Пушистый иисус. «Пушистый Иисус»: Как испорченная фреска принесла процветание целому городу

Слово «реставрация» происходит от латинского «restauratio», что означает «восстановление». Просто так подкрасить или замазать не получится, иначе памятник культуры может быть испорчен и даже уничтожен.

Одним из хрестоматийных примеров неправильной реставрации является восстановление Парфенона в начале XX века. Хотели как лучше, старались, но не те материалы, не те инструменты, не очень внимательная работа с обломками. В итоге часть объектов была разрушена, а не восстановлена. Прошло почти сто лет с той поры, и... ничего не изменилось.

МатРерное слово

Замок Матрера (El castillo de Matrera), IX в.

Замок Матрера красиво, хотя и не очень надежно охранял просторы испанской провинции Кадис с IX века до 2013 года, когда сильные дожди (и туристы) привели к обрушению центральной башни. Местные власти срочно озаботились ремонтом национального памятника. Спустя три года замок было не узнать: красивый, новый! И… в марте 2016-го разразился скандал.

Это новое слово в реставрации, и слово это нецензурное. Местные жители помянули им и власти, и реставраторов, а затем за дело взялись специалисты, которые лишились важного объекта исследований.Сами реставраторы объясняли, что все требования испанского законодательства соблюдены. Их результат безопасен для посещения, демонстрирует оригинальный размер башни, текстуры и цвета исходных материалов, а также четко отделяет сохранившиеся элементы от новодела. За эту работу архитектор даже получил профессиональную награду.

А в 2002 году строители умудрились снести дом Исидора Мадридского, святого покровителя испанской столицы, простоявший там около девятисот лет. Такое ощущение, что у этих испанцев дедушка на старозамковой фабрике работает. У них этих старых замков ну просто завались. Вот и сносят что попало.

«Пушистый Иисус»

Фреска Ecce Homo («Се человек»), 1910 г.

И снова речь пойдет об Испании. Одной из немногих достопримечательностей маленького городка Борха была изображавшая Иисуса Христа в терновом венце фреска Ecce Homo («Се человек») работы Элиаса Гарсиа Мартинеса.

В 2010 году 83-летняя прихожанка Сесилия Хименес с согласия настоятеля взялась за восстановление фрески, которая хоть и была ровесницей «художницы» и (тоже?) начала осыпаться, но выглядела все равно лучше. Это надо было исправить.

Результат стал достоянием общественности в 2012 году и превзошел все ожидания.Острословы стали называть фреску «Пушистый Иисус» или Ecce Mono («Се обезьянка»). Старушка объясняла свое творческое видение отсутствием опыта и отвратительным освещением в церкви. Настоятель церкви, насупившись, молчал.

Нет худа без добра. Фреска в исходном состоянии была интересна только искусствоведам, а вот «Пушистый Иисус» привлек в городок буквально толпы туристов, обеспечив местных жителей и саму Сесилию работой, церковь - доходом от посещений, а любителей посмеяться - огромным количеством карикатур и фотожаб.

Каирский цирюльник

Погребальная маска Тутанхамона, 1323 г. до н.э.

Мало было египтянам отломанного носа сфинкса. Летом 2014 года в процессе переноса экспонатов в Каирском музее у бесценной погребальной маски Тутанхамона каким-то образом отвалилась борода. Чтобы решить проблему, одному из работников пришла идея все приклеить обратно, да понадежнее. А что может быть надежнее эпоксидной смолы?

Аккуратно, разумеется, не получилось, и капли клея горе-реставратор по школьной привычке соскоблил скальпелем, оставив красивые и заметные царапины на прессованном золоте. Кстати, до данной процедуры борода отделялась от маски и крепилась на специальной втулке, которую можно было восстановить без особого труда.

Увы, эпоксидная смола может быть отделена только со слоем металла, а на это историки идти пока не готовы. Впрочем, возможно, при следующем переносе маску снова уронят и борода опять отколется… Главное, чтобы сами не чинили.

Правда, не обошлось без хорошей новости. Ученые очень внимательно обследовали маску на предмет других повреждений и выяснили, что с большой долей вероятности она изначально предназначалась для Нефертити. Если, конечно, эта надпись фломастером оригинальная…

Губка Боб в стиле «Майнкрафт»

Крепость Ocakli Ada Kalesi, I-II вв.

Турецкие курорты не терпят ветхости, поэтому в 2010 году власти пригорода Стамбула Шиле решили отреставрировать двухтысячелетнюю византийскую крепость, живописно развалившуюся на прибрежном островке.

В августе 2015 года реставрация привела аж к разбирательству в турецком парламенте и расследованию, а иностранные туристы, словно сговорившись, начали сравнивать крепость с Губкой Бобом Квадратные Штаны. Почему бы и нет? Многие курортные города можно назвать «Бикини Боттом». Шиле теперь стоит в первых рядах на переименование.

Сами муниципальные работники возмущенно объясняли журналистам, что позором было смотреть на разваливающуюся крепость, а теперь она как новая… В смысле - действительно новая.

Веселые картинки

Фрески в храмовом комплексе Юнчжи, XVIII-XIX в.

Муниципальным властям района Чаоян просто не хватило денег на профессиональных реставраторов для храмового комплекса Юнчжи. А может, они выбирали реставраторов по принципу «чье кунг-фу лучше». Да и лень было следить за ходом работ. Чего там следить-то? Это же просто зал с фресками, а не дом-музей товарища Мао.

В итоге в 2013 году вместо отреставрированных фресок эпохи династии Цин посетители храма увидели яркие, но неряшливо нарисованные сценки из буддийских легенд, не имеющие ничего общего с оригинальными рисунками.

Виноватых уволили, но после этой «реставрации» восстановить старые фрески, если это вообще возможно, стоит существенно дороже сэкономленной суммы. Кстати, тот редкий случай, когда руководителю районной партийной ячейки объявили выговор за порчу религиозных объектов.

Кастрированное дерево

Фреска «Древо плодородия» (l"Albero della Fecondità), 1265 г.

В 2011 году нескольких реставраторов обвинили в цензуре семисотлетней римской фрески «Древо плодородия» путем удаления из рисунка нескольких свисающих фаллосов. Журналисты назвали дерево кастрированным.

Сами реставраторы исчезновения органов не отрицали, заявив, что если что-то и растворилось в процессе очистки, то абсолютно случайно, поскольку фреска была в очень плохом состоянии. И вообще, кому какая разница, сколько там чего свисало изначально? И ведь кто-то не поленился, посчитал, что до реставрации свисало ровно 25. Да, руководитель местной ячейки компартии не пострадал.

Осветленные помыслы

Картина Леонардо да Винчи «Мадонна и младенец со святой Анной», 1508-1510 гг.

Неоднократно руководству Лувра предлагали почистить картину да Винчи, но до 2011 года оно было неприступно. Однако вода камень точит, а растворитель тем временем высветляет картину.Когда стал виден результат, британские реставраторы принялись утверждать, что открыли истинный художественный замысел да Винчи, а руководство Лувра открыло пузырек с валерьянкой.Официально было заявлено, что результат удовлетворительный, но два члена консультативного комитета, курировавшего работу над картиной, в знак протеста подали в отставку. Специалисты спорят о приемлемости такой реставрации до сих пор.

Ангел странного образа

«Дом печального ангела», Санкт-Петербург, 1906 г.

Доходный дом Пантелеймона Бадаева известен и питерцам, и туристам. Более того, на Всемирной выставке в Париже он был удостоен золотой медали. Тут не каждый человек медаль получает, а дом так вообще редко. Войну, к сожалению, во всем своем великолепии медаленосец не пережил: в него попал снаряд. После ремонта в 50-е годы дом в стиле модерн стал коммуналкой, что тоже не лучшим образом сказалось на его состоянии.

В 2013 году дом решили отреставрировать. Неожиданно историки обратили внимание, что одна из частей барельефа, изображавшая нимфу музыки, изменилась в лице.

Организаторы ремонта утверждали, что никакой реставрации барельефа не проводили и в таком виде он попал к ним изначально, но и восстанавливать тоже не взялись. Талантом не владеют. Авторов «шедевра», которые поработали над обликом дома где-то между 2008 и 2013 годом, так и не нашли, а местные прозвали его «степной девой». Степные девы, в свою очередь, называют изменившуюся нимфу «коренной петербурженкой».

Сатурн Меркурий почти не виден

Торговый дом Кузнецова, Москва, 1898 г.

В августе 2015 года Москва готовилась дню рождения города, и улица Мясницкая получила очень странный подарок.

Лицо бога Меркурия на барельефе Торгового дома Кузнецова удивительным образом преобразилось.Большинство решило, что на гастроли в Москву приехал легендарный реставратор дома Бадаева, хотя, может, бога торговли перекосило от увиденных цен на ремонт в Москве. Так это или нет, но ущерб был нанесен, а власти пообещали вернуть как было. Ну или хотя бы найти натурщика посимпатичнее.

Адмиралтейские уродцы

Здание Адмиралтейства, Санкт-Петербург, 1823 г.

В 2011 году при обследовании башни главного здания Адмиралтейства реставраторам открылись интереснейшие создания, которых можно было отнести к какому угодно жанру, кроме классицизма. Из 28 античных фигур в близком к исходному виде осталась только одна, а остальные…

"Се человек",
фреска Элиаса Гарсиа Мартинеса

В маленьком испанском городке Борха, расположенном около Сарагосы, с населением 5000 человек есть храм Милосердия, главной достопримечательностью которого была фреска «Ecce Homo» («Се человек»). Ее написал известный до сего времени лишь специалистам художник Элиас Гарсиа Мартинес. Родился он в 1858 году в муниципалитете Рекена, там же начал заниматься рисованием, потом учился живописи в Королевской академии изящных искусств Святого Карлоса, затем отправился в Барселону и после нее в Сарагосу. В Сарагосе художник женился, преподавал в Школе искусств портретную живопись. Умер в 1934 году. Его творчество оценено критиками не очень высоко.

Фреска находилась в плачевном состоянии – часть лика Христа стерлась, местами из-за влажности осыпалась краска. Прихожан сильно огорчало такое состояние картины.


В 2010 году 80-летняя пенсионерка Сесилия Хименес решила самостоятельно ее отреставрировать. По ее словам реставрацию разрешил настоятель. По словам же представителей церкви никто ничего не знал о художественной деятельности прихожанки. В это сложно поверить, учитывая, что «реставрация» продолжалась в течение двух лет и прервалась летом 2012 года, когда в церковь приехали специалисты, специально нанятые для восстановления фрески внучкой автора Тересой Мартинес за свой счет.


В прессе началась шумиха. Одни требуют по-настоящему отреставрировать картину, другие сравнивают Сесилию с Гойей, Мунком и Модильяни, считая, что нужно сохранить работу, как интереснейший образец примитивизма, третьи издеваются над результатом, называя его «Ecce Mono» («Се обезьянка»).

Моё мнение таково.

Во-первых, удивляет позиция церкви в этом вопросе – то они не замечают проводящуюся в течение двух лет реставрацию, то вдруг начинают брать деньги с туристов, чтобы вернуть фреску в исходное состояние. Конечно, множеству людей для самоутверждения просто необходимо заниматься общественно-полезной деятельностью. Сесилия Хименес прожила тяжелую жизнь, а это сильно приближает человека к религии. Она умеет рисовать, и пастор вполне мог бы разрешить ей работать над росписью храма. Но нельзя же поручать неспециалисту такую серьезную работу над памятником культуры, а потом еще и трусливо прятаться, не желая прямо сказать: «да, Сесилия действовала из лучших побуждений, и виноваты в сложившейся ситуации только мы».

И во-вторых, после шумихи в прессе многие узнали о существовании такого художника, как Элиас Гарсия Мартинес, которого, по-моему, абсолютно напрасно сочли посредственным. То, что можно разглядеть на оригинале полуразрушенной фрески, впечатляет и берет за душу. Сколько же еще открытий предстоит сделать совершенно случайно?

21 августа в испанском издании Heraldo появилась небольшая заметка, в которой речь шла о том, как ужасно жительница небольшого города Борха, 80-летняя пенсионерка, отреставрировала фреску "Ecce Homo" ("Се человек"), написанную художником Элиасом Гарсиа Мартинесом. К публикации прилагались фотографии фрески с изображением Иисуса Христа до и после реставрации. На обновленном варианте произведения Христа было не узнать - фреска стала напоминать детский рисунок, изображающий то ли обезьянку, то ли пушистую картофелину с глазами.

После публикации в Heraldo вокруг поступка Сесилии Хименес, решившей отреставрировать фреску, которая, по разным данным, датируется концом XIX - началом XX века, разразился настоящий скандал. Одни обрушились на старушку с жесточайшей критикой, другие же встали на защиту пожилой испанки, провозгласив ее новым Мунком и Модильяни в одном лице. Как бы то ни было, созданное Хименес изображение Иисуса Христа, кажется, уже заняло свою нишу в современном искусстве.

Сесилия Хименес рассказала журналистам, что начала работать над реставрацией фрески "Ecce Homo", расположенной на церковной колонне, несколько лет назад. По словам прихожанки церкви, ее расстраивало состояние произведения, которое портилось из-за влажности в помещении религиозного сооружения.

Пенсионерка, как она сама утверждает, обратилась к священнику, и тот якобы дал согласие на то, чтобы она провела реставрационные работы. "Конечно, все знали о том, что я делала. Когда люди приходили в церковь, они видели, что я рисую. Настоятель знал. Как я могла делать такие вещи без разрешения?", - цитируют Хименес СМИ. При этом представители церкви заявляют о том, что ничего не знали о художественном труде своей пожилой прихожанки.

Так или иначе, начатая в 2010 году реставрация завершилась летом 2012-го. Результаты работы Сесилии Хименес обнаружились пару недель назад, когда в церковь приехали специалисты, которые должны были оценить состояние фрески с изображением Христа для составления плана восстановительных работ. Реставрацию должны были проделать за счет средств внучки автора фрески Тересы Мартинес - именно она выделила деньги и направила их в церковь.

Прибыв в Борху, эксперты обнаружили вместо фрески нечто совсем иное - примитивное изображение некоего существа с покрытой мехом головой (как вариант - одетого в шерстяной капор), печально повернутой в сторону. С фрески на специалистов взирал, как написали сотрудники BBC News, "карандашный набросок с изображением очень волосатой обезьяны в мешковатой тунике". О первоначальном облике "Ecce Homo" напоминала лишь эта самая безразмерная туника - и до, и после реставрации она была свекольного цвета (кстати, как отметила Тереса Мартинес, туника вышла у Сесили Хименес не так ужасно, как все остальное). Церковь в Борхе пообещала, что пушистый Иисус исчезнет - фреску планируется отреставрировать вновь, уже силами профессионалов.

После разошедшейся в англоязычной прессе новости о проведении самой неудачной реставрации в истории искусства в Сети развернулась кампания по сохранению пушистого Иисуса (блогеры уже успели дать работе Хименес новое название - "Ecce Mono", что они перевели как "Се обезьянка"). Разумеется, творение пожилой испанки всего за несколько часов стало одним из самых популярных интернет-мемов - "фотожабы" на пушистого Иисуса можно найти, .

Вот уже несколько лет подряд в храм Милосердия, расположенный в испанском городе Борха, стремятся десятки тысяч туристов. Они хотят воочию глянуть на одну небольшую фреску с изображением Иисуса Христа. Вот только вместо благоговения у одних вырываются невольные смешки, а другие недоуменно отводят взгляд. Дело в том, что фреска была отреставрирована. Вот только превратилась она в нечто совершенно невообразимое.



83-летняя жительница испанского города Борха Сесилия Хименес не задумывала ничего дурного, когда предлагала свою помощь в реставрации фрески «Ecce Homo», созданной художником Элиасом Гарсиа Мартинесом в 1932. Картина стала осыпаться и угрожала совсем исчезнуть, поэтому с разрешения настоятеля храма прихожанка занялась восстановлением картины. На это у нее ушло 2 года.


Когда люди увидели обновленную фреску, то многие не смогли ничего сказать от шока, который они испытали. Вместо Иисуса теперь красовалось существо из детских рисунков. Одни назвали фреску «картофелиной с глазами», другие – «обезьянкой», а третьи – «Пушистым Иисусом». Родственники художника, который написал фреску, даже хотели подать на пожилую женщину в суд.

Сесилия Хименес искренне не понимала, в чем она провинилась, когда на нее посыпался шквал негодования и упреков со всех сторон.


Однако по иронии судьбы, городок стал популярен среди туристов. Всем хотелось увидеть, что же натворила старушка с фреской. Вскоре служители храма ввели символическую плату за вход, а рядом на улице появились сувенирные лавки. Когда Сесилия Хименес узнала об этом, то тут же отправилась требовать свою долю от прибыли. Власти пошли женщине навстречу, потому что, благодаря ее «реставрации» и притоку туристов, стабилизировалась экономика города Борха.


Некоторые искусствоведы уже отнесли «Пушистого Иисуса» к стилю живописи «примитивизм» и сравнили с работами таких мастеров, как Гойя и Мунк.
Кстати, творчество Эдварда Мунка также воспринималось современниками неоднозначно.

» в оригинальном виде (слева)
и после «реставрации» (справа)

Напишите отзыв о статье "Пушистый Иисус"

Примечания

Ссылки

  • /lenta.ru

Отрывок, характеризующий Пушистый Иисус

«Aliment de poison d"une ame trop sensible,
«Toi, sans qui le bonheur me serait impossible,
«Tendre melancolie, ah, viens me consoler,
«Viens calmer les tourments de ma sombre retraite
«Et mele une douceur secrete
«A ces pleurs, que je sens couler».
[Ядовитая пища слишком чувствительной души,
Ты, без которой счастье было бы для меня невозможно,
Нежная меланхолия, о, приди, меня утешить,
Приди, утиши муки моего мрачного уединения
И присоедини тайную сладость
К этим слезам, которых я чувствую течение.]
Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого.
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.
– Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.
– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают!
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.