Шинель гоголь что хотел сказать автор. Гоголь, "Шинель": анализ произведения

8 класс

Анализ повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Беседа по вопросам.

    С каким чувством, каким отношением к герою вы читали по­ весть Гоголя?

Что мы узнаем о герое в начале повести? Что означает его имя?

(Что он служил в од­ном департаменте, что ничего замечательного о нем сказать нельзя, низенького роста, рябоват, рыжеват, подслеповат, с небольшой лы­синой на лбу, с морщинами, ему за 50 лет, но служит он чиновником низшего класса в табели о рангах - вечный титулярный советник (это 9 ступень чиновничьей лестницы). Фамилия его - Башмачкин. Называя ее, писатель словно иронизирует: «...она произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом... ничего этого неизвестно».)

Ирония – это … (см. раздаточный материал)

2. Какова история рождения Акакия Акакиевича? - от «Родился... про­тив ночи» до «...другого имени дать было никак невозможно». И опять автор иронизирует над героем. (Отрывок №1)

3. Когда же меняется отношение рассказчика к герою? (Или оно остается неизменным?)

(Конечно, ученики заметили, что отношение меняется, и уже с первых страниц ироническое настроение часто переходит в груст­ное. Акакия Акакиевича становится жаль, когда мы узнаем об от­ношении к нему сослуживцев, которые не оказывали ему никако­го уважения, когда появляется сравнение с мухой.)

4. Как относились в департаменте к Акакию Акакиевичу? (Отрывок №2)

5. Для чего вводит Гоголь молодого человека, который не будет героем повести? (Отрывок №3 – зачитать)

(В этом фрагменте звучит важная для писателя мысль об уважении к человеку, «маленькому человеку», как стали называть таких героев, как Акакий Акакиевич. Читателю становит­ся понятно, что насмешки над такими людьми омерзительны.)

6 . Что мы узнаем об отношении героя к службе? Как в этом про­является его характер?

(Он служил с любовью, переписывание бу­маг для него - особый приятный мир, но ничего более он делать не умел, терялся от задания переменить глаголы из 1 лица в 3-е. Дома он также переписывал бумаги, ожидал, «что-то бог пошлет перепи­сывать завтра». За свою работу он получал всего 400 рублей в год, мизерные по тем временам деньги. Он покорен судьбе, не склонен к протесту.)

7. Назовите врага «всех, получающих 400 рублей в год»? Почему?

(«Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров»).

8. Шинель для Акакия Акакиевича - это не ружье из анекдо­та, это не излишество, а самая первая необходимость. Вот почему он так расстроился, когда портной Петрович отказался взять ее в ремонт.

Обратимся к тому фрагменту, в котором повествуется о первом визите героя к портному. Наше внимание должна привлечь речь Ака­кия Акакиевича - это не речь, а какие-то обрывки речи: «А я вот к те­бе, Петрович, того...», «А я вот того, Петрович... шинель-то, сукно...». Отрывок №4 зачитать

(Трудно представить, чтобы герой, живущий в одиночестве и заби­тости, говорил иначе. Но дело и в умственной неразвитости, ограни­ченности кругозора, конечно, тоже. Таким образом, автор сочувству­ет своему герою. К тому моменту, когда он пишет: «Отчего же нельзя, Петрович? - сказал он почти умоляющим голосом ребен­ка...», жалость, сочувствие к герою уже сформировались в читателе.)

9. Расскажите о разговоре Акакия Акакиевича с Петровичем. О чём размышляет Акакия Акакиевича после него. (Здесь важно, чтобы ученики поняли, что Гоголь не скрывает ужасающей нищеты героя, которая и влияет на формирование его характера, на поведение. Кроме того, в его жизни нет человеческой привязаннос­ти, вот и возникает странная «любовь» к красивым буквам и к буду­щей шинели, как к живому человеку.)

10. Внимательно прочитайте (прослушайте) фрагмент статьи революционе­ра-демократа Н.Г.Чернышевского «Не начало ли перемены?» выскажите свою точку зрения на гоголевского героя (т.е., согласны ли они с мнением критика и почему? ):

«...в ком заключалась причина бедствий и унижений Акакия Акакиевича? В нем самом, только в нем самом. Ведь в самом деле Акакий Акакиевич был смешной идиот... Он был круглый невежда и совершенный идиот, ни к чему не способный. Это видно из рассказа о нем, хотя рассказ написан не с тою целью. Зачем же Гоголь прямо не налегает на ту часть правды об А.А., - на ту невыгодную часть правды, вы­ставленную нами?.. Все недостатки прячутся, затушевываются, за­мазываются!..»

(Учащиеся пытаются объяснить столь резкую оценку Чернышевского и одновременно - почему отри­ цательные черты Башмачкина писатель приглушает, а крупным пла­ ном дает другое: кротость героя, душевную незлобивость, безропот­ ное терпение забитого жизнью бедняка? )

(Чтобы взглянуть на беды Башмачкина, понять их и посочувствовать ему, надо быть добрым че­ловеком. Так поступил молодой человек, понявший, что издеваться над Акакием Акакиевичем - бесчеловечно. Не все в руках одного человека, этого Чернышевский не хочет увидеть. Точка зрения революци­онных демократов была другой - человек должен сам изменить свою жизнь. Мнение автора не совпадало с точкой зрения критика.).

11. Как реагирует герой на новые условия жизни, как готовится к
приобретению шинели? Откуда взял деньги на её пошив? Отрывок №6.

(Казалось бы, после второго визита к Петро­вичу и его отказа от починки старой шинели герой должен отчаяться, но этого не происходит. Читаем от слов: «Но прежде читателю должно узнать, где взялась первая половина...» до «...оставаться в одном только демикотоновом халате, очень давнем и щадимом даже самим временем».)

Но это, так сказать, материальный план.

12 . Чем стала будущая шинель для героя повести?

А какие изменения происходят в характере, манере поведе­ ния? Отрывок №7.

(Мы видим, что он меняется внешне, поведение его становит­ся более решительным и целеустремленным. Читаем от слов: «...но зато он питался духовно... в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?»

Конечно, в этом отрывке появляется юмор, но это добрый юмор, а главное в том, что он становится человеком, впервые начинает се­бя чувствовать человеком: даже принимает приглашение товарищей на вечеринку и выпивает шампанское.)

Юмор – (см. раздаточный материал)

13 . Шинель готова. Как ощущает Акакий Акакиевич себя в новой шинели?

(Словесное рисование.)

А теперь закройте глаза и представьте, как выглядит во время одевания шинели Акакий Акакиевич? Какова его внешность? Выражение лица? Жесты? Как стоит герой? Как ведёт себя? Может, представите и предметы, окружающие его в этот момент?

Посмотрите на стенд, где помещены иллюстрации художников Кукрыниксов (Кукрыниксы - творческий коллектив художников, ставших самыми знаменитыми и авторитетными мастерами российской карикатуры 20 века.), выполненные акварелью. Одна из иллюстраций так и называется «Акакий Акакиевич примеряет новую шинель».

Совпали ли ваше устное словесное рисование с видением этой же сцены художников?

Вид работы, которую вы сейчас выполняли, называется словесным рисованием.

При чтении художественного произведения нам мысленно «видятся», «представляются» определённые картины, образы. Описание их и называют словесным рисованием. Оно может быть как устным, так и письменным. Словесное рисование предполагает не только понимание текста, но и его распространение и домысливание.

Обратите внимание на ваше д/з. Вам предстоит выполнить словесное рисование на тему ««Обложка к изданию повести Н.В.Гоголя «Шинель»».

Возвращаемся к разбору повести.

14. Как сослуживцы отнеслись к новому приобретению Башмачкина?

16. Определите, какой эпизод является кульминационным в по­ вести.

(Без труда учащиеся определят, что таким эпизодом является сцена ограбления - первое потрясение для Акакия Акакиевича.)

17.Какие перемены произошли с героем после ограбления?

(Тишайший Акакий Акакиевич начинает бранить будочника за то, что тот не помогает человеку, когда его грабят. Впервые не идет он на службу, начинает добиваться, чтобы его принял частный пристав. Когда его не пропускают, говорит писарю, что пришел по казенно­му делу, что пожалуется, если не пустят, «так вот тогда они увидят».
Но самое главное начинается после визита к «значительному лицу».)

18. Расскажите о встрече А.А. со значительным лицом. Отрывок № 8.

Обратим внимание учеников на то, как Гоголь акцентирует внима­ние читателей на роль чина: «...генеральский чин совершенно сбил его (значительное лицо) с толку». Вспомним, что этот акцент важен был для автора и в повести «Невский проспект».

Читаем от слов: «Увидевши смиренный вид Акакия Акакиевича и его старенький вицмундир...» до слов : «...его вынесли почти без движения».

После этого визита Башмачкин уже ничего не помнил и не ви­дел, не чувствовал ни рук, ни ног, когда добрался домой, не в силах был говорить. Началась сильная горячка и вскоре «бедный Акакий Акакиевич испустил дух».

Смерть только подчеркнула одиночество и бедность героя, который не оставил наследников и наследства. «И Петербург ос­тался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было».

19. Но все ли так, как мы сказали, не пропущено ли какое-то звено в этих событиях последних дней нашего героя?

(Этот вопрос заставля­ет учеников еще раз прочитать текст и увидеть очень важное место в повести: в предсмертных видениях представлялся Башмачкину то Пе­трович, то генерал, которому он приговаривал не только «Виноват, ва­ше превосходительство!», но и «даже сквернохульничал, произнося самые страшные слова... которые следовали непосредственно за сло­вом «ваше превосходительство» и которых от него никогда не слыша­ла его хозяйка».)

Он ругает не грабителей, а генерала, то есть высшие власти, мстит не тем, кто снял с него шинель, а генералу и в его лице тем, кто пре­вратил его в бессловесное, униженное существо. Это протест, бунт.)

20. Почему Гоголь решил закончить повесть трагически – смертью героя?

(Для писателя важ­нее всего правда жизни, к ней, этой трагической правде, он и стре­мился привлечь внимание читателей.)

Слово учителя

Мысль автора ясна: высшие власти, представленные в повести «значительным лицом», виноваты в ужасном существовании героя и его смерти. Но писатель призывает и к тому, чтобы все люди дума­ли друг о друге, поступали так, как хотят, чтобы поступали с ними - в этом смысл повести «Шинель».

Сцена у генерала не понравилась герою романа Ф.М.Достоев­ского «Бедные люди» Макару Девушкину: «А лучше всего было бы не оставлять его умирать, беднягу, а сделать так, чтобы шинель его отыскалась, чтобы тот генерал, узнавши подробнее об его доброде­телях, перепросил бы его в свою канцелярию, повысил чином и дал бы хороший оклад жалованья, так что, видите ли, как бы это было: зло бы было наказано, а добродетель восторжествовала бы, и канце­ляристы товарищи все бы ни с чем и остались. Я бы, например, так сделал...»

21. Почему Гоголь поступил иначе? С какой целью Гоголем выбирает фантастическое окончание повести?

(В реалистической части повести не могли проявиться такие стороны характера Акакия Акакиевича, которые показало фанта­стическое окончание.) (Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя. Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…)

V . Обобщение.

1) Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений?

(Акакий Акакиевич – удавшийся человек настолько, насколько у него было жизненных амбиций. У него гармония потребностей и возможностей. Людей, подобных Акакию Акакиевичу, много.)

2) Какой тип “маленького человека” воплотился в Башмачкине?

(Жертва, не осознающая трагизма своего положения, так называемая духовно “стёртая” личность, что при явно выраженном сочувствии автора к “маленькому человеку” не исключает истинного подхода к проблеме.)

3) Актуальна ли проблема «маленького» человека в наши дни?

4) А как должно быть в жизни?

Заключение . На этом разговор о повести «Шинель» ещё не окончен. В 9 и в 10 классе вы вновь вернётесь к чтению произведений Гоголя из цикла «Петербургские повести», и изучите их подробнее и глубже.

В 1842 году Николай Васильевич Гоголь написал небольшое произведение «Шинель», которым завершил цикл своих «Петербургских повестей». Дата первой публикации — 1843 год. В повести ведется повествование о жизни и смерти «маленького человека», судьба которого так похожа на миллионы других несчастных судеб жителей России девятнадцатого века.

Вконтакте

Главная сюжетная линия

История создания произведения и кто его главные герои . В начале 30-х годов 19 столетия Гоголь услышал юмористический рассказ о страданиях бедного чиновника, мечтавшего о дорогом ружье, долго копившем на него и скоропостижно умершем от горя после его потери.

Данные события и стали основой для создания повести. «Шинель» жанр имеет комически-сентиментальной повести о серой, лишенной радости жизни простых петербургских чиновников. Изложим краткое содержание.

Первая часть. Знакомство с главным персонажем

Повествование начинается со сведений о рождении и оригинальном наречении имени главному герою. Мать, после предложенных нескольких причудливых имен из святок, решила дать новорожденному имя его отца Акакий Акакиевич Башмачкин . Далее автор подробно описывает кем был герой, чем занимался в жизни: был небогат , служил титулярным советником , в обязанности которого входило скрупулезное переписывание бумаг .

Свою однообразную работу Башмачкин любил, выполнял с усердием и другого занятия для себя не желал. Жил от зарплаты до зарплаты, имея скудное пропитание и самые необходимые для жизни вещи.

Важно! Башмачкин был очень смиренным и добрым человеком. Молодые сослуживцы никогда не считались с ним, даже более того – всячески над ним издевались. Но это не могло нарушить душевного покоя главного героя, он никогда не реагировал на оскорбления, а тихо продолжал свою работу.

Поход к портному

Сюжет повести довольно простой, в ней рассказывается о том, как главный герой сначала приобрел шинель , а затем ее потерял . Однажды Башмачкин обнаружил, что его шинель (пальто со складками на спине, форменная одежда госслужащих в 19 веке) сильно износилась, а в некоторых местах вовсе порвалась. Чиновник поспешил к портному Петровичу, чтобы тот смог залатать верхнюю одежду.

Подобно приговору звучит отказ портного в починке старой шинели и совет приобрести новую. Для бедного чиновника с годовым жалованием около 400 рублей сумма в 80 рублей, требуемая для пошива новой шинели, была просто неподъемной.

Башмачкин копит на обновку

Половина суммы у героя была накоплена – откладывалась ежемесячно по копейке с каждого рубля. Другую половину он решает приобрести путем экономии: отказывается от ужина, ходит на цыпочках, чтобы не портить подметки на обуви, а дома носит один халат с целью экономии на белье и стирке. Неожиданно на службе выдают премию на 20 рублей больше ожидаемой суммы, что ускоряет процесс шитья обновки.

Новая шинель и ее похищение

Портной мастерски выполняет заказ Башмачкина , который, наконец, становится счастливым обладателем шинели из хорошего сукна с кошкой на воротнике. Окружающие замечают обновку, радуются за героя и поздравляют, а вечером приглашают на чай в дом к помощнику столоначальника.

Акакий приходит на вечер , хотя чувствует себя там неловко: такое мероприятие ему непривычно. Остается в гостях до полуночи. По пути к дому на безлюдной площади его останавливают неизвестные люди и снимают с плеч новую шинель.

Обращение к приставу и посещение «значительного лица»

На следующий день несчастный Акакий Акакиевич Башмачкин направляется за помощью к частному приставу , но поход не увенчался успехом. В департаменте, где все сочувствуют горю и пытаются помочь. По совету сослуживцев главный герой обращается к «значительному лицу», которое, желая произвести впечатление на присутствующего у него в кабинете приятеля, грубо обращается с Башмачкиным, чем повергает несчастного в шок и беспамятство. Расстроенный титулярный советник бредет по холодному Петербургу в своей потрепанной одежде, простужается и серьезно заболевает.

Смерть и появление привидения

Через несколько дней в бреду и горячке Акакий Акакиевич умирает. После его смерти в городе появляется привидение, по внешнему описанию похожее на покойного, ведущего охоту за шинелями прохожих.

Однажды по дороге домой «значительное лицо» встречает призрак Башмачкина, который с криком набрасывается на генерала, пытаясь отобрать шинель. После этого случая, появления привидения-мертвеца совершенно прекращается.

Другие герои

Помимо Акакия Акакиевича в повести присутствуют портной Петрович и «Значительное лицо», описание которых помогает автору глубже раскрыть натуру Башмачкина. Характеристика героев позволяет понять особенности того времени.

Акакий Акакиевич:

  • внешность: пожилой человек 50 лет, небольшого роста, с лысиной на голове , бледным цветом лица. Не придает значения своей одежде, носит потрепанные и выцветшие вещи;
  • отношение к работе: ревностно относится к своим обязанностям , никогда не прогуливает работу. Для него переписывание бумаг — наивысшее наслаждение в жизни. Даже после работы Акакий Акакиевич брал бумаги домой для упражнения в писании;
  • характер: незлобивый, робкий и пугливый. Башмачкин — бесхарактерная личность , не умеющая постоять за себя. Но в то же время это воспитанный, спокойный человек, не позволяющим себе сквернословия и ругани, главными его добродетелями были искренность и чистосердечие;
  • речь: говорит бессвязно и непонятно, употребляя большей частью и предлоги;
  • жизненная позиция: домосед, живущий в своем мирке , не интересующийся развлечениями и общением. Несмотря на жалкое существование, любит свою работу, доволен своей жизнью и умеет радоваться мелочам.

Возвращение Башмачкина в полночь домой

Портной Григорий Петрович:

  • бывший крепостной с рябым одноглазым лицом, часто ходил с голыми ногами, как принято было у портных во время работы;
  • род занятий: искусный мастер , ответственно относящийся к выполнению заказов. Своим клиентам помогал выбрать материал для изделия, советовал, делал скидки, особенно когда был пьян.
  • характер: любил выпить, за что часто был бит собственной женой. Трезвый Петрович – это несговорчивый и грубый человек, пьяный – более уступчивый, мягкий. Очень гордился своими изделиями, любил важничать и «заламывать» цены.

«Значительное лицо»

  • генерал в летах с мужественной богатырской наружностью;
  • отношение к своему положению: стал значительным не так давно, поэтому всеми силами пытался изобразить из себя важного человека . Пренебрежительно относился к людям, младшим по званию, и вел себя подобающим образом с равными по чину;
  • характер: хороший отец семейства, строгий и требовательный начальник. Грубо обращается с низшими по рангу людьми, держит их в страхе. На самом деле, это добрый человек, переживает, что обидел Башмачкина.

Внимание! Хотя главный персонаж был неприметным человеком, с первого взгляда казался абсолютно ненужным в обществе, жизнь его оказывала большое влияние на окружающих.

Только такие смиренные люди могут разбудить нашу уснувшую совесть. Из повести видно, что некоторые из сослуживцев, видя незлобие и покорность Башмачкина, перестали издеваться над ним. В тихой жалобе на жестокое обращение они смогли расслышать: «Я брат ваш». Да и сам «значительное лицо», после долгих мук совести из-за несправедливого обращения с Акакием Акакиевичем, встречи с привидением покойного, стал более снисходительно и по-доброму относится к подчиненным.

Реализма в России 40-х годов.

» стала одним из первых произведений в русской литературе, которая раскрыла проблему «маленького человека» в обществе. Впервые повесть была напечатана в 1842 году. «Шинель» с рядом других повестей была объединена в цикл «Петербургские повести».

Действие повести разворачиваются вокруг жизни мелкого служащего канцелярии Акакия Акакиевича Башмачкина. Композицию произведения можно представить в четырех частях: рождение главного героя, его служба в городской канцелярии, покупка новой шинели и мистический финал произведения.

Главный герой изображен как жалкий человек, невысокого роста, лет пятидесяти с лысиной на лбу и морщинами на щеках. При рождении ему долго не могли подобрать имя, ведь в календаре были только нелепые имена. Поэтому было решено назвать ребенка в честь отца Акакием.

Всю свою жизнь занимал пост писаря в одной из городских канцелярий. Эта однообразная и рутинная работа была по душе главному герою. Он даже брал работу на дом, а когда ее не было Акакий Акакиевич «снимал нарочно, для собственного удовольствия, копию для себя…».

Кроме образа «маленького человека», Гоголь, в лице коллег Башмачкина, создает образ чиновника. Эти люди выступают, как бездушные существа, которые постоянно подшучивают над главным героем, заваливают его бумагами. Эти люди лишены человеческой жалости и сострадания.

С приходом холодов, жизнь Акакия Акакиевича круто меняется. А виной всему стала его старая шинель. Она настолько была изношена, что портной Петрович не взялся ее подлатать. Он настоял на покупке новой вещи. Мизерное жалование не позволяло Башмачкину выложить сразу необходимую сумму денег, и он начинает экономить. В этот моменте прослеживается еще одна проблема, поднятая Гоголем в произведении – бедность и нищета. Ради необходимой суммы денег, Акакий Акакиевич отказывается от вечернего чаепития, он даже не зажигает свечи в темное время суток, да и белье стал реже носить к прачке. Когда нужная сумма была собрана, портной пошил ему новою шинель. Стоит отметить, что только Петрович был единственным человеком, который поддержал главного героя и помог ему.

Новая шинель словно преобразила Акакия Акакиевича. Он с улыбкой шел на работу. Да и коллеги стали относится к нему по-другому. К сожалению, счастье длилось не долго. Следующим вечером, когда Башмачкин возвращался домой, его ограбили и отобрали новую шинель. Это стало настоящей трагедией для главного героя. Никто не мог понять и разделить его горя. Он решает обратиться к властям, но остается не услышанным. «Значительное лицо» просто прогоняет его. Акакий Акакиевич умирает в бреду. Характерно то, что смерть «маленького человека» замечают только на четвертый день. Но эта новость ни кого не печалит, ему быстро находят замену.

К заключительной части повести мы узнаем, что по городу бродит призрак чиновника, который срывает шинели с плеч «значительных людей». Призрак Акакия Акакиевича успокаивается только после того, как срывает шинель с плеч своего обидчика генерала, который прогнал его.

С помощью мистического финала повести Гоголь показывает нам, как бесправны «маленькие люди» в реальной жизни. И только после смерти они могут заявить о своих правах и восстановить справедливость.

Н. В. Гоголь считается самым мистическим писателем в русской литературе. Его жизнь и творчество полно тайн и загадок. Повесть Гоголя “Шинель” изучают на уроках литературы в 8 классе. Полноценный анализ произведения требует знакомства с творчеством и некоторыми биографическими сведениями автора.

Краткий анализ

Год написания – 1841.

История создания – повесть создана на основе анекдота с аналогичным сюжетом.

Тема – тема “маленького человека”, протест против общественных порядков, которые ограничивают личность.

Композиция – повествование построено по принципу “бытия”. Экспозиция – краткая история жизни Башмачкина, завязка – решение о необходимости поменять шинель, кульминация – кража шинели и столкновение с безразличием властей, развязка – болезнь и смерть главного героя, эпилог – известия о призраке, ворующем шинели.

Жанр – повесть. Немного перекликается с жанром “жития” святых. Многие исследователи находят сходство сюжета с житием преподобного Акакия Синайского. На это указывают многочисленные унижения и скитания героя, его терпение и отказ от мирских радостей, смерть.

Направление – критический реализм.

История создания

В “Шинели” анализ произведения невозможен без предыстории, которая подтолкнула автора к созданию произведения. Некто П. В. Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан “канцелярский анекдот” про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства. Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 году. Спустя пять лет сюжет всплывёт в гоголевской “Шинели”, художественно переосмысленный и творчески переработанный. Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной.

Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В. Погодина, известного издателя, историка и учёного.

В 1843 году повесть была опубликована. Она относится к циклу “Петербуржских повестей”, становится заключительной и самой идейно насыщенной. Имя главного героя автор менял на протяжении работы над произведением Тишкевич – Башмакевич – Башмачкин).

Название же самой повести претерпело несколько изменений (“Повесть о чиновнике, крадущем шинели”) прежде чем до нас дошёл окончательный и самый точный вариант – “Шинель”. Критика приняла произведение спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено. Только через столетие стало понятно, что “Шинель” оказала огромное влияние на русскую литературу, на историческое понимание эпохи и формирование литературных направлений. Гоголевский “маленький человек” отразился в творчестве многих писателей и поэтов, создал целую волну подобных, не менее гениальных, произведений.

Тема

Произведение построено таким образом, что мы прослеживаем всю жизнь главного героя, начиная от момента рождения (где упоминается история о том, почему его назвали Акакием) и до самой трагической точки – смерти титулярного советника.

Сюжет построен на раскрытии образа Акакия Акакиевича, его столкновением с общественными порядками, властью и безразличием людей. Проблемы ничтожного существа не волнуют сильных мира сего, его жизнь, и даже смерть никто не замечает. Только после гибели справедливость восторжествует в фантастической части повествования – о ночном призраке, отбирающем шинели у прохожих.

Проблематика “Шинели” охватывает все грехи сытого бездушного мира, заставляет читателя оглянуться вокруг и заметить тех, кто так же “мал и беззащитен”, как главный герой. Основная мысль повести – протест против бездуховности общества, против порядков, которые унижают человека морально, материально и физически. Смысл фразы Башмачкина “Оставьте…, зачем вы меня обижаете?

” – содержит и нравственный и духовный и библейский контекст. То, чему учит нас произведение: как нельзя относиться к ближнему своему. Идея у Гоголя в том, чтобы показать бессилие маленькой личности перед огромным миром людей, которые безразличны к чужому горю.

Композиция

Композиция построена по принципу жития или “хождений” святых и мучеников. Вся жизнь главного героя, от рождения до самой смерти, является тем самым мучительным подвигом, сражением за правду и испытанием на терпение и самопожертвование.

Вся жизнь героя “Шинели” – пустое существование, конфликт с общественными порядками – единственный поступок, который он попытался совершить за свою жизнь. В экспозиции повести мы узнаём краткие сведения о рождении Акакия Башмачкина, о том, почему его так назвали, о работе и внутреннем мире персонажа. Суть завязки в том, чтобы показать необходимость приобретения новой вещи (если смотреть глубже – новой жизни, разительных смелых перемен).

Кульминация – нападение на главного героя и его столкновение с безразличием властей. Развязка – последняя встреча с “значительным лицом” и смерть персонажа. Эпилог представляет собой фантастическую (в любимом гоголевском стиле – сатирическую и ужасающую) историю о призраке, который отбирает шинели у прохожих и в конце концов добирается до своего обидчика. Автор подчёркивает бессилие человека изменить мир и добиться справедливости. Только в “другой” реальности главный герой силён, наделён властью, его боятся, он говорит смело в глаза обидчику то, что не успел сказать при жизни.

Главные герои

Жанр

Рассказ о титулярном советнике построен по принципу жития святых. Жанр определён как повесть, благодаря масштабности содержательного плана произведения. Повествование о титулярном советнике, влюблённом в свою профессию, стало своеобразной притчей, обрело философский подтекст. Едва ли произведение можно считать реалистическим, учитывая концовку. Она превращает произведение в фантасмагорию, где пересекаются причудливые нереальные события, видения, странные образы.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 1501.

Сочинение

Повесть была излюбленным жанром Н. В. Гоголя. Он создал три цикла повестей, и каждый из них стал принципиально важным явлением в истории русской литературы. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» и так называемые петербургские повести знакомы и любимы не одним поколением читателей.
Гоголевский Петербург - это город, поражающий социальными контрастами. Город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола. Такой жертвой и является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести «Шинель».
Идея повести возникла у Гоголя в 1834 г. под впечатлением канцелярского анекдота о бедном чиновнике, ценой невероятных усилий осуществившем свою давнюю мечту о покупке охотничьего ружья и потерявшем его на первой же охоте. Но в Гоголе эта история вызвала не смех, а совершенно иную реакцию.
«Шинель» занимает особое место в цикле петербургских повестей. Популярный в 30-х гг. сюжет о несчастном, забитом нуждой чиновнике был воплощен автором в произведение искусства, которое Герцен назвал «колоссальным». У Гоголя Башмачкин «был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться». Автор, конечно, не скрывает своей иронической усмешки, когда он описывает духовную ограниченность и убожество своего героя. Акакий Акакиевич был робким, бессловесным существом, безропотно сносившим «канцелярские насмешки» своих сослуживцев и деспотическую грубость начальников. Отупляющая работа переписчика бумаг парализовала в нем какие бы то ни было духовные интересы.
Юмор Гоголя мягок и деликатен. Писателя ни на один момент не покидает горячее сочувствие к своему герою, выступающему в повести как трагическая жертва жестоких условий современной действительности. Автор создает сатирически обобщенный тип человека - представителя бюрократической власти России. Так, как начальство ведет себя с Башмачкиным, ведут себя все «значительные лица». Смирение и покорность несчастного Башмачкина в контрасте с грубостью «значительных лиц» вызывали в читателе
не только чувство боли за унижение человека, но и протест против несправедливых порядков жизни, при которых возможно подобное унижение.
В петербургских повестях с огромной силой раскрывалась обличительная направленность творчества Гоголя. Человек и античеловеческие условия его общественного бытия-вот главный конфликт, который лежит в основе всего цикла. И каждая из повестей представляла собой новое явление в русской литературе.
Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина и звания».
Резко критикуя господствующий строй жизни, его внутреннюю фальшь и лицемерие, произведение Гоголя наталкивало на мысль о необходимости иной жизни, иного социального устройства.

Другие сочинения по этому произведению

Маленький человек" в повести Н. В. Гоголя "Шинель Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель» Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. Гоголя Идейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель» Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель» Образ "маленького человека" (по повести \"Шинель") Образ “Маленького человека” в повести Н. В. Гоголя "Шинель" Образ Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») Повесть "Шинель" Проблема "маленького человека" в творчестве Н. В. Гоголя Ревностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам» Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель» Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя "Шинель\" Тема \"маленького человека" в повести \"Шинель" Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя Трагедия "маленького человека" в повести \"Шинель" Характеристика образа Акакия Акакиевича (Н.В.Гоголь «Шинель») Тема «Маленького человека» в повести Н.В Гоголя «Шинель» Характеристика образа Башмачкина Акакия Акакиевича Трагедия маленького человека в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя Тема «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя («Шинель», «Повесть о капитане Копейкине») Акакий Акакиевич Башмачкин: характеристика образа Как много в человеке бесчеловечности Главный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель» Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (1)