Рисование торцом кисти в детском саду. Нетрадиционная техника рисования в детском саду

Метод «тычка»

(рисование жесткой полусухой кистью)

Иногда, рисуя животных, мы закрашиваем их шерсть одним сплошным цветом. Шерсть получается гладкой, прилизанной. Как же можно передать пушистость меха животного или объемность поверхности? Для этого есть несколько способов.

Один из них - с помощью тычков жесткой кистью. Особая пушистость или колючесть получается только при использовании совершенно сухой кисточки с небольшим количеством краски. Поэтому очень важно, чтобы ребенок набирал гуашь только на кончик ворса и начинал рисовать слева направо, не оставляя промежутков.

Материалы:

Альбомный лист бумаги, простой карандаш, жесткие и мягкие кисточки, баночка с водой, тряпочка.

Ход работы:

  1. контурное изображение животного (детям старшего возраста контуры животных можно не намечать).
  2. На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэта животного.
  3. Когда краска подсохнет, нарисуем животному кончиком мягкой кисточки глаза, нос, рот, усы и другие характерные детали.


Варианты работ: тычком жесткой полусухой кисти можно рисовать котенка, собаку, овечку, козу, ежа, гриву льва, снеговика, снег, елку, сосну, лес, солнце, цветы (одуванчики, подсолнухи) и многое другое.

Нетрадиционная техника рисования елей тычком жёсткой полусухой кисти.

Мастер-класс по рисованию елей для детей 5-7 лет.

Кириллова Ирина Николаевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №4 «Ромашка».
Описание: данный мастер-класс будет полезен воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, творческим людям и неравнодушным родителям.

Назначение: украшение интерьера, подарок, работа на выставку.
Цель: создание учебной и творческой работы.
Задачи:
Продолжать учить передавать особенности изображаемого предмета (ели), используя технику рисования тычок жесткой полусухой кистью.
Совершенствовать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию.
Воспитывать интерес к изобразительным техникам рисования.
Материал: гуашь, жёсткие кисти, вода, простой карандаш, салфетки.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, упражнения для подготовки руки к рисованию в технике тычок жёсткой кистью.
Преимущества данной техники:
- позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
- дает возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно важно для наиболее полного восприятия окружающего мира;
- формирует эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования (ребенок успокаивается от ритма рисования, у него возникает чувство удовлетворения от своей работы);
- способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей – рисунки, созданные способом тычка, эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.
Прежде чем приступить к обучению детей рисованию способом тычка, важно понять технику рисования тычком. При рисовании этим способом гуашь должна быть густой, кисточка жесткой (предпочтительнее из натуральной щетины) и, самое главное – сухой, то есть её не нужно перед началом рисования окунать в воду. Для большего эффекта рекомендуют подрезать кисть на 2 – 3 мм. При нанесении тычка кисточка должна находиться в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая, «пушистая» точка.
Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого-либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета, называя вслух его части. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти. Дети старшего дошкольного возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же. В процессе закрашивания тычками нарисованные предметы приобретают форму и объем, приближенные к реальным.

Ход работы.

1. Подготовить рабочее место и материалы для рисования.


2. Простым карандашом нарисовать конусообразные фигуры.


3. Жёсткую плоскую кисть срезать наискосок, сделать скошенный край. Такой кистью хорошо рисовать лапки ели.


4. Рисуем лапки ели методом тычка, начиная с нижнего ряда слева направо, или наоборот, до макушки.



5. Белой гуашью рисуем снег на ветках ели, точно так же в технике «тычок».



6. Рисуем сугробы снега вокруг ёлочек и снег, падающий в виде хлопьев, немного оттеняем синем или фиолетовым цветом.



Вот такие ёлочки, колкие иголочки.



Уважаемые коллеги, буду рада, если представленная техника вам понравиться, и вы разделите со мной свои впечатления о результате.
Спасибо за внимание!

«Пушистый котенок» (по рисованию с использованием нетрадиционной техники – тычком жесткой кистью) Программное содержание:

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

«Пушистый котенок»

(занятие по рисованию в средней группе)

Составила:

Воспитатель 2 группы

Назипова Гузель робертовна

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

ГОРОД НИЖНЕКАМСК

Тема: «Пушистый котенок» (по рисованию с использованием нетрадиционной техники – тычком жесткой кистью)

Программное содержание: продолжать учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кисти. Закреплять умение самостоятельно подбирать нужный цвет. Расширять представление о жизни домашнего животного, находить и называть различия и сходства кошки и котят при сравнении их внешнего вида; подбирать слова, характеризующие действия животных. Воспитывать интерес к жизни домашних животных, желание знать о них как можно больше.

Материал и оборудование : альбомный лист с карандашным контуром кошки, кисть, чёрная, коричневая, розовая и оранжевая гуашь, салфетки, подставки для кисточек, мольберт, изображения кошек, конверт с письмом и образцом, кошка.

Ход занятия :

I. Воспитатель: Сегодня к нам придет одна гостья. Хотите узнать, кто это? Тогда отгадайте мою загадку:

«Хвост пушистый и усы…

Нет приятнее красы!

Лапки – мягкие подушки,

Кверху поднятые ушки.

Ну. Подумайте немножко.

Догадались? Это… (кошка).»

II. - Правильно! Расскажите о кошке? Какая она? Она пушистая, у неё четыре лапки, пушистый хвостик и длинные усы. Я сегодня поведу вас на выставку кошек, и мы их поближе рассмотрим. Посмотрите, какие кошки. Красивые? Они все разные. И пушистые, и гладкие, худые и толстенькие, весёлые и грустные.

Вы слышите, кто-то стучится! Это письмо от моей знакомой кошки Мурки. Тут написано, что у Мурки потерялись котята! А что ещё в конверте? Это же фотография, где она со своими котятами! Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? Чем отличаются котята? Правильно, они отличаются цветом, разной окраской шерсти. Посмотрите, что делает каждый котенок? Дети, что же мы можем сделать для Мурки? Как мы можем ей помощь? Мы можем нарисовать котят и повесить рисунки в приемной и будем всех спрашивать: не видел ли кто-нибудь этих котяток? Мы обязательно поможем Мурке.

- Вы видите на столах лежат не законченные рисунки. Сделаем наших котят пушистыми. Сегодня кисточка будет работать по особенному: станет прыгать вверх и вниз. Посмотрите, показываю. Беру кисточку, обмакиваю ее в воду, затем лишнюю воду вытираю об губочку, набираю на кисточку оранжевую краску - у меня котенок будет рыжим и начинаю по контру рисовать прыгающей кисточкой вот-так - вверх-вниз. И таким же способом закрашиваю всего котенка, не оставляя белого места на нем, чтобы он получился таким пушистым. Вот какой пушистый котёнок получился.

- Физкультминутка . А давайте поиграем немного «Зарядка для котят»

1. Утром солнышко проснулось (Руки вверх – круг)
Встали и котята (Ручки на голове - показ ушки вперед-назад)
Маме улыбнулись
(Небольшой наклон вперед, указательные пальцы обеих рук к уголкам губ - показ улыбки)
Вышли на зарядку
(Маршируем на месте)
2. Мыли, мыли, мыли лапки
(Моем ручки, наклонясь вперед)
Причесали все усы!
Мыли, мыли, мыли ушки
(Указательными пальцами крутим возле ушек, морщимся)

Мыли брюшки малыши (Двумя руками гладим животик)
3. А потом они гуляли (Пошли по кругу)
Дружно ножками шагали
Дружно ножками шагали

С мамой солнышко встречали
(Руки вверх – круг)

Запомнили, как рисовать? Вы, ребята, постарайтесь, чтоб все котята получились красивые и пушистые. (Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь)

Какие вы молодцы! Мама кошка обязательно найдёт всех своих котят. Ваши котята получились пушистыми, весёлыми. Давайте всем дадим имена (Пушок, Уголёк, Мурзик, Муся, Барсик, Тишка, Черныш, Васька).

III. - Ой, ребята, вы слышите? По-моему там кто-то пришёл! Кто здесь мурлычет? Смотрите, это же Мурка к нам пришла! Мурке понравилось как вы красиво нарисовали её котят. Теперь она их обязательно найдёт и у них всё будет хорошо!

Использованная литература

  1. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
  2. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Р.Г.Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина. – М.: ТЦ Сфера, 2005; А-59

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ .

« Пушистый котёнок » .

Тычок жёсткой полусухой кистью .

Жёсткой кистью можно рисовать с детьми любого возраста. Этот способ рисования используется для получения необходимой фактуры рисунка: пушистой или колючей поверхности. Для работы потребуется гуашь, жёсткая большая кисть, бумага любого цвета и размера. Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон.

Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную выразительность, реалистичность, а ребёнку получить удовольствие от своей работы.

Цель занятия : помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость) . Закрепить умения смешивать краски для создания нового цвета.

Материал для занятия : альбомный лист, с нарисованным контуром котёнка или трафарет, жёсткая кисть для клея «Щетина» №8, гуашевые краски.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций и картин «Кошки» из серии «Домашние животные» загадки и стихи о котятах.

Ход занятия.

1. Организационная часть.

Воспитатель читает детям стихотворение С. Михалкова «Котята» :

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята -

Их по счёту ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

РАЗ – котёнок самый белый,

ДВА – котёнок самый смелый,

ТРИ – котёнок самый умный,

А ЧЕТЫРЕ – самый шумный.

ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА –

Те же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята –

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!

Ребята, а у кого дома живёт котёнок?

Ответы детей:

У меня! А у меня кошечка! У моей бабушки живёт кот!

Какие они у вас, расскажите!

Ответы детей:

У меня рыжий! У меня пушистый! А у моей бабушки всё время спит на батарее, он уже старенький!

А что едят кошки, вы знаете?

Ответы детей:

Молочко! Сметанку! Рыбку! Мясо!

А во что они любят играть?

Ответы детей.

А вы любите играть с котятами?

Давайте поиграем! Вставайте в хоровод!

Физкультминутка «Котята»

Если кто-то с места сдвинется, (Шаг в сторону)

На него котёнок кинется. (Прыжок вперёд)

Если что-нибудь покатится, (Круговые движения руками)

За него котёнок схватится. (Хватательные движения рук вперёд)

Прыг-скок! (Прыжки вверх)

Цап-царап! (Движения рук вперёд)

Не уйдёшь из наших лап! (Взяться руками за противоположные плечи)

2. Мотивационная часть.

Молодцы, весело играете! Жалко, что в детском саду нет котёнка, с которым можно было бы поиграть. А давайте нарисуем своих пушистых котят. Присаживайтесь на места и подумайте, какого котёнка вы хотите нарисовать. Для этого можно смешать краски.

3. Практическая часть.

Воспитатель раздаёт детям листы с нарисованным контуром котёнка или трафарет и жёсткие кисти.

Ну что, ребята, решили какого котёнка вы нарисуете? Рыжего, белого, а может быть полосатого?

Дети говорят какого цвета котёнка они будут рисовать, а воспитатель раздаёт нужные для смешивания краски и палитру.

Ребята, обратите внимание, какой кисточкой мы будем рисовать.

Колючей.

Да, колючей, жёсткой. И рисовать мы будем сухой кистью, без использования воды.

Кисть мы сразу будем окунать в палитру, излишки краски уберём, вытерев кисточку об край палитры, и будем наносить тычки на рисунке так, чтобы заполнить весь контур, а кисточку будем держать вертикально вверх. Тогда наш котёнок получится пушистым.

Воспитатель помогает, объясняет, показывает индивидуально каждому ребёнку этапы выполнения работы.

4. Итог занятия.

Ну что, ребята, все справились? У всех получились пушистые котята?

Молодцы! Теперь вы знаете, что можно рисовать жёсткой кистью и без воды, делая тычки на рисунке. А теперь можно и поиграть. Бегите ко мне.

Игра «Лови-лови»

Воспитатель показывает детям поролоновый бант на шнурке, привязанный к палочке длинной 0,5 или 0,75 м.

Смотрите, ребята, что у меня есть. В такую игру очень любят играть котята. А вы сможете поймать бантик? Лови-лови.

Воспитатель опускает и поднимает палочку и предлагает отдельным детям поймать бантик.