Биография моррисона джима. Джим Моррисон: икона психоделической революции Жизнь, несовместимая с жизнью

, губная гармоника

Жанры психоделический рок , ритм-н-блюз , блюз-рок , эйсид-рок , хард-рок , spoken word Коллективы Rick & The Ravens
The Doors Лейблы Elektra Records, Columbia Records thedoors.com Аудио, фото, видео на Викискладе

Считается одним из самых харизматичных фронтменов в истории рок-музыки . Моррисон известен как своим характерным голосом, так и своеобразностью собственной сценической фигуры, саморазрушительным стилем жизни и своим поэтическим творчеством. Журнал Rolling Stone включил его в список 100 величайших певцов всех времён .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Джим Моррисон («The Doors»). «Меня кто-нибудь понимает?» I «ПРОРОК»

    ✪ ТОП 10 Самых безбашенных РОК музыкантов в истории!

    ✪ «ТРАГЕДИЯ НА СЦЕНЕ: Даймбэг Даррелл («Pantera»)» I «ПРОРОК»

    ✪ "Обзор" – Величайшие песни и музыканты всех времен? «Rolling Stone(s)»

    ✪ РОК-МУЗЫКАНТЫ, КОТОРЫЕ НЕНАВИДЕЛИ ДРУГ ДРУГА (part 1).

    Субтитры

Биография

В жизни военных часты переезды, и однажды, когда Джиму было всего четыре года, в штате Нью-Мексико произошло нечто, что впоследствии он описывал как одно из важнейших событий своей жизни: на дороге разбился грузовик с индейцами, и их окровавленные и больные тела вывалились из грузовика и валялись вдоль пути.

«Я впервые познал страх (…) я думаю, в тот момент души тех мертвых индейцев, может одного или двух из них, носились вокруг, корчась, и вселились в мою душу, я был как губка, с готовностью впитавшая их».

Моррисон считал этот случай самым значимым в его жизни, возвращался к нему в стихах, интервью, в песнях «Dawn’s Highway», «Peace Frog», «Ghost Song» из альбома An American Prayer , а также «Riders on the Storm ». Джим провёл часть детства в Сан-Диего , Калифорния . В 1962 году он поступает в Государственный университет Флориды в Таллахасси . В январе 1964 года Моррисон переехал в Лос-Анджелес и поступил в UCLA на факультет кинематографии, где за время обучения снял два фильма. Джиму нравились такие исполнители, как Элвис Пресли , Фрэнк Синатра , The Beach Boys , Love и Kinks .

Университет

Вскоре группу заметил продюсер Пол Ротшильд с недавно открывшегося лейбла Elektra Records , выпускавшего до этого только джазовых исполнителей, который рискнул предложить Doors контракт (группа вошла в обойму Электры наряду с такими гигантами, как Love). Первый сингл группы «Break On Through» попал на 126 место хит-парада Billboard, но эту относительную неудачу с лихвой окупил следующий - «Light My Fire» - возглавивший чарты. Вышедший в начале 1967 года первый альбом «The Doors » также занял первое место в хит-параде и положил начало «дорзомании». Одна композиция альбома - The End задуманная как обычная прощальная песня, постепенно усложнялась, обрастая универсальными образами.

Джим Моррисон об этой песне спустя несколько лет после выхода альбома :

«The End»… Я действительно не знаю, что собирался сказать. Каждый раз, когда я слушаю эту песню, она кажется мне другой. Вначале это было прощание, может быть, с девушкой, а, может быть, с детством.

Употребление галлюциногенов, в частности LSD , оказало непосредственное влияние на творчество Моррисона и Doors: мистицизм и шаманизм стали частью сценического акта. «I am a Lizard king. I can do anything» - сказал про себя Джим в одной из песен («Я король ящериц. Я могу все»). Группе The Doors удалось стать не только музыкальным явлением, но и культурным феноменом. В звучании группы отсутствовал бас [ ] , упор был сделан на гипнотические органные партии и (в меньшей степени) оригинальные гитарные партии. Однако популярности The Doors во многом способствовала уникальная харизматичная личность и глубокая лирика их лидера Джима Моррисона. Моррисон был чрезвычайно эрудированным человеком, увлекался философией Ницше , культурой американских индейцев, поэзией европейских символистов и многим другим. В -м году Джим женился на практикующей ведьме Патриции Кеннили; свадьба была проведена по кельтскому колдовскому ритуалу . В наше время в Америке Джима Моррисона считают не только признанным музыкантом, но и выдающимся поэтом: его иногда ставят в один ряд с Уильямом Блейком и Артюром Рембо . Моррисон привлекал поклонников группы своим необычным поведением. Он вдохновлял молодых бунтарей той эпохи, а загадочная смерть музыканта ещё более мистифицировала его в глазах поклонников.

В дальнейшем судьба Джима представляла собой скоростной спуск по наклонной плоскости: пьянство, аресты за непристойное поведение и драку с полицейскими, превращение из идола для девочек в толстого бородатого неряху . Всё больше материала писал Робби Кригер , всё меньше - Джим Моррисон. Поздние концерты «The Doors » представляли по большей части переругивание пьяного Моррисона с публикой; это выводило участников группы из себя . Весной 1971 года рок-звезда отправляется со своей подругой Памелой Курсон в Париж - отдыхать и работать над книгой стихов.

Смерть

Официальная версия

По официальной версии Джим Моррисон умер около 5 часов утра 3 июля 1971 года в IV округе Парижа в ванной комнате съемной квартиры дома № 17 на улице Ботрейи (фр. rue Beautreillis ) от сердечного приступа. По словам его старого друга Алена Роне (фр. Alain Ronay ), специально приехавшего в Париж для встречи с Моррисоном, за день до смерти Джим выглядел неважно и жаловался на плохое самочувствие.

Они прогулялись по городу, купили в магазине кулон для Памелы и зашли в кафе, где пообедали. После этого посетили киномагазин и взяли несколько плёнок. Во время прогулки у Моррисона несколько раз сильно кружилась голова, и случилось несколько приступов икоты. Около 17 часов они вернулись назад в квартиру музыканта. Посидев в гостях ещё час, Роне покинул друга, оставив его в одном из парижских кафе, и направился на важную встречу.

В кафе Джим заказал себе три бутылки пива; выпив их, около 19 часов он отправился в кино с Памелой Курсон . Они посмотрели фильм «Погоня » [ ] с Марлоном Брандо в главной роли и около 22 часов вернулись в свою квартиру. Около часа ночи 3 июля Курсон и Моррисон приняли героин . Однако годы частого употребления алкоголя и наркотиков сильно подорвали его здоровье, и около 3:30 утра у спящего Моррисона от слишком большой дозы героина начались сильные конвульсии и рвотные реакции. Памеле удалось привести его в чувство и она предлагала ему позвонить в скорую помощь, но Джим отказался. Вслед за этим Курсон ушла спать. Что происходило дальше - неизвестно, но около 5 утра Памела обнаружила Моррисона в ванной комнате в горячей воде, он уже не дышал. После приезда скорой помощи и полиции на полу ими были обнаружены следы того, что Моррисона перед смертью сильно рвало кровью и на его лице присутствовали следы носового кровотечения .

Вскрытие тела Моррисона согласно французским законам не проводилось. В свидетельстве о смерти написано, что смерть наступила между 4:45 и 5 часами утра 3 июля 1971 года в бессознательном состоянии от острой сердечной недостаточности, вызванной, предположительно, передозировкой героина. Это породило множество альтернативных версий смерти Моррисона, распространившихся среди фанатов.

Альтернативные версии

Однако настоящей причины его смерти никто не знает. Среди вариантов назывались: героиновая передозировка в мужском туалете парижского клуба Rock-n-Roll Circus или в соседнем кабаре Alcazar (версия Джерри Хопкинса и Дэнни Шугермана), самоубийство, инсценировка самоубийства службами ФБР , которые тогда вели активную борьбу с участниками движения хиппи и прочее. Вокруг его смерти до сих пор ходят слухи. Британская рок-певица Марианна Фейтфулл заявила, что наркоторговец и её бывший бойфренд Жан де Бретей несёт ответственность за смерть Джима Моррисона . По словам Фейтфулл, де Бретей дал певцу героин, действие которого было слишком сильным, и это стало причиной смерти Моррисона. Она заявила, что тогда де Бретей «пришел к Моррисону, чтобы повидаться с ним, и убил его». Фейтфулл при этом выразила уверенность в том, что это был несчастный случай. Единственный человек, который видел смерть певца - подруга Моррисона, Памела . Но она унесла тайну его смерти с собой в могилу, так как скончалась от передозировки наркотиков три года спустя . Джим Моррисон похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез . Его могила стала местом культового поклонения фанатов, исписывающих соседние могилы надписями о своей любви к кумиру и строчками из песен The Doors.

«Я вижу себя огромной огненной кометой, летящей звездой. Все останавливаются, показывают пальцем и шепчут в изумлении „Посмотрите на это!“. А потом - фьють, и меня уже нет. И больше они никогда не увидят ничего подобного и никогда не смогут меня забыть. Никогда»

Моррисон входит в так называемый «Клуб 27 »; по свидетельству Кригера и Денсмора, когда участники The Doors обсуждали смерти Джими Хендрикса и Дженис Джоплин , Моррисон обронил: «Возможно, вы пьёте с „номером три“» .

Творчество

В «эпоху цветов» (время подъема движения хиппи), когда все пели о невинности, леденцах и мармеладном небе, Doors стали самой радикальной и сумрачной группой 60-х годов. Критики окрестили их «черными исповедниками Великого Общества», раскольника Моррисона - Дионисом современной культуры, а все, что они творили - арто-роком (по аналогии с «театром жестокости» Арто , призывавшим яростно воздействовать на зрителя). Их альбомы были своего рода шоковой терапией, каталогами психических ударов, насыщенных скорбью. Моррисон не только «писал так, как если бы Э.А. По был занесен в эпоху хиппи , но и жил как он - прямиком шел к печальному концу в сточной канаве». Далекие от наивности, Doors открыто обращались к символической области бессознательного: мрачные, «ночные» тексты в пульсирующем ритме, трепещущий тон, выбивающиеся из колеи образы. О Моррисоне писали, что он пел так, как если бы его казнили на электрическом стуле.

Литература

  • Linda Ashcroft, Wild Child: Life with Jim Morrison, (1997) ISBN 1-56025-249-9
  • Lester Bangs, «Jim Morrison: Bozo Dionysus a Decade Later» in Main Lines, Blood Feasts, and Bad Taste: A Lester Bangs Reader, John Morthland, ed. Anchor Press (2003) ISBN 0-375-71367-0
  • Patricia Butler, Angels Dance and Angels Die: The Tragic Romance of Pamela and Jim Morrison, (1998) ISBN 0-8256-7341-0
  • Stephen Davis, Jim Morrison: Life, Death, Legend, (2004) ISBN 1-59240-064-7
  • John Densmore, Riders on the Storm: My Life With Jim Morrison and the Doors (1991) ISBN 0-385-30447-1
  • Dave DiMartino, Moonlight Drive (1995) ISBN 1-886894-21-3
  • Wallace Fowlie, Rimbaud and Jim Morrison (1994) ISBN 0-8223-1442-8
  • Jerry Hopkins, The Lizard King: The Essential Jim Morrison (1995) ISBN 0-684-81866-3
  • Jerry Hopkins and Danny Sugerman, No One Here Gets Out Alive (1980) ISBN 0-85965-138-X
  • Patricia Kennealy, Strange Days: My Life With and Without Jim Morrison (1992) ISBN 0-525-93419-7
  • Frank Lisciandro, Morrison - A Feast of Friends (1991) ISBN 0-446-39276-6
  • Frank Lisciandro, Jim Morrison - An Hour For Magic (A Photojournal) ISBN 0-85965-246-7
  • Ray Manzarek, Light My Fire (1998) ISBN 0-446-60228-0
  • Thanasis Michos, The Poetry of James Douglas Morrison (2001) ISBN 960-7748-23-9 (Greek)
  • Mark Opsasnick, The Lizard King Was Here: The Life and Times of Jim Morrison in Alexandria, Virginia (2006) ISBN 1-4257-1330-0
  • James Riordan & Jerry Prochnicky, Break on through: The Life and Death of Jim Morrison (1991) ISBN 0-688-11915-8
  • Adriana Rubio, Jim Morrison: Ceremony…Exploring the Shaman Possession (2005) ISBN 0-9766590-0-X
  • The Doors (remaining members Ray Manzarek, Robby Krieger, John Densmore) with Ben Fong-Torres, The Doors (2006) ISBN 1-4013-0303-X
  • Алан Жуковский. Метафорическое понимание телесности в поэзии Дж. Моррисона // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 12. - Тверь, Екатеринбург - 2011 год. 300 с. ISBN 978-5-7186-0387-3
  • Алан Жуковский. Метафорическое понимание телесности в поэзии Дж. Моррисона // Материалы XVII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Секция «Филология». - Москва - Издательство Московского университета, 2010 год. 832 страницы. ISBN 978-5-211-05685-5
  • Алексей Поликовский. Моррисон. Путешествие шамана. - Москва - Колибри, 2008 год. 303 страницы. ISBN 978-5-389-00077-3
  • Джерри Хопкинс, Дэнни Шугерман. Никто из нас не выйдет отсюда живым. - Москва - Амфора, 2007 год. 480 страниц. ISBN 978-5-367-00607-0

Факты

  • Упоминается в рассказе Стивена Кинга «Рок-н-ролльные» небеса как Лизард Кинг (англ. Lizard king ).
  • В 1970-х годах палеонтолог Рассел Сайокон (США) совершил переворот в науке, обнаружив в Мьянме останки гигантской ящерицы , достигавшей 180 см в длину и весившей около 30 кг. Эта самая крупная в мире травоядная ящерица была названа Barbaturex morrisoni в честь Джима Моррисона, певшего когда-то: «Я король ящериц. Я могу все» .
  • На своей языческой свадьбе Джим Моррисон и Патриция Кеннили-Моррисон обменялись кольцами Кладда . Изображение колец включено в обложку мемуаров Кеннили-Моррисон, Strange Days: My Life With and Without Jim Morrison , они видны на многих её фотографиях.
  • В книге писателя Саймона Грина «Город, где умирают тени» Джим Моррисон - один из ключевых героев, вернувшийся из мертвых и способный своей музыкой завораживать окружающих.
  • В романе Стивена Кинга «Противостояние » один из главных героев рассказывает, что видел Джима Моррисона (после его смерти), когда подрабатывал на заправочной станции.
  • В книге Мика Фаррена «Джим Моррисон после смерти» Джим - главный герой, разбирающийся в хитросплетениях послесмертия.
  • В книге Паоло Ди Реда и Флавии Эрметес «Лабиринт тайных книг» (ISBN 978-5-389-02551-6 01) Джим Моррисон является одним из ключевых героев.
  • В сборнике Дикие Карты под редакцией Дж. Р. Р. Мартина , в новелле Виктора Милана «Преображения» («Transfigurations») легко угадываются группа The Doors и Джеймс Дуглас Моррисон (переименованные писателем в Destiny и Тома Мэриона Дугласа соответственно). Под воздействием инопланетного вируса Моррисон-Дуглас получает ауру, дающую ему возможность с повышенной силой воздействовать на эмоции слушателей, а также периодически изменяющую его облик на образ человека со змеиной головой («Короля Ящериц»).
  • В фильме Смерть ей к лицу Джим Моррисон среди клиентов Лизл, которые обладают даром бессмертия.
  • В фильме Американский оборотень в Париже присутствует сцена секса на могиле Моррисона, на кладбище Пер-Лашез.
  • В фильме Изгой герой Тома Хэнкса торжественно поет «Come on, baby, light my fire», когда ему удалось раздобыть огонь.
  • В сериале «Интерны » один из главных персонажей Глеб Романенко часто упоминает, что является большим поклонником Моррисона.
  • В компьютерной игре World of Warcraft существует босс Lord Serpentis, который произносит фразу «I am the Serpent King, I can do anything».
  • В компьютерной игре Postal 2 главный герой при использовании кошачьей мяты произносит фразу «Yes, baby, I’m the Lizard King!».
  • У шотландской пост-рок-группы Mogwai есть композиция под названием «I’m Jim Morrison, I’m Dead».
  • У группы Radiohead есть упоминание о Моррисоне в песне «Anyone Can Play Guitar» - «Grow my hair I am Jim Morrison».
  • У группы The 69 Eyes есть упоминание о Моррисоне в песне «Wasting The Dawn» - «Where the lizard lingers long under the sun Forgetting the night darkest july paris "71».
  • У группы 5"nizza есть упоминание о Моррисоне в песне «Ушедшим слишком рано».
  • В песне группы Tracktor Bowling «Outside» Моррисон упоминается в перечислении имён великих людей («Жертвы своих идей, что пронзили мир насквозь: Моррисон и Кобейн, Леннон, Сид Вишез или Христос»).
  • Песня группы Крематорий «Гончие псы» - упоминание о Моррисоне:
  • Песня рэпера Ассаи «Моно»:
  • Песня группы Гражданская оборона «Харакири»:
  • Песня группы Бригадный подряд «Всерьез»:
  • Песня группы Конец фильма «Умирать молодым»:
  • Песня группы

МИФ АМЕРИКАНСКОЙ PОК-КУЛЬТУРЫ ДЖИМ МОРРИСОН

При жизни Джима Моррисона называли шаманом, пророком и даже мессией, после смерти некоторые считают его богом, для других он так и остался сумасшедшим наркоманом и сексуальным маньяком. Наверное, все это соответствует действительности в той мере, насколько реальны были все эти роли, сыгранные им на сцене и в жизни. Моррисон известен своим поэтическим творчеством, своим характерным голосом, а также своеобразностью личности и саморазрушительным стилем жизни.

Бунтарское начало

Джеймс Дуглас Моррисон родился 1943 года в Мельбурне (штат Флорида). Его отец был морским офицером, который впоследствии дослужился до контр-адмирала. Еще в школе проявились противоречия в характере Джима . С одной стороны, он был умен, обаятелен и радовал учителей хорошими манерами, с другой – шокировал окружающих безудержным враньем. К тому же он был склонен к довольно жестоким розыгрышам, которыми просто изводил своего младшего брата Энди.

Одна особенность Джима просто поражала его преподавателей: сколько и что он читал. Его бывший учитель английского вспоминает, что он даже был вынужден проверить в Библиотеке Конгресса, действительно ли существуют все те книги, о которых говорил Джим . Он читал философов (наибольшее впечатление на него произвел Ницше), французских поэтов-символистов и массу других авторов. Он также рисовал, отдавая предпочтение малопристойным карикатурам и, конечно, писал стихи. К сожалению, эти тексты не сохранились.

Коренное изменение в судьбе Джима произошло в январе 1964, когда он уехал в Лос-Анджелес, чтобы начать учебу в режиссерском колледже Калифорнийского университета. Это было довольно престижное учебное заведение. Достаточно сказать, что в то время там преподавали Стенли Крамер и Джозеф фон Штернберг, а среди студентов был молодой Френсис Форд Коппола.

«Двери» Джима Моррисона

К моменту приезда Джима жизнь в Лос-Анджелесе бурлила и кипела. По улицам бродили толпы хиппи, привлеченные мягким климатом. Разрекламированный профессором Тимоти Лири ЛСД продавался буквально на каждом углу, здесь же, в Лос-Анджелесе, начинал преподавать Махариши Махеш Йоги, и писал свои книги о загадочном доне Хуане Карлос Кастанеда.

Не удивительно, что в такой атмосфере быстро проявились все скрытые таланты Джима . Он покидает колледж, не доучившись две недели. Формальным поводом для ухода был провал его дипломного фильма, который показался преподавателям слишком экстравагантным. На самом деле, к этому времени им всецело овладела новая идея – создать рок-группу и начать петь.

Уже было готово название для нее – , причем имелись в виду «Двери восприятия». Так называлась популярная в то время книга Хаксли. Она повествовала о психоделическом опыте под воздействием наркотика мескалина. Идеологию будущей группы Джим впоследствии сформулировал так: «Есть вещи, которые вы знаете, и вещи, которых вы не знаете, известное и неизвестное, а между ними есть двери – это мы».

О своем решении Джим написал родителям в Лондон, где его отец занимал в это время пост Главнокомандующего Военно-морскими силами США в Европе. «Чушь», – коротко ответил на это отец. С тех пор Джим больше никогда не видел своих родителей, предпочитая писать в анкетах, что они умерли.

Миллион – реальность

Идея получила свое воплощение, когда Джим встретился с Реем Манзареком, который учился в том же колледже и уже играл в группе со своими братьями. Услышав одну из песен, написанных Джимом , он сказал, что никогда не слышал ничего лучше, и немедленно предложил ему «создать рок-группу и заработать миллион долларов».

Интересным было то, что Джим , не умея играть ни на одном инструменте, сам сочинял не только слова, но и мелодии песен, так что Рею оставалось только обработать и аранжировать их. Другим поразительным фактом было то, что к моменту встречи с Реем Джим вообще не умел петь (петь приходилось Рею). В это спустя два года едва ли кто мог поверить.

Этот восторг, однако, не разделял хозяин бара: ему быстро надоели постоянные выходки и оскорбления Джима . Контракт был расторгнут. Группу спас новый контракт с начинающей тогда фирмой грамзаписи Elektra.

Первый альбом, который так и назывался, – «The Doors» – появился в январе 1967 и в этом же году стал «золотым». С этого же времени начинается концертная деятельность группы.

Шаман на сцене Джим Моррисон

c Памелой

В личной жизни Джима так же произошло важное событие: он встретил Памелу Карсон. Ей будут посвящены большинство его стихов и многие из песен. Популярность группы возрастала. Один из ведущих критиков того времени Ричард Голдстейн назвал Джима «уличным хулиганом, вознесшимся на небеса и воплотившимся в мальчике из хора». Он же окрестил его «сексуальным шаманом» и объявил, что The Doors начинают там, где закончили Rolling Stones.

Особая атмосфера на концертах группы устанавливалась благодаря необычному синтезу театра, глубокой поэзии и хорошей музыки. Все это было направлено на то, чтобы вызвать внутреннюю трансформацию в каждом из слушателей. При этом Джиму было не важно, какого рода была эта трансформация. Спектр чувств, испытываемых слушателями, мог колебаться от религиозного восторга и мистического транса до бурного неистовства, которое сопровождалось погромом зала, где проходил концерт. Джим называл это «исследованием пределов реальности». Конечно, наркотики и алкоголь помогали в этом. Он не считал нужным щадить себя ни на сцене, ни за ее пределами, где «исследование» продолжалось. Здесь он равным образом мог быть ангелом или злодеем.

Джим Моррисон уперся в стену

С 1968 года начинается разочарование Джима в роке, обусловленное тем, что большая часть слушателей хотела видеть в нем только сексуального идола. Между ним и его аудиторией и раньше существовало глубокое различие. Он превосходил ее как уровнем образования, так и своим духовным развитием. Бунт, к которому он призывал, носил преимущественно нравственный характер. Это был бунт против общественных условностей, закрепощающих личность.

Такое непонимание рано или поздно должно было привести к кризису. В марте 1969 года Джим фактически сорвал концерт в Майами своим издевательством над аудиторией и был обвинен в непристойном поведении на сцене. Вокруг группы разразился скандал. Концерты были запрещены.

После этого Джим коренным образом изменил имидж: расстался со своими неизменными облегающими кожаными штанами, отпустил бороду, стал носить темные очки и курить сигары. На встречах с журналистами был трезв, серьезен, честен и вежлив. По-видимому, этот новый имидж был ближе к реальности и свидетельствовал о глубокой внутренней перемене.

В это время, благодаря помощи английского поэта Майкла Макклюра, выходят первые книги его стихов и заметок «The Lords» и «The New Creatures». Концерты возобновились, но власти ждали малейшего повода, чтобы их вновь запретить. В личной жизни Джима , и раньше не отличавшейся упорядоченностью, теперь царил полный сумбур.

В июле 1970 он женится на Патриции Кеннели, главном редакторе рок-журнала, но не прекращает своих отношений с Памелой. До конца жизни Джим так и не сумел разобраться в своих отношениях с этими двумя женщинами.

30 октября того же года наконец-то закончился суд в Майами. Джим был приговорен к шести месяцам тюрьмы и штрафу в 500 долларов, но был оставлен на свободе под залог до рассмотрения апелляции. Месяцы после суда были самыми тяжелыми. Джима мучило предчувствие смерти. Он считал, что будет третьим после Джимми Хендрикса и . Чтобы заглушить страх, он продолжал пить.

Не пропустить смерть

Последний концерт The Doors состоялся 1970 года в Новом Орлеане. Здоровье Джима было настолько подорвано, что он не смог довести концерт до конца. Впоследствии Рей утверждал, что он видел, как Джима «покинула его жизненная сила».

В январе 1971 года был записан последний диск группы – «L.A. Woman». После этого Джим уехал с Памелой в Париж. Видимо, он хотел убежать от привычного окружения, а, может быть, и от самого себя. Скорее всего, он понимал, что его время как рок-звезды закончилось.

«Я не хочу умереть во сне, или в старости, или от передозировки, я хочу ощутить, что такое смерть, попробовать ее на вкус, почувствовать ее запах. Смерть дается только однажды; я не хочу пропустить ее». Неизвестно, все ли вышло так, как он хотел.

Моррисон снял авторский короткометражный фильм «Американская пастораль» в 1969 году, где исполнил главную роль.

Через 20 лет после смерти Моррисона режиссер Оливер Стоун снял художественный фильм «Дорз», в котором роль Джима сыграл Вэл Килмер.

В 1987 году художник Айдар Ахатов нарисовал Джима Моррисона в демоническом образе музыканта-пророка.

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

Джим Моррисон - харизматичный, неповторимый и одаренный рок-музыкант. За 27-летнюю жизнь он сумел стать легендой, остающейся на слуху уже более 50 лет.

Его группа «The Doors» навеки вошла в историю мировой музыкальной культуры. Джим Моррисон – это неповторимое обаяние, запоминающийся голос и разрушительный стиль жизни, приведший к его скоропостижной кончине.

Биография будущего кумира нескольких поколений началась в среднем по размерам городе Мельбурн, расположенном в американском штате Флорида, 8 декабря 1943 года. Его отцом стал Джордж Моррисон, в будущем получивший звание адмирала, а матерью – Клара Моррисон, в девичестве Кларк. Родители подарили прославленному сыну ирландские, английские и шотландские корни, хотя детство мальчика и прошло в Штатах. Джим был не единственным ребенком в семье: у Джорджа и Клары также родились дочка Энн и сын Эндрю.


С юных лет Моррисон-младший не переставал восхищать школьных преподавателей умом (уровень IQ музыканта составлял 149). При этом он умел очаровывать окружающих, располагать к себе. Но в тихом омуте водились черти: к примеру, Джим любил врать, и достиг в этом деле виртуозного уровня мастерства. Также он любил жестокие розыгрыши, объектом которых чаще всего становился его младший братишка Энди.

Поскольку отец будущего музыканта был военным, всему семейству приходилось переезжать. Так, когда мальчику было всего четыре года, он увидел зрелище, которое произвело на него огромное впечатление. Речь о чудовищном ДТП: на автодороге в Нью-Мексико грузовик с индейцами попал в аварию. Окровавленные трупы, валявшиеся на дороге, заставили Джима впервые в жизни познать страх (в интервью он утверждал именно так). Моррисон был уверен, что души погибших индейцев вселились в его тело.


Страстью маленького Джима было и чтение. Причем читал он, преимущественно, произведения мировых философов, поэтов-символистов и других авторов, чьи труды достаточно сложны для понимания. Как впоследствии рассказывал учитель Моррисона, он обращался в Библиотеку Конгресса. Он хотел убедиться, что книги, о которых рассказывал ему Джим, существуют. Больше всего мальчику понравились творения Ницше. В свободное от чтения время он любил писать стихи и рисовать непристойные карикатуры.

Также в детстве семейство Моррисонов побывало в калифорнийском городе Сан-Диего. Повзрослев, будущий лидер The Doors вовсе не устал от многочисленных переездов и от привыкания к жизни в новых городах. В 1962 году, в девятнадцатилетнем возрасте, он отправился в Таллахасси. Там молодой человек был принят в Государственный университет Флориды.


Однако Таллахасси не слишком понравился Джиму, и уже в начале 1964 года он решил что-то изменить в своей жизни, отправившись в Лос-Анджелес. Там парень начал учиться на факультете кинематографии престижного университета UCLA. В то время преподавателями этого университета были Джозеф фон Штернберг и Стенли Крамер, и в то же время юный тоже учился в UCLA.

Музыкальная карьера

Во время учебы в обоих университетах Джим Моррисон не слишком усердствовал. В случае с Государственным университетом Флориды он постигал творчество Босха, изучал историю Возрождения и учился актерской игре. В Калифорнийском университете он изучал кинематографию, однако все это было для него скорее фоном, чем первым планом. Джим успевал по всем предметам благодаря высокому уровню интеллекта, однако предпочитал учебе алкоголь и вечеринки.


Джим Моррисон злоупотреблял алкоголем и наркотиками

По всей видимости, тогда он и решил создать свою собственную рок-группу. Он даже написал об этом решении отцу, но тот принял очередную идею-фикс своего импульсивного сына за неудачную шутку. Как ни печально, после этого отношения Джима с родителями сильно разладились: на все вопросы о них он отвечал, что они умерли, а сами Моррисоны отказывались давать интервью о творчестве своего сына даже спустя годы после преждевременной кончины музыканта.


Не только родители не видели в Джиме успешного творческого человека. В качестве выпускной работы по окончании UCLA он должен был снять собственный фильм. Моррисон действительно поработал над собственной кинокартиной, однако и другие студенты, и преподаватели не увидели в этом фильме хоть чего-нибудь, что могло представлять художественную ценность. Джим даже хотел бросить учебу всего за пару недель до получения диплома, но учителя отговорили его от такого необдуманного поступка.

Однако в учебе в Калифорнийском университете были и свои плюсы для творческой карьеры исполнителя. Именно здесь он встретил своего друга Рэя Манзарека, вместе с которым впоследствии и организовал культовую группу The Doors.

The Doors

Коллектив был основан Джимом Моррисоном и Рэем Манзареком, к которым присоединился ударник Джон Денсмор и его друг гитарист Робби Кригер. Название группы, в стиле Моррисона, было позаимствовано из заглавия книги: «The Doors of Perception» - это произведение , известного благодаря своему антиутопическому роману «О дивный новый мир». Название книги переводится как «Двери Восприятия». Именно этим для своих поклонников – «дверью восприятия» - и хотел стать Джим. Его друзья согласились на такое название группы.


Джим Моррисон и "The Doors"

Первые месяцы жизни коллектива «The Doors» были неудачными. Большинство музыкантов, вошедших в состав группы, оказались откровенными дилетантами. А сам Моррисон в первое время демонстрировал на сцене крайнюю робость и смущение. Во время первых концертов группы он поворачивался спиной к слушателям и именно так и стоял на протяжении всего выступления. Помимо этого, Джим по-прежнему употреблял алкоголь и наркотики, и на выступления он не брезговал приходить в нетрезвом состоянии.


Тогда его называли «тот волосатый парень». Рост Джима составлял 1,8 м. На удивление харизма Моррисона работала даже со спины: хотя коллектив выступал неудачно, из-за его обаяния у The Doors быстро появилась своя армия поклонниц из числа девушек, которым приглянулся скрытный парень и его чарующий голос. А затем коллектив заметил Пол Ротшильд, решившийся предложить The Doors контракт от имени звукозаписывающего лейбла «Elektra Records».


Первая пластинка коллектива – «The Doors» - была выпущена в 1967 году. Песни «Alabama Song» («Алабама»), «Light My Fire» («Зажги Мой Огонь») и другие моментально взорвали чарты и прославили группу. При этом Джим Моррисон продолжал употреблять запрещенные вещества и алкоголь – возможно, отчасти этим обусловлен мистический флер песен и выступлений группы.

Джим вдохновлял и очаровывал, однако сам кумир в это время все глубже уходил на дно. В последние годы своей жизни Моррисон набрал лишний вес, дрался с полицейскими, даже пережил арест на сцене. Он выходил на сцену пьяным, срывался на публике. Он писал все меньше материала для группы, и синглы и альбомы приходилось прорабатывать Робби Кригеру, а не фронтмену коллектива.

Личная жизнь

Фото Джима Моррисона и в наше время вызывают восторженные вздохи представительниц прекрасного пола, поэтому неудивительно, что женщины его любили. О романах Моррисона построено немало домыслов, и многие из них, возможно, не лишены основания. Серьезные отношения связывали его с редактором музыкального журнала Патрицией Кеннели. Девушка познакомилась с фронтменом The Doors в 1969 году, а в 1970 году Патриция и Джим даже обвенчались по кельтским обычаям (Кеннели интересовалась кельтской культурой).


Джим Моррисон с Патрицией Кеннели

Это событие еще больше подогрело интерес публики к персоне Моррисона, которого начали обвинять в пристрастии к оккультизму. До официальной свадьбы дело так и не дошло. Впрочем, в интервью того времени Джим утверждал, что влюблен в нареченную, и что их души теперь неразлучны.

Официальная причина смерти

Весной 1971 года Джим с подругой Памелой Курсон поехал в Париж. Моррисон намеревался отдохнуть и поработать над книгой стихов. Днем Памела и Джим выпили спиртного, а вечером приняли героин.


Ночью Моррисон начал чувствовать недомогание, однако от вызова «скорой помощи» он отказался. Памела легла спать, и примерно пять часов утра 3 июля 1971 года она обнаружила бездыханное тело Джима в ванной, в горячей воде.

Альтернативная причина смерти

Альтернативных вариантов смерти лидера The Doors предложено много. Самоубийство, инсценировка суицида сотрудниками ФБР, боровшимися с представителями движения хиппи, наркоторговец, угостивший Джима слишком сильным героином. По сути, единственным свидетелем гибели Моррисона была Памела Курсон, но она спустя три года также умерла от передозировки наркотиками.


Могила культового музыканта расположена на парижском кладбище Пер-Лашез. По сей день это кладбище считается местом поклонения фанатов The Doors, они даже исписали соседние надгробья надписями о том, как они любят группу и Моррисона. После смерти Джим был включен в «Клуб 27».

Через семь лет после кончины Моррисона был выпущен студийный альбом «Американская молитва» из записей того, как Джим читает стихи на ритмическую музыкальную основу.

Дискография:

  • The Doors (январь 1967)
  • Strange Days (октябрь 1967)
  • Waiting for the Sun (июль 1968)
  • The Soft Parade (июль 1969)
  • Morrison Hotel (февраль 1970)
  • L.A. Woman (апрель 1971)
  • An American Prayer (ноябрь 1978)

Джим Моррисон (Jim Morrison), полное имя Джеймс Дуглас Моррисон (James Douglas Morrison). Родился 8 декабря 1943 года в Мелборне, Флорида - умер 3 июля 1971 года в Париже. Американский певец, поэт, автор песен, лидер и вокалист группы The Doors.

Считается одним из самых харизматичных фронтменов в истории рок-музыки. Моррисон известен как своим характерным голосом, так и своеобразностью собственной сценической фигуры, саморазрушительным стилем жизни и своим поэтическим творчеством. Журнал Rolling Stone включил его в список 100 величайших певцов всех времён.


Джим Моррисон родился в Мелборне, штат Флорида, в семье будущего адмирала Джорджа Моррисона (1919-2008) и Клары Моррисон (девичья фамилия Кларк, 1919-2005). Также у Джима были брат Эндрю и сестра Энн. В Джиме были смешаны шотландская, английская и ирландская кровь. Ещё со школьной скамьи Моррисон начал интересоваться трудами Артюра Рембо, Уильяма Блейка, . Известно, что IQ Моррисона составлял 149 .

В жизни военных часты переезды, и однажды, когда Джиму было всего четыре года, в штате Нью-Мексико произошло нечто, что впоследствии он описывал как одно из важнейших событий своей жизни: на дороге разбился грузовик с индейцами, и их окровавленные и больные тела вывалились из грузовика и валялись вдоль пути.

Моррисон считал этот случай самым значимым в его жизни, возвращался к нему в стихах, интервью, в песнях «Dawn’s Highway», «Peace Frog», «Ghost Song» из альбома An American Prayer, а также «Riders on the Storm». Джим провёл часть детства в Сан-Диего, Калифорния.

В 1962 году он поступает в Государственный университет Флориды в Таллахасси. В январе 1964 года Моррисон переехал в Лос-Анджелес и поступил в UCLA на факультет кинематографии, где за время обучения снял два фильма. Джиму нравились такие исполнители, как Элвис Пресли, Фрэнк Синатра, The Beach Boys, Love и Kinks.

В Государственном университете Флориды в Таллахасси Джим изучал историю эпохи Возрождения, в частности творчество Иеронима Босха и актёрскую игру, играл в студенческих постановках пьес. После этого Джим учился на кинематографическом факультете Калифорнийского университета, но относился к учёбе не очень серьёзно, и больше интересовался вечеринками и алкоголем.

В конце 1964 Джим на рождество приехал к родителям. Это был последний раз, когда он виделся с ними. Через несколько месяцев Джим написал письмо родителям, в котором сообщал, что хочет создать рок-группу. Но не нашёл понимания у отца, который ответил, что это неудачная шутка. После этого на вопрос о родителях Джим всегда говорил, что они умерли. Судя по всему, родители тоже прохладно относились к Джиму, потому что даже через много лет после его смерти отказывались комментировать творчество сына.

Фильм, который был его выпускной работой, не восприняли ни преподаватели, ни студенты. Джим очень переживал и даже хотел покинуть университет за две недели до окончания, но преподаватели отговорили его от этого решения.

Учась в UCLA, Джим познакомился и подружился с Рэем Манзареком. Вместе они организовали группу The Doors.

Через некоторое время к ним присоединились барабанщик Джон Денсмор и друг Джона, Робби Кригер. Кригер был представлен по рекомендации Денсмора и был затем включен в группу.

The Doors взяли название группы из заголовка книги «The Doors of Perception» («Двери Восприятия») Олдоса Хаксли (ссылка на «открытие» «дверей» восприятия через употребление психоделиков). Хаксли, в свою очередь, взял заглавие своей книги из стихотворения английского поэта-визионера Уильяма Блейка: «If the doors of perception were cleansed, every thing would appear to man as it is, infinite» («Если бы двери восприятия были чисты, всё предстало бы таким, как есть - бесконечным»). Джим сказал друзьям, что он хочет быть этой «дверью восприятия». Название группы было принято единогласно.

Группа начала выступать по местным барам и их выступления были откровенно слабыми, отчасти из-за дилетантизма музыкантов, отчасти от робости Джима Моррисона: поначалу он даже стеснялся поворачиваться лицом к публике и пел спиной к залу. Кроме того Джим часто приходил на выступления нетрезвым. К счастью для группы, у них была армия девушек-поклонниц, и очередной «последний раз» рассерженного владельца клуба оборачивался звонками девиц с вопросами когда же они снова увидят «того волосатого парня». Через полгода у группы появилась возможность выступать в лучшем клубе на Сансет Стрип - «Whisky-A-Go-Go».

Вскоре группу заметил продюсер Пол Ротшильд с недавно открывшегося лейбла Elektra Records, выпускавшего до этого только джазовых исполнителей, который рискнул предложить Doors контракт (группа вошла в обойму Электры наряду с такими гигантами, как Love).

Первый сингл группы «Break On Through» попал на 126 место хит-парада Billboard, но эту относительную неудачу с лихвой окупил следующий - «Light My Fire» - возглавивший чарты. Вышедший в начале 1967 года первый альбом «The Doors» также занял первое место в хит-параде и положил начало «дорзомании». Одна композиция альбома - The End задуманная как обычная прощальная песня, постепенно усложнялась, обрастая универсальными образами.

Употребление галлюциногенов, в частности LSD, оказало непосредственное влияние на творчество Моррисона и Doors: мистицизм и шаманизм стали частью сценического акта. «I am a Lizard king. I can do anything» - сказал про себя Джим в одной из песен («Я король ящериц. Я могу все»). Группе The Doors удалось стать не только музыкальным явлением, но и культурным феноменом. В звучании группы отсутствовал бас, упор был сделан на гипнотические органные партии и (в меньшей степени) оригинальные гитарные партии. Однако популярности The Doors во многом способствовала уникальная харизматичная личность и глубокая лирика их лидера Джима Моррисона.

The Doors - Riders on the Storm

Моррисон был чрезвычайно эрудированным человеком, увлекался философией Ницше, культурой американских индейцев, поэзией европейских символистов и многим другим. В 1970-м году Джим женился на практикующей ведьме Патриции Кеннили; свадьба была проведена по кельтскому колдовскому ритуалу. В наше время в Америке Джима Моррисона считают не только признанным музыкантом, но и выдающимся поэтом: его иногда ставят в один ряд с Уильямом Блейком и Артюром Рембо. Моррисон привлекал поклонников группы своим необычным поведением. Он вдохновлял молодых бунтарей той эпохи, а загадочная смерть музыканта ещё более мистифицировала его в глазах поклонников.

В дальнейшем судьба Джима представляла собой скоростной спуск по наклонной плоскости: пьянство, аресты за непристойное поведение и драку с полицейскими, превращение из идола для девочек в толстого бородатого неряху. Всё больше материала писал Робби Кригер, всё меньше - Джим Моррисон. Поздние концерты «The Doors» представляли по большей части переругивание пьяного Моррисона с публикой; это выводило участников группы из себя.

Весной 1971 года рок-звезда отправляется со своей подругой Памелой Курсон в Париж - отдыхать и работать над книгой стихов.

По официальной версии Джим Моррисон умер около 5 часов утра 3 июля 1971 года в IV округе Парижа в ванной комнате съемной квартиры дома № 17 на улице Ботрейи (фр. rue Beautreillis) от сердечного приступа. По словам его старого друга Алена Роне (фр. Alain Ronay), специально приехавшего в Париж для встречи с Моррисоном, за день до смерти Джим выглядел неважно и жаловался на плохое самочувствие.

Они прогулялись по городу, купили в магазине кулон для Памелы, и зашли в кафе, где пообедали. После этого посетили киномагазин и взяли несколько плёнок. Во время прогулки у Моррисона несколько раз сильно кружилась голова, и случилось несколько приступов икоты. Около 17 часов они вернулись назад на квартиру музыканта. Посидев в гостях ещё час, Роне покинул друга, оставив его в одном из парижских кафе, и направился на важную встречу.

В кафе Джим заказал себе три бутылки пива; выпив их, около 19 часов он отправился в кино с Памелой Курсон. Они посмотрели фильм «Погоня» с Робертом Митчемом в главной роли и около 22 часов вернулись в свою квартиру. Около часа ночи 3 июля Курсон и Моррисон приняли героин. Однако годы частого употребления алкоголя и наркотиков сильно подорвали его здоровье, и около 3:30 утра у спящего Моррисона от слишком большой дозы героина начались сильные конвульсии и рвотные реакции.

Памеле удалось привести его в чувство и она предлагала ему позвонить в скорую помощь, но Джим отказался. После чего Курсон ушла спать. Что происходило дальше - неизвестно, но около 5 утра Памела обнаружила Моррисона в ванной комнате в горячей воде, он уже не дышал. После приезда скорой помощи и полиции на полу ими были обнаружены следы того, что Моррисона перед смертью сильно рвало кровью и на его лице присутствовали следы носового кровотечения.

Вскрытие тела Моррисона согласно французским законам не проводилось; его похоронили на следующий день. В свидетельстве о смерти написано, что смерть наступила между 4:45 и 5 часами утра 3 июля 1971 года в бессознательном состоянии от острой сердечной недостаточности, вызванной предположительно передозировкой героина. Это породило множество альтернативных версий смерти Моррисона, распространившихся среди фанатов.

Однако, настоящей причины его смерти никто не знает.

Среди вариантов назывались: героиновая передозировка в мужском туалете парижского клуба Rock-n-Roll Circus или в соседнем кабаре Alcazar (версия Джерри Хопкинса и Дэнни Шугермана), самоубийство, инсценировка самоубийства службами ФБР, которые тогда вели активную борьбу с участниками движения хиппи и прочее.

Вокруг его смерти до сих пор ходят слухи. Британская рок-певица Марианна Фейтфулл заявила, что драгдилер и ее бывший бойфренд Жан де Бретей несет ответственность за смерть Джима Моррисона. По словам Фейтфулл, де Бретей дал певцу героин, действие которого было слишком сильным, и это стало причиной смерти Моррисона. Она заявила, что тогда де Бретей «пришел к Моррисону, чтобы повидаться с ним, и убил его». Фейтфулл при этом выразила уверенность в том, что это был несчастный случай. Единственный человек, который видел смерть певца - подруга Моррисона, Памела. Но она унесла тайну его смерти с собой в могилу, так как скончалась от передозировки наркотиков три года спустя.

Джим Моррисон похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез. Его могила стала местом культового поклонения фанатов, исписывающих соседние могилы надписями о своей любви к кумиру и строчками из песен The Doors.

В 1978 году был выпущен альбом An American Prayer: незадолго до смерти Моррисон надиктовал свои стихи на магнитофон, а музыканты The Doors наложили на стихи музыкальное сопровождение. Песня «The End» вошла в фильм Ф. Ф. Копполы «Апокалипсис сегодня» (1979).

«Я вижу себя огромной огненной кометой, летящей звездой. Все останавливаются, показывают пальцем и шепчут в изумлении „Посмотрите на это!“. А потом - фьють, и меня уже нет. И больше они никогда не увидят ничего подобного и никогда не смогут меня забыть. Никогда»

Моррисон входит в так называемый «Клуб 27». По свидетельству Кригера и Денсмора, когда участники The Doors обсуждали смерти Джими Хендрикса и Дженис Джоплин, Моррисон обронил: «Возможно, вы пьёте с „номером три“».

Моррисон снял авторский короткометражный фильм «Американская пастораль» (HWY: An American Pastoral, 1969), где исполнил главную роль. В сотрудничестве с Фрэнком Лисиандро - документальный фильм о группе, названный Feast of Friends (1970).

В 1991 году режиссёр снял художественный фильм «Дорз», в котором роль Джима сыграл Вэл Килмер.

В 2010 году режиссёр Том Дичилло снял документальный фильм When You"re Strange, который позиционируется как «Истинная история The Doors» и фильм «анти-Оливера Стоуна».

Интересные факты про Джима Моррисона:

В 1970-х годах палеонтолог Рассел Сайокон (США) совершил переворот в науке, обнаружив в Мьянме останки гигантской ящерицы, достигавшей 180 см в длину и весившей около 30 кг. Эта самая крупная в мире травоядная ящерица была названа Barbaturex morrisoni в честь Джима Моррисона, певшего когда-то: «Я король ящериц. Я могу все».

На своей языческой свадьбе Джим Моррисон и Патриция Кеннили-Моррисон обменялись кольцами Кладда. Изображение колец включено в обложку мемуаров Кеннили-Моррисон, Strange Days: My Life With and Without Jim Morrison, они видны на многих её фотографиях.

В книге писателя Саймона Грина «Город, где умирают тени» Джим Моррисон - один из ключевых героев, вернувшийся из мертвых и способный своей музыкой завораживать окружающих.

В романе Стивена Кинга «Противостояние» один из главных героев рассказывает, что видел Джима Моррисона (после его смерти), когда подрабатывал на заправочной станции.

В книге Мика Фаррена «Джим Моррисон после смерти» Джим - главный герой, разбирающийся в хитросплетениях послесмертия.

В сборнике Дикие Карты под редакцией Дж. Р. Р. Мартина, в новелле Виктора Милана «Преображения» («Transfigurations») легко угадываются группа The Doors и Джеймс Дуглас Моррисон (переименованные писателем в Destiny и Тома Мэриона Дугласа соответственно). Под воздействием инопланетного вируса Моррисон-Дуглас получает ауру, дающую ему возможность с повышенной силой воздействовать на эмоции слушателей, а также периодически изменяющую его облик на образ человека со змеиной головой («Короля Ящериц»).

В фильме Смерть ей к лицу Джим Моррисон среди клиентов Лизл, которые обладают даром бессмертия.

В фильме Американский оборотень в Париже присутствует сцена секса на могиле Моррисона, на кладбище Пер-Лашез.

В фильме Изгой герой Тома Хэнкса торжественно поет «Come on, baby, light my fire», когда ему удалось раздобыть огонь.

В компьютерной игре World of Warcraft существует босс Lord Serpentis, который произносит фразу «I am the Serpent King, I can do anything».

В компьютерной игре Postal 2 главный герой при использовании кошачьей мяты произносит фразу «Yes, baby, I’m the Lizard King!».

У шотландской пост-рок-группы Mogwai есть композиция под названием «I’m Jim Morrison, I’m Dead».

У группы Radiohead есть упоминание о Моррисоне в песне «Anyone Can Play Guitar» - «Grow my hair I am Jim Morrison».

У группы The 69 Eyes есть упоминание о Моррисоне в песне «Wasting The Dawn» - «Where the lizard lingers long under the sun Forgetting the night darkest july paris "71».

У группы 5"nizza есть упоминание о Моррисоне в песне «Ушедшим слишком рано».

В песне группы Tracktor Bowling «Outside» Моррисон упоминается в перечислении имён великих людей («Жертвы своих идей, что пронзили мир насквозь: Моррисон и Кобейн, Леннон, Сид Вишез или Христос»).

В первую десятку персон, попавших на обложку журнала Rolling Stone, входят следующие:

1. Джон Леннон
2. Тина Тернер
3. The Beatles
4. Джими Хендрикс, Донован и Отис Реддинг

6. Дженис Джоплин
7. Джимми Хендрикс
8. The Monterey International Pop Music Festival
9. и Пол Маккартни
10. Эрик Клэптон

В 1967 году Моррисон едва не снялся в порнографическом фильме Энди Уорхола «Я, мужчина», но его отговорили администраторы «The Doors».

В фильме «Мир Уэйна 2» главному герою в момент пребывания без сознания, является Джим Моррисон в пустыне, в качестве духовного наставника.