Что значит разум преобладает над чувствами. Направление «Война и мир

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

2017. Тематическое направление "Разуми

чувство". 11 класс

Тематическое направление «Разум и чувство»

Структура сочинения- рассуждения

1. Вступление.Определение и формулирование основной проблемы, которая будет

доказываться в главной части сочинения. Проще всего тему сочинения сформулировать в

виде вопроса. Например, тему «Темное царство» в драме А.Н. Островского «Гроза» мы

можем переформулировать так: «Каким представлено «темное царство» в драме А.Н.

Островского «Гроза»?» Проводим «расшифровку» темы по ключевым словам. Каждому

ключевому слову даём определение. После того как понятия определены, мы

формулируем свой тезис (главную мысль), который и будем аргументировать в основной

части сочинения.

2. Основная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство

главной мысли сочинения с учетом проблемы, поставленной во вступлении.

доказательств), аргументы(доказательства), примеры (с использованием литературного

материала), промежуточные выводы. Вы должны доказывать свой тезис, привлекая для

аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы

(лучше взять два), избирая свой путь использования литературного материала. Вы можете

показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового

анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры) до комплексного анализа

произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной

темы. В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во

вступлении.

3. Заключение. Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения;

перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным

во вступлении. Задача - подвести итоги рассуждений. Вы должны обобщить ваши выводы,

используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной

темы: если в ней были слова «проблема», «образ» т.д., повторите их в заключительных

выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют

друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.

Обратите внимание

Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его материалом, который

только упомянут, но не проанализирован.

Сочинение будет неполным, если подобрать мало материала.

Произведение, которое вы используете как аргумент, пересказывать не нужно.

Необходимо написать собственные размышления и рассуждения по поводу того,

как данная проблема раскрывается в указанном вами произведении.

Если выпускник не отвечает на вопрос темы, это значит, что он не понимает, о чем

его спрашивают. В таком случае сочинение заслуживает неудовлетворительной

оценки («незачёт»).

Алгоритм работы над сочинением

Выбор и обдумывание темы сочинения.

Выявление ключевых слов темысочинения.

Осмысление терминов и понятий в формулировке темы.

Определение главной мысли сочинения (мой тезис).

Подбор литературного материала.

Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного

наполнения, составление плана.

Написание текста сочинения на черновике.

Редактирование, переписывание сочинения на бланк.

Работа с орфографическим словарём.

Аргументы к сочинению

1.Не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (факты,

взятые из литературных (художественных, публицистических, научных)

источников;

2.факты из биографий писателей, учёных, художников, исторических и

общественных деятелей;

3.общеизвестные исторические факты;

4.результаты сопоставления фактов, логические умозаключения.

«Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших

составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и

поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в

сложном противоборстве, составляющемвнутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои

литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением

чувства и подсказкой разума».

Возможные формулировки тем сочинений

Почему всегда сложно сделать выбор между сердцем и разумом?

Как проявляются разум и чувства в экстремальных ситуациях?

Когда «ум с сердцем не в ладу»? (Грибоедов А.С. «Горе от ума»)

Можно ли достичь некого равновесия (гармонии) между разумом и чувством?

Определение понятий

Из толкового словаря

«Разум –

1. способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы

развития мира,общества и сознательно находить целесообразные способы их

преобразования.

2. Сознание чего- н., взгляды, как результат определенного миропонимания».

«Чувства –

1.способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что- н.

зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.

2. Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеет своими

душевными и умственными способностями.

3.Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его

душевной жизни».

Слова- синонимы

Разум: ум, рассудок, интеллект, мыслительные способности, здравый смысл.

Чувства: ощущение, впечатление, душевный порыв, страсть, переживание, влечение,

увлечение.

Произведения

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (Татьяна –ее муж - Онегин)

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Пугачев- Гринев)

Л.Н.Толстой «После бала» (Иван Васильевич)

А.Н. Островский «Бесприданница» (Лариса)

И.С.Тургенев «Отцы и дети» (Одинцова)

А.Н. Островский «Гроза» (Катерина)

Л.Н. Толстой «Война и мир» (князь Андрей, Элен Курагина)

Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

А.И. Куприн «Олеся» (Иван Тимофеевич)

Л.Н. Толстой «Война и мир» (Наташа Ростова)

Е. Замятин «Мы» (жители Единого государства)

И.А. Бунин «Легкое дыхание» (Ольга Мещерская)

А.И. Куприн «Олеся» (Олеся)

М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (Маргарита)

М. Митчелл «Унесенные ветром» (Скарлетт)

Универсальные тезисы

Ребята, напоминаю, что приведённые ниже цитаты вы можете использовать как

эпиграфы к сочинению или тезисы к определенной теме.

Фирдоуси,персидский поэт и философ: «Пусть разум твой направляет дела. Он душу

твою не допустит до зла».

У. Шекспир,английский поэт и драматург эпохи Возрождения: «Видеть и чувствовать -

Н. Шамфор,французский писатель: «Наш разум приносит нам подчас не меньше горя,

чем наши страсти».

Г. Флобер, французский писатель: «Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах

мы не вольны».

Л. Фейербах, немецкий философ: «Каковы отличительные признаки истинно

человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой

мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли -

энергия характера, сила чувства - любовь».

А.С. Пушкин, русский поэт и писатель: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».

Н.В. Гоголь,русский писатель: «Разум есть, несомненно, высшая способность, но она

приобретается не иначе, как победой над страстями».

В.Г. Белинский,русский литературный критик 19 века: «Разум и чувство - двесилы,

равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой».

Л.Н. Толстой,русский писатель: «Каждое существо имеет органы, указывающие ему

место в мире. Для человека этот орган есть разум».

М.М. Пришвин,русский писатель: «Нравственность есть отношение силы разума к силе

чувства».

М.М. Пришвин,русский писатель: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум,

и есть разум, охлаждающий движение чувств».

Э.М. Ремарк,немецкий писатель: «Разум данчеловеку, чтобы онпонял: жить одним

разумом нельзя. Люди живут чувствами, адля чувств безразлично, ктоправ».

Ключевые слова по теме:«внутренний мир человека», «гармония разума и чувства»,

«внутренний конфликт», «нравственный выбор».

Универсальное вступление

Жизнь часто ставит человека перед выбором. Свое решение мы должны принять

развития мира, постигая смысл и связь явлений. Поэтому разум как рациональная

составляющая человеческого сознания дает нам возможность думать и действовать,

опираясь на логику и факты. Чувства иррациональны по своей сути, так как в их основе

лежат эмоции. Известный психолог Н.И. Козлов сравнивал разум с кучером, который

видит, куда нужно ехать повозке, запряженной лошадьми- желаниями. Если лошади бегут

по проторенной дороге, то вожжи можно ослабить. А если впереди перекресток, то нужна

крепкая рука кучера. Нужна воля.

Конечно же, это аллегория. Но смысл ее понятен: разум и чувство - важнейшие

составляющие внутреннего мира человека, влияющие на его устремления и поступки. На

мой взгляд,человек всегда должен стремиться к гармонии между разумом и

чувствами. Это и есть секрет настоящего счастья.Чтобы доказать свою точку зрения,

обращусь к произведениям русской литературы…

Основная часть. Аргумент из литературы. Л.Н. Толстой. «Война и мир»

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого часто ставит своих героев перед выбором «между

велением чувства и подсказкой разума».

По мнению знатного вельможи екатерининского времени, князя Николая Андреевича

Болконского, «… есть толькодве добродетели: деятельность и ум». В семье Болконских

царит разум, а не чувства. Отправляя своего сына в действующуюармию, старый князь

даёт ему напутствие: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно

будет... А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет...

стыдно». Безусловно, Н.А. Болконский воспитывает своего сына в лучших традициях

русского дворянства: человек должен обладать чувством собственного достоинства,

беречь честь офицера, быть настоящим гражданином. Это всё верно. Но какой же путь

прошел Андрей Болконский? Был ли он счастлив? Давайте вспомним ключевые эпизоды

из жизни толстовского героя.

Наполеона, начало его карьеры. И князь Андрей мечтает о своем Тулоне: «Я хочу славы,

хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, я не виноват, что хочу этого, что

для одного этого я живу». К счастью, герой вскоре поймет ложность своей цели.

Автор: учитель русского языка и
литературы МОУ «СОШ №5
х.Восточный» Ж.А.Базыльская

Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года

…открытые тематические направления для
итогового сочинения 2016/17 учебного года:
«Разум и чувство»
«Честь и бесчестие»
«Победа и поражение»
«Опыт и ошибки»
«Дружба и вражда»

Александр Евгеньевич Гаврюшкин «Чувства и разум»

Нет чувств без разума, и разума без
чувств.
Как много здесь цветов, тонов, оттенков.
«Я Вас люблю» - срывается из уст,
А разум с чувствами идут стена на
стенку.
Они враги, друзья, антитела?
Что их роднит, и что их различает?
Для разума важней всего дела,
А чувства о любви лишь помышляют…
Когда они едины – это взрыв.
Взрыв счастья, что вокруг всё освещает,
А, если врозь - болезненный нарыв,
Который, воспаляясь, жить мешает.
Все знания без чувств, увы, мертвы.
На знаниях нам счастье не построить.
.
Что толку в том, что так разумны мы?
Наш разум без любви, так мало стоит!
Нам чувства шепчут: «Всё отдай
любви…»,
А разум говорит: «На самом деле
Ошибку совершаешь, не спеши!
Немного подожди, хотя б неделю…»
Так что главней? Всевышний, подскажи…
Возможно разум, чудеса творящий,
Иль наши чувства, ведь без них, увы,
Любви мы не познаем настоящей?
Нет чувств без разума и разума без чувств.
Цвет белый помогает видеть чёрный.
Мир без любви, так неуютно пуст,
В нём одинок наш разум непокорный

Краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических изме

Краткий комментарий к открытым тематическим
направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ
«Федеральный институт педагогических измерений»
«Разум и чувство».
Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве
как двух важнейших составляющих внутреннего мира
человека, которые влияют на его устремления и поступки.
Разум и чувство могут быть рассмотрены как в
гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве,
составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума
и чувства интересна для писателей разных культур и эпох:
герои литературных произведений нередко оказываются
перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Толкование понятий по словарю Ожегова

Разум
Высшая ступень познавательной деятельности человека,
способность логически и творчески мыслить, обобщать
результаты познания.
Чувство
1.Состояние, в котором человек способен сознавать,
воспринимать окружающее.
2.Эмоция, переживание.

Словарь Ушакова

Разум
- способность
логически мыслить, постигая
смысл (значения для себя,
кого-то или чего-то) и связь
явлений,
уяснять
законы
развития мира, общества и
сознательно
находить
целесообразные способы их
преобразования. || Сознание
чего-н., взгляды, как результат
определенного
миропонимания."
"Чувства
- способность
воспринимать
внешние
впечатления, ощущать, испытывать
что-н. зрения, слуха, обоняния,
осязания, вкуса. || Состояние, в кром человек способен сознавать
окружающее,
владеет
своими
душевными
и
умственными
способностями. || Внутреннее,
психическое состояние человека,
то, что входит в содержание его
душевной
жизни"
Можно
попроще:
"Чувства
это то
переживаемые в различной форме
отношения человека к предметам и
явлениям действительности.

Крылатые фразы о разуме

Разум всегда является жертвой обмана сердца. (Ф. Ларошфуко)
Разум – это всадник, которого легко высадить из седла. (Дж. Свифт)
Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно. (Г.
Гегель)
Никогда не действовать в пылу страсти – все сделаешь не так. Кто
не в себе, тот и не отвечает за себя, страсть изгоняет разум.
Ищи любви, идущей не столько от сердца, сколько от
разума, – она‑то достойна личности. (Бальтасар Грасиан-иМоралес).
Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова
должна воспитывать сердце. (И.Ф.Шиллер)
Человек не только может, но и должен связать удовольствие с
долгом: он должен радостно повиноваться своему разуму.
Цель мира в том, чтобы царствовал разум. (И.Ф.Шиллер)
Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум,
охлаждающий движение чувств." М. Пришвин

Крылатые выражения о чувстве

Иногда то, что мы знаем, бессильно перед тем, что мы чувствуем. (Стивен Кинг)
Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны. (Гюстав
Флобер)
Великие мысли происходят от великого чувства. (Ф. де Ларошфуко)
Можно закрыть глаза на то, что видишь. Но нельзя закрыть сердце на то, что ты
чувствуешь. (Ф. Ницше)
Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя. Люди живут
чувствами, а для чувств безразлично, кто прав. (Ремарк)
Вселенная обретает смысл лишь в том случае, если нам есть с кем поделиться
нашими чувствами. (П. Коэльо)
Думай головой, живи сердцем. (Неизвестный автор)
Страсти пагубны, потому что они ослепляют человека. (Эзоп)
Владей своими страстями - или они овладеют тобою. (Эпиктет)
Чувства людей гораздо интереснее их мыслей. (Оскар Уайльд)
Мысль обычно - судья, а чувство - обвиняемый. (Неизв. автор)
Человеку необходимо изведать сильные чувства, чтобы в нем развились благородные
свойства, которые расширили бы круг его жизни. (О. де Бальзак)

Примерные темы сочинения

"Человек, как парусник, летящий по велению ветра»
Только существо, обладающее разумом, может быть
неразумным. (Ойзерман)
Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного
чувства родины.(И.П.Павлов)
Разум представляет собой сумму лучших наших чувств. (П.Шелли)
Чувство - огонь, мысль - масло.(Белинский В. Г.)
"Борьба чувства и долга в литературном произведении"
Разум и чувство - две важнейшие категории, определяющие

Прекрасен человек, живущий чувством, потому что разум лишь
мешает ощутить мировую гармонию. (Л.Н.Толстой)
Человеческая жизнь невыносима и скучна без переживаний.

10. Размышление по противоборствующим понятиям «разум и чувства»

С давних времен в человеке разум и чувства играют
совсем разные роли. Хотя они идут рука об руку, но разум
предупреждает человека, в отличие от чувства. Чувства ведут
человека несмотря ни на что, не важно, что за этой стеной...
А разум взвешивает все за и против. Но это не значит, что
чувства нас всегда обманывают, далеко не так. Так же, как
без разума, так и без чувств, человек просто превратился бы
в животное.
Противоречия между разумом и чувством как были так и
будут. Почему? Объясняется очень просто. Человеку, как бы
он ни хотел, не удастся управлять своими чувствами, если
они искренни. А разум, как обычно, если его не затмят
чувства, будет противоречить чувствам.

11. Примерное начало сочинения

С давних времен в человеке разум и чувства
играют совсем разные роли. Хотя они идут рука об
руку, но разум предупреждает человека, в отличие от
чувства. Чувства ведут человека несмотря ни на что, не
важно, что за этой стеной... А разум взвешивает все за
и против. Но это не значит, что чувства нас всегда
обманывают, далеко не так. Так же, как без разума, так
и без чувств, человек просто превратился бы в
животное. Чтобы разобраться в этом, обратимся к
литературным произведениям.

12. Примерное начало сочинения

Противоречия между разумом и чувством как
были, так и будут. Почему? Объясняется очень просто.
Человеку, как бы он ни хотел, не удастся управлять
своими чувствами, если они искренни. А разум, как
обычно, если его не затмят чувства, будет
противоречить чувствам. Именно в литературных
произведениях авторы ведут размышление по этому
поводу.
Обратимся к …

13. Примерное начало сочинения

Один неизвестный автор сказал: «Думай головой, живи
сердцем». Эта фраза о двух противоборствующих понятиях:
разуме и чувствах. Разум помогает человеку принять то или
иное решение. Чувства же ведут человека несмотря ни на
что, не важно, что за этой стеной... Как всё-таки правильнее
жить человеку? Что важнее: разум или чувства? Лично мне
помогает разобраться в этом книга.
Обратимся к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

14. Литературные произведения

1. Л.Н.Толстой «Война и мир»
Сравнить разумную Соню и живущую чувствами Наташу.
Первая из них не сделала в жизни ни одной роковой ошибки,
но и не смогла удержать свое счастье. Наташа ошибалась, но
ее сердце всегда подсказ ывало ей дорогу.
2. Л.Н.Толстой «Война и мир»
Народ и его чувства, бесчувственные герои (Анатоль, Элен,
Наполеон)

15. Литературные произведения

1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
«Резкий, охлажденный ум» и неспособность к
сильным чувствам Онегина. Онегин - холодный,
рассудочный человек. Татьяна Ларина с тонкой
чувствительной душой. Эта душевная дисгармония
и стала причиной драмы несостоявшейся любви.
2. М.Ю. Лермонтов «Мцыри» (Разум и чувство любви
к Родине бедного Мцыри)

16. Литературные произведения

1. И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Разум и чувства Евгения Базарова.
2. А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" (всё в Принце - и
разум, и чувства);
3. Ф. Искандер «Сон о боге и дьяволе»
"Я хотел понять, - вздохнул Бог, - не может ли разум
сам выработать совесть. Я вложил в тебя только искру разума.
Но она не выработала совести. Оказывается, сам ум,
не омытый совестью, становится злокачественным.
Так появился ты. Ты неудачный проект человека." (Фазиль
Искандер "Сон о боге и дьяволе")
4. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
(бесчувственный Григорий Печорин и человеколюбивый
Максим Максимыч)

17. Вывод

В заключение хочу добавить: тема разума и чувства
интересна для писателей разных культур и эпох: герои
литературных произведений нередко оказываются перед
выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Впрочем, так происходит и в жизни.
Таким образом, мировая литература дает богатейший
материал для рассуждения на тему чувств и разума. Можно
бесконечно говорить об этом. Хочу добавить: в человеке
должны быть и разум, и чувства. Ведь жизнь людей скучна
без переживаний.

18. Домашнее задание

1. Чувство - огонь, мысль - масло.(В.Г.Белинский)
2. Прекрасен человек, живущий чувством, потому что разум
лишь мешает ощутить мировую гармонию. (Л.Н.Толстой)
3. Человеческая жизнь невыносима и скучна без
переживаний.
4. Только пустые люди не испытывают прекрасного и
возвышенного чувства родины.(И.П.Павлов)
5. Разум и чувство - две важнейшие категории, определяющие
сущность человека.(Л.Н.Толстой)
6. Думай головой, живи сердцем.

Люди руководствуются различными порывами. Иногда ими управляет симпатия, теплое отношение, и они забывают о голосе разума. Можно разделить человечество на две половинки. Одни постоянно анализируют свое поведение, они привыкли продумывать каждый шаг. Такие личности практически не поддаются обману. Однако им крайне сложно устроить свою личную жизнь. Потому что с момента знакомства с потенциальной второй половинкой они начинают искать выгоды и пытаться вывести формулу идеальной совместимости. Поэтому, заметив такой склад ума, окружающие отдаляются от них.

Другие полностью подвержены зову чувств. Во время влюбленности сложно заметить даже самые очевидные реалии. Поэтому они часто подвергаются обманам и сильно от этого страдают.

Сложность отношений между представителей разного пола в том, что на разных этапах отношений мужчины и женщины слишком сильно пользуются разумным подходом или наоборот, доверяют выбор линии поведения сердцу.

Наличие пламенных чувств, безусловно, отличает человечество от животного мира, однако без железной логики и некоторого расчета нельзя построить безоблачное будущее.

Существует масса примеров, когда люди страдали из-за своих чувств. Они ярко описаны в русской и мировой литературе. В качестве примера можно избрать произведение Льва Толстого «Анна Каренина». Если бы главная героиня не влюбилась безоглядно, а доверилась бы голосу разума, она бы осталась жива, а детям не пришлось бы переживать смерть матери.

И разум, и чувства должны присутствовать в сознании в приблизительно равной пропорции, тогда есть шанс на абсолютное счастье. Поэтому не следует отказываться в некоторых ситуациях от мудрых советов старших и более умных наставников и родственников. Существует народная мудрость: «Умный учится на чужих ошибках, а дурак - на своих». Если извлечь правильный вывод из этого выражения, можно смирить порывы своих чувств в некоторых случаях, которые могут пагубно отразиться на судьбе.

Хотя иногда сделать усилие над собой очень сложно. Особенно, если симпатия к человеку переполняет. Некоторые подвиги и самопожертвования совершены от большой любви к вере, стране, собственному долгу. Если бы армии пользовались только холодным расчетом, они вряд ли бы поднимали свои знамена над покоренными высотами. Неизвестно, как бы закончилась Великая Отечественная война, если бы не любовь русского народа к своей земле, родным и близким.

Сочинение 2 вариант

Разум или чувства? А может и то другое? Может ли разум сочетаться с чувствами? Такой вопрос задает себе каждый человек. Когда ты сталкиваешься с двумя противоположностями, одна сторона кричит, выбирай разум, другая кричит, что без чувств никуда. И ты не знаешь куда тебе идти и что выбрать.

Разум нужная вещь в жизни, благодаря ему мы можем размышлять о будущем, строить свои планы и добиваться поставленных целей. Благодаря нашему разуму мы становимся успешнее, но именно чувства делают из нас людей. Чувства присуще не каждому и они бывают разными, как положительными, так и отрицательными, но именно они заставляют нас совершать невообразимые поступки.

Порой благодаря чувствам люди совершают такие нереальные действия, что с помощью разума пришлось добиваться этого годами. Так что же выбрать? Каждый выбирает сам, выбрав разум человек, пойдет по одной тропинке и, возможно, будет счастлив, выбрав чувства, человеку сулит уже совершенно другая дорога. Никто не может предсказать заранее хорошо ли ему будет от выбранного пути или нет, мы можем делать выводы только в конце. Что касается вопроса, могут ли разум и чувства сотрудничать друг с другом, то думаю, что могут. Люди могут любить друг друга, но понимать, чтобы создать семью, им нужны деньги, а для этого необходимо работать или учиться. Вот в данном случае разум и чувства действуют сообща.

Мне кажется, эти два понятия начинают работать вместе только тогда, когда ты вырастешь. Пока человек мал, ему приходится выбирать между двумя дорогами, маленькому человеку очень сложно найти точки соприкосновения разума и чувства. Таким образом, человек всегда стоит перед выбором, каждый день ему приходится бороться с ним, ведь порой разум способен помочь в сложной ситуации, а порой и чувства вытаскивают из такого положения, где разум был бы бессилен.

Краткое сочинение

Многие считают, что разум и чувства две вещи совсем не совместимые друг с другом. Но как по мне это две части одного целого. Не бывает чувств без разума и наоборот. Все что чувствуем, мы обдумываем, и порой когда мы размышляем, появляются чувства. Это две части создающие идиллию. Если хотя бы один из составляющих отсутствует, то все действия будут тщетны.

Например, когда люди влюбляются, они обязательно должны включать свой разум, так как именно он может оценить всю ситуации и подсказать человеку правильный ли он сделал выбор.

Разум помогает не ошибиться в серьезных ситуациях, а чувства порой способны интуитивно подсказать нужную дорогу, даже если она кажется нереальной. Овладеть двумя составляющими одного целого не так то и просто как звучит. На жизненном пути придется столкнуться с немалыми трудностями, пока сам научишься контролировать и находить нужную грань этих составляющих. Конечно же, жизнь не идеально и порой необходимо выключать что – то одно.

Нельзя постоянно держать баланс. Порой необходимо доверится своим чувствам и сделать рывок вперед, это будет возможностью почувствовать жизнь во всех ее красках, несмотря на то, верный ли будет выбор или нет.

Сочинение на тему Разум и чувства с аргументами.

Итоговое сочинение по литературе 11 класс.

Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.


Философские проблемы в романе Толстого "Война и мир".

"Война и мир" была написана в 60-е года прошлого века. Правительство Александра отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, они бунтовали. Россия и Запад, исторические судьбы России и ее народа - это были самые злободневные вопросы времени. Они постоянно волновали Толстого. Толстой всегда был против революции, но надеялся путем просвещения, реформ, конституций, то есть утопическим путем воздвигнуть идеальный социальный строй. "Война и мир" - одно из самых замечательных произведений литературы. Годы работы над романом - это время напряженнейшего труда писателя.

Творческие искания Толстого всегда были связаны с жизнью. Роман задумывался как грандиозное исследование полувековой истории России в ее острых столкновениях и сопоставлениях с Европой, как постижение национального характера русского народа и всего строя его жизни. В романе поставлены психологические, социальные, исторические, нравственные проблемы, говорится об истинном и ложном патриотизме, о роли личности в истории, о национальном достоинстве русского народа, о дворянстве, в романе действуют свыше двухсот исторических лиц.

Представляя события с человеческой, нравственной стороны, писатель нередко проникал и в их подлинную историческую сущность. Наполеон претендовал на великую роль в истории, рассчитывал творить историю, подчиняя ее собственной воле. Толстой говорит, что он деспот не только по положению но и по убеждению. Он развенчивает его величие. "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды", - писал Толстой. В "Войне и мире", этом романе-исследовании, огромная роль отводилась картине характеров и нравов. Он воссоздает душевные переживания разных людей этого времени, их духовные устремления. Лучшими представителями дворянства являются Пьер Безухов и Андрей Волконский. Они оба стремятся к разумному устройству общества, оба неустанно стремятся дойти до правды. В конечном итоге они доходят до обращения к народу, к сознанию необходимости служить ему, слиться с ним, отрицают все формы либерализма. Характерно, что вообще дворянская культура того времени представлена в романе преимущественно этими умственными и нравственными исканиями "образованного меньшинства". Внутренний мир человека, исследование души - вот одна из философских проблем, волнующих Толстого. У Толстого свой собственный взгляд на историю. Философские рассуждения в его романе - это его мысли, его думы, его мировоззрение, его понятие жизни. Одна из важных проблем "Войны и мира" - это соотношение личности и общества, руководителя и массы, жизни частной и жизни исторической. Толстой отрицал роль личности в истории.

Он отказывался признать силой, руководящей историческим развитием человечества, какую бы то ни было "идею", а также желания или власть отдельных, пусть даже и "великих" исторических деятелей. Он говорил, что все решает "дух войска", утверждал, что существуют законы, управляющие событиями. Эти законы неизвестны людям. Одна из философских проблем романа - это вопрос о свободе и необходимости. По-своему и оригинально решает Толстой этот вопрос. Он говорит, что свобода человека, исторического деятеля - кажущаяся, человек свободен лишь в том, чтобы не идти наперекор событиям, не навязывать им свою волю, а просто соответствовать истории, меняться, расти и таким путем влиять на ее ход. Глубока мысль Толстого в том, что человек тем менее свободен, чем ближе он поставлен к власти. В своих философско-исторических взглядах Толстой был близок Герцену. Роман назван "Война и мир".

Смысл названия: мир отрицает войну. Мир - это труд и счастье, война - это разобщение людей, разрушение, смерть и горе. Тема сочинения очень трудная, скорее она годится для выпускников института филологического факультета или аспирантов, которые занимаются исследованиями в-творчестве Толстого. Я недостаточно полно отразила в своем сочинении все философские проблемы 4-х томного романа "Война и мир", да это и понятно: нельзя на двух листах уместить все мысли Толстого, он же гений, но главные я все же отразила. Можно было бы еще добавить о том, как решает Толстой вопрос о роли женщины в обществе. Он отрицательно относился к эмансипации женщины, если Тургенев, Чернышевский женщину рассматривали в другом аспекте, то Толстой считает, что для женщины место - домашний очаг. Поэтому Наташа Ростова просто мать и жена в конце романа. А жаль! Она.ведь была не просто девушкой, а одаренным человеком, излучающим тепло и свет, хорошо пела. В этой позиции я с Толстым не могу согласиться, потому что умной женщине мало быть просто домашней "гусыней", ей все равно хочется большего. И если у Наташи был богатый духовный мир, то куда же он делся, ушел в домашний быт? В этом Толстой-консерватор. Мало он написал и о тяжелом положении крепостного крестьянства, всего несколько страниц на всю громадную эпопею. Сцена богучаровского бунта - единственно яркий эпизод этого плана. Я думаю, это отразилось бы в его другом романе "Декабристы".


Оправдана ли жестокость военным временем?

Пролистывая историческую литературу, можно заметить события, которые происходили и происходят, чуть ли не постоянно, и отзываются в сердцах миллионов людей страхом и грустью. Эти события мы привыкли называть войнами. Страшно даже представить, сколько людей страдало, и сколько погибло вследствие защиты чужих и личных интересов. Так оправдана ли жестокость военным временем? Трудно дать однозначный ответ. Я считаю, что никакие цели и идеалы не стоят смертоубийства и кровопролития, какими бы благими они небыли. Для доказательства обратимся к примерам из классической литературы.

О том, какой бывает жестокость в военное время можно узнать из произведения А. Закруткина «Матерь человеческая». Наступила Великая Отечественная Война. Мария, как и все соседи, и не думала, что «черная полоса» невзгод дотянется и до их маленького, состоящего из, немногим более, тридцати домов, хутора.

Однако бедствие настигло и их. Фашисты разгромили хутор, использовали хуторян в качестве рабов, даже мужа и маленького сына Марии повесели на яблочном дереве. И вот героиня, сбежавшая из родного дома, охваченного огнем, видит, как немцы уводят родных ей хуторян, среди, которых была бывшая семиклассница Санечка. Переполненная ненавистью девочка, выкрикивает оскорбления на фашистов за, что платит смертельным ранением, которое не смогла залечить, приложившая все усилия для этого, Мария. Автор показывает нам ужасающий пример неоправданной жестокости, который является лишь малой каплей в океане бесчеловечности Великой Отечественной Войны.

К чему приводит жестокость в военное время рассказывает М. Шолохов в своем произведении «Судьба человека». Жизнь Андрея Соколова была действительно труда. Его семья померла с голоду, сам он ушел на фронт, когда в семье его было трое детей, побывал в плену, оказался на волосок от смерти. Однако самое страшное его ждало потом. Будучи шофером-рабом немецкого майора, он предпринял попытку бегства и пересек «ничейное» поле. На радостях, он отравляет письмо домой к жене и детям, рассказывая, как соскучился по ним. Казалось бы, что может ещё случиться плохого, после всего им пережитого? Оказывается может, спустя две недели приходит ответная телеграмма от его соседа, в которой говорится, что в дом Соколовых попала бомба, и жена с двумя дочерьми погибли. Более того, через некоторое время убивают и сына Андрея, который отыскался не так давно. Чем заслужил Соколов такое горе? Автор дает ответ – ничем. Война не имеет сострадания и ей неведома человечность. Поэтому и судьба Андрея для неё - ничто.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что война – это ужасающее и хладнокровное событие. Для неё жестокость стоит в порядке вещей, так же, как для нас иметь способность ходить. Но разве можно оправдать множественные человеческие жертвы, муки, страдания, потери, какими то благими намереньями, будто достигнув их человек сможет восполнить утрату того, что ему было дорого? Мой ответ - нет.


История создания романа "Война и мир".

К "Войне и миру" Толстой шел трудно - впрочем, легких путей в его жизни не было.

Толстой блистательно вступил в литературу с первой же своей вещью - начальной частью автобиографической трилогии "Детство" (1852). "Севастопольские рассказы" (1855) упрочили успех. Молодого писателя, вчерашнего армейского офицера, радостно приветствовали петербургские литераторы - особенно из числа авторов и сотрудников "Современника" (Некрасов первый прочел рукопись "Детство", высоко оценил ее и напечатал в журнале). Однако общность взглядов и интересов Толстого и столичных писателей нельзя переоценить. Толстой очень скоро стал отдаляться от собратьев по перу, более того - всячески подчеркивал, что ему чужд самый дух литературных салонов.

В Петербург, где ему раскрывала объятия "передовая писательская общественность", Толстой прибыл из Севастополя. На войне, среди крови, страха и боли, было не до развлечений, как и не до интеллектуальных бесед. В столице он спешит наверстать упущенное - делит время между кутежами с цыганами и беседами с Тургеневым, Дружининым, Боткиным, Аксаковыми. Однако если цыгане не обманули ожиданий, то "беседы с умными людьми" уже через две недели перестали занимать Толстого. В письмах к сестре и брату он зло острил, что "умная беседа" с писателями ему нравится, но он "слишком уж отстал от них", в их обществе "хочется развалиться, снять штаны и сморкаться в руку, а в умной беседе хочется соврать глупость". И дело не в том, что кто-то из петербургских литераторов был лично неприятен Толстому. Он не принимает самой атмосферы литературных кружков и партий, всей этой окололитературной суеты. Писательское ремесло - дело одинокое: один на один с листом бумаги, со своей душой и совестью. Никакие привходящие кружковые интересы не должны влиять на написанное, определять позицию автора. И в мае 1856 года Толстой "бежит" в Ясную Поляну. С этого момента он лишь ненадолго покидал се, никогда не стремясь вернуться в свет. Из Ясной Поляны путь был только один - к еще большей простоте: к аскетизму странника.

Дела литературные сочетаются с простыми и ясными занятиями: устройство дома, хозяйства, крестьянские труды. В этот момент проявляется одна из важнейших черт Толстого: писательство кажется ему неким уходом от настоящего дела, подменой. Оно не дает права со спокойной совестью есть выращенный крестьянами хлеб. Это мучает, угнетает писателя, заставляет его все больше времени проводить вдали от письменного стола. И вот в июле 1857 года он находит занятие, позволяющее постоянно трудиться и видеть реальные плоды этого труда: Толстой открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Не к элементарному ликбезу направлены усилия Толстого-учителя. Он стремится пробудить в ребятах творческие силы, активизировать и развить их духовный и интеллектуальный потенциал.

Работая в школе, Толстой все глубже вживался в крестьянский мир, постигал его законы, психологические и нравственные устои. Этот мир простых и ясных человеческих взаимоотношений он противопоставлял миру дворянскому, миру образованному, цивилизацией уведенному от вековечных устоев. И противопоставление это было не в пользу людей его круга.

Чистота помыслов, свежесть и точность восприятия его босоногих учеников, их способность к усвоению знаний и творчеству заставила Толстого написать резко полемическую статью о природе художественного творчества с шокирующим названием: "Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?"

Вопрос народности литературы всегда был одним из важнейших для Толстого. И обратившись к педагогике, он еще глубже проникал в суть и законы художественного творчества, искал и обретал прочные "точки опоры" своего писательского "самостоянья".

Расставание с Петербургом и обществом столичных литераторов, поиски своего направления в творчестве и резкий отказ от участия в общественной жизни, как се понимали революционные демократы, занятия педагогикой - все это черты первого кризиса в творческой биографии Толстого. Блистательное начало осталось в прошлом: все, написанное Толстым во второй половине 50-х годов ("Люцерн", "Альберт"), успеха не имеет; в романе "Семейное счастье" разочаровывается сам автор, он бросает работу неоконченной. Переживая этот кризис, Толстой стремится полностью переосмыслить свое миропонимание, чтобы жить и писать иначе.

Начало нового периода знаменует переработанная и завершенная повесть "Казаки" (1862). И вот в феврале 1863 года Толстой приступает к работе над романом, который впоследствии обретет название "Война и мир".

"Так начиналась книга, на которую будет потрачено семь лет непрестанного и исключительного труда при наилучших условиях жизни." Книга, в которую вместились годы исторических разысканий ("целая библиотека книг") и семейные предания, трагический опыт севастопольских бастионов и мелочи Яснополянского быта, проблемы, затронутые в "Детстве" и "Люцерне", "Севастопольских рассказах" и "Казаках" (Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" в русской критике: Сб. статей. - Л., изд-во Ленингр. ун-та, 1989).

Начатый роман становится сплавом высших достижений раннего толстовского творчества: психологического анализа "Детства", правдоискательства и деромантизации войны "Севастопольских рассказов", философского осмысления мира "Люцерна", народности "Казаков". На этой сложной основе формировался замысел романа нравственно-психологического и историко-философского, романа-эпопеи, в котором автор стремился воссоздать истинную историческую картину трех эпох русской истории и проанализировать их моральные уроки, постичь и провозгласить самые законы истории.

Первые замыслы нового романа возникают у Толстого в конце 50-х годов: роман о декабристе, возвратившемся с семьей из Сибири в 1856 году: тогда главных героев звали Пьер и Наташа Лобазовы. Но этот замысел был оставлен - и вот в 1863 году писатель вернулся к нему. "По мере движения замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, "Три поры", вскоре перестало отвечать содержанию, потому что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна "пора" - 1812 года. Так появилась иная дата, и первые главы романа публиковались в журнале "Русский вестник" под заглавием "1805 год". В 1866 году возникает новый вариант, уже не конкретно-исторический, а философский: "Все хорошо, что хорошо кончается". И, наконец, в 1867 году - еще одно заглавие, где историческое и философское образовали некое равновесие, - "Война и мир".

В чем суть этого последовательно развивавшегося замысла, почему, начав с 1856 года, Толстой пришел к 1805? В чем суть этой временной цепочки: 1856 - 1825 -1812 -1805?

1856 год для 1863, когда начата работа над романом, - современность, начало новой эпохи в истории России. В 1855 году умер Николай I. Его преемник на престоле - Александр II - амнистировал декабристов, позволил им вернуться в центральную Россию. Новый государь готовил реформы, которые должны были коренным образом преобразовать жизнь страны (главная из них - отмена крепостного права). Итак, задумывается роман о современности, о 1856 годе. Но это современность в историческом аспекте, ибо декабризм возвращает нас к 1825 году, к восстанию на Сенатской площади в день принесения присяги Николаю I. Более 30-ти лет прошло с того дня - и вот чаяния декабристов, хотя и частично, но начинают сбываться, дело их, за которое три десятилетия они провели в тюрьмах, "каторжных норах" и на поселениях - живо. Какими глазами увидит обновляющееся Отечество декабрист, на тридцать с лишним лет с ним расставшийся, выведенный из активной общественной жизни, знавший реальную жизнь России николаевской лишь издали? Кем покажутся ему нынешние реформаторы - сыновьями? последователями? чужаками?

Любые исторические произведения - если это не элементарная иллюстрация и не стремление безнаказанно фантазировать на историческом материале - пишутся, для того чтобы глубже понять современность, отыскать и осознать истоки дня сегодняшнего. Именно поэтому Толстой, вдумываясь в суть происходящих на его глазах перемен, в будущее, ищет их истоки, ибо понимает, что воистину эти новые времена начались не вчера, но много раньше.

Итак, от 1856 года к 1825. Но ведь восстание 14 декабря 1825 года тоже не начало: это лишь исход - и трагический исход! - декабризма. Как известно, образование первой организации декабристов, "Союза Спасения", относится к 1816 году. Для того чтобы создать тайное общество, будущим его членам необходимо было выносить и сформулировать общие "протесты и надежды", увидеть цель и осознать, что достичь ее можно, лишь объединившись. Следовательно, и 1816 год - не исток. И тогда все концентрируется на 1812 годе - начале Отечественной войны.

Общепринятая точка зрения на истоки декабризма известна: победив "непобедимого Наполеона", пройдя пол-Европы в освободительном походе, познав военное братство, которое превыше чинов и сословных перегородок, русское общество вернулось к той же лживой, извращенной государственной и социальной системе, что была и до войны. И лучшие, наиболее совестливые, смириться с этим не смогли. Этот взгляд на истоки декабризма поддерживает и известное высказывание одного из декабристов: "Мы были дети двенадцатого года..."

Однако и этот взгляд на восстание декабристов из 1812 года не кажется Толстому исчерпывающим. Слишком элементарна, подозрительно проста для него эта логика: победили Наполеона - осознали свою силу - увидели свободную Европу - вернулись в Россию и ощутили необходимость перемен. Не явной исторической последовательности событий ищет Толстой, а философского осмысления истории, познания ее законов. И тогда начало действия романа переносится в 1805 год - в эпоху "восхождения" Наполеона и проникновения в русские умы "наполеоновской идеи". Это и становится для автора той точкой отсчета, в которой сконцентрированы все противоречия декабристской идеи, на многие десятилетия определившей ход российской истории.

Опираясь на краткий комментарий к первому направлению для итогового сочинения, попыталась подобрать к нему темы-цитаты. Приглашаю коллег к их обсуждению, своим ученикам предлагаю выбрать наиболее близкую душе цитату и попробовать свои силы в изложении мыслей.

"Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума".


Темы, отражающие единство разума и чувств:

1.«Мудрость – это сочетание знания и чувств». Иван Ефремов

2.«Нравственность — это разум сердца». Генрих Гейне

3.«Разум обретает ценность лишь тогда, когда он служит любви».А.де Сент-Экзюпери


4.«Когда от любви поет сердце, разум должен не подпевать, а дирижировать». Вадим Панов

5.«Сердце и разум сильны лишь тогда, когда они заодно». Людмила Татьяничева

6.«Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце».Фридрих Шиллер

7.«Разум и страсть — руль и паруса …плывущей по морю души». Джубран Хамиль (ливанский писатель)

8.«Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой».К.Г. Паустовский

9.«Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств». Франческо Патрици (итальянский и хорватский философ)

Темы, отражающие противоборство разума и чувств, составляющее внутренний конфликт личности:

1.Когда ум с сердцем не в ладу

2.« Коль сердце и разум затеяли спор, не жди для себя добра». Людмила Татьяничева

3.«Основная причина совершаемых человеком ошибок кроется в постоянной борьбе чувств с разумом». Блез Паскаль

Огромен простор для аргументации суждений, выражающих суть каждой темы. Причем в большинстве произведений можно найти как героев, «обладающих разумом сердца», так и тех, чьи «ум с сердцем не в ладу». Порою один и тот же персонаж оказывается то в той, то в другой ситуации.

Назову лишь несколько таких произведений из русской и зарубежной литературы: А.С. Пушкин «Капитанская дочка», И.С. Тургенев «Отцы и дети», Л.Н. Толстой «Война и мир», В.В. Вересаев "Состязание", А. И. Куприн "Гранатовый браслет", И.А. Бунин. Рассказы из цикла "Темные аллеи", А.И. Солженицын «Матренин двор», В.Г. Распутин «Прощание с Матерой», И.Ефремов «Туманность Андромеды», А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» и др.