Ростральные колонны план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему. Колонны Ростральные колонны аппликация

Ростральные колонны

В ансамбль Стрелки Васильевского острова по проекту французского архитектора Ж.Ф. Тома де Томона были включены две ростральные колонны-маяки. Архитектор долго и тщательно работал над совершенством пропорций колонн. Рострумом (в переводе с латинского означает «клюв») называли нос корабля. В Древнем Риме было принято отмечать победы на море колоннами, которые украшались носами захваченных кораблей неприятеля.

Ростральные колонны появились на стрелке Васильевского острова в 1810 году. Одна из них была маяком для судов на малой Неве, другая - указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года.

Ростральные колонны являются памятником военно-морской славы России. Колонны, сложенные из пудожского камня, достигает высоты в тридцать два метра. Внутри колонн находится винтовая лестница. Металлический треножник, держащий чашу-светильник, находится на верхней площадке каждой колонны.

Ярко-оранжевые факелы на ростральных колоннах (в 1957 году к чашам подвели газ) зажигаются в дни праздников и торжеств в Санкт-Петербурге.


Ростральные колонны украшены рострами. Внизу колонны располагается самая большая пара ростр, укрепленная так, что один нос корабля обращен к Неве, другой – к Бирже. Ростры декорированы фигурой наяды (речного божества). Вторая пара расположена перпендикулярно первой, они украшены головой крокодила, морскими коньками и рыбами. Ростры третьей пары декорированы головой водяного, а четвертая, самой верхней, - изображениями морских коньков. У подножия ростральных колонн находятся монументальные статуи: сидящие две мужские и две женские фигуры, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву.


Статуи были выполнены по моделям французских скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо, которых хорошо знал Томон. Первоначально Тома де Томон хотел, чтобы статуи рек были чугунными, но от этого замысла пришлось отказаться.

Триумфальные колонны-маяки созданы при участии легендарного каменотеса С.К. Суханова, выходца из бедных крестьян Вологодской губернии. В то время он сотрудничал с лучшими архитекторами Санкт-Петербурга, но затем разорился и умер в безвестности.

Примечательно, что проектные и строительные работы, связанные с ростральными колоннами, постоянно находились под контролем Совета Академии художеств во главе с великим зодчим А.Д.Захаровым. Обсуждалось все – и практическое назначение, и художественный облик. Это говорит об огромном значении, которое придавалось этим сооружениям. Ростральные колонны, мощные по объему и выразительные по силуэту, цвету и пропорциям, четко вырисовываются на фоне неба и хорошо видны с далеких перспектив.

В ходе работ над Стрелкой Васильевского острова, она была поднята подсыпкой грунта, чтобы избежать затопления водами Невы. Кроме того, Неву «отодвинули» примерно на сто метров. В зимнее время на льду перед стрелкой собирались тысячи людей, устраивались гулянья, санные бега.


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 Колпинского района Санкт – Петербурга
КОНСПЕКТ НОД В ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Тема:
«ЗНАКОМСТВО С РОСТРАЛЬНЫМИ КОЛОННАМИ»
(старшая – подготовительная группа)
Составила и провела
Воспитатель ПшенниковаОльга Анатольевна
Санкт – Петербург 2016г.
Цель:
- знакомить детей с достопримечательностями Санкт – Петербурга (здание Биржи и Ростральные колонны);
- пробуждать познавательный интерес к родному городу.
Задачи:
- повышать узнаваемость достопримечательностей города;
- обогащать активный словарь;
- развивать художественное восприятие посредством рассматривания картин и скульптур малой формы;
- развивать продуктивную деятельность.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Под песню О.Кваши «Санкт – Петербург – гордая, белая птица» дети входят в группу и садятся полукругом.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на остров.
- Здесь какая-то карта. Как вы думаете, что изображено на карте?
Ответы детей: река, острова, суша…
- Правильно, это остров. А что такое остров? (Ответы)
- А если окончание острова делит реку на два рукава, то такое место называется Стрелкой. Слайд: «Дельта Невы»
- Итак, перед нами Стрелка Васильевского острова. Стрелка разделила Неву на два рукава: влево от Стрелки ушла Большая Нева, а вправо – Малая Нева. С помощью насыпного грунта Стрелки придали форму правильного полукруга. Рядом устроили гранитные спуски к воде. На них установили идеально круглые гранитные шары. По преданию, талантливый мастер – каменотёс Самсон Суханов создал их без всяких приборов, «на глаз». Слайды: «Стрелка Васильевского острова», «Гранитный шар»
- На стрелке Васильевского острова раньше находился торговый порт.
-Как вы думаете, что такое ПОРТ? (Ответы)
-К пристани причаливало много кораблей. Они привозили в Российскую столицу товары со всего света. Сбылась мечта Петра I: Петербург стал европейским портом. В порту можно было купить все что угодно – от алмазов до шотландской лошадки - пони. И поэтому решено было построить здание Торговой Биржи. Слайд: «Порт на Стрелке Васильевского острова»
- Ребята, я вам принесла картинку, давайте мы её рассмотрим. (картинка рассыпается на части). РАССЫПАЛАСЬ… нам придётся её собрать, чтобы узнать, что же было на ней изображено.
(дети собирают картинку)
- И что же у нас получилось? (Ответы: здание, храм, дворец,…)- Да, это здание похоже на древний храм. Его опоясывают 44 колонны. И назвали это здание Торговой Биржей. А как вы думаете, для чего построили здание Торговой Биржи? (Ответы)
- Правильно, чтобы в здании можно было совершать торговые сделки (покупки, продажу, обмен) Слайд: «здание Торговой Биржи»
- У меня есть еще одна картинка, но и она рассыпалась.
(Дети собирают картинку)
- И что же у вас получилось? (Ответы)
- Правильно, получилась колонна, но не простая колонна, а Ростральная.
- А кто из вас знает, что такое ростральная колонна?
- Одновременно с постройкой Биржи в 1810 году французский архитектор Тома де Томон устанавливает две мощные 34-метровые Ростральные колонны, украшенные носовыми частями кораблей – рострами.
Поэтому и колонны на Стрелке Васильевского острова называются Ростральными. Слайд: «Тома де Томон», «Ростральная колонна»
Возвращаясь в древний Рим, победитель в морских сражениях привозил с собой носы кораблей – ростры (от латинского слова – клюв). Считалось, что чем больше ростров, тем значительнее победа. Слайд: «Ростры»
Поэтому 34-метровые Ростральные колонны являются памятниками морских побед России. Когда их только поставили они служили маяками – наверху пылали факелы, указывая кораблям путь к причалу. Слайд: «Колонны – маяки»
А как же зажигался огонь наверху колоны? (Ответы)
- Правильно. Служащий поднимался по винтовой лестнице в 135 ступеней на вершины колонн и зажигал масло, налитое в большие чаши. В прошлом веке к колоннам подвели газ, и теперь на вершину колонны можно не подниматься, а зажигать газ внизу, а он по трубам подаётся наверх. Слайд: «А что внутри Ростральной колонны?»
Теперь огонь горит на колоннах лишь по большим праздникам – это день снятия Блокады Ленинграда, день Победы и день города. Слайд: «Праздничный город»
Слайд: «Спасибо за внимание»
Далее организовывается коллективная работа по рисованию «Салют над Ростральными колоннами».

Конспект занятия

продуктивной деятельности

аппликация «Ростральные колонны»

Воспитатель: Прусик Т.Г.

Цель: Расширять знания детей о достопримечательностях родного города.

Задачи: Дать представления о Ростральных колоннах.

Учить создавать предметные изображения с натуры.

Закрепить приём обрывания бумаги и наклеивания.

Учить мозаичному способу изображения.

Оборудование и материалы: Интерактивная доска, шаблоны, цветная бумага, клей, влажные салфетки, бумажные салфетки.

Предварительная работа: Оформление альбома «Прогулка по городу», чтение произведения о Санкт – Петербурге «Чудный город» А. К. Ермолаева, И. М. Лебедева.

Ход занятия:

В: - Ребята сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие на

Волшебном речном трамвайчике.

В: - Мы очень любим город свой.

Сияет город над Невой,

Или дожди стучат в окно –

Его мы любим всё равно

Мы в этом городе живём.

И он растёт, и мы растём.

(М. Борисов)

В: - В каком городе мы с вами живём?

(ответы детей).

В: - На какой реке стоит наш город?

(ответы детей).

В: - В нашем городе много рек, каналов, музеев, дворцов, садов и парков.

И мы продолжаем знакомство с достопримечательностями нашего города

Санкт – Петербурга.

В: - Без вас,

Ростральные колонны,

Мой город потерял бы стать,

Хотя Нева волною сонной

Не перестала бы играть,

И далеко, в тиши безмолвной,

Два факела, как две звезды,

Горят, чтоб освещались волны

Моей сверкающей Невы.

Путь кораблям открыт наряд,

Когда Ростральные горят.

(Р. Надмутдинов)

Показ слайдов: панорама Васильевского Острова,

Фрагменты Ростральных колонн.

В: - А, кто знает куда мы с вами приехали?

(ответы детей).

В: - Правильно это Стрелка Васильевского Острова.

И перед нами Ростральные колонны, созданы в 1810 году архитектором

Тома де Томоном, как памятник морских побед России.

В: - Ребята, а кто такой архитектор?

(ответы детей).

В: - Ростральные колонны раньше служили маяками. Ночью и в туман они

Указывали дорогу кораблям, идущим по Неве.

Колонны украшены носовыми частями кораблей – рострами.

У подножья колонны сидят могучие фигуры, символизирующие четыре

Великие реки России: Нева, Волхов, Днепр и Волга.

Физ. минутка:

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли (ходьба на месте)

Приседали, приседали

Белый гриб в траве нашли (приседания)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята

Наклоняйся, раз- два- три,

И в лукошко набери (наклоны)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех? (прыжки)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться (потягивание-руки вверх)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили (ходьба на месте)

Утомил всех долгий путь

Дети сели отдохнуть.

В: -Приглашаю вам занять свои места и сделать свои маяки, которые будут

Освещать путь кораблям.

В: -Сегодня мы будем делать аппликацию способом обрывания бумаги.

В: -Что будем использовать для этого?

Д: (ответы детей).

В: -Отрываем маленькие кусочки бумаги от заготовки, промазываем их клеем,

Приклеиваем на шаблон выкладывая, как мозаику прижимаем салфеткой.

В: -Предлагаю вам приступить к работе и создать каждому свой маяк.

В: -Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, вам понравилось? Вы все сегодня постарались, молодцы. А, что вам больше всего запомнилось?

Д: (ответы детей).

В: -Сегодня мы познакомились и узнали, ещё об одной достопримечательности Санкт-Петербурга Ростральными колоннами и научились мозаичному способу изображения.

В: - Давайте развесим в холле ваши колонны-маяки, чтобы они освещали путь вашим родителям.


Роль детали не бывает постоянной даже в одной отдельной национальной архитектуре, в том или ином стиле. Известно, что на пути своего развития каждый стиль проходит три стадии: конструктивную, тектоническую и декоративную. На первом этапе роль деталей невелика, поскольку архитектура достаточно утилитарна, близка к чистому строительству. На втором, тектоническом этапе возникает удивительный сплав общего и частного, детали невозможно отделить от объема, настолько гармонично они сочетаются, совместно работая на общий образ сооружения.

Детали прорисованы здесь с особой точностью и изысканностью. Такова, например, архитектура античной Греции эпохи Высокой классики. Третий период характеризуется преобладанием декоративного начала, когда эффект достигается не утонченной гармонией формы и деталей, а количеством применяемых декоративных элементов. То, что было основой выразительности в тектоническом периоде (для Греции это ордерные системы), в результате всех трансформаций становится просто декором, применяемым для украшения зданий. В соответствии с этим меняется и прорисовка отдельных деталей. При этом архитектурный ордер — одно из самых удивительных изобретений человечества. Он оказался настолько универсальным языком зодчества, что применяется в архитектуре на протяжении уже почти трех тысяч лет. За это время его образ много раз трансформировался, но изначальное семантическое значение элементов остается неизменным.

Капителью называется верхняя часть колонны. Колонна, которую мы привычно воспринимаем как одну из основных частей архитектурного ордера, происходит от простейшей опоры — деревянного столба, врытого в землю. Появление примитивной стоечно-балочной системы, состоявшей первоначально из круглых бревен, стало первой революцией в строительстве (произошло это еще в неолите). Революционность конструкции заключалась в том, что несущие элементы отделились в этой системе от венчающих (несомых). На стыке стойки и балки подкладывали промежуточный элемент — доску или обрубок древесины. В дальнейшем, когда в Античной Греции из утилитарной деревянной конструкции родился ордер — система, выражающая в художественной форме суть работы стоечно-балочной конструкции, место между столбом и балкой заняла капитель. Капитель показывает, как нагрузка передается от балки к несущей ее колонне. Именно на такое восприятие рассчитаны все ее формы.

Научимся изображать дорическую капитель по представлению.

Рисунок капители не предполагает полное отсутствие натуры, то же самое относится и к вазе, и к бионику. Эти тела столь сложны, что у учащихся может просто не хватить уровня пространственного мышления, чтобы представить их форму во всех деталях. С другой стороны, нарисовав эти предметы с натуры, ученик вполне в состоянии проделать эту работу и по представлению. Обратиться к рисунку капители по представлению заставляет сам характер этого задания. Опыт показывает, что когда ученики рисуют капитель с натуры, вымеряя ее пропорции, срисовывая детали, в работу, как правило, вкрадывается ошибка. Чтобы избежать ее, необходимо сперва нарисовать фасад капители, а затем, через построение эллипсов, перейти к объему, что по своей методике ближе как раз к рисунку по представлению, чем к рисованию с натуры.

Начните рисунок с анализа капители (рис. 8.6). Ее основной объем представляет собой круглую симметричную форму с общей вертикальной осью. Верхнюю часть капители — эхин — четверть вала, можно представить как шар и цилиндр одновременно. Эхин сопрягается с цилиндрической шейкой колонны через три последовательно уменьшающихся пояска (тонкие цилиндры). Астрагал, состоящий из валика и полочки, переходит в ствол колонны через выкрутку. Ствол колонны имеет утонение кверху и может быть представлен и как цилиндр (в нижней части колонны), и как усеченный конус. Ствол декорирован двадцатью длинными полукруглыми в плане бороздками — каннелюрами, имеющими полукруглые же завершения. Верхняя часть капители — квадратная в плане абака (абак) — плита (прямоугольная призма) с каблучком и полочкой.

Основой рисунка послужит фронтальная проекция капители. Наметьте на листе ее основные размеры, нарисуйте верхний эллипс эхина и опишите вокруг него квадрат абаки. Определите размеры, соответствующие основным частям капители (рис. 8.7). Прорисуйте до конца фронтальную проекцию и изобразите эллипсы на горизонтальных осях, соответствующих основным членениям капители (рис. 8.8). Прорисуйте мелкие детали капители. Грамотно изобразить каннелюры вам поможет план ствола колонны. Перенесенные с плана на перспективное изображение точки требуют незначительной коррекции с учетом перспективных сокращений (рис. 8.9). Выявляя форму капители средствами светотени, воспользуйтесь знаниями о характере светотени на простых геометрических формах (рис. 8.10).

Ордерная система возникла в античные времена и получила широкое развитие в дальнейшей мировой архитектурной практике. Ордерная система выражает специфику стоечно-балочной системы и наиболее полно раскрывает ее художественно-конструктивную суть. Именно эти качества ордерной системы, а также богатство и разнообразие архитектурных форм делают детали классического ордера наиболее предпочтительными учебными моделями для рисования.

Один из важнейших элементов ордера - колонна, несущий элемент. Простая колонна состоит только из ствола, но более сложная имеет капитель - промежуточное звено между балкой и колонной и базу - некую плиту, распределяющую нагрузку на поверхность основания.

В различные исторические эпохи разрабатывались свои системы декорирования ордерных конструкций, но в капителях любого ордера можно обнаружить соответствующие конструктивные и орнаментальные элементы.

Наиболее полезна для изучения и рисования капитель дорического ордера. Эта капитель состоит из квадратной в плане абаки, круглого эхина, поясков шейки и астрагала. Абака венчается так называемым каблучком и полочкой. Эхин представляет собой четверть вала, под ним расположены три пояска. Астрагал, состоящий из валика и полочки, соединяется со стволом колонны через выкружку.

Рисунок капители выполняется поэтапно.

Первый этап. Рисунок колонны, капители

  1. Композиционное размещение изображения на листе бумаги.
  2. Определение точных пропорций, пометки узлов абаки и низа капители, оси капители. После этого намечаются основные перспективные направления сторон абаки.

Второй этап. Рисунок колонны, капители

Разметка основных частей капители по вертикальным и горизонтальным направлениям, прорисовка их с учетом перспективных сокращений.

Третий этап. Рисунок колонны, капители

  1. Определение толщины колонны и пометка ее на рисунке.
  2. Прорисовка эллипса эхина, который примыкает к нижней части абаки.

Четвертый этап. Рисунок колонны, капители

  1. Анализ объемных и линейных отношений, конструктивного строения, перспективы и внесение исправлений в рисунок.
  2. Прорисовка более мелких деталей капители.
  3. Завершение линейно-конструктивного рисунка капители.

Пятый этап. Рисунок колонны, капители

  1. Разбор геометрии собственных и падающих теней с учетом перспективы.
  2. Построение на рисунке линий светоразделов с дальнейшим уточнением построения формы капители.
  3. Выявление больших тональных отношений.

Шестой этап. Рисунок колонны, капители

  1. Более глубокая проработка светотеневых отношений, выявление полутонов и рефлексов.
  2. Лепка формы капители на свету, выявление бликов.
  3. Гармоничное соподчинение всех тональных отношений.
  4. Обобщение рисунка.