Что такое конгруэнтность, или чем вредны хорошие манеры. Конгруэнтность: определение понятия

Конгруэнтность в психологии – одно из ключевых понятий. О ней в настоящее время очень много говорят и часто проводят исследования, связанные с содержанием данного понятия.

И не удивительно, ведь это понятие является важной составляющей жизни каждого человека, стремящегося к вершинам и собственной состоятельности. Чтобы представить себе, что такое конгруэнтность, нужно более детально проанализировать этот термин. Кстати, он не является чисто психологическим и имеет в разных науках разные определения.

Основной смысл

Значение понятия «конгруэнтность» в психологии определяется как состояние полной независимости. Оно обязательно сопровождается отсутствием боязни или стеснения показать окружающим свои эмоции, при этом индивид не испытывает за них стыда, а его вербальное, паравербальное и невербальное общение гармонично соотносятся и имеют высокий уровень развития, близки к совершенству.

Получается, что конгруэнтный человек никогда не стесняется высказывать то, о чем он думает, причем делает это так, что все окружающие полностью его понимают. Более подробно стоит остановиться на второй части рассматриваемого нами определения. Итак:

  • Вербальная речь – это обычные слова, которые люди произносят вслух в процессе коммуникации.
  • Невербальная речь состоит прежде всего из жестов и мимики. Иначе психологи называют ее языком тела.
  • Паравербальная речь тесно связана с умением человека говорить, но при этом выражается она не словами, а преимущественно интонацией.

Таким образом, конгруэнтным называют только того человека, речь которого является связной, а язык тела и интонация ей полностью соответствуют. Согласитесь, что поверить человеку, который ясно выражает свои мысли и использует при этом правильные жесты, гораздо проще, чем индивиду с непонятным взглядом, скрещенными на груди руками и бормочущему непонятно что.

Взгляд со стороны

Примечательно, что конгруэнтность – это такая особенность индивида, которую можно всегда увидеть со стороны. Однако при этом стоит оговориться, что в общении должна присутствовать . Это понятие можно рассматривать с разных сторон.

Например, в быту о ней говорят как о способности сопереживать другим людям, а в психологии она означает умение правильно идентифицировать эмоции своего собеседника. Получается, что конгруэнтность человека видна всем по-разному: чем больше развита эмпатия, тем больше видна этому человеку конгруэнтность другого.

Залог успеха

Как утверждают психологи, конгруэнтный человек может добиться в жизни всего, достичь вершин. Из таких людей, например, получаются хорошие и успешные предприниматели. И это вполне закономерно, потому что бизнесменам в процессе своей деятельности приходится много общаться с партнерами, коллегами и клиентами.

Чем больше развита у предпринимателя конгруэнтность, тем более убедительным он является для окружающих, и, как следствие, это обязательно помогает развитию бизнеса. И наоборот. Представьте себе неуверенного, волнующегося бизнесмена – вряд ли вам захочется стать его клиентом или, тем более, партнером. При этом стоит отметить, что конгруэнтность – это и внутреннее психологическое состояние личности, и то, как индивид выглядит перед окружающими его людьми.

Конгруэнтность и неконгруэнтность играют роль не только в бизнесе, но и, в принципе, в любой сфере человеческой жизни. Умение убеждать и выступать с речами очень ценно для политиков, сотрудников правоохранительных органов, учителей и представителей других специальностей.

Кстати, все видные исторические деятели были весьма конгруэнтными людьми, взять хотя бы Ленина, Гитлера, Сталина, Наполеона и т.д. Если бы они не умели убеждать, то вряд ли смогли бы увлечь своими идеями и повести за собой множество людей.

В личной жизни

Отдельно следует поговорить о значении конгруэнтности в личной жизни человека. Она играет важную роль в общении с представителями противоположного пола. Человеку, который уверен в себе, умеет правильно говорить и выражать свои эмоции, всегда проще строить отношения с другими.

Приведем простой пример: если парень уверен в том, что он может добиться девушки, то это у него получится гораздо лучше, чем у того, который будет стесняться выражать свои эмоции. Схема работает так: представительница прекрасного пола, неосознанно используя свое свойство эмпатии, обязательно уловит конгруэнтность молодого человека и подумает, что его уверенность символизирует то, что он наверняка нравится другим девушкам.

Кстати, о конгруэнтности стоит поговорить как о качестве, важном не только в любви, но и в отношениях с людьми вообще. Человек, который способен правильно выражать свои чувства и мысли, пользуется заслуженным уважением и вызывает большее доверие, чем какой-нибудь замкнутый в себе индивид. У конгруэнтных людей всегда много друзей и приятелей, да и вообще просто знакомых.

Психологи утверждают, что конгруэнтность – это качество, которое не является врожденным. Его можно в себе развить, но для этого нужно много работать над собой. Главный способ стать конгруэнтным – это больше общаться с такими людьми и подражать им. Но при этом нельзя перегибать палку, иначе можно потерять свои личностные качества, полностью уподобившись окружающим. Автор: Елена Рагозина

   КОНГРУЭНТНОСТЬ (с. 315) - 1) способность человека к безоценочному принятию, осознанию своих реальных ощущений, переживаний и проблем, а также к их адекватному выражению в поведении и речи; 2) совпадение оценок, даваемых человеком некоторому объекту и другому человеку, также оценивающему этот объект. Термин подобно многим другим сравнительно недавно заимствован из английского языка и в большинстве отечественных психологических словарей отсутствует. Однако в лексиконе практических психологов он в последние годы употребляется все чаще (почти исключительно в первом значении).

Английское слово congruence происходит от латинского congruens , в родительном падеже congruentis - соразмерный, соответствующий, совпадающий, и означает соответствие, сообразность (например, соответствие закону и т.п.). Это слово используется в различных областях научного знания, в частности в математике, где оно означает равенство отрезков, углов, треугольников и других фигур в элементарной геометрии. В физике под конгруэнтностью понимают количественную равнозначность качественно равноценных состояний какого-либо процесса. В специфическом значении термин употребляется также в медицине, что совсем неудивительно, учитывая традиционную латинизированность медицинской терминологии.

В середине XX в. для объяснения разнообразных феноменов социального поведения разными авторами было предложено несколько близких по содержанию теорий, объединяемых в социальной психологии под общим названием «теории когнитивного соответствия». Это теория коммуникативных актов Т.Ньюкома, теория структурного баланса Ф.Хайдера, а также наиболее известная у нас (и довольно подробно описанная в нескольких публикациях «Школьного психолога») теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Этот ряд был бы неполным без упоминания теории конгруэнтности Осгуда и Танненбаума, разработанной независимо от других и впервые изложенной в публикации 1955 г. Как указывает Г.М.Андреева, «термин «конгруэнтность», введенный Осгудом и Танненбаумом, является синонимом термина «баланс» Хайдера или «консонанс» Фестингера. Пожалуй, наиболее точным русским переводом слова было бы «совпадение», но сложилась традиция употреблять термин без перевода» (Андреева Г.М. и др . Современная социальная психология на Западе. М., 1978. С. 134).

Основная идея всех теорий когнитивного соответствия состоит в том, что когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной, если же это имеет место, то немедленно возникает тенденция изменить это состояние и вновь восстановить внутреннее соответствие когнитивной системы. Так, в теории коммуникативных актов Ньюкома проводится мысль о том, что для человека средством преодоления дискомфорта, вызванного несоответствием между отношением к другому человеку и его отношением к общему для них объекту, является развитие коммуникации между партнерами, в ходе которой позиция одного из них изменяется и тем самым восстанавливается соответствие. Основной тезис теории конгруэнтности Осгуда и Танненбаума заключается в том, что для достижения соответствия в когнитивной структуре воспринимающего субъекта он одновременно изменяет свое отношение и к другому человеку, и к тому объекту, который они оба оценивают.

Чаще всего данная теория находит практическое применение в области коммуникации, соответственно и примеры приводятся обычно из этой сферы.

Кстати, еще один аспект этого явления состоит в том, что, когда некто нам неприятный демонстрирует расположение к тому, что нравится и нам, наша неприязнь к нему идет на убыль, а может и вовсе смениться симпатией. Впрочем, на это обращал внимание еще Ларошфуко: «Стоит дураку нас похвалить, как он уже не кажется так глуп». Тут, между прочим, стоит задуматься вот о чем. Как правило, мы убеждены, что наши взгляды и пристрастия разделяют в основном люди достойные. А не потому ли они кажутся нам симпатичными, что разделяют наши югляды? Более трезвый взгляд тут был бы очень полезен. Да и наши противники отнюдь не сплошь ничтожества и дураки. Возможно, мы просто поторопились привести в соответствие свою неприязнь к их позиции и к ним самим.

Что же касается теории Роджерса, то в ней понятие конгруэнтности имеет совсем иной смысл, чем в социальной психологии. По его собственному определению, «конгруэнтность - термин, который мы используем для обозначения точного соответствия нашего опыта и его осознания. Он может быть расширен далее и обозначать соответствие опыта, осознания и общения» (Роджерс К . Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 401). Тут, правда, следует иметь в виду трудности буквального перевода текста Роджерса. Дело в том, что английское слово experience (так в оригинале) означает как опыт, так и переживание. Речь, вероятно, идет все-таки о переживании, под опытом мы привыкли понимать нечто другое.

Свою идею сам Роджерс иллюстрирует наглядными примерами. Представим себе, что некто в дискуссии со своим партнером испытывает явное раздражение и гнев, что отчетливо проявляется в его поведении и даже в физиологических реакциях. В то же время сам он не отдает себе отчет в своих чувствах и убежден (в целях самозащиты), что всего лишь логично отстаивает свою точку зрения. Налицо явное несоответствие переживания и его самоощущения.

Или представим себе человека, который провел вечер в скучной компании, явно тяготился убитым временем, более того - вполне осознает владеющее им ощущение скуки. Тем не менее при прощании он заявляет: «Я прекрасно провел время. Это был чудесный вечер». Здесь неконгруэнтность имеет место не между переживанием и осознанием, а между переживанием и сообщением.

По мнению Роджерса, такое рассогласование приводит к серьезному разладу человека с самим собой и требует психотерапевтического вмешательства. Зрелая здоровая личность - это прежде всего человек конгруэнтный. Он способен отдать себе отчет в том, что происходит в его душе, и вести себя в соответствии с этими переживаниями. Понятно, что конгруэнтность таким образом выступает неотъемлемым профессиональным качеством каждого, чья деятельность связана с общением с другими людьми, - прежде всего самих психологов, а также не в последнюю очередь педагогов (это Роджерс подчеркивает особо). «Если учитель конгруэнтен, это, вероятно, способствует приобретению знаний. Конгруэнтность предполагает, что учитель должен быть именно таким, какой он есть на самом деле; к тому же он должен осознавать свое отношение к другим людям. Это также значит, что он принимает свои настоящие чувства. Таким образом, он становится откровенным в отношениях с учениками. Он может восторгаться тем, что ему нравится, и скучать в разговорах на темы, которые его не интересуют. Он может быть злым и холодным [учитель?! - С.С] или, наоборот, чувствительным и симпатизирующим. Поскольку он принимает свои чувства как принадлежащие ему , у него нет необходимости приписывать их ученикам или настаивать, чтобы они чувствовали то же самое. Он - живой человек , а не безличное воплощение требований программы или связующее звено для передачи знаний» (там же, с. 347-348).

Очень соблазнительная получается картина. Я - живой человек, а значит, имею право быть злым и холодным, игнорировать то, что меня не волнует, открыто проявлять неприязнь к тем, кто мне не нравится, и т.п.

Тут, правда, возникает парадокс. Испокон веку воспитанным, социализированным, цивилизованным человеком принято считать того, кто, умея адекватно выражать свои чувства, в то же время умеет их при необходимости скрывать, более того - иной раз произвольно демонстрировать иные, даже противоположные, в соответствии с принятыми общественным соглашением нормами. С точки зрения здравого смысла ценным является умение говорить, что думаешь, но при этом хорошо бы еще и думать, что говоришь.

В различных областях жизни применяется термин «конгруэнтность», который подразумевает слаженность различных объектов для дополнения друг друга с целью функционирования целой системы. В психологии, математике, общении и других областях можно использовать данное понятие, поскольку он является одним из принципов существования всего мира.

Одним из примеров конгруэнтности можно привести человеческий организм. Каждый орган, железа являются отделом целой системы. А система в свою очередь согласуется с деятельностью других систем, чтобы в целом обеспечивать нормальное функционирование всего организма.

Достаточно важно, чтобы каждый отдельный элемент сохранял свои функции и структуру, несмотря на то, что другие элементы обладают другими функциями и структурами. Сохранение каждым элементом своей «индивидуальности», позволяет ему выполнять уникальную работу, которая является дополнением к тем работам, которые выполняются другими элементами. Если различные элементы и виды работ согласовываются, тогда достигается общая цель.

Организация по выполнению определенной работы или предоставлению услуги тоже можно назвать единым организмом. Каждый отдельный человек занимает определенную должность и выполняет конкретную работу. Его работу дополняют или используют другие сотрудники компании, чтобы достигать общей цели.

Таким образом, конгруэнтность важна в любой сфере жизни..

Что такое конгруэнтность?

Синонимами конгруэнтности можно назвать согласованность, сравнимость, соразмерность, соответствие, совпадение. Понятие конгруэнтности подразумевает соответствие или согласованность различных объектов, которые схожи в своей структуре, каких-то понятиях или работе, из-за чего достигается общая целостность или гармоничная работа.

Достаточно часто термин конгруэнтности используется в психологии, где отдельные функции, сферы жизни и качества личности объединяются в одном человеке, что делает его целостным индивидом. Так, конгруэнтность подразумевает совпадение:

  1. Невербальной и вербальной информации.
  2. Обещаний и поступков.
  3. Жизненных целей и деятельности человека.
  4. Внешнего мироощущения и внешних проявлений.

Чаще всего речь идет о соответствии внутренних ощущений с внешними проявлениями человека. Однако в данной области все намного сложнее. Ведь человек живет в социуме, где он не всегда может проявлять то, что ему хочется, особенно под влиянием отрицательных эмоций.

Конгруэнтность подразумевает способность человека понимать собственные эмоции и выражать их соответствующим образом. Также конгруэнтность проявляется в ситуации, когда два человека совпадают во мнениях.

Поскольку конгруэнтность неизбежно приводит к восстановлению целостности и гармонии человека, необходимо понимать, что этому способствует. Многие люди не ощущают себя гармоничными и полноценными. Эту проблему нужно устранять.

Задайте себе такие вопросы:

  • «Куда подевалась ваша целостность?».
  • «Откуда берется ваша нервозность и неуверенность в себе при разговоре с другими людьми?».
  • «Почему человек волнуется, пытается быть кем-то другим, обманывает?».

И к вам, возможно, придет следующий ответ: все это происходит потому, что вы концентрируетесь на другом человеке, а не на себе.

Целостность, уверенность и любовь теряются, когда человек концентрируется на других людях!

Почему? Целостность теряется из-за того, что вас волнует мнение других людей. Заботясь об уважительном отношении к себе, об одобрении со стороны других, об их мнениях, мыслях и чувствах, о морали и культуре, вы стараетесь показать себя с выгодной позиции, отчего возникает желание приукрасить или обмануть. А нервозность и неуверенность возникают в тот момент, когда человек ищет пути того, как себя показать с положительной стороны, и когда «обманка» запущена, человек нервно ожидает ответную реакцию собеседника(-ов).

Следует сменить концентрацию внимания с других людей и перенести ее на себя. Очутитесь здесь и сейчас! Сознанием вернитесь в свое тело, прочувствуйте себя, свои желания и т. д. При общении следует перенести фокус своего сознания с собеседника на самого себя. Необходимо заботиться не о том, что подумают о вас другие или как отнесутся к вашей новости, а о том, что вы об этом думаете, нравится ли вам то, что вы говорите.

Пока вы сфокусированы на чужих реакциях и мыслях, вы не замечаете свои собственные ощущения, мысли и не контролируете реакции. Вы не знаете, что испытываете, а также не способны почувствовать себя счастливым и любимым, пока концентрируетесь на других людях своими мыслями и вниманием.

Вспомните, когда вы ощущаете свою целостность? Когда вами интересуются, любят или кто-то симпатизирует. Вы начинаете светиться счастьем от того, что понимаете, что вы кого-то искренне привлекаете. Поэтому вам необходимо развить в себе чувство любви, независимо от того, есть рядом любящие люди или нет.

  • Начните чувствовать, что мир вас любит, и вы почувствуете прилив энергии.
  • Начните сами любить и отдавать любовь, ничего не ожидая взамен.
  • Поставьте перед собой четкие цели и начните идти к ним. Это также способствует достижению целостности, так как вы снова концентрируетесь на себе, а не на окружающих.

Не занимайтесь другими людьми – занимайтесь собой! Верните свои мысли, желания, действия, ощущения к себе в настоящее время. Ощутите себя, прочувствуйте свое состояние и начните идти к тому будущему, которое вы хотите иметь, независимо от тех людей, которые там могут оказаться. Займитесь собой: своими мыслями и желаниями. Оставьте других в покое – не думайте о них! «Светитесь любовью и счастьем» для себя и мира в целом. Не требуйте и не надейтесь, чтобы окружающие люди начали вас любить и становились счастливыми. Пусть они сами делают себя любимыми и счастливыми! Вы же просто любите и будьте счастливы сами по себе, не для кого-то, а для себя самого и для мира в целом. И тогда к вам потянутся люди, которые действительно вас полюбят и примут.

Совпадение, пропорциональность, соответственность и сообразность являются синонимами конгруэнтности, которая в каждой сфере носит свое определение:

  1. В математике обозначает равенство отрезков, углов, фигур и пр.
  2. В геометрии применяется как аксиома в конгруэнтности фигур: они могут быть конгруэнтными, если при движении они могут перейти друг в друга.
  3. В физике понимается как количественная равнозначность качеств состояний или явлений.

Обращая конгруэнтность к психологии, речь будет идти об аутентичности, когда индивид правдив или какое-то явление истинное. Так, человек конгруэнтен, когда то, что он говорит, соответствует его истинным мыслям и намерениям. Его душа спокойна, а мысли он выражает в прямом смысле слова. Человек действует, говорит и живет в соответствии со своими ценностями, моралью и мыслями.

Таким образом, конгруэнтность подразумевает, что человек правдив и свободен, поскольку он не прячется, не защищается, не притворяется. Его внутренний мир полностью реализовывается через его слова и поступки. Его можно воспринимать таким, каков он есть, без додумываний и домысливаний, поиска скрытого смысла.

Конгруэнтность в общении

В общении понятие конгруэнтности носит обширный смысл, поскольку заключается не только в том, что человек говорит все, что думает, то есть говорит правду. Под конгруэнтностью в общении также понимается:

  • Делание общения понятным и ясным.
  • Отсутствие защитных реакций из-за наличия доверия между партнерами.
  • Внимательное слушание партнера и понимание его.
  • Наличие открытого общения за счет доверия и понимания партнера.

Такое общение способствует открытию личности. Она перестает защищаться и ограждаться, а наоборот, становится активной, целостной и желающей решать все возникающие вопросы.

Общение является частым явлением в жизни любого человека. Достаточно редко человек может открыться другим людям, поскольку чувствует, что его не понимают, не поддерживают, желают манипулировать и давить, переубеждать. Однако психологи отмечают, что достаточно всего лишь одному собеседнику обладать конгруэнтностью, чтобы настроить на доверительный и открытый разговор другого человека.

Противоположным поведением называется не конгруэнтность – когда человек думает одно, а говорит другое, чувствует одно, а выражает другое. Достаточно часто людям приходится притворяться, то есть что-то скрывать, говорить то, что приемлемо и нужно, а не то, что на самом деле думается, обещать и не выполнять обещанного, и т. д. Почему человек себя ведет не конгруэнтно, то есть не в соответствии с истинными мыслями, чувствами и ситуацией?

Психологи объясняют это тем, что человек желает всегда превосходить тех, с кем общается. Он пытается показать свой статус, успешность, достижения. Однако для наличия всего этого человеку нужно постараться, приложить много усилий и потратить немало времени. Если человек понимает, что он не статусен, у него ничего нет, он этим недоволен и сопротивляется этому, тогда он просто начинает играть. На словах и в поведении он может демонстрировать одно, а в действительности дела будут обстоять по-другому.

Для преодоления данного дисбаланса предлагается изменение своего отношения к:

  1. Собеседнику, то есть перестать его считать личностью, перед которой нужно что-то показать.
  2. Предмету обсуждаемой темы, например, не считать ее важной целью всех людей, которую нужно достигать.

Конгруэнтность в психологии

В психологии под конгруэнтностью понимается соответствие внутренних переживаний и внешних проявлений. Это понимается по тому, что человек чувствует прилив сил, положительных эмоций, приподнятого настроения и влечения. На внешнем уровне это проявляется в том, что человек мимикой, жестами и поступками подтверждает то, о чем говорит.

Немного неоднозначно люди могут относиться к конгруэнтности по той причине, что в обществе запрещается проявлять все свои эмоции и мысли в открытую. Существующие рамки, нормы, правила и этикет заставляют людей следовать им, а не проявлять свои эмоции и идеи в том виде, в котором они возникают.

С одной стороны, это правильно, поскольку обеспечивает миру порядок и спокойствие. С другой стороны, человек может проявлять свои эмоции и мысли, но более мирными способами. Конгруэнтность не предполагает выражение агрессии путем вступление в драку. Агрессию можно выразить словами либо выплеснуть на предметы, таким образом никому не навредив.

Итог

Конгруэнтность предполагает умение человека быть самим собой, при этом существовать в том мире, в котором он живет. Если человек способен различными способами выражать свои эмоции и желания, тогда он может быть конгруэнтным, при этом целостным и гармоничным.

Конгруэнтность является центральным термином в клиент-центрированной психотерапии, разработанным К.Роджерсом в 1961 г.

Раскрывая это термин, К.Роджерс пишет так: «конгруэнтный» я обычно обозначаю определенный способ самопрезентации. Под этим я понимаю следующее: какие бы чувства или установки я ни переживал, они должны пройти через мое сознание. В этот момент я являюсь целостным, или интегрированным, человеком и, таким образом, действительно могу быть тем, кем на самом деле являюсь. Это такая реальность, которую, согласно моему опыту, другие люди воспринимают как достоверную» (Rogers, 1961,),(Г.Литаер).

Термин «конгруэнтность» введён Карлом Роджерсом:

может употребляться и в расширенном смысле, обозначая согласованность переживания, сознавания и сообщения о нем другим (поведенческих проявлений). Если человек в высокой степени конгруэнтен, ясно, что все его сообщения обязательно будут включены в контекст его личного восприятия. (Роджерс, 1994)
В теории К. Роджерса подразумеваются два проявления конгруэнтности-неконгруэнтности. Одно из них - конгруэнтность или ее отсутствие между субъективной реальностью (феноменальным полем) и внешней реальностью (миром как он есть). Другое - степень соответствия между Я и идеальным Я. Если расхождение между Я и идеальным Я значительны, человек неудовлетворен и плохо приспособлен. (Холл, Линдсей)

Конгруэнтность «применительно к Я-концепции выражает меру соответствия Я-реального Я-идеальному, конструируемому в процессе самооценки. Примерами неконгруэнтного поведения являются лесть, ложь. Более общее понимание конгруэнтности: состояние целостности и полной искренности, когда все части личности работают вместе, преследуя единую цель. Например, если личность чувствует, думает, говорит и делает одно и то же, в этот момент времени такую личность можно назвать «конгруэнтной» (Энциклопедия).

Такая согласованность является значимой, когда мысли, чувства и действия человека в процессе выздоровления, гармонизации межличностных отношений не конфликтуют друг с другом.

Другими словами, конгруэнтность подразумевает бытие самим собой , в первую очередь - открытость терапевта своим переживаниям, даже в случае, если они не являются идеальными для терапии. В этом условии Роджерс не имеет в виду конгруэнтность как постоянное свойство личности терапевта, проявляемое во всех аспектах его жизни. Достаточно, чтобы терапевт был конгруэнтен в течение терапевтического часа (Некрылова, 2012).

Неконгруэнтность - один из основных теоретических конструктов, разработанных Роджерсом, подразумевает расхождение между текущим организмическим опытом и Я-концепцией клиента. Другими словами, неконгруэнтность проявляется как противоречие между реальным переживанием и тем, как человек себя воспринимает. Не осознавая свою неконгруэнтность, человек подвержен тревогам и расстройствам, может быть крайне уязвимым в ситуациях, где отрицание неконгруэнтности становится невозможным.

Состояние неконгруэнтности может быть осознанным (страх) или неосознанным (размытая тревога, общее напряжение). Психотерапия показана, если клиент, по крайней мере, смутно догадывается о своей неконгруэнтности (Некрылова, 2012).

В практической психологии, конгруэнтность - согласованность тех или иных элементов жизни человека , в первую очередь соответствие внешнего выражения внутреннему содержанию.

В этом смысле говорят о конгруэнтности (или неконгруэнтности) вербальной или невербальной информации, конгруэнтности его слов и его дел, конгруэнтности его состояния и того, что он показывает окружающим, соответствия его жизненных ценностей и того, как человек живет в реальности. У человека все спокойно внутри, он спокоен внешне - налицо конгруэнтность. У человека не расходятся его слова и дела - это конгруэнтность. Соответствие того, что говорится, и того как говорится - это конгруэнтность (http://www.psychologos.ru/articles/view/kongruentnost).

О правильном обозначении опыта человека и роли конгруэнтности пишет Джендлин Ю.Т.:

конгруэнтность, или подлинность, также означает необходимость правильной символизации человеком его собственного опыта. Под опытом понимаются как неосознаваемые события, так и феномены, представленные в сознании и относящиеся к определенному моменту. При этом важно быть открытым опыту, осознавать его без искажений. (Джендлин,2009)

Например, если рассматривать ситуацию болезни, то правильная символизация опыта позволяет точно отслеживать актуальное самочувствие и во время оказывать необходимую помощь в случае рецидива заболевания: обращение в поликлинику, стационар, проведение необходимых обследований, реанимационных мероприятий. Точное восприятие ситуации важно не только для больного, но и для его родственников в целях оказания медицинской помощи.

У конгруэнтной личности снижается риск развития психосоматических заболеваний, невротических и пограничных расстройств.

Многие люди отказываются от общения, «кажущееся нежелание общаться обычно является следствием недостатка самоконтроля и отсутствия самосознания. Человек неспособен выражать свои реальные эмоции и восприятия или из страха, или в силу старых привычек к скрытности, которые трудно преодолеть. Возможны также случаи, когда человек не вполне понимает, о чем его спрашивают» (Колпащикова,2012).

Поэтому в формировании конгруэнтности важно общение, искренность и выражение своих чувств. Важна также конгруэнтость по отношению к самому себе. Конгруэнтность бывает трудно реализовать в повседневном общении с близкими, в профессиональном общении. В современном мире люди многое привыкли скрывать, но формирование конгруэнтности в близких межличностных отношениях и в психотерапии несомненно приводит к внутренней свободе, а значит позволяет ощущать комфорт и успешность в отношениях.

«Конгруэнтность» - слово, которое мы знаем из школьной программы по геометрии. Геометрические фигуры (или тела) конгруэнтны, если одна из них может быть переведена в другую с помощью движения - сдвига, вращения или зеркального отображения. Но, закончив школу, мы узнаем, что этот термин может иметь и другие значения, в том числе и в сфере человеческих отношений. Попробуем в них разобраться.

Латинское слово congruō означает «я совпадаю, я соглашаюсь». И в естественных науках, как и в точных, конгруэнтность означает эквивалентность предметов друг другу. Но перейдя в гуманитарные науки буквальное «совпадение» начинает приобретать новое, метафорическое значение. Так появилось психологическое определение конгруэнтности.

Эту закономерность сформулировал еще Ларошфуко: «Стоит дураку нас похвалить, как он уже не кажется так глуп».

Его история началась в 1955 году, когда была опубликована «Теория конгруэнтности» американских психологов Осгуда и Танненбаума. Основной ее тезис заключался в том, что для того, чтобы побороть когнитивный диссонанс (конфликт идей и представлений в сознании индивида), человек одновременно изменяет свое отношение к двум противоречивым источникам информации.

Например, у вас есть приятель N, к которому вы прекрасно относитесь и считаете его умным и хорошим человеком. И тут он хвалит какое-то явление, которое вам совершенно не нравится - например, новый законопроект. Это создает противоречие: вы привыкли позитивно оценивать суждения N, но его позиция перестала совпадать с вашей. Чтобы восстановить гармонию, можно решить, что а) N дурак и вы в нем разочаровались б) N умный, а вашу позицию надо пересмотреть в) N в чем-то ошибается, но и ваша позиция не так уж правильна. Последний вариант - лучший способ гармонично восстановить баланс оценок, который авторы теории и назвали конгруэнтностью.

Этот пример работает и в обратную сторону - допустим, вам неприятен какой-то человек и вдруг случайно обнаруживается, что он сходит с ума по вашему любимому художнику или высоко оценивает ваши достижения. И вроде он уже не так неприятен, не правда ли? Эту закономерность сформулировал еще в XVII веке писатель Франсуа де Ларошфуко: «Стоит дураку нас похвалить, как он уже не кажется так глуп».

Другой американский психолог Карл Роджерс разработал теорию личности, в которой понятие конгруэнтности имеет совсем иной смысл, чем в социальной психологии. Для него «конгруэнтность»- «термин, который мы используем для обозначения точного соответствия нашего опыта (переживания) и его осознания».

И снова приведем пример. Представим себе, что вы выясняете отношения с близким человеком и чувствуете явное раздражение и гнев, который вы неспособны скрыть. Но поскольку стать субъективным и «потерять лицо», поддаваясь эмоциям, означает проявить слабость, вы не хотите признавать свою злость и продолжаете верить в то, что всего лишь логично отстаиваете свою точку зрения. В такой момент вы неконгруэнтны - вы потеряли соответствие переживания, его осознания и выражения.

Занятно, что из психологии конгруэнтность перекочевала в НЛП, а оттуда - в теории пикаперов. Разработчики планов покорения женщин уверены, что конгруэнтность - необходимое качество для уверенного в себе альфа-самца.

Или, допустим, вы мечтали получить на день рождения самокат, а друзья неожиданно вручают вам набор для покера. Вы не хотите расстраивать друзей и, кисло улыбаясь, благодарите за замечательный подарок. В данном случае вы понимаете, что чувствуете, но не можете это выразить - неконгруэнтность налицо.

И тут возникает серьезное противоречие между этикой и психологией. Роджерс считал, что конгруэнтность - залог внутренней гармонии личности: человек ничего в себе не подавляет, ни в чем себя не обманывает, а значит, становится самим собой и лучше понимает свои желания. С другой стороны, если мы начнем выражать все, что думаем и ощущаем, мы доставим много дискомфорта окружающим и наверняка нарушим ряд светских условностей. И точку баланса тут каждый выбирает сам.

Занятно, что из психологии конгруэнтность перекочевала в НЛП, а оттуда - в теории пикаперов. Разработчики планов покорения женщин уверены, что конгруэнтность - необходимое качество для уверенного в себе альфа-самца. Но, в отличие от теории Роджерса просто быть собой тут все-таки недостаточно для счастья.

« Если вы слабак, и неинтересная серая мышь, то вы можете быть суперконгруэнтным, демонстрируя кто вы есть, но вы не будете клевым» - говорится в одном из пикаперских руководств. - Если вы клевый, но не конгруэнтный - значит вы слишком стараетесь (пытаетесь быть тем, кем в действительности вы не являетесь). Снова мимо. Для того, что бы вас считали привлекательным, вы должны обладать обеими характеристиками». Надо отдать должное автору - определенная логика в этом есть.

Как говорить

Неправильно: «Почему ты на меня кричишь? Что за неконгруэнтная реакция?». Правильно: «неадекватная»

Правильно: «Тебе надо стремиться к конгруэнтности и признавать свои настоящие чувства»

Правильно: «Эти два силуэта конгруэнтны - один является зеркальным отражением другого»