Как катерина понимает жизнь в доме. Анализ образа Катерины

Урок литературы в 10 классе (заключительный в серии уроков по драме А.Н.Островского «Гроза»)

Тема: Трагическая острота конфликта Катерины (по драме А.Н.Островского «Гроза»).

Цели:
учебная: знание текста пьесы;
задачи:
раскрывать образы главных героев пьесы, выяснить обусловленность их поступков психологическими мотивами;

выявить основной конфликт пьесы, объяснить его суть, понять причины;

развивающая: развивать аналитическое мышление, творческие способности;
воспитывающая: воспитывать нравственные качества личности, учить высказывать свое мнение.

Оборудование : пьеса А.Н.Островского «Гроза», иллюстрации к пьесе, портреты актрис, сыгравших Катерину.

Гроза» - драма зарождения, развития и возобладания в душе героини тех страстей,

которые затем обнаруживают себя

в греховных выбросах ее поступков.

М.М.Дунаев.

Ход урока:

I . Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

II . Изучение нового материала (на основе домашней подготовки учащихся)

Анализ избранных сцен.

Учитель. В течение урока нам предстоит ответить на 4 главных вопроса:

Почему Катерина полюбила Бориса?

Почему она решилась на свидание с ним?

Почему покаялась перед всеми?

Почему совершила самоубийство?

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала выясним, а какая она, Катерина. Что мы о ней знаем?

1. Жизнь Катерины в родительском доме (Д.1, явл.7)

Как Катерина жила в родительском доме?

Как относились к ней родные?

Как проводила время?

Была она свободна в своих поступках?

Какие черты характера развились в ней под влиянием жизни в родительском доме?

Можно ли сказать, что её отношение к жизни было романтическим?

Какие поступки Катерины говорят о страстности её натуры? (Д.2, явл.2: от обиды села в лодку и уплыла из дома.)

Жизнь Катерины в родительском доме

Сердечное отношение родных.

Посещение церкви. Рассказы странниц, богомолок.

Свобода. (Д.2, явл.7)

Сформировавшиеся черты характера

Болезненная впечатлительность. Экзальтированность. Парение духа. («Плачу, не знаю о чем»)

Романтическое отношение к жизни.

Моральная чистота.

Страстность натуры, стремление к свободе. (Царствие Божие нудится !)

Вывод. К житейским трудностям её не готовили! Но жизнь не праздник, а тяжкий труд. Она не усвоила, что Царствие Божие нудится!

2. Жизнь Катерины в доме Кабановых. (Д.2, явл.3-8)

Жестокое отношение Кабанихи (обрядоверие).

Постоянное духовное подавление.

Непонимание ее натуры со стороны мужа (безверие на деле).

Учитель.

Как повлияла на Катерину такая жизнь в семье мужа?

В чем она изменилась?

Какие прежние черты характера проявляются с новой силой?

Катерина чувствует свою обреченность, осознаёт её и замыкается в себе. Она делает попытки изменить ситуацию (сцена прощания с Тихоном), но её не понимают. Разочаровывается в семейной жизни.

И отсюда - страстное стремление к свободе, любви, счастью.

3. Анатомия страсти и греха

Осознает ли Катерина это стремление грехом? (Д. 1, явл.7)

Почему боится грозы? (Д.1, явл.9)

Какие чувства борются в Катерине?

(Любовь и желание счастья - одновременно это и вызов Кабанихе, протест -

но, с другой стороны, осознание этого чувства грехом.)

Как же решается этот конфликт? (Трагически. Выхода нет, т.к. самоубийство – это не выход.)

Что такое грех? Как рождается грех?

Путь греха.

Учитель. «Отцы-пустынники», по слову А.С.Пушкина, прекрасно знали анатомию греха. По их мнению, грех овладевает душой человека постепенно, проходя несколько ступеней.

    Прилог есть невольное движение сердца под влиянием внешнего восприятия или мысли. (Приражение)

    Сосложение (сочетание) нашей мысли с прилогом.

    Стадия внимания (уже пленились мысленно).

    Услаждение помыслами.

    Пожелание и сам поступок.

Учитель. Внимательно прочитав драму, мы увидим, что Катерина, действительно, приняв помысел, довольно быстро проходит эти ступени. В этом ей помогают не только обстоятельства, но и недобрые люди. Кроме самообольщения Катерины (самообмана, поиска краденого счастья), в драме обнаруживается и обольщение другими.

4. Какова роль Варвары в этой истории? (Даёт ключ, подстрекает, советует: «Живи, как хочешь, лишь бы было шито-крыто».)

Анализ сцены с ключом
(2 действие, явление 10)

    Возмущение;

    Размышление о нелегкой женской доле;

    Размышление о своей судьбе;

    Видит причину своих бед в свекрови;

    Рассуждение о ключе;

    Пугается воображаемых шагов и прячет ключ в карман;

    Убеждает себя в том, что нет греха, если она разок посмотрит на любимого;

    Ключ от садовой калитки становится ей дороже всего на свете.

5. Обратим внимание, что сцена первого свидания происходит в овраге . Автор не случайно избирает такое место!

Анализ сцены первого свидания ( Д.3, сцена 2)

    Происходит в овраге - замкнутом пространстве, потайном месте.

    Обрамлена банальной встречей Кудряша и Варвары, их веселой песней, прославляющей свидания любовников.

    Подчеркивается степень падения героини (отвергая старое, Катерина бросает себя в пропасть(овраг) греха и загоняет в безвыходное положение).

Легко ли далось Катерине такое решение? Нет!

Она оправдывается перед Кабанихой, просит Тихона забрать её с собой, отталкивает Варвару с ключом, сама мучается. Но трагизм в том, что ей никто не помог. Она не справилась с собой.

6. Проанализируем сцену всенародного покаяния Катерины. (д.4, явл.6.)

Почему она это делает?

Природа нравственного конфликта Катерины (это сближает её с классическими героинями русской литературы, вспомним ТатьянуЛарину) заключается в невозможности жить во грехе , в разладе со своей совестью.

На ней лежит бремя ответственности и вины перед Тихоном и Борисом.

7. Обратим внимание на сцену прощания Катерины с Борисом ( д.5, явл.3)

    Борисом движет только страх.

    Катериной – чувство вины перед ним и смертная тоска, так как для неё завтрашнего дня нет. Заметим, насколько же Катерина крупнее как личность, чем её избранник.

III . Сделаем выводы.

- Почему же Катерина утопилась? ( Снова бунт, не покаялась до конца.)

- Как могла бы жить Катерина теперь, после своего падения? (Только смиряться.)

Учитель. Можно вспомнить в этой связи финал драмы «Бесприданница», написанной Островским после «Грозы»: самоубийство Катерины и смерть Ларисы, которая не решилась на самоубийство. Погибая от руки Карандышева, произносит последние слова: «Живите, живите все! Я ни на что не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь…Я вас всех …всех люблю. (посылает поцелуй.)

Какой финал кажется более мудрым, более соответствующим национальной этической традиции?

Какие выводы на основании проведенного анализа текста мы можем сделать?

В чем трагизм судьбы Катерины?

    Внешние обстоятельства («темное царство») закрыли ей движение к подлинной любви.

    Внутренних собственных сил для смирения ей недостает.

    Она в духовном одиночестве (а его можно одолеть только верою).

    Но вера разрушена грехом и отчаянием.

    Угасание веры приводит к самоубийству

Учитель. Представляется важным обсудить вопрос и о самоубийстве Катерины. Прочитайте слова известного русского философа Н.А.Бердяева:

    Самоубийца – всегда эгоцентрик, для него нет больше Бога, ни мира, ни других людей, а только он сам.

    Самоубийство есть отрицание трех высших христианских добродетелей – веры, надежды и любви.

    Психология самоубийства есть психология обиды , обиды на жизнь, на мир, на Бога. Но психология обиды есть рабья психология . Ей противостоит психология вины , которая есть психология свободного и ответственного существа .

    В сознании вины обнаруживается большая сила, чем в сознании обиды.

Докажите, опираясь на содержание драмы «Гроза», прав ли он в своем мнении.

Учитель. В 1859 г. появились два тома пьес Островского, что послужило поводом для статьи «Тёмное царство» Н. А. Добролюбова, который воспользовался правдивым изображением русской жизни для своих политически радикальных выводов. В статье «Луч света в тёмном царстве» (1860) Добролюбов назвал пьесу «Гроза» (1859) «самым решительным произведением» Островского, но эта политическая радикализация самому драматургу была чужда . В «Грозе» очевиден протест против самодурства как порождения косности и необразованности (Дикой и Кабаниха), протест против таких последствий самодурства, как смирение слабых (Тихон и Борис) и обман сильных (Варвара, Кудряш). Но такая форма протеста, как грех и покаяние Катерины, показывает, что её характер столь же своеволен, как и характер Кабановой.

IY . Домашнее задание . Письменно ответить на вопрос: «Самоубийство Катерины – это сила или слабость?»

Библиография.

  1. Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях.- М., Христианская литература. 2001. – Т.1-2.

  2. Пьеса А.Островского «Гроза» была представлена за год до отмены крепостного права в 1859 г. Особенно выделяется в этом рассказе жизнь Катерины в родительском доме. Образ главной героини меняется с каждой главой, она ранимая и нежная.

    О чем пьеса?

    Действие происходит в вымышленном городе Калинове. Драма разворачивается в одном из купеческих домов на берегу Волги. Хозяйка дома купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова - властная и своенравная особа. Она держит в своих руках всех вокруг. Никто не может ей противостоять. Но ее рвение подчинить всех и все побуждает к завоеванию все новых и новых душ.

    Красной линией между строк пьесы проходит тема конфликта поколений. И на сегодняшний день эта проблема актуальна и современна. Воплощение самодурства и желания править миром в образе Марфы Кабановой олицетворяет строй, установленный старшим поколением. Но особенно раскрывается образ Катерины, ее душевная трагедия не оставляет равнодушным никого.

    Жизнь Катерины в доме свекрови

    Появление в доме Кабановых нового члена семьи, Катерины, переключает внимание купчихи на новую жертву. Катерина Кабанова, невестка властной Марфы Игнатьевны, появилась в доме не по велению сердца, а по вине обстоятельств. Ее насильно выдали замуж за сына купчихи Тихона, воля которого порабощена матерью. Жизнь Катерины в родительском доме тоже не отличалась радостью и счастьем.

    Появление Катерины вносит в атмосферу пьесы особый смысл, противопоставляя светлый образ душевной и набожной девушки «серому» существованию купечества середины XIX века. Образ девушки поражает читателя своей простотой, искренностью, она готова подарить миру свою доброту и может это сделать. Ее образ - единственный, который назван «лучом света в темном царстве».

    Такие строгие рамки

    Но рамки купеческого общества не позволяют ее душе раскрыться. Ее светлые сны и мысли, которыми она делится с сестрой мужа Варей, никому не нужны и непонятны. В купеческой среде нет места искренности и любви, свободе души и чистоте помыслов.

    С детства Катя привыкла к безвозмездной любви своей матери, к радостному миру свободы и церковной мудрости. Девушке нечем дышать в купеческом доме, ей чужды изворотливость и вранье, царящие в обществе. Ее душа свободной птицей может взлететь только в снах, которые стали столь редки с наступлением замужества. Подробно описывается образ Катерины в «Грозе». Кратко представлены ее переживания и душевные муки.

    Искать спасение в любви

    Глотком свежего воздуха для Катерины становится любовь к Борису, племяннику такого же алчного, как Кабаниха и напыщенного купца Дикого. Оттого что вынуждена она коротать свои дни взаперти в царстве свекрови, Катерина ищет выхода своим чувствам в привязанности к Борису. Пока муж Катерины в отъезде, тайные свидания влюбленных помогают ей осознать, что любовь ее к племяннику Дикого на самом деле не является той любовью, от которой можно взлететь к звездам. Жизнь Катерины в чужом доме превращается в муку.

    Она понимает, что безысходность ее положения подтолкнула ее к воображаемому любимому, который вовсе не так безупречен в своих помыслах, как ей бы хотелось. Оказалось, она придумала его сама. Ей нужен был хоть кто-то, кто смог бы разделить с ней ее светлые мысли, с кем она могла бы воплотить свои мечты о счастливой и свободной жизни. Жизнь Катерины в родительском доме заставляет главную героиню поверить в призрачную любовь.

    Бессмертная душа, не склонившая голову

    Купеческая вдова Марфа Кабанова в своей жажде власти так и не смогла добиться от невестки признания ее главенства. Катерина в глаза называет свекровь на «ты», тем самым давая понять, насколько она считает их равными. Мужа Катерина жалеет, понимая, что он никогда не сможет вырваться из материнских объятий самовольно, а мать ему этого не позволит. Его жалобы на жизнь не что иное, как признание своей инфантильности и привычки быть ведомым сильным вожаком.

    А Марфа, подобно ядовитой паучихе, плела свои сети, липкие и крепкие, в которые нетрудно было попасть тем, кто жил в обществе, где царили обман, дурь и зависть. Появление смелого противника, гордого и молчаливого, раскрывает самоотверженное желание что-либо изменить в окружающем мире. Невозможность в одиночку противостоять закостенелой системе правления отражается в разразившейся грозе и находит свою кульминацию в самоубийстве главной героини. Для нее «не смерть желанна, а жизнь невыносима».

    Протест, который заканчивается трагедией

    Ее мечта взлететь как птица не кажется абсурдной и смешной. В ней воплотилось все отчаяние молодой девушки, вся боль и невообразимая душевная трагедия. Понимание самой сути жизни во лжи, нежелание и неумение притворяться и приспосабливаться приводят Катерину на край обрыва. Глубоко верующая, она не побоялась пойти на самоубийство, тем самым навечно лишив покоя свою неприкаянную душу, не побоялась гнева Божия и кары небесной. Протест Катерины в пьесе Островского «Гроза» заканчивается трагедией.

    На тот момент Катерина была загнана в угол обстоятельствами. Ее признание в измене мужу и свекрови говорит о том, насколько чиста и высоко духовна была ее натура. Быть честной перед другими, но прежде перед собой, - вот изнанка ее души, самое дно.

    «Гроза» А.Островского поразила его современников смелостью рассуждений Катерины и восхитила силой характера такой хрупкой и нежной души. Молчаливое противостояние и неподчинение воле существующего режима создает ощущение непрекращающейся борьбы и уверенности в победе, пусть не сейчас, но непременно.

    Образ Катерины побудил многие молодые умы воспрянуть к борьбе с самодержавием, укрепить волю и дух испытаниями и найти свой путь к свету во имя свободы и справедливости. Задание по «Грозе» - «Жизнь Катерины в родительском доме» дается в средних школах. Образ девушки-мученицы популярен и по сей день.

    Образ Катерины

    Существует версия, что Островский писал «Грозу», будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любовь Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее сыграла. Однако любовь Островского была безответной: сердце Косицкой было отдано другому, который довел ее до нищеты и ранней смерти. Актриса, играя Катерину, практически играла себя и на сцене предсказывала свою судьбу, и этой игрой покорила всех, в том числе и императора.

    В образе Катерины Островский показал всю трагедию души русской женщины. В XIX веке женщины в России были практически бесправны, выходя замуж, они должны были соблюдать все правила семейной жизни. Огромное количество браков заключалось не по любви, а по холодному расчету, молодых девушек часто выдавали за стариков только потому, что те имели состояние и высокое положение в обществе. О разводах в то время не было даже мысли, и женщины должны были страдать всю жизнь. В подобной ситуации оказалась и Катерина, которую выдали за Тихона Кабанова, происходившего из зажиточной купеческой семьи и попала в атмосферу тирании и лжи.

    Важную роль в характеристике Кати является ее детство, проведенное в родительском доме. Катерина росла в доме зажиточного купца. Жизнь ее в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она занималась тем, что ей нравится. Она с любовью и тоской рассказывает Варваре о своем детстве: «Я жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, точно куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». Катерина еще с детства полюбила ходить в церковь и посещала ее с огромным желанием, во время служб все присутствующие обращали на одухотворенное лицо Катерины, которая в тот момент полностью уходила от этого мира. Именно эта истовая вера, впоследствии, обернется для Кати роковой, ведь именно в церкви ее заметил и полюбил Борис. Воспитываясь в родительском доме, Катерина получила и на всю жизнь сохранила наиболее прекрасные черты русского характера. Душа Катерины чиста, открыта, способна на большую любовь. Она не умеет врать. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не смогу», - так она говорит о себе. И из этой атмосферы, пропитанной добром, лаской и любовью, она попадает в семью Кабанихи, где все построено на грубости, безоговорочном повиновении, лжи и обмане. Катерина на каждом шагу терпит унижения и оскорбления от свекрови-деспота, прекрасно чувствуя свою зависимость от нее. Со стороны мужа она не чувствует никакой поддержки, так как он полностью подчинен властью своей матери и только и думает о том, как от нее вырваться. Катерина готова была относится к Кабановой, как к родной матери, но ее чувства не встречают поддержки ни со стороны Кабанихи, ни со стороны Тихона. Жизнь в этом полном зла и обмана доме изменило поведение Катерины. «Какая я была резвая, а у вас завяла совсем.… Такая ли я была?!». Но от природы обладая сильным характером, Катерина не может долго выносить этого издевательства, идти против своей воли. Катя – единственный персонаж произведения, который стремится к настоящему счастью и настоящей любви, а те к видимому благополучию и временной радости. Ее чистота, искренняя любовь и открытость несовместимы с моральными нормами «темного царства», и именно эти качества приводят к открытому противостоянию деспотизму Кабанихи. Сильным поступком, актом протеста было то, что замужняя женщина полюбила другого в отсутствие своего мужа, пусть даже и нелюбимого. Это ей кажется страшным преступлением: во-первых, по религиозным канонам, а во-вторых, потому, что не выполнила наказ мужа. Ее неумение лгать и ощущение греха вынуждают ее совершить публичное покаяние, при этом она прекрасно понимает, что это конец. Важную роль при этом сыграли гроза. Из-за своего языческого восприятия грозы как кары Господней Катя еще больше пугается, да тут еще сумасшедшая барыня пророчит ей геену огненную. Мы видим, как страдает Катерина, когда Тихон рассказывает о состоянии после раскаянья: «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так до сих пор и рыдает». Тихон жалеет жену, но реально оказать ей поддержку он не может, так как боится гнева матери. Борис также ничем не может помочь своей возлюбленной и она разочаровывается в нем. Все это приводит к тому, что Катерина решается на самоубийство, что с ее стороны является очень сильным поступком. Она, истинная христианка, прекрасно знала, что самоубийство самый страшный грех, который только может совершить человек, но, не смотря на это, она бросается с обрыва, переступив через веру. Убив себя, она освободилась от гнета Кабановой, которая смогла убить ее тело, но душа осталась такой же сильной и непокорной.

    Смерть Катерины не оказалась напрасной, она привела к разрушению всего царства Кабанихи: Тихон восстает против матери и открыто обвиняет ее в смерти Катерины, Варвара, которой не так и не удалось приспособиться к тирании матери сбегает с Кудряшом. В этом поступке, по словам Добролюбова, «дан страшный вызов самодурной силе». А во всем образе Катерины он увидел» протест, доведенный до крайности, провозглашенный и над домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась женщина».

    Образ Катерины в пьесе «Гроза» как нельзя лучше контрастирует с мрачными реалиями России дореформенного периода. В эпицентре разворачивающейся драмы - конфликт между героиней, стремящейся отстоять свои человеческие права, и мира, в котором всем заправляют сильные, богатые и властные люди.

    Катерина как воплощение чистой, сильной и светлой народной души

    Уже с самых первых страниц произведения образ Катерины в пьесе «Гроза» не может не привлечь к себе внимания и не заставить проникнуться симпатией. Честность, способность глубоко чувствовать, искренность натуры и склонность к поэтичности - вот те черты, которые отличают саму Катерину от представителей «тёмного царства». В главной героине Островский постарался запечатлеть всю красоту народной простой души. Свои эмоции и переживания девушка выражает незатейливо и не использует искажённые слова и выражения, распространённые в купеческой среде. Это нетрудно заметить, сама речь Катерины больше напоминает мелодичный напев, она изобилует уменьшительно-ласкательными словами и выражениями: «солнышко», «травка», «дождичек». Невероятное чистосердечие героиня проявляет, рассказывая о своей вольной жизни в отеческом доме, среди икон, спокойных молитв и цветов, где она жила «точно птичка на воле».

    Образ птицы - точное отображение душевного состояния героини

    Образ Катерины в пьесе «Гроза» как нельзя лучше перекликается с образом птицы, в народной поэзии символизирующим свободу. Беседуя с Варварой, она неоднократно обращается к этой аналогии и утверждает, что она - «вольная птица, что попала в железную клетку». В неволе ей тоскливо и тягостно.

    Жизнь Катерины в доме Кабановых. Любовь Катерины и Бориса

    В доме Кабановых Катерина, которой присущи мечтательность и романтичность, чувствует себя совершенно чужой. Унизительные упрёки свекрови, привыкшей держать всех домочадцев в страхе, атмосфера тирании, лжи и лицемерия угнетают девушку. Однако сама Катерина, являющаяся по натуре человеком сильным, цельным, знает, что терпению её есть предел: «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Слова Варвары о том, что без обмана в этом доме не выжить, вызывают у Катерины резкое неприятие. Героиня противостоит «тёмному царству», его порядки не сломили в ней волю к жизни, счастью, не заставили её уподобиться другим жителям дома Кабановых и самой начать лицемерить и лгать на каждом шагу.

    По-новому раскрывается образ Катерины в пьесе «Гроза», когда девушка делает попытку вырваться прочь из «опостылевшего» мира. Она не умеет и не желает любить так, как это делают жители «тёмного царства», ей важна свобода, открытость, «честное» счастье. В то время, как Борис убеждает её, что их любовь останется тайной, Катерина желает, чтобы об этом знали все, чтобы все видели. Тихону, своему мужу, однако пробудившееся в её сердце светлое чувство кажется ей И как раз в этот момент читатель сталкивается лицом к лицу с трагедией её страданиями и муками. С этого момента происходит конфликт Катерины не только с окружающим миром, но и с самой собой. Ей трудно сделать выбор между любовью и долгом, она силится запретить себе любить и быть счастливой. Однако борьба с собственными чувствами не по силам хрупкой Катерине.

    Уклад и законы, царящие в окружающем девушку мире, давят на неё. Она стремится покаяться в содеянном, очистить свою душу. Увидев на стене в церкви картину «Страшный суд», Катерина не выдерживает, падает на колени и начинает прилюдно каяться в грехе. Однако даже это не приносит девушке желанного облегчения. Другие герои драмы «Гроза» Островского не способны поддержать её, даже любимый человек. На просьбы Катерины забрать её отсюда Борис отвечает отказом. Этот человек не является героем, он просто не способен защитить ни самого себя, ни возлюбленную.

    Смерть Катерины - луч света, озаривший «тёмное царство»

    Со всех сторон на Катерину обрушивается зло. Постоянная травля со стороны свекрови, метания между долгом и любовью - всё это в итоге приводит девушку к трагическому финалу. Успевшая за свою недолгую жизнь познать счастье и любовь, она просто не способна продолжать жить в доме Кабановых, где таких понятий вовсе не существует. Единственный выход видится ей в самоубийстве: будущее страшит Катерину, а могила воспринимается как спасение от мук душевных. Однако образ Катерины в драме «Гроза», несмотря ни на что, остаётся сильным - она не выбрала убогое существование в «клетке» и никому не позволила сломать свою живую душу.

    Тем не менее смерть героини не была напрасной. Девушка одержала нравственную победу над «тёмным царством», ей удалось немного рассеять мрак в сердцах людей, побудить их к действию, раскрыть глаза. Жизнь самой героини стала «лучом света», полыхнувшим во мраке и надолго оставившим своё зарево над миром безумия и тьмы.

    Почему критик Н.А.Добролюбов называет Катерину “сильным характером”?

    В статье «Луч света в тёмном царстве» Н.А.Добролюбов пишет, что в «Грозе» выражен «русский сильный характер», который поражает «своею противоположностью всяким самодурным началам». Этот характер «сосредоточенно-решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, чем жизнь при тех началах, которые ему противны». Именно таким увидел критик характер Катерины. Но так ли видится этот образ читателю? И как проявляется характер героини в действии?

    Формирование личности начинается в детстве, поэтому автор вводит в пьесу рассказ Катерины о жизни в доме родителей. Переживания героини, её душевное состояние, восприятие произошедших с нею событий как трагедии – всё это было бы непонятно без описания жизни до замужества и после. Чтобы объяснить изменения, которые произошли в душе Катерины, и её внутреннюю борьбу, возникшую в результате совершённых ею поступков, автор даёт картины детства и юности героини через воспоминания, нарисованные светлыми красками (в отличие от «тёмного царства», где вынуждена она жить в замужестве).

    Катерина считает атмосферу родительского дома очень благотворной для её развития и воспитания: «Я жила, ни о чём не тужила, ...как птичка на воле». Занятия этого периода – рукоделие, работа в саду, посещение церкви, пение, беседы со странницами – не сильно отличаются от того, что заполняет жизнь героини и в доме Кабановых. Но за забором купеческого дома нет свободы выбора, теплоты и душевности в отношениях между людьми, нет радости и желания петь, как птичка. Всё, как в кривом зеркале, искажено до неузнаваемости, и это вызывает диссонанс в душе Катерины. Злость, сварливость, вечное недовольство, постоянные упрёки, нравоучения и недоверие свекрови лишали Катерину уверенности в собственной правоте и чистоте помыслов, вызывали тревогу и душевную боль. Она с тоской вспоминает о счастливой и спокойной жизни в девичестве, о том, как любили её родители. Здесь же, в «тёмном царстве», пропало радостное ожидание счастья, светлое восприятие мира.

    На смену жизнелюбию, оптимизму, ощущению в душе чистоты и света пришли уныние, чувство греховности и вины, страх и желание умереть. Это уже не та весёлая девочка, какой знали её люди в девичестве, это совсем другая Катерина. Но сила характера проявляется даже в условиях жизни за забором, так как покорно терпеть несправедливость и унижения, принимать принципы купеческого ханжества героиня не может. Когда Кабанова упрекает Катерину в притворстве, она возражает свекрови: «Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего я из себя не доказываю... Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»

    Так с Кабановой никто не разговаривал, а Катерина привыкла быть искренней, и такой желала оставаться в семье мужа. Ведь до замужества она была жизнелюбивой и чувствительной девушкой, любила природу, была добра с людьми. Именно поэтому Н.А.Добролюбов имел основания называть Катерину «сильным характером», который «поражает нас своею противоположностью» по отношению к изображённым в пьесе персонажам купеческого сословия. Действительно, образ главной героини является антиподом другим женским характерам в пьесе «Гроза».

    Катерина – натура чувствительная и романтичная: ей иногда казалось, что она стоит над пропастью и её кто-то толкает туда, вниз. Она как будто предчувствовала своё падение (грех и раннюю смерть), поэтому её душа наполнена страхом. Полюбить другого человека, будучи замужем, – это непростительный грех для верующего человека. Девушка воспитана на принципах высокой нравственности и исполнения христианских заповедей, но она привыкла жить «своей волей», то есть иметь возможность выбора в поступках, принимать решения самостоятельно. Поэтому она говорит Варваре: «А уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь».

    Борис о Катерине говорил, что в церкви она молится с улыбкой ангельской, «а от лица-то как будто светится». И это мнение подтверждает особенность внутреннего мира Катерины, говорит о её отличии в сравнении с другими героями пьесы. В родной семье, где существовало уважение к личности ребенка, в атмосфере любви, доброты и доверия девочка видела достойные примеры для подражания. Ощущая теплоту и душевность, она привыкла к свободной жизни, к труду без принуждения. Родители не ругали её, а радовались, наблюдая за её поведением и поступками. Это давало уверенность в том, что живёт она правильно и безгрешно, и Богу не за что её наказывать. Её чистая, непорочная душа была открыта для добра и любви.

    В доме Кабановых, как и вообще в городе Калинове, Катерина попадает в атмосферу неволи, лицемерия, подозрительности, где к ней относятся, как к потенциальной грешнице, заранее обвиняют в том, чего она и не думала совершать. Она сначала оправдывалась, пытаясь доказать всем свою нравственную чистоту, переживала и терпела, но привычка к свободе и тоска по душевности в отношениях с людьми заставляют её выйти, вырваться из «темницы» сначала в сад, потом к Волге, потом к запретной любви. И к Катерине приходит чувство вины, она начинает думать, что, перейдя границы «тёмного царства», она нарушила и собственные представления о христианской морали, о нравственности. Значит, стала другой: она грешница, достойная кары божией.

    Для Катерины оказались губительными чувства одиночества, беззащитности, собственной греховности и потеря интереса к жизни. Нет рядом дорогих людей, ради которых стоило бы жить. Забота о престарелых родителях или о детях вносила бы ответственность и радость в её жизнь, но у героини детей нет, а живы ли были родители – неизвестно, в пьесе не сообщается.

    Однако считать Катерину жертвой несчастного брака было бы не совсем правильно, ведь сотни женщин терпеливо принимали и выносили подобные обстоятельства. Нельзя также называть глупостью её покаяние перед мужем, честное признание в измене, так как Катерина по-другому и не могла, благодаря своей духовной чистоте. А самоубийство стало единственным выходом потому, что любимый ею человек, Борис, не мог взять её с собой, уезжая по требованию дяди в Сибирь. Возвращаться же в дом Кабановых для неё было хуже смерти: Катерина понимала, что её ищут, что даже побега она совершить не успеет, и в том состоянии, в каком находилась несчастная женщина, ближайший путь привёл её к Волге.

    Все перечисленные доводы подтверждают мнение Н.А.Добролюбова о том, что Катерина стала жертвой собственной чистоты, хотя именно в чистоте её духовная сила и тот внутренний стержень, который не удалось сломать купчихе Кабановой. Свободолюбивая натура Катерины, её принципы, которые не позволяли ей лгать, ставили героиню гораздо выше всех персонажей в пьесе. В данной ситуации решение уйти из мира, где всё противоречило её идеалам, было проявлением силы характера. В тех обстоятельствах только сильный человек мог решиться на протест: Катерина чувствовала себя одинокой, но восстала против устоев «тёмного царства» и значительно поколебала эту глыбу невежества.