Юмористическая передача 90. Дети перестройки: какие передачи мы смотрели

24 мая 2018, 10:52

Всем привет!)

Ностальгия - сильная штука всё-таки! Наткнулась случайно в интернете на свою любимую детскую передачу "Зов джунглей" и понеслось... Начала вспоминать какие передачи я смотрела в детстве и, в общем, делюсь с Вами. Я думаю, что многие из Вас тоже смотрели в детстве/юности эти передачи) Предлагаю вспомнить вместе со мной)

Ну, начну со своей любимой передачи - Зов джунглей . Я ее просто обожала.

«Зов джунглей» - детская развлекательная передача. Первоначально выходила на Первом канале Останкино с 1993 по март 1995 года и на ОРТ с 5 апреля 1995 до января 2002 года. В игре принимали участие две команды - «хищников» и «травоядных». В каждой команде было по 4 человека. Две команды участвовали в соревнованиях наподобие «Весёлых стартов». Первый ведущий программы - Сергей Супонев (1993-1998). После него передачу вели также Пётр Фёдоров и Николай Гадомский (Николай Охотник). Эта передача была удостоена премии «ТЭФИ» 1999 года.

"Семь бед - один ответ"

Семь бед - один ответ - российская телевизионная игра, выходившая на канале «ОРТ». Игра строилась на принципах классической викторины, построенной на вопросах ведущего и ответах игроков. Общее количество игроков - 7 человек. Игра проходила в три тура. Продвижение игроков к победе «осуществляла» живая мумия-помощник ведущего (Дмитрий Мухамадеев). В качестве декораций использовался своеобразный храм из трёх уровней. Победители награждались призами (фонарик, видеокассета, фотоаппарат, хоккейная игра и футбольный мяч). Целевая аудитория: дети в возрасте от 12 до 15 лет. Каждая игра имела свою тематику: география, музыка, животные, спорт и так далее.

"Звёздный час".


«Звёздный час» - детская телепередача, выходившая в эфир по понедельникам на 1 канале Останкино/ОРТ с 19 октября 1992 года по 16 января 2002 года. Проводилась в формате интеллектуальной игры. Первым ведущим программы был актёр Алексей Якубов, но вскоре его сменил Владимир Большов. Первые несколько месяцев 1993 года ведущими были Игорь Бушмелёв и Елена Шмелёва (Игорь и Лена), с апреля 1993 года и до конца существования ведущим был Сергей Супонев, позже ставший руководителем программы.

"Денди - новая реальность". Эту передачу я смотрела вместе с братом. Ему были интересны все эти игры, приставки и т.д., а я просто смотрела с ним за компанию)

«Денди - Новая реальность» (затем просто «Новая реальность») - детская телепередача о компьютерных играх на игровых приставках, выходившая в России с 1994 по 1996 годы - сначала на канале 2×2, затем на ОРТ. Ведущий Сергей Супонев в течение примерно получаса рассказывал о нескольких играх для 8-разрядных приставок Dendy, Game Boy и 16-разрядных Sega Mega Drive, Super Nintendo. В заставке играла песня «Денди, Денди, мы все любим Денди! Денди - играют все!».

"Сам себе режиссер". Я всегда с собой беру видеокамеру)))

«Сам себе режиссёр» - телевизионная передача, в основе которой лежит демонстрация любительского видео. Вышла в эфир 6 января 1992 года на канале 2х2. С 1994 года выходит на России-1. Бессменный ведущий и руководитель передачи - Алексей Лысенков.

Дог-шоу «Я и моя собака».

Дог-шоу «Я и моя собака» - телевизионное шоу с участием собак. Ведущий - Михаил Ширвиндт, сын Александра Ширвиндта. Программа изначально с 16 апреля 1995 года выходила на «НТВ». В 2002 году, после смены собственника «НТВ», выпуски 1995-1996 годов транслировались на «REN-TV», а затем программа выходила на «Первом канале» (с 15 сентября 2002 по 28 августа 2005 года). В августе 2005 года телешоу закрыто в связи с изменением концепции вещания «Первого канала». В программе принимали участие хозяева и их собаки. Они вместе участвовали в конкурсах, вместе преодолевали препятствия, отвечали на вопросы и получали призы. Основной девиз «Дог-шоу»: «Если чего-то не может сделать собака, за неё это может сделать хозяин, - и наоборот». В шоу мог принять участие любой человек, воспитывающий собаку. Конкурсы оценивало жюри, в состав которого обычно входили артисты театра и кино, популярные эстрадные исполнители, поэты, композиторы, писатели, режиссёры.

"Устами младенца"

«Устами младенца» - интеллектуальная телеигра. Выходила в эфир с 4 сентября 1992 по 1 января 1997 года по пятницам вечером, позже по субботам, затем по понедельникам вечером и каждые выходные утром на канале РТР, с 12 января 1997 по 29 декабря 1998 года - по воскресеньям в 18:00 на НТВ, с 11 апреля 1999 по 3 сентября 2000 года - по воскресеньям в 18:00 на РТР. Правила довольно просты: дети объясняют, что, по их мнению, значит то или иное слово, а взрослые это слово угадывают. Передача выходила в эфир с 1992 по 2000 год. Ее ведущим был Александр Гуревич. В 1995 году «Устами младенца» наградили премией «Золотой Остап», а в 1996 шоу было номинировано на «ТЭФИ» как «Лучшая программа для детей».

"Утренняя звезда"

«Утренняя звезда» - программа, выходившая на Первом канале с 7 марта 1991 по 16 ноября 2002 года и на канале ТВЦ с 2002 по 2003 год. В этой передаче раскрываются юные таланты в области музыки. Ведущими были: Юрий Николаев(1991-2002), Маша Богданова (1991-1992), Юлия Малиновская (1992-1998), Маша Скобелева (1998-2002), Вика Кацева (2001-2002).

"Царь горы"


«Царь горы» - детская спортивная телепередача, выходившая еженедельно с 28 сентября 1999 года по 5 января 2003 года на «Первом канале». В соревнованиях участвуют три человека, каждому из которых предстоит пройти множество испытаний: пробраться по канатам, выбраться из лабиринта, забить мячи в ворота соперников, пройти полосу препятствий на роликах, велосипедах и других средствах передвижения. Выигрывает участник, лучше всех справившийся с заданиями. Передача была закрыта в связи с уходом с Первого канала ведущего - Алексея Весёлкина. С 2007 по 1 сентября, с 16 сентября по начало декабря 2008 года и в середине марта 2009 года выходили повторы этой передачи на бывшем канале «Теленяня».

"Марафон - 15"

«Марафон-15» - телепередача для подростков. Каждый выпуск телепередачи - это 15 коротких сюжетов разной тематики, которые будут интересны подросткам. В телешоу «Марафон-15» можно увидеть интервью с музыкантами, узнать о моде и косметологии, космосе и экстремальных видах спорта, познакомиться с жизнью школьников в разных городах страны, посмотреть сюжеты о юных изобретателях и артистах. С 1989 по 1991 год ведущими были Сергей Супонев и Георгий (Жора) Галустьян. В 1991 году к ним присоединилась ведущая Леся Башева (в дальнейшем ведущая рубрики «Между нами девочками», которая к 1992 году стала самостоятельной программой). Выходила по субботам и разным будним дням, в 1997-1998 годах программа выходила по понедельникам в 15:45. 28 сентября 1998 года вышел последний выпуск программы.

"Позвоните Кузе"

«Позвоните Кузе» - первый в истории российского телевидения интерактивный проект - телевизионная компьютерная игра для детей. Выходила на телеканале РТР с 31 декабря 1997 по 30 октября 1999 года.

«Кузьма, я за тобой наблюдаю», «Эй, дружище, так мы быстро проиграем!», «Смех смехом, а по мне булыжник проехал» – помните? Тот, кто вырос в 90-е, без труда узнает цитаты из популярной в то время программы «Позвоните Кузе». Главным условием было наличие телефона с тоновым набором. Счастливчики, которым удавалось дозвониться до знаменитого тролля, попадали в телеэфир. При помощи кнопок телефонного аппарата дети управляли Кузей в игре, помогая ему спасти семью, которую похитила ведьма Сцилла. И несмотря на иностранное происхождение игры, программу с участием этого забавного тролля в нашей стране очень полюбили. Ведущие российской версии игры были Инна Гомес и Андрей Фёдоров.

"Лего-го!"

«Лего-го!» - программа для детей, выходившая с 1 апреля 1995 по 19 марта 1998 года. Выходившая на ОРТ, позже на СТС. Когда программа стала выходить на СТС, телеигра стала называться «КБ-Легонавт». На ОРТ ведущими телеигры были - Георгий Галустян, позже Фёдор Стуков. Суть игры: команды соревнуются в различных конкурсах по строительству из кубиков конструктора «Лего».

Например:

*На время и на правильность собрать из деталей конструктора заданную игрушку. Побеждает команда, у которой меньше недочётов;
*Из больших кубиков построить башню как можно выше. Проигрывает команда, у которой башня ниже по высоте или развалилась, и т.д.

«100 %» - телевизионная передача телеканала «ОРТ», выходившая в 1999-2002 гг.

В 1999 году в эфире ОРТ появилась веселая музыкально-развлекательная передача «100%», которая была адресована детям и подросткам в возрасте от 12 до 18 лет. В гости к ведущим и зрителям приходили знаменитые певцы и музыкальные группы и в непринужденной обстановке общались на разные темы, а также исполняли свои главные хиты. В программе также появлялись актеры, спортсмены, режиссеры и другие звезды. У каждого выпуска была своя основная тема, например, «Друзья», «Ссоры и конфликты», «Еда» и т.п. Про это снимались сюжеты, задавались вопросы гостям передачи и проводились специальные викторины для телезрителей. Программу вели Елена Перова, Кирилл Супонев и Никита Белов. В конце шоу традиционно звучала песня: «Заходи на огонек, сто процентов. С нами ты не одинок, сто процентов…». Последний выпуск вышел 11 сентября 2002 года в связи с переходом Никиты Белова на Ретро FM.

"АБВГДейка"


«АБВГДейка» - советская и российская детская образовательная телевизионная программа для дошкольников и младших школьников. Выходит с 1975 года по настоящее время. Формат передачи - уроки в форме игрового спектакля, в качестве учеников выступают клоуны.

"Самый умный"

«Самый умный» - российско-украинская телеигра эрудиционно-развлекательного характера, являющаяся адаптацией британского телепроекта Britain’s Brainiest Kid. Лауреат телевизионной премии «ТЭФИ». Ведущая - Тина Канделаки (с 2003 по 2012 год)

Еще можно сюда добавить "Ералаш".

«Ералаш» - советский и российский детский юмористический киножурнал, выпускавшийся с 11 сентября 1974 года по настоящее время. Художественный руководитель журнала - Борис Грачевский.

В конце просто хотелось вспомнить логотип телекомпании "BИD".

Вот история о том, как появился данный логотип:

Александр Любимов (один из создателей независимой телекомпании «ВИD »):

"Мы хотели, чтобы символ был живой, тогда все увлекались компьютерной графикой, а нам хотелось живой артефакт. Думали в сторону MGM, где львенок рычит, но мы не хотели животных, хотели символ. А восток богат всякими символами..."

Специально для этого Андрей Разбаш (один из учредителей независимой телекомпании «ВИD») поехал в Музей Востока за помощью к будущей жене Владислава Листьева Альбине Назимовой, работавшей на тот момент там реставратором. Из предложенных ею вариантов Разбаш выбрал керамическую голову древнекитайского даосского философа Го Сяна с трёхлапой жабой на голове. Среди людей, не изучавших вопрос появления маски, распространено мнение, что маска очень похожа на лицо Ельцина. В разных восточных культурах данный символ трактуется по-разному: где-то он символизировал духовное богатство, где-то - могущество, а где-то - финансовое богатство.

Вот, собственно, и все. Конечно, я перечислила здесь далеко не все детские передачи. В основном только те, которые я смотрела и помню. Поэтому напишите в комментах какие передачи Вы смотрели в детстве, или может которые Вы просто помните, но в моем списке их нет. Спасибо за внимание! Всем хорошего настроения!)))

Вот что было хорошего в 90-е - так это телевизионный эфир. В то время на различных каналах выходило множество действительно интересных программ. Можно наверное смело сказать, что "лихие 90-е" - это было золотое время отечественного телевидения. Не всё конечно - было и много шлака, но смотреть телепередачи в то время было реально интересно


Давайте же вспомним, самые яркие телепрограммы тех лет

Говоря про хорошее телевидение 90-х, в первую очередь у меня на ум приходит одна фамилия - Супонев.

Думаю не надо объяснять почему. Это была, с моей точки зрения золотая эра хороших детских передач. Начинал он ещё в конце 80-х корреспондентом популярнейшей программы "До 16 и старше...". А позже делает замечательный детский аналог "Взгляда" - "Марафон 15". Ну уже именно в 90-е благодаря ему появились "Звёздный час", "Зов джунглей", "Денди - Новая реальность", "Царь горы", " Семь бед - один ответ"

Упомянув "Взгляд", нельзя не вспомнить о передачах телекомпании ВИД

Ведь именно благодаря взглядовцам появилось множество программ и имён, которые "рулят" на сегодняшнем телевидении до сих пор

Это "Поле чудес", "Матадор", "МузОбоз", "Хит-конвейер", "Непутёвые заметки", "Телескоп", "Тема", "Час пик", "Красный квадрат", "L-клуб", "Угадай мелодию", "Серебряный шар", "Акулы пера", "Эти забавные животные", "Жди меня" ("Ищу тебя") и множество других

Другой кузницей кадров была независимая частная телевизионная компания "Авторское телевидение"

Именно благодаря АТВ появились передачи "Намедни", "Оба-На!", "Пресс-клуб", "Джем-сейшн", "В поисках утраченного", "Пойми меня" и ещё много каких программ

Следующей кузницей кадров можно назвать КВН, ведь именно в 90-е появились первые постквновские проекты типа "Джентльмен-шоу" и "ОСП-студия"

А ещё бывших квнщиков уже тогда начали пробовать в качестве ведущих - "Счастливый случай", "Устами младенца"

Ещё одним производителем программ для ТВ стала телекомпания Владимира Ворошилова "Игра-ТВ"

Помимо и без того популярной "Что? Где? Когда?" благодаря им появились на наших экранах "Любовь с первого взгляда" и "Брэйн-Ринг"

Что ещё можно вспомнить? Да много ещё было популярных у зрителя передач - "Два рояля", "Городок", "Клуб "Белый попугай", "Сам себе режиссёр", "Каламбур", "Маски шоу", "Куклы", "Осторожно модерн", "Окна", "Империя страсти", "Гвозди", "Программа А"

Что я ещё не вспомнил? Добавляйте!

Источники

www.suponev.com/suponev/node/127
www.kvnru.ru
www.atv.ru/
www.poisk.vid.ru/
www.tvigra.ru/

Смотрите также:





Одной из отличительных особенностей детских программ была их музыка. Простые, но такие запоминающиеся слова песен-заставок до сих пор помнят многие из нас. Вот и говоря о популярной интеллектуальной викторине «Звездный час», тут же приходят на ум слова: «Днем или ночью чудо откроет дверь» .

Программа выходила в эфир с 1992 года на 1 канале, позже – на ОРТ. Ее автор – Влад Листьев. В принимали участие шесть команд, каждая из которых состояла из школьника и одного родителя (реже – учителя или друга). Мамы и папы отвечали на вопросы одновременно с детьми, принося им дополнительные баллы.

В самом начале у программы часто менялись ведущие, пока не пришел Сергей Супонев. Он не только довольно быстро полюбился зрителям, но и сделал «Звездный час» мегапопулярным шоу. Передача прекратила свое существование в 2002 году, через полтора месяца после трагической гибели Супонева.

«Зов джунглей»

И снова при воспоминании о ней в голове радостно играет песня: «Вечером в среду после обеда…» . Кстати, мало кто вспомнит, но в самом начале, когда передача выходила по субботам, ее музыкальная заставка звучала иначе: «Утром в субботу спать неохота…».

Во время загрузки произошла ошибка.

Передача выходила на ОРТ с 1995 по 2002 год. После Супонева ее вел сначала Петр Федоров, затем Николай Гадомский. В 1999 году программа «Зов джунглей» была удостоена премии «ТЭФИ».

«Царь горы»

Еще одна веселая спортивная игра – «Царь горы». В ней дети за короткое время должны были пройти различные испытания.

Самым запоминающимся из них была полоса препятствий. Пройти через нее мечтал каждый зритель . Ну а основная цель игры – это забраться на «Олимп» и простоять там 30 секунд, держась за кнопку и не позволяя соперникам столкнуть себя.

Во время загрузки произошла ошибка.

Ведущим передачи был Алексей Веселкин. Шоу впервые вышло в эфир в 1999 году, а в 2003 оно было закрыто в связи с уходом Веселкина с Первого канала.

«Утренняя звезда»

Во время загрузки произошла ошибка.

Программа стартовала в марте 1991 года. Участники в возрасте от 3 до 22 лет показывали свое мастерство в вокальном или танцевальном жанрах (в зависимости от возраста).

Ведущий и автор передачи – Юрий Николаев. По его признанию, работа над каждым выпуском «Утренней звезды» была для него настоящим праздником. Конкурс просуществовал более 10 лет и за это время «зажег» немало звезд российской эстрады, среди которых – Сергей Лазарев, Анжелика Варум, Юлия Началова, Валерия, Пелагея, Влад Топалов, группа «Лицей» и многие другие .

В 2002 году программа была снята с эфира Первого канала. Как сообщают некоторые СМИ, в то время руководство захотело сосредоточить аудиторию на другом проекте – «Фабрика звезд».

«До 16 и старше…»

Эту телепрограмму можно смело записать в ряды «долгожителей». На отечественном телевидении она просуществовала почти 20 лет. Первый выпуск вышел в эфир в 1983 году. Передача была посвящена проблемам современной молодежи, которые, кстати, актуальны и сейчас: наркотики, алкоголь, секс, конфликты в семье и со сверстниками и т.д.

Программа сначала выходила в формате видеожурнала, составленного из нескольких сюжетов, а потом превратилась в ток-шоу, героями которого были музыканты, актеры, писатели, режиссеры и продюсеры.

Во время загрузки произошла ошибка.

«В гостях у сказки»

«В гостях у », пожалуй, заслуженно может получить звание не только еще одного «долгожителя», но самой волшебной передачи на ТВ. В программе показывали и обсуждали детские разных лет.

Зрители присылали рисунки и поделки по мотивам просмотренных фильмов. Ведущая Валентина Леонтьева (тетя Валя) всегда открывала программу словами: «Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые товарищи взрослые!»

Во время загрузки произошла ошибка.

В 1990-х годах передача претерпела изменения. Ее переименовали в «Зазеркалье», взрослую ведущую заменили на мальчика и девочку. Дети попадали «внутрь сказки», и с ними происходили разные приключения.

«Пойми меня»

Еще одна передача, которая в 90-е годы постоянно собирала детей у экранов, это «Пойми меня» – великолепная вариация известной игры «Испорченный телефон».

Игроки делились на две команды по пять человек. Цель игры – как можно быстрее при помощи синонимов помочь другому участнику отгадать зашифрованное слово . При этом объясняющему нельзя повторять слова (включая однокоренные), услышанные от предыдущего члена команды.

Во время загрузки произошла ошибка.

В разные годы программу вели Матвей Ганапольский, Павел Майков, Олег Марусев, Евгений Стычкин и другие. В 2013 году «Пойми меня» возродилась на канале «Карусель» с ведущей Ольгой Шелест. Всего были снято три сезона. Последний выпуск программы вышел в марте 2016 года.

«Устами младенца»

«Устами младенца» – это, пожалуй, самая милая . Правила довольно просты: дети объясняют, что, по их мнению, значит то или иное слово, а взрослые это слово угадывают.

Передача выходила в эфир с 1992 по 2000 год. Ее ведущим был Александр Гуревич. В 1995 году «Устами младенца» наградили премией «Золотой Остап», а в 1996 шоу было номинировано на «ТЭФИ» как «Лучшая программа для детей».

Во время загрузки произошла ошибка.

После закрытия передачи ее несколько раз пытались реанимировать, однако былого очарования и популярности шоу уже не имеет.

«Позвоните Кузе»

«Кузьма, я за тобой наблюдаю», «Эй, дружище, так мы быстро проиграем!», «Смех смехом, а по мне булыжник проехал» – помните? Тот, кто вырос в 90-е, без труда узнает цитаты из популярной в то время программы «Позвоните Кузе».

Главным условием было наличие телефона с тоновым набором. Счастливчики, которым удавалось дозвониться до знаменитого тролля, попадали в телеэфир. При помощи кнопок телефонного аппарата дети управляли Кузей в игре, помогая ему спасти семью, которую похитила ведьма Сцилла.

Во время загрузки произошла ошибка.

Во время загрузки произошла ошибка.

У каждого выпуска была своя основная тема, например, «Друзья», «Ссоры и конфликты», «Еда» и т.п. Про это снимались сюжеты, задавались вопросы гостям передачи и проводились специальные викторины для телезрителей.

Программу вели Елена Перова, Кирилл Супонев и Никита Белов. В конце шоу традиционно звучала песня: «Заходи на огонек, сто процентов. С нами ты не одинок, сто процентов…».

«Форт Боярд»

Мы не могли пройти мимо этого приключенческого шоу. Его, как правило, смотрели всей семьей, в том числе и с детьми. Да и как тут пройти мимо, когда перед глазами смелые участники, которые оказались в древней крепости окруженной водой.

Для того чтобы отгадать кодовое слово и открыть сокровищницу, им нужно было собрать ключи и подсказки, заходя в помещения, где были змеи, пауки или даже что-то пострашнее. Колорита шоу добавлял таинственный старец с загадками.

Во время загрузки произошла ошибка.

В телеэфир сначала выходили переведенные французские выпуски игры. Затем покорять крепость ездили уже участники из России, что, безусловно, еще больше подняло рейтинги шоу.

А какая детская программа в 90-х нравилась вам больше всего?

Эта передача была чуть ли не единственной причиной, почему переставал быть невыносимым.

В интеллектуальной игре сражались шесть команд, состоящих из школьника и его родственника. В первом и третьем турах нужно было поднимать таблички с правильными ответами. Во втором - из трубы падали кубики с буквами, из них потом надо было составить слово.

В финале встречались двое лучших игроков. Их задачей было составить как можно больше небольших слов из одного длинного. И в итоге победитель получал невероятные для ребёнка 90-х подарки: музыкальный центр, видеомагнитофон или другую технику, о которой можно было только мечтать.

Добавлял очков «Звёздному часу» ведущий Сергей Супонев.

2. «Куклы»

Сатирическая передача была совсем недетской, несмотря на название. Для шоу были сделаны куклы, карикатурно похожие на политиков и известных людей того времени.

В программе рассказывали об актуальных событиях, нередко вплетая их в классические сюжеты вроде «Героя нашего времени» Лермонтова.

3. «До 16 и старше»

За время своего существования передача трансформировалась из тележурнала в ток-шоу. Здесь чуть ли не впервые на телевидении начали поднимать проблемы молодёжи на понятном ей языке.

Современным программам «До 16 и старше» явно проигрывает, телевидение продвинулось далеко вперёд. Но в целях пересмотреть некоторые выпуски можно, например серию с участием Виктора Цоя.

4. «Зов джунглей»

«Вечером в среду после обеда…» или «Утром в субботу спать не охота» - неважно, в какое время звучит этот позывной. Мы точно знаем, что нужно быть сильным и смелым, ловким, умелым, и тогда джунгли тебя позовут. Заставка программы смонтирована из рекламы фруктового сиропа, производитель которой был спонсором передачи. И именно из «Зова джунглей» многие узнали о существовании панды и коалы.

5. «МузОбоз»

«Музыкальное Обозрение» вёл Иван Демидов, неизменно предстающий перед зрителями в чёрных очках. В программе рассказывалось о модной , и это была передача, не имеющая аналогов, - эдакое MTV, запертое в получасовые рамки «МузОбоза».

6. «Лего-го!»

Как видно из названия, корни у передачи рекламные, но разве это интересовало маленьких зрителей в 90-е. Программа напоминала «Зов джунглей», только все конкурсы были связаны с фигурками Lego как маленькими, так и огромными. А главный приз и вовсе выглядел чудом, победителю дарили поездку в парк развлечений Legoland.

7. «Позвоните Кузе»

Интерактивная передача из 90-х, в которой зритель мог дозвониться до ведущего и в прямом эфире сыграть в одну из игр с участием тролля Кузи. Правда, для большинства программа изначально существовала в жанре летсплея: непросто дозвониться и перевести телефон в тональный режим, когда в доступе только дисковый аппарат, да и тот у соседей.

8. «Новая реальность»

Ещё одна спонсорская передача, наполненная детскими несбыточными надеждами. Ведущий Сергей Супонев рассказывал об играх для Dendy, GameBoy, Super Nintendo и Sega Mega Drive.

9. «Каламбур»

Долгое падение самолёта «Бройлер-747», деревня дураков, секретный танк времён Первой мировой войны и другие сквозные сюжеты запоминались сразу из-за простых шуток, доходящих до клоунады, и ярких образов героев.

10. «Городок»

Эта программа появилась в 1993 году и продержалась до 2012-го. Она была закрыта после смерти Ильи Олейникова - одного из актёров юмористического шоу. Вместе с Юрием Стояновым он снимал скетчи на разные темы. Специальная рубрика отводилась под розыгрыши со скрытой камерой.

11. «Любовь с первого взгляда»

Телеигра, которая моментально ушла в народ и повторялась, наверное, на всех школьных огоньках и вечерах. Трое парней и три девушки впервые встречались в студии программы. После первого тура, в котором они знакомились, им предстояло выбрать кого-то одного из тройки напротив. Пары, чей выбор совпал, продолжали борьбу за победу.

Кстати, тогда скрепы были более гибкими, потому что новая пара сразу могла выиграть на двоих.

12. «Бои Гладиаторов»

Международное шоу International Gladiators 1 в России выходило с комментариями Николая Фоменко. В нём обычные люди соревновались за победу. Но в большинстве испытаний они сражались не друг с другом, а с физически подготовленными гладиаторами.

От России в шоу участвовали четыре конкурсанта и четыре гладиатора. В числе последних - Владимир Турчинский и Сергей Рубан.

13. «Счастливый случай»

В этой интеллектуальной семейной викторине было мало зрелищности, но в 90-е этого и не требовалось. Две команды друг за другом отвечали на вопросы и набирали баллы. Особенно ожидаемым был раунд «Тёмная лошадка», в котором участвовала приглашённая звезда.

14. «Осторожно, модерн»

В наших сердцах Дмитрий Нагиев и Сергей Рост навсегда останутся крепкой семьёй как минимум из четырёх человек, и в гламурном телеведущем мы будем видеть прапорщика Задова.

15. «Золотая лихорадка»

Эта игра не сразу всплывает в голове, когда начинаешь думать о шоу 90-х, однако память хорошо освежает главный приз - 1 кг .

Ведущий Леонид Ярмольник перемещался внутри огромной клетки, пока игроки отвечали на вопросы. Примечательно, что программу закрыли из-за финансового кризиса.

16. «Империя страсти»

Игру на раздевание вёл Николай Фоменко. Участники - мужчина и женщина - выполняли задания, а если не справлялись, должны были снять с себя предмет одежды. Проигрывающий обычно оказывался к концу эфира в одних трусах.

17. «Устами младенца»

Передача, в которой дети объясняют какое-то слово или понятие, а две команды взрослых пытаются их понять. Программа идёт до сих пор, но записи мы пересматриваем именно из 90-х, например с Марком Амодео.

18. «Сам себе режиссёр»

Передача, наполненная любительским видео, была на пике, когда большинство телезрителей о камере могло только мечтать. Программа выходит и сейчас, правда, при наличии держится она вовсе не на роликах.

Это некий клуб такой, уже домашняя больше обстановка: есть несколько миллионов зрителей, которые смотрят эту программу, - они есть, их не становится ни больше, ни меньше. Это люди, которые в воскресенье в полвосьмого утра встают, включают телевизор и смотрят передачу.

Алексей Лысенков, ведущий

19. «От винта»

Программа несколько раз меняла канал, но зрители шли вслед за ней, потому что передача приоткрывала дверь в мир компьютерных игр.

20. Дог-шоу «Я и моя собака»

Хозяева и их собаки соревновались в нескольких конкурсах. Человек должен был отвечать на вопросы, а его питомец - успешно справляться с заданиями. Впрочем, правилами не запрещалось, чтобы хозяин проходил полосу препятствий вместо . Обычно основным препятствием для четвероногих становился тканевый тоннель.

Оценки выставляло жюри, и не всегда выигрывали самые смышлёные собаки. Иногда достаточно было, чтобы пёс был умилительно глупым, а хозяин - обаятельным.

А какие передачи из 90-х запомнились вам?

10 культовых шоу на злобу дня

Телевидение 90-х было оазисом удивительной свободы, ярким карнавалом, где было возможно то, за что сейчас предъявляют обвинения в экстремизме и закрывают каналы. Притом, абсолютно неважно, была ли это серьезная общественно-политическая передача или молодежное ток-шоу. Администратор паблика «Орбита-4 » Александр Павлов составил подборку ключевых передач того времени. В первом выпуске - яркие примеры «общественного телевидения».

Новогоднее вещание

Встреча Нового года в телевизоре постперестроечной эпохи несколько отличалась от нынешних стандартов. Если сейчас каналы принято ругать за полное отсутствие связи с реальностью (даже то, что Путин перезаписывает свое праздничное обращение и упоминает теракты, уже считается достижением), то тогда реальность, наоборот, лезла изо всех щелей - да так, что впору было прятаться. Наступающий 93-й в этом смысле стал безоговорочной вершиной, которая затмевала даже выступление юмориста Задорнова на месте главы государства за год до этого: медиаперсонажи в своих речах были все как один мрачнее тучи. Листьев призывал беречь детей, потому что им придется тяжелее, чем их родителям, эстонский мастер интервью Урмасс Отт желал, чтобы не ломались телевизоры (потому что новых не купить), Гарри Каспаров говорил об отличии жизни от выживания, диктор Кириллов был необычайно грустен и немногословен, а не делать такие кислые лица больше всех призывала, как ни странно, ведущая новостей Татьяна Ростиславовна Миткова. Однако не все было настолько пронизано упадничеством: попадались и выдающиеся музыкальные номера приблизительно с тем же набором героев, например, хоровое исполнение песни «Улыбка» (из которого следует единственный вывод - Константин Эрнст был и остается очень крутым, но поет совершенно чудовищно).

«Дикое поле»

После закрытия уже ставшей на тот момент легендарной программы «600 секунд» (как известно, строившейся по остросоциальным схемам «трупик-попик-филармония» и «сволочи-проститутки-радиация»), Александр Невзоров окончательно закрепил свою всероссийскую славу самого радикального (если не сказать отмороженного) тележурналиста. По сути, все осталось тем же самым - трущобы, помойки, дворы, страшнейшие сюжеты из горячих точек (как раз началась Первая чеченская) и фирменные драматические интонации, но только на первой кнопке вместо ленинградского ТВ. Невзоровское «Дикое поле», шедшее в прайм-тайм по ОРТ - это, без преувеличения, настоящая симфония, целиком состоявшая из безумной фактуры и бесконечного упора на шок-контент (как ерничал сам Александр Глебович, «мало, чтобы в кадре висел труп - давайте его еще покачаем немножко»). Особняком стоит его увлекательное интервью с каннибалом Ильшатом Кузиковым: шутки в духе «выпивали двое - закусил один», крупные планы трехлитровой банки с супом из человека и произнесенный замогильным голосом панчлайн «Не надо отворачиваться - это Санкт-Петербург». Были и другие удачи - к примеру, сюжет про женскую зону под названием «Ковырялки»; в общем, переплюнуть такое до сих пор не представляется возможным.

Герои репортажей Сергея Доренко ненавидели его еще с самого начала 90-х, со времен передачи «Версии», вслед за которыми последовали и кресло ведущего «Времени», и, наконец, знаменитая авторская программа - настоящая гвоздевая бомба эфира, взорвавшаяся на излете десятилетия. «Что он себе позволяет», «да уберите вы его в жопу», «ты какой-то квадратный - уже и с экрана тебя сняли, а ты все равно ни в одну коробку не помещаешься, уезжай из страны», - за карьеру ему пришлось наслушаться всякого, и в основном, естественно, по делу. Если исключить все политические перипетии (кто, кого, за сколько и почему мочил друг друга по телевизору силами Сергея Леонидовича, и что в итоге из этого вышло), можно сказать одно: талант Доренко не просто набрасывать говно на вентилятор, а подгонять целые эшелоны к вентиляторным городкам («Примакову отрежут ноги!», «А если Лужкова переодеть в женщину?», «А давайте дадим Чубайсу коробку из-под ксерокса!») еще не раз должен быть подвергнут тщательному исследованию. Однако бывал он и милым - допустим, Земфира на заре карьеры вышла из знаменитой серой студии живой и невредимой.

«Взгляд»

Главный рупор перемен конца советских времен (гласность, критика режима, яркие, хоть и иногда наивные, репортажи про стрельбу в братских республиках, тюрьмы, проституцию, неонацистов и рок-музыку) с приходом новых реалий становился все менее острым и все более грустным: с душещипательными рассказами о детях-сиротах и общим посылом «Что же с нами стало?».

Тем не менее, ночные эфиры «Взгляда» продолжали по старой памяти любить и смотреть - во многом благодаря чутью редакции, по достоинству оценить которое можно только сейчас. Еще до общероссийской славы фильма «Брат» Сергей Бодров в качестве ведущего брал интервью у Алексея Балабанова (что особенно важно, тот совершенно не был похож на законченного мизантропа), в 99-м в студии сидел Евгений Ройзман со своим «Городом без наркотиков» (задолго до всякого ЖЖ и политических амбиций), в конце концов, даже с группой «Аннигиляторная пушка», впоследствии ставшей интернет-мемом, «Взгляд» беседовал еще черт знает когда.

«Марафон-15»

По сути, все тот же «Взгляд», только для маленьких - вроде бы не отличавшаяся особой оригинальностью подростковая программа, во-первых, оперативно (иногда даже слишком) реагировала на повестку дня, во-вторых, благодаря восходящей звезде Сергея Супонева, поражала, как ни банально прозвучит, совершенно удивительной теплотой и искренностью. Любимые детьми 90-х «Звездный час» и «Денди - новая реальность» вышли непосредственно из «Марафона-15» и как раз тем и славились: интонационно разговор велся на равных, как со взрослыми, разве что без упоминаний ужасов перестройки. Сам же «Марафон» с ужасами заметно перебарщивал - невинное строительство снежного городка в кадре вдруг совершенно неожиданно могло вырулить на разрушенные церкви, пустые прилавки, танковые гусеницы и автоматы Калашникова.

«Программа А»

Самая нестыдная в плане подбора музыкального материала телепередача, в основном избегавшая демонстративных попыток поиграть в постмодернизм, но, в то же время, не боявшаяся периодически рисковать - что часто помогало ей собирать у экранов довольно приличную аудиторию. Так, в 92-м в «Программе А» с совершенно оглушительным эффектом показали лайв группы «Автоматические удовлетворители» (где пьяный в дрезину солист Андрей Панов много и интересно лежал на сцене), а в 94-м устроили Егору Летову сеанс прямого общения со страной.

«Егор, я не понимаю твоих фишек, почему ты считаешь коммунистов и фашистов силами света? - Потому что их идеи объединяют людей, это идеи, которые борются с одиночеством, а кто этого не понимает, тот либо мразь, либо подонок», - на фоне того, что дело происходило через полгода после октябрьских событий, выглядели такие заявления, по меньшей мере, крутовато (плюс даже страшно представить, что бы сделала с каналом возмущенная общественность в наши дни). Но, что называется, не скандалами едиными - иногда можно было включить «Программу А» и наткнуться на приятный сюрприз вроде концерта пионеров пост-рока Bark Psychosis.

«Будка гласности»

Резонансный телехит новой России, выросший из простенькой задумки установить на Красной площади небольшое помещение с камерой, снять всех желающих и составить из полученного материала коллективный портрет страны. В итоге по состоянию на 7 ноября 1991 года можно было понять только одно - обширные социальные потрясения серьезно подорвали и без того шаткое психическое здоровье среднего гражданина. Помимо стесняющихся провинциалов в шапках-петушках и детей, сообщающих, что «на Украине нормально, дефицита нет» находились и рассказчики про апокалипсис, и религиозные фанатики, и рассерженные горожане с неприятным блеском в глазах - впрочем, описанию герои поддаются плохо: совсем другая речь, совсем другие лица, совсем другая фактура. Несмотря на нерегулярность выхода, «Будка» прочно осела в народном сознании - ее не только пародировали (как например, программа «Куклы» или Евгений Петросян), но и на полном серьезе делали одноименные передачи-клоны на региональных каналах.

«Тема»

Бенефис Влада Листьева и первое полноценное ток-шоу с проблематикой, которую всем давно хотелось нормально обсудить в эфире - как серьезно (приватизация, референдум о доверии президенту, смертная казнь, легализация огнестрела, банкиры, разгул криминала), так и не очень (нудисты, биополе, снежный человек). Классическим примером можно считать выпуск о феномене детей-бизнесменов, в котором студия выпытывает у мальчика Димы и других безымянных предпринимателей с просвечивающими ушами, как они зарабатывают на жизнь - в процессе невозможно отделаться от ощущения, что наблюдаешь за героями фильма Сергея Соловьева «Нежный возраст».

«Моя семья»

Передача, фактически породившая все отечественное «телевидение для домохозяек» и во всем блеске продемонстрировавшая безоговорочную коммерческую гениальность Валерия Комиссарова - обладателя внешности комического адвоката-пройдохи, а впоследствии депутата Госдумы и автора концепций «Дома-2» и «Окон». Бесконфликтная и уютная «Моя семья» старалась не делать сложного выражения лица и особенно не лезть в глобальные вопросы - только быт, только внутренние дела, только обычные истории обычных людей (те, у кого истории были поострее, скрывались под знаменитой «Маской откровения»). В начале нулевых все слегка пожелтело (по поводу чего иногда возмущалась газета «Комсомольская правда» - мол, уши сценаристов в сюжетах торчат совсем уж неприкрыто, как же так) и утратило естественное обаяние, но золотые времена, когда прийти порассуждать о «новых русских» не брезговал, например, Эдуард Лимонов (причем ставя им в пример не кого-нибудь, а наркобарона Пабло Эскобара) уже останутся в вечности.

«Поле чудес»

Краеугольный камень отечественного развлекательного телевидения за 20 с лишним лет существования окончательно утратил остатки общественной значимости и здравого смысла, оказавшись погребенным под подарочными завалами из вяленой рыбы и маринованных грибочков. Сейчас сложно представить, что когда-то было по-другому: страна всерьез возмущалась заменой интеллигентного Листьева (который в процессе игры спрашивал у подростков, как обстоит ситуация с люберами, тонко шутил про правый уклон и передавал привет тогдашнему мэру Москвы Гавриилу Попову) на «этого алкаша» Якубовича или дружно смотрела на безумную коллаборацию «Поля чудес» с НТВшными «Куклами» в поддержку Ельцина на выборах. Впрочем, настоящей квинтэссенцией происходившего можно считать сотый эфир программы в 93-м - там, в числе прочего, космонавты со станции «Мир» выигрывали видеомагнитофоны, находясь непосредственно на околоземной орбите, а простоватый усатый мужчина, лишившийся почти завоеванного автомобиля из-за подсказки пьяного зрителя, в одночасье стал объектом жалости и сочувствия национального масштаба (многие искренне верили, что справедливость восторжествует, и в программе «Время» сейчас сообщат, что машину ему все-таки дали, но, конечно же - увы).

Довольно характерная современная деталь: в межпрограммных отбивках детского телеканала «Карусель» Якубовича уже называют не иначе как «дедушка Леня» (причем даже Познер еще «дядя Вова», даром, что на 11 лет старше) - и оптимизма это не прибавляет ни самому Леониду Аркадьевичу, ни нам с вами.