Где купить музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты Музыкальные инструменты и их


Найти торговую организацию, где можно купить музыкальные инструменты, детские в т.ч. не сложно, зная что именно вам нужно, а также, если вы проживаете в Москве, Санкт-Петербурге или другом крупном городе. Магазинов, в которых они имеются в продаже достаточно много, у большинства из них есть свой сайт. Ознакомившись со списками ассортимента и ценами на сайтах таких музыкальных салонов, а также их территориальным расположением, можно определиться с выбором и позвонить туда с целью уточнить то, что, возможно, осталось не понятным. Это могут быть условия заказа и доставки, наличие нужного инструмента, возможность получить необходимую консультацию. Она вам очень понадобится, если у вас нет достаточного опыта и вы затрудняетесь самостоятельно принять решение о покупке той или иной модели. В магазине можно будет, к примеру, оценить, как звучит гитара или пианино во время прослушивания игры на нём.

В маленьких населённых пунктах выбор поменьше, поэтому, вполне возможно, нужно будет ехать или заказывать то, что вам нужно, по крайней мере, в ближайший районный центр, предварительно выяснив, есть ли в наличии необходимый товар.

Виды музыкальных инструментов и самые известные их представители

Как правило список видов музыкальных инструментов представленных в магазинах специализирующихся в продаже этих замечательных предметов позволяющих одарённым людям проявлять свои таланты, творить и реализовывать самые разные творческие задумки, вещей, которые однозначно ассоциируются у нас с чем-то волшебным и прекрасным составляют следующие категории: гитары, народные, смычковые, клавишные и духовые инструменты, ударные и перкуссия, а также гармоники.

Перечислим музыкальные инструменты относящиеся к каждой из вышеупомянутых категорий.

Какие бывают гитары?

К основным типам гитар относят следующие их разновидности:

  • Акустические гитары и такие их подвиды, как классические, испанские, гавайские, с металлическими и нейлоновыми струнами.
  • Электроакустические гитары с различными звукоснимателями и пьезодатчиками позволяющими снимать звук в том числе и с инструментов снабженных нейлоновыми струнами.
  • Электрогитары без полой деки, для получения звука которых требуется усилитель и акустический кабинет и их полуакустические подвиды с меньшей по объёму нежели у акустических, но всё же присутствующей декой.
  • Обычные бас-гитары с разным количеством струн и устройством грифа, а также их электроакустические варианты.
Фото этих популярных музыкальных инструментов разных видов.

Категории клавишных инструментов

Помимо классических роялей и пианино ассортимент современных музыкальных салонов составляют электроорганы, синтезаторы, миди клавиатуры, а также цифровые пианино и фортопиано. Кроме того в продаже имеются такие полезные и используемые многими музыкантами электронные инструменты, как ритм-машины, сэмплеры и секвенсоры.

Группа ударных инструментов, перкуссии и аксессуаров

В первых пунктах списков инструментов этой категории барабанные установки, оркестровые ударные, различные элементы перкуссии и шумовые. Также вы можете купить отдельно педали, тарелки, барабаны, различные стойки и прочие комплектующие. Электронные ударные представлены различными устройствами, от установок и драм-машин, до компактных пэд тренажеров с упражнениями уроков для занятий идущими в комплекте, которые могут использоваться и для других целей, к примеру, записи партий барабанов.

Популярные духовые инструменты от трубы и гобоя до флейты и кларнета

Какие деревянные и металлические духовые инструменты используют современные музыкальные коллективы?

Их больше десятка:

  • трубы,
  • кларнеты,
  • флейты,
  • фаготы,
  • альты,
  • фанфары,
  • тенора,
  • баритоны,
  • гобои,
  • сузафоны,
  • юфониумы,
  • валторны,
  • горны.

Смычковые струнные инструменты

  • контрабасы,
  • виолончели,
  • альты,
  • скрипки,
  • электроскрипки.

Гармоники и цифровые аккордеоны и баяны

  • гармони,
  • баяны,
  • аккордеоны,
  • цифровые аккордеоны и баяны.

Народные музыкальные инструменты

Народные инструменты не только русские, но и ассоциируемые у нас с другими странами, среди которых:
  • балалайки,
  • гусли,
  • банджо,
  • домры,
  • укулеле,
  • латиноамериканские гитары,
  • мандолины,
  • добро,
  • губные гармошки.






Условия аренды музыкальных инструментов

Поскольку музыкальные инструменты - не самое дешевое удовольствие, да и, кроме того, существует множество других объективных причин, по которым их выгодней брать на прокат. Аренда оборудования и инструментов в Москве и других городах практикуется достаточно широко.

Не каждая группа имеет свою репетиционную базу и выходом из ситуации может стать аренда таковой. Кроме непосредственно сдачи помещения с аппаратурой во временное пользование организации предоставляющие такие услуги предоставляют и другие смежные. Работа, как правило строится гибко, спектр услуг достаточно широк и разнообразен.

На взаимовыгодных условиях вам предложат, как отдельные единицы звуковой техники в большинстве случаев по известным причинам известных брендов, усилители, комбики, стойки, пульты, микрофоны и т.д., так и уже готовые, сформированные исходя из опыта и запросов клиентов наборы оборудования. Для постоянных клиентов, как правило, имеется система скидок.

Оборудование часто предоставляется известным музыкантам, звездам, актерам и обеспечивает качественный звук.

Ориентировочные цены на прокат инструментов можно посмотреть на отведенных под них страницах сайта организации осуществляющей такие услуги. К примеру, комплект аппаратуры для проведения концертного, корпоративного или иного мероприятия, дискотеки, презентации, свадьбы и т.п., для которого необходимо усиление звука до 1000 Вт, включающий акустические системы, устройства обработки сигнала, микрофоны, проигрыватели будет стоить порядка 8 т.р. (300 уе).

Кроме непосредственно аренды предоставляются услуги по установке оборудования, звукорежиссированию и обслуживанию праздника, дискотеки, выставки и т.д.

Посмотреть предложения, а также сообщить о продаже или покупке новых, б.у. или комиссионных музыкальных инструментов с их описанием вы можете на доске объявлений сайта.
Там же бесплатно размещается реклама организаций предоставляющих услуги по их настройке и обучению игре на них.

Современное качественное звуковое оборудование

Оборудование для трансляций и конференций, концертное оборудование
музыкальный инструмент . Большие концертные органы превосходят по габаритам все прочие музыкальные инструменты.

Терминология

В самом деле, даже в неодушевленных предметах имеется такого рода способность (δύναμις), например, в [музыкальных] орудиях (ἐν τοῖς ὀργάνοις); про одну лиру говорят, что она способна [звучать], а про другую - что нет, если она неблагозвучна (μὴ εὔφωνος).

Тот род людей, который занимается инструментами, тратит на это весь свой труд, как, например, кифаред , или тот, кто демонстрирует своё ремесло на органе и других музыкальных инструментах (organo ceterisque musicae instrumentis).

Основы музыки, I.34

В русском языке слово «орга́н» по умолчанию обозначает духовой орган , но также используется по отношению к другим разновидностям, в том числе электронным (аналоговым и цифровым), имитирующим звук органа. Органы различают:

Слово «орган» также обычно уточняется ссылкой на органостроителя (например, «Орган Кавайе-Коля ») или торговую марку («Орган Хаммонда »). Некоторые разновидности органа имеют самостоятельные термины: античный гидравлос , портатив , позитив , регаль , фисгармония , шарманка и др.

История

Орган - один из древнейших музыкальных инструментов. Его история насчитывает несколько тысяч лет. Гуго Риман считал, что родоначальником органа является древняя вавилонская волынка (XIX век до н. э.): «Мех надувался через трубку, а с противоположного конца находился корпус с дудками, имеющими, без сомнения, язычки и по несколько отверстий» . Зародыш органа можно видеть также во флейте Пана , китайском шэне и других аналогичных инструментах. Считается, что орган (водяной орган, гидравлос) изобрёл грек Ктесибий , живший в Александрии Египетской в 285-222 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона [ ] . Органы больших размеров появились в IV веке , более или менее усовершенствованные органы - в VII и VIII веках . Папе Виталиану традиция приписывает введение органа в католическое богослужение . В VIII веке Византия славилась своими органами. Византийский император Константин V Копроним в 757 году подарил орган франкскому королю Пипину Короткому . Позже византийская императрица Ирина подарила его сыну - Карлу Великому орган, который звучал на коронации Карла. Орган считался в то время церемониальным атрибутом византийской, а затем и западноевропейской императорской власти .

Искусство строить органы развилось и в Италии , откуда в IX веке они выписывались во Францию . Позднее это искусство развилось в Германии . Повсеместное распространение в западной Европе орган получил начиная с XIV века . Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число труб.

Древнейшим образцом средневекового органа с относительно целостной механикой (трубы не сохранились) считается орган из Норрланды (церковный приход на острове Готланд в Швеции). Этот инструмент обычно датируется 1370-1400 гг., хотя у некоторых исследователей столь ранняя датировка вызывает сомнения . В настоящее время норрландский орган хранится в Национальном историческом музее в Стокгольме.

В период позднего Возрождения и в эпоху барокко органостроение в западной Европе приобрело невиданный размах. В Италии XVI-XVII веков наиболее известной была династия органостроителей Антеньяти . В последней четверти XVII и в начале XVIII веков около 150 органов создал или реконструировал легендарный органный мастер Арп Шнитгер (1648-1719), который работал преимущественно в Северной Германии и Нидерландах. Выдающийся вклад в немецкое органостроение внесла династия Зильберманов , их главные мастерские находились в Саксонии и Эльзасе. Расцвет деятельности Зильберманов пришёлся на XVIII век.

Композиторы того же периода, которые успешно писали для органа, нередко выступали в качестве консультантов по настройке инструмента (А. Банкьери , Дж. Фрескобальди , И. С. Бах). Такую же функцию выполняли теоретики музыки (Н. Вичентино , М. Преториус , И. Г. Нейдхардт), а некоторые из них (как, например, А. Веркмейстер) выступали даже в качестве официальных экспертов в «приёмке» нового или отреставрированного инструмента.

В XIX веке благодаря, прежде всего, деятельности французского органного мастера Аристида Кавайе-Колля , который задался целью конструировать органы именно таким образом, чтобы они своим мощным и богатым звучанием могли соперничать со звучанием целого симфонического оркестра, стали возникать инструменты ранее небывалого масштаба и мощности звучания, которые иногда называют симфоническими органами .

Многие исторические органы континентальной Европы были уничтожены во время Второй мировой войны - особенно в Германии, в результате бомбардировок храмов «союзниками». Старейшие сохранившиеся немецкие органы находятся в церквах Святого Якова в Любеке (2-я половина XV века), Святого Николая в Альтенбрухе , Святого Валентина в Кидрихе (оба - рубежа XV-XVI веков).

Устройство

Пульт

Пульт органа («шпильтиш» от нем. Spieltisch или органная кафедра ) - пульт со всеми необходимыми для органиста средствами, набор которых в каждом органе индивидуален, но у большинства есть общие: игровые - мануалы и педальная клавиатура (или просто «педаль» ) и тембровые - включатели регистров . Могут присутствовать также динамические - швеллеры , различные ножные рычаги или кнопки для включения копул и переключения комбинаций из банка памяти регистровых комбинаций и устройство для включения органа. За пультом, на скамье, органист сидит во время исполнения.

  • Копула - механизм, с помощью которого включенные регистры одного мануала могут звучать при игре на другом мануале или педали. В органах всегда есть копулы мануалов к педали и копулы к главному мануалу, также почти всегда есть копулы более слабых по звучанию мануалов к более сильным. Копула включается/выключается специальным ножным переключателем с фиксатором или кнопкой.
  • Швеллер - устройство, с помощью которого можно регулировать громкость данного мануала, открывая или закрывая створки жалюзи в ящике, в котором расположены трубы этого мануала.
  • Банк памяти регистровых комбинаций - устройство в виде кнопок, доступное только в органах с электрической регистровой трактурой, позволяющая запоминать регистровые комбинации, упрощая тем самым переключение регистров (смену общего тембра) во время исполнения.
  • Готовые регистровые комбинации - устройство в органах с пневматической регистровой трактурой, позволяющее включать готовый набор регистров (обычно p, mp, mf, f )
  • (от итал. Tutti - все) - кнопка включения всех регистров и копул органа.

Мануалы

Мануалы органа - клавиатуры для игры руками

Первые нотные памятники с органной педалью датированы серединой XV в. :59-61 - это табулатура немецкого музыканта Адама из Илеборга (Adam Ileborgh, ок. 1448) и Буксхаймская органная книга (ок. 1470). Арнольт Шлик в «Spiegel der Orgelmacher» (1511) уже подробно пишет о педали и прилагает свои пьесы, где она весьма виртуозно применяется. Среди них особенно выделяется уникальная обработка антифона Ascendo ad Patrem meum для 10 голосов, из которых 4 поручено педали. Для исполнения этой пьесы требовалась, вероятно, какая-то специальная обувь, позволявшая нажимать одной ногой одновременно две клавиши, отстоящие на расстояние терции :223 . В Италии ноты с использованием органной педали появляются намного позже - в токкатах Аннибале Падовано (1604) :90-91 .

Регистры

Каждый ряд труб духового органа одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется регистром . Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых регистровых рукояток (или электронных выключателей), расположенных на пульте органа над клавиатурами или по бокам от пюпитра, включает или выключает соответствующий ряд органных труб. Если регистры выключены, при нажатии клавиши орган звучать не будет.

Каждая рукоятка соответствует регистру и имеет своё название с указанием высоты тона самой большой трубы этого регистра - футовость , традиционно обозначенную в футах в переводе на регистр Principal. Например, трубы регистра Gedackt - закрытые, и звучат октавой ниже, поэтому такая труба тона «до» субконтроктавы обозначается как 32", при фактической длине в 16". Язычковые регистры, высота звука которых зависит от массы самого язычка, а не от высоты раструба, также обозначаются в футах, по длине аналогичной по высоте звучания трубы регистра Principal .

Регистры по ряду объединяющих признаков группируются в семейства - принципалы , флейты, гамбы, аликвоты, микстуры и др. К основным относятся все 32-, 16-, 8-, 4-, 2-, 1-футовые регистры, к вспомогательным (или обертоновым) - аликвоты и микстуры. Каждая труба основного регистра воспроизводит только один звук неизменной высоты, силы и тембра. Аликвоты воспроизводят порядковый обертон к основному звуку, микстуры дают аккорд, который состоит из нескольких (обычно от 2 до дюжины, иногда до полусотни) обертонов к данному звуку.

Все регистры по устройству труб делятся на две группы:

  • Лабиальные - регистры с открытыми или закрытыми трубами без язычков. К этой группе принадлежат: флейты (широкомензурные регистры), принципалы и узкомензурные (нем. Streicher - «штрайхеры» или струнные), а также регистры призвуков - аликвоты и микстуры, в которых каждая нота имеет один или несколько (более слабых) обертоновых призвуков.
  • Язычковые - регистры, в трубах которых имеется язычок, при воздействии подаваемого воздуха на который возникает характерный звук, схожий по тембру, в зависимости от названия и особенности конструкции регистра, с некоторыми духовыми оркестровыми музыкальными инструментами: гобой , кларнет , фагот , труба , тромбон и др. Язычковые регистры могут располагаться не только вертикально, но и горизонтально - такие регистры составляют группу, которая от фр. chamade называется «шама́да».

Соединение различных видов регистров:

  • итал. Organo pleno - лабиальные и язычковые регистры вместе с микстурой;
  • фр. Grand jeu - лабиальные и язычковые без микстур;
  • фр. Plein jeu - лабиальные с микстурой.

Название регистра и величину труб композитор может обозначить в нотах над тем местом, где данный регистр должен быть применён. Выбор регистров для исполнения музыкального произведения называется регистровкой , а включенные регистры - регистровой комбинацией .

Так как регистры в разных органах разных стран и эпох не одинаковы, то в органной партии они обычно не обозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органной партии только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величину труб, а остальное предоставляется на усмотрение исполнителя. Бо́льшая часть нотного органного репертуара не имеет никаких авторских обозначений, касающихся регистровки произведения, так у композиторов и органистов предыдущих эпох существовали свои традиции и искусство сочетания различных тембров органа передавалась устно из поколения в поколение.

Трубы

Трубы регистров звучат по-разному:

  • 8-футовые трубы звучат в соответствии с нотной записью;
  • 4- и 2-футовые звучат на одну и две октавы выше соответственно;
  • 16- и 32-футовые звучат на одну и две октавы ниже соответственно;
  • 64-футовые лабиальные трубы, встречающиеся в наиболее крупных органах мира, звучат на три октавы ниже записи, следовательно, те, что приводятся в действие клавишами педали и мануала ниже контроктавы, издают уже инфразвук ;
  • закрытые сверху лабиальные трубы звучат октавой ниже открытых.

Для настройки малых открытых лабиальных металлических труб органа используется штимгорн . С помощью этого молоткообразного инструмента завальцовывается или развальцовывается открытый конец трубы. Более крупные открытые трубы настраивают путём вырезания вертикального лоскута металла вблизи или непосредственно из открытого края трубы, который отгибается под тем или иным углом. Открытые деревянные трубы обычно имеют настроечное приспособление из дерева или металла, регулировка которой, позволяет настраивать трубу. Закрытые деревянные или металлические трубы настраиваются при помощи регулировки затычки или колпачка на верхнем конце трубы.

Фасадные трубы органа могут играть и декоративную роль. Если трубы не звучат, то их называют «декоративными» или «слепыми» (англ. dummy pipes ).

Трактура

Органная трактура - это система передаточных устройств, функционально соединяющая элементы управления на пульте органа с воздухозапорными устройствами органа. Игровая трактура передаёт движение клавиш мануалов и педали на клапаны конкретной трубы или группы труб в микстуре. Регистровая трактура обеспечивает включение или выключение целого регистра или группы регистров в ответ на нажатие тумблера или движение регистровой рукоятки.

Посредством регистровой трактуры также действует память органа - комбинации регистров, заранее скомпонованные и заложенные в устройство органа - готовые, фиксированные комбинации. Они могут называться как по сочетанию регистров - Pleno, Plein Jeu, Gran Jeu, Tutti, так и по силе звучания - Piano, Mezzopiano, Mezzoforte, Forte. Помимо готовых комбинаций, есть свободные комбинации, которые позволяют органисту выбирать, запоминать и изменять в памяти органа набор регистров по своему усмотрению. Функция памяти имеется не во всех органах. В органах с механической регистровой трактурой она отсутствует.

Механическая

Механическая трактура - эталонная, аутентичная и наиболее часто встречающаяся на данный момент, позволяющая исполнять наиболее широкий спектр произведений всех эпох; механическая трактура не даёт феномена «запаздывания» звука и позволяет досконально ощущать положение и поведение воздушного клапана, что даёт возможность наилучшего контроля инструмента органистом и достижения высокой техники исполнения . Клавиша мануала или педали при использовании механической трактуры соединена с воздушным клапаном системой лёгких деревянных или полимерных тяг (абстрактов), валиков и рычагов; изредка в больших старых органах применялась канатно-блоковая передача. Так как движение всех перечисленных элементов осуществляется только усилием органиста, существуют ограничения в размере и характере расположения звучащих элементов органа. В органах-гигантах (более 100 регистров) механическая трактура либо не используется, либо дополняется машиной Баркера (пневматическим усилителем, помогающим нажимать на клавиши; таковы французские органы начала XX века, например, Большого зала Московской консерватории и церкви Сен-Сюльпис в Париже). Механическая игровая обычно сочетается с механической регистровой трактурой и виндладой системы шлейфладе.

Пневматическая

Пневматическая трактура - наиболее распространённая в романтических органах - с конца XIX века до 20-х годов XX века; нажатие клавиши открывает клапан в управляющем воздуховоде, подача воздуха в который открывает пневматический клапан конкретной трубы (при использовании виндлад шлейфладе, встречается исключительно редко) либо целого ряда труб одного тона (виндлады кегельладе, характерные для пневматической трактуры). Позволяет строить огромные по набору регистров инструменты, так как не имеет силовых ограничений механической трактуры, однако имеет феномен «запаздывания» звука. Это делает зачастую невозможным исполнение технически сложных произведений, особенно во «влажной» церковной акустике, учитывая то, что время задержки звучания регистра зависит не только от удалённости от пульта органа, но и от его размера труб, наличия в трактуре реле, ускоряющих срабатывание механики за счёт освежения импульса, конструктивных особенностей трубы и используемого типа виндлады (практически всегда это - кегельладе, иногда - мембраненладе: работает на выброс воздуха, исключительно быстрое срабатывание). Кроме того, пневматическая трактура разобщает клавиатуру с воздушными клапанами, лишая органиста ощущения «обратной связи» и ухудшая контроль над инструментом. Пневматическая трактура органа хороша для исполнения сольных произведений периода романтизма , сложна для игры в ансамбле , и далеко не всегда подходит для музыки барокко и современности. Известнейший образец исторического инструмента с пневматической трактурой - орган Домского кафедрального собора в Риге.

Электрическая

Электрическая трактура - широко используемая в XX веке трактура, с прямой передачей сигнала от клавиши к электромеханическому реле открытия-закрытия клапана посредством импульса постоянного тока в электрической цепи. В настоящее время всё чаще вытесняется механической. Это единственная трактура, не ставящая никаких ограничений по количеству и расположению регистров, а также размещению пульта органа на сцене в зале. Позволяет располагать группы регистров в разных концах зала (например, огромный орган фирмы братьев Руфатти в кафедральном соборе Кристалл в Гарден-Гроув, Калифорния, США), управлять органом с неограниченного количества дополнительных пультов (крупнейший в мире орган концертного зала Бродуок в Атлантик-сити имеет рекордный стационарный шпильтиш с семью мануалами и передвижной - с пятью), исполнять музыку для двух и трех органов на одном органе, а также ставить пульт в удобное место в оркестре , с которого будет хорошо видно дирижёра (как, например, орган фирмы Ригер-Клосс в концертном зале им. П. И. Чайковского в Москве). Позволяет соединять несколько органов в общую систему, а также даёт уникальную возможность записи исполнения с последующим воспроизведением без участия органиста (одним из первых получил такую возможность орган Собора Парижской Богоматери в ходе реконструкции 1959 года). Недостаток электрической трактуры, как и пневматической, - разрыв «обратной связи» пальцев органиста и воздушных клапанов. Кроме того, электрическая трактура может давать задержку звука за счёт времени срабатывания электрических реле клапанов, а также коммутатора-распределителя (в современных органах это устройство электронное и, в сочетании с надёжными оптоволоконными кабелями, задержки не даёт; в инструментах первой половины и середины XX века оно нередко было электромеханическим). Электрическая трактура XX века не отличается надёжностью [ ] , а по сложности устройства и ремонта, весу и стоимости нередко превосходит механическую и даже пневматическую . Электромеханические реле при срабатывании часто дают дополнительные «металлические» звуки - щелчки и стук, которые, в отличие от аналогичных «деревянных» призвуков механической трактуры, совсем не украшают звучание произведения. В некоторых случаях электрический клапан получают самые большие трубы в остальном полностью механического органа (например, в новом инструменте фирмы «Hermann Eule» в Белгороде), что обусловлено необходимостью при большом расходе воздуха трубой сохранять площадь механического вентиля, и как следствие игровые усилия, в басу в приемлемых рамках. Шум может издавать и регистровая электрическая трактура при смене регистровых комбинаций. Пример акустически превосходного органа с механической игровой трактурой и при этом достаточно шумной регистровой трактурой - швейцарский орган фирмы «Kuhn» в Католическом соборе в Москве .

Другие

Крупнейшие органы мира

Орган в церкви Богородицы в Мюнхене

Крупнейший орган Европы - Большой орган кафедрального собора Св. Стефана в Пассау, построенный немецкой фирмой «Stenmayer & Co» (1993). Имеет 5 мануалов, 229 регистров, 17 774 трубы. Считается четвёртым по величине действующим органом в мире .

До недавнего времени крупнейшим в мире органом с полностью механической игровой трактурой (без применения электронного и пневматического управления) был орган собора св. Троицы в Лиепае (4 мануала, 131 регистр, более 7 тысяч труб), однако, в 1979 году в большом концертном зале центра исполнительских искусств Сиднейского оперного театра был установлен орган, имеющий 5 мануалов, 125 регистров и около 10 тысяч труб. Ныне он считается крупнейшим (с механической трактурой).

В XX веке нидерландским физиком А. Фоккером был разработан инструмент с несколькими клавиатурами и необычной настройкой, который получил название

Музыка приходит в нашу жизнь ещё в раннем возрасте. Практически у каждого были музыкальные игрушки, металлофон или деревянная дудочка. Ведь и на них возможно сыграть элементарные композиции.

И именно с детства мы делаем первые шаги к действительно настоящей музыке. В настоящее время существует множество специальных мест для малышей, где им предоставляют такие «детские» инструменты и дают волю фантазии. В таких музыкальных классах дети даже могут создать свой симфонический оркестр, как бы странно это не звучало. Это и является начальным этапом, открывающим весь фантастический мир музыки.

Подобрать и приобрести инструменты возможно в интернет-магазине MusiсMarket.by на его официальном сайте https://musicmarket.by/ . К продаже представлены разные виды инструментов: ударные, духовые, народные, студийное и звуковое оборудование, смычковые, клавишные инструменты и другие.

Духовые инструменты

Принцип их работы в том, что воздух колеблется внутри трубки, после чего издаётся звук.

Также различают две подгруппы духовых: деревянные инструменты и медные. К первым можно отнести. например, гобой, флейту и кларнет. Они представляют собой трубку, на одной из сторон которой находятся отверстия. При помощи отверстий музыкант регулирует объём воздуха внутри, благодаря чему и меняется звук.

К медным инструментам относят трубу, тромбон, саксофон. Эти духовые инструменты используются при игре в оркестрах. Звук, который они издают, в первую очередь, зависит от силы выдуваемого воздуха и губ музыканта. Для того, чтобы получить большее количество тонов предусмотрены специальные вентили-клапаны, принцип работы которых схож с духовыми инструментами из дерева.

Струнные инструменты

Звучание струнных инструментов зависит от колебания струн, прообразом которых была натянутая тетива лука. В зависимости от способа игры, группа инструментов подразделяется на смычковые (скрипка, виолончель, альт) и щипковые (гитара, лютня, балалайка).

Клавишные инструменты

Одними из первых клавишных инструментов считаются клавикорды и клавесины. А вот фортепиано создали только в XVIII веке. Его название дословно расшифровывается, как громко-тихо.

К этой группе относится орган, который выделен в отдельную подгруппу клавишно-духовых инструментов. Поток воздуха в нём создается воздуходувной машиной, а управление выполняется при помощи специального пульта управления.

Ударные инструменты

Звук данной группы создается при ударении по натянутой мембране инструмента либо самому корпусу инструмента. Также существует особая подгруппа ударных, которые издают звук с определенной высотой, например, литавры, колокольчики и ксилофоны.

Язычковые инструменты

Инструменты данной группы изготавливаются таким образом, чтобы одна сторона была сделана из твёрдого материала, а другая – находилась в свободном колебании. К таким инструментам относят варганы и аккордеоны.

Многие музыкальные инструменты могут относиться к нескольким группам, например баян, кларнет.

Электронные инструменты

Музыка на таких инструментах создаётся с помощью электронных систем, для которых создаются специализированные программы.

Подразделение музыкальных инструментов на данные группы достаточно условно. Важнее отличать их по внешнему виду.

инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков. Дудки и свистульки из рогов и костей животных с просверленными отверстиями существовали уже в эпоху палеолита. Формы музыкальных инструментов менялись и совершенствовались на протяжении столетий. В Древнем Египте и Греции знали флейту, арфу (лиру), трещотки (систры), бубны и барабаны.

Современные инструменты делятся на различные виды по источнику звука, материалу изготовления, способам извлечения звука (духовые, клавишные, струнные, ударные, металлофоны, электромузыкальные и др.). В струнных музыкальных инструментах (хордофонах) звук извлекается с помощью натянутых на корпус струн. Их подразделяют на смычковые (скрипка, виолончель, альт, контрабас), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (цимбалы), ударно-клавишные (фортепиано), щипково-клавишные (клавесин). В ударных инструментах звук создается ударом – рукой музыканта или специальными палочками – по твердому корпусу, мембране, струне. Металлофоны – металлические ударные инструменты, состоящие из одного или двух рядов прутьев или пластин, каждая из которых настроена на определенную высоту. Клавишные (фортепиано, клавесин, гармоника, баян, аккордеон, электросинтезатор и др.) объединяют группу инструментов, в которых звук извлекается нажатием клавиши. Сложный механизм связывает клавиши с системой клапанов, педалей, мехов и рычагов. Клавиши расположены в определенном порядке, образуя клавиатуру. В 20 в. появились электронные музыкальные инструменты (электрогитары, синтезаторы), при игре на которых электрическая энергия преобразуется в звуковую. Синтезатор состоит из панели с регуляторами и переключателями, которыми можно задать желаемые параметры звука. Синтезатор может имитировать звучание различных инструментов и звуки природы, создавать шумовые эффекты (звук автомобиля, поезда и т. д.), поэтому он широко применяется при звуковом сопровождении спектаклей и кинофильмов. Живой исполнитель играет каждый раз по-разному, а в электронной памяти синтезатора можно сохранить и затем многократно воспроизводить созданную фонограмму.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

о конструкции и муз.-выразит. возможностях др.-греч. М. и. дают представление сохранивш. изображения (в осн. роспись на вазах), а также лит. произв. Источ. звука в струнных инструментах служит натянутая струна, к-рую исполнитель нажимает или дергает; поэтому в связи с порядком расположения струн на корпусе к др.-греч. струнным инструментам относились лиры, арфы и лютни. Наиболее широкое распростр. получили 4-струнная форминга, упомин. в эпич. поэмах Гомера; применявш. как сольный и аккомпанирующий пению инструмент 7-струнная кифара (первые изображ. относятся к архаич. периоду); более легкая и удобная лира, на к-рой играли во время празднеств и использовали для обучения музыке, а также такие ее разновидности - облегч. кифара, лира черепаховая и барбитос. Др.-греч. арфы представляли собой угловые арфы, в к-рых корпус и струнодержатель образовывали острый угол. Вряд ли можно отнести к этому виду много-струнных инструментов пектис, самбику или тригонон (до нас дошли только назв.). Разновидности лютни, типа более высокой по настрою пандурины, были созданы гораздо позднее. Среди духовых инструментов наибольшей популярн. пользовался авлос, наиболее хар-рным образом к-рого явл. двуствольный инструмент типа свирели. На этом инструменте, чаще всего именуемом двойной авлос, играли во время отправления культа Диониса. Гораздо реже встречаются изображ. сиринги - много-ствольного инструмента, пользовавш. популярностью среди пастухов (флейта Пана), а также салпинкса, на к-ром исполняли маршевые воен. мелодии. Такие ударные инструменты, как кроталон или кастаньеты, кимбалон или литавры, тимпанон или тамбурин без тарелочек, не относились к разряду мелодич. На них прежде всего играли во время отправления оргиастич. культов. В эпоху эллинизма произошли дальнейшая эволюция др.-греч. М. и. архаич. и классич. типа и совершенств. исполнит. иск-ва. У этрусских музыкантов, как и у др.-греч., преобладали духовые инструменты: были созданы усовершенств. конструкции труб - литуус и корн. Этруски также заимствовали у греков двойной авлос, сирингу и попереч. флейту. Развитие др.-рим. М. и. происходило под непосредств. воздействием инструментария музыкантов Греции и эллинист. Востока. Было увеличено число струн на лире и кифаре. Большую популярность приобрела лютня и ее различ. разновидности. Была усовершенств. конструкция авлоса (известная в Риме под назв. тибия) путем увеличения кол-ва отверстий. Широкое распростр. получил в Риме изобрет. александрийским механиком Ктесибием водяной орган. Для исполнения воен. музыки использовались этрусские инструменты - туба, литуус и корн. Римляне заимствовали наряду с эллинистич. мистериями также тамбурин без тарелочек и литавры, к-рые применялись для сопровождения спектаклей и различ. публичных зрелищ. Соед. кастаньет и литавр дало инструмент, используемый для игры во время танцев, тогда как ножные кастаньеты применяли еще и для исполнения музыки во время спектаклей и религ. церемоний; при отправлении культа Диониса играли на бубнах, а культа Исиды - на систре. Отдельные М. и. использовались не только как сольные: их объед. также в ансамбли, к-рые в поздней античности использовались для исполнения массовой музыки.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Музыкальные инструменты

О конструкции и музыкальностровыразительных возможностях др.-греч. М. и. дают представление сохранившиеся изображения (в осн. роспись на вазах), а также лит. произведения. Источником звука в струнных инструментах служит натянутая струна, которую исполнитель нажимает или дергает; поэтому в связи с порядком расположения струн на корпусе к др.-греч. струнным инструментам относились лиры, арфы и лютни. Наиболее широкое распространение получили 4-струнная форминга, упоминаемая в эпич. поэмах Гомера; применявшаяся как сольный и аккомпанирующий пению инструмент 7-струнная кифара (первые изображения относятся к архаич. периоду); более легкая и удобная лира, на которой играли во время празднеств и использовали для обучения музыке, а также такие ее разновидности - облегч. кифара, лира черепаховая и барбитос. Др.-греч. арфы представляли собой угловые арфы, в которых корпус и струнодержатель образовывали острый угол. Вряд ли можно отнести к этому виду многострунных инструментов пектис, самбику или тригонон (до нас дошли только назв.). Разновидности лютни, типа более высокой по настрою пандурины, были созданы гораздо позднее. Среди духовых инструментов наибольшей популярностью пользовался авлос, наиболее характерным образцом которого является двуствольный инструмент типа свирели. На этом инструменте, чаще всего именуемом двойной авлос, играли во время отправления культа Диониса. Гораздо реже встречаются изображения сиринги - многоствольного инструмента, пользовавшегося популярностью среди пастухов (флейта Пана), а гакже салпинкса, на котором исполняли маршевые военные мелодии. Такие ударные инструменты, как кроталон или кастаньеты, кимбалон или литавры, тимпанон или тамбурин без тарелочек, не относились к разряду мелодических. На них прежде всего играли во время отправления оргиастич. культов. В эпоху эллинизма произошли дальнейшая эволюция др.-греч. М. и. архаич. и классик, типа и совершенствование исполнительского искусства. У этрусских музыкантов, как и у др.-греч., преобладали духовые инструменты: были созданы усовершенствованные конструкции труб - литуус и корн. Этруски также заимствовали у греков двойной авлос, сирингу и поперечную флейту. Развитие др.-рим. М. и. происходило под непосредств. воздействием инструментария музыкантов Греции и эллинистич. Востока. Было увеличено число струн на лире и кифаре. Большую популярность приобрела люгня и ее различные разновидности. Была усовершенствована конструкция авлоса (известная в Риме под назв. тибия) путем увеличения количества отверстий. Широкое распространение получил в Риме изобрет. александрийским механиком Ктесибием водяной орган. Для исполнения военной музыки использовались этрусские духовые инструменты - туба, литуус и корн. Римляне заимствовали наряду с эллинистич. мистериями также тамбурин без тарелочек и литавры, которые применялись для сопровождения спектаклей и различных публичных зрелищ. Соединение каст аньет и литавр дало инструмент, используемый для игры во время танцев, тогда как ножные кастаньеты применяли еще и для исполнения музыки во время спектаклей и религиозных церемоний; при отправлении культа Диониса играли на бубнах, а культа Исиды - на систре. Отдельные М. и. использовались не только как сольные: их объединяли также в ансамбли, которые в поздней античности использовались для исполнения массовой музыки.

рис. Музы и Мусей со струнными музыкальными инструментами и двойными авлосами (рисунок на аттической амфоре, ок. 440 до н.э.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Музыкальные инструменты

Музыка является важнейшей частью человеческой культуры. Она сопровождает человека от рождения и до смерти.

Наиболее ранними считаются ударные инструменты. Они возникли у первобытных народов, сопровождавших свои пляски ударами камней или кусков дерева друг о друга. Подобным образом происходит извлечение звуков у современных кастаньет, которые напоминают по форме раковины и соединяются попарно шнурками или деревянными рукоятками. Первые кастаньеты изготавливались из каштана, отсюда и название. Сейчас кастаньеты изготавливаются из твердых пород дерева: черного, самшита, кокосовой пальмы.

Было замечено, что звук можно сделать более гулким и сильным, натянув кожу на полый деревянный или глиняный предмет. Так появились предки современных барабанов и литавр.

Современный барабан представляет собой полый корпус или раму, на которые с одного или обеих сторон натянута кожа. Звук извлекается ударом по мембране или трением. В современных оркестрах применяют большой и малый барабаны. На большом играют колотушкой с мягким наконечником. Малый имеет более низкий корпус, поверх нижней мембраны натянуты струны, делающие звук сухим и трескучим. На нем играют двумя деревянными палочками с утолщениями на концах.

Первые литавры представляли собой полый сосуд, отверстие которого затянуто кожей. Они были распространены в Индии, Африке, у славянских народов. От них произошли современные литавры, ставшие еще в XVII в. первыми ударными инструментами в оркестре. Сейчас литавры представляют собой большие медные котлы, верх которых затянут кожей. Высоту звука можно регулировать, изменяя натяжение кожи при помощи винтов. На литаврах играют палочками, обтянутыми войлоком.

Бубен представляет собой обруч с погремушками, с одной стороны на него натянута кожа, с другой могут быть прикреплены струны с бубенчиками. На нем играют, потряхивая или ударяя по коже и обручу.

Одним из самых древних инструментов являются тарелки. Это плоские металлические пластинки, звук из которых извлекаются ударом друг о друга, палочкой от барабана, металлической метелкой.

Треугольник сделан из стального прута. Он подвешивается к пульту, и по нему ударяют металлической палочкой.

Если вышеперечисленные ударные инструменты обычно имеют одну высоту звука, то ксилофоны и колокольчики могут издавать различный по высоте звук. Ксилофон представляет собой набор деревянных брусков. На них играют при помощи деревянных палочек. Ксилофон издает сухой звонкий щелкающий звук. Его диапазон – от «до» первой до «до» четвертой октавы.

Колокольчики – набор металлических пластин разной формы, закрепленных на деревянных брусках. На них можно играть палочками или молоточками. Иногда в них используется клавиатура.

Струнные инструменты произошли от охотничьего лука. Постепенно к одной струне?тетиве стали добавлять другие разной длины и толщины, натягивавшиеся с различной силой. Это позволяло извлекать звуки разной высоты.

Примером такого музыкального инструмента является лира, которая была известна еще в Древнем Египте и Греции. Она состояла из фигурной изогнутой рамы, скрепленной сверху перекладиной, к которой тянулись струны. Лиру держали левой рукой, в правой держали плектр, которым извлекались звуки. Родственным лире инструментом была кифара.

Современным представителем этой линии струнных инструментов является арфа. Она появилась еще в древности, была популярна в Древнем Египте, Финикии, Греции, Риме. В Средние века она получила огромное распространение в Европе. Под аккомпанемент переносной арфы исполняли свои сказания ирландские сказители. Неслучайно ее изображение вошло в герб Ирландии.

Постепенно арфа стала инструментом аристократов. Ее богато украшали. Играли на ней, как правило, женщины. Сейчас арфа используется как солирующий инструмент и как один из инструментов в оркестре. Она имеет 45–47 струн, натянутых на треугольную металлическую раму. Укорачивая струны при помощи 7 педалей, на арфе можно извлечь все звуки от «ре» контроктавы до «фа» четвертой октавы.

Позже было замечено, что струны, натянутые на полый ящик, издают более красивый звук. Ящики стали делать различной формы, применяя разные способы крепления к нему струн. Так возникли инструменты, каждый из которых имел свой неповторимый тембр. Эти инструменты издавали короткий звук. Затем для получения протяжного звука стали использовать смычок – палочку с натянутым на нее пучком конского волоса, которым вели по струне. Звучание струны длилось, пока по ней водили смычком.

Первым музыкальным инструментом с ящиком?резонатором был ныне забытый монохорд, что в переводе с древнегреческого означает «однострун». Его создал Пифагор для опытов со струнами. Это был не музыкальный инструмент, а прибор. Монохорд имел простую конструкцию: вдоль длинной коробки была натянута струна, под которой была подвижная подставка. Пифагор, проводя опыты, двигал подставку, останавливая ее под струнами в разных местах. Струна при этом как бы делилась на две части – равные или неравные. Если подставка стояла точно посередине, то части получались одинаковые и звучали одинаково. А если подставка сдвигалась, то отрезки струны получались разные и звучали – один выше, а другой ниже.

Позже появились полихорды, имевшие несколько струн. Различные способы извлечения звуков дали начало различным струнным инструментам.

Одним из наиболее распространенных раньше струнных щипковых инструментов была лютня. Она появилась еще в античности, затем была очень популярна у арабов, благодаря которым она и попала в средневековую Европу.

Лютня состояла из большого полукруглого корпуса и широкого грифа с колками для натяжения струн. Нижняя дека – выпуклая часть корпуса – для красоты украшалась кусочками черного дерева или слоновой кости. В центре верхней деки был вырез в виде звезды или розы. Некоторые большие лютни – архилютни – имели три таких выреза. Количество струн у лютни было в пределах от 6 до 16. Все они, кроме двух самых высоких, были удвоенными в унисон или октаву.

Играли на лютне сидя, положив ее на левое колено. Правой рукой защипывали струны, одновременно фиксируя их на грифе левой рукой, удлиняя их или укорачивая.

Лютня использовалась как сольный инструмент и для сопровождения. Лютни больших размеров звучали в ансамблях и оркестрах.

Еще одним распространенным щипковым инструментом является гитара.

Ее история уходит в глубокую древность. На египетских памятниках встречаются изображения музыкального инструмента, наблы, внешним видом напоминающего гитару. С течением времени этот инструмент эволюционировал и видоизменялся. В XIII в. существовало два вида гитар: мавританская и латинская гитары. Мавританская имела овальную форму, и играли на ней преимущественно плектром, что придавало ее звучанию резкость. Латинская гитара имела более сложную форму. Мягкое звучание сделало ее популярной у любителей утонченной музыки. Именно латинская гитара стала близкой предшественницей современной классической гитары.

В XVI в. широкое распространение получил инструмент, по внешнему виду и приемам игры близкий к гитаре – виуэла. Она обладала более узким и выпуклым корпусом и была популярной в высших слоях испанского общества. На виуэлах аккомпанировали пению, играли соло и дуэтом, исполняли вариации, фантазии, танцы, пьесы.

Вплоть до середины XVIII в. гитара сохраняла свои первоначальные черты. Она имела 9 струн, составлявших 5 рядов. С 1770 г. европейские мастера постепенно изменяли этот инструмент. Появились гитары с одинарными струнами, строй стал фиксированным и сохранился вплоть до нашего времени.

Испания не сразу приняла эти новшества. Там мастера стали создавать инструменты с шестью двойными струнами. Затем самобытное испанское направление влилось в русло европейской традиции. Форму современной классической гитары создал испанский мастер Торрес, живший в середине XIX века.

В Испании была наиболее распространена шестиструнная гитара, которая стала и сольным инструментом. В России большей популярностью пользовалась семиструнная гитара, наиболее удобная для вокального аккомпанемента.

Еще одна разновидность гитары – гавайская – имеет 6 струн, под которыми натянута кожа. На ней играют плектром. Гавайская гитара имеет мягкий тянущийся звук.

Развитие смычковых струнных инструментов привело к появлению целого семейства виол. В зависимости от размера различали дискантовую, альтовую, теноровую, большую басовую, контрабасовую виолы. С увеличением размера понижалась высота звука, издаваемого виолами. Он отличался нежностью, мягким матовым тембром, но слабой силой. Все виолы имели корпус с ярко выраженной «талией» и покатыми «плечами». При игре их держали вертикально на коленях или между коленями.

В конце XV в. появилась скрипка. Она обладала более сильным звуком и большими исполнительскими возможностями, чем ее предшественницы, и вскоре вытеснила их. В конце XVI в. наиболее известные скрипичные мастера жили в итальянском городе Кремона. Они принадлежали к семействам Амати, Страдивари и Гварнери. Качество их инструментов до сих пор не превзойдено.

Корпус скрипки плавно заокруглен и имеет тонкую «талию». На верхней деке находятся вырезы, имеющие форму латинской буквы f – эфы. На звук скрипки влияют размер корпуса, его форма и даже лак, которым он покрыт. К корпусу прикреплен гриф, заканчивающийся завитком. Перед завитком в желобке находятся отверстия, в которые вставлены колки. Они натягивают струны, которые с другой стороны плотно закреплены у подгрифка. В середине корпуса между эфами закреплена подставка, через которую проходят 4 струны. Они настроены на ноты «ми», «ля», «ре» и «соль».

Диапазон скрипки находится в пределах от «соль» малой до «соль» четвертой октавы. Скрипач изменяет высоту звука, прижимая пальцами левой руки струну к грифу. Для удобства игры он кладет скрипку на левое плечо, придерживая ее подбородком. Звук извлекается при помощи смычка, находящегося в правой руке музыканта.

Смычок состоит из трости или древка, на нижнем конце которого закреплена колодочка. Она служит для натягивания волоса.

Скрипка звучит до тех пор, пока смычок скользит по струне. Это позволяет исполнять на скрипке длинные плавные мелодии. Одновременно можно играть только на двух струнах скрипки, поскольку струны расположены на полукруглой подставке. Для того чтобы взять аккорд одновременно на трех или четырех струнах, применяют прием арпеджиато, беря звуки один за другим, скользя по струнам смычком. Кроме этого иногда защипывают струны скрипки пальцами. Такой прием называется пиццикато.

Кроме скрипки смычковыми инструментами являются альт, виолончель и контрабас. Они отличаются лишь размерами, а форму, в основном, унаследовали от виолы. Во время игры альт держат горизонтально, а виолончель и контрабас – вертикально, упирая в пол специальной подставкой. Самым низким звуком среди смычковых обладает контрабас. Он может брать «ми» контроктавы.

В Средние века появились струнные инструменты, в которых звук извлекался при помощи клавиш.

Первым таким инструментом был клавикорд, появившийся в XII в. Он представлял собой прямоугольный ящик, на одной стороне которого размещалась клавиатура. Играющий нажимал на клавиши, приводившие в движение металлические пластинки – тангеты. Те, в свою очередь, касались струн, которые при прикосновении начинали звучать.

Другой струнный клавишный инструмент – клавесин – был изобретен в Италии в XV в. В нем при нажатии на клавишу двигались деревянные рычажки, на конце одного из которых был укреплен черенок вороньего пера. Перо зацепляло струну, и раздавался звук. Такой механизм был присоединен к каждой струне. Струны клавесина располагались параллельно клавишам, а не перпендикулярно, как у клавикорда. Его звучание было суховатым, стеклянным. Главный недостаток клавесина заключался в том, что сила звука у него всегда оставалась одинаковой и не зависела от силы удара по клавише.

Поворотным моментом в истории европейской культуры стало изобретение в начале XVIII в. фортепиано. Оно полностью изменило характер музыкальной культуры западной цивилизации.

На рубеже XVII–XVIII вв. появилась потребность в новом клавишном инструменте, не уступавшему по выразительности скрипке.

В 1709 г. итальянец Б. Кристофори, смотритель музыкального музея семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал его «gravicembalo col piano е forte», что означает «клавишный инструмент, играющий нежно и громко». Затем название сократилось до «фортепиано». На первый взгляд он мало чем отличался от клавесина. Но в этом инструменте было одно новшество. Кристофори так изменил механику, что от силы удара по клавише зависела и сила звука. Фортепиано Кристофори состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального возвращателя. У него не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее был изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот. Рама у фортепиано Кристофори была деревянной.

Самое замечательное в фортепиано – это способность резонировать и динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама, изобретенная в XIX в., позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте.

Другое отличие фортепиано от его предшественников – это способность звучать не только тихо и громко, но и менять силу звука внезапно или постепенно.

Славу одного из самых совершенных музыкальных инструментов рояль завоевал далеко не сразу. Его соперником долго оставался клавесин, давно получивший признание. Композиторы создали множество прекрасных сочинений для клавесина. К его изящному звучанию уже был приучен и слух музыкантов, и слух публики. А удары молоточка по струнам фортепиано казались непривычными и грубоватыми.

Для того чтобы перестроить слух музыкантов и любителей музыки с клавесинного звучания на фортепианное, понадобилось около ста лет.

В XIX в. сложились два основных вида фортепиано: горизонтальный – рояль с корпусом в виде крыла и вертикальный – пианино. Рояль стал концертным инструментом и применяется там, где нужна полная громкость. Пианино ставят там, где большой рояль не поместится и можно обойтись меньшей силой звука.

Третий вид музыкальных инструментов – духовые – ведут свое происхождение от раковин, рога, тростника. Звук возникает в них благодаря колебанию воздуха в полой трубке. Первыми духовыми инструментами были зурна, дудка, свирель, рожок, флейта.

Современные духовые инструменты делятся на деревянные и медные. Они могут быть прямыми и сравнительно короткими, другие – длинные и «свернутые» для удобства. И форма инструмента, и материал, из которого он сделан, определяют его тембр. В отличие от клавишных и струнных, духовые инструменты одноголосны.

К деревянным духовым инструментам относятся флейта, гобой, кларнет, фагот. Они делятся на флейтовые (все виды флейт) и язычковые.

Флейта возникла из тростниковой дудки с отверстиями. Сначала она была продольной, и ее держали вертикально. Позже появилась поперечная флейта, которую держат горизонтально. Этот вид флейты, усовершенствованный немцем Т. Бемом, постепенно вытеснил продольную. Диапазон флейты: от «до» первой до «до» четвертой октавы. Нижний регистр глуховатый и мягкий, средний и часть верхнего имеют нежный и певучий тембр, самые высокие звуки – пронзительные и свистящие.

Предшественниками медных духовых инструментов были сигнальные трубы, применявшиеся в бою, на охоте, во время торжественных церемоний. Валторна, труба, туба, тромбон, корнет издают резкие, сильные звуки. Наиболее низкий звук имеет туба. Появление в начале XIX в. вентильной механики расширило возможности медных духовых инструментов, позволило воспроизводить на них любую музыку.

Новую разновидность деревянных духовых инструментов создал в 1842 г. бельгиец А. Сакс. Этот инструмент он назвал саксофоном. Саксофон, названный так по имени изобретателя, представляет собой духовой инструмент, снабженный девятнадцатью клапанами. На нем играют не как на других медных мундштучных инструментах, а с помощью мундштука, подобного мундштуку бас?кларнета. Саксофон делается из серебра или особого сплава, но относится к деревянным инструментам.

Самым большим музыкальным инструментом является орган. Это духовой инструмент, на котором играют при помощи клавишей. Он обязан своим происхождением флейте Пана – нескольким тростниковым дудочкам разной длины, связанным вместе. Позже воздух стали нагнетать при помощи мехов. Затем для этого стали применять водяной пресс. Трубы стали делать сначала из дерева, а затем из металла. Над клавиатурой органа находятся регистровые ручки. Каждой клавише соответствуют несколько десятков или сотен труб, издающих звук одной высоты, но разного тембра. Переключая регистровые ручки, можно изменять звук органа, делая его похожим на звуки различных инструментов.

Органы долгое время устанавливали в католических соборах. Лучшие органисты, например И.?С. Бах, служили в церкви. Позднее органы стали размещать в специальных органных залах.

В XX в. появились электронные музыкальные инструменты. Первый из них – терменвокс – был изобретен в 1920 г. советским инженером Л. Терменом. В нем звук создавался при помощи электронного генератора звуковых частот, усиленных усилителем и преобразованных громкоговорителем. Высота и сила звука изменялись при помощи вертикального металлического стержня, скрепленного с металлической дугой. Исполнитель управлял инструментом, изменяя положение ладоней: одной – вблизи стержня менялась высота звука, другой – вблизи дуги – громкость. Тембр звука определялся режимом работы генератора.

Электрические инструменты делятся на собственно электроинструменты и адаптированные, т. е. обычные инструменты, снабженные усилителем звука (например электрогитара).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Музыкальный инструмент - это не просто предмет для извлечения звука, это виртуозное орудие в руках музыканта, которое может покорять, усмирять, будоражить умы и души. История музыкальных инструментов уходит своим корнями в далекое прошлое.

Зарождение музыкальных инструментов

Историками выдвигается множество различных гипотез относительно появления древних музыкальных инструментов. Исходя из результатов археологических раскопок на территории проживания разных этносов, ученые пришли к выводу, что наидревнейшим типом музыкальных инструментов были ударные. Суть ударных инструментов - в выстукивании ритма, а простой ритм и был первой формой .

Другие типы музыкальных инструментов имеют не менее давнюю историю. Так, прототипом первых струнных инструментов была тетива лука, которая при натягивании издавала характерный звук. А звук, создаваемый дуновением воздуха в полый стебелек, стал прообразом уже .

Три способа классификации музыкальных инструментов

Все музыкальные инструменты делят на группы по наличию общих признаков. Первый из них - способ звукообразования. По названию элемента, ответственного за производство звука, выделяют несколько разных типов инструментов. Так, к струнным относят и , а саксофон так же, как и флейта, - это духовые инструменты. Аккордеон и простая губная гармошка являются , всевозможные барабаны - перепоночными инструментами. Есть и более редкие типы: например, пластиночные (ксилофон) или стержневые (треугольник, челеста).


Арфа

Вторая классификация - по способу возбуждения звука. Причем в группе инструментов с одним и тем же звукообразованием можно выделить несколько групп с разным типом возбуждения звучания. Среди духовых выделяют дульцевые или свистящие (флейты); тростевые или язычковые ( , гобой, фагот), мундштуковые или медные (альт, тромбон, труба, горны и даже охотничьи рожки). Струнные подразделяются на щипковые (арфа, балалайка, клавесин) и смычковые (семейство .


Кларнет

Третий принцип типизации - способ звукоизвлечения. В группе ударных звук извлекается посредством удара рукой или молоточком, который провоцирует колебание вибраторов любой формы: пластины в ксилофоне, стрежни в треугольнике, барабанные мембраны…


Ксилофон

Исходя из всего вышесказанного, получаем тройную классификацию: фортепиано - это клавишно-ударный струнный музыкальный инструмент.

Эволюция музыкальных инструментов

Каждый этап эволюции человека находил свое отражения и в музыкальной культуре. Век за веком музыка становится разнообразнее, сложнее, совершеннее с технической точки зрения. Развитие музыки проявляется в появлении новых музыкальных инструментов, более виртуозных, удобных, мелодичных.

Многие существовавшие ранее музыкальные инструменты остались погребены в анналах истории. Другие же со временем усовершенствуются, становясь основоположниками целых семейств инструментов. Важную роль в развитии мировой музыкальной культуры сыграли такие инструменты как орган, клавесин, фортепиано, флейта и многие другие.

Самым современным на сегодняшний день типом музыкальных инструментов считаются . Они создаются с использованием новейших достижений электроники и техники и способны производить кардинально новое, необычное звучание. Электромузыкальные инструменты - это целое явление в современной музыкальной культуре, породившее отдельные направления музыки, и очередное подтверждение тезису параллельности развития культуры в целом и музыки в частности.