 месяцев вы общаетесь с людьми, которых ранее не знали. Какие трудности вы испытываете в общении, об этом знаете только вы. Сейчас вам предстоит вывести и сформулировать уроки философской сказки В.М. Гаршина - «золотые правила» толерантности.

VI. Групповая работа.

(«Золотые правила» формулируются и записываются в ходе их обсуждения учащимися.)

    Умей слушать и понимать других.

    Будь внимателен к другому человеку.

    Каждый имеет право на ошибку.

    Считайся с мнением и принципами другого человека.

    Не делай зла другому человеку.

    Цени то, что имеешь.

    Сострадай, помогай ближнему своему.

    Принимай другого человека таким, каков он есть.

Учитель:

Все могло бы быть иначе... В.М. Гаршин был наделен трудным даром - «обостренной совестью». Страдания героев всегда сливались со страданием самого автора. Тревожные, умные, печальные глаза писателя словно заглядывают нам в душу, словно наставляют нас жить по совести.

Спешите стать терпимей и добрей

И отдавать спешите научиться,

Чтобы потом у запертых дверей,

Когда окончен пир, не очутиться.

В.Сергеев

V. Рефлексия .

Сегодня на уроке я почувствовал...

Я понял...

Меня удивило...

Литература.

1. В.М. Г аршин «Красный цветок» Киев, издательство «Дн i про» 1986г. стр. 89-95

2. О.Е.Еремина. Уроки литературы в 5 классе. Москва, издательство «Просвещение» 2008г.

3. В.Порудоминский. Грустный солдат, или жизнь Всеволода Гаршина. Москва ,1987 г .

4. http: //nearyo.ru /100 kartin

В одном городе находилась большая оранжерея на территории ботанического сада. Она отличалась тем, что в ней находились растения и деревья, привезенные из теплых стран. После свободной жизни здесь их ожидало заточение под стеклянной крышей с железными рамами. Все они тосковали по родине. Но больше всех грустила пальма, которая значительно отличалась ростом от остальных деревьев. Местные ботаники дали название пальме Attalea princeps, хотя у нее было родное имя, о котором никто не знал. Упомянули только, что пальма эта родом из Бразилии.

Увидев однажды бразильянца и вспомнив родные места, пальма решила во что бы то ни стало дотянуться до самого верха, сломать рамы и вырваться на свободу. Она попыталась найти понимание у других заключенных оранжереи, ведь вместе бороться намного эффективнее. Но ее соседей: корицу, кактус, саговую пальму, казалось, интересуют только споры о количестве полива. Не найдя поддержки, пальма решилась сражаться за свободу в одиночку.

С каждым месяцем пальма росла все выше и выше. Директор ботанического сада приписывал ее быстрый рост хорошему уходу. Пленницу это раздражало, но она продолжала начатое дело. Скептически настроенные, ее друзья по несчастью стали с интересом наблюдать, чем же это закончится. Даже слабенькая травка, единственная, кто поначалу ободрял пальму, стала переживать, не больно ли ей упираться ветвями в решетки.

Наконец, пальма достигла такого роста, что сломала одну из решеток и разбила стекло. Разочарованию ее не было предела. На улице была поздняя осень, дул ветер и моросил холодный дождь. Пальма начала замерзать и поняла, что для нее все кончено. Директор сада решил, что делать какие-либо приспособления для того, чтобы согреть пальму, бессмысленно, так как это ненадолго. Разозлившись, он приказал спилить дерево и выбросить.

Истерзанную пилой, пожелтевшую пальму безжалостно выбросили на задний двор прямо в грязь, вместе с маленькой травой, которая не захотела расстаться с бедным другом.

Картинка или рисунок Attalea princeps

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Пушкин Русалка

    Познакомившись с творчеством А.С. Пушкина с первых строк влюбляешься в его произведения. Они не похожи друг на друга по сюжету, но так узнаваемы по слогу. Русалка Александра Сергеевича Пушкина заставляет задуматься

  • Краткое содержание сказки Гензель и Гретель братьев Гримм

    На опушке леса жил со своей женой и двумя детишками Гензель и Гретель дровосек. Денег у семьи не хватало даже на еду. Когда кушать стало совсем нечего, жена предложила дровосеку отвести детей в лес, дать им по куску хлеба и оставить там

  • Краткое содержание Чехов Мужики

    Лакей Николай очень сильно заболел, и уехал со своей семьёй из Москвы на Родину, в бедное село Жуково. Ни жена Ольга, ни дочь Саша не были в восторге от увиденного. Ничего не сказав друг другу, семья отправилась к реке.

  • Краткое содержание Клад (Горшок) Плавт

    Однажды бедняку Эвклиону невероятно повезло, он обнаружил горшок, набитый золотом. Ошалевший от счастья и не зная, что делать с находкой, решил Эвклион спрятать ценности.

  • Краткое содержание Чехов Дама с собачкой

    Семейный мужчина в Ялте встречает замужнюю женщину. Между ними завязывается курортный роман. Однако, вернувшись по своим городам, оба не могут забыть друг друга и возобновляют свою тайную связь

Нравственно-философская и социально-политическая проблематика объединились и нашли свое законченное выражение в аллегориях Гаршина. Лучшая среди них — «Attalea princeps».

Аллегория начинается с описания оранжереи — здания красивого и стройного. В нем живут растения, им тесно, они невольники, заключенные. Привезенные из жарких стран, они помнят свою родину и тоскуют о ней.

Глаголы «помнить», «вспоминать» многократно употребляются в этом небольшом произведении и всегда по отношению к таким понятиям, как свобода, счастье, радость жизни: «они помнили свою родину», они «стояли и слушали вой ветра и вспоминали иной ветер, теплый, влажный, дававший им жизнь и здоровье». Этому глаголу постоянно сопутствует другой — глагол «знать».

Родного имени пальмы ботаники «не знали». Но вот приехал в оранжерею бразилец, пальма «напомнила» ему родину, и он сказал: «я знаю это дерево». Бразилец долго смотрел на дерево — и «вспомнил он свою родину», «вспомнил еще, что нигде он не бывал счастлив, кромеродного края», и на другой день он уехал на пароходе домой.

Пальма, которая на пять сажен возвышалась над другими растениями, «лучше всех помнила свое родное небо и больше всех тосковала о нем», и станет героиней рассказа. Обычно смысл этого произведения видят в противопоставлении мелких, ничтожных растений, утративших стремление к свободе, вольнолюбивой пальме. Это справедливо, прежде всего потому, что авторские симпатии действительно на стороне пальмы.

Но эта точка зрения, заостряя социально-политическое содержание произведения, отодвигает на второй план его философское содержание, для выражения которого Гаршин и выбирает аллегорическую форму. Для писателя важно, что почти все точки зрения, высказываемые растениями, справедливы и подтверждаются практикой.

Находящиеся внизу растения спорили друг с другом по разным вопросам, и каждое из них высказывало здравые мысли. Саговая пальма недовольна тем, что ее редко поливают, потому что она — растение влаголюбивое, и ее недовольство вполне закономерно. Кактус возражает ей, так как ему влаги достаточно, и со своей точки зрения он тоже прав. Корицу вопрос о влаге совсем не занимает, у нее иные требования к жизни: она довольна своим положением, так как «по крайней мере уверена, что ее никто не обдерет». «Но ведь не всех же нас обдирали», — со своей стороны логично заявляет папоротник.

Каждое из растений высказывает свою правду, и не сходятся они только потому, что просто эти истины находятся в разных плоскостях. Но для пальмы все эти истины — частные. Главное для нее — это стремление к свободе. «Лучше оставьте ваши споры и подумайте о деле. Послушайте меня: растите выше и шире, раскидывайте ветви, напирайте на рамы и стекла, наша оранжерея рассыплется в куски, и мы выйдем на свободу», — говорит она.

Сначала все растения молчали и «не знали», что сказать. А затем убедительно и тоже логично доказали пальме, что из этого ничего не выйдет, так как рамы прочны. Но даже если и удастся их сломать, то «придут люди с ножами и с топорами, отрубят ветви, заделают рамы, и все пойдет по-старому».

«Теперь я знаю, что мне делать», — сказала пальма и решила бороться одна. Только маленькой, бледной травке казалось, что пальма права. «Она не знала южной природы, — подчеркивается в аллегории, — но тоже любила воздух и свободу».

Наконец крыша пробита, цель достигнута, но на свободе пальму ожидают не теплое солнце и ласковый ветер, а мелкий дождь пополам со снегом и низкие тучи. Окружающие деревья угрюмо говорили ей: «Замерзнешь! <...> Ты не знаешь, что такое мороз. Ты не умеешь терпеть. Зачем ты вышла из своей теплицы?».

Так слова «вспоминать» и «знать» приобретают в этом произведении несколько значений. Пальма и окружающие ее растения вспоминают о родине, о свободе, и эти воспоминания возвышают их.

Лучше всех помнит о свободе пальма, и потому именно она решается на героический поступок. Но это все-таки только воспоминание о прошлом, которое смутно живет в настоящем и не дает никаких представлений о будущих формах свободы. В настоящем есть, по выражению Горького, «правда факта», она аналогична знанию директора оранжереи, действительно создавшего условия, в которых могут жить растения.

Он вполне уверен в своих знаниях, опирается только па конкретные наблюдения, но ему неведом истинный смысл фактов. Когда пальма начинает бурно расти, стремясь вырваться на свободу, он объясняет это только с точки зрения своей науки, своих знаний. «Мы приложили все наше знание, чтобы растения развивались в теплице совершенно так же свободно, как и на воле, и, мне кажется, достигли некоторого успеха», — утверждает он. Когда же бразилец говорит, что у пальмы есть другое имя, ученый с возмущением отвергает это, говоря, что «настоящее имя есть то, которое дается наукой».

Знание, подобное тому, которым обладают директор оранжереи и растения, заключенные в ней, пальма отвергает. Она выше их и верит только своему стремлению к свободе.

В основе таких идеальных стремлений, по убеждению Гаршина, лежит вера, не считающаяся с соображениями логики. Она находит опору только в самой себе, в своем стремлении к идеалу, отвергая всякие практические доводы. «Я хочу видеть небо и солнце не сквозь эти решетки и стекла, — и я увижу!». Вот главный аргумент, который выдвигает пальма в ответ на вполне разумные и трезвые соображения других растений. В подобной позиции — ее сила и слабость.

Здравый смысл и знание жизни, опора на реальные факты приводят другие растения к бездеятельности и пассивности. Им противостоит героический порыв пальмы, основанный только на вере, на страстной жажде идеала. Только благодаря этой жажде преодолевается пассивность и начинается движение «вперед и выше».

Бесспорна сила и значимость такой веры и таких желаний, потому симпатии автора и читателей — на стороне пальмы. И очевидна ее слабость, так как стремление к счастью, основанное только на жажде идеала и не опирающееся на знание реальности, если и приносит результаты, то далеко не те, которые ожидались. В этом трагедия сильных и смелых борцов-идеалистов, никак не снижающая красоты и величия их надежд и стремлений.

Аллегории Гаршина предполагают их социально-политическое и конкретно-историческое прочтение. Нетрудно увидеть связь тем и идей «Attalea princeps» с революционным движением 70—80-х гг. Именно в это время борьба самоотверженных одиночекчаще всего приобретала трагический колорит. Так и воспринял это произведение М. Е. Салтыков-Щедрин и не принял его в «Отечественные записки». Его смутил трагический финал произведения Гаршина, который мог быть воспринят как выражение неверия в революционную борьбу.

Аллегория как жанр, в котором отвлеченная идея изображается с помощью конкретных образов, чаще всего предполагала однозначное их прочтение. Гаршин нарушает и обновляет традиции жанра.

Его образы не поддаются однозначной трактовке, приобретая характер символов. Это качество гаршинской сказки не было учтено М. Е. Салтыковым-Щедриным. Вот что писал об аллегории в 1887 г. Короленко: «Если форма аллегории взята из природы, — нужно чтобы природа по возможности нигде не искажалась: данное явление должно развиваться органически стройно, в своей обычной последовательности, и вместе с тем этот процесс должен быть весь проникнут насквозь отвлеченной идеей.

Форма, образ и идея должны развиваться каждое по своим законам и все-таки вполне параллельно. Иначе явится или невыдержанность мысли, — если идея будет принесена в жертву образу, — или наоборот — невыдержанность образа».

Гаршин выполняет основные из этих требований, взятые им образы развиваются органически стройно, и если он описывает оранжерею, то изображается она реально, конкретно, с полным знанием дела. Нарушается Гаршиным принцип строгого параллелизма идеи и образа. Если бы он был выдержан, то прочтение аллегории было бы однозначно-пессимистическим: всякая борьба бесполезна.

У Гаршина же многозначному образу соответствует не только конкретная социально-политическая идея, но и философская мысль, которая стремится выразить общечеловеческое содержание. Эта многозначность и приближает образы Гаршина к символам, причем суть его произведения выражается не только в соотнесении идеи и образа, но и в развитии образов, т. е. сам сюжет гаршинских произведений приобретает символический характер.

Примером тому может служить многоплановость сопоставлений и противопоставлений растений. У всех у них одна судьба — они невольники, но помнят то время, когда были на свободе. Однако только пальма стремится вырваться из оранжереи, у большинства растений этого стремления нет, так как они трезво оценивают свое положение.

И той и другой стороне противостоит маленькая травка, которая одна не негодует на пальму, а понимает ее и сочувствует ей, но не обладает ее силой. Каждое из растений имеет свою точку зрения, объективно обусловленную их биологическими различиями, и потому диалога в точном смысле этого слова между ними не происходит, хотя гордые слова пальмы объединяют их общим негодованием против нее.

Так же многозначен и сам образ оранжереи. Это мир, в котором живут растения; он угнетает их и вместе с тем дает им возможность существовать. Смутное воспоминание растений о родине — это мечта о прошлом «золотом веке»; он был, но повторится или нет в будущем — неизвестно. Гордые попытки нарушить законы сложившегося мира — прекрасны (Гаршин дает почувствовать это), но опираются они на незнание действительности и потому безрезультатны.

Таким образом, Гаршин выступает и против излишне оптимистической, и против односторонне пессимистической концепций мира и человека. Обращение Гаршина к образам-символам чаще всего выражало стремление опровергнуть однозначное восприятие жизни.

Указанная особенность отчетливо проявилась в следующей аллегории Гаршина — «То, чего не было» (1882). Эта аллегория представляет по существу развернутый в самостоятельный рассказ диалог между растениями в «Attalea princeps». Только спор здесь ведется не о частностях, а о философии жизни, познании мира и представляет собой достаточно широкий обзор различных точек зрения на цель и смысл жизни.

Навозный жук, например, утверждает, что жизнь — это труд для будущего поколения, под которым он подразумевает свое потомство. Аргументом, подтверждающим истинность такого взгляда, являются для него законы природы. То, что он следует законам природы, вселяет в него уверенность в своей правоте и ощущение выполненного долга.

Муравей, в свою очередь, достаточно логично обвиняет жука в эгоизме. Ссылку на законы природы он как бы не замечает и говорит, что работать для своего потомства — это все равно что работать на себя. Он же работает для общества, для «казны». Правда, никто не говорит ему за это спасибо, но такова, по его мнению, судьба всех работающих не для себя.

Его взгляд на жизнь мрачен и носит явный оттенок фатализма. Другой участник беседы, кузнечик, также не касаясь существа взглядов своих оппонентов, говорит скорее о типе отношения к миру. Навозный жук, считает он, слишком сухо судит о жизни, апеллируя к законам природы, а муравей слишком мрачно смотрит на жизнь. А жизнь прекрасна, мир огромен и в нем есть «молодая травка, солнце и ветерок».

Впрочем, кузнечик от философии жизни переходит к философии природы, предлагая ответить на вопрос, поставленный ящерицей: «Что есть мир?». Относительно вопроса о пространственных границах мира авторитетом оказывается гнедой, который резонно указывает, что он видел в мире гораздо больше, чем даже кузнечик с высоты своего самого «огромного прыжка». Совсем неожиданную позицию заняла гусеница. Она высказала, так сказать, религиозный взгляд на мир. Оказывается, она живет для будущей жизни, которая наступит после смерти.

Таков обзор возможных отношений к цели и смыслу жизни. Автор не утверждает, что они лишены смысла. В каждом из них есть своя правота, обусловленная личным опытом спорящих и образом их жизни, во многом от них не зависящими.

Действительно, кузнечик никогда не сможет увидеть мир таким, каким его видит гнедой, улитка никогда не сможет встать на точку зрения гнедого и так далее. Основанием для иронии здесь служит не столько содержание взглядов, сколько сама возможность столь различных точек зрения на мир. Каждый говорит о своем и выйти за пределы своего личного опыта не может.

При всей справедливости излагаемых героями теорий основной их недостаток Гаршин видит в том, что каждый из собеседников свое мнение признает единственно правильным и возможным. В действительности же жизнь сложнее любой из высказанных героями точек зрения. Поэтому так прост «аргумент», разрушающий их построения. На собеседников наступает сапогом кучер Антон. Но даже и такой сильный аргумент ничему не научил оставшихся в живых. Потерявшая хвост ящерица говорит: «„Мне оторвали его за то, что я решилась высказать свои убеждения“. И она была совершенно права», — заключает повествователь.

Можно и так объяснить случившееся, и это будет столь же справедливо или несправедливо, как и все ранее высказанные мнения. Иронический или даже сатирический финал рассказа имеет еще и другое значение. Философское содержание аллегории, как и всегда у Гаршина, предполагает ее социально-политическое прочтение, имеющее отношение к современной действительности, хотя и далеко не исчерпывается им.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.