Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру. Понятие «искусство»

Искусство - особая форма освоения мира, основу которой составляет эстетическое отношение человека к действительности(греч. аеsteticos - чувствующий, чувственный).

Универсальный характер эстетического отношения человека к действительности несомненен.

Эстетические переживания - атрибутивная характеристика специфически человеческого способа бытия в мире.

Однако в большинстве ее видов и форм эстетический аспект является второстепенным, подчиненным (материальное производство, наука, право, спорт и т. д.).

Только в искусстве эстетическое обладает самодовлеющим статусом, приобретает основное и самостоятельное значение.

Термин «искусство» употребляется чаще всего в двух основных значениях:

1) мастерство, умение, сноровка в любой форме практической деятельности;

2) особая форма человеческой деятельности, ориентированная на создание художественных произведений (художественное творчество), в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

Отмеченная сфера художественного творчества, исторически развиваясь, образует особую подсистему культуры - художественную культуру , функционирующую по имманентным законам и обладающую рядом специфических особенностей.

Искусство в отличие от других форм духовной деятельности ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека.

Чувственно-наглядный характер произведений искусства в совокупности с особым арсеналом выразительных и изобразительных средств обеспечивает ему колоссальную силу воздействия на человека, его убеждения и ценностные ориентации.

На первый план в искусстве выступает субъект и субъективность художника, его свобода, собственное видение и переживание мира. Поэтому подлинное искусство демократично, гуманистично и антиавторитарно по своей сути.

Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности, закономерностей художественного творчества занимается особая философская наука - эстетика (понятие введено в XVIII в. А.Баумгартеном ).



Философско-эстетические взгляды развивались Аристотелем , И. Кантом и другими философами.

Как философия искусства эстетика впечатляюще представлена в творчестве Г. Гегеля .

Среди отечественных исследователей искусства широко известны А. Герцен, В. Белинский, Н. Бердяев, Л. Гумилев, А. Лосев, Д. Лихачев, Э. Ильенков и другие.

Историки полагают, что искусство восходит к эпохе верхнего палеолита и насчитывает 300–400 веков своей эволюции.

В современной философской литературе отсутствует единая точка зрения на проблему происхождения искусства.

Имеют место религиозные, игровые, эротические, подражательные, трудовые и некоторые другие гипотезы, объясняющие его генезис.

Искусство реализует задачи культурного самоопределения личности и социальных общностей, трансляции художественного опыта человечества, организации эстетического отношения человека к миру, а в конечном итоге - воспроизводства человека как универсального и целостного существа.

Функции искусства:

· познавательная;

· воспитательная;

· аксиологическая;

· коммуникативная;

· эстетическая.

9.3.3. Религия как форма духовной культуры

Религия (от лат. rеligiо - «благочестие», «набожность», «святыня») - мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющее воздействие на мироздание и жизнь человека.

Философское осмысление данного феномена культуры предполагает постановку и развернутую интерпретацию следующих задач :

· определение сущности религии и места в системе мировоззрения;

· выявление социальных и психологических аспектов религии, ее онтологического и гносеологического статуса;

· экспликация нравственного смысла религии и ее роли в жизни общества, в духовной эволюции человека и человечества и др.

Религиозное отношение человека к миру носит универсальный характер.

Оно возникает на основе стремления человека обрести непосредственную связь с Абсолютом, а религия осмысливает и в различных версиях интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта.

Поэтому религия - универсальный феномен, ее содержание выступает предметом индивидуальной веры и мировоззренческой парадигмой, принятой в результате свободного выбора, а религиозное сознание отличается образностью и обращено главным образом к эмоционально-чувственной сфере человека.

В истории философской мысли сложилось несколько концепций, объясняющих происхождение и сущность религии:

· по мнению И. Канта , религия представляет собой познание наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некой чужой воли), а как существенных законов любой свободной воли;

· для Гегеля религия - самосознание абсолютного духа или знание божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом;

· как превращенную форму отражения человеческого бытия рассматривал религию Л. Фейербах ;

· Ф. Энгельс трактовал ее как фантастическое отражение внешних обстоятельств, господствующих над людьми в их реальной жизни;

· по мнению Э. Дюркгейма , религия - это идеологический механизм, обеспечивающий целостность общества посредством сакрализации базовых социальных связей;

· 3. Фрейд считал религию коллективным неврозом, массовой иллюзией, коренящейся в комплексе Эдипа;

· У. Джемс полагал религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное.

Религия - системное социокультурное образование, включающее религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.

Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня - религиозную идеологию и религиозную психологию. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная философия, богословские концепции отдельных сфер общества (экономики, политики, права и т. д.).

Религиозный культ - совокупность символических действий, связанных с практическим и духовным обращением к Богу.

Религиозные организации - это объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и культа.

Основным типом религиозной организации является церковь - религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи со светскими социальными институтами.

Религия - явление многоплановое и многозначное. Выполняя мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интегрирующую функции, она порождена особыми закономерностями социальной динамики. Социальные процессы определят в конечном итоге и ее судьбу.

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................ 3

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ........................................................... 4

1.1. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия

и их взаимосвязь.......................................................................................... 4

в философии и науке.................................................................................... 5

1.3. Системно-структурная и динамическая организация бытия.

Движение и развитие как атрибуты бытия................................................. 6

1.4. Принцип глобального эволюционизма......................................... 7

1.5. Пространственно-временная структура бытия. Пространство

и время в неживой и живой природе.......................................................... 9

ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ.................................................... 11

2.1. Понятие природы в философии и науке...................................... 11

2.2. Природа как саморазвивающаяся система: физико-космоло-

гическая и биогеохимическая стратегии научного исследования природы........ 13

2.3. Природа как среда обитания. Естественная и искусственная

среда обитания........................................................................................... 14

2.4. Биосфера и закономерности ее существования........................... 15

2.5. Коэволюционный императив и экологические ценности совре-

менной цивилизации. Проблема устойчивого развития системы

«общество-природа»................................................................................. 16

ТЕМА 3. ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ........................... 18

3.1. Исторические формы диалектики................................................ 18

3.2. Диалектика и метафизика в истории философии......................... 20

3.3. Материалистическая диалектика как система принципов,

3.4. Значение диалектики в познании и медицинской практике........ 27

Задания 1 части проверяют следующие умения:

  • характеризовать на основе смоделированных социальных ситуаций социальные объекты,
  • осуществлять поиск социальной информации,

Задания 2 части – требуют анализа представленной информации, объяснение связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументация самостоятельных оценочных суждений, объяснений, выводов.

  • При выполнении заданий данной модели проверяется умение применять гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Основные вопросы, рассматриваемые в заданиях:

1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

2. Понятие истины, её критерии.

3. Системное строение общества: элементы и подсистемы.

4. Основные институты общества.

5. Искусство, как форма духовного производства

6. Роль науки в современном обществе.

7. Религия и её роль в современном обществе.

Специфика заданий:

Работа составлена на основе контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и включает задания, проверяющие основные навыки, которые должны быть сформированы у выпускников старшей школы. Проверяются знания по отдельному блоку «Человек и общество».

Проверяемые навыки и умения

задания

Система оценивания

Определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий

Задание 1

1б.

Понимать основные понятия курса, их существенные признаки;

Задание 2

1б.

понимать основные понятия курса, их существенные признаки;

Задание 3

1б.

умение характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

Задание 4

2б.

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия,

Задание 5.

2б.

уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук.

Задание 6

2б.

понимать основные понятия курса, их существенные признаки;

Задание 7

2б.

уметь объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов;

Задание 8

2б.

определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий;

Задание 9

2б.

умение применять гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Задание 10

3б.

уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук.

Задание 11

3б.

Общее количество баллов

1-11

Отметка по 5-бальной шкале

ответы

Задания 1 части

итого

1 вариант

наука

11212

5146

2 вариант

искусство

21211

3716

Задания 2 части

1 вариант

2 вариант

Задание 10.

Задание 10.

В правильном ответе могут быть названы следующие элементы:

1) тип культуры – элитарная культура;

2) признаки, например:

– оригинальность формы и (или) содержания;

– использование нарочито субъективной, индивидуально-

творческой интерпретации обычного и привычного;

– отсутствие ярко выраженного коммерческого характера.

(Могут быть названы другие признаки.)

1.Правильно назван тип культуры, указаны три признака, не

упомянутых в условии задачи- 3б.

2. Правильно назван тип культуры, указаны два признака, не

упомянутых в условии задачи - 2б

3. Правильно назван тип культуры, указан один признак, не

упомянутый в условии задачи- 1б

4. Правильно назван только тип культуры.

ИЛИ Тип культуры не назван (назван неверно) независимо от

наличия других элементов ответа.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не

соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный - 0б

Максимальный балл 3

1) тип – информационное (постиндустриальное общество);

2) три черты, допустим:

– информация (знания) становится ведущим фактором

производства;

– развиваются наукоёмкие производства и средства

коммуникации;

– растёт удельный вес «среднего класса»;

– созданы необходимые условия для непрерывного образования.

(Могут быть названы другие черты.)

Правильно указан тип, названы три черты – 3б

Правильно указан тип, названы две черты- 2б

Правильно указан тип, названа одна черта

ИЛИ Правильно указан только тип- 1б

Тип не указан / указан неверно независимо от наличия других

элементов ответа.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие

требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный - 0б

Максимальный балл 3

Задание 11.

Задание 11.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: это присущий только человеку способ взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о видах деятельности, опирающейся на знания курса, например:

Основными видами деятельности являются игровая, трудовая, учебная. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о структуре деятельности.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого вида деятельности. Например, особенностью игровой деятельности является действия в воображаемой обстановке.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любой из элементов структуры деятельности.)

Максимальный балл 3

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: система взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к обществу и природе, себе самому; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о типах (видах) мировоззрения, опирающейся на знания курса, например: Различают обыденное (житейское), религиозное, научное мировоззрение. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух или более типах (видах) мировоззрения.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса сущность одного из этих типов, например: Религиозное мировоззрение человека опирается на веру в существование сверхъестественных сил и возможность общения с ними. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса сущность одного из этих типов).

Максимальный балл 3

Итоговая диагностическая работа по теме «Человек и общество» 10 класс

1 вариант

Задание 1. Вставьте пропущенный термин

Задание 2.

цифру , под которой оно указано.

  1. игра ; 2) общение ; 3) деятельность ; 4) труд ; 5) познание .

Задание 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой формы познания.

1) ощущение ; 2) восприятие ; 3) представление ; 4) суждение ; 5) наблюдение ; 6) эксперимент .

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры , под которыми они указаны.

Задание 4. Выберите верные суждения о видах знания и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Научное знание отличается высокой степенью обобщения и абстрагирования.

2) Художественное знание открывает законы мироустройства, базируется на доказательности информации.

3) Ненаучное знание характеризуется глубоким осмыслением фактов и проникновением в природу изучаемого объекта.

4) Обыденное (практическое) знание формируется на основе жизненного опыта.

5) К ненаучным видам знания относится религиозное, житейское и художественное.

Задания 5. Установите соответствие между методами и уровнями научного знания, которые эти методы иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

А) эксперимент 1) эмпирический уровень

Б) описание 2) теоретический уровень

В) выдвижение гипотез

Г) наблюдение

Д) формулирование законов

Задание 6.

В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры , под

которыми они указаны.

1)Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.

2) Большинство населения занято в сфере услуг.

3) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.

4) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

5) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

Задание 7.

В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образования? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) увеличение количества учебных предметов

2) сокращение времени изучения естественных наук

3) ориентация на интересы и склонности ученика

4) применение технологий, сберегающих здоровье

5) уделение особого внимания нравственному воспитанию

6)компьютеризация образовательного процесса

Задание 8.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Многие исследователи считали, что в социуме должны иметь место такие же жёсткие, как и в природе, независимые от воли людей причинно- следственные ________(А). Предполагалось, что их выявление выступает главной задачей научного обществознания, поскольку это позволит прогнозировать дальнейшее развитие ________(Б). Но этот подход упрощал многомерную картину ________(В) жизни, оставляя в стороне сознательно- волевую составляющую ________(Г) людей. В XX в. стало формироваться представление о законах-тенденциях, отражающих некоторые объективные процессы общественной жизни».

Список терминов:

1) общество

2) специфика

3) природная

4) социальная

5) связь

6) деятельность

7) закон

Задание 9.

Ларисе 17 лет. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Рост Ларисы ниже среднего.

2) Лариса – честный человек.

3) У Ларисы светлые волосы и зелёные глаза.

4) Лариса добрая и отзывчивая.

5) Лариса – внешне привлекательная девушка.

Задание 10.

Известный театральный режиссёр поставил спектакль по пьесе классика русской литературы. Главные роли исполняли популярные артисты. Для усиления драматического характера некоторых сцен использовались спецэффекты. Однако понять и оценить спектакль по достоинству смогли только критики и зрители, знакомые с тенденциями современного театрального искусства. К какому типу культуры может быть отнесена эта театральная постановка? Укажите любые три признака данного типа культуры, не упомянутых в условии задачи.

Задание 11.

Итоговая диагностическая работа по теме «Человек и общество» 10 класс

2 вариант

Задание 1. Вставьте пропущенный термин

Задание 2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру , под которой оно указано.

1) социальный прогресс ; 2) общественное развитие ; 3) регресс общества ; 4) реформа ; 5) революция .

Задание 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются социальными качествами человека.

1) Порядочность ; 2) сообразительность ; 3) законопослушность ; 4) трудолюбие ; 5) начитанность ; 6) рост .

Найдите два термина, относящихся к биологическим качествам человека, и запишите цифры,

под которыми они указаны.

Задание 4. Выберите верные суждения о различных формах духовной культуры и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Ислам, иудаизм и христианство являются национальными религиями.

2) Наука характеризуется системностью и стремлением к максимальной объективности.

3) Массовая и элитарная формы культуры подвержены взаимному влиянию.

4) Образование обеспечивает передачу из поколения в поколение накопленных людьми духовных богатств.

5) Произведения массовой культуры предъявляют высокие требования к общекультурному уровню потребителя.

Задание 5.

Установите соответствие между характеристиками и видами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Задание 6.

В стране Z постоянно растёт удельный вес городского населения. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Важнейшими ценностями признаны предприимчивость, трудолюбие, образование и готовность к новациям.

2) Происходит становление сословной социальной структуры.

3) Религия играет значительную роль в общественной жизни.

4) Трудовая мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены.

5) Производство приобрело интенсивный характер.

Задание 7.

Ученица 11 класса Кира готовится к экзаменам. Найдите в приведённом ниже списке методы, которые позволят Кире успешно сдать экзамены, и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) получение высокого балла

2) чтение учебников, справочной литературы

3) решение задач

4) проведение экзамена

5) консультации учителей

Задание 8.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Термин "искусство" многозначен. Чаще всего он употребляется в двух значениях: 1) мастерство, __________(А), ловкость, сноровка, основанные на знании дела; 2) специфический вид духовно-практического __________(Б) и эстетического отношения к действительности. Именно во втором значении искусство входит в содержание духовной культуры __________(В). Искусство отражает мир в __________(Г), в которых реальность переплетается с вымыслом».

Список терминов:

1) общество

2) потребность

3) умение

4) практический смысл

5) материальная культура

6) художественный образ

7) освоение

Задание 9. Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обособление от природы

2) постоянные изменения

3) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов

4) способность к самоорганизации и саморазвитию

5) выделение из материального мира

6) возможность деградации отдельных элементов

Задание 10.

В стране Z доминирует стремление к гармонизации отношений общества и природы. В экономике на первый план выдвигается сфера услуг, происходит индивидуализация производства и потребления. Какой тип общества развивается в стране Z? Назовите любые три черты, соответствующие обществу данного типа, не указанные в условии задачи.

Задание 11.


Понятие искусства

Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:

  • в узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира;
  • в широком высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

— особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами , т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — .

Искусство как самостоятельная и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в , быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.

Функции искусства

Искусство выполняет ряд общественных функций.

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

  • эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
  • социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
  • компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
  • гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
  • познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
  • прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
  • воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Познавательная функция

Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах.

Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается . Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.

Воспитательная функция

Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.

И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.

Эстетическая функция

Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция.

Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

Гедонистическая функция

Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функции искусства.

Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу.

Произведения искусства , являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколение в поколение, достоянием эстетической общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова. Каждый человек — это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он должен освоить то, что оставило ему прошлое поколение, творчески осмыслить его духовный опыт, понять его мысли, чувства, радости и страдания, взлеты и падения и передать все это потомкам. Только так движется история, и в этом движении огромная рать принадлежит искусству, выражающему сложность и богатство духовного мира человека.

Виды искусства

Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,

современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д.

Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:

  • по количеству использованных средств — простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);
  • по соотношению произведения искусства и реальности — изобразительные, изображающие действительность, копируя се, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);
  • по отношению к пространству и времени — пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино);
  • по времени возникновения — традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;
  • по степени применимости в быту — прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.

Искумсство (лат. eхperimentum -- опыт, проба) -- образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Искусство (наряду с наукой) -- один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира. Понятие искусства крайне широко -- оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм. В масштабах всего общества, искусство -- особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат -- художественное произведение. В наиболее общем смысле искусством называют мастерство (словацк. Umenie), продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Энциклопедия Британника дает следующее определение: «Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающими». Таким образом, критерием искусства является способность вызывать отклик у других людей. БСЭ определяет искусство как одну из форм общественного сознания, важнейшую составляющую человеческой культуры. Определение и оценка искусства как явления -- предмет непрекращающихся дискуссий. В эпоху романтизма традиционное понимание искусства как мастерства любого сорта уступило видению его как «особенности человеческого разума наряду с религией и наукой». В XX в. в понимании эстетического наметились три основных подхода: реалистический, согласно которому эстетические качества объекта присущи ему имманентно и не зависят от наблюдателя, объективистский, который также считает эстетические свойства объекта имманентными, но в некоторой степени зависимыми от наблюдателя, и релятивистский, в соответствии с которым эстетические свойства объекта зависят только от того, что в нём видит наблюдатель, и разные люди могут усматривать разные эстетические качества одного и того же объекта. С последней точки зрения объект может быть охарактеризован в зависимости от намерений его творца (или отсутствия каких-либо намерений), для какой бы функции он ни был предназначен. Например, кубок, который в быту может быть использован как контейнер, может считаться произведением искусства, если был создан только для нанесения орнамента, а изображение может оказаться ремесленной поделкой, если его производят на конвейере.

В своем первом и наиболее широком смысле термин «искусство» (art, англ.) остается близким к своему латинскому эквиваленту (ars), который может быть также переведен как «мастерство» или «ремесло», а также к индоевропейскому корню «составление» или «составлять». В этом смысле искусством может быть названо все, что было создано в процессе обдуманного составления некой композиции. Существуют некоторые примеры, иллюстрирующие широкий смысл данного термина: «искусственный», «военное искусство», «артиллерия», «артефакт». Многие другие широко употребляемые слова имеют аналогичную этимологию. Художник Ма Линь, образец живописи эпохи Сун, около 1250 г. 24,8 Ч 25,2 см. искусство античность познание

До XIX века изящными искусствами называли способности художника или артиста выразить свой талант, пробудить в аудитории эстетические чувства и вовлечь в созерцание «изящных» вещей.

Термин искусство может употребляться в разных смыслах: процесс использования таланта, произведение одаренного мастера, потребление произведений искусства аудиторией, а также изучение искусства (искусствоведение). «Изящные искусства» -- это набор дисциплин (искусств), продуцирующих произведения искусства (объекты), созданные одаренными мастерами (искусство как деятельность) и вызывающие отклик, настроение, передающие символику и иную информацию публике (искусство как потребление). Произведениями искусства называют преднамеренную талантливую интерпретацию неограниченного множества концепций и идей с целью передать их окружающим. Они могут быть созданы специально для указанной цели или представлены изображениями и объектами. Искусство стимулирует мысли, чувства, представления и идеи через ощущения. Оно выражает идеи, принимает самые разные формы и служит многим разным целям. Искусство -- это умение, которое способно вызвать восхищение. Искусство, вызывающее своей гармоничностью положительные эмоции и ментальное удовлетворение способно также вызвать ответный созидательный отклик воспринимающего, воодушевление, стимул и стремление творить в положительном ключе. Так отозвался об искусстве художник Валерий Рыбаков, член Профессионального союза художников: "Искусство может разрушать и лечить человеческую душу, растлевать и воспитывать. И только светлое искусство способно спасти человечество: оно исцеляет душевные раны, дает надежду на будущее, несет в мир любовь и счастье".

Как и все объёмные понятия, термин «искусство» многозначен. В широком смысле искусство – это форма общественного сознания, способ освоения духовного мира ; в этой трактовке к искусству относят театр, живопись, танец, архитектуру, дизайн, поэзию, музыку. В узком смысле под искусством понимают умелое, мастерское обращение с какими-либо объектами – с окружающими людьми, с персоналом (для менеджера), с избирателями (для политика), со спортивными снарядами (для спортсменов), в приготовлении пищи (для кулинаров), в передаче образа актёром.

Понятие искусства тесно связано с категориями «красота» и «талант». Соприкосновение с искусством приводит к эмоциональному возбуждению, сопереживанию, духовному очищению (или, говоря словами Аристотеля, катарсису ). Почему человек занимается искусством, в чём движущие силы создания прекрасного – на эти вопросы и сейчас нет однозначного ответа. Есть лишь различные теории, которые заключаются в следующем:

— игровая теория основывается на том положении, что игра – внекультурный феномен, она свойственна человеку и животным. В процессе игры формируются навыки и умения, проявляются таланты индивидов в процессе творческого самовыражения;

— трудовая теория говорит о том, что в процессе развития общества и под воздействием разделения труда в областях материального и духовного производства у людей появляются новые потребности, которые удовлетворяются работниками искусства;

— теологическая теория происхождения искусства подразумевает факт божественного вложения в сознание человека тяги к искусству. Индивиду и обществу необходима не только пища телесная, но и духовная; этим человек отличается от животных, делает его возвышенным, эстетичным, гармонично развитым.

Посредством искусства человек познаёт окружающую действительность, но делает это не так, как с помощью науки. Рациональное знание уходит в искусстве на второй план, высвобождая место субъективным ощущениям, фантазии, эмоциям, позитивному или негативному отношению. Художественное познание при созерцании предметов искусства (картин, скульптур, кинофильмов и проч.) может быть наглядным, смысловым и образным. Проходя сквозь призму индивидуального опыта, восприятия, характера человека, художественный образ или смысл становится частью личности, памяти, поведенческих детерминант. В этом смысле художественный образ является одним из главных элементов образования и воспитания личности, частью мировосприятия и ценностей человека. Искусство, тем самым, обращено не к рациональному изучению, а к переживанию – в мире художественных образов человек должен жить подобно тому, как он живёт реально, эстетически наслаждаясь им, но сознавая его умозрительность, ограниченность рамками мыслительных конструкций.

Наслаждаясь образцами искусства, человек получает обильный опыт «проживания чужих жизней», значительно раздвигающий границы повседневной жизни. Литературные персонажи и киногерои, театральные образы и памятники историческим личностям, полотна великих художников и сочинения выдающихся композиторов, певцы и эстрадные исполнители – все они становятся составной частью нашего кругозора, знаний, мировосприятия, взаимоотношений с другими людьми, идентификации себя с каким-либо народом.

Искусство в современной хозяйственной системе необходимо также рассматривать как часть общественного производства. В сфере искусства ныне хотят работать всё более многочисленные группы молодёжи и взрослых, так как в вокале, танцах, живописи, литературе, театре, дизайне, художественном и анимационном кино, компьютерных играх можно максимально полно выразить свои творческие порывы, талант, способности, мечты. В этом смысле искусство является антиподом рутинному труду , где не требуется инициатива, фантазия, креатив. Искусство как производственная и культурная сфера базируется на определённой инфраструктуре (театрах и кинотеатрах, филармониях, цирках, выставочных залах и т.п.) и рынках труда (режиссёров, сценаристов, драматургов, искусствоведов и проч.).

В искусстве принято классифицировать те или иные жанровые направления по определённым градациям – барокко, авангард, классицизм, символизм и проч. Таким образом стилистические характеристики и приёмы объединяются в укрупнённые группы.

Современное искусство не стоит на месте. Все его жанры и направления непрерывно развиваются, порождая иногда непонимание, неприятие и прямое отторжение. Впоследствии неприятие и эпатаж сменяются привыканием, переоценкой, включением данных предметов искусства в список классических и общепринятых.